Проблемы организации местными органами власти ритуального обслуживания. Правила предоставления ритуальных услуг
Разработка первого отечественного универсального ракетного комплекса М-1 для кораблей пр.61 и 63 была начата по Постановлению СМ №1149-592 от 17.08.1956г. Но уже по- становление № 1190-610 от 25 августа того же года было решено ставить М-1 на корабли пр.58 и пр.62.
Многим знакомы номера проектов 58 и 61 , по которым построено 4 и 20 кораблей соответственно. Проект же №63 практически не известен, хотя это один из интереснейших проектов нашего флота. Легкие крейсера проекта 63 предполагалось строить в уже заложенных корпусах крейсеров пр.68бис. Согласно проекту плана судостроения на 1956-1965 гг. планировалось ввести 7 таких крейсеров в 1961-1964 годах. Крейсера должны были иметь крылатые ракеты типа П-40 или П-6 с дальностью стрельбы до 400 км и четыре 76-мм артустановки ЗИФ-67, а также зенитные комплексы двух типов: дальнего действия М-3, в составе двух спаренных пусковых СМ-68, 20 ракет В-800 и двух систем управления "Фрегат"; и ближнего действия М-1 в составе четырех спаренных пусковых установок ЗИФ-101 и двух систем управления "Ятаган". Крейсера пр. 63 должны были иметь ядерную энергетическую установку. О проекте № 62 известно пока очень мало. Это был, видимо, корабль ПВО. Волюнтаристским решением Н.С.Хрущева работы по кораблям пр.63 и 62 были прекращены, и комплекс М-1 разрабатывался только для пр.58 и 61.
К изготовлению комплекса М-1 было привлечено множество НИИ и КБ:
- НИИ-10 ГКРЭ - головной по комплексу в целом;
- ОКБ-2 ГКАТ - ракета В-600;
- ЦКБ-7 (ПО "Арсенал") - стабилизированная пусковая установка ЗИФ-101;
- ЦНИИ-173 - приводы наведения ЭСП-101;
- НИИ-6 - боевая часть;
- НИИ-125 - пороховые заряды для двигателей;
- НИИ-504 - радиовзрыватели "Пролив-М"; и т.д.
Корабельный универсальный комплекс М-1 по многим элементам был унифицирован с сухопутным ЗРК С-125 . Так, оба комплекса имели одинаковые ракеты (В-600 , В-601 и т.д.).
Зенитная управляемая ракета В-600
Унифицированная зенитная управляемая ракета В-600 (4К-90) разработана конструкторским бюро "Факел" (ранее ОКБ-2) по заказу войск противовоздушной обороны и ВМФ. Генеральный конструктор ракеты П.Д. Грушин.
Первой ступенью ракеты В-600 являлся пороховой реактивный двигатель ПРД-36, снаряженный 14 одноканальными цилиндрическими пороховыми шашками (из пороха марки НМФ-ЗК) общим весом 280 кг. На корпусе первой ступени были закреплены четыре раскрывающихся после старта стабилизатора.
Вторая ступень представляет собой ракету, выполненную по аэродинамической схеме "утка" с крестообразными крыльями и рулями. Двигатель второй ступени был также пороховой, но снаряженный только одной шашкой весом 125 кг, марка пороха НМ-4Ш.
Боевая часть ракеты 4Г-90 - осколочно-фугасная с готовыми поражающими элементами. Общий вес боевой части - 60 кг, из них 32-33 кг - вес сплава тротила с гексогеном и 22 кг - вес поражающих элементов.
В ракете был установлен радиовзрыватель "Пролив" (5Е15 ).
Метод наведения ракеты - оптимальное спрямление и накрытие цели. При стрельбе по низколетящим целям к этому добавляется метод наведения "Горка".
Пусковая установка ЗИФ-101
Пусковая установка ЗИФ-101 с устройствами хранения, подачи и заряжания представляла собой спаренную стабилизированную установку тумбового типа с нижней подвеской ракет на направляющих балках и с барабанной системой хранения ракет. Нижняя подвеска ракет - принципиальное отличие корабельных ЗУР от сухопутных, которые помещены над направляющими ПУ. Каждая ПУ имела два вертикальных барабана по 8 ракет в каждом. Барабаны размещались в погребе ПУ. Подача ракет на линию заряжания осуществлялась поворотом барабана на угол 45 град. Механизмом заряжания служил цепной досылатель толкающего типа. Установка ЗИФ-101 имела дистанционное управление с электромашинным силовым приводом ЭСП-101.
Первоначально на заводе №7 (ПО "Арсенал") был сделан опытный стенд ЗИФ-ИР-92 , на котором с марта по сентябрь 1959 г. на береговом полигоне проводились бросковые пуски ракет В-600 с разомкнутым контуром управления. Затем была изготовлена полигонная пусковая ЗИФ-101П , с которой на полигоне прошли пуски ракет с октября 1959г. по июль 1960г.
Система управления огнем "Ятаган"
Система "Ятаган" была разработана в НИИ-10 ГКРЭ, а аппаратура приводов антенного поста - в ЦНИИ-173. Она представляет собой совокупность приборов и устройств, обеспечивающих прием и целеуказания от корабельной радиолокационной станции обнаружения, спопровождение цели и ракет на траектории, предстартовую подготовку и пуск ракет, выработку команд управления для наведения ракет на цель.
Для наведения ракеты на цель на антенном посту размещено 5 антенн. Две малые служат для грубого наведения ракеты на цель на начальном этапе траектории, две большие - для сопровождения цели и точного вывода ракеты на цель, и одна антенна - радиопередатчик команд.
Испытания
Сроки отработки комплекса М-1 опережали сроки сдачи головного корабля пр.61 заводской № 1701, СКР-25, а с 9.10.62г. "Комсомолец Украины" - поэтому Распоряжением СМ СССР № 2110 от 30.07.1959г. совместные испытания М-1 были перенесены с головного корабля пр.61 на ракетный корабль "Бравый" пр.56К (проект 56 К - это переделка пр. 56 под ЗРК М-1).
Испытания на "Бравом" проходили в два этапа - с 5.01.62г.
по 12.03.62г. и с 12.03.62г. по 30.04.62 года. Все испытания проходили
на Черном море в акватории от мыса Меганом до
Керченского пролива.
В ходе совместных испытаний было проведено:
- 13 пусков ракет в бросковом варианте;
- 46 боевых и телеметрических пусков ракет;
- 331 вылет самолетов МиГ-17, МиГ-15М, МиГ-19, Ту-16, Ил-28, Ли-2, Ил-14 и вертолетов Ми-4.
Учебные пуски ЗКР В-600 | |
С 27 мая по 23 августа 1960г. на заводе № 445 на корме "Бравого" была установлена одна ПУ ЗИФ-101.
Центральный пост системы управления стрельбой "Ятаган" был установлен в надстройке на верхней палубе в районе кормовой трубы. В ходе испытаний отмечено, что время выхода "Ятагана" из холодного положения составило 5 минут (неудивительно - лампы!).
В ходе испытаний дальность сопровождения цели "Ятаганом" оказалась 42 км с вероятностью захвата 50% и 36 км с вероятностью 80%.
Пределы дальности ракеты оказались 15 км, время срабатывания самоликвидатора - 26 секунд.
Верхняя граница зоны поражения была 10 км, а нижняя зависела от скорости цели:
Скорость цели м/с | Дальность до цели, км | Мин. высота поражения, м |
100-300 | 15 | 150-100 |
6-8 | 100 | |
400-600 | 15 | 250-200 |
6-8 | 100 |
В проведенных пусках ракет радиовзрыватель "Пролив"(5Е15) срабатывал на промахах до 58 м.
Ещё при наземных испытаниях в 1961г. было выяснено, что боевая часть 4Г-90 дает 3560 - 3570 осколков в среднем весом около 5,4 гр.
В период испытаний комплекса было сбито шесть самолетов-мишеней МиГ-15М, летевших на высоте от 0,6 до 10 км, при этом промахи ракет составляли от 9 до 48 метров.
По мнению комиссии, вероятность поражения самолета на промахе 20 м составляет 0,9, а на промахе 40 метров - 0,4-0,6.
Комплекс М-1 мог поражать цели, летящие со скоростью до 600 м/с. Цель может маневрировать на высоте до 4 км с перегрузкой 3 - 4 g, а на больших высотах - до 2 - 3 g.
Скорость хода корабля при пусках может быть до 36 узлов.
Стрельб с "Бравого" по надводным целям не проводилось.
Принятие на вооружение
По результатам испытаний на "Бравом" комплекс ЗРК М-1 был рекомендован к принятию на вооружение. Постановлением СМ № 889-382 от 24.08.62г. комплекс М-1 с ракетой В-600 был принят на вооружение ВМФ. Позже комплекс М-1 получил наименование "Волна" , а ракета В-600 - несекретный индекс 4К90 .
Серийное производство ПУ ЗИФ-101 было налажено на заводе "Баррикады" в г.Волгограде.
Модернизации и эксплуатация комплекса М-1
Для поражения целей, летящих на высотах свыше 10 км, Постановлением СМ № 561-233 от 21.06.61г. была начата работа над ракетой В-601 для сухопутного комплекса С-125. После серии испытаний ракета В-601 Постановлением СМ № 479-199 от 29.05.64г. была принята на вооружение сухопутных войск. В том же году было решено оснастить этой ракетой и морской комплекс М-1.
Ракета В-601 отличалась от В-600 только конструкцией маршевого двигателя и имела новую боевую часть. В маршевом двигателе была установлена новая шашка весом 150 кг из пороха марки "301"-. Новая боевая часть 5Б18 была разработана НИИ-6. На испытаниях она давала около 4500 осколков весом 4,72 - 4,79кг. Новая боевая часть обеспечивала поражение целей с вероятностью 0.75 - 0,90 на промахе 20 м и вероятность 0,6 на промахе 25-47 м.
Для установки ракеты В-601 на ПУ ЗИФ-101 потребовалась доработка в части походного крепления ракеты.
Кроме того, некоторой модернизации подверглась система управления "Ятаган".
Тем не менее, внедрение ракет В-601 во флоте затянулось. Первые 7 кораблей получили В-601 в течение 1967 года.
В 1974-1976 годах была проведена очередная модернизация комплекса, который получил название "Волна-П" . В ходе модернизации была повышена помехозащищенность как непосредственно радиоканалов управления ракетой, так и путем введения в состав корабельной системы управления оптических каналов сопровождения цели (телевизор 9ШЗЗ ).
В последующем, когда опять встала проблема защиты кораблей от низколетящих ПКР, была проведена еще одна модернизация комплекса ("Волна-Н" ) с использованием ракеты В-601М , обеспечивающая поражение цели на высоте 3-5 метров над гребнем волны.
Вслед за ПУ ЗИФ-101 на заводе № 7 была создана спаренная установка ЗИФ-102 . Принципиальным отличием новой ПУ была подача ракет конвейерного типа, вместо барабанного. В результате боекомплект одной ПУ возрос с 16 до 32 ракет.
Говоря о комплексе М-1, нельзя не упомянуть о трагедии 30 августа 1974 года, в результате которой затонул большой противолодочный корабль "Отважный". В 10 часов 01 минуту сработал маршевый двигатель ракеты В-601, находившейся в барабане в кормовой ПУ ЗИФ-101. Всего в погребе было 15 боевых ракет и одна учебная болванка. Через 15-20 секунд сработал стартовый двигатель, вызвавший детонацию других ракет. На корабле начался пожар. Хотя вокруг "Отважного" находилось 28 кораблей и катеров, а до крымского берега было всего 19 миль - буксировка корабля была организована бестолково, и в 15 часов 57 минут (т.е. через 5 часов после взрыва) корабль затонул.
Так же, как с "Императрицей Марией" и "Новороссийском" причины катастрофы не были установлены. Тем не менее версию самопроизвольного срабатывания маршевого двигателя комиссия отклонила, т.к. конструкция ракеты имеет ряд блокировок, исключавших такую ситуацию. Наиболее вероятная причина запуска двигателя - появление индукционного тока, наведенного РЛС соседних кораблей (взрыв произошел в ходе учений, но запуск ракет с кормовой ПУ даже не планировался). Вторая версия - "умышленное воздействие на ракету". Диверсия, разумеется, самая тривиальная версия, но она же единственная бесспорная версия. Тем более, что самопроизвольных запусков маршевых ступеней на других кораблях и сухопутных комплексах С-125 с В-601 не было.
Несмотря на отдельные недостатки, комплекс М-1 оказался в целом удачным и получил широкое распространение в отечественном ВМФ, и до сих пор находится на вооружении.
Формально и фактически М-1 был первым универсальным ракетным комплексом. Уже в середине 60-х годов наши моряки научились поражать ракетами В-600 и В-601 надводные цели. По воспоминаниям моряков, плававших в Средиземном море на крейсерах пр. 58 бок о бок с американскими кораблями, при обострении ситуации на Ближнем Востоке они больше надеялись на М-1, чем на многотонные грозные П-35, так как время реакции ЗРК было на порядок меньше, чем у противокорабельных ракет.
Всего комплексом М-1 с ПУ ЗИФ-101 было вооружено
- 20 кораблей пр.61, 61 М и 61 МП (один для Польши);
- 4 корабля пр.58;
- один пр.56К;
- 8 пр.56А;
- и 5 кораблей пр.61МЭ (построенных для Индии).
Комплекс М-1 с ПУ ЗИФ-102 получили
- 4 корабля пр. 1134;
- три - проекта 56У;
- и восемь - проекта 57А.
Источники информации
А.Широкорад "Ракеты над морем", журнал "Техника и Оружие" №5, 1996
Петров А. М., Асеев Д. А., Васильев Е. М. и др. "Оружие российского флота 1696-1996 гг." СПб: Судостроение
А.В. Карпенко "Российское ракетное оружие 1943-1993". Санкт-Петербург, "ПИКА", 1993
С одинаковой эффективностью поражать малоразмерные цели, крылатые ракеты, самолеты и вертолеты, спутники, а также перехватывать ядерные боеголовки, входящие в плотные слои атмосферы на скорости до десяти километров в секунду. Все это будет уметь новейшая зенитная ракетная система С-500 «Прометей».Ее появление на вооружении Воздушно-космических сил анонсировал замминистра обороны Юрий Борисов. Военачальник не раскрыл характеристик комплекса. Тем не менее на Западе весьма обеспокоены российской разработкой, справедливо полагая, что Москва в очередной раз создала «противоядие» от возможного ракетного удара по своей территории, в котором боевая управляющая система, объединяющая под единым управлением все комплексы ПВО-ПРО России.О «Прометее» известно крайне мало. Обозреватель журнала The National Interest, военный аналитик Себастьен Роблин пишет, что С-500 будет особенно эффективна против «самолетов-невидимок» F-22, F-35 и B-2. Однако, судя по доступным описаниям характеристик системы, противостояние подобной авиации не станет для нее основной задачей, добавляет аналитик.С-500 может поразить цели на высоте около 200 км. А приближающиеся баллистические ракеты остановит на расстоянии в 640 км. То есть на гораздо большей дистанции, чем это может самый современный российский ЗРК С-400 «Триумф», -
400 км.Командующий российскими ВВС генерал-полковник Виктор Бондарев утверждает, что С-500 сможет одновременно обстреливать до десяти целей, имея время реакции от трех до четырех секунд. Для сравнения: С-400 может одновременно обстреливать шесть целей, а время реакции у нее девять секунд.Американцы считают, что в арсенале ЗРК будут ракеты-перехватчики с активной радиолокационной головкой самонаведения. Это, по мнению экспертов, сделает его похожим на американскую систему THAAD (противоракетный комплекс подвижного наземного базирования для высотного заатмосферного перехвата ракет средней дальности).В противоракетах С-500 77Н6-Н и 77Н6-Н1 будет использоваться кинетическая энергия. То есть ракета будет поражать цель при физическом контакте с ней, а не посредством осколочно-фугасной боевой части, взрывающейся в непосредственной близости от нее и уничтожающей объект огромным количеством поражающих элементов. Противоракеты 77Н6 будут летать с гиперзвуковой скоростью от пяти до семи километров в секунду, что позволит им осуществлять перехват сверхзвуковых крылатых ракет противника.«Очень большая дальность С-500 делает комплекс идеальным оружием против наиболее крупных и максимально незаметных целей. Определить и поразить бомбардировщик с дальнего расстояния будет трудно, однако самолеты системы AWACS дальнего радиолокационного обнаружения и управления или самолеты радиоэлектронной борьбы и управления наземным боем E8 J-Star будут в куда большей опасности и, скорее всего, будут вынуждены оперировать вне радиуса С-500», -
считает Роблин.
На одном из новогодних календарей концерна «Алмаз-Антей» якобы засветилась и мобильная пусковая установка С-500 «Прометей», собранная на шасси МЗКТ-792911. Шестиосный тягач с характерной кабиной и две огромные трубы в кузове с противоракетами. В концерне не подтвердили и не опровергли многочисленных вопросов относительно того, С-500 ли они ненароком «рассекретили». Поэтому этот облик принят всеми экспертами за эталонный.Информации немного, и она, возможно, недостоверна. Тем не менее экспертное сообщество с нетерпением ждет первой презентации «Прометея». В следующем году он должен поступить на вооружение Воздушно-космических сил. Местом его дислокации станет Центральный промышленный район Москвы и Московской области. Здесь С-500 либо заменит развернутые комплексы С-400 «Триумф», либо станет для них боевой управляющей системой с расширенным огневым потенциалом. Есть мнение, что «Прометей» -
не просто зенитно-ракетная система, а целый комплекс мер по объединению российской системы ПВО-ПРО в единое информационное пространство.
Он будет анализировать информацию со спутников системы предупреждения о ракетном нападении, загоризонтных РЛС типа «Воронеж», заниматься селекцией целей по важности, отсекать ложные на большом расстоянии, сопровождать все это и, наконец, выдавать целеуказания различным системам. Все вместе это очень сложная и дорогостоящая работа. Поэтому возможно, что С-500 «Прометей» поступит в войска не в полном составе. Сначала пусковые и средства радиолокации, а уже затем все это будет объединено в комплекс. Тем не менее уже сейчас можно сказать, что в России создана первая в мире многоэшелонированная система ПВО-ПРО, надежно прикрывающая нашу страну от массированных ракетных ударов.
Сегодня почти все развитые в военно-технологичном отношении государства имеют на вооружении комплексы противовоздушной обороны . Они обеспечивают охрану воздушного пространства, обеспечивая защиту от вторжения. В наше время существуют разнообразные типы средств ПВО:
- Воздушные;
- Наземные;
- Корабельные.
Все они созданы с единственной задачей: распознать вражескую цель ранее, чем она произведет разрушительные или разведывательные действия, и ликвидировать ее.
Надежная оборона
Главным воздушным щитом экономически развитых государств является современный зенитно-ракетный комплекс. Чаще всего он представляет собой совокупность сложнейших инженерно-технических средств в единой системе, предназначенной для предотвращения воздушного или космического нападения.
Российская Федерация – самая большая страна в мире с неограниченным оборонным потенциалом. В ближайшем будущем на на ее защиту встанет современная зенитно-ракетная система — С-500. Этот перспективный российский комплекс способен удивить любого вероятного противника.
Особенности С-500
Первые шаги к созданию современного противовоздушного зенитно-ракетного комплекса были сделаны в далекую советскую пору. Тогда Советский Союз принял на вооружение новый противовоздушный комплекс дальнего действия С-200, созданный в конструкторском бюро Грушина еще в 1965 году.
Вторым этапом работ стало появление комплекса С-300 , на вооружение советской ПВО его приняли в 1975 году. ЗРК С-300 — детище конструктора В.П. Ефремова. Основная задача этого комплекса — оборона особо важных административно-территориальных единиц, а также промышленных объектов. С его помощью должны были отражаться разные цели, как баллистические, так и аэродинамические.
Создание новейшего комплекса
Первый этап разработки зенитно-ракетного комплекса пятого поколения стартовал в 2010 году. В то время только начались эскизные подготовительные мероприятия, но уже в 2011 году конструкторы и инженеры научно-производственного концерна «Алмаз-Антей» завершили эту работу. Коллектив планировал совершенно новый комплекс, способный поражать не только цели на малых высотах полета, но даже космические корабли на земной орбите.
К концу 2012 года собрали первую зенитную ракету для С-500. Через некоторое время дали «добро» и первому опытному образцу, для которого и были разработаны эти ракеты. Прошедшие успешно испытания подтвердили надежды разработчиков.
Главные задачи
Ракетный комплекс пятого поколения С-500 выполняет три главные задачи:
- Охрана;
- Перехват;
- Ликвидация.
Со всеми этими задачами комплекс справляется великолепно. С-500 обладает уникальными характеристиками:
- Он защищен от комплексов наведения и радиообнаружения, а также от любой системы, создающей для ракеты и ее нацеливания разные виды помех. В результате противнику не удастся уйти от перехвата и ликвидации. Это особая гордость разработчиков;
- Обеспечивается перехват любых летательных объектов на расстоянии до 3500 км и на максимальной высоте до 50 км. Для сравнения: хваленый американский «Патриот» способен «достать» высоколетящий объект лишь до 24 км;
- Обеспечивает ликвидацию самых современных средств ведения воздушного боя. Российские разработчики достигли невероятных показателей. Комплекс ПВО С-500 легко можно бороться с низкоорбитальными спутниками , орбитальными платформами, гиперзвуковыми крылатыми ракетами, самолетами и беспилотниками.
Потенциал С-500
Многофункциональный комплекс С-500 синхронно ведет до двадцати целей и способен одновременно обстрелять до сорока, пользуясь собственной системой наведения и внешним целеуказанием. Комплекс перехватывает самые разнообразные объекты, летящие на скорости более 7 км/сек. На расстоянии до 600 км система С-500 одновременно поражает до десяти объектов.
Перевод походного комплекса в положение полной боевой готовности и запуска ракеты занимает десять минут, рельеф местности не имеет значения. Система стабилизации позволяет С-500 запустить ракету даже с 30 градусным углом крена.
Комплекс оснащен сверхмощными портативными радарами, не имеющими аналогов в мире. С их помощью можно обнаружить объекты на дистанции до 1000 километров с наименьшей высотой до 5 метров и предельной до 50 километров. На сухопутном комплексе имеется система повышения проходимости, а также адаптации к суровым российским климатическим условиям.
ТТХ комплекса
Масса ЗРК С-500 составляет пятьдесят четыре тонны. Вес перевозимых грузов в полной боевой готовности — тридцать три тонны, а сам тягач весит двадцать одну тонну. Все десять колес пятиосного тягача – ведущие, из которых два передних — управляющие. Силовой дизельный агрегат имеет мощность 550 л/с.
Предельная высота преодолеваемого бордюрного преодоления доходит до 1.7 метра. В первый раз мобильное шасси для С-500 было представлено в 2012 году на демонстрации российской военной техники. Оно оказалось первым мобильным шасси для ЗРК-комплекса, обладающим формулой колес 10х10. В связи с тем, что комплекс еще не стоит на вооружении, большинство его технических характеристик остаются засекреченными.
Испытания новейшего ЗРК
В 2014 году российские вооруженные силы провели испытательные мероприятия одного из опытных образцов С-500. Из компетентных источников стало известно, что новейшее российское противоракетное вооружение стало лучшим на планете. Оно обошло своими характеристиками системы «Patriot-3» и THAAD.
По сообщениям российского минобороны, комплекс испытаний был проведен весьма успешно, С-500 справился со всеми задачами. Хотя ТТХ комплекса все еще засекречены, его считают наилучшим из всех имеющихся авангардных систем противовоздушной обороны. Из сообщения российского минобороны военные эксперты сделали вывод, что этот комплекс пятого поколения может, по меньшей мере, в течение ближайших 10–15 лет оставаться лучшим в мире.
С-500 – надежный щит России
В настоящее время воздушное пространство государства охраняют две зенитно-ракетные системы – С-300 и С-400. Первый из них, С-300, невзирая на множество модификаций, уже отстает от современных мировых конкурентов. Предполагается, что вслед за поступлением в войска С-500 «трехсотого» полностью снимут с вооружения. На боевом дежурстве оставят четвертое и пятое поколения этого комплекса.
Американский аналог «Патриот»
В настоящее время в мире имеется два относительно схожих по своим ТТХ противоракетных комплекса – у РФ и у США. В России это пока что С-400, а американский комплекс «Патриот-3» многими зарубежными экспертами признан лучшим из состоящих на вооружении в мире. Он может «достать» цель на высоте до двадцати четырех километров на дистанции до пятисот километров. Единственный известный его недостаток – низкая проходимость.
Российский противовоздушный оборонный сектор должен быть основным приоритетом для Минобороны государства, поэтому скорейшее принятие на вооружение комплекса С-500 настолько важно для российского государства. Он должен стать эффективным барьером для обеспечения мирного неба.
Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Недавно, РИА "Новости" опубликовало заметку, в которой утверждает, что С500 "Прометей" уже создан и эта новейшая система ПРО окончательно ликвидирует ядерный паритет между США и Россией . У американцев нет систем ПРО, способных сбить наши Ярсы и Булаву. А теперь не будет средств доставки ядерных зарядов, которые могли бы пробить противоракетный щит России.
С500 - это сверхсовременная и, наряду с "Проектом 4202", самая секретная военная программа России. Её цель - полная ликвидация паритета ядерных сил с США. В неё входит новейшая система обнаружения целей МАРС, пункт боевого управления, новейшая РЛС с активной фазированной решеткой. Но главное - это противоракета, которая способна поражать на дальности в 600 км не только баллистические и аэродинамические ракеты, но и гиперзвуковые крылатые ракеты. При чем, официально на высоте до 100 км (до линии Кармана). А может быть и выше - кто знает?
Представьте себе ракету, летящую со скоростью 1,8-2,5 км в секунду? Представили? То есть, за минуту такая ракета способна пролететь 108-150 километров. И вот такую ракету уже сейчас способна сбить наша новейшая система ПВО С500 "Прометей". Но таких ракет нет на вооружении ни США, ни стран НАТО, ни других ядерных держав и не предвидится в ближайшие лет 20.
Американцы только начинают разработку новейшей ракеты LRSO для задач по стратегическому сдерживанию России и Китая . Подробности этой программы конечно засекречены, но в прессу просачиваются данные о возможных параметрах новой перспективной ракеты: дальность полета LRSO будет составлять не менее 3–3,5 тысячи километров при средней скорости около 800 километров в час. Но это слишком мало, чтобы проскользнуть мимо С500. К тому же, эту ракету в США собираются создать только к 2020 году, а возможно и позже. Да и еще пару лет на организацию серийного производства. А существующие на Западе средства доставки ядерного оружия не могут обойти даже существующие на сегодняшний день комплексы С400 "Триумф", которые сильно уступают по всем параметрам "Прометею".
"С-500 сможет выполнять не только задачи в рамках противовоздушной обороны , но и, по сути, будет уже элементом противоракетной обороны", - заявил В.Путин на совещании по вопросам развития системы военно-космической обороны.
За разработку С500 получили высокие награды создатели этой сложнейшей военной техники, в т.ч. Друзин С.В. - начальник управления по научно-техническому развитию Алмаз-Антея, орденом за заслуги перед Отечеством второй степени. Дризе И.М. - получил почетное звание "заслуженный конструктор России". Горбачев М.А., засекреченный ученый и главный специалист Алмаз-Антея , также получил это звание. И целый коллектив специалистов, ученых, руководителей, которые участвовали в создании это настоящего прорыва инженерно-технической мысли.
"В рамках программы перевооружения до 2020г. ожидается серьезный госзаказ на средства воздушно-космической обороны. Через два-три года объемы производства могут возрасти по отдельным образцам от 10 до 100 раз. Существующие мощности в условиях действующих предприятий увеличить в 10 раз очень сложно. Проще построить новые", - заявил в марте 2012г заместитель генерального директора ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей" С.Остапенко, отметив, что начать производство на новых мощностях планируется в 2015г.
По данным из проверенных источников, оба завода - и в Кирове, и в Нижнем Новгороде , находятся в высокой степени строительной готовности, идёт чистовая отделка и пуско-наладочные работы отдельного технологического оборудования. Так что, есть надежда, что если не в 2016, то уже в 2017 году первые партии "Прометея" сойдут с конвейера. И это будет означать конец паритета ядерного сдерживания.
Кстати о санкциях. Концерн ПВО «Алмаз-Антей», попавший под санкции США из-за ситуации вокруг Украины, не ожидает масштабных проблем. Об этом заявил гендиректор концерна Ян Новиков. «Санкции со стороны США не окажут заметного влияния на осуществление в полном объеме планов концерна ПВО «Алмаз-Антей» по разработке и созданию перспективных видов вооружения ПВО-ПРО», - сказал он.
С 500 Ракетный комплекс будущего
В российском ОПК наметилось ускорение. Главнокомандующий Воздушно-космическими силами России генерал-полковник Виктор Бондарев заявил , что войска ВКС в ближайшее время примут на вооружение перспективную зенитную ракетную систему С-500.
Концерн «Алмаз-Антей», создающий зенитно-ракетное вооружение дальнего и сверхдальнего действия, работает ритмично, не выходя из графика. «Мы каждый год получаем по пять комплектов зенитных ракетных систем С-400, новые РЛС — эти темпы нас устраивают, идет дальнейшее развитие, мы с промышленностью не стоим на месте, ускоренными темпами разрабатывается новейший комплекс С-500 и в ближайшее время он поступит на вооружение войск противовоздушной обороны», — сказал главнокомандующий на торжественных мероприятиях, посвященных Дню противовоздушной обороны.
Серийное производство комплексов С-400 и С-500 развернуто на Нижегородском машиностроительном заводе имени 70-летия Победы, специально построенном для выпуска как этих двух комплексов, так и перспективных разработок «Алмаза-Антея». Строительство завода обошлось в 45 млрд. рублей.
О том, что ЗРС С-500 совсем уже на подходе, свидетельствует и начало подготовки специалистов для работы на этих комплексах. Обучение проходит на базе Военной академии воздушно-космической обороны имени маршала Г. К.Жукова.
Мобильная ЗРС С-500 «Прометей» начала создаваться в концерне «Алмаз-Антей» в 2004 году. После проведения НИР в 2007 году была открыта ОКР. Ее промежуточный результат был получен в 2009 году, когда начались испытания сверхдальней ракеты
С-500 — это, по сути, два комплекса, каждый из которых решает свои задачи. И каждый из них имеет свое ракетное вооружение и аппаратную часть. Один сегмент осуществляет противоракетную оборону, второй — противовоздушную, то есть уничтожает аэродинамические цели.
И в этом смысле С-500 существенно отличается от американской системы THAAD (Terminal High Altitude Area Defense), имеющей только одну ракету, которая должна бороться как с аэродинамическими, так и с баллистическими целями. Такой универсализм приводит к тому, что вероятность поражения баллистической ракеты средней дальности составляет лишь 10−15%. И нижний порог по дальности поражения аэродинамических целей слишком большой, то есть ракета плохо работает по низколетящим целям. Тут у США значительный пробел, поскольку архаичный ЗРК «Патриот» прикрыть ближнюю зону не в состоянии.
У С-500 для решения задач ПВО и ПРО используются не только различные ракеты, но и две разных РЛС с активной фазированной антенной решеткой.
Часть использующихся в системе ракет позаимствована у ЗРС С-400. Три ракеты разработаны специально для «Прометея». Самой мощной, которая предназначена для борьбы с аэробаллистическими целями, является 40Н6М, имеющая дальность, равную 600 км. Дальность ракеты THAAD в 3 раза меньше — 200 км.
Еще две новые ракеты разработаны в КБ «Факел» для баллистических целей. Это 77Н6-Н и 77Н6-Н1. Их характеристики не разглашаются. Известно лишь, что они справляются не только с баллистическими ракетами средней дальности, но и с МБР на конечном участке их траектории. И не только с самими ракетами, но и с отделившимися боевыми блоками малой заметности, эффективная площадь рассеяния которых не превышает 0,1 кв.м. При этом скорость поражаемых целей может достигать 7 км/с.
Известно и то, что 77Н6-Н и 77Н6-Н1 унифицированы с противоракетой системы ПРО Москвы А-135 «Амур» 53Т6М, которая не имеет в мире аналогов. У нее непревзойденная энергонасыщенность. Уникальные динамические характеристики. Ее максимальные продольные перегрузки — 210g, поперечные — 90g. Дальность пуска — до 100 км, высота перехвата — до 30 км. Однако генеральный конструктор разработки А.Г.Басистов утверждает, что возможности ракеты существенно выше. После окончания государственных испытаний он сказал: «Система показала значительные запасы по всем параметрам. Скоростные противоракеты Люльева 53Т6 могут осуществлять поражение баллистических целей на дальностях в 2,5 раза больших и на высотах в 3 раза больших, чем мы сейчас аттестовали. Система готова выполнить задачи и по поражению низкоорбитальных спутников, и другие задачи».
При этом следует учитывать, что ракеты 77Н6-Н и 77Н6-Н1 — это не копирование, а развитие базовой ракеты.
При сравнении скоростных характеристик ракет С-500 и THAAD видно, что российские быстрее в 3,5 раза. Их максимальная скорость равна 3600 м/с, у американских — 995 м/с.
Характеристики «Прометея» раскрыты лишь частично. Известно, что дальность обнаружения баллистической ракеты составляет 2000 км, боевого блока с ЭПР 0,1 кв.м. — 1300 км. При этом максимальная ошибка при определении конечной точки траектории, то есть места падения баллистической ракеты, не превышает 15 км. Дальность обнаружения аэродинамических целей — 800 км.
В то же время нет данных по количеству сопровождаемых и одновременно обстреливаемых целей. Но известно, что эти параметры выше, чем у ЗРС С-400 «Триумф». То есть больше 20 при сопровождении и 10 при одновременном обстреле. И эти цифры необходимо умножить на 8 — столько боевых машин комплекса объединены в единую систему, управляемую из командного пункта.
Еще одно достоинство «Прометея» — использование новейших средств связи, относящихся к шестому поколению. Они гарантированно исключают возможность радиоперехвата, а также нечувствительны к внешним помехам. В то же время новейшая аппаратура радиоэлектронной борьбы, использованная в мобильных комплексах, расположенных на пятиосных колесных платформах, позволяет с высокой эффективностью нейтрализовать противорадиолокационные ракеты противника. Также ракеты С-500 оснащены аппаратурой подавления РЭБ уничтожаемых целей.
В заключение необходимо остановиться на причинах, благодаря которым российские ЗРС С-500, превосходят по возможностям современные американские мобильные комплексы THAAD. Основная причина заключается в прагматичности американцев. Более четверти века назад они решили, что после выигрыша в холодной войне, у них во веки веков не будет достойных противников. А для усмирения «недостойных» вполне достаточно и созданного на тот момент вооружения. Поэтому было резко сокращено финансирование новых разработок в военной сфере, и большинство тем было свернуто. В результате США на три десятилетия остались с устаревшим ЗРК «Патриот». А вместо комплексов ближней зоны использовали и по-прежнему используют ПЗРК «Стингер», который начал эксплуатироваться в начале 80-х годов. «Стингеры» установлены на джипы и громко названы ЗРК «Авенджер».
Правда, работы по созданию ПРО в США все же продолжились, хоть и в невысоком темпе. На создание мобильного комплекса THAAD ушло почти 20 лет. Но при этом следует учесть, что в США практически не существовало опыта создания крупных мобильных ракетных систем. Все сухопутные МБР у них шахтного базирования. Противоракетная техника тоже была изначально «зарыта в землю». Самая последняя из таких систем — Ground-Based Midcourse Defense (GBMD) — прикрывает ограниченное пространство. И включает в себя всего лишь 30 ракет, правда, очень мощных — трехступенчатых. Ограниченное количество ракет связано, прежде всего, с чрезвычайной их дороговизной.
А в Советском Союзе это направление развивалось бурно. Тут следует упомянуть не только МБР «Тополь», но в первую очередь мобильный ЗРК-75, который был принят на вооружение в 1957 году. Так что у концерна «Алмаз-Антей» накоплен громадный опыт, благодаря которому с российскими современными средствами ПВО и ПРО крайне непросто конкурировать кому бы то ни было в мире.
Существенно лучше у американцев обстоят дела по средствам ПРО, устанавливаемым на эсминцы. Самые совершенные ракеты морской системы Aegis — SM-3 — имеют дальность полета, равную 700 км, и «космическую» высоту перехвата — 250 км. При этом скорость несколько не дотягивает до характеристик российских ракет — 2700 м/с против 3600 м/с.
Но, разумеется, Aegis, в отличие от С-500, не предназначена для борьбы с аэродинамическими целями — самолетами и крылатыми ракетами. В России задачи ПРО в чистом виде решает система А-135 «Амур», базирующаяся в московском регионе. О ее ракете ближнего действия уже было сказано выше. Что же касается дальней ракеты, то она в настоящий момент проходит испытания. И будет включена в новую систему ПРО Москвы А-235 «Нудоль». Ориентировочно ракета имеет дальность в 1500 км, а максимальная высота поражения целей — 750 км. Кстати, «ближняя» ракета для обновленной системы ПРО будет мобильной. И это позволяет сделать предположение, что она будет общей и для ЗРС-500.
- Чебуреки с картошкой и грибами Картофельные чебуреки
- Блины роти. Блины тайские с бананом. “Роти клуай” или тайские блинчики с бананом: рецепт традиционный
- Рецепт: Чебуреки с картофелем - "экономные" Рецепт как приготовить чебуреки с картошкой
- Рецепт: чебуреки с картошкой Чебуреки с картошкой на сковороде