Баллистические ракеты средней дальности. Ракеты средней дальности: от спорного решения - к разумному
Слова Владимира Путина о том , что решение руководства СССР отказаться от ракет средней дальности выглядит спорным , вызвали острую дискуссию среди военных экспертов и политиков . Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности / РСМД / вступил в силу 25 лет назад - 1 июня 1988 года . За это время мир изменился настолько , что о необходимости пересмотра параметров этого документа говорят не только в России , но и на Западе .
Как из - за «Першингов» пострадали «Пионер» и «Ока»
Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности был подписан Михаилом Горбачевым и Рональдом Рейганом 8 декабря 1987 года (вступил в силу через полгода). Согласно документу, были полностью ликвидированы ракеты двух классов: средней дальности (способные достигать целей на расстоянии от 1000 км до 5,5 тысяч км) и малой дальности (от 500 до 1000 км). Советский союз ликвидировал 1846 таких ракет, американцы - 846.
Если этот договор подрывает обороноспособность страны, то почему он был подписан?
На этот счет есть несколько версий. По одной из них, советское руководство боялось американских «Першингов-2», размещенных в Европе (Горбачев даже назвал «Першинги» «пистолетом у нашего виска»). По другой, тогдашние лидеры СССР и США не хотели терять «темп Рейкьявика» и к стратегическому ядерному разоружению «подверстали» РСМД. Есть и конспирологические варианты, например, о том, что тогдашние решения больше исходили из имевшихся на тот момент представлений о "разрядке международной напряженности" и не опирались на должные консультации с военными.
Есть и версия, объясняющая появление этого документа волей исторического случая. В воспоминаниях и мемуарах некоторых участников тогдашних событий можно встретить такой эпизод. 14 апреля 1987 года Горбачев принимал в Кремле госсекретаря США Джорджа Шульца. Речь зашла о новейшей советской перспективной разработке - ракете ОТР-23 «Ока» (она могла летать на 400 км и формально не подпадала под положения будущего договора). Горбачев экспромтом предложил отказаться от разработки «Оки» и по РСМД выйти на «глобальный ноль» - никаких ракет средней и малой дальности с обеих сторон. К моменту, когда на переговорах появился маршал Сергей Ахромеев - отыгрывать было уже поздно. Позже Ахромеев вспоминал, что этот «просчет» генсека привел генералов в бешенство.
Сначала Советский Союз, а затем Россия лишились в итоге не только «Оки». Эксперты, к примеру, считают уникальным ракетный комплекс РСД-10 «Пионер» (с дальностью до 5000 км), аналогов которому не было в мире. Достаточно сказать, что все пуски «Пионера» были успешными, а вероятность попадания в цель составила 98 %.
Работы по созданию новых систем РСМД были свернуты, а вся инфраструктура, так или иначе с ними связанная, - ликвидирована. Все взятые на себя обязательства Москва выполнила. Нет никаких оснований полагать, что и Вашингтон, избавившись от «Першингов, не следует букве и духу договора.
«Для Советского Союза и для сегодняшней России, особенно с учетом того, что другие наши страны-соседи эти ударные системы развивают, такое решение было, по меньшей мере, спорным, но решение принято, и мы просто должны исходить из реалий сегодняшнего дня», -- сказал Владимир Путин на совещании о выполнении госпрограммы вооружения в среду, 19 июня.
Средняя и малая дальность без всяких ограничений
За минувшие двадцать пять лет многие страны разработали и совершенствуют ракеты средней и малой дальности. Мы помним недавнюю напряженность на Корейском полуострове, когда КНДР стянула свои РСМД к границам. Северокорейские ракеты «Мусудан» имеют дальность полета 3000 километров и могут «достать» не только до Южной Кореи, но и до Японии, и даже до американского острова Гуам.
В Иране реализуется программа по созданию баллистических ракет средней дальности «Шехаб-3». Существует несколько модификаций этой ракеты. Самый «популярный вариант» имеет дальность полета 1,1 тыс км. В 2007 году Тегеран продемонстрировал новую ракету «Гадр-1» (Ghadr-1) с дальностью стрельбы 1,6 тыс км. Очень туманная история с разработками баллистических ракет «Шехаб-5» и «Шехаб-6» с дальностью стрельбы, соответственно, 3 тыс и 5 тыс км. По одним источникам, такие разработки продолжаются. По другим, - они свернуты.
Индия и Пакистан соревнуются друг с другом в своих программах по РСМД. В 2012 году Турция заявила о начале строительства ракет средней дальности (смогут поражать цели на расстоянии 2,5 тыс км.). Китай, Израиль... - список стран, где прошли испытания ракеты такого класса за последние пять лет, можно продолжать и продолжать.
Что в этих условиях делать России?
Разумеется, у Москвы есть такой бесспорный аргумент как стратегические ядерные силы. Но насколько разумно противопоставлять СЯС и РСМД? Военные эксперты говорят, что это все равно, что стрелять из пушки по воробьям. Сравнение, конечно, не вполне корректное, но по сути верное.
В феврале 2007 года тогдашний начальник Генштаба генерал армии Юрий Балуевский заявил: «Договор … имеет бессрочный характер, но возможность выхода из него существует, если одна из сторон предоставит убедительные доказательства о необходимости выхода. Сегодня они есть: многие страны разрабатывают и совершенствуют ракеты средней дальности, а Россия, выполнив договор о РСМД, потеряла многие системы этого оружия».
Это заявление вызвало целый шквал комментариев. На Западе Москву обвиняли даже в попытке начать новую «холодную войну». Однако политики и эксперты и в России, и на Западе до этого и после много раз говорили о возможности пересмотра всей действующей договорно-правовой системы в области безопасности и ядерного сдерживания. К примеру, в действующей системе не «прописана» американская ПРО в Европе.
Выходить одним или запрещать всем
Если бы сейчас Москва вышла из договора, то это не означает, что у России тут же появились бы ракеты средней и малой дальности. Действующие НИИ и КБ не ведут разработок в этом направлении. «Поднимать» прежние проекты, конца 1980-х годов, уже не имеет смысла - они устарели. Начать снова «штамповать» ракеты «Оку» и «Пионер» -для этого уже нет производственной базы, ее необходимо будет восстанавливать. На это уйдет несколько лет.
Кроме того, односторонний, «жесткий» выход России из договора РСМД - не лучший вариант для Москвы. Резко хлопнув дверью, можно получить серьезные имиджевые издержки. Такой шаг в первую очередь озадачит европейцев, но вряд ли подтолкнет к переговорам о запрете РСМД такие страны как КНДР и Иран.
Сейчас эксперты спорят о том, насколько реалистична инициатива Барака Обамы, который предложил России и США сократить стратегические и тактические наступательные вооружения на треть. Почему бы переговоры на эту тему не увязать и с пересмотром договоренностей по РСМД, и с проблематикой ПРО в Европе?
Другой путь решения проблемы - начать широкие международные переговоры об ограничении или запрете РСМД. Иными словами «подключить» к США и России другие страны, придать договору универсальный характер. Есть же международный Договор о нераспространении ядерного оружия, который устанавливает жесткие рамки поведения стран-участниц. Любопытное, что в конце своего президентского срока, в начале 2012 года Николя Саркози выступил с инициативой о полном запрете ракет средней и меньшей дальности. Эту инициативу тогда «не услышали». Возможно, ее стоит повторить еще раз.
Пуск ракеты ОТРК "Искандер" / Фото:
Межконтинентальные баллистические ракеты с разделяемыми головными частями - страшная опасность для жизни на Земле. Если они будут пущены в ход, скорее всего, человеческой цивилизации не выжить. Но у МБР есть все-таки один плюс: от момента старта до попадания в цель пройдут десятки минут, и за это время можно еще попробовать предотвратить непоправимое.
Совсем другое дело ракеты малой и средней дальности. Времени на раздумья в случае их применения уже не будет. Почти не будет. И новейшая история уже знала два серьезных кризиса, связанных с этим типом вооружения. Самым острым был Карибский кризис, который чуть было не привел к ракетно-ядерному столкновению СССР и США в 1962 году, когда в ответ на размещение Америкой в Турции наземных баллистических комплексов СССР решил привезти свои ракеты на Кубу. Американцы поставили в Турции ракеты PGM-19 Jupiter, опасаясь советского рывка к черноморским проливам. Эта одноступенчатая кислород-керосиновая ракета была сконструирована еще под руководством Вернера фон Брауна, летала на расстояние до 2400 км и имела круговое вероятное отклонение 1,4 км. Мощность ядерной боевой части составляла чуть менее полутора мегатонн.
Изображение:
www.popmech.ru
Сравнительные размеры советских оперативно-тактических ракет разных лет и поколений. Крайняя справа - современная крылатая ракета Р-500, используемая в составе ОТРК «Искандер». Ракета 9М714 разных модификаций, входящая в комплекс ОТР-23 «Ока», подлежала уничтожению по договору РСМД.
Разошлись миром
Советский Союз успел доставить на Кубу только ракеты Р-12 (планировалось также еще и размещение Р-14 большей дальности). Ракету на высококипящих топливных компонентах проектировал Михаил Янгель, ее дальность составляла 2080 км, боевая часть имела мощность 2,3 Мт, а предельное отклонение равнялось 5 км.
Как известно, события 1961-го завершились мирным нулевым решением: с Кубы увезли Р-12, с позиций в Турции сняли «юпитеры». Прошло меньше двух десятилетий, и в конце 1970-х случился новый серьезный кризис вокруг так называемых евроракет. С 1977 года СССР приступил к размещению в Европейской части СССР ракетных комплексов РСД-10 «Пионер» - SS-20, согласно натовскому индексу. Эта твердотопливная ракета обладала дальностью до 5000 км, несла в себе три термоядерные боеголовки мощностью по 15 Мт. С такими параметрами она была способна поразить всю европейскую инфраструктуру НАТО до самой Атлантики.
Фото:
www.popmech.ru
Наземный старт американской дальней крылатой ракеты BGM-109G Gryphon, сухопутной модификации ракеты Tomahawk. Ее размещение в Европе стало одним из краеугольных камней кризиса «евроракет», разразившегося в советско-американских отношениях в 1970-1980-х годах.
Американцы ответили размещением в 1983 году баллистических Pershing-2 c дальностью 1770 км. Их дополнила сухопутная версия крылатых «Томагавков» BGM-109 Gryphon. «Грифон» не обладал, разумеется, смертельной резвостью баллистических ракет, но летал на расстояние 2500 км и представлял серьезную проблему для советской ПВО, перемещаясь в воздухе на малой высоте и огибая препятствия. И самое главное, значительно выросла точность этих средств поражения. Над Европой повисла опасность мгновенного ядерного конфликта с труднопредсказуемым исходом. Понадобились годы трудных переговоров, поиск компромиссов, прежде чем СССР и США согласились заключить Договор о ликвидации ракет меньшей и средней дальности (ДРСМД). Ровно 30 лет назад, в 1988 году, он вступил силу. Согласно договору, СССР и США отказывались производить ракеты средней и меньшей дальности (диапазон 500−5500 км) и обладать ими. Отдельно стоит подчеркнуть, что речь шла именно о ракетах наземного базирования. Аналогичное оружие для морского и авиационного базирования под запрет не попадало.
По Договору РСМД СССР уничтожил 1846 ракетных комплексов, в том числе мобильные пусковые установки «Пионер» с ракетами, оснащенными разделяющимися головными частями индивидуального наведения, стационарные ракеты Р-12 и Р-14, крылатые ракеты типа РК-55, оперативно-тактические комплексы «Темп-С» и «Ока». США уничтожили 846 ракетных комплексов с ракетами «Першинг-2», крылатыми ракетами типа «Томагавк» и оперативно-тактическими ракетами «Першинг-1А».
Баллистические ракеты средней дальности, MGM-31 Pershing-2, уничтоженные американцами в рамках выполнения договора по РСМД. В настоящее время в США рассматривается вопрос о возрождении этой ракеты в варианте морского базирования, что договором не запрещено.
Роющий «Першинг»
Казалось бы, бессрочный договор, заключенный Горбачевым и Рейганом, - дела минувших дней, однако в последние годы дискуссии вокруг этой темы активно возобновились. Не раз высказывалась точка зрения, согласно которой соглашение с американцами было не очень выгодным для СССР и его преемника - Российской Федерации. Один из доводов - согласно ДРСМД наша страна потеряла гораздо больше боеголовок и ракетного вооружения. Другой - вблизи российских границ есть несколько ядерных государств, которые располагают РСМД и никакими ограничениями не связаны. Главный научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, профессор, генерал-майор в отставке Владимир Дворкин глубоко убежден, что ДРСМД был своевременным и не должен быть ревизован.
«Средства, которые стали размещать в Европе американцы в первой половине 1980-х, грозили нам молниеносным ударом по командным пунктам, бункерам, где могло находиться военное и политическое руководство страны, пусковым установкам МБР, - говорит Владимир Дворкин, - ракеты Pershing-2 с их подлетным временем 6−8 минут были новаторским оружием. Они оснащались высокоточными боевыми частями, способными к заглублению в земную поверхность. «Томагавки» с их высокой точностью и скрытностью также были опасны для нашей ПВО. При этом РСД-10 «Пионер» позволяли наносить удары по территории европейских государств НАТО, но для США были абсолютно безопасны. Это был правильный размен».
Проблема на сегодня состоит даже не в том, что ДРСМД подвергается критике. Уже несколько лет Россия и США выдвигают друг против друга взаимные обвинения в нарушении договора. Представители России заявляли, что США ищут повода выйти из ДРСМД. О чем же идет речь?
«Томагавк» под «Эгидой»?
Претензии России касаются создания американцами в Румынии и Польше позиционных районов ПРО для борьбы с баллистическими ракетами. Система ПРО Aegis («Эгида»), включающая в себя трехкоординатные РЛС с фазированной антенной решеткой AN/SPY-1 и ракеты Standard Missile-3 c пусковыми установками Mk 41, существует довольно давно, но до 2016-го она базировалась только на кораблях ВМС США. Два года назад американцы объявили о введении в строй сухопутной позиции Aegis Ashore («Сухопутная Эгида») в районе Девеселу (Румыния). На очереди, согласно плану, принятому еще администрацией Обамы, развертывание аналогичного объекта в Польше. Представители России неоднократно указывали на то, что пусковая установка Mk 41 может применяться не только для запуска противоракет, но и для старта крылатых ракет типа Tomahawk. И если такие установки размещаются уже и на суше, то можно говорить о нарушении ДРСМД. «Теоретически эти опасения обоснованны, - говорит Владимир Дворкин, - однако с военной точки зрения это не имеет особого смысла, так как у американцев на сегодняшний день есть около 6000 высокоточных «Томагавков» морского базирования и вооруженные ими корабли нередко курсируют вблизи наших границ. Если к этим тысячам добавить еще 20 или 40 ракет наземного базирования, это не будет существенным изменением наличного потенциала».
Пуск ракеты SM-3 с борта корабля ВМС США, оснащенного системой ПРО для борьбы с баллистическими ракетами. В настоящий момент аналогичные системы развертываются на суше (Румыния, Польша). Россия считает, что пусковые установки Mk 41 для ракеты SM-3 могут быть также использованы для пуска крылатых ракет Tomahawk.
В плену подозрений
Американцы же с тревогой смотрят на наши новые крылатые ракеты, которыми комплектуется семейство оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер». В варианте «Искандер-К» применяется крылатая ракета Р-500 (9М728), которая, по словам вице-премьера РФ Сергея Иванова, способна преодолевать любые перспективные системы ПРО. При этом официальная позиция России заключается в том, что дальность ракеты установлена в рамках ДРСМД и не превышает 500 км. Однако американские представители высказывают сомнения в правдивости этого параметра, хотя никаких конкретных доказательств не предъявляют. Но чаще из-за океана указывают на другую крылатую ракету разработки КБ «Новатор», которая испытывалась в России и имеет индекс 9М729, а в НАТО ее называет SSC-8. По данным американцев, она является аналогом ракеты морского базирования «Калибр», которой ВМФ России эффектно стрелял из Каспийского и Средиземного морей по объектам ИГ (организация запрещена в России) в Сирии, и имеет дальность до 5500 км. В Пентагоне считают, что ракета не просто прошла испытания, но и, будучи принятой на вооружение, развернута в составе двух дивизионов комплексов «Искандер». Россия эти данные отрицает.
Оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер» с двумя одноступенчатыми твердотопливными ракетами 9M723, выполняющими полет по квазибаллистической траектории. Однако американские претензии в адрес России связаны с крылатыми ракетами, применяющимися в составе комплекса.
Надо договариваться
«Вероятно, американцы основывают свою точку зрения на том, что дальнобойная крылатая ракета действительно проходила испытания в 2014 году, однако сам по себе факт испытаний не является нарушением ДРСМД, - говорит Владимир Дворкин. - Правда, в договоре есть пункт, согласно которому можно испытывать ракеты большей дальности на суше, но пусковая установка должна иметь отличие от выпускаемых серийно. Возможно, в США считают, что установка была недостаточно преобразована для испытания и близка к оборудованию комплекса «Искандер». Что тут можно предложить? В рамках договора действует контрольная комиссия, на заседании которой необходимо обсудить и четко определить критерии отличия испытательной установки от серийной. К сожалению, пока этого не сделано. Но главное, что взаимные претензии носят в основном технический характер и не влияют на существующие сегодня потенциалы».
Договор по РСМД 1987 года был результатом серьезных компромиссов и распространялся только на СССР и США. Ракеты этого класса остались у членов НАТО Франции и Великобритании, их разрабатывали и разрабатывают Израиль, Индия, Пакистан, Китай, Северная Корея. Однако, по мнению Владимира Дворкина, включить все эти страны в единый договор о запрете РСМД практически нереально. Гораздо важнее сохранить статус-кво.
Владимир Дворкин считает, что альтернативой согласованию позиций и снятию взаимных претензий является крах договора по РСМД и это станет большой проблемой для всех заинтересованных сторон. В этом году в США выделены средства на разработку новой крылатой ракеты средней дальности наземного базирования. НИОКР в этой области не запрещены договором, но, если гонка вооружений там возобновится, это серьезно осложнит военно-политическую ситуацию в Европе и потребует от российского бюджета новых больших трат на производство ракетных средств средней и меньшей дальности.
МОСКВА, журнал «Популярная механика», Олег Макаров
12
Марка СССР, Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, декабрь 1987 года
(ДРСМД, РСМД) (англ. Intermediate-Range Nuclear Forces Treaty (IRNFT)) - договор между СССР и США , подписанный М. С. Горбачёвым и Р. Рейганом 8 декабря 1987 года в ходе советско-американской встречи на высшем уровне в Вашингтоне .
Договор вступил в силу 1 июня 1988 года. Договор впервые в истории позволил ликвидировать целый класс вооружений: стороны обязались уничтожить все комплексы баллистических и крылатых ракет наземного базирования средней (1000-5500 км) и меньшей (от 500 до 1000 км) дальности, а также не производить, не испытывать и не развёртывать такие ракеты в будущем. В соответствии с Договором стороны в течение трёх лет должны были уничтожить все пусковые установки и ракеты наземного базирования с радиусом действия от 500 до 5500 километров, включая ракеты как на европейской, так и на азиатской территории СССР. Договор предусматривал процедуры проверки инспекторами, которым надлежало следить за уничтожением ракет противоположной стороны.
До подписания Договора в США баллистические ракеты подразделялись [ ] на межконтинентальные (свыше 5000 км), средней (от 500 до 5000 км) и малой (от 150 до 500 км) дальности. В СССР до середины 1980-х [ ] выделялись и оперативно-тактические ракеты (от 1 до 500 километров). В США тактические (оперативно-тактические) ракеты имели [ ] дальность полёта от 1 до 150 километров. В 1987 году, с подписанием Договора, была окончательно установлена новая классификация. Применительно к периоду до середины 1980-х годов в исторических работах правомерно использование обеих классификаций.
Согласно ст. 3 Договора, уничтожению подлежали:
- ракеты средней дальности
- СССР - РСД-10 «Пионер» , «Р-12 », «Р-14 » (по классификации НАТО, «SS-20», «SS-4» и «SS-5» соответственно) и крылатые ракеты наземного базирования РК-55 (по классификации НАТО - SSC-X-4 «Slingshot»);
- США - «Першинг-2 » и «BGM-109G» (крылатая ракета Tomahawk наземного базирования);
- ракеты малой дальности
- СССР - «ОТР-22 „Темп-С“ » и ОТР-23 «Ока» («SS-12» и «SS-23»);
- США - «Першинг-1А ».
К июню 1991 года Договор был выполнен: СССР уничтожил 1846 ракетных комплексов (из них около половины - произведённые ракеты, не находившиеся на боевом дежурстве); США - 846 комплексов .
После нескольких взаимных обвинений в нарушении ДРСМД стороны в феврале 2019 года заявили о приостановлении соблюдения своих обязательств по Договору .
Предыстория
В середине 1970-х годов сначала в США, а затем в СССР были созданы системы лазерного, инфракрасного и телевизионного наведения ракет на цели. Это позволило достичь большой точности их попадания в цели (по разным оценкам - до 30 метров). Эксперты заговорили о возможности нанесения нового типа ядерного удара - обезглавливающего или ослепляющего, который позволял бы уничтожить руководство противоположной стороны до того, как будет принято решение о приведении в действие механизма ответно-встречного удара. Это возродило представления о возможности победы в «ограниченной ядерной войне» благодаря выигрышу в подлётном времени . 17 августа 1973 года министр обороны США Джеймс Шлезингер обнародовал концепцию обезглавливающего удара как новую основу ядерной политики США. Для её воплощения в жизнь предполагалось достижение выигрыша в подлётном времени. Приоритет в развитии средств ядерного сдерживания смещался со стратегической триады на средства средней и меньшей дальности. В 1974 году этот подход был закреплён в основополагающих документах по ядерной стратегии США.
В целях реализации доктрины США приступили к модификации размещённой в Западной Европе системы передового базирования (Forward Based System). В рамках этого проекта повысилось американо-британское взаимодействие по модификации баллистических ракет на подводных лодках и ракет средней дальности. В 1974 году Великобритания и Франция подписали Оттавскую декларацию, согласно которой обязались развивать общую систему обороны, включая ядерную сферу. В СССР эти действия были восприняты как отказ Франции от концепции «независимой обороны» и частичный пересмотр политики голлизма .
Эти действия вызвали тревогу в СССР. В 1976 году министром обороны СССР стал Д. Ф. Устинов , который склонялся к жёсткому ответу на действия США. Основой модифицированной ядерной стратегии СССР стало наращивание парка тяжёлых МБР с РГЧ ИН и, одновременно, прикрытие европейского стратегического направления. В 1977 году СССР приступил к развёртыванию на западных границах ракет средней дальности РСД-10 «Пионер» (SS-20). Всего было развёрнуто около 300 ракет подобного класса, каждая из которых была оснащена тремя боевыми блоками индивидуального наведения на цели. Это позволяло СССР в считанные минуты уничтожить военную инфраструктуру НАТО в Западной Европе - центры управления, командные пункты и, особенно, порты (последнее в случае войны делало невозможным высадку американских войск в Западной Европе). На фоне тотального превосходства СССР в обычных вооружениях это давало Организации Варшавского договора полное военное превосходство на Европейском ТВД.
12 декабря 1979 года Совет НАТО принял «двойное решение», предусматривавшее размещение к 1983 году в Европе 572 ракет Першинг-2 (Pershing-2). Малое подлётное время ракет Першинг-2 (6-8 минут) давало США возможность нанести первый удар по командным пунктам и пусковым установкам советских МБР (при этом размещаемые ядерные ракеты не учитывались в существовавших на то время советско-американских соглашениях об ограничении стратегических вооружений). Одновременно страны НАТО договорились начать переговоры с СССР, чтобы к 1983 году решить проблему советских евроракет.
Переговоры
Но США отказались вести «пакетные переговоры». В сентябре 1983 года американцы начали развёртывание своих ракет на территории Великобритании, Италии, Бельгии и Нидерландов. 22 ноября 1983 года бундестаг проголосовал за размещение ракет «Першинг-2» на территории ФРГ. Эти действия вызвали резко негативную реакцию в СССР. 24 ноября 1983 года Ю. В. Андропов выступил со специальным заявлением, в котором говорилось о нарастающей опасности ядерной войны в Европе, выходе СССР из Женевских переговоров по евроракетам и принятии ответных мер - размещении ОТР-23 «Ока» («SS-23») на территории ГДР и Чехословакии. Имея радиус действия до 450 км, они теоретически могли простреливать всю территорию ФРГ, то есть нанести превентивный разоруживающий удар по местам дислокации «Першингов». Одновременно СССР выдвинул свои атомные подводные лодки ближе к побережью США.
Попытка возобновить контакты между сторонами начались сразу после смерти Ю. В. Андропова, произошедшей 9 февраля 1984 года. На его похоронах 14 февраля присутствовали премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер и вице-президент США Джордж Буш-старший . Они предложили возобновить переговоры по евроракетам при условии, что СССР «разблокирует пакет». В советском руководстве, однако, не было единства. Новый генеральный секретарь ЦК КПСС К. У. Черненко выступал за переговоры со странами НАТО, но министр обороны Д. Ф. Устинов (который стал фактически вторым человеком в Политбюро ЦК КПСС) категорически отказывался разблокировать пакет. 29 июня 1984 года СССР предложил возобновить переговоры по «евроракетам» на пакетных условиях. Однако США (как и предполагалось) не согласились с этой позицией. Поскольку СССР продолжал начатое при Ю. В. Андропове развёртывание ОТР-23 «Ока» в Чехословакии и ГДР, США заявили летом 1984 года, что намерены развернуть в Европе оперативно-тактические ракеты «Lance» с нейтронными боеголовками.
В декабре 1984 года Великобританию посетила советская делегация во главе с М. С. Горбачёвым. Но, несмотря на тёплый приём, М. Тэтчер категорически отказалась вести «пакетные» переговоры. Ситуация изменилась после смерти Д. Ф. Устинова 20 декабря 1984 года - в советском руководстве возобладала компромиссная линия. 7 февраля 1985 года на встрече с госсекретарём США Дж. Шульцем в Женеве министр иностранных дел СССР А. А. Громыко согласился вести переговоры по евроракетам отдельно от переговоров по космическим вооружениям. После избрания Горбачёва генеральным секретарём ЦК КПСС 10 марта 1985 года переговоры возобновились.
Позиция СССР на переговорах стала мягче. Летом 1985 года Горбачёв ввёл мораторий на развёртывание ОТР-23 «Ока» в Чехословакии и ГДР. Попытку достичь соглашения Горбачёв и Рейган предприняли на переговорах в Женеве в ноябре 1985 года. Она завершилась неудачей: США отказывались вывести ракеты средней дальности из Европы, а СССР был близок к повторной блокировке пакета. Но в январе 1986 года Горбачёв провозгласил программу поэтапной ликвидации ядерного оружия во всём мире и пошёл на ряд серьёзных уступок. На встрече Горбачёва и Рейгана в Рейкьявике СССР согласился «разблокировать пакет» - вести переговоры по РСД отдельно от СОИ.
Осенью 1986 года СССР предложил вариант вывоза ракет средней дальности: СССР отводит РСД-10 за Урал, а США вывозят «Першинг-2» и крылатые ракеты наземного базирования в Северную Америку. Рейган согласился принять этот вариант. Однако 24 декабря 1986 года против него в категорической форме выступила Япония: в Токио опасались, что СССР перенацелит РСД-10 на них. 1 января 1987 года против этого варианта выступил и Китай , где также опасались того, что могут стать целью РСД-10. В итоге, когда в феврале 1987 года СССР предложил проект «двойного нуля», США, учитывая интересы Японии, отказались принять его.
Итог переговоров
Достичь компромисса удалось на переговорах министра иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе в Вашингтоне в сентябре 1987 года.
СССР согласился разработать единую классификацию по РСМД и включить в будущий договор ОТР-23 «Ока» («SS-23»), хотя они не попадали под определение РСМД. США, в свою очередь, обещали и уничтожить крылатые ракеты наземного базирования «Tomahawk», и отказаться от развёртывания в Центральной Европе ОТР «Lance-2» с нейтронными боезарядами .
8 декабря 1987 года был подписан Вашингтонский договор, по условиям которого стороны согласились уничтожить все РСМД как класс.
Выполнение Договора
К июню 1991 года Договор был выполнен: СССР уничтожил 1846 ракетных комплексов (из них около половины - произведённые ракеты, не находившиеся на боевом дежурстве); США - 846 комплексов .
Исполнение Договора
Прекращение действия Договора
Российские претензии к США по нарушениям Договора
15 февраля 2007 года начальник Генштаба ВС России генерал армии Юрий Балуевский заявил, что Россия может начать пересмотр всей договорно-правовой системы ядерного сдерживания в ответ на размещение элементов американской системы ПРО в Восточной Европе. В частности, по его словам, Россия может в одностороннем порядке выйти из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности: «Договор … имеет бессрочный характер, но возможность выхода из него существует, если одна из сторон предоставит убедительные доказательства о необходимости выхода. Сегодня они есть: многие страны разрабатывают и совершенствуют ракеты средней дальности, а Россия, выполнив договор о РСМД, потеряла многие системы этого оружия» .
Аналогичное заявление о возможном выходе России из договора о РСМД ранее (в июне 2000 года) уже делал президент России Владимир Путин в ответ на объявление США о выходе из Договора об ограничении систем ПРО .
В феврале 2007 года командующий РВСН ВС России генерал-полковник Николай Соловцов заявил на пресс-конференции, что Россия готова восстановить производство баллистических ракет средней дальности: «Как класс БРСД были уничтожены, но документация вся осталась, технология вся осталась. В кратчайшее время, если понадобится, производство этих комплексов будет восстановлено. Но уже с новыми технологиями, на новой элементной базе, с новой системой управления, с новыми возможностями» . Это заявление было сделано в ответ на сообщения о том, что Польша и Чехия намерены принять предложение США о размещении элементов ПРО (РЛС наблюдения и ракет-перехватчиков) на их территории.
Такой подход нашёл отражение и в официальных документах - так, в Обзоре внешней политики России (2007) отмечалось : «Озабоченность вызывает ситуация, складывающаяся вокруг Договора между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Ракеты этих двух классов были уничтожены в соответствии с Договором ещё в 1991 году, но с тех пор этому международно-правовому акту так и не было придано универсального характера. Более того, всё большее число государств, в том числе расположенных вблизи наших границ, разрабатывают и берут такие ракеты на вооружение. В этих условиях необходимо задуматься об обеспечении нашей собственной безопасности».
С точки зрения России, США нарушили Договор о РСМД, размещая в Европе пусковые установки противоракет , которые гипотетически могут быть использованы для размещения крылатых ракет , используя ракеты-мишени, сходные по характеристикам с ракетами средней и меньшей дальности наземного базирования, и наращивая производство и применение ударных беспилотных летательных аппаратов .
Модули пусковых установок вертикального пуска мк.41 , уже размещённых в системе ПРО на территории Польши и Румынии, позволяют запускать не только противоракеты «Стандард 2» и «Стандард 3», но и ракеты «Томагавк » («Томагавк» - крылатая ракета средней дальности (1000-2200 км), способная нести и ядерные боеголовки).
В 2013 году США начали испытательные пуски с земли авиационной крылатой ракеты AGM-158 В с дальностью действия в тысячу километров. А в декабре 2017 года президент Трамп подписал законопроект об обороне, который в числе прочих предусматривал выделение 25 млн долларов на разработку новой крылатой ракеты данного типа. С российской точки зрения, это является нарушением Договора о РСМД .
В июне 2013 года Владимир Путин на встрече с представителями ВПК РФ назвал решение СССР отказаться от ракет средней дальности «по меньшей мере спорным» , а глава администрации президента Сергей Иванов заявил о возможности выхода Российской Федерации из Договора .
Выход из Договора
В июле 2014 года президент США Барак Обама в письме Владимиру Путину впервые на уровне глав государств обвинил Россию в проведении испытаний крылатых ракет средней дальности, нарушающих Договор . США утверждают, что в 2008-2011 гг. Россия в нарушение Договора проводила испытания крылатой ракеты наземного базирования на дальность более 500 км (речь идёт о ракете 9М729 , разработанной екатеринбургским ОКБ «Новатор» им. Люльева); по утверждению российских официальных лиц, дальность действия этой ракеты заведомо меньше 500 км ).
В ноябре 2016 года в Женеве впервые с 2003 года по инициативе США было созвано заседание специальной контрольной комиссии в рамках Договора о РСМД, однако озабоченности сторон снять не удалось .
31 октября в статье в журнале «Foreign Policy » Джон Вольфсталь (директор Группы по ядерному кризису, бывший специальный помощник президента Барака Обамы и старший директор по контролю над вооружениями и нераспространению в Совете национальной безопасности) подверг критике решение Трампа. В частности, Джон Вольфсталь утверждает следующее: «Аннулирование этого договора сделает США и их союзников (о которых Трамп, очевидно, совершенно не заботится) менее защищёнными и подорвёт глобальные основы нераспространения ядерного оружия» .
26 ноября заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков заявил, что Москва считает «прямым и вопиющим нарушением ДРСМД» развёртывание США пусковых установок для управляемых ракет MK41 в составе комплексов Aegis Ashore в Европе, которые, вопреки Договору, «позволяют осуществлять боевое применение с земли крылатых ракет средней дальности „Томагавк“ и других ударных вооружений» .
5 декабря Владимир Путин прокомментировал заявление Помпео, напомнив, что США сначала заявили о намерении выйти из Договора и лишь после этого начали приводить обоснования своего решения, перекладывая ответственность на Россию: «Никаких доказательств нарушений с нашей стороны не предоставляется», - отметил президент РФ .
17 декабря в интервью газете «Красная звезда » командующий Ракетными войсками стратегического назначения генерал-полковник Сергей Каракаев заявил, что «влияние последствий выхода США из ДРСМД, последующего размещения американских ракет средней дальности в Европе и связанных с этим новых угроз нашей безопасности, несомненно, учитывается». Каракаев сообщил, что до конца года в войска планируется поставить около 100 новых образцов вооружения, среди которых ракетные комплексы «Ярс» стационарного и мобильного базирования. Это будет одним из ответов РФ на размещение системы ПРО США в странах Восточной Европы. По словам Каракаева, ряд военно-технических мер позволит в достаточной степени снизить эффективность перспективной системы противоракетной обороны США в Европе .
Прошедшие 15 января 2019 года в Женеве российско-американские переговоры по проблематике договора завершились неудачей, прежде всего из-за разногласий между сторонами в части претензий к российской ракете 9М729 .
23 января Минобороны и МИД РФ пригласили иностранных военных атташе и журналистов на брифинг, где впервые были раскрыты некоторые тактико-технические характеристики крылатой ракеты наземного базирования 9М729, продемонстрирована пусковая установка и транспортно-пусковой контейнер. Представители США и военные целого ряда других стран - членов НАТО, а также ЕС, включая Великобританию, Германию и Францию, приглашение проигнорировали . Демонстрация российской ракеты 9М729, однако, не разубедила США в том, что Россия нарушает Договор о РСМД. Официальный представитель посольства США в РФ Андреа Калан сообщила «Интерфаксу»: «США и большинство наших союзников по НАТО отказались от посещения этого брифинга, в котором все мы увидели лишь очередную попытку скрыть нарушение и создать видимость транспарентности» .
1 февраля 2019 года президент США Дональд Трамп объявил о начале процедуры выхода из Договора. «Россия слишком долго безнаказанно нарушала договор РСМД, скрытно разрабатывая и развёртывая запрещённую ракетную систему, которая представляет собой прямую угрозу нашим союзникам и войскам за рубежом. Завтра США прекратят свои обязательства по договору РСМД и начнут процесс выхода из ДРСМД, который завершится через 6 месяцев, если Россия не вернётся к соблюдению, уничтожив все свои ракеты, установки и связанное с ними оборудование, нарушающие договор», - заявил Трамп .
2 февраля президент РФ Владимир Путин объявил, что Россия в ответ на действия США также приостанавливает участие в Договоре : «Американские партнёры … объявили о том, что они занимаются НИР, НИОКР и опытно-конструкторскими работами, и мы будем делать то же самое». При этом Путин потребовал больше не инициировать переговоры с США по разоружению: «Подождём, пока наши партнёры созреют для того, чтобы вести с нами равноправный, содержательный диалог по этой важнейшей тематике - и для нас, и для наших партнёров, да и для всего мира» .
2 февраля Министерство обороны РФ заявило, что США начали подготовку к производству ракет, запрещённых Договором, за два года до того, как объявили о выходе из ДРСМД: «По имеющимся в Минобороны России неопровержимым данным, уже с июня 2017 года на предприятии военно-промышленной корпорации Raytheon в городе Тусон, штат Аризона, стартовала программа расширения и модернизации производственных мощностей в целях создания запрещённых договором ДРСМД ракет средней и меньшей дальности». За последние два года площадь этого крупнейшего в США предприятия по производству ракетного оружия увеличилась на 44 %, а численность персонала выросла на 2 тыс. человек .
5 февраля министр обороны РФ Сергей Шойгу на селекторном совещании в министерстве заявил, что в 2019-2020 годах, в ответ на решение США приостановить выполнение ДРСМД, предстоит разработать наземный вариант комплекса морского базирования «Калибр» с крылатой ракетой большой дальности. В эти же сроки предстоит создать наземный ракетный комплекс с гиперзвуковой ракетой большой дальности .
7 февраля министерство обороны РФ, ознакомившись с содержанием ноты Госдепартамента США о приостановлении участия американской стороны в Договоре о РСМД и начале процедуры выхода из него, отвергло «необоснованные утверждения о нарушении Россией своих обязательств по данному договору» и, в свою очередь, обвинило США в том, что они не предпринимали необходимых действий по устранению ими нарушения собственных обязательств по Договору. В связи с этим министерство обороны РФ предложило американской стороне в период до прекращения срока действия Договора вернуться к его выполнению и «принять необходимые меры по возвращению к неукоснительному соблюдению Договора путём уничтожения» нескольких типов ракет и военной техники:
Соответствующая нота была вручена военному атташе при посольстве США в Москве.
8 февраля миссия США при НАТО заявила, что система противоракетной обороны Aegis Ashore «полностью соответствует обязательствам США по Договору РСМД» и способна запускать «только оборонительные ракеты-перехватчики», которые, в свою очередь, не подпадают под действие Договора. По мнению американской стороны, не нарушают Договор и американские ударные БПЛА: «ДРСМД не ставит никаких ограничений на разработку, испытания и применение многократно используемых вооружённых дронов. По мнению США, термин „ракета“, который используется в Договоре, применим только к одноразовым изделиям» .
20 февраля президент РФ Владимир Путин в своём послании Федеральному собранию заявил, что в случае размещения американских ракет средней дальности в Европе Россия будет вынуждена развернуть средства, в сфере досягаемости которых будут как территории, где будут размещены эти ракеты, так и территории, где находятся центры принятия решений об их применении (то есть США). При этом подлётное время российских ракет будет адекватно подлётному времени американских, которое Путин оценил в 10-12 минут. Российский президент подчеркнул, что Россия не собирается первой размещать в Европе ракеты средней и меньшей дальности .
4 марта 2019 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о приостановлении Россией выполнения Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), в то же время в комментарии к данному указу Владимир Путин отметил, что Россия не планирует размещать подпадающие под действие ДРСМД ракеты на пограничных территориях.
См. также
Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности на Викискладе | |
Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности в Викиновостях |
Примечания
- История Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности // «Коммерсантъ», 07.12.2017
- США нацелили санкции на российскую ракету. Переговоры в Женеве по Договору о РСМД под угрозой срыва // «Коммерсантъ», 11.12.2017
- Путин заявил о приостановке участия России в ракетном договоре (неопр.) . Lenta.ru (2 февраля 2019 года). Дата обращения 2 февраля 2019.
- Россия «может выйти» из договора с США о ракетах (неопр.) . Би-би-си (15 февраля 2007). Архивировано 20 февраля 2012 года.
- Владимир Соловьёв. Разведка словом // США попросили Россию попридержать ракеты (неопр.) . Коммерсантъ (17 февраля 2007). Архивировано 20 февраля 2012 года.
- Денис Жуков; Ольга Соколик. Россия дала «асимметричный» ответ (неопр.) . РБК daily (20 февраля 2007). Архивировано 20 февраля 2012 года.
- МИД России | 03/27/2007 | Обзор внешней политики Российской Федерации
- Некролог по режиму контроля над вооружениями. Цена вопроса // «Коммерсантъ», 08.12.17
- «Для сохранения договора требуется более ответственный подход со стороны США». Заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков об угрозах Договору о ракетах средней и меньшей дальности // «Коммерсантъ», 8.12.2017
- Договор по РСМД: О российских претензиях к США (неопр.) . Журналистская Правда (7 декабря 2018). Дата обращения 10 декабря 2018.
- США нарушали Договор по РСМД по четырем пунктам (рус.) . Российская газета. Дата обращения 6 декабря 2018.
- Обама не смог убедить Путина пойти на новые ядерные сокращения (рус.) . РИА Новости (19 июня 2013). Дата обращения 4 февраля 2019.
- Договор по РСМД не может действовать бесконечно, заявил Иванов (рус.) . РИА Новости (21 июня 2013). Дата обращения 4 февраля 2019.
В середине пятидесятых годов прошлого века Франция приступила к созданию собственных стратегических ядерных сил. В 1962 году было принято решение о создании наземной компоненты «ядерной триады» и соответствующего вооружения. Вскоре были определены основные требования к необходимому и начаты проектные работы. Первым результатом новой программы стало появление баллистической ракеты средней дальности (БРСД) S-2. Появление этого оружия позволило заметно повысить потенциал ядерных сил в деле сдерживания вероятного противника.
Решение о создании ракетных комплексов сухопутного базирования появилось в феврале 1962 года. Его появление было связано с желанием официального Парижа создать все необходимые компоненты ядерных сил и избавиться от имеющейся зависимости от третьих стран. Кроме того, дополнительным стимулом оказалось затягивание работ по тематике баллистических ракет подводных лодок. Согласно плану 1962 года, в начале семидесятых на территории Франции должны были появиться первые военные базы с шахтными пусковыми установками для ракет средней дальности. Количество развернутых ракет, стоящих на дежурстве, должно было превысить полсотни. Сухопутные ракетные войска стратегического назначения должны были подчиняться командованию военно-воздушных сил.
Один из сохранившихся музейных образцов БРСД S-2. Фото Rbase.new-factoria.ru
К началу шестидесятых годов французские ученые и конструкторы успели накопить определенный опыт в деле создания и эксплуатации ракет различных классов. В частности, уже имелись некоторые наработки по тематике баллистических ракет малой и средней дальности. Имеющиеся идеи и решения планировалось использовать при разработке нового проекта. Одновременно с этим требовалось создать и проработать некоторые новые концепции, технологии и т.д. По причине высокой сложности к работам были привлечены ведущие предприятия промышленности. Головным разработчиком назначили компанию Société nationale industrielle aérospatiale (позже Aérospatiale). Также в проекте участвовали Nord Aviation, Sud Aviation и другие организации.
Французская промышленность уже имела некоторый опыт в деле создания ракет, но разработка проекта полноценного боевого комплекса была связана с заметными трудностями. Из-за этого было решено сформировать общий облик ракеты и необходимых для нее систем, а затем проверить эти идеи при помощи прототипов-демонстраторов технологии. Первый вариант опытной ракеты, предназначенной для тех или иных проверок, получил условное обозначение S-112.
Работы по проекту S-112 продолжались до 1966 года. После завершения разработки промышленность изготовила опытный образец такой ракеты. Специально для испытаний нового оружия был построен полигон Бискаросс, оснащенный шахтной пусковой установкой. Примечательно, что эта испытательная площадка в дальнейшем прошла несколько модернизаций, благодаря чему используется до сих пор. В 1966 году на полигоне был проведен первый испытательный запуск изделия S-112. Это был первый пуск французской ракеты из шахтной установки.
S-112 представляла собой реализацию идей, лежавших в основе всей программы создания новой БРСД. Это была двухступенчатая баллистическая ракета с двигателями на твердом топливе. Длина изделия составляла 12,5 м, диаметр – 1,5 м. Стартовая масса достигала 25 т. Использовалась автономная система управления, следящая за сохранением требуемого курса. Опытная ракета запускалась из специальной шахты со стартовым столом. Использовался т.н. газодинамический старт с покиданием пусковой установки за счет тяги маршевого двигателя.
Хвостовая часть первой ступени. Фото Rbase.new-factoria.ru
По результатам испытаний ракеты S-112 французская промышленность представила обновленный проект перспективного оружия. В 1967 году на испытания вышла ракета S-01. По размерам и массе она почти не отличалась от предшественника, однако в ее конструкции использовались более совершенные образцы аппаратуры. Кроме того, присутствовали заметные доработки конструкции, направленные на повышение технических и эксплуатационных характеристик.
Ракета S-01 выгодно отличалась от S-112, однако все еще не могла устроить заказчика. По этой причине проектные работы были продолжены. К концу 1968 года авторы проекта представили новый вариант ракетного комплекса с условным обозначением S-02. В декабре состоялся первый запуск опытной ракеты S-02. В течение нескольких следующих лет было использовано еще 12 ракет-прототипов. По мере проведения испытаний велась доводка конструкции с исправлением выявленных недостатков и повышением основных характеристик. На поздних стадиях испытаний проект S-02 был переименован в S-2. Именно под таким названием ракета была принята на вооружение и поставлена в серийное производство.
Для выполнения предъявленных требований было предложено строить ракету по двухступенчатой схеме и оснащать твердотопливными двигателями. Все это соответствующим образом сказалось на конструкции основных агрегатов изделия. Ракета S-02 / S-2 представляла собой изделие общей длиной 14,8 м с цилиндрическим корпусом большого удлинения. Головной обтекатель ракеты, выполнявший функции корпуса боевой части, получил сложную форму, образованную двумя коническими и одной цилиндрической поверхностью. В хвостовой части первой ступени имелись аэродинамические стабилизаторы.
Схема шахтной пусковой установки. Рисунок Capcomespace.net
Корпуса обеих ступеней, также выполнявшие функции корпусов двигателей, выполнялись из легкого и жаропрочного стального сплава. Толщина стенки менялась от 8 до 18 мм. Снаружи корпус нес дополнительное покрытие, защищающее его от воздействия раскаленных газов при старте. Также это покрытие должно было улучшать защиту от поражающих факторов ядерного оружия противника, используемого против шахтной установки с ракетой S-2.
Первая ступень ракеты, имевшая собственное обозначение SEP 902, представляла собой цилиндрический блок диаметром 1,5 м и длиной 6,9 м. На хвостовой части корпуса находились неподвижные аэродинамические стабилизаторы. Хвостовое днище имело отверстия для установки четырех сопел. Собственная масса конструкции первой ступени составляла 2,7 т. Большая часть внутреннего пространства заполнялась зарядом твердого топлива типа «Изолан 29/9» массой 16 т. Заряд изготавливался литьем и скреплялся с корпусом двигателя. Твердотопливный двигатель P16, являвшийся частью конструкции первой ступени, имел четыре конических сопла, выполненных из жаропрочного сплава. Для управления по крену, тангажу и рысканью сопла могли отклоняться от исходного положения по командам системы наведения. 16-тонный заряд твердого топлива позволял двигателю работать в течение 77 секунд.
Вторая ступень или SP 903 была похожа на изделие SP 902, однако отличалась меньшими размерами и иным составом оборудования, а также наличием приборного отсека. При диаметре 1,5 м вторая ступень имела длину только 5,2 м. Конструкция ступени весила 1 т, на заряд топлива приходилось 10 т. Сопловой аппарат и системы управления второй ступени были аналогичны использованным на первой. Также имелись сопла противотяги, используемые при сбросе боевой части. 10 т топлива обеспечивали 53 с работы двигателя P10. К головной части второй ступени крепился цилиндрический корпус приборного отсека, вмещающего в себя все необходимое оборудование для управления в полете.
Между собой две ступени соединялись при помощи специального переходника, имеющего в своем составе силовые элементы и цилиндрическую обшивку. Разделение ступеней производилось при помощи предварительного наддува межступенчатого отсека и удлиненного пирозаряда. Последний должен был разрушать переходник, а повышенное давление облегчало этот процесс, также упрощая расхождение разделенных ступеней.
Общий вид пускового комплекса. Фото Network54.com
БРСД S-2 получила стандартную для такого оружия своего времени автономную инерциальную систему наведения. Набор гироскопов и специальные датчики, расположенные в приборном отсеке второй ступени, должны были отслеживать изменение положения ракеты, определяя ее траекторию. При удалении от требуемой траектории вычислительное устройство должно было вырабатывать команды для рулевых машинок, управляющих поворотом сопел. Аэродинамические стабилизаторы первой ступени устанавливались жестко и в системе управления не использовались. Также автоматика отвечала за разделение ступеней в заданный момент времени и сброс боевой части. Система управления работала только на активном участке траектории.
Для ракеты S-2 была разработана специальная боевая часть типа MR 31. Она имела ядерный заряд мощностью 120 кт массой 700 кг. Использовалась система подрыва, обеспечивающая срабатывание боезаряда при контакте с землей или на заданной высоте. Боевая часть помещалась в собственном корпусе сложной формы и комплектовалась абляционной защитой от температурных нагрузок. Дополнительный обтекатель, прикрывающий боевой блок, проектом не предусматривался.
Ракета S-2 имела длину 14,8 м и диаметр корпуса 1,5 м. Размах хвостовых стабилизаторов достигал 2,62 м. Стартовый вес равнялся 31,9 т. Твердотопливные двигатели двух ступеней позволяли отправить отделяемую боевую часть на дальность до 3000 км. Круговое вероятное отклонение составляло 1 км. Во время полета ракета поднималась на высоту до 600 км.
Специально для новой ракеты средней дальности была разработана шахтная пусковая установка. Этот комплекс представлял собой сооружение из железобетона высотой около 24 м. На поверхности присутствовали только бетонная площадка оголовка шахты и подвижная крышка толщиной 1,4 м и весом 140 т. Для обслуживания ракеты или пускового комплекса крышка могла открываться гидравликой. При боевом применении для этого использовался пороховой аккумулятор давления. Основным узлом шахтной установки был цилиндрический канал для установки ракеты. Также в составе комплекса присутствовали шахта лифта и некоторые другие блоки. Конструкция пусковой установки давала достаточно высокий уровень защиты от ядерного удара противника.
Головная часть ракеты, находящейся в пусковой установке. Фото Network54.com
В боеготовом положении ракета хвостовым отсеком опиралась на стартовый стол кольцевой формы. На своем месте стол удерживался при помощи системы тросов, блоков и гидравлических домкратов, отвечавших за его перемещение и выравнивание. Центральная часть ракеты дополнительно поддерживалась несколькими кольцевыми агрегатами, также выполнявшими функции площадок для размещения техников при обслуживании. Для доступа к площадкам имелись несколько проходов, соединявших центральный объем пусковой установки с шахтой лифта.
При развертывании серийных ракетных комплексов шахтные пусковые установки строились на расстоянии около 400 м друг от друга и соединялись с командными пунктами. Каждый командный пункт при помощи многократно резервированных средств связи мог управлять девятью пусковыми установками. Для защиты от атаки противника командный пункт находился на большой глубине и имел средства амортизации. Следить за состоянием ракет и управлять их пуском должен был дежурный расчет из двух офицеров.
Хранить ракеты S-2 предлагалось в разобранном виде, причем каждый агрегат находился в отдельном герметичном контейнере. Для хранения контейнеров со ступенями и боевыми блоками следовало строить специальные подземные склады. Перед постановкой ракеты на дежурство контейнеры с двумя ступенями должны были отправляться на сборку. Далее ракета без головной части отправлялась к шахте и загружалась в нее. Только после этого ее можно было оснащать боевым блоком, перевозимым отдельно. Затем крышка шахты закрывалась, и управление переходило дежурным офицерам.
В соответствии с планами 1962 года, на боевом дежурстве одновременно должно было присутствовать до 54 БРСД нового типа. Еще до завершения работ по созданию требуемого оружия было решено сократить количество развернутых ракет вдвое. Причинами сокращения ракет до 27 единиц стали трудности с одновременным выпуском вооружения сухопутного и морского базирования. Кроме того, начали проявляться некоторые экономические затруднения, заставлявшие сокращать планы по производству военной техники и вооружений.
Транспортер ракеты. Фото Capcomespace.net
В 1967 году, еще до начала испытаний ракеты S-02, стартовало строительство инфраструктуры и пусковых установок для нового соединения, которому предстояло эксплуатировать перспективное оружие. Ракетное соединение предлагалось развернуть на плато Альбион. Предполагалось, что в течение нескольких следующих лет будет построено 27 шахтных пусковых установок, объединенных в три группы по девять единиц в каждой. Установки каждой группы должны были управляться с собственного командного пункта. Кроме того, требовалось построить склады для хранения оружия, цех сборки и другие необходимые объекты. Новое соединение развертывалось на основе авиабазы д. Сен-Кристоль. Работать на базе должно было 2000 солдат и офицеров. Соединение обозначалось как бригада 05.200.
В конце 1968 года программа подверглась еще одному сокращению. Было решено отказаться от третьей группы, оставив только две с 18 пусковыми установками. Кроме того, в это же время появилось указание о начале разработки новой ракеты средней дальности, которая в обозримом будущем должна была заменить S-02 / S-2. Параллельно со строительством новых объектов промышленность продолжала испытания и доводку ракеты.
Все необходимые испытания изделия S-02 завершились в 1971 году, после чего оно было принято на вооружение под названием S-2. Также появился заказ на поставку серийных ракет. В августе того же года первые серийные БРСД S-2 были переданы войскам. Вскоре их поставили на дежурство. Первые ракеты второй группы были загружены в пусковые установки примерно через год. В сентябре 1973 года состоялись первые испытания серийной ракеты. Примечательно, что первый учебно-боевой пуск серийной S-2 произвели не на ракетной базе вооруженных сил, а на полигоне Бискаросс.
В течение нескольких следующих лет ракетное соединение, подчиняющееся командованию ВВС, провело еще пять учебных пусков, в ходе которых отрабатывалась работа при получении приказа, а также изучались особенности работы ракет. Кроме того, дежурные расчеты ракетных комплексов каждый день, без выходных и праздников, ожидали приказ о применении своего оружия, обеспечивая безопасность страны.
Транспортер боевой части. Фото Capcomespace.net
До весны 1978 года баллистические ракеты средней дальности S-2 оставались единственным оружием своего класса, состоящим на вооружении сухопутной компоненты стратегических ядерных сил Франции. В апреле 78-го одна из групп бригады 05.200, размещенной на плато Альбион, начала получать новейшие ракеты S-3. Полная замена старых ракет продолжалась до лета 1980 года. После этого в старых шахтных комплексах находились только ракеты нового типа. Эксплуатация S-2 была прекращена по причине морального устаревания.
Общий выпуск ракет S-02 / S-2 не превысил нескольких десятков. Для испытаний было собрано 13 ракет. Еще 18 изделий единовременно могли стоять на дежурстве. Кроме того, имелся некоторый запас ракет и боевых частей, хранившихся отдельно друг от друга. Боевые блоки MR 31 были поставлены в серийное производство в 1970 году и выпускались до 1980-го. В ходе испытаний и учебных пусков было использовано почти два десятка ракет. Большая часть оставшихся изделий позже была утилизирована за ненадобностью. Лишь несколько ракет лишились ядерных боевых частей и твердого топлива, после чего стали музейными экспонатами.
БРСД S-2 стала первым оружием своего класса, созданным во Франции. В течение нескольких лет ракеты этого типа несли дежурство и в любой момент могли быть использованы для нанесения удара по вероятному противнику. Тем не менее, проект S-2 имел некоторые проблемы, что вскоре привело к разработке новой ракеты с улучшенными характеристиками. В итоге с начала восьмидесятых годов сухопутная составляющая французских стратегических ядерных сил полностью перешла на баллистические ракеты средней дальности S-3.
По материалам сайтов:
http://rbase.new-factoria.ru/
http://capcomespace.net/
http://nuclearweaponarchive.org/
http://astronautix.com/
Сенат и палата представителей занимаются подготовкой проектов законов, которые могут привести к нарушению договора о ликвидации ракет средней и малой дальности. При этом обе палаты американского парламента почти не имеют никакого отношения к процессу выхода страны из международных соглашений. Конгресс США собирается принять законы, нарушающие договор РСМД, который был подписан в 1987 году Горбачевым и Рейганом. Об этом сообщает Politico со ссылкой на неназванный источник.
Палата представителей США, в частности, планирует потребовать от военных приступить к разработке ракет средней дальности действия, что запрещается договором РСМД. Сенат в свою очередь обсудит такое же предложение, на которое может быть выделено 65 миллионов долларов. В палате представителей отдельно упоминается, что имеется в виду работа над обычными ракетами без ядерных боеголовок. Однако договором РСМД запрещается их создание вне зависимости от боезаряда. Выступающие в поддержку принятия этих инициатив считают, что они необходимы в связи с тем, что Россия уже нарушила договор.
Противники законов, напротив, уверены, что это только повысит шансы на ядерную конфронтацию в условиях непростых отношений Россией и США. В административно-бюджетном управлении Белого дома эту инициативу подвергли критике, заявив, что она свяжет администрацию с конкретной системой, снизив спектр вариантов ответов в военной области. Правовые эксперты также раскритиковали проект, отмечая, что сенат может лишь ратифицировать международные соглашения, однако выходить из них может только президент.
Немногим ранее СМИ сообщили о , предполагающий возможность выхода страны из договора РСМД в одностороннем порядке. Стоит также отметить, что США неоднократно обвиняли российскую сторону в нарушении положений этого договора. Так, в начале июля сообщалось, что США могут ввести . В случае принятия этих инициатив очередной виток конфронтации между Россией и США очевиден. Не стоит забывать и о том, что ранее Вашингтон уже вышел из договора по ПРО, а также нарушил обещание отказаться от продвижения НАТО к российским границам.
Остается понять, чем может и чем действительно ответит Москва на подобные шаги американских законодателей. Не перейдет ли пока еще холодное противостояние в более горячую фазу? Об этом "Правда.Ру" побеседовала с главным редактором журнала "Арсенал Отечества", членом экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ, полковником запаса Виктором Мураховским.
— Как известно, в одностороннем порядке ни одна из стран из договора выйти не может. Получается, если Вашингтон выйдет из соглашения, то и России придется прекратить свое участие в нем? Может ли это привести к нарушению баланса сил? К новой гонке вооружений?
— Мое личное, глубокое убеждение в том, что нам надо их горячо поддержать и выйти из этого договора первыми. На мой взгляд, никакой там особой гонки не будет. ДРСМД заключался в совершенно иных геополитических условиях, когда существовал Варшавский договор. И руководство Советского Союза пошло на заключение этого соглашения, чтобы отодвинуть угрозу нанесения ударов баллистическими ракетами средней дальности и крылатыми ракетами по европейской части СССР.
Сейчас этого буфера нет в принципе. Сейчас корабли с крылатыми ракетами США могут располагаться в территориальных водах Эстонии. А это, напомню, всего 150 километров до Санкт-Петербурга. Также есть территориальные воды Румынии и Болгарии, территориальные воды Турции. А оттуда до Крыма порядка 300 километров. До наших южных городов около 300-400 километров. То есть военный смысл этого договора для нас полностью исчез.
— Что устанавливал договор РСМД для России?
— Россия по этому договору имеет ограничения. Мы не можем создавать ракетные комплексы, которые позволяют с нашей европейской территории — с Урала или с Поволжья — ставить под угрозу аэродромы и порты в Европе, на которые высаживается американский контингент с континентальной части США. Американцы это уже планируют. Это демонстрировалось во время учений: развертывают переброшенные США силы через порты и аэродромы, например, Прибалтики.
— В последнее время американская администрация все настойчивее говорит о том, что Россия нарушает Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности. То есть тема-то уже не новая. Она на слуху уже несколько лет. Так в связи с каким событиями Вашингтон поднял этот вопрос на этот раз?
— Как показывает практика, с геополитическими событиями это практически не связано. Это связано с внутриполитическими событиями в США, то есть с уже заезженной историей о якобы вмешательстве России в американские выборы. Недавно директор ЦРУ на слушаниях в конгрессе доложил, что, оказывается, состоявшиеся в США президентские выборы уже не первые, в которые вмешалась Москва. Это еще один русофобский элемент. Но на этот раз я глубоко убежден, что для нас этот договор на сегодняшний момент абсолютно вреден. Именно в плане обеспечения военной безопасности РФ.
— Можно ли говорить о том, что стремление Вашингтона денонсировать договор о РСМД связано с развертыванием американской ПРО в Европе. Ведь с комплексов ПРО можно запускать не только ракеты, нацеленные на отражение угрозы с воздуха, но и вооружение первого наземного удара?
— Там расположены универсальные пусковые установки НК-41, которые могут снаряжаться как крылатыми ракетами, так и противоракетами. Чего тут удивительного? Они ни о чем не докладывают, говорят, что беспокоиться не о чем. Но факт не в этом. Договор ограничивает развертывание крылатых ракет наземного базирования. Ну какая сейчас разница, если у них одна атомная лодка 164 таких ракеты несет? Приплывет она в Эстонию, встанет в территориальных водах, и 164 ракеты ударят по Петербургу, которые прилетят туда через 20 минут. И что? Причем здесь договор?
— Чем может ответить Россия?
— В том то и дело, что мы не можем в силу ограничений по этому договору ответить тем, чем могли бы. Если из договора выйдем, и вернемся к советской разработке ракеты средней дальности, мы как раз получим то вооружение, которым мы можем с Урала или с Поволжья ударить по портам не только в Эстонии, но Западной Европы (если учесть, что американцы в случае конфликта будут туда перебрасывать свои ракетные установки в Европу). Уже сейчас на аэродроме Эмари в Эстонии базируется дежурное звено ВВС США в 4 самолета. Им лететь до Петербурга 20 минут.
В то же время 5-6 бригад ракет средней дальности в европейской части РФ смогут даже без применения ядерного оружия накрыть все ключевые пункты военной инфраструктуры, которую НАТО подготовило для войны с Россией. Они ведь это продолжают делать в странах, которые недавно вступили в НАТО. Вы что думаете, они там только учения проводят? Нет, они там складируют вооружения и боеприпасы. А зачем складируют? Да потому что им проще на самолете потом солдат США перебросить, и у них через два часа готовые соединения, наступательная группировка.
Точно так же происходит и в других странах. Американцы уже развертывают в Румынии и Польше комплексы противоракетной обороны. То есть у американцев уже все готово. У них носители крылатых ракет морского базирования плавают в 150 километрах от Петербурга, в 200 километрах от Крыма. Что им начинать? У них все есть. У них крылатых ракет на этих морских носителях свыше трех тысяч единиц. Так что повторюсь еще раз: из этого договора по РСМД России выгоднее будет выйти.
Беседовала Лада КОРОТУН