Какая скорость ракеты системы иджис. Что такое Aegis Ashore и чем он опасен для России
В 1983 году на океанские просторы вышел новый американский боевой корабль. На корме развивался на ветру огромный транспарант «Stand by admiral Gorshkov: «Aegis» - at sea!» (Берегись адмирал Горшков! «Иджис» в море! ). Вот так, с приторным звездо-полосатым пафосом, начал свою службу ракетный крейсер USS Ticonderoga (CG-47).
«Тайкондерога» стала первым в мире кораблем, оснащенным боевой информационно-управляющей системой «Иджис» («Эгида») . БИУС «Иджис» обеспечивает одновременное слежение за сотнями надводных, наземных, подводных и воздушных целей, их селекцию и автоматическое наведение оружия корабля на самые опасные объекты. Официальные источники всегда подчеркивали, что выводит противовоздушную оборону соединений кораблей ВМС США на новый уровень: отныне ни одна противокорабельная ракета, даже при массовом пуске, не сможет прорваться сквозь супертехнологичный «щит» крейсера «Тайкондерога».
В настоящее время БИУС «Иджис» установлена на 107 кораблях ВМС пяти стран мира . За 30 лет своего существования, система боевого управления обросла таким множеством страшных историй и легенд, что ей позавидует даже Древнегреческая мифология. Как и подобает настоящему герою, «Иджис» повторила «12 подвигов Геракла».
Подвиг первый. «Иджис» побеждает аэробус
Огненная стрела прочертила небосвод, и рейс 655 авиакомпании Air Iran исчез с экранов радаров. Ракетный крейсер «Vincennes» ВМС США успешно отразил воздушную атаку… Джордж Буш-старший, занимавший в то время должность вице-президента, благородно заявил: «Я никогда не буду извиняться за Америку. Неважно, какие были факты » («I will never apologize for the United States of America, I don’t care what the facts are»).
Танкерная война, Ормузский залив. Ранним утром, 3 июля 1988 года, ракетный крейсер USS «Vincennes» (CG-49), защищая датский танкер «Карома Маерск», вступил в бой с восемью катерами Военно-морских сил Ирана. В погоне за катерами, американские моряки нарушили границу иранских территориальных вод, и, по трагической случайности, в этот момент на радаре крейсера появилась неопознанная воздушная цель.
«Эйрбас» А-300 авиакомпании Air Iran совершал в то утро регулярный рейс по маршруту Бендер-Аббас – Дубай. Простейший маршрут: набор высоты 4000 метров — полет прямо — посадка, время в пути – 28 минут. В дальнейшем, расшифровка найденных «черных ящиков» показала, что пилоты слышали предупреждения с американского крейсера, но вовсе не считали себя «неопознанным самолетом». Рейс 655 шел навстречу своей гибели, на борту в этот момент находились 290 человек.
Идущий на малой высоте пассажирский лайнер был опознан, как иранский истребитель F-14. Год назад при подобных обстоятельствах «Мираж» ВВС Ирака расстрелял американский фрегат «Старк», тогда погибло 37 моряков. Командир крейсера «Vincennes» знал, что они нарушили границу тервод другого государства, поэтому атака иранского самолета представлялась самым логичным последствием. Нужно было срочно принять решение. В 10:54 по местному времени на направляющие балки пусковой установки Mk26 были поданы две зенитные ракеты «Стандард-2»….
Уже после трагедии, ведущий эксперт Пентагона Дэвид Парнас посетовал прессе, что «наши самые лучшие ЭВМ не могут отличить с близкого расстояния аэробус от истребителя ». «Нам говорили, что система «Иджис» самая великолепная в мире и такого просто не может произойти !» - возмущенно заявила член палаты представителей Патриция Шроудер.
Финал этой грязной истории был необычным. В журнале «New Republic» (Вашингтон) появилась статья следующего содержания: «Мы обязаны извиниться перед Советским Союзом за нашу дешевую реакцию в 1983 году на сбитый над Охотским морем южнокорейский Боинг-747. Можно бесконечно спорить о сходстве и различии двух инцидентов. Наши жертвы находились в воздухе над зоной боевых действий. Их жертвы находились в воздухе над советской территорией. (Что если бы таинственный самолет появился в небе Калифорнии?) Сейчас становится все более очевидным: наша реакция на сбитый южнокорейский самолет - часть циничной пропаганды и результат технологического высокомерия: мол, такого с нами никогда не могло случиться ».
Подвиг второй. «Иджис» спит на боевом посту .
Переправа, переправа. Пушки бьют в кромешной тьме. Это линейный корабль «Миссури» зимней ночью 24 февраля 1991 года громит передовые части армии Ирака, посылая снаряд за снарядом из своих чудовищных 406 мм орудий. Иракцы не остаются в долгу – с берега в линкор летят две противокорабельные ракеты «Хайин-2» (китайская копия советской ПКР П-15 «Термит» с увеличенной дальностью полета)
«Иджис», настало твое время! «Иджис», HELP! Но «Иджис» бездействовал, тупо мигая своими лампочками и дисплеями. Ни один из ракетных крейсеров, входящих в соединение кораблей ВМС США, не отреагировал на угрозу. Положение спас корабль Её Величества «Глостер» — с предельно малого расстояния британский эсминец срубил один «Хайин» с помощью ЗРК «Sea Dart» — обломки иракской ракеты рухнули в воду в 600 метрах от борта «Миссури» (первый случай успешного перехвата в боевых условиях противокорабельной ракеты с помощью ЗРК).
Понимая, что надеяться на свой непутевый эскорт более не имеет смысла, экипаж линкора начал отстреливать дипольные отражатели – с их помощью вторая ракета была уведена в сторону (по другой версии – ПКР «Хайин-2» сама упала в воду).
Конечно, две противокорабельные ракеты не представляли серьезной угрозы для толстокожего линкора – броневые плиты толщиной 30 сантиметров надежно прикрывали экипаж и оборудование. Но сам факт того, что работу «Иджиса» выполнил старый эсминец с помощью зенитно-ракетного комплекса, разработанного в середине 60-х годов, наводит на мысль, что суперсовременный «Иджис» банально провалил задание.
Американские моряки никак не комментируют это обстоятельство, хотя ряд экспертов высказывает мнение, что Иджис-крейсера действовали в другом квадрате, поэтому не смогли обнаружить цели — иракские ПКР летели ниже их радиогоризонта. А «Глостер» находился непосредственно в эскорте линкора «Миссури», поэтому своевременно пришел на помощь.
«Глостер» — британский эсминец типа 42, его систершипы «Шеффилд» и «Ковентри» бесславно погибли в Фолклендской войне. Полное водоизмещение кораблей проекта – 4500 тонн, т.е. де-факто это маленькие фрегаты.
Здесь можно было бы закончить историю о приключениях ВМС США в Персидском заливе, но, в момент ракетной атаки, в боевой группе линкора «Миссури» случилось другое забавное ЧП – зенитный комплекс самообороны «Фаланкс», установленный на американском фрегате «Джэррет» принял один из диполей за ПКР и автоматически открыл огонь на поражение. Попросту говоря, фрегат устроил «friendly fire», обстреляв линкор «Миссури» из шестиствольной пушки. А «Иджис», конечно, здесь ни при чем, шоколад ни в чем не виноват.
Подвиг третий. «Иджис» летает в космос .
Летает, разумеется, не сама БИУС, а зенитная ракета RIM-161 «Standard-3» под внимательным контролем «Иджиса». Кратко: идея СОИ (Стратегической оборонной инициативы) никуда не исчезла – Америка по-прежнему мечтает о «противоракетном щите».
В начале 2000-х годов была разработана четырехступенчатая зенитная для поражения боевых блоков баллистических ракет и космических спутников на низкой околоземной орбите. Именно они стали яблоком раздора в вопросе о размещении американской ПРО в Восточной Европе (гораздо большую опасность представляют «Стандард-3» морского базирования – мобильные и неуловимые Иджис-системы, но обсуждение этой проблемы не представляет интереса для политиков).
21 февраля 2008 года над Тихим океаном состоялась ракетно-спутниковая феерия – ракета «Стандард-3», запущенная с Иджис-крейсера «Lake Erie» настигла свою цель на высоте 247 км. Американский разведывательный спутник USA-193 двигался в этот момент со скоростью 27 тысяч км/час.
Ломать - не строить. Увы, в нашем случае поговорка не верна. Вывести из строя космический аппарат нисколько не легче, чем построить его и запустить на орбиту. Сбить спутник ракетой – всё равно, что попасть пулей в пулю. И это удалось!
Но есть один нюанс. «Иджис» совершила свой подвиг, стреляя по цели с заранее известной траекторией – у американцев было достаточно времени (часы, дни?), чтобы определить параметры орбиты неисправного спутника, выдвинуть корабль в нужную точку Мирового океана, и в нужный момент нажать на кнопку «Пуск». Поэтому перехват космического спутника имеет мало отношения к противоракетной обороне.
Но, как гласит китайская пословица: самый длинный и сложный путь начинается с первого шага. И шаг этот уже сделан – американским специалистам удалось создать чрезвычайно мобильную, дешевую и эффективную ракетную систему, чьи энергетические показатели позволяют обстреливать цели на низкой околоземной орбите. Уже в настоящий момент, ВМС США способны «перещелкать» всю орбитальную группировку «вероятного противника», а количество российских спутников на орбите сравнительно невелико по сравнению с запасами ракет-перехватчиков «Стандард-3».
Подвиг четвёртый. «Иджис» вылезает на берег.
И лезет прямо в сердце Европы – в сказочную Чехию, страну величественных замков и отменного пенного напитка. Нет, «Иджис» приползла отнюдь не за пивом: Польша, Чехия и Венгрия выразили готовность разместить на своей территории элементы американской системы ПРО. К 2015 году ожидается появление еще одного действующего объекта в Румынии.
Как мы уже упоминали, страсти по ПРО не стоят свеч. Если ракеты-перехватчики ориентированы против России, то получается, что они бесполезны. Траектория полета российских МБР лежит через Северный полюс – в этом случае перехватчикам «Стандард-3» из Чехии придется стрелять вдогон, что не дает им ни единого шанса на успех.
«Иджис» и «Стандард-3» нужно размещать на Шпицбергене или в Гренландии – вот тогда они превращаются в действительно работоспособный «щит». И почему никто не обращает внимания, что 22 корабля ВМС США оснащены уже действующими противоракетами? Это тревожный знак, США получают контроль над околоземным пространством.
Пожалуй, мы опустим рассказ об остальных подвигах «Иджиса» — они вполне заурядны, и не стоит утомлять читателя монотонным перечислением фактов и вполне предсказуемыми выводами. «Иджис» создавалась как оборонительная система ПВО, и действительно — комплекс вооружения крейсеров типа «Тайкондерога» первой серии состоял лишь из зенитных ракет и противолодочных ракето-торпед. Две счетверенные пусковые установки противокорабельных ракет «Гарпун» использовались в декоративных целях – согласно американской доктрине морского боя, приоритет в борьбе с надводными целями имела палубная авиация.
Но все изменилось с появлением вертикальной пусковой установки Mарк-41 – с ее помощью, Иджис-корабли превратились в действительно грозные боевые единицы. УВП Mарк-41 и новые боеприпасы без каких-либо затруднений были интегрированы в систему «Иджис», действительно, не требуется много усилий, чтобы «закачать» в память крылатой ракеты «Томагавк» координаты места старта и места назначения, а также карту подстилающего рельефа на маршруте полета.
Такие действия не требуют сложных расчетов и выработки мгновенных решений, неудивительно, что Иджис-корабли неоднократно привлекались к ударам по наземным целям, и успешно выполняли такие боевые задания – полсотни «Томагавков» в ударном варианте — тут как-раз достаточно для совершения десятка «подвигов» во славу демократических ценностей.
Шутки шутками, но только очень наивный человек может утверждать, что «Иджис» безвреден и, как боевая система, никуда не годится . Любую систему характеризует не ошибка, а реакция на ошибку – после первых «подвигов» «Иджиса» компания Lokheed-Martin провела большую работу над ошибками – был изменен интерфейс системы, постоянно модернизируются радар AN/SPY-1 и ЭВМ командного центра, корабли получили новый ассортимент вооружения: крылатый убийца «Томагавк», противолодочный боеприпас ASROC-VL, перехватчик противокорабельных ракет в ближней зоне RIM-162 «Evolved Sea Sparrow Missle», зенитная ракета с активным самонаведением «Стандард-6» и, конечно, противоспутниковая «Стандард-3». А главное – подготовка экипажа, без человека любая техника лишь груда металлолома.
Lokheed Martin приводит следующие цифры, оценивающие итоги тридцатилетней эксплуатации системы «Иджис»: к настоящему времени 107 Иджис-кораблей суммарно провели 1250 лет в боевых походах по всему миру, в ходе тестовых и боевых запусков с кораблей было выпущено более 3800 ракет различных типов . Наивно полагать, что американцы ничему не научились за это время.
И все-таки, факты говорят о том, что ВМС США не собираются целиком полагаться на сложную и ненадежную «Иджис». Основные усилия в борьбе с низколетящими противокорабельными ракетами ориентированы не на их непосредственный перехват, а на противодействие носителям ПКР – кораблям, самолетам и подводным лодкам, чтобы не допустить их выход на дистанцию атаки. А «Эгида» — всего лишь последний рубеж.
Во второй половине 1960-х годов в ВМС США развернулась разработка революционного по своей концепции комплекса ПВО.
Систему, получившую в декабре 1969 года название «Иджис» (AEGIS — Airborne Early Warning Ground Environment Integration Segment), первоначально вела компания RCA. Позже она продала свое ракетно-радарное подразделение концерну «Дженерал Электрик», а та в свою очередь в 1992 году перепродала его фирме «Мартин-Мариетта». После слияния последней в 1995 году с фирмой «Локхид» дальнейшее совершенствование системы «Иджис» осуществляет корпорация «Локхид-Мартин».
В 1973 году начались испытания прототипа системы «Иджис» на борту опытового судна «Нортон Саунд», а десять лет спустя (23 января 1983 года) в состав ВМС США вошел первый боевой корабль, оборудованный этой системой — крейсер «Тикондерога».
ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВАЯ АРХИТЕКТУРА
В 1960-е годы на кораблях ведущих флотов начали появляться первые образцы автоматизированных систем боевого управления (АСБУ). В них центральной ЭВМ передавался ряд функций боевого применения оружия, выполнявшихся ранее устройствами (процессорами) отдельных подсистем. Создание «Иджиса» ознаменовало переход к реализации нового, более масштабного подхода к комплексированию корабельных боевых и технических средств. В системе «Иджис» в подсистемы объединены практически все важнейшие средства обнаружения, поражения, управления и тактической радиосвязи. Причем подавляющее большинство функций боевого применения оружия может выполняться с помощью ЭВМ общекорабельного многомашинного вычислительного комплекса (ОМВК). В результате ресурсы различных подсистем корабля становятся общесистемными и появляется возможность их более гибкого использования. Это позволяет в тех или иных пределах перераспределять корабельные ресурсы в соответствии с изменениями тактической обстановки. Например, при отражении воздушного налета РЛС в системе «Иджис» может прекратить поиск целей, а высвободившиеся энергетический и временной ресурсы используются только для их сопровождения. В итоге число сопровождаемых целей и частота обновления данных о них резко увеличатся.
ОБЩИЕ ПОДСИСТЕМЫ
Основные компоненты (подсистемы) многофункциональной системы оружия «Иджис» тесно взаимосвязаны, причем средства управления и контроля являются общими, то есть используются в интересах каждого элемента и всей системы в целом. К этим средствам относятся ОМВК и подсистема отображения.
ОМВК, функционально объединяющий 25 важнейших устройств, боевых и технических средств корабля, составляет техническую основу всей системы «Иджис» и является ее центральным звеном (подсистемой). В него входят более 20 ЭВМ типов AN/UYK-7 и -20, а также ряд устройств хранения информации на магнитных дисках (лентах) и ввода-вывода данных. Общим звеном системы «Иджис» является также подсистема отображения, в состав которой может входить до 22 многофункциональных пультов (МОП) с дисплеями тактической обстановки, включая четыре командирских (на них отображается обобщенная обстановка).
Аппаратура отображения размещена в боевом информационном центре (БИЦ) корабля. Функционально она подразделяется на следующие контуры: обработки тактической информации, ее оценки и принятия решения, противовоздушной обороны (ПВО), противолодочной борьбы, борьбы с надводными кораблями и нанесения ударов по берегу.
Общим элементом многофункциональной системы оружия «Иджис» является также оконечная аппаратура цифровых линий радиосвязи LINK-4A, -11 и -14. Первая из них предназначена для наведения самолетов на воздушные цели, а две другие используются в каналах тактической связи для обмена данными целеуказания между кораблями соединения (группы). Важной особенностью этих линий является то, что управление потоком цифровых данных, циркулирующих в подсистеме связи, осуществляется ЭВМ ОМВК, а процесс взаимного обмена ими полностью автоматизирован. Информация обычно содержит сведения о местонахождении целей, полученные от корабельных или авиационных средств обнаружения (РЛС, гидроакустических станций и других). Посредством линии LINK-11 возможен также обмен данными с самолетами ДРЛО и управления Е-2С «Хокай», палубными противолодочными S-3A и В «Викинг» и базовыми патрульными Р-3С «Орион», которые оснащены соответствующей аппаратурой.
Высокие боевые возможности системы «Иджис» не могли не отразиться на ее цене. В 1980-е годы стоимость системы составляла примерно 300 млн долларов — 1/3 всей стоимости крейсера «Тикондерога».
СИСТЕМА С РАСШИРЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Ядром многофункциональной системы «Иджис» является одноименный зенитный ракетный комплекс.
Комплекс обладает рядом преимуществ по сравнению с более старыми корабельными ЗРК «Терьер» и «Тартар»: малым временем реакции, высокой огневой производительностью, способностью одновременно обнаруживать и сопровождать большое количество целей, а также обстреливать сразу несколько воздушных целей несколькими ЗУР, полностью автоматизированным циклом управления ракетной стрельбой, высокой надежностью работы и живучестью. Он может решать следующие боевые задачи: вести перехват самолетов-ракетоносцев на предельной дальности стрельбы, отражать массированные удары противокорабельных ракет в средней зоне ПВО, обеспечивать выдачу загоризонтного целеуказания (ЗЦУ) на корабли соединения или группы, перехватывать низколетящие и внезапно появляющиеся воздушные цели в пределах радиолокационного горизонта.
ВОЗМОЖНОСТИ
ЗРК «Иджис» включает многофункциональную РЛС типа AN/SPY-1, командно-управляющую подсистему Мк1, подсистему управления корабельными комплексами оружия Мк1, подсистему управления стрельбой (ПУС), ЗУР «Стандарт-2» средней или большой дальности, пусковые установки (ПУ) Мк26 либо УВП Мк41, подсистему проверки на функционирование, поиска и локализации неисправностей Мк545.
Важным элементом, обеспечивающим высокие боевые возможности ЗРК, является радиолокационная станция AN/SPY-1A, которая работает в 10-см диапазоне. Она способна осуществлять в верхней полусфере автоматический поиск, обнаружение, сопровождение значительного количества целей (250-300) и наведение по наиболее угрожаемым из них до 18 ЗУР. РЛС работает по принципу временного уплотнения каналов излучения, приема и обработки сигналов. В нормальном режиме основная часть времени излучаемой электромагнитной энергии выделяется на поиск и обнаружение целей, однако в зависимости от тактической обстановки, условий внешней среды, помеховой ситуации, полученных в бою повреждений и других факторов временной и энергетический ресурсы станции могут перераспределяться, а рабочие параметры изменяться в широком диапазоне возможных значений, что позволяет оптимизировать режимы ее работы. Например, за счет уменьшения зоны поиска высвободившиеся временной и энергетический ресурсы обеспечивают увеличение числа сопровождаемых целей и наведение на цели большего количества ЗУР. РЛС AN/SPY-1А относится к наиболее совершенным радиолокационным станциям надводных кораблей классов «крейсер» и «эскадренный миноносец». Она имеет высокие тактико-технические характеристики, в частности максимальную дальность обнаружения высотных воздушных целей с большой радиолокационной заметностью 450 км. Станция снабжена четырьмя плоскими антеннами (пассивными фазированными антенными решетками), располагающимися на стенках надстройки корабля-носителя.
Установка на кораблях станции такого типа позволила отказаться от нескольких ранее использовавшихся РЛС и решила проблему идентификации воздушных целей не только из-за высокого качества и большой частоты обновления получаемых данных сопровождения целей, но и благодаря отсутствию необходимости проведения многократной идентификации ВЦ (при передаче целеуказаний от РЛС обнаружения к РЛС сопровождения и затем к станции управления стрельбой). Решение на поражение угрожающих кораблю целей может приниматься автоматически в соответствии с программно-реализованными критериями, когда анализ обстановки человеком ввиду нехватки времени практически невозможен, либо командиром на основании всестороннего анализа сложившейся тактической обстановки, оценки готовности сил и средств корабельной ПВО. Автоматический режим применяется, если внезапно появляются скоростные воздушные цели, обнаруженные в нижней полусфере быстро сканирующими лучами ФАР. В этом случае обнаруженной цели присваивается наивысший приоритет на внеочередное обслуживание в ОМВК многофункциональной системы «Иджис», что способствует сокращению времени реакции ЗРК.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
В течение десятилетий, прошедших со времени создания, система «Иджис» непрерывно совершенствовалась. Появились новые модификации РЛС AN/SPY-1B и D, в боекомплект ЗРК вошли ракеты «Стандарт-3» и «Стандарт-6». «Иджис» теперь имеет возможность обеспечивать не только противовоздушную, но и противоракетную оборону. Если ракеты-перехватчики «Стандарт-2» («Блок IV») используются для поражения баллистических ракет в атмосфере на заключительном этапе их полета, и их боевая часть оснащается осколочным боезарядом с обычным взрывчатым веществом, то ракета-перехватчик «Стандарт-3» уничтожает баллистические ракеты, находящиеся в средней части траектории и летящие за пределами атмосферы, с помощью кинетической боеголовки, то есть путем ударно-контактного взаимодействия.
Cистема «Иджис»
У американцев также имеются 4 РЛС раннего предупреждения. Все нормально у них и с противоракетами: на боевом дежурстве сегодня стоят 16 комплексов наземного базирования, 16 крейсеров и эсминцев, оснащённых в общей сложности 18 противоракетами SM-3 и дислоцированных в Атлантическом океане и Средиземном море, 80 противоракетных комплексов Patriot (PAC-3).
До 2013 года будет проведено расширение системы ПРО: 5 РЛС раннего предупреждения, перекрывающих всё Северное полушарие, 54 противоракеты наземного базирования (44 - в США, 10 - в Польше, близ города Слупска), 4 комплекса THAAD (задача - уничтожение баллистических ракет на стадии снижения), оснащённых в общей сложности 96 противоракетами, до 100 противоракет морского базирования SM-2 (задача - уничтожение баллистических ракет на среднем участке траектории), 132 противоракеты SM-3 (задача - уничтожение баллистических ракет). Плюс система «Иджис» (на базе одноименного комплекса ПВО), которая способна отслеживать и, при необходимости, уничтожать баллистические ракеты, атомные подводные лодки и орбитальные спутники, движущиеся со скоростью до 8 километров в секунду. По планам Пентагона, к 2015 году она получит такое развитие, что полностью блокирует возможность российского ответа на ядерный удар НАТО.
Недавно в США прошли учения с использованием «Иджис». С американского полигона на Гавайских островах стартовала баллистическая ракета, выступившая в роли российского оружия возмездия. Система «Иджис» сразу обнаружила цель и с борта крейсера УРО «Лэйк Эри» был произведен пуск противоракеты, которая на высоте более 180 километров (то есть в космосе) уничтожила балллистическую ракету.
– Современная корабельная система «Иджис», – рассказал мне знакомый офицер, бывший командир ракетной боевой части подводного атомохода капитан первого ранга запаса Алексей Черкасов, – состоит из РЛС с фазированной решеткой, боевого вертолета и гидроакустического сонара для обнаружения АПЛ. Основное вооружение – противоракета «Стандарт-3», которая способна уничтожать цели в космическом пространстве и на дальности до 500 километров по горизонтали. Не так давно состоялось ее боевое применение - американцы уничтожили свой вышедший из строя спутник-разведчик, летевший в космосе на высоте 275 километров со скоростью 7,2 километра в секунду. Крейсера и эсминцы УРО, имеющие на вооружении такие ракеты, уже сегодня несут боевую службу в Атлантическом океане, Средиземном море и даже заходят в Черное море. Это значит, что они имеют возможность поражать наши баллистические ракеты на начальном участке полета. Главная опасность в том, что, по планам Пентагона, к 2015 году ВМС США будут иметь на вооружении 400 кораблей, оснащенных системой «Иджис» и ракетами «Стандарт-3». Даже если каждый корабль получит лишь по одной такой ракете, у нас не хватит современных баллистических ракет для преодоления этого рубежа ПРО. А ведь есть и другие, не менее серьезные. Министерству обороны нужно срочно заказывать оборонке достаточное количество новых баллистических ракет, а не играться в изменение «облика Вооруженных сил».
По опубликованным в открытой печати данным, у России имеется всего около 80 новых комплексов межконтинентальных ракет. Остальные были выпущены еще в Советском Союзе. Это стоящие на боевом дежурстве сегодня «Сатана» и «Тополь». Их возраст около 30 лет. Некоторые эксперты утверждают, что за это время ракетное топливо потеряло некоторые свои важные качества. К тому же и корпус утратил прочность. Например, «Сатане» уже два раза продлевались сроки эксплуатации. Так что в случае конфликта не все ракеты сумеют взлететь.
Есть у нас великолепная новая (относительно) ракета «Ярс-24», которая способна уверенно преодолевать ПРО США. По данным открытой печати, она имеет рабочую дальность до 12 тысяч километров, оснащена несколькими блоками с ядерной боеголовкой, которые после набора высоты разлетаются и движутся по заданной траектории в автономном режиме. При обнаружении противоракеты каждый из блоков начинает маневрировать и уклоняться от нее.
Беда только в том, что у нас таких комплексов неизмеримо меньше, чем у американцев тех же противоракет «Стандарт-3».
По мнению капитана первого ранга запаса Алексея Черкасова, именно с этим фактом связан отказ американцев вести с Россией какие-либо переговоры по ПРО. У них, вероятно, есть уверенность (или иллюзия) в том, что США в состоянии на сто процентов отразить ответный ракетно-ядерный удар со стороны России.
По данным электронного справочника Минобороны РФ «Оружие России», «Ярс-24» начали разрабатывать еще в 1989 году, но только через двадцать лет в войсках появился опытный дивизион этих ракет. На сегодняшний день сформированы всего два полка.
Такую медлительность в Минобороны объясняют тем, что поначалу работы вели российский МИТ и украинское КБ «Южное». После развала СССР они оказались в разных государствах.
Впрочем все свои наработки и образцы КБ «Южное» полностью передало России еще в 1995 году. 16 лет длится тягомотина с разработкой и принятием на вооружение важнейшей для обороны ракеты. При этом деньги на это выделялись систематически. Где они? Кто знает?
В предновогоднем выпуске «Военной тайны» (РЕН ТВ) упоминалось письмо Счетной палаты о золотых слитках Минобороны, которые куплены на деньги, предназначенные для реформы и перевооружения армии, но «вложены в рост». Видно, страсть к «коммерческой деятельности» не дает Анатолию Сердюкову заниматься по-настоящему эффективным перевооружением армии, в частности, продвижением такого необходимого для обороны комплекса МБР «Ярс-24» и противоракетных комплексов дальнего действия http://www.svpressa.ru/war21/article/51590/
По словам А. Вершбоу, система ПРО сможет защитить и саму Россию от ракетного удара со стороны Ближнего Востока и Северной Кореи: «Южная часть России является зоной риска, именно для этого НАТО планирует разместить ракеты и радар в Румынии и Польше».
Иджис
Универсальная установка вертикального пуска (УВП) Мк41 на борту крейсера «Сан-Джасинто» (CG-56) ВМС США.
Панель управления системой на борту крейсера «Норманди» (CG-60) ВМС США, 1997.
Информационный центр системы на борту крейсера «Винсенс» (CG-49) ВМС США.
боевая информационно-управляющая система(БИУС).
Первый корабль, оснащённый системой «Иджис», USS Ticonderoga (CG-47) был зачислен в списки флота 23 января 1983 года . Установки вертикального пуска (УВП) Мк41 первым получил ракетный крейсер Bunker Hill (CG 52) . В общей сложности на вооружение были приняты 107 кораблей оснащённых системой «Иджис».
Основным элементом системы является радиолокационная станция AN/SPY-1 A, В или D с четырьмя плоскими фазированными антенными решётками (ФАР) мощностью 5 МВт, выполняющая функции РЛС кругового обзора. Она способна осуществлять автоматический поиск, обнаружение, сопровождение 250-300 целей, и наведение по наиболее угрожающим из них до 18 ЗУР . Решение на поражение угрожающих кораблю целей может приниматься автоматически.
Компьютерные системы управления и поддержки принятия решения являются ядром «Иджис». Они позволяют одновременно решать задачи противовоздушной, противолодочной обороны и наносить удары по кораблям противника.
Разработчики
Первоначальная разработка системы Иджис начата подразделением компании RCA , специализирующимся на ракетных системах и поверхностных радарах, позднее приобретённым компанией General Electric и переименованного в подразделение Государственных электронных систем. Позднее, в 1992 году, это и несколько других аэрокосмических подразделений компании Джи-Эл были проданы компании Martin Marietta , вошедшей в 1995 в корпорацию Lockheed Martin .
Вооружение
Американские корабли, оснащённые «Иджис», сначала использовали ракеты «Стандарт-2» (SM-2), в настоящее время проходит перевооружение некоторых из них на ракеты «Стандарт-3» (SM-3).
Ракеты нового поколения «Стандарт-3» (SM-3) позволяют осуществлять перехват боеголовок БР . В ходе прошедших 6 ноября 2007 года испытаний впервые осуществила успешный перехват групповой баллистической цели, обе цели были уничтожены в результате прямого попадания перехватчиков SM-3 за пределами земной атмосферы, на высоте около 180 км над Землёй. Перехват был осуществлён комплексом «Иджис» (Aegis, версии 3.6) крейсера УРО CG-70 Lake Erie («Лэйк Эри»).
ТТХ
- Контролируемый радиус более 190 км от корабля (ЭПР 1 м²) .
- Дальность обнаружения высотных воздушно-космических целей (ВЦ) при поиске в верхней полусфере пространства ограничивается примерно 320 км
Установки на кораблях
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B4%D0%B6%D0%B8%D1%81
Максим Калашников
ИЛЛЮЗИЯ «СОВМЕСТНОЙ ПРО»
Что стоит за лиссабонскими договоренностями Медведева с НАТО?
В ноябре 2010 года, как нас уверяет либеральная пресса, состоялся исторический визит президента РФ Д.Медведева в Лиссабон, на слет НАТО. Как впечатляющий прорыв подаются общие слова Обамы и Медведева о программе создания совместной русско-западной противоракетной обороны (ПРО).
Но на самом деле мы имеем дело с очередным политико-пропагандистским пузырем. Блефом. Никакой совместной ПРО с НАТО мы не можем построить ни по технико-экономическим, ни по политическим причинам.
РАЗВЕИВАЯ ТУМАН
«…В Лиссабоне Москва и Брюссель, по всей видимости, достигли принципиального согласия о создании совместной системы ПРО. Сами системы сторон объединены не будут - каждая будет создавать свою и отвечать за свой сектор. Россия возьмет обязательства сбивать баллистические ракеты, летящие в Европу с юга и востока над ее территорией. То есть взрывать над своей территорией северокорейские, китайские, пакистанские и иранские боеголовки. А на долю европейского сектора ПРО придется все то, что может прилететь в Россию и Европу с Запада. То есть с Атлантического океана и из Северной Африки…» – написал обозреватель журнала «Эксперт» Геворг Мирзаян (http://www.expert.ru/2010/11/29/proryiv-v-neizvestnost/)
Но это невозможно. Как пояснил Владимир Коровин (эксперт Гражданского центра прикладных исследований), отечественная ПРО представлена московским районом – знаменитой системой А-135. Она оснащена ракетами-перехватчиками боеголовок (62 противоракеты ближнего перехвата, 38 – дальнего) с ядерными боевыми частями. Система эта создана по идеологии 1980-х годов и предназначена только (исключительно!) для прикрытия Московского промышленного района. То есть, столицы – и только. И только от первого неожиданного удара ограниченным числом боеголовок. Начало создания А-135 – 1971 год, постановка на боевое дежурство – 1995-й. Прикрыть система может только Москву, поражая вражеские боевые блоки лишь на заключительном этапе их полета. Да и то нашей столице придется несладко: над нею в ближнем космосе и в верхних слоях атмосферы будут рваться десятки ядерных противоракетных зарядов, избивая мегаполис электромагнитными импульсами.
Здесь нет никакого «презрения Москвы к остальной стране». А-135 была призвана защитить центральную систему управления СССР/РФ от внезапного обезглавливающего удара – и не более того. Чтобы коварный враг не вывел из строя главнокомандование страной, а это главнокомандование – отдало бы приказ на ответно-встречный удар возмездия по ядерному агрессору. Каковыми при создании системы А-135 могли быть только США и НАТО, а также – Китай.
Расширить подобную очаговую систему ПРО на огромные пространства невозможно в принципе. И речи быть не может о том, чтобы прикрывать Европу с восточного и юго-восточного направлений. Идущие на Европу над территорией РФ китайские, пакистанские и возможные иранские ракеты (межконтинентальные и средней дальности) для А-135 неуязвимы. Наша система должна ставиться в Европе – у каждого большого города. Кроме того, она не может работать в неядерном варианте, попадая неядерными поражающими элементами в боеголовку (как это делают развивающиеся на Западе новые системы ПРО). А-135 отражает налет вражеских боевых блоков только высотными ядерными взрывами. Наша система создавалась для реалий Холодной войны (в соответствии с ныне недействующим Договором по ПРО 1972 г.), а посему и ограничена по радиусу действия, и крайне дорога. Достаточно сказать, что США так и стали прикрывать подобными системами «Сейфгард» ни Вашингтон, ни Нью-Йорк. Не стали они прикрывать и ракетно-стратегическую базу Гранд Форкс, о чем задумывались еще в 1972-м. Сочли и разорительным, и малоэффективным.
Таким образом, для предполагаемой российско-натовской системы ПРО отечественная А-135 просто бесполезна.
Все просто. Обычная баллистическая межконтинентальная ракета, как поясняет Владимир Коровин, запущенная по цели в Европе из Китая (на дальность в 13 тыс. км), в апогее своей траектории набирает высоту в 1400 км. Пролетая над территорией РФ, она остается недосягаемой для системы ПРО типа А-135 – слишком высоко идет. Высота ее полета не получается ниже нескольких сотен километров. Слишком высоко оказываются и те ракеты средней дальности, какими гипотетически могут бить по Европе Пакистан и Иран. (А ведь есть еще и так называемая «наклонная дальность», измеряемая сотнями и тысячами километров – прим. М.К.). Таким образом, А-135, защищая исключительно Москву, не может сбить ракету, идущую из всех известных стран на Европу. Более того, А-135 по тем же причинам не в силах прикрыть иного района Российской Федерации, если удар нацелен на них.
Только лишь поэтому заявление о возможности создания совместной ПРО «РФ-НАТО» вызывает смех специалистов. Но проблема гораздо глубже.
ЗАПАД ВЫРЫВАЕТСЯ ВПЕРЕД
В то же время, в Соединенных Штатах создается целый набор противоракетных систем, способных «работать» по атакующим их страну баллистическим ракетам (БР) на разных участках их траектории. То есть, особые системы должны уничтожать ракеты на активном участке полета – когда БР разгоняется в атмосфере, работая двигателями на полную мощь, и когда боевые блоки (ББ) в ее «голове» еще лежат вместе, не разделившись и не включив двигатели разведения блоков-зарядов. Другие системы предназначены для уничтожения ББ в космическом пространстве, на среднем участке полета. Наконец, есть системы для поражения ББ на заключительном этапе – при подлете к их целям. И вот что интересно: ставка делается не на ядерное, а в основном на ударно-кинетическое поражение боевых блоков. Создается «экологически чистая» ПРО.
Так, для сбивания неприятельских БР на первом, разгонном участке траектории идут работы над самолетом с лазерной «пушкой», который по замыслу должен поражать боевым лучом взлетающие ракеты с расстояния в сотни километров. Для чего самолеты-лазероносцы должны патрулировать над опасными районами. Пока здесь очень много трудностей и не факт, что США удастся создать дееспособные лазеры воздушного базирования. Поэтому американцы ведут работы над сверхскоростными противоракетами воздушного базирования NCADE – Network Centric Airborne Defense Element. Сиречь – над поражающими элементами воздушного базирования для сетецентричной войны. Но тут до появления на свет серийных образцов еще очень далеко.
На среднем участке траектории БР (превращенная уже в «облако» из боевых блоков и ложных целей) должна поражаться системами ПРО наземного базирования (стационарная ПРО на Аляске, Ground Based Midcourse Defense, GBMD), системами корабельного базирования «Aegis» («Эгида») и отчасти – мобильной системой ПРО театра военных действий THAAD. На этой стадии отражения атаки неприятельских ракет стационарная ПРО GBMD на Аляске, например, выбрасывает навстречу боевым блокам врага космические самонаводящиеся перехватчики EKV. Последние – это кинетические блоки, которые должны разрушить боевой блок прямым попаданием. Для этого на 60-килограммовом EKV есть чуткий инфракрасный телескоп (он должен разглядеть горячую боеголовку) и двигатели маневрирования. Правда, эффективность GBMD (базы Форт-Грили и Вандерберг) пока еще низка – не более 50%. Особо отметим, что означенная стратегическая система не имеет аналогов в РФ (А-150 не носит стратегического характера). Однако и рассчитана она на отражение только ограниченных (пара-тройка ракет от силы) баллистических атак на Соединенные Штаты.
Поражающие элементы забрасывает в космос и система ПРО «Иджис»-«Эгида» – противоракеты типа SM.
На заключительном участке полета атакующие боевые блоки встречают все та же THAAD и комплексы «Пэтриот», хорошо известные еще по войне с Ираком 1991 года.
Очень продвинулась работа над морской ПРО «Aegis». Вначале, по словам В.Коровина, ее создавали для того, чтобы поражать вдогонку возможные БР Северной Кореи. Почти четверть идут работы над поражающими кинетическими боеголовками «Эгиды», причем первый ее образец выставлен с Смитсоновском музее. Испытания «Иджис» идут с 1999 года, американцы добились более десятка успешных перехватов, в том числе – и спутника на высоте в 247 километров. Это значит, что «Иджис» способна работать по боевым блокам на среднем (космическом) участке траектории.
На основании «Aegis» янки собираются (естественно, в сухопутном варианте) строить ПРО для Европы. Например, тот же позиционный район, что совсем недавно мыслилось делать в Польше. При этом ракеты-перехватчики для «Иджис» совершенствуются – растет их радиус действия. К середине 2010-х корабельные группировки, выставленные США у Израиля, у берегов Ливии и в Черном море, смогут прикрыть практически всю Европу от ракет, летящих из Ирана – прикрыть вплоть до Скандинавии. А к 2020 году «Иджис» при той же дислокации кораблей защитит всю Европу, покроет Белоруссию и Украину и даже большую часть предуральской части РФ.
При этом аналога «Иджис» у нас нет, и американцы («Локхид-Мартин» и «Рейтеон»), развивая оную систему, вовсе не нуждаются в сотрудничестве с русскими. Зачем? И так все делается. Конечно, «Иджис» защищает только от ракет средней дальности (3-5 тыс. км дальнобойности), летящих из Ирана. От БР Китая система не оборонит. Но американцы считают эту угрозу несущественной. Гораздо более реальной Запад рассматривает появление ракет средней дальности у мусульманских стран. Подчеркнем: «Иджис» позволяет попадать буквально «пулей в пулю», не используя ядерных боеприпасов.
Американцы также (первый пуск – в 1994-м) развивают ПРО ТВД типа THAAD, успешно опробовав ее в войне с Ираком в 2003-м. Система уничтожает боеголовки ракет, запущенных с расстояния до 3,5 тысяч километров. Поражающие устройства системы маневрируют, находя и уничтожая вражескую боеголовку с помощью тепловидения. Все опять-таки сводится к принципу «пулей в пулю», к кинетическому разрешению чужой боеголовки без всяких зенитно-ядерных взрывов. И здесь РФ отстает, не имея никакой возможности что-то делать совместно. В СССР аналоги имелись бы наверняка, но Союза уж нет.
В перспективе возможно развитие в США противоракет, которые смогут выводить на орбиту сразу несколько самонаводящихся кинетических перехватчиков размером с кофейную банку. И здесь РФ также нечего предложить.
И, наконец, есть уже известная система «Пэтриот». Ее аналогом считают наши системы С-400 и перспективную С-500. Но если в РФ они остаются «бумажными тиграми» (для С-400 так и не создано пока ракеты), то для «Пэтриот» уже есть ракета с увеличенным в полтора-два раза радиусом действия. И она должна быть задействована в совместной с европейцами системе ближней (1-1,5 тыс. км) ПРО – MEADS (Германия, Италия и США).
Участие Российской Федерации здесь им совершенно не нужно.
Франция уже успешно испытала свою систему ПВО/ближней ПРО «Астер», которая будет защищать также Италию. Франция совместно с другими европейцами (в пику американцам) намерена создать и систему «Экзогард» – стратегическую ПРО для поражения боевых блоков на среднем (космическом) участке их траектории. Свои противоракетные программы ведут Израиль и Индия.
УЖЕ ВЫШЛА ИЗ СТРОЯ?
Ряд признаков говорят о том, что отечественная система А-135 уже небоеспособна. За годы после расчленения СССР оказалась разрушенной вся производственная кооперация для производства противоракет и всего необходимого для системы. И это немудрено: в нее входило 130 предприятий всего СССР. Последние ракеты-перехватчики для ПРО Москвы произведены четверть века назад. Большинство из них уже вышло из строя по старости. Сделать новые – уже не представляется возможным (промышленные и кадровые возможности утрачены).
Инженерно-конструкторский состав стар, молодежи нет. Ряд источников сообщает, что 68 противоракет ближнего перехвата 53Т6 («Gazelle» по коду НАТО), рассчитанных на перехват в атмосфере расположены в пяти позиционных районах, отчасти еще сохраняют боеспособность.
Дальность полета 80 км
Высота 30 км
Скорость ракеты 5,5 км/с
Длина 10 м
Диаметр 1 м
Масса 10 т
32 ракеты-перехватчика дальнего боя 51Т6 «Азов» («Gorgon» по коду НАТО) с боеголовками могуществом в 1-2 мегатонны, призванные осуществлять перехват за пределами атмосферы, расположенные в двух позиционных районах, уже больше блеф, чем реальность. Есть все основания полагать, что в 2002-2003 годах они были изъяты из шахт в связи с истечением срока службы.
Противоракета «Азов»
Длина 19,8 м
Диаметр 2,57 м
Масса 33 т
Дальность полета 350 км
На фоне всего, что делается в области ПРО в США и Европе, мы уже выглядим аутсайдерами. На основании советских противоракет можно было бы сделать более совершенную технику прямого попадания во вражеские боеголовки (пулей в пулю), однако РФ не в силах даже воспроизвести то, что выпускалось в Советском Союзе. Сейчас звучат слова надежды на нашу ракету 9М96 для комплекса С-400 «Триумф». Эти высокоманевренные «птички» планируются и для поражения тбаллистических ракет как оперативно-тактического, так и среднего ранга. Но когда эти ракеты встанут на вооружение – пока неясно.
ГОВОРЯТ-ТО ДАВНО – А ВОЗ И НЫНЕ ТАМ…
Таким образом, пока места для РФ в западных ПРО-программах нет. Да и все планы такого совместного участия с 1967 года кончались ничем. Сначала – по политическим причинам, а теперь уже по политико-технико-экономическим. Попытка Ельцина в январе 1992 года предложить США совместную систему ПРО полностью провалилась. Пробовал и Путин – с тем же успехом. Когда в 2001-м США вышли их договора по ПРО (1972 года), ответа у РФ не нашлось.
По словам Владимира Коровина, нынешние планы совместной работы РФ и НАТО по ПРО вызывают массу вопросов. Как обеспечить технологическую совестимость? Как организационно будет строиться совместная противоракетная оборона? Кто будет нажимать кнопку? И против кого все это будет нацелено? А самое главное: ракеты из «стан-изгоев», запущенные по Европе, над нашей территорией окажутся на слишком большой высоте. Тут бесполезны и А-135, и «Триумф». Так что перед нами, скорее всего – очередная политическая «мулька». Западники, как правило, отходят в сторону, как только дело касается работ, по которым русским нужно поставлять современные станки и передовые технологии.
Полностью заглохла программа «Доверие» 1992 года, предложенная конструктором Р.Авраменко: сбивать боеголовки с помощью плазмоидов. Плазмоидов, генерируемых антенными полями. Попадая в выставленный на ее пути плазмоид, головка резко ускорялась, кувыркалась и разрушалась. Никто не захотел совместно с русскими создавать оружие на новых физических принципах.
НЕ ПОЗОРИТЬСЯ
То есть, мы можем заключить: никто в НАТО не будет сотрудничать с Российской Федерацией в области создания стратегической ПРО. В РФ нет систем для поражения чужих БР на активном участке и на средней части траектории (в космосе). Условно – есть аналог ближней ПРО (С-400 и их развитие), к которому еще нет ракет. Имеющаяся система очаговой, локальной обороны Москвы (А-135) не подходит Европе по своей философии и ограниченности прикрываемого района. Кроме того, эта система, судя по всему, уже не действует и доживает последние годы. Способность же деградировавшего ВПК Росфедерации производить нужные сегодня стратегические системы ПРО, предназначенные для защиты от атак со стороны «новых ракетно-ядерных стран» (удар от силы несколькими ракетами) – под огромным сомнением.
Эксперт Гражданского центра прикладных исследований Сергей Горяинов (а ему пришлось работать помощником главного конструктора А-135 Анатолия Басистова вплоть до смерти последнего в 1993-м) подтверждает невеселые наши выводы.
– Разрушены не только промышленность, но и научные, инженерные школы, – говорит Сергей Горяинов. – И потому мы не можем рассматриваться как полноценный партнер в деле совместного с Западом создания ПРО, о чем говорил Дмитрий Медведев…
По словам эксперта, работы по созданию стратегической ПРО в РФ сейчас ведутся чисто виртуально, не «в железе». А сама философия построения А-135 неудачна. Видимо, нужно искать новые физические принципы для поражения боевых блоков, а не ракетные.
В случае с А-135, где ракета должна поражать ракету, время реагирования и действия настолько малы, что система в боевом варианте переводится в автоматический режим. И никакой оператор с пульта не может вмешаться в действия компьютеров. Но работоспособна ли А-135 в принципе? Может ли она действовать, даже если сохранилось бы производство противоракет? Ведь никто не испытывал А-135 в полном объеме, устраивая налет на Москву учебных боеголовок. Небольшой полигон в Сары-Шагане (изрядно раскуроченный в независимом Казахстане) представляет из себя маленький кусочек системы. Его испытания никоим образом не могут смоделировать работу всей сложной системы при реальном налете.
А попытка испытать систему А-35 (предшественницу А-135), введя в нее учебную программу-имитацию атаки на Москву, однажды привела к тому, что «мозг» ПРО столицы воспринял это как реальный налет, перешел в автоматический режим и начал подготовку на запуск противоракет с ядерной боевой частью. И слава богу, что конструкторы предусмотрели подрыв кабелей электроснабжения системы. Только перерубив их пиропатронами. Удалось избежать беды: операторы вмешаться в работу системы уже не могли. А потому в принципе нужно создание совершенно иной системы – соответствующей задаче отражения ограниченных ударов межконтинентальных баллистических ракет на больших расстояниях.
По мнению С.Горяинова, нужны некие «пионерные» разработки, когда ракету поражает не ракета, а нечто иное. Например, плазмоид Авраменко. Хотя его технология, показавшая интересные результаты в лаборатории, при попытке превращения в оружие столкнулась с огромными трудностями.
Ну, а предложение Медведева о совместном участии РФ и НАТО в создании ПРО С.Горяинов прочитывает в конспирологическом ключе. Запущен следующий сценарий:
1) Никто РФ в настоящие противоракетные программы не пускает.
2) Москва обижается – и объявляет что-то вроде новой гонки ядерных вооружений.
3) в США есть на такое сильный запрос: необходимо оправдывать затраты на дорогие программы Пентагона. Хотя бы и с помощью «виртуальной русской нью-угрозы». В итоге политические дивиденды получают и российские власти перед выборами, и американский военно-промышленный комплекс, испытывающий проблемы с госфинансированием.
Другого логического объяснения странной инициативы Медведева пока не обнаруживается…
Если российским стратегическим ядерным силам (СЯС) и сможет угрожать какой-то элемент американской ПРО, то только и исключительно морской. С земли американцы даже из Польши (про Румынию нет и речи) не смогут сбивать наши межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), поскольку Вашингтону пока не под силу отменить законы физики.
А вот крейсера и эсминцы с системой «Иджис» смогут заходить в арктические моря (если льды продолжат таять), оказываясь под траекториями российских МБР. При условии доработки зенитной управляемой ракеты (ЗУР) SM-3 они будут способны именно отсюда поражать наши МБР на среднем участке полета, а баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ), стартующие с североморских атомных подлодок, – даже на активном участке. Кроме того, с помощью усовершенствованных ЗУР американские корабли из вод, прилегающих к обоим побережьям самих США, получат возможность сбивать российские МБР и БРПЛ на нисходящем участке траектории.
Сегодня в ВМС США системой «Иджис» оборудованы все 22 крейсера «Тайкондерога» и все 60 эсминцев типа «Орли Берк», строительство которых продолжается (всего будет построено от 75 до 99 эсминцев). На 5 крейсерах и 16 эсминцах из этого числа система «Иджис» модернизирована и приобрела способность решать задачи ПРО, а не только традиционной ПВО.
Предполагается, что в дальнейшем такую модернизацию пройдут все крейсера и эсминцы ВМС США. Сейчас на них уже возлагаются задачи тактической ПРО (например, в зоне Персидского залива), а в случае успешной разработки новых модификаций «Стандарта» дело дойдет и до стратегической ПРО.
Обсуждение проблемы ЕвроПРО у нас почему-то полностью оторвано от реальных сценариев ее применения. Вообще-то угрожать нашим СЯС ПРО может только в том случае, если российские МБР и БРПЛ уже стартовали по целям в США, то есть если началась ядерная война.
В связи с этим хочется понять, при каких условиях такое может произойти. Нанесение США обезоруживающего удара по нашим СЯС с расчетом на то, что остатки СЯС и будут добиты ПРО. В этом варианте удар по нам будет наноситься в первую очередь с моря.
Таким образом, если мы всерьез боимся американского удара и прикрывающей его ПРО, роль ВМФ в парировании данной угрозы должна быть первостепенной. И в плане поражения американских подлодок и надводных кораблей, и в плане создания морского рубежа ПВО/ПРО, способного максимально ослабить американский удар.
Про ВМФ у нас в данном аспекте почему-то не вспоминают вообще. Объяснений этой странности может быть три. Либо у нашего военно-политического руководства со стратегическим мышлением, мягко говоря, большие проблемы. Либо вся истерика насчет ПРО носит чисто политический характер и направлена исключительно на внутреннее потребление. Либо наш ВМФ находится в таком состоянии, что ни в каком парировании данной угрозы он участвовать не может. ВМФ РФ в отличие от ВМС США никакого морского рубежа ПРО/ПВО создать не способен в принципе и не сможет ни в каком обозримом будущем. Ничего сравнимого с системой «Иджис» у нас нет.
Не только имеющиеся в составе флота, но и строящиеся сейчас надводные корабли новых проектов способны в плане ПВО лишь на самооборону или в лучшем случае на оборону еще нескольких соседних кораблей и судов в ордере корабельной группы или конвоя, но уж никак не на оборону территории страны от ракетного удара с моря.
Исключение вроде бы составляют четыре ракетных крейсера: атомный «Петр Великий» пр. 1442 и три корабля пр. 1164 («Москва», «Маршал Устинов» и «Варяг»). У нас их иногда ошибочно считают некими аналогами американских кораблей. Но дело в том, что «Иджис» – это не просто набор разных ракет, а сложная интегрированная система. На наших же крейсерах имеется именно набор ракет. В частности – ЗРК «Форт», морской аналог С-300П.
Количество боеготовых ракет у нас и американцев просто несопоставимо. Сколько крейсеров и эсминцев имеют ВМС США, было сказано выше. Причем на них все ракеты постоянно готовы к пуску (до 122 на каждом крейсере, до 90 или 96 на каждом эсминце). У нас на «Петре Великом» 96 ЗУР, из которых одновременно готовы к пуску 12, на кораблях пр. 1164 – 64 ЗУР, из которых к пуску готовы 8. К тому же указанные корабли разбросаны по флотам.
Правда, отразить или хотя бы ослабить обезоруживающий удар наш ВМФ мог бы другим способом – нанося удар по носителям ракет, значительная часть которых «заодно» является и носителями ПРО. То есть поражая крейсер или эсминец ВМС США, мы «убиваем двух зайцев». Здесь перспективы нашего флота несколько лучше.
Даже в период, когда ВМФ СССР был на пике своей мощи, его противолодочные возможности были крайне низки, сейчас же в лучшем случае обеспечивается противолодочная оборона в непосредственной близости от своих баз. А вот по надводным кораблям удары могут наносить и наши атомные и дизельные подлодки, и надводные корабли, и авиация с берега.
) - американская программа глобальной противоракетной обороны . Разработана Министерством обороны США . Предназначена для защиты от баллистических ракет малой и средней дальности. Является частью национальной системы противоракетной обороны США .
Вооружение
Системы ПВО «Иджис» вооружены зенитными ракетамии класса Standart . По состоянию на 2016 год на вооружении стоят ракеты RIM-161 Standard Missile 3 (SM-3) , способные поражать воздушные цели на заатмосферных высотах.
По сообщениям прессы, в разработке находятся модифицированные ракеты класса SM-3: SM-3 Block IIA и SM-3 Block IIB. Информация о характеристиках ракет в открытом доступе отсутствует, но известно, что одна из поставленных перед разработчиками задач - более уверенное поражение МБР .
Размещение в Европе
Согласно планам США по созданию системы противоракетной обороны Европы (ЕвроПРО), противоракеты SM-3 Block IIA планировалось разместить в Европе в 2015 году, а SM-3 Block IIB - после 2020 года . Планы размещения ПРО в Европе вызвали протесты со стороны России, поскольку, по мнению российских военных специалистов, эти ракеты, размещенные на базах в Восточной Европе, либо на кораблях, могли бы успешно перехватывать российские баллистические ракеты .
См. также
- «Иджис» (БИУС) - американская корабельная многофункциональная боевая информационно-управляющая система (БИУС),
Напишите отзыв о статье "Иджис (система ПРО)"
Ссылки
- - аналитическая статья Би-би-си (англ.)
Примечания
Отрывок, характеризующий Иджис (система ПРО)
Отец тоже строил в Лысых Горах и думал, что это его место, его земля, его воздух, его мужики; а пришел Наполеон и, не зная об его существовании, как щепку с дороги, столкнул его, и развалились его Лысые Горы и вся его жизнь. А княжна Марья говорит, что это испытание, посланное свыше. Для чего же испытание, когда его уже нет и не будет? никогда больше не будет! Его нет! Так кому же это испытание? Отечество, погибель Москвы! А завтра меня убьет – и не француз даже, а свой, как вчера разрядил солдат ружье около моего уха, и придут французы, возьмут меня за ноги и за голову и швырнут в яму, чтоб я не вонял им под носом, и сложатся новые условия жизни, которые будут также привычны для других, и я не буду знать про них, и меня не будет».Он поглядел на полосу берез с их неподвижной желтизной, зеленью и белой корой, блестящих на солнце. «Умереть, чтобы меня убили завтра, чтобы меня не было… чтобы все это было, а меня бы не было». Он живо представил себе отсутствие себя в этой жизни. И эти березы с их светом и тенью, и эти курчавые облака, и этот дым костров – все вокруг преобразилось для него и показалось чем то страшным и угрожающим. Мороз пробежал по его спине. Быстро встав, он вышел из сарая и стал ходить.
За сараем послышались голоса.
– Кто там? – окликнул князь Андрей.
Красноносый капитан Тимохин, бывший ротный командир Долохова, теперь, за убылью офицеров, батальонный командир, робко вошел в сарай. За ним вошли адъютант и казначей полка.
Князь Андрей поспешно встал, выслушал то, что по службе имели передать ему офицеры, передал им еще некоторые приказания и сбирался отпустить их, когда из за сарая послышался знакомый, пришепетывающий голос.
– Que diable! [Черт возьми!] – сказал голос человека, стукнувшегося обо что то.
Князь Андрей, выглянув из сарая, увидал подходящего к нему Пьера, который споткнулся на лежавшую жердь и чуть не упал. Князю Андрею вообще неприятно было видеть людей из своего мира, в особенности же Пьера, который напоминал ему все те тяжелые минуты, которые он пережил в последний приезд в Москву.
– А, вот как! – сказал он. – Какими судьбами? Вот не ждал.
В то время как он говорил это, в глазах его и выражении всего лица было больше чем сухость – была враждебность, которую тотчас же заметил Пьер. Он подходил к сараю в самом оживленном состоянии духа, но, увидав выражение лица князя Андрея, он почувствовал себя стесненным и неловким.
Что ж, обещал я материал про Aegis. Вот он. Тема, правда, оказалась огромной. Сначала я рассчитывал написать обзор. Но в итоге обзор получился расширенным. Сразу оговорюсь, что данную тему можно рассматривать с разных ракурсов. Подробно описывать историю развития, изучать отдельные компоненты и планы по развертыванию, вдаваться в разные аспекты, пытаться анализировать эффективность, рассчитывать, что она может и не может и т. д.
Я же в рамках данной уже, наверное, серии статей решил опереться на то, что говорят о системе сами американцы, как они ее сами видят и как показывают. Поэтому все, что здесь изложено, взято из американских официальных документов госслужб, пресс-релизов Агентства ПРО США и компаний-производителей, а также новостей солидных американских военных СМИ и форумов.
Итак, Aegis или Эгида, в переводе с древнегреческого «буря» или «вихрь», мифический щит бога Зевса. Это все лирика.
Теперь договоримся о терминах.
- В данном случае Aegis не аббревиатура и никак не расшифровывается, а в наших военно-инженерных кругах произносят по правилам транскрипции «Иджис».
- Существует программа Агентства ПРО США (Missile Defense Agency) под названием Aegis BMD (Ballistic Missile Defense). Целью данной программы является создание и развертывание региональной сетевой системы ПВО-ПРО морского базирования — одного из ключевых компонентов строящейся американской глобальной сетевой эшелонированной системы ПРО. Этот компонент я буду называть региональная (она же объектовая) система ПРО Aegis или просто система ПРО Aegis.
- Региональная система ПРО Aegis строится на основе корабельной системы ВМС США Aegis Weapon System (Mk 7), она же Aegis combat system. Я буду писать сокращение AWS (Aegis Weapon System). В русскоязычных источниках ее, как правило, называют БИУС (боевая информационно-управляющая система). Знающие люди объяснили, что сейчас также распространен и является более предпочтительным термин МСУО (многофункциональная система управления оружием). Начну разбор темы с нее.
Эскадренный миноносец проекта DDG-51 Arleigh Burke USS John Paul Jones (DDG-53) — корабль, оснащенный передовыми системами ПРО Aegis третьего поколения
Многофункциональная система управления оружием Aegis представляет собой комплекс радиоэлектронного и вычислительного оборудования, а также программного обеспечения и интерфейсов, который выполняет управление корабельными РЛС и средствами связи, обработку данных, поступающих от различных источников, и выдачу в полуавтоматическом и автоматическом режиме команд на открытие огня по целям из корабельных артиллерийских комплексов, а также команд на запуск ударных крылатых ракет (типа «Tomahawk»), противолодочных ракет и противоракет ПВО и ПРО.
Схема 1. Структурная схема МСУО Aegis
В состав МСУО, как правило, включают следующие основные системы (они на Схеме 1 обозначены желтым цветом):
- Command and Decision (C&D) Network — сеть боевого управления и поддержки принятия решений
- Aegis Display System (ADS) — система отображения информации
- Aegis LAN Interconnect System — система внутрикоммуникационных соединений
- Aegis Combat Training System (ACTS) — учебно-имитационная система
- SPY — основная многофункциональная трехкоординатная РЛС SPY-1
- Weapons Control System (WCS) — система координированного управления корабельными комплексами вооружений
- Fire Control System (FCS) — система управления огнем
- Operational Readiness Test System (ORTS) — система проверки функционирования и боеготовности
- Vertical launch system – установки вертикального пуска ракет
В незакрашенных квадратиках обозначено все то, что подключено, и то, чем AWS управляет. А это все виды связи, навигации, радиолокации, гидролокации, системы шифрования, система опознавания «свой-чужой», средства РЭБ, дополнительные обзорные РЛС, система противолодочной защиты LAMPS с вертолетами ПЛО, система управления ракетами «Томагавк», система управления артиллерийским огнем и др.
Схема 1 демонстрирует устройство достаточно продвинутой версии AWS, не ниже Baseline 6. Однако сейчас все меняется, так как постепенно AWS на большинстве кораблей будут модернизировать до Baseline 9. Об этом немного позже. А пока зафиксируем, что примерно так устроено большинство сегодняшних AWS.
Немного истории . Данная система разрабатывалась с начала 60-х годов в рамках программы создания возможностей для боевых надводных кораблей по организации собственной автономной обороны от авиация противника, противокорабельных крылатых ракет и других надводных и подводных угроз.
Пишут также, что разрабатывалась она под задачу отражения в открытом море массированных налетов советских бомбардировщиков. Головным разработчиком системы тогда была RCA, а в настоящее время является небезызвестная компания Lockheed Martin.
Первая МСУО Aegis была развернута на ракетном крейсере проекта «Тикондерога» USS Ticonderoga CG-47, введенном в состав ВМС США 23 января 1983 года. В 91-м году уже модернизированная МСУО была установлена на первый в серии эскадренный миноносец проекта DDG-51 Arleigh Burke ().
Так эта система себе и развивалась от одной модификации, так называемой Baseline, к другой.
Схема 2. Модификации Baseline МСУО Aegis. Стрелки справа указывают, какие группы кораблей были модернизированы до модификаций Baseline 6 и 7.
Пока в 94-м году компании Loсkheed Martin не поручили разработать дополнительное программное обеспечение, которое позволило бы корабельной МСУО выполнять задачи тактической системы ПРО с использованием специально разработанных противоракет. Здесь и начинается история региональной системы ПРО Aegis морского базирования.
C 1997 года начали проводить первые испытания модифицированной под запуск в верхние слои атмосферы ЗУР SM-2 и прототипа SM-3 с борта крейсеров USS Shiloh, USS Lake Erie и эсминца USS Russel. И только осенью 2006 года ВМС и Агентство ПРО США сертифицировали для оперативного развертывания пакет оборудования и ПО системы ПРО первого поколения 3.6.1 в сочетании с противоракетами Standard Missile-3. Собственно, первые возможности ПРО были реализованы на кораблях с AWS модификаций Baseline 6 и 7.
С этого момента программа модернизации AWS (Baselines) и программа разработки дополнительной аппаратуры и ПО для выполнения функций ПРО развиваются параллельно, но отдельно друг от друга. Модернизацию МСУО Aegis курирует ВМС США, а разработку и установку на МСУО дополнительного оборудования по программе ПРО курирует и оплачивает из своего бюджета Агентство ПРО.
В настоящее время параллельно с первым поколением системы ПРО Aegis (3.6) активно развертывается пакет оборудования и ПО второго поколения системы (4.0), а также разрабатывается и проходит испытания пакет третьего поколения (5.0/5.1).
Тут сделаю оговорку. Судя по документам бюджетно-контрольного управления правительства США GAO, не все возможности, которые заявляются в версиях данных систем ПРО, уже действуют на практике. Агентству ПРО главное прокукарекать о них, чтобы с бюджетом все было хорошо, а потом еще годы все допиливают. Такая у них схема работы. Американцы в шутку называют ее «buy before you fly».
Эволюцию МСУО Aegis можно отслеживать по пакетам модификаций аппаратного и программного обеспечения — Baselines (B/L). В настоящее время их 9 основных и множество промежуточных, типа 9A, 9С1, 9С2, 9D, 9E. Кораблей с МСУО модификации ниже Baseline 4 вроде уже не осталось. Те, что были ниже, или списаны, или готовятся к списанию или модернизации. Самая передовая из модификаций, и которая нас интересует прежде всего, это Baseline 9С1. О ней сейчас много пишут, так как именно она совместима с системой ПРО третьего поколения 5.0/5.1. И именно с нее начнется полное слияние этих двух систем благодаря принципам открытой архитектуры.
На слайде ниже показано, что они хотят сделать. Но так как слайд из относительно старой презентации, то на нем принципы открытой архитектуры планировалось внедрять уже в модификации B/L 7. Что-то у них там не получилось, и планы модификации B/L 7 phase II перетекли в B/L9.
Слайд 1. Эволюция вычислительной и программной архитектуры AWS
Так вот, в рамках модификации Baseline 9C1/5.0 стандартные 32-битные серверы AN/UYK-43 (вычислительная мощь Иджиса) будут полностью заменены на серийные с компонентно-ориентированным ПО с обменом сообщениями. Будет создана единая библиотека исходных программ. Модернизированы средства отображения информации. Интересная деталь — на этом слайде указано, что они собираются отказаться от своих супернадежных языков программирования CMS-2 и Ada, специально разработанных под военные задачи, и перейти на языки C++ и Java.
Все это, наверное, будет очень удобно, аккуратно, гибко и экономно. Но лично у меня здесь возникает один вопрос. Фактически ради всего этого комфорта и благолепия они отказываются от своего военного стандарта (MILSPEC). Может быть, не такого гибкого и дешевого, но зато надежного.
А как все эти COTS (commercial of-the-shelf) будут функционировать в боевых условиях? Уже сейчас Пентагон сотрясает скандал за скандалом по поводу выявления нелицензионных китайских компонентов в военном оборудовании. А что будет, когда серверы будут серийными? Китайских закладок, да и просто браков они не боятся? Все это может сделать их системы непредсказуемыми. А в условиях до предела накаленной международной обстановки любая ошибка военных, пущенная неудачно ракета, сбитый самолет или потопленный корабль может спровоцировать новые конфликты. Все это пища для размышлений.
А пока вернемся к модернизации МСУО. Кроме того, что я уже описал, в модификации Baseline 9C1/5.0 будет внедрен один общий мощный многофункциональный процессор обработки сигналов, который позволит выполнять функции ПВО и ПРО одновременно. Все эти возможности уже доступны, но пока только на 3-х кораблях ВМС США. Остальные МСУО, оснащенные пакетом ПРО ниже третьего поколения (5.0), могут работать только в одном из режимов — или ПВО, или ПРО.
Системы отображения информации МСУО Aegis.
В настоящее время чтобы довести МСУО Aegis до уровня выполнения функций ПРО требуется оснастить ее дополнительным оборудованием в рамках специальной программы модернизации, стоимость которой составляет от 20 до 60 млн. долларов за один корабль, в зависимости от поколения системы ПРО.
В 2009 году, после ухода администрации Буша младшего и прихода администрации Обамы, система ПРО Aegis была выдвинута на первый план как основная более гибкая, эффективная и мобильная система ПРО. Кроме того, за ней не тянулось такого шлейфа неудач и проблем, какие к тому моменту накопила система ПРО GMD.
Под систему Aegis была составлена обамовская программа EPAA (European Phased Adaptive Approach). Теперь американцы заявляют, что после обкатки в Европе такие вот «Phased Adaptive Approach» будут реализовываться и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и везде, где им вздумается. Что все это означает, будем разбираться дальше, в рамках будущих статей. А следующий пост будет посвящен другим ключевым компонентам системы ПРО Aegis — РЛС AN/SPY-1, противоракетам SM-3 и SM-6 и пусковым установкам Mk 41.