Вертолетная система минирования всм 1 руководство. Американские системы минирования
В книге по материалам советской и иностранной печати рассказывается о развитии и использовании мин, их устройстве и принципах действия. Описываются методы постановки минновзрывных заграждений и способы их обезвреживания, рассказывается о системах дистанционного минирования.
Книга предназначена для молодежи, готовящейся к службе в армии.
РАЗРАБАТЫВАЕМЫЕ СИСТЕМЫ МИНИРОВАНИЯ
В армиях НАТО продолжаются работы по совершенствованию имеющихся и созданию новых систем дистанционного минирования, поступление которых в войска ожидается в ближайшие годы.
Авиационная система минирования «Гатор» (США) предназначена для использования тактической авиацией и вертолетами (рис. 40).
Разрабатывается двух типов:
Противотанковая (CBU-78/B). Основным ее элементом является кассетная установка с противотанковой противоднищевой миной BLU-91/B. Эта система минирования может быть использована и с противопехотной осколочной миной BLU-92/В;
Противопехотная (SBU-86/B). Основной ее элемент- кассетная установка с противопехотной осколочной миной BLU-92/В.
Противотанковая BLU-91/B (рис. 41) и противопехотная В LU-92/ В мины имеют одинаковый по форме и размерам корпус, что позволяет использовать одну и ту же систему минирования СВU-78/В.
Заряд противотанковой мины BLU-91/B действует по принципу ударного ядра и снабжен неконтактным магнитным взрывателем, элементом неизвлекаемости и блоком самоликвидации. Общая масса мины 1,7 кг, масса заряда ВВ 0,6 кг, ширина 145 мм, длина 145 мм, высота 58 мм.
Противопехотная мина BLU-91/B имеет четыре тонкие оттяжки (датчики), которые выбрасываются в стороны при падении мины на землю. Взрыватель мины оснащен самоликвидатором. Масса мины 1,7 кг, масса ВВ 0,4 кг.
Самолет тактической авиации сможет нести три кассетные установки SUU-54/B или шесть SUU-S8/B.
Предполагается, что новое средство найдет применение в первую очередь для устройства заграждений с целью задержания выдвижения вторых эшелонов и резервов противника.
Авиационная система минирования ERAM (США) разрабатывается как часть комплекса авиационного противотанкового оружия.
Составными элементами этой системы будут универсальная кассетная установка и мины BLU-101/B (рис. 42).
Характерным для мин данного образца будет их способность поражать наиболее слабо защищенную часть бронированных машин - их крышу.
Мина представляет собой сложное устройство с цилиндрическим основанием, на котором размещена так называемая пусковая установка, предназначаемая для отстрела двух поражающих элементов с зарядами направленного действия.
Мина имеет радиолокационный и инфракрасный датчики обнаружения цели и парашют, на котором она со скоростью 15 м/с опускается на землю после выброса из кассеты. При приземлении происходит отстрел парашютов, после чего выдвигаются штыри антенны и начинается поиск цели, а также включаются электронные цепи поражающих элементов. При обнаружении цели происходит отстрел одного из поражающих элементов (под углом возвышения 45°), который с помощью чувствительного датчика захватывает цель и зарядом направленного действия поражает крышу движущейся бронированной машины. После этого пусковая установка разворачивается на 180° и готова к поиску новой цели и отстрелу второго поражающего элемента.
Реактивная система минирования MLRS (США) предназначается (рис. 43) для поражения площадных целей.
Пусковая установка смонтирована на шасси БМП и состоит из двух пакетов по шесть направляющих в каждом. Общая масса 25 т, экипаж три человека.
Неуправляемые ракеты будут снаряжаться кассетными боевыми частями следующих типов:
Противотанковыми с несколькими десятками противотанковых мин DM-1233 (ФРГ);
Противотанковыми, содержащими большое количество наводимых на конечном участке траектории специальных боеприпасов;
Многоцелевыми для поражения скопления живой силы, огневых средств и легкобронированных боевых машин.
В боекомплекте системы 12 неуправляемых ракет с кассетными боевыми частями. Калибр ракеты 240 мм, минимальная дальность стрельбы 10 км, максимальная 30 км. Время на подготовку к открытию огня 2 мин. В течение часа установка может сделать три залпа.
Ракетная система минирования SLU-MINE (США) разрабатывается специально для инженерных войск. Она представляет собой самоходную 30-ствольную пусковую установку (рис. 44).
Дальность минирования до 5 км. Стрельба будет вестись неуправляемыми ракетами. Составными элементами системы минирования SLU-MINE являются кассетная боевая часть и противотанковые мины типа М70 (см. систему минирования ADATM).
В одной кассетной боевой части 24 мины. За один залп система может установить 720 мин. Продолжительность залпа около 10 с.
Система минирования MSM (ФРГ) разрабатывается для оснащения инженерных войск (рис. 45).
Она представляет собой гусеничный транспортер с шестью кассетными установками по 20 трубчатых направляющих в каждой. В каждой направляющей по пять противотанковых мин DМ-1233. Всего в боекомплекте системы 600 мин. Кассетные установки съемные, имеют шарнирные крепления, позволяющие менять угол возвышения.
Отстрел мин производится с помощью пиропатронов. Темп и дальность стрельбы регулируются в зависимости от требуемой протяженности минного поля.
Помимо наземного варианта разрабатывается и вертолетная система минирования MSM с двумя кассетными установками по 100 мин DM-1233. В боекомплекте системы 200 мин.
Наземная система минирования MOPMS (США) должна быть переносной и предназначается для боевых подразделений сухопутных войск. Она состоит из одной кассетной установки для разбрасывания мин с помощью вышибных зарядов (переносится двумя солдатами), дистанционного пульта, комплекта противотанковых противоднищевых мин ХМ-78 (аналогичных минам М70 и М73) и противопехотных осколочных мин ХМ-74. Взрыватели мин оснащены элементами неизвлекаемости и самоликвидации. В боекомплекте системы 30 противотанковых и противопехотных мин. Одна кассетная установка создает смешанное минное поле, размер которого 35X75 м 2 .
Универсальная система минирования «Волкэно» разрабатывается сухопутными войсками США и предназначается для ускоренной установки противотанковых или смешанных минных заграждений. Основой ее является установка, выполненная в виде вертикально располагающегося щита с укрепленным на нем пакетом из 40 съемных трубчатых направляющих, в каждой из которых содержатся шесть противотанковых или противопехотных мин и вышибной заряд для их отстрела. По сообщениям иностранной прессы, несколько таких установок планируется монтировать на штатных вертолетах армейской авиации или на наземных машинах.
Полковник С. Перов
Одним из перспективных видов оружия военно-воздушных сил считаются авиационные системы минирования. Впервые в боевых условиях они применялись авиацией ВВС и ВМС США в ходе агрессии во Вьетнаме, получив положительную оценку военных специалистов. Эти средства разрабатываются практически всеми ведущими странами Североатлантического союза, причем в ходе создания новых систем учитывается опыт американцев, недостатки первых их образцов, особенно мин, рассчитанных на дистанционную установку.
Такая активная разработка авиационных систем минирования обусловлена следующими основными причинами:
Принятием в армиях стран-участниц НАТО концепции "воздушно-наземная операция (сражение)" и концепции "борьбы со вторыми эшелонами (резервами)", предусматривающих нанесение мощных внезапных ударов по противнику, совершение быстрых маневров, перегруппировку и воздействие на всю глубину боевых порядков и оперативного построения (до 200-300 км) противника, что потребует установки в предельно сжатые сроки минных заграждений, в первую очередь противотанковых, для прикрытия своих флангов, а также задержки движения высокомобильных частей противника, ведущих наступление, выполняющих маневр или отход;
Значительными успехами в таких отраслях военной промышленности, как электроника и химия, созданием и внедрением новых материалов и технологий, позволившими разработать принципиально новые инженерные боеприпасы - мины, характеризующиеся высокой механической прочностью, эффективностью действия при малых массогабаритных показателях;
Разработкой универсальных бомбовых кассет, приспособленных для транспортировки и сброса (отстрела) малогабаритных авиационных боеприпасов различного предназначения, в числе которых противотанковые, противотранспортные и противопехотные мины.
В результате проведенных работ к настоящему времени авиационные системы минирования находятся на вооружении ВВС США, ФРГ, Великобритании. Этим новым средством располагают также части сухопутных войск США, Италии и Испании, имеющие вертолетные системы минирования. В ближайшие годы, как полагают зарубежные военные специалисты, следует ожидать дальнейшего расширения масштабов и географии применения авиационных систем минирования за счет разработки в других странах собственных средств или закупки их за рубежом. Они считают, что авиационные системы минирования найдут применение при установке заграждений в ходе решения следующих основных задач:
Задержание наступающего противника путем установки мин непосредственно перед его боевыми порядками или прямо на них, что замедлит продвижение противника, создав тем самым благоприятные условия для его поражения артиллерией и авиацией, или заставит его искать обходные пути движения;
Воспрепятствование вводу в бой вторых эшелонов и резервов противника за счет минирования маршрутов его передвижения и районов сосредоточения;
Воспрещение противнику использовать важные районы и участки местности, для чего планируется осуществлять минирование малой плотности мест, где наиболее вероятно сосредоточение его сил, размещение командных пунктов, узлов связи, тыловых объектов;
Минирование аэродромов противника для нарушения нормальной работы его авиации, что рассматривается как элемент задачи завоевания господства в воздухе.
Как подчеркивается в западной прессе, минирование авиацией целесообразно проводить одновременно с нанесением по наземным целям ударов другими видами авиационного оружия, что должно затруднить противнику быстрый выход из зоны поражения и усложнить проведение восстановительных работ. По мнению военных специалистов, минирование с воздуха будет особенно эффективным при нанесении ударов по танковым и механизированным колоннам и аэродромам. С этой целью предусматривается использовать самолеты, несущие кассетное оружие различного снаряжения, или комбинированное снаряжение универсальных кассет.
В США на вооружении частей ВВС состоит авиационная система минирования CBU-89/B "Гатор" , включающая сбрасываемую невращающуюся в полете авиационную бомбовую кассету многоцелевого назначения SUU-64/B, снаряженную 72 противотанковыми (BLU-91/B) и 22 противопехотными (BLU-92/B) минами. В комплекте кассеты имеются головной взрыватель FZU-39/B и программирующее устройство K.MU-466/B, посредством которого задаются время раскрытия кассеты, электрическое питание мин, а также срок их самоликвидации после падения на землю и взведения.
Противотанковая мина BLU-91/B (см. таблицу) - противоднищевая, имеющая заряд направленного действия, способный на удалении полуметра пробить 70-мм броню, и неконтактный магнитный взрыватель, срабатывающий в момент прохождения над взведенной миной бронированной цели. Противопехотная мина BLU-92/B осколочная, с контактным электронным взрывателем. При падении на землю из ее корпуса разбрасываются в стороны четыре тонкие нейлоновые нити длиной по 12 м, даже легкое касание одной из которых вызывает взрыв и поражение живой силы осколками в радиусе до 12 м. Общая масса кассеты SUU-64/B, относящейся к боеприпасам калибра 1000 фунтов, 320 кг, ее длина 2430 мм, диаметр 390 мм. Размеры минируемой площади одной кассетой зависят от высоты ее раскрытия, в среднем они составляют 200 X 300 м. Штатные самолеты ВВС США способны нести следующее количество кассет: F-4 - 22, F-15E - 19, F-111 - 16, А-10 - 16, А-7 - 32, F-16X1 - 10, В-52 (на наружных подвесках) - 24. В иностранной военной прессе сообщалось, что минирование может осуществляться с высот от 60 до 12000 м на скоростях полета 370-1300 км/ч в горизонтальном полете, при пикировании (до 60°) и кабрировании (до 30°). Интервалы сброса кассет (всего их 12) задаются автоматически в диапазоне от 0,63 до 4,1 с.
Сброшенная кассета на заданной высоте по команде головного взрывателя раскрывается с помощью удлиненных кумулятивных зарядов, освободившиеся мины, рассеиваясь встречным потоком воздуха, падают на землю и после отработки механизма замедления взведения переводятся в боевое положение.
Авиация ВМС США имеет на вооружении другой вариант системы минирования "Гатор" - CBU-78/B, выполненный на базе кассетной установки SUU-58/B. Она снаряжается 45 противотанковыми минами BLU-91/B и 15 противопехотными BLU-92/B. Это средство применяется главным образом для установки минных заграждений в ходе проведения морских десантных операций, когда возникает необходимость воспретить или задержать подход вторых эшелонов либо резервов противника к плацдарму, прикрыть фланги высадившегося на побережье десанта или сдержать быстрый отход частей и подразделений противника, обороняющего побережье. Носителями систем минирования "Гатор" в военно-морских силах могут быть как палубные самолеты, так и машины, действующие с побережья. Меньший калибр кассет, применяемых авиацией
ВМС, позволяет брать большее их количество за один вылет, чем в ВВС.
Поступление системы минирования "Гатор" в войска началось в 1986 году. Всего (с учетом требований ВМС) промышленность планировала получить заказ на производство свыше 10 тыс. ее комплектов. Одновременно с оснащением ВВС и авиации ВМС существующими средствами дистанционного минирования в США ведутся работы по созданию более совершенных средств минирования. К настоящему времени наиболее перспективными из них американские военные специалисты считают следующие.
Авиационная система минирования CBU-92/B . Она должна будет применяться самолетами тактической авиации. В ее составе упоминавшаяся выше универсальная кассетная установка SUU-64/B, снаряжаемая девятью противотанковыми противокрышевыми минами BLU-101/B ERAM. Кассетная установка оснащена дистанционным взрывателем FZU-39/B, допускающим сброс кассет с больших высот.
Мина BLU-101/B - автоматически действующий боеприпас, представляющий собой миниатюрную пусковую установку с двумя боевыми элементами типа "Скит" и откидывающимися при установке мины четырьмя опорами. Верхняя часть ПУ полноповоротная, оснащена сейсмоакустическим датчиком с тремя выдвигающимися антеннами. Система приводится в действие следующим образом. Сброшенная кассета с помощью дистанционного взрывателя на заданной высоте раскрывается, освободившиеся мины разделяются встречным потоком воздуха, и каждая из них опускается на парашюте, который при приземлении боеприпаса автоматически отсоединяется. При ударе мины о землю срабатывает механизм стабилизации, и она занимает на опоре требуемое положение.
После отработки механизма замедления взведения включаются в работу сейсмические датчики. Обнаруженная движущаяся цель распознается с помощью микропроцессора, затем определяются ее курс и дальность, после чего происходит наводка пусковой установки на цель. В требуемый момент производится отстрел в сторону цели боевого элемента, который, стабилизируясь на траектории вращением, сканирует находящуюся под ним местность. Обнаружение цели осуществляется посредством имеющегося у боевого элемента ИК датчика, а поражение - ударным ядром, действующим против наиболее слабо защищенной части боевой бронированной машины - крыши (рис. 3).
Поражение боевым элементом танка-мишени во время испытаний |
Кассетная бомба DAACM |
|
Компоненты кассетной бомбы ISCB с контрольно-измерительными приборами и программирующей аппаратурой |
|
Минирование с помощью самолета "Торнадо". Внизу показаны кассета MW-1 "Штробо" и мины: противотанковая MIFF (слева) и противотранспортнаэя MUSPA |
Схема применения мины MUSPA: 1 - отстрел из кассеты; 2 - раскрытие парашюта; 3 - снижение; 4 - приземление и стабилизация; 5 - взведение; 6 - срабатывание |
Минирование такой системой, как полагают американские специалисты, можно производить с различных высот - от 60 до 12000 м при скоростях от минимальных до сверхзвуковых. Высказывались соображения, что такое средство целесообразно использовать в первую очередь для устройства заграждений вдоль линий коммуникаций, где ожидается передвижение танковых и механизированных частей противника. Считается также возможным ставить подобные мины одновременно с нанесением ударов по аэродромам противника бетонобойными боеприпасами, что должно затруднить ему применение средств механизации для быстрого восстановления ВПП и рулежных дорожек.
Согласно планам командования ВВС отработка новой системы минирования должна завершиться в 1992 году.
Кассетная бомба DAACM предназначается для нанесения ударов по аэродромам противника. Она представляет собой ту же кассетную установку SUU-64/B, снаряженную восемью бетонобойными бомбами CBU-106/B и 24 противотранспортными минами НВ876 английской разработки. Бомбы применяются для разрушения ВПП аэродромов противника, а мины (их описание приводится ниже) - для вывода из строя инженерных и транспортных машин, используемых при ремонте разрушенной полосы. Кассетная установка может быть оснащена дистанционным или временным головным взрывателем, подающим в заданный момент команду на раскрытие корпуса установки. Применяемые в этом боеприпасе мины подверглись модернизации, вследствие чего изменен принцип отстрела их из кассетной установки: в данном случае мины не отстреливаются вниз, как в английском образце, а разбрасываются в радиальном направлении с помощью пневматических баллонов, заполняемых газом в момент раскрытия кассеты.
Программа создания кассетной бомбы DAACM начала осуществляться в 1984 году, а в 1987-м приступили к ее полномасштабной разработке, завершение которой запланировано на 1992 год. ВВС намечали закупить более 20 тыс. боеприпасов данного типа. Однако последние исследования, проведенные специалистами министерства обороны США, показали, что новое средство не будет достаточно эффективным, поскольку к настоящему времени примерно половина аэродромов стран Варшавского Договора имеет покрытие ВПП из отдельных железобетонных плит, а ремонтировать их путем быстрой замены поврежденных элементов значительно легче, чем ВПП из монолитного бетона. В связи с этим западные эксперты выступили с предложением о необходимости усовершенствования бетонобойных элементов бомбы.
Кассетные бомбы типа ISCB разработаны американской фирмой ISC в инициативном порядке и проданы армиям 17 стран. Существуют пять вариантов боеприпасов, выполненных в единой стандартной для ВВС США кассетной установке Мк20 "Рокай" и различающихся типом снаряжения. Так, в ISCB-1 в качестве снаряжения используются малокалиберные бомбы, именуемые фирмой-разработчицей минами, которые имеют взрыватель замедленного действия с различными сроками срабатывания (максимальный срок 24 ч) и программируются перед вылетом. Всего в кассетной установке содержится 160 боевых мин, а также 65 инертных, внешне не отличающихся от боевых. По мнению разработчиков, наличие в установленном заграждении инертных боеприпасов должно затруднить противнику выполнение работ по разминированию. Площадь, минируемая одной кассетой, з зависимости от режима полета носителя может быть 2230-4650 м2. Другой вариант снаряжения - ISCB-5 будет содержать 48 противотанковых мин, находящихся в разработке.
Американские военные специалисты считают целесообразным использовать в качестве носителей для проведения минирования кассетные бомбы, имеющие двигатель, а также крылатые ракеты авиационного базирования. По их мнению, данные средства позволят устанавливать заграждения на территории, надежно прикрываемой ПВО противника, без захода самолетов в зону ее поражения.
В качестве примера они приводят управляемую бомбу AGM-130B, боевая часть которой представляет собой бомбовую кассетную установку калибра 2000 фунтов, снаряжаемую 15 бетонобойными бомбами BLU-106/B и 75 модернизированными английскими противотранспортными минами НВ876. Предполагалось, что такой боеприпас можно будет оснастить твердотопливным двигателем и головкой самонаведения. Напряженность военного бюджета не позволила американцам завершить разработку этого средства, и в 1988 году она была приостановлена.
ВВС ФРГ имеют на вооружении авиационную систему минирования, выполненную на базе многоцелевой кассетной установки MW-1 "Штробо", которая рассчитана на снаряжение малокалиберными боеприпасами различного назначения, в том числе минами. Последние могут применяться не только самостоятельно, но и совместно с другими боеприпасами.
Кассетная установка MW-1 "Штробо" (рис. 6) состоит из четырех секций - носовой, двух средних и хвостовой. Каждая представляет собой пакет трубчатых направляющих, располагающихся горизонтально, в которых находятся боеприпасы и пиропатроны для их отстрела. Мощность пиропатронов различная, благодаря чему дальность отстрела боеприпасов, ведущегося с обоих бортов кассеты, неодинакова (максимальная - 250 м).
Принятая в 1983 году на вооружение система содержит мины двух типов - противотанковую и противотранспортную. Противотанковая мина MIFF является противоднищевой. Она имеет заряд направленного действия с двумя полусферическими выемками, направленными в противоположные стороны, и электронный неконтактный взрыватель с магнитным датчиком, располагающимся в средней части мины. У взрывателя две ступени предохранения - механическая, с плунжером, выдвигающимся из корпуса мины после ее отстрела из направляющей, и электронная, посредством которой мина после падения на землю переводится в боевое положение. В состав взрывателя входит электрический конденсатор, заряжающийся при нахождении мины в кассетной установке по команде бортовой ЭВМ. На боковой стенке цилиндрического корпуса мины устроены пружинящие лапки, плотно прижатые к корпусу при нахождении ее в направляющей. При ударе мины о землю лапки раскрываются, в результате чего боеприпас занимает горизонтальное положение, то есть одна из полусферических выемок заряда будет обращена кверху. Срабатывание мины произойдет при прохождении над ней бронированной машины. При отсутствии цели мина по истечении заданного срока самоликвидируется. Находящийся в боевом положении боеприпас сработает при попытке снять его с места установки.
Противотранспортная мина MUSPA осколочная, способна поражать небронированные цели на дальностях в несколько десятков метров. Она имеет неконтактный электронный взрыватель с акустическим датчиком и таким же, как у предыдущего образца, электрическим конденсатором. MUSPA оснащена также двумя ступенями предохранения, срабатывающими последовательно, и пружинящими лапками для стабилизации на земле. Эта мина рассчитана на срабатывание под воздействием движущихся целей определенного типа, в первую очередь рулящих, взлетающих или садящихся самолетов (рис. 7) и вертолетов (в момент нахождения их на земле). По истечении заданного срока взведенная мина самоликвидируется. Срок самоликвидации мин одной заправки различный, что, по мнению разработчиков, должно затруднить противнику разминирование.
Масса снаряженной кассетной установки MW-1 "Штробо" достигает 4600 кг, ее размеры 5900х1200х840 мм, в 112 направляющих калибра 132 мм могут содержаться 784 противотанковые мины или до 668 противотранспортных. Основным носителем установки является самолет "Торнадо". Минирование ведется, как правило, с предельно малых высот при скорости полета до 1100 км/ч. В этих условиях минируемая площадь составляет 2500х500 м.
Считается, что наиболее целесообразно проводить минирование одновременно с нанесением по противнику ударов другими видами авиационного оружия с использованием этой кассетной установки, для чего ее предполагается снаряжать боеприпасами различных типов. В настоящее время к числу основных западные специалисты относят два варианта снаряжения: противотанковый и противоаэродромный.
Противотанковый предназначается для нанесения ударов по танковым и механизированным подразделениям противника, движущимся в походных или боевых порядках. Он включает противотанковые кумулятивные бомбы КВ44 и противотанковые мины MIFF: первые служат для непосредственного поражения целей, вторые затрудняют им маневр, выход из зоны поражения и создают благоприятные условия для поражения противника другими видами оружия.
Противоаэродромный вариант служит для нанесения ударов по аэродромам и авиабазам противника. В его составе бето-нобойные бомбы STABO, осколочные бомбы MUSA (упрощенный вариант боеприпаса MUSPA с взрывателем мгновенного действия) и противотранспортные мины MUSPA. STABO предназначены для разрушения ВПП аэродрома, осколочными бомбами поражается живая сила и выводятся из строя небронированные машины противника, а установленные мины затрудняют проведение восстановительных работ и действия авиации.
К 1990 году для ВВС ФРГ планировалось закупить около 500 кассетных установок MW-1 "Штробо" с набором различных боеприпасов (в первую очередь с учетом приведенных выше двух вариантов снаряжения), а к 1997-му - еще 650 комплектов. Одновременно военные специалисты ФРГ развернули работы по созданию для этой кассетной установки ряда других боеприпасов принципиально нового класса, среди которых главное место отводится действующим автоматически (самонаводящимся бомбам и минам). К последним, в частности, относится противотанковая противобортовая мина "Лассо", которую предполагается ставить также другими средствами механизации и вручную. Этот самонаводящийся боеприпас после падения на землю стабилизируется и занимает боевое положение. После обнаружения и распознавания цели на нее наводится заряд направленного действия; срабатывание мины произойдет, когда цель окажется в зоне досягаемости (в радиусе 50 м).
На вооружении ВВС Великобритании находится авиационная система минирования, выполненная на базе кассетной установки JP233, которая снаряжается малокалиберными бетонобойными бомбами и противотранспортными минами НВ876. Кассетная установка состоит из двух секций - головной, содержащей 215 мин, и хвостовой с 30 бомбами. Основное предназначение системы - нанесение ударов по аэродромам противника с одновременным их минированием. Конструкцией предусматривается раздельное использование секций кассетной установки, в зависимости от применяемого самолета-носителя и выполняемой задачи. Так, возможно применение обеих секций, соединенных в одно целое (самолет "Торнадо" может нести две такие кассеты под фюзеляжем, рис. 8, F-111 - две секции на подкрыльевом пилоне, самолеты F-16 и "Ягуар" - по одной секции под крылом).
Боеприпасы обоих типов находятся в направляющих (для мин их 90). Они расположены под углом 15-35° к продольной оси кассеты и содержат одну-три мины и пиропатрон для их отстрела. Мина НВ876 комбинированная, имеет заряд направленного действия с полусферической выемкой, обращенной вверх, и толстостенный корпус с множеством небольших полусферических выемок на его наружной боковой поверхности. При взрыве мины из этого корпуса образуется плоский пучок примерно из 100 ударных ядер, разлетающихся в радиальном направлении и поражающих небронированные цели и живую силу в радиусе несколько десятков метров. Ударным ядром, направленным вверх, выводится из строя техника (в том числе бронированная), которая будет использоваться противником для восстановления разрушений после взрыва бетонобойных бомб.
Мина НВ876 оснащена электронным взрывателем, вызывающим срабатывание взведенного боеприпаса при изменении его положения. Несработавшая мина самоликвидируется, причем программируемые сроки самоликвидации одной заправки различные, что должно затруднить их обезвреживание противником. Мина оснащена крестообразным парашютом, уменьшающим силу ее удара о землю, и пружинящими лапками для стабилизации в месте ее падения. Общая масса снаряженной кассеты JP233 составляет 2355 кг, а ее головной (минной) секции - 1085 кг, размеры соответственно 6550х1140х600 и 2470х1140х560 мм. Первая партия кассетного оружия JP233 была заказана ВВС Великобритании в 1982 году.
По мнению английских военных специалистов, мина НВ876 является наиболее эффективной, что способствовало расширению масштабов ее применения - этот боеприпас предполагается использовать в проходящей испытания авиационной системе минирования HADES. Она рассчитана на размещение 49 таких мин в несколько модернизированной кассетной бомбе BL755. Бомба имеет временной взрыватель, по команде которого у сброшенного боеприпаса тонкостенный корпус разрушается и освободившиеся мины опускаются на парашютах (после приземления парашют автоматически отсоединяется). При взрыве осколками мины стальной лист пробивается на удалении 20 м, а алюминиевый - 50 м. Минами одной бомбы, сброшенной с предельно малой высоты, перекрывается участок местности размером 85х35 м.
Как отмечают многие западные военные специалисты НАТО, существенным недостатком всех приведенных выше авиационных систем минирования является необходимость нахождения самолета-носителя над местностью, подлежащей минированию, где возможно поражение его средствами ПВО противника (особенно в случае установки заграждений непосредственно на боевые порядки противника, районы его сосредоточения или важные стационарные объекты, прикрываемые зенитными средствами). Поэтому в последние годы в ведущих странах блока сделан акцент на разработке сбрасываемых планирующих кассетных бомб и бомб с собственным двигателем. Такие системы оружия способны достигать целей на дальностях в десятки и сотни километров от места их сброса с самолета-носителя, что позволяет последнему не входить в зону ПВО противника. В ряде случаев указанные средства будут иметь приборы самонаведения, что обеспечит большую точность достижения ими заданного района минирования (цели). В этом случае предполагается иметь набор малокалиберных боеприпасов различного назначения, в состав которого непременно должны включаться мины, в первую очередь противотанковые и противотранспортные. Часть их составят образцы, разработанные ранее и уже имеющиеся на вооружении, а часть будет создана в ближайшие годы. Характерным для последних, как подчеркивается в иностранной военной печати, должны стать автоматизация действий по обнаружению, распознаванию и наведению на движущиеся бронированные цели, а также их поражение на значительных удалениях в наиболее уязвимую часть - крышу или борт.
Страны НАТО объединяют усилия по созданию этого вида оружия для ускорения и удешевления НИОКР. Работы ведутся в рамках единых тактико-технических требований. К ним, в частности, относятся разработки по проекту MSOW, в которых принимают участие США, ФРГ, Великобритания, Италия и Испания (для ВВС этих стран требуется около 30000 подобных средств). Предполагается иметь три варианта кассетного снаряжения такого оружия: для ударов по аэродромам и аэродромным сооружениям с дальностей 30-50 км, по подвижным групповым бронированным целям (15-30 км) и важным тыловым объектам (185-600 км).
В Великобритании также создается планирующая кассетная бомба SWAARM, снаряжаемая противотанковыми самонаводящимися боеприпасами и минами. ФРГ совместно с Францией длительное время занимаются проблемой кассетных планирующих бомб типа "Апаш"/CWS (с двигателем и без него), служащих для доставки новых боеприпасов, включая противотанковые мины "Лассо" и другие. Итальянские ВВС проявляют интерес к разрабатываемой военной промышленностью страны кассетной бомбе "Скайшарк", снаряжаемой наряду с противотанковыми малокалиберными бомбами и минами. Вариант бомбы без двигателя (создаваемый в первую очередь) будет иметь дальность планирования 6- 12 км. Носителем этого оружия (масса 745 кг) станет самолет "Торнадо" или АМХ.
Основные характеристики мин авиационных систем минирования | |||||
Наименование (страна-изготовитель) |
Масса, кг: общая/ ВВ | Размеры, мм: | Тип взрывателя |
Эффективность действия |
|
Противотанковые | |||||
BLU-91/B (США) | 1,7/0,6 | (145x145) | 60 | Электронный неконтактный | Пробивает 70-мм броню |
BLU-101/B (США) | 30/- | 400 | 200 | То же | Радиус поражения 150 м |
MIFF (ФРГ) | 3,4/0,9 | 132 | 80 | То же | Пробивает 70-мм броню поражает в радиусе 50 м |
Противотранспортные | |||||
MUSPA (ФРГ) | 4,5/- | 132 | 115 | То же | На 20 м пробивает стальной лист, на 50 м - алюминиевый |
НВ876 (Великобритания) | 265/0,8 | 100 | 150 | Электронный контактный | - |
Противопехотные | |||||
BLU-92/B (США) | 1,7 | (145x145) | 60 | То же | Поражает в радиусе 12 м |
Зарубежное военное обозрение №1 1990 С.
Мины? вертолётами?? А почему бы и нет! ;)
В Центре боевой подготовки и переучивания лётного состава армейской авиации отрабатываются и такие, необычные на первый взгляд, задачи. В этот день после как раз и значилась именно такая отработка.
Вертолетная система минирования (ВСМ) предназначена для устройства противопехотных, противотанковых и противодесантных минных заграждений с использованием вертолета Ми-8Т, Ми-8МТ. Сегодня рассказ об этом...
(Всё кликабельно до 1400, нажимаем;)
1.
ВСМ разработана Государственным научно-исследовательским инженерным институтом (в городе Балашиха) и производится АО "Казанское вертолетное производственное объединение" в Казани. В качестве носителя в этот день в центре в плане полётов значился Ми-8МТ...
2.
Вертолёт заранее заправлен и подготовлен к вылету, осталось последнее - установить сами мины...
3.
В комплект системы входит пульт управления минированием, 4 контейнера для мин, пульт контейнера, тележка для перевозки и система подъема и подвески контейнера.
Для установки контейнеров (по два с каждой стороны фюзеляжа) используются внешние узлы подвески оружия вертолета. Каждый контейнер рассчитан на размещение 29 кассет типа КСО-1 ...
4.
Так как это конечно тренировочные полёты, то и мины соответственно учебные, но внешне заряды выглядят аналогичны боевым...
5.
В 4-х узлах на внешних подвесках заряжается 116 кассет, в каждой из которых может находится от 116 до 7424 шт. мин, в зависимости от их типа...
6.
Так выглядит непосредственно сам процесс зарядки...
7.
На зарядку обычно выделяется не более 40 минут, но в этот раз уложились даже в более короткие сроки.
8-ка готова к взлёту...
8.
Получив "добро" на взлёт, машина уходит в зону отработки...
9.
Установка минного поля осуществляется методом "в наброс" при пролете вертолета над минируемой территорией. Мины отстреливаются из контейнеров поочередно с правого и левого бортов, вначале из наружных, затем из внутренних контейнеров...
10.
Равномерность отстрела мин обеспечивается интервалом выдачи электрических импульсов из пульта управления минированием и режимом полета вертолета...
11.
Система минирования показала высокую эффективность при минировании горных троп и окрестностей, занимаемых вооружёнными бандформированиями и использовалась как упреждающая мера против их вылазок. За одну минуту Ми-8 мог разбросать до семи с лишнем тысяч противопехотных мин на участке шириной 15-25 м и длиной до двух километров...
12.
Иностранные военные специалисты считают, что для борьбы против танковых и механизированных колонн весьма эффективны минно-взрывные заграждения. В результате научно-исследовательских работ, проведенных в и других странах - участницах агрессивного блока , созданы новые системы минирования и разработаны способы их боевого применения.
Так, в США принят на вооружение прицепной минный заградитель М57 (рис. 1), предназначенный для установки в грунт тяжелых противотанковых мин Ml5. С его помощью расчет из четырех-пяти человек за час может установить 385 мин. Однако американские военные специалисты считают, что минирование с помощью этого заградителя уже не отвечает современным требованиям, главным образом но двум причинам:
- большой вес расходуемых боеприпасов, транспортировка которых связана с определенными трудностями;
- сложность использования при ведении высокоманевренного боя.
В результате длительных исследовании и разработок американские специалисты пришли к выводу о целесообразности создания новых систем минирования, рассчитанных на установку мин на поверхности земли - внаброс. Это, по их мнению, позволит существенно сократить время и силы, необходимые для устройства заграждения. Считается, что такая система минирования должна включать мины, кассеты для их хранения и установки, а также средства доставки кассет с минами к месту применения. Последним может быть вертолёт, самолёт, артиллерийский снаряд, ракета или наземная машина. Как заявляют иностранные специалисты, такие системы можно будет использовать в любом виде боя и на значительном удалении от расположения своих войск.
В 1967 году в США на вооружение была принята вертолётная система минирования, имевшая в опытном варианте обозначение ХМ47. Она рассчитана на чстановку противопехотных фугасных мин ХМ27 и ХМ41Е1 «Грэвел», представляющих собой небольшие тканевые мешочки, внутри которых находится заряд взрывчатого вещества (азида свинца). При ее разработке предполагалось, что упомянутые мины будут пригодны для установки не только с вертолётов, но и с наземных машин и даже вручную. Эта система применялась в ходе агрессивной войны США в Индокитае.
В настоящее время в сухопутные поиска США поступила новая вертолётная система минирования М56 (рис. 2). В ее состав входят: кассетная установка SUU-13/A, противотанковые мины ХМ34 и система управления. Для боевого применения предполагается использовать вертолёты армейской авиации UH-1В или UH-1H, которые могут нести по две кассетные установки с минами.
Рис 2. Система минирования М56: 1 - кассетная установка SUU-13A; 2 - противотанковые мины ХМ34; 3 - направляющая; 4 - взрыватель; 5 - вышибной патрон
Кассетная установка представляет собой контейнер с головным обтекателем. Внутри нее вертикально расположены 40 цилиндрических направляющих. Каждая из них содержит две противотанковые мины ХМ34. В верхней части направляющей находится пороховой вышибной патрон M5 с электровоспламенителем. При минировании нижняя часть кассетной установки открыта. Общий вес установки с минами 300 кг, длина её корпуса 2,3 м.
Противотанковая мина ХМ34 - противогусеничная, ее алюминиевый корпус выполнен в форме полуцилиндра (рис. 3). Взрыватель расположен в одном из торцов. Плоская часть корпуса с четырех сторон имеет шарнирно-прикреплённые на пружинах плоскости-стабилизаторы. В полете они раскрываются, стабилизируя мину и уменьшая скорость ее падения. Благодаря двойному предохранительному устройству механизма взведения взрывателя мина переводится в боевое положение только после падения. Испытания показали, что она срабатывает независимо от положения на земле после падения.
Рис. 3 Противотанковая мина ХМ34 (справа - элементы взрывателя)
Источником электропитания электромеханического взрывателя мины служит небольшая ртутная батарея, которая вставляется в мину на пункте снабжения. В электрической схеме взрывателя имеется элемент необезвреживаемости, инициирующий основной заряд мины при попытке сдвинуть ее с места, а также самоликвидатор гальванического типа, который обеспечивает подрыв мины по истечении определенною срока.
Система управлений служит для приведения в действие механизма сброса мин в процессе минирования. Управляет минированием опии из членов экипажа вертолёта. Для получения заграждения небольшой площади, но максимальной плотности можно сбросить сразу весь запас мин, а для создания минного поля большой протяженности и нормальной плотности мины сбрасываются последовательно из одной или обеих кассетных установок с определенным интервалом. Точное соблюдение требуемых интервалов обеспечивает интервалометр, который автоматически подает команды-импульсы для воспламенения вышибных патронов M5 через определенные промежутки времени, выбранные оператором.
При установке минного поля вертолёт выводится в исходное положение на заданной скорости и высоте. В результате срабатывания вышибных патронов М5 мины попарно выстреливаются из направляющих с начальной скоростью около 4,5 м/с. Затем они разделяются, их стабилизаторы раскрываются. После падения на землю мины автоматически переводятся в боевое положение через определенный срок замедления и срабатывают при наезде машин. Несработавшие мины подрываются самоликвидатором по истечении определенного срока, который устанавливается в зависимости от конкретной боевой обстановки.
Кассетная установка SUU-13/A, используемая в ВВС, рассчитана на одноразовое применение. Такие установки, имеющиеся в сухопутных войсках, можно использовать многократно. С этой целью каждая из них поступает в войска снаряженной минами с четырьмя дополнительными комплектами направляющих (тоже с минами и вышибными патронами). Замену направляющих выполняют специалисты.
По программе ADAM в США создаются противотанковые и противопехотные мины, которые предусматривается устанавливать ствольной артиллерией. В американской печати сообщалось, что разработана противотанковая мина ХМ70. Две литиевые батареи, используемые в ней в качестве источника питания, обеспечивают боеготовность мины в течение длительного времени за счет того, что начинают работать только после выстрела боеприпаса с минами.
Противопехотные мины предполагается снабдить источниками питания, которые применяются во взрывателях замедленного действия авиационных бомб. В их состав входят магниевые аноды, жидкий аммиак в ампулах; в качестве катода может использоваться смесь тиоцианата с метадинитробензолом. Электролит образуется при установке мины, после растворения соли в аммиаке.
Как сообщалось в американской печати, в США предполагается исследовать возможность создания ракетных систем, в которых будут применяться ракеты с кассетными боевыми частями, снаряженными минами различного назначения.
По взглядам командования сухопутных войск США новые системы минирования по сравнению с состоящими на вооружении должны быть более эффективны в борьбе с танковыми и механизированными подразделениями противника. Важным считается и то, что с их помощью можно поставить заграждения не только на своей территории, но и на местности, занятой противником.
Одновременно с разработкой систем минирования американские специалисты решают задачу определения наиболее целесообразных типов заграждении, которые будут устанавливаться с их помощью. В настоящее время из мин, устанавливаемых внаброс, предусмотрено устройство минных полей следующих четырех типов:
- Препятствующее (Obstacle Minefield), предназначенное для усиления обороняемых позиций при приближении противника. В нем предполагается наличие узких проходов и разрывов для движения мелких подразделений своих войск. Обычно оно будет иметь ограждение. Срок самоликвидации мин должен быть сравнительно коротким, чтобы не помешать действиям своих войск после выполнения загражденном основной задачи.
- Прикрывающее (Retrograde Minefield), устанавливаемое с целью задержать или воспрепятствовать продвижению преследующего противника. Такое поле обычно не имеет ограждения, а мины в нем устанавливаются с максимальным сроком самоликвидации.
- Сдерживающее (Anvil Minefield), имеющее цель задержать противника в определенном районе путем перекрытии маршрутов, пригодных для выхода из него. Сроки самоликвидации мин в этом заграждении должны определяться сроками захвата района своими войсками.
- Воспрещающее (Interdiction Minefield), которое предусматривается устанавливать на территории, занятой противником, чтобы дезорганизовать деятельность его тыловых частей и затруднить использование им отдельных объектов. Срок самоликвидации мин в этом случае должен быть максимально возможным.
Система «Гатор»
В её состав войдёт 2000-фунтовая кассетная установка SUU-51, снаряженная противотанковыми или противопехотными минами, имеющими одинаковый внешней вид. Предполагается, что мины будут иметь оптимальную аэродинамическую форму, обеспечивающую вращение в полете для рассеивания на большой площади. Кумулятивный заряд противотанковой мины должен обеспечить поражение бронированной цели. Мины планируется оснастить самоликвидатором и элементом необезвреживаемости. Мины этого типа будут использоваться также сухопутными войсками и авиацией ВМС.Система «Грасхоппер»
Основу ее составляет противотранспортная осколочная выпрыгивающая мина. Предполагается, что основными целями для мин «Грасхоппер» будут автомобили и другие небронированные средства, а также самолёты на стоянках. Мина представляет собой небольшую по размерам авиабомбу, которая при падении уходит в грунт на незначительную глубину. Взрыватель ее имеет устройство, с помощью которого определяется характер приближающейся цели и приводится в боевое положение взрывной механизм. Когда цель приблизится к мине, осколочный элемент выстреливается вверх и при разрыве поражает ее осколками. Мины также должны применяться в кассетных установках.Система «Пирана»
Система «Пирана» предназначена для вывода из строя боевых бронированных машин, преодолевающие водные преграды по дну или на плаву. Мины этой системы предполагается устанавливать на мелководье (с помощью кассетной установки SUU-54). В американской военной печати сообщалось, что на мелководье мины значительно труднее обнаружить, чем на земле, а взрыв ее в воде действует на боевую технику более эффективно, чем на поверхности.Американские специалисты считают, что появление новых средств минирования не исключает применение старых, «классических».
ВСМ-5
ВСМ-6
ВСМ-КД
Круглогодичное кондиционирование в режиме охлаждения требуется во многих случаях: серверные, операционные залы банков, просмотровые кинозалы, студии звукозаписи, компьютерные залы, офисы с высокой концентрацией техники и персонала и т.д. и т.п.
Комплекс обеспечения круглогодичной работы кондиционеров «ВСМ» предназначен для создания условий бесперебойной работы кондиционеров в режиме охлаждения при отрицательных температурах наружного воздуха, вплоть до -50°С. Комплекс не ухудшает работу системы кондиционирования при положительных температурах окружающего воздуха. Комплекс устанавливают на наружных блоках систем кондиционирования типа VRV, VRF и др. В зависимости от конкретных условий, комплекс может применяться в различных исполнениях, адаптированных к конструктивным особенностям наружных блоков, их размерам и климатическим условиям эксплуатации системы.
Технология комплекса ВСМ не требует внесения каких-либо изменений в заводскую конструкцию и комплектацию системы кондиционирования.
В состав изделия входят:
- сборочно-сварной контейнер с облицовкой поликарбонатом
- обогреваемый воздушный клапан с сервоприводом (один или два)
- система регулирования температуры
- опции: стояночный нагреватель, опорная рама, щит автоматики и др.
- технический паспорт.
Данное изделие предназначено для наружного применения и может подвергаться воздействию ветра, ливней и снега. Необходимым требованием к монтажу комплекса является обеспечение надёжного крепления изделия к фундаментному основанию с помощью электросварки, фундаментных болтов, кронштейнов и др., из расчёта на максимальную скорость ветра для данного района.
Исключительные права ООО "Вентстроймонтаж" на производство и использование комплекса "ВСМ" защищены Российским законодательством, патент №2415349 от 17.07.2009г. Товар сертифицирован, сертификат соответствия № РОСС RU.АВ51.Н08934.
Комплексы ВСМ устанавливаются на различных объектах страны с 2007года. Их монтируют как для отдельно стоящих наружных блоков кондиционеров, так и для группы наружных блоков, расположенных рядом друг с другом. Комплексы ВСМ положительно зарекомендовали себя в работе при различных погодных условиях их эксплуатации.
Модельный ряд, прайс-лист
*Комплексы ВСМ-КД, предназначены для систем кондиционирования с выносными конденсаторами воздушного охлаждения (напр. Liebert Hiross HPA моделей HCE и HBE).Не для ККБ!
Модель | Выброс воздуха у наружного блока кондиционера | Кол-во клапанов
|
Ширина, мм | Высота, мм | Глубина, мм | Вес, кг | Цена, руб. базовой комплектации |
|
ВСМ-1 | вверх | 2 | 1500 | 2600 | 1500 | 128 | 207 800,00 | |
ВСМ-2 | вверх | 1 | 1500 | 2600 | 1500 | 112 | 174 700,00 | |
ВСМ-5 | в сторону | 2 | 1200 | 1700 | 1200 | 95 | 202 700,00 | |
ВСМ-6 | в сторону | 2 | 1500 | 1700 | 1500 | 120 | 221 400,00 | |
ВСМ-КД1 | вверх | 4 | 1500 | 2200 | 1500 | 120 | 237 500,00 | |
ВСМ-КД2 | вверх | 8 | 3000 | 2200 | 1500 | 240 | 465 700,00 | |
ВСМ-КД3 | вверх | 12 | 4500 | 2200 | 1500 | 360 | 700 300,00 |
Цены включают НДС (20%)
Опции к ВСМ-1, 2
*Цены указаны на условиях отгрузки с завода в Москве
Цены действующие с 01 января 2019 г.
Цены включают НДС (20%)
Опции к ВСМ-5
*Цены указаны на условиях отгрузки с завода в Москве
Цены действующие с 01 января 2019 г.
Цены включают НДС (20%)
Опции к ВСМ-6
*Цены указаны на условиях отгрузки с завода в Москве
Цены действующие с 01 января 2019 г.
Цены включают НДС (20%)
Опции к ВСМ-КД
*Цены указаны на условиях отгрузки с завода в Москве
Цены действующие с 01 января 2019 г.
Цены включают НДС (20%)
Монтаж
Комплекс «ВСМ» предназначен для наружных блоков VRV моделей от 8 до 16 типоразмера, исполнение «только охлаждение». Для других моделей необходимо согласование с ООО «Вентстроймонтаж».
Наружные блоки должны быть смонтированы в строгом соответствии с инструкцией по монтажу DAIKIN и в соответствии с настоящими требованиями.
Наружные блоки, стоящие рядом, должны быть смонтированы с шагом 1500 мм или более.
Наружный блок и контейнер «ВСМ» должны быть обеспечены единой опорной фундаментной рамой; опорные поверхности блока и контейнера должны лежать в одной горизонтальной плоскости. Примеры конструкции фундаментной рамы можно посмотреть в бланках заявок.
Контейнер комплекса «ВСМ» должен быть надежно прикреплен к фундаментной раме (болтами, шпильками или сваркой).
Разместить наружный блок кондиционера на фундаментной раме следует с соблюдением следующих требований: со стороны обслуживания расстояние от блока до съёмной панели должно быть 150-200 мм, по бокам между блоком и стенками контейнера должны быть одинаковые расстояния.
Расположение фундаментной рамы должно обеспечивать возможность свободного доступа к передней и задней панелям комплекса «ВСМ» для проведения регламентных эксплуатационных работ.
К местам расположения наружных блоков кондиционеров должно быть подведено независимое электропитание для подключения системы автоматики с длиной свободного конца не менее 2-х метров: кабель ПВС 3х2,5 (1фаза 220В, 50 Гц + нейтраль + земля).
Особенности эксплуатации
Должна быть исключена возможность работы наружных блоков кондиционеров в режиме «отопления», т.к. комплекс «ВСМ» оснащен автоматикой для систем кондиционирования, работающих только в режиме «охлаждение».
Должно быть обеспечено проведение регламентных работ по переводу комплекса из «режима зимней эксплуатации» в «режим летней эксплуатации». В «режиме летней эксплуатации» (с апреля по октябрь для Москвы и Московской области) система автоматики и обогреватель (конвектор) должны быть отключены, воздушный клапан должен быть принудительно открыт, панель обслуживания снята.
Должно быть обеспечено систематическое проведение работ по поддержанию чистоты комплекса.