Вербер алла константиновна биография. «Огромное количество людей вообще перестало ездить за границу вдруг
Появилась на свет 21 мая 1958 года в Ленинграде. По знаку зодиака Телец. Является общительной, целеустремленной, легко находит общий язык с окружающими. Ее рост 168 см, вес 62 кг. Алла следует здоровому образу жизни, регулярно занимается спортом, уделяет внимание собственному здоровью.
Чем известна
Родители Аллы мечтали видеть ее врачом, поэтому она после восьмого класса поступила в медицинское училище. Однако спустя некоторое время поняла, что это совсем не то, чем ей хотелось бы заниматься. Алла с детства мечтала работать в модном магазине, помогать покупателям с выбором одежды, учить их красиво одеваться. Родители же считали, что это недостойная профессия, которая не подходит их дочери. Алле пришлось приложить немало усилий, чтобы исполнить свою мечту.
Впервые ей удалось устраниться на работу в магазин одежды в Риме. Здесь она многому научилась, узнала, как сочетать одежду, освоила основные модные правила. Спустя некоторое время ее семья переехала в Канаду. Алла, недолго думая, вновь устроилась на работу в модный магазин. В то время ей было всего 19 лет, но она уже имела определенный опыт работы. Девушка так красиво и стильно одевала манекены, что проходящие мимо люди сразу заходили в магазин и скупали одежду. Она стала очень ценным работником.
Аллу отправляли в командировки в Париж и Милан, чтобы вести переговоры с именитыми модельерами о поставках новых коллекций.
Через какое-то время Алла поняла, что хочет заняться собственным бизнесом. Она открыла модный магазин. Дела шли хорошо, вскоре она открыла второй и третий. Немного позже девушка добилась еще большего успеха – одна из самых известных и крупных компаний Kmart отправила ее в Москву для управления производством на фабрике полотенец. Алла стала управлять производством, что было для нее очень скучно, но и с этим она справлялась отлично.
Вскоре ее пригласила к сотрудничество компания Mercury, лицом которой она является и сейчас. Практически одновременно она стала фешн-директором в ЦУМе.
Семья
В Канаде Алла познакомилась с будущим мужем. Они полюбили друг друга, прожили вместе три года. У них родилась дочь Екатерина. Когда пара распалась, Алла вновь отправилась в свободное плаванье. Она смогла совмещать карьеру и воспитание дочери.
По приезду в Россию Алла познакомилась со вторым мужем. Давид Авербах является президентом компании, занимающейся изготовлением продуктов питания. С Давидом у Аллы детей нет, зато взрослая дочь Екатерина подарила Алле двух внучек.
Сегодня Алла бизнес-леди, общественный деятель. Ей удается все, за что она берется.
- www.instagram.com/verberalla
Биография, история жизни Вербер Аллы Константиновны
Вербер Алла Константиновна – бизнес-леди и общественный деятель из России, известная как создатель коллекции одежды.
Ранние годы
Алла Константиновна – коренная ленинградка. В городе на Неве она появилась на свет 21 мая 1958 года. Из окна дома на улице Глинки в Адмиралтейском районе Питера, где она родилась, видны были Кировский театр и консерватория. Девочка регулярно посещала эти заведения.
Она любила родной город и не понимала, зачем нужно было уезжать из него. Тем более, семья не бедствовала: папа заведовал зубопротезным отделением, мама тоже работала в медицинской сфере. Но отцу Аллы не хватало свободы, и он давно вынашивал планы эмигрировать на Запад.
Наконец, такой день пришел. Родители с двумя детьми (у Аллы была сестренка Ирина) вылетели в Австрию. Тогда еще девочка не знала, что ей суждено вернуться в любимый Санкт-Петербург.
Карьера
К миру моды родители Аллы не имели никакого отношения, однако сама она с раннего возраста отличалась влечением к хорошим вещам и обладала способностью стильно выглядеть. Девушке нравилось, как одеваются итальянки, и она пыталась подражать им. Папа и мама, естественно, считали, что дочь должна стать медработником. Повинуясь воле родителей, Алла поступила в медучилище, а после его окончания должна была продолжить обучение в профильном ВУЗе. Однако этого не случилось.
Во время визита в Рим, сказочного города, где вольготно себя чувствуют модницы, Алла устроилась на работу в один из бутиков. Девушка не владела итальянским языком, но директор магазина одежды был сражен наповал ее броской внешностью и не смог отказать ей. Алла охотно выполняла свои трудовые обязанности, ей хотелось работать и дальше. Но отец принял решение переселиться в Канаду, и перечить ему девушка не могла.
ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В Монреале Алла также начала работать в модном бутике, и снова незнание английского языка не стало этому помехой. Хозяин магазина посчитал, что привлекательная девушка сможет увеличить количество клиентов. И не прогадал: когда за прилавком стояла Алла Вербер, число покупателей, особенно мужского пола, резко возрастало. В скором времени из обычной продавщицы она превратилась в ценного сотрудника, которому доверяли договариваться с известными европейскими дизайнерами одежды о новых поставках. С этой целью Алла летала в Париж и Милан.
Настал момент, когда она всерьез задумалась о создании собственного бизнеса. Начала с открытия одного магазина, затем появились еще два. На успешную предпринимательницу обратили внимание в крупнейшей канадской компании Kmart, владеющей целой сетью торговых точек.
Поскольку Алла Вербер из России, ей доверили управлять московской фабрикой, выпускающей полотенца. Затем она перешла работать в компанию Mercury, специализирующуюся на продаже предметов роскоши. Аллу Вербер часто можно встретить в ЦУМе, ведь она стала числиться здесь фешн-директором.
Алла Константиновна начала много времени проводить в разъездах по стране и зарубежным городам, поскольку ей надо бывать на показах модной одежды и заключать договора. Рабочий день бизнес-леди часто заканчивался за полночь, а начинался ранним утром.
Личная жизнь
Со своим супругом Алла Константиновна познакомилась в Канаде. В браке с ним появилась дочка Катя. После разрыва семейных отношений Вербер навестила родину, где подружилась с видным бизнесменом Давидом Авербахом.
Глава компании, производящей продукты питания, сделал ей предложение, и пара поженилась. Общих детей у них нет, зато благодаря Екатерине Алла Константиновна стала бабушкой. Теперь у нее двое внуков.
Вы сейчас говорили по телефону с Катей, вашей дочерью. Как обстоят дела с ее бутиками на Украине?
А. В. Давайте не будем говорить об Украине. Давайте говорить о ЦУМе и о бизнесе здесь.
Какова сейчас стратегия вашей компании?
А. В. У нас серьезная команда, мы еженедельно и ежемесячно придумываем что-нибудь интересное для наших клиентов. Да, топовый клиент во всем разбирается быстро, в том числе в моде. Но когда паника в стране, всем людям становится страшно, они не знают, что будет завтра. Это время нужно пережить. В декабре люди старались избавиться от обесценивающегося рубля и пошли покупать. У нас отлично продавались шубы, ювелирные украшения. Это тяжелое, но очень интересное время. Мы в прошлом сентябре первый раз сделали европейские цены на аксессуары, затем на детскую одежду и обувь, а весной понизили цены на 15% в связи с укреплением рубля. Теперь нашему клиенту не нужно никуда летать.
Многим людям уже нельзя выезжать.
А. В. Не все люди - чиновники. Масса людей, которые могут сесть и поехать. Это не только чиновники. Но огромное количество людей вообще перестало ездить вдруг. Мне сказали, Gallery Lafayette потеряли 4% от оборота из-за отсутствия русских клиентов. Продажи наших аксессуаров выросли где-то на 30–40%, так как в ЦУМе и в ДЛТ представлен лучший выбор и привлекательная цена, когда все остальные магазины, в общем, переживали кризисную ситуацию.
Из ЦУМа ушел покупатель со средним доходом? Насколько он важен для компании?
А. В. Я бы так не сказала, не ушел. Потому что в ЦУМ может зайти любой человек по разным причинам. В бутике больше внимания, и это не для всех комфортно. Придя в ЦУМ, можно часами ходить и нюхать духи, мазаться кремами и выбрать себе помаду или какой-то аксессуар, провести здесь день и пойти пообедать. Тем и хорош department store. Сюда можно просто забежать. Приходит мужчина купить носки, вспоминает, что и галстук нужен - у всех семейные мероприятия, дни рождения. И как бы ни было тяжело, проходит пара недель - и мы привыкаем к любой ситуации, а жизнь продолжается.
Но ведь пиар европейских цен имеет и обратную сторону. Швейцарские цены на часы и драгоценности привлекли в прошлом году внимание таможенников, были проверки, а в прессе появились публикации о нелегальном ввозе.
А. В. У нас одна из лучших компаний на мировом рынке. Мы ввозим все товары официально. Всегда есть враги, есть наговоры. Товар идет напрямую от поставщиков, происходит оплата, прием, растаможивание, доставка, и лишь тогда он появляется на прилавках. И по-другому не может быть!
У вас обширный список ювелирных брендов, но сейчас появилась своя собственная ювелирная коллекция Mercury. Чем это продиктовано?
А. В. Сделав свою линию, мы можем делать все, чего, мы считаем, нам не хватает. А всегда чего-то не хватает. Мы сейчас запускаем собственную линию меховых изделий. Пришло время, когда наша компания тоже решила себя проявить. Я уверена, что мы займем достойное место.
А потребности отдохнуть нет?
А. В. Очень большая потребность отдохнуть! Я каждый год говорю, что в следующем буду работать меньше, уходить из офиса до восьми, буду ходить в театры три раза в неделю. Клянусь моим подружкам. Но куда бы меня ни пригласили, я прихожу последняя, у меня пропадают билеты, и я все время с этим борюсь. Я улетела на fashion week в Милан, это было 17 января, а вернулась 10 марта: полетела в Нью-Йорк, потом в Лос-Анджелес - не была там лет восемь. А тут еще и Том Форд пригласил. Он делал большое fashion-шоу перед церемонией вручения «Оскара». Ну, я подумала, что раз я в Нью-Йорке, надо слетать. Все дни, которые были вроде бы свободны в Милане, в Париже, заполнились работой, и отдохнуть так и не удалось.
То есть после того как вы победили рак, в вашем стиле жизни ничего не изменилось?
А. В. Нет, вы знаете, ничего не поменялось, к сожалению, кроме одного. Когда это произошло со мной и я долго боролась с болезнью, то клялась Богу: «Дай мне еще один шанс, и я буду делать все по-другому!» И я благодарна ему, что он меня услышал. Конечно же, я стараюсь следовать своему обещанию, чтобы он на меня не разозлился. Я прошла много химиотерапии, которая помогла бороться с болезнью. Но химиотерапия и лекарства полностью разъели мой организм. Я пять лет боролась с раком, и это была непростая борьба. Это как в бизнесе: ежеминутная, ежедневная борьба. И никто, кроме меня, не знает, как тяжело мне это дается. Но я счастлива и благодарна, что жива. И конечно же, поправившись, я никогда об этом не забываю.
Какие эмоции вы испытали, когда прозвучал диагноз?
А. В. Ужасные! Необъяснимые. Здоровый человек узнает вдруг, что он смертельно болен. Это самая страшная вещь, которая может произойти. После этого нет никаких вещей, которые вы не можете преодолеть. Что касается меня, знаете, честно могу сказать, что я как-то совершенно не раскисала. Сначала не восприняла всерьез. Потом пошли вопросы: «Почему это случилось со мной?» Стала лечиться. Сначала в России, потом еще год в Израиле. Потом улетела в Нью-Йорк. И я очень благодарна врачам в Нью-Йорке, потому что, считаю, если бы я не попала туда, не осталась бы жить.
После этого вы стали говорить, что работать не на себя, а в компании - это значит иметь тыл?
А. В. Нет, не так я говорила. Я сказала один раз в интервью, что большая разница - работать на себя и работать на компанию. Работая на себя, есть возможность передать свое дело детям и внукам, а из компании, на которую ты работаешь, когда-нибудь нужно уйти. Но на эту компанию я работаю с 1993 года и всегда работала с той же силой, будто это моя компания.
Но вы все-таки называете совладельцев Mercury Леонида Фридлянда и Леонида Струнина «мои хозяева».
А. В. Потому что у меня есть два хозяина, два мужчины. Я называю их «мои боссы», когда представляю. Они смеются, потому что мы вместе уже так много лет и я старше их, это для них даже как-то неудобно. Я не чувствую себя наемным работником или человеком, который может перейти в другую компанию. В этой компании все зависит от меня, и я несу ответственность.
О вашем чутье ходят легенды. Нет ли опасений, что в какой-то момент оно вас покинет?
А. В. Интуиция не может уйти, а с интуицией и с возрастом приходит опыт. Мне 57 лет уже будет, из которых я не работала первые 17 лет, всю остальную жизнь я работаю в одном и том же бизнесе. Поэтому интуиция у меня есть, и она с каждым годом только развивается все сильнее и больше. И со мной сейчас уже мало кто спорит, потому что доказано, что у меня есть чутье.
Когда Mercury начиналась, полагаю, вам намного больше всего приходилось делать своими руками. По мере роста компании возникала необходимость научиться делегировать полномочия. Были ли у вас с этим сложности?
А. В. Когда мы строили наш первый магазин, торговый дом «Москва» на Кутузовском проспекте, я полностью занялась строительством и для меня это все было ново и очень тяжело. Девяностые годы, архитектор-итальянец, на каждом шагу мне говорили: «Нет, это невозможно. Это нельзя сделать, это не отмывается». Я брала тряпочку, и у меня быстренько отмывалось. Поэтому первое время я учила людей просто работать, продавать, общаться с клиентами, быть доброжелательным, прививала любовь к моде, учила высокому сервису. Работать в магазине стало престижно. В мою молодость работать в магазине было не солидно. Мои родители такого бы не поняли. А сегодня это, наоборот, красиво, и многие стремятся стать частью этого мира.
Насколько важны для вашей компании эксклюзивные права на бренд?
А. В. Мы все боремся за эксклюзивные права, если у нас есть эксклюзивная марка - это повод привести клиента к себе. И конечно, все department stores по всему миру борются за эксклюзив. Вот у нас был коктейль по случаю приезда обувного дизайнера Джанвито Росси, и я могу рассказать на примере. Когда открылся ЦУМ, мы хотели Sergio Rossi, но не могли, потому что эксклюзив был у Араса Агаларова много лет. И, я помню, Серджио Росси мне позвонил и сказал, что его сын Джанвито начал делать свою линию. Я никогда, даже сегодня, не устаю обходить все новое. Я иду вперед, наравне с молодежью, я знаю все самое новое, и я уже там первая. И это тоже часть моей репутации. Когда я приехала и посмотрела, что делает Джанвито, я дала ему самый большой заказ, он сам это вспоминает. Вы не представляете, как мне был благодарен Серджио Росси! Ну вот как родители рады успехам своих детей. И с тех пор Джанвито стал очень популярен, и его обувь для всех возрастов, для всех размеров - самая удобная, носибельная. Сейчас я его умоляю сделать детскую линию и тоже хочу эксклюзив. И даю ему карт-бланш.
А много ли на свете дизайнеров, которым вы говорили: сделай мне такую-то линию?
А. В. Практически все. Когда я начала работать с Доменико Дольче и Стефано Габбана, был 1993–1994 год, это были два молодых человека. И мой первый заказ был 20 000, потом 50 000, потом 100 000, потом 250 000. Они восхищались красотой русских женщин, нашей женственностью и элегантностью и многое делали для нашего рынка. Помню, я приехала в Loro Piana, и там все было такое очень классическое. Но кашемир такого высокого качества, будто бы до вас дотрагивается младенец. И мы вместе с Серджио Лоро Пьяна шили пальто, которое сегодня стало самым знаменитым. Я всегда говорила, что дизайнеры очень часто черпают свои идеи в общении с людьми.
Нет ли у вас опасений, что еще сезон-другой - и возле ЦУМа будут просто стоять люди в серых плащах и посматривать, кто сюда заходит, выходит?
А. В. Нет, мы перешли ту границу, когда можно вернуться обратно. Я выросла в советское время, и мой занавес открылся для меня в 1976 году. Я росла в тяжелое советское время и не считаю, что оно было хорошим - ни для меня, ни для моих родителей.
С материальной точки зрения ваша семья чувствовала себя очень неплохо.
А. В. Мы чувствовали себя неплохо только потому, что нарушали все правила. И каждый день за это нарушение можно было сесть на всю жизнь в тюрьму. Поэтому радость была очень кратковременной, все скрывали все. Мы не хотели быть равны, мы хотели жить, как мы хотели, и отвечать за это. Мы хотели быть людьми - больше учиться, больше работать. У нас не было свободы, и мы уехали из страны, потому что страна не оправдала доверия моей семьи, члены которой отдали свои жизни за эту родину. Я питерская и выросла в семье, в которой половина родственников погибла на войне. Мои бабушка с мамой прошли всю блокаду. У дедушки все три сестры вышли замуж в 18–20 лет, а к 25 годам все были вдовами. Мой папа был ранен много раз. Бабушка всегда говорила: «Главное, чтобы не было войны, а все остальное можно пережить». Поэтому 9 Мая для нашей семьи - самый главный праздник.
Насколько вы вовлечены в жизнь еврейской общины и насколько это важно для вас?
А. В. Я выросла в очень традиционной еврейской семье. Я не понимаю тех людей, которые говорят: «У нас в семье скрывали, что евреи, меняли фамилии».
Ходят легенды о банках с огурцами и другими соленьями, которые некоторые счастливчики получают к праздникам. Вы сами это делаете?
А. В. Да. У меня хобби. Смотрите, у меня много хобби. Я люблю шить, люблю рисовать картины. Акварелью, маслом, как угодно! Пару картин своих даже когда-то продала. У меня есть определенные таланты, я очень люблю готовить, принимать людей, накрывать стол. Понимаете, я женщина, которая любит свой дом, а дома бываю очень редко, и те минуты, когда я дома, хочу заниматься им. Я просто люблю жить.
Алла Константиновна Вербер родилась 21 мая 1958 года в Ленинграде в интеллигентной семье потомственных петербуржцев. Ее дедушка по матери - Абрам Иосифович Флейшер, был директором крупного мясокомбината, заведовал детским отделом Дома ленинградской торговли, был известным собирателем антиквариата.
Он прошел Великую Отечественную войну, его жена и дочь (мама Аллы) пережили блокаду. Дедушка по отцу был репрессирован в 1930-х и вернулся в Ленинград из лагерей и ссылки только в 1970-х, вскоре эмигрировал в Израиль.
Отец Аллы - Константин Вербер, подростком оказался в детдоме. В 1941-м в 17 лет он ушел на войну и дошел до Берлина. Позже Константин стал успешным стоматологом, затем главврачом зубопротезного отделения престижной больницы ЛОМО (Трижды ордена Ленина Ленинградское оптико-механическое объединение имени В. И. Ленина).
Отец сделал все, чтобы его любимые дочери (сестра Аллы - Ирина, живет в Канаде) имели счастливое и благополучное детство. Девочек баловали, папа покупал им красивые вещи, а бабушка, прекрасно разбиравшаяся в моде, приучала их правильно одеваться. Дедушка научил Аллу ценить настоящую живопись, красивые антикварные вещи. Мама, врач-стоматолог, после рождения дочерей посвятила себя семье.
Ирина профессионально занималась балетом и играла на фортепиано, Алла также закончила музыкальную семилетку по классу скрипки.
Алла Вербер: «Моя сестра Ирина окончила музыкальную школу-десятилетку по классу фортепьяно, с пяти лет училась балету; меня в балет не приняли - отбор был очень строгий, но занятий музыкой мне избежать не удалось: я семь лет отзанималась на скрипке. Как бы то ни было, но с раннего детства нас по кружкам водили, возили, тащили, несли... Родители сами обожали музыку, искусство и все это хотели привить нам».
Будущая звезда с ранних лет обожала наряды, замечала красиво и необычно одетых людей: иностранцев, во множестве посещавших Ленинград, героев и героинь ее любимых итальянских фильмов. Однако родители настояли, чтобы после окончания школы она поступила в медицинское училище, где Алла училась на врача.
В 18 лет жизнь Аллы совершенно изменилась: папин отец прислал семье приглашение на выезд в Израиль, и они собрались выезжать из СССР (впоследствии семья поселилась в Канаде). Ее выпустили из страны первой, и в 1976 году она одна оказалась в Вене, а затем год прожила в Риме: русская подруга устроила ее работать в престижный бутик на знаменитой Виа Венето (Via Veneto) и Вербер впервые оказалась в центре моды, «среди самых стильных вещей» (Gucci, Hermes).
В конце 1970-х Алла с семьей жила в Монреале (Канада), училась менеджменту, работала в крупном магазине одежды, продолжала интересоваться модой, живописью и дизайном интерьеров. Затем она стала байером: ездила на модные показы в Париж, Лондон, Рим и Милан, выбирала и приобретала образцы коллекций одежды на сезон и запускала их в производство на фабриках.
В начале 1980-х Алла Вербер переехала жить в Нью-Йорк. Там она активно общалась с деятелями искусства, успешно занималась торговлей картинами, устраивала выставки, продвигала работы молодых художников.
Именно в Нью-Йорке, мировой столице фэшн-индустрии, в это время начался колоссальный модный бум, достигший расцвета в 1990-х годах. К этому времени Алла Вербер уже точно знала, что хочет создать сеть магазинов.
Алла Вербер: «Уже в Нью-Йорке я окончательно поняла, чем хочу заниматься, появилась мечта, которую в Торонто я принялась энергично осуществлять. Теперь я точно знала, что хочу быть в фэшн-бизнесе, хочу создать сеть своих магазинов».
Цитата взята из журнала «Караван Историй», № 5 (Май 2012)
В 1984 году она открыла в Торонто свой первый модный бутик «Katia of Italy», названный в честь ее любимых итальянских марок одежды. Хотя профессионалы и бизнес-консультанты считали ее начинание крайне рискованным, она успешно стала продавать в провинциальном тогда Торонто одежду лучших мировых марок, а затем создала целую сеть бутиков. Один из ее клиентов был функционером крупнейшей мировой компании дисконтной торговли «Кеймарт» (K-mart), он пригласил ее сотрудничать.
В 1989 году Алле было предложено стать представителем компании в России, она вернулась на родину и сумела добиться организации производства текстильных товаров и одежды на простаивающих российских фабриках.
С 1990 года она также первая в стране стала создавать бутики высокой моды (Dolce&Gabbana, Gucci, Prada, Brioni и др.) в торговом доме «Москва» на Кутузовском проспекте в Москве.
С 1993 года Вербер сотрудничает с компанией Mercury в настоящее время является ее вице-президентом, с 2003 года работает также фэшн-директором ЦУМа.
Алла Вербер: «Позднее Mercury купили ЦУМ. Меня пригласили у них работать фэшн-директором, тогда я и не знала, до какой степени деловой альянс с Леонидами окажется удачным, насколько мы подойдем друг другу и сработаемся. Мы вместе уже 17 лет и продолжаем успешно сотрудничать, уважая и ценя друг друга. Я очень им благодарна за долгий совместный труд».
Цитата взята из журнала «Караван Историй», № 5 (Май 2012)
Компания занималась поставкой и продажей предметов роскоши, эксклюзивной мебели и услуг, Вербер начала развивать фэшн-направление. Поначалу Алла Константиновна занималась контактами с модными домами и закупкой коллекций одежды, затем стала создавать линии бутиков модной одежды в крупнейших столичных торговых домах.
Только за первые 8 лет своей работы в ЦУМе Вербер представила полторы тысячи брендов одежды со всего мира и сумела приучить состоятельных российских модников и модниц к шопингу высочайшего класса в России. Американские фэшн-эксперты не раз называли ее «самым могущественным байером одежды в мире».
За выдающееся по масштабам продвижение в России одежды итальянских марок Вербер была награждена орденом «За заслуги перед Итальянской Республикой» (кавалер, 2011).
Среди последних мегапроектов компании Mercury - реконструкция Дома ленинградской торговли (открылся в сентябре 2012).
В настоящее время Алла Вербер - самое влиятельное лицо в отечественной модной индустрии, она активно участвует в формировании коллекций мировых брендов для России, поддерживает разработки начинающих отечественных модельеров и дизайнеров (Kira Plastinina, Inna Honour, Tegin и др.).
Событиями столичной жизни являются и традиционные модные показы на базе ЦУМа (Fashion"s Night Out). Алла Вербер ведет активную светскую жизнь, появляясь на всех событиях связанных с миром моды, модельного бизнеса, на презентациях ведущих модных журналов.
Большой общественный резонанс вызвало появление Аллы Константиновны в передаче «Пусть говорят» (23.05.2013, Первый канал, вед. А.Малахов), где она откровенно рассказала о своей борьбе с раковым заболеванием.
Алла Вербер: «Конечно, я тоже переживала тяжелые времена. Четыре года назад у меня обнаружили рак крови, пришлось все силы мобилизовать на борьбу с болезнью. Но я выстояла и поборола этот страшный недуг. Пройдя через подобное испытание, понимаешь, что бог подарил тебе еще один шанс; все прежние ценности подвергаются тщательной переоценке, и жизнь разделяется на «до» и «после». Пройдя через это, я словно начала жизнь с чистого листа».
Цитата взята из журнала «Караван Историй», № 5 (Май 2012)
С июня 2013 года Алла Вербер ведет популярную рубрику «Мода» в журнале «7Дней».
Награды
▪ Кавалер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (2011)
▪ Премия «World Fashion Awards» в номинации «Персона года в модной индустрии» (2012)
▪ Премия «Brand Awards» как представителю «лучшего department store года» (2013)
Алла Вербер (в Инстаграм - @verberalla) – бизнес-леди, вице-президент Mercury, фэшн-директор ЦУМа. Родилась 21 мая 1958 года в Санкт-Петербурге. Её родители пережили блокаду, дедушка по маминой линии воевал на Великой Отечественной войне, дедушка по отцу провёл годы в лагерях, а затем уехал в Израиль. У бабушки было довольно интересное увлечение – она коллекционировала антиквариат. Отец стал главврачом зубопротезного отделения ЛОМО, а через некоторое время тоже эмигрировал вместе с семьёй в Канаду. Профессия мама тоже -стоматологом. В семье Вербер было два ребёнка – Ирина и Алла. Обеих девочек приучали к прекрасному: живописи, красивой музыке, антикварным вещам, отдавали в разные кружки (в том числе в музыкальную школу).
Алла с детства проявляла интерес к тому, как одеваются люди.
Они жили в квартире на Театральной площади, окна выходили на Мариинский театр, и каждый день туда подъезжал туристический автобус. Маленькая Вербер наблюдала из окна, как из автобуса выходили люди, и внимательно рассматривала их, пытаясь угадать, откуда они. Больше всего она любила, когда приезжали итальянцы, а меньше всего – американцы. Склонность к итальянскому стилю чувствуется в том, в каких нарядах Алла Вербер предстаёт на фото в своём Инстаграме. Естественно, дело было именно в их стиле.
Когда Алла Вербер достигла совершеннолетия, она поехала в Рим, где подруга устроила её работать в Via Veneto. Там она увидела вещи знаменитых брендов и уже тогда, не зная языка и никого из местных, начала привлекать клиентов: во время своей смены она переодевала манекены, и эти костюмы очень нравились посетителям.
Алла Вербер училась менеджменту и стала работать байером - ездила по разным странам, закупая одежду. У неё обнаружилось поразительное чутьё на грядущие тенденции, о которых никто ещё даже не говорил, вещи она закупала интуитивно, чувствую, что в будущем это может стать хитом. В 80-е бизнесвумен переехала в Нью-Йорк, где открыла свой магазин – «Katia of Italy».
В 1989 году она вернулась в Россию, в Москву, и организовала производство одежды на российских фабриках, а через год открыла свои бутики на Кутузовском проспекте. С 1993 года начала сотрудничать с ювелирной компанией Mercury, и этот альянс успешно развивался. Именно Алла Вербер приучила российского покупателя к тем знаменитым брендам вроде Gucci или Armani. На данный момент это самая влиятельная женщина российской фэшн-индустрии.
В 2013 году она пришла на передачу «Пусть говорят», где поделилась своими переживаниями и рассказала зрителям, как боролась с раком. Это продолжалось около 5 лет, и рак был побеждён.
Инстаграм
Инстаграм Аллы Вербер позволяет заглянуть в её личную жизнь: узнать дату рождения (кто-то сделал ей подарок – копию ленинградской газеты 21 мая 1958 года), дату свадьбы, посмотреть, как выглядела её собственная свадьба и сравнить с этим событием у дочери. В Instagram Аллы Вербер мы видим, насколько она занята: постоянно то на каком-нибудь светском мероприятии вместе со звёздами нашей эстрады, то на показах мод (например, подборка недавних фотографий в Инстаграм – с «Alta Moda» от Dolce&Gabbana).
Из звёзд, судя по Инстаграму, у неё прекрасные отношения сложились с Филиппом Киркоровым: встречаются не только на светских вечерах, она ходит вместе с его семьёй, например, в Disneyland. И, естественно, её не обошла участь судьи конкурса красоты, правда, для детей. Судя по комментарию в Инстаграм, это оказалось сложно, так как все дети были достойны победы. Также рекомендуем заглянуть в её Инстаграм тем, кому интересно узнать историю её семьи. Она выкладывает в Инстаграме старые фотографии, где подробно объясняет, кто изображен на фото и дает его краткую биографию. Например, в соцсети есть фото её 17-летнего отца перед уходом на войну и небольшая история о нем.