В какой период начинается европейская интеграция. Предпосылки европейской интеграции
0,4 %, другие 0,6 %.
Население Японии [ | ]
В 18 веке рост населения Японии остановился из-за общего похолодания климата, неурожаев, роста смертности и падения рождаемости. В связи с этим власти Японии начали активно бороться с убийством новорожденных и абортами. Самый ранний запрет на убийство новорожденных и аборты был издан в княжестве Сацума префектуры Кагосима в начале 17 века, но основная часть подобных указов появилась в конце 17 и начале 18 века. Данные указы некоторые авторы считают самым ранним примером политики поддержки семьи в неблагоприятных демографических условиях .
Возрастная структура [ | ]
Год | 0-14 лет: (мужчины) |
0-14 лет: (женщины) |
0-14 лет: (% от общего) |
15-64 лет (мужчины): |
15-64 лет (женщины): |
15-64 лет (% от общего): |
65 лет и более (мужчины): |
65 лет и более (женщины): |
65 лет и более (% от общего): |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2007 | 9 024 344 | 8 553 700 | 13,8 % | 41 841 760 | 41 253 968 | 65,2 % | 11 312 492 | 15 447 230 | 21 % |
2009 | 8 804 465 | 8 344 800 | 13,5 % | 41 187 425 | 40 533 876 | 64,3 % | 11 964 694 | 16 243 419 | 22,2 % |
2010 | 8 665 440 | 8 212 680 | 13,3 % | 40 969 829 | 40 291 648 | 64,1 % | 12 163 028 | 16 501 808 | 22,6 % |
Рождаемость [ | ]
Пример Японии противоречит теории демографического перехода , согласно которой рождаемость проходит эволюцию от традиционно высокого уровня через постепенное снижение до низкого уровня в высокоразвитых странах. В Японии же, наоборот, после резкого падения рождаемости с 1650 по 1700 год и более пологого падения рождаемости в 18 веке произошел переход от низкой рождаемости в 18 веке через постепенное повышение в первой половине 19 века к высокой рождаемости в эпоху Мэйдзи с историческим пиком примерно в 1920 году и только потом началось постоянное снижение рождаемости. Например, в Восточной Японии в период с 1700 по 1800 год суммарный коэффициент рождаемости находился примерно на уровне 3,5 детей на одну женщину, что намного ниже показателей рождаемости не только Китая, но и европейских стран той эпохи (при этом около трети, а по другим данным 40 % детей убивали при рождении), к 1850 году в каждой семье было уже 4 или 5 детей (а население начало расти), в 1880-х годах этот показатель рос, в течение 30 лет находился на стабильном уровне в 5 детей на одну женщину, затем поднялся до 6 в 1910-х-1920-х годах, а в период с 1920-х по 1950-х годов Восточная Япония имела самую высокую рождаемость за всю свою историю. Низкая рождаемость и массовая практика убийства новорожденных сочеталась с высокой детской смертностью: например, в 19 веке только 67 % девочек доживало до 7 лет. В итоге в течение 18 века каждое следующее поколение было меньше предыдущего (нетто-коэффициент воспроизводства ниже 1), в начале 19 века этот показатель стал расти, после 1840 года численность новых поколений превысило численность поколений их родителей (нетто-коэффициент воспроизводства больше 1), а в 1920-х годах численность новых поколений в 2 раза превысило численность предыдущих (нетто-коэффициент воспроизводства 2), в 1950-х годах этот показатель упал почти наполовину и только в последние 20 лет нетто-коэффициент воспроизводства вернулся к уровню 18 века .
Япония позже других развитых индустриальных стран встала на путь снижения брачной рождаемости: внутри-семейное регулирование рождаемости появилось в Японии только в конце эпохи Мэйдзи в начале 20 века .
В 2005 году население Японии впервые уменьшилось, так как уже долгое время рождаемость в стране находится на уровне ниже простого воспроизводства населения (1,4 ребёнка на женщину). Япония, которая практически не принимает иммигрантов , окажется в перспективе в прогнозируемом демографическом кризисе, при котором малое количество работающих должно будет содержать большую массу пенсионеров.
В 2006 году, впервые за много лет, рождаемость в Японии незначительно возросла, увеличившись на 12 707 человек по сравнению с 2005 годом. В общей сложности в 2006 году в Стране восходящего солнца родились 1 096 465 японцев. Прирост наблюдается и сейчас. Однако это ещё не позволяет говорить о существенном улучшении демографической ситуации в «Стране восходящего солнца»: её население пока имеет тенденцию к сокращению. По данным 2008 года рождаемость в этой стране равна 7,87 рождённых на 1000 населения.
Суммарный коэффициент рождаемости [ | ]
В мире около семидесяти стран, где суммарный коэффициент рождаемости ниже 2,1. Одной из стран, где наиболее низкая рождаемость населения, является Япония. В этой стране среднестатистическая женщина рожает за свою жизнь 1,21 ребёнка за весь репродуктивный период (2009). Поскольку японское законодательство не поощряет иммиграцию, Япония сейчас в числе стран, где население в силу отрицательного естественного прироста сокращается. Либерализация миграционного законодательства не сможет существенно изменить положение, поскольку в японской экономике наблюдается дефицит рабочих мест и безработица среди молодежи достаточно велика, а в большинстве стран Восточной Азии демографическая ситуация близка к японской [ ] .
Смертность [ | ]
Основными причинами детской смертности являются: несчастные случаи, различные болезни и «насилие». В стране невысокий уровень убийства детей (от 1-4 лет), на 10 000 детей убито всего 0,72 ребёнка.
Религиозный состав [ | ]
В настоящее время подавляющее большинство населения Японии официально считается последователями синтоизма (примерно 83,9 % жителей страны), который считается национальной японской религией , и буддизма (71,4 %), привезённого из Китая . В основе синтоизма - почитание предков и культ природы. Объектами поклонения являются души умерших и различные божества. Общее количество верующих превышает население Японии в связи с широким распространением практики религиозного синкретизма . Традиционно большинство японцев исповедуют одновременно синтоизм и буддизм.
Присутствуют также приверженцы иных религий, преимущественно христианства (2 %), в первую очередь католицизма и различных направлений протестантства . В то же время отношение большинства японцев к религии проявляется преимущественно на внешнем уровне, прежде всего как к части традиции. Так, по данным профессора Роберта Кисала всего 30 % населения идентифицируют себя как верующие.
Семья в Японии [ | ]
Семья в Японии является основной ячейкой современного общества. По статистике 1997 года в Японии 44,67 млн семей (при этом семьей считаются даже те мужчины и женщины, которые живут поодиночке или были разведены).
24,5 % семей имеют двух членов семьи (здесь также бездетные семьи или неполные семьи с одним ребёнком),
18,3 % - семьи из трех человек,
18,9 % - семьи из четырёх человек,
7,4 % - семьи из пяти человек,
5,8 % - семьи, состоящие из шести и более человек.
В 2000-е годы тенденция к уменьшению средней численности японской семьи продолжилась. На 2000 г. С. Б. Маркарьян со ссылкой на официальную статистику подсчитал следующие данные по японским семьям:
27,6 % - один человек,
7,7 % - один родитель с ребёнком,
18,9 % - супружеская пара без детей,
31,9 % - супружеская пара с детьми,
7,6 % - семья из трех поколений,
6,3 % - другие .
По 2010 году С. Б. Маркарьян дает следующую картину:
32,4 % - один человек,
8,6 % - один родитель с ребёнком,
19,8 % - супружеская пара без детей,
27,8 % - супружеская пара с детьми,
4,7 % - семья из трех поколений,
6,7 % - другие .
Формы семьи [ | ]
На протяжении всей истории форм семьи в Японии можно выделить несколько вариантов форм семьи. От элитарной матрилокальной формы до патрилинеарной. Элитарно матрилокальная форма - это когда муж переходит жить в родовой дом жены (в эпоху Хэйан), а патрилинеарная форма - это когда отец считается главой семьи и когда в семье бесперебойное семейное наследование по мужской линии. Самой распространенной формой семьи является патрилинеарная форма.
Роль женщины в семье [ | ]
В преобладающем количестве случаев женщина в семье - это домохозяйка, сидящая дома с детьми и не работающая вне дома. Женщина отвечает за рациональное распределение средств, кухню, воспитание детей. Она была одновременно и домашним экономистом, и бухгалтером, и поваром, и воспитателем, а к тому же часто и ткачихой, и портнихой и др. Иными словами, практически полностью осуществляла ведение. Но из-за упадка развития экономики страны сейчас некоторые женщины в японской семье работают на неполную ставку или на временной работе, что у них называется «арубайто» (от немецкого слова «арбайтер»). На данный момент в Японии таких женщин-арубайто достаточно. Это происходит из-за финансовых проблем семьи, связанных в основном с оплатой образования детей, а также с выплатами ссуды на приобретение жилища или оплаты его найма. Право выбора за зарождением новой семьи у девушки, так было ещё с давних пор. Об этом упоминается в старинных писаниях, легендах и сказках. Все было легко: если девушке нравился юноша или любой другой свободный мужчина, то она могла прийти к нему и просить взять её в жены.
Роль мужчины в семье [ | ]
За мужчинами в японской семье почётные функции владения и повелевания. Основная его функция ясна - зарабатывать средства на содержание семьи. Вместе с тем роль «абсолютного владыки» и повелителя зачастую является лишь частью этикета и несёт только декоративную и ритуальную нагрузку, при том что в действительности женщина в японской семье может иметь не меньшую, а порою и бóльшую меру власти и ответственности, чем в европейских семьях. Так сложилось благодаря тому, что ещё в древности самурай большую часть своего времени либо вообще отсутствовал, воевал где-то за свой клан, либо оттачивал своё боевое искусство .
Поло-возрастная структура [ | ]
Особенности интеграционных процессов в Европе Основные европейские институты
Единый европейский акт, Маастрихтский и Амстердамский договоры Общая сельскохозяйственная и социальная политика ЕС
Особенности интеграционных процессов в Европе
В европейском регионе международная экономическая интеграция достигла наибольшего уровня развития. Идеологической основой интеграции западноевропейских стран стало стремление к созданию международного экономического порядка, который основывался бы на либерализации торговых отношений и сотрудничестве между странами. Вторая мировая война, приведшая к беспрецедентному экономическому кризису, упадку всех сфер производства, безработице и нищете заставили западноевропейские страны обратиться к опыту межвоенного периода, который свидетельствовал о том, что самоизоляция и стремление самостоятельно и в одиночку решить национальные проблемы не дают нужного результата.
Интеграционные процессы в Европе, начавшиеся после окончания Второй мировой войны, обусловленные закономерностями экономического развития, были результатом политических решений руководства ведущих государств европейского континента. Важную роль в становлении европейской интеграции сыграл план Маршалла, в рамках которого Западной Европе была оказана значительная материальная помощь. Кроме того, результатом разрушения колониальных империй стала вынужденная необходимость для бывших метрополий пересмотреть внешнеполитическую стратегию и взять курс на установление связей с соседними государствами.
Однако в основе интеграции в Западной Европе лежало не только усиление взаимозависимости национальных экономик и рынков. По мере углубления хозяйственных связей все более отчетливо проявлялась потребность во взаимной адаптации и сознательном совместном регулировании экономических процессов государствами и органами Европейского экономического сообщества (ЕЭС), основанного в 1957 г. на базе Европейского объединения угля и стали, в масштабах всего формирующегося хозяйственного комплекса. Цель такого регулирования состояла в устранении национальных перегородок на пути взаимного обмена товарами и услугами и взаимодействия государств, в обеспечении равных условий хозяйствующим субъектам этих стран, в раскрепощении конкуренции, в создании путем согласования и гармонизации внутренней и внешней макроэкономической политики единого хозяйственного пространства, в направлении стихийного рыночного процесса в русло, определяемое совместно выработанными экономическими и социальными приоритетами.
Изначальной целью интеграционной политики в ЕС было поставлено создание благоприятных условий для экономического сотрудничества европейских стран, формирование общеевропейского рынка товаров и услуг, свободное движение капитала и рабочей силы. Теоретическую основу западноевропейских экономистов, занимавшихся вопросами обоснования целесообразности международной экономической интеграции в Европе, составил принцип сравнительных преимуществ.
Применение на практике экономико-политических идей и моделей в Европейской интеграции требовало создания наднациональных механизмов, которые взяли бы на себя функцию организации, планирования и контроля финансово-экономического взаимодействия между странами-участницами. Несмотря на то, что предшественник Европейского Союза - Европейское экономическое сообщество - был основан только в 1957 г., первым шагом на пути создания современного ЕС можно считать парижское заявление министра иностранных дел Франции Р. Шумана, сделанное 9 мая 1950 г., в котором он предложил объединить производство угля и стали Франции и ФРГ в качестве меры пресечения дальнейших войн между Германией и Францией. Результатом стало подписание в апреле 1951 г. Парижского договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), в состав которого вошли шесть государств: Бельгия, Нидерланды, Люксембург, ФРГ, Франция, Италия. Договор вступил в действие в 1953 г.
Следующий уровень европейской интеграции был заложен в результате Мессинской конференции, прошедшей в июне 1955 г., темой которой стал меморандум Бенилюкс (межправительственная организация, представляющая собой политический, таможенный и экономический союз между Бельгией, Нидерландами и Люксембургом, основанная в 1921 г.) о европейской интеграции. Речь шла о создании единой Европы путем создании общих институтов, постепенном сращивании национальных экономик, формировании общего рынка и согласования социальной политики. Положения Мессинской конференции были официально закреплены 25 марта 1957 г. в Римских договорах, которые учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), основанное на таможенном союзе и общей политике в области сельского хозяйства, а также Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Римские договоры стали связующим звеном между ЕОУС, ЕЭС и Евратом.
Договор о ЕЭС ставил основной целью создание таможенного союза, который предусматривал бы свободу движение товаров по территории стран-участниц, упразднение квот и иных барьеров на пути трансграничной торговли, а также свободу движения, капиталов, рабочей силы и услуг. Целью Римского договора было формирование общей политики в сельском хозяйстве, в сферах социальной защиты и законодательства, во внешней торговле и т.д., в то время как вопросы макроэкономической и финансовой политики не были затронуты в документе. За рамками договора остались и вопросы внешней политики, которая продолжала относиться к ведению национальных государств.
В соответствии с разработанным графиком с 1 января 1959 г. началось постепенное снижение таможенных пошлин по широкой номенклатуре товаров для торговли внутри Европейского экономического сообщества. Не затронуты были лишь пошлины на сельскохозяйственную продукцию. Завершение строительства таможенного союза планировалось к 1 января 1970 г., однако это произошло на целых полтора года раньше - к 1 июля 1968 г.
Изучая историю развития европейской интеграции, упомянем, что одновременно с формированием Европейского экономического сообщества шло формирование еще одного конкурирующего объединения: 3 мая 1960 г. было документарно закреплено создание Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), в которую вошли Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария и Великобритания. Несмотря на то, что организация создавалась как альтернатива современному Европейскому Союзу, ей не удалось достичь уровня интеграции Европейского экономического сообщества. ЕАСТ изначально задумывалась как исключительно экономическая организация в отличие от ЕЭС, ставившего перед собой также политические и социальные цели, и, возможно, именно в этом одна из причин неудачи ЕАСТ, которая постепенно начала искать точки сближения с ЕЭС. Так, с 1973 г. вступили в силу соглашения о свободной торговле между ЕЭС и некоторыми государствами-членами ЕАСТ, к которым постепенно присоединились и другие страны-участницы. Результатом соглашения стало неприменение единого таможенного тарифа ЕЭС в торговле с этими странами, что привело к фактическому вхождению этих стран в зону свободной торговли ЕЭС (с конца 1960-х годов - в таможенный союз), однако они не участвовали в общих программах Сообщества.
Следующим этапом усиления интеграции двух сообществ стало заключение в октябре 1991 г. между ЕЭС и ЕАСТ рамочного Соглашения о создании Европейского экономического пространства (ЕЭП), которое устанавливало специальные преимущества для стран ЕАСТ в части доступа на рынки стран ЕЭС. Соглашение давало странам - членам ЕАСТ право участвовать в разработке законов и нормативных актов, относящихся к формированию единого рынка, но не имели возможности участия в других сферах международных отношений со странами ЕЭС. Однако существование сложных согласовательных процедур в конечном итоге позволило решать практически все вопросы взаимодействия стран в рамках Соглашения. В настоящее время членами ЕАСТ являются Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария, а другие страны - участницы ЕАСТ вошли Европейский Союз.
В декабре 1969 г. в Гааге было принято решение о расширении ЕЭС и углублении интеграции. Политические лидеры Сообщества, стремясь к достижению качественно новых результатов в развитии интеграционного объединения, поставили задачу создания Европейского Союза. Согласно плану Тиндеманса, согласно которому к концу 1980 года предусматривалось создание экономического и валютного союза с применением общей для стран валюты.
Однако при создании плана Тиндеманса не было учтено наличие существенных фундаментальных разногласий между государствами-членами в вопросах конституциональной структуры и необходимых институциональных реформ для ее создания. Дополнительным фактором, негативно повлиявшим на развитие европейской интеграции в 1970-е годы, стал также энергетический и финансовый кризис: западноевропейские страны на тот момент уже были широко вовлечены в международную экономическую жизнь, и мировые экономические потрясения оказали на них серьезное воздействие. Эти факторы сделали невозможным осуществление плана Тиндеманса в установленные сроки.
Тем не менее, в 1970-е годы были разработаны новые инструменты и координации национальных политик стран - участниц ЕЭС в целях выработки единой политики Сообщества. Результатом стало создание Европейского политического сотрудничества - института для координации совместной внешней политики. Вторым важным шагом стало создание в 1979 г. Европейской валютной системы (ЕВС), целью которой было обеспечение в Европе зоны валютной стабильности.
Результатом Гаагских решений в части расширения ЕЭС стало присоединение к «шестерке» с 1 января 1973 г. Дании, Ирландии и Великобритании, в 1981 г. - Греции, в 1986 г. - Испании и Португалии, а в 1995 г. - Австрии, Финляндии и Швеции. С мая 2004 г. в состав Европейского Союза входили уже 25 государств, а с 1 июля 2013 г. - 28 государств.
Практический опыт становления и развития международной экономической интеграции в Западной Европе в целом соответствовал теоретическим аспектам, которые рассматривались выше. Теоретики развития Европейского Союза указывают на то, что для успешного развития международной экономической интеграции основу экономики интегрирующихся стран должна составлять обрабатывающая промышленность, в то время как интеграция аграрно-сырьевых стран является малоэффективной и бесперспективна. Причина того, что высокоразвитое промышленное производство оказывает существенное положительное влияние на ход интеграции, в нем заложен огромный потенциал для внутриотраслевого разделения труда. Развитая рыночная экономика способствует созданию прочных партнерских связей между компаниями стран-участниц, которые уже не зависят от экономических и политических курсов правительств, а становятся объективной реальностью. Полицентризм в сочетании с лидерством отдельных стран-участниц являются важными факторами для формирования наднациональных институтов.
Многие эксперты подчеркивают, что участники формируемого интеграционного объединения должны иметь однородное социально-экономическое устройство, в то время как многоукладность экономики препятствует интеграции. Немаловажны также проявления сильнейшей политической воли всех объединяющихся стран и готовность идти на уступки по некоторым вопросам.
Развитие интеграционного объединения требует разрешения противоречий, которые естественным образом сопровождают процессы интеграции. Для решения проблем, возникающих в ходе процесса интеграции, и недопущения регресса, необходима выработка адекватного механизма разрешения споров и текущего согласования позиций сторон.
Подчеркнем и еще один весьма важный аспект. Как показывает практика развития Европейского Союза, поспешные шаги, стремление руководящих кругов искусственно ускорить интеграционные процессы не всегда приводят к пониманию со стороны граждан стран-участниц. Предлагаемые политической элитой существенные проекты, особенно политического характера, должны найти поддержку большинства рядовых граждан стран - участниц интеграции. В частности, примером политических просчетов в этом плане стало предложение сформировать Европейский оборонительный союз (ЕОС) сразу после образования ЕОУС в 1952 г., а также принять Конституцию для Европы, процесс ратификации которой выявил комплекс непредвиденных и неожиданных осложнений. Развернутую Конституцию ЕС не удалось одобрить до сих пор, в связи с чем принято решение о разработке и введении ее компактного варианта.
Несмотря на то, что современная европейская интеграция это процесс, охватывающий немногим более полувека истории человечества, истоки европоцентризма восходят еще к античным временам. Римская империя (до 27 г. до н.э. Римская Республика) не без оснований считается первым региональным европейским проектом. За относительно небольшие сроки ей удалось подчинить своей власти значительную часть континента, на территории которой действовала единая система римского права. Именно в этот период зародилась уникальная для Европы универсалистская тенденция, которая до сих пор находит отклик в речах многих политиков региона.
Средневековый период в истории Европы также ознаменовал несколько событий, способствовавших развитию европейской идеи. Во-первых, коронованный Папой Римским в 800 г. император франков Карл Великий предпринял первую попытку объединения бывших земель Западной Римской Империи, стремясь привить варварским народам единую социально-культурную общность. И христианство, к тому моменту ставшее доминирующей религией в регионе, было призвано стать ключевым инструментом создания подобной идентичности. Идеи Карла Великого заложили основу для дальнейшего развития Священной Римской Империи Отона I и формирования первых европейских военно-политических блоков, консолидированных в первую очередь благодаря т.н. конфессиональному фактору. Так, в 1463 году для противостояния турецким иноверцам по инициативе чешского короля Иржи Подебрада был образована конфедерация, включившая в себя Францию, Чехию и Венецию. По замыслу чешского правителя, это объединение должно было достигнуть общеевропейских масштабов и стать гарантом безопасности христианской Европы от внешних врагов.
Подъем общественной мысли в XVII-XVIII вв. вызвал оживленные дискуссии о судьбе единой Европы и привнес много идей, в дальнейшем составивших основу для системы ценностей, пропагандируемую сторонниками европейской интеграции. В частности, герцог де Сюлли (суперинтендант французского короля) первым в 1638 году предложил модель общеевропейского «баланса сил», заключавшуюся в образовании конфедерации из 15 равных по силе и размерам государств, руководить которой должен был бы Генеральный Совет. Веком позднее немецкий философ Иммануил Кант, впечатленный событиями Французской революции, выдвинул свою модель европейского проекта в работе «К вечному миру» (1795). По его мнению, Европу должна была объединить конфедерация государств, подписавших т.н. договор о «вечном мире» (т.е. о сохранении status quo на всей территории региона). Наконец, работы таких мыслителей эпохи Просвещения, как Джон Локк, Шарь Монтескье и Жан-Жак Руссо, также оказали значительное влияние на выработку либеральных нравственных ориентиров и принципов свободы, равенства и справедливости, являющихся основополагающими тезисами современной европейской идеологии.
Державший в страхе всю Европу в первой четверти XIX века Наполеон Бонапарт также пытался объединить под своей властью весь регион. В частности, ему удалось внедрить французский Гражданский кодекс в законодательство некоторых стран и создать проект военного объединения (Буторина, 2016). Однако, мечтам амбициозного француза было не суждено сбыться после 1815 года Священный Союз между Россией, Австрией и Пруссией стал основной силой в регионе, сумевшей на некоторое время оградить его от революционных потрясений.
А.И. Тэвдой-Бурмули отмечает что в связи с ростом национального самосознания, а также из-за потери интереса к общеевропейским проектам со стороны монархов, попеременно вступавших в коалиции и союзы друг против друга, во второй половине XIX века инициатива в рассуждениях на тему единой Европы перешла к гражданскому обществу. Так, знаменитый французский писатель Виктор Гюго, выступая на Третьем Конгрессе мира в Париже (1849), выдвинул смелую идею о создании СШЕ Соединенных Штатов Европы, образованных по аналогии с США, чье политико-административное устройство вызывало неподдельный интерес со стороны приверженцев консолидации европейского общества.
Прерванное ростом межнационального напряжения на рубеже XIX-XX веков развитие идей европейского единства возобновилось лишь после окончания Первой мировой войны. Ключевым идеологом единой Европы в межвоенный период был Р. Куденхове-Калерги, немецкий аристократ и автор манифеста «Пан-Европа» (1923). Подчеркивая значительное ослабление ведущих экономик региона, он видел решение проблемы в образовании таможенного союза и единого внутреннего рынка, которые позволили бы европейским странам составить конкуренцию своим оппонентам. Кроме того, немецкий мыслитель отмечал необходимость защиты Пан-Европы от внешних соперников (СССР, США и даже Великобритании), которая могла бы быть обеспечена только за счет создания военно-политического блока с наднациональным механизмом власти Захлебнувшая многие государства Центральной и Западной Европы волна национализма и шовинизма вскоре вытеснила лозунги сторонников панъевропейского движения с европейской политической сцены. Тем не менее, наступившая позднее Вторая Мировая Война породила еще несколько идей со стороны обеих воюющих сторон гитлеровскую «Новую Европу» и Европейское федералистское движение, организованное деятелями Сопротивления. Однако, лишь по окончании войны, собравшиеся в 1948 году в Гааге делегаты от 16 европейских стран пришли к общему выводу: Европа больше не может откладывать процедуру объединения. Именно с этого момента был запущен процесс современной европейской интеграции, который продолжается и по сей день.
Продиктованные Гаагской конференцией 1948 года и знаменитой речью У. Черчилля «Трагедия Европы» (1946) интеграционные настроения дали мощный импульс к созданию новых международных институтов уже в конце 1940-х годов. В частности, 1 января 1948 года начал функционировать Бенилюкс (таможенный союз Бельгии, Нидерландов и Люксембурга), а в 1949 году Совет Европы, занимавшийся сотрудничеством по широкому спектру вопросов от экономических до социально-культурных. Авторитетные исследователи европейской интеграции Ю.А. Борко и О.В. Буторина выделяют следующие «драйверы» интеграционных процессов на территории региона:
Ш По прошествии двух самых разрушительных войн в истории человечества, европейские страны, наибольшим образом пострадавшие от боевых действий, остро нуждались в долгосрочном мире, который мог бы быть достигнут лишь при условии реализации принципов «баланса сил»;
Ш Большинство европейских политиков осознавало, восстановление и дальнейший рост национальных экономик не представляются возможными без интенсификации экономических связей между странами региона;
Ш Оформление биполярной системы международных отношений наряду с неизбежным процессом деколонизации вывели крупные европейские страны из «большой игры»; европейская интеграция виделась многим как единственный способ вернуть региону вес на геополитической арене.
Известный французский общественный деятель и лидер Комитета борьбы за Соединенные Штаты Европы Жан Монне заложил основы концепции европейского строительства, подчеркнув необходимость обеспечения мира и единства на территории региона посредством поэтапной интеграции. При этом он заметил, что объединение должно начаться с экономической сферы и в дальнейшем распространиться на другие аспекты жизни общества, что представляется возможным лишь при условии формирования наделенных реальной властью наднациональных институтов, действующих на основе единой законодательной базы.
50-60-ые годы ХХ столетия ознаменовались для Европы подписанием целого ряда договоров, выходивших далеко за рамки классического международного сотрудничества. Подписанный в апреле 1951 года Францией, ФРГ, Италией и странами Бенилюкса Договор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС) заложил основу для интенсификации интеграционных процессов в регионе. В рамках данного соглашения стороны обязывались создать условия для формирования общего рынка угля и стали, а также способствовать научно-технической кооперации в данной области Интегрирование этих двух стратегических отраслей сделало возможным существенное ускорение роста национальных экономик. В 1957 году те же 6 стран подписали так называемые Римские соглашения, в результате которых были образованы Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) и Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). В то время как первое сообщество координировало сотрудничество стран в сфере мирного применения атомной энергии, второе ставило своей основной задачей создание таможенного союза с дальнейшим переходом к общему рынку. В 1965 году в Брюсселе «шестеркой» был подписан так называемый договор о слиянии, учредивший единую Комиссию Европейских сообществ и единый Совет, которые вместе с судом ЕС и Европарламентом стали координировать деятельность ЕОУС, ЕЭС и Евроатома, ранее действовавших обособленно.
Успехи начальных этапов европейской интеграции не заставили себя долго ждать: в 1958 году был утвержден проект совместной аграрной политики, призванной защитить отечественных производителей; с 1968 года были полностью отменены таможенные пошлины внутри ЕЭС, а в отношении третьих стран устанавливался единый таможенный тариф. Кроме того, ЕЭС вело активную деятельность на международной арене, в результате чего был заключен ряд выгодных торговых соглашений (в частности с группой из 18 западноафриканских стран будущих членов ЭКОВАС).
Период 1970-ых начала 1980-х гг. стал серьезной проверкой на прочность для Европейских сообществ. В условиях неопределенности, вызванной крахом Бреттон-Вудской системы в 1971 году и первым нефтяным кризисом в 1973 году, ЕЭС вынуждено было существенно сократить темпы интеграции и уделить серьезное внимание диверсификации и реструктуризации национальных экономик. Тем не менее, в рассматриваемый период произошел ряд институциональных преобразований. Во-первых, был разработан «план Вернера» и запущен механизм «валютной змеи», что позволило сделать шаг вперед навстречу валютному союзу. Во-вторых, был учрежден европейский совет на уровне глав государств и утвержден механизм прямых выборов в Европарламент (оба события в 1974 году). Кроме того, несмотря на торможение экономической интеграции, высокая активность сохранялась и на ниве обеспечения безопасности. Так, Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе достигло значимых результатов, отмеченных подписанием Хельсинкского акта, утвердившего status quo территориальных границ в послевоенной Европе. Второй этап евроинтеграции также ознаменовался расширением ЕС в 1973 году к сообществам присоединились Ирландия, Дания и Великобритания; начались переговоры о вступлении с целым рядом других стран региона. В целом, европейская модель успешно справилась с шоками и кризисами, поразившими ее в период 70-х середины 80-х годов прошлого века и к 1985 году смогла возобновить высокие темпы интеграции.
В середине 80-х годов ХХ века Европейское сообщество вступило в фазу стремительного развития. 1986 год отметился подписанием Единого Европейского Акта (ЕЕА), призванного обеспечить к 1992 году полную свободу движения на территории объединения 4 факторов производства капиталов, рабочей силы, товаров и услуг. Для достижения поставленной задачи был упрощен ряд процедур принятия решения в сообществе (переход от единогласного выбора к выбору большинства по многим вопросам), расширена система судебных органов и дополнены полномочия Совета. В 1992 году в городе Маастрихт (Нидерланды) был подписан договор о Европейском союзе, в рамках которого были обозначены три «опоры» европейской интеграции:
Ш три сообщества ЕОУС, Евроатом и ЕС;
Ш совместная внешняя политика;
Ш внутриполитическое сотрудничество.
Данный договор существенно расширил полномочия наднациональных органов ЕС и создал предпосылки для политической интеграции. Кроме того, по итогам Маастрихтского соглашения был создан институт гражданства ЕС и усилено межгосударственное сотрудничество во внутриполитической сфере. Наконец, договор провозгласил курс на образование Экономического и валютного союза (ЭВС), что предусматривало разработку критериев, необходимых для вступления в зону единой валюты (т.н. критерии конвергенции).
Подписанный в 1997 году Амстердамский договор существенно изменил принципы сотрудничества стран-членов ЕС в области внутренней политики и правосудия. В рамках этого соглашения в законодательную базу ЕС были инкорпорированы так называемые шенгенские нормы, а также унифицированы вопросы иммиграции, визового контроля и охраны внешних границ.
В 2001 году был подписан Ниццкий договор, создавший условия для существенного расширения ЕС на восток. По итогам переговоров были пересмотрены квоты в наднациональных органах, как для текущих, так и для будущих членов союза. Кроме того, в процесс голосования в Совете был внедрен принцип двойного большинства, а полномочия Европарламента были в очередной раз дополнены.
Рассмотренный период можно охарактеризовать как наиболее продуктивный для европейской интеграции, как с точки зрения подписанных соглашений, так и с точки зрения достигнутых результатов. Так, в 1993 году был окончательно сформирован Единый рынок. Период 1990-х был ознаменован значительными успехами в снятии пограничных барьеров на внутренних границах союза. Провозглашенный курс на образование ЭВС был закреплен учреждением в 1998 году Европейского Центрального Банка (ЕЦБ). С 1999 года начала реализовываться Европейская политика безопасности и обороны (ЕБПО), позволившая ЕС участвовать в миротворческих процессах по всему миру. Интеграционная группировка активно расширялась, увеличив свой состав до 25 членов. Во всех странах-участницах союза начались дебаты по введению Конституции ЕС, для разработки ее проекта было созвано специальное собрание Конвент (2002).
Многие европейские политики уповали на то, что Конституция ЕС поможет продолжить движение вперед по лестнице интеграции и заменит все существующие договора, избавив объединение от неэффективных институтов. В 2004 году ее проект был согласован и подписан участниками Конвента, после чего он был вынесен на референдум во всех государствах-членах ЕС. Граждане Франции и Нидерландов проголосовали против нового проекта Конституции, что сделало невозможным ее ратификацию. Европейский Союз поразил очередной системный кризис. Лишь в 2007 году был подписан гораздо более скромный Лиссабонский договор, в который не вошли положения, так или иначе свидетельствовавшие о политической интеграции региона и о процессе федерализации. Данное соглашение затронуло систему договоров ЕС, упростив и упорядочив институциональную структуру интеграционной группировки, которая будет подробно описана в следующей части настоящей главы.
В послевоенной охваченной «холодной войной* Европе сложились два противостоящих и соревнующихся между собой военно-политических и экономических блока. Не будем касаться военнызЛорганизаций, а выделим только сферу международной торговли. На западе континента с начала 50-х годов происходило поэтапное формирование Общего рынка ведущих европейских держав, на востоке Советский Союз примерно в это же время приступил к созданию другой региональной группировки - Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВа), объединившего страны, оказавшиеся в орбите его влияния. И хотя последняя после 40 лет существования распалась, история обоих экономических образований весьма поучительна и заслуживает изучения.
Рождение СЭВа в 1949 г. было вызвано наряду с экономическими соображениями явными политическими мотивами. Москва стремилась направить развитие стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы, освобожденных в ходе войны советской армией, по пути народной демократии и социализма, что вызвало противодействие западных держав и привело к «холодной войне» и торгово-экономической изоляции этих стран. Чтобы привязать их к себе и открыть им рынки сбыта и получения необходимого сырья и топлива, Советский Союз выдвинул план регионального сотрудничества и интеграции. В СЭВ вошли Албания (в 1963 г. вышла из него), Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия, а в последующем к нему
присоединились Монголия, Куба, Вьетнам.
По замыслу его основателей СЭВ должен был стать альтернативой международному капиталистическому разделению труда и служить примером нового типа международных экономических отношений. Идеи социалистической солидарности и взаимопомощи, планомерных торговых и расчетных отношений, выравнивания уровней развития были
декларированы в его уставных документах. Создаваемая региональная система экономического сотрудничества претендовала на то, чтобы стать прообразом будущего мирового социалистического хозяйства. Она представляла исключение из мировой практики рыночных отношений. Административно-плановое управление хозяйством в
странах-участницах и координация планов между ними определяли направления и объемы обмена товарами и услугами, а рыночные механизмы носили вспомогательный, во
всей мировой торговли и до 40% внешней торговли
стран-членов СЭВа, было невозможно. Поэтому и цены, и валютные курсы, и многие другие инструменты торговли на рынке СЭВа строились с оглядкой на мировую практику.
Приспосабливая их к требованиям планирования, лишая необходимой гибкости, связи со спросом и предложением,
участники СЭВа придавали механизму сотрудничества ква-
зирыпочный характер. Это был опыт региональной интеграции посредством плана, а не взаимного открытия рынков и
либерализации торговли.
Под влиянием как политических, так и экономических факторов произошла значительная переориентация внешней торговли членов СЭВа: две ее трети стали приходиться
в 70-е и 80-е годы на региональный рынок, а у Болгарии, Кубы, Монголии в 80-е годы его доля достигала 80%. Свертывание торговли с Западной Европой, США и рядом других развитых стран в немалой степени было результатом политики этих стран, ограничивавших в условиях «холодной войны» экспорт так называемых стратегических товаров за «железный занавес». Новейшие виды оборудования и технологии оказались недоступными для членов СЭВа,
вынуждая их к нелегальным способам приобретения и ориентации на самообеспечение. Поэтому регион СЭВа представлял собой скорее специфический анклав, чем интегральную часть мировой экономики.
Плановые механизмы, создавая предпочтительные условия сотрудничества, способствовали быстрым темпам экономического роста в Центральной и Восточной Европе, индустриализации аграрных стран, росту благосостояния населения. Комплекс отраслей тяжелой промышленности в Советском Союзе мог обеспечить растущие потребности
партнеров по СЭВу в импорте нефти, газа, электроэнергии, угля, железной руды, металла*, лесоматериалов, удобрений. С другой стороны, дефицит многих видов продовольствия,
изделий легкой промышленности, мебели на советском
рынке частично покрывали поставки из других стран СЭВа.
То же можно сказать о машиностроительной продукции,
приборах, химикатах из ГДР и Чехословакии. 268
СЭВ интенсифицировал развитие транспортной инфраструктуры в регионе, положил начало созданию сети трансграничных нефте- и газопроводов, линий электропередачи,
автомобильных дорог. В рамках этой организации настойчиво осуществлялась политика развития международной внутриотраслевой специализации и кооперации производства по типоразмерам продукции, а также по отдельным деталям, узлам и компонентам изделий. Это способствовало
созданию и развитию современных высокотехнологичных производств во всех странах-участницах. Той же цели отвечали различные формы научно-технического сотрудничества. Нельзя отрицать роль СЭВа в создании ряда современных промышленных производств в странах-членах, в развитии авиа- и автомобилестроения, электропики, химии и т.д.
Выгоды регионального сотрудничества проистекали не только из значительной взаимодополняемости отраслевых структур экономики стран СЭВа. Немалые преимущества давала система устойчивых и во многих случаях льготных
цеп взаимной торговли, а также заранее согласованный на годовые и более длительные периоды и гарантированный планами сбыт экспортной продукции и получение импортных товаров. До образования СЭВа торговля между его членами велась в текущих мировых ценах. В 1950-1951 гг., когда мировой рынок отреагировал на войну в Корее беспрецедентным взлетом цен, было решено сохранять во взаимной торговле уровень цен 1949 - начала 1950 г. Эти «стоп-цены* просуществовали вплоть до 1957 г., а при определении постоянных цеп на семилетний период - 19571965 гг. - использовались в качестве базы средние мировые цены 1957 г. На очередную пятилетку - 1966-1970 гг. - базой неизменных цен стали усредненные мировые цены 1960-1964 гг., а в следующие пять лет - цены 1965-1969 гг.
После 1975 г. были предприняты меры по приближению
контрактных цен к текущим мировым для уменьшения негативных последствий «ножниц*- мировых цен, т.е. отставания их роста на сырье и топливо от увеличения цен на готовую продукцию. Торговые партнеры Советского Союза
получали от этого долгие годы огромные материальные
выгоды, которые по мере укрепления их экономики становились все менее оправданными.
Ныне опыт интеграции в рамках СЭВа принадлежит истории, по он не лишен поучительных сторон. Внесение плановых начал в формирование международного разделения труда, обеспечение гармонии интересов стран и выравнивание их экономических уровней, специализация и кооперация передовых производств - вес это актуально и сегодня в мировой экономике. Вместе с тем игнорирование роли рыночных рычагов и механизмов как внутреннего экономического развития, так и регионального сотрудничества
обусловило снижение эффективности интеграции и неудачу амбициозных планов на будущее. Но не только и не
столько это вызвало распад СЭВа и отказ от многих взаимных связей, вполне оправданных и взаимовыгодных. Главной причиной явились кардинальные политические перемены внутри соответствующих государств и в международных отношениях. Социалистическая система не выдержала соревнования с капиталистическим миром, слишком поздно и недостаточно успешно приступила к назревшим
реформам.
Наиболее успешным на протяжении последних четырех
десятилетий и убедительным примером возможностей региональной интеграции служит, несомненно, Европейский союз, объединяющий ныне 25 стран Европы.
Его становлению и укреплению способствовало благоприятное стечение
политических и экономических предпосылок. Лидеры
США и основных европейских государств понимали необходимость преодоления приведших к войне противоречий в
Европе, прежде всего между Германией и Францией, стремились создать условия для экономического, а в дальнейшем и политического сплочения западноевропейских государств. В желании усилить свое присутствие в Европе, помочь ей восстановить экономику и стать надежной преградой на пути распространения советского влияния США в апреле 1947 г. выдвинули «План Маршалла» (инициатор - госсекретарь США Дж. К. Маршалл), который вступил в действие в апреле 1948 г. Он предусматривал существенное вливание американских капиталов в разоренную войной
Европу, содействие в удовлетворении первоочередных ее нужд Б топливе, металле, продовольствии.
Первым шагом в строительстве будущего экономического сообщества явилось образование в 1951 г. Европейского
объединения угля и стали, ядром которого стали ФРГ и
Франция, но в которое вошли также Бельгия, Люксембург, Италия, Нидерланды. В 1957 г. участники этого объединения заключили в Риме договор о создании Европейского
экономического сообщества (ЕЭС), целью которого было формирование общего рынка. В 1973 г. к ЕЭС присоединились Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 г. - Греция, в 1986 г. - Испания и Португалия. После преобразования ЕЭС в 1992 Г. в Европейский союз на основе Маастрихтского договора, наметившего программу углубления интеграции вплоть до перехода к единой валюте, в ЕС были
приняты в 1995 г. Австрия, Финляндия и Швеция. Наконец 1 мая 2004 г. ЕС пополнился еще 10 новыми членами:
Венгрией, Кипром, Латвией, Литвой, Мальтой, Польшей, Словакией, Словенией, Чехией, Эстонией.
Региональной интеграцией оказались охвачены государства с населением 460 мдн. человек, экономическим потенциалом, сопоставимым с США и даже превосходящим их, с
более чем 40%-ной долей в мировой торговле товарами и услугами. На ЕС приходится чуть меньше половины всех прямых иностранных инвестиций. Эти цифры свидетельствуют об огромной экономической мощи, сосредоточенной в рамках ЕС и подпадающей под общие правила регулирования.
Для этого образованы соответствующие управленческие структуры и механизмы. Наряду с США ЕС выступает одним из главных действующих сил в глобальной экономике. Обширный региональный рынок, представляемый ЕС,
притягивает многие другие страны, которые стремятся к установлению с ЕС тех или иных форм сотрудничества и ассоциации. Среди #их Россия, многие африканские и латиноамериканские государства. ЕС, например, проводит политику привлечения к себе стран Южного Средиземноморья,
предоставляя им в рамках двусторонних договоров ряд преференций. Обсуждаются планы создания Евро-Средиземноморской зоны свободной торговли. Европейская интегра-
ция таким образом дает импульсы более широкому процессу экономической глобализации. Европа, разумеется, представляет особо благоприятную
территорию для разностороннего экономического взаимодействия стран. Здесь исторически сложились достаточно развитые культура и производство, сформировалась разветвленная транспортная, коммуникационная, банковская и другие инфраструктуры. Все это в послевоенных условиях облегчало сотрудничество на основе взаимовыгодного разделения труда и разносторонней кооперации не только в производстве, но и в науке и технике, а также в других сферах хозяйственной и общественной жизни. Вместе с тем реальная экономическая и политическая интеграции потребовали достаточно длительного времени и настойчивого, а порой и мучительного согласования несовпадающих национальных интересов. Как бы ни был уникален опыт становления ЕС, он вносит немало поучительного в теорию и практику образования региональных торгово-экономических образований и валютных союзов.
Рождение Европейского союза, представляющего ныне
не только экономическое и валютное, но и политическое объединение государств, сопровождалось, с одной стороны, совместным решением крупных и жизненно важных производственных и технических проблем, а с другой - поэтапным созданием механизмов и правил международного сотрудничества, гармонизацией национальных законодательств, выработкой общей политики. И то, и другое происходило параллельно и в тесной взаимоувязке. Чтобы выстоять в состязании с другими центрами экономической силы, прежде всего с США, нужно было извлекать максимальные преимущества из региональной интеграции.
Общий рынок стал зоной, не только не знающей таможенных барьеров на пути движения между его участниками
товаров, капиталов,7рабочей силы, но и защищенной от внешней конкуренции общим тарифом и некоторыми нетарифными ограничениями. Создание таможенного союза открыло дорогу другим интеграционным начинаниям. Чтобы придать справедливый характер конкуренции на этом рынке, стали постепенно проводиться в жизнь меры по унификации внутренней экономической политики. Отстраивались наднациональные регулирующие органы - Европейская экономическая комиссия, выполняющая роль международного правительства, Европейский парламент как
законодательный и контролирующий орган и другие совместные институты и организации.
Одновременно объединялись усилия в развитии важнейших отраслей экономики. Помимо опыта сотрудничества в
угольной и металлургической промышленности кардинальное значение имели договоренности по поддержке сельского хозяйства в ряде стран-членов, обеспечению надежного энергоснабжения стран сообщества, созданию атомной
энергетики, расширению и улучшению работы транспортной системы, развитию конкурентоспособного гражданского авиастроения, помощи в преодолении экономической отсталости отдельных регионов. Страны ЕС стремятся к
проведению согласованной промышленной политики, чтобы идти в ногу с современным научно-техническим прогрессом, быстрее и с меньшими затратами переходить на
новые технологии. Решение обостряющейся энергетической проблемы тргбует расширения виерегионалыюго сотрудничества, прежде всего с Россией. В этой сфере, как и
в ряде других областей, ЕС испытывает вызовы экономической глобализации, сталкивается с необходимостью
взаимодействия с производителями и экспортерами энергии, а также энергосберегающих технологий в других частях мира.
На новую ступень интеграционное сотрудничество поднимает переход ведущих стран ЕС к использованию единой валюты - евро. Это смогли сделать страны, экономики и финансовые системы которых удовлетворяли установленным требованиям в отношении уровня инфляции, государственной задолженности, бюджетного дефицита и учетных
ЛЕКЦИЯ 12
Идея объединения европейских государств появилась уже в начале XX века в виде идеи создания Соединенных Штатов Европы (см. главу 4). Однако реальные шаги в этом направлении были сделаны только после Второй Мировой войны. Стремление к консолидации было вызвано тем, что западноевропейские страны были ослаблены войной и опасались попасть в зависимость от сверхдержав. Они видели в интеграции способ объединения своих усилий для того, чтобы противостоять влиянию США и СССР в Европе.
Инициатором интеграции выступила Франция, которая в 1947-1948 гг. выдвинула проекты широкой экономической и политической интеграции. В марте 1948 г. в Брюсселе Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды и Люксембург заключили на 50 лет пакт, предусматривающий сотрудничество в экономической, социальной, культурной и военной областях. Создание Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС). Главной задачей этой организации было распределение средств, выделяемых по Программе восстановления Европы (план Маршалла). В 1949 г. был создан Совет Европы, объединивший представителей парламентов западноевропейских стран с местопребыванием ее органов в Страсбурге. Но деятельность Совета Европы носила чисто консультативный характер, а его деятельность ограничивалась юридическими и культурными вопросами.
Первый реальный шаг по пути интеграции был сделан в 1951 г. созданием Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) в составе Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Инициатором такого объединения выступил министр иностранных дел Франции Роберт Шуман, предложивший план примирения давних противников- Франции и Германии- и экономического объединения Европы. Страны ЕОУС обязывались координировать производство угля и стали, а также создать условия для свободного обмена этими видами продукции. В 1952 г. страны ЕОУС сделали попытку военно-политической интеграции, подписав договор о создании Европейского оборонительного сообщества (ЕОС). Этот договор предусматривал создание единой армии стран-членов ЕОУС. Но эта попытка не имела успеха, так как в 1954 г. парламент Франции не ратифицировал договор о ЕОС.
После этого процесс интеграции опять переместился в экономическую сферу. В 1957 г. страны ЕОУС подписали в Риме соглашения о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Основная задача ЕЭС- свободный обмен товарами между странами-членами, проведение согласованной торговой политики в отношении третьих стран, обеспечение свободного перемещения рабочей силы, капиталов и услуг. Именно поэтому ЕЭС получило название « Общий рынок». Основу ЕЭС составил союз ФРГ и Франции. ФРГ стала главной экономической силой « Общего рынка», а Франция после прихода к власти де Голля стала политическим лидером ЕЭС. Лидерство Франции проявилось в том, что именно она определяла темпы и содержание интеграционных процессов. В 60-70-е годы Франция заблокировала политическую интеграцию и ограничила интеграционные процессы экономической сферой. Эта позиция объяснялась тем, что Франция видела в политической интеграции угрозу своему суверенитету.
Договор о Евратоме предусматривал сотрудничество стран-членов в исследовательских работах и мирном использовании ядерной энергии.
Великобритания отказалась вступить в ЕЭС, так как не была уверена в том, что станет лидером в « Общем рынке». В 1960 г. в противовес ЕЭС Великобритания создала Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), членами которой стали Великобритания, Швеция, Норвегия, Дания, Австрия, Швейцария, Португалия, а с 1970 г.- Исландия. Основной целью ЕАСТ было расширение торгового пространства и устранение таможенных барьеров при взаимном ввозе-вывозе промышленных товаров. ЕАСТ отказалась от общего рынка и координации экономической и валютной политики. Очень скоро Великобритания поняла, что ЕАСТ не может конкурировать с ЕЭС, и подала заявку на вступление в « Общий рынок». Но в 60-е годы Франция дважды накладывала вето на вступление Великобритании, видя в ней проводника влияния США в Европе.
К концу 60-х годов страны ЕЭС разработали единую сельскохозяйственную политику и по инициативе Франции начали подготовку к созданию валютного союза. Однако кризис 1973-1975 гг. резко затормозил процесс интеграции, так как страны ЕЭС стремились в одиночку преодолеть кризис и все силы направили на решение этой задачи. Однако в 70-80-е годы появились факторы, которые усилили необходимость интеграции. Во-первых, усилились интернационализация экономики стран Западной Европы. Крупные европейские фирмы стали создавать фиалы в других странах, компании начали объединяться в западноевропейские ТНК. Многим фирмам было выгоднее закупать у соседей технику и запчасти, чем производить у себя в стране. Таким образом происходило взаимопереплетение экономик стран Западной Европы. Во-вторых, появилась необходимость объединить усилия для проведения научных исследований и разработки новых технологий. В 1983 г. Франция предложила проект научно-технического сотрудничества (проект « Эврика»), к которому присоединилось большинство стран Западной Европы. В-третьих, усилилась конкурентная борьба между странами Западной Европы, США и Японией.
Эти факторы дали новый импульс интеграционному процессу. В 70-80-е годы интеграция развивалась и вширь и вглубь. Развитие в ширь проявилось в расширении ЕЭС. В 1973 г. в « Общий рынок» были приняты Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 г.- Греция и Португалия.
Развитие интеграции вглубь связано с действиями Франции, которая в 70-е годы перестала сопротивляться политическому объединению, надеясь таким образом оживить затормозившую экономическую интеграцию. В 1979 г. был создан Европарламент, члены которого избирались на 5 лет всеобщим голосованием стран Европейского Сообщества (так в 70-е годы стали называть ЕЭС, ЕОУС и Евратом). Европарламент принимает общие для стран ЕС решения, но они не являются обязательными для правительств стран ЕС. Создание Европарламента позволило разблокировать процесс экономической интеграции. В 1979 г. государства-члены ЕЭС заключили соглашение для стабилизации Европейской валютной системы. Ее основой должна была стать европейская денежная единица ЭКЮ, которая при котировке определяла бы цену отдельной денежной единицы. Предусматривалось установление твердых валютных курсов валют, которые могли колебаться только внутри отдельных государств. Экю не заменяла национальные валюты и на практике почти не использовалась.
В 80-е годы процесс интеграции еще более углубился. В 1986 г. страны ЕС подписали Единый Европейский Акт. Он предусматривал создание к 1 января 1993 г. единого рынка товаров, капиталов, услуг и рабочей силы. Акт также установил, что отныне все решения внутри ЕС будут приниматься большинством голосов, а не единогласно.
Выполняя решение Единого Европейского Акта Представители 12 европейских стран в декабре 1991 г. в г. Маастрихт (Нидерланды) согласовали принципы, в соответствии с которыми будет строиться Европейский союз.
Ядро Маастрихтского протокола составляют экономический и валютный союзы. До 1999 г. страны, проводящие четкую финансовую политику и удерживающие инфляцию на низком уровне, должны будут ввести общую денежную единицу ЭКЮ. За ее стабильностью будет следить независимый Европейский банк. Должно быть введено единое гражданство, жители объединенной Европы получат активное и пассивное избирательное право на выборах в местные органы страны, в которой они в данный момент проживают, их право на пребывание в любой стране Европейского союза будет неограниченным. Было условлено, что оборонная политика будет формироваться сообща, на основе военно-политических принципов НАТО.
Маастрихтский договор создал юридическую базу для создания единой Европы. После ратификации договора парламентами стран ЕС Европейский Союз с октября 1993 г. стал исторической реальностью.
В 90-е годы процесс европейской интеграции развивался в соответствии с концепцией « трех кругов», автором которой был французский экономист и политик Ж. Делор. Эта концепция предполагает создать единую Европу в 3 этапа:
Создание единого рынка стран ЕС. Этот процесс ускорился после подписания Маастрихтского договора. В 1993 г. страны ЕС убрали границы между собой, что позволило установить свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. 1 января 1999 г. была введена единая валюта ЕС – евро, которая с 1 января 2002 г. заменила национальные валюты (за исключением Великобритании, Швеции и Дании). С принятием конституции ЕС планируется, что страны Евросоюза объединятся в конфедеративное государство.
Присоединение к ЕС стран ЕАСТ. В 1995 г. членами ЕС стали Швеция, Австрия и Финляндия. Но Норвегия и Швейцария отказались войти в Евросоюз.
Присоединение к ЕС тех стран Восточной Европы, которые будут соответствовать нормам ЕС. В октябре 2002 г. руководство ЕС приняло решение, что в 2004 г. в Евросоюз вступят 10 восточноевропейских стран, а в 2007 г. Болгария и Румыния. В 2005 г. начали переговоры о вступлении в ЕС Турция и Хорватия.
Таким образом, за 50 лет европейские страны добились значительных успехов на пути к объединению и к созданию единой Европы, хотя еще недавно эта возможность казалась совсем нереальной. В то же время интеграция породила ряд проблем: не все страны могут привести свою экономику к единому европейскому стандарту. В 90-е годы были приняты поправки, которые смягчили нормы Маастрихтского договора. Однако существует опасность, что большинство стран ЕС превратятся в экономические придатки ФРГ, Франции, Великобритании и Италии; многие европейцы опасаются, что интеграция приведет к потере суверенитета. Так, население Швейцарии и Норвегии на референдумах выступило против вступления в ЕС. В Дании Маастрихтский договор был одобрен только на втором референдуме;
С большим трудом идет разработка единой внешней политики ЕС, так как между Францией, ФРГ и Великобританией развернулась борьба за роль лидера;
Конституция ЕС, принятая 29 октября 2004 г. для вступления в силу, должна быть ратифицирована всеми 25-ю странами-членами ЕС, в мае-июне 2005 г. французы и голландцы на референдумах высказались против конституции.
Кроме Евросоюза в Европе в настоящее время действуют и другие международные организации: Совет Европы, в который входят все европейские страны, кроме Беларуси. Он обсуждает вопросы, касающиеся Европы, и дает рекомендации правительствам европейских стран;
Западноевропейский союз, созданный в 1948 г. В него входят 9 стран Западной Европы. Он занимается вопросами обороны и сотрудничает с НАТО;
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Ее членами являются все европейские страны, США, Канада, азиатские республики СНГ. ОБСЕ занимается поддержанием мира в Европе и урегулированием споров как меду странами-членами, так и внутри этих стран.
Источники и литература к введению,