Мировой экономический кризис и план пан европы. Панъевропейское движение
Социальное управление – управленческий процесс, объектом которого является общество, его отдельная подсистема (экономическая, политическая, социокультурная), социальный институт или социальная группа. Предметом изучения СУ является теория и методология взаимодействия различных сторон управленческой деятельности, основанные на системной связи всех общественных явлений в процессе их взаимодействия и взаимовлияния. При этом предметом является изучение, оценка и совершенствование процессов управления в различных организациях, социальных институтах и общества в целом.
Среди задач такого изучения можно выделить следующие:
1) Рассмотрение реальных фактов управленческой деятельности, в которых проявляются особенности взаимодействия людей, вовлеченных в управленческие процессы;
2) Выделение наиболее важных и типичных и на этой основе выявление тенденций развития процессов управления, их изменения в зависимости от изменяющихся социально – экономических, политических, социальнокультурных условий жизнедеятельности людей, развития их групп и общностей, общества в целом;
3) Объяснение причин появления тех или иных управленческих новаций, новых практических способов их реализации в управленческих процессах;
4) Прогноз совершенствования управленческой деятельности в будущем;
5) Формулировка научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления.
Государственное управление среди всех видов управления занимает особое место, что объяснятся некоторыми, только ему присущими свойствами. Определяющее влияние па характер целенаправленных, организующих и регулирующих воздействий, осуществляемых данным видом управлении, оказывает его субъект - государство.
Государство потому и является государством, тем самым, отличаясь от общественных структур, что в нем сосредоточена и им реализуется в обществе (по отношению к людям) государственная власть. Власть представляет собой взаимосвязь, в процессе которой люди в силу разных причин (материальных, социальных, интеллектуальных, информационных.) добровольно (осознанно) или по принуждению признают верховенство воли других, а также- целевых, нормативных, установлений и в соответствии с их требованиями совершают поступки и действия, строят свою жизнь. В этой связи и само государственное управление общественными делами отличается присущими только ему свойствами Государственное воздействие, регулирование - это прежде всего воздействие властнее, политическое, которое имеет в основе правовую обусловленность (легитимность), а в реализации -силу государственного аппарата, обладающего средствами принуждения.
Идея культурно-исторического и рели-гиозного единства Европы выдвигалась многими мыслителями на протяже-нии всего периода Средневековья и Нового времени. Но с закреплением принципа национально-государственного суверенитета ее реализация оказа-лась предельно затруднена. Лишь Наполеону Бонапарту удалось на считан-ные годы объединить большую часть континента под своей властью. Харак-терно, что, рассуждая о единстве Европы, Наполеон не отступал от традици-онного принципа «универсализма» - представления о политическом объеди- нениии народов на основе единой «воли», единой веры, единого языка, единого престола. В его представлении Европа рисовалась в качестве «гелиоцентрической системы» - имперской системы, созданной вокруг «политического светила». Но могущество, основанное на штыках французс-кой армии, оказалось недолговечным. Крах бонапартистской империи на-глядно показал, что консолидация европейского континента может стать реальностью только при уважении принципа национального суверенитета. Становление идеологии европеизма в дальнейшем оказалось неразрывно связано с утверждением принципа федерализма, идеи союзного объедине-ния свободных народов Европы.
Во второй половине XIX в. федералистское движение европейской интеллигенции представляло собой уже достаточно заметное политическое явление. Все более популярной становилась идея Соединенных Штатов Европы. Принято считать, что этот термин первым употребил итальянский республиканский деятель, историк и экономист Карло Каттанео. Ярым сторонником федерализации Европы был великий французский писатель Виктор Гюго. На третьем Конгрессе мира в Париже в августе 1849 г. он утверждал: «Настанет день, когда мы воочию увидим два гигантских союза государств - Соединенные Штаты Америки и Соединенные Штаты Европы, которые, став лицом друг к другу и скрепив свою дружбу рукопожатием через океан, будут обмениваться своими произведениями, изделиями своей промышленности, творениями искусства, гениальными дарованиями: уви-дим, как они поднимают новь на всем земном шаре, сочетают воедино две необъятные силы - братство людей и могущество бога!».
Лозунг Соединенных Штатов Европы активно использовался созданной в 1867 г. в Женеве Международной лигой мира и свободы. Программные установки Лиги базировались на лозунге «Мир через свободу» и идее федера-лизации Европы. Федеративное государственное устройство рассматривалось в качестве наиболее естественного и разумного компромисса между суверен-ностью каждого народа и общеевропейским единством республиканских принципов. Франко-прусская война нанесла чувствительный удар по идеалам европейских пацифистов, но проекты создания Соединенных Штатов Европы привлекали все больший интерес. На Конгрессе политических наук, организо-ванном в рамках Парижской всемирной выставки 1990 г., развернулась широ-кая дискуссия о путях федерализации Европы. Большинство делегатов выска-зывались за создание Европейского Союза, который не вытеснял бы суще-ствующие национальные государства, но препятствовал бы распространению шовинизма и милитаризма, способствовал бы осознанию единства историчес-ких судеб европейцев, общности их духовной культуры и социально-полити-ческих идеалов. Характерно, что многие участники дискуссии рассматривали.создание подобного Союза в качестве противодействия нарастающему влия-нию США и Великобритании.
Первая мировая война привнесла в европейскую политическую жизнь дух ксенофобии, шовинизма, реваншизма. В результате распада империй Гогенцоллернов, Габсбургов и Романовых Европа превратилась в пестрый конгломерат небольших государств, признающих авторитет «великих дер-жав», но ревностно отстаивавших свои интересы и независимость друг перед другом. В таких условиях идея Соединенных Штатов Европы превратилась в почти иллюзорную мечту, хотя в пропагандистских целях ее по-прежнему использовали самые разные политические силы. Либеральная интеллигенция противопоставляла принципы европейского федерализма, основанного на «равноправии свободных народов», имперским устремлениям великих дер-жав, стоявших у истоков Лиги наций. Представители националистических группировок южно-европейских стран выступали за сепаратное объединение романских стран в противовес Германии и Великобритании. По инициативе Ж. Валуа, основателя французского профашистской организации «Фэсо», было создано франко-итало-испанское движение за формирование Латинского бло-ка - коалиции романских стран, призванной бороться за торжество корпора-тивного социального порядка, укрепление позиций церкви и армии в обще-ственной жизни, против засилья «еврейского капитала» и угрозы «варварской Цивилизации», олицетворяемой большевистской Россией. Примерно в том же ключе в Германии распространялась в послевоенные годы идея «Срединной Европы».
Постепенно происходило и возрождение довоенных традиций пацифис-тского европеизма. Ведущим идеологом европеистов из этого лагеря стал граф Рихард Кудерхове-Калерги, выходец из влиятельного австрийского арис-тократического рода и яркий представитель космополитического бомонда Довоенной Вены. Встретив с восторгом создание Лиги наций, Кудерхове- Калерги был разочарован политическим торгом, который начался за ее кули-сами. В 1923 г. он опубликовал книгу «Пан-Европа», издание которой вызвало активную дискуссию о будущем европейского континента. В предисловии к своей книге Кудерхове-Калерги сформулировал «европейский вопрос» следу-ющим образом: «Может ли Европа, политически и экономически раздроблен-ная, поддерживать свой мир и независимость, если учитывать возрастающую силу мировых держав?». Мировыми державами он называл Великобританию, Россию, Азию («монгольский блок» во главе с Японией) и Америку, считая их не классическими государствами европейского типа, а «континентальными федерациями» или «народными империями».
Кудерхове-Калерги пытался доказать, что господство мировых держав приводит к тому, что в современном мире любое национальное государство утрачивает возможность проводит ь самостоятельную политику и отстаивать свон интересы. Для европейских стран, по мнению Кудерхове-Калерги. существует лишь одно возможность сохранить независимость и влияние - создание Панъевропейской конференции и поэтапное объединение в «уцию от Португалии до Польши». Кудерхове-Калерги полагал, что первым шагом должна стать координация политики европейских стран во всех сферах общественной жизни, а также формирование необходимой для этого систе-мы руководящих органов. От межгосударственной координации следовало перейти к созданию панъевропейского таможенного, а впоследствии и валютного союза. Особое значение Кудерхове-Калерги придавал проведе-нию согласованной культурной и языковой политики. Он утверждал, что Пан-Европа может стать политической реальностью только после того, как займет место в сердцах и умах всех европейцев, когда получит опору в чувстве панъевропейской солидарности.
Идеи Кудерхове-Калерги вызвали интерес у многих представителей европейской политической и деловой элиты. В 1924-1925 гг. с чешским дипломатическим паспортом Кудерхове-Калерги совершил турне по Европе, пропагандируя проект Пан-Европы. В июне 1924 г. он обратился с откры-тым письмом к французским парламентариям, в котором изложил свое видение европейской ситуации. Особое внимание Кудерхове-Калерги уделил проблеме исторического противостояния Франции и Германии, считая, что путь к единству Европы лежит через примирение этих двух стран. В поддержку панъевропейских идей высказались ведущие французские поли-тики Э. Эррио и А. Бриан. При их поддержке в конце 1924 г. был обнародо-ван первый программный документ панъевропейского движения - «Евро-пейский манифест».
Задачей панъевропейского движения в манифесте провозглашалось «объединение всех демократических государств конт инентальной Европы в одну интернациональную группу, в политический и экономический союз». Создание Соединенных Штатов Европы объявлялось «великой целью», которая соответствует чаяниям всех простых людей. «Девяносто процентов всех европейцев ничего не требуют от политики, кроме обеспечения мира и свободы и повышения благосостояния», - заявлялось в манифесте. Авторы документа отмечали также, что причиной консолидации европейских госу-дарств является не только военная угроза войны, но и давнее историческое тяготение народов континента, единство их культурных традиций и соци-альных идеалов. Поэтому пространственные границы будущей Пан-Европы определялись как «полуостров между Россией, Атлантическим океаном и
Средиземным морем, к которому также относятся Исландия и колонии европейских государств». Россия и Великобритания объявлялись в манифес-те «соседями Пан-Европы», как две мировые державы, имеющие иные источники и динамику развития.
В январе 1925 г. Эррио официально представил идею Соединенных Штатов Европы в Лиге наций, а на конференции в Локарно панъевропейский проект стал одной из основных тем обсуждения. Заключение Рейнского гарантийного пакта позволило значительно снизить напряженность во фран-ко-германских отношениях и открыло дорогу к окончательному оформлению панъевропейского движения. В октябре 1926 г. в Вене под председательством Аристида Бриана был организован его первый конгресс. В работе приняли участие более двух тысяч делегатов из 24 стран, в том числе такие известные политические и общественные деятели, как Э. Эррио, Л. Блюм, Э. Даладье и П. Бонкур (Франции), Я. Шахт, К. Вирт, А. Эйнштейн, Т. и Г. Манны (Герма-ния), Ф. Ноэль-Блокер (Великобритания), 3. Фрейд (Австрия) и др. Делегаты конгресса заявили о необходимости расширения экономического, таможенно-го, военного сотрудничества европейских стран при сохранении их государ-ственного суверенитета. По аналогии с Лигой наций был образован Панъев-ропейский союз с межгосударственными структурами - Федеральным Сове-том, Федеральным Судом, Федеральной Ассамблеей. Официальным флагом Панъевропейского союза стало полотнище небесно-голубого цвета с изобра-женным на нем «солнечным крестом» (красным крестом, помещенным на золотой солнечный круг). Девизом было избрано изречение, приписываемое Святому Августину: «In necessariis unitas - in dubiis libertas - in omnibus caritas» («В главном - единство, в спорных вопросах - свобода, во всем - добрая воля и добрые дела»).
Несмотря на оформление целостной организационной структуры Панъ-европейский союз оставался пока неофициальным форумом европейской политической элиты. Но одновременно с ним был создан Европейский экономический и таможенный союз, под эгидой которого в 1927 г. были учреждены «национальные комитеты» в 18 странах Европы. Задачи союза заключались в пропаганде снижения таможенных тарифов («таможенного разоружения») и разработке соответствующих законопроектов, предлагае-мых для рассмотрения европейским правительствам. Первым успехом со-юза стало подписание уже в конце 1926 г. Международного Стального Соглашения, регулировавшего производство стали немецкими, французски-ми, бельгийскими и люксембургскими предприятиями на основе согласо-ванных квот. Подобные проекты неофициально стали называть «Экономи-ческими Соединенными Штатами Европы», подчеркивая их политическую значимость.
В конце 1920-х гг. инициатива в развитии панъевропейского движения окончательно перешла к французской дипломатии. В сентябре 1929 г. А. Бри-ан обратился к X сессии Ассамблеи Лиги наций с «Меморандумом об основных принципах панъевропейского процесса». В этом документе созда-ние панъевропейской системы рассматривалось в качестве важнейшего усло-вия для «ликвидации того анархического состояния межгосударственных связей в Европе, при которых сохраняется возможность возникновения конф-ликтов». При этом особое значение придавалось не только политике разору-жения, но и преодолению экономического соперничества европейских стран. Бриан заявлял о необходимости создания «общего рынка» - системы тесного таможенного, финансового и производственного сотрудничества в пределах Европы. В развитие этих идей был разработан проект «пакта об экономичес-ком ненападении».
В 1930 г. французское правительство опубликовало «Меморандум об организации Федерального европейского союза». Этот документ был разос-лан на рассмотрение всем европейским правительствам и послужил осно-вой для разработки программы Второго панъевропейского конгресса, состо-явшегося в 1932 г. в Базеле. По итогам работы конгресса было заявлено о создании Европейской партии и сформулированы основные направления панъевропейского процесса. Отказавшись от слишком обязывающего поня-тия «федерализация», делегаты конгресса призвали к созданию Союза стран Европы, призванного гарантировать суверенитет европейских стран и, на этой основе, способствовать их всестороннему сотрудничеству. С учетом сложной международной обстановки особое значение придавалось форми-рованию военного союза европейских государств с единым генеральным штабом и военно-воздушными силами. Кроме того, первоочередным шагом на пути создания Союза считалось образование Таможенной унии Европы и в рамках ее - постепенное устранение т аможенных барьеров между государ-ствами Европы, таможенная защита европейской промышленности и сельс-кого хозяйства от внешней конкуренции, «рациональная организация евро-пейского рынка», ввод единообразного управления колониями европейских стран, переход к единой денежной системе.
Помимо военного и экономического сотрудничества перспективными задачами Союза стран Европы на конгрессе были провозглашены четыре комплекса мер: «европейская мирная политика» (единая политика в отноше-нии неевропейских стран, «интерконтинентальное» сотрудничество в рам-ках Лиги наций, тесное сотрудничество с Британской империей, погашение всех военных долгов, нейтралитет в отношении всех возникающих вне Европы конфликтов), «европейская социальная политика» (обеспечение про-житочного минимума всем безработным, ликвидация безработицы «путем созидательного строительства экономической солидарности», сокращение рабочего времени «по мере технического прогресса», развитие социального законодательства и попечительства над материнством и детством, престаре-лыми и инвалидами), «европейская политика свободы» (обеспечение демок-ратических прав и свобод, стабильности политической власти, «продвиже-ние одаренных людей»), «европейская национальная политика» (охрана национальных культур и местных традиций, защита всех национальных меньшинств Европы, признание вредности национальной, социальной и религиозной розни, «возрождение европейского идеализма»). Однако пре-тенциозный панъевропейский проект остался на бумаге. Континент все более отчетливо раскалывался на противоборствующие группировки. После прихода к власти в Германии нацистов любые попытки политического или экономического объединения Европы оказались уже невозможны.
Рудольф Кучера (Rudolf Kučera), председатель Панъевропейского союза Чехии
Европейская интеграция - это реакция на две мировые войны, начало которых было именно в Европе, и ответ на вопрос, как воспрепятствовать новым войнам. В этом аспекте европейская интеграция ставит перед собой задачу поддержания мира на Европейской континенте. По сравнению со всеми предыдущими попытками объединить Европу, эта интеграция имеет одно принципиальное отличие: она основывается на свободном решении европейских народов и их политических представителей создать сообщество, исключающее военное насилие между ними и позволяющее свободно жить и развиваться. Все ранее предпринимавшиеся конкретные попытки объединить Европу базировались на подавлении свободы выбора, на насилии, репрессиях, тюрьмах, и поэтому абсурдно и бессмысленно сравнивать Европейский союз с Советским Союзом, нацистским Третьим рейхом или более ранними тоталитарными государствами в истории Европы.
Пан-Европа. Рихард Куденхове-Калерги
Изначальные планы современной политической европейской интеграции появились как реакция на ужасы Первой мировой войны, а один из первых значительных интеграционных проектов зародился именно в Чехии, и печально, что в период председательства Чешской республики в Евросоюзе мы не только не заявляем о своем с ним родстве, но даже и не желаем этого делать. Это проект гражданина Чехословакии Рихарда Куденхове-Калерги, названный им «Пан-Европа», появившийся в 20-е годы в поместье Побъежовице, рядом с немецкой границей. Семья Куденхове-Калерги была интернациональной: мать Рихарда была японкой, отец был родом из Брабанта, но родственные связи семьи охватывали почти всю Европу. По-видимому, именно это, помимо прекрасного образования, помогло Рихарду воспринимать проблему в широком, наднациональном контексте. В числе его аргументов в пользу европейской интеграции на первом месте стояла необходимость предотвратить Вторую мировую войну путем создания прочных мирных связей между европейскими народами. Путем уничтожения границ национальных государств и выработки отношений, предполагающих мирное сотрудничество европейских народов - без вспышек национализма и межнациональной ненависти.
Следующим аргументом в пользу европейской интеграции являлась необходимость предотвращения экономических и политических кризисов путем создания единого экономического пространства на основе таможенного союза и общего рынка. При этом не следует забывать, что Куденхове не отделял экономическую составляющую европейской интеграции от политической, будучи убежден, что оба эти фактора неотделимы друг от друга: нет смысла создавать общий рынок без политической интеграции - это привело бы к новым конфликтам.
Среди врагов пан-Европы на первом месте всегда были национальные шовинисты, а после них - коммунисты, которые во имя своих властных способны уничтожить любые свободы, включая свободный рынок. Этот рынок должен быть защищен политически. Поэтому, по мысли Куденхове, европейская интеграция - это, прежде всего, вопрос политический, а не результат автономных экономических процессов, некоего экономического прошлого. Ее цели - цели политические, но достигаемые с помощью экономических действий. Справедливо также утверждение, что политической интеграции невозможно добиться без интеграции экономической. Это стало значительным вкладом в начало реальной европейской интеграции в период после Второй мировой войны. И, наконец, Куденхове вдохнул в интеграционный процесс идею, что если процесс и должен стать политическим, необходимо, чтобы он шел демократическим путем. Именно поэтому Рихард Куденхове обращался к ведущим европейским государственным деятелям того времени, к Масарику, Бенешу, Бриану, Стрессману и т.д., призывая демократически избранных представителей своих народов поддержать панъевропейские идеи. Результатом одного из таких обращений стала знаменитая инициатива Бриана.
Вместе с тем Куденхове работал над тем, чтобы как можно более широкие слои общества понимали необходимость европейской интеграции. Именно поэтому львиную долю своих усилий он посвящал строительству панъевропейских гражданских движений - в Чехословакии, Австрии, Венгрии, Франции, Германии и т.д. Он также предлагал введение европейской конституции, утверждение таких общеевропейских символов, как гимн и флаг - все это для формирования того, что он называл европейским патриотизмом.
Кипучую деятельность Куденхове прервал приход к власти Адольфа Гитлера, смертельно ненавидевшего идею европейской интеграции, которую он называл «расово опасной». В конце концов, Куденхове пришлось эмигрировать в Соединенные Штаты, где он продолжал вести пропагандистскую деятельность, теперь уже посвященную послевоенной интеграции Европы. В США интерес к данной проблеме вырос после вступления страны в войну в 1941 году. Среди американских политиков вопросом объединенной Европы занимался, прежде всего, Джон Фостер Даллес.
Решение по европейской интеграции принимали США
Все это, однако, не стояло в то время на повестке дня, поскольку первостепенным вопросом для президента Америки Рузвельта являлось сотрудничество с Советским Союзом и идея глобального политического равновесия. Только после прихода к власти Гарри Трумэна и его сподвижников (А. Гарримана, Дж. Кеннана, Чарльза Болена, Джона Макклоу т др.) американские политики пришли к выводу, что Европой нельзя жертвовать ради глобальных задач, и что необходимо Европу, а именно - западную ее часть, освобожденную западными державами во главе с США, защищать от имперских амбиций Советского Союза. Они приняли решение о четком разделе Европы, включая Германию, и утверждении равновесия с опорой на демократическую часть Европы, поддерживаемую военной силой, а также политически и экономически. Это открыло дорогу европейской интеграции, и здесь следует подчеркнуть, что основное решение здесь приняли именно Соединенные Штаты, хотя уже с самого начала эту идею поддерживали некоторые европейские государственные деятели. В первую очередь - Уинстон Черчилль, который в 1946 г. произнес в Цюрихе речь, где назвал коммунистический режим угрозой для всех Европы и призвал к созданию «Соединенных штатов Европы».
Разумеется, прежде Западную Европу было необходимо консолидировать экономически - включая Германию, поскольку американцы боялись повторения ошибок, сделанных после Первой мировой войны и приведших к появлению фашизма. Таким образом, они снова продвигали традиционную для Америки точку зрения, согласно которой именно свободная рыночная экономика, а не плановое хозяйство, неразрывно связана с демократией и мирным существованием, и что именно поэтому необходимо всячески укреплять экономические связи Западной Европы с остальным миром. Это должно было также заложить базу политической стабилизации, основанной на либеральной демократии. План Маршалла опирался, прежде всего, именно на это. В сентябре 1947 г. в Париже состоялась встреча шестнадцати представителей европейских стран, создавшие для принятия этого плана Комитет европейской экономической кооперации (CEEC). Проблема состояла в том, что одновременно с предоставлением помощи тяжело пострадавшим в войне европейским странам, американцы требовали создания некой наднациональной «постоянно действующей организации», обладающей значительными правомочиями, способной ограничивать даже сам суверенитет стран-участниц. Американцы хотели добиться того, чтобы европейцы сами встали на путь объединения, а предоставляемую помощь использовали как первые шаги на пути к политической интеграции. Для Соединенных Штатов было неприемлемо противостоять Советскому Союзу без обеспеченной поддержки Западной Европы. Данное требование было принято, прежде всего, Францией, которая воспринимала включение Германии в общеевропейский процесс как возможность контролировать немецкую тяжелую индустрию и, таким образом, обеспечить интересы собственной безопасности. Разумеется, по поводу «постоянно действующей организации» велись долгие дебаты.
Сталин и другие критики политической интеграции поняли ее значение
Собственно, обсуждались возможности наднационального экономического сотрудничества, поддерживаемого общими политическими организации, то есть сотрудничества, поддерживающего развитие в Европе наднациональной демократии. Следует заметить, что одним из немногих, кто полностью понял этот замысел, был Сталин. Именно поэтому он запретил странам, которые в той или иной степени уже контролировались Советским Союзом, участвовать в плане Маршалле. Экономическое сотрудничество и интеграция - пожалуйста, политическое сотрудничество и интеграция - ни в коем случае. Ту же позицию Россия, разумеется, занимает и по сей день. И не только Россия, но все, отрицающие дальнейшую политическую интеграцию Европы. Причины подобной позиции могут разниться и разняться, однако результат остается неизменным.
Несмотря на первые неудачи в создании «постоянно действующей организации» на межнациональном уровне, Вашингтон и дальше подталкивал европейцев следовать в этом направлении. Сильнее всех сопротивлялась Великобритания, не желавшая потерять свой суверенитет. И, наконец, 9 мая 1950 г. французский министр иностранных дел Робер Шуман достаточно неожиданно внес предложение о создании Европейского объединения угля и стали (Горный союз). Шуман тогда провозгласил следующее: «Почти ровно пять лет прошло со дня безоговорочной капитуляции Германии. Франция делает первый шаг к созданию объединенной Европы, и Германия выбрало ее своим партнером». И далее: «Французское правительство предлагает подчинить всю общую французско-германскую продукцию стальной и угольной промышленности общему Высшему комитету в рамках организации, открытой для вступления в нее других европейских стран». Это стало созданием той самой «постоянно действующей организации», к которой призывали американцы, и процесс европейской интеграции мог начаться. Поэтому 9 мая 1950 г. мы отмечаем как День Европы.
Христианско-демократические истоки Единой Европы
Робер Шуман был представителем христианско-демократической традиции, которая внесла большой вклад в начало процесса европейской интеграции. Эта традиция была заложена в тот период, когда Куденхове-Калерги работал в Чехии над созданием своей «Пан-Европы». Среди первых приверженцев этой традиции - Луиджи Стурцо, основавший в 1921 г. в Италии национальную партию. В 1921 г. Луиджи Стурцо вместе с Альчиде де Гаспери (позже - один из «отцов-основателей» Объединенной Европы), создавшим в Италии Democratia Christiana, предприняли поездку в Германию, где, помимо прочего, встретились с тогдашним мэром Кельна Конрадом Аденауэром. Они обсудили, что необходимо сделать для создания в Европе общего рынка на базе политического сотрудничества христианских демократов для противостояния коммунистической опасности. В 1930 г. Струцо написал: «Одно должно быть ясно: невозможно создать европейскую федерацию в экономической области, если это не произойдет также в области политической и моральной». Свободная экономика и демократия должны идти рука об руку. После победы фашизма эти и другие приверженцы идеи объединения остались в Европе и участвовали в движениях Сопротивления, многие попали в тюрьмы или подверглись иным репрессиям. В начале 1944 г. представители нескольких национальных групп Сопротивления Франции, Италии, Германии, Нидерландов и Дании подписали Декларацию европейского сотрудничества, в которых призывали к послевоенному объединению Европы в экономической и политической областях. Среди выдвигаемых тезисов было и требование проводить объединение на основании общих ценностей: «Федеративное устройство Европы должно базироваться на декларации прав человека - личных, политических и экономических - которые гарантировали бы свободное развитие человеческой личности и нормальную работу демократических институтов» (цитируется по книге: J. Wahl: Robert Schuman, I.S.E. Praha 2001). Среди авторов этой декларации были Альчиде де Гаспери, Конрад Аденауэр и Роберт Шуман. Последний участвовал в рождении в 1949 г. Совета Европы.
Такими были корни и истоки европейской интеграции, на которую воздействовали различные властные, политические, экономические и ценностные влияния. Однако все они исходили от людей, которые, безусловно, руководствовались не только исключительно национальными экономическими интересами. Это были люди, которые, имея за плечами опыт двух мировых войн, стремились, прежде всего, к установлению постоянного и стабильного мира в Европе на основе экономического сотрудничества и опирающегося на него сотрудничества политического. Они стремились и к тому, и к другому, ибо были убеждены, что гарантией свобод человека и его прав является, прежде всего, свободная рыночная экономика и демократия. Европейский союз, имеющий сегодня определенные недостатки, который прошел и, вероятно, еще пройдет через тяжелые испытания, по-прежнему опирается на эти принципы и именно поэтому не может распасться. Он по-прежнему, как и в момент своего создания, служит интересам подавляющего большинства европейцев.
10 шагов европейской интеграции
9.5.1950
Робер Шуман, министр иностранных дел Франции, внес предложение создать Европейское объединения угля и стали, в рамках которой Франция и ФРГ интегрировали свои запасы угля и стали.
18.4.1951
Шесть европейских государств (Бельгия, Франция, Италия, Германия, Люксембург и Нидерланды) подписали в Париже Договор о создании Европейского объединения угля и стали. Договор вступил в силу 23 июля 1950 г. со сроком действия 50 лет.
23.3.1957
Шесть европейских стран подписали Римский договор о создании Европейского экономического пространства и Европейского сообщества по атомной энергии (Euroatom), вступивший в силу 1 января 1958 г.
4.1.1960
По инициативе Великобритании была создана Европейская ассоциация свободной торговли, конкурирующая с проектом Европейского экономического пространства с целью продвижения исключительно экономической, но не политической интеграции между странами. В настоящее время ее членами являются только Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария.
8.4.1965
Подписание договоров об объединении органов Европейского объединения угля и стали, Европейского экономического пространства и Европейского сообщества по атомной энергии. Вступил в силу в 1967 г.
7 - 10 июня 1979
Первые выборы в Европарламент с целью усилить демократическую легитимность общеевропейских органов.
9 - 10 декабря 1991
На заседании Совета Европы в Маастрихте был принят Договор о Европейском союзе, ставшей основой общей внешней политики и политики безопасности, более тесного сотрудничества в области права и внутренней политики и создания Экономического и валютного союза, включая введение единой валюты.
1 января 1999
Начало третей фазы Экономического и валютного союза: валюты 11 стран ЕС были заменены евро, единая валюта была введена на финансовых рынках и заменила валюту отдельных стран при безналичных операциях. С этого момента за валютную политику отвечает Европейский центробанк. Денежные купюры и монеты евро введены в оборот 1.1.2002.
1 мая 2004
Чешская республика, Эстония, Кипр, Литва, Латвия, Венгрия, Мальта, Польша, Словакия и Словения вступили в Евросоюз.
translation Katerina Aizpurvit
На рубеже 20-30-х годов на международном уровне активно обсуждался проект Пан-Европы, выдвинутый занявшим в тот момент пост премьер-министра Франции в одиннадцатый раз Аристидом Брианом. С этой идеей Бриан выступил впервые в сентябре 1929 г. на 10-й сессии Ассамблеи Лиги наций в Женеве. Он предложил рассмотреть вопрос о возможности заключения заинтересованными правительствами соглашения в целях установления "между европейскими народами своего рода федеральной связи". Развернутое воплощение эта идея получила в официальном французском Меморандуме об организации режима европейского федерального союза, разосланном европейским странам-членам Лиги наций в мае 1930 г. Меморандум был направлен и в Москву - для сведения СССР.
В этом документе говорилось о коллективной ответственности европейских правительств "перед лицом опасности, угрожающей европейскому миру как с точки зрения политической, так и с точки зрения экономической и социальной", ввиду сохранявшейся несогласованности политических курсов различных европейских стран. Сама реальность европейского географического единства, по мнению авторов меморандума, диктовала необходимость воплощения странами Европы "принципа солидарности", преодоления распыления сил, прежде всего - в хозяйственной области. Механизм реализации экономических, финансовых и политических мер по налаживанию сотрудничества мыслился в виде регулярно созываемой Европейской конференции, составленной из представителей всех европейских членов Лиги наций. Исполнительным органом конференции должна была стать постоянная Европейская комиссия с местопребыванием в Женеве.
Французский меморандум вызвал сдержанную реакцию. Но поскольку он соответствовал пацифистским веяниям своего времени, никто не решился его отвергнуть. Тем более, что предстояло длительное обсуждение проекта, которое позволяло несогласным с идеей Бриана утопить ее в дискуссиях. В Германии французский настрой на европейскую федерацию воспринимали как очередную завуалированную попытку закрепить преобладание Франции на континенте. По проекту Бриана в Пан-Европу не должны были входить Великобритания, США и Советский Союз. В таком случае оставшейся без поддержки Лондона, Вашингтона и Москвы Германии была автоматически уготована в Пан-Европе подчиненная роль.
На конференции министров иностранных дел европейских стран-членов Лиги, созванной в сентябре 1930 г. в Женеве, было признано, что объединение стран Европы является жизненно необходимым для поддержания мира. Но вопрос о Пан-Европе решено было перенести на обсуждение очередной сессии Лиги, которая в свою очередь постановила продолжить исследование вопроса в учрежденной для этой цели Европейской комиссии.
Советский Союз при формировании своей позиции в отношении Пан-Европы исходил из того, что объективно этот проект по-прежнему игнорировал СССР как европейскую державу и был направлен против Германии. Наркомат иностранных дел СССР в июне 1930 г. предписывал своим представителям в каждой из 27 стран, которым Франция предложила войти в европейскую федерацию, заявлять об "абсолютно отрицательном отношении" Москвы к плану Бриана. В сентябре эта позиция была закреплена решением Политбюро о неучастии в работе Европейской комиссии. Однако когда в начале 1931 г. в Москве было получено официальное приглашение присоединиться к ее работе, Литвинов (сменивший на посту наркома Чичерина в 1930 г.), высказался за его принятие. В письме Сталину он мотивировал свое мнение необходимостью "иметь в стане врага по крайней мере своего наблюдателя".
Новые подходы к проблеме долгов и репараций. План Юнга
Во второй половине 20-х годов темпы возрождения экономического потенциала Германии ускорились: в 1927 г. ее промышленное производство достигло довоенного уровня, а экспорт превысил этот уровень в 1929 г. Тем не менее, правительство Германии добивалось пересмотра плана Дауэса, определившего размер ежегодных репарационных платежей от 1 млрд. в 1924-1925 гг. до 2,5 млрд. марок в 1928-1929 гг. Оно настаивало на снижении суммы и изменении сроков платежей. Западные державы пошли навстречу этим пожеланиям. Решено было учредить комитет экспертов по репарационному вопросу, который возглавил американский финансист, президент компании "Дженерал электрик" Оуэн Юнг.
Работа комитета экспертов, начавшаяся в феврале 1929 г., проходила на фоне серьезных расхождений между представителями Германии, Великобритании, Франции, Бельгии и других стран. Все же в июне 1929 г. комитет рекомендовал заменить план Дауэса новым планом Юнга, согласно которому ежегодные репарационные платежи сокращались до 2 млрд. марок на период 1929-1965 гг., с тем, чтобы в 1966-1988 гг. Германия платила суммы, равные ежегодным долговым выплатам стран-получателей германских репараций Соединенным Штатам. Таким образом, после 1966 г. Германия фактически брала бы на себя выплату союзнических долгов европейских стран США. Репарации должны были выплачиваться только за счет прибылей железных дорог и государственного бюджета Германии.
Для утверждения плана Юнга в Гааге в августе 1929 г. и январе 1930 г. работала международная конференция. Она утвердила план Юнга. Кроме того, путем обмена нотами между Францией, Бельгией и Германией была оформлена договоренность о сроках и методах окончательной эвакуации союзных войск из Рейнской области. Был отменен финансовый и экономический контроль над Германией. План Юнга и сопутствующие ему договоренности закрепили разрядочные тенденции в Европе.
В дальнейшем реализация плана Юнга была остановлена. В условиях начавшегося мирового экономического кризиса летом 1931 г. президент США Герберт Гувер заявил о введении моратория на выплату американских долгов по межсоюзническим обязательствам военного времени на 1931-1932 гг. с одновременной приостановкой всех других межгосударственных платежей, включая репарационные. Затем с учетом тяжести ситуации в международных финансах был поставлен вопрос о полном аннулировании репарационных выплат по плану Юнга. Летом 1932 г. на конференции в Лозанне была определена сумма заключительного германского платежа в 3 млрд. марок, подлежавшая выплате в течение 15 лет (по истечении 3-летнего моратория на 1932-1934 гг.). Эта сумма никогда не была выплачена.
План пан-Европы. Антисоветские происки активно осуществлялись и французскими империалистами. Большую роль в новых попытках создания блока европейских государств против СССР играл так называемый проект пан-Европы. Автором этого проекта явился французский министр иностранных дел Аристид Бриан.
17 мая 1930 г. Бриан обратился к 27 странам Европы с предложением «об организации режима европейского федерального союза». Под предлогом экономического сотрудничества и совместной борьбы с кризисом он выдвигал проект создания федерации всех стран буржуазной Европы. Предполагалось, 1то это «сообщество европейских народов» будет иметь специальный представительный орган в виде европейской конференции и исполнительный орган - европейский комитет.
По поводу этого «плана» французская газета «Temps» писала: «Эта идея является логическим продолжением политики Локарно, Лиги наций и создания европейской Антанты. Она имеет целью обеспечить европейским странам наиболее благоприятные условия для их экономического развития путём упразднения таможенных перегородок, вследствие которых слишком часто европейские государства противопоставляются друг другу враждебным образом».
Создание пан-Европы должно было укрепить международные позиции Франции. Бриан рассчитывал иметь в лице европейского комитета орган, послушный французскому империализму и служащий целям его политики. Несмотря на то, что пан-Европа мыслилась в рамках Лиги наций, она в известной мере ей противопоставлялась. Таким образом, французский проект был направлен против преобладающего влияния Англии в Лиге наций, равно как и против усиления международной роли Соединённых штатов Америки.
Главная цель Бриана заключалась в противопоставлении объединённой в «федеральный союз» Европы Советскому Союзу и в использовании пан-Европы против СССР. Потому-то Советский Союз и не был первоначально приглашён к участию в реализации проекта Бриана. По этому поводу т. Молотов указывал: «Крупнейшую роль в создании антисоветского фронта играет так называемый «европейский комитет», возникший по инициативе французского министра иностранных дел Бриана для создания блока европейских государств против Советского Союза. Упорное сопротивление Бриана и представителей зависимых от Франции государств приглашению СССР на майскую конференцию по так называемому «изучению мирового кризиса» показало, что у руководителей «европейского комитета» имеется определённое стремление превратить эту организацию в штаб подготовки антисоветского нападения».
План пан-Европы был сочувственно встречен пацифистскими кругами Европы. Естественно, он декларировал мир между Францией и Германией, общую безопасность, уничтожение таможенных барьеров и т. д.
Не возражали против плана Бриана и реакционные круги. Их соблазняла возможность образования широкого блока в Западной и Центральной Европе при изоляции СССР.
В руках французских империалистов такая объединённая Европа должна была служить целям активной антисоветской политики.
Осуществить план пан-Европы не удалось. Английская дипломатия не пожелала поддержать французское предприятие, явно сулившее усиление Франции в Европе. Со своей стороны и германская дипломатия усмотрела в этом плане попытку укрепления версальской системы. Италия также не хочет мириться с упрочением этой системы, пересмотра которой пользу итальянского империализма добивался Муссолини. Итальянская дипломатия особенно опасалась включения дунайских и балканских стран во французскую систему военно-политических союзов. Она рассматривала эти страны как зону своих собственных экономических и политических интересов.
Участие СССР в европейском комитете. План пан-Европы был передан на обсуждение так называемой европейской комиссии Лиги нации. Под давлением общественного мнения, встревоженного новыми антисоветскими планами, на заседание этой комиссии была приглашена и советская делегация. Однако по настоянию Бриана и его сторонников, участие СССР ограничивалось только экономической комиссией.
Принимая приглашение, Наркоминдел в ноте от 6 февраля 1931 г. выразил убеждение, что без обеспечения мира вообще и европейского в частности и без устранения коренных причин, нарушающих мир, нельзя рассчитывать на установление европейской солидарности в экономической или какой-либо другой области.
Советская нота подчёркивала, что предпосылкой сотрудничества народов и государств в экономической области должно являться радикальное улучшение политических отношений между государствами Европы.
В той же ноте Наркоминдел выражал недоумение по поводу того, что вопрос о допущении или недопущении тех или иных групп европейских государств в коллектив, претендующий на наименование пан-Европы, решается не по принципу географической принадлежности к Европе, а по другим соображениям. Очевидно, предполагается создать объединение лишь определённых социально-политических систем. Странным представляется, между прочим, что, например, «Швейцария, занимающая территорию 0,4 % всей Европы, или даже Норвегия, занимающая в Европе территорию, составляющую около 3,1 %, являются противниками допущения такого государства, как СССР, занимающего в одной Европе территорию, составляющую около 45 % всей Европы и превышающую в два раза территории Франции, Бельгии, Румынии, Югославии, Швейцарии, Испании, Голландии, Швеции, Дании, Норвегии, вместе взятых».
Имея сведения, что предполагается пригласить СССР, Турцию и Исландию лишь на отдельные заседания и что советская делегация не допускается к обсуждению организационных вопросов, народный комиссар иностранных дел в письме на имя генерального секретаря Лиги наций заявил решительный протест против такого неполноценного участия СССР в работах европейской комиссии. Протестовал он и против формы приглашения советской делегации. Последняя должна была прибыть в Женеву лишь к обсуждению третьего пункта порядка дня, причём да/ке не сообщена была точная дата этого обсуждения.
После этого письма советская делегация получила новое приглашение с более точным указанием срока и порядка работы комиссии.
Советская делегация могла принять участие в заседаниях комиссии лишь 18 мая 1931 г. Разоблачив в своём первом же выступлении несостоятельность и недобросовестность попыток представить экономическую политику Советского государства, в частности советский экспорт, как одни из факторов мирового экономического кризиса, она внесла в комиссию предложение заключить международный договор об экономическом ненападении. Предложение это обсуждалось в специальном комитете. 5 ноября 1931 г. им была принята резолюция советской делегации, вносившей следующие предложения:
«1. Комитет одобряет общую идею, которая лежит в основе советского предложения относительно пакта экономического ненападения.
Комитет констатирует возможность мирного сосуществования государств, имеющих различную экономическую и социальную структуру.
Комитет подчёркивает необходимость, чтобы в своих экономических отношениях государства вдохновлялись только потребностями жизни экономической, не принимая в расчёт соображений, вытекающих исключительно из различий политических и социальных систем».
Впрочем, постановления о заключении пакта об экономическом ненападении комитет не принял; решено было созвать для этой цели новое заседание, которое так и не состоялось. Всё же самый факт принятия советской резолюции был достаточно показателен: он свидетельствовал о неуклонном росте международного авторитета СССР и о крушении антисоветских замыслов, связанных с планом пан-Европы.
Лондонская морская конференция (21 января - 22 апреля 1930 г.). Экономический кризис обострил империалистическую борьбу за господство на морских путях сообщения. Вашингтонские решения ограничивали строительство линкоров и авианосцев, С тем большей силой разгоралось соперничество в сооружении военно-морских судов всех остальных категорий.