Что прежде всего отличает географическую модель мирового хозяйства. Мировое хозяйство
Большую часть своей жизни я прожила на территории степи. Думаю, многие понимают, какое жаркое лето в таких областях. Но вот совсем недавно сбылась моя мечта. Мы всей семьей переехали в город недалеко от морского побережья. Морской климат существенно отличается. Сейчас я вам расскажу о нем.
Морской климат и его особенности
Не трудно догадаться, что морской климат преобладает на территориях, расположенных рядом с морским побережьем. Иногда его еще называют океаническим климатом. Признаками морского климата являются:
- небольшие среднесуточные и годовые колебания температур;
- повышенный уровень влажности воздуха;
- большое количество осадков;
- мягкая зима.
Кроме этого, на территории с морским климатом достаточно часто на землю опускаются туманы . Смена времен года происходит постепенно. Главным фактором, воздействующим на морской климат, являются моря и океаны. Обычно в таких регионах преобладает мягкая погода . Все это потому, что толща морской воды под солнечными лучами прогревается медленнее, чем суша. Но с понижением температуры воздуха, вода и остывает не так быстро.
За счет таких особенностей зимой на прибрежных территориях не бывает сильных холодов . Благодаря потоку воздушных масс с моря воздух летом в этих местах будет немного прохладнее, чем вдали от побережья.
На морской климат также оказывают воздействие морские течения . Они могут быть теплыми и холодными. В зависимости от них меняется и температура воздуха. Именно поэтому мы можем наблюдать места с пышной растительностью и теплой погодой, где проходят теплые течения, и, наоборот, территорию, покрытую льдом, где преобладают холодные течения.
Виды морского климата
Территории с морским климатом также могут отличаться. Выделяют следующие виды морского климата:
- субтропический высокогорный;
- приполярный океанический;
- океанический климат с засушливым летом.
На территориях с высокогорным климатом все такая же теплая погода в летнее время и прохладная зима. Отличает высокогорный климат тропиков и субтропиков сухая зима. На этих территориях снег появляется нечасто. Океанический климат в высоких широтах существенно отличается за счет низких температур воздуха и большого количества снега. Океанический климат с засушливым летом имеет сходства со средиземноморским климатом, но на таких территориях наблюдается меньшее количество солнечных дней и большее количество осадков.
Ознакомление с географическими картами различной тематики. Цель: Развитие умений комплексного использования карт различной тематики с целью отбора и фиксации на контурной карте заданных географических объектов.
Ход занятия:
С помощью карт атласа выполните предложенные задания:
Изучите физическую карту материка Северная Америка, отметьте на контурной карте основные географические объекты – крупные реки и озера, горные хребты и цепи, подпишите названия морей и океанов, которые омывают берега материка.
Изучите карту «Минеральные ресурсы», нанесите на контурную карту основные месторождения полезных ископаемых Северной Америки.
Изучите карту «Добывающая промышленность мира», нанесите на контурную карту основные центры добывающей промышленности Северной Америки, подпишите их названия.
Сделайте выводы о взаимосвязи рельефа и расположения месторождений полезных ископаемых и центров добывающей промышленности США и Канады.
Практическая работа 2.
Ознакомление с политической картой мира.
Цель: дать знания о формах государственного правления и административно – территориального устройства стран мира.
Ход работы:
1. Составьте таблицу «Государственный строй отдельных стран мира»
2. Используя учебник и дополнительную литературу, заполните таблицу, приведя по несколько примеров стран с различным государственным устройством.
Практическая работа 3.Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально – экономического развития.
Цель: развитие умений составлять экономико – географическую характеристику страны, используя различные источники географической информации.
Ход занятия:
Подготовьте реферат на тему «Экономико – географическая характеристика страны (страна выбирается самостоятельно).
План характеристики
1. Название страны и состав территории.
2. Экономико – географическое и политико – географическое положение. Влияние ЭГП на развитие страны. Изменение положения страны во времени.
3.Особенности населения. Демографическая политика.
4. Природные ресурсы и их использование. Оценка природно – ресурсного потенциала для развития промышленности и сельского хозяйства.
5.Общая характеристика хозяйства. Причины, влияющие на темпы хозяйственного развития.
6. География основных промышленных комплексов и отраслей.
7. Специализация сельскохозяйственного производства.
8. Развитие транспортного комплекса.
9. Социально – экономическое развитие отдельных районов. Причины, обусловливающие неравномерность в их социально – экономическом развитии. Выравнивание уровней экономического развития.
10. Внешние экономические связи. Экспорт. Импорт. Участие в интеграционных экономических союзах.
Практическая работа 4.
Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов.
Цель: развитие умения оценивать ресурсообеспеченность стран (регионов) с помощью карт и статистических данных.
Ход работы: Используя карты атласа и материал учебника, выполните задания:
1. Определите обеспеченность разными видами ресурсов выбранной вами страны с помощью карт атласа и материалов учебника:
а) минерально-сырьевыми и топливными ресурсами;
б) водными;
в) земельными;
г) лесными.
2. Дайте характеристику агроклиматическим, гидроэнергетическим, рекреационным ресурсам и ресурсам Мирового океана страны с помощью карт атласа.
3. Сравните ресурсообеспеченность страны с ресурсообеспеченностью других стран мира и регионов:
а) назовите более обеспеченные страны;
б) назовите менее обеспеченные страны.
4. Объясните закономерности размещения различных ресурсов.
5. Сделайте общий вывод о ресурсообеспеченности страны и прогноз развития страны
.
(регион мира)
Виды ресурсов
минеральные
земельные
водные
лесные
«+» - полная обеспеченность
«+ - » - частичная обеспеченность
« - » - острая нехватка ресурсов
Практическая работа 5.
Выявление наиболее типичных экологических проблем, возникающих при использовании различных видов природных ресурсов. Поиск возможных путей их решения.
Цель: Развитие умений комплексного использования карт атласа, материала учебника, справочных и статистических материалов с целью определения основных регионов с неблагоприятной экологической ситуацией и выявления причин появления таких регионов; поиск путей их решения.
Ход работы:
2. Используя атлас и учебник В.П. Максаковского (стр. 268, рис.89) условными знаками обозначьте на контурной карте важнейшие районы добычи минеральных ресурсов и главные
промышленные пояса США.
3. Различными цветами заштрихуйте основные районы деградации природной среды в результате деятельности человека: под воздействием добывающей промышленности, обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, танкерного флота, испытаний ядерного оружия и аварий на АЭС.
Практическая работа 6.
Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира.
Цель: работа над формированием понятия «демографическая политика», формирование умения выявлять аспекты демографической политики для стран с разным типом воспроизводства населения.
Ход работы: Используя материал учебника, заполните таблицу:
Основные признакитипа воспроизводства населения
Страны первого типа воспроизводства населения
Страны второго типа воспроизводства населения
Характерные черты естественного движения населения
Примеры стран
Цель демографической политики
Основные направления
демографической политики
Мероприятия, проводимые государством в рамках демографической политики
Практическая работа 7.
Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах мира.
Цель: Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.
Цель: Формирование умений сравнивать обеспеченность трудовыми ресурсами отдельных стран (регионов) мира, используя различные источники информации.
Ход работы: Определите две страны для сравнения, одну страну, относящуюся к первому типу воспроизводства населения, другую ко второму типу воспроизводства населения.
Используя возрастно - половые пирамиды, сделать вывод об отличии в доле молодых и старших возрастов стран 1 и 2 типов воспроизводства населения.
Сравнить доли экономически активного населения, характерные для развитых и развивающихся стран. Сделать вывод о причинах отличия в структуре занятости населения.
Сделать сравнительную оценку обеспеченности трудовыми ресурсами, заполнив таблицу.
Страна
Численность населения
Естественный прирост
Возрастной состав
Половой состав
Занятость населения
в промышленности
в сельском хозяйстве
Практическая работа 8.
Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира.
Цель : Развитие умений давать экономико-географическую характеристику страны, используя различные источники информации.
Ход работы: Охарактеризуйте выбранную страну по предложенному плану:
План характеристики страны:
1. Общие сведения о стране (тип страны, размер и состав территории, государственное устройство, столица, участие в международных военных и экономических организациях).
2. Географическое положение : вид географического положения, местонахождение в регионе, с какими странами и где граничит, чем и где омывается, особенности политико - и экономико - географического положения.
3. Природные условия и ресурсы
4. Население : численность, особенности размещения, воспроизводства, полового, возрастного, национального и религиозного состава, уровня урбанизации, крупнейшие города и агломерации, характерные черты внутренних и внешних миграций, количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов.
5. Структура национального хозяйства.
6. Отрасли специализации промышленности, крупнейшие промышленные районы и центры.
7. Отрасли специализации сельского хозяйства , главные сельскохозяйственные районы.
8. Характерные черты развития транспорта.
9. Характерные особенности непроизводственной сферы.
10. Внешние экономические связи : главные экономические партнёры, структура и основные статьи экспорта и импорта.
11. Вывод о развитии страны .
Практическая работа 9.
Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства.
Цели работы:
1. Выделить основные центры современного мирового хозяйства.
2. Научиться составлять характеристику основных центров современного мирового хозяйства.
Ход работы
1 . Используя текст учебника на с. 76-78 (пункт 2), выделите на контурной карте основные центры современного мирового хозяйства.
2. На отдельном листе, прикрепленном к контурной карте, составьте краткую характеристику основных центров современного мирового хозяйства (материал для повторения учебник - с. 10-12 (пункт 2) - «Наш многоликий мир: экономически развитые и развивающиеся страны»)
3. Сделайте вывод : Что прежде всего отличает географическую модель современного мирового хозяйства?
Практическая работа 10.
Определение основных направлений международной торговли товарами и факторов, формирующих международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира.
Цель: Развитие умений комплексного использования материала учебника, справочных и статистических материалов с целью определения основных направлений международной торговли и факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.
Ход работы: Используя материал учебника и справочные материалы, выполните задания.
Вариант 1.
1. Используя карты атласа, текст учебника Максаковского В.П. (стр. 230 - 231) и справочную литературу, на контурной карте мира стрелками различного цвета нанесите пути транспортировки основных экспортных товаров Австралии.
2. Подпишите названия стран - основных потребителей австралийской продукции.
3. Нанесите стрелками разного цвета основные пути австралийского импорта;
4. Подпишите названия основных стран – поставщиков Австралии.
5. Сделайте вывод о главных внешнеэкономических партнёрах Австралии и о структуре её импорта и экспорта.
Вариант 2.
1. Используя карты атласа, текст учебника Максаковского В.П. и справочную литературу, на контурной карте мира стрелками различного цвета нанесите пути транспортировки основных экспортных товаров Японии.
2. Подпишите названия стран - основных потребителей японской продукции.
3. Нанесите стрелками разного цвета основные пути японского импорта;
4. Подпишите названия основных стран – поставщиков Японии.
5. Сделайте вывод о главных внешнеэкономических партнёрах Японии и о структуре её импорта и экспорта.
Практическая работа 11.
Составление комплексной экономико – географической характеристики стран и регионов Зарубежной Европы.
Цель: Научиться составлять характеристику стран и регионов Зарубежной Европы.
Ход работы:
На контурной карте Европы подпишите названия соседних регионов, а
также морей и океанов, омывающих её берега.
Обозначьте условными знаками главные районы добывающей промышленности Европейских стран.
Условными знаками обозначьте на карте важнейшие промышленные
районы Зарубежной Европы, отразив их промышленную специализацию . Не забудьте подписать названия промышленных районов!
Условными знаками обозначьте страны, в структуре энергетики которых преобладают ГЭС и АЭС.
Различным цветом заштрихуйте территорию стран с разными типами
сельского хозяйства.
Сделайте вывод о развитии промышленности и сельского хозяйства
Зарубежной Европы.
Практическая работа 12.
Установление взаимосвязей между природно – ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства Зарубежной Европы.
Цель:
Ход работы:
а) выделите характерные черты экономико-географического положения Зарубежной Европы
специализации региона
Практическая работа 13.
Составление комплексной экономико – географической характеристики стран и регионов Зарубежной Азии.
Цель: Научиться составлять характеристику стран и регионов Зарубежной Азии.
Ход работы:
подпишите их названия.
6. Сделайте вывод о развитии и специализации промышленности и сельского хозяйства по субрегионам Зарубежной Азии.
Практическая работа 14.
Установление взаимосвязей между природно – ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства Зарубежной Азии.
Цель: Развитие и конкретизация знаний учащихся о неравномерности социально-экономического развития отдельных стран и регионов мира (районов внутри страны), о тесных взаимосвязях между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.
Ход работы:
1. Используя текст учебника Максаковского В.П. , атлас (стр. 40 - 43), знания, полученные при изучении курса 7 класса и дополнительную литературу, в зависимости от номера варианта раскройте содержание предложенной схемы, для чего:
а) выделите характерные черты экономико-географического положения Зарубежной Азии
б) назовите особенности природных условий (рельефа и климата),
влияющих на жизнь, быт и деятельность человека и развитие хозяйства региона
в) перечислите природные ресурсы, которыми обеспечен данный регион
г) опишите особенности размещения, состава, городского и сельского
населения, трудовых ресурсов, жизни и деятельности населения региона
и назовите крупнейшие города региона
д) назовите отрасли промышленной и сельскохозяйственной
специализации региона
е) охарактеризуйте развитие транспорта и туризма в регионе
2. Сделайте вывод о влиянии природных условий и ресурсов на особенности жизни и быта населения и хозяйство региона.
Практическая работа 15.
Составление комплексной экономико – географической характеристики стран и регионов Африки.
Цель: Научиться составлять характеристику стран и регионов Африки.
Ход работы:
1. Используя текст учебника и карты атласа, на контурной карте Зарубежной Азии нанесите границы её главных экономических районов: Юго-Западной, Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, подпишите названия соседних с Азией стран и регионов, моря и океаны, омывающие её берега.
2. Используя карты атласа, условными знаками нанесите важнейшие месторождения нефти, природного газа, каменного угля, железных, хромовых, марганцевых, алюминиевых, медных, полиметаллических, вольфрамовых, молибденовых и оловянных руд, фосфоритов и калийных солей.
3. Условными знаками отметьте регионы, обладающие лесными, рыбными, агроклиматическими, гидроэнергетическими, геотермальными и рекреационными ресурсами.
4. Условными знаками нанесите на карту основные районы добывающей и обрабатывающей промышленности, отразив специализацию каждого промышленного района и подпишите их названия.
5. Штриховкой одного цвета обозначьте сельскохозяйственные районы с преобладанием растениеводства, а другого цвета - животноводства.
6. Сделайте вывод о развитии и специализации промышленности и сельского хозяйства по субрегионам Африки.
Практическая работа 16.
Установление взаимосвязей между природно – ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства Африки.
Цель: Развитие и конкретизация знаний учащихся о неравномерности социально-экономического развития отдельных стран и регионов мира (районов внутри страны), о тесных взаимосвязях между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.
Ход работы:
1. Используя текст учебника Максаковского В.П. , атлас (стр. 40 - 43), знания, полученные при изучении курса 7 класса и дополнительную литературу, в зависимости от номера варианта раскройте содержание предложенной схемы, для чего:
а) выделите характерные черты экономико-географического положения Африки
б) назовите особенности природных условий (рельефа и климата),
влияющих на жизнь, быт и деятельность человека и развитие хозяйства региона
в) перечислите природные ресурсы, которыми обеспечен данный регион
г) опишите особенности размещения, состава, городского и сельского
населения, трудовых ресурсов, жизни и деятельности населения региона
и назовите крупнейшие города региона
д) назовите отрасли промышленной и сельскохозяйственной
специализации региона
е) охарактеризуйте развитие транспорта и туризма в регионе
2. Сделайте вывод о влиянии природных условий и ресурсов на особенности жизни и быта населения и хозяйство региона.
Практическая работа 17.
Составление комплексной экономико – географической характеристики стран и регионов Северной Америки.
Цель: Научиться составлять характеристику стран и регионов Северной Америки.
Ход работы:
1. Используя текст учебника и карты атласа, на контурной карте Зарубежной Азии нанесите границы её главных экономических районов: Юго-Западной, Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, подпишите названия соседних с Азией стран и регионов, моря и океаны, омывающие её берега.
2. Используя карты атласа, условными знаками нанесите важнейшие месторождения нефти, природного газа, каменного угля, железных, хромовых, марганцевых, алюминиевых, медных, полиметаллических, вольфрамовых, молибденовых и оловянных руд, фосфоритов и калийных солей.
3. Условными знаками отметьте регионы, обладающие лесными, рыбными, агроклиматическими, гидроэнергетическими, геотермальными и рекреационными ресурсами.
4. Условными знаками нанесите на карту основные районы добывающей и обрабатывающей промышленности, отразив специализацию каждого промышленного района и подпишите их названия.
5. Штриховкой одного цвета обозначьте сельскохозяйственные районы с преобладанием растениеводства, а другого цвета - животноводства.
6. Сделайте вывод о развитии и специализации промышленности и сельского хозяйства по субрегионам Северной Америки.
Практическая работа 18.
Установление взаимосвязей между природно – ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства Северной Америки.
Цель: Развитие и конкретизация знаний учащихся о неравномерности социально-экономического развития отдельных стран и регионов мира (районов внутри страны), о тесных взаимосвязях между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.
Ход работы:
1. Используя текст учебника Максаковского В.П. , атлас (стр. 40 - 43), знания, полученные при изучении курса 7 класса и дополнительную литературу, в зависимости от номера варианта раскройте содержание предложенной схемы, для чего:
а) выделите характерные черты экономико-географического положения Северной Америки
б) назовите особенности природных условий (рельефа и климата),
влияющих на жизнь, быт и деятельность человека и развитие хозяйства региона
в) перечислите природные ресурсы, которыми обеспечен данный регион
г) опишите особенности размещения, состава, городского и сельского
населения, трудовых ресурсов, жизни и деятельности населения региона
и назовите крупнейшие города региона
д) назовите отрасли промышленной и сельскохозяйственной
специализации региона
е) охарактеризуйте развитие транспорта и туризма в регионе
2. Сделайте вывод о влиянии природных условий и ресурсов на особенности жизни и быта населения и хозяйство региона.
Практическая работа 19
Составление комплексной экономико – географической характеристики стран и регионов Латинской Америки.
Цель: Научиться составлять характеристику стран и регионов Латинской Америки.
Ход работы:
1. Используя текст учебника и карты атласа, на контурной карте Зарубежной Азии нанесите границы её главных экономических районов: Юго-Западной, Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, подпишите названия соседних с Азией стран и регионов, моря и океаны, омывающие её берега.
2. Используя карты атласа, условными знаками нанесите важнейшие месторождения нефти, природного газа, каменного угля, железных, хромовых, марганцевых, алюминиевых, медных, полиметаллических, вольфрамовых, молибденовых и оловянных руд, фосфоритов и калийных солей.
3. Условными знаками отметьте регионы, обладающие лесными, рыбными, агроклиматическими, гидроэнергетическими, геотермальными и рекреационными ресурсами.
4. Условными знаками нанесите на карту основные районы добывающей и обрабатывающей промышленности, отразив специализацию каждого промышленного района и подпишите их названия.
5. Штриховкой одного цвета обозначьте сельскохозяйственные районы с преобладанием растениеводства, а другого цвета - животноводства.
6. Сделайте вывод о развитии и специализации промышленности и сельского хозяйства по субрегионам Латинской Америки.
Практическая работа 20
Установление взаимосвязей между природно – ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства Латинской Америки.
Цель: Развитие и конкретизация знаний учащихся о неравномерности социально-экономического развития отдельных стран и регионов мира (районов внутри страны), о тесных взаимосвязях между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.
Ход работы:
1. Используя текст учебника Максаковского В.П. , атлас (стр. 40 - 43), знания, полученные при изучении курса 7 класса и дополнительную литературу, в зависимости от номера варианта раскройте содержание предложенной схемы, для чего:
а) выделите характерные черты экономико-географического положения Латинской Америки
б) назовите особенности природных условий (рельефа и климата),
влияющих на жизнь, быт и деятельность человека и развитие хозяйства региона
в) перечислите природные ресурсы, которыми обеспечен данный регион
г) опишите особенности размещения, состава, городского и сельского
населения, трудовых ресурсов, жизни и деятельности населения региона
и назовите крупнейшие города региона
д) назовите отрасли промышленной и сельскохозяйственной
специализации региона
е) охарактеризуйте развитие транспорта и туризма в регионе
2. Сделайте вывод о влиянии природных условий и ресурсов на особенности жизни и быта населения и хозяйство региона.
Практическая работа 21
Оценка современного геополитического и геоэкономического положения России.
Цель : Научить учащихся оценивать ПГП страны, выявлять положительные и отрицательные черты геополитического и геоэкономического положения, отмечать изменения геополитического положения во времени, выявлять тенденции развития.
Ход работы : Используя карты атласа и справочную литературу, выполнить письменное описание геополитического и геоэкономического положения страны по плану:
1. Политическая и экономическая оценка государственных границ:
а) уровень экономического развития соседних стран
б) принадлежность соседних стран к политическим и экономическим блокам
в) принадлежность России к политическим и экономическим группировкам и блокам
г) стратегическая оценка государственной границы, возможных рисков и угроз
2. Отношение к транспортным путям, рынкам сырья и сбыта продукции:
а) возможность использования морского и речного транспорта
б) торговые отношения и другие экономические связи с соседними странами
в) обеспеченность страны сырьем
3. Отношение к «горячим точкам» планеты:
а) прямое или косвенное отношение страны к региональным конфликтам
б) военно-стратегический потенциал и наличие военных баз за рубежом
в) отношение правительства страны к международной разрядке, разоружению
4. Общая оценка геополитического и геоэкономического положения страны на современном этапе.
5. Прогноз тенденций дальнейших процессов геополитики и геоэкономики.
Практическая работа 22
Определение роли России и её отдельных регионов в международном географическом разделении труда.
Цель: Развитие умений комплексного использования материала учебника, справочных и статистических материалов с целью определения основных направлений международной торговли и факторов, определяющих международную специализацию страны. Развитие умений оценивать основные показатели экономико-географической характеристики страны, используя различные источники информации.
Ход работы :
5. Штриховкой одного цвета обозначьте сельскохозяйственные районы с преобладанием растениеводства, а другого цвета - животноводства.
Практическая работа 23.
Определение отраслевой и территориальной структуры внешней торговли товарами России.
Цель: развитие умений давать характеристику основным отраслям мирового хозяйства. Определение географии основных отраслей и производств мирового хозяйства; основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию.
Ход работы:
Задание №1: (работа в тетради) на основе полученных знаний.
1.Что такое мировое хозяйство?
2. Каковы условия формирования мирового хозяйства?
3. Назовите территориальную структуру мирового хозяйства.
4. В чем выражается международное географическое разделение труда?
5. Что является результатом географического разделения труда?
6. Какое место занимают промышленность, электроэнергетика, машиностроение, химическая промышленность, сельское хозяйство в экономике мира?
7. Какие сдвиги произошли в структуре основных отраслей и производств под влиянием НТР?
8. Какова роль новейших наукоёмких производств?
9. Перечислите факторы, определяющие размещение новейших и наукоёмких отраслей промышленности.
10. Перечислите страны-лидеры научно-технического прогресса.
Задание №2: (работа в тетради) на основе полученных знаний.
Опираясь на знания по предшествующим курсам географии, приведите примеры того, как специализация районов и стран в межрайонном и международном географическом разделении труда зависит от особенностей их природных условий и ресурсов:
1) В горнодобывающей промышленности.
2) В сельском хозяйстве.
Задание №3: (работа в тетради) на основе полученных знаний.
Выпишите в тетрадь интегрированные региональные экономические группировки. Дайте характеристику международным экономическим интеграциям по плану:
А) какие страны входят;
Б) цель каждой группировки.
Задание №4: (работа в тетради) на основе полученных знаний.
Используя статистические данные, представленные в учебнике , постройте диаграмму: «Производство электроэнергии. Добыча нефти, газа, угля».
Задание №5: (работа в тетради) на основе полученных знаний.
Определите особенности современного развития промышленности, изменения в её структуре и размещении.
Задание №6: (работа в тетради) на основе полученных знаний.
Составьте схему: «Изменения в сельскохозяйственном производстве под влиянием НТР». Укажите пути интенсификации сельского хозяйства.
Практическая работа 24.
Составление карт внешнеторговых связей России.
Цель: Развитие умений комплексного использования материала учебника, справочных и статистических материалов с целью определения основных направлений международной торговли и факторов, определяющих международную специализацию страны. Развитие умений оценивать основные показатели экономико-географической характеристики страны, используя различные источники информации
Ход работы: Используя текст учебника и карты атласа, применяя знания, полученные в 8-9 классах, выполните задания:
1. На контурной карте мира нанесите границы России и границы её главных экономических районов, подпишите названия соседних с Россией стран и регионов, моря и океаны, омывающие её берега.
2. Используя карты атласа, условными знаками нанесите важнейшие месторождения полезных ископаемых.
3. Условными знаками отметьте регионы, обладающие лесными, рыбными, агроклиматическими, гидроэнергетическими и рекреационными ресурсами.
4. Условными знаками нанесите на карту основные районы добывающей и обрабатывающей промышленности, отразив специализацию каждого промышленного района.
5. Штриховкой одного цвета обозначьте сельскохозяйственные районы с преобладанием растениеводства, а другого цвета - животноводства.
6. Сделайте вывод о развитии и специализации промышленности и сельского хозяйства России.
7. Обозначьте на карте страны, которые являются торговыми партнерами России в качестве экспортеров или импортеров какой-либо продукции.
8. Стрелками различного цвета показать экспортируемую и импортируемую продукцию и сырье.
9. Сделайте вывод о структуре российского экспорта и импорта.
Практическая работа 25.
Использование географических карт для выявления регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.
Цель: Развитие умений комплексного использования карт атласа, материала учебника, справочных и статистических материалов с целью определения основных регионов с неблагоприятной экологической ситуацией и выявления причин появления таких регионов.
Ход работы: Используя карты атласа и учебник, выполните задания:
1. Нанесите на контурную карту США государственные границы страны.
2. Используя атлас и учебник В.П. Максаковского (стр. 268, рис. 89) условными знаками обозначьте на контурной карте важнейшие районы добычи минеральных ресурсов и главные промышленные пояса США.
3. Различными цветами заштрихуйте основные районы деградации природной среды в результате деятельности человека: под воздействием добывающей промышленности, обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, танкерного флота, испытаний ядерного оружия и аварий на АЭС и т.д.
4. Подпишите названия наиболее загрязнённых рек, озёр, каналов и морских акваторий.
5. Назовите пути решения экологических проблем в США и меры, которые следует предпринять правительству США для улучшения экологического состояния страны.
6. Сделайте вывод о перспективах развития экологической ситуации в США.
Практическая работа 26
Выявление и оценка важнейших международных событий и ситуаций, связанных с глобальными проблемами человечества.
Цель: Формировать умение находить применение географической информации, давать правильную оценку важнейшим социально-экономическим события международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в разных странах и регионах мира, тенденциям их возможного развития.
Ход работы : Применяя знания, полученные в ходе изучения курса географии, используя материалы СМИ и дополнительной литературы, дайте характеристику политических и экономических тенденций развития предложенных стран (на ваш выбор).
Вариант 1. Германия
Вариант 2. США
Вариант 3. Китай
Вариант 4. Северная Африка
Вариант 5. Израиль
План характеристики:
Регион, в котором находится страна, краткая характеристика её соседей, вывод об особенностях ЭГП и ПГП.
Уровень экономического развития страны, отрасли специализации, торговые связи с другими странами (регионами) мира.
Участие страны в международных экономических и политических организациях и блоках, её роль в этих блоках
Оценка влияния страны в мире, её роль на международной арене
Участие в международных конфликтах
Общая оценка экономической и политической ситуации в стране, прогноз перспектив развития и роли на международной арене.
Задание 1. Заполните пропуски в следующих предложениях:
1. Научно-техническая революция представляет собой коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества.
2. Современная НТР характеризуется четырьмя главными чертами.
3. Техника и технология в эпоху НТР развиваются двумя путями: эволюционным и революционным.
4. Производство в эпоху НТР развивается по шести главным направлениям.
5. Географическая модель современного мирового хозяйства имеет полицентрический характер.
Задание 2. Определите, какие из отраслей служат отраслями международной специализации перечисленных ниже стран:
1. Аргентина — производство зерновых культур
2. Гвинея – добыча бокситов
3. Куба – производство сахара
4.Ливия – добыча нефти
5. Малайзия – добыча оловянных руд
6. США – производство самолётов
7. Узбекистан – производство хлопка
8. Финляндия — производство бумаги
9. Чили – добыча медных руд
10. Япония – производство автомобилей.
Объясните причины такой специализации.
1) для добычи и переработки полезных ископаемых необходимо их наличие;
2) для с/х культур – климатические условия;
3) для других отраслей – наличие трудовых ресурсов, развитой науки и пр.
Задание 3. На контурную карту (рис. 7) нанесите главные интеграционные группировки стран мира:
1) Европейский Союз (ЕС) в составе 15 стран;
2) Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) в составе трех стран;
3) Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в составе 10 стран;
4) Организацию стран-экспортеров нефти (ОПЕК) в составе 11 стран.
Охарактеризуйте роль этих группировок в мировом хозяйстве.
Задание 4. Установите соответствие между следующими странами и типами их отраслевой структуры:
Задание 5. Заполните таблицу «Основные направления региональной политики»:
Подготовьте по материалу этой таблицы устное сообщение.
Задание 6. Подберите примеры развивающихся стран:
1) где столица является крупнейшим городом и одновременно морским портом:
2) где крупнейшим городом и морским портом является не государственная, а «экономическая» столица:
Россия (Санкт-Петербург), США (Нью-Йорк), Бразилия (Сан-Паулу), Индия (Бомбей).
Задание 7. По карте (см. рис. 6) подсчитайте, сколько крупнейших городов мира расположено на берегах морей и океанов. Какое обобщение, касающееся их экономико-географического положения, можно сделать на основании этого подсчета?
15 городов – Приморское положение – благоприятная черта ЭГП. В 50-70-х годах в размещении производств и населения многих стран Западной Европы, Японии, США произошёл сдвиг к морю. Это объясняет усиление ориентации на экспорт/импорт сырья и топлива.
Задание 8. Из приведенных ниже утверждений выберите правильные:
1. Современное производство становится все более наукоемким.
2. Наука об управлении и информации называется кибернетикой.
3. Между местом производства и местом сбыта товаров почти всегда образуется больший или меньший территориальный разрыв.
6. Экологический фактор размещения производства можно назвать антиподом фактора территориальной концентрации.
1. Мировое хозяйство: сущность и основные этапы формирования. Международное географическое разделение труда и его примеры.
Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Латинской Америки (по выбору учащегося).
3. Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов и стран водными ресурсами.
Мировое хозяйство: сущность и основные этапы формирования. Международное географическое разделение труда и его примеры.
Мировое хозяйство (МХ) — это система взаимосвязанных национальных хозяйств, в основе которой лежат международное географическое разделение труда, различные экономические и политические отношения.
Формирование МХ фактически охватывает всю историю человечества.
Процесс его создания начался ещё на мануфактурной стадии развития капитализма (XVI — XVIII вв.).
В результате Великих географических открытий международная торговля охватила районы не только Старого, но и Нового света, обмен продуктами между которыми привёл к образованию мирового рынка.
Дальнейшему расширению этого рынка способствовало развитие транспорта. Морской транспорт связал между собой все материки. Увеличилась протяжённость железных дорог.
В XVIII — XIX вв. произошла промышленная революция, шло образование крупной машинной индустрии в ряде стран Западной Европы и США.
Окончательное формирование МХ можно отнести к периоду — с конца XIX в.
по начало XX в.
В настоящее время в мире преобладают 3 главных центра МХ: Европа (28 % ВВП — валовой внутренний продукт), США (26 % ВВП), Япония (10 % ВВП).
К сведению: ВВП — совокупная стоимость потребляемых населением товаров и услуг, созданных в стране, государственных закупок и капиталовложений.
Международное географическое разделение труда (МГРТ) выражается в специализации отдельных стран на производстве определённых видов продукции и услуг и в последующем обмене ими.
Результатом международного географического разделения труда является отрасль международной специализации для данной страны.
К сведению: отрасль международной специализации — отрасль, которая в большей степени ориентирована на экспорт продукции и в первую очередь определяет «лицо» государства в МГРТ.
Для того, чтобы могла возникнуть подобная специализация, необходимо выполнение определённых условий:
1) страна, участвующая в МГРТ должна обладать какими-то преимуществами (например, богатством природных ресурсов), по крайней мере перед частью государств, в производстве соответствующей продукции;
2) должны существовать страны, испытывающие потребность в этой продукции;
3) затраты на доставку продукции к месту продажи должны быть выгодны стране-производителю;
4) государство должно производить данной продукции больше, чем необходимо ей самой.
Примеры отраслей международной специализации:
- Япония — экспорт автомобилей, морских судов, продукции радиоэлектроники и роботостроения.
- Болгария — выпуск продукции агропромышленного комплекса и подъёмно-транспортного оборудования.
- Канада — производство зерна, продукции лесной промышленности.
- Замбия — экспорт медной руды и рафинированной меди и т.п.
Степень вовлечения любого государства в МГРТ зависит в первую очередь от уровня развития его производительных сил.
Поэтому индустриально развитые страны занимают ведущие места в выпуске «облагороженной», дорогостоящей продукции — машин и оборудования, товаров длительного пользования и т.д.
Что же касается развивающихся стран, то основные отрасли их международной специализации связаны с вывозом природных ресурсов и сельскохозяйственной продукции.
⇐ Предыдущая43444546474849505152Следующая ⇒
Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 205 | Нарушение авторского права страницы
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…
Это все исторически сформированный набор национальных экономик всех стран мира, которые взаимосвязаны с глобальными экономическими отношениями. География мировой экономики включает: 1) общая география мировой экономики 2) отраслевая география мировой экономики 3) региональная география мировой экономики. Этапы формирования мировой экономики: 1) 12 — 19 в.
— открывая новые земли, завоевывая новые ресурсы, 2) XIX век. — формирование капиталистического рынка. 3) конец 19 — 1 половина 20 — глобальное разделение труда, 4) 2 половина 20 — ЗППП и интернационализация. Структура: Производственная сфера (промышленность, транспорт, связь, сельское хозяйство, строительство), непродуктивная (наука, культура, образование, здравоохранение, услуги: потребители, компании, консалтинг, финансовые ресурсы.
MEDT — Международное географическое разделение труда представляет собой сочетание компонентов: экспорт капитала, обмен научно-техническими знаниями, специализация и сотрудничество, внешняя торговля, международный туризм.
МГРТ является первым шагом на пути к созданию международной экономической интеграции. Он представляет собой объективный процесс развития особенно глубоких и стабильных взаимоотношений между отдельными группами стран на основе осуществления скоординированной межгосударственной политики.
Факторы размещения в эпоху научно-технической революции.
Факторы размещения считаются совокупностью условий для наиболее рационального выбора места нахождения хозяйственного объекта, группы объектов, промышленности или конкретной территориальной организации структуры экономики.
Все разнообразие факторов размещения можно разделить на несколько групп. Территориальный фактор Территория является одним из важных элементов географической среды общества, которая является элементом производительной силы государства.
Фактическое экономическое и географическое положение EEA — это отношение города, района или города к внешним объектам, имеющим какое-то экономическое значение. Существует четыре типа ЕАОС: центральный, периферийный, соседний и морской.
Фактор природных ресурсов Это очень важный фактор, который играет особенно важную роль на ранних этапах социально-экономического развития.
В эпоху НТП основа природных ресурсов больше не определяется структурой и географией экономики. Это связано с активизацией международной торговли и быстрым развитием сильноинтенсивных отраслей.
Для создания отраслей в добывающей промышленности этот фактор остается основным фактором. Поскольку многие из старых бассейнов и месторождений уже исчерпаны, произошел сдвиг в добывающей промышленности в новых областях. В экономически развитых странах введены строгие экологические ограничения и разработка новых источников. Транспортный фактор К моменту научно-технической революции этот фактор оказал почти решающее влияние на местоположение производства.
Изменения в области транспорта для его улучшения способствуют преодолению территориального разрыва между районами производства и потребления продуктов.
Географическая модель современной мировой экономики
Коэффициент рабочей силы ,Фактор территориальной концентрации Концентрация производства дает высокий экономический эффект, но на нынешнем этапе процесс децентрализации еще более характерен для создания небольших компаний. Экологический фактор .
⇐ previous123Следующий ⇒
| | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Использовать поиск:
Воздействие НТР на территориальную структуру мирового хозяйства.
Территориальная структура мирового хозяйства — Это размещение отраслей хозяйства по странам, регионам, континентам. Важным показателем, характеризующим место страны в мировой экономике является валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), производство ВВП на душу населения, численность экономически активного населения, коэффициент специализации.
По этим показателям, а значит по роли и месту в мировой экономике, страны дифференцируют на три группы: «Центр», «Полупериферия», «периферию». В странах Центра мировой экономики ВВП на душу населения превышает 10 000 долл.
в год, в странах полупериферии колеблется от 500 до 10 000 долл. в год, а в странах Периферии менее 500 долл. В страны «Центра» относятся почти все развитые страны и богатые развивающиеся страны — финансово избыточные страны — экспортеры нефти.Полупериферии образуют страны с средним уровнем развития.
Билеты по географии за 11 класс
Это самая многочисленная группа, в состав которой входит большинство развивающихся стран, бывшие социалистические страны. Периферия представлена беднейшими странами мира.Территориальная структура мирового хозяйства развивалась в течение длительного периода. В XIX в. по всем показателям выделяли Европу, то есть мировое хозяйство имело моноцентрический характер. В ХХ в. появился еще один центр Мирового хозяйства — США, который вскоре занял ведущие позиции. После Второй мировой войны крупными хозяйственными центрами стали Китай, Япония, Индия, Канада, Мексика, Бразилия, а ныне — «новые индустриальные страны »(НИС) — Северная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур.На сегодня сформировалась полицентрическая модель мирового хозяйства с такими центрами: Северо-Американским, ядром которого является экономика США по экономиками Канады йи Мексики Европейским, ядром которого является экономика стран ЕС во главе с Германией, Азиатско-Тихоокеанским, интеграционное ядро которого сформировали Япония, Китай и «дальневосточные тигры».Процесс формирования полюсов экономического роста продолжается.
Перспективны регионы Северной Евразии, Южной Америки, Австралии и Новой Зеландии.НТР влияет на территориальную организацию производства, размещения производительных сил. Экстенсивный путь развития экономики за счет освоения новых земель, строительства новых предприятий, заменяется интенсивным, Который предусматривает качественное обновление существующих предприятий, новых подходов к использованию имеющихся территорий.Меняется роль факторов, влияющих на размещение производства.территориальны й (чем больше территория, тем больше вариантов по размещению производства);экономико-географического положения (ЭГП может быть выгодно, не выгодное; центральное, соседское, приморское; ориентация на привозную сырье и топливо, оживление мировой торговли выгодным делает приморский размещения);природно-ресурсный (определяет размещение отраслей первичного производства; сейчас теряет свое влияние в размещении отраслей обрабатывающей промышленности);транспортный способствует обмену ресурсами, товарами, движения населения; сейчас за счет модернизации транспортных средств в эпоху НТР делает оправданными перевозки на значительные расстояния);трудоресурсного (квалифицированные кадры развитых стран способствуют размещению здесь «верхних» эшелонов обрабатывающей промышленности, что является наиболее наукоемкими и требуют квалифицированных кадров; дешевая рабочая сила Юго-Восточной Азии притягивает працемистки производства из развитых стран);концентрации (укрупнения предприятий способствует активизации процесса урбанизации, образованию городских агломераций);наукоемкости ( новый фактор, способствует притяжению производства до значительных научных, образовательных центров, созданию городов — научных центров);экологический (обязательно его учет при модернизации существующих предприятий, размещению новых, «грязные» производства все чаще выносятся в менее индустриализированные и урбанизированные регионы, законодательствами многих стран предусмотрены жесткие санкции за загрязнение окружающей среды).Мировое хозяйство находится в постоянном поступательном развитии.
Предыдущая18192021222324252627282930313233Следующая
ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:
География 10 класс
«Общая характеристика Зарубежной Европы» — Ресурсы. Химическая промышленность.
Сельское хозяйство. ЕС – Европейский Союз. Франция, Нидерланды, Швейцария. НАТО. Лесная промышленность. Как различаются страны по национальному составу. Промышленность – главные отрасли. Религиозный состав. Наука. ТЭК. Зарубежная Европа. Транспорт. Металлургия. Население. План урока. Отдых. Урбанизация. 1 тип воспроизводства. Национальный состав – пестрота. Голландия.
«Формирование политической карты мира» — Кондоминиум - совместное владение. Политическая карта мира. Этапы формирования политической карты. Страны-члены Британского Содружества. Политический строй. Статус свободной ассоциации. Территории с неопределенным статусом. Колония. Современные государства. Самая известная монархия — Великобритания. Изменения на ПКМ. Типология стран по государственному строю. Арендованные территории.
Политическая карта мира (ПКМ).
«Ресурсы Мирового океана» — Ежегодно на шельфах Мирового океана добывается около 700 млн. тонн нефти. Источник химических элементов. Проблемы Мирового океана. Кладовая богатств.
Морская вода. Примеры минералов. Десятки миллионов тонн рыбы.
Что прежде всего отличает географическую модель современного мирового хозяйства?
Минеральные ресурсы. Энергетические ресурсы. Пути решения проблем. Биологические ресурсы. Продуктивные области. Океанологи. Ресурсы Мирового океана. Ряд крупных месторождений нефти.
«География «Населения мира» 10 класс» — Основные понятия. Преобладание женщин в структуре населения пожилого возраста. Страны с высоким уровнем образования.
«Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!». Ведущие идеи. Минута релаксации. Улыбка творит чудеса. Страны делят на три группы. Три мировые религии. Этнолингвистический состав. Навыки и умения. Где узнать больше.
География населения. Возрастной и половой состав населения мира. Проверь себя. Алжир.
«Нотр Дам де Пари» — Мощный и величественный фасад разделён по вертикали на три части.
Виктор Гюго опубликовал роман «Собор Парижской Богоматери». Собор с его великолепным внутренним убранством. Фигуры представляют собой душу Нотр-Дама. Собор был объявлен Храмом Разума. Сент-Шапель. Легенды о Соборе Нотр Дам. Главный фасад собора имеет три двери. Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора. Значительная часть витражей выполнена в середине XIX века.
«Урбанизация» — Максимальные показатели. Высокоурбанизированные страны. Рост населения. Темпы урбанизации. Крупнейшие агломерации мира.
Уровни и темпы урбанизации. Рост численности городов. Городские агломерации. Этажность застройки. Современные процессы роста. Урбанизация. Уровень городской численности. Размещение населения. Быстрые темпы роста городского населения.
Всего в теме «География 10 класс» 121 презентация
5klass.net> География 10 класс> Хозяйство> Слайд 11
Согласно NN. Баранский, концепция MGDT — основная концепция экономической географии.
По словам Митрофана, MGTR является основой мировой экономики.
MEDT — процесс концентрации в определенных странах в производстве определенных продуктов или услуг, выходящих за рамки внутренних потребностей (специализации), а также обмен соответствующими продуктами или услугами с другими странами.
— процесс устойчивой концентрации в отдельных странах, которые производят материальные блага и услуги, выходящие за рамки внутренних потребностей.
(Митрофанов)
Условия, необходимые для проектирования MGDT (IA Vivert):
1) долгое время государство должно обладать определенными преимуществами (например, преимуществами преимуществ) в других странах;
2) Должны быть страны, которые нуждаются в этом продукте.
3) Стране необходимо производить этот продукт больше, чем нужно
4) Стоимость транспортировки продукции не должна быть выше или равна разнице между ценой производства и продажной ценой.
Условия, необходимые для формирования МГРТ (Митрофанова):
Географическая модель современной мировой экономики Аннотация
Если национальные расходы ниже международных, создается MGTR. (!!!)
4 из вышеуказанных пунктов (на семинаре она сказала, что стоимость транспортировки — все глупо)
3 основные группы факторов, на которых основан MGRT:
1) Физико-географическое (экономико-географическое) — наличие определенных природных ресурсов и прибыльной ЕАОС
2) Факторы НТП — уровень развития производительных сил.
3) Социально-экономические и политические.
Решающее влияние на специализацию стран.
MGTR контролирует международную специализацию производства:
1) межсекторальные
Страна обычно производит и экспортирует относительно немного видов продуктов, которые становятся филиалами по международной специализации.
2) в отрасли
Специализация в производстве готовой продукции, а также деталей и сборок
В основе любых экономических взаимоотношений между государствами лежит разделение труда, благодаря которому стал возможным обмен различной продукцией и услугами. Еще в древние времена обмен был важной составляющей взаимодействия между группами. Благодаря развитию внешней торговли и всевозможным отраслям производства появилось такое понятие как географическая модель современного мирового хозяйства.
Что представляет собой международное разделение труда
Международное географическое разделение труда (МГРТ) является основным определением современной экономической географии и характеризуется специализацией стран на производстве конкретных видов товаров и услуг и дальнейшей их продаже или обмене.
У каждой страны есть особенности размещения различных отраслей. К примеру, в Японии на первом месте стоит автомобиле- и судостроение, электротехническая промышленность. Аргентина и Канада занимается зерноводством, а Бразилия является экспортером лучшего в мире кофе.
Рис.1. Япония - лидер автомобилестроения.
Международная отраслевая специализация делает обмен услугами и товарами необычайно важными, поскольку тем самым укрепляет и всячески развивает экономические связи между странами.
Особенности современного географического разделения труда
География мирового хозяйства с каждым годом становится все более сложной. Так, до ХХ столетия существовал единственный центр мирового хозяйства - Европа. Затем появились новые лидеры: Америка, Советский Союз, Япония. После окончания Второй мировой войны, перераспределения сфер влияния и развития новых производственных отраслей, на мировую арену стали выходить такие страны как Китай, Индия, Австралия, Канада.
В современном всемирном хозяйстве ведущую позицию занимают развитые страны, на долю которых приходится более 50% ВВП. Благодаря солидным капиталам, развитому производству и новейшим технологиям они являются двигателем мирового хозяйства.
ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой
Рис.2. Развитые страны - основа развития мирового хозяйства.
Большим контрастом являются развивающиеся страны Африки, Азии и Латинской Америки. Именно там сконцентрирована удручающая бедность, большой рост населения, низкий уровень образования и медицины.
Основные экономические блоки мирового хозяйства
В настоящее время на мировой арене самыми крупными и мощными являются следующие блоки:
- Североамериканский (США, Канада, Мексика).
- Западноевропейский (страны западной Европы во главе с Германией, а также интегрированные страны Восточной Европы и бывшего СССР).
- Азиатско-тихоокеанский (Тайвань, Корея, Сингапур, Малайзия, Индонезия, Филиппины, Бруней, Таиланд во главе с Японией).
Их цель - развитие и укрепление международных взаимовыгодных экономических отношений.
Общая характеристика секторов экономики
Модель современного мирового хозяйства является трехсекторной и условно состоит из сельского хозяйства, промышленности и сферы услуг. Зная, какая сфера доминирует в конкретном государстве, можно определить его уровень развития.
- Первичный сектор : сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых и сырья, лесоводство, рыболовство, горнодобывающая промышленность.
- Вторичный сектор : строительный бизнес и промышленное производство. Также к отраслям вторичной сферы относят пищевую и легкую промышленность, нефтехимию и химию.
- Третичный сектор : образование, сфера услуг, а также туристический бизнес.
Рис.3. Сельское хозяйство - пример первичного сектора экономики.
С развитием социума происходит переход от первичного сектора к вторичному, и в итоге – к третичной сфере экономике. Данные изменения связаны, прежде всего, с изменением потребительского спроса.
В богатых развитых странах преобладает третичная сфера, однако в последнее время ученые все чаще приходят к выводу, что не за горами появление и развитие четвертичного сектора - экономики знаний.
Что мы узнали?
Ученики 10 класса должны знать, что в основе развития мирового хозяйства лежит, прежде всего, географическое международное разделение труда. Благодаря ему происходит эффективная торговля и обмен товарами и услугами, укрепляются связи между государствами и регионами.
Тест по теме
Оценка доклада
Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 186.
Раздел, тема. | Практические работы. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Современная политическая карта мира. | № 1.Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира», выделение группы стран, к которой относится выбранная страна по форме правления и форме административно государственного устройства. № 2. Характеристика политико - географического положения страны. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
География ми- ровых природ- ных ресурсов. Охрана окру- жающей среды и экологичес- кие проблемы. | № 3. Оценка ресурсообеспеченности страны. № 4. Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых и районов выгодных территориальных сочетаний; земельных, агроклиматических, водных, лесных ресурсов и ресурсов Мирового океана выбранной страны. № 5. Обсуждение экологических проблем регионов, возникающих при использовании природных ресурсов. Пути решения проблем. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
География населения | № 6 – 12. Оценка демографического потенциала выбранной страны. № 6. Изучение и объяснение процессов воспроизводства населения. № 7. Изучение и объяснение состава населения выбранной страны. № 8. Изучение и объяснение размещения населения на территории выбранной страны. № 9. Составление характеристики трудовых ресурсов и экономически активного населения выбранной страны. № 10. Изучение и объяснение миграционных процессов на территории выбранной страны. № 11.Изучение и объяснение особенностей урбанизации страны. № 12. Общие выводы о демографическом потенциале выбранной |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Научно – техническая революция и хозяйство. | № 13.Составление характеристики основных (ближайших к выбранной стране) центров современного мирового хозяйства, влияние на экономику и политику выбранной страны.
2. Дать анализ конкретных событий текущей международной политической жизни, 3. Научиться оценивать политико-географическое положение страны, выявлять его положительные и отрицательные черты, отмечать изменение ПГП страны во времени. условными знаками. 3. Обозначить на к. к. условными знаками агроклиматические ресурсы. 4. Обозначить на к. к условными знаками водные ресурсы и ресурсы Мирового океана. 5. Условные знаки к. к. должны совпадать со знаками карт атласа. Практическая работа № 5. Обсуждение экологических проблем регионов, возникающих при использовании природных ресурсов. Пути решения проблем. Цели:1. На примере исследованных проблем страны Х оценить и спрогнозировать последствия 2.Проверить и оценить умения работать с различными источниками информации индивидуально, в группе, заполнять таблицу, делать обобщения, выводы, вести дискуссию. Последовательность выполнения работы: 1. Изучив текст учебника, материалы печати, заполните таблицу для страны Х:
2. Сгруппируйте страны с одинаковыми проблемами по регионам или уровню развития, обсудите пути решения, сделайте выводы, обобщения по теме. Практическая работа № 6. Изучение и объяснение процессов воспроизводства населения. Цели: 1. Закрепить понятие «воспроизводство населения», установить главные признаки и особенности первого и второго типов воспроизводства населения. 2.Научиться объяснять по результатам сравнения процессы воспроизводства населения на примере конкретной страны. 3.Оценить умения сравнивать, обобщать, делать выводы. Последовательность выполнения работы: 1. Изучив текст учебника, определите основные признаки и показатели первого и второго типов воспроизводства населения. 2. По картам атласа определите показатели рождаемости, смертности, прироста населения страны Х. 3. Запишите формулу естественного прироста (убыли) населения страны Х. 4. Сравните показатели В. страны Х с другими странами региона, крупнейшими странами мира, объясните причины сходства и различия, определите их демографический тип, демографическую политику. Практическая работа № 7. Изучение и объяснение состава населения выбранной страны. Цели: 1.Выявить и объяснить особенности состава населения (Н.) страны Х. 3. Оценить умения сравнивать и делать выводы. Последовательность выполнения работы: 1.Используя карты атласа, текст учебника определите для страны Х: а) половой состав Н.; б) национальный состав, национальные проблемы, определите тип страны (одно-,дву-, или многонаниональная); в) религиозный состав. 2. Используя диаграммы учебника, определите для страны Х: а) возрастной состав; б) общий вид полово - возрастной пирамиды для стран типа страны Х. 3. Зарисуйте общий вид полово - возрастной пирамиды для страны Х. 4. Сравните страны мира по составу, объясните причины сходства и различия. Практическая работа № 8. Изучение и объяснение размещения населения на территории выбранной страны. Цели: 1. Выявить и объяснить особенности размещения населения страны Х. 2.Проверить и оценить умения сравнивать, делать выводы. Последовательность работы: 1. Используя визитную карточку (площадь страны и численность населения), определите среднюю плотность населения страны Х, сравните полученный показатель с показателями других стран мира. 2. Используя карты атласа, определите районы с повышенной плотностью, с пониженной плотностью населения. 3.Объясните причины различного размещения населения. Практическая работа № 9 Составление характеристики трудовых ресурсов и ЭАН выбранной страны. Цели: 1. Проверить и оценить знания о трудовых ресурсах, ЭАН страны Х. 2.Научиться сравнивать обеспеченность трудовыми ресурсами различных стран мира, делать выводы. Последовательность выполнения работы: 1. Дайте определение понятиям « трудовые ресурсы», «экономически активное население» (ЭАН). 2.Дайте сравнительную оценку трудовых ресурсов двух (развитой и развивающейся) стран мира (одна из стран – страна Х) по предложенному плану с помощью текста учебника и других источников информации: а) обеспеченность трудовыми ресурсами; б) доля ЭАН; в) распределение ЭАН между отраслями и сферами хозяйства; г) качественный состав; д) вывод о существующих различиях в трудовых ресурсах и ЭАН стран, факторах, их определяющих. Практическая работа № 10. Изучение и объяснение миграционных процессов на территории выбранной страны. Цели: 1. Установить главные направления миграций в пределах страны Х и региона, в котором расположена страна. 2. Научиться объяснять причины миграционных процессов на примере страны Х и региона. 3. Учиться отражать результаты работы картографическими средствами. Последовательность выполнения работы: 1.Дайте определение понятиям «миграция», «иммиграция», «эмиграция». 2.Пользуясь текстом учебника и картами атласа, на к. к. условными знаками, совпадающими со знаками атласа, укажите районы повышенной и пониженной плотности Н., народы, проживающие на территории страны Х. 3. Разноцветными стрелками покажите направления и виды миграции. 4.Над стрелками подпишите причины миграций. Практическая работа № 11. Изучение и объяснение особенностей урбанизации выбранной страны. Цели: 1. Выявить и объяснить особенности урбанизации страны Х. 2.Учиться в процессе самостоятельной работы с различными источниками информации, выявлять и объяснять особенности процессов и явлений. Последовательность выполнения работы: 1.Дайте определение понятиям «урбанизация», «агломерация »,«мегалополис»,«городской взрыв», «трущобная урбанизация», «субурбанизация». 2. Используя текст учебника, карту атласа, обьясните особенности урбанизации страны Х. В работе должны быть раскрыты следующие вопросы: а) какие общие черты современной урбанизации как всемирного процесса характерны для исследуемой территории? б) Каковы особенности урбанизации страны? Объясните их причины. Практическая работа № 12. Общие выводы о демографическом потенциале выбранной страны. Цели: Проверить и оценить умения объяснять, делать выводы, обобщать, прогнозировать. Последовательность выполнения работы: 1. Определите понятие «демографический потенциал». 2. Используя учебник, тексты предыдущих работ, дайте общую оценку демографического потенциала, дайте прогноз на демографическую ситуацию выбранной страны Х. Практическая работа № 13. Составление характеристики основных (ближайших к выбранной стране) центров современного мирового хозяйства, влияние на экономику и политику выбранной страны. Цели: 1. Проверить и оценить умения пользоваться различными источниками информации. 2. Проверить и оценить умения делать выводы. 3.Научиться анализировать конкретные события международной политической и экономической жизни. 4.Научиться выделять основные центры современного мирового хозяйства. 5.Научиться составлять характеристику основных центров современного хозяйства. 6.Переводить текст в картографическую информацию. Последовательность выполнения работы: 1. Используя текст учебника, выделите на к. к. основные центры современного мирового хозяйства (ближайшие к стране Х). 2. На отдельном листе, прикрепленном к к. к., используя текст учебника и материалы периодической печати, составьте краткую характеристику этих основных центров современного мирового хозяйства. 3. Сделайте вывод: что прежде всего отличает географическую модель современного мирового хозяйства? 4. Сделайте вывод: какой из мировых центров оказывает наибольшее влияние на страну Х, Практическая работа № 14. Составление типологической схемы территориальной структуры хозяйства выбранной страны Ц. ели: 1.Установить особенности территориальной структуры хозяйства в экономически развитой или развивающейся странах. 2.Научиться отражать результаты работы в виде типологической схемы. 3.Проверить и оценить умение работать с текстом учебника, делать обобщения, выводы. Последовательность выполнения работы: 1. Изучив текст учебника, составьте типологическую схему территориальной структуры хозяйства страны Х, на которой отразите особенности размещения хозяйства (крупные промышленные узлы, промышленные пояса, сельскохозяйственные районы, транспортные магистрали). На схеме постарайтесь выделить систему экономических районов трех основных типов. Сделайте необходимые пояснения. Практическая работа № 15. Влияние НТР на темпы роста, отраслевую, территориальную структуру хозяйства: факторы размещения хозяйства выбранной страны. Цели: Познакомиться с влиянием НТР на темпы роста, отраслевую, территориальную структуру хозяйства: факторы размещения хозяйства страны Х Закрепить умение заполнять таблицу. Последовательность выполнения работы: 1. Изучите текст учебника о влиянии НТР на хозяйство. 2. Заполните таблицу:
Где 1- фактор территории, 5- фактор трудовых ресурсов, 2- фактор ЭГП, 6- фактор территориальной концентрации, 3- природно-ресурсный фактор. 7- фактор наукоемкости, 4- транспортный фактор, 8- экологический фактор. Практическая работа № 16 Составление характеристики ведущих отраслей промышленности, сельского хозяйства, видов транспорта Цели: 1. Составить краткую характеристику ведущих отраслей промышленности, сельского хозяйства, видов транспорта. 2.Проверить умение составлять схему, выделять главное, классифицировать. Бытовая техника) Центральная для добычи юг России Центральная Россия, нефти) Россия Урал Урал Факторы размещения : Транспортный Металлобаза Потребитель Наукоёмкость, Трудоемкость Практическая работа № 17. Составления картосхемы размещения основных промышленных, сельскохозяйственных районов и центров, районов туризма выбранной страны. Цели:1Выявить основные промышленные, и сельскохозяйственные районы, центры, районы туризма страны Х. 2.Учиться комплексно использовать карты, учебник, справочные материалы с целью отбора информации, отражать результаты работы в картографической форме. 3.Учиться проектировать. Последовательность выполнения работы: 1. Используя тематические карты атласа, определите и нанесите на контурную карту основные районы производства электроэнергии, чёрной и цветной металлургии , машиностроении и металлообработки , химической, текстильной промышленности, а также крупных центров данных отраслей; сельскохозяйственные районы. Знаки легенды на к. к. должны соответствовать знакам легенды атласа. 2. Основные районы туризма показать своими знаками (как вариант работы – составьте проект по использованию рекреационных ресурсов страны Х). Практическая работа № 18. Составление диаграммы «Международные торгово-экономические связи» выбранной страны. Цели: 1.Установить объем внешней торговли страны Х. 2.Установить объем экспорта и импорта. 3.Установить важнейшие товарные группы экспорта и импорта. 4.Научиться показывать международные торгово-финансовые связи диаграммой. 5.Проверить и оценить умения делать выводы, сравнивать. Последовательность выполнения работы 1. Используя карту атласа определите объём внешней торговли страны Х, объём экспорта и импорта, важнейшие товарные группы. 2. Зарисуйте диаграмму « Международные торгово-финансовые связи» страны Х в масштабе. 3. Условные знаки диаграммы должны соответствовать знакам легенды карты атласа. 4. Привести примеры различных экспортных и импортных товаров в различных товарных группах в условных знаках. 5. Зарисовать условные знаки. 5. Сравнить международно-финансовые связи страны Х с другими странами мира. 6. Сделайте вывод о месте страны в Мировом Хозяйстве. |