Обсе цель организации. Совещание по сотрудничеству и безопасности в Европе: дата, роль
История создания ОБСЕ берет свое начало с подписания 1 августа 1975г. 33 государствами Европы, а также США и Канадой в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Этот документ, выработанный на основе интенсивных трехлетних консультаций, получил название «10 заповедей разрядки».
«Заповеди» включали в себя положения об уважении суверенитета, нерушимости границ, отказа от использования силы при решении конфликтов, признание территориальной целостности и права народов на самоопределение, невмешательство одних стран во внутренние дела других, уважение прав человека и свобод, сотрудничество между государствами и соблюдение международных законов.
С тех пор процесс разрядки и выработки общего направления для решения проблем континента медленно развивался, что выразилось в проведении ряда встреч представителей государств-участников хельсинского совещания. Было очевидно, механизм, разработанный на основе «10 заповедей», подписанных странами, подходил для этого больше, чем военные блоки. После объединения Германии, распада СССР и роспуска Организации Варшавского Договора в Европе и США развернулась широкая дискуссия по проблеме строительства новой системы безопасности. Прорабатывались различные сценарии ее развития с учетом того, что на первый план выходили вопросы экономики, экологии, демократии, культуры, информации, а военно-политические категории, казалось, переставали играть лидирующую роль. Таким образом, 5-6 декабря 1994г. на Будапештском саммите было принято решение преобразовать с 1 января 1995г. СБСЕ в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) со своим уставом и юридическо-правовой базой. ОБСЕ стала первой всеобъемлющей организацией, сфокусированной на общеевропейском процессе (в отличие от ЕС и НАТО, которые остаются «полюсом притяжения») и действительно со временем может стать форумом общеевропейского диалога и сотрудничества. В 1995-1996г.г. были разработаны сценарии «трех концентрических кругов», согласно которому предполагалось тесное взаимодействие «малого круга» ЗЕС со «средним кругом» НАТО и «большим кругом» ОБСЕ. При этом сценарии, говорящие о возвращении к политике баланса сил вместо интеграционных подходов в разрешении вопросов безопасности, подвергались критике. Особо говорилось о России, о ее роли в новой европейской системе. Так Геншер, бывший министр иностранных дел ФРГ, говорил: «Западу нужна сильная Россия как партнер в деле европейского строительства... В более общем плане речь идет об изменении всей Европы, а вовсе не о присоединении Востока к Западу континента» [Пархалина Т. О новой архитектуре безопасности в Европе// Мировая экономика и международные отношения. № 12, 1999.]
На саммитах ОБСЕ велись дискуссии о создании модели безопасности для следующего столетия, но разработка ее так и осталась в начальной фазе. Участники сходились во мнении о том, что «необходимо глобальное видение проблем безопасности, новых вызовов и рисков, с которыми сталкивается Европа». [Фридмен Л. Силовой потенциал и вакуум безопасности в Европе// Мировая экономика и международные отношения. № 2, 1995.]
ОБСЕ рассматривалась как основа новой архитектуры европейской безопасности как организация, уже накопившая определенный опыт по четырем направлениям деятельности - раннее предупреждение кризисных ситуаций, превентивные действия с целью не допустить трансформации кризисных ситуаций в конфликты, урегулирование кризисов, постконфликтная реабилитация (как в случае с Боснией и Герцеговиной). В Чечне ОБСЕ проявила способность действовать как посредническая нейтральная сторона. Рассматривались возможности ОБСЕ в сфере контроля над вооружениями и разоружением, роль ее в сфере экономического и культурного сотрудничества, защите прав человека. Но исследователи полагали, что организация не обладает достаточными финансовыми, институциональными и организационными возможностями для предоставления ее участникам надежных гарантий безопасности против угроз всех типов:
«Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, например, охватывает все государства, но лишено способности принятия действительно эффективных решений» [Пархалина Т. О новой архитектуре безопасности в Европе// Мировая экономика и международные отношения. № 12, 1999.]
«... а может ли вообще одна организация обеспечить эти гарантии и быть доминирующим элементом в новой системе? На мой взгляд, ответ однозначен - нет, не может». [Создание новой системы европейской безопасности и роль международных организаций. М.,1996.]
Тем не менее, почему же процесс становления ОБСЕ как всеобъемлющей организации безопасности столь важен для Европы?
Во-первых, для реализации новой концепции безопасности нужны отправные точки - общие для всех. В принципах ОБСЕ это - демократия, обеспечение прав человека, верховенство закона, рыночная экономика, социальная справедливость и ответственность за сохранение окружающей среды - понятия, не встречающие возражений практически во всех странах-участницах.
Во-вторых, основа ОБСЕ - равноправие для всех государств-участников, что ставит в равное положение все страны, не принимая во внимание уровень их экономическо-социального развития, и открывает двери для широкого диалога по различным, в том числе и экономическим проблемам.
В-третьих, военные союзы не могут обеспечить всеобъемлющую безопасность, так как объединяют военный потенциал государств, чтобы противостоять общему противнику. Потенциальный противник, в свою очередь, ищет союзников для противостояния, что не способствует укреплению доверия между большими группами государств. Сообщества же берут за основу общие ценности и своей активностью способствуют вниканию стран в интересы друг друга, созданию «прозрачности» и доверия. Но: поскольку сообщества целиком полагаются на невоенные средства, они «не в состоянии противостоять преднамеренной агрессии. Они бессильны, когда образование сообществ терпит крах и вспыхивает война».
В-четвертых, ОБСЕ единственная реальная общеевропейская организация безопасности. В период после 1990г. она обзавелась рядом новых органов, делающих ее дееспособной и за рамками организации. К ним относятся -Постоянный совет, Бюро по демократическим институтам и правам человека в Варшаве, Верховный комиссар по делам национальных меньшинств и Центр по предотвращению конфликтов. Кроме того, она послала миссии наблюдателей почти во все очаги конфликтов в Восточной Европе в целях выяснения на месте ситуации и возможностей мирного урегулирования конфликтов. К тому же ОБСЕ включена в качестве «регионального соглашения», в соответствии с гл. VIII Устава ООН, в глобальную систему коллективной безопасности. Правда, пока все это оказалось неэффективным.
Название:
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, ОБСЕ, OSCE
Флаг/Герб:
Статус:
региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности
Структурные подразделения:
Основными органами организации являются Саммит (Встреча на высшем уровне), Совет министров иностранных дел, Высший совет, а также Постоянный совет под руководством Председателя (англ. Chairman-in-Office, CiO), занимающего этот пост в течение года.
Штаб-квартира ОБСЕ расположена в Вене (Австрия). Организация также располагает представительствами в Копенгагене, Женеве, Гааге, Праге и Варшаве.
Деятельность:
контроль над распространением вооружений;
дипломатические усилия по предотвращению конфликтов;
меры по построению доверительных отношений и безопасности;
защита прав человека;
развитие демократических институтов;
мониторинг выборов;
экономическая и экологическая безопасность.
Официальные языки:
Страны-участницы:
Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Белоруссия, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Ирландия, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Кипр, Киргизия, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдавия, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Словения, США, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швеция, Швейцария, Эстония
История:
Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе было созвано по инициативе СССР и социалистических государств Европы как постоянно действующий международный форум представителей 33 европейских государств, а также США и Канады для выработки мер уменьшения военного противостояния и укрепления безопасности в Европе.
Совещание проводилось в три этапа:
3 – 7 июля 1973 – Хельсинки – совещание министров иностранных дел,
18 сентября 1973 – 21 июля 1975 – Женева – внесение предложений, поправок и согласование текста Заключительного акта,
30 июля – 1 августа 1975 – Хельсинки – саммит. На саммите 1 августа был подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Заключительный акт
Межгосударственные договорённости, сгруппированные в несколько разделов:
в международно-правовой области – закрепление политических и территориальных итогов Второй мировой войны, изложение принципов взаимоотношений между государствами-участниками, в том числе принципа нерушимости границ;
в военно-политической области – согласование мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях и крупных передвижениях войск, присутствие наблюдателей на военных учениях);
в экономической области – согласование основных сфер сотрудничества в области экономики, науки и техники и защиты окружающей среды;
в гуманитарной области – согласование обязательств по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования.
Последующие встречи
Развитие достигнутых договорённостей закреплялось на встречах государств-участников:
1977-1978 - Белградская,
1980-1983 - Мадридская,
1984 - Стокгольмская,
1986 - Венская.
19-21 ноября 1990 - Парижское совещание глав государств и правительств государств-участников СБСЕ. Здесь была подписана Парижская хартия для новой Европы (провозгласившая окончание «холодной войны»), заключён Договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ), принята совместная декларация 22 государств (членов НАТО и ОВД), создан ныне существующий трёхступенчатый механизм политических консультаций: встречи на высшем уровне, Совет министров иностранных дел (СМИД), Комитет старших должностных лиц.
10 сентября - 4 октября - Москва - третье заключительное совещание Конференции по человеческому измерению СБСЕ (первое прошло в 1989 в Париже, второе - в 1990 в Копенгагене). Принят документ, в котором впервые указано, что вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, а обязательства в области человеческого измерения не относятся к числу исключительно внутренних дел государств-членов СБСЕ.
1992 - Хельсинкская встреча на высшем уровне. Принят документ «Вызов времени перемен», который положил начало превращению СБСЕ из форума преимущественно политического диалога между государствами-участниками в трансрегиональную организацию, ставящую целью поддержание военно-политической стабильности и развитие сотрудничества «от Ванкувера до Владивостока». СБСЕ получила широкие полномочия и возможности принимать меры практического характера для предотвращения и урегулирования локальных и региональных конфликтов.
1992 - Стокгольмская встреча Совета МИД. Учреждён пост Генерального секретаря СБСЕ.
1993 - Римская встреча Совета МИД. Принята Декларация по агрессивному национализму - источнику современных конфликтов. Создан Постоянный комитет СБСЕ - институт постоянных представителей государств-участников.
1994 - Будапештская встреча на высшем уровне. Принято решение о переименовании СБСЕ с 1 января 1995 в ОБСЕ - Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе. Принята политическая декларация «На пути к подлинному партнёрству в новую эпоху», договорённость о начале разработки модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века, военно-политические договорённости («Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности», «Принципы, регулирующие нераспространение» и др.).
1995 - Будапештская встреча СМИД.
2-3 декабря 1996 - Лиссабонская встреча глав государств и правительств государств-участников ОБСЕ. Приняты Декларация лиссабонского саммита и Декларация «О модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века», в которой подчеркивается необходимость строительства единой, мирной и демократической Европы без разделительных линий. Принят документ об обновлении ДОВСЕ (Договора об обычных вооружённых силах в Европе). По инициативе России государства-участники приняли на себя обязательства проявлять сдержанность в отношении своих военных усилий, включая уровни вооружений и их развёртывания. Приняты документы «Концептуальная база контроля над вооружениями» и «Развитие повестки дня Форума по сотрудничеству в области безопасности», которые закрепили роль контроля над вооружениями в качестве важного инструмента обеспечения стабильности в Европе. В работе ОБСЕ всё заметнее проявляется акцент на конфликтах, существующих на пространстве бывших СССР и Югославии.
1997 - Копенгагенская встреча Совета министров иностранных дел ОБСЕ. Принято решение о начале работы над Хартией европейской безопасности.
1998 - Встреча СМИД ОБСЕ в Осло. Принята Декларация о роли ОБСЕ в создании новой системы европейской безопасности. В Декларацию вошли положения о полицейских операциях ОБСЕ. На встрече значительное внимание уделено проблемам Косово, конфликтным ситуациям в СНГ.
18-19 ноября 1999 - Стамбульская встреча глав государств и правительств государств-участников ОБСЕ. Российскую делегацию возглавил Борис Ельцин. Приняты Хартия европейской безопасности, соглашение об адаптации ДОВСЕ, итоговая Политическая декларация и модернизированный Венский документ по мерам доверия как основа для дальнейшей работы. Россия взяла на себя обязательства вывести войска из Грузии и Приднестровья.
XXI век. Противостояние России и ОБСЕ
2000 - встреча СМИД в Вене. Приняты Декларация «О роли ОБСЕ в Юго-Восточной Европе», решение об усилении деятельности ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми, одобрен документ по ограничению незаконного оборота и распространения легкого и стрелкового оружия. Ввиду принципиальных расхождений министрам не удалось принять итоговый общеполитический документ встречи - министерскую декларацию.
2001 - встреча СМИД в Бухаресте. Приняты министерская декларация, план действий по борьбе с терроризмом, документ об укреплении роли ОБСЕ как форума для политического диалога, заявления по региональным проблемам (Грузия, Молдавия, Нагорный Карабах, Юго-Восточная Европа и Центральная Азия).
12 июня 2002 - Лиссабонская международная конференция. Принят заключительный документ «Предотвращение терроризма и борьба с ним» с оценкой роли международных и региональных организаций в противодействии терроризму.
2003 - встреча СМИД в Маастрихте (Нидерланды). Утверждены решения в области военно-политической безопасности (об уничтожении излишков обычных боеприпасов, об усилении контроля за распространением переносных зенитно-ракетных комплексов, Руководство по лучшей практике в области легкого и стрелкового оружия). Начиная с 2003, в связи с конфликтом между Россией и большинством стран-членов ОБСЕ политические декларации не принимались. В Маастрихте государственный секретарь США Колин Пауэлл заявил, что Россия должна выполнять Стамбульские соглашения 1999 (о выводе войск из Грузии и Приднестровья) и на это должно быть указано в декларации. Россия заблокировала документ.
Заседание Постоянного совета ОБСЕ в Вене, 2005 г. Фото Михаила Евстафьева
15 января 2004 - заседание Постоянного совета ОБСЕ - Россия предложила изменить существующий взгляд на ОБСЕ как на «инструмент обслуживания интересов отдельных государств и группировок» и приложить усилия для осуществления главной цели ОБСЕ - создания неделимого общеевропейского пространства безопасности с едиными для всех принципами и правилами.
2004 - встреча СМИД в Софии совпала с «Оранжевой революцией» на Украине. Заключительный документ был заблокирован.
2005 - заседание совета глав МИД в Любляне (Словения) завершилось без принятия итоговой декларации. Продолжается противостояние между Россией и остальными членами ОБСЕ, требующими от неё вывода войск из Приднестровья и осуждающими её за готовящийся законопроект о некоммерческих организациях, согласно которому будет ужесточён контроль за ними со стороны государства. Россия, со своей стороны, обрушилась с критикой на деятельность ОБСЕ в последние годы, особенно на деятельность наблюдателей ОБСЕ, обеспечивающих мониторинг выборов в СНГ. МИД России Сергей Лавров представил свой план - «Дорожную карту реформы ОБСЕ». Лавров обвинил наблюдателей ОБСЕ в отсутствии единого стандарта в оценке выборов. В последнее время наблюдатели от СНГ и от ОБСЕ дают прямо противоположные оценки выборов, на которых они присутствуют (президентские выборы на Украине, в Молдавии, Киргизии, Казахстане). «Дорожная карта реформы ОБСЕ» была принята. На заседании единым фронтом против России выступили страны ГУАМ – Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия. Накануне форума ОБСЕ председательство в ГУАМ перешло к Молдавии, и именно она, более других заинтересованная в том, чтобы Россия выполнила «Стамбульские соглашения» (о выводе российских войск из Грузии и Приднестровья), выступила на заседании ОБСЕ от лица ГУАМ. МИД Украины Борис Тарасюк заявил, что страны ГУАМ и впредь будут действовать сообща.
Создана в Хельсинки 1 августа 1975 года главами 35 государств Европы, США и Канады подписанием Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, так называемые Хельсинкские соглашения.
В Акте страны-подписанты договорились
- О нерушимости границ, сложившихся в Европе по итогу Второй мировой войны
- О мирном урегулировании спорных вопросов, уведомлении друг друга о военных учениях и крупных передвижениях войск
- О сотрудничестве в экономике, в науке, в области охраны окружающей среды
- О соблюдении всеми государствами основных прав и свобод человека
ОБСЕ призвана следить за выполнением этих обязательств,
то есть
-
Контролировать распространение вооруженных сил и вооружений
-
Предпринимать усилия по предотвращению межгосударственных конфликтов
-
Защищать права человека
-
Следить за демократичностью выборного процесса
-
Надзирать за экологической и экономической безопасностью на континенте
Её основными институтами являются
- Постоянный совет под руководством действующего председателя, выбираеиого на год. Совет
- еженедельно собирается в Вене.
- Форум по сотрудничеству в области безопасности, еженедельно собирается в Вене.
- Управление по делам национальных меньшинств во главе с Верховным комиссаром. Располагается в Гааге
- Бюро по демократическим институтам и правам человека. Находится в Варшаве.
- Парламентская ассамблея ОБСЕ. Собирается на очередную сессию один раз в год в первой декаде июля.
- Периодически проводимая встреча глав государств и правительств стран ОБСЕ (саммит).
- Ежегодный совет министров иностранных дел
Официальными языками Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе являются английский, испанский, итальянский, немецкий, русский, французский
В последние годы, однако, авторитет ОБСЕ упал. Организация не смогла предотвратить ни одного вооруженного конфликта в Европе, начиная с Балканских войн, заканчивая Украиной. Существуют острые разногласия между ОБСЕ и Россией, которая обвиняет Организацию в «обслуживания интересов отдельных государств и группировок», «двойных стандартах» и «нежелании учитывать реалии и особенности отдельных государств». В свою очередь В 2012 году Парламентская ассамблея ОБСЕ приняла резолюцию «Законность в России: дело Сергея Магницкого», а в 2014 году заявила, что РФ нарушила хельсинкские принципы в рамках своих отношений с Украиной, ОБСЕ отказалась прислать своих уполномоченных на
АСТАНА. 12 декабря. КАЗИНФОРМ - Принятое в конце ноября в Мадриде решение о председательстве Казахстана в ОБСЕ в 2010 году вызывает живой отклик в обществе. Что из себя представляет Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе? Какова история ее создания? Какие цели ставит перед собой? На эти и другие вопросы Казинформ пытается ответить в цикле материалов, первый из которых предлагается сегодня вниманию читателей.
ОБСЕ - общеевропейская организация, в состав которой входят 56 государств-участников. Организация создана в соответствии с главой 8 Устава ООН в качестве главного инструмента для раннего предупреждения и предотвращения кризисных ситуаций, урегулирования существующих конфликтов и постконфликтного восстановления в Европе.
На сегодняшний день организация занимается широким кругом вопросов, включая контроль над вооружениями, превентивную дипломатию, укрепление мер доверия и безопасности, прав человека, наблюдение за выборами, а также экономическую и экологическую безопасность.
Официальной датой возникновения Организации является 1 августа 1975 г., когда было созвано Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Именно в этот день собравшиеся в Хельсинки руководители 33 европейских государств, Соединенных Штатов Америки и Канады подписали Заключительный (Хельсинкский) акт СБСЕ, который зафиксировал основные принципы поведения государств-участников по отношению к своим гражданам, а также между собой. В этой связи Хельсинкский акт стал важным шагом на пути формирования системы общеевропейской безопасности.
На переговорах СБСЕ, проходивших в Хельсинки, министры иностранных дел 35 государств, в число которых входили все страны Европы (кроме Албании), Соединенные Штаты Америки и Канада, утвердили “Голубую книгу” и изложили позиции своих правительств по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе. Присутствие на переговорах такого широкого круга участников свидетельствовало об изначально надблоковом характере СБСЕ. Это было специально оговорено в Заключительных рекомендациях консультаций в Хельсинки в пункте 1 Правил процедуры и звучало следующим образом: “Все государства, принимающие участие в Совещании, участвуют в нем как суверенные и независимые государства и в условиях полного равенства. Совещание проводится вне военных союзов”. Заключительные рекомендации закрепили принцип консенсуса как способа принятия решений на Совещании. Они гласили: “Консенсус определяется как отсутствие какого бы то ни было возражения, высказанного каким-либо представителем и выдвигаемого им представляющего препятствие для принятия решения по рассматриваемому вопросу”. В том же 1975 году была достигнута договоренность о продолжении дипломатических переговоров в рамках заключенного в Хельсинки договора. Таким образом, было положено начало “Хельсинкскому процессу”, ставшему в то время первой попыткой обозначить контуры модели безопасности, приемлемой для Европы в целом.
Хельсинкский Заключительный акт утвердил десять принципов (так называемый “хельсинкский декалог”), имеющих первостепенную важность, которые государства-участники обязались “уважать и применять в отношениях каждого из них со всеми другими государствами-участниками, независимо от их политических, экономических и социальных систем, а также их размера, географического положения и уровня экономического развития”:
1. Суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету
2. Неприменение силы или угрозы силой
3. Нерушимость границ
4. Территориальная целостность государств
5. Мирное урегулирование споров
6. Невмешательство во внутренние дела
7. Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений
8. Равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой
9. Сотрудничество между государствами
10. Добросовестное выполнение обязательств по международному праву.
Десять хельсинкских принципов, принятых в период еще фактически не закончившейся “холодной войны”, имели исключительную ценность, так как не просто пересказывали и развивали основные положения Устава ООН, а в достаточной мере отражали подходы государств-участников к принципам мирного сосуществования на европейском континенте.
Кроме того, В Заключительном акте были закреплены рабочие области СБСЕ, охватывающие все сферы межгосударственных отношений. Первоначально они получили название хельсинкских “корзин”, а в настоящее время именуются “измерениями”. К первой корзине - военно-политическому измерению - относятся вопросы политической безопасности и контроля над вооружениями, предупреждение и разрешение конфликтов. Вторая корзина - экономико-экологическое измерение - охватывает проблемы сотрудничества в области экономики, науки, техники и окружающей среды. К третьей корзине - человеческому измерению - относится сотрудничество в гуманитарных и других областях (информация, культура, образование), а также права человека.
Благодаря Хельсинкскому процессу у государств-участников появился постоянный канал для взаимного общения, кодекс норм поведения (в межгосударственных и внутригосударственных отношениях), а также долгосрочная программа сотрудничества. Тем самым дух Хельсинки способствовал как укреплению стабильности, так и мирным переменам в Европе.
Все вышесказанное определило катализирующую роль СБСЕ в укреплении безопасности и сотрудничества в Европе и в преодолении идеологического раскола, царившего в ней в 70-е и 80-е годы прошлого столетия. К концу восьмидесятых годов Совещание начало превращаться в универсальный механизм общеевропейского сотрудничества на основе разработки общих европейских ценностей, разделяемых как Западом, так и Востоком.
До 1990 года СБСЕ функционировало в виде серии встреч и конференций, на которых вырабатывались нормы и обязательства, периодически заслушивалась информация об их выполнении.
Поворотным моментом в деятельности СБСЕ стала Парижская встреча на высшем уровне в 1990 г. Подписание 21 ноября 1990 года в Париже Хартии для новой Европы поставило точку в холодной войне и положило начало превращению СБСЕ из форума для переговоров и диалога в активно функционирующую структуру. Тем самым в Хартии для новой Европы была поставлена задача внести вклад в управление процессом исторических перемен в Европе и дать ответ на новые вызовы, возникающие после окончания холодной войны. Для решения этих задач было создано несколько учреждений и институтов, поставлено на регулярную основу проведение встреч, работе Совещания был придан системный характер. В Парижской хартии особо подчеркивалось, что “эра конфронтации и раскола Европы закончилась”, поэтому отношения между государствами “будут основываться на взаимном уважении и сотрудничестве”.
Главы государств и правительств подтвердили также приверженность принципам европейской безопасности, закрепленным в Хельсинкском Заключительном акте 1975 года, и наметили новые ориентиры в построении системы безопасности в Европе. Признавая необходимость “нового качества политического диалога и сотрудничества” между государствами-участниками в деле обеспечения “уважения прав человека, демократии верховенства закона, укрепления мира и содействия единству в Европе”, участники саммита приняли решение об институционализации СБСЕ. Это нашло соответствующее отражение в Хартии.
Создавался трехступенчатый механизм политических консультаций.
1. Встречи глав государств и правительств государств-участников, проводимые регулярно раз в два года. На саммитах должны обсуждаться основные региональные и глобальные проблемы, определяться принципиальные направления деятельности СБСЕ, приниматься основные документы Совещания;
2. Совет министров иностранных дел (СМИД) - центральный форум для политических консультаций в рамках процесса СБСЕ. “Совет будет рассматривать вопросы, имеющие отношение к Совещанию по безопасности и сотрудничеству в Европе, и принимать соответствующие решения”;
3. Комитет старших должностных лиц (КСДЛ), в функции которого входит подготовка заседаний Совета, выполнение его решений, а также обзор текущих вопросов.
Кроме этого были созданы Секретариат (в Праге), Центр по предотвращению конфликтов (в Вене) для оказания Совету содействия в деле уменьшения опасности возникновения конфликтов и Бюро по свободным выборам для содействия контактам и обмену информацией о выборах в государствах-участниках.
Структурная схема Совещания, намеченная в Хартии, дала возможность оперативнее реагировать на вызовы европейской безопасности, а постоянно действующие органы создавали организационную основу для будущей системы безопасности в Европе.
В данном документе была отражена деятельность СБСЕ по трем измерениям: контроль над вооружениями, меры укрепления доверия и безопасности; развитие сотрудничества в области экономики, науки и техники, окружающей среды; взаимодействие в гуманитарной и других областях (общественные контакты, информация, культура, образование), а также права человека и наблюдение за выборами.
Главы государств и правительств государств-участников СБСЕ также приветствовали подписание 19 ноября 1990 года двадцатью двумя государствами (членами НАТО и ОВД) Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), который должен был стать военно-политической базой новой, постконфронтационной системы безопасности в Европе. В Парижской хартии указывалось: “Беспрецедентное сокращение вооруженных сил, которое явится результатом Договора об обычных вооруженных силах в Европе, в сочетании с новыми подходами к безопасности и сотрудничеству в рамках процесса СБСЕ приведут к новому пониманию безопасности в Европе и придадут новое качество нашим отношениям”.
Таким образом, Парижская хартия для новой Европы заложила необходимые предпосылки для создания в рамках Совещания организационных структур, способных решать задачи по самому широкому спектру общеевропейского сотрудничества, связанные с предотвращением и мирным урегулированием конфликтов. Хартия стала первым многосторонним документом, где подводились итоги холодной войны, и провозглашалось начало новой эры в отношениях между Востоком и Западом на европейском континенте.
Укрепление институтов и структур Совещания способствовало активизации его деятельности по всем аспектам безопасности. Первые совещания государств-участников СБСЕ подтвердили стремление ряда стран придать Хельсинкскому процессу принципиально новое качество, предполагавшее превращение Совещания из форума для преимущественно политического диалога между государствами-участниками в организацию по поддержанию военно-политической стабильности и развитию сотрудничества на евроатлантическом пространстве от Ванкувера до Владивостока.
Встреча глав государств и правительств СБСЕ в Хельсинки 9-10 июля 1992 года (“Хельсинки-II”) во многом стала определяющей для дальнейшего развития концепции новой архитектуры европейской безопасности. Новые вызовы, среди которых первое место занимали региональные конфликты, заставили пересмотреть многие подходы к обеспечению безопасности на континенте. В Декларации Хельсинкского саммита 1992 года подтверждено, что “СБСЕ является форумом, определяющим направление процесса формирования новой Европы и стимулирующим этот процесс”. Впервые СБСЕ обозначило себя как “региональную организацию” в духе главы VIII Устава ООН, ответственную за поддержание военно-политической стабильности и развитие сотрудничества в евроатлантическом пространстве от Ванкувера до Владивостока.
Решения Хельсинки-II были, в основном, направлены на превращение СБСЕ из представительного форума для дискуссий по проблемам европейской безопасности в мощную организацию с целым рядом оперативных функций. Одним из решений саммита, воплощенных в жизнь и обогативших потенциал СБСЕ, стало создание поста Верховного комиссара по делам национальных меньшинств.
В ходе римской встречи Совета министров иностранных дел (Рим, 1993 год) было выдвинуто ряд инициатив, направленных на повышение эффективности СБСЕ, закрепления за ним центральной политической роли в системе европейских организаций. Принятый итоговый документ уделяет особое внимание увеличению оперативных возможностей СБСЕ по предупреждению и урегулированию конфликтов нового поколения и укреплению его миротворческого потенциала.
На Будапештской встрече на высшем уровне (декабрь 1994 года) государства - участники СБСЕ обсуждали вопрос о том, какой должна быть модель безопасности в XXI в. Предполагалось, что создание такой модели должно предшествовать трансформации СБСЕ в организацию, контуры которой были намечены в Хельсинки-II. Государства-участники выразили озабоченность тем, что в регионе СБСЕ продолжаются вспышки военных действий, случаи нарушения прав человека, дискриминация в отношении национальных меньшинств. Признав необходимость решительных действий в связи с широкомасштабным несоблюдением принципов и обязательств, принятых в рамках СБСЕ, они декларировали, что СБСЕ является одним из главных инструментов в деле раннего предупреждения, предотвращения конфликтов и регулирования кризисов в регионе. Хотя в тексте Декларации Будапештской встречи было отражено стремление государств-участников систематизировать и перевести на более практическую основу сотрудничество с европейскими и другими региональными и трансатлантическими организациями и институтами, первые реальные шаги в этом отношении были сделаны только три года спустя на заседании СМИД ОБСЕ в Копенгагене.
На саммите в Будапеште был утвержден “Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности”, в котором излагались принципы, определяющие роль вооруженных сил в демократическом обществе. Наконец, государства-участники признали, что резкое возрастание роли СБСЕ в формировании общего пространства безопасности в Европе позволяет переименовать СБСЕ в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), что, впрочем, не изменяет ни характера обязательств по СБСЕ, ни статуса СБСЕ и его институтов. Тем самым на саммите в Будапеште было принято решение преобразовать с 1 января 1995г. СБСЕ в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) со своим уставом и правовой базой. Это придало работе Организации новый политический импульс и одновременно стало отражением пути ее институционального развития.
Обсуждение модели безопасности для XXI в. продолжалось и на саммите ОБСЕ в Лиссабоне (декабрь 1996 года). На лиссабонской встрече была принята Декларация о «Модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века», утверждены «Основы контроля над вооружениями» и «Развитие повестки дня Форума по взаимодействию в области безопасности». Тогда же получил дальнейшее развитие тезис о ключевой роли ОБСЕ в деле укрепления безопасности и стабильности во всех ее измерениях.
Декларация о «Модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века» подтвердила центральную роль ОБСЕ в обеспечении безопасности и стабильности. В документе указывалось, что целью работы над моделью безопасности является внесение вклада в создание пространства общей и неделимой безопасности и оказание позитивного воздействия на безопасность всех государств-участников путем усиления ОБСЕ и, тем самым, - утверждения ее ключевой роли как единственной общеевропейской организации безопасности в обеспечении европейского мира и стабильности.
Итоги саммита в Лиссабоне обусловили принятие на очередном саммите ОБСЕ в Стамбуле в 1999 г. Хартии европейской безопасности, которое стало рубежным событием в истории организации. Тем самым был подведен итог дискуссии о модели безопасности для Европы XXI века. Тогда же 30 государств-участников ОБСЕ приняли Стамбульскую декларацию и подписали адаптированный Договор об обычных вооруженных силах в Европе. Не случайно, что лидеры многих государств-участников Организации, собравшиеся на саммит, назвали его “последней великой встречей этого столетия, на которой можно достичь согласия по важным документам, способным укрепить безопасность и стабильность в регионе ОБСЕ в предстоящие годы”.
Главные новые элементы, содержащиеся в Хартии европейской безопасности, представляют собой новые шаги, средства и механизмы, увеличивающие роль ОБСЕ как ключевого инструмента раннего предупреждения и предотвращения конфликтов, урегулирования кризисов и постконфликтного восстановления; при этом в Хартии не прослеживается стремление снова определять новые принципы или давать новую интерпретацию старым принципам.
Главы государств и правительств стран-участниц ОБСЕ заявили о “своей твердой приверженности делу формирования свободного, демократического и более единого региона ОБСЕ, где государства-участники сосуществуют в мире друг с другом, а люди и сообщества живут в условиях свободы, процветания и безопасности”. Для достижения этой цели было решено предпринять ряд новых шагов:
o принять Платформу безопасности, основанной на сотрудничестве, с тем, чтобы укрепить взаимодействие между ОБСЕ и другими международными организациями и тем самым обеспечить лучшее использование их ресурсов;
o развить роль ОБСЕ в операциях по поддержанию мира, более четко отразив всеобъемлющий подход Организации к безопасности;
o создать группы оперативной экспертной поддержки и сотрудничества (РЕАКТ), что позволит ОБСЕ быстро реагировать на запросы о помощи и о проведении крупных гражданских операций на местах;
o расширить возможности в области полицейской деятельности с целью оказания помощи в сохранении верховенства закона и восстановлении правопорядка;
o создать Оперативный центр для планирования и развертывания операций ОБСЕ на местах;
o укрепить процесс политических консультаций в рамках ОБСЕ путем учреждения при Постоянном совете ОБСЕ Подготовительного комитета.
В п.9 Хартии зафиксированы следующие обязательства государств: “строить отношения в соответствии с концепцией общей и всеобъемлющей безопасности, руководствуясь принципами равноправного партнерства, солидарности и транспарентности”, считать, что “безопасность каждого государства-участника неразрывно связана с безопасностью всех других”, “рассматривать человеческое, экономическое, военно-политическое измерения безопасности как единое целое”.
В п.3 документа содержится положение о том, что “безопасность и мир должны быть упрочены с помощью подходов, сочетающих два основных элемента: укрепление доверия между людьми внутри государств и развитие сотрудничества между государствами”. Участники совещания также подтвердили, что “ОБСЕ является региональным соглашением по смыслу главы VIII Устава Организации Объединенных Наций и одной из основных организаций по мирному урегулированию споров в ее регионе и одним из главных инструментов в области раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления. ОБСЕ - это широко представительная и всеобъемлющая организация для консультаций, принятия решений и сотрудничества в ее регионе”.
Существенный элемент Хартии европейской безопасности - тщательно разработанный кодекс поведения ОБСЕ в сотрудничестве с другими организациями. Им признается интегрирующая роль, которую ОБСЕ может играть без того, чтобы создавать иерархию организаций или постоянно перераспределять обязанности среди них.
В Хартии закреплено политическое ограничение на расширение военных союзов: подчеркнуто, что этот процесс не должен наносить ущерб безопасности государств-участников ОБСЕ. Составной частью Хартии является Платформа безопасности, основанной на сотрудничестве, которая может рассматриваться как новая стадия в развитии концепции, отраженной в Кодексе поведения, касающегося военно-политических аспектов безопасности, содержащихся в Будапештском документе от 1994 года.
В целом, подписав на Стамбульском саммите Хартию европейской безопасности, государства-участники подтвердили приверженность основополагающим принципам Устава ООН и Хельсинкского Заключительного акта.
Хартия считается своего рода “кодексом поведения” государств-участников ОБСЕ, в основе которого - полная приверженность всех государств-участников ОБСЕ Уставу ООН и Хельсинкскому Заключительному акту. Она направлена на укрепление способности ОБСЕ предотвращать конфликты, урегулировать их и восстанавливать жизнь людей на территориях, пострадавших в результате войны и разрушений.
Больше новостей в Telegram-канале . Подписывайся!
Инициатива президента России Дмитрия Медведева по разработке Договора о европейской безопасности и реформирование ОБСЕ станут центральными для российской стороны темами предстоящего 4-5 декабря в Хельсинки заседания совета глав МИД организации, сообщил в интервью РИА Новости официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко.
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) (Organization for Security and Co‑operation in Europe (OSCE) - международное региональное политическое объединение 56 государств Европы, Центральной Азии и Северной Америки на основе общих целей и принципов безопасности и сотрудничества. Образована в 1975 году в форме Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).
ОБСЕ (до 1 января 1995 года - СБСЕ), признанная в качестве регионального соглашения по смыслу главы VIII Устава ООН, рассматривается в качестве одной из основных организаций по мирному урегулированию споров в регионе ее действия, одним из ключевых инструментов раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления.
ОБСЕ действует на основе концепции общей и всеобъемлющей безопасности, объединяющей три измерения - военно‑политическое, экономическое, экологическое и гуманитарное; руководствуется принципами равного партнерства, солидарности и транспарентности. Все государства-участники имеют равный статус.
Руководящие органы обсуждают проблемы безопасности, волнующие государства, и принимат решения по этим вопросам. Все решения принимаются на основе консенсуса. Они не имеют юридически обязательного характера, но несут в себе политические обязательства государств.
Высшим органом ОБСЕ являются саммиты , которые проводятся по договоренности государств, как правило, один раз в два-три года, в зависимости от требований международной политической конъюнктуры. В годы, когда саммиты не проводятся, собираются заседания Совета министров иностранных дел (СМИД).
Постоянно действующим руководящим органом ОБСЕ является Постоянный совет , собирающийся в Вене на уровне постпредов государств-участников. Создан решением Римского СМИД в 1993 году.
Координирующую роль в работе организации и ее коллективных органов выполняет Действующий председатель ОБСЕ, функции которого возложены на министра иностранных дел председательствующего государства.
Военно-политические вопросы, включая разоружение, контроль над вооружениями, меры доверия и др., обсуждаются на Форуме по сотрудничеству в области безопасности ОБСЕ (ФСБ), который заседает в Вене еженедельно на уровне представителей государств. Форум создан в 1992 году решением Хельсинкского саммита.
На Экономическом форуме ОБСЕ, который созывается ежегодно в Праге, рассматриваются актуальные проблемы общеевропейского экономического и экологического сотрудничества.
Вопросы человеческого измерения обсуждаются на ежегодных Конференциях по обзору выполнения обязательств в гуманитарной сфере , которые проводятся в Варшаве.
Секретариат ОБСЕ расположен в Вене. Возглавляется генеральным секретарем. Состоит из семи подразделений. Это: офис генсекретаря; центр по предотвращению конфликтов; координатор экономическо‑экологической деятельности; старший полицейский советник; департамент служб поддержки и бюджета; департамент людских ресурсов; Пражский офис (архив).
Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) работает в Варшаве с 1990 года. Занимается содействием в проведении выборов и мониторингом за ними, поддержкой демократических институтов, НПО, прав человека и др.
Верховный комиссар по делам национальных меньшинств (ВКНМ) функционирует с 1992 года в Гааге. Инструмент превентивной дипломатии. Его основная задача -предупреждение на возможно более ранней стадии конфликтов на этнической почве.
Представитель по свободе СМИ работает с 1997 года в Вене. Оказывает содействие правительствам государств в развитии свободной прессы.
Парламентская Ассамблея ОБСЕ создана в 1991 году в качестве самостоятельной парламентской структуры. Состоит из парламентариев стран ОБСЕ, которые собираются два раза в год на летние и зимние сессии в одном из государств-участников. Резолюции Ассамблеи не имеют обязательной силы для правительств.
На пространстве ОБСЕ функционируют 17 миссий и полевых присутствий Организации. Штаб-квартира ОБСЕ расположена в Вене (Австрия).
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
- Правила препинания. Пунктуационная норма. Значение пунктуации в русском языке. Виды знаков препинания, которые есть в русском языке
- Пьесы на немецком языке для детей - Немецкий язык онлайн - Start Deutsch Сценарий детских пьес на немецком языке
- Запятые при обращении и междометии
- Знаки препинания при обращении