Что представляет собой интересы личности. Национальные интересы
Человек испытывает потребности, с одной стороны, как своеобразные переживания действительных нужд, неотложно требующих своего удовлетворения, с другой стороны, как осознание их в форме тех или других представлений. Такое осознание потребностей явилось условием формирования интересов как качественно особых мотивов личности.
Интересы - это мотивы личности, выражающие ее специальную направленность на познание определенных явлений окружающей
жизни и определяющие вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к определенным видам деятельности.
Особенностями интересов являются:
- активизация не только познавательных процессов, но и творческих побудительных усилий человека в различных областях деятельности;
- большая, чем обычно, конкретизация целей и операций деятельности;
- расширение и углубление знаний человека в данной специальной области и развитие у него соответствующих практических навыков и умений;
- своеобразное эмоциональное удовлетворение, побуждающее к длительному занятию соответствующей деятельностью.
Интерес, кроме того, характеризуется быстротой возникновения, относительной легкостью поддержания произвольного внимания. Он включает в себя любопытство как начальную стадию своего возникновения, которой присущ лишь общий эмоциональный тон познавательного процесса при отсутствии четкого избирательного отношения к объектам познания, В процессе своего дальнейшего становления, сохраняя эмоциональные проявления познавательной потребности и обогащаясь их разнообразием, интерес приобретает четкую постоянную направленность на свой объект. Интерес всегда является конкретным: к определенным предметам, явлениям, видам деятельности (интерес к машине, к политическому событию, к музыке, спорту и т. п.).
Направленность интереса во многом зависит от склонностей и способностей человека. Интересно только то, что ново: старое, давно известное, испытанное (даже в развлечении), если оно не выступает в новом свете, в новых сочетаниях и связях, малоинтересно, быстро надоедает, ведет к пресыщению и нервно-психическому утомлению. Но интерес вызывает не все новое, а только то, что связано с уже известным и имеет хотя бы далекую значимость для какой-либо деятельности человека: то новое в высшей математике, что заинтересует инженера, не вызовет никакого интереса, например, у искусствоведа. Поэтому обязательными условиями возникновения интереса являются предварительные знания и практический опыт в определенном виде деятельности.
Охватывая все стороны жизни личности, все виды деятельности, интересы, на которые распространяется ее познание, могут быть очень разнообразными. Во-первых, они отличаются по своему содержанию, относясь к различным областям познания и деятельности: интерес к математике, химии, истории, литературе; интересы технические, конструкторские, научные, спортивные, музыкальные, общественные (к жизни общества) и др.
Во-вторых, интересы делятся на виды в зависимости от качественных психологических характеристик, отображенных на схеме, которые не нуждаются в развернутом объяснении и бывают: действенными и недейственными, устойчивыми и неустойчивыми, глубокими и поверхностными, непосредственными и опосредованными, сильными и слабыми, активными и пассивными.
Интересы должны направленно формироваться. Прежде всего для этого необходимо показывать значимость получаемой информации от объекта интереса для познания самого объекта и получения знаний, важных и необходимых в деятельности личности.
Обратно в раздел
Тема 5. ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ИНФОРМАЦИИ.
Учебные вопросы:
1. Национальные интересы России.
2. Террористическая деятельность в современных условиях.
3. Организация мероприятий по обеспечению безопасности в образовательных учреждениях.
4. Обеспечение национальной безопасности РФ.
Лекция 8.
Национальные интересы России.
Концепция национальной безопасности – это система взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности (2000г.)
После окончания эры биполярной конфронтации США и СССР возобладали две тенденции формирования международных связей.
Первая проявляется в равном развитии значительного числа государств, их объединений, в признании многостороннего управления международными процессами и в формировании идеологии многополярного мира.
Вторая тенденция основана на доминировании стран при лидерстве США с преобладанием военно-силовых решений в обход международного права.
Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни в физическом, духовном и интеллектуальном развитии каждого человека.
Интересы общества состоят в упрочнении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.
Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной ценности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
Реализация всех видов интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому экономические, национальные интересы являются ключевыми для обеспечения всех иных интересов.
Национальные интересы во внутриполитической сфере состоят в сохранении стабильности институтов государственной власти, обеспечении гражданского мира и согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, в нейтрализации причин и условий возникновения политического и религиозного экстремизма, этнического сепаратизма и их последствий – межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.
Интересы России в социальной сфере заключаются в обеспечении высокого уровня жизни населения.
Интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.
Интересы в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета упрочении позиций России как одного из центров многополярного мира, в развитии взаимовыгодных отношений со всеми странами и их объединениями, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости при этом двойственных стандартов.
Интересы России в военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитете, государственной и территориальной целостности, предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития.
Национальные интересы России в пограничной сфере заключаются в обеспечении надежной охраны государственной границы, в соблюдении установленных законодательством страны порядка и правил осуществления экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве.
Национальные интересы в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды.
В Концепции особенно подчеркнуто, что важнейшими составляющими национальных интересов России являются защита личности, общества и государства от терроризма, от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время – от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
2. Террористическая деятельность в современных условиях .
ВУголовном кодексе Российской Федерации терроризм определяется как «совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях».
Терроризм как проявление насилия принимает форму преступных актов, ведущих к бессмысленной гибели людей и имущества и устрашению населения, имеющих цель получить максимально возможный международный, региональный отклик и/или крупные денежные суммы и не обусловленных виной непосредственно тех лиц, на которых террористы посягают.
Терроризм порождают следующие причины:
▪ Нерешенность социальных, национальных и религиозных проблем, но не любых, а только тех, которые имеют для данной социальной, национальной или иной группы бытийное значение, которые связаны с ее самооценкой и самовосприятием, представлением о себе, с ее духовностью, фундаментальными ценностями, традициями и обычаями.
▪ Война и военные конфликты, в рамках которых террористические акты становятся частью военных действий. В качестве примера можно привести набеги чеченских боевиков на российские города, расположенные за пределами Чечни, во время войны в 1995-1996 гг.
▪ Наличие социальных групп, отличающихся от своих ближних и дальних соседей высоким уровнем материального благосостояния и культуры, а также, в силу своей политической, экономической и военной мощи либо иных возможностей, диктующих свою волю другим странам и социальным группам. Первые вызывают зависть и ненависть, они наделяются чертами опаснейшего и вероломного врага, которому, если нельзя его победить в открытом столкновении, можно скрытно нанести отдельные болезненные удары.
▪ Существование тайных или полутайных обществ и организаций, в частности религиозных и сектантских, которые наделяют себя магическими и мессианскими способностями, вырабатывают «единственно верное» учение спасения человечества или коренного улучшения его жизни или создания строя всеобщего добра, справедливости и достатка, вечного спасения души и т. д.
▪ В России - давние традиции применения террористических методов борьбы для решения в первую очередь политических задач.
▪ Нерешенность важных экономических и финансовых вопросов, в том числе на законодательном уровне, а также конфликты при разделе собственности и в то же время слабая защищенность коммерсантов и финансистов со стороны правоохранительных органов. Из-за этого стали повседневностью теракты в отношении названных лиц с целью устрашения и одновременно устранения конкурентов.
В настоящее время терроризм в значительной степени связан с основными сферами жизнедеятельности мирового сообщества и социумов отдельных стран: политикой, национальными отношениями, религией, экологией, преступными сообществами и т.п. Эта связь получила отражение в существовании различных видов терроризма, к которым относят:
▪ Политический террор . Члены групп ставят своей задачей достижение политических, социальных или экономических изменений внутри того или иного государства, а также подрыв межгосударственных отношений, международного правопорядка.
▪ Националистический терроризм . Преследует цели решения национального вопроса.
▪ Криминальный терроризм . Формируется на основе какого-либо преступного бизнеса (наркобизнес, незаконная торговля оружием, контрабанда и т.п.).
▪ Экологический терроризм реализует группировки, выступающие с помощью насильственных методов против научно-технического прогресса, загрязнения окружающей среды, убийства животных, строительства ядерных объектов.
В современном мире существуют проявления и государственного терроризма , связанные с попытками устранения глав иностранных государств и других политических деятелей; санкциями, направленными на свержение правительств зарубежных стран.
В целом любому виду терроризма, как деянию, свойственны четыре отличительных признака:
▪ Терроризм порождает общую опасность, возникающую в результате совершения общественных действий либо угрозы таковыми.
▪ Публичный характер исполнения.
▪ Преднамеренное создание обстановки страха, подавленности, напряженности.
▪ При совершении теракта общеопасное насилие применяется в отношении одних лиц или имущества, а психологическое воздействие путем создания атмосферы страха оказывается на других лиц.
Интересы как свойства личности у людей бывают разные и оказывают различное влияние на жизнь и деятельность человека. Особенности интересов характеризуют и особенности личности.
Содержание интересов говорит о направленности человека, о тех целях, которые ставит он в жизни.
Глубина интересов тесно связана с общим развитием, умом человека. Встречаются люди, у которых интересы очень поверхностны, мелки, примитивны. Иногда они сводятся только к удовлетворению органических потребностей.
Н. В. Гоголь в поэме «Мертвые души» описывает помещика П. П. Петуха, который очень огорчается тем, что его гость Чичиков не будет у него обедать, так как уже обедал и вообще отличается плохим аппетитом. «Что мне в вас после обеда?» - восклицает Петух, считая, что весь смысл жизни заключается в том, чтобы самому вкусно поесть и поразить кулинарным искусством гостя. Когда разговор заходит о скуке, Петух удивляется, как можно скучать, если и утром, и днем, и вечером приходится заниматься таким интересным делом, как заказывание пищи повару. Конечно, и у нас еще встречаются люди, все интересы которых сводятся к внешнему лоску, к мелкому приобретательству, к удовлетворению мещанских вкусов. Но эти люди - исключение, и с каждым годом в нашей стране их становится меньше.
Немалую роль в жизни человека играет широта интересов. Она говорит о богатстве духовной жизни личности, о разносторонности ее интеллектуальных запросов.
Известный ученый-естествоиспытатель К. А. Тимирязев говорил: «Надо знать обо всем понемногу и все о немногом». Это значит, что человек должен всем интересоваться, но главный, центральный интерес у него должен быть направлен на что-то одно, чем он серьезно занимается, чему посвящает свою жизнь.
Широкий круг интересов особенно необходим людям некоторых профессий. Так, А. М. Горький считал, что литературные работники должны всем интересоваться, во все вникать.
Широта культурных запросов должна отличать и учителя. Если интеллектуальные интересы побуждают его приобретать знания из разных областей, это очень повышает авторитет педагога в глазах учащихся. Когда опытную учительницу спросили молодые педагоги, что надо делать, чтобы стать хорошим учителем, она ответила: «Мне кажется, что для этого надо прежде всего жить настоящей, полной и разумной жизнью, т. е. изучать и наблюдать природу, читать книги, слушать музыку, ходить в театры, путешествовать. Душа педагога должна впитывать в себя очень многое, чтобы потом иметь возможность давать побольше другим. И я непрерывно учусь у книг, у людей, у природы, учусь постоянно, настойчиво».
Некоторые люди интересуются очень многим, но их интересы быстро сменяют друг друга, не отличаются устойчивостью, они поверхностны и неглубоки, имеют характер минутных увлечений. Если такими же скоропреходящими будут и основные интересы человека, то ничего значительного в жизни он не совершит.
Очень важно также, чтобы интересы человека отличались действенностью. Человек, имеющий пассивный интерес, ничего не предпринимает для серьезного удовлетворения этого интереса. Такой человек мало читает соответствующей литературы, не учится. Примером действенного интереса к науке может служить жизнь М. В. Ломоносова. Этот интерес побудил его оставить родные места и, преодолевая невероятные трудности, пробивать себе дорогу в науку.
Интересы могут расти, развиваться. Если у человека недостаточны интересы к чему-либо полезному, например к чтению художественной литературы, к искусству, их можно воспитывать, сначала принуждая себя к соответствующим занятиям, затем, по мере расширения кругозора, интерес будет постепенно расти и углубляться.
Но интересы могут постепенно ослабевать и, наконец, совсем исчезнуть, если человек не заботится об их поддержании, периодически не удовлетворяет их. Подобная атрофия интересов бывает даже у человека большого ума.
Ученый Чарлз Дарвин писал в автобиографии: «До тридцатилетнего возраста и даже позднее мне доставляла большое удовольствие всякого рода поэзия... В былое время я находил большое наслаждение в живописи и еще больше - в музыке. Но вот уже много лет, когда я не могу заставить себя прочитать ни одной стихотворной строки. Я почти потерял также вкус к живописи и музыке.
Если бы мне пришлось вновь пережить свою жизнь, я установил бы для себя правило читать какое-то количество стихов и слушать какое-то количество музыки по крайней мере раз в неделю; быть может, путем такого (постоянного) упражнения мне удалось бы сохранить активность тех частей моего мозга, которые теперь атрофировались. Утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и, может быть, вредно отражается на умственных способностях, а еще вероятнее - на нравственных качествах, так как ослабляет эмоциональную сторону нашей природы».
Отец космонавта Германа Титова считал, что инженер, конструктор, любой человек, не понимающий прелести поэзии, не чувствующий музыки,- просто обокравший себя человек. Своему сыну он советовал жить богатой духовной жизнью, уметь видеть прекрасное и любоваться им. И сын Герман следовал советам отца: его интересовали и литература, и музыка, и спорт, и математика, и физика, но больше всего его увлекала техника и мечты о том, что он станет летчиком.
Мировоззрение
Еще в юношеском возрасте у человека появляются идеалы, т. е. образы людей, которых он высоко ставит и примеру которых хотел бы следовать. В процессе жизни и деятельности, под влиянием окружающей социальной среды и полученных знаний, в связи с развивающимися потребностями и наклонностями у человека складываются убеждения, т. е. определенные взгляды на то, что совершается вокруг него, а также на себя и свою деятельность.
Система взглядов на мир, общество и на самого себя называется мировоззрением. Это - важнейшее качество, определяющее направленность личности. Мировоззрение влияет на выбор мотивов и развитие интересов. Оно не является врожденным, а вырабатывается в процессе жизни и деятельности человека, его общения с другими людьми, в результате размышлений, учения, самообразования и т. п.
«Готовых убеждений,- писал Д. И. Писарев,- нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления».
Мировоззрение отдельного человека, как правило, отражает взгляды и идеи общества, среды, в которой он живет. Для советских людей характерно коммунистическое мировоззрение, основанное на учении Маркса, Энгельса, Ленина. Тот, кто обладает этим мировоззрением, имеет разумный и правильный взгляд на жизнь, на природу, на человеческие отношения. Ему чужды вредные пережитки прошлого, религиозные взгляды, всякого рода суеверия. Все явления окружающей жизни он рассматривает во взаимной связи и зависимости, не только наблюдая факты, но и стараясь найти им объяснение, вскрыть их причины. Марксистско-ленинское мировоззрение побуждает человека быть полезным общественным деятелем, активным строителем коммунизма в нашей стране. Таким образом, это мировоззрение обусловливает развитие коммунистической направленности как основного, важнейшего свойства личности советского человека.
Но недостаточно иметь передовые взгляды, основанные на знаниях и правильном понимании жизни, а также высокие идеалы. Необходимо, чтобы эти взгляды человек не просто заучил, уевоил их, а пережил, прочувствовал, удостоверился в их правильности, чтобы они стали его убеждениями.
Вопросы для повторения
1. Что такое направленность личности?
2. Назовите основные виды потребностей человека.
3. Что понимается под интересом и склонностью к чему-либо?
4. Поясните, какая разница между непосредственным и опосредствованным интересом. Приведите примеры.
5. Какови основные особенности интересов, характеризующих личность?
6. Что такое мировоззрение? Укажите некоторые особенности коммунистического мировоззрения.
Тема 7 Деятельность
В предыдущей главе говорилось о том, что человек проявляет активность для удовлетворения своих потребностей. Однако это удовлетворение далеко не всегда носит непосредственный характер, как у животных, которые действуют только под прямым влиянием своих органических потребностей. У человека же даже такая естественная потребность, как потребность в еде, осуществляется под влиянием общественного опыта, выработанного человечеством. К. Маркс писал: «Голод есть голод, однако голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов».
Активное поведение человека, направленное на удовлетворение тех или иных потребностей, принято называть деятельностью. В отношении действий, совершаемых животными, этот термин употребить нельзя. Отличие деятельности человека от поведения животных заключается в том, что они приспосабливаются к природе, а человек в процессе своей деятельности активно преобразует окружающую действительность для удовлетворения своих потребностей.
Результатом человеческой деятельности, которая имеет общественный и сознательный характер, является какой-то определенный продукт. Большую часть того, что делает человек, он делает не для себя, а для общества. В свою очередь множество других людей, членов данного общества, удовлетворяют потребности каждой личности. Но даже тогда, когда человек что-то делает лично для себя, он использует в своем труде опыт других людей, применяет полученные от них знания.
Чаще всего деятельность современного человека протекает в коллективе, поставленная цель достигается общими усилиями. Результаты деятельности человека имеют положительное или отрицательное значение для общества.
Сознательность деятельности выражается в понимании цели деятельности и путей ее достижения. Отдельные элементы трудовой деятельности могут протекать и неосознанно, автоматически.
В деятельности, в поступках раскрывается личность человека: он проявляет свои положительные или отрицательные качества. По словам Н. Г. Чернышевского, достоверные сведения об уме и характере человека приобретаются только изучением поступков этого человека.
Но вместе с тем в деятельности и формируется личность. Примером может служить трудовая жизнь колонии, которой руководил А. С. Макаренко. Разумно организованная деятельность, глубоко продуманная система воспитательных мер и воздействий на воспитанников этой колонии формировали у них ценные качества личности.
Интерес - эмоционально насыщенная направленность на объекты, связанная с потребностями человека (от латинского "interest" - имеет внутреннее значение). Интерес проявляется в повышенном внимании к объекту.
"Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета"".
Интерес - мотивационно-регуляционный механизм человеческого поведения, определяемый иерархией сформированных потребностей.
Однако связь интересов с потребностями не прямолинейна, иногда она не осознается. Интересы бывают прямые и опосредованные, связанные со средствами достижения целей.
Интерес как психическое состояние существенно влияет на психические процессы, активизирует их. В соответствии с потребностями интересы подразделяются по содержанию (материальные и духовные), широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые).
Удовлетворение интереса не только не погашает его, но формирует еще более разветвленную систему интересов.
Выступая в качестве ориентационной основы поведения личности, интересы становятся основным психологическим механизмом поведения. Интересы не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней.
Широта и глубина интересов человека определяют полноценность его жизни. Интересы асоциальной личности отличаются, как правило, узостью, эгоистической направленностью, меркантилизмом, утилитарностью. Характеристика личности включает в себя определение круга интересов данного человека. С интересами человека тесно связаны его желания, страсти и влечения.
Желания личности
Желание - мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Желание - определенный этап вызревания потребности, соотнесение ее с целью и планом действий. Желание связано состремлением - повышенным эмоциональным тяготением к объекту.
Страсти человека
Страсть - очень стойкое аффективное стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность всей деятельности человека.
Страсть объединяет волевые и эмоциональные побуждения, она может быть положительной и отрицательной в зависимости от объективной ценности того, к чему стремится человек. Многие отрицательные страсти (к стяжательству, азартным играм и т.п.) ведут к деградации личности и нередко являются предпосылкой преступного поведения. Положительные страсти мобилизуют силы человека на достижение социально значимых целей (например, страсть к искусству, науке, к отдельным видам трудовой деятельности и т.п.). «Полное отсутствие страстей, если таковое могло быть достигнуто, привело бы к полному отуплению, и человек тем ближе к этому состоянию, чем он беспристрастнее. Действительно, страсти - это небесный огонь, оживляющий нравственный мир, страстям наука и искусство обязаны открытиями, а душа - благородством».
Образ жизни и функции личности, общества и государства, как объекты , задают их общие интересы — национальные интересы. Они выступают как некоторый баланс или компромисс между в целом очень противоречивыми интересами отдельных личностей, социальных организаций и государственный органов.
Национальный интерес формируется на основе рациональных потребностей, ценностных предпочтений и реальных условий, в которых находится в настоящий момент общество. При этом этот процесс (формирование национального интереса) на уровне отдельной страны субъекты визируется теми социальными силами, которые располагают реальными возможностями и, следовательно, определенной властной субстанцией, позволяющими реализовать тот или иной интерес. Это потребности общества и государства в понимании действующих политиков. Другими словами, национальный интерес выступает как субъективная форма объективных потребностей общества и государства, сформулированная их элитой на основе ценностных предпочтений с учетом обстоятельств. И весь вопрос в данном случае заключается в том, насколько общество и государство взаимосвязаны в процессах воспроизводства своих функций. Другими словами, «интерес — это то, что сцепляет друг с другом членов гражданского общества».
В соответствии со «Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», под национальным интересом понимается совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства.
Национальные интересы, равно как и потребности, делятся на внутренние и внешние. При этом они неравнозначны и объединяют три взаимосвязанных блока:
- фундаментальные интересы, идентичные для любой страны, так как определяют необходимость «выживания» нации. К внутренним относят стабильность и развитие. Их баланс делает страну устойчивой и целостной. Внешние интересы включают в себя: территориальную целостность; политический суверенитет, т.е. независимость; сохранение господствующего политико-экономического режима (конституционного строя); процветание;
- национальные ценности — национальная идеология и культурная самобытность, определяющие цивилизационную уникальность страны;
- текущие интересы, необходимость защиты которых определяется текущей обстановкой и обеспечением намеченного курса развития страны.
Фундаментальные интересы и ценности образуют совокупность жизненно-важных интересов страны , связанных с ее выживанием и развитием. Текущие интересы формулируются политическим руководством страны, исходя из жизненно-важных интересов. Так. национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу заключаются:
- в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;
- обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации;
- превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.
Классификация и виды национальных интересов
Классификация национальных интересов может осуществляться по различным основаниям, что подчеркивает их социальную значимость (табл.2.1).
Классификация интересов
По степени общности
- индивидуальные
- групповые
- корпоративные
- общественные
- национальные
- общечеловеческие
По субъектам
- личности
- общества
- государства
- коалиции государств
- мирового сообщества
По сферам деятельности
- экономические
- внешнеполитические
- внутриполитические
- военные
- информационные
- духовные
По направленности
- совпадающие
- не совпадающие
- конфронтационные
- параллельные
По степени значимости
- жизненно
- важные
- текущие
Интерес — функция положения субъекта по отношению к другим субъектам. Поэтому интересы страны или национальные интересы проявляются в ходе ее взаимодействия с другими странами. При этом к основным факторам, определяющим национальные интересы, относятся:
Объективные: геополитическое положение и национальные особенности; наличие ресурсов и соответствующего потенциала: значимость в системе международных отношений.
Субъективные: сложившаяся система принятия стратегических решений; международный и внутренний имидж политической и деловой элиты страны.
Функции интереса:
- объяснительная (декларативная) — для объяснения собственных намерений и предпринимаемых действий;
- оправдательная — для оправдания своих действий;
- оценочная — для оценки каждой конкретной ситуации и поиска единомышленников — союзников, друзей, партнеров, прихлебателей:
- побудительная — для формулирования своих дальнейших действий. Интерес побуждает к действиям и порождается той средой, в которой действует субъект (для страны — внутри- и внешнеполитический).
Таким образом, национальный интерес — это субъективная форма выражения объективных потребностей общества, которые в обобщенном виде выражаются через интересы государства.
Всякий расчет интересов может быть сделан лишь в рамках определенной системы ценностей, без которой невозможно понять, что есть «потеря», а что — «приобретение». Поэтому доктрина любой страны есть продукт ее стратегической культуры. Стратегическая культура — исторически сложившийся предпочтительный метод решения жизненно важных для страны проблем. Она обусловливается национальными традициями, пространственным, географическим положением, мировоззрением и мировосприятием, историческим опытом.
В широком смысле стратегическая культура включает в себя две части:
- базовые положения о стратегической среде, природе противника, об угрозах, о месте и роли военной силы и ее эффективном применении;
- положения на оперативном уровне, отвечающие на вопрос: какие стратегические решения являются более эффективными для борьбы с имеющимися вызовами и угрозами? На этом уровне стратегическая культура влияет на поведенческий выбор.
Стратегическая культура конкретного государства объясняет особенности его стратегии лучше, чем императивы международного окружения. При этом имеется в виду, что коллективно разделяемые идеи, верования и нормы не меняются с такой же скоростью, как влияющие на них внешние и внутренние обстоятельства. Стратегическая культура подвергается воздействию двух факторов: это собственная политическая культура, т.е. внутренний фактор, и внешние факторы, например, структурные изменения или воздействия внешних угроз и вызовов. В этом случае стратегическая культура определяет подход к решению внешних и внутренних проблем, сформировавшихся как реакция на изменение внешней или внутренней обстановки.
Эти подходы задаются такими «парами», как:
- вовлеченность — изоляционизм;
- опора на силу — опора на несиловые инструменты;
- односторонность — вступление союзов и др.
Кроме того, стратегической культурой определяется и сам стиль поведения страны на международной арене (статус-кво — империализм ), а также стиль руководства страной, мобилизации населения на защиту национальных интересов и т.д.
Идентификация национальных интересов производится на уровне восприятия собственных потребностей и возможностей. Именно на уровне восприятия формулируются доктрины и концепции национальной безопасности. При этом доктрина является теоретико- идеологическим обоснованием государственной политики. Ее главными составляющими выступают национальные интересы страны на данном этапе и образ врага, препятствующего удовлетворению этих интересов. Концепция же — совокупностью взглядов и рекомендаций по поводу того, какую политику государству целесообразнее проводить. Концепция носит более «прагматический», прикладной характер, нежели доктрина. Это как бы «теория» обеспечения национальной безопасности.
Любой официальный документ в области национальной безопасности, будь то стратегия, доктрина или концепция, является в первую очередь отражением культурного опыта данного общества в данной области. Стратегической культурой определяется также и то, что в одних странах национальная доктрина фиксируется на институциональном уровне в виде программных документов правительства (имеет законченную внутреннюю структуру, например «послания президента»), а в других четко сформулированные документы такого рода могут и отсутствовать. В этом случае отдельные их элементы могут быть разбросаны по текущим выступлениям официальных лиц государства, отражаться в теоретических работах в области безопасности, программах партий и политических движений и т.д. Тем не менее ни одно государство не обходится как без национальной доктрины, так и без концепции национальной безопасности.
Доктрина обеспечения идеологически (на уровне эмоций и культурной самобытности), а концепция теоретически (на уровне алгоритмов и рекомендаций) задают основу для формулирования стратегических приоритетов (целей национальной безопасности) — того результата — уровня защищенности национальных интересов, — требующегося стране.