Особенности гражданского общества как социальной категории. Основные концепции гражданского общества
Организации в процессе своей хозяйственной деятельности сталкиваются с выдачей и получением авансов. Операции по авансам должны корректно отражаться в учете предприятия.
Понятие аванса
Определение 1
Аванс представляет собой денежные средства или иные материальные ценности, передаваемые одной стороной взаимоотношений другой для исполнения своих обязательств до момента начала исполнения встречных обязательств. Аванс – это предварительная плата, которую часто путают с задатком. Отличие заключается в том, что если сторона обязательства не исполняет, то задаток не возвращается. Аванс в такой ситуации будет возвращен. Аванс не является обеспечением соглашения. Аванс является лишь доказательством исполнения условий контракта. Предварительный платеж всегда считается авансом, если иное не предусмотрено условиями договора.
Аванс выдается в следующих ситуациях:
- руководством предприятия в качестве частичной оплаты труда сотрудников;
- заказчиком до предоставления услуг или выполнения работ при заключении договоров подряда;
- покупателем поставщику в качестве кредитования поставок до фактической отгрузки продукции;
- покупателем недвижимости, как гарантия совершения сделки.
Авансовые расчеты регулируются в 380, 711, 735 и 823 статьях ГК РФ и в Федеральном законе №311-ФЗ России. Уплата авансовых платежей по налогу на прибыль освещена в статье 286 Налогового кодекса РФ. Операции по уплате авансов отражаются в бухгалтерском учете в соответствии с ПБУ9/99 и ПБУ10/99.
Существует определенная специфика в ситуациях, связанных с уплатой аванса. Например, авансы при выполнении подрядных работ на федеральных объектах не могут превышать тридцати процентов от общей стоимости проекта. В случае, если продавец не исполнил обязательства по контракту, то покупатель имеет право потребовать возврата авансовых сумм обратно в полной мере.
Учет авансов выданных и полученных
Авансы выданные в бухгалтерском учете отражаются на счете, связанном с расчетами за отгруженные товары. Для правильного и наглядного учета необходимо к балансовому счету открывать субсчета. При учете денежных средств, выданных поставщику в качестве аванса, к 60 счету открывается субсчет для отражения расчетов по выданным авансам. В бухгалтерском учете операция отражается проводкой:
- Дебет 60 субсчет «Авансы выданные»
- Кредит 51 «Расчетный счет».
Полученные авансы от покупателей отражаются следующей проводкой:
- Дебет 51 «Расчетный счет».
- Кредит 62 субсчет «Авансы полученные».
Особенности учета аванса, выданного сотруднику в качестве оплаты труда
Отражение аванса, выданного сотруднику в качестве оплаты труда, учитывается по дебету 70 счета и кредиту расчетных счетов учета. Конкретная дата выплаты аванса законодательством РФ не установлена. Статья 136 ТК РФ определяет, что заработную плату необходимо выплачивать не реже чем каждые полмесяца.
Минимальный размер авансового платежа по оплате труда не может быть ниже оклада работника за отработанное время. Соответственно минимум, на который может рассчитывать сотрудник, это тарифная ставка или оклад в сумме, пропорциональной фактически отработанному времени за первую половину месяца.
При определении суммы аванса, необходимо учитывать все составляющие ежемесячного дохода сотрудника, включая доплаты, надбавки за особые условия труда, оплату за дополнительный объем работ, оплату за совмещение должностей, замещения.
Рассчитывать аванс можно без учета выходных и праздничных дней, а можно, исходя из числа рабочих дней в первой половине месяца.
Независимо от алгоритма расчета аванса, НДФЛ необходимо удерживать только один раз при итоговом расчете заработной платы за истекший месяц. Датой получения дохода в качестве заработной платы признается:
- последний день месяца, за который она была начислена;
- последний день работы в организации сотрудника, если он увольняется до конца месяца.
Замечание 1
Часто возникает необходимость выдавать денежные средства под отчет сотрудникам для осуществления хозяйственных операций. Суммы, полученные подотчетным лицом, могут быть использованы только на цели, на которые они были выданы. Позднее подотчетное лицо должно будет отчитаться перед организацией по израсходованным авансам. Расчеты с подотчетными лицами отражаются на счете 71. Если остались неиспользованные денежные средства, то они должны быть возвращены в кассу предприятия. В бухгалтерском учете выданные средства под отчет средства отражаются проводкой: Дебет 71 Кредит 50 (51). Потраченные денежные средства, по принятым и утвержденным авансовым отчетам, отражаются проводками по дебету счетов 25, 26, 10 и т.д. и кредиту 71 счета.
Учет НДС с авансов
По общим правилам при получении аванса исполнитель должен начислить НДС к уплате в бюджет. Это определено в пункте 1 статьи 167 НК РФ. Согласно ему день полной или частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг признается моментом определения налоговой базы.
Исключение составляют только следующие случаи:
- авансовые платежи получены предприятием, которое освобождено от уплаты НДС;
- авансовые платежи получены в счет будущей поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг, местом реализации которых не является территория России;
- авансовые платежи получены в счет будущих поставок, облагаемых НДС по ставке 0%;
- авансы получены в счет будущей поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, не облагаемых НДС;
- авансы получены производителями товаров, работ, услуг, изготовление которых имеет длительный производственный цикл - свыше шести месяце.
Есть еще одна специфическая особенность.Так, в случае расторжения договора НДС с ранее уплаченного аванса можно принять к вычету. Но для этого необходимо выполнение двух условий:
- договор расторгнут или условия его изменены;
- аванс возвращен покупателю.
Оформить вычет НДС с авансов возможно в двух случаях:
- при реализации товаров, если их оплата произведена до отгрузки (вычет возможен с дня отгрузки товара);
- при изменении условий, а также в случае расторжения договора и возврате суммы авансового платежа (вычет возможен только после отражения в бухгалтерском учете корректировок, но не позднее 1 года с дня расторжения.
Списание задолженности перед покупателем, по ранее полученному авансу, обусловленное истечением срока давности, описанным, выше условиям, не удовлетворяет.
Выявленные в процессе инвентаризации авансы с истекшим сроком исковой давности, подлежат списанию по каждому обязательству на основании данных инвентаризации, обоснования в письменном виде и приказа руководителя предприятия. Просроченная кредиторская задолженность при этом признается в прочих доходах в том отчетном периоде, в котором закончился срок исковой давности, в сумме, отраженной в бухгалтерском учете организации.
Тема 1. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. PR - структуры и СМИ как элементы гражданского общества
Гражда́нское о́бщество (Г.о.) - один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т. д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины. Гражданское общество - общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами.
Основные особенности г.о.:
1. Г.о. – система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей.
2. Г.о. обладает большой степенью независимости и автономии от государства, что гарантирует безопасность личности от злоупотреблений.
3. Государство защищает права гражданина, а гражданское общество – права человека.
4. В г.о. осуществляется социальная саморегуляция.
5. Развитое г.о. передает государству столько полномочий, сколько считает нужным.
6. Основа г.о. – средний класс. Экономическая независимость среднего класса обеспечивает условия, делающие возможным и относительную независимость г.о. от государства.
Важнейшие структурные элементы г.о.:
2. Корпорации.
3. Благотворительные фонды.
4. Общественные организации.
5. Лоббистские организации.
6. Политические партии и движения.
7. Союзы предпринимателей.
8. Ассоциации потребителей.
10. PR-структуры.
11. Церковь.
PR-структуры и СМИ являются важнейшими структурными компонентами гражданского общества. Они организуют информационное обеспечение и формируют имидж политическим партиям, общественным организациям, структурам бизнеса и тем самым увеличивают потенциальные возможности гражданского общества в целом. Занимаясь политическим PR, массмедиа и PR – структуры обеспечивают успешное развитие избирательных кампаний, приводят к власти политиков и общественных деятелей, выражающих и отстаивающих интересы своих избирателей. Являясь «четвертой» и «пятой» ветвями власти, они способны оппонировать государственным структурам и бюрократии.
2. Гражданское общество: исторический аспект
Понятие гражданского общества (англ. civil society ) имеет долгую и сложную историю. Оно вошло в употребление в 17–18 вв., и главный его смысл заключался в том, что сообщество граждан должно иметь свои законы и не зависеть от грубого произвола со стороны государства. Исторически это понятие восходит к семье латинских слов civis, civilic, civitas (гражданин, гражданский, город, государство), с чем связаны такие аспекты гражданского общества, как гражданство, гражданские обязанности и добродетели, цивилизованное поведение.
Проблемы с определением гражданского общества
Основная проблема при попытках дать определение г.о. возникает из-за того, что гражданское общество имеет два разных аспекта, социальный и политический. Со времен Аристотеля и вплоть до Джона Локка эти две сферы рассматривались в нераздельном единстве. Гражданского общества как такового словно бы вообще не существовало. Общность, государство, koinonia, civitas были единым социальным и политическим целым. Социумы были политическими обществами, и это положение все еще сохранялось в 1690, когда Джон Локк написал свой «Второй трактат о правлении» Одна из его глав названа «О политическом и гражданском обществе». Локк полагал, что г.о. несовместимо с абсолютной монархией. Вместе с тем оно является политическим образованием («телом»); для Локка общественный договор и договор граждан с государством – одно и то же. Спустя столетие терминология изменилась. В труде Адама Фергюсона «Опыт истории гражданского общества» (1767 г.) отмечается разрыв, существующий между политической и социальной сферами. Примерно в то же время Дж. Мэдисон подчеркивал роль г.о. как противовеса произволу государства. Он считал, что гарантией от тирании большинства служит наличие в обществе различных групп с разнонаправленными интересами. В этом смысле г.о. стоит на страже прав человека. Иммануил Кант – величайший теоретик гражданского общества. Кант расширил это понятие, говоря об обществе граждан мира, космополитов. Г. Гегель с помощью учения о диалектике утверждал, что кантово гражданское общество – всего лишь «момент» в историческом развитии, шаг вперед, преодоление природного состояния (тезис, или утверждение), однако и он обречен (антитезис, или отрицание). После этого обязательно наступает отрицание отрицания, или синтез (Гегель полагал, что синтез уже осуществился – в форме прусского государства). В любом случае государство, по Гегелю, «действительность морального идеала», является высшей целью человеческой организации.
В 19 и 20 вв. под г.о. многие исследователи стали понимать просто человеческое сообщество; другие усматривали в нем элемент политической организации. Интересно отметить, что одни видели в г.о. источник поддержки существующего политического строя, а другие – средоточие оппозиции. Так, в англосаксонском мире г.о. и государство обычно считались взаимодополняющими , а не враждебными друг другу силами, отчего понятие г.о. и утратило там свое специфическое значение. Во многих же европейских странах г.о. понималось как источник противостояния государству, поскольку там деятельность государства сводилась к вмешательству последнего в частную и корпоративную жизнь граждан. В обоих случаях для гражданских обществ характерны три особенности :
Во-первых, наличие множества ассоциаций или, в более общем плане, центров социальной власти. В этом смысле гражданское общество несовместимо с жесткой, единовластной государственной машиной.
Во-вторых, относительная независимость этих центров социальной власти . В силу своей способности к самоорганизации эти центры власти противятся контролю со стороны государства.
И в-третьих, чувство гражданской ответственности , а также цивилизованное поведение и активная гражданская позиция – все это необходимые элементы подлинно гражданского общества.
Не меньший интерес вызыват ответ на вопрос: «Что возникло раньше – государство или гражданское общество?» В США гражданское общество явно предшествовало государству. В Англии гражданское общество тоже возникло раньше, чем появилось эффективно действовавшее центральное правительство. Это справедливо и для некоторых других европейских стран, например для Швейцарии. Однако во многих странах, особенно во Франции и Испании, а позже и в Португалии, государство укоренилось первым, и гражданскому обществу приходилось отвоевывать свои права в борьбе с не желавшим отдавать власть государством, пусть иногда и просвещенным.
В условиях демократии, государство, по отношению к гражданскому обществу, выполняет следующую роль:
· создание правовой основы для деятельности гражданского общества, обеспечение свободы, безопасности и прав человека
· развитие коммуникаций: связь, транспортные артерии – железные, автомобильные дороги и т.д.
Тестирование:
1. Взаимная ответственность государства и личности, партнерские отношения власти и общества отличают государство
1) правовое
2) суверенное
3) республиканское
4) федеративное
2. К сфере гражданского общества относится деятельность
1) парламента
2) Союза писателей
3) прокуратуры
4) вооруженных сил
3. Отличительным признаком правового государства является
1) суверенитет
2) наличие национальной валюты
3) разделение властей
4) институт гражданства
4. Добровольная политическая организация, которая объединяет группу единомышленников, выражающих интересы определенных социальных сил, ставит целью реализовать их путем завоевания, удержания и использования государственной власти. Какому понятию соответствует это определение?
1) правовое государство
2) профессиональный союз
3) политическая партия
4) парламентская фракция
5. Организация Z активно участвует в политической жизни, но не ставит задачу овладения властью, а лишь оказывает на нее давление, добиваясь своих целей. Организация Z –это
1) правовое государство
2) общественно-политическая организация
3) политическая партия
4) парламентская фракция
6. Какое понятие используют для характеристики негосударственных социальных связей и отношений граждан?
1) гражданское общество
2) правовое государство
4) общественная организация
7. Какая организация представляет гражданское общество?
1) Союз защиты потребителей
2) правоохранительные органы
3) вооруженные силы
4) районный суд
8. Что отличает правовое государство?
1) господство исполнительной власти
2) контроль над деятельностью средств массовой информации
3) наличие единой общеобязательной идеологии
4) реализация на практике принципа разделения властей
9. Негосударственные и непартийные объединения, воздействующие на государственную власть, активно участвующие в политической жизни, но не ставящие задачу овладения властью, а лишь оказывающие на нее давление, добиваясь своих целей. Какому понятию соответствует это определение?
1) правовое государство
2) общественно-политическое движение
3) политическая партия
4) парламентская фракция
10. Главная особенность организаций гражданского общества состоит в том, что они
1) учреждаются государственными органами
2) участвуют в политической борьбе
3) опираются на инициативную деятельность людей
4) реализуют правительственные программы
11. Какая организация представляет гражданское общество?
1) ассоциация ректоров университетов
2) правоохранительные органы
3) вооруженные силы
4) районный суд
12. Что отличает демократическое правовое государство?
2) гарантированность законами равноправия партий и движений
3) наличие правоохранительных органов
4) действие в стране жесткой правительственной цензуры
13. Верны ли следующие суждения о правовом государстве?
А. Правовое государство гарантирует соблюдение прав и свобод граждан.
Б. Отличительным признаком правового государства является последовательная реализация принципа разделения властей.
14. Инициативная группа жителей, чьи дома прилегают к парку, организовали субботник для очистки и благоустройства территории парка. Данный пример стоится к деятельности
1) государственного аппарата
2) организаций гражданского общества
3) муниципальных служб
4) местного самоуправления
15. Какой из приведенных примеров иллюстрирует деятельность организаций гражданского общества?
1) Парламент принял поправку к закону о средствах массовой информации.
2) Владельцы гаражей провели акцию против строительства магистрали на месте их гаражного кооператива.
3) Глава государства выступил с ежегодным обращением к парламенту.
4) Депутаты законодательного собрания посетили несколько детских дошкольных учреждений.
16. Какая организация представляет гражданское общество?
1) министерство образования и науки
2) ассоциация любителей орхидей
3) городской суд
4) прокуратура
17. К отличительным признаком правового государства относят
1) наличие профессионального аппарата управления
2) верховенство права
3) наличие законодательного органа
4) суверенитет
18. Верны ли следующие суждения о правовом государстве?
А. К признакам правового государства относят незыблемость прав человека, их охрану и гарантированность.
Б. Отличительным признаком правового государства является наличие единой общеобязательной идеологии.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
19. Ниже приведен ряд признаков. Все они, за исключением одного, отличают гражданское общество. Найдите номер признака, выпадающего из этого ряда.
1) Многообразие форм объединения граждан, 2) автономность организаций, 3) самоорганизация и самоуправление 4) демократизм, 5) регулярная сменяемость органов государственной власти
20. Найдите в приведенном ниже списке отличительные признаки правового государства и выпишите цифры, под которыми они указаны.
1) наличие системы законодательства
2) верховенство закона
3) разделение властей
4) налогообложение граждан
5) осуществление правоохранительной деятельности
6) взаимная ответственность государства и граждан
21. Ниже приведен ряд признаков. Все они, за исключением одного, относятся к признакам правового государства. Найдите и впишите номер признака, выпадающего из этого ряда.
1) Верховенство закона, 2) единая государственная идеология, 3) разделение властей, 4) обеспечение прав и свобод человека, 5) взаимная ответственность личности и государства.
22. Найдите в приведенном списке организации гражданского общества и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) министерство связи и массовых коммуникаций
2) экологическое движение
3) ассоциация любителей русской классической музыки
4) прокуратура
5) объединение владельцев автотранспорта
6) отдел внутренних дел
Национальный вопрос в современных условиях
Выше шла речь о теоретических и методологических проблемах, касающихся некоторых понятий этнической социологии, о межнациональных отношениях, их видах и основных тенденциях развития, а также о проблемах взаимодействия на национальных интересах, их осознании и учете национальной политике. Мы вплотную подошли к так называемому национальному вопросу, теоретическим и практическим аспектам его решения в современных условиях.
Национальный вопрос представляет собой систему взаимосвязанных проблем развития наций (народов, этносов) и национальных отношений. Он интегрирует в себе основные проблемы практического осуществления и регулирования этих процессов, в том числе территориальные, экологические, экономические, политические, правовые, языковые, морально-психологические.
Национальный вопрос не остается неизменным, его содержание меняется в зависимости от характера исторической эпохи и содержания реально сложившихся межнациональных отношений. Представляется, что в современных условиях основное содержание национального вопроса заключается в свободном и всестороннем развитии всех народов, расширении, их сотрудничества и гармоническом сочетании их национальных интересов.
Политическая организация общества - совокупность организаций, участвующих в политической жизни страны, в регулировании отношений между основными социальными группами общества (классами, нациями, профессиональными стратами). Политическая организация общества состоит их двух основных компонентов: государства как основного, центрального звена политической организации общества; общественных политических объединений (партий, профсоюзов, национальных и профессиональных организаций). Государственная власть носит политический характер, поскольку концентрирует и выражает интересы основных социальных групп и согласовывает деятельность всех субъектов общества. По своей природе государство занимает ведущее, центральное место в политической системе, является основным инструментом политики. Помимо государства в политическую систему общества входят разнообразные общественные объединения (политические партии, профсоюзы, религиозные, женские, молодежные, национальные и другие организации). Они консолидируют интересы отдельных социальных групп и слоев общества. Главной задачей политических общественных объединений является влияние на государство, на его политику через избрание представителей в выборные государственные органы, через средства массовой информации, общественное мнение. В рамках плюралистической политической системы существуют разнообразные политические объединения, имеющие равные возможности на участие в политической жизни страны. В монистической политической системе выделяется одно политическое объединение, играющее главную роль в политической жизни страны. В зависимости политического режима, создаваемого государственной властью, политическая система может быть демократической, когда за политическими объединениями признаются широкие права на участие в формировании государственной политики. Противоположностью ей является авторитарная политическая система, где роль политических объединений сведена на нет, или их деятельность вообще запрещена.
О гражданском обществе, так же как о правовом государстве, стали говорить лишь недавно. И не случайно: гражданское общество - это. спутник правового государства. Точнее, право вое государство появляется в той стране, в которой существует не просто сообщество людей, а гражданское общество. Это понятие можно определить следующим образом.
Гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (стремление к свободе, уважение права, морали, чувство долга, наличие собственности и др.)
Признаками (особенностями) гражданского общества являются следующие:
· высокое сознание людей;
· высокая материальная обеспеченность их на основе владения собственностью;
· широкие связи между членами общества;
· наличие подконтрольной государственной власти, преодолевшей отчуждение от общества. Носители такой власти - всего лишь наемные работники, обладающие соответствующей компетентностью, мастерством, способностью решать проблемы общества;
· децентрализация власти;
· передача части власти органам самоуправления;
· использование компромисса, согласования позиций в качестве основных способов решения конфликтов;
· развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации;
· личность гражданского общества - это человек, ориентированный на созидание, духовность.
Гражданское общество имеет свою структуру, составляющие которой - в основном различные общественные образования и общественные институты. Они обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов коллективов. Именно им под силу «давить» на государственную власть, с тем чтобы заставить ее служить обществу.
В перечень подсистем гражданского общества могут быть включены:
· нации, национальные движения;
· классы, коалиции классов;
· общественные слои (женщины, студенты, пенсионеры и т. п.);
· политические партии; политические движения;
· массовые общественные движения (защитников окружающей среды, противников размещения ядерного оружия и т. п.); профсоюзы;
· общественные организации (общество любителей пива, общество спасения на водах и т.п.);
· союзы или ассоциации (предпринимателей, банкиров, промышленников);
· общества потребителей;
· трудовые (научные, учебные, школьные и др.) коллективы; семья.
Становление гражданского общества - это непрерывный, бесконечный процесс, в котором одновременно цивилизуются и гражданин, и государство, и общество в целом. В этом процессе формируются более упорядоченные, менее конфликтные отношения.
Государство оказывает влияние на гражданское общество, его структуры. Но вместе с тем оно испытывает и обратное влияние. Структуры гражданского общества способны оказать воздействие прежде всего на правотворческую деятельность государства, критикуя законопроекты, внося в них дополнения, изменения или предлагая новые. Правоисполнительная деятельность государства также является полем активного влияния структур гражданского общества. Оценивая те или иные эконо-мические мероприятия, проводимые правительством, партии или союзы предпринимателей или общества потребителей способны донести до сведения правительства интересы той или иной части электората и заставить правительство действовать в интересах граждан. Правоохранительная деятельность государства в меньшей степени подвержена воздействию со стороны структур гражданского общества по причине ее меньшей гласности. И, тем не менее, судебные дела, например, получившие огласку с помощью средств массовой информации, рассматриваются судебными органами более пристально и взвешенно.
Одним словом, гражданское общество - питательная среда правового государства - заставляет государственную власть умерить свои желания, подчиниться законам, ею принятым, и служить населению всей страны.
Термин "гражданское общество" прочно входит в категориальный аппарат правоведов, историков, философов, социологов, политологов и т.д. При этом очевиден большой разброс как в конкретном определении различными авторами самого понятия "гражданское общество", так и в подходах к его анализу. Можно вынести несколько определений этого термина, но основная идея, конечно же, у них одна.
Гражданское общество - это 1) наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение);
наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии;
высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способности к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества;
законообеспеченность населения, то есть функционирование правового государства.
Гражданским обществом можно считать такую общность людей, где достигнуто оптимальное соотношение всех сфер общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной, где обеспечено постоянное поступательное движение общества вперед. "Гражданское общество - это такое общество, в котором различные по своей природе объединения граждан (партии, союзы, профсоюзы, кооперативы, группы) осуществляют связь между человеком и государством и не позволяют последнему узурпировать личность".
То есть при наличии гражданского общества, правительства - это лишь один элемент, сосуществующий с различными институтами, партиями, ассоциациями и пр.
Все это разнообразие носит название плюрализма и предполагает, что многие организации и институты демократического общества не зависят от правительства для своего существования, законности и авторитета. При существовании гражданского общества государство выступает выразителем компромисса различных сил в обществе. Экономической основой гражданского общества является право на частную собственность. В противном случае создается ситуация, когда каждый гражданин вынужден служить государству на тех условиях, которые ему диктует государственная власть.
По сути дела, интересы меньшинств в гражданском обществе выражают различные социальные, политические, культурные и прочие союзы, группы, блоки, партии. Они могут быть как государственными, так и независимыми. Это позволяет отдельным людям осуществлять свои права и обязанности граждан демократического общества. Посредством участия в этих организациях разнообразными способами можно оказывать влияние на принятие политических решений.
Понятие и структура гражданского общества
Гражданское общество существует и функционирует в противоречивом единстве с государством. При демократическом режиме оно взаимодействует с государством, при тоталитарном - стоит в пассивной или активной оппозиции к государству.
Отметим, что в основе любого гражданского общества лежат ряд наиболее общих идей и принципов, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:
экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;
легитимность и демократический характер власти;
безусловное признание и защита естественных прав и свобод человека и гражданина;
классовый мир, партнёрство и национальное согласие;
правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;
равенство всех пред законом и правосудием, надёжная юридическая защищённость личности;
политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции; гражданский общество власть государство
свобода слова и печати, независимость средств массовой информации;
невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;
эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.
Таким образом, гражданское общество определяется как целостная общественная система, характеризующаяся развитостью рыночных отношений, наличием социальных классов и слоев, имеющих собственные, независимые от государства источники существования; экономической свободой производителей, наличием политических, социальных и личных свобод граждан, демократизмом политической власти, верховенством права во всех областях общественной деятельности, включая государственную.
Структура гражданского общества -- это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития.
Системообразующим началом, генерирующим интеллектуальную и волевую энергию общества, является человек с его естественными потребностями и интересами, внешне выраженными в юридических правах и обязанностях. Составляющими частями (элементами) структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые взаимосвязи (отношения) между ними.
Структуру современного гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная (в узком смысле слова), экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.
В социальной сфере институтами гражданского общество являются семья и различные коллективы людей: трудовые, служебные, коллективы, основанные на взаимной дружбе, коллективы по интересам (клубы, охотничьи, рыбаловецкие коллективы, садоводческие товарищества и т.д.), детские, молодежные организации, не носящие политического характера (например, организации бойскаутов). Следует отметить, в данном случае имеется в виду социальная сфера - это сфера всей общественной жизни, включая экономическую, политическую, духовно-культурную, информационную сферы.
В экономической сфере институтами гражданского общества являются организации, предприятия, учреждения, занимающиеся производством материальных благ, оказанием различного рода услуг, как материального, так и нематериального характера (банковско-кредитные учреждения, туристические фирмы, организации по возмездному оказанию юридических услуг).
В политической сфере институтами гражданского общества являются политические партии, организации, движения различной политической ориентации (правые, левые, центристские, религиозные), преследующие политические цели, участвующие в борьбе за государственную или муниципальную (публичную власть). Сюда же входят молодежные политические организации (например, коммунистические союзы молодежи).
Важнейшим институтом гражданского общества в политической сфере является местное самоуправление, органы которого совместно с органами государства представляют систему публичной власти и являются связующим звеном между гражданским обществом и государством. Все вышеуказанные институты совместно с государством составляют политическую систему общества. Своеобразием отличается такой институт гражданского общества, как профессиональные союзы (профсоюзы). Они действуют как в политической, так и в экономической сфере.
В духовно-культурной сфере институтами гражданского общества являются учреждения культуры, творческие организации и союзы, образовательные учреждения, физкультурные и спортивные клубы, союзы (федерации), церковь и религиозные (конфессиональные) организации, не носящие политического характера.
В информационной сфере институтами гражданского общества являются средства массовой информации (газеты и журналы, радио и телевидение, информационные страницы Интернета). В тоталитарном государстве все вышеуказанные сферы общественной жизни оказываются либо полностью огосударствленными, либо находятся под жестким, всеобъемлющим контролем органов государства, а в идеологизированном государстве, каковым был бывший СССР, и под контролем организаций правящей партии (в СССР - Коммунистической партии Советского Союза - КПСС).
Наиболее огосударствленными в бывшем СССР оказались экономическая и политическая сферы. В экономической сфере признавалась только социалистическая (государственная и колхозно-кооперативная) форма собственности на средства производства. Частная собственность была запрещена, была предусмотрена уголовная ответственность за частнопредпринимательсткую деятельность и коммерческое посредничество (ст.153 УК РСФСР 1960 г.).11 Вследствие этого организации, предприятия, учреждения, занимающиеся производством материальных благ, оказанием различного рода услуг как материального, так и нематериального характера, были в основном государственными. Колхозной формой собственности являлись коллективные хозяйства (колхозы), занятые преимущественно в сфере сельского хозяйства. Фактически колхозы пользовались никакой самостоятельностью, их деятельность полностью контролировалась государственными органами и КПСС. Производственные кооперативы представляли ничтожно малый процент в экономической системе советского общества.
Политическая сфера советского общества характеризовалась жесткой однопартийностью. Никакие иные политические партии, кроме КПСС, не действовали. Единственной молодежной политической организацией являлся Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи (ВЛКСМ) - комсомол. Политический характер носила даже детская организация - Всесоюзная пионерская организация - Всесоюзная пионерская организация имени В.И.Ленина.
Местное самоуправление в бывшем СССР отсутствовало - местные Советы входили в систему органов государственной власти и полностью подчинялись вышестоящим государственным органам.
Профессиональные союзы имели централизованное руководство в лице Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС). Юридически профсоюзы считались общественной организацией. Однако фактическое огосударствление профсоюзов началось еще в первые годы Советской власти. Они были объявлены "школой коммунизма" и фактически вошли в механизм советского государства, причем профсоюзы первоначально даже отводилось второе место после коммунистической партии. По поводу В.И.Ленина в работе "Детская жизнь "левизны" в коммунизме" писал: "Партия непосредственно опирается на профсоюзные органы, которые насчитывают теперь, по данным последнего (апрель 1920 г.) съезда, свыше 4 миллионов человек. Фактически все руководящие учреждения громадного большинства союзов... состоят из коммунистов и проводят все директивы партии... Затем, разумеется, вся работа партии идет через Советы, которые объединяют трудящиеся массы без различия профессий... Таков общий механизм пролетарской государственной власти, рассмотренной "сверху", с точки зрения практики осуществления диктатуры".
Духовно-культурная сфера советского общества также подвергалась сильному огосударствлению, а информационная система полностью находилась в руках государства. За пределами государства оставалась только церковь и религиозные организации, напротив, антирелигиозная, атеистическая пропаганда составляла значительную часть государственной идеологии, а сами религиозные институты и их представители периодически подвергались преследованиям, в том числе и уголовного характера.
В политической сфере реально существует многопартийность. Минимальным стало огосударствление духовно-культурной сферы. Так, например, большинство дошкольных учреждений и школ в настоящее время являются не государственными, а муниципальными; действуют многочисленные частные и иные негосударственные образовательные учреждения. В информационной сфере действуют как государственные и муниципальные, так и иные (независимые) средства массовой информации.
Можно сделать вывод, что при характеристике структуры гражданского общества следует иметь в виду три обстоятельства.
Во-первых, изложенная классификация предпринята в учебных целях и носит условный характер. В действительности названные структурные части, отражающие сферы жизнедеятельности общества, тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы. Объединяющим фактором, эпицентром многообразных связей между ними выступает человек (гражданин) как совокупность общественных отношений и мера всех вещей.
Во-вторых, при изучении социальной, экономической и других систем как относительно самостоятельных явлений нельзя недооценивать и другие структурные составляющие (идеи, нормы, традиции).
В-третьих, надо видеть то, что связующим, упорядочивающим фактором структуры и процесса жизнедеятельности общественного организма служит право с его естественной общегуманистической природой, подкрепленной прогрессивным, демократическим законодательством, что логика развития гражданского общества неизбежно приводит к идее правовой государственности, правового демократического общества.