Юнеп программа оон окружающей среде. Программа оон по окружающей среде (юнеп)
Генеральная Ассамблея ООН (Организация Объединенных Наций). Ей принадлежит главная роль в организации международного экологического сотрудничества. Она определяет основные направления экологической политики международного сообщества.
ЮНЕП — Программа ООН по экологии. Это специализированное учреждение ООН, которое занимается вопросами охраны биосферы. Оно создано Генеральной Ассамблеей ООН 15 декабря 1972 г. по рекомендации Стокгольмской конференции. ЮНЕП имеет Совет управляющих из представителей государств, Совет по координации охраны биосферы, экологический Фонд. Совет управляющих определил следующие семь основных направлений в области экологии: 1) населенные пункты, здоровье человека, санитария природной среды; 2) охрана земель, вод, предотвращение опустынивания; 3) океаны; 4) охрана природы, диких животных, генетических ресурсов; 5) энергия; 6) образование, профессиональная подготовка; 7) торговля, экономика, технология.
ЭКОСОС — экономический и социальный Совет ООН. Он решает вопросы финансирования.
ЮНЕСКО — организация ООН по культуре, науке и образованию. Образована в 1948 г. со штаб-квартирой в Париже. Она осуществляет: а) руководство экологическими программами «Человек и биосфера» (МАВ — Man and Biosphera), Международной программой по экологическому образованию, Международной гидрологической программой и др.; б) учет и организацию охраны природных объектов, отнесенных к всемирному наследию; в) оказание помощи странам в развитии экологического образования, подготовке экологов.
Под эгидой ЮНЕСКО в Алтайском государственном техническом университете открыта Международная кафедра ЮНЕСКО «Экологическое образование в Сибири».
МАГАТЭ — Международное агентство по атомной энергии было образовано в 1957 г. Оно разрабатывает Правила строительства и эксплуатации атомных электростанций, проводит экспертизу проектируемых и действующих АЭС, дает оценку воздействию атомных материалов на природную среду, устанавливает нормы радиационной безопасности, проверяет их выполнение.
МСОП — Международный союз охраны природы и природных ресурсов. Он учрежден в 1948 г. Это неправительственная организация из представителей более 100 стран. От Российской Федерации членом МСОП являются Министерство сельского хозяйства и Всероссийское общество охраны природы. Основные задачи союза: а) сохранение естественных экосистем, флоры и фауны; б) сохранение редких и исчезающих видов растений и животных, памятников природы; в) организация заповедников, резерватов, национальных природных парков; г) экологическое просвещение. По инициативе МСОП ведется Красная книга редких и исчезающих видов растений и животных, разработана программа «Всемирная стратегия охраны природы».
ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения. Она образована в 1946 г. ВОЗ изучает проблемы оздоровления городов, организации отдыха и санаторно-курортного лечения граждан, участвует в международных программах по улучшению санитарногигиенических условий жизни человека. Она осуществляет санитарно-эпидемиологический мониторинг среды обитания человека, обобщает данные о заболеваемости людей в зависимости от состояния среды, проводит санитарно-гигиеническую экспертизу природной среды и дает оценку ее качества. В своей деятельности ВОЗ взаимодействует с ЮНЕП, МАГАТЭ, ВМО и другими экологическими организациями.
ФАО — Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН. Образована в 1945 г. Сфера ее деятельности сельское хозяйство и мировые продовольственные ресурсы. Она занимается экологическими проблемами в сельском хозяйстве: охраной и использованием земель, водных ресурсов, лесов, животного мира, биологических ресурсов Мирового океана. ФАО подготовила почвенную карту мира, благодаря ей принята Всемирная почвенная хартия, проведены международные конференции по народонаселению, продовольствию, по борьбе с опустыниванием земель, охране водных ресурсов. ФАО участвует в разработке многих экологических программ, активно сотрудничает с ЮНЕП, ЮНЕСКО, МСОП.
ГСМОС — глобальная система мониторинга окружающей среды. Работу системы координирует ЮНЕП. ГСМОС осуществляет пять программ: мониторинг состояния атмосферы, перенос загрязняющих веществ на большие расстояния, здоровье человека, Мировой океан, возобновляемые ресурсы суши. В ГСМОС входят ВМО, ВОЗ, ФАО, ЮНЕСКО.
ВМО — Всемирная метеорологическая организация ООН. Создана в 1947 г. Она изучает и обобщает степень воздействия человека на погоду и климат планеты в целом и по отдельным регионам. ВМО действует в рамках ГСМОС — глобальной системы мониторинга окружающей среды
ИМО — Международная морская организация. Она разрабатывает и с ней согласовывают основные принципы международной политики по защите морской среды. ИМО принимает участие в разработке международных конвенций по борьбе с загрязнением моря нефтью и другими вредными веществами. В состав ИМО входит Комитет защиты морской среды.
Значительный вклад в дело охраны окружающей среду вносят международные организации. Разумеется, наиболее серьезную роль играют ООН и ее специализированные учреждения.
Организация Объединенных Наций в настоящее время является центром сосредоточения всех форм природоохранительного сотрудничества государств. ООН располагает целой системой органов, которые заняты развитием международной природоохранительной деятельности государств. При Генеральной Ассамблее имеется Научный комитет по действию атомной радиации. Комитет по использованию космического пространства в мирных целях (КОСПАР) и др.
При ЭКОСОС имеется Комитет по природным ресурсам. Природоохранными проблемами занимаются также региональные экономические комиссии, ряд специализированных учреждений ООН (ВОЗ, ИМО, ФАО, ЮНЕСКО, МОТ, ВМО, ИКАО и др.), а также МАГАТЭ.
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) разработала международную программу "Человек и биосфера" и координирует ее выполнение.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) занимается изучением проблемы загрязнения атмосферного воздуха, разрабатывая единые показатели загрязнения воздуха; участвует в анализе природоохранного законодательства отдельных стран.
Международная морская организация (ММО) занимается вопросами охраны морской среды, разрабатывает конвенции по охране морской среды и созывает международные конференции по охране Мирового океана.
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) разрабатывает технические проекты охраны земель, лесов, вод, животного и растительного мира и предлагает их государствам-членам для руководства, а также разрабатывает проекты конвенций по охране указанных объектов.
Международная организация гражданской авиации (МКАО) 2 апреля 1971 года в соответствии со ст. 37 Чикагской Конвенции о рекомендательными, однако ряд авторов считают, что резолюции, принятые единогласно, приобретают императивный характер.
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) с 1958 г. осуществляет программу "Ядерная безопасность и защита окружающей среды", цель ее - обеспечение безопасности использования ядерной энергии и защита человека и окружающей среды от ядерной радиации, радиоактивных и других выбросов с ядерных установок.
Природоохранительная деятельность государств в рамках ООН и на национальной основе привела к необходимости создания в ООН специального механизма по координации сотрудничества государств в области охраны окружающей среды. Таким механизмом стала Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), созданная в 1972 году. Во главе ЮНЕП стоит Совет управляющих из представителей 58 стран.
Основные функции Совета:
- а) содействие международному сотрудничеству в области окружающей среды и предоставление по мере необходимости рекомендаций относительно проводимой с этой целью политики;
- б) осуществление общего руководства и координации программ в области окружающей среды, выполняемых организациями ООН;
- в) подготовка обзоров состояния окружающей среды и определение путей международного сотрудничества;
- г) осуществление постоянного наблюдения за влиянием национальной и международной политики и природоохранительных мер для развивающихся стран;
- д) подготовка обзора мероприятий, предусмотренных Фондом окружающей среды, и др.
Важнейшими направлениями природоохранительной деятельности ЮНЕП являются :
- а) охрана отдельных природных объектов (защита морской среды, охрана почв и пресных вод);
- б) борьба с различными видами вредного воздействия (борьба с опустыниванием, загрязнением);
- в) рациональное использование природных ресурсов;
- г) создание мировой справочной службы по наблюдению за состоянием окружающей среды (мониторинг);
- д) изучение экономических особенностей развития населенных пунктов;
- е) разработка международно-правовой основы природоохранительной деятельности.
Всемирный союз охраны природы создан в 1948 г. Штаб-квартира находится в Женеве. Его членами являются государства, правительственные учреждения и организации, международные и национальные неправительственные организации. Союз объединяет 800 членов из 125 государств. Работа его сосредоточена в 6 комиссиях, членами которых являются 6 тыс. экспертов. Союз активно участвовал в разработке международных норм и правил по сохранению биологического разнообразия и управлению различными компонентами природных ресурсов. Союз оказывает большую помощь государствам в подготовке национальных стратегий по охране окружающей среды и реализации их полевых проектов. Также Союз активно участвует в международном нормотворческом процессе. Им подготовлены проекты многих действующих конвенций. Под руководством Союза разработан проект Международной хартии по окружающей среде и развитию и комментарии к нему. Союз совместно с ЮНЕП и Всемирным фондом по охране природы разработал и опубликовал Всемирную стратегию по охране природы (1980 г.) и Стратегию по поддержке жизненного уровня на должном уровне (1991 г.).
Помимо универсальных организаций проблемами охраны окружающей среды вплотную занимаются многие региональные организации общей и специальной компетенции. К таким организациям следует отнести Европейское интеграционное объединение - Европейский союз. Учредительные договоры Европейских Сообществ и Европейского Союза определяют природоохранительные цели организации - содействовать на международном уровне мерам, относящимся к региональным и общемировым проблемам охраны окружающей среды. Так, к Маастрихтскому договору приложены три декларации по природоохранительной тематике: директивы о вредных выбросах; о воздействии мероприятий ЕС на охрану окружающей среды; о защите животных. оон природоохранительный экология конвенция
7 мая 1990 года было создано "Европейское агентство по окружающей среде и Европейская сеть информации и наблюдения за окружающей средой". Это Агентство снабжает Европейский союз и государства-члены объективной информацией, необходимой для разработки и осуществления действенной и эффективной политики в отношении окружающей среды. Оно составляет квалифицированные отчеты о качестве, интенсивности и характере воздействия на окружающую среду, разрабатывает единообразные оценочные критерии, данные о состоянии среды. Приоритетными в деятельности Агентства являются следующие вопросы: качество воздуха и выбросы в атмосферу; качество воды, загрязняющие агенты и водные ресурсы; состояние почвы, фауны, флоры и биотоков; землепользование и природные ресурсы; регулирование отходов; шумовое загрязнение; химические вещества, наносящие вред окружающей среде; охрана побережий.
Комиссия для стран южной части Тихого океана, созданная в 1947 г., содействует улучшению экономических, социальных и культурных условий, а также охране окружающей среды посредством взаимных консультаций.
Полезную работу по кодификации и прогрессивному развитию международного экологического права проводят Всемирный фонд охраны дикой живой природы. Международный институт по окружающей среде и развитию. Международный совет по природоохранному праву и др.
Международное сотрудничество осуществляется по двум направлениям:
- 1) создание норм, охраняющих отдельные природные объекты;
- 2) осуществление надзора государства или международной организации за тем, чтобы та или иная деятельность осуществлялась с учетом последствий данной деятельности для окружающей среды.
К объектам международно-правовой охраны относят: водные ресурсы, атмосферу, живые ресурсы (флора и фауна), экосистемы, климат, озоновый слой, Антарктику и почву.
Первым международно-правовым документом в области охраны животного мира считается Парижская Конвенция 1902 года, посвященная охране птиц, полезных для сельского хозяйства. Эта Конвенция впоследствии была пересмотрена и дополнена Международной конвенцией по защите птиц, подписанной в 1950 году.
Современная система международной охраны окружающей среды начинается с Конференции ООН, прошедшей в Стокгольме в 1972 году, хотя некоторые международные экологические соглашения, в частности, по охране морской среды, были подписаны еще до этой конференции. Однако именно после Стокгольмской конференции активизировалась нормотворческая деятельность по охране окружающей среды на национальном и международном уровнях.
Стокгольмская конференция привела к созданию ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде). В настоящее время эта организация выполняет административные функции по семи крупным конвенциям, а также по ряду региональных соглашений.
Подписанная в Женеве (Швейцария) Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 года обязывает участников не прибегать к военному или иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду (преднамеренному управлению природными процессами - динамики, состава или структуры Земли, включая ее биоту, литосферу, гидросферу и атмосферу, или космического пространства), которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов нанесения ущерба или причинения ущерба другому государству.
Генеральная Ассамблея ООН создала в 1984 г. Международную комиссию по окружающей среде и развитию, которая в своем докладе "Наше общее будущее" 1987 года впервые сформулировала концепцию устойчивого развития, целью которого является улучшение условий жизни человека, достигаемое в гармонии с природой.
В 1991 году под эгидой Европейской Экономической Комиссии ООН в Эспо (Финляндия) была подписана Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.
Европейская Экономическая Комиссия ООН также инициировала подписание в 1998 году в Орхусе (Дания) Конвенции о доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.
В 1992 г. на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (Бразилия) была принята Декларация по окружающей среде и развитию, где были сформулированы основные принципы экологического права, и Долгосрочная программа дальнейших действий в глобальном масштабе ("Повестка дня на XXI век").
Ниже приводятся источники по разделам международного права охраны окружающей среды, соответствующим различным объектам регулирования.
Миссия: Обеспечивать руководство и поощрять партнерские отношения в природоохранной деятельности, создавая для государств и народов соответствующие стимулы, поставляя им информацию, а также давая им возможность повысить качество своей жизни, не ставя под угрозу качество жизни будущих поколений.
Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) учреждена Генеральной Ассамблеей ООН 15 декабря 1972 года. ЮНЕП является основным органом ООН в сфере экологии, через который осуществляется сотрудничество государств и международных организаций по решению глобальных, региональных и национальных проблем в области охраны окружающей среды и устойчивого развития. Программа прилагает особые усилия для формирования партнерских отношений с другими агентствами системы ООН, обладающими дополнительным опытом и организационным потенциалом и содействующими более широкому участию гражданского общества в достижении устойчивого развития.
Штаб-квартира ЮНЕП находится в Найроби (Кения). Исполнительным директором ЮНЕП с июня 2006 г. является Ахим Штайнер (AchimSteiner).
В декабре 2012 г. по итогам встречи на высшем уровне Рио+20 Генеральной Ассамблеей ООН было принято решение об «усилении и повышении статуса» Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и учреждении всеобщего членства в ее управляющем органе. До принятия этой резолюции Совет Управляющих ЮНЕП состоял лишь из 58 членов. Предыдущие усилия по обеспечению более широкого представительства в управлении ЮНЕП привели к созданию Глобального министерского экологического форума (ГМЭФ), в рамках которого происходят совещания министров окружающей среды, параллельно с Советом Управляющих.
Первая сессия Совета Управляющих /Глобального Министерского Экологического Форума состоялась в Найроби с 18 по 22 февраля 2013 г.
В марте 2013 г. Генеральная Ассамблея одобрила учреждение Экологической Ассамблеи ООН в рамках усилий по укреплению и повышению статуса Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), штаб-квартира которой находится в Найроби. Согласно заявлению ЮНЕП, этот шаг отражает будущее полное участие всех 193 стран-членов ООН в управляющем органе ЮНЕП.
«В своей резолюции Генеральная Ассамблея заявила, что новое определение не меняет функции управляющего органа ЮНЕП, или общий мандат, цели и задачи ЮНЕП».
Совет Управляющих ЮНЕП, в рамках которого ежегодно проводится крупнейшее совещание министров охраны окружающей среды, теперь будет называться Экологической Ассамблеей ООН.
Главные задачи ЮНЕП состоят в анализе и оценке состояния глобальной окружающей среды, предупреждении об экологических угрозах, развитии международного права в области окружающей среды в интересах устойчивого развития, содействии повышению осведомленности общественности о международной природоохранной политике и деятельности, предоставлении помощи в разработке политики и оказании консультативных услуг правительственным и неправительственным организациям.
Российская Федерация традиционно принимает активное участие в деятельности ЮНЕП, основываясь на целесообразности и реальной возможности использования потенциала этой организации для решения приоритетных для России экологических задач.
Учитывая большую важность России как партнера в международном экологическом сотрудничестве, ЮНЕП в 2000 году открыла свое представительство в Москве. В основные задачи Московского офиса ЮНЕП входит развитие политического диалога с органами власти Российской Федерации, ответственными за выработку и проведение национальной и международной политики в области окружающей среды; участие в продвижении программ ЮНЕП и содействие Российской Федерации в разработке и осуществлении проектов, в том числе в рамках Глобального экологического фонда (ГЭФ), развитие сотрудничества с государственными, научными, неправительственными организациями и деловыми кругами.
В 2003-2010 гг. Сотрудничество в вышеуказанных областях осуществлялось через проекты, среди которых: Российская Федерация: поддержка национального плана действий по защите арктической морской среды, Российская Федерация - «Комплексный экосистемный подход к сохранению биоразнообразия и уменьшению фрагментации местообитаний на трех модельных территориях Российской Арктики» (ECORA)», Защита морской среды Каспийского моря,Создание в РФ потенциала для внедрения Стокгольмской конвенции о СОЗ и разработки национального плана выполнения, разработка сети водноболотных угодий, борьба с опустыниванием через устойчивоое управление земельными ресурсами, и т.д.
Сотрудничество ЮНЕП и ее Московского офиса с российским партнерами базируется на Соглашении о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП), подписанном в Найроби 16 апреля 2013 г. Сергеем Донским, Министром природных ресурсов и экологии Российской Федерации, от имени Правительства Российской Федерации, и Ахимом Штайнером, Исполнительным Директором ЮНЕП.
В соответствии с Соглашением между ЮНЕП и Правительством Российской Федерации, подписанным 16 апреля 2013 г., сотрудничество будет осуществляться по следующим основным направлениям, являющимся приоритетными для Сторон:
a) поддержка развития хозяйственной и иной деятельности, соответствующей установленным нормам и требованиям в области охраны окружающей среды, и обеспечения экологической безопасности, в том числе с применением наилучших доступных экологически безопасных технологий;
b) сохранение биологического разнообразия; учет экосистемных услуг и управление экосистемами;
c) управление водными ресурсами, охрана водных объектов, морской и прибрежной среды от негативного техногенного воздействия;
d) сокращение антропогенного воздействия на климатическую систему и смягчение неблагоприятных последствий изменения климата;
e) регулирование использования химических веществ, утилизация и переработка отходов;
f) сотрудничество в целях дальнейшего выполнения Балийского стратегического плана по оказанию технической поддержки и созданию потенциала с использованием российского экспертного потенциала;
g) рациональное использование природных ресурсов, устойчивое производство и потребление;
h) информирование и повышение осведомленности общественности в вопросах охраны окружающей среды;
i) содействие реализации соглашений и программ в области охраны окружающей среды, действующих под эгидой Организации Объединенных Наций, в которых участвуют Стороны;
j) содействие в реализации Меморандума о взаимопонимании между автономной некоммерческой организацией «Организационный комитет ХХIIОлимпийских зимних игр и XIПаралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи» и Программой Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) от 5 июня 2009 г. в контексте подготовки зимних Олимпийских игр 2014 года в г. Сочи Российской Федерации, а также учет полученного опыта, последствий и планирование возможных последующих мероприятий на период после 2014 года.
Соглашение будет дополнено оперативным Планом работы на 2-4 года, который сейчас находится в разработке.
В настоящее время деятельность ЮНЕП в России включает:
1. Содействие Правительству Российской Федерации в «озеленении» Олимпиады в Сочи;
2. Перевод на русский язык доклада «Навстречу зеленой экономике: пути к устойчивому развитию и искоренению бедности» (ноябрь 2011 - март 2012)
4. Атлас биологического разнообразия лесов России и воздействий изменения климата с использованием космических снимков - 1-й этап (ноябрь 2011 - сентябрь 2012);
5. Перевод на русский язык «Глобальной экологической перспективы» («ГЭП-5»).
В 2011 г. Под руководством Правительства России и ЮНЕП было учреждено партнерство по устойчивому управлению окружающей средой в российской Арктике. Целью настоящей инициативы является разработка и выполнение долгосрочной, многоцелевой программы по устойчивому управлению окружающей средой в Арктике в быстро меняющихся климатических условиях («Арктическая Повестка 2020»). Ее целью является содействие выполнению Национального плана действий «Арктика», принятого российским Правительством в 2009 г.
Программа разработана на пять лет, общий бюджет составляет свыше 335 миллионов долларов США (25 миллионов из Трастового фонда ГЭФ и 310 миллионов со-финансирование из различных источников). ЮНЕП планирует выделить 11 миллионов долл. США на выполнение трех проектов в рамках Программы и выполнение функций координатора Программы.
В этом партнерстве участвуют следующие организации и группы: Правительство Российской Федерации, Глобальный Экологический Фонд, ЮНЕП, Всемирный Банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Программа Развития ООН, Северная Экологическая Финансовая Корпорация, Агентство защиты окружающей среды США, администрации арктических регионов России, добывающие компании, неправительственные организации и коренные народы Арктики.
(Справка)
11-10-2011
Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) является органом Генеральной Ассамблеи ООН, учрежденным в соответствии с резолюцией 2997 от 15 декабря 1977 г. и рекомендациями Конференции ООН по вопросам окружающей среды (1972 г., Стокгольм, Швеция). Штаб-квартира ЮНЕП находится в Найроби (Кения).
Основным руководящим органом ЮНЕП является Совет Управляющих (СУ), который состоит из 58 государств-членов, избираемых ГА ООН на четырехлетний период в соответствии с принципом географической представленности (16 - от африканских стран, 13 - от азиатских стран, 6 - от восточно-европейских стран, 10 - от стран Латинской Америки и Карибского бассейна, 13 - от западноевропейских и других государств). Российская Федерация традиционно избирается в состав СУ ЮНЕП (нынешнее членство до 31 декабря 2013 г.).
До введения в практику проведения сессий СУ в качестве межсезонного органа ЮНЕП действовал Комитет высокого уровня министров и должностных лиц (КВУ). На 21-й сессии СУ ЮНЕП (февраль 2001 г., Найроби, Кения) было принято решение о прекращении его деятельности (UNEP/HLC/5/3). В феврале 2011 г. в Найроби (Кения) прошла очередная 26-я сессия СУ ЮНЕП/Глобального министерского экологического форума (СУ-26 ЮНЕП/ГМЭФ).
С 2000 г. по четным годам также на регулярной основе проводятся спецсессии СУ ЮНЕП/ГМЭФ. 11-я спецсессия СУ ЮНЕП/ГМЭФ прошла в феврале 2010 г. на о.Бали (Индонезия).
В соответствии с Правилом 62 Процедуры СУ ЮНЕП действует Комитет постпредов (КПП), состоящий из аккредитованных в Найроби постоянных представителей государств-членов ЮНЕП и осуществляющий свою деятельность в период между сессиями СУ. В течение календарного года, помимо участия в рабочих группах, КПП проводит четыре ежеквартальных заседания.
ЮНЕП выступает в качестве ключевой структуры системы ООН по координации усилий международного сообщества в сфере охраны окружающей среды и устойчивого использования природных ресурсов. Основными направлениями деятельности ЮНЕП являются: анализ и оценка состояния глобальной окружающей среды в целях раннего предупреждения возникающих угроз экологического характера, развитие международного сотрудничества по борьбе с загрязнением окружающей среды, дальнейшее совершенствование экологической правовой базы, координация природоохранной деятельности в рамках системы ООН, содействие разработке и принятию согласованных мер по решению экологических проблем, оказание помощи в создании и эффективном функционировании национальных структур по охране окружающей среды и др.
В качестве механизма реализации решений в области охраны окружающей среды и координации природоохранной деятельности в рамках системы ООН выступает Секретариат ЮНЕП во главе с Исполдиректором, который по должности является заместителем Генсекретаря ООН и назначается Генассамблеей ООН по его рекомендации на четырехлетний срок. В настоящее время Исполдиректором ЮНЕП является А.Штайнер (Германия), вновь переизбранный на этот пост на четырехлетний срок с 15 июня 2010 г.
В настоящее время действуют шесть региональных бюро ЮНЕП: для Европы (Женева), для Африки (Найроби), для Северной Америки (Вашингтон), для Азии и Тихоокеанского региона (Бангкок), для Латинской Америки и Карибского региона (Панама) и Западной Азии (Манама). ЮНЕП имеет свои представительства по связям с ЕС в Брюсселе (Бельгия), штаб-квартирой ООН в Нью-Йорке (США), Лигой арабских государств в Каире (Египет). В 2003 г. было учреждено отделение регионального бюро ЮНЕП для Азии и Тихоокеанского региона в Пекине (КНР). С 2000 г. действует отделение Европейского регионального бюро ЮНЕП в Москве (Россия).
Под эгидой ЮНЕП функционируют такие крупные природоохранные программы, как Глобальная система мониторинга окружающей среды (WCMC), Глобальная система данных о природных ресурсах (GRID), Международный регистр потенциально токсических химических веществ (IRPTC), Центр содействия ЮНЕП по вопросам энергетики и охраны окружающей среды (UCCEE), Глобальная система информации по окружающей среде (GRI) и др.
В рамках ЮНЕП работает Программа региональных морей, направленная на защиту морской окружающей среды и экологически безопасное использование морских ресурсов. Действующие в ее рамках 13 конвенций и планов действий охватывают более 140 стран и распространяются на многие регионы Африки, Средиземноморья, бассейна Карибского моря, Юго-Восточной Азии, Северо-западного района Тихого океана и др. ЮНЕП принимала активное участие в подготовке к подписанию Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря, которая считается одной из наиболее успешных реализованных инициатив под эгидой ЮНЕП.
ЮНЕП содействовала достижению правительствами консенсуса в формировании ряда международных природоохранных соглашений, таких как Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласования в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле, Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, Базельская конвенция по контролю за опасными отходами и их удалением, Конвенция о международной торговле видами, находящимися под угрозой исчезновения и др. ЮНЕП продолжает оказывать содействие в деятельности конвенций по биоразнообразию, опустыниванию и изменению климата. В настоящее время при ключевой роли ЮНЕП ведется работа по созданию международного механизма финансирования обращения с опасными химвеществами и отходами, а также по разработке глобального имеющего обязательную юридическую силу соглашения по контролю оборота ртути.
Финансирование ЮНЕП осуществляется из четырех основных источников: Природоохранного фонда, который складывается из добровольных взносов государств и используется для бюджетного обеспечения программной деятельности; целевых взносов, в т.ч. в трастовые фонды природоохранных конвенций; целевых дополнительных взносов, используемых для конкретных проектов, и перечислений из регулярного бюджета ООН, используемых, в основном, на административные нужды.
На 25-й сессии СУ ЮНЕП были приняты Программа работы и бюджет ЮНЕП на двухгодичный период 2010-11 гг. в размере 180 млн.долл. Начиная с 2010 г., российский добровольный ежегодный взнос в Природоохранный фонд ЮНЕП в соответствии с решением Правительства России был увеличен с 500 тыс. до 900 тыс. долл. США.
Российская Федерация (ранее СССР) активно взаимодействует с ЮНЕП с момента вступления в нее в 1976 г. Головным ведомством по сотрудничеству с этой Программой ООН является Министерство природных ресурсов и экологии РФ, действующее в своих связях с ЮНЕП в координации с МИД России.
Наиболее приоритетными направлениями взаимодействия ЮНЕП с Россией на данном этапе являются такие, как мониторинг и оценка состояния окружающей среды; содействие разработке и координация осуществления политики и программ рационального использования природных ресурсов; адаптация международного опыта для решения национальных природоохранных задач; содействие формированию благоприятных экономических условий для привлечения инвестиций в природоохранную сферу; расширение и развитие сотрудничества по экологическому образованию и др.
Особое внимание в ходе совместной проектной деятельности придается активизации сотрудничества по приоритетным для России направлениям: реализация Программы «Региональные моря» (Арктический регион, Каспийское и Черное моря, регион Северо-западной части Тихого океана - НОУПАП), охрана горной экосистемы Кавказского региона, экологическое сопровождение строительства спортивных объектов Зимней олимпиады Сочи-2014.
Кроме того, в рамках нашего двустороннего сотрудничества успешно развиваются такие направления нашего взаимодействия как совместные действия по защите арктической морской окружающей среды, по реагированию на вредное воздействие стойких токсических веществ на здоровье коренных народов российского Крайнего Севера, по наблюдению за воздействием изменения климата на большие сибирские реки, по мобилизации финансирования проектов по созданию энергоэффективных и возобновляемых источников энергии в условиях изменения климата, создание в России условий для реализации Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях и развития национального плана по ее осуществлению, укрепление сети учебных центров по управлению природоохранными зонами и др.
Программа ООН по окружающей среде , или ЮНЕП (англ. UNEP , U nited N ations E nvironment P rogramme ), - созданная в рамках системы ООН программа, способствующая координации охраны природы на общесистемном уровне. Программа учреждена на основе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 2997 от 15 декабря 1972 года (A/RES/2997(XXVII)). Основной целью ЮНЕП является организация и проведение мер, направленных на защиту и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений. Девиз Программы - «Окружающая среда в интересах развития».
Штаб-квартира ЮНЕП находится в Найроби , Кении . Также у ЮНЕП есть шесть крупных региональных офисов и офисы в различных странах. ЮНЕП несёт ответственность за разрешение всех связанных с экологией вопросов на глобальном и региональном уровне.
Деятельность ЮНЕП включает в себя различные проекты в области атмосферы Земли , морских и наземных экосистем . Также ЮНЕП играет значительную роль в развитии международных конвенций в области экологии и охраны окружающей среды . ЮНЕП часто сотрудничает с государствами и неправительственными международными организациями . Также ЮНЕП часто спонсирует и содействует имплементации связанных с экологией проектов.
В сферу деятельности ЮНЕП также входит разработка рекомендаций и международных договоров по таким вопросам, как потенциально опасные химикаты, трансграничное загрязнение воздуха и загрязнение международных судоходных русел.
Под эгидой ЮНЕП ежегодно отмечается Всемирный день окружающей среды .
Структура
Управляющий Совет ЮНЕП состоял до 2012 из 58 государств, выбираемых на четырехгодичный срок. Места в Совете распределяются по географическому признаку. Роль Управляющего Совета состоит в определении основных направлений работы для различных экологических программ ООН и распространении идей сотрудничества по поводу вопросов окружающей среды среди государств, входящих в ООН. Секретариат ЮНЕП состоит из 890 сотрудников, примерно 500 из которых приезжают по контракту из других стран. Секретариат курирует имплементацию различной политики и программ ЮНЕП. Также Секретариат занимается распределением бюджета, размер которого достигает почти 105 миллионов американских долларов и фактически полностью состоит из взносов входящих в ЮНЕП государств.
Работа ЮНЕП ведётся в следующих семи направлениях:
- Раннее предупреждение и оценка конфликтов
- Имплементация экологической политики
- Технология, производство и экономика
- Региональное сотрудничество
- Экологическое право и конвенции
- Защита окружающей среды на глобальном уровне
- Коммуникации и общественная информация
Исполнительный директор
Сейчас исполнительным директором ЮНЕП является Ахим Штайнер, сменивший на посту предыдущего директора Клауса Топфера в 2006. Доктор Топфер оставался на посту Директора 2 срока подряд, начиная с февраля 1998 года. 15 марта года бывший Генеральный Секретарь ООН Кофи Аннан назначил Ахим Штайнера, бывшего Генерального Директора Всемирного союза охраны природы на пост Исполнительного Директора ЮНЕП. Днём позже, Генеральная Ассамблея ООН утвердила предложение Аннана и назначила Штайнера на должность Генерального Директора. Назначение вызвало неоднозначную реакцию в связи с конфликтом интересов, после того как стал известен факт, что Штайнер был главным судьей в жюри, присудившем Ананну приз в 500 000 долларов. Лондонская газета сообщила, что это назначение «поставило новые вопросы по поводу стандартов, которые необходимо применять к высшим официальным лицам ООН с целью избежать конфликта интересов». Позицию Генерального Директора в течение 17 лет подряд (с 1975 по 1992 год) занимал Доктор Мостафа Камал Толба, которому удалось вынести вопросы экологии и охраны окружающей среды на всеобщее обсуждение и добиться успехов в этой области. При данном директоре, ЮНЕП добилась наибольшего успеха, заключив в 1987 году Монреальский протокол, направленный на защиту озонового слоя. В декабре 1972 года, Генеральная Ассамблея ООН единогласно проголосовала за назначение Мориса Стронга в качестве главы ЮНЕП. Он также исполнял функции Генерального Секретаря Конференции ООН по Окружающей Среде, состоявшейся в 1972 году и открывшей международное движение в защиту окружающей среды, а также на Саммите Земли в 1992 году. Стронг имеет большое влияние во многих сферах экологии направленных на развитие глобального движения в защиту экологии.
Международные Годы ЮНЕП
- 2009 - Международный год природных волокон (резолюция ООН 61/189).
- 2010 - Международный год биоразнообразия (резолюция ООН 61/203).
Отчёты
ЮНЕП публикует большое количество докладов, отчётов и информационных бюллетеней. Например, четвёртая Глобальная Экологическая Инициатива (ГЭИ-4) является хорошим примером отчёта по экологии, развитию и человеческому благополучию и предоставляет аналитический материал и информацию для политиков и всей заинтересованной публики. Одна из основных идей ГЭИ-4 - предостеречь человечество о том, что оно «живёт не по средствам». Отчёт отмечает, что человечество настолько велико, что объём ресурсов, необходимых для выживания, превышает количество доступных. Экологический императив (или количество земли, необходимой для обеспечения продуктами одного человека) составляет 21,9 гектара, в то время как биологические возможности Земли составляют в среднем 15,7 гектара на человека.
Реформирование ЮНЕП
После публикации четвёртого доклада Межправительственной группы экспертов по изменению климата в феврале 2007 года, «Парижский призыв к действию» зачитанный французским экс-президентом Жаком Шираком , который поддержали ещё 46 стран, призвал к замене ЮНЕП на более эффективную организацию с усиленным контролем Экологическая Организация Объединённых Наций (UNEO) , которая должна быть развита на основе Всемирной организации здравоохранения . Среди 46 поддерживающих стран были страны Европейского союза , но не было США , России , Саудовской Аравии и Китая , стран выбрасывающих максимальное количество тепличных газов.