Русское собрание партия отношение к самодержавию. Главные политические партии в Российской империи
(Москва)
Численность и состав членов Русского собрания (1901 – 1916)
Численность политических партий и организаций обычно отражает не только их размеры, но и значимость в общественном движении, их возможности. Русское собрание в этом отношении являло собой своего рода исключение. Эта организация занимала ведущее место среди других правомонархических организаций и была их "мозговым центром", хотя ее численность не превышала 1 – 1,5 тыс. человек, в то время как численность членов всех крайних правых партий (в основном Союза Русского народа) в 1908 г. равнялась 400 тыс. человек.
Состав этой организации, как уже было отмечено, являлся «привилегированным». Достаточно сказать, что годовой членский взнос в 1905 г. равнялся 10 руб. (а накануне войны предполагалось даже его увеличение в полтора раза), в то время как соответствующий взнос в обычной "массовой" правой партии составлял лишь 50 коп. (напомним, что 10 руб. – это половина месячной заработной платы фабрично–заводского рабочего в начале ХХ в.).
Русское собрание изначально мыслилось в качестве достаточно узкой организации, состоявшей из интеллигенции и привилегированных представителей общества. Уже первый состав Собрания состоял из образованных, вполне "достаточных" представителей интеллигенции, служащих, военных, титулованной знати, представителей элитарных кругов. В 1905 г. состав Русского собрания стал пополняться лавочниками, мясниками, дворниками. Один из деятелей Русского собрания отмечал, что осенью 1905 г. помещение организации предоставлялось потенциальным членам будущего Союза Русского народа, который оформился в ноябре, став массовой организацией и вобрав в себя "низы" населения столицы. Можно предположить, что какая-то их часть до образования СРН в условиях революции могла войти в состав или, по крайней мере, примкнуть к Русскому собранию. В этом отношении доказательна дневниковая запись о том, что после образования СРН "все отбросы Русского собрания ринулись в этот Союз". После этого состав Русского собрания вернулся к изначальному виду. Однако Русское собрание не являлось аристократической организацией, как иногда отмечалось даже в литературе 1990-х гг.
В организационном отношении Русское собрание и его местные организации были весьма непрочными. Для вступления в него необходимо было заявление желающего и поручительство двух членов Собрания. Состав, как можно полагать, постоянно изменялся и пополнялся. Часть членов автоматически выбывала из состава Русского собрания из-за неуплаты очередного членского взноса. На текучесть членов Собрания повлияли правительственные распоряжения 1906 г., рекомендовавшие служащим не вступать в политические партии. Членство нередко носило сугубо формальный характер, не обязывавшее выполнять те или иные поручения организации. Это особенно наглядно просматривается на примере женской части членов Собрания. Как правило, это были жены и вдовы сановников, чиновников, генералов и офицеров. Их роль в Русском собрании (если не считать деятельность в гимназии или в Дамском комитете) была весьма скромной. Годовые отчеты зафиксировали единичные случаи лекций и выступлений женщин – членов Собрания. Их "деятельность" ограничивалась, видимо, присутствием на собраниях, а также подписанием тех или иных документов и обращений. Редким исключением была, являвшаяся некоторое время редактором "Вестника Русского собрания".
В национальном отношении состав Русского собрания был достаточно однородным. Кроме великороссов, украинцев и белоруссов, небольшую группу членов составляли православные поляки и немцы (– в Казани, -Ячевский, – в Петербурге).
Имеются списки членов Русского собрания за ряд лет, что позволяет достаточно конкретно говорить о составе и численности его членов. Первый список членов Русского собрания был опубликован, видимо, весной 1902 г. В нем были поименно обозначены 985 членов (в том числе 40 членов-учредителей). К 1 января 1904 г., менее чем через два года после появления первого списка, в Русском собрании, по моим подсчетам, насчитывалось 1804 действительных члена. На четырех заседаниях 1904 г. действительными членами были избраны еще 308 человек. Таким образом, общее число членов к 1 января 1905 г. стало равняться 2112. В 1904 г. среди членов Русского собрания были представигородов страны (что, однако, не означало наличия в этих городах местных организаций Русского собрания). Таким образом, за какие-нибудь два – два с половиной года численность членов Русского собрания увеличилась примерно в 2 раза.
Революция 1905 – 1907 гг. неоднозначно сказалась на численности Русского собрания. Она, безусловно, способствовала активизации и росту общественных организаций. Но по различным причинам (и идейного характера, и из-за административных ограничений) процесс шел не просто. Как отмечалось в "Историческом очерке" Русского собрания, изданном в 1906 г., его состав сильно изменился за 5 лет существования: "многие ушли от нас налево, но не меньше, зато прибыло и новых членов". В конце 1905 – 1906 г. Русское собрание, оставаясь по составу особой, элитарной организацией, тем не менее, пополнилась за счет демократических слоев. По подсчетам данных поименного списка членов Собрания, приведенным, его численность в 1906 г. составляла около 2300 членов (из них 500 человек проживали вне Петербурга).
Опубликовавший в ноябре 1906 г. программы различных политических партий и краткие справки о них по поводу численности и состава Русского собрания отметил: "Список членов заключает свыше 2000 имен, в числе которых имеется весьма значительное число носителей громких титулов (князей, графов), а также лиц, занимающих весьма высокое положение на государственной службе. Большинство членов – петербуржцы, однако немало их имеется и в провинции. В их числе названы также лица, быть может, когда-нибудь и входившие в состав Собрания, но теперь находящиеся в нем, несомненно, разве по недоразумению (например, редактор "Руси")".
Следует заметить, что для немалого числа членов Собрания связь с этой организацией носила сугубо «идейный» и символический характер. Многие высокопоставленные сановники и чиновники, причем не только иногородние, но и столичные (и среди них, и др.), видимо, редко посещали заседания Собрания и не участвовали в практической деятельности, связанной с членством в нем. В той или иной мере это отличало и всех иногородних членов. Их членство выражалось в идейной, материальной и моральной поддержке Русского собрания, пропаганде и отстаивании его позиций на местах. Поэтому официальные данные о численности членов Русского собрания и в начальный, и в последующие периоды носят в достаточной мере условный характер.
Приведенные выше данные о численности членов Русского собрания и их составе на начальном этапе могут быть дополнены за ряд последующих лет. В монографии о правомонархических партиях приводится разработка поименного списка членов Русского собрания за 1906 г. Воспроизведем эти данные.
Численность и состав членов Русского собрания в 1906 г. усского соборанияРусскоого
Сословие, профессия | ||
Чиновничество | ||
Военнослужащие | ||
Преподаватели, врачи, инженеры, представители свободных профессий | ||
Духовенство | ||
Крестьяне (занимались торговлей) | ||
Купцы и предприниматели | ||
Помещики | ||
Неизвестно | ||
Источник: Степанов сотня… М., 1992. С.110.
Согласно приведенным данным, три наиболее многочисленные группы Русского собрания составляли чиновники, военнослужащие, а также представители так называемого третьего сословия – преподаватели и техническая интеллигенция (соответственно 33, 22 и 18%). Из остальных сколько-нибудь заметную долю составляли купцы и предприниматели (6,3%) и священнослужители (3%). Данные о помещиках, надо полагать, занижены, так как подсчеты отразили лишь зафиксированное в списке указание занятия и сословия. По подсчетам, примерно 72% списочного состава принадлежали к дворянам, а 3 – к титулованной знати.
Сохранились списки действительных членов Русского собрания на конец 1911 г. и присутствовавших на общем собрании 4 декабря 1911 г. Из них следует, что на общем собрании в декабре 1911 г. присутствовало несколько менее половины всех членов.
В связи с избранием на общем собрании в декабре 1911 г. новых действительных членов был составлен "Список лиц, предлагаемых для избрания…", имевший пометку "К общему собранию 18 декабря 1911 г." В нем указывались фамилии, имя и отчество, профессиональная деятельность , сословие (не всегда), адрес и фамилии двух поручителей. Соответствующая сводка данных представлена в следующей таблице:
Должность, профессия, Сословие |
Повторное упоминание |
|||
Чиновник, агент на ж. д., чиновник гос. учреждения | ||||
Коллежский советник, Дочь к. с. | ||||
Инженер, горный инженер | ||||
Техник (химик) | ||||
Зав. табачным магазином, приказчик т-ва | ||||
Зав. церковно-учит. Школой, женским учебным заведением | ||||
Домашняя учительница | ||||
Вдова профессора | ||||
Жена доктора | ||||
Художник | ||||
Генерал, жена, вдова, дочь генерала | ||||
Полковник в отставке, поручик запаса, жены полковника, капитана 2 ранга, штабс-капитана | ||||
Барон, баронесса | ||||
Потомственный дворянин, дворянин, дворянка | ||||
Священнослужители | ||||
Потомственный почетный гражданин, личный почетный гражданин, их вдовы | ||||
Крестьянин | ||||
Ст. с., дочь с. с. | ||||
Формальной датой появления на свет Божий черносотенного движения можно считать 16 января 1901 года. В тот день в Петербурге состоялось последнее предварительное заседание, на котором был окончательно утвержден проект устава организации, которую ее создатели назвали «Русское Собрание». Уже самим названием был брошен вызов общественному мнению. Ведь космополитизм в ту пору являлся признаком «хорошего тона» у русского образованного слоя. Естественно либеральная печать встретила известие о появлении русского национального кружка в штыки. В адрес его организаторов посыпались насмешки. Однако зубоскальством дело не ограничилось. Был состряпан донос на имя влиятельного в ту пору министра внутренних дел Вячеслава Плеве, который поначалу хотел даже закрыть кружок. Но, разобравшись откуда ветер дует, сам вступил в члены Русского Собрания.
Идея создать русскую национальную организацию родилась в ноябре 1900 года в среде писателей, ученых и сановников столицы, которых удручали угасание веры и денационализация русского общества. Эти люди и составили основную массу тех, кто собрался 16 января 1901 года в редакции самой авторитетной тогдашней газеты «Новое время». Ее редактор-издатель Алексей Суворин был в числе сорока членов-учредителей Русского Собрания. Кроме него членами-учредителями были известные деятели отечественной науки и культуры: помощник директора Публичной библиотеки, доктор русской истории Николай Лихачев, видный богослов, профессор Духовной Академии Николай Покровский, академик Никодим Кондаков, писатели Михаил Коялович-младший, Всеволод Сватковский и Василий Янчевецкий и др. В заседании 16 января были избраны руководители организации. Председателем Русского Собрания стал известный писатель князь Дмитрий Голицын (литературный псевдоним - Муравлин). Его товарищами - публицист Алексей Суворин-младший и писатель Сергей Сыромятников.
Через десять дней, 26 января устав был официально утвержден. Целью Русского Собрания, согласно устава, объявлялось содействие «выяснению, укреплению в общественном сознании и проведению в жизнь исконных творческих начал и бытовых особенностей русского народа». Организация ставила перед собой следующие задачи: изучение русской и славянской народной жизни в ее настоящем и прошлом; охранение чистоты и правильности русской речи; разработка вопросов русской и славянской словесности, народоведения, права, народного хозяйства и т. д. Устав предоставлял право: устраивать заседания и вечера, проводить конкурсы сочинений, выпускать газеты и книги, учреждать читальни и заниматься другими видами просветительской деятельности.
12 февраля 1901 г. прошло первое заседание, на котором были приняты 120 действительных членов и избран Совет Русского Собрания. В состав Совета вошли: публицист, генерал-майор Михаил Бородкин, известный публицист-славянофил, генерал-контролер Афанасий Васильев, популярный поэт и публицист Василий Величко, сын известного военачальника, генерал граф Николай Гейден, профессор Академии Генерального Штаба генерал-майор Аким Золотарев, ветеран патриотической публицистики, издатель Виссарион Комаров, будущий министр земледелия Александр Кривошеин, цензор Николай Соколов, издатель Алексей Суворин, писатель Николай Энгельгардт и другие (всего 15 человек) представители политической и культурной элиты империи.
Первоначально РС занималось исключительно обсуждением докладов и устройством вечеров. Первой формой деятельности были собрания по пятницам, посвященные общественно-политическим проблемам и литературные понедельники. С осени 1901 года кроме пятниц и понедельников появились особые совещания по актуальным проблемам (наиболее активно работал Окраинный отдел под председательством А.М. Золотарева). Иными словами, Русское Собрание начало действовать как интеллектуальный центр еще только зарождавшегося православно-монархического движения. В тех условиях такого рода деятельность была крайне необходимой. Прежде чем действовать, нужно было определить источники и характеры угроз бытию России и выработать формы борьбы с ними.
Появление первой национальной организации многими русскими людьми было встречено с энтузиазмом. Численность Русского Собрания начала быстро расти. Уже к концу 1901 года в нем насчитывалось около 1000 членов, а к концу 1902 года - около 1600. В феврале 1903 года у РС появился и свой печатный орган «Известия Русского Собрания», которые выходили специальными выпусками почти два года. Наконец дело дошло до создания отделов на местах. 6 ноября 1903 года в Харькове профессорами Андреем Вязигиным, Василием Альбицким и другими был открыт первый местный отдел РС. Этот пример вдохновил национально мыслящих общественных деятелей и в других городах. В 1904 году отделы были созданы в Одессе, Оренбурге, Екатеринославе, Варшаве и Вильне. Осенью 1904 года при РС был организован Кружок русских студентов под руководством популярного беллетриста князя Михаила Волконского и председательством студента Ермолова. Чуть раньше аналогичный кружок был создан в Харькове. Словом, организация разрасталась и крепла.
Выдающуюся роль в создании Русского Собрания и организации его деятельности сыграл популярный поэт и незаурядный публицист Василий Величко.
Дом русского собрания.
“Русское собрание”, монархическая организация в России, создана в Петербурге в октябре - ноябре 1900 (устав - январь 1901). Объединяла представителей русской интеллигенции, чиновников, духовенства и помещиков столицы. Первоначально “Русское собрание” было литературно-художественным клубом. Управлялось советом из 18 чел. (председатель - кн. Д. Голицын, затем кн. М.Х. Шаховской и др.). Имело отделения в Харькове, Казани, Одессе и др. городах. К активной политической деятельности перешло с осени 1904 (подача царю адресов, делегации к царю, бурная пропаганда в печати и пр.). 1-й съезд “Русского собрания” (1906) утвердил программную платформу: самодержавная и неделимая Россия, господствующее положение Православия, но признание законосовещательности Государственной Думы (“Православие. Самодержавие. Народность”). “Русское собрание” принимало участие во всех монархических съездах. Отстаивало интересы русского народа. Выступало против либерально-масонского и революционного движения. Имело ряд периодических изданий: “Известия”, с 1905 - “Сельский вестник”, “Пахарь”, “Русское дело” и др.
Русское Собрание (PC), первая русская общественная право-монархическая организация.
Идея создать русский национальный кружок родилась в ноябре 1900 года в среде писателей, ученых и сановников столицы, которых удручали угасание веры и денационализация русского общества. Уже самим названием был брошен вызов общественному мнению. Ведь космополитизм в ту пору являлся признаком «хорошего тона» у русского образованного слоя. Как писал один из современников, Русское Собрание зародилось, «когда любовь к отечеству была в забвении», «когда стало невыгодным быть русским человеком».
16 января 1901 года состоялось последнее предварительное собрание. Оно проходило в редакции самой авторитетной тогдашней газеты «Новое время». Ее издатель А. С. Суворин был в числе сорока членов-учредителей PC. Кроме него членами-учредителями были крупные деятели отечественной науки и культуры: проф. К.Я.Грот, акад. Н. П. Кондаков, пом. директора Публичной библиотеки, докт. русской истории Н. П. Лихачев, проф. С.-Петербургской ДА и директор Археологического института Н. В. Покровский, начальник Николаевской Академии Генерального штаба генерал-лейтенант Н. Н. Сухотин, директор управления государственными ссудо-сберегательными кассами Государственного банка А. П.Никольский, писатели М. М. Коялович, В. П. Сватковский, В. Г. Янчевецкий (Ян) и др. На собрании был окончательно утвержден проект устава и избраны председатель и два его товарища. Председателем PC стал один из самых популярных писателей того времени кн. Д. П. Голицын (литературный псевдоним - Муравлин), а его заместителями публицист А. А. Суворин и писатель С. Н. Сыромятников.
26 января был официально утвержден устав. Согласно уставу целью Русского Собрания было содействие «выяснению, укреплению в общественном сознании и проведению в жизнь исконных творческих начал и бытовых особенностей Русского народа». Эта цель раскрывалась через ближайшие задачи новой организации, которыми провозглашались: «а) изучение русской и славянской народной жизни в ее настоящем и прошлом; б) разработка вопросов русской и вообще славянской словесности, художеств, народоведения, права и народного хозяйства, а также исследование всех других проявлений русской и славянской духовной и обиходной самобытности; в) охранение чистоты и правильности русской речи». Ст. 3 устава определяла права, которые получала организация для достижения своих целей: «а) устраивать членские и общедоступные заседания, чтения, музыкальные вечера и зрелища, а также художественные и бытовые выставки; б) учреждать состязания и назначать награды за сочинения на заданный предмет и за художественные произведения; в) выпускать в свет повременные издания, сборники и книги, а также содействовать сбыту книг и произведений народного творчества; г) устраивать поездки и путешествия с научной и образовательной целью; д) основывать и содержать на средства Собрания книгохранилища и читальни, а также учреждения, имеющие целью распространение русского зодчества, русской одежды и русской утвари и т. п.; е) входить с ходатайствами к правительству по предметам, имеющим отношение к целям Собрания». Либеральная печать встретила известие о появлении русской национальной организации в штыки. В адрес его учредителей посыпались насмешки. Зубоскальством дело не ограничилось, был состряпан донос на имя влиятельного в ту пору министра внутренних дел В. К. Плеве, который поначалу хотел даже закрыть кружок, но, разобравшись, сам вступил в него.
12 февр. 1901 прошло первое заседание, на котором были приняты 120 действительных членов Собрания и избран Совет, в состав которого вошли представители политической и культурной элиты империи. Первый Совет PC состоял, помимо председателя и двух его товарищей, из 15 чел.: публицист, генерал-майор Военно-окружного суда М. М. Бородкин; известный публицист-славянофил, генерал-контролер A.В. Васильев; популярный поэт и публицист B.Л. Величко; сын известного русского военачальника, генерал-майор гр. Н. Ф. Гейден; статссекретарь Государственного Совета барон Р.А.Дистерло; проф. Академии Генерального штаба генерал-майор А. М. Золотарев; ветеран патриотической публицистики, издатель В. В. Комаров; будущий министр земледелия А. В. Кривошеий; будущий статс-секретарь Государственного Совета В. А. Лыщинский; правовед и писатель по церковным вопросам А. А. Папков; цензор Н. М. Соколов; издатель А. С. Суворин; будущий тов. министра внутренних дел А. Н. Харузин; писатель Н. А. Энгельгардт; музыковед, библиотекарь Государственной канцелярии С. В. Юферов.
Первоначально PC занималось исключительно обсуждением докладов и устройством вечеров. Первой формой деятельности были собрания по пятницам, посвященные общественно-политическим проблемам и литературные понедельники. Пятницами первоначально руководил В. В. Комаров, но популярность и влияние они приобрели с осени 1902, когда их возглавил В. Л. Величко. С осени 1901 кроме пятниц и понедельников появились особые совещания (наиболее активно работал Окраинный отдел под председательством проф. А. М. Золотарева). С осени 1903 под председательством Н. А. Энгельгардта проходили литературные вторники.
Численность PC начала быстро расти. Уже к к. 1901 в нем насчитывалось около 1000 членов, а к к. 1902 - ок. 1600. В февр. 1903 у PC появился свой печатный орган «Известия Русского Собрания», которые выходили специальными выпусками почти 2 года. 6 нояб. 1903 в Харькове профессорами А. С. Вязигиным, В. И. Альбицким и др. был открыт первый местный отдел PC. В 1904 отделы были созданы в Одессе, Оренбурге, Екатеринославе, Варшаве и Вильне. Осенью 1904 при PC был организован Кружок русских студентов под руководством популярного беллетриста кн. М. Н. Волконского и председательством студента В. И. Ермолова. Чуть раньше аналогичный кружок был создан в Харькове. Авторитет Собрания значительно вырос после того как 31 дек. 1904 состоялся Высочайший прием депутации PC в составе председателя Совета кн. Д.П.Голицына, товарищей председателя генерал-майора А. М. Золотарева и Н. Л. Мордвинова, членов Совета князя М. Н. Волконского и Н. А. Энгельгардта. Благосклонно выслушав зачитанный ими адрес, Император Николай II Александрович сказал: «Благодарю от души за честные истиннорусские мысли. В том, что вы прочитали, ничего ни добавить, ни убавить нельзя».
Однако в годы революционной смуты 1905-1906 Русское Собрание ничем особенным себя не проявило. Как обычно читались доклады, в янв. 1906 вместо заглохших «Известий» начал выходить «Вестник Русского Собрания» , в течение 1906 были открыты отделы в Казани, Иркутске, Перми и Полтаве. Серьезным ударом для PC стал вышедший в к. 1905 циркуляр, запрещавший военнослужащим состоять в политических обществах. Русское Собрание, оказавшееся в списке подобных обществ, вынуждены были покинуть св. 200 офицеров, в том числе один из основателей и самых активных членов А. М. Золотарев. Единственным заметным событием в жизни организации стал Всероссийский Съезд Русского Собрания, который проходил 8-12 февр. 1906 в С.-Петербурге и который позже стал называться 1-м Всероссийским Съездом Русских Людей {1-й Съезд (1-й Всероссийский съезд Русских Людей в Санкт-Петербурге 8-12 февр. 1906, или Всероссийский съезд Русского Собрания)). Но ситуация требовала иных, прежде всего политических и к тому же решительных, действий. Однако руководство PC стремилось не вмешиваться в политику и ориентировалось исключительно на академическую и просветительскую деятельность.
Ситуация коренным образом изменилась со 2-й пол. 1906. 19 марта 1906 кн. Д.П.Голицын отказался от поста председателя ввиду расстроенного здоровья. За заслуги по организации Русского Собрания он был избран ее первым почетным членом. (Устав PC предполагал три формы членства: действительное, почетное (за заслуга) и пожизненное (за крупные денежные вклады)). Почетных членов за всю историю существования PC было всего 6. Кроме кн. Голицына такой чести были удостоены: председатель Совета в 1906-1909 кн. М. Л. Шаховской, председатель Совета в 1909-1912 и член Совета в 1915-1917 кн. А. Н. Лобанов-Ростовский, член Совета в 1905-1915, первый редактор-издатель «Вестника Русского Собрания» А. К. Пурышев и два авторитетных архиерея, принимавших активное участие в деятельности PC - митрополиты Антоний (Храповицкий) и Серафим (Чичагов), состоявший членом Совета PC. Вслед за кн. Голицыным покинул пост тов. председателя камергер Двора И. С. Леонтьев. Совет избрал двух тов. председателя гр. Н.Ф.Гейдена и Н. А. Энгельгардта, последний до октября исполнял обязанности председателя. Наконец, 29 окт. 1906 председателем Совета PC был избран кн. М. Л. Шаховской. Руководство Собрания обновилось, и с этого времени PC значительно активизировалось, начав превращаться в полноценную политическую организацию. 28 декабря была принята программа, в основу которой была положена триада «Православие, Самодержавие и Русская Народность». Основные положения программы были такими:
1. Православие. В программе отмечалось, что «православная вера должна быть господствующей в России, как исповедуемая Царем и народом и как непреложная основа русского просвещения и народного воспитания»; «Церкви православной должна принадлежать свобода внутренней жизни и управления»; «голос Церкви должен быть выслушиваем властью во всех государственных делах»; «устройство прихода должно быть положено в основание церковного строя, Церковные Соборы должны быть возрождены на точном основании канонов». PC провозглашало, что оно «относится к старообрядцам, как к истиннорусским людям, ревностно хранящим предания родной старины, и подразумевает и их всякий раз, когда говорит о православных русских людях».
2. Самодержавие. Собрание заявляло, что «признает Царское Самодержавие совершеннейшей формой правления в России, видя в нем главный залог как исполнения Россией ее всемирно-христианского призвания, так и ее внешнего государственного могущества и внутреннего государственного единства». Программа недвусмысленно провозглашала, что «Самодержавный Царь, как верховный судья и выразитель народной совести в делах государственных, не может подлежать никакой ответственности ни перед кем, кроме Бога и истории». Программа призывала не путать Самодержавие ни с деспотизмом, ни с абсолютизмом, ибо «Самодержавие православных Государей основывается на постоянном единении Царя с народом и состоит в безусловной полноте и нераздельности верховной власти, так что неограниченность и неограничимость этой власти составляют коренной признак самого понятия Самодержавия и никакой закон не может ни присвоить ему, ни отнять у него этого признака». Единение Царя с народом предполагает необходимость общения Царя с населением, которое «всего целесообразнее может быть осуществляемо посредством центральных выборных совещательных учреждений, постоянно или периодически созываемых, или местного самоуправления, чуждого и бюрократии, и бюрократизма».
3. Русская Народность. Прежде всего, программа провозглашала, что «Россия едина и неделима, никакие «автономии» не допустимы и каждая попытка к расчленению нашей родины под каким бы то ни было видом, предлогом или названием, должна быть встречаема решительным и твердым противодействием всех правительственных и общественных сил». В окраинной политике на первое место предлагалось поставить общегосударственные интересы и готовность каждой народности служить России. Русский язык должен быть государственным во всех учреждениях. В отношении основы социального строя PC твердо стояло «за сословность, как организующее общественное начало, обеспечивающее порядок и дисциплину и неразрывно связанное с Самодержавно-монархическим строем». Однако Собрание признавало «своим идеалом такой строй, при котором все население Империи делится без остатка на сословия, достаточно гибкие и многочисленные, чтобы охватить все группы и классы населения».
Еврейский вопрос Собрание предлагало разрешить особо «ввиду освященной талмудом и в то же время стихийно живучей враждебности еврейства к христианству и христианским народностям и стремления евреев ко всемирному господству». Причем подчеркивалось, что «сказанным предрешается как невозможность предоставить евреям полное равноправие и отменить или расширить узаконенную черту оседлости, так и необходимость новых ограничений, могущих обезвредить еврейство, оградить духовную и имущественную безопасность русского населения и общественный порядок и предотвратить насильственные действия против евреев, неизбежные при всяких других условиях».
После принятия программы 27 янв. 1907 общее собрание приняло решение дополнить устав PC. В ст. 3, которая регламентировала права организации, был внесен пункт «ж», который гласил, что PC имеет право «принимать участие в выборах в члены Государственного Совета и Государственной Думы... для проведения в жизнь целей, поставленных Русским Собранием». Эта поправка была принята в самый разгар предвыборной кампании. PC принимало участие в блоке с Союзом Русского Народа (СРН) и умеренно-консервативной партией Правового порядка в выборах депутатов Государственной Думы. Союз с партией Правового порядка вызвал серьезные разногласия внутри PC. Ряд видных деятелей (Б. В. Никольский, А. А. Майков, кн. А. Г. Щербатов и др.) резко выступили против, т. к. считали в принципе неприемлемым соглашение с любой конституционной партией. Лишь небольшим большинством голосов на общем собрании вопрос был решен положительно. Однако пользы это не принесло, ибо ни одного депутата от Петербурга блок не смог провести.
Одной из важнейших задач монархисты всегда считали изменение системы школьного образования, которую они хотели видеть построенной на началах Православия и национального воспитания. Еще в 1902 член Совета PC А. Ф. Риттих прочитал доклад, в котором указывал на школу как на самое надежное средство воспитания юношества в русском национальном духе. Доклад был одобрен и тогда же был разработан устав учебного заведения. Но не нашлось средств, и открытие школы было отложено до более благоприятных времен.
Наконец 24 сент. 1907 общее собрание приняло решение открыть русское национальное учебное заведение при PC с правами гимназии Министерства народного просвещения. В связи с этим 8 нояб. ст. 3 устава PC была дополнена новым положением, что Собрание имеет право «учреждать учебные заведения и просветительские учреждения с предварительного соответствующего разрешения». Необходимость учреждения школы была вызвана убеждением, что земские и правительственные учебные заведения, развращенные до мозга костей, воспитывают из учеников безбожников и бунтарей. Первые пожертвования на содержание гимназии внесли видные деятели монархического движения Е. А. Полубояринова (3000 руб.), А. К. Пурышев (300 руб.) и Б. В. Никольский (150 руб.).
6 дек. в праздник Николая Чудотворца (день тезоименитства Государя Императора) гимназия была торжественно открыта. Еп. Евлогий (Георгиевский) в сослужении с духовенством - членами Русского Собрания отслужил молебен. В ре¬чи на открытии кн. М. Л. Шаховской выразил надежду, что учреждение гимназии PC станет «первым камнем для крепкого и прочного фундамента, на котором по всей России должна развиться русская национальная школа». Занятия в гимназии начались 11 дек. Директором стал преподаватель 1-го кадетского корпуса Василий Александрович Панков.
Примерно в это же время при Иркутском отделе PC были открыты русская национальная мужская гимназия и Дом трудолюбия для помощи безработным. Росло число местных отделов PC, в 1908 их было уже 14. Из них наиболее активно действовали Харьковский, Киевский, Казанский, Иркутский и Верхнеудинский. 27 апр. 1908 при PC было открыто Русское окраинное общество под председательством доктора уголовного права проф. Н. Д. Сергиевского. Собрание разрасталось, в арендуемом здании на ул. Троицкой стало тесно. Нуждалась в постоянном помещении гимназия. И 8 мая 1908 было принято решение купить для целей PC здание по Кузнечному пер. - Дом Русского Собрания.
Однако в это время начали появляться и первые признаки упадка организации. Серьезно ослабил Русское Собрание отход от дел авторитетного кн. М. Л. Шаховского. В связи с болезнью 9 мая 1909 он уехал из Петербурга в Харьков, а затем в Крым. Лечение затянулось, и в окт. он вынужден был сложить с себя полномочия председателя Совета. 25 окт. 1909 Совет PC избрал новым председателем члена Государственного Совета кн. А. Н. Лобанова-Ростовского, который до 1912 руководил Собранием.
В этот период монархическое движение, в том числе и PC, захлестнули расколы. Как одна из самых авторитетных и влиятельных монархических партий, членами которой в разное время были практически все видные деятели монархического движения, PC пыталось примирить сторонников А. И. Дубровина и Н. Е. Маркова. Однако эта попытка не увенчалась успехом. Более того, в стенах PC имел место печальный инцидент, едва не приведший к распаду организации и обостривший до предела отношения «дубровинцев» и «марковцев». На одном из заседаний 18 нояб. 1911 произошло столкновение сторонника А. И. Дубровина, Б. В. Никольского с Н. Е. Марковым по поводу так называемых «темных денег». В тот день Никольский читал доклад «Четвертый новый курс политики и на¬ши убеждения», который был встречен рукоплесканиями слушателей. Критикуя председателя Совета Министров П. А. Столыпина за то, что тот проводил политику, направленную на дискредитацию правых партий, докладчик коснулся вопроса о «темных деньгах». Он обвинил сторонников Маркова в том, что их «раскольническая деятельность» оплачивается из неких секретных фондов. В перерыве между ним и опоздавшим Марковым возникла перепалка, закончившаяся дракой. По тем временам это было из ряда вон выходящее событие. 20 ноября Совет PC вынес резкое решение по поводу инцидента, в котором осудил Никольского. Однако общее собрание, в котором было немало сторонников Дубровина, приняло не все пункты постановления. Это привело к кризису в PC. Сначала Совет сложил с себя полномочия, что практически парализовало деятельность организации. Путем длительных переговоров удалось убедить большинство членов Совета взять свое заявление обратно. Однако кн. Лобанов-Ростовский сложил с себя обязанности председателя и вышел из Совета. Русское Собрание осталось без председателя.
Этот инцидент попал на страницы либеральной печати, которая использовала его для дискредитации патриотического движения. Впрочем, ей помогали и некоторые правые журналисты. К примеру, В. И. Дрозд-Бонячевский в «Русском знамени» откровенно провоцировал Маркова на то, чтобы он вызвал Никольского на дуэль. После этого инцидента с 1912 во внутренней борьбе в монархическом движении PC стало поддерживать сторонников Н. Е. Маркова и союзного ему В. М. Пуришкевича. Более того, 12 апр. 1912 решением общего собрания из числа действительных членов PC были исключены самые последовательные сторонники Дубровина Б. В. Никольский, Н. Н. Жеденов и Н. Н. Еремченко (причем, Никольский был одним из старейших и самых деятельных членов организации и даже являлся ее пожизненным членом за значительные пожертвования на нужды PC).
В марте 1913 председателем Совета Собрания был избран отставной генерал, бывший Харьковский генерал-губернатор, а на тот момент руководитель комиссии по организации походов к Северному полюсу Н. Н. Пешков. Но ровно через год он сложил с себя председательские полномочия. В организации обнаружились явные признаки упадка. Показательно, что после ухода Пешкова PC так и не смогло избрать себе председателя. Организацией попеременно руководили тов. председателя гр. Н.Ф.Гейден (с марта 1913 по март 1914), в должности гофмейстера состоявший при Государыне Александре Федоровне гр. П. Н. Апраксин (с марта 1914 до к. 1916) и генерал от инфантерии Н.Н. Белявский (с к. 1916). Трудности, в том числе и финансовые, привели к тому, что в 1913-1914 не выходил «Вестник Русского Собрания».
Серьезным ударом по авторитету PC стала невозможность из-за финансовых трудностей содержать гимназию. В июне 1913 в газете «Биржевые ведомости» была опубликована злорадная статья «Начало конца Русского Собрания». Весь 1913 Совет PC искал возможность перевода гимназии на казенный кошт. Однако Министерство народного просвещения требовало отменить особый устав гимназии, что, собственно, составляло самую суть ее существования и отличало гимназию от др. заведений. Совет PC вынужден был согласиться с этим требованием, хотя и заявил о намерении в будущем все-таки ввести особый устав. 1 сент. 1913 гимназия PC сделалась заурядным учебным заведением Петербурга.
Наконец, печальный опыт политической деятельности и ситуация в монархическом движении привели к тому, что внутри PC возобладало мнение о необходимости вернуться к изначальной форме существования - обсуждению докладов и организации вечеров. 26 янв. 1914 общее собрание исключило из устава п.«ж» ст. 3. Старейшая монархическая партия снова стала академическим кружком. Деятельность ее постепенно сворачивалась. На это, несомненно, повлияла война. Многие члены PC ушли на фронт. 21 авг. 1914 был создан «Дамский Комитет Русского Собрания по оказанию помощи больным и раненым воинам» (почетная председательница гр. Е. В. Апраксина). 20 янв. 1915 он был принят под Высочайшее покровительство Государыни Императрицы Александры Федоровны.
30 окт. 1914 Совет принял предложение кн. А. Н. Лобанова-Ростовского и гр. П. Н. Апраксина о возобновлении издания «Вестника Русского Собрания». Причем они взяли на себя 2/3 расходов по изданию «Вестника». 7 янв. 1915 вышел первый номер возобновленного журнала. Его содержание соответствовало общему состоянию Собрания. В 1916 было проведено всего 2 общих собрания, хотя по уставу было положено не менее семи. После февральского переворота PC прекратило свою деятельность.
В 1918-1919 в условиях гражданской войны один из известных членов организации депутат Государственной Думы Г. Г. Замысловский пытался возродить Русское Собрание на юге России. Однако его попытка не увенчалась успехом. Он не встретил понимания со стороны командования Добровольческой армии. А вскоре и сам скончался от тифа во Владикавказе. PC сыграло большую роль в пробуждении национального самосознания в кругах столичного чиновничества и интеллигенции. Когда PC только делало первые шаги, злые либеральные языки прозвали организацию «русской колонией в Петербурге». Отвечая недругам, анонимный автор «Исторического очерка Русского Собрания» писал: «Да, Русское Собрание оказалось первой русской колонией, возникшей в нерусской столице русского государства. Колония эта смело врезалась в непроходимую дотоле инородческую чащу и там, в самом центре кромешного ада тех дней, она смело развернула и подняла священный стяг с великой русской надписью «Православие, Самодержавие, Русская Народность»».
А. Степанов
Дом русского собрания
Дом русского собрания, штаб-квартира первой монархической организации Русское Собрание (PC) в Петербурге, место проведения монархических форумов.
Мысль о приобретении собственного дома появилась, когда PC открыло гимназию, и в арендуемом здании на ул. Троицкой стало тесно. История строительства Дома Русского Собрания начиналась характерно по-русски: «В Тихвине, Новгородской губернии, в Большом Тихвинском монастыре, славящемся своим благолепием, собрались для говения русские люди - члены Русского Собрания: А. К. Пурышев, Ф. Г. Бажанов и П. П. Сурин. 29 февр. 1908, в пятницу, после обедни, русские люди по обычаю сидели за чаем и первый разговор возник о Русском Собрании и его деятельности...» Пурышев, Бажанов и Сурин были крупными и весьма уважаемыми в С.-Петербурге купцами, давними членами PC. Они пришли к выводу, что для нужд PC, прежде всего для размещения гимназии, необходимо приобрести собственный дом. Бажанов, как раз собиравшийся продавать свой дом по Кузнечному пер. 20, согласился уступить его Собранию дешевле стоимости и на льготных условиях. 8 мая 1908 на общем собрании было принято решение купить для целей PC это здание. И уже 25 июня член PC прот. И. И. Восторгов отслужил молебен в новом Доме Собрания.
Однако здание нуждалось в перестройке и расширении. Начался сбор средств, одним из первых 200 руб. пожертвовал о. Иоанн Кронштадтский. Тем не менее денег не хватало, строительство грозило затянуться. И тогда на помощь пришел Царь. 24 марта 1909 в канун великого христианского праздника Благовещения, когда у православных принято делать подарки, кн. М. Л. Шаховского уведомили, что на следующий день необходимо собрать заседание Совета. К 2 ч. прибыл царский посланец - член PC кн. А. А. Ширинский-Шихматов, который делал Государю доклад о нуждах Собрания, - и сообщил собравшимся: «Его Величеству Государю Императору Николаю Александровичу, Самодержцу Всероссийскому, благоугодно было, в радостный для всего христианского мира день Благовещения - 25 марта сего 1909, - Всемилостивейше пожаловать сто тысяч рублей на Дом Русского Собрания и его гимназии».
1 апр. состоялось чрезвычайное торжественное собрание. Выступая на нем, председатель PC кн. Шаховской сказал, что «эта царская милость отзовется в сердце каждого из нас, как благоволение Августейшего Вождя Русского Народа к культурным задачам Русского Собрания, как признание с высоты Престола деятельности Русского Собрания плодотворною и полезною на почве исторических основ русской жизни». По предложению своего старейшего члена Л. Н. Павленкова PC постановило: церковь в Доме Собрания освятить в честь святителя Николая в день тезоименитства Государя; испросить разрешение назвать Дом PC им. Императора Николая II; из пожалованных средств учредить Николаевскую стипендию в гимназии Собрания; составить благодарственный адрес и направить депутацию к Государю (принята Царем 22 апр.). Благодаря пожертвованию Государя строительство ускорилось, и уже 1 июля 1909 PC и гимназия переехали в собственный Дом. Наконец осуществились мечты членов PC «прочно обосноваться в своем собственном доме, прочно осесть на своей собственной земле».
Освящение Дома PC состоялось 21 окт. в день восшествия на Престол Государя Императора. Архиеп. Волынский и Житомирский Антоний (Храповицкий), служивший молебен, обращаясь к членам старейшей монархической организации, сказал: «Русское Собрание, подобно Киево-Печерской лавре, в свое время из пещерной обители сделавшейся центром духовного просвещения на Руси, должно выполнить свою высокую задачу» национального просвещения народа. Владыка выразил надежду, что Дом PC станет училищем для всей России и Русского народа.
Дом состоял из двух флигелей - лицевого и надворного. В лицевом располагались классы гимназии, библиотека и читальня, кабинеты председателя, заседаний Совета, приемная, канцелярия и гостиные. Особенно замечательным был надворный флигель. В нем на первом этаже располагалась специальная Палата им. Александра III, расписанная в стиле русских палат XVII в. и уставленная мебелью того времени. Роспись Палаты велась по рисункам члена Собрания Н. Н. Рубцова. Над палатой размещался большой двухсветный зал общих собраний с хорами и эстрадой с тремя выходами, один из которых вел в аванзал, украшенный лепкой по эскизам того же Рубцова. Над залом находились рекреационный зал гимназии и церковь. Иконостас, иконы и утварь церкви PC были исполнены тоже в древнерусском стиле. Церковь имела звонницу. 2 февр. 1910 была отслужена первая Божественная Литургия во временной церкви PC.
23 января 1911 еп. Кишиневским Серафимом (Чичаговым) в сослужении со священниками, членами PC церковь была освящена во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (так решило священноначалие). Настоятелем церкви и одновременно законоучителем гимназии PC стал член Государственного Совета проф. богословия прот. Т. И. Буткевич.
В Доме Русского Собрания проходили не только общие собрания и заседания PC, нередко помещение арендовали другие монархические организации, но главным общественным собра-нием, прошедшим в стенах Дома, было, несомненно, Совещание Петроградское (Совещание монархистов 21-23 ноября 1915 в Петрограде), в работе которого приняли участие многие видные государственные и церковные деятели России.
После революции церковь в Доме PC была закрыта, здание принадлежало многим органи-зациям, неоднократно перестраивалось, лепнина, росписи и мебель утрачены. Ныне в здании располагается Петербургское медицинское училище Октябрьской железной дороги.
А. Степанов
Использованы материалы кн.: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917. Отв. редактор О.А. Платонов. М., Крафт+, Институт русской цивилизации, 2008.
Литература:
Алексеев И. Е. Во имя Христа и во славу Государеву (история «Казанского Общества Трезвости» и Казанского отдела «Русского Собрания» в кратких очерках, документах и комментариях к ним): В двух частях. Ч. I. Казань, 2003;
Булацель П. Ф. Русское Собрание. 1901-1910. Крат, очерк// Вестник Русского Собрания. 1911. № 5;
Вестник Русского Собрания. 1912. № 1; Дом и гимназия Русского Собрания. СПб., 1910;
Дом и гимназия Русского Собрания. СПб., 1910.
Ист. очерк Русского Собрания (до 1911) // Вестник Русского Собрания. 1912. № 1;
Кирьянов Ю. И. Русское Собрание. 1900-1917. М., 2003;
Омельянчук И. В. Черносотенное движение в Российской империи (1901-1914). Монография. Киев, 2006;
Отчет о деятельности Харьковского отдела Русского Собрания за 1903-1904. Харьков, 1905;
Отчет Русского Собрания за 1908-1916. СПб., 1909-1916;
Правые партии. 1905-1917. Документы и материалы. В 2-х тт. / Сост., вст. ст., коммент. Ю. И. Кирьянова. М., 1998;
Программа Русского Собрания. СПб., 1906;
Список учредителей Русского Собрания. СПб., 1901;
Список членов Русского Собрания с прил. ист. очерка Собрания. СПб., 1906;
Список членов Русского Собрания. 1913. СПб., 1913;
Степанов А. Д. Русское Собрание // Святая Русь. Большая Энциклопедия Русского Народа. Русский патриотизм. Гл. ред., сост. О. А. Платонов, сост. А. Д. Степанов. М., 2003;
Устав Русского Собрания. СПб., 1901; Пг, 1916.
Региональные отделы РС:
Казанский Отдел Русского Собрания (КОРС), одна из наиболее влиятельных право-монархических организаций г. Казани и Казанской губ. в н. XX века.
Киевское русское собрание (КРС), одна из самых влиятельных право-монархических организаций Киева. КРС было основано в 1904 первоначально как Киевский отдел Русского Собрания
(Всероссийский Съезд Людей Земли Русской), проходил в Киеве 1-7 октября 1906 г.Четвертый всероссийский съезд объединенного русского народа (Всероссийский Съезд Русских Людей), проходил в Москве 26 апреля - 1 мая 1907.
Погромы еврейские , организация которых приписывается черносотенцам.
До 1905 года в Российской империи действовали только подпольные революционные партии. Легальная деятельность политических партий стала возможной только после провозглашения 17 октября 1905 года Манифеста об усовершенствовании государственного порядка. Этим же Манифестом объявлялись выборы в Государственную Думу, за места в которой и стали бороться вновь созданные партийные организации.
«Русское собрание»
«Русское собрание» начинало свою деятельность в 1900 году как литературно-художественный клуб для приверженцев право-консервативных взглядов. Его первым председателем стал князь и писатель Дмитрий Голицын. В политическую партию оно оформилось только в 1906 году. «Русское собрание» никогда не участвовало в думских выборах, и его политическое влияние, в отличие от идеологического, было невелико, однако из него вышли некоторые лидеры других партий монархического и черносотенного толка, такие как Александр Дубровин, Владимир Пуришкевич, Владимир Грингмут. В начале 1-ой Мировой войны «Русское собрание» прервало политическую деятельность, а в 1917 году прекратило своё существование.
Программа партии основывалась на знаменитой триаде «Православие. Самодержавие. Народность». В ней значилось, что «православная вера должна быть господствующей в России, как непреложная основа русского просвещения и народного воспитания», «царское самодержавие – совершеннейшая форма правления в России», и «царь не может подлежать никакой ответственности ни перед кем, кроме Бога и Истории», а «Россия – едина и неделима, никакие автономии недопустимы».
Членами «Русского собрания» были представители знати, высшего духовенства, офицерства (до 1906 года, когда военным запретили состоять в политических организациях), консервативные публицисты. Среди них были известный издатель Алексей Суворин, вдова великого писателя Анна Достоевская. Симпатизировали «Русскому собранию» Виктор Васнецов и Николай Рерих.
«Союз русского народа»
«Союз русского народа» возник в 1905 году во время Первой русской революции с целью противодействия ей. У истоков «Союза русского народа» стояли врач Александр Дубровин, художник Аполлон Майков и его главный идеолог игумен Арсений (Алексеев), радикальные взгляды и поступки которого не раз вызывали гнев церковных иерархов.
Из-за разногласий в руководстве партии в 1908 году от неё отделился «Русский народный союз имени Михаила Архангела» под руководством Пуришкевича, а в 1912 году – «Всероссийский Дубровинский союз русского народа», который возглавил оттеснённый от руководства бывший председатель. Однако существенных отличий в программах этих партий не было. Во главе же «Союза русского народа» утвердился крупный помещик и известный публицист Николай Марков. До февральской революции 1917 года «Союз русского народа» был самой массовой политической партией России, однако вскоре после революции был запрещён.
Программа партии опиралась на триаду «Православие. Самодержавие. Народность». При этом зачастую подвергались резкой критике правительственные действия, в частности, Союз выступал против привлечения иностранного капитала. Российское общество члены Союза мечтали строить на основах соборности, отвергая как революционные потрясения, так и буржуазную демократию. «Союз русского народа» неоднократно обвиняли в раздувании антисемитизма, организации еврейских погромов и политических убийств.
Отношение к «Союзу русского народа» в высших кругах было неоднозначным. Его деятельности симпатизировали сам император Николай Второй, святой Иоанн Кронштадтский и многие представители высшего духовенства, включая будущего патриарха Тихона (Белавина). Однако премьер-министр Сергей Витте называл Союз «организацией обычных воров и хулиганов» и считал, что «порядочный человек не будет подавать им руки и постарается избегать их общества».
Русский монархический союз
Прообраз русского монархического союза – русская монархическая партия была основана в 1905 году. Долгое время эта организация была близка к «Союзу русского народа», и речь шла об их объединении, но затем разногласия между организациями усилились, и в 1909 был зарегистрирован Русский монархический союз. На первом этапе лидером партии был идеолог черносотенства Владимир Грингмут, а после его смерти – протоиерей Иоанн (Восторгов) и архимандрит Макарий (Гневушев). Позиции монархистов сильно пошатнулись в начале Первой Мировой войны после запрещения духовных лицам состоять в политических организациях, а также вследствие финансовых скандалов, в которых оказалось замешано руководство партии. После февральской революции партия была запрещена, а её лидеры подвергались арестам и были расстреляны в 1918 году.
Партия выступала за неограниченную монархию, против любых уступок парламентаризму, а либералов, наряду с революционерами, относила к врагам России. При этом монархисты подвергали резкой критике правительство (особенно когда им руководил Сергей Витте) и государственную бюрократию, стоящую, по их мнению, между государем и народом. Названием «черносотенцы» монархисты гордились: «Враги самодержавия назвали „чёрной сотней“ простой, чёрный русский народ, который во время вооружённого бунта 1905 года встал на защиту самодержавного Царя. Почётное ли это название, „чёрная сотня“? Да, очень почётное». При этом они отвергали террор и насильственные методы борьбы.
«Союз 17 октября» («Октябристы»)
«Союз 17 октября», крупнейшая в России либерально-консервативная партия, получила своё название в честь царского манифеста 17 октября 1905 года, провозгласившего некоторые гражданские свободы, в том числе, организации политических партий. Базой октябристов были помещики, крупные предприниматели, чиновничество и правая часть интеллигенции. Её лидером стал видный юрист Александр Гучков, председатель 3-й Государственной думы, которого впоследствии сменил крупный землевладелец Михаил Родзянко, председатель 3-й (после отставки Гучкова) и 4-й Государственной думы. В числе членов и сторонников партии были адвокат Фёдор Плевако, ювелир Карл Фаберже, географ и путешественник Григорий Грум-Гржимайло. Партия октябристов в Думе считалась опорой правительства Петра Столыпина. В 1913 году в стане октябристов произошёл раскол, и партия вскоре практически прекратила политическую деятельность. Однако её лидеры сыграли большую роль в февральской революции 1917 года и способствовали отречению Николая Второго, а впоследствии занимали важные посты во Временном правительстве.
Ключевыми пунктами программы «Союза 17 октября» было введение конституционной монархии, гарантии гражданских свобод, единство и неделимость России (право на автономию признавалось только за Финляндией).
Центристы
Прогрессивная партия
Прогрессивная партия была основана в 1912 году. Её предшественники, прогрессивно-экономическая и торгово-промышленная партии и торгово-промышленный союз, появившиеся в 1905 году, просуществовали недолго. Партию прогрессистов возглавили промышленник Александр Коновалов и крупный землевладелец Иван Ефремов. Большое влияние в ней имели одни из богатейших капиталистов братья Рябушинские. После февральской революции левые прогрессисты во главе с Коноваловым влились с ряды кадетов, а правые, под предводительством Ефремова, преобразовались в радикально-демократическую партию.
Партия прогрессистов выражала, в первую очередь, интересы крупного бизнеса. В политическом спектре её место было между октябристами и кадетами. Прогрессисты выступали за умеренные политические реформы, а их идеалом было государственное устройство, близкое к британскому, с конституционной монархией и двухпалатным парламентом, причём для депутатов и избирателей предполагался достаточно высокий имущественный ценз. Радикально-демократическая партия, организованная остатками прогрессистов после февраля 1917 года, выступала уже за президентскую форму правления с государственным устройством, близким к американскому.
Партия конституционных демократов (кадеты)
Конституционно-демократическая партия (другие названия – «Партия народной свободы» и просто «кадеты») была крупнейшей либеральной партией Российской империи. Она была основана в 1905 году на базе «Союза земцев-конституционалистов». Ядро партии составляла интеллигенция. Её лидером стал историк Павел Милюков, а среди её активных членов были учёные Владимир Вернадский и Пётр Струве, видный юрист, отец великого писателя Владимир Набоков и множество других известных представителей интеллигенции. Партия одержала победу на выборах в Первую Государственную думу, председателем которой был избран её член, профессор права Московского университета Сергей Муромцев. Вторую Думу возглавил другой кадет, юрист Фёдор Головин. Кадеты играли важную роль в Февральской революции 1917 года и занимали ключевые посты во Временном правительстве. Вскоре после Октябрьской революции конституционно-демократическая партия была запрещена. Впоследствии её лидеры пользовались большим влиянием в эмигрантских кругах.
Программа кадетов утверждала равноправие всех граждан России вне зависимости от пола, возраста, национальности, религии и социального происхождения, парламентскую демократию, разделение властей, гарантии личных свобод, федеративное устройство России с правом наций на культурное самоопределение, бесплатное школьное образование, 8-часовой рабочий день.
Трудовая народно-социалистическая партия
Партия народных социалистов (энесов) образовалась в 1905 году. Её идеология была близка к народничеству 19-го века – партия выступала за переход к социализму, опираясь на крестьянскую общину, минуя стадию капитализма. При этом энесы отвергали террор и другие насильственные методы. Партия народных социалистов состояла, по большей части, из левой интеллигенции и крестьян. Их лидером был известный экономист Алексей Пошехонов. После роспуска Второй Государственной думы в 1907 году и до февральской революции 1917 года политическая активность партии была почти не заметна, пока ей остатки летом 1917 года не объединились с трудовиками в Трудовую народно-социалистическую партию.
Трудовая группа (трудовики) возникла как объединение депутатов Первой Государственной думы, придерживавшихся народнических взглядов. В основном в неё входили депутаты из крестьян и деятелей земского движения, а также некоторая часть левой интеллигенции. Трудовики позиционировали себя как защитники интересов всех трудящихся: крестьян, рабочих и трудовой интеллигенции. После разгона первой Думы часть депутатов группы подверглась арестам, некоторые – эмигрировали. В последующих Думах трудовики были уже не столь многочисленны. В 1917 году они объединились с энесами в Трудовую народно-социалистическую партию. В 1918 году партия была запрещена.
Анархисты
Среди революционно настроенных граждан Российской империи идеи анархизма пользовались известной популярностью. Но крупной анархистской партии в России не существовало – жёсткая партийная организация противоречила самой сути этого вольнолюбивого учения. Анархисты признавали только «добровольное соглашение личностей в группы и групп между собою». Они не желали участвовать в выборах и деятельности Государственной думы. Существовало множество анархистских групп различных направлений, объединяющей фигурой для которых был князь Пётр Кропоткин, пользовавшийся у всех анархистов огромным авторитетом.
Наиболее влиятельная анархо-коммунистическая группа «Хлеб и воля» (хлебовольцы) была создана анархистскими эмигрантами в Женеве в 1903 году. Они мечтали не только о свержении царизма, но и об упразднении государства вообще, а будущее страны видели как свободное объединение вольных коммун. Хлебовольцы призывали к массовым забастовкам и революционным выступлениям, но при этой отвергали террор. В противовес хлебовольцам, группа «Чёрное знамя» (чернознаменцы), лидером которой был литератор Иуда Гроссман, считала экспроприации и террор против любых «буржуев» основным средством революционной борьбы.
Социалисты-революционеры (эсеры)
Партия социалистов-революционеров (эсеров), выросшая из народнических организаций конца 19-го века, долгое время была самой массовой и самой радикальной из социалистических партий. Датой рождения партии можно считать 1901 год, однако её программа окончательно оформилась только в начале 1906 года. Лидером партии эсеров был профессиональный революционер Виктор Чернов. После февральской революции численность эсеров превысила миллион, а во главе Временного правительства в июле стал эсер Александр Керенский. Они получили большинство на выборах в Учредительное собрание, которое было разогнано большевиками. После этого правые эсеры боролись с Советами, а отколовшиеся от партии левые эсеры во главе с Марией Спиридоновой фактически примкнули к новой власти и ещё несколько лет сохраняли относительную самостоятельность.
Помимо политического крыла у партии эсеров была боевая организация, которую возглавляли Григорий Гершуни, Евно Азеф (разоблачённый впоследствии как агент охранки) и Борис Савинков. Самыми известными террористическими актами эсеров были убийство министров внутренних дел Дмитрия Сипягина Степаном Балмашёвым и Вячеслава фон Плеве Егором Сазоновым, а также Великого князя Сергея Александровича Иваном Каляевым.
Программу социалистов-революционеров лучше всего характеризует лозунг «Земля и воля». Они выступали за национализацию земли, запрет её купли-продажи и наделение земельными наделами всех желающих в объёме, который можно обработать собственным трудом. Неудивительно, что наибольшую популярность эта партия обрела среди крестьянства. Эсеры выступали за самые широкие политические свободы и декларировали право народов на самоопределение.
Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП)
РСДРП была нелегально основана в 1898 году. У её истоков стоял видный философ Георгий Плеханов. В 1903 году партия раскололась на 2 группы – большевиков (которые на том съезде оказались в большинстве) во главе с Владимиром Ульяновым-Лениным и более умеренных меньшевиков, лидером которых стал Юлий Мартов. Примкнул к меньшевикам и Плеханов. Большевики склонялись к революционным методам борьбы, а меньшевики предпочитали легальную деятельность. Фактический раскол на 2 партии произошёл в 1912 году, но формально большевики окончательно отмежевались от меньшевиков и выделились в отдельную партию весной 1917 года.
Ко времени февральской революции меньшевики были многочисленнее и влиятельнее большевиков. Их представители входили во Временное правительство. Вместе с эсерами они контролировали большинство советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Большевики от сотрудничества с Временным правительством отказались и взяли курс на подготовку вооружённого восстания, которое и осуществили 25 октября 1917 года. Меньшевики осудили Октябрьскую революцию. Впоследствии многие их лидеры (Мартов, Ираклий Церетели, Павел Аксельрод) оказались в эмиграции, а значительная часть рядовых членов предпочла сотрудничать с большевиками. С 1918 по 1921 год меньшевики находились у власти в Грузии.
РСДРП сочетала легальную деятельность (её представители были в Государственной думе) с революционной борьбой. У партии было 2 программы: программа-минимум и программа-максимум. Первая предусматривала установление демократической республики, расширение прав трудящихся (установление 8-часового рабочего дня, социальное страхование), гражданские свободы, реализация права наций на самоопределение. Целью программы-максимум была социалистическая революция, отмена частной собственности на средства производства и установление диктатуры пролетариата.
Национальные
Политические программы национальных партий Российской империи, как правило, мало отличались от программ центральных партий, за исключением акцентирования вопроса о национальной автономии или независимости.
«Бунд»
«Бунд» (Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России) действовал, в основном, в западных губерниях Российской империи. Взгляды бундовцев были близки к программе РСДРП, и некоторое время «Бунд» входил в её состав как автономная организация, поначалу склоняясь к большевизму, а затем перейдя на сторону меньшевиков. Бундовцы выступали против эмиграции евреев в Палестину, противопоставляя этому создание национально-культурных автономий в местах компактного проживания евреев.
«Мусават»
«Мусульманская демократическая партия Мусават» (это слово в переводе означает «равенство») была основана в Баку в 1911 году и стала самой влиятельной азербайджанской партией, пользующейся широкой поддержкой различных слоёв населения. Её лидером стал писатель и журналист Мамед Эмин Расулзаде. Первоначально её члены стояли на позициях пантюркизма и мечтали о создании единой с Турцией Туранской империи, но впоследствии умерили свои требования и, после объединения с «Тюркской партией федералистов», настаивали лишь на автономии в составе России. Они также выступали за республиканскую форму правления, гражданские свободы, всеобщее бесплатное образование и социальные гарантии.
«Дашнакцутюн»
Армянская революционная федерация «Дашнакцутюн» была создана в 1890 году в Тифлисе. Главной её целью было освобождение Турецкой Армении из-под власти Османской империи или, как минимум, установление армянской автономии. Для этого планировалось использовать все средства, включая террор. В начале 20-го века «Дашнакцутюн» стала активно участвовать и в российском революционном движении. В числе их требований были установление демократических свобод, передача всей земли крестьянам и создание национальной автономии. В 1918-1921 годах, до установления советской власти, «Дашнакцутюн» была правящей партии Армении.
«Белорусская социалистическая Громада»
«Белорусская социалистическая Громада», первая политическая партия Белоруссии, была создана в 1902 году на основе национальных студенческих кружков. Целью партии было создание белорусской автономии, а впоследствии даже создание национального государства. Социально-экономическая программа партия поначалу была близка к меньшевистской, а затем – к эсеровской.
«Украинская социал-демократическая рабочая партия»
Первая украинской политической партией стала «Украинская революционная партия», основанная в 1900 году. Но несколько лет спустя она раскололась на несколько частей, самой крупной из которых стала «Украинская социал-демократическая рабочая партия» (УСДРП). Её лидером был писатель и художник Владимир Винниченко, а в руководящий состав входил Симон Петлюра, в те годы работавший учителем и журналистом. Программа УСДРП была очень близка к меньшевистской. После Октябрьской революции левое крыло партии поддержало большевиков, а правое взяло курс на создание независимого украинского государства.
Председатель новой общественной организации Анатолий Степанов рассказал о ее целях и задачах …
6 декабря в Шолоховском центре Союза писателей России состоялось собрание православной общественности, на котором была учреждена новая общественная организация – «Русское Собрание». Председателем организации единогласно был избран главный редактор «Русской народной линии » Анатолий Дмитриевич Степанов , который рассказал нам о целях и задачах РС.
Идея создания общественного движения у нас появилась почти год назад. Эта мысль родилась из понимания того, что РНЛ является не просто средством массовой информации, но, по сути, клубом единомышленников. Поэтому и возникла идея как-то институализировать это состояние, объединив вокруг той идеологии, которую проповедуют и защищают наши постоянные авторы – а среди них авторитетные священнослужители, ученые, писатели, общественные деятели – представителей русского образованного слоя, которых беспокоит идейно-нравственное состояние нашего народа и будущее нашего Отечества. Поскольку наши единомышленники проживают не только в России, но и на Украине, в Белоруссии, в других странах мира, где есть русские общины, было принято решение создать международную организацию, в надежде, что ее отделения будут появляться со временем в разных странах.
Мощный толчок для активизации наших действий дала Валдайская речь Президента России Владимира Владимировича Путина, который 19 сентября сего года впервые с высокой трибуны громко и недвусмысленно заявил о необходимости государственной идеологии для России. А это значит, что национальный лидер предложил пересмотреть некоторые положения созданной в спешке под диктовку американских экспертов 20 лет назад Конституции и, прежде всего, статьи, запрещающей России иметь государственную идеологию. После Валдайской речи мы провели несколько круглых столов, организовали дискуссию, результатом которой стало вчерашнее заседание, когда была учреждена международная общественная организация «Русское Собрание».
Много дискуссий вызвал и раньше, и вчера вопрос о названии организации. Предлагались разные варианты названия, например, «Движение русских традиционалистов», что в принципе адекватно описывает суть нашей позиции, ведь мы стремимся опереться на национальные традиции русской политической мысли и актуализировать богатейшее историософское наследие наших мыслителей, начиная от славянофилов И.В.Киреевского и А.С.Хомякова и заканчивая нашими современниками, недавно скончавшимися А.С.Панариным, В.В.Кожиновым, которые создали стройное политическое учение о России. Другие предлагали назваться «Движением 19 сентября», поскольку именно в этот день была произнесена Президентом страны Валдайская речь, а именно она дала толчок к обсуждению вопроса о государственной идеологии. Были и другие предложения – «Третий Рим», «Держава», «Русский путь», «Русский дух». Но удивительное дело, – после того как выступили все желающие высказаться по этой проблеме, как-то само собой все единодушно решили, что надо назвать нашу организацию «Русское Собрание». Это удивительное единодушие было ничем иным, как проявлением духа соборности. А оно стало следствием того, что вчерашнее собрание было организовано правильно, по-русски.
В 13-00 участники собрания пришли в храм святителя Николая в Хамовниках, где, возглавляемые одним из членов инициативной группы священником Александром Шумским, отслужили молебен перед списком чтимой иконы Божией Матери «Споручница грешных» и перед образом святого благоверного Великого князя Александра Невского. 6 декабря был не только день памяти нашего святого Князя-Воина и выдающегося Правителя страны, но в этом году исполнилось 750 лет со дня преставления Великого князя Александра Ярославовича Невского. Образ князя Александра является символом РНЛ , и поэтому для меня было особенно важно, что собрание состоялось именно в день его памяти. Кстати, это произошло, можно сказать, промыслительно. Первоначально мы планировали провести собрание до начала Рождественского поста, но потом выяснилось, что в силу ряда причин нам это не удастся, откладывать на новый год было нельзя, стало ясно, что надо проводить собрание в начале декабря, и самой подходящей датой оказался день памяти Александра Невского.
Молитвенное единодушие, с которого началось собрание, проявилось и в дальнейшем. Многие участники собрания потом говорили, что все прошло на удивление гладко, без каких-то ненужных распрей, в духе единомыслия и соборности, было впечатление, что как-то все само собой складывается.
Учредителями собрания стали несколько десятков человек. Среди них такие известные люди, как сопредседатель Союза писателей России Владимир Николаевич Крупин , член правления Союза писателей России Сергей Иванович Котькало , известные писатели – Василий Владимирович Дворцов , Алексей Алексеевич Шорохов , Андрей Юрьевич Хвалин , маститый ученый-филолог профессор Всеволод Юрьевич Троицкий , видные общественные деятели сопредседатель движения «Народный собор» Олег Юрьевич Кассин , председатель Союза православных граждан Валентин Владимирович Лебедев , глава международного движения «За Русь Православную» Павел Андреевич Безукладичный , главный редактор журнала «Славянка» Сергей Владимирович Тимченко , обозреватель радио «Радонеж», публицист Виктор Александрович Саулкин , священники отец Александр Шумский и отец Сергий Карамышев , общественный деятель Андрей Витальевич Сошенко , заместитель главного редактора РНЛ Константин Геннадьевич Новиков , политолог Александр Андреевич Горбатов , директор Центра изучения социально значимых проблем Владимир Александрович Сурин , директор издательства «Благословение» Юрий Григорьевич Самусенко , журналисты Олег Владимирович Марьянов и Мария Андреевна Мономенова . Среди учредителей были также глава Калязинского муниципального района Тверской области Константин Геннадьевич Ильин , общественные деятели Алексей Анатольевич Кайгородов , Алексей Анатольевич Деревянко , Юрий Михайлович Дуняшенко , кандидат исторических наук Павел Геннадиевич Петин , Александр Владимирович Скаков , Александр Федорович Чернавский , Николай Алексеевич Чистов , Виктор Федорович Шевченко и другие.
Они представляли несколько регионов России: Москва, Санкт-Петербург, Тула, Калуга, Липецк, Московская, Ярославская, Нижегородская и Тверская области. Собрание утвердило временный устав общественной организации, избрало председателя и Центральный совет «Русского Собрания», в который вошли 5 человек – председатель РС, а также о.Александр Шумский, Владимир Крупин, Андрей Сошенко (секретарь организации) и Константин Новиков.
На собрании также родилась идея создать при «Русском Собрании» Экспертный совет, включающий авторитетных ученых, экспертов в разных областях знания. В Совет уже дали согласие войти доктор философских наук, профессор МГУ Валерий Николаевич Расторгуев , доктор экономических наук, профессор МГИМО Валентин Юрьевич Катасонов , доктор филологических наук, профессор МГУ Владимир Алексеевич Воропаев , доктор экономических наук, профессор ВШЭ Леонид Сергеевич Гребнев . Двое последних принимали активное участие в работе собрания. В дальнейшем, как звучали предложения, необходимо не только расширить состав Экспертного совета, но и организовать его работу по разным направлениям. Пока же предполагается привлекать экспертов наряду с членами РС в подготовке круглых столов, чтений, конференций и заседаний.
Знаковым было участие в учредительном заседании «Русского Собрания» председателя Союза писателей России Валерия Николаевича Ганичева , который обратился к собравшимся со словами приветствия и даже поучаствовал в дискуссии по поводу названия организации. Ганичев только-только вернулся из Санкт-Петербурга, где участвовал в награждении лауреатов премии Александра Невского и у меня, честно говоря, были сомнения, что он сможет принять участие в собрании, хотя он обещал быть, если появится возможность. Поэтому хотел бы еще раз поблагодарить Валерия Николаевича за ту честь, которую он нам всем оказал, приняв участие в учредительном собрании. Для меня участие Ганичева было живым олицетворением преемственности поколений, поскольку Валерий Николаевич – один из «последних могикан» патриотического движения предшествующих десятилетий. Таким образом, «Русское Собрание» продемонстрировало верность патриотической традиции.
Кстати, помимо В.Н.Ганичева на собрании присутствовали также и другие гости: сопредседатель Союза православных братств, настоятель храма свт. Николы на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров) , председатель недавно зарегистрированной Минюстом партии «Самодержавная Россия» писатель Дмитрий Николаевич Меркулов , главный редактор журнала «Переправа» Александр Иванович Нотин .
Нередко приходилось сталкиваться с вопросом: зачем нужно еще одно общественное движение, чем оно будет отличаться от других? Действительно, на православно-патриотическом поле уже существуют различные общественные структуры, руководители самых известных из них даже приняли участие в заседании: сопредседатель Союза православных братств игумен Кирилл (Сахаров), сопредседатель «Народного Собора» Олег Кассин, председатель Союза православных граждан Валентин Лебедев, глава движения «За Веру Православную» Павел Безукладичный. Эти общественные объединения известны своей активной деятельностью по организации крестных ходов, митингов, шествий, пикетов других публичных акций.
Наше движение ставит перед собой другие, прежде всего идеологические, задачи. Мы намереваемся попытаться объединить представителей образованного слоя русского народа, чтобы помочь власти сформулировать, выработать государственную идеологию или идеологию развития, как выражается Президент России Владимир Путин. И тем самым мы стремимся к тому, чтобы не возникло новой пропасти между русской интеллигенцией и властью, которая была столь мучительна в прежние времена и стала одной из причин возникновения революции.
Впрочем, сегодня уже существует общественная структура, решающая отчасти схожие задачи. Я имею в виду Изборский клуб, созданный талантливым писателем и публицистом Александром Андреевичем Прохановым. И название лучше не придумать, и идея замечательная – объединить всех нелиберально мыслящих интеллектуалов, и люди собрались там прекрасные, многих их которых я считаю полными единомышленниками. Однако Изборский клуб сформирован по иной методологии, – там собрались противники либерального курса, но в содержательном смысле люди очень разные. Задача идейной борьбы против либерального соблазна, преодоления либерализма, который до сих пор довлеет над сознанием значительной части современной политической элиты, сегодня чрезвычайно актуальна. И в этом нужно всячески поддерживать инициативы Изборского клуба.
Однако одного отрицания либерализма недостаточно для формулирования позитивной, перспективной идеологии. Люди лево-коммунистического, националистического и православно-патриотического мировоззрения могут совместно бороться против либеральной утопии, но сформулировать идеологию развития, чего ждет от интеллектуалов власть, вряд ли смогут. Для этого нужна единая мировоззренческая платформа, отсылающая в том числе и к определенной традиции политической и историософской мысли.
Для нас такой мировоззренческой платформой является – православие, патриотизм и консерватизм. Мы стремимся актуализировать для задач современного развития России идеи Ивана Киреевского и Алексея Хомякова, Николая Данилевского и Константина Леонтьева, Константина и Ивана Аксаковых, Михаила Каткова и Константина Победоносцева, Льва Тихомирова и Ивана Ильина, организаторов дореволюционного «Русского Собрания». Только на этой основе можно создать современную русскую идеологию, способную не только примирить нас с нашими великими предками, созидавшими, обустраивавшими и защищавшими Отечество, не только объединить вокруг русского народа все многоцветие народностей и конфессий России, но и послужить основой для новой интеграции на евразийском пространстве, для воссоединения разделенного границами русского народа.
После учредительного собрания нам необходимо организовать деятельность собрания. Поэтому я обращаюсь ко всем читателям, кто заинтересован в развитии нашей общественной организации (поскольку я воспринимаю это, как наше общее дело), включаться в работу. Надо обсудить реалистичный план действий. «Русское Собрание» сегодня – это исключительно общественная инициатива, поэтому организация не имеет бюджета. Но нам не привыкать работать в таких условиях, также много лет существует « Русская народная линия ». Русский человек всегда был силен смекалкой. Со временем, надеюсь, мы создадим сайт «Русского Собрания», а пока постараемся сделать страничку на РНЛ . Поэтому предлагаю свои идеи и предложения присылать на почту РНЛ . Мы будем приветствовать любую инициативу.
- Правила препинания. Пунктуационная норма. Значение пунктуации в русском языке. Виды знаков препинания, которые есть в русском языке
- Пьесы на немецком языке для детей - Немецкий язык онлайн - Start Deutsch Сценарий детских пьес на немецком языке
- Запятые при обращении и междометии
- Знаки препинания при обращении