Что из перечисленного является интеграционными группировками. Реферат интеграционные группировки
Многочисленные интеграционные группировки
Среди многочисленных интеграционных группировок можно выделить :
- в Западной Европе – Евросоюз (ЕС);
- Северной Америке – НАФТА (North American Free Trade Agreement);
- Азиатско-Тихоокеанском регионе – АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество)
- Европейский Союз. Интеграция в Западной Европе достигла к настоящему времени наиболее высокого уровня. Из первоначального ядра, объединившего в $1957$ году рынки шести стран, она переросла в глубоко интегрированный Европейский Союз, в который входят ныне $15$ стран Западной Европы и который имеет тенденцию к дальнейшему расширению. С $2003$ г. к ЕС присоединились ещё $10$ новых стран: Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Кипр, Мальта.
Особенностью интеграции в Западной Европе является сравнительная однородность экономических условий и схожесть политических режимов на стартовом этапе в странах, вступивших на путь создания общего рынка, длительный исторический опыт взаимных хозяйственных связей, европейских культурных и религиозных традиций. ЕС в настоящее время – крупнейший субъект мировой торговли: его доля составляет $40\%$ мировой торговли, причём более половины международного товарооборота приходится на взаимную торговлю в рамках этой интеграционной группировки. Примечательно также, что крупнейшими внешними партнёрами ЕС по торговле являются европейские государства, не входящие в него. Все это свидетельствует о европейской направленности экономических приоритетов ЕС. На США приходится $18\%$ экспорта из ЕС, причём основные экспортные товары, поступающие из ЕС в США – это продукция металлургии и машиностроения. НАФТА. В $1988$ году между США и Канадой было заключено соглашение о создании зоны свободной торговли. В $1994$ году к нему подключилась Мексика. В отличие от Западной Европы, в Северной Америке интеграционные процессы носили до последнего времени стихийный характер и предопределялись преимущественно действием рыночных сил. Ведущая роль в процессе сращивания национальных экономических структур принадлежит здесь не государству, а корпорациям. Поначалу это была интеграция неравных партнёров, где превосходство США не только по количественным параметрам, но и по роли в мировой экономике непосредственно проявлялось в политике по отношению к Канаде. Долгое время Канада выступала в качестве ближайшего и очень удобного младшего хозяйственного партнёра США. Приток американского капитала, конечно, оказал в свое время значительное влияние на ход развития канадской экономики, но именно это во многом способствовало последующему росту могущества канадских корпораций, которые сегодня в целом ряде областей экономики выступают как равные конкуренты с компаниями США.
Замечание 1
Таким образом, североамериканской интеграции, в отличие от ЕС, свойственна асимметричность взаимозависимости США, Канады и Мексики, обусловленная превосходящим положением США в экономике региона и одновременно слабым экономическим взаимодействием Канады и Мексики. Масштабы и теснота экономических связей между Канадой и Мексикой существенно уступают аналогичным связям обеих стран с Соединёнными Штатами. Обе страны скорее являются конкурентами по привлечению из США капиталов, технологий и ноу-хау, нежели партнёрами по взаимному сотрудничеству.
ЕС и НАФТА
ЕС и НАФТА – крупнейшие очаги промышленного производства. При этом сочетание производств с высокими технологиями у наиболее развитых членов этих группировок (США – в НАФТА, Германии, Франции, Великобритании – в ЕС) с производствами среднего и даже ниже среднего уровня у других членов этих группировок создаёт такую конфигурацию рынков по уровню отраслей, в которой представлены многообразные возможности экономического сотрудничества с партнёрами, стоящими на разных ступенях развития НТ. П.
НАФТА существенно превосходит ЕС по территории и объёму ВВП. Последнее обстоятельство, конечно, имеет место в основном благодаря США, многократно превосходящих своих партнёров по масштабам производства. На долю НАФТА приходится менее $20\%$ объёма мировой торговли (при этом на долю США – $14\%$). Большая часть мировой торговли НАФТА направлена вовне, главными торговыми партнёрами этой группы являются ЕС, Япония и страны АТР. Поскольку интеграционные процессы в НАФТА ещё не достигли степени и глубины ЕС, постольку об этой группировке ещё рано говорить как о едином субъекте мировой экономики, каким по многим параметрам фактически уже стал ЕС. Поэтому более целесообразно сравнивать ведущие страны, входящие в эти группировки – США, Германию и Японию.
АТЭС возникла в $1989$ году. В отличие от ЕС и НАФТА эта интеграционная группировка представляет собой более аморфное и многослойное образование. В АТЭС входят и развитые, и развивающиеся страны, между которыми существует много различий. Вместе с тем АТЭС – это новая форма интеграции, которая может стать примером эффективного взаимодействия стран, находящихся на различных уровнях развития, не имеющих общих границ, но связанных общими интересами. В настоящее время в состав АТЭС входят $18$ государств: развитые – США, Канада, Япония, Австралия и Новая Зеландия: развивающиеся – Китай, Тайвань, Гонконг, Индонезия, Южная Корея, Таиланд, Малайзия, Сингапур, Филиппины, Папуа-Новая Гвинея, Бруней, Мексика и Чили. (Как видно, в АТЭС входят все страны НАФТА).
По оценке мировых экспертов, АТЭС в составе $18$ стран обеспечивает около половины мирового производства, в них проживает примерно $40\%$ населения мира, на эту группу приходится $45–46\%$ объёма мировой торговли. Однако пёстрый состав АТЭС служит причиной того, что за общими суммарными показателями скрываются большие различия между его участниками.
Замечание 2
Развитые страны, в особенности США и Япония, служат главными локомотивами роста и прогресса, источниками капитала и новых технологий. В этой же роли во всё большей степени выступают пионеры экономического прогресса в развивающемся мире – Южная Корея, Гонконг, Тайвань и Сингапур. Следующий эшелон – Малайзия, Индонезия, Филиппины и страны Латинской Америки – Мексика и Чили. Замыкают этот ряд Бруней и Папуа-Новая Гвинея. Особое место в этой группе стран занимает Китай со своим потенциально огромным рынком, привлекающим всех остальных участников обширными возможностями.
Интеграционные процессы в Европе, Америке и Азии, по всей видимости, станут одним из главных факторов мирового экономического развития. Уже к настоящему времени интеграционные группировки становятся более влиятельными субъектами мирового хозяйственного процесса, чем отдельные государства. С этим связано постепенное падение роли национального суверенитета как фактора экономического развития и возрастание роли принадлежности к конкретной интеграционной группировке, которая как более крупная экономическая структура приобретает самостоятельность и влияние в мировой экономике.
С учётом этих тенденций следует ожидать, что в ближайшем будущем мировое экономическое развитие во все большей степени будут определять процессы, происходящие в наиболее влиятельных интеграционных группировках – ЕС, НАФТА и АТЭС. Поэтому важно отметить основные направления, по которым будет происходить развитие этих интеграционных союзов.
В Европейском Союзе происходит трудный процесс углубления интеграции (введение единой валюты – евро) при одновременной тенденции к расширению ЕС за счёт вступления в него новых стран. Эти два процесса противоречат друг другу: в то время как углубление интеграции предполагает достижение странами-членами ЕС соответствующей ступени зрелости, вступление новых членов ставит союз перед необходимостью сверять темп движения не по лидерам интеграционного процесса, а по новичкам, только начинающим этот путь и поэтому выступающим в качестве замыкающих.
Замечание 3
Главным процессом в рамках НАФТА будет углубление сотрудничества между тремя участниками группы и адаптация Мексики и Канады к новым условиям взаимодействия, которые открываются благодаря созданию зоны свободной торговли.
АТЭС может превратиться в наиболее динамично растущий экономический союз в мировой экономике. Это произойдёт благодаря притоку больших масс капитала в АТР. Таким образом энергичное развитие стран региона придаст динамизм росту экономики тех стран, которые станут поставщиками сюда товаров и капитала. Именно поэтому на регион были направлены интересы США, Японии и ряда других развитых стран.
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
Интеграция в переводе с латинского, означает соединение отдельных частей в общее, целое, единое. В последние десятилетия во всемирном хозяйстве происходят сложные процессы сближения и взаимопроникновения национальных хозяйств нескольких стран, направленные на создание единого хозяйственного организма и получившие название интеграции. Она пронизывает самые различные стороны экономической и политической жизни интегрирующихся стран.
Можно сказать, что при этом международные экономические взаимосвязи становятся настолько прочными, что происходит глубокое взаимопереплетение национальных процессов воспроизводства.
Следует сказать, что все страны мира в течение долгих лет развивали экономическое сотрудничество на основе формального международного обобществления производства. И только вторая половина XX в. стала временем появления новых тенденций в области интернационализации производства. В этот период многие страны мира стали переходить от формального к новому периоду международного обобществления производства, который получил название интеграционного этапа. Необходимость этого шага была подготовлена всем ходом экономического развития.
Дело в том, что формальная интернационализация производства не всегда носит достаточно эффективный характер, а между тем вопросы экономической выгоды при вступлении стран в процесс международного разделения труда являются решающими. Так, в поисках повышения эффективности национального производства несколько стран Западной Европы организовали Европейское экономическое сообщество (ЕЭС).
Цель самостоятельной работы - изучить процесс и интеграционные группировки, которые выступают как высшая форма проявления интернационализации хозяйственной жизни, как результат очень высокого уровня международного разделения труда и кооперационных связей.
Курс на интеграцию был порожден рядом актуальных экономических проблем, которые не могли быть решены странами ни в одиночку, ни на основе старой системы международного разделения труда.
Актуальность данной работы заключена в том, экономическая интеграция рассматривается в качестве средства преодоления противоречия между необходимостью эффективного развития экономики каждой страны, участвующей во взаимном международном разделении труда, и ограниченными возможностями, которыми располагали отдельные страны региона для реализации этой неотложной экономической задачи.
1. Признаки экономической интеграции
Экономическая интеграция представляет собой обобществление производства на международном уровне посредством сознательного регулирования правительствами участвующих в ней стран взаимного разделения труда и международной производственной кооперации. Такого рода обобществление находит свое выражение в повышении эффективности производства каждой страны до примерно усредненного уровня в масштабах регионального сообщества государств и формировании оптимальной структуры их национальной экономики.
Принципиальная разница между участниками экономической интеграции и не интегрирующимися, но сотрудничающими с ними государствами состоит в том, что первые ставят задачу повышения эффективности функционирующих предприятий до высокого уровня, как на своей территории, так и во всем интегрирующемся содружестве, в то время как вторые заботятся о своих индивидуальных интересах и не являются союзными или договорными партнерами по повышению эффективности во всей группе сотрудничающих государств. Аутсайдеры не берут на себя никаких обязательств по перестройке всей структуры своей экономики, по доведению затрат ресурсов до определенного установленного уровня и других экономических показателей, которые являются признаком интегрирующегося коллектива государств. Вот почему, хотя страны Западной Европы и не представляют изолированной организации, но, вступив на путь интеграции, они должны действовать обособленно в определенном смысле слова. Предполагается, что эти государства будут сотрудничать не просто на основе развития международного разделения труда и международной производственной кооперации, но на базе развития этих кардинальных путей обобществления международного производства в направлении скорейшего повышения производительности труда, роста эффективности производства во всех странах сообщества. Изоляции от мира не было, но определенное экономическое обособление налицо.
Следует отметить, что интеграция характеризуется некоторыми существенными признаками, которые в совокупности отличают её от других форм экономического взаимодействия стран:
· взаимопроникновением и переплетением национальных производственных процессов;
· широким развитием международной специализации и кооперации в производстве, науки технике на основе наиболее прогрессивных и глубоких их форм;
· глубокими структурными изменениями в экономике стран-участниц;
· необходимостью в целенаправленном регулировании интеграционного процесса, разработке скоординированной экономической стратегии и политики;
· региональностью пространственных масштабов интеграции. Интеграция носит по преимуществу региональный характер, что связано с неравномерностью интернационализации производства, а также с тем, что предпосылки для интеграции складываются в первую очередь в тех регионах, где наиболее тесны хозяйственные связи и в наибольшей степени вызревают её объективные и субъективные факторы.
С экономических позиций объективный фактор международной хозяйственной интеграции - обеспечение лучших условий применения ограниченных ресурсов (естественных и обретенных).
Можно констатировать, что в современных условиях международная экономическая интеграция - логический, закономерный результат транснационализации микроэкономических и макроэкономических процессов.
При этом последняя встраивается в рыночные принципы мирохозяйственных отношений.
Таблица 1. Крупнейшие современные региональные интеграционные организации развивающихся стран
Название и дата основания | Состав |
Интеграционные организации Латинской Америки | |
Латиноамериканская зона свободной торговли (LAFTA) - с 1960 | 11 стран - Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор |
Карибское сообщество (CARICOM) - с 1967 | 13 стран - Антигуа и Барбуда, Багамы, Барбадос, Белиз, Доминика, Гайана, Гренада и др. |
Андская группа (Andian Group) - с 1969 | 5 стран - Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор |
Общий рынок стран Южного Конуса (MERCOSUR) - c 1991 | 4 страны - Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай |
Интеграционные объединения Азии | |
Организация экономического сотрудничества (ECO) - с 1964 | 10 стран - Афганистан, Азербайджан, Иран, Казахстан, Киргизстан, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан |
Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (ASEAN) - с 1967 | 6 стран - Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины |
Экономическое сообщество БИМСТ (BIMST-EC) - c 1998 | 5 стран - Бангладеш, Индия, Мьянма, Шри-Ланка, Таиланд |
Интеграционные объединения Африки | |
Восточноафриканское сообщество (EAC) - с 1967, повторно с 1993 | 3 страны - Кения, Танзания, Уганда |
Экономическое сообщество западноафриканских государств (ECOWAS) - с 1975 | 15 стран - Бенин, Буркина-Фасо, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея Бисау и др. |
Общий рынок Восточной и Южной Африки (COMESA) - с 1982 | 19 стран - Ангола, Бурунди, Заир, Замбия, Зимбабве, Кения, Коморы, Лесото, Мадагаскар, Малави и др. |
Союз арабского Магриба (UMA) - с 1989 | 5 стран - Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис |
Предпосылки интеграции весьма многообразны. В условиях современного этапа НТП все более углубляющееся взаимопроникновение и сращивание экономик становится для многих стран объективной необходимостью, так как вытекает из потребностей развития их производительных сил. Эта необходимость проявляется, прежде всего, у высокоразвитых стран, особенно у тех, которые имеют ограниченные экономические ресурсы и внутренние рынки. Для таких стран экономическая интеграция открывает возможности наиболее эффективного использования экономического потенциала и достижения более высоких темпов научно-технического прогресса, предоставляя им доступ к более широкому рынку, охватывающему несколько стран, а также облегчая концентрацию средств в выбранных отраслях производства. Для многих государств экономическая интеграция создает возможности более эффективной специализации в научно-технических исследованиях.
Вместе с тем она позволяет объединить ресурсы интегрирующихся стран с целью развития определенных видов производства или научных исследований, когда необходимые для этого средства превышают возможности каждого участника, в отдельности. Повышая эффективность использования ресурсов, интеграция приводит в движение новые источники экономического роста и тем самым способствует созданию условий для улучшения экономических и политических позиций участвующих в ней стран. Необходимым условием интеграции определенных стран является, во-первых, наличие развитой инфраструктуры, обеспечивающей перемещение товаров; во-вторых, принятие вполне определенных экономических и политических решений со стороны правительственных органов. Огромное значение имеет также создание условий для облегчения перемещения факторов производства. Взаимодополняемость интегрирующихся хозяйств зависит и от их экономической зрелости, при этом быстрее интегрируются страны с приблизительно одинаковым уровнем развития, прежде всего индустриально развитые, например, входящие в Европейский Союз, Европейскую ассоциацию свободной торговли.
Предпосылками международной интеграции являются:
¨ Близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран.
¨ Географическая близость интегрирующихся стран, наличие в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономических связей.
¨ Общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т.д.
¨ Демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные экономические сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны, которые, конечно, следят за происходящими изменениями.
¨ Эффект домино. После того как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, неизбежно испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, друг на друга.
Многочисленные интеграционные объединения, возникающие и развивающиеся в современной международной экономике, ставят перед собой в принципе схожие задачи и цели, а именно:
В завершение отметим, что в общем виде интеграция для ведущих промышленных держав выступает как функция уже достигнутого ими высокого уровня развития производительных сил. Что же касается стран третьего мира, то для них интеграция это, прежде всего средство, с помощью которого они стремятся облегчить проведение индустриализации, ослабить то напряжение, с которым связано их экономическое развитие. Более конкретно это означает:
· ускорение темпов экономического роста;
· создание оптимальной структуры хозяйства;
· ослабление зависимости от бывших метрополий;
· изменение подчиненного положения в системе международного разделения труда.
3. Виды международной экономической интеграции
Международная экономическая интеграция в своём развитии проходит ряд ступеней:
· Зону свободной торговли (ЗСТ);
· Таможенный союз, (ТС);
· Единый рынок (ЕР);
· Полная экономическая интеграция.
У всех этих ступеней, или видов, интеграции есть общая характерная особенность. Она состоит в том, что между странами, вступившими в тот или иной вид интеграции, устраняются определенные экономические барьеры. Вследствие этого в пределах интеграционного объединения складывается единое рыночное пространство, где развертывается свободная конкуренция. Под действием рыночных регуляторов - цен, процентов и т.д. - на этом едином пространстве возникает более эффективная территориальная и отраслевая структура производства. Благодаря этому все страны выигрывают на повышении производительности труда, а также на экономии расходов на таможенный контроль за внешнеэкономическими связями. В то же время каждая ступень, или вид, интеграции имеет специфические черты.
Таблица 2. Ступени развития региональной экономической интеграции
Ступени | Сущность | Примеры |
1. Зона свободной торговли | Отмена таможенных пошлин в торговле между странами - участниками интеграционной группировки | ЕЭС в 1958-1968 ЕАСТ с 1960 НАФТА с 1988 МЕРКОСУР с 1991 |
2. Таможенный союз | Унификация таможенных пошлин в отношении третьих стран | ЕЭС в 1968-1986 МЕРКОСУР с 1996 |
3. Общий рынок | Либерализация движения ресурсов (капиталов, рабочей силы и т.д.) между странами - участниками интеграционной группировки | ЕЭС в 1987-1992 |
4. Экономический союз | Координация и унификация внутриэкономической политики стран-участников, включая переход к единой валюте | ЕС с 1993 |
5. Политический союз | Проведение единой внешней политики | Пока примеров нет |
Особенностью интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) является формирование субрегиональных очагов интеграции, степень интегрированности внутри которых очень различна и имеет свою специфику. В регионе сложился целый ряд локальных зон из двух или нескольких стран. Так, между Австралией и Новой Зеландией заключено соглашение о свободной торговле. На основе развития региональной торговли происходит взаимодополняемость экономик таких стран, как Малайзия и Сингапур, Таиланд, Индонезия. Однако главным центром притяжения остаются Япония и Китай. Они занимают доминирующие позиции в регионе.
В Юго-Восточной Азии сложилась довольно развитая структура - Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую входят Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Бруней, Вьетнам, Мьянма и Лаос. Ассоциация возникла в 1967 г., но лишь в 1992 г. ее участники поставили перед собой задачу создать к 2008 г. зону региональной свободной торговли путем поэтапного снижения тарифов внутри нее. Каждая из стран - членов АСЕАН связана с экономикой Японии, США и с новыми индустриальным странами Азии. Значительная часть азиатско-тихоокеанской торговли (в том числе и внутри АСЕАН) приходится на торговлю между местными филиалами японских, американских, канадских, тайваньских и южнокорейских корпораций. Растет значение Китая, особенно в странах конфуцианской культуры.
Помимо АСЕАН в Азиатско-Тихоокеанском регионе действует еще несколько самостоятельных экономических объединений, среди которых созданное в 1989 г. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество (АТЭС), представленное вначале 18 странами (Австралия, Бруней, Гонконг, Канада, Китай, Кирибати, Малайзия, Маршалловы острова, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Республика Корея, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили), к которым затем (через десять лет) присоединились Россия, Вьетнам и Перу.
Деятельность АТЭС направлена на стимулирование взаимной торговли и развитие сотрудничества, в частности, в таких направлениях, как технические стандарты и сертификация, таможенная гармонизация, развитие сырьевых отраслей, транспорта, энергетики, малого бизнеса.
Предполагается, что к 2020 г. в рамках АТЭС будет образована крупнейшая в мире зона свободной торговли без внутренних барьеров и таможен. Однако для развитых стран, входящих в АТЭС, эта задача должна быть решена к 2010 г.
Признанным курсом тихоокеанских экономических организаций является так называемый открытый регионализм. Суть его в том, что развитие кооперационных связей и снятие ограничений на движение товаров, трудовых ресурсов и капитала внутри данного региона сочетается с соблюдением принципов ВТО/ГАТТ, отказом от протекционизма в отношении других стран, стимулированием развития внерегиональных экономических связей.
Развитие межгосударственного экономического сотрудничества на пути к интеграции происходит и в других регионах Азии. Так, в 1981 г. на Среднем Востоке возник и функционирует по настоящее время Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива, объединивший Саудовскую Аравию, Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и Оман. Это так называемая нефтяная шестерка.
В 1992 г. было объявлено о создании Организации экономического сотрудничества и развития центральноазиатских государств (ОЭС-ЭКО). Инициаторами явились Иран, Пакистан и Турция. В будущем предполагается создание на этой основе Центральноазиатского общего рынка с участием также Азербайджана, Кыргызстана, Казахстана и среднеазиатских республик, входящих ныне в СНГ.
В основе формирования торгово-экономических группировок все чаще лежит общность религиозно-мировоззренческих и культурных корней. В июне 1997 г. в Стамбуле на встрече высокопоставленных представителей стран различных регионов: Турции, Ирана, Индонезии, Пакистана, Бангладеш, Малайзии, Египта и Нигерии было решено создать "мусульманскую восьмерку" с целью торгового, валютно-финансового и научно-технического сотрудничества.
Заключение
Понятия "интеграция" и "международная интеграция" стали настолько расхожими, что, к сожалению, зачастую утрачивают свою сущностную основу. И политики, и ученые, и журналисты говорят об "интеграции стран в мировую экономику", "реинтеграции Кыргызстана в мировое хозяйство". Возникла настолько широкая интерпретация проблем интеграции в экономике, международных отношениях, что сам этот термин фактически перестает восприниматься как термин науки.
Понятие международной экономической интеграции вошло в научный оборот в середине ХХ века для характеристики совершенно определенного нового явления в мировой экономике - межгосударственных экономических сообществ (в связи с образованием ЕЭС - Европейского Экономического Сообщества).
По своей сути интеграция в сфере международных экономических отношений представляет собой одну из основных форм и стадий исторического процесса интернационализации хозяйственной жизни и с позиций теоретического его осмысления должна рассматриваться только в данном качестве (как это и происходило первоначально, пока популярный термин не стал использоваться в самых разных вариантах).
Международная экономическая интеграция по ее сущностным признакам не может быть ничем иным, как: во-первых, добровольным межгосударственным образованием, при котором экономические ресурсы суверенных стран объединяются для совместного решения отдельных экономических, гуманитарных, оборонных задач; во-вторых, организацией, обеспечивающей решение совместно определяемых задач на основе развития товарно-денежных отношений и практики межгосударственного программирования; в-третьих, таким объединением, в котором ряд функций управления постепенно переходит к общим органам, что предполагает определенное ограничение государственного суверенитета.
Углубление международной экономической интеграции (изменение в ее формах, системе управления и т.д.) обусловлено развитием мирового хозяйства в ходе интернационализации хозяйственной жизни.
В этой связи в экономической науке необходимы четкие позиции и при трактовке понятия "мировое хозяйство" ("мировая экономика"), и при определении стадий развития интернационализации хозяйственной жизни.
Список литературы
1. Дэниелс Джон Д., Радеба Ли Х. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции, гл.10.М., 2001
2. Крылатых Э., Строкова О. Региональные торговые соглашения в рамках ВТО и аграрный рынок СНГ. - Мировая экономика и международные отношения. 2003, № 3
3. Международные экономические отношения. Интеграция: Учебн. Пособие для вузов/ Ю.А. Щербанин, К.Л. Рожков, В.Е. Рыбалкин, Г. Фишер. - М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1997
4. Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения. М., 1994
5. Семенов К.А. Международная экономическая интеграция.М., Юристъ-Гардарика, 2001
6. Харламова В.Н. Международная экономическая интеграция. Учебное пособие. М., Анкил, 2002
7. Шишков Ю. НАФТА: истоки, надежды, перспективы // МЭ и МО. 1994. № 11. (на примере АСЕАН). - М.: Наука, 2000.
8. Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. М., 2001
Дэниелс Джон Д., Радеба Ли Х. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции, гл. 10. М., 2001 С. 95
Дэниелс Джон Д., Радеба Ли Х. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции, гл. 10. М., 2001 С. 114
Международные экономические отношения. Интеграция: Учебн. Пособие для вузов / Ю.А. Щербанин, К.Л. Рожков, В.Е. Рыбалкин, Г. Фишер. - М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1997 С. 76
Международные экономические отношения. Интеграция: Учебн. Пособие для вузов/ Ю.А. Щербанин, К.Л.Рожков, В.Е.Рыбалкин, Г. Фишер. - М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1997 С. 117
Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. М., 2001 С. 265
Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. М., 2001 С. 276-281
Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. М., 2001 С. 241.
Харламова В.Н. Международная экономическая интеграция. Учебное пособие. М., Анкил, 2002 С. 92.
Делает отход от нее затруднительным, а возвращение к экономической самостоятельности – практически невозможным. Таким образом, интеграционные процессы в НАФТА в сравнении с ЕС отличают доминирующее положение США в североамериканском экономическом регионе, слабая взаимозависимость экономик Канады и Мексики и связанная с этими процессами асимметричность экономического взаимодействия США, Канады и...
... : Ссылки следует обозначать порядковым номером по списку используемой литературы, например: " : в трудах:" [ 1, c.56]. (1 - это номер источника по списку литературы, 56 - номер страницы в источнике). В работах по политэкономии обычно используется большое количество иллюстраций (графиков, рисунков, диаграмм). Наличие иллюстраций помогает читателю лучше воспринять материал. Известно, что мозг...
Главные интеграционные группировки мира
Как следует из анализа теорий интеграции, ее объективный характер не означает, что она происходит спонтанно, стихийно, вне рамок управления со стороны государства и межгосударственных органов. Формирование региональных интеграционных комплексов имеет договорно-правовую базу. Целые группы стран на основе взаимных соглашений объединяются в региональные межгосударственные комплексы и проводят совместную региональную политику в разных сферах общественно-политической и хозяйственной жизни.
Среди многочисленных интеграционных группировок можно выделить: в Западной Европе - ЕС, в Северной Америке - НАФТА, в Азиатско-Тихоокеанском регионе - АСЕАН, в Евразии-СНГ.
Исторически наиболее четко интеграционные процессы проявились в Западной Европе, где во второй половине ХХ столетия складывалось единое хозяйственное пространство целого региона, в рамках которого формировались общие условия воспроизводства и создавался механизм его регулирования. Здесь интеграция достигла наиболее зрелых форм .
Основные экономические группировки стран современного мира
Региональные экономические группировки:
ЕС - Европейское сообщество
НАФТА - Североамериканское соглашение о свободной торговле
АСЕАН - Ассоция государств Юго-Восточной Азии
Латиноамериканская ассоциация интеграции
Карибское содружество и общий рынок (КАРИКАМ)
Содружество Независимых государств
Отраслевые экономические группировки:
Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)
Европейское объединение угля и стали (ЕОУС)
Европейское сообщество по атомной энергии (ЕВРАТОМ)
Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС)
Объединение ряда европейских государств, которые стремятся к экономической интеграции при частичном отказе от своих национальных суверенитетов. Европейское экономическое сообщество было юридически оформлено Римским договором 1957 г. и первоначально включало в себя шесть стран: ФРГ. Францию, Бельгию, Нидерланды, Люксембург, Италию. В 1973 г. в него вошли Англия, Дания и Ирландия, в 1981 г. - Греция, в 1986 г. - Испания и Португалия . В основе экономической политики ЕЭС лежат следующие принципы: свободный торговый обмен, свободная миграция рабочей силы, свобода выбора местожительства, свобода предоставления услуг, свободное перемещение капиталов и свободный платежный оборот. Первым шагом к реализации этих принципов явилось создание зоны свободной торговли, что предполагало взаимную отмену таможенных пошлин, экспортных и импортных квот и других внешнеторговых ограничений. Одновременно с этим начала проводиться единая таможенная политика по отношению к третьим странам, не являющимся членами ЕЭС (так называемый «таможенный союз»). Главным препятствием на пути к этому является наличие различных налоговых систем с неодинаковыми налоговыми ставками, прежде всего в сфере налогов косвенных. Важным этапом в развитии «Общего рынка» явилось создание Европейской валютной системы. Хотя в этом случае наиболее очевидно стремление большинства стран-членов ЕЭС проводить свою собственную независимую валютную политику. Кроме ЕЭС существует европейское объединение угля, и стали, а также Европейское объединение по атомной энергии. Эти три объединения известны под названием Европейские сообщества (ЕС). Существует ряд наднациональных органов, которые осуществляют руководство Европейским экономическим сообществом: Совет министров (законодательный орган); Комиссия Европейских сообществ (исполнительный орган); Европейский парламент (осуществляет контроль за деятельностью Комиссии и утверждает бюджет); Суд Европейских сообществ (высший судебный орган); Европейский совет (в его состав входят главы правительств стран-членов ЕЭС); Европейское политическое сотрудничество (комитет, в составе которого насчитывается 15 министров иностранных дел и один член Комиссии Европейских сообществ). Усиление роли последнего органа свидетельствует о стремлении стран-участниц не только к экономической, но и к политической интеграции. В настоящее время в состав Европейского Сообщества входят 15 стран .
Различия в уровнях экономического развития стран ЕС и в степени их желания участвовать в интегрированных областях привели еще в 80-е годы к появлению идеи Европы «концентрических кругов» и Европы с «изменяемой геометрией», и в дальнейшем обсуждавшихся и развивавшихся. Однако наибольшую актуальность они приобрели тогда, когда встал вопрос о присоединении к ЕС Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ).
На сессии Европейского совета в Копенгагене в июне 1993 г. было принято решение о том, что имеющие статус ассоциированных членов государства ЦВЕ, которые пожелают войти в ЕС, смогут сделать это, как только будут в состоянии выполнить соответствующие требования .
Наиболее настойчиво за скорейшее включение центрально- и восточноевропейских стран в ЕС ратует Германия, быстро расширяющая свое влияние в этих странах и активно осваивающая их рынки. Эксперты из семи научных институтов, в том числе из немецкого общества по внешней политике, пришли к выводу, что нестабильным странам в восточной части континента, если их вовремя не принять в ЕС, могут потребоваться чрезвычайные меры помощи в миллиарды долларов, кроме того, может произойти новый раскол между Востоком и Западом, сопровождаемый угрозой усиления националистических тенденций с обеих сторон и возникновения этнических и идеологических конфликтов.
Многие европейские политики считают, что сам Европейский Союз получит от расширения своих границ в восточном направлении гарантию от экономического коллапса и установления в этой зоне авторитарных режимов, которые явились бы угрозой не только непосредственно ряду европейских политиков, большему равновесию внутри самого союза, прежде всего, учитывая растущую силу Германии. Это особенно важно, поскольку франко-германский тандем в последнее время начинает давать сбои. Кроме того, таким путем не только Германия, но и другие страны-члены ЕС закрепили бы свое влияние в этой части Европы, хотя уже сейчас 50% торговли центрально- и восточноевропейских стран приходится на страны Запада. В связи с этим следует иметь в виду, что, по расчетам западных экономистов, Центральная Европа в скором времени может превратиться в одну из наиболее быстро развивающихся частей континента.
Существуют так называемые интегрированные программы, которые были начаты в качестве эксперимента с 1979 г. Основными целями интегрированных программ является скоординированный подход к решению сходных проблем в различных регионах. Так примером могут служить программы по Средиземноморью. Страны с прилегающими регионами согласовывают свои действия по развитию этих регионов, привлекались средства структурных фондов ЕЭС, таких как фонд на перестройку промышленности .
Основными источниками финансирования программ ЕС являются:
1. Европейский фонд валютного сотрудничества
2. Взаимное кредитование национальных ЦБ
Основными кредитными инструментами ЕС являются:
1. Валютные интервенции.
2. Краткосрочная валютная поддержка (срок до 75 дней, можно повторять через короткие промежутки времени).
3. Среднесрочное кредитование.
4. Долгосрочная помощь сроком до 5 лет.
Западноевропейская интеграция представлена двумя основными группировками. Наиболее развитой из всех интеграционных группировок является Европейский Союз (ЕС). Она появилась после слияния в 1967 году руководящих органов трех ранее существовавших самостоятельно региональных организаций:
Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), действовавшего с 1952 года;
Европейского экономического сообщества (ЕЭС), действовавшего с 1957-1958 года;
Европейского сообщества по атомной энергии (Евроатом), действовавшего с 1958 года.
Развитие интеграции в рамках ЕС прошло ряд этапов. Постепенно происходил переход от низших форм к высшим: создание таможенного союза; валютно-экономического и политического союза, создание Европейской валютной системы; подписание Единого Европейского акта о создании единого внутреннего рынка и т.д.
В настоящее время ЕС объединяет двадцать семь государств.
Основными структурными элементами ЕС являются:
Европейский совет (Евросовет), в который входят главы государств и правительств стран-членов ЕС;
Комиссия ЕС - исполнительный орган, который представляет на утверждение Совету министров проекты законов;
Европарламент – орган, который контролирует деятельность Комиссии ЕС и утверждает бюджет;
Совет министров - законодательный орган, играющий главную роль в системе власти и принимающий решения по реализации единой политики ЕС;
Суд ЕС – высший судебный орган, призванный обеспечить выполнение договоров и реализацию основополагающих принципов ЕС.
Существуют и другие властные, консультационные и вспомогательные органы, комиссии, подкомиссии и т.д.
В рамках ЕС отменены все барьеры во взаимных экономических отношениях и создан единый рынок. Проводится активная аграрная, индустриальная, энергетическая, транспортная, научно-техническая, социальная и региональная политика. Для ее осуществления созданы специальные фонды и общий бюджет Союза.
Реальным результатом деятельности ЕС является, прежде всего, укрепление позиций национального капитала, его концентрация и централизация, развитие международной специализации и кооперации, укрепление экономического потенциала сельского хозяйства, рост взаимной торговли. Интеграция способствовала подтягиванию уровня менее развитых к более развитым странам. Введение единой денежной системы привело к укреплению и упрощению торговых, финансовых, кредитных и прочих связей. Евро составило серьезную конкуренцию доллару в качестве основной мировой резервной валюты.
Однако, несмотря на достигнутые успехи, в странах ЕС сохраняются проблемы, например, в некоторых из них значителен уровень безработицы. Актуальными остаются проблемы различий между странами ЕС в уровнях социально-экономического и научно-технического развития, сохранения отсталых и депрессивных районов (страны Прибалтики). Не все страны – члены ЕС вошли в состав зоны евро (например, Великобритания).
Вторая европейская группировка - Европейская ассоциация свободной торговли, которая возникла в 1960 г. Ее членами являются 9 государств: Австрия, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция, Швейцария, Мальта и др.
ЕАСТ решает следующие основные задачи:
Обеспечение свободной торговли промышленными товарами;
Совместное решение экономических, научно-технических проблем, развития зон активности и обеспечение занятости;
Создание условий для более полного использования ресурсов, содействие повышению производительности труда;
Усиление координации торгово-политических курсов совместно с ЕС.
В отличие от ЕС в ЕАСТ за каждой страной сохраняется внешнеторговая автономия и собственные таможенные пошлины в торговле с третьими странами, единого таможенного тарифа не существует. Существенной особенностью является и то, что режим свободной торговли не распространяется на сельскохозяйственные товары. Отсутствуют также органы наднационального регулирования.
Североамериканская интеграция представлена такой группировкой как Североамериканская зона свободной торговли.
В 1993 г. США, Канада и Мексика подписали Соглашение о создании Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА), которое действует с января 1994 г. Соглашение НАФТА обладает определенной спецификой. Дело в том, что это было первое торгово-экономическое соглашение, подписанное, с одной стороны, двумя высокоразвитыми странами (США и Канадой), а с другой – развивающейся страной (Мексикой). Во-вторых, НАФТА можно рассматривать как своего рода «ассиметричное» соглашение. В центре экономической «конструкции» этого соглашения оказываются США, а экономическое взаимодействие Канады и Мексики выглядит значительно слабее, чем взаимодействие США и Канады и США и Мексики.
Основными целями соглашения НАФТА были:
Снятие барьеров в торговле и содействие свободному движению товаров и услуг между странами;
Установление справедливых условий конкуренции в рамках зоны свободной торговли;
Существенное увеличение возможностей для инвестирования в странах – членах соглашения;
Обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности в каждой из стран;
Выполнение и применение данного соглашения для урегулирования торговых споров;
В перспективе рассматривалась возможность расширения рамок данного соглашения за счет подключения к нему новых стран- участниц.
В целом очень важным достижением НАФТА явилось устранение дискриминации в отношении мексиканских товаров на рынках США и Канады, а Мексика в свою очередь отменила импортные лицензии по товарам из США и Канады.
Важно то, что НАФТА пошло дальше первого этапа реализации интеграционного процесса – зоны свободной торговли. Были созданы условия для свободного движения товаров, а также услуг, рабочей силы, капиталов. Огромное значение имело включение в соглашение раздела, посвященного торговле услугами, а также были отработаны общие подходы предоставления национальных режимов для осуществления прямых иностранных инвестиций.
Кроме того, в рамках НАФТА имеются договоренности:
О защите интеллектуальной собственности;
По гармонизации технических стандартов, санитарных норм и др.;
По формированию механизма разрешения споров (антидемпинговые проблемы, субсидии и др.).
В перспективе актуальными станут вопросы практического слияния рынков стран-участниц. Однако в рамках этого соглашения отсутствуют организационные структуры, подобны структурам в европейском сообществе.
Однако существуют такие органы, как Комиссия по свободной торговле; комитет по финансовым услугам и т.п.
В целом же НАФТА находится на начальных стадиях интеграционного процесса по сравнению с ЕС. Руководство США предпринимает меры для распространения принципов НАФТА на все страны Америки и подписания соответствующего соглашения всеми странами этого континента. Речь идет о попытках создания так называемой Американской зоны свободной торговли, которая могла бы объединить 34 страны Северной и Южной Америки.
Поскольку цель создания такой интеграционной группировки в ближайшей перспективе оказывается труднодостижимой, переговоры направлены на заключение двусторонних соглашений о свободной торговле, учитывающих интересы Соединенных Штатов и возможности отдельных стран.
В азиатско-тихоокеанском регионе в 1989 г. была создана первая межправительственная экономическая организация Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества - АТЭС. В ее состав входит 21 страна, которые значительно различаются по своему экономическому развитию. В АТЭС входят развитые страны: США. Канада, Япония; новые индустриальные страны: Сингапур, Южная Корея, Таиланд; развивающиеся страны Вьетнам, Китай и др. Членом этой организация является Россия.
Основными целями Форума АТЭС явились: содействие экономическому росту стран-участниц; развитие и укрепление открытой многосторонней системы в регионе; поощрение взаимной торговли товарами, услугами и трансграничных инвестиций; сокращение ограничений во взаимной торговле в соответствии с нормами ВТО.
В рамках АТЭС вырабатываются и реализуются региональные правила ведения торгово-экономической, научно-технической и инвестиционной деятельности. Проблематикой конкретных направлений экономического взаимодействия в АТЭС занимаются: Комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, Комитет по вопросам бюджета и управления, Подкомитет по экономическому и техническому сотрудничеству, подкомитеты по таможенным процедурам и др. Высшим органом являются встречи глав государств и правительств. Руководящим и координирующим органом служат совещания министров иностранных дел
Деятельность в АТЭС направлена на обсуждение и поиск согласованных решений по следующим направлениям:
Достижение выгод от глобализации и новой экономики;
Продвижение либерализации торговли и инвестиций, вводятся упрощенные процедуры для повышения эффективности торговли, проводится работа по улучшению инвестиционного климата в регионе и т. д;
Поддержание устойчивого экономического роста;
Предусматривается расширение сотрудничества в финансовой сфере, проведение диалога по макроэкономической политики для обеспечения большей предсказуемости экономического развития стран региона и т.д.
Фактически Форум АТЭС представляет собой попытку формирования самой крупной в мире зоны свободной торговли. Но при этом присутствует целый ряд противоречий, осложняющих решение поставленных задач. Это связано, прежде всего, с сохраняющейся дифференциацией входящих в эту группировку стран с точки зрения социально-экономического и политического развития. В Форуме АТЭС отсутствуют взаимные обязательства, связывающие страны при выполнении принятых ими совместных решений. Внутри АТЭС существует несколько различных субрегиональных группировок:
АСЕАН (Сингапур, Малайзия, Таиланд, Индонезия и др.);
АНЗСЕРТА (Австралия, Новая Зеландия);
Зоны свободной торговли между Чили и Канадой, Чили и Мексикой.
Россия является членом Форума АТЭС с 1998 г. Однако при позитивных аспектах этого участия имеются и определенные негативные стороны данного процесса. Поскольку экономика России (и прежде всего Дальнего Востока и Сибири наиболее тесно взаимодействующих с другими странами АТР) пока еще не обладает высокой конкурентоспособностью, а либерализация взаимной торговли со странами сообщества и открытие для них российского рынка может привести к вытеснению с него отечественной продукции иностранными фирмами-конкурентами.
Процессы международной экономической интеграции проходят и в развивающихся странах. К крупнейшим и наиболее динамичным торгово- политическим союзам Латинской Америки можно отнести Южноамериканский общий рынок в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая (МЕРКОСУР).
Договором о создании МЕРКОСУР, заключенным в 1991 г., предусматривалась отмена всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле между четырьмя странами, установление единого таможенного тарифа в отношении третьих стран, свободное движение капитала и рабочей силы, координация политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, согласование стратегии в валютно-финансовой сфере.
Для руководства процессом интеграции были созданы наднациональные органы управления: Совет общего рынка в составе министров иностранных дел; исполнительный орган – Группа общего рынка, 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе общего рынка, в функции которых входят вопросы внешней торговли, таможенное регулирования, валютно-финансовая и макроэкономическая политика и др.
Итоги функционирования МЕРКОСУР свидетельствуют об определенных успехах интеграционной группировки, несмотря на незавершенность становления таможенного союза. Расширились взаимные внешнеэкономические связи, увеличился объем экспорта и др.
Однако интеграционные процессы развиваются не без трудностей и противоречий между странами-участницами. Так, они не сумели прийти к согласию о полной отмене тарифов во внутрирегиональной торговле к первоначально намеченному сроку. Не удалось согласовать в установленные сроки единые внешние тарифы на импорт товаров из третьих стран, Аргентина и Бразилия уделяют особое внимание защите от иностранных конкурентов создаваемых у себя высокотехнологичных отраслей промышленности производство компьютеров и телекоммуникационного оборудования.
Перспективы МЕРКОСУР аналитиками оцениваются как благоприятные.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе функционирует интеграционное объединение АСЕАН. Эта группировка была создана в 1967 г, в состав которой входит 9 стран, таких как Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Вьетнам и др.
Целью создания объединения является содействие социальному и экономическому развитию стран-членов, развитие сотрудничества в промышленности и сельском хозяйстве, проведение научно-исследовательских работ.
Высшим органом АСЕАН является конференция глав государств и правительств, которая собирается один раз в три года, а центральным руководящим органом – ежегодная встреча министров иностранных дел. На регулярных встречах принимаются решения по вопросам экономического сотрудничества. Функционирует и несколько специализированных учреждение АСЕАН, таких как Совет по нефти, Ассоциация судовладельцев, Банковский совет и др.
В целом, в сфере экономики планируется создание зоны свободной торговли, а также углубление сотрудничества в таких сферах, как безопасность, финансы, телекоммуникации, туризм, окружающая среда и др. В области политики предполагается создание региона мира, свободы и нейтралитета, углубление сотрудничества, особенно с Австралией, Канадой, ЕС, Японией, Южной Корей и США.
На Африканском континенте сформировалось около 40 самых различных международных организаций экономического и финансового профиля. В их числе можно отметить:
Таможенный и экономический союз стран Центральной Африки, созданные в 1964 г. Габоном, Камеруном, Конго, ЮАР и другими для формирования общего рынка (ЮДЕАК);
Совет согласия, объединяющий Бенин, Того, Нигер, Берег Слоновой Кости и др.;
Восточно-Африканское сообщество, объединяющее Кению, Уганду и Танзанию и др.
В целом интеграционные процессы на Африканском континенте протекают весьма непросто, что связано, прежде всего, с крайне низким уровнем развития большинства африканских стран. Поэтому некоторые из них, например, страны Северной Африки видят свои перспективы в более активном взаимодействии с развитыми странами, и, прежде всего, со странами ЕС.
Проявляют растущий интерес к интеграции, тесному взаимовыгодному сотрудничеству и арабские государства Персидского залива. С 1981 года функционирует Совет по сотрудничеству ряда арабских государств, в составе Саудовской Аравии, Кувейта, Катара, Бахрейна, ОАЭ, Омана – так называемая «нефтяная шестерка».
Функционирует целый ряд региональных интеграционных соглашений на двусторонней основе.
Общей главенствующей организацией для всех арабских государств является ЛИГА арабских стран со штаб-квартирой в Каире.
Такие страны Африки, как Алжир, Египет, Ливия, Маврикий, Марокко, Сомали, Тунис являются членами Арабского валютного фонда. Основными задачами АВФ в валютной сфере являются стабилизация обменных курсов валют стран-участниц и создание условий для взаимной обратимости, устранение в рамках организации валютных ограничений, создание механизма взаимных расчетов, а также единой валюты.
Наиболее развитой формой интеграции стран СНГ является Союзное государство РФ и Республики Беларусь. Договор о его создании был подписан в декабре 1999 г. При подписании договора были поставлены задачи создания союзного государства при сохранении национального суверенитета его государств-участников с формированием союзных государственный органов и наднациональных органов управления. Целями союзного государства являются формирование единого экономического пространства, осуществление единой социальной политики, проведение согласованной внешней и оборонной политики.
В октябре 2000 г. был заключен Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), в состав которого вошли Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан. Задачами этого сообщества являются:
Завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли;
Формирование единого таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования;
Установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки;
Выработка согласованной позиции государств-членов Сообщества по взаимоотношениях с ВТО и другими международными экономическими организациями;
Создание унифицированной системы таможенного регулирования.
Основная цель сообщества – создание единого экономического пространства.
С 2009 года стал функционировать Таможенный союз в составе Белоруссии, России и Казахстана.
Общие интересы в развитии регионального сотрудничества привели к заключению Центральноазиатского союза между Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией и Туркменистаном. Его целью является координация политики в области политики и обороны.
Главными препятствиями на пути экономической интеграции стран СНГ – это опасения ограничить свой суверенитет, экономические трудности, незавершенность создания новой социально-экономической системы. В целом же, несмотря на отмеченные негативные тенденции и сложности возможности повышения эффективности взаимного экономического сотрудничества между странами СНГ сохраняются.
Международная экономическая интеграция, преференциальные торговые соглашении, зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз.
1. Какие выгоды получают страны-участницы интеграционных объединений?
2. В чем отличие зоны свободной торговли и таможенного союза?
3. Чем характеризуется общий рынок?
4. Что понимается под экономическим (валютным) союзом?
5. Какие интеграционные группировки Вам известны?
Интеграционная группировка (объединение) - это экономический союз нескольких государств, созданный для достижения определенных экономических и политических целей, единых для стран-участниц.
Интеграционные группировки строятся на базе глубоких и устойчивых связей между экономическими субъектами стран-участниц.
В настоящее время насчитываются десятки интеграционных объединений. В развитых странах -это в первую очередь ЕС (Европейский союз), ЕАСТ (Европейская ассоциация свободной торговли) и НАФТА (Североамериканское соглашение по свободной торговли), в развивающихся - МЕРКОСУР
(Общий рынок стран Южного конуса) в Латинской Америке и АСЕАН в Юго-Восточной Азии, в странах с переходной экономикой - СНГ, в Азиатско-Тихоокеанском регионе - АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество) и др.
Наиболее полное развитие экономическая интеграция получила в Западной Европе. Это связано с тем, что мировые процессы интеграции начались именно в этом регионе и насчитывают несколько десятилетий. Кроме того, европейские страны объединяет близость уровней экономического развития, историческая и культурная общность.
Европейский союз (ЕС) образовался на базе Европейского экономического сообщества (ЕЭС), которое возникло в 1967 г. после слияния нескольких европейских региональных экономических организаций. С 1 января 1994 г. на основе Маастрихтского договора ЕЭС стало называться Европейским союзом. В настоящее время участниками ЕС являются 25 европейских государств. Последнее расширение произошло в 2004 г., когда были приняты 10 новых членов. ЕС имеет колоссальный экономический потенциал. Население ЕС более 470 млн человек, на его долю приходится более 20% мирового ВВП и около 35% мировой торговли. ВНП на душу населения превышает 13000 долл. в год. Европейский союз находится на высшем этапе интеграционного процесса, фазе валютного и экономического союза. Несмотря на проблемы, возникшие в связи с последним расширением и экономическими трудностями в европейской экономике в целом, ЕС является в настоящее время одним из экономических лидеров мировой экономики.
Успешное развитие экономической интеграции в странах Западной Европы оказалось привлекательным для многих регионов мира. С 1 января 1994 г. вступило в силу Соглашение о создании Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) между США, Канадой и Мексикой. Соглашение о свободной торговле между США и Канадой было подписано еще в 1988 году, а в 1992 г. к нему присоединилась Мексика. В соответствии с Соглашением о североамериканской интеграции на протяжении последующих 15 лет почти все торговые и инвестиционные барьеры между странами -участницами НАФТА должны быть ликвидированы, а таможенные пошлины отменены. Вопрос о политической интеграции не рассматривается. В целом, на сегодняшний день торговые барьеры между США и Канадой уже устранены, поэтому речь идет лишь о либерализации товарообмена с Мексикой. Мексика отстояла условие, что ни одна иностранная компания не имеет права вкладывать инвестиции в разработку, добычу и переработку мексиканской нефти. Кроме того, за Мексикой сохранено право введения экспортно-импортных квот.
Важное место в Соглашении о НАФТА имеет охрана окружающей среды. Отличительной особенностью НАФТА является то, что оно распространяется на огромную территорию с населением 370 млн человек, очень мощным, благодаря США, экономическим потенциалом и совокупным объемом производства в 7 трлн долл. В НАФТА по-прежнему сохраняется определенная асимметричность интеграционного процесса: он протекает в основном между США и Канадой и между США и Мексикой, но слабо развивается между двумя последними.
Другие региональные группы предпринимают усилия с целью укрепления экономических союзов. Так, страны Азиатско-Тихоокеанского региона к началу XXI в. намерены в рамках единого Таможенного союза снять все пошлинные барьеры и стать единой торговой зоной, в которую войдет более полутора десятков стран Восточной и Юго-Восточной Азии.
Итак, модель интеграционного процесса в классической форме реализуется в ЕС. В других регионах мира, как развитых, так и развивающихся, он протекает со своими особенностями. Модели североамериканской и азиатско-тихоокеанской интеграции отличаются от западно-европейской. Если в Западной Европе интегрирование шло от создания единого рынка к экономическому, валютному и политическому союзу, что сопровождалось формированием и укреплением наднациональных структур, то в указанных регионах интеграционные процессы наиболее прочно охватывают микроуровень и опираются на деятельность транснациональных корпораций.
Таким образом, международная экономическая интеграция - это достаточно высокая, эффективная и перспективная ступень развития мировой экономики, качественно новый и более сложный этап интернационализации хозяйственных связей. На этой ступени происходит не только сближение национальных экономик, но и обеспечивается совместное решение экономических задач. Следовательно, экономическую интеграцию можно представить как процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами.