Организационная структура издательского дома. Внутренняя среда издательства
Организационный план
Этот план определяет основные направления кадровой политики. Одним из них является формирование организационной структуры издательства. Форма организации частного издательства выбирается его учредителями, поскольку они, как правило, входят в состав руководства (директор, главный редактор). Структура издательства зависит от многих факторов: от его типа, объема выпускаемой продукции и характера изданий, от организации редакционно-издательского процесса, созданной системы маркетинга и т.д.
Существуют два типа издательств: универсальные и типизированные (специализированные). Универсальное издательство выпускает несколько видов продукции (книги, журналы, альбомы по искусству) и литературу различной тематики. Специализированное издательство выпускает один вид продукции (например, книги) и вид литературы (художественная).
Издательства первого типа (как правило, большие по размеру) имеют разветвленную организационную структуру, сложные и многообразные связи с книготорговыми организациями, рекламными службами и средствами массовой информации. Таковы, например, издательства «ЭКСМО», «ТЕРРА», «АСТ», «ИНФРА-М».
Издательства второго типа (чаще всего среднего и небольшого размера) ориентированы на профессионального читателя, на определенные возрастные группы или неоднородные целевые группы, которые определяются по потребностям, религиозным, национальным или культурным интересам. Организационная структура таких издательств строится по принципу производимого продукта, т.е. зависит от специфики книжного продукта. Примером таких издательств являются «Финансы и статистика», «Юристъ», «ЮНИТИ».
У малых предприятий, только начинающих свою коммерческую деятельность, организационная структура достаточно примитивна, но и в ней должны быть заложены основы для дальнейшего роста и дифференциации.
Конкуренция государственных и коммерческих издательств при выпуске одних и тех же видов литературы показывает, что более приспособлены к рыночным условиям небольшие структуры. Они более подвижны, гибки, быстрее реагируют на изменение конъюнктуры книжного рынка, легче переносят сезонные изменения в объеме реализации продукции, от которых зависит благополучие издательства. Непременным требованием рыночной структуры издательства является универсализм, который включает гибкость структуры, т.е. возможность ее быстрой и безболезненной перестройки, и многопрофильность подготовки сотрудников (наличие у одного специалиста знаний всех или нескольких сторон издательского процесса).
Что касается организационной структуры, то обычно издательство состоит из следующих основных отделов:
редакции;
производственный отдел;
отдел художественного оформления.
Таким образом, вся деятельность издательства, связанная с созданием произведений, редакционной обработкой и художественно-технической подготовкой к изданию, сосредоточена в этих трех отделах. Наряду с основными отделами в издательствах действует ряд обслуживающих отделов: бухгалтерия; отдел материального снабжения; отдел маркетинга и рекламы; отдел реализации; отдел транспортных перевозок; административно-хозяйственный отдел).
Единой организационной структуры, пригодной для всех издательств, не существует, поэтому выбор ее для конкретной фирмы является сложным процессом. Структура формируется руководством издательства и управленческим персоналом в соответствии с общим предназначением, целями, задачами фирмы. Одновременно устанавливается соотношение иерархий и подсистем управления, чтобы издательство функционировало и развивалось как единое целое.
Организация - сложный процесс, требующий от менеджеров учета всех факторов производства и управления. Особенно это касается работы с персоналом, поскольку от правильной расстановки кадров и умелого руководства ими во многом зависит успех бизнеса.
Основные положения кадровой политики
При разработке концепции управления любой организацией, в том числе и издательством, необходимо учитывать следующие факторы:
человеческий потенциал - совокупность таких качеств, как интеллектуальный уровень, образование, физическое и душевное здоровье, творческие способности, умение адаптироваться в коллективе;
мотивация - побуждение человека к сознательной и плодотворной деятельности, исходя из его потребностей и целей организации;
отбор, обучение, аттестация - поддержание общего качественного уровня персонала путем конкурсного отбора при приеме на работу, повышения квалификации, использования системы качественной и количественной оценки результатов труда;
планирование численности - определение затрат времени на выполнение каких-либо функций (нормирование), использование метода совмещения обязанностей, изучение конъюнктуры рынка с целью сохранения рационального штатного состава;
организация управления персоналом - изучение форм, методов и процедур, обеспечивающих результативную работу всего персонала.
Разработка кадровой политики издательства включает в себя комплекс взаимосвязанных видов деятельности:
подбор сотрудников (редакторов, менеджеров, верстальщиков, других специалистов и работников) в соответствии с выбранной стратегией;
подготовка и адаптация персонала;
анализ и оценка профессиональных качеств работников;
обеспечение рациональных условий труда, создание оптимальной социально-психологической атмосферы в коллективе;
планирование заработной платы, премий и других вознаграждений;
мероприятия по обеспечению профессионального и административного роста;
профилактика и ликвидация конфликтов в коллективе.
При подборе персонала менеджер должен четко знать требования, предъявляемые к специалисту в данной области, чтобы точно оценить способности кандидата и их соответствие целям издательства, учесть его профессионализм и личные качества, которые помогут ему вписаться в специфический коллектив: редакторский, художественный, производственный и любой другой отдел. Это очень сложная задача, для решения которой менеджер по персоналу должен знать основы социальной и личностной психологии, владеть методами кадровой политики, а также хорошо представлять творческую направленность издательства.
Чтобы избежать ошибок при найме персонала на работу, менеджеры используют следующие приемы:
собеседование - личное общение, в ходе которого претендент отвечает на ряд вопросов об опыте его предыдущей работы, получает интересующую его информацию, проверяется на коммуникабельность;
тестирование - оценка технических и трудовых навыков, а также психологических особенностей человека;
проверка на профессионализм - претендент получает творческое задание, которое он должен выполнить качественно и в срок, чтобы получить работу по специальности.
От правильного проведения кадровой политики в значительной степени зависит будущее организации, т.е. сохранение стабильности и получение прибыли. С этой целью руководство издательства и менеджеры должны четко решить, сколько работников, какой квалификации и на каких участках потребуется принять на работу, как оценивать профессионализм персонала в соответствии с организационной структурой, каковы издержки на его содержание и как они соотносятся с прибылью. Каждый сотрудник издательства должен иметь соответствующие должностные инструкции, четко регламентирующие его деятельность, т.е. знать свои права и обязанности.
Очень важной является такая процедура управления персоналом, как оценка профессиональной деятельности. Своевременная и адекватная оценка каждого работника способствует повышению его заинтересованности в творческом труде, в достижении поставленных целей, помогает достичь лучшего взаимопонимания между руководством издательства и подчиненными.
При положительных результатах руководство может использовать материальные или другие виды поощрения. Самая распространенная форма вознаграждения - повышение заработной платы, выплата премий. Кроме того, работник, регулярно получающий наилучшую оценку своего труда, может быть продвинут по служебной лестнице, т.е. назначен на более престижную и высокооплачиваемую должность.
Функции управления персоналом издательства в зависимости от влияния внешней среды (инфляционные процессы, активизация действий конкурентов и т.д.) и потребностей производства (сокращение или увеличение тиражей, выпуск новых серий книг) могут меняться в достаточно широком диапазоне. Соответственно, трансформируется организационная структура издательства, меняются численность и функциональные обязанности кадрового состава.
Команда управления
Команда управления является ключом к внедрению хорошей идеи в успешный бизнес. По исследованиям факторов банкротств мелких фирм в США 98% неудач объясняются скверным управлением, в том числе:
45% - некомпетентность менеджера;
9% - отсутствие опыта в производстве;
18% - недостаток управленческого опыта;
20% - узкий профессионализм;
3% - невыполнение взятых на себя обязательств;
2% - обман;
1% - стихийные бедствия, которые могли быть предугаданы.
И лишь 2% банкротств объясняются причинами, не зависящими от управления фирмой.
Инвесторы отдают предпочтение сформировавшейся команде руководителей, сочетающей технические, управленческие, коммерческие и деловые навыки. Обычно этот раздел бизнес-плана вызывает первостепенный интерес у потенциальных инвесторов и оказывает определяющее влияние на их решение об участии в проекте. Поэтому в данный раздел необходимо включить описание ключевого управленческого персонала и его основных функций, организационную структуру и состав Совета директоров.
Список ключевых управленческих должностей и лиц, предлагаемых на каждую из них, можно представить в виде таблицы, включающей образование, опыт, послужной список и достижения работника в выполнении сходных функций. Успехи должны определяться конкретно, например, полученная благодаря данному сотруднику высокая прибыль, увеличение объема продаж, хорошее управление, высокие производственные и технические показатели, способность к выполнению определенных функций и т.д. Здесь же указываются полученные работником поощрения, рост заработной платы, продвижение по службе и т.д.
Вероятность получения финансирования на начальном этапе мала, если команда руководителей, создающих проект, не готова удовольствоваться довольно скромным первоначальным жалованьем. Если основатели требуют для себя слишком высокого вознаграждения, это выглядит как их приоритетная цель, и потенциальный инвестор сделает вывод, что их амбиции слишком велики, чтобы вести вместе с ними серьезный бизнес. Поэтому необходимо указать жалованье каждого конкретного члена администрации и сравнить его с тем, которое он получал на предыдущем месте работы. Управление персоналом является камнем преткновения для многих фирм, вследствие чего в бизнес-плане желательно указать специалиста по системе управления, найму и подготовке кадров (менеджера по персоналу).
Кроме этого, следует отметить сильные и слабые стороны предлагаемой администрации и Совета директоров, обсудить порядок и время обучения управленцев, а также необходимость техническихи управленческих консультаций в первые три года осуществления проекта и стоимость каждой консультации.
Любому инвестиционному проекту, в том числе и в издательском бизнесе, необходима поддержка профессиональных услуг. Мощные, обладающие высокой репутацией и хорошо известные организации (юридические, бухгалтерские, рекламные, страховые, банковские, маркетинговые) могут обеспечить не только непосредственно прямую профессиональную поддержку, но и принести проекту кредит доверия. Кроме того, тщательно выбранные профессиональные организации помогают установить хорошие деловые связи, определить потенциальных инвесторов и помочь с получением финансирования.
В наше время в стране существуют как крупные (частные или государственные) издательства, занимающиеся выпуском многотиражной продукцией, так и редакционно-издательские подразделения и отделы, находящиеся в подчинении какого-либо предприятия или учреждения. Естественно, что цели и функции ведения издательской деятельности у этих учреждений разные. Кроме того отличается кадровый состав, отвечающий за подготовку и выпуск издательской продукции.
Издательство - по законодательству РФ предприятие любой организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющее подготовку, производство и выпуск книжной и другой печатной продукции .
Другое определение издательства:
Издательство - это государственное, общественное, кооперативное или частное предприятие, обладающее правомна издательскую деятельность, осуществляющее подготовку и выпуск печатной продукции на принципах самостоятельной коммерческой деятельности и в соответствии с требованиями государственных стандартов .
В России функционируют издательства различных направлений и типа организации:
1. По выпускаемой продукции - книжные, книжно-журнальные, газетные, газетно-журнальные, издательства по выпуску изобразительной продукции, картографические, нотные и др.;
2. По отраслевой принадлежности - издательства общественных организаций, научных, профессиональных и других обществ, творческих союзов, министерств и ведомств;
3. По административно-территориальному признаку - центральные (общероссийские), региональные, областные;
4. По видам издаваемой литературы - универсальные и специализированные.
Размер издательства, численность и состав его сотрудников зависят от направления и масштаба деятельности, характера выпускаемой литературы, уровня коммерциализации и т.п. Средним издательством можно считать издательство, вы пускающее от 50 до 100 наименований различных книг, журналов, брошюр в год.
Имеется множество (сотни и даже тысячи) мелких издательских групп, выпускающих по 3-5 изданий в год и даже меньше, без определенного плана, как правило, лишь с коммерческими целями. Существуют и крупные издательские концерны, выпускающие сотни и тысячи самых различных книг, периодических изданий, изобразительной и другой продукции тысячными и миллионными тиражами. В дальнейшем мы будем говорить о среднем издательстве, наиболее распространенном в стране и отвечающем всем требованиям профессиональной деятельности. Приводимая ниже структура - примерная, типичная, она может иметь в жизни разные варианты сочетаний целого и частей. В соответствии со спецификой продукции в издательстве наличествуют две профессиональные ветви - редакторская и производственная .
Редакционно-издательский отдел занимается подготовкой к выходу в свет изданий, выпускаемых учреждением (библиотекой, учебным учреждением и др.). Отдел формирует планы изданий, координирует сроки их подготовки и сдачи. Рукописи материалов, подготовленных подразделениями учреждений, проходят множество редакционных процессов: утверждение на издательском совете, литературную правку, научное редактирование, стилистическую и грамматическую корректуру, набор, макетирование, вычитку текстов, техническое оформление и т. д. Подготовленные рукописи сдаются в типографию или издаются и тиражируются на множительной технике библиотеки.
Отдел оказывает услуги по редакторскому и издательскому делу. В основном в отделе осуществляется работа над монографиями, методическими и библиографическими пособиями, сборниками материалов конференций, сводными каталогами, информационными бюллетенями и другими изданиями.
Основные направления деятельности отдела:
1. Редакторская обработка учебной, научной, справочной и художественной литературы.
2. Художественное и техническое оформление редактируемых изданий.
3. Изготовление оригинал-макетов книжно-журнальной и другой полиграфической продукции.
4. Набор рукописей на компьютере.
Работа и в издательстве, и в редакционно-издательском отделе не возможна без подготовленных, квалифицированных специалистов. В работе приводятся должностные инструкции для понимания технологии работы в издательстве.
Должностные обязанности работников. Директор издательства руководит всей редакционно-издательской и производственной деятельностью подразделения. Организует работу издательства и всех его подразделений, осуществляет контроль над содержанием издаваемой литературы, качеством их художественного и технического оформления издательской продукции. Анализирует состояние книжного рынка с целью обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции и повышения ее рентабельности.
Редакторскую ветвь возглавляет Главный редактор, которому подчиняются редакции, специализирующиеся на выпуске какого-либо вида литературы. Например: редакция художественной литературы, редакция общественно-политической литературы, редакция научно-популярной литературы, редакция научной литературы, редакция журнала .
Главный редактор возглавляет разработку проектов перспективных и годовых тематических планов издания литературы с учетом конъюнктуры книжного рынка и планов редакционно-подготовительных работ. Осуществляет контроль над приемом рукописей, их предварительной оценкой в издательстве, рецензированием, соблюдением установленных сроков представления рукописей, графиками их движения на всех этапах издательского процесса, сроков сдачи их в набор, обработки корректурных оттисков и выпуска литературы в свет. Контролирует содержание изданий и качество их полиграфического исполнения. Осуществляет контрольное чтение рукописей, подготовленных к сдаче в производство, организует обсуждение качества отредактированного материала .
Редакция главная производственная единица в издательстве, состоящая из группы творческих сотрудников, как правило, филологов, занимающихся редактированием, подготовкой к полиграфическому воспроизведению и руководством другими процессами по выпуску издательской продукции.
Состав редакции, как правило: заведующий редакцией, старший редактор, 3-5 редакторов, младший редактор.
Заведующий редакцией руководит редакционно-издательской и производственной деятельностью своего подразделения. Организует редактирование и выпуск литературы, осуществляет контроль над содержанием изданий и качеством их художественного и технического оформления.
Редактор рассматривает поступающие рукописи, дает им предварительную оценку с целью определения возможности и условий их издания, необходимости авторской доработки, внешнего рецензирования и научного редактирования, участвует в подготовке издательских договоров с авторами и трудовых соглашений с внешними рецензентами.
В процессе редактирования проверяет выполнение авторами замечаний рецензентов и требований, предъявляемых к рукописям по их доработке, комплектность представленного материала, соответствие названий разделов рукописи их содержанию. Участвует в решении вопросов, связанных с художественным, техническим оформлением редактируемых изданий.
Младший редактор ведет делопроизводство в редакционном отделе (редакции), регистрирует принятые рукописи и сроки выполнения работ авторами, внешними редакторами и другими лицами, участвующими в издании. Проверяет цитаты и цифровые данные по первоисточникам, полноту библиографического описания и наличия в тексте ссылок на первоисточники, транскрипцию имен, терминов, наименований, правильность написания и унификацию символов, единиц измерения, соблюдение единообразия обозначений в иллюстрациях, тексте.
Другая важнейшая ветвь издательства - производственная. Возглавляет ее заместитель директора издательства по производству. Ему подчиняется производственный отдел, включающий корректорскую группу, группу художественного и технического редактирования, группу снабжения и сбыта, группу выпуска.
Корректор. Осуществляет вычитку рукописей после редактирования и чтение корректурных оттисков с целью обеспечения стандартизации различных элементов текста, устранения орфографических, пунктуационных и иных ошибок, а также исправления недостатков смыслового и стилистического характера (при согласовании с редактором). При чтении рукописей проверяет их комплектность (наличие титульного листа, введения, иллюстраций, справочного аппарата и т.п.), порядковую нумерацию разделов в оглавлении (содержании) соответствие их названий с заголовками в тексте обеспечивает правильность написания и унификацию терминов, символов, единиц измерения, условных сокращений, единообразие обозначений в иллюстрациях и тексте.
Технический редактор. Участвует в разработке проектов художественного и технического оформления изданий, осуществляет техническое редактирование с целью обеспечения качественного полиграфического исполнения издания. Производит разметку оригинала издания, указывает технику набора, порядок расположения иллюстраций и элементов оформления изданий. Подготавливает макеты художественного и технического оформления сложных изданий. Совместно с художественным редактором подготавливает к печати обложку (переплет). Проверяет и заполняет выходные данные издания. Просматривает сигнальные экземпляры, проверяет качество печати, брошюровочно-переплетных и отделочных работ .
Научный редактор. Осуществляет научное редактирование наиболее сложных работ определенного тематического направления с целью обеспечения высокого научного и литературного уровня изданий. В процессе научного редактирования проверяет, насколько отражены в работах, подготавливаемых к изданию, новейшие достижения науки, техники и передового производственного опыта, а также учтены авторами замечания рецензентов и требования, предъявляемые к рукописям по их доработке .
Художественный редактор участвует в разработке проектов художественного и технического оформления изданий, осуществляет художественное редактирование и иллюстрирование изданий с целью обеспечения их качественного полиграфического исполнения. Проверяет сигнальные экземпляры и принимает меры по выполнению требований полиграфического исполнения изданий при изготовлении тиража.
Выпускающий редактор участвует в подготовке проектов договоров с полиграфическими предприятиями на выполнение полиграфических и оформительских работ, графиков редакционных и производственных процессов изданий, осуществляет оперативный контроль над своевременностью выполнения принятых полиграфическими предприятиями заказов издательства. Принимает от полиграфических предприятий корректурные оттиски, сигнальные экземпляры изданий, проверяет соответствие их качества требованиям технической издательской спецификации и условиям заключенных договоров .
Разумеется, структура издательства может быть иной, численность сотрудников -- меньше, но функционально наличие такой системы профессиональных взаимоотношений необходимо, и связано оно с технологией самого издательского процесса (см. табл. 1).
Таблица 1 - Сравнительная характеристика должностного состава издательства и редакционно-издательского отдела
Издательство |
Редакционно-издательский отдел |
Функции работника |
Директор издательства |
Контроль над деятельностью издательства |
|
Директор типографии |
Руководство редакционно-издательской и производственной деятельностью |
|
редактор |
редактор |
Отвечает за составление плана выпуска литературы, формирование издательского портфеля, профессиональный уровень всех элементов технологического процесса |
редактор |
редактор |
Регистрирует принятые рукописи и сроки выполнения работ авторами, внешними редакторами и другими лицами, участвующими в издании |
Заведующий редакцией |
Руководитель подразделением |
Организует редактирование и выпуск литературы, осуществляет контроль над содержанием изданий и качеством их художественного и технического оформления. Анализирует состояние спроса на выпускаемую литературу, |
Редактор |
Редактор |
Рассматривает поступающие рукописи, дает им предварительную оценку с целью определения возможности и условий их издания, |
Технический редактор |
Технический редактор |
Участвует в разработке проектов художественного и технического оформления изданий, осуществляет техническое редактирование с целью обеспечения качественного полиграфического исполнения издания. |
Выпускающий редактор |
Выпускающий редактор |
Участвует в подготовке проектов договоров с полиграфическими предприятиями на выполнение полиграфических и оформительских работ, графиков редакционных и производственных процессов изданий, осуществляет оперативный контроль над своевременностью выполнения принятых полиграфическими предприятиями заказов издательства |
Художественный редактор |
Художественный редактор |
Участвует в разработке проектов художественного и технического оформления изданий, осуществляет художественное редактирование и иллюстрирование изданий |
Корректор |
Корректор |
Осуществляет вычитку рукописей после редактирования и чтение корректурных оттисков с целью обеспечения стандартизации различных элементов текста, устранения орфографических, пунктуационных и иных ошибок, а также исправления недостатков смыслового и стилистического характера |
редактор |
Редактирование наиболее сложных работ определенного тематического направления с целью обеспечения высокого научного и литературного уровня изданий. Консультация редакторов своего тематического направления о новейших отечественных и зарубежных достижениях науки и техники в соответствующей области знаний. |
Редакционно-издательское подразделение по кадровому составу отличается от издательства в первую очередь тем, что в нем отсутствуют некоторые должности специалистов. Подразделения являются только частью определенной организации, поэтому предприятие само определяет кадровый состав отдела в зависимости от его предназначения. Будет ли это научно-методический отдел, который нуждается в научном и техническом редакторе, или отдел будет отвечать за выпуск рекламной продукции, который требует работы художественного редактора.
Для большинства редакционно-издательских подразделений библиотек, иметь в штате редакционную коллегию не представляется возможным и нужным, поэтому работники подразделения выполняют функции различных должностных лиц.
Внутренняя среда издательства включает в себя ряд составляющих, каждая из которых характеризует определенную функциональную область и представляет собой относительно самостоятельную подсистему организации: производство, персонал, организация управления, маркетинг, финансы и учет. Содержание этих подсистем можно описать следующим образом:
- o производство - объем и состав выпуска издательской продукции, обеспечение выпуска бумагой и материалами, система контроля движения бумаги, материалов, продукции, издержки и качество процесса производства, контроль качества продукции;
- o персонал - структура, количество, квалификация, уровни управления, качество руководства, фирменная культура, система коммуникации, имидж издательства;
- o организация управления - организационная структура издательства, структура управления, квалификация управляющего персонала;
- o маркетинг - распространение издательской продукции, доля рынка, доступность информации о рынке, каналы сбыта, бюджет маркетинга, репутация товара, стимулирование сбыта, реклама; ценообразование;
- o финансы и учет - финансовая устойчивость и платежеспособность издательства, прибыльность и рентабельность продукции, собственные и заемные средства, система учета движения финансов, формирование бюджета издательства, планирование прибыли.
Ключевым параметром внутренней среды издательства является его организационная структура. Она представляет собой совокупность основных, вспомогательных, обсуживающих и управленческих процессов. В ходе основных процессов создается конечный продукт, а вспомогательные и обслуживающие процессы обеспечивают условия для нормального течения основных. Управленческие процессы служат нормализации хода самого производства и функционирования организации.
Организационная структура издательства должна соответствовать содержанию издательского процесса, способствовать выпуску книг высокого качества и по приемлемой для рынка цене. Делится она на взаимосвязанные части: редакционную, художественно-оформительскую, производственную, экономическую и маркетинговую.
Организационные структуры издательств разнородны, но все же можно выделить несколько типовых, к которым в основном сводятся возможные варианты.
Функциональная структура подразумевает деление издательства на отдельные блоки, имеющие свои конкретные функции: редакционный, производственный, маркетинговый, финансово-экономический и др. Возглавляет такую структуру директор, а отдельные блоки возглавляют менеджеры (управляющие, начальники). Как правило, подобная структура наиболее приемлема для малых и средних издательств, при небольшом объеме выпуска и при однородном характере выпускаемой литературы. У крупных же издательств, с их значительным ассортиментом и широким спектром выпускаемой продукции, строго функциональная структура может привести к внутренним противоречиям, связанным с практическим обособлением отдельных видов деятельности и их относительно самостоятельным развитием в рамках организации. Кроме того, строго функциональная структура усложняет управленческие процессы, поскольку исполнители в функциональных подразделениях могут одновременно получать указания различных руководителей. Так что строго функциональная структура применяется обычно в сочетании с линейной структурой и образует линейно-функциональную организационную структуру. Таковой является, например, структура издательства, приведенная на рис. 4. В подобных структурах соотношение между линейными и функциональными связями определяет меру сочетания управления, распределенного по функциям, и общего управления, охватывающего весь функционал организации. Линейно-функциональная структура является традиционной, и вряд ли какая организация миновала ее в своем развитии. Однако она не способна адекватно реагировать на динамично меняющуюся ситуацию во внутренней или внешней среде. Связано это со сложностью межфункциональной координации.
При наличии товарной структуры, которая используется при широкой номенклатуре продукции, в издательстве создаются соответствующие отделения (например, справочной литературы, учебников и т.д.), а полномочия по издательской и маркетинговой деятельности передаются управляющему, который и отвечает за выпуск данного вида изданий. Руководители вспомогательных служб (маркетинговой, производственной и др.) отчитываются по этим изданиям перед таким управляющим. Организационная структура при этом позволяет в крупном издательстве уделять конкретным видам изданий столько же внимания, как и в специализирующихся на этих изданиях фирмах. К преимуществам подобной организации следует отнести возможность повседневного контроля затрат и исполнения графика прохождения издания в производстве. Недостатки связаны с неизбежным дублированием работ (по товарам и товарным группам и по организации в целом) и соответствующим увеличением затрат, а также с проблемой координации деятельности подразделений в рамках единой структуры.
Рыночная организационная структура целесообразна в тех издательствах, где широк спектр выпускаемых изданий, ориентированных на различные группы потребителей. Некоторые крупные издательства имеют специальные отделения по выпуску, например, детской, справочной, учебной или какой-либо иной литературы. Такие отделения действуют в составе издательства как фактически независимые компании, имеющие свою внутреннюю структуру с отделами и службами, в том числе финансовыми. Кроме того, рыночная структура используется при производстве однородной продукции, предназначенной для реализации на разных рынках, с разными требованиями и характеристиками.
Возможно и создание региональных организационных структур издательств, что в известной мере является развитием рыночной структуры. Здесь главной особенностью становится наличие большого ареала сбыта. Региональные структуры характерны главным образом для издательств общенационального масштаба, а также для транснациональных фирм и компаний, таких, например, как германский издательско-полиграфический концерн "Бертельсман". Подобная организация позволяет учитывать те или иные региональные условия (язык, традиции, законы, обычаи, особенности покупательского спроса) для успешного ведения бизнеса.
Но все же главным в организации работы любого издательства является учет специфики самого издательского процесса, его стадий, к числу которых следует отнести: планирование выпуска, работу с автором и рукописью, оформление издания и подготовку его к полиграфическому воспроизведению, размещение заказа на полиграфическом предприятии, контроль и приемку тиража; реализацию готового тиража.
Таким образом, можно выделить три основные структурные части издательства: редакционную, производственную и службу реализации (по сути, в тех организационных структурах, о которых мы говорили выше, эти части в обязательном порядке присутствуют, просто в разной соподчиненности). Наряду с ними во многих издательствах существуют вспомогательные (обслуживающие) отделы: бухгалтерия, юридическая служба, наборные участки, компьютерные службы, отделы художественного оформления и др.
Приведенная на рис. 4 структура относится, как мы уже отмечали выше, к линейно-функциональным организационным структурам, основу которых составляют вертикально ориентированные функциональные подсистемы (заместитель руководителя (руководитель службы) - функциональные структуры (отделы) различного уровня). К достоинствам такой структуры можно отнести понятную систему единоначалия, четкую систему соподчинения, взаимосвязей и ответственности, а также достаточно оперативную реакцию на управленческие команды. Однако при этом вполне могут возникать проблемы, связанные с обеспечением качества выпускаемой издательской продукции. Фактическая разобщенность подразделений и избыточная нагрузка на управленческий персонал верхнего уровня в части решения текущих проблем в ущерб вопросам стратегического планирования, а также отсутствие единых для всех подразделений критериев эффективности работы не позволяют должным образом контролировать важнейшую в современных условиях составляющую деятельности - обеспечение качества.
Организационная структура издательств не стабильна, поскольку подвержена воздействию внутренних и внешних факторов, таких как изменение издательской политики или конъюнктуры книжного рынка. В частности, за последние годы существенно возросло значение уровня издательской специализации, ведь для большого числа издательств именно узкая специализация становится едва ли не единственным способом выживания в условиях доминирования на рынке ограниченного числа крупных универсальных издательств. Но и крупные издательства учитывают этот фактор, выстраивая свой бизнес по так называемому нишевому принципу, когда внутри издательства выделяются дивизионные направления (например, художественной литературы, профессиональной литературы, досуговой литературы), а внутри направлений создаются нишевые редакционные группы (например, женского романа, детектива, фантастики). Таким образом, за счет специализации фирмы в целом или ее редакционных подразделений издательства приближаются к потребителю, получают возможность полнее удовлетворять его потребности.
Рис. 4. Примерная структура издательства
Очевидно, что структура издательства, особенно малого или среднего, формируется под воздействием таких факторов, как объем выпуска, специализация издательства, квалификация сотрудников. При этом всегда следует учитывать, что условия рынка определяют некоторые допустимые рамки в соотношении объема выпуска и числа занятых в издательстве работников. В литературе обычно приводится показатель соотношения "3-10", т.е. на каждого штатного сотрудника издательства должно приходиться от трех до десяти выпущенных в месяц книг. В этом случае экономические показатели работы издательства теоретически должны быть относительно стабильными. Кроме того, эмпирически установлено, что отношение числа руководителей высшего звена к общему числу работников в крупных издательствах должно быть меньше, чем в средних и малых издательствах. Однако поскольку книга является интеллектуальным товаром, а само книгоиздание - процессом творческим, опора на любые, даже самые выверенные, количественные показатели без оценки их качественного наполнения может оказаться ошибочной.
Общая схема подготовки и выпуска издательской продукции, будь то книги, газеты или журналы, состоит из редакционно-издательской подготовки авторских оригиналов и передачи для воспроизведения этих оригиналов на полиграфические предприятия.
Автор произведения должен обратиться в издательство с просьбой издать его работу. Издательство при наличии свободных производственных мощностей принимает у автора оригинал, составляет соответствующий договор и осуществляет работу, связанную с подготовкой авторского оригинала и передачей его для полиграфического воспроизведения в типографию.
Прежде всего издательство производит редакционно-техническую подготовку авторского оригинала к воспроизводству на полиграфическом предприятии, заключающуюся в выборе формата издания, шрифтов, расположения элементов издания, работе с автором и т.п. После подготовки издательского оригинала издательство передает его в типографию. Требования, предъявляемые к авторским и издательским оригиналам, регламентированы государственными и отраслевыми стандартами, например, ГОСТ 7.89-2005 «Оригиналы авторские и издательские», ОСТ 29.106-90 «Оригиналы изобразительные для полиграфического репродуцирования. Общие технические требования» и др.
Общий перечень редакционно-издательской обработки авторского оригинала включает:
Работу над композицией произведения;
Работу над содержанием;
Выбор и согласование формата издания;
Выбор шрифтов;
Редакционно-техническое оформление формул, таблиц;
Оценку и редактирование иллюстраций и т.д.
Для выполнения всех работ, обеспечивающих высокое качество издательского оригинала и сопровождение типографских работ, требуется достаточно развитая производственная структура.
На рисунке 3.2. представлена обобщенная типовая схема крупного издательства, осуществляющего редакционную обработку книжно-журнальной, картографической и другой издательской продукции.
С целью повышения качества книжно-журнальной продукции издательство производит редактирование авторского оригинала.
После обработки авторского оригинала издательство заключает с типографией договор на полиграфическое воспроизведение издания и передает в типографию издательский оригинал . Издательство осуществляет сопровождение и контроль по изготовлению тиража заказа. Изготовленный тираж заказа после контроля качества и бухгалтерских расчетов передается издательству, выступающему в роли заказчика
В прежней практике авторский оригинал, как правило, предоставлялся в виде машинописных листов на формате А4. Редактор работал с таким оригиналом и после обработки и оформления соответствующей документации передавал издательский оригинал на полиграфическое предприятие для изготовления тиража.
В настоящее время в связи с введением в технологические процессы полиграфического производства цифровых технологий автор чаще всего предоставляется оригинал в редакцию на СD-диске с приложением распечатки на принтере.
Развитие практики цифровых технологий позволяет передавать в типографию издательский оригинал на компакт-диске (с приложением распечатки). Изготовление издательского оригинала в цифровом виде требует оснащения издательских структур соответствующими цифровыми издательскими системами (ЦИС) и осуществляется по схеме, представленной на рисунке 3.3.
Рис. 3.3. Общая схема изготовления издательского оригинала
на электронном носителе
Преобразования, произошедшие в полиграфической промышленности после 90-х годов прошлого века, привели к резкому изменению структуры заказов полиграфической продукции. Прежде всего, следует отметить, что основная масса книжных издательств оказалась в Москве. На остальной территории России книжные издательства либо прекратили свое существование, либо сократились настолько, что перестали работать с крупными заказами. Тем не менее осталось большое количество мелких заказчиков, интересы которых, как правило, ограничивались региональными проблемами. Тиражи таких заказов редко превышали 1–2 тысячи экземпляров. Кроме того, на территориях регионов произошло увеличение предприятий малого бизнеса. Продукция этих предприятий стала нуждаться в упаковке, расширились потребности в рекламе. На фоне снижения тиражей центральных газет, печатаемых в региональных типографиях, увеличилось общее количество периодических изданий. Таким образом, общее количество заказчиков, нуждающихся в редакционно-технической подготовке печатной продукции существенно возросло.
Для удовлетворения потребностей в редакционно-технической подготовке печатной продукции (не только книжно-журнальной и периодической, но и этикеточно-упаковочной) типографии стали формировать свои редакционно-издательские подразделения. При наличии редакционно-издательских отделов типографии стали выполнять для заказчиков полный комплекс услуг по подготовке и печатанию заказов, не заставляя их бегать по городу в поисках организаций, выполняющих редакционную подготовку заказов. Такое построение структуры производства позволило типографиям не только не потерять заказчиков, но и расширить клиентуру, тем самым улучшив экономические показатели предприятия. Подобные полиграфические предприятия стали называться «издательско-полиграфическими комплексами», или ИПК.
С другой стороны, в это же время, учитывая дефицит в оказании редакционно-издательских услуг, стали создаваться малые редакционные центры, которые производили редакционно-техническую подготовку заказов, оказывая услуги мелким заказчикам. После получения подготовленного издательского оригинала заказчик обращался в типографию, где ему печатали тираж заказа. Со временем издательские структуры такого рода стали понимать, что, выполняя роль промежуточного звена, они теряют деньги. Наиболее предприимчивые руководители этих малых редакционных предприятий постепенно стали приобретать полиграфическую технику, тем самым не упуская заказчика и получая дополнительную прибыль. Предприятия этого направления со временем стали называться «редакционно-издательскими центрами» – РИЦ.
В настоящее время обе формы таких предприятий объединены общими целями – обеспечить заказчика, имеющего намерение получить полиграфическую продукцию полным комплексом услуг. На рисунке 3.4 представлена общая схема построения структуры ИПК и РИЦ.
Рис. 3.4. Новые формы структурного построения взаимоотношений
«заказчик – редакция – типография»
СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО УПРАВЛЕНИЯ ИЗДАТЕЛЬСКИМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Внутрииздательское управление - важная составляющая системы управления издательским процессом, получившая за годы демократических реформ самостоятельное значение и определяющую роль в решении почти всех хозяйственных и творческих вопросов издательского дела. Укрепление значимости внутрииздательского управления совпало с переходом издательской отрасли на полный хозяйственный расчет, положивший начало самостоятельности издательских предприятий.
Хозрасчет и самофинансирование привнесли много новшеств в управление издательской отраслью, но все же за годы реформ эффективность некоторых традиционных механизмов внутрииздательского управления, таких как планирование производимой продукции и управление ее качеством, под сомнение поставлена не была.
В 1982 г. было принято типовое положение о редакциях и отделах издательства, разработанное с целью разграничения обязанностей между различными подразделениями издательства, повышения ответственности, соблюдения производственной дисциплины, рационального использования квалифицированного состава работников издательства. Типовое положение предусматривало такую структуру издательских подразделений, учитывающую существующую технологию издательского процесса и использующуюся на тот момент редакционно-издательскую технику (технологии автоматизированной подготовки издательских оригиналов в начале 80-х гг. уже широко применялись).
Не все структурные схемы организации издательства, предписанные типовым положением, выдержали проверку временем и сохранились в наши дни. Однако некоторые формы организационной структуры интегрировались в рыночные отношения и интенсивно развиваются.
Цели издательства, как организации, предусматривают формирование структуры предприятия, установление постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями организации, определение порядка и условий ее функционирования.
Функции организации включают в себя:
Группировку задач и логические блоки;
Подбор и расстановку кадров;
Определение рациональных форм разделения труда;
Распределение работы среди сотрудников, групп и подразделений;
Координацию работы подразделений;
Разработку структуры органов управления;
Установление прав и обязанностей органов управления и должностных лиц;
Регламентацию функций, подфункций, работ, операций.
В издательстве любой формы собственности формируется система управления его ресурсами, представляющая собой структуру организационного подчинения различных служб и подразделений издательства, а также систему управленческих решений руководящих органов издательства разных уровней компетенции. Организация как одну из основных функций управления подразумевает процесс руководства и исполнения и имеет отношение к организации работ по каждой управленческой функции, включая планирование, управленческий контроль, проведение нормативно-календарных расчетов, совещаний и принятие конкретных решений.
Функции управления - это относительно самостоятельные, специализированные и обособленные участки управленческой деятельности. Под функциями управления понимаются также особые виды специализированной управленческой деятельности, выделившиеся в процессе разделения управленческого труда, которые характеризуют ту или иную активность взаимодействия объекта и субъекта управления (преимущественно воздействие субъекта на объект) и которые для эффективного, целостного управления должны образовать единый комплекс, характеризующий всю полноту, весь спектр взаимодействия субъекта и объекта управления.
Эффективность выполнения перечисленных функций управляющей структурой предприятия будет зависеть от целого ряда факторов, среди которых выделяют тип организационной структуры, ответственность и компетентность органов системы управления и т.п. Применительно к условиям издательско-полиграфического производства различают функциональные, товарные и проектные организационные структуры.
Функциональная структура управления предусматривает деление управленческого аппарата на отдельные подразделения, каждое ИЗ которых выполняет отведенную ему функцию. Такая структура позволяет разделить груз ответственности за принимаемые решения между несколькими службами. Функциональное деление организационной структуры предприятия, как правило, обусловливается основными функциями менеджмента (производство, финансы, маркетинг, кадры) и условиями производственного процесса (книжные редакции, производственный отдел и т.д.). В свою очередь, эти службы при необходимости могут делиться на входящие в них функциональные подразделения (например, производственный отдел может объединять техническую редакцию и корректорскую).
Функциональную структуру целесообразно использовать на издательских предприятиях, специализирующихся на выпуске изданий литературы определенного целевого назначения и читательского адреса, действующих в условиях стабильного рынка. В.М. и В.В. Распоповы называют следующие достоинства и недостатки функциональной организационной структуры:
Снижает трудоемкость деятельности руководителя высшего уровня управления;
Уменьшает дублирование управленческих функций;
Улучшает координацию управления;
Относительная простота подбора руководителей функциональных служб управления;
Стимулирует деловую и профессиональную специализацию сотрудников;
Нарушает принцип единоначалия;
Способствует появлению трудностей в принятии и реализации согласованных управленческих решений;
В крупных организациях цепь команд от руководителя до непосредственного исполнителя становится слишком длинной. Примерная схема функциональной структуры управления издательским предприятием приведена на рис. 2.
Рис.2. Функциональная структура управления
издательским предприятием
При товарной структуре полномочия по производству и реализации какого-либо товара передаются одному руководителю. В издательском деле этот тип организационной структуры наиболее характерен для крупных издательств, выпускающих книгу, пользующуюся массовым спросом. Некоторые наиболее прибыльные направления деятельности издательского предприятия организационно обособляются, получают собственные управленческие, планово-хозяйственные и производственные структуры. Пример товарной организационной структуры представлен на рис. 3.
Среди достоинств товарной структуры управления называют:
Конкретное определение лица, ответственного за изготовление и реализацию продукции;
Быстрое реагирование на внешние изменения;
Единоначалие в производстве и реализации продукта. Недостатком ее является повышенный объем управленческих затрат за счет дублирования одних и тех же функций (бухгалтерия и сбыт).
Рис.3 .Товарная организационная структура
Обособленные издательские подразделения, специализирующиеся на выпуске определенных видов литературы, получают несомненное преимущество перед аналогичными функциональными подразделениями, прежде всего, в плане свободы в тематическом и финансовом планировании, а также управлении производством и кадрами.
К важнейшим элементам любой организационной структуры относятся органы управления, производственные и вспомогательные службы, руководители и работники. Между ними складываются горизонтальные и вертикальные организационно-управленческие отношения, носящие, соответственно, характер согласования и подчинения, В наиболее характерной форме названные отношения выразились в принципах работы издательской редакции и в ее организационной структуре. Ведущий редактор, являющийся центральной фигурой редакции, работает в непосредственной связи с производственным отделом, взаимодействует с отделами маркетинга и сбыта, координирует работу над оригиналами редакторов и корректоров. В некоторых издательствах ведущему редактору подчиняются младшие редакторы и секретари. Перечень их компетенции чрезвычайно широк: от административно-организационной деятельности до работы над рукописью под руководством ведущего редактора и выяснения вопросов, касающихся авторского права, а в некоторых издательствах в перечень их задач может входить также и рецензирование издательских предложений. В издательствах, где редактирование преимущественно осуществляется внештатными редакторами, ведущие редакторы заняты выдачей заданий и контролем выполненной работы.
Ведущий редактор активно включен в редакционно-издательский процесс и на производственном этапе. Он обсуждает с «производственниками» художественно-технический облик книги, выбирает фор мат, бумагу, контролирует компоновку текста и иллюстраций оформление обложки, совместно с художником готовит иллюстративную часть издания. Характер взаимодействия ведущего редактора с сотрудниками, занятыми производственным исполнением издания зависит от целого ряда факторов, включая технические возможности издательства по подготовке оригиналов к тиражированию, особенности технологического процесса, принятые в издательстве, и, наконец, организационную подчиненность производственных служб.
Внедрение компьютерной техники позволило частично вывести ряд процессов издательской подготовки оригиналов, в том числе набор, корректуру, верстку и спуск полос. Довольно часто в современной практике все процедуры набора текста осуществляет автор, а первую корректуру исполняет редактор. Многочисленные препринт-студии помимо набора текста предлагают услуги по форматированию, верстке и подготовке оригинал-макетов. В этой связи многие издательства, экономя средства, отказываются от инвестирования в быстро устаревающее компьютерное техническое и программное обеспечение, упраздняют должности корректоров, художественных и технических редакторов.
Структура производственных служб издательств отличается большим разнообразием. На одних предприятиях дизайн-служба является частью производственного отдела, в других издательствах все художественные решения обязательны к согласованию с главным художником издательства (арт-директором).
В ходе совместной работы с производственными службами редактору приходится решать вопросы подготовки дополнительных корректур, согласования сроков прохождения изданием различных процедур производственной подготовки. Ведущий редактор является полноправным участником совещаний сотрудников производственного отдела, на которых обсуждаются технические вопросы подготовки изданий. Он же контролирует выполнение производственным отделом определенных требований к изданию, в том числе соблюдение стандартов, читаемости шрифтов, яркости иллюстраций, размеров полос, качества книжного блока и переплета и т.д.
Взаимоотношения редакции и маркетинговых служб в последнее время претерпевают большие изменения, связанные со становлением издательского маркетинга. Однозначной тенденцией считается упрочнение
Самостоятельности маркетинговых служб, вычленение их из состава редакций. Работа редактора с отделом реализации строится таким образом, что последний планирует, готовит, координирует и контролирует все действия издательства по продвижению книг на рынке. Редактор же занят выдвижением идей для новых книг и серий, готовит концепции издательских проектов, находит авторов. Кроме того, редактор выступает исключительным носителем важной маркетинговой информации о потенциальной читательской аудитории будущего издания, изданиях конкурентов, наконец, о содержании самого издания, в работе над которым он принимает непосредственное и самое активное участие. В некоторых случаях редактор привлекается для подготовки прикнижных аннотаций, аннотаций для издательских каталогов и т.д.
Таким образом, взаимоотношения редактора и других субъектов редакционно-издательского процесса носят самый разнообразный характер, определяющийся особенностями принятой технологии подготовки оригиналов, а также организационной структуры издательского предприятия. В схематичной форме характер взаимоотношений редактора с другими сотрудниками и подразделениями издательства представлен на рис. 4.
Рис.4. Взаимодействие редактора с различными субъектами редакционно-издательского процесса.