Валютный союз ес и единая европейская валюта. Экономический и валютный союз (ЭВС)
Наиболее высоко-развитой и совершенной формой развития региональных валютных группировок является Экономический и валютный союз (ЕВС) (ранее - Европейская валютная система - ЕВС).
В начале 70-х годов, в условиях растущей амплитуды колебаний курса американского доллара, начались активные поиски выхода из своеобразного критического состояния прежде всего стран - членов Европейского Экономического Сообщества ("Общего рынка"), направленных на создание собственной региональной валютной системы. Чтобы противостоять гегемонии доллара в мировой валютной системе, в марте 1979, то есть через год после вступления в силу Кингстонским соглашением, была создана международная (региональная) валютная система - Европейскую валютную систему (ЕВС). В ней принимали участие страны - члены ЕЭС.
Итак, одной из особенностей современных валютных отношений конца 70-х годов XX в. было появление наряду с международной валютной системой регионального валютного группировки, называлось Европейская валютная система (впоследствии - Экономический и валютный союз). Европейская валютная система составляла определенные правила расчетов между странами, которые входили в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС).
Европейская валюшна система - специфическая организационно-экономическая форма отношений стран ЕЭС в валютной сфере, направленная на стимулирование интеграционных процессов, уменьшение амплитуды колебаний курсов национальных валют и их взаимную увязку. Европейская валютная система функционировала по принципу "корзины", в котором смешаны курсы национальных денежных единиц в зависимости от котировки той или иной валюты (табл. 2.1). ее еще на-
Таблица 2.1. Доля валют стран - членов ЕВС в "корзине" ЭКЮ,%
Название валюты |
||||
Марка (Германия) |
||||
Франк (Франция) |
||||
Фунт стерлингов (Великобритания) |
||||
Лира (Италия) |
||||
Гульден (Нидерланды) |
||||
Франк (Бельгия и Люксембург) |
||||
Песета (Испания) |
||||
Крона (Дания) |
||||
Фунт (Ирландия) |
||||
Эскудо (Португалия) |
||||
Драхма (Греция) |
Зивал "валютная змея", преимущество которой заключалась в том, что сама "змея" была в целом более устойчивой, чем каждая из ее составляющих. Именно на этой основе строилась паритетное сетка двусторонних курсов валют и определялась граница их отклонения. Так, фиксированная граница их отклонения составляла сначала ± 2,25% для всех стран, за исключением Италии и Испании, для которых эта граница была более широкая (для Италии, например, она составила ± 6%). Позже она была расширена до ± 15%, а впоследствии для отдельных стран - до ± 30%. Целью создания ЕВС были достижения валютной стабильности и создание единой валюты, которая вращалась бы в ЕЭС, выравнивание основных экономических показателей и унификация экономической политики, разработка и внедрение средств коллективной регулирования валютной сферы, стабилизация экономического положения стран - членов Европейской валютной системы. Во внешнем плане - это создание западноевропейского валютного полюса в полицентрической валютной системе.
Создание ЕВС было продиктовано прежде всего стремлением Западной Европы к большей финансовой самостоятельности и стабильности за счет ослабления привязки европейских вал ют к доллару, что давало возможность не только избежать потерь за счет периодических кризисов этой валюты, но и более успешно противостоять заокеанской конкуренции.
Европейская валютная система включала три составляющие:
Обязательства по согласованной изменения рыночных валютных курсов в взаимо-оговоренных количественных пределах с помощью валютного вмешательства центральных банков, в том числе путем поддержания колебаний рыночного курса валют в суженных пределах;
Механизм кредитной помощи правительствам, которые встречались с финансовыми трудностями при поддержке рыночного валютного курса на двусторонней основе за счет средств специального Европейского фонда валютного сотрудничества (ЕФВС) с общим капиталом 25 млн. ЭКЮ, который впоследствии был реорганизован в Европейский валютный фонд (ЕВФ). Эти средства использовались для краткосрочного (от 3 до 6 мес.) И среднесрочного (от 2 до 5 лет) кредитования;
Специальная европейская расчетная единица - ЭКЮ, которая была коллективной международной валютой и имела определенный валютный курс, рассчитанный на базе "валютной корзины" национальных валют стран - членов ЕВС с учетом их доли в совокупном валовом национальном продукте.
ЭКЮ существовала в виде безналичных записей на счетах стран - участниц ЕВС в Европейском валютном институте. В отличие от СДР, ЭКЮ обеспечивается не только солидными обязательствами группы стран, но и фактическими активами (залогом) в форме золота и долларов США (20% золотых и 20% валютных резервов стран-участниц). Под это обеспечение страны ЕВС имели специальные счета в ЭКЮ.
Успешное функционирование Европейской валютной системы (ЕВС) создало необходимые предпосылки для формирования Экономического и валютного союза (ЕВС). Наиболее четко мысль о том, что это должно быть именно валютно-финансовый союз, прозвучала в докладе, подготовленном тогдашним президентом Европейской комиссии Жаком Делором в 1989 г.., Где впервые было предложено трех-этапный, рассчитанный на несколько лет, переход к такому Союза. Стратегической целью Союза определялось введения единой валюты и единого центрального банка двенадцати стран ЕС. На основе "плана Делора" был разработан основы договора о Европейском Союзе, подписанного в нидерландском городе Маастрихт. Маастрихтский договор вступил в силу 1 ноября 1993 Важной составляющей его реализации стало создание 1 января 1999 Европейского экономического и валютного союза, центральным элементом которого является Европейский валютный союз (ЕВС).
Согласно Маастрихтским договором, валютный союз был реализован в три этапа.
Первый этап начался 1 июня 1990, когда в большинстве стран "Общего рынка" были сняты ограничения на движение капиталов в рамках единого внутреннего рынка.
Второй этап начался 1 января 1999 Был введен жесткий обменный курс европейских валют и создан Европейский валютный институт как предшественник Европейского центрального банка.
Третий этап (1 января 2002) завершился введением единой валюты - евро, чему предшествовало основания единого центрального банка, независимого от правительств, своего рода "наднационального дирижера" валютно-финансовой политики всего Сообщества.
После создания Европейской валютной системы ЭКЮ служила главным образом средством международных расчетов и существовала только в виде записей на счетах центральных банков стран-членов ЕВС в Европейском фонде валютного сотрудничества.
В середине декабря 1995 лидеры Европейского Союза в Мадриде приняли решение о переходе с 1 января 1999 на единую валюту стран ЕС - евро (бывшая ЭКЮ) путем замены в обращении 15 национальных денежных единиц одной.
По подсчетам специалистов, внедрение евро позволяет ежегодно экономить около 100 млрд. Французских франков-сумму, в которую обходилась странам и гражданам ЕС разница в валютных курсах при расчетах. Единая валюта предоставила импульс развитию взаимной торговли в рамках ЕС "укрепила его экономическую стабильность, снизила инфляцию и сделала евро конкурентоспособной валютой на международных валютных рынках. Внедрение евро и создание Центрального банка ЕС стали краеугольным камнем экономического и валютного союза. Уже сегодня евро - одна из самых мощных валют мира.
В Мадриде был разработан детализированный план поэтапного введения евро и параллельного создания структур Европейского центрального банка:
Начало 1998г. (Подготовка):
а) квалификация стран по экономическим результатам 1996-1997 гг. и принятия решения о вхождении определенной страны в Европейский Союз;
б) основания Европейского центрального банка и сети национальных центральных банков;
а) установление "постоянного" обменного курса национальных валют по отношению к евро;
б) начало использования евро Центральным банком, международными банками и валютными биржами;
а) выпуск евробанкнот и монет в евро;
б) перевод системы розничных платежей в евровалют;
а) отмена предыдущих валют государств - членов ЕС;
б) евро становится единственным законным платежным средством.
Поскольку Европейская валютная система не была основана на принципе единой валюты, к "корзине" ЭКЮ входили национальные валюты всех стран-членов Европейского Экономического Сообщества, количество которых было 12 по состоянию на 1994
Впоследствии в 1995 году. До Европейского Союза присоединились Австрия, Финляндия и Швеция, поэтому всех стран-членов ЕС насчитывалось 15, но внедрили единую валюту евро, которая была введена с 1 января 1999, только 11 стран - членов созданного в этом же году Европейского валютного союза (ЕВС), оказавшиеся готовыми по всем установленным критериям: Австрия, Бельгия, Финляндия, Франция, ФРГ, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Испания. В "клуб евро" не была принята Греция, поскольку ее экономика не удовлетворяла в то время требованиям Европейского валютного союза. Впоследствии евро ввела Финляндия, а три другие страны, входившие в Европейский валютный союз в его расширения 1 мая 2004 - Великобритания, Дания и Швеция - решили не торопиться с введением новой валюты.
Таким образом, следует различать участие в валютном союзе обязательную для всех членов Европейского Союза (ЕС) и принятием евро, как единой валюты. Так, на сегодня из 27 стран - членов Европейского валютного союза в зону евро присоединились 13 стран - членов ЕС (с 1 января 2007 ввела евро Словения).
По подсчетам специалистов, внедрение евро позволило ежегодно экономить около 100 млрд. Французских франков - сумму, в которую обходилась странам и гражданам ЕС разница при расчетах в валютных курсах. Единая валюта предоставила импульс развитию взаимной торговли в рамках ЕС, укрепила его экономическую стабильность, снизила инфляцию и сделала евро конкурентоспособной валютой на международных валютных рынках. Внедрение евро и создание Центрального банка ЕС стало краеугольным камнем экономического и валютного союза. Уже сегодня евро стало одной из самых мощных валют мира.
С каждым годом все больше стран - членов ЕС присоединяются к зоне евро. Так, если на момент введения единой валюты их насчитывалось 12, то с 1 января 2007 в Европейский валютный союз присоединилась Словения, и количество стран, перешедших на единую денежную единицу - евро выросла до 13. В 2008г. На евро планируют перейти Кипр и Мальта, 2009. - Украина, а в 2010 г.. присоединятся к валютному союзу Латвия, Литва, Эстония. По прогнозам, самое позднее всех в еврозону войдут Польша, Чехия и Венгрия. Таким образом, к 2010 г.. В зону евро войдут 19 из 27 стран, на сегодняшний день входят в состав Европейского Союза.
В общем ЕС признается очень четким планированием перехода в Европейский Союз. Однако в реальной жизни процесс продвижения к валютному союзу оказался не таким уж и простым.
Во-первых, Франция рассматривала валютно-финансовый союз прежде всего как логический и действенный способ закрепления основ единого внутреннего рынка ЕС и радикальный аргумент в противостоянии американскому доллару на Европейском континенте. Германия, в целом поддерживая идею единого валютного союза, вместе с тем очень спешила с реализацией плана слияния центральных банков, поскольку имея сильную валюту, была вынуждена фактически во многом нести непосредственную ответственность за состояние дел в общем валютно-финансовом союзе.
Во-вторых, заметно отличается от позиции Франции и Германии мнение Великобритании в вопросе передачи части национального суверенитета в валютно-финансовой сфере наднациональным органам ЕС. Официальный Лондон опасается, что смещение центра финансовой активности в зону ЕС приведет к потере Великобританией ее особого статуса в связях с Соединенными Штатами Америки. Особенно непреклонная позиция по внедрению единой валюты евро - создание единой денежной единицы - может ослабить позиции Великобритании на Европейском континенте, которые она имела за счет особых отношений с США. Присоединившись достаточно поздно в ЕВС, Англия согласна только на параллельное обращение евро с фунтом стерлингов. С приходом правительства лейбористов эта жесткая позиция несколько смягчилась.
В-третьих, такие страны, как Испания, Португалия, Италия и Греция, не могли пока обходиться без периодических девальваций своих валют и немедленно ликвидировать имеющиеся бюджетные дефициты. Поэтому их продвижение к валютному союзу было несколько медленнее по сравнению со странами так называемой авангардной группы, в которую входили Германия, Франция, страны Бенилюкса, Ирландия и Дания.
В-четвертых, отмена всевозможных препятствий на пути конкуренции иностранных компаний в рамках Союза приводит к вытеснению некоторых местных производителей. Поэтому понятно, что идея создания валютно-финансового союза нашла поддержку прежде всего в наиболее конкурентоспособных фирм.
Наконец, внедрение механизма растущей конкуренции в рамках ЕС ведет к опосредования жизненных стандартов. А любая попытка нивелировать национальные уровни заработной платы неизбежно приводит к обострению проблемы безработицы, особенно в бедных районах Италии, Испании, Португалии и Греции. Однако процессы нивелирования жизненных уровней в рамках ЕС влекущих определенный проигрыш населения стран с традиционно более высоким жизненным уровнем.
И все-таки благодаря тому, что при решении многих практических задач для всех членов ЕС характерно преобладание прагматического подхода, ориентация на обоснованные конкретные программы, традиционно сохраняется высокий уровень консолидации стран в рамках ЕС. Каждый раз при решении кардинальных вопросов в основу закладываются критерии самосохранения Союза, максимально учитывает не только степень неотложности той или иной задачи, но и реальный уровень взаимного согласия стран. Поэтому при всей сложности поставленных перед ЕС проблем положительный фактор, безусловно, преобладает негативные стороны, о чем красноречиво свидетельствует создание Европейского центрального банка (ЕЦБ) и успешное внедрение с 1 января 1999 единой валюты - евро.
Европейский центральный банк начал работу в начале июля 1998 во Франкфурте-на-Майне (ФРГ). Он был создан на базе Европейского валютного института, который функционировал во Франкфурте-на-Майне с 1994
В Совет ЕЦБ входят президенты национальных центральных банков, президент ЕЦБ, его заместитель и четыре члена правления.
Первое правления Европейского центрального банка в составе 6 человек были назначены на встрече на высшем уровне стран - членов ЕС в Брюсселе в начале мая 1998 Первым президентом ЕЦБ стал голландец Вим Даизенберг. Как отмечалось в Маастрихтском договоре, срок полномочий президента ЕЦБ - восемь лет. Однако Вим Даизенберг заявил, что будет занимать эту должность до момента выпуска новых купюр и монет евро. Первым вице-президентом ЕЦБ и заместителем Даизенберга стал француз Кристиан Нойе. Среди других четырех членов правления ЕЦБ: главный экономист Федерального банка Германии Отмар Иссинг, который назначен на восемь лет; итальянец Томасо Падоа Шиоппа (назначено на семь лет); испанец Евгенио Доминго Соланса (на шесть лет); Сиркка Гемелейнен с Финляндии (на пять лет).
Было согласовано, что при следующем назначении членами правления ЕЦБ должны стать представители тех стран, которые не имели своего делегата в первом составе правления.
Президенты национальных центральных банков в Европе, которые входят в Совет ЕЦБ, назначаются на пять лет, при этом допускается повторное назначение.
Все члены Совета Европейского центрального банка имеют равные права при голосовании, решения принимаются простым большинством голосов. Если голоса поделятся поровну, решающим является голос президента.
С 1 января 1999 ЕЦВ взял на себя ответственность за стабильность новой валюты евро, а также за политику процентных ставок и денежной массы в пространстве евро. ЕЦБ полную независимость от политических указаний национальных правительств.
Решающим шагом в деятельности Европейского центрального банка стала жесткая фиксация обменных курсов евровалют относительно евро, которая состоялась 31 декабря 1998 Благодаря этому с 1 января 1999 одиннадцать из пятнадцати стран - членов ЕС ввели новую денежную единицу - евро, которая первоначально использовалась только в безналичной форме, а также для проведения котировки на биржах и в других финансовых операциях.
Европейские валютные биржи, вдохновленные успехами евро, объединяли усилия и готовились к постепенному слиянию. Так, Парижская и Швейцарская биржи подписали соглашение о совместном проведении операций на рынке акций и облигаций. С 1999 г.. Они стали членами единой "партнерской биржи", которая летом этого же года перешла на современную, максимально упрощенную единую систему проведения биржевых операций.
Европейская Комиссия установила правила, по которым евроугоды, как и другие услуги (перевод счетов в евро, выплаты и взносы, обмен банкнот), не будут облагаться налогом. Подтверждается также непрерывность договоров: стороны не могли на основании европереходу изменить или закрыть сделки.
Наличные евро появились 2002г. В виде семи банкнот номиналом бы, 10,20,50,100, 200 и 500 евро.
Курс евро к ЭКЮ был определен как 1: 1.
Заботясь о надежности общей валюты, страны - члены Европейского Союза поставили жесткие требования по финансово-экономических показателей стран, желающих пользоваться евро:
Дефицит государственного бюджета не может превышать 3% ВВП;
Совокупный государственный долг должен составлять не более 60% ВВП;
Годовая инфляция не может быть выше среднего уровня инфляции в трех странах ЕС с самым низким уровнем инфляции (примерно 3-3,3%) более чем на 1,5%;
Среднее номинальное значение долгосрочных процентных ставок не должно превышать 2% от среднего уровня этих ставок трех стран ЕС с самыми ценам (примерно 9%);
Страны переходят на новую европейскую валюту, должны придерживаться установленных пределов колебаний валютных курсов в существующем механизме европейских валютных систем.
Главными критериями готовности перехода к единой валюте на первом этапе были стабилизация государственных финансов и устранения взаимных ограничений на движение платежей и капиталов между странами - членами ЕС. В общем таким жестким требованиям на момент введения евро вполне отвечал только состояние экономики и финансов Люксембурга. Все остальные страны имели отклонения по тому или иному показателю (в основном за счет превышения государственного долга).
Сейчас в пространстве евро проживает 291 милл человек, а его экономический потенциал достигает 20% экономического потенциала общемировой экономики.
Какие же экономические преимущества перехода стран ЕС к единой валюте?
Во-первых, по разным оценкам, страны ЕС теряли от 15 до 30 млрд. ЭКЮ ежегодно по причине циркуляции множественности валют на достаточно тесном экономическом пространстве. Субъекты рынка ЕС, страхуясь от возможных колебаний валютных курсов, теряли значительную часть своих активов.
Во-вторых, благодаря разнице масштабов цен достаточно трудно сопоставлять цены на однородные товары разных стран-производителей. Введение единого средства платежа позволяет сопоставлять эти стоимости, что, безусловно, усилило конкуренцию между поставщиками товаров и услуг, особенно при условии широкого использования систем электронной оплаты, способствует росту мобильности платежей и беспрепятственному доступу к товару производителя в любой точке Европы.
В-третьих, по аналогии можно ожидать некоторого снижения процентной ставки по кредиту, ипотеке и т.д. и уменьшение депозитных процентных ставок.
В-четвертых, образование прочной валюты на экономическом пространстве Европы уже сегодня привело к выходу этой валюты на международные финансовые рынки и утверждения ее в статусе резервной.
В-пятых, каждый гражданин ЕС, выезжая за пределы своей страны, встречается с тем же масштабом цен и той же валютой, и в его государстве. Сходство основных экономических показателей стран ЕС делает практически беспрепятственным передвижения граждан в рамках экономического пространства объединенной Европы.
Что касается Украины, то сегодня речь не идет о ее присоединении к зоне евро, поскольку наши экономические показатели пока не позволяют приблизиться к странам этой зоны. Однако, учитывая тот факт, что значительная часть нашего внешнеторгового оборота приходится именно на эту зону, для Украины введение евро и основания в Европе качественно новой валютной зоны уже сегодня имеет большое экономическое значение как для отдельных субъектов внешнеэкономической деятельности, так и для экономики в целом.
Именно поэтому на повестке дня актуальным остается вопрос более активного выхода евро на валютный рынок Украины и соответствующего формирования валютных резервов Национального банка.
Проводить по поручению клиентов конверсию клиентских текущих счетов, открытых в евровалютах и евро;
Осуществлять по поручению клиентов операции по конверсии евровалюты в другую или в евро при условии соблюдения обменных курсов, установленных Европейским центральным банком 31 декабря 1998 г.;
Приобретать и продавать евро уполномоченными коммерческими банками на украинском и Крымской межбанковских валютных биржах, если обязательства или требования резидентов Украины согласно подтвержденным документами деноминированные в евровалютах или евро.
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое валютный блок? Экономические предпосылки его образования?
2. Охарактеризуйте стерлинговый, долларовый и золотой валютные блоки.
3. Какие основные экономические признаки валютной зоны?
4. Назовите наиболее характерные черты стерлинговой, долларовой валютных зон и зоны французского франка.
5. Какова была цель создания Европейской валютной системы?
6. Назовите основные этапы перехода к Европейскому экономическому и валютному союзу (ЕВС).
7. Охарактеризуйте позиции отдельных стран ЕС о введении единой валюты евро.
8. Когда был создан Европейский центральный банк (ЕЦБ)?
9. Назовите требования, предъявляемые к финансово-экономических показателей стран, желающих присоединиться к зоне евро.
10. Охарактеризуйте перспективы сотрудничества Украины со странами зоны евро.
Договор о ЕС предусматривает создание Европейского валютного союза (ЕВС) и введение с 1999 г. единой европейской валюты - евро. Европейская валютная система была создана в 1979 г. в соответствии с договоренностями, которые обеспечивали функционирование механизма, основанного на параллельном действии двух взаимосвязанных факторов: поддержании паритета между валютами и экономической конвергенции. Государства-участники обязаны были сдерживать колебания обменных курсов в определенных пределах. Ответственность за сохранение определенных пределов колебаний и валютные интервенции возлагались на центральные банки.
Формирование Европейского валютного союза происходило в три этапа.
Первый этап начался 1 июля 1990 г. и закончился 31 декабря 1993 г. На этом этапе была осуществлена либерализация рынков капиталов и усилены координация и сотрудничество в рамках Комитета управляющих центральных банков; достигнута стабильность цен и валютных курсов; усилена координация экономической политики государств-членов.
На втором этапе - с 1 января 1993 г. До начала 1999 г. – на безе Комитета управляющих центральных банков был создан Европейский валютный институт, призванный существенно упрочить сотрудничество центральных банков стран-членов в выработке единой валютной политики; усилить координацию экономической политики, подготовить создание Европейского центрального банка. К числу основных требований относились:
соответствие национальных законодательств Договору о ЕС;
уровень инфляции не должен превышать показатели трех наиболее стабильных государств ЕС более чем на 1,5%;
государственная задолженность может составлять не более 60% валового внутреннего продукта;
дефицит государственного бюджета не может превышать 3% ВВП; процентные ставки по банковским кредитам могут быть всего на 2 процентных пункта выше показателей трех наиболее стабильных стран;
кандидаты на вступление в ЕВС обязуются поддерживать стабильность национальных денежных единиц и лишаются возможности в течение двух лет по собственной инициативе осуществлять их девальвацию.
В результате к середине 1998 г. 11 стран из 15 членов ЕС выполнили требования Договора о ЕС, что дало им возможность стать членами Европейского валютного союза (ЕВС) и ввести единую европейскую валюту - евро. 4 страны - Великобритания, Дания, Швеция и Греция не вошли в ЕВС. При этом Великобритания и Дания сами предпочли не входить в ЕВС; Швеция - должна привести свое законодательство в соответствие с Договором ЕС и выполнить условие о поддержании стабильности курса национальной валюты; Греция - не соответствует нескольким основным критериям: Уровню инфляции, бюджетного дефицита и процентных ставок. В 1998 г. после определения состава участников ЕВС была учреждена Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) во главе с Европейским центральным банком (ЕЦБ).
Третий этап формирования ЕВС начался с 1 января 1999 г. На этом тале ЕЦБ уполномочен нести ответственность за проведение единой валютой и кредитной политики входящими в валютный союз странами. Евро получает официальный статус европейской валюты, а валютная единица - ЭКЮ, основанная на «корзине валют», прекращает свое существование. Одновременно установлены твердо фиксированные курсы валют участников ЕВС к евро и взаимные обменные курсы этих валют. В 1999 -2001 гг. евро использовался в основном как безналичная валюта в расчетах между центральными банками, входящими в ЕСЦБ, а также на межбанковском рынке. С 1 июля 2002 г. евро стал единственным законным платежным и расчетным средством.
Таким образом, введение единой европейской валюты евро завершил процесс создания ЕВС и прикрепления валют государств-членов ЕС друг кдругу. ЕВС и евро позволяют в максимальной степени реализовать преимущества единого внутреннего рынка ЕС за счет снижения издержек производства и обращения (сокращение расходов на обмен валют и страхование от валютных рисков; обеспечение большей прозрачности цен, что облегчает их сопоставление и гармонизацию в странах-членах; усиление конкуренции между предприятиями и банками).
Понятие экономический союз
Наиболее сложная форма международной экономической интеграции с высокоразвитыми, прочными, долговременными внешнеэкономическими и политическими связями - экономический и валютный союз. При его достижении договоры о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями о проведении общей экономической и валютной политики. Следствием экономического и валютного союза выступает введение наднациональных институтов управления интеграционным сообществом - совета глав государств, совета министров, центрального банка.
Экономический союз (Economic union) – тип международной интеграции, предусматривающий наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства координацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключевых областях – валютной, бюджетной, денежной . Это самый высокий уровень экономической интеграции. На этом этапе развития интеграции возникает как потребность в органах, наделенных не просто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием стран-участниц, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно уступают часть государственного суверенитета в пользу межгосударственных органов с функцией наднационального регулирования. Такие межгосударственные органы наделены правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с правительствами стран-членов.
На определенном этапе формирования экономического и валютного союза предусматривается проведение единой валютной политики и введение единой валюты. Эти мероприятия проводятся при активном участии единого центрального банка. Практический опыт функционирования экономического и валютного союза пока весьма ограничен.
Экономический и валютный союз (ЕС)
Экономический и валютный союз – высшая форма экономической интеграции государств-членов Европейского Союза. Учреждён в 1992 г. Маастрихтским договором о Европейском Союзе, осуществляется в рамках Европейского сообщества. ЭВС состоит из двух компонентов – экономического и валютного. Основой экономического компонента ЭВС является внутренний рынок, на котором в полном объеме действуют свободы передвижения товаров, услуг, лиц, капиталов и платежей, а также свобода учреждения. Другой составляющей экономического компонента ЭВС является координация экономических политик государств-членов Европейского Союза. Это предполагает не только простую координацию экономических политик, но и жесткий контроль со стороны институтов Союза за размером бюджетного дефицита государств-членов, а также за платежным балансом этих государств. Кроме того, государствам-членам запрещается получать льготное кредитование со стороны центральных банков таких государств, а также осуществлять целый ряд кредитных операций с центральными банками, включая овердрафты. Кроме того, в рамках экономического компонента ЭВС государства-члены и институты Союза определяют общие цели, в соответствии с которыми и должны определяться и координироваться экономические политики государств-членов.
Общие положения, определяющие правовое положение Экономического и валютного союза мы можем найти в разделе 1 Договора об учреждении Европейского сообщества 1957 г. («Принципы»). Особо важную роль играет ст. 4, которая определяет все основные составляющие Экономического и валютного союза. Так пункт 1 этой статьи посвящен «экономическому» компоненту экономического и валютного союза и определяет принцип свободной рыночной экономики со свободной конкуренцией, которыми должна руководствоваться экономическая политика Союза, а также те основы, на которых она должна базироваться. Таких основ три: 1) тесная координация экономических политик государств-членов; 2) внутренний рынок; 3) определение общих целей экономических политик государств-членов.
П. 2 ст. 4 Договора об учреждении Европейского сообщества определяет, «валютный» компонент Экономического и валютного союза, сразу же подчиняя его экономической политике Европейского Союза. Он определяет, что «валютный» компонент состоит из единой валюты, определения и проведения одной валютной политики и единой политики обменных курсов. При этом основной целью этих политик является поддержание стабильности цен, т.е. стабильность валюты и отсутствие инфляции. Только в той степени, в которой это не будет противоречить поддержанию стабильности цен, эти политики должны также поддерживать общие экономические политики Союза.
П. 3 ст. 4 Договора об учреждении Европейского сообщества определяет основополагающие принципы, которым должна соответствовать деятельность Сообщества в рамках Экономического и валютного союза. Ими являются: 1) стабильность цен, то есть либо отсутствие инфляции, либо поддержание инфляции и минимальных пределах; 2) платежеспособные государственные финансовые и валютные условия; и 3) устойчивый платежный баланс. Второй и третий принципы означают обязанность государств-членов Европейского Союза воздерживаться от чрезмерного бюджетного дефицита.
Валютным компонентом ЭВС является единая валюта евро, на который перешли 12 государств-членов Европейского Союза. Существование единой валюты повлекло к созданию специального институционального механизма для управления ею – Европейской системы центральных банков, которую возглавляет Европейский центральный банк. Именно этот орган принимает и осуществляет единую валютную политику на территории всех государств-членов, перешедших на евро. Курсы валют государств-членов, не перешедших на евро, привязаны к евро в рамках Механизмом обменных курсов II.
Для того, чтобы перейти на единую валюту, государства-члены должны соответствовать четырем критериям сближения, которые предусмотрены в ст. 121 Договора о Европейском сообществе и в специальном Протоколе к этому договору. Эти критерии таковы:
1. Критерий достижения высокого уровня стабильности цен, означает, что показатель цен государства-члена, характеризующий долговременный средний темп инфляции наблюдаемый в течение года, не превышает более, чем на 1,5%, такой же показатель у трех государств-членов с наименьшим показателем.
2. Критерий защищенности финансового положения правительства означает, что соответствующее государство-член не обладает на данный момент чрезмерным бюджетным дефицитом, то есть против него не возбуждена процедура чрезмерного бюджетного дефицита.
3. Критерий нормального участия в Механизме обменных курсов за последние два года. Это означает, что государство-член, не прилагало особых усилий для участия в этом механизме. В частности, не предпринимало девальвации своей валюты в отношении валюты любого другого государства-члена (в том числе на двусторонней основе).
4. Критерий сближения, достигнутого государством-членом и его участия в Механизме обменных курсов, отраженный в уровне долгосрочных процентных ставок что означает, что в течение года государство-член имело среднюю номинальную величину долгосрочной процентной ставки, не превышающую более, чем на 2% этот же показатель у государств с наибольшим уровнем стабильности цен.
Кроме того, необходимо, чтобы законодательство такого государства-члена, регулирующее правовое положение его центрального банка соответствовало Договору о Европейском сообществе и Статуту Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка.
Евро предназначен помочь в построении общего рынка путём упрощения туризма и торговли; устранения проблем, связанных с обменными курсами; обеспечения прозрачности и стабильности цен, а также низкой процентной ставки; создания единого рынка финансов; предоставления странам валюты, используемой в международном масштабе и защищённой от потрясений большим объёмом оборота внутри еврозоны.
Управляющий банк еврозоны, Европейский центральный банк, определяет денежно-кредитную политику входящих в неё стран с целью поддержания ценовой стабильности. Он является центром Европейской системы центральных банков, объединяющей все национальные центральные банки стран Евросоюза и контролируемой Советом управляющих, состоящим из президента ЕЦБ, назначаемым Европейским советом, вице-президента ЕЦБ и управляющих национальными центральными банками государств - членов ЕС.
Экономический и валютный союз (ЭВС) был создан для сближения экономик государств, валютного регулирования и гармонизации отношений между странами. ЭВС фактически стал основой единой глобальной Европы, где интересы разных стран выражаются единым мнением. В то время как различные альянсы и союзы (почти всегда военные) известны с древности, союзы разных стран с объединением экономик и валют в истории до XX века еще не существовали — что фактически обозначило новый исторический эксперимент планетарного масштаба.
История создания европейского экономического валютного союза
Начало объединения Европы произошло почти сразу после второй мировой войны — ведь и первая, и вторая мировая война начались с внутриевропейских конфликтов. Первым звеном будущего союза стало создание BENILUX, т.е. сообщества стран Бельгии, Нидерландов и Люксембурга в 1948 году. Спустя почти 10 лет — в 1957 году — возникло так называемое Европейское сообщество из шести стран и отменой таможенных пошлин (по факту отмена состоялась к 1968 году). Параллельно появляется известное европейское объединение угля и стали. В 1969 году Европейская комиссия выступила с предложением решить проблему потребности в упрочнении отношений между странами Европы и регулирования экономики и валютного взаимодействия: главы правительств утвердили решение о создании экономического и валютного союза.
В конце 1970 года Пьер Вернер (министр финансов Люксембурга) озвучил согласованный проект создания ЭВС в 3 этапа (План Вернера). Реализация плана не удалась из-за череды неудач, связанных с кризисом золотого стандарта и повальным ростом цен на нефть.
В середине 1980-х снова заговорили об идее создания ЭВС. На этот раз план был разработан комитетом Делора, в состав которого входили главы Центральных банков 12 стран. ЭВС планировался к внедрению в три этапа и рекомендовал создание Европейской системы центральных банков, определяющих кредитно-денежную политику в Европе.
Этапы включения экономического и валютного союза ЕС:
1990-1993: отмена валютного контроля. Выявлены экономические критерии по уровню инфляции и процентных ставок.
1994-1998: происходит укрепление экономического взаимодействия между странами-участницами посредством создания Европейского валютного института. С целью создания стабильности валюты (евро) и валют стран, ещё не вступивших в зону евро, создан механизм валютных курсов. Появился Европейский центральный банк (). Установлен курс евро.
1999 по наше время: евро становится основной валютой в Европе. Руководство ЕЦБ внедряет единую кредитно-денежную политику. Такие страны, как Греция, Словения, Кипр, Мальта, Словакия, Эстония, Латвия, Литва входят в заключительную (третью) стадию ЭВС.
Структура ЭВС и критерии для членства в Еврозоне
Экономический и валютный союз состоит из двух составляющих:
Экономический союз. Основу составляет единая конкурентная политика и регулирование экономики и финансовой политики. Основная задача ЭС заключается в установлении гармонии законодательств стран-членов Евросоюза. Благодаря жесткому контролю за размером бюджетного дефицита и платежного баланса стран-членов происходит сближение экономик.
Валютный союз. Основу составляет система центральных банков, возглавляемая Европейским центральным банком (ЕЦБ), проводящим единую валютную политику на территориях стран-членов Евросоюза (установление евро).
Критерии для принятия страны-члена Евросоюза в Еврозону:
инфляция не более 1,5 %;
отсутствие случаев девальвации собственной валюты в отношении валюты иного государства за последние 2 календарных года;
отсутствие значительного уровня бюджетного дефицита;
сближение в экономике и финансовой политике, отсутствие противоречий со стороны законодательства.
В данный момент ЭВС включает в себя 19 стран Евросоюза, официальной валютой которых является евро, а также 9 стран, где евро не используется. Участниками союза могут быть территории с особенным статусом и третьи страны для которых евро является единой официальной валютой. Согласно данным Договора об учреждении ЕС евро преподносится как инструмент достижения целей ЭВС. Увеличение степени международной роли евро утверждено в Лиссабонском договоре.
♦ Участники еврозоны
♦
У
частник ERM II (с механизмом регулирования валютных курсов)
♦ Дания, участник ERM II с послаблениями в вопросе евро
♦ Великобритания, бывший член ЕС с послаблениями в вопросе евро
♦ Остальные члены ЕС
Однако признание евро единой официальной валютой третьими государствами не дает гарантии «институционального» участия данных стран в ЭВС. Такого рода применение евро в международно-финансовых расчетах говорит о трансформации евро в одну из главных международных региональных валют, и в «ведущий инструмент» расширения европейской интеграции. Но за пределами ЕС евро является лишь платежным средством и теряет функцию «сближения», установленную Договором. Евро становится инструментом включения таких стран в интеграционные процессы «де-факто».
Недостатки в работе ЭВС. Греческий и кипрский кризис
Главными принципами действия ЭВС определены:
Работа ЭВС никогда не была безоблачной, и особенно — в последние годы. Толчком для устранения недоработок со стороны союза стал «греческий кризис», начавшийся еще в 2010 году и набравший силу впоследствии. Причинами образования долговой ямы у греков обычно называется нелюбовь греков к уплате налогов (что иногда даже сравнивают с национальным видом спорта), раздутый аппарат чиновников с великолепными льготами, а также заметную ориентацию страны на туризм после вхождения в ЕС. В результате к 2015 году долг Греции превысил 300 млрд. евро (около 175% от ВВП) и график его выплат расписан вплоть до 2054 года — в среднем страна должна будет выплачивать около 7 млрд. евро ежегодно.
Как следствие от ЭВС поступило предложение о введении санкций против стран-членов Евросоюза, не отдающих себе отчет в корректном соблюдении норм бюджетного регулирования. Была организована комиссия, состав которой включал в себя европейских лидеров (министров финансов) — и в результате было принято решение о досрочных финансовых проверках (ревизий) годовых бюджетов до момента их принятия на официальном уровне. Финансовый контроль в виде ревизий должен был способствовать предотвращению несанкционированных растрат. Лидеры европейских стран призывали к осуществлению сплошных ревизий с целью удержания стран от возможных «долговых ям».
Однако после истории с Грецией количество проблем не убавилось. Более того — они приняли нарастающий характер и в 2013 году назрел пик «Кипрского кризиса».
В результате кипрского кризиса были введены ограничения на движения финансовых активов. Частные клиенты кипрских банков могли снять не более 300 евро в день и вывезти за границу не более 3 000 евро, в то время как владельцы депозитов от 100 000 евро могли вернуть лишь часть вложенных средств. Предпосылками образования финансового пузыря явилось ухудшение экономических показателей в греческой части острова. Проценты по вкладам на Кипре (4,45%) в разы превышали процентные ставки, например, в Германии (1,5%). Большая часть депозитов «переваливала» за 100 000 евро. Столь высокий процент выплачивался за счет привлечения новых вкладчиков (преимущественно из РФ). То есть были заметны контуры финансовой пирамиды. Страна постепенно начала прибегать к помощи международных кредитов.
16 марта 2013 года был вменен единовременный налог на банковские депозиты в стране в качестве ведущего условия на получение помощи. Доля капиталов, находящихся в банковском секторе Кипра, составила 835 % от кипрского ВВП. 1/3 депозитов принадлежала гражданам РФ. Банками была приостановлена деятельность: операции по переводам средств не осуществлялись, наличные средства не выдавались. Банкоматы опустели — финансовый кризис на Кипре пребывал на своем пике.
Самый известный и крупнейший игрок банковского сектора - Bank of Cyprus был рекапитализирован, а банк Cyprus Popular Bank (торговая марка Laiki Bank) - ликвидирован. Официальные данные о потерях вкладчиков в разных источниках несколько отличаются. Убытки вкладчиков, не застраховавших свои депозиты, составили около 40 %, при этом в банке Cyprus Popular Bank - потери достигли 80 %. Держатели вкладов Bank of Cyprus получили пакеты акций банка, часть депозитов была «разблокирована».
Кипру были переданы 10 млрд евро от Евросоюза и МВФ в обмен на ликвидацию Cyprus Popular Bank, осуществлено списание кредиторской задолженности в частном секторе и изъяты вклады на сумму свыше 100 000 евро. По этой причине я не рекомендую долгосрочные инвестиции через кипрских дочек российских компаний и других компаний с кипрской регуляцией — на мой взгляд предпочтительнее либо американские брокеры со до 500 000 долларов либо европейские брокеры Центральной Европы — такие, как Саксобанк.
Таким образом, процесс оказания влияния ЭВС на страны-члены Евросоюза продолжается до сих пор. Необходимо достижение критериев сближения и гармонизации экономики и финансовой политики стран для вступления в Еврозону. Время и практика могут выявить новые недостатки ЭВС, главная задача для европейских лидеров - своевременное устранение различий в законодательствах валютных институтов стран-участниц ЕС и нормализация общей экономической атмосферы. Последней значимой новостью стало решение Великобритании о выходе из Евросоюза, что обвалило курс фунта.
Западноафриканский экономический и валютный союз
Кроме европейского ЭВС существует Западноафриканский экономический и валютный союз (ЮЕМОА). Членами данного Союза являются: Бенин, Буркина-Фасо, Кот-д’Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал, Того, Гвинея-Бисау. ЮЕМОА ориентируется на действия Евросоюза и также предполагает устранение различий в законодательствах стран-участниц, интеграции экономики и финансовой политики. Основная задача - жесткий финансовый контроль за исполнением решений со стороны государств-участников.
Целями создания ЮЕМОА являются:
объединение рынка для свободного перемещения товаров и капитала;
единые правила конкурентоспособности;
оказание государственной поддержки производителям товаров и услуг;
гармонизация экономики и финансовой политики стран-участниц;
установление связи (сближение) при согласовании годовых бюджетных смет с денежно-кредитной политикой Союза.
Основу формирования бюджета ЮЕМОА составляют отчисления от таможенных пошлин за товары, отгруженные из третьих стран (0,5 % от цены), но главная часть расходов финансируется из бюджета ЕС за счет подписанных конвенций.
В 2002 году США и ЮЕМОА подписали соглашение о развитии торговых отношений и инвестиций. Плюсом соглашения было оказание помощи развитию стран-участниц ЮЕМОА посредством выхода африканских товаров на американский рынок. Кроме того, предполагалось получение инвестиций для разработки неиспользуемых ресурсов стран (полезные ископаемые, энергетика).
ЮЕМОА также заключил ряд соглашений с Марокко, Египтом и Тунисом и получил достаточно крупные страны в партнеры по торговле. Однако, реализация программ по свободному передвижению товаров в рамках экономического пространства союза до сих пор затруднена. Главным партнером ЮЕМОА остается Франция. Заключены соглашения о сотрудничестве с ЕС.
Это интересно! В Европе были выпущены памятные монеты серии «10 лет экономическому и валютному союзу 1999-2009» номиналом 2 евро. Монеты выполнены из мельхиора, никеля и бронзы. В центре монеты изображена человеческая фигура с вытянутой рукой, которая заканчивается символом евро. Данная монета является одной из любимых среди нумизматов и ценителей истории.
Европейский валютный союз, на данный момент, объединяет 19 государств ЕС, которые входят в Еврозону. Остальные государства Евросоюза присоединятся к нему тогда, когда будут соответствовать критериям для вступления. Всему миру в качестве расчетной валюты евро был представлен 1 января 1999 года. А уже с 1 января 2002 года вошёл в наличное обращение на всей территории еврозоны, так стала называться часть Евросоюза, где евро стало региональной валютой.
Изначально целью объединения было: создание общего рынка на всей территории этих государств, региональная интеграция, общие законодательство и политика в области торговли, общая валюта и общий Европейский центральный банк. Все это было предпринято, в конечном итоге, для роста валового внутреннего продукта, увеличения покупательной способности населения, а значит улучшения жизни в ЕС.
Преимущества еврозоны
Основное преимущество Еврозоны в свободном передвижении людей, товаров, капитала и услуг. Население ЕС составляет 500 миллионов человек. Оборот евро, естественно, огромный внутри страны, а теперь уже и за её пределами. Это позволяет пережить мировые кризисы и быстрее восстановиться после них. Легче обеспечить стабильность цен и поддержание низкой процентной ставки. Всему этому способствует объединение всех национальных центральных банков в единый Европейский центральный банк.
Зачем нужен Банковский союз
Итогом всех проведённых мероприятий по объединению в Европейский валютный союз стало создание банковского союза, который служит укреплению экономики еврозоны. В результате контроля за деятельностью банков осуществляется гарантия вкладов, – налогоплательщики уверены за свои денежные сбережения. Существует одинаковое отношение ко всем проблемным банкам. Под контролем находится 130 крупных банков ЕС.
Что изменилось в жизни населения еврозоны
В результате отмены паспортного контроля, все жители Еврозоны могут работать, учиться, выходить на пенсию на любой его территории, в любом государстве, что уменьшает число безработных. Бизнесу отменены все пошлины при пересечении границ. Упрощён туризм и торговля. Обменный курс в ЕС стабильный. Не все страны ЕС вошли в валютный союз, то есть перешли к расчетам на евро. Недостаток ли это. Возможно, дискутируя и меняя правила объединения в еврозону, будет достигнут более полный учет пожеланий и возможностей каждой страны. Ведь всё течёт, всё изменяется. На данный момент политика валютного союза несёт блага всему европейскому сообществу.
Оцени пост |