Виды межгосударственных объединений. Межгосударственные организации
46. Межгосударственные союзы.
От унитарной и федеративной формы государственного устройства следует отличать межгосударственные союзы и конфедерацию, которая является не формой отдельного государства, а формой союза государств. Конфедерация не обладает суверенитетом, который сохраняется у входящих в него государств. Конфедерации создаются для решения общих экономических, политических, военных и других целей. Решения, принимаемые органами конфедерации (которые могут создаваться для координации совместной деятельности), приобретают обязательную силу лишь после утверждения их всеми членами конфедерации. У конфедерации нет единой системы законодательства, общего гражданства, общей границы. Конфедерации представляют собой аморфные государственные образования, иногда они распадаются, в других случаях играют роль промежуточного звена на пути создания единого государства (Швейцарский союз (1815-1848)).
КОНФЕДЕРАЦИЯ
Конфедерация - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей.
Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства.
В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.
Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией - объединением Сенегала и Гамбии в 1982 - 1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, было со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский Союз, существовавшей в 1815 - 1848 гг., трансформировалась в федерацию).
В отличие от федеративного государственного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:
Во-первых, конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, характерных дня федерации. Конфедеративные органы, состоящие из представителей суверенных государств, решают проблемы экономического, оборонного сотрудничества (ради чего и создается конфедеративное государство).
Во-вторых, конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов и единого государственного бюджета. Однако эти вопросы могут координироваться по согласию членов конфедерации. Например, могут выделяться средства из общеконфедерального бюджета на укрепление обороноспособности отдельных стран, входящих в конфедерацию, или оказание им необходимой экономической помощи.
В-третьих, конфедерация сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе, хотя режим перемещения граждан одного государства на территорию другого государства значительно упрощен (без виз и других формальностей).
В-четвертых, конфедеративные государственные органы могут договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, а также единой межгосударственной кредитной политике на период существования данного государственного образования. Возможно функционирование и конфедеральных внешнеполитических, оборонных и других органов, которые занимаются координированием общих интересов объединенных государств в межгосударственных отношениях с мировым сообществом.
В-пятых, конфедеративные государства недолговечны. Они или распадаются по достижении общих целей, или превращаются в федерации. История знает и те, и другие примеры: Германский союз (1815- 1867 гг.), Швейцарский союз (1815-1848 гг.), Австро-Венгрия (1867- 1918 гг.); и - классический пример - Соединенные Штаты Америки. Из конфедерации, которая была законодательно утверждена в 1781 году, в 1787 году образовалась федерация, закрепленная Конституцией США, действующей по настоящее время.
СОДРУЖЕСТВО
Содружество - это весьма редкое, еще более аморфное, чем конфедерация, но, тем не менее, организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности.
Объединяющие их признаки могут касаться,
во-первых, экономики (одинаковая форма собственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная единица и др.),
во-вторых, права (уголовного, гражданского, процессуальных норм, сходство имеет и правовой статус гражданина),
в-третьих, языка (иногда языковое единство имеет лингвистический характер, например, у славянских стран СНГ, иногда же единство обусловливается его привнесением в результате колониального господства, как, например, у стран Британского содружества наций),
в-четвертых, культуры (иногда культурная общность имеет единое происхождение, иногда достигается путем взаимообогащения или даже привнесения и ассимиляции иных, чужеродных элементов),
в-пятых, религии (но не всегда).
Однако содружество - это не государство, а своеобразное объединение независимых государств. В основе содружества, как и при конфедерации, могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация, иные юридические акты.
Цели, выдвигаемые при создании содружества, могут быть самыми различными. Они затрагивают важные интересы государств, что не позволяет их отнести к разряду второстепенных. Для достижения этих целей объединенным государствам приходится иногда ограничивать и свой суверенитет. Как правило, члены содружества - это полностью независимые, суверенные государства, субъекты международных отношений.
В содружестве могут создаваться и надгосударственные органы, но, скорее всего, не для управления, а для координации действий государств. Денежные средства, если это необходимо для целей содружества, объединяются добровольно и в тех размерах, которые субъекты содружества сочтут необходимыми и достаточными.
Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме нормативных актов, которые, как правило, принимают на уровне государства и глав правительств (устав содружества, акты об общих вооруженных силах и т. п.).
Для теории государства и права изучение такой формы организационного объединения государств, как содружество, стало относительно новым и особенно актуальным делом после распада СССР и образования Содружества Независимых Государств некоторыми республиками, ранее входившими в его состав.
В этой связи следует отметить, что содружество как объединение государств может иметь переходный характер. Оно может развиться в конфедерацию и даже в федерацию, либо, наоборот, при нерешенности, противоречивости интересов, целей государств, образовавших его, послужить этапом окончательной дезинтеграции специфического союза государств.
СООБЩЕСТВА
Межгосударственные образования знают и такую форму, как сообщество государств (например, сообщество Белоруссии и России). В основе сообщества, как правило, лежит межгосударственный договор. Сообщество является еще одной своеобразной переходной формой к государственной организации общества. Оно в большинстве случаев усиливает интеграционные связи государств, входящих в сообщество, и эволюционирует в сторону конфедеративного объединения (например, Европейские сообщества).
В сообщество могут входить ассоциированные члены - государства, принимающие те или иные правила, действующие в сообществе. Порядок вступления в сообщество и выхода из него устанавливается членами сообщества.
В сообществе может быть свой бюджет (формируемый из отчислений членов-государств), надгосударственные органы.
Сообщество может иметь цель выровнять экономический и научно-технический потенциал государств, входящих в него, объединить усилия этих государств для достижения глобальных целей, упростить таможенные, визовые и иные барьеры (вплоть до их отмены) и т. д.
СОЮЗЫ
Следующим видом межгосударственных объединений являются политические, военно-политические, экологические и прочие союзы, коалиции, блоки регионального масштаба .
В их основе лежат совпадающие интересы и цели государств-участников, стремление использовать совокупную силу и ресурсы для достижения своих целей. Примером таких объединений могут служить Североатлантический блок (НАТО), Организация африканского единства, Организация американских государств и др. В качестве глобальной выступает Организация Объединенных Наций (ООН). В свою очередь на ее базе или под ее покровительством созданы и функционируют многие другие организации, включающие правительственные учреждения специализированных ведомств, к примеру, культуры - ЮНЕСКО. Постепенно создается новая система международных институтов, призванная на основе согласия обеспечить коллективную безопасность стран мира – например, Совет Европы.
Сложности территориального устройства государств известны человеку с давних времен. Одним из первых крупных гособразований считается Римская империя. В Средневековье возникли Византия и Франкское государство. На протяжении всей истории человечества происходит присоединение одних территорий к другим, разделение стран, объединение государств. В последнее время ситуация в мире крайне нестабильна. Многие страны стремятся к объединению для решения актуальных глобальных проблем.
Новое время
В течение этого периода отмечается увеличение числа . Так, к примеру, существовали унии между Польшей и Саксонией, Люксембургом и Нидерландами. Были распространены и временные союзы суверенных государств . В качестве примеров можно привести конфедерацию США, Швейцарскую и Германскую конфедерации.
20-й век
В первую половину столетия юридическое оформление получило Содружество Наций, возникла Датско-исландская уния. В 1905 г. был установлен протекторат Японии над Кореей, а в 1922 г. - нацистской Германии над Словакией, Моравией, Чехией. Между тем большая часть интеграционных процессов протекала во второй половине 20-го столетия. В 1950-1990-е гг. появилось около 100 новых стран в Латинской Америке, Африке, Азии и Океании. Это произошло в связи с распадом крупных метрополий. Стоит сказать, что эти процессы во многом предопределили возникновение многих межгосударственных объединений . Например, в 1963 г. возникла Организация африканского единства, а в 1947-м - американских стран. С 1981 по 1989 г. существовал союз государств (конфедерация) Гамбии и Сенегала. В 1945 г. возникла Лига арабских стран.
Европейские сообщества
Они также претерпели изменения во второй половине 20-го столетия. Европейские сообщества - совокупность трех формально независимых организаций, имеющих общие органы управления. Ими являлись ЕЭС (с 1993 г. - ЕС), ЕВРАТОМ и ЕОУС (до окончания действия учредительного договора в 2002 г.). В 1949 г. возник Совет Европы. С его появлением открылась новая страница истории развития сотрудничества стран. Некоторые из них подписали Договор о Европейском Союзе . Взаимодействие стран внутри него оказывает влияние на мировую политику и экономику. Не обошли все эти процессы и РФ. Европейский Союз и Россия являются партнерами во многих сферах деятельности. В 1996 г. РФ была принята в Совет Европы. Кроме является одним из участников СНГ (с 1991 г.). Тесное сотрудничество отмечается между РФ и Белоруссией.
Межгосударственное объединение - что это?
Определение этому понятию отсутствует в современной теории. Дело в том, что как самостоятельный институт не рассматривалось наукой достаточно долго. Между тем в последние годы отмечается тенденция выделения его из общего понятия форм устройства стран. Ряд ученых, например В. Е. Чиркин, указывает, что наряду с традиционными формами существуют с элементами федерализма. Кроме того, как отмечает автор, сегодня возникло множество организаций, обладающих некоторыми конституционно-правовыми элементами. При этом Чиркин не рассматривает такие межгосударственные объединения с позиции формы устройства стран. Он только констатирует их наличие. Изучением вопроса занимался также в свое время В. С. Нарсесянц. Он высказал следующее мнение. Как считает автор, межгосударственные объединения необходимо отличать от формы территориального государственного устройства. В своих работах Нерсесянц пытается сформулировать определение. В частности он считает, что рассматриваемый институт представляет собой специфический союз государств , в котором предусмотрены общие органы, однако страны, входящие в него, сохраняют суверенитет. В целом с данным определением вполне можно согласиться. Для обеспечения сохранения суверенитета страны, как правило, подписывают соглашение. Примером является, в частности, Договор о Европейском Союзе . Аналогичное соглашение действует и между В 1991 г. его подписали участники СНГ .
Основные черты института
В соответствии с выработанными в теории признаками формы устройства государства и его определения можно попытаться выделить характеристики, объединяющие ее и межгосударственное образование. Основная черта обоих понятий состоит в том, что они раскрывают и отражают внутреннюю структуру институтов, взаимодействие между их элементами, способ организации власти на территории. Вместе с тем, в отличие от формы устройства, межгосударственное объединение в первую очередь показывает характер сотрудничества между суверенными странами, входящими в него. Во-вторых, следует обратить внимание на наличие и способ взаимодействия органов. Как правило, выбирается наиболее приемлемая для всех стран форма, аналогичная той, которая существует внутри каждой из них.
Важный момент
Представляется, что все межгосударственные объединения (таблица основных из них представлена в статье), выступают в качестве самостоятельных институтов. Они тесно связаны с элементами формы устройства стран, но не входят в нее. Объединения, несмотря на наличие признаков государственности, нельзя назвать самостоятельными государствами.
Виды
Основные типы межгосударственных объединений можно привести в таблице, которая представлена ниже.
Характеристики |
|
Конфедерация | Союз стран, созданный для достижения общих целей. Основные направления взаимодействия:
|
Содружество | Объединение создается на основе соглашений, уставов, деклараций. Как правило, участниками становятся страны с общими экономическими интересами, тождественными или сходными правовыми системами, общими лингвистическими, культурными, религиозными корнями |
Сообщество функционально-целевого назначения | Основная цель состоит в содействии более тесному сплочению стран, укреплению мира, защите свобод и прав человека |
Форма объединения двух и более государств под властью главы |
Конфедерация
Это временное объединение, созданное для достижения конкретных целей. Так, к примеру, в 1958 г. была сформирована конфедерация Сирии и Египта. Ключевой целью объединения являлось разрешение арабо-израильского конфликта. Конфедерация распалась в 1961 г. Отличительной чертой такого объединения является неустойчивость. После достижения поставленной цели конфедерация или распадается, или трансформируется в федерацию. Еще одна особенность объединения заключается в том, что все страны-члены сохраняют суверенитет и могут выйти из состава в любой момент. Стоит сказать, что и вступление в конфедерацию является добровольным. Для достижения целей, ради которых было создано объединение, формируются органы управления. Акты, изданные ими, носят рекомендательный характер. Для вступления их в действие необходимо одобрение высших структур власти членов конфедерации.
Содружество
Такая форма объединения является своего рода переходной стадией. Со временем оно может трансформироваться в конфедерацию или федерацию. В качестве примеров можно привести СНГ, Британское содружество. Содружество Независимых Государств включает в себя страны - бывшие советские республики. В СНГ действуют Советы глав правительств и государств, министров иностранных дел. Кроме того, сформировано Главное командование объединенных ВС (вооруженных сил), Совет командования погранвойсками, Экономический Суд, Экономический В качестве правовой основы выступает Устав. Он был принят в 1993 г. Кроме того, государства, входящие в Содружество, подписали множество многосторонних соглашений (о формировании таможенного, экономического союзов, безвизовом режиме). Действующими нормативными актами закреплены правила выхода из состава объединения. Покинуть СНГ может любой участник, предварительно письменно уведомив хранителя Устава (Беларусь) за 12 месяцев.
Задачи Содружества Независимых Государств
Основными направлениями выступают:
- Сотрудничество в экономической, гуманитарной, экономической и прочих областях.
- Создание общей позиции по основным международным вопросам, осуществление коллективных внешнеполитических действий.
- Военно-политическое взаимодействие, совместная защита внешних рубежей.
Коалиция
Она представляет собой военно-политический, политический или государств. Формируется коалиция для обеспечения общей безопасности, совместной обороны, согласования этапов подготовки и ведения военных действий. В основе объединения лежат двусторонние/многосторонние соглашения, акты, договоры. Обычно в коалиции установлены общие цели и определен характер коллективных действий. Каждая страна, входящая в нее, однако, преследует свои экономические, политические или военные интересы.
Шенгенская зона
Она объединяет 26 европейских стран. Первоначально зона являлась пространством нескольких стран, на территории которых вступило в действие соглашение, заключенное в д. Шенген в 1985 г. В 2016 страны Шенгенской зоны были вынуждены пересмотреть правила пограничного контроля в связи с большим количеством мигрантов. На внутренних рубежах членов порядок был ужесточен. Кроме этого, в 2016 страны Шенгенской зоны были вынуждены внести изменения в правила контроля на внешней границе. Действовавшая ранее отдельно от ЕС нормативно-правовая база была присоединена в единое законодательство при вступлении в действие Амстердамского соглашения 1999 г.
Уния
Она может быть личной или реальной. В качестве формального основания для заключения первой выступали династические браки. Так была сформирована, к примеру, шведско-польская уния. Как правило, власть общего правителя являлась номинальной. Это было связано с тем, что страны сохраняли международную правоспособность и свой суверенитет. Личные унии были очень распространены в эпоху феодализма. Реальные унии (к примеру, Венгрии и Австрии 1867-1918 гг.) считались более прочными объединениями. Они действовали на международной арене как суверенный субъект. В объединении были общие структуры управления и власти, объединенные войска, единые деньги.
Дополнительно
В современном мире существуют также универсальные межгосударственные объединения. Наиболее известным является ООН. В Организации Объединенных Наций состоит порядка 200 стран. Основной целью ООН выступает содействие более тесному сотрудничеству стран, а также укреплению мира на планете.
Межгосударственные объединения представляют собой союз государств, созданный на основе
межгосударственного договора и преследующий цели экономической, политической, военной и
иной интеграции государств. В учебной литературе к межгосударственным объединениям относят
содружества, сообщества, иные объединения государств. Весьма редко к таким объединениям
относят конфедерацию. Между тем она представляет собой государственно-правовое
объединение суверенных государств.
Термин "конфедерация" латинского происхождения и обозначает "сообщество". В учебниках
конфедерация рассматривается как форма государственного устройства, что вряд ли правильно,
поскольку все входящие в конфедерацию государства сохраняют свой суверенитет и нового
государства не образуют.
На современном этапе конфедеративных объединений в "чистом" виде не существует.
Конфедерацией были США в 1781-1787 гг. (а фактически до 1791 г., когда вступили в силу первые
десять поправок к Конституции США); Швейцария -в 1815-1848 гг.; Объединенная Арабская
Республика, соединявшая Египет и Сирию, -в 1958-1961 гг.; Сенегамбия, объединявшая
африканские государства Сенегал и Гамбию, -в 80-е гг.
Конфедерации присущи следующие особенности:
1) сохранение за объединившимися государствами суверенитета практически в полном объеме.
Они продолжают иметь собственные государственные органы, гражданство, конституцию,
законодательство, самостоятельно осуществляют государственную власть на своей территории;
2) она создается на договорной основе, поэтому носит добровольный характер;
3) для достижения целей, послуживших основанием для объединения, формируются необходимые
органы управления, которые могут принимать управленческие решения и нормативные акты по
ограниченному кругу вопросов;
4) отсутствие единого гражданства и единой территории;
5) суверенитет принадлежит каждому из объединившихся государств;
одобрение высшими органами субъектов объединения;
7) нет общей конфедеративной собственности, налогов; финансовые средства образуются по
соглашению субъектов;
8) осуществление обороны конфедерации союзной армией, которая состоит из воинских
формирований субъектов конфедерации;
9) право сецессии, т.е. свободного выхода из конфедерации в одностороннем порядке без согласия
других членов.
Конфедерация - временный союз государств, обычно неустойчивое образование, поэтому со
временем перерастает в федерацию или приводит к распаду конфедерации.
К межгосударственным объединениям относятся содружества. Например, до 1946 г. существовало
Британское содружество наций, в настоящее время действует Содружество Независимых
Государств (СНГ).
СНГ было создано в 1991 г. и включает в себя 12 бывших союзных республик, входивших ранее в
СССР. СНГ представляет собой межгосударственный союз суверенных государств, обладающих
полной международной правосубъектностью, основанный на равенстве членов и учете позиции
каждого государства. СНГ создано для реализации следующих задач:
1) сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной и иных областях;
2) обеспечение основных прав и свобод человека в соответствии с общепринятыми принципами и
нормами международного права;
3) формирование общей позиции по ключевым вопросам международного характера, проведение совместных внешнеполитических действий и инициатив;
4) военно-политическое сотрудничество, объединение усилий для предотвращения и
урегулирования вооруженных конфликтов, совместная охрана внешних границ;
5) борьба с организованной преступностью и др.
Для вступления в СНГ новых членов необходимо, чтобы государство-претендент разделяло цели и принципы СНГ, признавало его Устав. Нужно также согласие на вступление нового члена всех государств -членов СНГ. Выход же из СНГ свободный, он возможен в одностороннем порядке при предварительном письменном предупреждении за 12 месяцев хранителя Устава СНГ, которым является Республика Беларусь.
Для взаимного сотрудничества и координации действий в рамках СНГ созданы следующие органы: Совет глав государств -членов СНГ;
Межпарламентская ассамблея, состоящая из представителей парламентов государств -членов
Совет глав правительств;
Совет министров иностранных дел;
Координационно-консультативный комитет;
Экономический совет и Экономический суд;
Совет министров обороны и Штаб по координации военного сотрудничества;
Совет командующих пограничными войсками;
Комиссия по правам человека и др.
Все органы СНГ являются консультативными, выполняют координирующие функции, все
решения принимаются с общего согласия и чаще всего носят рекомендательный характер.
Расходы на финансирование органов СНГ и совместные мероприятия распределяются на основе
долевого участия и устанавливаются специальными соглашениями.
Примером такого межгосударственного объединения, как сообщества, может служить союз России
и Республики Беларусь, который был оформлен Договором об образовании Сообщества
специальные органы: Совет глав государств -высший орган, который представлен главами государств, главами правительств и руководителями палат парламентов обоих государств;
Парламентское собрание, формируемое из равного числа парламентариев каждой из сторон (по
20 депутатов) и предназначенное для принятия законов, обязательных для государств -участников
союза; Исполнительный комитет - постоянно действующий орган и др.
К межгосударственным объединениям относят и некоторые сообщества функционально-целевого
назначения, например Совет Европы, членом которого с 1996 г. является Российская Федерация.
своем составе свыше 40 европейских государств, в то время как другие европейские
международные организации по численности значительно уступают Совету Европы. Это
старейшая общеевропейская организация, образованная в 1949 г.
Главная цель Совета Европы - содействие более тесному европейскому сплочению и укреплению
мира. В уставных документах Совета Европы конкретизируются эти цели следующим образом:
1) правовое обеспечение прав и свобод человека;
2) содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности;
3) поиск современных решений социальных проблем, например, национальных меньшинств,
защиты окружающей среды, борьбы со СПИДом, наркоманией;
4) развитие политического партнерства с новыми демократическими странами Европы, помощь
государствам Центральной и Восточной Европы в проведении политической, законодательной и конституционной реформ.
Для вступления в Совет Европы необходимо, чтобы данная страна привела свои учреждения и правовую систему в соответствие с принципами демократии, верховенства права и уважения прав человека, подписала и признала в полном объеме Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и ее контрольный механизм.
Приоритетным направлением в работе Совета Европы является защита прав и свобод человека.
Принимая Россию в 1996 г. в Совет Европы, соответствующая комиссия отметила, что "Россия еще
не отвечает всем нормам Совета Европы. Однако интеграция предпочтительнее изоляции, а
сотрудничество предпочтительнее конфронтации".
Совет Европы имеет собственные органы. К ним относятся:
Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ), наделенная консультативными функциями
и уполномоченная решать любые вопросы, входящие в компетенцию Совета Европы, принимать
правительствам стран-участниц. Именно ПАСЕ рекомендует Комитету министров приглашать или
нет конкретное государство в Совет Европы. В ПАСЕ входят делегации от всех государств членов
Совета Европы. Количество представителей определяется пропорционально численности
населения страны. Например, Великобритания, Италия, Франция, Германия и Россия имеют по 18
мест, а такие небольшие государства, как Лихтенштейн, Сан-Марино, -по 2. Эти представители
избираются или назначаются национальными парламентами из числа своих депутатов. Лишить их
мандата может только ПАСЕ. Полномочия представителей действуют в течение одной сессии
ПАСЕ, которая разбивается на четыре раунда. Сессия ПАСЕ продолжается, как правило, пять
дней, заседания открытые. Заседает ПАСЕ в Страсбурге (Франция).
Комитет министров -главный орган Совета Европы. Он уполномочен принимать решения от
имени Совета Европы. Его состав -министры иностранных дел государств-членов. Заседает
Комитет два раза в год. Заседания закрытые, по итогам публикуются коммюнике или декларации.
Конгресс местных и региональных органов власти Европы -консультативный орган, который
состоит из двух палат: одна представляет интересы местного самоуправления, другая -интересы
региональных органов власти. Конгресс предназначен обеспечивать участие местных и
региональных властей в достижении европейского единства, налаживать межрегиональное
сотрудничество, оказывать помощь новым демократическим государствам в создании
эффективных местных административных структур.
Международный Секретариат, который состоит из 1200 сотрудников, содействующих работе
органов Совета Европы, и возглавляется Генеральным секретарем, избираемым на пять лет.
Европейский Суд, призванный обеспечивать исполнение Конвенции о защите прав человека и
основных свобод 1950 г. государствами -участниками Совета Европы.
Эта задача осуществляется путем рассмотрения и разрешения конкретных дел на основе
индивидуальных жалоб физических лиц, групп лиц или неправительственных организаций.
Европейский Суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государстваучастника.
Поэтому он не может отменить решение судебных органов конкретного государства.
Европейский Суд, рассматривая конкретные жалобы, устанавливает, были ли допущены
нарушения Конвенции 1950 г. В то же время Европейский Суд вправе присудить "справедливое
удовлетворение претензий" в форме финансовой компенсации материального ущерба или
материального вреда, а также возмещения выигравшей стороне всех издержек и расходов.
Невыполнение решения Европейского Суда может повлечь приостановление членства в Совете
Европы или даже исключение из его состава. Надзор за исполнением решений Европейского Суда,
в том числе за своевременной выплатой денежной компенсации, ведет Комитет министров Совета
Со вступлением в Совет Европы Россия, во-первых, получила солидную международную трибуну,
через которую может проводить свои национально-государственные интересы; во-вторых,
включена в европейское политико-правовое пространство; в-третьих, расширились возможности
для прямого сотрудничества с европейскими странами в гуманитарной сфере -науке, образовании,
здравоохранении, экологии, культуре и др.
Кроме того, Совет Европы становится местом сбора бывших союзных республик, которые уже
вступили в его состав или подали заявки на вступление.
Совет Европы заключил более полутора сотен европейских конвенций и договоров, наиболее
важные среди которых Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950), Европейская
конвенция о запрещении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или
наказания (1987), Европейская хартия местного самоуправления (1985), Европейская социальная
хартия (1961), Европейский кодекс социального обеспечения (1964), Рамочная конвенция о защите
национальных меньшинств (1995), Европейская конвенция об осуществлении прав детей (1996) и
Существуют универсальные объединения государств типа ООН, объединяющей около 200
государств мира.
Все указанные выше объединения свидетельствуют об интеграционных процессах, присущих
современному мировому сообществу, и рассматриваются как перспективные, хотя некоторые из
них представляют собой временные союзы.
Глава 6
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
1. Понятие функций государства. Факторы воздействия на них
Функции государства -это главные социально значимые направления деятельности на конкретноисторическом
этапе развития общества. В процессе функционирования государства оказывается
целенаправленное воздействие на различные сферы жизни, общественные процессы и связи.
Выполняя определенные функции, государство посредством проводимых реформ, преобразований,
правового регулирования общественных отношений воздействует на состояние общественных
процессов, их динамику, направленность. Осуществление конкретных функций может как
стабилизировать развитие общества, оказывать созидательное влияние, так и усиливать его кризисное состояние.
С учетом сказанного функции государства можно определить как особый механизм
государственного воздействия на общественные процессы и отношения, определяющий
(механизм) главные направления и содержание его деятельности по управлению обществом.
Существенными признаками функций государства являются:
1) устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах жизни
общества;
2) непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая
реализуется в функционировании государства;
3) направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе;
4) особые формы реализации функций государства (правовые и организационные), обусловленные применением специфических методов управления, в том числе властно-принудительных.
Сущность государства и его социальное назначение - ключевые факторы в определении
направленности деятельности государства, в постановке его целей и задач на соответствующем
этапе развития общества.
Вместе с тем появление некоторых новых функций у государства не всегда жестко предопределено
его новой сущностной характеристикой. Изменение сущности государства неизменно отражается
Это наглядно видно на примере функций современного Российского государства, многие из
которых претерпели значительную модификацию по сравнению с предыдущими этапами его
развития.
Формирование функций государства происходит в процессе его становления, укрепления и
развития. Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, встающих
перед обществом в его историческом развитии, а также от поставленных целей. Эти задачи и цели
зависят от реальных условий, в том числе потребностей и интересов населения, экономических
возможностей государства и общества, его нравственного, культурного уровня, профессионализма
государственного аппарата и др.
В разное время приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а
следовательно, и различные его функции. На одних этапах центр тяжести перемещается в сферу экономики, поэтому ключевое значение приобретает экономическая функция, на других -в сферу
политики, тогда повышенное внимание уделяется реализации политической функции
государственной власти.
Каждая функция имеет определенное содержание, поскольку предполагает деятельность в
конкретной области общественной жизни. Содержание функций показывает, что делает
государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают.
отличаются функции государства в периоды революционных потрясений, других радикальных
социальных перемен. Тесная связь функций государства с его сущностью и социальным
назначением означает, что в содержании функций любого государства присутствуют как
классовые, так и общесоциальные начала. В обществе, где социальная структура имеет ярко выраженную дифференциацию, антагонизм между правящими и управляемыми, где классы и социальные группы противостоят друг другу, государство выступает в роли политической
организации правящего класса или группы, оно обслуживает в первую очередь интересы этих
классов и групп и одновременно осуществляет организованное насилие в отношении своих
классовых противников.
Однако трактовка функций государства исключительно с классовых позиций ведет к искаженному
представлению о выполнении им "общих дел". Например, в недалеком прошлом считалось, что в
обществе, разделенном на классы и противостоящие друг другу группы, у государства якобы нет и
не может быть надклассовых общесоциальных функций. Между тем общество представляет собой
единый социальный коллектив, государственную общность, где не только сосуществуют, но даже
сотрудничают правящие и управляемые. Поэтому государство, будучи механизмом управления
обществом, осуществляет общесоциальную деятельность, в которой заинтересованы все классы и
группы населения, все общество. К таким сферам деятельности относятся национальная
безопасность, борьба со стихийными бедствиями и экологическими катастрофами, поддержание
общественного порядка, борьба с преступностью, использование государственно-правовых средств
для разрешения межнациональных конфликтов и др.
Общесоциальная деятельность обеспечивает определенную степень устойчивости отношений и
связей внутри общества, его целостность и единение на базе общих интересов. Чем больший
удельный вес общесоциального начала в функциях государства, тем выше его роль как
инструмента преодоления противоречий, средства достижения общего компромисса, стабилизации
общественных связей.
Престиж государства, политической власти, их поддержка народом непосредственно зависят от
демократического содержания функций государства," умения и желания считаться и учитывать в
своей деятельности многообразные интересы, опираться на общечеловеческие ценности.
Государство, откровенно попирающее права человека, игнорирующее естественные неотъемлемые
права и свободы, осуществляющее террор против собственного народа или отдельных
национальных групп, препятствующее контактам между людьми и организациями разных стран,
другими государствами.
особенно характерно для многонациональных государств. В таких государствах их функции также
имеют определенное национальное содержание, что связано с сохранением и развитием
национальной культуры, национальных традиций, самобытности и др. И хотя в современном мире
практически нет однонациональных государств, национальная принадлежность выступает
цементирующей базой общества. Национальное единство укрепляет государство, поскольку политическая общность дополняется
этнокультурными узами (язык, национальное сознание, обычаи и др.). В обществе политическая
дифференциация нередко сглаживается (нивелируется) национальными интересами. Об этом
свидетельствует мировая практика. В наши дни межнациональные конфликты стали более частым
явлением, чем классовые. Идет борьба за территории, суверенитет, возможность свободного
этнокультурного развития, размежевание и воссоединение, расстановку национальных кадров и
Ситуация, как правило, усугубляется в многонациональном государстве, где возникает проблема
регулирования отношений.между различными нациями и народностями. Так, в развитии
российской государственности национальный фактор всегда играл важную роль и сохраняет
значение в нынешних условиях.
Любое государство, особенно многонациональное, во избежание распада государственной
общности народов, проживающих на его территории, должно выявлять и согласовывать
национальные интересы, учитывать национальный фактор в своей политике, в том числе при
принятии государственных решений, своевременно выявлять источники обострения национальной
напряженности и использовать государственно-правовые механизмы для разрешения
демократическим путем национальных противоречий.
Среди факторов, воздействующих на функции государства, велико влияние научно-технического
прогресса, оказывающего двойственное воздействие на деятельность государства. С одной
стороны, государство должно способствовать развитию фундаментальной науки, разработке
открытий и изобретений, а с другой -законодательно ограничивать негативные последствия от
использования научных достижений. Так, совершенствование медицинских технологий,
значительные достижения медицинской науки в области трансплантации человеческих тканей и
органов, репродуктивной деятельности, генной инженерии выдвигают на первый план многие
нравственные и правовые проблемы. В силу этого государство должно защищать людей от
незаконных посягательств на их жизнь, физическую неприкосновенность и одновременно
устанавливать ответственность медицинских учреждений, их работников за врачебную ошибку,
разглашение врачебной тайны, неправильное использование методов лечения, злоупотребление
доверием пациентов.
Функции государства зависят и от экологического фактора. Каждое государство обязано
обеспечить защиту прав человека на жизнь в благоприятной экологической обстановке. При этом
экология в условиях научно-технического прогресса приобретает, по существу, планетарное
значение, поскольку речь идет о выживании человечества и цивилизации в целом.
На функции государства воздействуют также процессы информатизации общества, создание
общепланетарного информационного пространства. Развитие этих процессов диктуется
потребностями формирования свободного общества, участием широкой общественности в
управлении делами государства, необходимостью контроля за управляющими и, наконец,
законным правом граждан знать, что конкретно делается в мире, в государстве, протестовать
против незаконных, несправедливых решений.
Демократическое государство призвано обеспечивать возможности для реализации свободы
информации и ее равную доступность каждому. Ограничения этой свободы допустимы только
соображениями национальной безопасности, неприкосновенности частной жизни, тайны
следственных действий, государственной и коммерческой тайны.
На характер и содержание функций государства влияет международная обстановка. В последние
годы наблюдается усиление влияния межгосударственных отношений, международных
организаций, международных норм и принципов на внутреннюю жизнь государства.
Одновременно достигнут высокий уровень интеграционных процессов, что обусловлено большой взаимосвязью и взаимозависимостью различных государств. На мировой арене идет формирование
нового соотношения сил: одни государства утрачивают положение сверхдержав, другие
выдвигаются в разряд передовых. Все это не может не отражаться на деятельности государства как
внутри страны, так и на межгосударственном уровне.
Международные организации - одна из важнейших форм многостороннего сотрудничества между государствами. Возникают они на основании соглашения между участниками. Деятельность международных организаций регламентируется уставом, эффективность их зависит от степени согласованности между государствами. Главными целями и задачами всех международных организаций являются создание конструктивной многосторонней базы международного сотрудничества, установление глобальных и региональных зон мирного сосуществования. Ныне в мире существует огромное количество разнообразных блоков и союзов стран, которые можно объединить в три группы: политические, экономические и смешанные.
Основная цель деятельности политических блоков - сотрудничество стран-участниц в политической и военной сферах, участие в создании системы коллективной обороны, сотрудничество относительно поддержки мира и безопасности на их территориях и вообще в мире, координация усилий для решения военно-политических и правовых проблем.
Организация Североатлантического договора - НАТО - военно-политический союз 18 стран, созданный 04.05.1949 г. в составе США, Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Канады, Италии, Норвегии, Португалии, Дании, Исландии; в 1952 г. к нему присоединились Греция и Турция, в 1955 г. - ФРГ, в 1981 г. - Испания. В 1966 г. из военной структуры вышла Франция, в 1983 г. - Испания, а в 1999 г. вошли Чехия, Польша и Венгрия.
Цель: обеспечение свободы и безопасности всех членов политическими и военными средствами в соответствии с принципами Устава ООН; общие действия и всестороннее сотрудничество с целью укрепления безопасности государств-участников; обеспечения справедливого порядка в Европе на основе общих ценностей, демократии, прав человека. Штаб-квартира - Брюссель (Бельгия).
Межпарламентский союз. Международная правительственная организация, которая объединяет национальные парламентские группы. Создан в 1889 г. Цель - объединение парламентеров всех стран для укрепления мира и сотрудничества между государствами. Штаб-квартира - Женева (Швейцария).
Организация Африканского единства - ОАЕ . Создана 26.05.1963 г. на конференции глав государств и правительств африканских стран в Аддис-Абебе. Состав (52 страны Африки. Цель: содействие единства и солидарности между странами Африки, интенсификация и координация усилий по повышению уровня жизни; защита суверенитета, территориальной целостности и независимости; ликвидация всех форм колониализма; согласования сотрудничества в сферах политики, обороны и безопасности, экономики, образования, здравоохранения и культуры. Штаб-квартира - Аддис-Абеба (Эфиопия).
АНЗЮС . Пятисторонний блок Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Малайзии и Сингапура. Цель - содействие коллективной обороны в Тихоокеанском регионе. Постоянной штаб-квартиры нет.
Организация Американских государств - ОАГ . Военно-политический союз, созданный в 1948 г. на 9-й Межамериканской конференции в Боготе, которая приняла Устав ОАГ. Состав (35 стран. Цель: поддержка мира и безопасности в Америке; предотвращение и мирное урегулирование конфликтов между государствами-участниками; организация общих действий для отпора агрессии; координация усилий для решения политических, экономических, юридических проблем; содействие экономическому, социальному, научно-техническому и культурному прогрессу стран-участниц. Штаб-квартира - Вашингтон (США).
Усиления интеграционных процессов в мировой экономике укрепило статус экономических союзов и группировок стран, ставящих целью содействие экономическому развитию стран-участниц, повышению уровня жизни их населения и защиты экономических интересов этих государств на мировой арене.
Амазонский пакт - торгово-экономический блок, созданный на основе Договора о сотрудничестве в Амазонии, приобрел силу в 1980 г. Состав (8 стран. Цель: ускоренное общее освоение и рациональное использование природных ресурсов бассейна Амазонии, защита ее от иностранной эксплуатации, сотрудничество в создании инфраструктуры. Штаб-квартира - Лима (Перу).
Организация экономического сотрудничества и развития - ОЭСР - сформировалась в 1961 г. как наследница Организации европейского экономического сотрудничества, образованной с целью оптимального использования американской экономической и финансовой помощи восстановлению Европы (план Маршалла) в сотрудничестве с европейскими странами - получателями этой помощи. Состав (25 стран). Цель : вклад в развитие мировой экономики с помощью обеспечения оптимального экономического роста, повышения занятости и уровня жизни, сохранение финансовой стабильности государств-участников; содействие экономическому и социальному благосостоянию путем координации политики государств-участников; согласование помощи государств ОЭСР развивающимся странам. Штаб-квартира - Париж (Франция).
Союз Арабского Магриба - САМ - создан в 1989 г. В состав вошли 5 стран: Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис. Цель : содействие успешному решению вопросов экономического развития, обеспечение высокой конкурентоспособности товаров стран региона на рынках мира. Штаб-квартира - Рабат (Марокко).
Ассоциация Карибских государств - АКГ - основана представителями 25 стран и 12 территорий на конференции в Картахене в 1994 г. В состав вошли 24 страны. Цель : содействие экономической интеграции стран Карибского бассейна. Штаб-квартира - Порт-оф-Спейн (Тринидад и Тобаго).
Андский пакт - АП - торгово-экономический союз, образованный в 1969 г. Боливией, Колумбией, Чили, Перу, Эквадором, Венесуэлой. В 1976 г. из состава вышли Чили. С 1969 г. ассоциированным членом является Панама. Цель : либерализация региональной торговли и введение единых внешних тарифов; создание общего рынка; координация экономической политики относительно иностранного капитала; развитие промышленности, сельского хозяйства и инфраструктуры с помощью общих программ; мобилизация внутренних и внешних финансовых ресурсов; сбалансирование экономического влияния Бразилии, Аргентины и Мексики. Штаб-квартира - Лима (Перу).
Вышеградская четверка сформирована в 1991 г. Польшей, Венгрией, Чехией и Словакией. Цель - ликвидация ограниченийи таможенных границ в торговле между членами четверки. Постоянной штаб-квартиры нет.
Европейская Ассоциация свободной торговли - ЕАСТ - создана в 1960 г. В состав вошли 9 стран. Цель - самостоятельная экономическая политика; беспошлинная торговля среди стран-участниц при сохранении ими самостоятельных тарифов по отношению других стран. Штаб-квартира - Женева (Швейцария).
Латиноамериканская ассоциация интеграции - ЛААИ - образована на основе Договора Монтевидео ІІ, подписанного странами-участницами, который приобрел силу в 1981 г. В состав вошли 11 стран. Цель - создание единого Латиноамериканского рынка. В границах ЛААИ сохраняются субрегиональные группы: Договор бассейна г. Ла-Плата (1969 г.), Картахенское соглашение (1969), Договор о сотрудничестве стран Амазонской зоны (1978). Штаб-квартира - Монтевидео (Уругвай).
Ла-Платская группа - торгово-экономический союз, образованный на основе Договора об экономической интеграции и общем освоении бассейна реки Ла-Платы в 1969 г. В состав вошли 5 стран: Аргентина, Боливия, Бразилия, Парагвай, Уругвай. Цель: общее экономическое развитие, использование и охрана ресурсов бассейна Ла-Платы. В 1986 г. между Аргентиной и Бразилией была подписана долгосрочная программа экономического сотрудничества - „акт интеграции”, к которой присоединился Уругвай, а в 1991 г. - Парагвай. Штаб-квартира - Буэнос-Айрес (Аргентина).
Организация стран-экспортеров нефти - ОПЕК - организована в 1960 г. на конференции в Багдаде. Устав принят в 1965 г., со временем испытал многоразовые изменения. Состав (12 стран): Венесуэла, Ирак, Иран, Кувейт, Саудовская Аравия, Катар, Индонезия, Ливия, Алжир, Нигерия, ОАЭ, Габон. Цель : координация и унификация нефтяной политики государств-участников; определение наиболее эффективных средств защиты их интересов; поиск средств обеспечения стабильности цен на мировых нефтяных рынках; охрана окружающей среды. Контролирует до 50% мировой торговли нефтью. Штаб-квартира - Вена (Австрия).
Североамериканская ассоциация свободной торговли - НАФТА - соглашение о создании было подписано 17 декабря 1992 г. в Вашингтоне, приобрела силу 1 января 1994 г. Состав : США, Канада, Мексика. Цель: создание зоны свободной торговли в Северной Америке на протяжении 15 лет; предполагаются меры по либерализации движения товаров, услуг, капиталов через границы с постепенной ликвидацией таможенных и инвестиционных барьеров. В перспективе - объединение всех американских государств (подобно к ЕС в Европе). Постоянной штаб-квартиры нет.
Черноморский район экономического сотрудничества - ЧРЕС - создан в 1990-1992 гг. В состав вошли 11 стран: Украина, Россия, Греция, Турция, Албания, Румыния, Болгария, Азербайджан, Грузия, Молдова, Армения. Цель: создание режима свободного перемещения товаров, услуг и капитала с целью расширения производственной кооперации и общего предпринимательства; расширение экономических связей в Азово-Черноморском регионе и близлежащих территориях. Предусматривает общие проекты в сфере транспорта, телевидения, энергетики, экологии, науки и техники, сельского хозяйства, пищевой промышленности, создание СЭЗ. Возможное место штаб-квартиры Главного исполнительного комитета - Стамбул (Турция).
БЕНИЛЮКС - экономический союз, созданный на базе таможенного союза. Договор об учреждении подписан в 1958 г. сроком на 50 лет, начал действовать в 1960 г. Состав : Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Штаб-квартира - Брюссель (Бельгия).
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество - АТЭС - создано по инициативе Австралии в 1989 г. в количестве 12 стран. В 2001 г. насчитывало 21 страну. В состав вошли: Австралия, Канада, Япония, Новая Зеландия, Южная Корея, США, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней, Мексика, Папуа-Новая Гвинея, Чили, Китай, Сянган, Тайвань, Россия, Вьетнам, Перу. Цель : создание АТЭС; смягчение взаимных торговых барьеров; обмен услугами и инвестициями; распространение сотрудничества в сфере торговли, охраны окружающей среды и т.п. До 2010 г. планируется создание Зоны свободной торговли АТЭС. Постоянной штаб-квартиры нет.
К смешанным блокам принадлежат интеграционные группировки стран, целью которых является сотрудничество в нескольких сферах. Направление сотрудничества определяется целями создания организации.
Ассоциация стран Юго-Восточной Азии - АСЕАН - политико-экономический союз, созданный в 1967 г. в Бангкоке. В составе 9 стран: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма. В 2005 году на очередном саммите присутствовал Президент России Путин В.В. Цель: содействие региональному сотрудничеству в экономической, социальной и культурной сферах с целью укрепления мира в регионе; ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе с помощью общих действий по принципу равноправия и партнерства; сотрудничество в сельском хозяйстве, промышленности, торговли, транспорте, связи с целью повышения уровня жизни населения; укрепление мира и стабильности и т.п. Штаб-квартира - Джакарта (Индонезия).
Ассоциация регионального сотрудничества стран Южной Азии - СААРС - политико-экономический союз, созданный в 1985 г. в Дакке. Состав (7 стран): Индия, Пакистан, Бангладеш, Непал, Бутан, Шри-Ланка, Мальдивская Республика. Цель : ускорение экономического, социального и культурного развития стран-участниц, установление мира и стабильности в регионе. В 1987 г. в Дели были подписаны договор о создании регионального продовольственного фонда и конвенция по борьбе с терроризмом. Штаб-квартира - Катманду (Непал).
Карибское сообщество - КАРИКОМ - политическая и экономическая организация по сотрудничеству в сферах торговли, кредита, валютных отношений, координации экономической и внешней политики, создание общих объектов. Создана в 1973 г. на основе Договора в Чагуарамасе (Тринидад и Тобаго). В состав вошли 13 стран. Цель : политическое и экономическое сотрудничество; координация внешней политики; экономическое сближение общего таможенного режима; координация политики в сферах валюты и кредита, инфраструктуры и туризма, сельского хозяйства, промышленности и торговли; сотрудничество в областях образования и здравоохранения. Штаб-квартира - Джорджтаун (Гайана).
Лига Арабских государств - ЛАГ - создана в 1945 г. в Каире на основе пакта Арабской лиги. Состав (21 страна). Цель: укрепление связей между государствами-участниками в разнообразных областях (экономика, финансы, транспорт, культура, здравоохранение); координация действий государств-участников для защиты национальной безопасности, обеспечение независимости и суверенитета; запрет использования силы для урегулирования споров. Отношения базируются на принципах уважения к существующим в других странах режимам и отказ от попыток их изменения. Штаб-квартира - Каир (Египет).
Организация „Исламская конференция” - ОИК - создана в 1971 г. на конференции глав государств и правительств мусульманских стран в Раббате (Марокко). Состав (50 стран. Цель : содействие укреплению мусульманской солидарности; охрана святых мест; поддержка борьбы всех мусульман за обеспечение независимости и национальных прав; поддержка борьбы палестинского народа; сотрудничество в экономической, социальной, культурной, научной и других сферах жизни. Штаб-квартира - Джидда (Саудовская Аравия).
Содружество наций - добровольная ассоциация независимых государств, символом которой является британский монарх, признанный главой Содружества. Создано в 1947 г. Состав (51 страна). Цель : регулярные консультации стран по вопросам экономики, финансов, науки, образования, военной сферы; содействие благосостоянию народов. На встречах глав государств и правительств государств-участников Содружества обсуждаются международное положение, вопросы регионального развития, социально-экономическое положение, вопросы культуры, а также специальные программы Содружества. Штаб-квартира - Лондон (Великобритания).
Содружество Независимых Государств - СНГ - политико-экономический союз, созданный по соглашению от 8 декабря 1991 г. Состав (12 стран): Азербайджан, Армения, Грузия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. Место пребывания Исполнительного Секретариата - г. Минск (Беларусь). Бюджет СНГ формируется из равных взносов государств-участников. Цель: формирование условий стабильного развития стран в интересах повышения жизненного уровня населения; поэтапное создание общего экономического пространства на базе рыночных отношений; создание равных возможностей и гарантий для всех хозяйственных субъектов; общее осуществление экономических проектов; решение экономических проблем; политическое, военное, экономическое и культурное сотрудничество стран-участниц. Штаб-квартира - Минск (Беларусь).
Организация Объединенных Наций - ООН - создана 24 октября 1945 г., на 2002 г. насчитывала 190 членов. Наблюдатели ООН: Ватикан, Палестина, Организация Африканского Единства, Европейский Союз, Организация „Исламская конференция”, Международный комитет Красного Креста и т.п.. Официально не входит в ООН одна страна - Ватикан. Цель : поддержка и укрепление международной безопасности; развитие отношений между нациями на основе уважения принципов равноправия и самоопределения; международное сотрудничество по решению мировых проблем политического, экономического, социального, культурного характера; поощрение уважения к правам человека; преобразование ООН в центр согласования усилий наций и народов относительно достижения общих целей. Штаб-квартира - Нью-Йорк (США).
Основные подразделы ООН следующие: Генеральная Ассамблея (ГА) - главный орган ООН, который объединяет всех ее членов (по принципу „одно государство - один голос”). Совет Безопасности (СБ) - единый орган ООН, который может принимать решения, обязательные для членов ООН. Экономический и социальный совет (ЕКОСОР) - отвечает за экономическое и социальное сотрудничество и решает задачи, связанные с реализацией рекомендаций ГА (исследования, доклады и т.п.). Координирует деятельность специализированных учреждений ООН. Совет поопеке - состоит из постоянных членов Совета Безопасности и решает вопросы опеки США над некоторыми островами Микронезии.
Международный суд - главный судебный и юридический орган ООН. Создан в 1945 г., местонахождение - Гаага (Нидерланды). Суд решает споры только между государствами. Секретариат ООН - состоит из Генерального секретаря (избирается на 5 лет) и назначаемого им персонала, который отвечает за выполнение текущей работы ООН. Верховный комиссар по правам человека назначается Генеральным секретарем и отвечает за деятельность ООН в сфере прав человека. Официальные языки ООН - английский, испанский, китайский, русский, французский.
К специализированным подразделам ООН относятся: МАГАТЭ - Международное агентство по атомной энергии (штаб-квартира - Вена); ВМО - Всемирная метрологическая организация (Женева); ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения (Женева) ; ВОИС - Всемирная организация интеллектуальной собственности (защищает авторское права в любых сферах - Женева ); ВПС - Всемирный почтовый союз (Берн ); ММО - Международная морская организация (безопасность на море и охрана океанов - Лондон ); ИКАО - Международная организация гражданской авиации (Монреаль ); МОТ - Международная организация труда (Женева ); МБРР - Международный банк реконструкции и развития; МВФ ; МСЭ - Международный союз электросвязи (радио, телефон, телеграф - Женева) ; ИФАД - Международный фонд сельскохозяйственного развития - Рим ; ЮНЕСКО - Организация ООН по вопросам образования, науки, культуры - Париж;ФАО - Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН - Рим.
Межгосударственные объединения: конфедерация, содружества, союзы.
Конфедеративное государство (конфедерация) - это союз суверенных государств, созданный для достижения определенных целей (политических, военных, экономических). Признаки:
Временное межгосударственное образование, которое распадается после достижения тех целей, ради которых оно было учреждено (созданные в 1958 году Египтом и Сирией для разрешения арабо-израильского конфликта конфедеративный союз - Объединенная Арабская Республика - распался в 1961 году, т.е. когда надобность в нем отпала). Конфедерация - это неустойчивое образование, либо со временем перерастает в федерацию, либо распадается;
Государства-члены конфедерации в полном объеме сохраняют за собой суверенитет и обладают правом сецессии;
Отсутствие единой территории, гражданства;
Добровольный характер вступления в конфедерацию, о чем лишний раз свидетельствует право сецессии, которым обладают члены конфедерации;
Формирование органов управления, необходимых для достижения целей, послуживших основанием для объединения;
В настоящее время конфедеративных объединений в чистом виде не существует (это были США, Объединенная Арабская Республика).
Конфедерация - временный союз государств, обычно неустойчивое образование, поэтому со временем перерастает в федерацию или приводит к распаду конфедерации.
Выделяют также межгосударственное объединение - это союз государств, созданные на основе межгосударственного договора и преследующий цель экономической и политической интеграции государств-участников (Европейский Союз, СНГ и другие). Общей правовой основой образования является Конституция страны (статья 79 Конституции РФ). Типичной разновидностью межгосударственных объединений, участником которых является Российская Федерация, являются Содружество Независимых Государств и Союз Суверенных Республик. СНГ образовано 10 декабря 1991 года. В его состав входят 12 государств - бывших республик СССР. СНГ имеет специальные органы: Совет глав государств; Совет глав правительств; Совет министров иностранных дел; Главное командование объединенных вооруженных сил; Совет командования пограничными войсками; Экономический Суд; Комиссия по правам человека; Межпарламентская ассамблея; Межгосударственный экономический комитет. Правовой основой деятельности СНГ является его Устав, принятый в 1993 году, а также большое количество многосторонних договоров (об образовании экономического, таможенного союзов, о безвизовом пересечении границ гражданами государств - участников СНГ). Выход из СНГ свободный, он возможен в одностороннем порядке при предварительном письменном уведомлении за 12 месяцев хранителя Устава СНГ, которым является Республика Белоруссия. СНГ создан для реализации следующих задач:
1) сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной и других областях;
2) формирование общей позиции по ключевым вопросам международного характера, проведение совместных внешнеполитических действий;
3) военно-политическое сотрудничество, совместная охрана внешних границ.
К межгосударственным объединениям относятся некоторые сообщества функционально-целевого назначения, например, Совет Европы , членом которого с 1996 года является Российская Федерация. Совет Европы - одна из авторитетных и представительных организаций, объединяющая в своем составе свыше 40 европейских государств; образован в 1949 году. Главная цель Совета Европы - содействие более тесному европейскому сплочению и укреплению мира, а также защита прав и свобод человека. Приоритетное направление в работе Совета Европы (СЕ) - защита прав и свобод человека. Органы : Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) - наделена консультативными функциями и уполномочена решать любые вопросы, входящие в компетенцию СЕ. Она рекомендует Комитету министров приглашать или нет конкретное государство в СЕ. В ПАСЕ входят делегации от всех государств пропорционально численности населения страны. Комитет министров - главный орган С.Е., он уполномочен принимать решения от имени СЕ. Его состав - министры иностранных дел государств-членов. Европейский Суд - призван обеспечить исполнение Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Он не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства-участника, он не может отменить решение судебных органов конкретного государства, он устанавливает, были ли допущены нарушения Конвенции.
Существуют в современном мире универсальные объединения государств, типа ООН (Организация Объединенных Наций), объединяющей около 200 государств. Главная цель - содействие более тесному европейскому сплочению и укреплению мира.
Уния - форма объединения двух или нескольких государства под властью одного главы. Различают унию личную (персональную) и реальную (органическую).
Формальными основаниями заключения личной унии были обычно династические браки (например, шведско-польская уния 1593 - 1599) - одно и то же лицо оказывалось монархом двух и более государств. Власть общего монарха обычно имела номинальный характер, так как государства сохраняли суверенитет и международную правосубъектность. Персональные унии были характерны для периода феодализма (Кальмарская уния 1397 года, Кревская уния 1385).
Реальная уния (например, уния Австрии и Венгрии в 1867 - 1918) представляла собой более прочное объединение государств, выступала на международной арене как единый субъект, обладающий единым суверенитетом. Имелись общие органы власти и управлении, объединенная армия, единая денежная система.