Международная организация о стандартизации исо. • металлсертификат: о центре
Международная организация по стандартизации (далее – ИСО) была создана в 1946 году на заседании Комитета ООН по координации стандартов. В том же году на заседании Генеральной ассамблеи был принят Устав ИСО, который определил статус организации, ее структуру, функции основных органов и методы работы.
Генеральная ассамблея ИСО, состоявшаяся 14 октября 1946 года, приняла решение о том, что организация официально начнет свою деятельность после ратификации Устава и Правил процедур 15 национальными организациями по стандартизации. С 1970 года эта дата – 14 октября – отмечается как Всемирный день стандартов. Пятнадцатая ратификация поступила от Дании 23 февраля 1947 года (Международные и региональные организации по стандартизации и качеству продукции. – М.: Издательство стандартов, 1990). Эта дата считается днем основания ИСО. В 1997 году мировая общественность отметила полувековой юбилей ИСО.
Так как сокращенное название организации в разных языках могло образовывать разные аббревиатуры, было решено использовать во всех странах аббревиатуру ISO .
СССР был одним из основателей ИСО, активно участвовал в ее работе, являлся постоянным членом руководящих органов ИСО. Дважды (в 1961 – 1964 и в 1976 – 1979 годах) представитель Госстандарта СССР избирался Президентом ИСО. Правопреемником СССР (после его распада) в ИСО является Российская Федерация.
В соответствии с Уставом основными целями ИСО являются:
- содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире (с целью облегчения международного обмена товарами и услугами);
- развитие сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической деятельности.
Для достижения этих целей ИСО может:
- принимать меры для облегчения гармонизации во всемирном масштабе стандартов и связанных с ними областей;
- разрабатывать и публиковать международные стандарты;
- организовывать обмен информацией о работе своих комитетов-членов и технических комитетов;
- сотрудничать с другими международными организациями, заинтересованными в смежных вопросах.
Вопросы информационной технологии, микропроцессорной техники и другие являются объектами совместных разработок ИСО и Международной электротехнической комиссии (МЭК). ИСО много внимания уделяет стандартизации систем качества.
ИСО при публикации МС учитывает интересы заинтересованных сторон: производителей продукции (услуг), потребителей, правительственных кругов, научно-технических и общественных организаций.
Президент ИСО господин Mario Gilberio Corpopassi (Бразилия) в послании, произнесенном на церемонии инаугурации (1 января 2001 года) отметил:
"Значительные секторы мировой экономики, следуя за стремительным развитием мировой торговли, превратились в "глобальные", а электронная торговля в темпах своего распространения ничуть не отступает от темпов развития информационной технологии. Поскольку эти тенденции влияют на торговый баланс, на уровень жизни и благосостояние населения растущего числа стран, потребность в технических стандартах ощущается больше, чем когда-либо ранее, так как они облегчают обмен для всех, кто избрал для себя глобальный рынок со всеми его возможностями и проблемами. Границы между торговыми, культурными и техническими взаимными обменами все больше стираются, а потому страна, не способная пользоваться универсальным языком международных стандартов, не может рассчитывать на успех в будущем.
Признанное качество по конкурентной цене стало сегодня целью экономики. Поставщики товаров и услуг не могут вступить на новые рынки, привлечь и удержать потребителей, если они не рассматривают качество и производительность как стратегическую необходимость. Стандартизация, метрология, испытание, подтверждение соответствия стандартам и сертификация изделий входят в число ключевых инструментов, пользуясь которыми они могут добиваться своих целей… И здесь также основой для признанных во всем мире процедур соответствия и сертификации могут послужить действительно международные нормы. Конечной же целью является, безусловно, разработка единого стандарта, единой процедуры подтверждения соответствия и единой сертификации, признаваемой всеми. Работая в тесном сотрудничестве с другими международными организациями, в том числе с теми, которые принимают участие в Форуме "Деятельность в области стандартов в условиях глобального рынка" (SGM Forum), ИСО сможет играть свою роль на глобальном рынке и содействовать тому, чтобы процветание наступило во всех странах." (Послание нового президента ИСО.// Стандарты и качество. – 2001, № 2).
С 1970 года, как уже отмечалось, мировая общественность ежегодно 14 октября отмечает Всемирный день стандартов. Девиз каждого такого Дня, предлагаемый ИСО, направлен на то, чтобы привлечь внимание научно-технической общественности и национальных органов по стандартизации к глобальным проблемам мирового сообщества. В числе этих проблем – защита окружающей среды, обеспечение безопасности труда, развитие рынков как источников эффективных торговых отношений и повышения уровня жизни, управление информацией, использование стандартов изготовителями и потребителями, развитие сферы услуг, передвижение товаров, энергии и информации, а также устранение торговых барьеров в свободном передвижении товаров, работ и финансов.
По состоянию на 1 июля 2001 года в ИСО входит 140 стран-членов, из них 92 постоянных члена, 37 членов-корреспондентов и 11 членов-подписчиков (абонентов).
В работе ИСО принимают участие 187 технических комитетов, 552 подкомитета, 2100 рабочих групп и 19 специальных консультативных групп по изучению конкретных проблем.
Постоянными членами ИСО являются национальные органы по стандартизации, наиболее экономически развитых стран. Для этого вида членства установлена шкала ежегодных взносов в бюджет ИСО, которая составляется в зависимости от удельного веса каждой отдельной страны в мировой торговле и в производстве промышленной продукции. Постоянные члены имеют право участвовать в работе любого технического комитета ИСО, голосовать по проектам стандартов, быть избранными в состав Совета и участвовать на заседаниях Генеральной ассамблеи с правом голоса. Российскую Федерацию в качестве постоянного члена ИСО представляет Госстандарт России.
Члены-корреспонденты в счет уплаты незначительного взноса в бюджет ИСО имеют право получения комплекта всех издаваемых международных стандартов, а также других информационных изданий. Членами-корреспондентами являются национальные органы, занимающиеся стандартизацией, где нет комитетов-членов. На заседания ТК их представители направляются только в качестве наблюдателей.
Денежные фонды ИСО составляются из взносов стран-членов, от продажи стандартов и других изданий, а также из пожертвований.
Организационная структура ИСО приведена на рисунке.
Организационно в ИСО входят руководящие и рабочие технические органы.
Руководящие органы ИСО: Генеральная ассамблея (высший орган), Совет, Техническое руководящее бюро, Центральный секретариат.
Должностными лицами ИСО являются президент, два вице-президента, возглавляющие работу по вопросам политики и технического управления, казначей и генеральный секретарь Центрального секретариата ИСО.
Право голоса на Генеральной ассамблее ИСО предоставлено должностным лицам ИСО и представителям национальных организаций по стандартизации – постоянным членам ИСО. Каждый постоянный член имеет право представить не более трех делегатов. В качестве делегатов-наблюдателей на Генеральной Ассамблеи ИСО присутствуют представители организаций членов-корреспондентов и членов-подписчиков.
На Ассамблее заслушивается ежегодный отчет о деятельности организации, обсуждаются перспективные стратегические задачи, принимается ежегодный отчет о финансовой деятельности ИСО.
Генеральная ассамблея собирается один раз год. На ее сессиях выбирается президент ИСО.
В ходе проведения Генеральной ассамблеи организуется с участием ведущих специалистов промышленности обсуждение важнейших проблем и тенденций в международной стандартизации. Помимо регулярных сессий Генеральная ассамблея может собираться дополнительно по распоряжению президента или по просьбе девяти членов Совета или одной четверти всех постоянных членов ИСО.
Председателем Генеральной ассамблеи является президент ИСО.
В период между сессиями Генеральной ассамблеи руководство ИСО осуществляет Совет, во главе которого состоит президент или (по согласованию с президентом) вице-президент по вопросам политики.
Совет состоит из высших должностных лиц ИСО и 18 представителей постоянных членов, назначаемых или избираемых в соответствии с Правилами процедуры ИСО.
Совет собирается на свои заседания не реже одного раза в год. Совет решает вопросы деятельности ИСО, в частности, вопросы структуры технических органов, публикации международных стандартов. Совет назначает казначея, двенадцать членов Технического руководящего бюро и председателей консультативных комитетов (или комитетов стратегического развития). Рассматривает бюджет Центрального секретариата. В 2001 году истекает срок полномочий Госстандарта России в качестве члена Совета ИСО.
Генеральная Ассамблея может создавать консультативные комитеты, называемые комитетами стратегического развития. Они открыты для всех организаций, сотрудничающих с ИСО.
Совету подчиняются три консультативных комитета (комитета стратегического развития) ИСО:
- КАСКО – Комитет по оценке соответствия (CASCO – Committee on conformity assessment);
- КОПОЛКО – Комитет по защите интересов потребителей (COPOLCO – Committee on consumer policy);
- ДЕВКО – Комитет по оказанию помощи развивающимся странам (DEVCO – Committee on developing country matters);
КАСКО – это Комитет по оценке соответствия.
В 1970 году 8-я сессия Генеральной ассамблеи ИСО приняла резолюцию о переходе на разработку международных стандартов вместо рекомендаций. Это способствовало коренному изменению отношения постоянных членов ИСО к международной стандартизации и расширению применения международных стандартов в национальной и внешнеторговой практике. Одновременно сессия приняла решение о создании Комитета по сертификации соответствия продукции международным стандартам (СЕРТИКО), с 1985 года переименованного в Комитет по оценке соответствия (КАСКО). Именно в этот период создаются национальные системы сертификации, сети независимых испытательных лабораторий (центров). С целью выработки единого подхода к решению вопросов сертификации с тем, чтобы различия в национальных системах сертификации не становились преградой на пути расширения торговли между странами, было решено поручить этому органу выработку международных рекомендаций для стран по всем аспектам сертификации. К этим аспектам относятся: организация испытательных центров в странах; требования, предъявляемые к ним; маркировка сертификационной продукции; требования, предъявляемые к органам, осуществляющим руководство системами сертификации, и др.
В работе комитета принимают участие представители 67 постоянных членов ИСО и 20 представителей членов-корреспондентов.
КАСКО:- занимается вопросами подтверждения соответствия продукции, услуг, процессов и систем качества требованиям стандартов;
- разрабатывает руководства по испытаниям и оценке соответствия (сертификации) продукции, услуг, систем качества, подтверждению компетенции испытательных лабораторий и органов по сертификации;
- содействует взаимному признанию и принятию национальных и региональных систем сертификации (подтверждения соответствия), а также использованию МС в области испытаний и подтверждения соответствия;
- занимается вопросами создания общих требований к аудиторам по аккредитации испытательных лабораторий и оценке качества работы аккредитующих органов; взаимного признания сертификатов соответствия продукции и систем качества и другими.
КАСКО проводит работу по созданию руководящих документов ИСО в области гармонизации национальных систем сертификации по взаимному признанию результатов испытаний на двусторонней и многосторонней основе, созданию методологической базы для разработки и аккредитации национальных систем сертификации.
КАСКО совместно с Международной электротехнической комиссией (МЭК) подготовлены руководства по основным аспектам сертификации. Эти документы нашли широкое признание в странах – членах ИСО и МЭК. В ряде стран они положены в основу национальных систем сертификации, а на уровне регионального торгово-экономического сотрудничества используются в качестве базы для разработки соглашений по оценке соответствия взаимопоставляемой продукции.
В последнее время деятельность ИСО по оценке соответствия приобретает особую значимость.
Под воздействием деятельности Всемирной торговой организации оценка соответствия приобрела большую значимость и заслуженное признание. Это потребовало от КАСКО фундаментально предусмотреть направления будущей деятельности. Важным событием для КАСКО стало принятое Генеральной Ассамблеей ИСО решение о предоставлении этому комитету права на выпуск международных стандартов. Опираясь на новый статус, КАСКО активизировал свою деятельность.
КОПОЛКО (Комитет по защите интересов потребителей)
создан в 1978 году с целью стандартизации в области информации потребителей, т.е. обеспечения связи между ИСО и международными организациями потребителей и другими международными организациями, занимающимися вопросами, которые интересуют потребителей. В работе комитета принимают участие 38 представителей постоянных членов ИСО и 38 представителей членов-корреспондентов.
В задачи КОПОЛКО входят:
- изучение вопросов содействия потребителям в получении максимального эффекта от стандартизации продукции, а также установление мер, которые необходимо предпринять для более широкого участия потребителей в рамках национальной и международной стандартизации;
- разработка с позиции стандартизации рекомендаций, направленных на обеспечение информацией потребителей, защиту их интересов, а также разработка программ обучения потребителей вопросам стандартизации;
- обобщение опыта участия потребителей в работах по стандартизации, применению стандартов на потребительские товары, по другим вопросам национальной и международной стандартизации, представляющим интерес для потребителей;
- поддержание связей с различными органами ИСО, деятельность которых затрагивает интересы потребителей;
- поддержание связей с экспертами по делам потребителей из других международных и национальных организаций, прежде всего из Международной организации потребительских союзов;
- разработка политики в сфере личного потребления;
- определение приоритетов международной стандартизации в интересах потребителей.
КОПОЛКО подготовил ряд документов по вопросам потребительских товаров, качеству товаров для потребителей, стандартным методам измерения эксплуатационных характеристик потребительских товаров.
В связи с созданием Генерального соглашения о торговле в сфере услуг ВТО особую актуальность в КОПОЛКО получила стандартизация в сфере услуг.
Одним из важнейших направлений в деятельности КОПОЛКО является разработка стандартов в области электронной торговли, поскольку глобальная торговля требует глобальной кооперации.
ДЕВКО (Комитет по оказанию помощи развивающимся странам)
создан в 1961 году. Его целью является организация и совершенствование деятельности национальных органов по стандартизации. В работе комитета принимают участие 71 представитель постоянных членов ИСО и 30 представителей стран-корреспондентов.
В основные функции ДЕВКО входят:
- выявление потребностей и оказание помощи развивающимся странам по вопросам стандартизации и смежным областям (например, метрология, сертификация);
- создание условий для широкого обсуждения всех аспектов стандартизации и деятельности в смежных областях в развивающихся странах и для обмена опытом между промышленно развитыми и развивающимися странами. Эта работа проводится в тесном сотрудничестве со специализированными агентствами ООН, другими международными организациями.
Главные направления работы ДЕВКО :
- организация обсуждения вопросов стандартизации в развивающихся странах, создание условий для обмена опытом с развитыми странами;
- подготовка специалистов по стандартизации на базе обучающих центров в развитых странах;
- подготовка учебной литературы по стандартизации для развивающихся стран;
- стимулирование развития двустороннего сотрудничества промышленно развитых и развивающихся стран в области стандартизации и метрологии.
Совет ИСО контролирует работу двух постоянных комиссий по финансовым и стратегическим вопросам.
Постоянная комиссия по финансам состоит из казначея и представителей шести постоянных членов, назначаемых Советом для двухлетнего срока полномочий. Комиссию возглавляет председатель, избираемый из членов комитета. Председатель Госстандарта России Г.П.Воронин является членом этого комитета с 2000 года.
В компетенцию комиссии входит уведомлять Генерального секретаря и Совет о финансовой деятельности организации, о решении вопросов, связанных с оценкой стоимости услуг, предоставляемых ИСО.
Постоянная комиссия по стратегическим вопросам состоит из представителей шести постоянных членов и председателей консультативных комитетов (комитетов стратегического развития), назначаемых Советом для двухлетнего срока полномочий. Комиссию возглавляет вице-президент по стратегическому развитию.
В компетенцию комиссии входит консультировать Совет по вопросам стратегического развития, пересматривать долгосрочные (трехлетние) стратегические планы, один раз в год отчитываться перед Советом о своей деятельности.
Для решения стратегических вопросов развития ИСО Президент с согласия Совета может учреждать специальные консультативные группы, состоящие, в частности, из представителей организаций по стандартизации, заинтересованных в решении той или иной проблемы. Члены таких групп приглашаются Президентом ИСО, как правило, скорее как личности, чем представители той организации. Рекомендации специальных консультативных групп докладываются Совету и носят рекомендательный характер.
Центральный секретариат ИСО действует как фактический секретариат Генеральной ассамблеи, Совета, консультативных комитетов стратегического развития и их вспомогательных органов, технического руководящего бюро и комитета по стандартным образцам (РЕМКО). В состав центрального секретариата входят: Генеральный секретарь, помощник генерального секретаря по административным и финансовым вопросам, помощник генерального секретаря по вопросам стратегического управления, руководители служб стандартизации, информационного центра ИСО/МЭК, руководитель программы для оказания помощи развивающимся странам, руководитель службы обработки информации (внутренняя служба ИСО), руководитель службы маркетинга и услуг.
Техническое руководящее бюро возглавляет вице-президент ИСО по технической политике, оно представлено двенадцатью представителями постоянных членов ИСО.
Техническое руководящее бюро отчитывается перед Советом по вопросам относительно организации, координации и стратегического планирования работ; исследует предложения о новых областях деятельности; занимается вопросами организации или роспуска технических комитетов и подкомитетов, назначает их председателей; контролирует взаимоотношения ИСО с МЭК, координирует работу с международными и региональными организациями по стандартизации и др.
Техническому руководящему бюро подчиняется РЕМКО – Комитет по стандартным образцам (REMCO – Committee on reference materials).
В работе РЕМКО принимают участие представители 28 постоянных членов ИСО и 34 представителя членов-корреспондентов.
Результатом работы РЕМКО является подготовка руководств для технических комитетов ИСО, которые в международных стандартах используют ссылки на стандартные образцы.
- Руководство ИСО/МЭК 6 "Ссылки на стандартные образцы в международных стандартах";
- Руководство ИСО/МЭК 30 "Термины и определения, относящиеся к стандартным образцам";
- Руководство ИСО/МЭК 31 "Содержание свидетельств на стандартные образцы";
- Руководство ИСО/МЭК 35 "Аттестация стандартных образцов. Общие и статистические принципы".
РЕМКО координирует деятельность ИСО по стандартным образцам с другими международными организациями, в том числе с МОЗМ – Международной организацией законодательной метрологии (OIML – International Organization of Legal Metrology , www . oiml . org).
Для решения вопросов координации, планирования и необходимости открытия новых направлений в основной, секторной и межсекторной деятельности Техническим руководящим бюро создаются технические консультативные группы (TAG – Technical advisory groups). В настоящее время это: TAG 1 – новые технологии в здравоохранении, TAG 4 – метрология, TAG 8 – строительство.
Техническая работа ИСО ведется в рамках технических комитетов (ТК). Решение о создании каждого ТК принимает Техническое руководящее бюро. Оно устанавливает область деятельности ТК, назначает его председателя. Программу работ в пределах своей компетенции определяет сам ТК.
ТК могут создавать подкомитеты (ПК), а также рабочие группы (РГ) и специальные группы по отдельным направлениям работ и изучению конкретных проблем.
Общее руководство техническими комитетами и подкомитетами ИСО осуществляет Техническое руководящее бюро.
При каждом ТК или ПК существует секретариат, закрепленный за одним из постоянных членов ИСО. Секретариат ТК назначается Техническим руководящим бюро, а секретариаты ПК и руководители РГ и специальных групп – соответствующим техническим комитетом.
Помимо этого, заинтересованные постоянные члены могут быть активными членами любого ТК (ПК) и наблюдателями. В первом случае они имеют статус члена "Р" (participating - участвующий), а во втором случае – статус члена "О" (observer - наблюдатель). В ИСО имеются ТК, решающие общетехнические и межотраслевые задачи (ТК 12 "Единицы измерений", ТК 19 "Предпочтительные числа", ТК 37 "Терминология" и другие) и ТК , работающие в конкретных областях техники (ТК 22 "Автомобили", ТК 39 "Станки" и др.). ТК, деятельность которых охватывает целую отрасль (химия, авиационная и космическая техника и др.), организуют подкомитеты (ПК).
Международные стандарты ИСО являются результатом соглашений между постоянными членами: если не менее 75 % проголосовавших постоянных членов одобрили присланный им на рассмотрение проект разработанного документа, он принимается к публикации в качестве МС – международного стандарта. До принятия к публикации стандарт проходит несколько стадий разработки: рабочий проект (WD), проект комитета (CD), проект (ПМС – DIS) и окончательный проект международного стандарта (ОПМС – FDIS). На 31 декабря 2002 года в ИСО было зарегистрировано 13700 международных стандартов.
Около 20 % МС включают требования к конкретной продукции.
Основная часть МС устанавливает требования безопасности продукции для жизни и здоровья людей, окружающей среды, требования взаимозаменяемости, технической совместимости, методы испытаний продукции, а также другие требования.
Важнейшими международными документами ИСО в области стандартизации являются разработки ТК 176 "Общее руководство качеством и обеспечение качества" – международные стандарты серии 9000. Они были впервые опубликованы в 1987 году, пересмотрены в 1994 году (второе издание). Стандарты серии 9000 находятся в постоянном развитии, в декабре 2000 года были опубликованы первые три стандарта третьего издания этой серии.
Эта серия стандартов превратилась в международный эталон требований к качеству для коммерческой деятельности и составляет основу 350 тыс. систем качества, сертифицированных в организациях государственного и частного сектора более 150 стран.
Более 20 технических комитетов ИСО разрабатывают стандарты, связанные с природой и климатом, а именно: стандарты систем экологического управления (ИСО серии 14000), стандарты, устанавливающие уровень качества воды и воздуха, уровень содержания выхлопных газов, а также методы их анализа. В стандартах серии 14000, разрабатываемых ИСО/ТК 207 "Управление окружающей средой", представлена модель сертификации системы управления окружающей средой; включение экологических аспектов в стандарты на продукцию; экологический аудит; экологические знаки и декларации; оценка характеристик экологичности и др.
Стандарты ИСО серий 9000 и 14000 приняты в 102 странах в качестве национальных стандартов.
Значительными достижениями ИСО являются: разработка Международной системы единиц измерения, принятие метрической системы резьбы, системы стандартных размеров и конструкции контейнеров для перевозки грузов всеми видами транспорта и другие.
Рабочие контакты с ИСО поддерживают более 500 международных организаций. Среди них все специализированные агентства ООН, работающие в тех же областях. Партнером ИСО в области международной стандартизации является МЭК – Международная электротехническая комиссия (IEC – International Electrotechnical Commission). Сферы деятельности этих организаций взаимно дополняют друг друга. ИСО и МЭК активно сотрудничают с МСЭ – Международным союзом электросвязи (ITU – International Telecommunication Union) по вопросам стандартизации в области информационных технологий и телекоммуникаций.
ИСО поддерживает деловые связи с региональными объединениями органов по стандартизации. Члены таких объединений являются и членами ИСО, поэтому общепринятой практикой является принятие стандартов ИСО за основу при разработке стандартов, отвечающих специфическим требованиям региона.
Официальные языки ИСО: английский, французский и русский.
Госстандарт России, как постоянный член ИСО, получает все вновь опубликованные стандарты. Полный массив этих стандартов на языке оригинала хранится в Федеральном фонде стандартов (Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Госстандарта России). Информация о новых поступлениях стандартов ИСО публикуется в информационном указателе "Государственные стандарты. Информационный указатель (ИУС) ".
С целью координации и создания каналов движения информации по стандартизации, как на международном, так и на национальном уровнях в рамках ИСО была создана единая информационная система – ИСОНЕТ (ISONET).
В ИСОНЕТ входят 85 национальных органов по стандартизации и 7 международных и региональных организаций, в т.ч. Информационный центр ИСО/МЭК, СЕН – Европейский комитет по стандартизации (CEN – European Committee for Standardization), КОПАНТ – Пан-американская комиссия по стандартам (COPANT – Pan American Standards Commission) и другие.
Каждый член ИСОНЕТ отвечает за распространение информации на своей территории или в пределах своей компетенции, являясь одновременно справочной службой для других членов ИСОНЕТ. Связи между информационными центрами ИСОНЕТ могут осуществляться с использованием различных средств связи (почта, телефон и т.п.), обмена данными на магнитных или оптических носителях, с использованием международных сетей передачи информации.
Осуществляется практика безвозмездного обмена каталогами и национальными стандартами между членами ИСОНЕТ. Это позволило сформировать в России значительную часть Федерального фонда стандартов общим объемом 300 тысяч иностранных документов.
Большой заслугой ИСОНЕТ явилось создание Международной классификации стандартов, которая направлена на достижение гармонизации представления информации. МКС – Международный классификатор стандартов (ICS – International classification for standards) предназначен для использования при построении каталогов, указателей, выборочных перечней, библиографических материалов, формировании баз данных по международным, региональным и национальным стандартам и другим нормативным документам по стандартизации, обеспечивая, таким образом, распространение этих документов на национальном, региональным и международном уровнях. Объектами классификации МКС являются стандарты и другие нормативные и технические документы по стандартизации.
На 1999 год 26 стран строили свои указатели стандартов на основе МКС и 28 стран применяли ее в указателях стандартов в качестве дополнительного средства поиска. В России на основе МКС в 1993 году принят Общероссийский классификатор стандартов (ОКС).
Одним из самых масштабных проектов ИСО явилось создание Международной сети служб стандартов (WSSN – World Standards Services Network , www . wssn . net). WSSN представляет собой Web -сервер, который виртуально объединил информационные ресурсы национальных, региональных и международных организаций по стандартизации, а также родственных по задачам организаций.
Проект создания WSSN , был подготовлен и реализован комитетом ИСО по информационным системам и услугам – ИНФКО (INFCO – ISO Committee on information systems and services). ИНФКО, созданный в 1967 году, занимался представлением Совету ИСО рекомендаций о методах сбора и распространения информации и формах пропаганды стандартизации, а также организации работы национальных фондов стандартов (Международные и региональные организации по стандартизации и качеству продукции. – М.:Издательство стандартов, 1990). С 2001 года ИНФКО прекратил свою деятельность. Вопросы, входящие в компетенцию ИНФКО, переданы в Центральный секретариат ИСО.
В настоящее время WSSN объединяет информационные ресурсы ИСО; МЭК; МСЭ; национальных организаций по стандартизации – членов ИСО, МЭК; региональных органов по стандартизации, сотрудничающих с ИСО, МЭК и МСЭ; международных и региональных организаций, сотрудничающих в области стандартизации, всего 134 организации.
Углубление и расширение международного сотрудничества во всех областях человеческой деятельности обеспечило перевод работ по международной стандартизации на более высокий уровень. При этом качественно новый этап в области стандартизации на многосторонней основе характеризуется заметным количественным, структурным и функциональным ростом. Сегодня из 4,5 тыс. всех международных организаций рассмотрением вопросов, связанных со стандартизацией, занимаются более 400.
Начало международного сотрудничества в области стандартизации относится к 1921 г. К официальным организациям в международной системе стандартизации относятся:
ИСО – Международная организация по стандартизации.
МЭК – Международная электротехническая комиссия.
МСЭ – Международный союз по телекоммуникациям.
B 1946 г. под эгидой ООН была создана Международная организация по стандартизации (ISO – International Standards Organization). ИСО – неправительственная организация, осуществляющая разработку международных стандартов и международное сотрудничество в области стандартизации (штаб-квартира в Лондоне). B работе ИСО участвует более 120 стран. Главная цель ИСО – содействие развитию стандартизации в мировом масштабе с целью упрощения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в сфере интеллектуальной, научно-технической и экономической деятельности. При этом в круг компетенции ИСО входит:
Принятие мер, направленных на упрощение, совершенствование методов согласования стандартов во всех областях их применения в мировом масштабе;
Разработка, принятие международных стандартов, их информационное обеспечение;
Организация внутренних информационных потоков;
Налаживание сотрудничества с другими международными организациями для совместного решения смежных вопросов.
Высшим органом ИСО является Генеральная Ассамблея. B период между сессиями Генеральной Ассамблеи деятельностью организации руководит Совет во главе с президентом ИСО. Рассмотрением и подготовкой решений по конкретным вопросам занимаются постоянные и временные комитеты Совета. При Совете создано дополнительное бюро, которое руководит техническими комитетами ИСО. Проекты международных стандартов разрабатываются непосредственно рабочими группами, действующими в рамках технических комитетов.
Технические комитеты (ТК) подразделяются на общетехнические и комитеты, работающие в конкретных областях техники. Общетехнические ТК (в ИСО их насчитывается 26) решают общетехнические и межотраслевые задачи. K ним, например, относятся ТК 12 «Единицы измерений», ТК 19 «Предпочтительные числа», ТК 37 «Терминология». Остальные ТК (более 200) действуют в конкретных областях техники (ТК 22 «Автомобили», ТК 39 «Станки» и др.). ТК, деятельность которых охватывает целую отрасль (химия, авиационная и космическая техника и др.), организуют подкомитеты (ПК) и рабочие группы (РГ).
B зависимости от степени заинтересованности каждый член ИСО определяет статус своего участия в работе каждого ТК. Членство может быть активным и в качестве наблюдателей. Проект международного стандарта считается принятым, если он одобрен большинством (75 %) активных членов ТК.
B последнее время во всех развитых странах концентрируются усилия по разработке и внедрению на предприятиях современных систем качества. B ряде стран Западной Европы и в США введены национальные стандарты, определяющие параметры этих систем. B 1979 г. создан ТК 176 «Системы обеспечения качества», в задачи которого входит стандартизация и гармонизация основополагающих принципов систем обеспечения качества. B 1987 г. была опубликована первая версия четырех стандартов ИСО серии 9000, направленных на единообразный подход к решению вопросов качества продукции на предприятиях. Стандарты ИСО серии 9000 приняты в качестве национальных в различных модификациях в более чем 100 странах мира. Например, в США они известны с обозначением ANST/ASQC 090, в Японии – JIS 9000, в Англии – BS 5750, в Дании – DS/EN 29000, в Германии – DIN/ISO 9000, во Франции – NF X50.121. Во всех случаях содержание стандартов почти аналогично, и все они включают требования к системе качества компании как основное условие для достижения стабильного качества выпускаемой продукции.
Другими органами Совета ИСО являются Техническое бюро и семь комитетов: СТАКО, ПЛАКО, КАСКО, ДЕВКО, КОПОЛКО и РЕМКО.
СТАКО оказывает методическую и информационную помощь Совету ИСО по принципам и методике разработки международных стандартов. Он проводит изучение основополагающих принципов стандартизации и подготовку рекомендаций по достижению оптимальных результатов в данной области. СТАКО занимается также терминологией и организацией семинаров по применению международных стандартов для развития торговли.
ПЛАКО подготавливает предложения по планированию работы ИСО, организации и координации технических сторон работы.
КАСКО занимается вопросами подтверждения соответствия продукции, услуг, процессов и систем качества требованиям стандартов, компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации. Важная область работы КАСКО – содействие взаимному признанию и принятию национальных и региональных систем сертификации, а также использованию международных стандартов в области испытаний и подтверждения соответствия.
ДЕВКО изучает запросы развивающихся стран в области стандартизации и разрабатывает рекомендации по содействию этим странам в данной области.
КОПОЛКО изучает вопросы обеспечения интересов потребителей и возможности содействия этому через стандартизацию, а также доведения до них необходимой информации о международных стандартах. Большую роль в этом играют издаваемые им руководства: «Сравнительные испытания потребительских товаров», «Информация о товарах для потребителей», «Разработка стандартных методов измерения эксплуатационных характеристик потребительских товаров» и др.
РЕМКО занимается разработкой руководств по вопросам, касающимся стандартных образцов (эталонов). Кроме того, РЕМКО является координатором деятельности ИСО по стандартным образцам с международными метрологическими организациями, в частности с Международной организацией законодательной метрологии.
Работа ИСО в настоящее время осуществляется в рамках 185 ТК, 636 ПК, 1975 РГ. Стратегическим партнером ИСО, с которым она в значительной мере согласовывает свою деятельность, является Всемирная торговая организация (ВТО).
B целом представительство России в рабочих органах ИСО значительно меньше Германии, Великобритании, США и Франции. Это обстоятельство не может не отражаться на лидерстве страны в разработке международных стандартов. K сожалению, в последние годы наблюдается резкое снижение роли России в деятельности ИСО и других международных организаций по стандартизации.
Другая, не менее авторитетная, организация – Международная электротехническая комиссия (МЭК) – разрабатывает стандарты в области электротехники, радиоэлектроники, связи. Она была создана в 1906 г. Разновременность образования и разная направленность МЭК и ИСО определили факт параллельного существования двух крупных международных организаций, с учетом общности задач ИСО и МЭК, а также возможности дублирования деятельности отдельных технических органов. Между этими организациями заключено соглашение по разграничению и координации сферы деятельности.
Наша страна является членом МЭК с 1922 г. Высший руководящий орган МЭК – Совет, в котором представлены все национальные комитеты. Основным координационным органом является Комитет действий, в подчинении которого работают комитеты по направлениям и консультативные группы:
АКОС – консультативный комитет по вопросам электробезопасности электробытовых приборов, радиоэлектронной аппаратуры, высоковольтного оборудования и др.;
АСЕТ – консультативный комитет по вопросам электроники и связи; занимается, так же как и АКОС, вопросами Электробезопасности;
КГЭМС – координационная группа по электромагнитной совместимости;
КГИТ – координационная группа по технике информации;
Рабочая группа по координации размеров.
Бюджет МЭК, как и бюджет ИСО, складывается из взносов стран-членов этой организации и поступлений от продажи международных стандартов. Структура технических органов МЭК такая же, как и ИСО: технические комитеты, подкомитеты и рабочие группы. B МЭК функционируют 80 ТК, часть которых (как и в ИСО) разрабатывает МС общетехнического и межотраслевого характера, а другая – МС на конкретные виды продукции (бытовая радиоэлектронная аппаратура, трансформаторы, изделия электронной техники).
МЭК сотрудничает с ИСО, совместно разрабатывая руководства ИСО/МЭК и директивы ИСО/МЭК по актуальным вопросам стандартизации, сертификации, аккредитации испытательных лабораторий и методическим аспектам. Объединенный программный комитет ИСО/МЭК занимается распределением ответственности двух организаций по вопросам, касающимся смежных областей техники, атакже планирует работу.
Результаты сотрудничества двух самых крупных международных организаций направлены на повышение эффективности и практической значимости международных стандартов, ускорение их принятия в качестве национальных, повышение заинтересованности всех участников международного обмена товарами и услугами в стандартизации как способе содействия развитию торговли, устранению нетарифных барьеров. B качестве одного из наиболее значимых результатов следует назвать систему МЭК по испытаниям электрооборудования на соответствие стандартам безопасности, призванную содействовать международной торговле электрооборудованием для сферы конечного потребления, а именно: бытовым электрооборудованием, электронно-вычислительной техникой, светотехническими товарами и пр.
Имея совместные интересы в области стандартизации, ИСО и МЭК договорились объединить свои усилия, создав в 1987 г. единый орган – Объединенный технический комитет 1 (ОТК 1), предназначенный для формирования всеобъемлющей системы базовых стандартов в области информационных технологий и их расширений для конкретных сфер деятельности. Этот комитет тесно сотрудничает с Международным союзом электросвязи (МСЭ).
МСЭ, относящийся к официальным международным организациям, – межправительственная организация, специализирующаяся в области стандартизации электросвязи. Она объединяет более 500 правительственных и неправительственных организаций. Основная задача МСЭ состоит в координации разработки гармонизированных на международном уровне правил и рекомендаций, предназначенных для построения и использования глобальных телесетей и их сервисов.
Структура МСЭ включает три сектора:
Радиокоммуникации – сектор, включающий общие функции комитета по радиосвязи, а также задачи, выполнявшиеся советом по регистрации частот;
Стандартизации телекоммуникаций – сектор, который принял на себя функции комитета по телеграфии и телефонии, а также функции комитета по радиосвязи, связанные с выходом средств радиосвязи на сети общего пользования;
Развития телекоммуникаций – сектор, определяющий вопросы стратегии и политики развития систем электросвязи.
Высшим звеном организационного управления МСЭ служит Всеобщая конференция, определяющая стратегические решения, связанные с направлениями деятельности и структурой организации, а также формирующая исполнительный орган – Совет, осуществляющий выполнение намеченных конференцией задач. Высшим органом управления каждого сектора является всемирная конференция соответствующей (для данного сектора) тематической направленности.
Для организаций определены следующие пять классов членства:
Класс A – национальные министерства и ведомства связи;
Класс B – крупные частные корпорации, работающие в области электросвязи;
Класс C – научные организации и предприятия, производящие связное оборудование;
Класс D – международные организации, в том числе организация ИСО;
Класс E – организации из других областей деятельности, но заинтересованные в работе в данном секторе.
Основная деятельность по разработке стандартов выполняется исследовательскими группами, каждая из которых имеет собственное направление. Состав исследовательских групп достаточно стабилен. Он выбран по тематическому принципу таким образом, чтобы обеспечить полноту охвата всех актуальных направлений Технологий электросвязи.
Значимым результатом такого сотрудничества является соглашение об общем тексте для стандартов ИСО/МЭК. B других случаях это сотрудничество проявляется в принятии одной организацией текста стандарта, разработанного другой организацией. Еще одной формой сотрудничества является совместная разработка стандартов.
Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) – многостороннее соглашение, содержащее принципы, правовые нормы и правила, которыми руководствуются во взаимных торговых отношениях участвующие в нем страны. Это международная экономическая организация, предшественница ВТО, регулировавшая правила международной торговли согласно принципу либерализма. ГАТТ оставалась единственным инструментом регулирования международной торговли до того момента, когда была создана специализированная Всемирная торговая организация в 1995 г.
ВТО как преемница ГАТТ призвана регулировать торговополитические отношения участников организации в сфере международной торговли на основе пакета соглашений. Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума государств-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, а также для осуществления контроля за реализацией соглашений и договоренностей. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений и имеет гораздо больше полномочий. Главной задачей ВТО является либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранения различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услугами.
Все страны-члены ВТО принимают обязательство по выполнению основных соглашений и юридических инструментов, т.е. многосторонних торговых соглашений, на основе норм и правил которых регулируется свыше 90 % мировой торговли товарами и услугами.
Высшим органом ВТО является Министерская конференция, объединяющая представителей всех участников организации. Сессии конференции собираются для обсуждения и принятия решений по принципиальным вопросам. Министерская конференция ВТО учреждает Комитет по торговле и развитию, Комитет по ограничениям в целях обеспечения равновесия платежного баланса, Комитет по бюджету, финансам и администрации, а также Комитет по торговле и окружающей среде.
Участники ВТО представлены тремя группами:
Полноправные участники;
Наблюдатели;
Международные организации.
Россия ведет активные переговоры по вступлению в ВТО. Необходимость этого обусловлена задачами международной интеграции, условиями доступа на мировые рынки, привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Осложняет этот процесс то, что Россия намерена получить статус страны с рыночной экономикой, что налагает особые условия на процедуру вступления.
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ МЕТРОЛОГИИ
Метрология (от греч. «метро» – мера, «логос» – учение) – наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.
В современном обществе метрология как наука и область практической деятельности играет большую роль. Это связано с тем, что практически нет ни одной сферы человеческой деятельности, где бы не использовались результаты измерений.
Измерения являются неотъемлемой частью большинства трудовых процессов. Затраты на обеспечение и проведение измерений составляют около 20 % от общих затрат на производство продукции.
На основе измерений получают информацию о состоянии производственных, экономических и социальных процессов. Измерительная информация служит основой для принятия решений о качестве продукции при внедрении систем качества, в научных экспериментах и т.д. И только достоверность и соответствующая точность результатов измерений обеспечивают правильность принимаемых решений на всех уровнях управления. Получение недостоверной информации приводит к неверным решениям, снижению качества продукции, возможным авариям.
Эффективное сотрудничество с другими странами, совместные разработки научно-технических программ, дальнейшее развитие торговых отношений требуют растущего взаимного доверия к измерительной информации, являющейся по существу основным объектом обмена при совместном решении научно-технических проблем, основой взаимных расчетов при торговых операциях, заключении контрактов на поставку материалов, изделий, оборудования. Создание единого подхода к измерениям гарантирует взаимопонимание, возможность унификации и стандартизации методов и средств измерений, взаимного признания результатов измерений и испытаний продукции в международной системе товарообмена.
Международная организация по стандартизации (ИСО) была создана в 1946 г. на заседании Комитета ООН по координации стандартов ООН. В том же году на заседании Генеральной ассамблеи
был принят Устав ИСО, который определил статус организации, ее структуру, функции основных органов и методы работы.
Целью И СО является содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности.
В ИСО установлены два вида членства - комитеты-члены и члены-корреспонденты.
Комитетами-членами являются национальные органы по стандартизации, наиболее представительные в области стандартизации. Для этого вида членства установлена шкала ежегодных взносов в бюджет ИСО, которая составляется в зависимости от удельного веса каждой отдельной страны в мировой торговле и в производстве промышленной продукции.
Члены-корреспонденты в счет уплаты незначительного взноса в бюджет ИСО имеют право получения комплекта всех издаваемых международных стандартов, а также других информационных изданий. Членами-корреспондентами являются национальные органы, занимающиеся стандартизацией, где нет комитетов-членов. На заседания технических комитетов их представители направляются только в качестве наблюдателей.
К руководящим органам ИСО относятся Генеральная ассамблея, являющаяся высшим органом, Совет, Исполнительное бюро, Техническое бюро, технические комитеты Совета, Центральный секретариат (рис. 4.1).
Должностными лицами ИСО являются президент, вице-президент, казначей и генеральный секретарь.
Генеральная ассамблея - высший руководящий орган ИСО, состоит из представителей всех национальных организаций комитетов-членов и решает все основные вопросы деятельности ИСО, собирается один раз в три года. На ее сессиях выбирается президент ИСО сроком на три года. В ходе проведения Генеральных ассамблей организуется обсуждение важнейших проблем и тенденций в международной стандартизации с участием ведущих специалистов промышленности.
В период между сессиями Генеральной ассамблеи руководство ИСО осуществляет Совет, во главе которого стоит президент. Совет состоит из 18 комитетов-членов, избираемых Генеральной ассамблеей сроком на три года. Совет собирается на свои заседания не реже одного раза в год и решает все вопросы деятельности ИСО, в частности, вопросы структуры технических органов, публикации
Центральный секретариат Технические комитеты
Подкомитеты
Рабочие группы
Рис. 4.1.
международных стандартов, назначает членов органов Совета, а также председателей технических комитетов и др.
Исполнительное бюро по поручению Совета рассматривает финансовые вопросы, а также вопросы организации и руководства технической деятельностью ИСО. Исполнительное бюро состоит из вице-президента (председатель Совета) и девяти представителей комитетов-членов.
Другими органами Совета являются Техническое бюро, состоящее из председателя и девяти лиц, назначенных Советом, Комитет по оценке соответствия (КАСКО), Комитет по защите интересов потребителей (КОПОЛКО), Комитет по оказанию помощи развивающимся странам (ДЕВКО), Комитет по научно-технической информации (ИНФКО), Комитет по стандартным образцам (РЕМКО) и Комитет по изучению научных принципов стандартизации (СТАКО).
Техническое бюро Совета вырабатывает рекомендации Совету по вопросам организации, координации и планирования технической деятельности ИСО. Бюро рассматривает предложения по созданию новых и роспуску действующих технических комитетов, готовит предложения по изменению Директив по технической работе, по поручению Совета утверждает названия технических комитетов и определяет сферы их деятельности, закрепляет ведение секретариатов технических комитетов за комитетами-членами и т. д.
С 1970 г. ИСО перешла на разработку международных стандартов вместо рекомендаций. В этом же году было принято решение о создании Комитета по сертификации соответствия продукции международным стандартам (СЕРТИКО). В 1985 г. он был переименован в Комитет по оценке соответствия (КАСКО). В это время начали создаваться национальные системы сертификации, сети независимых испытательных лабораторий (центров). Выработка единого подхода к решению вопросов сертификации была поручена КАСКО.
Членство в этом комитете Совета открыто для любого комитета-члена ИСО. В настоящее время в его работе принимают участие 28 комитетов-членов и 24 страны участвуют в качестве наблюдателей.
КАСКО ведет работу по следующим направлениям:
- - изучение способов оценки соответствия продукции и систем обеспечения качества стандартам или техническим условиям;
- - подготовка руководств по испытаниям, инспекции и сертификации продукции, процессов, служб, а также по оценке испытательных лабораторий, инспектирующих организаций, организаций по сертификации и систем обеспечения качества;
- - содействие взаимному признанию национальных и региональных систем обеспечения качества, а также использованию международных стандартов на испытания, инспекцию, сертификацию, обеспечение качества.
КАСКО проводит работу по созданию руководящих документов ИСО в области гармонизации национальных систем сертификации, по взаимному признанию результатов испытаний на двусторонней и многосторонней основе, созданию методологической базы для разработки и аккредитации национальных систем сертификации.
Кроме того, КАСКО периодически проводит анализ всех действующих национальных, региональных и международных систем сертификации с целью своевременного принятия мер по организации в случае необходимости международных систем сертификации продукции на соответствие стандартам ИСО.
За последние время КАСКО совместно с Международной электротехнической комиссией (МЭК) подготовил ряд руководств по основным аспектам сертификации. Эти документы нашли широкое признание в странах-членах ИСО и МЭК. В ряде стран они положены в основу национальных систем сертификации, а на уровне регионального торгово-экономического сотрудничества используются в качестве базы для разработки соглашений по оценке соответствия взаимопоставляемой продукции.
В настоящее время в рабочую программу КАСКО включена новая тематика, касающаяся подготовки общих требований к аттестации и регистрации контролеров, действующих в системе заводского контроля, и экспертов по аттестации испытательных лабораторий, а также общих требований и критериев для областей: аккредитация испытательных лабораторий, оценки качества работы аккредитующих органов, принципов заключения двусторонних и многосторонних соглашений по взаимному признанию результатов испытаний и контроля продукции и сертификатов на продукцию.
Комитет по защите интересов потребителей (КОПОЛКО). В задачу КОПОЛКО входит изучение следующих вопросов:
- - пути содействия потребителям в получении максимального эффекта от стандартизации продукции, представляющей интерес для широкого потребителя, а также меры, которые необходимо предпринять для более широкого участия потребителей в национальной и международной стандартизации;
- - выработка рекомендаций (с точки зрения стандартизации), направленных на обеспечение информацией потребителей, защиту их интересов, а также программ их обучения вопросам стандартизации;
- - обобщение опыта участия потребителей в работах по стандартизации, применению стандартов на потребительские товары; по другим вопросам национальной и международной стандартизации, представляющим интерес для потребителей;
- - поддержание связи с различными органами ИСО, деятельность которых затрагивает интересы потребителей.
В целях координации деятельности различных международных организаций, занимающихся вопросами стандартизации потребительских товаров, при Совете ИСО создан Координационный комитет по международным стандартам на потребительские товары, в работе которого принимают участие представители Международной электротехнической комиссии, Международного центра по обеспечению качества и другие организации.
Комитет по научно-технической информации (ИНФКО) создан в 1967 г. с целью представления Совету рекомендаций о методах сбора и распространения информации и формах пропаганды стандартизации, а также организации работ национальных фондов стандартов.
Задачами комитета Совета ИСО по информации являются:
- - обеспечение функционирования информационной сети ИСО с использованием средств вычислительной техники по вопросам, входящим в компетенцию ИСО;
- - координация работы информационных центров стран-членов ИСО по стандартам и смежным вопросам;
- - разработка рекомендаций по классификации и индексации стандартов и других нормативно-технических документов (НТД) для целей их автоматизированной обработки;
- - содействие применению международных стандартов в информационных системах по НТД.
К членству в ИНФКО допускаются все комитеты-члены либо в качестве активных членов, либо в качестве наблюдателей.
ИНФКО разработал пособие по индексированию нормативно-технической документации; пособие для работников библиотек по обработке иностранных документов; трехъязычный (английский, французский и русский) тезаурус, который необходим для организации автоматизированного поиска информации.
Под эгидой ИНФКО была создана автоматизированная система информации о стандартах - сеть ИСОНЕТ.
ИСОНЕТ представляет собой сеть, охватывающую национальные информационные центры по стандартизации и каналы связи между ними, она включает Информационный центр ИСО в Женеве. Любая страна может быть представлена в ИСОНЕТ одним и только одним национальным членом.
Управляющий Совет ИСОНЕТ является высшим исполнительным органом ИСОНЕТ. Совет ИСОНЕТ отвечает за ведение административных, процедурных и финансовых вопросов, а также за выполнение решений по вопросам политики.
Комитет по оказанию помощи развивающимся странам (ДЕВКО) создан в 1961 г. Его целью является организация и совершенствование деятельности национальных органов по стандартизации.
В основные функции ДЕВКО входит:
- - выявление потребностей и оказание помощи развивающимся странам по вопросам стандартизации и по смежным областям (например, контроль качества, метрология, сертификация и др.);
- - создание условий для широкого обсуждения всех аспектов стандартизации и деятельности в смежных областях в развивающихся странах и для обмена опытом между промышленно развитыми и развивающимися странами.
Комитет по стандартным образцам (РЕМКО). Результатом работы РЕМКО является подготовка руководств для технических комитетов ИСО, которые делают ссылки в международных стандартах на стандартные образцы; справочник по стандартным образцам.
Важное место в деятельности РЕМКО занимают вопросы координации деятельности ИСО в области стандартных образцов с другими международными организациями, в частности с деятельностью Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ).
Комитет по изучению научных принципов стандартизации (СТАКО) был создан в 1952 г. с целью оказания Совету ИСО помощи относительно принципов и методов, необходимых для достижения оптимальных результатов в области международной стандартизации.
Вся работа СТАКО проводится в рамках рабочих групп, например, по принципам стандартизации, ее эффективности, применению международных стандартов в странах и др.
Большая работа проводится в рамках рабочей группы по терминологии СТАКО. Подготовлено и издано руководство по терминам и их определениям в области стандартизации, сертификации и аккредитации испытательных лабораторий. Руководство СТАКО по терминологии было одобрено и на межправительственном уровне - Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК ООН).
В настоящее время СТАКО занимается главным образом организацией международных семинаров по вопросам перспектив развития международной стандартизации, применения международных стандартов для развития торговли между странами.
Технические органы И СО, разработка международных стандартов. Основным видом деятельности ИСО является разработка международных стандартов. Главным структурным подразделением организации являются технические комитеты.
Международные стандарты ИСО не являются обязательными, каждая страна применяет их целиком или отдельными разделами или вообще не применяет. Однако изготовители продукции, стремящиеся поддержать высокую конкурентоспособность продукции, вынуждены применять стандарты ИСО и других международных организаций.
Разработка стандартов включается в программу технических органов только в том случае, если эти стандарты необходимы для расширения торговли между странами, если они направлены на обеспечение требуемого уровня безопасности людей и охраны здоровья, зашиты окружающей среды.
В практике международной стандартизации основной акцент при разработке стандартов на продукцию делается на установление единых методов испытаний продукции.
Помимо установления указанных требований в международных стандартах определяются требования к продукции в части ее безопасности для жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды, взаимозаменяемости и технической совместимости.
Вся область деятельности ИСО разделена между техническими комитетами, которыми разработаны свыше 7000 международных стандартов. Сегодня практически нет такой области техники, кроме стандартов, разработанных МЭК, в которой ни были бы разработаны стандарты ИСО.
Разработкой стандартов в области электротехники, электроники и связи занимается МЭК в соответствии с действующим между этими двумя международными организациями соглашением.
Каждый технический комитет (ТК) имеет утвержденную Советом ИСО сферу деятельности. Технические комитеты подразделяются на общетехнические и на комитеты, работающие в конкретных областях техники. Деятельность общетехнических комитетов направлена на решение общетехнических и межотраслевых задач.
Примерами таких комитетов могут служить ТК 10 "Технические чертежи", ТК 12 "Величины, единицы, обозначения, переводные коэффициенты и таблицы", ТК 37 "Терминология" и др.
В структуре ИСО есть такие ТК, которые представляют собой целую отрасль (ТК по авиационной и космической технике, по химии и др.). В таких случаях в рамках ТК создаются подкомитеты, которые проводят работу в более узких сферах деятельности.
Развитие информационной технологии поставило перед ИСО и МЭК задачу создания совместного технического комитета "Информационная технология" (СТК I), в состав которого вошли ИСО/ТК 97 "Системы обработки информации", МЭК/ТК 83 "Информационная технология" и МЭК/ПК 47 Б "Микропроцессоры".
В последние годы во всех странах большое внимание уделяется вопросам создания на предприятиях современных систем обеспечения качества продукции, которые максимально гарантировали бы потребителю полное соответствие выпускаемой продукции требованиям стандартов. В ряде передовых в промышленном отношении стран мира разработаны и утверждены национальные стандарты, содержащие рекомендации по созданию таких систем на предприятиях (США, Франция, Великобритания и др.). С целью разработки единообразного подхода к решению вопросов качества продукции на предприятиях было решено создать ТК 176"Управление качеством и обеспечение качества", в задачу которого входит стандартизация основополагающих принципов систем качества (серия 9000):
- - ИСО 9000"Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению";
- - ИСО 9001 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании";
- - ИСО 9002 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже";
- - ИСО 9003 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях";
- - ИСО 9004 "Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания".
Был разработан трехъязычный словарь терминов и их определений в области обеспечения качества продукции (ИСО 8402).
Предприятия, внедряющие системы обеспечения качества продукции, могут включать в нее все этапы жизненного цикла продукции, начиная от ее проектирования (разработки) и кончая ее эксплуатацией (стандарт ИСО 9001), либо только часть из них, например контроль качества конечной продукции (стандарт ИСО 9003). При этом стандарт ИСО 9000 дает рекомендации по выбору той системы обеспечения качества на предприятии, которая требуется в зависимости от конкретных условий.
Наиболее полной системой обеспечения качества продукции является система, рекомендуемая стандартом ИСО 9001. В нем отмечается, что требования к системам обеспечения качества продукции устанавливаются при возможности изготовителя хорошо спроектировать, изготовить продукцию и обеспечить ее сервисное обслуживание.
Порядок разработки международных стандартов, функции органов ИСО, их секретариатов определены Директивами, утверждаемыми мэк/исо.
Этот порядок позволяет всем без исключения странам, участвующим в работе технических органов, принимать участие в заседаниях этих органов, представлять на рассмотрение других комитетов-членов предложения о разработке международных стандартов, представлять свои замечания и голосовать по проектам стандартов. Сами проекты международных стандартов разрабатываются рабочими группами, в которых принимают участие специалисты ведущих стран в каждой рассматриваемой области. В зависимости от степени заинтересованности каждый комитет - член ИСО определяет статус своего участия в работе каждого технического комитета. Членство может быть: активным (члены "Р"), в качестве наблюдателя (члены "О").
Активное членство обязывает направлять представителей на заседания технических комитетов, принимать участие в разработке и рассмотрении проектов международных стандартов, голосовать по рассматриваемым документам.
Члены "О" пользуются правом получения одного экземпляра всех рабочих документов ТК и могут участвовать в заседаниях в качестве наблюдателей.
Предусмотрены следующие этапы разработки стандартов:
- - рассматриваются предложения о включении в программу работ ТК разработку того или иного международного стандарта. Все предложения рассылаются секретариатом ТК или подкомитетом (ПК) всем комитетам-членам, принимающим активное участие в работе данного комитета (подкомитета) вместе с обоснованием целесообразности разработки стандарта. В случае принятия положительного решения по предложению начинается разработка рабочего проекта документа;
- - в большинстве случаев рабочие проекты документов разрабатываются специально создаваемыми для этих целей рабочими группами, членами которых являются, как правило, ведущие специалисты в данной области заинтересованных стран. Рабочие проекты могут также представляться на рассмотрение ТК или ПК отдельным комитетом-членом (в большинстве случаев такие проекты представляют собой национальные стандарты стран). Такой метод представления рабочих проектов широко используется наиболее передовыми в промышленном отношении странами в силу того, что принятие в дальнейшем проекта в качестве международного стандарта не потребует внесения изменений или пересмотра национального стандарта, а значит, не будет связано с дополнительными затратами в сфере производства. В случае одобрения разработанного рабочего проекта либо на заседании ТК или ПК, либо путем переписки с членами ТК или ПК он регистрируется в Центральном секретариате ИСО в качестве проекта предложения международного стандарта и ему присваивается регистрационный номер;
- - проект предложения рассылается секретариатом ТК или ПК всем активным членам этого органа на замечания, и после их получения созывается международное заседание, на котором рассматривается техническое содержание проекта. Как правило, входе одного заседания не удается достичь общего решения, поэтому после каждого заседания готовится уточненный проект (первый проект, второй проект и т. д.), который рассматривается на заседаниях. Однако допускается разработка не более трех проектов, после чего рассматривается целесообразность дальнейшей разработки такого стандарта из-за невозможности достичь компромиссного решения;
- - в случае общего одобрения заседанием рассматриваемый проект направляется в Центральный секретариат для регистрации уже в качестве проекта международного стандарта и для его рассылки на голосование активным членам данного ТК или ПК. После одобрения проекта он направляется на голосование комитетам-членам ИСО, т. е. национальным организациям по стандартизации.
Такая процедура вызвана тем, что в ряде случаев мнение специалистов в рабочих органах может расходиться с мнением национальной организации по стандартизации, которая только вправе принимать окончательное решение в отношении проекта международного стандарта. Однако для сокращения сроков одобрения стандарта предусмотрено комбинированное голосование, когда проект одновременно рассылается и активным членам ТК или ПК и национальным организациям по стандартизации;
- - проект международного стандарта считается одобренным, если за него подано две трети голосов активных членов данного ТК или ПК и против - не более четверти от общего числа голосов комитетов-членов, принявших участие в голосовании;
- - издание международного стандарта Центральным секретариатом ИСО осуществляется на английском и французском языках, т. е. на рабочих языках организации. Однако ряд изданий, в частности терминологические стандарты, издаются также и на русском языке.
Процесс разработки международных стандартов в ИСО довольно продолжителен, поэтому в последнее время в ИСО рассматриваются предложения о существенном сокращении сроков разработки стандартов, в частности, путем принятия прогрессивных национальных стандартов отдельных стран в качестве международных стандартов, введения так называемых временных стандартов ИСО и др.
В 1946 г. на заседании Комитета по координации стандартов ООН было решено создать международную организацию по стандартизации (ИСО). Она начала работать в 1947 г. СССР был одним из ее основателей и постоянным членом руководящих органов. Россия, как правопреемник СССР, стала членом этой организации. Штаб-квартира находится в Женеве, рабочие языки – английский, французский, русский.Деятельность ИСО направлена на содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.Диапазон объектов стандартизации в ИСО обширен и охватывает такие сферы деятельности, как: системы обеспечения качества продукции, машиностроение, химия, неметаллические материалы, руды и металлы, информационная техника, сельское хозяйство, строительство, Исключение составляют электротехника, электроника и радиотехника, относящиеся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК). Вопросы информационной технологии, микропроцессорной техники, сертификации и т. п. являются объектами совместных разработок ИСО/МЭК.В состав ИСО входят 120 стран своими национальными организациями по стандартизации. Россию представляет Госстандарт РФ в качестве комитета - члена ИСО. Организационная структура ИСО представлена на рис. 1.5. Высшим органом управления является Генеральная ассамблея. В период между сессиями Генеральной ассамблеи работой организации руководит Совет ИСО, в который входят представители национальных организаций по стандартизации.Совету ИСО подчиняются семь комитетов: СТАКО, ПЛАКО, КАСКО, ДЕФКО, КОПОЛКО и РЕМКО.
Международная электротехническая комиссия (МЭК) В 1881 г. состоялся первый Международный конгресс по электричеству, а в 1904 г. правительственными делегациями конгресса было решено создать специальную организацию по стандартизации в этой области. Как Международная электротехническая комиссия она начала работать в 1906 г.Советский Союз являлся членом МЭК с 1922 г. Россия стала правопреемником СССР и представлена в МЭК Госстандартом РФ. Российская сторона принимает участие более чем в 190 технических комитетах и подкомитетах. Штаб-квартира находится в Женеве, рабочие языки – английский, французский, русский. Основными объектами стандартизации являются: материалы для электротехнической промышленности (жидкие, твердые, газообразные диэлектрики, медь, алюминий, их сплавы, магнитные материалы); электротехническое оборудование производственного назначения (сварочные аппараты, двигатели, светотехническое оборудование, реле, низковольтные аппараты, кабель и др.); электроэнергетическое оборудование (паровые и гидравлические турбины, линии электропередач, генераторы, трансформаторы); изделия электронной промышленности (интегральные схемы, микропроцессоры, печатные платы и т.д.); электронное оборудование бытового и производственного назначения; электроинструменты; оборудование для спутников связи; терминология. Основным координационным органом является Комитет действий, в подчинении которого работают комитеты по направления и консультативные группы: АКОС - консультативный комитет по вопросам электробезопасности электробытовых приборов, радиоэлектронной аппаратуры, высоковольтного оборудования и др.; АСЕТ - консультативный комитет по вопросам электроники и связи занимается, так же, как и АКОС, вопросами электробезопасности; КГЭМС – координационная группа по электромагнитной совместимости; КГИТ - координационная группа по технике информации; рабочая групп по координации размеров. Международные стандарты (ИСО, МЭК, ИСО/МЭК) наиболее широко используются во всем мире; представляют собой тщательно отработанный вариант технических требований к продукции (услуге), что значительно облегчает обмен товарами, услугами и идеями между всеми странами мира.Крупнейший партнер ИСО - Международная электротехническая комиссия (МЭК). Они поддерживают тесное сотрудничество с Европейским комитетом по стандартизации (СЕН). В целом эти три организации охватывают международной стандартизацией все области техники; кроме того, стабильно взаимодействуют в области информационных технологий и телекоммуникации.Международные стандарты ИСО, МЭК и ИСО/МЭК не имеют статуса обязательных для всех стран-участниц. Любая страна мира вправе применять или не применять их. Решение вопроса о применении международного стандарта связано в основном со степенью участия страны в международном разделении труда и состоянием ее внешней торговли.По своему содержанию стандарты ИСО в меньшей мере касаются требований к конкретной продукции. Основная же масса нормативных документов касается требований безопасности, взаимозаменяемости, технической совместимости, методов испытаний продукции, а также других общих и методических вопросов. Таким образом, использование большинства международных стандартов ИСО предполагает, что конкретные технические требования к товару устанавливаются в договорных отношениях.По содержанию стандарты МЭК отличаются от стандартов ИСО большей конкретикой: в них изложены технические требования к продукции и методам ее испытаний, а также требования по безопасности, что актуально не только для объектов стандартизации МЭК, но и для важнейшего аспекта подтверждения соответствия - сертификации на соответствие требованиям стандартов по безопасности. Для обеспечения этой области, имеющей актуальное значение в международной торговле, МЭК разрабатывает специальные международные стандарты на безопасность конкретных товаров.Структура технических органов МЭК, непосредственно разрабатывающих международные стандарты, аналогична структуре ИСО: это технические комитеты (ТК), подкомитеты (ПК) и рабочие группы (РГ).МЭК сотрудничает с ИСО, совместно разрабатывая руководства ИСО/МЭК и директивы ИСО/МЭК по актуальным вопросам стандартизации, сертификации, аккредитации испытательных лабораторий и методическим аспектам.
Основными задачами развития международных связей в области стандартизации являются повышение качества и конкурентоспособности отечественной продукции, обеспечение сотрудничества, с другими странами, участие в международном разделении труда.
Сотрудничество по международной стандартизации осуществляется по линии Международной организации по стандартизации (ИСО), Международной электротехнической комиссии (МЭК), Европейского комитета по стандартизации, (СЕН) и комитета по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК), а также других международных и региональных организаций.
Многие стандарты ИСО и МЭК (более половины) применяют в нашей стране без переработки, с полным или частичным учетом требований международных стандартов.
Международная организация по стандартизации (ИСО) была образована в 1946 г. на заседании ООН. Цель создания ИСО – содействие развитию стандартизации в странах для облегчения международной торговли, взаимопомощи, для расширения сотрудничества в интеллектуальной, научной, технической и экономической отраслях. Сегодня в работе ИСО участвуют около 90 стран, включая Россию.
Высшим органом ИСО является Генеральная ассамблея, а между сессиями ассамблеи работой руководит Совет ИСО, куда входят представители национальных организаций по стандартизации. В число органов ИСО входят также Техническое бюро с комитетами, технические комитеты и Центральный секретариат.
Техническое бюро разрабатывает рекомендации совету ИСО по вопросам организации технической деятельности ИСО и рассматривает предложения по созданию и роспуску технические комитетов. Последние подразделяются на общетехнические: например, «Единицы измерения», «Терминология», «Допуски и посадки» и др., и для конкретных областей технически: например, «Станки», «Автомобили» и др.
Комитеты Технического бюро: Комитет по оценке Соответствия (КАСКО) курирует вопросы сертификации (рекомендации по организации испытательных центров, маркировки продукции, системам сертификации и др.), Комитет по защите прав потребителей (КАПОЛКО), Комитет научно-технической информации (ИНФКО), Комитет по оказанию помощи развивающимися странам (ДЕВКО), Комитет по изучению научных принципов стандартизации (СТАКО).
Проекты международных стандартов разрабатываются рабочими группами на базе технических комитетов. Проект международного стандарта считается принятым, если за него проголосовало 75% так называемых, «активных» членов ИСО в техническом комитете.
Международная электротехническая комиссия (МЭК) создана в 1906 г. Задачи МЭК: разработка стандартов в области электротехники, связи, радиоэлектроники.
Высший орган МЭК – Совет, в котором представлены национальные комитеты стран (42 страны). Органы МЭК: технические комитеты, подкомитеты, рабочие группы.
Европейская организация по качеству (ЕОК). Создана в 1957 г. Цель ЕОК – разработка и пропаганда применения практических методов и теоретических принципов управления качеством продукции, процессов, услуг. Основная форма работы – конференции, семинары. Постоянные органы ЕОК – технические секции. Россия ведет два технических комитета: по стандартизации и управлению качеством и метрологическому обеспечению контроля качества.