Сессия генеральной ассамблеи оон. Генеральная ассамблея оон
Данный вопрос при кажущейся своей простоте и формальности, на мой взгляд, является довольно сложным, так как большинство людей (и в этом нет ничего предосудительного!) приходят в храм только по воскресеньям и двунадесятым или большим праздникам (если не считать служб Великого поста).
Это, конечно же, в силу трудовой и семейной занятости вполне объяснимо и нормально. Слава Богу, что современный христианин при скоростях и технологиях нынешнего мира выполняет этот главный необходимый минимум.
Известно, что во дни воскресные, время от Пасхи до вечерни Пятидесятницы, от Рождества Христова и до Крещения Господня (святки) и в двунадесятые праздники земные поклоны запрещены Уставом. Об этом свидетельствует святитель Василий Великий в послании к блаженному Амфилохию. Он пишет о том, что святые апостолы воспретили вовсе преклонять колена и творить земные поклоны в вышеупомянутые дни. То же самое утвердили и правила I и VI Вселенских Соборов. То есть мы видим, что высшим церковным авторитетом – апостольскими постановлениями и соборным разумом – земные поклоны в данные дни не приняты.
Отчего это?
На этот вопрос отвечает святой первоверховный апостол Павел: «Уже неси раб. Но сын» (Гал. 4:7). То есть земной поклон прообразует собою раба – человека, совершившего грехопадение и на коленях вымаливающего себе прощение, в глубоких смиренных и покаянных чувствах кающегося в своих грехах.
А Воскресение Христово, весь период Триоди Цветной, малые пасхи рядовых воскресений, святки и двунадесятые праздники – это время, когда «Уже неси раб. Но сын», – то есть Господь наш Иисус Христос восстанавливает и исцеляет в Самом Себе образ падшего человека и восстанавливает его в сыновнем достоинстве, снова вводя его в Царствие Небесное, устанавливая Новый Завет-союз между Богом и человеком. Потому земные поклоны в периоды вышеупомянутых праздников – это оскорбление Бога и будто бы отвержение человеком этого восстановления в сыновстве. Человек, делающий земной поклон, в праздник словно говорит Богу слова, противоположные стихам Божественого Павла: «Не хочу быть сыном. Хочу остаться рабом». К тому же такой человек прямо нарушает каноны Церкви, установленные благодатью Святого Духа апостольскими правилами и Вселенскими Соборами.
Я лично слышал мнение о том, что, мол, часто мирянин не ходит в храм на будничное богослужение, то пусть поделает земные поклоны хоть в воскресенье. Не могу с этим согласиться. Так как апостольские постановления и Вселенские Соборы запрещают это, а Церковь с Божьей помощью стоит на послушании. К тому же обычай становиться в храме на колени по собственному произволению также строго запрещен.
Людям, которые не ходят в храм на вседневные богослужения (повторюсь, что это не грех. Занятого человека можно понять), я бы рекомендовал взять на себя подвиг земных поклонов в келейной домашней молитве в будничные дни. Сколько кто понесет, чтобы со временем это также не стало бременем неудобоносимым: пять, десять, двадцать, тридцать. А кто может – и больше. Установите норму с Божьей помощью для себя сами. Земной поклон с молитвой, особенно с Иисусовой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», – очень полезная вещь. Но, как говорится, всему свое время.
На воскресной же Литургии земной поклон делается в двух местах богослужения. Также примерно и смыслово их кладет и священник в алтаре перед Престолом. Первый момент: при окончании пения «Тебе поем», когда происходит кульминация евхаристического канона и всей Божественной литургии, – на Престоле пресуществляются Святые Дары; хлеб, вино и вода становятся Телом и Кровью Христовыми. Второй момент: при выносе Чаши для причастия верующих, так как священник перед причащением в алтаре также делает земной поклон. В период от Пасхи до Пятидесятницы эти земные поклоны заменяются поясными. Больше на воскресной Божественной литургии или Литургии в иной вышеобозначенный период земные поклоны не делаются.
Если же вы, дорогие братья и сестры, находитесь на Литургии будничного дня, то тогда земные поклоны разрешаются Уставом в двух уже вышеназванных случаях, а также при начале пения «Достойно и праведно»; конец молитвы «Достойно есть», или задостойника; в конце Литургии при возглашении священником «Всегда, ныне и присно», когда батюшка в последний раз на Литургии появляется с Чашей с Телом и Кровью Христовыми в руках в Царских вратах и переносит ее с престола на жертвенник (символ Вознесения Господня). На вечернем же богослужении земной поклон разрешается (на утрене), когда священник или диакон выходит с кадилом из алтаря после восьмой песни рядового канона и возглашает перед иконой Девы Марии на иконостасе «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». Далее поется песнь преподобного Космы Маиумского «Честнейшую Херувим», во время нее тоже принято стоять на коленочках из-за любви и благоговения перед Пресвятой Богородицей, так как считается, что Она в это время пребывает в храме и посещает всех молящихся в нем.
Будем же, дорогие братья и сестры, стараться соблюдать Устав церковный. Он – наш золотой фарватер в мутной воде внешнего мира и внутреннего сердечного с его эмоциями и чувственностью. С одной стороны, он не дает нам уклониться в леность и нерадение, с другой – в прелесть и духовное заблуждение «прижизненной святости». И по этому фарватеру корабль церковный плывет в Царствие Небесное. Наше же дело на его борту – благодатное послушание. Ведь все святые отцы ставили его и ценили очень высоко. Ведь непослушанием первые люди отпали от Бога, а послушанием мы соединяемся с Ним, видя пример, конечно же, Богочеловека Иисуса, Который был послушлив до смерти и даже смерти крестной.
Иерей Андрей Чиженко
Пользовательского поиска
Вопрос
: Подскажите когда во время литургии делаются земные поклоны, когда поясные? И как правильно делается земной поклон (ладонями и лбом касаемся земли или локтями и лбом)?
Ответ : Церковная служба совершается со многими великими земными и малыми поясными поклонами.
Святая Церковь требует совершать поклоны с внутренним благоговением и внешним благообразием, не спеша, и, по возможности, единовременно с другими молящимися в храме.
Пред совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением и потом делать поклон, - если малый, то нужно наклонить главу так, чтобы рукой можно было достать до земли, при великом же нужно оба колена преклонить и главою коснуться земли. Церковный Устав строго требует, чтобы мы совершали поклоны в храме Божием не только истово, чинно и все одновременно, но и неторопливо ("не борзяся") и своевременно, то есть именно тогда, когда это указано. Поклоны и коленопреклонения следует совершать по окончании каждого краткого прошения или молитвословия, а не во время его исполнения.
О неблагочинно совершающих поклоны Устав Церковный произносит строгий суд (Типикон, понедельник первой седмицы Святого Великого поста).
Пред началом всякого Богослужения нужно полагать по три поясных поклона. Затем, при всех службах, на всяком "Приидите, поклонимся", на "Святый Боже", на троекратном "Аллилуиа" и на "Буди Имя Господне" полагаются по три поясных поклона, только на "Аллилуиа" среди шестопсалмия, ради глубокой тишины, по Уставу поклонов не полагается, но совершается крестное знамение. На "Сподоби, Господи" как на вечерни, так и на утрени (в славословии великом, поемом или читаемом), полагается по три поясных поклона. На всех ектениях церковных служб внимательно вслушивайся в каждое прошение, мысленно вознося молитву к Богу и, осеняя себя крестным знамением при возглашениях: "Господи, помилуй" или "Подай, Господи", твори поясной поклон. При пении и а чтении стихир и других молитвословий, тогда только полагается поклон, когда слова молитвословий побуждают к этому; например: "припадем", "поклонимся", "молимся".
После "Честнейшему Херувим" и перед "Именем Господним благослови, отче" (или: владыко) всегда полагается глубокий поясной поклон.
При чтении акафистов на каждом кондаке и икосе полагается поясной поклон; при троекратном произнесении или пении тринадцатого кондака полагаются поклоны земные или поясные (по дню); такие же поклоны полагаются по прочтении молитвы акафиста.
Помянник читается с поклонами после каждой статии (причем в некоторых монастырях поклоны полагаются земные или поясные, по дню, в иных же - всегда поясные).
По "Достойно..." на повечерии и утрени, также и во время пения "Честнейшую..." на 9-й песни канона поклон по дню; после стиха "Хвалим, благословим" полагается поясной поклон.
Пред и по прочтении Евангелия (на "Слава Тебе, Господи") всегда полагается один поясной поклон; на полиелее после каждого величания - по одному поясному поклону.
При начале чтения или пения Символа веры, при произнесении слов: "Силою Честнаго и Животворящаго Креста", при начале чтения Апостола, Евангелия и паримий (Паримия - чтение из Священного Писания Ветхого (иногда Нового) Завета) положено осенять себя крестным знамением без поклона.
Когда священнослужитель, преподавая мир, произносит: "Мир всем" или возглашает: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы (любовь) Бога и Отца, и причастие (общение) Святаго Духа буди со всеми вами" и лик (хор), отвечая, поет: "И духови твоему" или: "И со духом твоим", следует делать поясной поклон без крестного знамения. Поклон полагается при всяком благословении священнослужителем всех молящихся, а также при отпусте, если он совершается без Креста. Когда же отпуст произносится священнослужителем с Крестом, которым он осеняет молящихся, то поклон следует творить с крестным знамением. Неблагочестивым самочинием является то, когда миряне при общем благословении священнослужителя складывают свои ладони, а затем иногда еще и целуют их. При возглашении "Главы ваша Господеви приклоните" следует наклонять главу и стоять до окончания молитвы, произносимой священником: в это время священник молится Богу о всех, преклонивших свои головы.
Когда в церкви осеняют народ Крестом, Святым Евангелием, образом или Святой Чашей, то все должны креститься, преклоняя голову. А когда осеняют свечами, или благословляют рукой, или кадят народ, то не следует креститься, а только поклониться. Лишь в Светлую седмицу Святой Пасхи, когда кадит священник с Крестом в руке, то все крестятся и, отвечая на его приветствие "Христос воскресе", говорят: "Воистину воскресе".
Так нужно различать поклонение пред святыней и пред людьми, хотя и священными. Принимая благословение священника или епископа, христиане складывают ладони крестообразно, полагая правую на левую, и целуют десницу благословляющего, но не крестятся перед этим.
От Святой Пасхи до праздника Святой Троицы, от праздника Рождества Христова до праздника Крещения Господня (Святки), вообще во все Господни великие праздники поклоны земные при храмовых Богослужениях отменяются.
Благослови вас Господь!
(О.Павел)
Генеральная Ассамблея является главным совещательным органом ООН. Она задумывалась как форум, на котором нации мира смогут «обсуждать любые вопросы или дела в пределах Устава». Генеральная Ассамблея состоит из представителей всех государств-членов, каждое из которых имеет один голос.
В основном Генеральная Ассамблея принимает свои резолюции и решения большинством голосов присутствующих государств-членов. Решения по основным вопросам принимаются двумя третями голосов. Решения по другим вопросам принимаются простым большинством голосов. Голосование может проводиться путем регистрируемого в протоколе голосования, поднятием рук или поименным голосованием. Ни одна из наций не может наложить вето на решения Генеральной Ассамблеи.
Функции и полномочия
Генеральная Ассамблея ООН выполняет широкие полномочия: от контроля деятельности Экономического и социального совета и Совета по опеке до ключевых электоральных обязанностей. В соответствии с Уставом Генеральная Ассамблея имеет следующие функции и полномочия:
- рассматривать принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, и вырабатывать рекомендации в отношении этих принципов;
- обсуждать любые вопросы, относящиеся к международному миру и безопасности, и готовить по ним рекомендации, за исключением тех случаев, когда спор или ситуация находится на рассмотрении Совета Безопасности ;
- обсуждать и за тем же исключением давать рекомендации по любым вопросам в пределах Устава или по вопросам, касающимся полномочий и функций любого органа Организации Объединенных Наций;
- организовывать исследования и формулировать рекомендации в целях содействия международному сотрудничеству в политической области, развития и кодификации международного права, осуществления прав человека и основных свобод для всех, а также содействия международному сотрудничеству в экономической и социальной областях, сферах культуры, образования и здравоохранения;
- рекомендовать меры мирного урегулирования любой ситуации независимо от ее происхождения в случае, если она может нанести ущерб дружественным отношениям между нациями;
- получать и рассматривать доклады Совета Безопасности и других органов Организации Объединенных Наций;
- рассматривать и утверждать бюджет Организации Объединенных Наций и определять размеры взносов отдельных членов;
- избирать непостоянных членов Совета Безопасности, членов Экономического и социального совета и подлежащих избранию членов Совета по опеке (в случае необходимости), а также совместно с Советом Безопасности участвовать в избрании судей Международного суда и по рекомендации Совета Безопасности назначать Генерального секретаря.
- 2.6. Структура Организации Сессии
Ассамблея проводит очередные сессии ежегодно. Обычно они открываются в сентябре. Начиная с 58-й очередной сессии (2003 г.) Генеральная Ассамблея открывается в третий вторник сентября, считая от первой недели, на которую приходится не менее одного рабочего дня. Как правило, сессия продолжается около трех месяцев.
До начала очередной сессии проводятся выборы Председателя Генеральной Ассамблеи , а также 21 заместителя Председателя и Председателей шести главных комитетов Ассамблеи. Каждое государство - член ООН имеет право быть представленным в любом из этих комитетов. Председатель Ассамблеи руководит ее работой через Генеральный комитет. Для обеспечения справедливости географического представительства пост Председателя Генеральной Ассамблеи поочередно занимают представители пяти групп государств: азиатских, африканских, восточноевропейских, западноевропейских, латиноамериканских и стран Карибского бассейна.
Помимо очередных, Ассамблея может проводить специальные сессии по требованию Совета Безопасности, большинства членов Организации Объединенных Наций или одного члена Организации при согласии большинства других членов. По условиям уже упоминавшейся резолюции «Единство в пользу мира» в случае возникновения угрозы миру чрезвычайные специальные сессии могут быть созваны в течение 24 часов с момента поступления требования Совета Безопасности, принятого голосами любых девяти членов Совета, или по требованию большинства членов Организации Объединенных Наций либо по требованию одного члена при согласии большинства других.
В начале каждой очередной сессии Генеральная Ассамблея проводит общие пленарные заседания, на которых выступают главы государств и правительств. Некоторые вопросы рассматриваются непосредственно на этих заседаниях, другие передаются в один из шести главных комитетов:
- Первый комитет занимается вопросами разоружения и международной безопасности;
- Второй комитет - экономическими и финансовыми вопросами;
- Третий комитет - социальными и гуманитарными вопросами, а также вопросами культуры;
- Четвертый комитет - специальными политическими вопросами и проблемами деколонизации;
- Пятый комитет - административными и бюджетными вопросами;
- Шестой комитет - правовыми вопросами.
Резолюции и решения, в том числе основанные на рекомендациях комитетов, принимаются на пленарных заседаниях, обычно к концу очередной сессии в декабре. Они могут приниматься как голосованием, так и без его проведения.
Несмотря на то что Генеральная Ассамблея представляет собой крупнейший и наиболее представительный орган ООН, она не является самым полновластным органом, так как принятые Ассамблеей резолюции в отличие от решений Совета Безопасности не имеют обязательной юридической силы для правительств. Вместе с тем за решениями Генеральной Ассамблеи стоят мировое общественное мнение по важным международным вопросам, а также моральный авторитет мирового сообщества.
- На основании резолюции «Единство в пользу мира», принятой Генеральной Ассамблеей в ноябре 1950 г., Ассамблея может принять меры в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии, если Совет Безопасности не в состоянии действоватьв этом направлении из-за отсутствия единства среди его постоянных членов. Ассамблеяуполномочена немедленно рассмотреть этот вопрос, чтобы предложить рекомендациигосударствам-членам относительно коллективных мер, включая в случае нарушениямира или акта агрессии использование вооруженных сил, если это необходимо, для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. 40 Глобальное экономическое регулирование
- Председателем 61-й сессии Генеральной Ассамблеи (2006 г.) была избрана г-жаХайя Рашед аль-Халифа (Бахрейн). В это время она выполняла функции юрисконсультаКоролевского суда в Королевстве Бахрейн.
Генеральная Ассамблея ООН - ГА (General Assambly of the UN) является главным совещательным органом ООН и состоит из представителей всех государств - членов ООН. Она уполномочена обсуждать любые вопросы в рамках Устава ООН или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов ООН и делать соответствующие рекомендации. Решения Ассамблеи хотя и не имеют обязательной юридической силы для правительств стран-участниц, играют важную роль, поскольку выражают мнение мировой общественности. Генеральная Ассамблея определяет политику ООН и ее программу, утверждает бюджет, созывает и организует конференции, вырабатывает основные направления деятельности и проводит различные кампании.
Генеральная Ассамблея задумывалась как форум, на котором нациям мира должна быть предоставлена широкая возможность «обсуждать любые вопросы или дела в пределах Устава». Это крупнейший и наиболее представительный, но не самый полновластный орган ООН, поскольку Ассамблея не имеет полномочий заставить провести в жизнь свои решения. Принятые Ассамблеей резолюции, в отличие от решений Совета Безопасности, не имеют обязательной силы, при этом ни одна из наций не может наложить на них вето.
Генеральная Ассамблея контролирует деятельность Экономического и социального совета, Совета по опеке, а также специальных учреждений; на нее возлагаются также ключевые электоральные обязанности. Совместно с Советом Безопасности Ассамблея избирает Генерального секретаря и судей Международного суда; она же принимает решения о приеме в ООН новых членов. Ассамблея избирает десять непостоянных членов. Наконец, она определяет размеры взноса каждого государства - члена ООН в бюджет Организации.
В соответствии с Уставом функции и полномочия Генеральной Ассамблеи сводятся к тому, чтобы:
Рассматривать и формулировать принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы в области разоружения и регулирования вооружений;
Обсуждать любые вопросы, относящиеся к международному миру и безопасности, за исключением тех случаев, когда спор или ситуация находятся на рассмотрении Совета Безопасности;
46 Глава 2. Международные экономические организации в системе ООН
Обсуждать и за тем же исключением давать рекомендации по любым вопросам в пределах Устава или по вопросам, касающимся полномочий и функций любого органа Организации Объединенных Наций;
Проводить исследования и готовить рекомендации в целях содействия международному политическому сотрудничеству, развития международного права, осуществления прав и основных свобод человека; содействовать международному сотрудничеству в экономической, социальной областях, в сфере культуры, образования и здравоохранения;
Получать и рассматривать доклады Совета Безопасности и других органов Организации Объединенных Наций;
Рассматривать и утверждать бюджет Организации Объединенных Наций и определять размеры взносов отдельных членов;
Избирать непостоянных членов Совета Безопасности, членов
Экономического и социального совета и подлежащих избранию чле
нов Совета по опеке; совместно с Советом Безопасности участвовать в
избрании судей Международного суда и, по рекомендации Совета
Безопасности, назначать Генерального секретаря.
Решения на Генеральной Ассамблее главным образом принимаются простым большинством голосов. Однако те из резолюций, которые в соответствии с Уставом касаются ключевых вопросов (миротворческие резолюции и избрание новых членов), должны приниматься большинством в две трети голосов.
Ежегодно в сентябре собирается очередная сессия Генеральной Ассамблеи, но, кроме этого, Ассамблея может собираться на специальные сессии по требованию Совета Безопасности, большинства членов Организации Объединенных Наций или одного члена Организации при согласии большинства других. Чрезвычайные специальные сессии могут быть созваны в течение 24 часов с момента поступления требования Совета Безопасности, одобренного любыми девятью членами Совета, или по требованию большинства членов Организации Объединенных Наций.
В начале каждой очередной сессии Ассамблея проводит общие прения, где часто выступают главы государств и правительств. В ходе них государства-члены выражают свои мнения по широкому кругу международных вопросов.
Большинство вопросов обсуждается в ее шести главных комитетах:
Первый комитет (вопросы разоружения и международной безопасности);
2.1. Структура ООН. Основные органы 47
Второй комитет (экономические и финансовые вопросы);
Третий комитет (социальные, гуманитарные вопросы и вопросы культуры);
Четвертый комитет (специальные политические вопросы и вопросы деколонизации);
Пятый комитет (административные и бюджетные вопросы);
Шестой комитет (правовые вопросы).
О роли и значении ГА в развитии мирового сообщества свидетельствуют следующие факты.
Принятая в 1950 г. резолюция «Единство в пользу мира» значительно повысила роль Генеральной Ассамблеи. Эта резолюция утверждала право Ассамблеи собираться немедленно в случае чрезвычайных обстоятельств, когда не мог действовать Совет Безопасности, и предлагать соответствующие коллективные меры, включая использование вооруженных сил. Резолюция учредила состоявшую из 14 представителей различных государств Военную комиссию по перемирию для наблюдения за развитием опасных ситуаций в любой части мира и призвала все государства - члены ООН создать специальные контингента вооруженных сил, предназначенные для использования по требованию Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи. Расширив свои полномочия, Ассамблея оказалась в состоянии удержать под контролем несколько кризисных ситуаций: военное вторжение Китая в Корею в 1950 г., Суэцкий кризис 1956 г. и советское вторжение в Венгрию в том же году, Ливанский кризис 1958 г., кризис в Конго в 1960 г. Поскольку деколонизация привела к расширению политической базы Ассамблеи, вопросами безопасности стал заниматься в основном Совет Безопасности.
США, как правило, удавалось добиваться большинства на Генеральной Ассамблее при голосовании по жизненно важным вопросам. В 1960 - 1970-х гг. в связи с усилением афро-азиатско-арабского блока США стало труднее добиваться необходимого большинства, поэтому им пришлось увеличить политическое, экономическое и дипломатическое давление на страны третьего мира.
Решения Ассамблеи, как и решения Совета Безопасности, в известной мере отражают соотношение сил, сложившееся за рамками ООН. Даже принятый на Ассамблее политический принцип «одно государство т- один голос» не способен преодолеть неравенства в представлении политических, военных и экономических интересов различных стран. Достижению прочного большинства часто способствовало закулисное лоббирование, иногда принимавшее формы взяток и угроз.
48 Глава 2. Международные экономические организации в системе ООН
На счету Генеральной Ассамблеи немало достижений, но есть и откровенные провалы. В 1956 г. ей удалось восстановить статус-кво на Ближнем Востоке после Суэцкого кризиса и в ходе его разрешения создать новый эффективный инструмент для сохранения мира - Чрезвычайные вооруженные силы ООН. Однако ГА не смогла предпринять эффективных действий, чтобы остановить вторжение СССР в Венгрию в 1956 г. и в Чехословакию в 1968 г. Она не смогла оказать влияние и на ход войны во Вьетнаме; На Ближнем Востоке даже проарабский настрой Ассамблеи после войны 1967 г. не способствовал переговорам между Израилем и соседними государствами.
Однако деятельность Ассамблеи не ограничивалась ведением дискуссий. Так, в сфере международного права под эгидой Генеральной Ассамблеи было учреждено Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). В 1948 г. весомым вкладом Ассамблеи явились Всеобщая декларация прав человека и Конвенция о геноциде. Генеральная Ассамблея приняла также три исключительно важных соглашения по контролю над вооружением: в 1966 г. Договор о космическом пространстве, в 1968 г. Договор о нераспространении ядерного оружия и в 1971 г. Договор об использовании морского дна. В 1974 г. она стала инициатором организации Университета Организации Объединенных Наций (УООН) со штаб-квартирой в Токио и учредила его региональные отделения по всему миру. Возникновение афро-азиатского-арабского блока, названного «Группой 77», в котором превалировали в основном неприсоединившиеся страны, заставило США усомниться в целесообразности политического принципа Ассамблеи «одно государство - один голос». Вопрос заключался в следующем: должна ли глобальная сверхдержава принимать решения органа, в котором равные с ней права имеют государства, представляющие крошечные страны подчас с неграмотным населением, неразвитой экономикой и небоеспособной армией? США, которым предписывалось на 2.5% содержать бюджет ООН, все больше раздражал тот факт, что такое же право голоса имеет и страна, взносы которой в бюджет данной организации составляют менее 0,1%. Поэтому американцы стали выдвигать неформальные предложения относительно введения «взвешенного голосования» с учетом реальной политической силы того или иного государства. Но все эти предложения упирались в невозможность определить критерии политического веса. Поэтому был сохранен принцип «одно государство - один голос», несмотря на опасность того, что сверхдержавы станут игнорировать Ассамблею, действуя либо вне рамок ООН, либо только через Совет Безопасности.
В структуре Генеральной Ассамблеи экономическими аспектами занимаются четыре комитета, каждый из которых решает вопросы, от-
2.1. Структура ООН. Основные органы 49
носящиеся к его компетенции, и несет ответственность перед Генеральной Ассамблеей.
1. Комитет по экономическим и финансовым вопросам (Economic
and Financial - Second Committee).
2. Комиссия ООН по праву международной торговли -
ЮНСИТРАЛ (UN Commission on International Trade Law -
INCITRAL).
3. Комиссия по международному праву - КМП (International Law Commission - ILC).
4. Комитет по инвестициям (Investment Committee).
В рамках этих комитетов подготавливаются рекомендации и вырабатываются резолюции для представления на пленарные заседания Генеральной Ассамблеи. Любой член ООН имеет право быть представленным в каждом из комитетов. Каждый комитет избирает своего председателя. Решения принимаются большинством голосов присутствующих членов и голосующих.
Совет Безопасности ООН
Совет Безопасности ООН - СБ (Council of Safety of the UN) действующий политический орган ООН, накоторый, согласно Уставу ООН, возложена ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Совет наделен широкими полномочиями в деле мирного урегулирования международных споров, недопущения военных столкновений между государствами, пресечения актов агрессии и восстановления международного мира.
На основании Устава только Совет Безопасности ООН имеет право принимать решения о проведении операций с использованием Вооруженных сил ООН, а равно решать вопросы, связанные с созданием и использованием Вооруженных сил ООН, в частности, такие, как определение задач и функций вооруженных сил, их состава и численности, структуры командования, сроков пребывания в районах операций, а также вопросы руководства операциями и определение порядка их финансирования. Для оказания давления на государство, действия которого создают угрозу международному миру или представляют собой нарушение мира, Совет может решить и потребовать от членов ООН применения мер, не связанных с использованием вооруженных сил, таких, например, как полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- и других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений. Если такие меры будут сочтены Советом недостаточными, он уполномочен предпринимать действия, связанные с использованием
50 Глава 2. Международные экономические организации в системе ООН
воздушных, морских и сухопутных вооруженных сил. Эти действия могут включать в себя демонстрацию, блокаду, операции вооруженных сил членов ООН.
Совет вносит рекомендации о приеме государств в члены ООН, об исключении членов ООН, систематически нарушающих принципы Устава ООН, о приостановлении осуществления прав и привилегий, принадлежащих члену ООН, если против этого члена он предпринимает действия превентивного или принудительного характера.
Совет делает рекомендации Генеральной Ассамблеи ООН относительно назначения Генерального секретаря ООН, выбирает вместе с ней членов Международного суда ООН и может принять меры для исполнения решения этого Суда, которое то или иное государство отказалось выполнить. Согласно Уставу Совет может принимать помимо рекомендаций юридически обязательные решения, выполнение которых обеспечивается принудительной силой всех государств - членов ООН. За все время существования ООН не было практически ни одного важного международного события, ставившего под угрозу мир и безопасность народов или вызывающего споры и разногласия между государствами, на которые бы не обращалось внимание Совета, причем значительное число их стало предметом рассмотрения на заседаниях Совета Безопасности.
В Совет Безопасности входят пять постоянных членов - Великобритания, Китай, Россия (де-факто наследник СССР), США и Франция и десять членов, избираемых на Генеральной Ассамблее на двухлетний срок, повторное переизбрание не допускается. Непостоянные члены избираются из следующих регионов: пять из Африки и Азии, один из Восточной Европы, два из Латинской Америки и два из Западной Европы, а также остальных регионов, включая Австралию и Канаду (табл. 2.1). Совет Безопасности организован так, чтобы он мог функционировать непрерывно, а представитель каждого из его членов должен постоянно находиться в штаб-квартире ООН. Председательство в Совете предоставляется каждому члену в течение одного месяца, ротация председателей происходит в соответствии с расположением их имен по английскому алфавиту.
Для принятия решений требуется не менее девяти голосов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. Это означает, что достаточно одному или нескольким постоянным членам проголосовать против какого-либо решения - и оно считается отклоненным. В этом случае говорят о наложении вето постоянным членом. Воздержание постоянного члена не рассматривается как вето.
2.1. Структура ООН. Основные органы
Таблица 2.1. Члены Совета Безопасности в 2004 г.
Страна | Дата истечения | срока членства |
Алжир | 31 декабря 2005 г. | |
Ангола | 31 декабря 2004 г. | |
Бенин | 31 декабря 2005 г. | |
Бразилия | 31 декабря 2005 г. | |
Германия | 31 декабря 2004 г. | |
Испания | 31 декабря 2004 г. | |
Китай | Постоянный член | |
Пакистан | 31 декабря 2004 г. | |
Российская Федерация | Постоянный член | |
Румыния | 31 декабря 2005 г. | |
Соединенное Королевство Великобри- | Постоянный член | |
тании и Северной Ирландии | ||
Соединенные Штаты Америки | Постоянный член | |
Филиппины | 31 декабря 2005 т. | |
Франция | Постоянный член | |
Чили | 31 декабря 2004 г. |