Группы интересов - группы давления. Группы давления
Группа давления - общественное объединение, активно добивающееся удовлетворения собственных интересов с помощью целенаправленного воздействия на структуры политической власти. Понятие «группа давления» раскрывает динамику превращения социально-групповых интересов, возникающих в гражданском обществе, в политический фактор. Группы давления - формальные объединения граждан с четко выраженной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом (профсоюзы, церкви и т.д.). Группы давления в связи с их относительно жесткой организационной структурой могут оказывать большое воздействие на политическую жизнь страны, которое по силе нередко превосходит влияние политических партий. Известны случаи, когда могущественные профсоюзы или объединения предпринимателей заставляли ирани- тельство отступать перед своими требованиями. С этой целью они применяли различные формы и методы политического давления: пропагандистские кампании в средствах массовой информации, забастовки, пикеты, шествия, митинги и т.п. Типичные способы воздействия групп давления на государственные органы: - непосредственное выдвижение своих членов в состав представительных и исполнительных органов власти, а также в качестве функционеров управленческого аппарата; - участие членов группы в работе парламентских комиссий и подкомиссий, в межведомственных комитетах и службах; - поддержание личных контактов с членами парламента, правительства, прочими чиновниками и т.д. Эффективность деятельности группы давления во многом зависит от ресурсов, которыми она располагает (собственность, информация, квалификация и опыт, культурное влияние, национальные и религиозные связи и пр.). В отличие от политических партий, цель которых - завоевание власти, назначение групп давления заключается в оказании влияния на политику, в стремлении поддержать или помешать принятию конкретных решений государственными органами. Профессиональные союзы, ассоциации предпринимателей, союзы кооператоров, потребителей, добровольные общества и другие общественные объединения представляют собой разновидность групп давления. Группами давления можно считать и традиционно присутствующие в политике и политической деятельности тайные общества и организации (например масоны, и т.п.). Присутствие групп давления в политической жизни, с одной стороны, умножает число косвенных субъектов политики, является своеобразным дополнением к многопартийности, расширяя плюрализм, а с другой стороны, создает условия для сращивания наиболее мощных групп давления с бюрократическими и партийными группировками, усиливает корпоративные тенденции в политической системе общества. ЛИТЕРАТУРА Алескеров Ф.Т., ОртешукП. Выборы. Голосование. Партии. М., 1995. Васильев М.И. Партия, движения, политические силы - попытка деконструкции // Полис. 1992. № 5, 6. Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1995. С. 147-150. Демидов А.И., Федосеев A.A. Основы политологии. М., 1995. С. 217-218. Курс лекций по политологии / Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань, 1994. Лекция 6. Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. Гл. 7. С. 196-197. Основы политической науки / Под ред. В.П. Пугачева. М., 1994. Ч. 2. Гл. 11. С. 8-9. Политология / Под ред. A.A. Радугина. М., 1996. Гл. 10. С. 191. Политология: Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. Гл. 10. С. 230-231. Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С.80-82. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1997. С. 270-276. 58.
Еще по теме Группы давления:
- ДАВЛЕНИЕ ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ВЫНУЖДАЮЩЕЕ ИДТИ НА МОШЕННИЧЕСТВО ______________
- ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Текст фокус-группы. Обсуждается принадлежность зачитанных групповых характеристик к той или иной этнической группе
Вторым наиболее массовым организованным субъектом политического рынка выступают группы интересов и группы давления . Под этим понятием имеются в виду организации самого разного типа, члены которых, не претендуя на высшую в системе, пытаются влиять на нее для обеспечения своих специфических интересов . В этом их принципиальное отличие от .
В число таких групп входят:
- профсоюзы рабочих и служащих;
- фермерские (крестьянские) организации и союзы;
- профессиональные ассоциации предпринимателей;
- феминистские, экологические, правозащитные, пацифистские и т.п. движения;
- союзы ветеранов;
- философские клубы и общества и др.
Существуют различные классификации групп давления . Они могут быть:
- широкого и специализированного профиля;
- представляющие преимущественно материальные интересы и ставящие на первое место идеологические ценности и ;
- массовые и кадровые;
- частные и общественные.
В качестве приоритетных группы давления выполняют следующие две функции :
- во-первых, это селекция, обобщение, формулирование и артикуляция основных интересов своих членов;
- во-вторых, целенаправленное воздействие на институты публичной власти с целью удовлетворения особо значимых интересов.
При этом объектами этого воздействия выступают все ветви власти, но прежде всего законодательная и исполнительная, а также партии, которые эту власть контролируют. Существенное значение придается апелляции к общественному мнению и его мобилизации.
Направления воздействия групп давления на власть и ее окружение:
- Воздействие на саму власть.
- Воздействие на партии, контролирующие власть.
- Воздействие на общественное мнение, влияющее на власть.
Группы давления оказывают обществу хорошую услугу, направляя в соответствующие каналы его чаяния, которые без этого часто принимают неорганизованную и насильственную форму. Но, вместе с тем, группы давления могут приводить и к дезорганизации общества.
Обычно выделяют четыре типа возможных дисфункциональных последствий деятельности групп давления:
- общественный протекционизм, т.е. тенденция групп требовать сохранения достигнутых позиций и прав;
- управленческий застой, когда действия и инициативы правительства блокируются;
- отрицание коллективной дисциплины, т.е. каждая группа стремится переложить на других бремя национальных расходов;
- изменение в соотношении сил, т.е. равновесие между различными интересами может быть нарушено, так как каждая группа обладает неравными средствами влияния.
С понятием групп давления тесно связано понятие «лоббизм» , или «лобби» . В самом широком смысле оба эти понятия чаще всего употребляются в качестве синонимов. Как специализированный вид деятельности «лобби» — это воздействие любого юридического или физического лица, предпринимающееся чаще всего за плату, на процессы принятия административных и законодательных решений в пользу другого юридического или физического лица .
В качестве легальных лоббистская деятельность принимает формы:
- выступлений на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента;
- представления проектов законов и других нормативных актов, результатов научных исследований и экспертиз;
- проведения пропагандистских кампаний в печати и других органах СМИ;
- организации демонстраций, маршей, пикетирования и т.д.
К нелегальным (уголовно наказуемым) действиям относятся:
- взятка как разовый акт или подкуп законодателя либо чиновника на длительный срок;
- шантаж, тиражирование заведомо ложной или искаженной информации и др.
В западных странах лоббистская деятельность регулируется специальным законодательством, что придает ей характер легальной деятельности, вытекающей из конституционного права граждан обращаться с петициями в органы власти. В России пока доминирует так называемый «дикий лоббизм», в основе которого лежит такое явление, как политическая коррупция.
Коррупция - крайний метод скрытого давления на власть. Причем индивидуальная коррупция становится все более редкой в мировой практике, особенно в прямой форме. Чаще существует угроза коллективной коррупции путем финансирования партий и избирательных кампаний. В то же время в западных странах используется целый комплекс мер по ее предотвращению. В отношении избирательной кампании — это гласность расходов на ее проведение, установление их потолка и финансирование за счет государства. В отношении лоббирования — практика регистрации лоббистов и жесткий правовой контроль их деятельности и др.
Политические интересы
Политические интересы — это выражение потребностей общества, социальной группы, политической организации, движения в социальной и политической сфере. Интересы служат источником, мотивом, побуждающим к определенным действиям, например участию в выборах, организации и проведению митинга, работе политических институтов и т. д.
Политические отношения возникают не сами по себе, а по поводу того или иного интереса. Например, основными объектами международных отношений являются национальные, региональные и глобальные интересы. В свою очередь, национальный интерес понимается как конфликтное двуединство государственного и общественного интересов, так как внутренняя политика общества-государства является результатом взаимодействия внутренних интересов различных политических сил.
Интересы объединяют и разъединяют народы и страны, «заставляют» их сотрудничать и конфликтовать. Определяя приоритеты международной политики, англичанин Пальмирстон сказал следующее: «У нас нет вечных соперников и вечных врагов, вечны для нас только интересы», — считают англичане.
Интерес является одним из основных факторов, мотивирующих любой вид социальной и политической деятельности. С помощью понятия «интерес», по мнению М. В. Ильина, «концептуализируется универсальная основа любой целенаправленной деятельности, политического по природе функционального императива целедостижения». Интересы служат источником, мотивом, побуждающим к определенным целенаправленным действиям, например к участию в выборах, организации и проведению митинга, работе политических институтов, захвату (удержанию) власти и т. д.
- во-первых, именно политические интересы в обобщенной форме выражают актуальные политические потребности субъектов и обусловливают их действия;
- во-вторых, политические интересы отражают диалектику всеобщего, особенного и частного интереса, являются всеобщей формой социального интереса, определяющего характер и направленность политической деятельности;
- в-третьих, содержание политического интереса формируется главным образом в результате взаимодействия интересов социальных групп в зависимости от их зрелости, политической активности, веса в обществе;
- в-четвертых, политические интересы, будучи производными от социальных и экономических потребностей, реализуясь в политической деятельности, стимулируют развитие социально-экономической сферы;
- в-пятых, в политических интересах непосредственно отражается отношение членов общества к политической власти, политической системе в целом;
- в-шестых, политические интересы являются базой для формирования политических взглядов, политических общественных настроений, идеологических позиций.
При всем многообразии социальных и политических предпочтений именно понятием «интерес» можно в обобщенном виде выразить все многообразие потребностей, целей, ценностей и позиций субъектов политики в обществе. Другого такого обобщающего понятия в общественной жизни и в политике не существует. Да и само понятие «политика» определяется через понятие «интерес» (конфликт интересов — согласование интересов). По мнению известного американского политолога Р. Даля, политика есть не что иное, как сложное взаимодействие частных и групповых интересов.
Интересы объединяют и разъединяют социальные группы и институты, народы и страны, «заставляют» их сотрудничать и конфликтовать. Одни интересы выражают долговременные тенденции и перспективы общества, нации, класса, политической партии. Другие, более частные интересы выражают специфику социально-политических отношений между социальными группами и политическими институтами в процессе их взаимодействия. Следующая группа интересов имеет циклический, временной характер, например предвыборная кампания.
Интересы могут быть личными (индивидуальными), групповыми и общественными. Однако для того чтобы отстаивать свои интересы, люди должны объединяться в «группы интересов»: политические партии, общественные движения и др. Одиночный лидер в политике не имеет шансов на успех, если его не поддержат определенные социальные и политические силы, интересы которых он выражает.
Политические интересы объединяют людей, имеющих общие ценностные ориентации, потребности, взгляды, цели и разъединяют (противопоставляют) людей, имеющих несовместимые интересы. Свои особые интересы могут иметь государственные институты, политические партии, общественно-политические организации и движения, группы интересов и др.
Группы интересов представляют собой преимущественно добровольные организации и объединения, стремящиеся реализовать свои особые корпоративные интересы через государственные институты и опосредованно через партии, парламентские фракции или средства массовой информации.
К сожалению, в настоящее время на российском политическом поле наиболее сплоченными и активными являются группы интересов олигархических кланов, политических землячеств, силовых структур, коррумпированного чиновничества. Они активно лоббируют свои корпоративные интересы, которые нередко расходятся с интересами общества и государства.
Понятие «национальный интерес» выражает социально-политические интересы всей страны, всей нации. Национальный интерес возникает как результат взаимодействия, противодействия и конфликта политического интереса государства (правящего класса, политической системы) и интересов гражданского общества. При этом если общество не в состоянии осуществлять действенный контроль над государством, то национальный интерес будет отражать преимущественно политические интересы властвующей элиты.
Слабая организованность гражданского общества, преобладание подданнической политической культуры у большинства российских граждан не позволяет им активно и эффективно отстаивать свои интересы и отстранять от власти тех, кто печется только о своих личных или корпоративных, корыстных интересах.
Классификация групп давления как политической силы, отличной от других сил, требует выявления их характерных признаков. Не всякая группа интересов является группой давления и не всякая группа, воздействующая на власть, является группой давления. Группа давления должна обладать следующими признаками: 1) оформленностью организационной структуры; 2) защитой собственных интересов (то есть цели давления являются ее собственными целями); 3) существованием ее как автономного центра принятия решений, а не как инструмента в руках другой организации; 4) оказанием группой эффективного давления.
Рассмотрим подробнее перечисленные признаки.
1. Для оказания давления необходима организация. Например, демонстрации, митинги, шествия имеют, как правило, эфемерный характер, поскольку после шествий люди расходятся, а политический процесс идет своим чередом. Если же демонстрация организована группой, то она выступает как одна из форм деятельности этой группы давления. Невозможно отнести к группам давления и такую группу, которая периодически собирает людей, не имеющих общих интересов и постоянных контактов между собой.
Алмонд и Пауэлл выделили четыре типа групп давления по степени их специализации и организованности:
а) спонтанные группы интересов, отражающие стихийные, эфемерные, часто ориентированные на насилие интересы;
б) неассоциативные группы интересов, объединяющие интересы неформальных, непостоянных и ненасильственных группировок (складывающиеся, например, на основе родственных связей, веры), характеризующиеся отсутствием непрерывности существования и организованности;
в) институциональные группы интересов то есть интересов формальных организаций (партий, собрания, администрации, армии, церкви), наделенных помимо выражения интересов и другими функциями (например, сплоченная группа офицеров, руководящий орган партии);
г) ассоциативные группы интересов добровольных и специализирующихся на выражении интересов организаций: профсоюзов, предпринимательских союзов, этнических или религиозных ассоциаций граждан.
Следовательно, общность интересов в некоторых случаях вызывает их спорадические и преходящие проявления, в других же вызывает образование настоящей и крепкой организации, которая специально берет на себя отстаивание общих интересов.
2. Для того, чтобы назвать ту или иную организацию группой давления, она должна иметь пристрастный характер, то есть не должна быть нейтральной и безразличной по отношению к целям, ради которых она оказывает давление. Пристрастность выражается в наличии собственной политической цели, отражающей интересы группы.
3. На политической сцене могут действовать организованные группы, однако не самостоятельные с точки зрения возможности принятия решений, например, коллективы редакций газет, выражающие мнение партий, не являются независимыми группами, оказывающими давление по своему усмотрению. Большинство газет выступают рупорами групп, которые их содержат.
4. Группы давления, обладая общностью интересов, стремятся их защитить. Всякая группа, постоянно сталкиваясь с интересами других групп, вынуждена заботиться о сохранении своих. Для этого она использует все средства воздействия на внешний мир. Поэтому всякая группа, отстаивающая свои интересы, оказывается в действительности группой давления.
Следовательно, группы давления - это такие группы интересов, которые используют для влияния на власть в первую очередь не методы информирования и убеждения, а методы прямых организованных действий(соответствующие кампании в средствах массовой информации, митинги, демонстрации, марши, пикетирования, забастовки и другие публичные акции в поддержку своих требований).
Группы давления заметно различаются по направленности и формам влияния на власть. Их типология может иметь различные основания, например по целям деятельности (группы, защищающие материальные интересы и группы идей), по масштабу и значимости интересов, по типу носителя (общественные и частные группы).
Классифицируя группы давления по целям деятельности, можно выделить группы, отстаивающие прежде всего материальные интересы, стремящиеся к завоеванию новых выгод, и группы, поддерживающие те или иные идеологические и моральные принципы. К первым прежде всего относятся профессиональные организации, отстаивающие материальные интересы и корпоративный порядок.
В наши дни любая профессия представлена своим органом защиты. Даже лица свободных профессий (врачи, адвокаты, представители творческой интеллигенции и т.д.) используют преимущества коллективных действий. Наиболее эффективна деятельность групп давления работников аграрного сектора и наемных работников: крестьянских аграрных организаций, предпринимательских организаций, профсоюзов.
Крестьянские организации характеризуются разбросанностью своих членов по территории страны, хотя численность их настолько значительна, что они составляют значительную часть электората в большинстве избирательных округов. Поэтому формирование парламентского большинства в значительной степени зависит от электоральных предпочтений крестьянства и фермеров. В то же время крестьянские организации представляют неоднородную в социальном плане массу: от богатых землевладельцев до мелких небогатых сельских производителей. Это объективно ограничивает возможности единства действий. При этом низкие цены на отечественное продовольствие и ввоз в страну дешевого импорта часто толкают фермеров и крестьян на массовые манифестации, переходящие подчас в бунты. Во избежание подобного развития событий правительства в большинстве западных стран выделяют на поддержку фермеров значительные бюджетные средства.
Предпринимательские организации в разных странах обладают разной степенью влияния, интеграции и представительства. В США, например, интересы предпринимателей отстаивают Торговая палата, объединяющая 27 тыс. местных палат, 200 тыс. компаний и 13 тыс. предпринимательских ассоциаций; Национальная ассоциация промышленников, в которую входят 75% всех промышленных компаний страны; Национальная ассоциация малого бизнеса, включающая 500 тыс. компаний; Национальная федерация независимого бизнеса, представляющая интересы 400 тыс. компаний.
В России, где число независимых предпринимателей невелико, а уровень их организации еще чрезвычайно низок, Союз промышленников и предпринимателей не может оказывать сильного воздействия на экономическую политику правительства, хотя и предпринимает определенные шаги для лоббирования необходимых законов в Государственной Думе.
Наиболее эффективно давление предпринимательских ассоциаций для решения вопросов на уровне секторов и отраслей экономики. Однако когда речь идет о глобальном решении, всеобщей политике, то вмешательство предпринимателей происходит реже и оказывается менее эффективным.
Наиболее важными среди групп давления являются организации глобального характера, объединяющие наемных работников. Состояние и возможности профсоюзов зависят от трех факторов: от представительства профсоюзов в стране; от степени единства профсоюзного движения; от профсоюзной дисциплины. Политический вес профсоюзов во многом определяется процентным соотношением числа членов профсоюзов к общему числу наемных работников, а это соотношение, в свою очередь, зависит от исторических, национальных, экономических, культурных факторов конкретной страны. Так, например, во Франции профсоюзами охвачено 9% наемных работников, в США - 17%, в Великобритании - 38%, в ФРГ - 39%, в Швеции - 90%. Степень сплоченности профсоюзного движения также различна. В ФРГ и Великобритании общенациональные профсоюзные объединения охватывают большинство отраслевых профсоюзных организаций. Во Франции же профсоюзы разъединены. От уровня профсоюзной дисциплины также зависит эффективность их действий. Следование всех участников профсоюзного объединения выработанным правилам, особенно в условиях забастовки, позволяет добиваться удовлетворения большинства требований работников, заключать выгодные для них соглашения.
Все большее влияние среди групп давления приобретают организации потребителей, зародившиеся в США, а затем распространившиеся во многих странах. Защита прав потребителей от товаров низкого качества, лживой рекламы происходит различными средствами. Важнейшее среди них - принятие законов, защищающих права потребителей.
Группы давления, отстаивающие моральные интересы, более разнородны и многообразны. Среди них следует назвать молодежные и женские организации, ассоциации ветеранов. Их специфика состоит в том, что они одновременно защищают как моральные (например, проблемы социального статуса), так и материальные интересы своих членов (пенсии, стипендии, равные условия найма и оплаты труда для мужчин и женщин и т.д.).
Конфессиональные объединения также могут играть роль группы давления. Церковь оказывает влияние через свои официальные органы, через объединения верующих, прессу. Обычно она отстаивает общечеловеческие ценности и нормы, но может защищать и свои специфические интересы, например, права религиозных меньшинств.
К организациям, отражающим специфические интересы можно отнести различные правозащитные организации, движения против расизма, за европейскую интеграцию, охрану окружающей среды, уважение общественной морали и т.д. Их влияние тем более существенно, что они могут объединять людей, придерживающихся различных политических взглядов. Гуманистическая направленность целей и деятельности таких организаций привлекает внимание к ним значительного числа избирателей. Поэтому политические партии стремятся привлечь их на свою сторону и использовать в политической борьбе. К таким специфическим группам давления относятся также разнообразные философские общества и политические клубы.
По значимости отстаиваемых интересов группы делятся на защищающие общественный (всеобщий) интерес и частные интересы.
Классификация групп давления по субъекту-носителю связана с тем, что в качестве групп давления могут выступать и институты государства, оказывающие влияние на законодателей, на общественное мнение или на правительство с целью проталкивания выгодного лоббистам политического курса. Такие группы давления Г.Алмонд назвал «группами организованных интересов» или «группами институциональных интересов». Эти группы связаны с организациями (администрацией, депутатами законодательного органа, военными и т.д.). В нормальных условиях эти общественные органы выполняют управленческие функции, но в определенной ситуации они лоббируют интересы чиновников, генералитета, отдельных отраслей и предприятий.
Армия в разных странах может как обладать политической властью и устанавливать военные режимы, так и играть роль группы давления в тех странах, где она подчинена гражданской власти.