Ядерное оружие как фактор сдерживания. Теория ядерного сдерживания
Ничто не может быть сильнее идей, время которых пришло. Виктор Гюго
26 января 2004 года генеральный директор Международного агентства ООН по атомной энергии (МАГАТЭ) Мохаммед Эль-Барадей заявил, что "опасность ядерной войны еще никогда не была такой большой, как сейчас". По словам главы МАГАТЭ, в мире "возник гениально организованный ядерный черный рынок": в одной стране составляются планы, в другой - изготавливаются центрифуги, которые потом отправляются через третью страну к неизвестному конечному потребителю. "Замешаны предприимчивые ядерные эксперты, бессовестные фирмы, даже государственные органы. Очевидно, что в последние годы система международного контроля за экспортом оказалась совершенно беспомощной, - нарисовал мрачную картину Эль-Барадей. - Нужно признать, что инспекторы МАГАТЭ не смогли остановить Пакистан, Индию и Израиль от разработки ядерной бомбы. Разрабатываемые сейчас в США так называемые тактические ядерные мини-бомбы тоже могут понизить порог сдерживания для нанесения ядерного удара. Я боюсь, что ядерное оружие попадет в руки диктаторов и террористов. Угроза ядерной войны приблизится, если мы не задумаемся о новой международной системе контроля".
Ранее Эль-Барадей утверждал, что в настоящий момент от 35 до 40 стран обладают возможностями для создания ядерного оружия: "Договор о нераспространении ядерного оружия в том виде, в каком он существует, не препятствует тому, чтобы государство занималось производством обогащенного урана или даже закупало у кого-либо ядерные материалы, которые могут быть использованы в военных целях. Если кто-либо из этих 35-40 стран, которые в данный момент придерживаются Договора о нераспространении ядерного оружия, решат из него выйти, то они смогут создать ядерное оружие за считанные месяцы".
"В последние годы система международного контроля оказалась беспомощной"
Информация о том, что одни страны продают другим ядерные технологии, не нова. Причем делается это под густым покровом секретности, чтобы обойти договор о нераспространении ядерного оружия. Лишь изредка сведения о сделках просачиваются в СМИ - как правило, благодаря утечкам в спецслужбах. Приведем лишь несколько фактов из недавней истории.
В 1969 году грузовое судно ФРГ вышло в море из Антверпена, имея на борту 200 тонн урана. Этот металл требовался итальянской фирме для производства катализаторов, используемых в химической промышленности. На пути к порту назначения Генуе судно с ураном бесследно исчезло. Много месяцев спустя оно возникло вновь в небольшом турецком порту, но уже с другим грузом. Служба безопасности "Евратома" (Европейского сообщества по атомной энергии) не смогла ничего разведать о судьбе груза. Лишь девять лет спустя один из сотрудников ЦРУ проговорился: весь груз - 561 плотно закупоренная и запечатанная бочка - был продан Израилю. Этого урана должно было хватить для производства оружейного плутония в количестве, достаточном, чтобы снарядить им 33 небольшие атомные бомбы.
Это происшествие стало известно общественности, но оно явно не единственное. Только по официальным данным в середине 1970-х годов в США "таинственным" образом исчезли 4 тонны обогащенного урана и плутония. Об этом сообщала международная пресса в начале 1978 года. По сведениям британского управления по атомной энергии, проведенная в 1978 году инвентаризация показала - в 1971-1977 годах с атомных электростанций Великобритании исчезло 100 килограммов плутония.
Кстати, Китай испытал атомную бомбу в 1964 году, а термоядерную - в 1968-м. Индия провела ядерные испытания в 1974 году, Пакистан заявил о наличии у него атомной бомбы в 1984 году, а провел испытания в 1998-м. Швеция объявила, что обладает всеми ресурсами для создания атомной бомбы в течение 6-7 лет еще в начале 1957 года, но в 1968-м подписала Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). К 1989 году в военном арсенале Южно-Африканской Республики содержалось шесть ядерных зарядов, но в 1991 году ЮАР также присоединилась к ДНЯО. Большинство этих стран не могли разработать ядерное оружие и/или произвести достаточное количество урана и плутония для бомб самостоятельно в те сроки, в которые они это сделали. Следовательно, и чертежи, и делящееся вещество они где-то купили.
Таким образом, слова Эль-Барадея о том, что "система международного контроля оказалась беспомощной" только "в последние годы" - это очевидное передергивание фактов. Скорее всего, МАГАТЭ никогда ничего не контролировала, а страны, обладающие ядерным оружием, продавали (а, возможно, иногда дарили) атомные технологии другим государствам, когда считали это нужным.
В последние годы проблема закономерно вылезла наружу. В настоящее время арабские страны безуспешно добиваются проведения международных инспекций в Израиле. По разным данным, эта маленькая страна обладает возможностями для создания водородных бомб и имеет в своем распоряжении три сотни ядерных боеголовок, установленных в том числе на крылатых ракетах подоводного базирования. Далее, в начале января 2004 года американские специалисты посетили ряд ядерных объектов в Северной Корее, но так и не внесли ясность в вопрос, обладает ли эта страна атомным оружием. Так, эксперты из США утверждают, что КНДР не способна производить ядерное оружие, Пхеньян заявил, что у него достаточно плутония для производства в ближайшее время шести боезарядов, а Международный институт стратегических исследований считает, что в арсенале у КНДР уже сегодня имеются от четырех до восьми ядерных боеприпасов, а в течение двух следующих лет объемы производства достигнут 8-13 боеголовок в год.
В конце января 2004 года от продолжения военной ядерной программы отказалась Ливия и передала чертежи своей бомбы в МАГАТЭ. В 2003 году подозрения о наличии ядерного оружия были сняты с Ирака и Ирана - первый оккупировали и осмотрели Штаты и Британия, а второй открыл двери международным инспекторам добровольно.
В октябре 2003-го газета New York Post со ссылкой на генерал-майора Аарона Зееви, представителя разведки Армии обороны Израиля, сообщила, что Саудовская Аравия ведет переговоры с Пакистаном о покупке ядерных боеголовок. Естественно, официальные Иерусалим, Эр-Рияд и Исламабад сразу же опровергли эту информацию.
Спустя месяц под давлением доказательств, представленных МАГАТЭ, Иран признал, что получил ядерные технологии, в частности, центрифугу для обогащения урана от Пакистана. Пакистан заявил, что власти об этом факте и не подозревали, а незаконной торговлей занимались недобросовестные пакистанские ученые в частном порядке. Дабы подтвердить это, пакистанские спецслужбы арестовали главу одного из исследовательских центров Мохаммеда Фарука и даже "отца" пакистанской бомбы Абдулу Кадира Хана, что вряд ли кого-нибудь обмануло, поскольку в руки журналистов попал рекламном проспект, циркулировавший в кругах торговцев оружием, где детально описывалась продукция лаборатории A. Q. Khan Research Laboratories, которая создала пакистанскую атомную бомбу.
"Гениально организованный ядерный черный рынок"
Что же это за гениально организованный ядерный черный рынок, о котором говорит Эль-Барадей? Если суммировать все утечки информации (официальные лица, естественно, крайне редко признают, что их страны нарушают ДНЯО), то можно сделать вывод: речь идет не столько о таинственном черном рынке, сколько о государственных поставках в рамках секретных двухсторонних договоров.
Известно, что в 1945-1946 годах США передали информацию о бомбе Швеции. В 1970-х США и, возможно, некоторые другие страны НАТО передавали ядерные материалы и технологии Израилю. В 1974 году США, Франция, Германия и Израиль поделились атомными знаниями с ЮАР. В 2003 году Россия начала строить атомную электростанцию в Иране, пуск которой назначен на 2005 год. Основные пути распространения ядерных технологий по миру часто совпадают с маршрутами распространения ракетных технологий. Они таковы: в 1956-1960 годах в рамках советско-китайской программы передачи ракетно-ядерных технологий и обучения китайских студентов в вузах СССР атомные секреты оказались в КНР, КНР их продала Индии, Пакистану и Северной Корее, а Пакистан и КНДР - Ирану и Ливии. Сегодня Пакистан планирует продать бомбу Саудовской Аравии. Возможно, на пути к созданию ядерной бомбы находятся Аргентина, Бразилия и Сирия.
"Опасность ядерной войны еще никогда не была такой большой, как сейчас"
Писатель-фантаст Станислав Лем, который кроме этого является ученым-футурологом, в 1983 году писал: "Вскоре после атомного уничтожения Хиросимы и Нагасаки американские ученые основали ежемесячник "Бюллетень ученых-атомщиков" и на его обложке поместили изображение часов, стрелки которых показывали без десяти двенадцать. Шесть лет спустя после первых успешных испытаний водородной бомбы они перевели стрелку на пять минут вперед, а когда и Советский Союз стал обладателем термоядерного оружия, минутная стрелка приблизилась к двенадцати еще на три минуты. Ее следующее передвижение должно было означать гибель цивилизации в соответствии с провозглашенной "Бюллетенем" доктриной: "Один мир или никакого". Считалось, что мир или объединится и уцелеет, либо неизбежно погибнет. Ни один из ученых, прозванных "отцами бомбы", не предполагал, что, несмотря на нарастание ядерных арсеналов по обе стороны океана, несмотря на размещение все больших зарядов плутония и трития во все более точных баллистических ракетах, мир, хотя и нарушаемый "обычными" региональными конфликтами, просуществует до конца столетия".
Продолжая мысль Лема, заметим, что в 1963 году эта знаменитая стрелка указывала без 25 минут полночь, после окончания Холодной войны в 1996 году - полдвенадцатого, а в 2000-м - 23:00. Ядерное оружие все это время было фактором сдерживания, а не оружием поля боя. Однако в 2001-м атомщики, реагируя на распространение ядерного оружия в третьем мире, поставили стрелку своих часов на семнадцати минутах до ядерной полуночи. В 2002-м Индия и Пакистан заявили о возможности нанесения атомных ударов друг по другу. В 2003-м США официально заявили о возобновлении программы создания атомных бомб малой мощности. Мини-бомба сможет разрушить подземный бункер или город, но не более того, причем радиационное заражение также ограничится чертой уничтоженного города. Доставляется такая бомба к цели не баллистическими ракетами, а с помощью самолетов или артиллерийских орудий, а в перспективе минометов и гранатометов. Имеются атомные мины и в России. Если такая технология распространится по миру, то, похоже, нам придется привыкнуть, что оружие массового поражения будет применяться в боях, а не храниться на складе. Стрелки часов сомкнутся.
Оружие массового поражения уже применялось в боевых действиях. В 1945-м США сбросили ядерные бомбы на Хиросиму и Нагасаки (погибли около 105 тысяч человек), в 1983 году Саддам Хусейн применил химическое оружие в войне с Ираном (по разным данным, погибли от 20 тысяч до 250 тысяч иранцев), в 1988-м - против курдов (от 20 тысяч до 100 тысяч погибших), а в 1995 году секта "Аум Синрике" распылила нервно-паралитический газ в токийском метро (погибли 12 человек).
Все вышеизложенное означает: атомное оружие создано, и время его пришло. "Опасность ядерной войны еще никогда не была такой большой, как сейчас", - завил Эль-Барадей. В этом и только этом он прав.
Николай Дзись-Войнаровский
В июне 2014 года Пентагон провёл «штабные» учения – своего рода военную игру между Россией и НАТО. Сценарий военных учений состоял в том, что Россия оказывает давление на членов НАТО Эстонию и Латвию. Сможет ли НАТО защитить эти страны? «Результаты оказались удручающими», – пишет в Foreign Policy.
Даже если все войска США и НАТО, размещённые в Европе, будут переброшены на Балтику – в том числе 82-я воздушно-десантная дивизия, которая, как считается, будет готова выступить в течение 24 часов – США проиграют. «У нас просто нет таких сил в Европе», – объяснил один из высших чинов, генерал армии США. «Затем, дело ещё и в том, что у русских лучшие в мире ракеты земля-воздух, и они не боятся использовать тяжёлую артиллерию».
Победа России оказалась не первой и не единственной. Американцы проводили такие учения 16 раз, с различными сценариями, благоприятными для НАТО, и всегда с тем же выводом.
Русские оказывались просто непобедимы. На таком фоне поспешные турецкие действия, когда они сбили российский боевой самолёт, несут мрачную весть для НАТО. Поскольку Турция – член НАТО, то если русские ВКС вобьют в головы турок ясное понимание ситуации, по крайней мере в теории, все остальные члены возглавляемого США военного блока по договору обязаны прийти на помощь туркам.
Хотя шансов, что американцы рискнут Нью-Йорком ради Стамбула, меньше малого – что оставляет крайне нервную Турцию в положении сама по себе – никогда не стоит вычёркивать вероятность того, что горячие головы в НАТО захотят напасть на Россию. Обмен ядерными ударами безо всяких сомнений будет иметь катастрофические последствия для обеих сторон – и, вероятно, для всей планеты – но существуют определённые факторы, которые могут сместить ситуацию на полях сражений в пользу России.
Мегатонные возможности ядерного оружия
Судя по обмену данными между Москвой и Вашингтоном 1 октября 2014 года, у России 1643 развёрнутых стратегических боеголовки, а у США – 1642. Минимальная разница в количестве, но российские наземные стратегические силы обладают мощностью в тротиловом эквиваленте, которая на порядок превышает всё, что есть в распоряжении США.
Основное оружие сдерживания Москвы – мощные Р-36М «Сатана», одна может разрушить область размером с Нью-Йорк – не только город, но и штат. Чтобы осознать разрушительную силу атомной Р-36М «Сатана», стоит лишь взглянуть на ядерное оружие, которое США использовали для уничтожения японских городов Хиросима и Нагасаки в 1945 году. Атомная бомба, сброшенная на Хиросиму, была примитивным зарядом в 15 килотонн и за несколько секунд стерла город с населением 70 000 с лица земли. Р-36М «Сатана» по классификации НАТО SS-18 – несёт 10 боеголовок, каждая 750-1000 килотонн. Некоторые из этих ракет несут всего одну боеголовку в 20 000 килотонн – это 1333 Хиросимы.
В то же время 80% американского населения проживает на восточном и западном побережье, так что хорошо нацеленные ракеты могут уничтожить всю жизнь на этих густонаселённых прибрежных полосках. Население России составляет лишь половину американского, но оно разбросано по всей огромной территории, так что при ядерных бомбардировках множество людей смогут выжить и при первом, и при втором ударе.
И у России есть ещё козырь в рукаве – её флот сверхзвуковых бомбардировщиков «Туполев» Ту-160. Эти самолёты с максимальной скоростью больше 2М могут взлететь с хорошо защищённых авиабаз, расположенных в сердце России, пролететь над Северным полюсом, выпустить ядерные крылатые ракеты с безопасного расстояния над Атлантикой и вернуться домой, чтобы успеть посмотреть уничтожение по CNN. Это если CNN там еще будет. Ведь российский стратегический флот бомбардировщиков может в одиночку стереть с лица земли любой крупный город в США.
Именно потому, что американцы знают возможности ядерных сил России, они прилагали все усилия, чтобы уничтожить оружие Судного дня, вроде Р-36М «Сатана» с помощью переговоров об ограничении ядерных вооружений и ракет средней и малой дальности.
Тактические ядерный боеголовки
До использования стратегического ядерного оружия Россия могла бы нанести ущерб передовым базам НАТО тактическим – или фронтовым – ядерным оружием. Российская военная доктрина выделяет использование небольших ядерных средств в качестве элемента ведения Третьей мировой войны на начальной стадии конфликта с целью ошеломить и ввести в замешательство силы НАТО, повлияв на их способность думать и действовать адекватным образом.
После того как тактическая ядерная артиллерия истребит войска НАТО передового базирования, Россия могла бы нанести удар небольшими боеголовками с помощью крылатых ракет среднего радиуса действия, которые уничтожили бы следующую линию военных баз при ограниченном количестве жертв среди гражданского населения. В этот момент США столкнулись бы с опцией осуществить возмездие стратегическим оружием и натолкнуться на сокрушительный ответ Москвы. Наверняка этим вариантом не воспользовались бы.
Ведь ни один американский президент не будет рисковать даже одним-единственным городом США ради десятка европейских. Джон Ф. Кеннеди в 1962 году не рискнул именно по этой причине: потеря даже одного города – слишком высокая цена.
Состояние стратегических сил США
Насколько надёжно Стратегическое ядерное командование США? Если вы – американец, вы бы не были в этом уверены, прочитав, что президенты Джимми Картер и Билл Клинтон оба «по сообщениям, теряли пароли для запуска, которые должны быть у президентов в любое время; Клинтон – на месяцы, по словам бывшего председателя Объединённого комитета начальников штабов. А Картер – вроде бы отправил карточку с паролем вместе с костюмом в химчистку».
В любом конфликте – тем более при высоких ставках в ядерном противостоянии – моральный настрой, подготовка и дисциплина являются ключевыми факторами. Российские офицеры, принимающие решения когда и куда направить ядерные ракеты, имеют учёные степени и от них требуются решительные действия.
С другой стороны, американский персонал с такими же задачами охвачен алкоголизмом, депрессией и мошенничеством. Ничто не может скрыть кризис, охвативший стратегические силы США. В октябре 2013 года генерал-майор Майкл Кейри, отвечающий за 450 ядерных ракет, был уволен за пьянство во время визита в Россию. Несколькими днями ранее вице-адмирал Тим Гиардина, на котором лежит ответственность высокого уровня за ядерный арсенал страны, был освобожден от обязанностей после того как его поймали с поддельными игровыми фишками в казино в Айове.
Думаете, это пугающе?
Взгляните сюда. Генерал ВВС США, который проводил миссию по обеспечению ядерных сил для Стратегического командования США, был алкоголиком. Генерал Дэвид К. Урих держал в столе бутылку водки и постоянно пил на дежурстве так, что другой офицер сказал следователям, что «если у него не было бы алкоголя, то у него снесло бы крышу».
Среди ракетчиков США расползалась гниль, они мошенничали на проверках компетентности, подвергая опасности готовность американских МБР. Опять-таки в феврале 2014 года ВМС США рассказали, что проверяют утверждения, что моряки-контрактники мошенничали на проверках, касающихся ядерных реакторов подлодок и авианосцев.
Стратегические силы США тоже страдают от системной запущенности, с баз МБР в Северной Дакоте и Монтане сообщают о «протекающих крышах». Ракетчики, работающие во взрывобезопасных бункерах, расположенных в 60 футах ниже поверхности земли, вынуждены испражняться в вёдра и мочиться в кувшины, и забирать всё это с собой после 24 часов работы. Какова будет готовность этого персонала, когда им придётся реагировать на ракетные удары России – большой вопрос.
С другой стороны, российские стратегические силы считаются самыми элитными войсками. Качество российского персонала можно оценить по действиям подполковника российских стратегических сил Станислава Петрова. 26 сентября 1983 российская спутниковая система раннего предупреждения определила запуск пяти американских ядерных ракет. Напряжённость между Вашингтоном и Москвой, после того как был сбит южно-корейский самолет, была крайне высока, а у Петрова было всего несколько минут чтобы среагировать. При очень малой поступающей информации, он посчитал тревогу ложной, обосновавший так – «когда люди начинают Третью мировую войну, они не начнут её всего лишь пятью ракетами».
Вот это и есть высококвалифицированный персонал.
Когда вы находитесь прямо на прицеле вражеских ядерных ракет, зажатые в бункере в 60 футах ниже поверхности земли, то нервозность, бессонница и депрессия становятся частью вашей повседневной жизни. Неспособный с этим справиться, менее образованный персонал будет злоупотреблять алкоголем и наркотиками и даже демонстрировать преступное поведение. А с другой стороны – образованные и мотивированные офицеры сохранят хладнокровие даже в случае термоядерного поединка.
Ядерная война не обязательно включает быстрый обмен баллистическими ракетами. По словам автора книги «Страх войны: Россия и Америка на ядерной грани» Питера Винсента Прая, директора форума ядерной стратегии США, российские стратегические силы подготовлены «наносить упреждающие или ответные ядерные удары, пережить сокрушительный удар массированной ядерной атаки врага, провести последующие ядерные удары и контролировать военные действия в длительной ядерной войне, которая может тянуться недели или месяцы».
В подобном затянувшемся, мучительном сценарии российские специалисты по ядерным военным действиям явно обладают преимуществом.
Рефлексивное управление: абсолютное оружие
Дезинформация, камуфляж и военные хитрости – вот некоторые методы, которые могут повлиять на итоги войны. Русские подняли это древнее искусство на иной уровень с помощью теории «рефлексивного управления» (РУ).
Разработанное российскими военными стратегами в 1960-е, рефлексивное управление направлено на передачу противнику такой информации, которая повлияла бы на него так, чтобы он добровольно принимал решения, желательные для инициаторов действий. Это может быть использовано как против людей, так и против решений, принимаемых на основе компьютерных расчётов. Россия применяет это не только на стратегическом и тактическом уровнях в войне, но и в сфере геополитики.
Генерал-майор российской армии М. Д. Ионов был среди самых первых сторонников рефлексивного управления, следуя этой концепции с 1970-х. В статье 1995 года он отмечал, что цель рефлексивного управления состоит в том, чтобы вынудить врага принимать решения, которые приведут его к поражению, влияя или контролируя процесс принятия им решений.
Генерал Ионов считает это формой высокого искусства, основанной на необходимости глубокого знания человеческого мышления и психологии, военной истории, корней отдельного конфликта и возможностей конкурирующих боевых сил и средств.
Тимоти Л. Томас писал в Журнале славянских исследований:
«В войне, где применяется рефлексивное управление, сторона с самым высоким уровнем рефлексии (способная наилучшим образом сымитировать мышление другой стороны или предсказать ее поведение) обладает лучшими шансами на победу. Уровень рефлексии зависит от многих факторов, самые важные из них – аналитические способности, общая эрудиция и опыт и масштаб знаний о враге».
Если он успешно достигнут, то рефлексивное управление врагом даёт возможность влиять на его боевые планы, его видение ситуации и то, как он будет сражаться. Методы РУ разнообразны и включают камуфляж (на всех уровнях), дезинформацию, стимулирование, силовой шантаж и компрометацию различных официальных лиц и офицеров.
По словам Роберта К. Расмуссена из Центра международной морской безопасности, «именно такой тип применения рефлексивного управления изучал Владимир Путин в период первоначальной работы в 401-й Школе КГБ и во время карьеры офицера КГБ/ФСБ». Поскольку каждая битва сначала проводится мысленно ещё до первого выстрела, долгий опыт России в рефлексивном управлении был бы ключевым фактором в её борьбе с США за выживание.
Будем надеяться, что преимущество России в технологичности и мощности ядерного оружия сможет предотвратить Третью мировую войну, которая по масштабам разрушений и человеческих жертв сможет превзойти все войны человечества.
Теория ядерного сдерживания (nuclear deterrence theory) – комплекс обоснований политических функций ядерного оружия, предполагающих предотвращение применения любой из стран ядерного оружия первой из опасений перед неприемлемым ущербом, который будет нанесен в ответном ядерном ударе. Теория (концепция) ядерного сдерживания, будучи возведена в ранг принципа государственной политики ядерной державы в сфере ядерных вооружений, становится доктриной ядерного сдерживания.
Ядерное сдерживание – механизм политико-психологический, а не военно-технический и не правовой. Американский президент Джон Ф. Кеннеди сравнивал ядерное оружие с «дамокловым мечом, зависшим над нашими головами на тончайшей нити». Наличие ядерного оружия у одной из сторон сдерживает другую от применения ядерного оружия первой, но для этого первая сторона должна быть уверена (а) в наличии у противника ядерного оружия, (б) в технической способности, а также политической и психологической готовности этого противника применить ядерное оружие в ответном ударе, (в) неприемлемости последствий такого потенциального ответного ядерного удара для государства и общества. На ранних этапах развития ядерного оружия в 1960-е гг. американский министр обороны Р. Макнамара сформулировал пороговые критерии неприемлемости ущерба (т.н. «критерии Макнамары»), которые предполагали, что ни одно государство не нанесет первым ядерный удар, если в ответном ударе рискует потерять не менее трети населения и не менее 70% промышленного потенциала. Однако подобные «критерии» существенно зависят от конкретно-исторических условий, национальной психологии: в настоящее время многие политики и эксперты считают неприемлемыми последствия даже одного ядерного взрыва в населенном промышленном регионе (особенно с учетом мощностей современных ядерных зарядов, многократно возросших со времен 20-килотонных взрывов над Хиросимой и Нагасаки).
Ядерное сдерживание необязательно требует наличия ядерного паритета между потенциальными противниками. Классическим примером ядерного сдерживания считается т.н. Кубинский (Карибский) ракетный кризис 1962 г., когда США прибегли к угрозам применения ядерного оружия, требуя отзыва с Кубы советских ядерных ракет, но воздержались от такого применения из опасения перед ответным ударом. При этом СССР располагал в момент кризиса примерно в 17 раз меньшим ракетно-ядерным арсеналом, чем США, однако и такого соотношения оказалось достаточно для срабатывания психологии ядерного сдерживания.
Ядерное сдерживание может быть взаимной стратегией двух или более ядерных держав или потенциальных противников, и тогда формулой сдерживания становится гарантированное взаимное уничтожение (mutual assured destruction – MAD) в ответном ударе. Однако ядерное сдерживание может быть направлено и против неядерного противника, и тогда ядерное оружие государства трактуется как одностороннее чрезвычайное средство противодействия нападению превосходящими обычными вооруженными силами (или противодействия применению химического или биологического оружия) в критической для выживания государства ситуации.
Попыткой вырваться за пределы ядерного сдерживания была разработка в 1970-х гг. концепции «ограниченной ядерной войны» (limited nuclear war), предполагающей оперативное применение высокоточного ядерного оружия по военным целям без перехода к массированному обмену неприемлемыми ядерными ударами. Однако укреплению менталитета ядерного сдерживания способствовало изучение в 1970-х–начале 1980-х гг. последствий потенциального массированного применения ядерного оружия для экологии, климата и биосферы планеты (в том числе математическая модель так называемой «ядерной зимы» – комплекса глубочайших почти необратимых планетарного масштаба последствий ядерной катастрофы, которые привели бы к гибели человечества и многих других форм биологической жизни на Земле).
Теория ядерного сдерживания стала концептуальной основой Договора СССР и США о противоракетной обороне (1972), который на 30 лет предотвратил развитие сторонами технологий обороны от ракетно-ядерных ударов, причем вводился такой запрет именно с целью сделать неприемлемым ответный ядерный удар при любом сценарии эскалации военных действий и, таким образом, как сдержать стороны от использования ядерного оружия первыми, так и замедлить гонку ракетно-ядерных вооружений. Выход США из Договора по ПРО в 2002 г. сопровождается попытками заменить доктрину ядерного сдерживания доктриной гарантированного выживания лишь одной из ядерных держав и основывать ядерную политику на балансе оборонительных и ядерных наступательных вооружений.
Российская военная доктрина называет ядерное оружие России фактором сдерживания агрессии, обеспечения военной безопасности РФ и ее союзников, поддержания международной стабильности и мира. Россия оставляет за собой право на применение ядерного оружия в ответ на использование против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов ОМУ, а также в ответ на крупномасштабную агрессию с применением обычных вооружений в критических для национальной безопасности страны ситуациях.
Ядерное сдерживание, хотя и сформировалось как теория и политическая доктрина в глобальном противостоянии США и СССР в годы «холодной войны», не обязательно выступает военно-политическим явлением глобального масштаба. Применительно к ядерным арсеналам как пяти крупнейших ядерных держав, так и Индии, Пакистана, Израиля можно говорить о региональном ядерном сдерживании, а также о ядерном сдерживании как частном компоненте общей военной стратегии государства. В то же время существенно, что ядерное сдерживание по определению может работать лишь в ситуации противостояния государств, но не работает или неадекватно работает в отношении негосударственных субъектов международных отношений (террористические организации, радикальные движения и пр.).
Современная эволюция доктрины ядерного сдерживания предполагает переход от «жесткого» ядерного сдерживания (когда каждый элемент ядерной триады должен был иметь возможности нанесения максимального ущерба в ответном ядерном ударе при любом сценарии эскалации ядерного конфликта) к «мягкому» или «ограниченному» сдерживанию (когда гарантировано выживание лишь отдельных элементов триады, ядерный удар не нацеливается на максимальный ущерб населению и промышленному потенциалу, а остается «контрсиловым» направленным на военные объекты противника, причем военное планирование строится по наиболее вероятным, а не по «наихудшим» вариантам). И тем не менее ядерное сдерживание остается в целом негуманным политико-психологическим механизмом, основывающим предотвращение войны на страхе перед катастрофической поражающей силой оружия массового уничтожения и неспособности защититься от его применения. Замена в перспективе ядерного сдерживания как «негативного механизма» на позитивные механизмы международных мирных гарантий, доверия, взаимодействия и сотрудничества наряду с полным запрещением и уничтожением ядерных вооружений остается перспективной задачей перестройки системы международной безопасности в XXI в.
Единственным государством мира, обладающим в настоящее время равным с РФ ядерным потенциалом, являются США. Как сообщается из американской "Директивы в области обороны на 1994-1998 гг.", Вашингтон стремится "не допустить появления на территории бывшего Советского Союза-нового соперника, представляющего угрозу, аналогичную той, что исходила из СССР". С этой целью США включают в сферу своих жизненных интересов многие регионы бывшего СССР: Прибалтику, Закавказье, государства Средней Азии. Осторожное отношение США к России проявляется также в нежелании делиться современными технологиями, уклонении от выполнения обещанной широкой экономической и финансовой помощи, резко возросшей активности разведывательной деятельности и т.д.
Пока Россия располагает способностью к нанесению неприемлемого ущерба агрессору вероятность развязывания ядерной войны со стороны США низка. В настоящее время в сфере возможных ядерных угроз интересам России можно выделить две сложившиеся тенденции. С одной стороны, обе ядерные сверхдержавы США и Россия осуществляют меры по снижению ядерной опасности. Ликвидированы ракеты средней и меньшей дальности, тактическое ядерное оружие. Подписаны договоры СНВ-1 и СНВ-2, предусматривающие сокращение стратегических ядерных вооружений более чем на две трети.
В предстоящий период все более существенное влияние на развитие стратегических ядерных сил США и России будут оказывать Китай, а также Англия и Франция. Непродуманные действия любой из этих стран могут привести либо к нарушению стратегической стабильности, либо к возобновлению гонки стратегических ядерных вооружений. В интересах России содействовать нераспространению ядерного оружия и как можно быстрее вовлечь другие ядерные державы в процесс разоружения.
Значительно возрастает угроза распространения ядерного оружия и средств его доставки в других странах мира.
Многие государства дальнего зарубежья, стремясь к роли регионального лидера" пытаются овладеть не только ядерным оружием, но и другими видами оружия массового поражения (ОМП). Важным фактором в оценке угрозы распространения ОМП является наличие средств его доставки у ряда государств. За последние годы на вооружение многих стран приняты баллистические ракеты оперативно-тактического (ОТР) и тактического (ТР) назначения.
Для укрепления режима нераспространения ядерного оружия (ЯО) России необходимо:
полное и окончательное прекращение всех ядерных испытаний;
прекращение производства оружейных расщепляющихся материалов;
усиление международного режима контроля за экспортом-импортом технологий и материалов двойного назначения;
повышение роли международных организаций в укреплении режима нераспространения;
осуществление тесного взаимодействия МАГАТЭ со спецслужбами ведущих стран мира по обнаружению тайного изготовления ЯО;
выработки гарантий неприменения ЯО против неядерных стран - участниц Договора, опирающихся на прочные юридические основы.
Для решения проблемы дальнейшего сокращения ЯО необходимо определить:
допустимый нижний предел сокращений;
основные направления дальнейших сокращений ЯО России и США;
актуальность доктрины ядерного сдерживания;
роль ЯО в период окончания "холодной войны";
возможность в будущем передачи оставшегося ЯО под контроль и управление ООН.