Коалиция св принята на вооружение. Перспективная самоходная артиллерийская установка «Коалиция-СВ
Серийный автомобиль ЗИС-150 (1947-1957 г.г.).
В 1956 году завод им. Сталина был переименован в завод им. Лихачева. В связи с этим, часть автомобилей ЗИС-150 под конец выпуска получила капоты с новой подштамповкой «ЗИЛ» вместо прежней «ЗИС». Автомобили первых лет выпуска производились с упрощенной дерево-металлической кабиной, замененной в 1950 году цельнометаллической кабиной несколько иной формы.
Ветровое стекло кабины состоит из двух половинок. Левая половинка подъемная, она закрепляется в любом положении при помощи кулисного механизма. В задней стенке кабины имеется окно, на внешней стороне которого установлена предохранительная решётка. Из особенностей стоит также отметить, что, несмотря на то что грузовая платформа имела три откидных борта, в некоторых армейских заказах содержались требования изготавливать автомобили с одним задним откидным бортом.
ЗИС-150 выпускался не только в СССР (автозаводами ЗИС, КАЗ, ДАЗ), но и по советской технической документации - на заводах "Стягул Рошу" (Румыния) и "Цзефань" (Китай).
Выпускались модификации ЗИС-156, предназначенный для работы на сжатом газе и ЗИС-120Н, седельный тягач.
Информация -
отсюда .
Давно хотел и наконец-то купил пару моделей мастерской САИС.
Аббревиатура «САИС» в названии мастерской образована начальными буквами имени и фамилии мастеров-изготовителей.
О том, что модель исполнена похуже китайских вариантов, я знал изначально. Тем более, что модели из белого металла (основные элементы - свинец и олово) изначально не имеют излишней утонченности, свойственной моделям, отлитым из пластика и смолы, да и из обычных, традиционных сплавов, из которых главным образом льют свои модели большинство других контор. Из-за чего модель имеет запредельный вес. Многие коллекционеры отмечают/отмечали душевность моделей САИС.
Так же модель оказалась большим разочарованием. Не ожидал такого от производителя. Хотя, может, виноват в этом сборщик кита или же последующий владелец, халтурно доработавший машинку так, что брать ее в руки стало не очень приятно. Но обо всем - по порядку в тексте под катом.
PS: думаю, имеет смысл добавить метку "САИС".
Первоначально, как обычно, общий вид спереди:
Крыша слишком покатая - еще более округлая, чем у дико закритикованного за это, к слову,
.
Рамка переднего стекла по высоте меньше, чем у прототипа; вообще передние окна выглядят бойницами. Опять же, в сравнении с вышекпомянутым ЗИЛ-164, но здесь все несколько хуже.
Дворники на стеклах грубоваты - травление бы значительно улучшило дело.
Отливки ВСЕХ деталей из ВСЕХ материалов в модели, прямо скажем, безобразны.
Обращает на себя внимание криво установленный относительно центральной оси кузов.
Кабина в результате перевозки шаталась, в приклеивании ее на место помог Гранин А.А., за что ему огромное спасибо. Отдирать и переклеивать кузов, дабы обеспечить его выравнивание, он не рискнул, что, в общем-то, верно:
:
Модель окрашена в стиле «ногами губкой» - цитата коллеги
victorpuzo
, и здесь я не могу с ним не согласиться, ибо все налицо.
Оптика - серебрянкой - как будто местами мышами обгрызенная и с потеками на габаритах.
Решетка радиатора также по высоте меньше необходимого, от этого выступ капота в месте скругления (эдакий лоб), наоборот, кажется более высоким.
По бамперу, похоже, стучали зубилом и всем тем, что только может оставлять вмятины и выбоины в металле.
ГРЗ, разумеется, нет:
Из того, что можно было поставить рядом как современников, нашелся, например, легковой автомобиль представительского класса ЗИС-110:
Модель ЗИС-150 производства тульских мастеров, САИС, с применением литья из белого металла по устаревшим технологиям и новая модель китайского производства, НАП:
Вид на модель сверху.
Видно, насколько гнутый бампер: вероятно, последствия бесхитростной транспортировки и такой же упаковки (можно исправить на раз, но пока руки не дошли...):
Еще одна современница - "Победа":
"САИС" и "Наш Автопром":
Вид в профиль слева.
В глаза бросается подкраска (видимо, выполненная зелёнкой) в районе третьего кронштейна борта:
Руль то ли отлит, то ли окрашен волнами.
Дворники торчат, не прилегая к стеклу, как на модели журнальной серии "Автомобиль на службе" .
Под краской али на ней мелкая крошка грязи/пыли либо еще чего в этом роде:
Очень редкий в настоящее время, но наверняка не раз встречавшийся с прототипом героя поста ГАЗ-12:
И снова вместе "НАП" и "САИС":
Общий вид сзади.
Правый замок крепления борта погнулся:
Тем не менее, кузов сделан из нескольких частей и расшивку таки имеет:
Еще немного зеленки:
Невозможно не поставить рядом автобус, который базировался на узлах и агрегатах ЗИС-150:
ЗИС-150 (САИС) и :
Справа по ходу движения:
Внутри кабины:
Наипростейший же рельеф шин, кусок рамы с креплением запаски, подножка и выхлопная труба:
КАЗ-601, хоть и начал выпускаться уже в период прекращения выпуска ЗИС-150 и при переходе на более совершенную модель ЗИЛ-164, все равно встанет рядом просто потому, что машина по сути своей одна и та же:
ЗИС-150 (САИС) и :
Вид снизу общий:
Металл мягкий и легко царапается.
В наличии винт крепления, как на моделях Элекон:
И еще раз о зеленке:
Момент "на улице":
Эх, когда только соберусь и обзаведусь необходимым антуражем?
Трехчетвертные:
PPS: то, в чем прибыла модель.
Упаковка - проше трех рублей, но даже в этой картоночке модель можно было упаковать по-человечески:
Ну и обозначение:
Подводя итог, хочется сказать, что радость вызывает только обладание моделью еще одного грузовика ЗИС-150. Видно, что это не игрушка, а масштабная модель конкретного автомобиля, причем полагаю, что, несмотря на недочеты, большинство основных размеров все-таки выдержаны. Поэтому, так сказать, поздравлю себя с приобретением, а продавцу или кто там виноват в подобном исполнении - побольше совести при продажах (хоть и мне надо было внимательнее при покупке смотреть).
Модель автомобиля: ЗИС-150
Период выпуска прототипа: 1947-1957 годы
Производитель: САИС
Дата выпуска: -
Краткое мнение: чугуниевый тяжеляк
Оценка:
Качество: 2 из 5. Кривая сборка.
Детализация: 2 из 6. Никакая детализация.
Соответствие прототипу: 4 из 5. Непонятно.
Унаваемость: 2 из 2. Есть.
Харизма: 3 из 5. Мало ее тут, харизмы.
Коробочка: 0,5 из 1,75. Коробочка - из наипростейших; в соответствии с
фото ЗИС-150 бортовой
ЗИС-150
– первый послевоенный грузовик московского автозавода. Великая отечественная война помешала доведению до серийного производства семейства ЗИС-15
, проектируемому на смену ЗИС-5. В 1943 году начали проектировать ЗИС-150.
Первый опытный ЗИС-150, построили в начале 1944 года. International KP11 послужил основой для советского грузовика, оригинальными были только капот и облицовка радиатора. Второй опытный образец построили в начале 1945 года. На нем уже устанавливали оригинальные кабины. В 1947 году был готов третий опытный образец ЗИС-150. Завод ограничился тремя прототипами, которые не прошли полного цикла испытаний.
30 октября 1947 года первая партия ЗИС-150.
27 января 1948 года началась сборка конвейерной линии.
до 26 апреля 1948 года на заводе параллельно собирались ЗИС-150 и его предшественник ЗИС-50.
фото кран на шасси ЗИС-150
Двигатель ЗИС-150
Двигатель – ЗИС-120 , 6-цилиндровый, карбюраторный, четырёхтактный, рядный, нижнеклапанный, проектной мощностью 90 л.с. при 2400 об/мин (с ограничителем), максимальным крутящим моментом 30,5 кГм при 1100-1200 об/мин, степенью сжатия 6,0 и рабочим объёмом 5555 куб.см (в реальных условиях эксплуатации достигал мощности порядка 80 л.с.).
Система питания ЗИС-150
Система питания – принудительная, с подачей бензина топливным насосом Б-6 диафрагменного типа. Магистральный фильтр-отстойник – щелевого типа, с фильтрующим элементом из набора тонких латунных пластин (на отдельных автомобилях монтировался фильтр сетчатого типа с фильтрующим элементом из мелкой латунной сетки).
26 июня 1956 года Московский автомобильный завод имени И.В.Сталина был переименован в Московский автомобильный завод имени И.А.Лихачева. Соответственно сменилось и обозначение выпускаемой продукции – с августа того же года ЗИС-150 стал именоваться ЗИЛ-150. Соответствующая надпись «ЗИЛ» появилась вместо прежней «ЗИС». Выпуск ЗИЛ-150 прекращён 7 октября 1957 года и начат выпуск модернизированного ЗИЛ-164. Всего было выпущено 771883 грузовика ЗИС-150.
Заграничный выпуск ЗИС-150
По советской технической документации выпуск ЗИС-150:
- в Китае в 1953 году на Авто заводе №1 под названием Jiefang CA10 («Освобождение»);
- в Румынии в 1954 году на предприятии Steagul Rosu («Красное знамя») под названием SR101.
Оба автомобиля внешне отличались от прототипа – китайский вариант отличался выштамповками на створках капота и над радиаторной решеткой, а румынский получил дерево-металлическую кабину (уже в 1955 году была заменена на цельнометаллическую), оригинальные двери, колесные диски и оригинальные подштамповки на створках капота и над решеткой радиатора. Выпуск ЗИС-150 послужил для обоих предприятий началом долгого пути в автомобилестроении. Китайское предприятие сейчас именуется China First Automotive Group Corporation (сокращенно FAW) и его продукция известна на всех континентах, а вот румынское переживает не лучшие времена – выпуск грузовиков в 2014 году составил всего 12 единиц.
Отгремела Великая Отечественная война, и большая страна стала восстанавливаться. В то время очень не хватало малотоннажных грузовиков. И такой был создан. Это ЗИС-150. Несмотря на свою небольшую грузоподъемность, он сыграл значительную роль в восстановительно-хозяйственных работах.
История создания
Первая машина сошла с конвейера в начале 1948 года. В огромной стране было предусмотрено масштабное восстановление, а также реконструкция всего хозяйства. Это планировалось сделать ускоренными темпами с 1946 по 1950 год, что повлекло за собой создание новых гражданских автомобилей.
В итоге появляется ЗИС-150 - полностью гражданский грузовик, рассчитанный на 4 тонны. В его основе специалисты могли заметить сходство с американскими моделями от International, который выпускался с 1941 года. На сегодня даже сохранилась реклама и пресс-релизы по этому авто.
Истории неизвестно, как в дальнейшем развивалась американская серия, однако в СССР было выпущено около 700 000 автомобилей этой марки. Эта цифра представлена без учета различных аналогов, которые выпускали в Европе по лицензии.
Автомобиль ЗИС-150 полностью оправдал все ожидания правительства и отлично показал себя в народном хозяйстве. Назначений у машины было очень и очень много.
Еще до войны
Знаменитый ЗИС-5 был построен еще до войны. Первые образцы ЗИС-15 стали появляться с 1938 по 1940 год. Тогда в конструкции была заложена возможность модернизации. Можно было нарастить грузоподъемность, мощность, размеры платформы, а также комфортабельность. Но все это должно быть вложено в следующие поколения.
Перед разработчиками поставили задачу создать новый грузовик, и хоть не сразу, но они с этой задачей справились.
Выход в серию
После войны наблюдался дефицит качественных стальных сплавов. И вначале грузовик производился с более простой кабиной из металла и дерева. Однако уже через 2 года кабина сменила свою форму и стала полностью стальной. Лобовое стекло представляло собой две половинки. Левое стекло можно было поднять - для этого применили
Грузовик оснащался силовым агрегатом в 5,5 л и мощностью 90 "лошадей". За этот мотор инженеры были очень щедро вознаграждены Государственной премией. Затем за выпуск ЗИС-150 директор завода Лихачев также удостоился такой премии.
Внешний вид
Новый первый опытный образец назывался ЗИС-150. Кабина имела скошенную облицовку радиатора. Дизайн очень похож на «Опель-Блиц». Но советский грузовик с «Опелем» никаких родственных связей не имел. Просто для создания применили некоторые детали от довоенного грузовика ЯГ-7.
Через год кабине решили сделать рестайлинг. Здесь и стало видно сходство с американскими авто от Harvester.
Здесь все дело в том, что в Советском Союзе каким-то образом сумели договориться о приобретении в Штатах прессов для производства некоторых деталей машины. Кроме кабины, у «Героя социалистического труда» от американцев больше не было ничего. Все остальное досталось в наследство от его предка - ЗИСа-15.
1945 год знаменателен в истории этой машины тем, что именно в этом году его впервые показали широкой аудитории. Это был опытный образец, который выставлялся на промышленной выставке.
Кабина после рестайлинга
Новая кабина была полностью металлической. Крышу ее и заднюю стенку утеплили, панель спереди тоже обладала теплоизоляцией.
Именно в таком идеологически правильном ключи начинается инструкция по эксплуатации грузового автомобиля ЗиС-150. История этого интересного образчика советской инженерной мысли началась еще до войны, когда было решено заменить устаревший ЗиС-5 грузоподъемностью в три тонны, созданный на основе американских технологий конца 20-х годов, на нечто более современное.
Первый прототип – элегантный остроносый ЗиС-15 – появился еще в 1939 году. Немаловажно, что кроме современного дизайна он мог похвастаться и увеличенной на 500 кг грузоподъемностью. Новый автомобиль оснащался бензиновым нижнеклапанным шестицилиндровым мотором, рабочим объемом 5,55 литра. При этом конструктивно двигатель был очень близок к тому, что устанавливался на «пятерке», однако за счет кое-каких изменений его мощность повысилась с 73 до 82 л.с. Правда, ходовая изменилась не сильно. К примеру, тормоза оставались с механическим приводом, хотя и получили вакуумный усилитель по образцу американского.
Второй вариант, внешне похожий на американские легковые авто корпорации Chrysler (но никого буквально не копирующий), был собран в 1940 году. Рассматривалась возможность установки на него перспективного четырехтактного дизеля отечественной разработки. Но война, как это часто бывает, вынудила изменить планы. Потому серийный выпуск отложили. А третий прототип, похожий одновременной на американские GMC и немецкие Borgward, появился только в 1944 году. Старый ЗиС-5 был отправлен в отставку только в 1947 году (а фактически производство просто окончательно переехало на УралЗиС) – в том же году, когда увидел новый четырехтонный грузовик ЗиС-150 .
ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Конструкция машины представляла собой симбиоз американских идей конца 20-х и начала 40-х годов. Рядный шестицилиндровый нижнеклапанный двигатель, рабочим объемом 5,55 литра, а также дисковый трансмиссионный тормоз и двухдисковое сцепление были позаимствованы (с серьезными переделками, конечно) от довоенного ЗиС-5. Коробка передач на пять скоростей сконструирована заново по некому среднестатистическому американскому образцу 40-х годов. А воздушные тормоза подозрительно напоминали творения фирмы Westinghouse 30-х годов. Карбюратор поначалу был модели МКЗ-14В с восходящим потоком, и лишь в 1950 году его сменила довольно занятная конструкция с диффузором переменного сечения с нисходящим потоком – МКЗ-К80. С первым карбюратором мощность составляла 85 л.с., а со вторым – 90 л.с. (с ограничителем числа оборотов коленвала). Потреблял мотор бензин А-66.
Автомобиль быстро обзавелся множеством модификаций. Выпускалось несколько вариантов самосвалов, наподобие ЗиС-585 и КАЗ-600. Один из заводов был в Мытищах (ММЗ), другой в Кутаиси, в Грузии (КАЗ). Они также собирали седельные тячаги ЗиС-120Н и КАЗ-120Т. На шасси ЗиС-150 устанавливались автокраны, пожарные автоцистерны, фургоны, цементовозы и т.д. Были произведены небольшой партией и газобаллонные версии: ЗиС-156А для работы на сжиженной смеси пропана с бутаном и ЗиС-156 для работы на сжатом природном газе (метане). Кроме того, оборудование и техдокументация для производства ЗиС-150 были переданы Румынии и Китаю. Так появились грузовики "Красное Знамя-101" и Jiefang . Первый выпускался под маркой SR-101 (S.R.101) одноименным заводом (по-румынски красное знамя – Steagul Rosu – "Стягул Рошу") в городе Сталин. Выпуск грузовиков начался в 1954 году и до 1965 года их было произведено 54224 шт. В 1958 году машинам стали ставить двигатели собственной разработки мощность 140 л.с. С 1960 года заводом начала выпуск собственных машин SR-131 Carpati.
А второй сходил с конвейера Первого Китайского Автомобильного Завода имени товарища Сталина (FAW – First Automobile Works). Это было одно из 156 предприятий, которые сооружались с советской помощью, чтобы заложить основу индустриализации КНР. На одном из самых крупных в мире автозаводов (ныне – China First Automobile Group Corporation), грузовик Jiefang CA10 ("Цзефан" - "Освобождение") с небольшими изменениями выпускался до 1986 года.
Отдельного слова заслуживает дизайн ЗиС-150, который многим напоминает клон американского грузовика серии К производства компании International Harvester. Однако, на самом деле все, кроме кабины, в нем было отечественное. Линия капота у советской машины получилась чуть ниже, а крылья чуть меньше и более вытянутой формы. Из-за чего, советский ЗиС-150 получился симпатичнее буржуйского International. Если не считать того факта, что хромированная решетка радиатора советскому грузовику не полагалась. Редкие исключения – пожарные машины. Но все равно, если бы среди грузовиков советского производства кто-нибудь додумался провести конкурс элегантности, самым красивым однозначно был бы признан именно "сто пятидесятый". С одной небольшой поправкой. Первое время автомобиль выпускался с угловатой деревянной кабиной из-за дефицита стального листа. Переход на полностью металлическую кабину обтекаемой формы начался с 1950 года. Кабина, особенно цельнометаллическая, была тесноватой. Двери в ней были плохо подогнаны, через щели попадал холодный воздух и пыль, что особенно «приятно», учитывая отсутствие «печки». Рычаг переключения передач был такой формы и длины, что рука постоянно цеплялась за стальную панель приборов. А еще оказалось, что педаль тормоза слишком уж близко расположена к педали газ. Из-за чего, особенно в зимней обуви, водители в критических ситуациях могли нажать на газ вместо тормоза. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. На этом фоне УраЛЗиС-5М со своей просторной кабиной и вменяемыми органами управления смотрелся намного выгоднее.
Впрочем, одним только эргономическими проблемами дело не закончилось. ЗиС-150 оказался настолько сырым, что дело дошло до разбирательств на высшем уровне. Вот что писал журнал «Автомобильная и тракторная промышленность» № 2 за 1953 год: «Партия и Правительство неоднократно указывали на необходимость усилить борьбу с выпуском недоброкачественной и некомплектной продукции. Товарищ Маленков в отчетном докладе ЦК КПСС на XIX съезде партии отметил, что машиностроительные предприятия нередко ставят на производство конструктивно недоработанные машины. В частности на Московском заводе имени Сталина, вследствие серьезных упущений в работе по испытанию автомобиля ЗиС-150 и последующей его доводке, уже в процессе эксплуатации было выявлено ряд серьезных недостатков. В частности низкая прочность рамы, карданного вала и других деталей».
Под другими деталями подразумевали серьгу передней рессоры, которая постоянно ломалась из-за неправильно рассчитанной конфигурации, слабые крылья, где все время образовывались трещины, обрывающие подножки, постоянные разрывы картера коробки передач в местах крепления коробки отбора мощности (самосвалы, спецтехника), малый ресурс самой КПП и другие неприятные моменты.
Но самой главной проблемой оставался карданный вал. То ли при расчетах кто-то допустил ошибку, то ли сталь при производстве применили не той марки, то ли имело место пресловутое вредительство со стороны недобитых в 1937 году троцкистов, - но результат оказался весьма плачевным. При превышении определенного числа оборотов коленчатого вала двигателя (если водитель тормозил двигателем), кардан обрывался и тут же перебивал тормозные пневмошланги. Дисковый трансмиссионный тормоз, который воздействовал на выходной вал коробки передач, естественно, помочь не мог. А поскольку обычно все это безобразие происходило при спуске, несчастному «пилоту» ЗиС-150 оставалось лишь одно: выбирать объект для столкновения помягче.
Для самосвала модели 256 выбрали отработанный ковшовый 6-кубовый кузов без заднего борта с 8-ю скругленными ребрами жесткости и рычажно-параллелограммным подъемным устройством с двумя гидроцилиндрами. Переработки подверглись передняя стенка и форма ребер, а также привод коробки отбора мощности. В кузов можно было загружать до 12 тонн груза различной плотности, при этом он оставался целым даже при скидывании грузов с 2-метровой высоты. В ходе отработки была также разработана модель самосвала с боковой разгрузкой на две и три стороны, но широкого распространения она не получила.
Элементы рамы, силовая установка и кабина были полностью идентичны всем остальным машинам семейства. Отличием внутренней отделки был рычаг отбора мощности и указатель давления масла в гидросистеме. На некоторых машинах дополнительно установили нижние зеркала заднего вида.
Данную проблему частично решили установкой по-новому откалиброванного ограничителя числа оборотов сразу же после начала выпуска. Чуть позже по-другому расположили воздушные магистрали. Вот только валы продолжали обрываться и дальше. Хотя, справедливости ради, подобные аварии стали происходить реже.
Окончательно же ЗиС-150 перестал быть автомобилем-камикадзе лишь в 1955 году, когда заводчане поставили промежуточную опору карданного вала. Далее произошло еще одно событие, приведшее к появлению почти не описанной в литературе модели ЗиС-150 (1957-58 гг.). А причиной тому стало переименование ЗиС в ЗиЛ (то есть Завод имени Лихачева), по случаю разоблачения культа личности И.В.Сталина. Новый ЗиЛ слегка доработали, и в придачу поменяли надпись на решетке радиатора. Однако "сто пятидесятый" все равно требовал такого количества изменений, что, в конце концов, его решают заменить основательно переработанной моделью под номером "сто шестьдесят четыре". Всего же было выпущено 771 тысяч ЗиС-150 всех модификаций, многие из которых работали в народном хозяйстве вплоть до начала 80-х годов прошлого века.
ПЕРЕХОДНАЯ МОДЕЛЬ
В новом ЗиЛ-164 постарались избавиться от большинства недостатков, на которые указывал еще тов. Маленков. Во-первых, решили вопрос с креплениями передних рессор. Их концы теперь защемлялись в резиновых подушках. Заодно подвеску дополнили амортизаторами двойного действия. Во-вторых, поставили нормальные крылья, которые не трескались и не отрывались, а заодно усилили радиаторную решетку, сделав брусья горизонтальными и увеличив их толщину. В-третьих, переделали подножки, а также решили проблему с дверцами. В-четвертых, «кочергу» переключения передач удлинили и изогнули. Теперь водители могли не опасаться за свои конечности. Кроме того, в кабине наконец-то появилась «печка» и дефростеры (обдув стекол), сидение получило регулировки, а руль за счет нового редуктора рулевого механизма стало крутить легче. Ну и конечно, подверглись доработкам рама, двигатель и его крепления, КПП и т.д. В частности мотор получил алюминиевую головку блока, новый распредвал и более надежный карбюратор К-82 со стабильным в работе диффузором постоянного сечения. Мощност немного увеличилась до 97 л.с., а крутящий момент – до 33 кгс при 1100-1400 об/мин.
Но и этого оказалось недостаточно. Потому в 1961 году появилась еще одна, уже последняя версия – ЗиЛ-164А, максимально унифицированная с перспективным ЗиЛ-130, на который решили переходить постепенно. Модель «А» оснащалась форсированным до 97 л.с. мотором, новым однодисковым сцеплением и карданным валом (такими же, как у ЗиС-130), и новой пятиступенчатой коробкой передач (опять-таки от "сто тридцатого"), оснащенной синхронизаторами.
При этом дисковый трансмиссионный тормоз уступил место барабанному. А передняя подвеска получила надежные телескопические амортизаторы вместо древних рычажных, склонных к перегреву. В таком виде модернизированная четырехтонка выпускалась до 1965 года, пока окончательно не уступила место ЗиЛ-130.
Как и ЗиС-150, модель «164» обзавелась несколькими модификациями. Первая – автомобиль-самосвал ЗиЛ-ММЗ-585Л и ЗиЛ-ММЗ-585М (сельскохозяйственный), вторая – седельный тягач ЗиЛ-164АР (двигатель мощностью 109 л.с.), третья – газобаллонная для работы на сжиженном газе – ЗиЛ-166А, выпущенная небольшой партией. Кроме того, как обычно выпускались шасси для установки самых разных спецкузовов, одно перечисление которых вполне может потянуть на отдельную статью.
В итоге не прошло и семи лет с XIX съезда партии, как народное хозяйство СССР получило прочный, надежный и весьма «долгоиграющий» автомобиль системы ЗиС-ЗиЛ. И вплоть до массового списания в середине 80-х ЗиЛ-164 всех модификаций попадался на дорогах СССР почти так же часто, как и его наследник – ЗиЛ-130. Нынче же модель 164 превратилась в огромную редкость. И встречается она не столько на дорогах, сколько в частных коллекциях ценителей старой техники.
Концепция спаренных артиллерийских систем зародилась практически в начале 20 века. Первый прототип САУ построен в 1976 г. опытный образец САУ - единственный макетный образец, который так же отрабатывался по темам "объект 316" (прототип САУ "Мста-С"), "объект 326" и "объект 327". На вращающуюся башню-платформу в ходе испытаний устанавливались орудия с различной баллистикой. В представленной конфигурации - с пушкой от САУ "Гиацинт" - машина проходила испытания в 1987 г.
САУ "объект 327" разрабатывалась в качестве конкурента САУ "Мста-С", но оказавшись весьма революционной осталась экспериментальной САУ. САУ отличалась высокой степенью автоматизации - перезаряжание орудия осуществлялось штатно автоматом заряжания при внешнем расположении орудия с размещением боеукладки внутри корпуса САУ. В ходе испытаний с орудиями двух типов САУ показала высокую эффективность, но предпочтение было отдано более "технологичному" образцу - 2С19 "Мста-С".
Экипаж данного изделия находился в изолированном боевом отделении в носовой части корпуса, в то время как боевое отделения с полностью механизированной боеукладкой находилось в центральной части корпуса модифицированного шасси основного танка Т-72. Изменение подвески Т-72 было незначительным - просто раздвинули катки...
Испытания и проектирование САУ прекращены в 1987 г. Наименование объекта "шайба" являлось неофициальным. Второй экземпляр САУ с орудием 2А37 от САУ "Гиацинт" с 1988 г. простоял на полигоне сохранился в музее ПО "Уралтрансмаш".
В 90-е годы концепция перспективной САУ, претерпев ряд изменений продолжила свое развитие в нашей стране и за рубежом. Перспективные иностранные САУ «Крестоносец» (США),. САУ «PzH 2000» (ФРГ) с различным успехом проходили испытания. Аналогичная по концепции и характеристикам данным системам САУ разрабатывалась и в нашей стране в 80-х 90-х годах ФГУП "Уралтрансмаш", а также рядом других предприятий.
Однако, как и ее зарубежные аналоги, она не обладала качествами, которые бы предоставили им радикальные преимущества по сравнению с существующими модернизированными образцами серийных САУ.
Возвращение к этой теме произошло спустя время в рамках ОКР «Коалиция-СВ» - разработка перспективной российской самоходной артиллерийской установки. Головным исполнителем является: ОАО ЦНИИ "Буревестник" (г. Нижний Новгород). Соисполнители: ОАО "Уралтрансмаш", ОАО "ЦНИИМ", ОАО "Уралвагонзавод". С конца 1980-х годов велось изучение повышения эффективности САУ по теме НИР "Необитаемость"
В рамках темы был проведен ряд НИР по определению оптимального уровня межвидовой унификации перспективного артиллерийского вооружения крупного калибра Сухопутных войск и Военно-морского флота.
В плане унификации ставилась задача рационального использования в арторудии технических решений, элементов, узлов и систем, общих как для ствольных систем вооружения ВМФ (кораблей и береговой обороны), так и для самоходных артиллерийских орудий Сухопутных войск.
В конце 2006 года был продемонстрирован один из макетных образцов самоходной артиллерийской установки "Коалиция-СВ" изготовленный с использованием наработок по САУ "Мста-С" и шасси основного танка "объект 195".
Стоит отметить, что современные гаубицы предназначены для ведения кратковременного (время безопасного нахождения на одной огневой позиции до 1 минуты) высокоинтенсивного огня со сменой огневой позиции. Они выдвигаются на позицию, ведут высокоинтенсивный огонь по удаленным целям, затем направляются на другую позицию прежде, чем противник сможет открыть ответный огонь. С ростом автоматизации управления огнем современной артиллерии и повсеместным внедрением радиолокационных средств разведки обнаружения огневых позиций время реакции артиллерии противника в составе разведывательно-огневых систем, действующих в режиме реального времени, и соответственно время безопасного нахождения САУ на огневой позиции значительно сокращается. Путем преодоления данных проблем является создание артиллерийских систем, с нетрадиционными конструктивно-компоновочными схемами, обеспечивающими значительный рост огневой мощи (и, соответственно, уменьшение времени нахождения САУ на огневой позиции), реализация которых заложена в отечественной САУ нового поколения.
В представленном образце:
- Экипаж - 2 чел (в окончательном варианте компоновки САУ)
- Шасси:
- опытный прототип - 6-ти катковое гусентичное шасси САУ "Мста-С", созданное на базе танка Т-72.
- в последующем варианте (не представлен публике) - 7-ми катковое гусеничное танковое аналогично базе танка "объект 195".
Особенность САУ "Коалиция-СВ" состоит в том, что она обладает сразу двумя орудийными стволами. Двуствольные САУ "Коалиция-СВ" строились и до этого, но то были малокалиберные зенитки, а гаубица "Коалиция-СВ" имеет шестидюймовый калибр, считающийся предельным для полевой артиллерии. Всё, что выше этого калибра, относится уже к артиллерии резерва главного командования.
САУ со спаренной артиллерийской установкой обеспечивает повышение скорострельности за счет обеспечения возможности одновременного заряжания двух стволов, что приближает 2С36 "Коалиция-СВ" по огневой производительности к реактивным системам залпового огня (РСЗО) при сохранении кучности нарезкой ствольной системы. При этом сохранены габариты и масса, близкие к соответствующим габаритам и массе традиционной одноствольной системы.
Повышение эффективности стрельбы особенно в режиме "огневой налет" или "шквал огня" (зарубежный термин multiple rounds simultaneous impact MRSI) достигается максимальной скорострельностью по одной цели путем производства выстрелов на разных номерах заряда (применение переменного модульного метательного заряда) на разных углах возвышения стволов артустановки. При этом к цели все снаряды очереди могут подходить практически одновременно, что обеспечивает предельно высокую вероятность ее поражения.
Стабильность баллистических характеристик на всех номерах переменного заряда гарантируется однообразной фиксацией в зарядной каморе безгильзового переменного модульного метательного заряда на поршне продольно-скользящего затвора-досылателя (т.е. на дне каморы) независимо от количества модулей в конкретном заряде.
Мобильность в настоящее время считается одной из важнейших характеристик современной военной техники, и поэтому не удивительно, что создатели самоходного орудия "Коалиция-СВ" позаботились о ее сравнительной компактности и, соответственно, мобильности.
САУ "Коалиция-СВ" гораздо ниже, чем транспортно-загрузочная машина 2Ф66-1. В результате двуствольную "Коалицию-СВ" можно будет легко перебрасывать не только Ан-124 "Руслан", но и Ил-76.
Компоновка САУ 2С36 "Коалиция-СВ"
Рабочие места членов экипажа гаубицы "Коалиции-СВ" расположены в компьютеризированном модуле управления, который размещен в носовой части шасси.
Экипаж, состоящий из 2-3-х человек, осуществляет полный контроль над процессами заряжания, наведения и стрельбы. Модуль управления оборудован бортовыми тактическими системами выбора цели, позиционирования и навигации. По показаниям приборов и датчиков экипаж постоянно следит за общим состоянием машины и количеством боеприпасов по типам выстрелов. Разработка нового семейства боеприпасов для перспективной САУ велась в рамках ОКР "Коалиция-БП".
Механизмы заряжания обеспечивают автоматический выбор необходимых типов снарядов (осколочно-фугасные (с газогенератором), активно-реактивные, управляемые, дымовые и пр.) и модульных зарядов. Возможно применение различного переменного заряда (например, от одного до шести штук). Модульные переменные заряды значительно расширяют, огневые возможности двуствольной САУ "Коалиция-СВ".
В гаубице "Коалиция-СВ" реализован пневматический механизм заряжания и микроволновая система воспламенения метательного заряда.
Экипаж "Коалиции-СВ" находится в башне, здесь он размещается в отдельной бронированной капсуле, как в танке "Армата".
Каждое рабочее место членов экипажа оснащено комплексом дистанционного управления автоматизированным огнем и приборного контроля выполнения всех операций на дисплеях единой информационно-командной системой. Информационно-управляющие каналы связи рабочих мест экипажа в модуле управления с модулем вооружения дублированы. Предусмотрены основные люки экипажа, эвакуационный люк, а также технологический люк перехода в модуль вооружения.
Установка модуля управления в носовой части корпуса позволяет разместить экипаж в наименее опасном месте боевой машины.
Основное вооружение находятся в башне, где установлена спаренная артиллерийская установка и боекомплект с системой механизированного заряжения. Весь боекомплект находится в специальном ящике-замане за башней. И заряжание пушек идет в автоматическом режиме - так же, как у современных танков. Кстати, схема заряжания скопирована с экспериментального танка "Черный орел".
Двигатель размещен в кормовой части машины.
Для самообороны на крыше установлен зенитный пулемет калибра 12,7 мм "Корд", а по бокам от башни установлены 81 мм пусковые установки дымовых гранат с электрическим управлением.
Модульное решение отделений вооружения и управления как самостоятельных компоновочных единиц, выполняющих определенную функцию, позволяет уменьшить численность и усилить защиту экипажа, в том числе от средств массового поражения, а также улучшить условия взаимодействия и работоспособность экипажа.
Серийные изделия планируется изготавливать с использованием шасси перспективного российского танка (Армата). Новое шасси (семь опорных катков на борт) обладает значительно лучшими характеристиками по грузоподъемности, подвижности, качествам подвески, снижающими колебания артиллерийской установки при стрельбе.
Компоновка САУ 2С36 "Коалиция-СВ" использует компоновочные решения и унифицирована с перспективным танком "Армата" не только по шасси, но и по двигателю, и основным элементам корпуса.
Транспортно-заряжающая машина двуствольной самоходной артиллерийской установки 2С36 "Коалиция-СВ"
Гаубица 2С36 "Коалиция-СВ" может являться, частью самоходного артиллерийского комплекса, в состав которой входит также бронированный подвозчик боеприпасов. Таким образом, обслуживание перспективной САУ будет обеспечиваться достаточным количеством личного состава, не смотря на ее значительно уменьшенный экипаж. Операции по обслуживанию перспективной двуствольной САУ "Коалиция-СВ" могут быть в максимальной степени автоматизированы.
После выхода двуствольной "Коалиции-СВ" на огневую позицию стрельба из орудия производится после автоматического наведения на цель комплексом управления огнем под контролем членов экипажа по дисплеям. Боеприпасы подаются из автоматизированных боеукладок в орудие на всем диапазоне углов наведения.
Механизмы в модуле обеспечивают автоматический выбор необходимых типов снарядов и модульных зарядов. Комплекс агрегатов защиты жизнедеятельности очищает поступающий воздух от вредного воздействия пороховых газов и средств массового поражения, полностью обеспечивает комфортные условия работы экипажа.
В составе комплекса (САУ/ТЗМ) "Коалиция-СВ" возможна реализация полностью автоматизированной системы загрузки боеприпасов на борт, заряжания и ведения огня, обеспечивающая высокую скорострельность. Введение в состав комплекса бронированной транспортно-заряжающей машины (ТЗМ), оборудованной автоматизированной подсистемой загрузки и перемещения боеприпасов, которая позволяет экипажу за несколько минут перезагрузить на борт гаубицы 2С36 все необходимые выстрелы
Очень интересным вариантом данной гаубицы 2С36 "Коалиция-СВ" является сочлененная версия. Первая секция в ней представляет собой саму самоходку, а вот вторая, по сути, является, транспортно-заряжающей машиной на более чем 200 выстрелов.
От двигателя, находящегося в первой секции, силовой поток передается во вторую. Благодаря наличию второго корпуса существенно снижается время затухания колебаний после произведенного выстрела. Кроме того, резко повышается проходимость на местности.
Но существует вариант и заряжающей машины на колёсной платформе.
При обсуждении вариантов размещения САУ Коалиция-СВ на гусеничной или колесной платформе, представитель ОАО ЦНИИ "Буревестник" отметил, что гусеничная платформа более устойчива при стрельбе, чем колесная, и не требует выдвижения опор. В то же время он не исключил, что в связи с переходом на колесные платформы Сухопутным войскам понадобятся "Коалиции" на колесах.
ОАО "КамАЗ" обнародовал 3D-модели разрабатываемого перспективного самоходного артиллерийского 152-мм комплекса на колесной базе, создаваемого в рамках опытно-конструкторских работ "Коалиция-СВ-КШ". В создании колесного варианта самоходной гаубицы также участвовали предприятие «Мотовилихинские заводы» (Пермь)
За базу выбрано шасси из семейства автомобилей повышенной грузоподъемности КАМАЗ-6560 «Торнадо». Это шасси уже эксплуатируется в вооруженных силах в качестве базы для зенитных ракетно-артиллерийских комплексов «Панцирь-С1». При этом для использования в самоходной артиллерийской установке машина «Торнадо» претерпела некоторые изменения. Прежде всего, доработкам подверглась рама шасси. При стрельбе на этот агрегат воздействуют огромные нагрузки, что потребовало усилить его. Кроме того, были изменены некоторые другие части шасси. Эти доработки были связаны с установкой крупногабаритной орудийной башни.
Необходимо отметить, что создание автомобиля КАМАЗ-6560 фактически дало зеленый свет разработке самоходной артиллерийской установки на колесном шасси. Имевшиеся до появления «Торнадо» шасси не могли быть базой для САУ с характеристиками на уровне новой «Коалиции-СВ-КШ». КАМАЗ-6560 имеет грузоподъемность около 24 тонн, что позволило использовать это шасси в качестве основы для новой боевой машины.
После проведения специальных доработок шасси для соответствия транспортной базы утвержденным техническим требованиям изготовлен опытный образец шасси и направлен на предприятие где будет монтироваться перспективная 152-мм артиллерийская система.
КамАЗ-6560. Источник: a2goos.com |
Одновременно с усилением рамы шасси в проекте «Коалиция-СВ-КШ» применены некоторые дополнительные решения, обеспечивающие работоспособность боевой машины. Как видно из имеющихся материалов, шасси дополнительно оборудовано четырьмя опускаемыми аутригерами. Таким образом, самоходная гаубица должна вести огонь не с колес, а с прочных опор. На приведение САУ в боевое положение после прибытия на позицию, по расчетам авторов проекта, должно уходить примерно полторы минуты. За это время опускаются аутригеры, проверяется работа систем башни и т.п. Колесное шасси позволяет после стрельбы быстро перевести САУ в походное положение и уйти с позиции.
Это картинка 3D модели в первой проработке монтажа 152-мм артиллерийской системы. На платформе шасси устанавливается бронированная орудийная башня. Боевое отделение выполнено необитаемым. В нем размещены автоматизированная укладка боеприпасов, автомат заряжания, а также 152-миллиметровая гаубица 2А86. В отличие от САУ «Коалиция-СВ» на гусеничном шасси, в башне самоходной гаубицы на колесном ходу имеется одно орудие, а не два.
Силовая установка
Силовая установка представляет собой единый 1200-сильный дизельный турбопоршневой двигатель А-85-3А (иногда обозначается как 2А12-3, 12ЧН15/16 или 12Н360). Моторесурс не менее 2000 часов. Масса до 5 тонн. Объем МТУ до 4 м3. Имеется возможность модернизации. По габаритно-массово-силовым характеристикам новинка должна превосходить лучшие зарубежные образцы моторно-трансмиссионных установок. необходимо отметить, что номинальная мощность двигателя 1500 л.с., до 1200 л.с. введено ограничение, что значительно увеличило моторесурс.
Разработкой двигателя занимался челябинский ГСКБ «Трансдизель», а производится будет на Челябинском Тракторном Заводе. Дизельный четырехтактный, Х – образный, 12 –цилиндровый с газотурбинным турбинным наддувом и промежуточным охлаждением воздуха, жидкостного охлаждения двигатель 12Н360 прошел весь ряд испытаний, от ресурсных до ходовых ещё в 2011 году.
Технические характеристики двигателя А-85-3А (12Н360) для САУ "Коалиция-СВ"
- Тип двигателя - четырехтактный, Х – образный, 12 –цилиндровый с газотурбинным турбинным наддувом и промежуточным охлаждением воздуха.
- Система смесеобразования - непосредственный впрыск топлива
- Мощность двигателя без сопротивления на впуске и выпуске, кВт (л.с.) - 1103 (1500)
- Частота вращения, с-1 (об/мин) - 33,3 (2000)
- Запас по крутящему моменту, % - 25
- Удельный расход топлива, г/кВт*ч (г/л.с.*ч) - 217,9 (160)
- Масса, кг - 1550
- Удельная мощность, кВт/кг (л.с./кг) - 0,74 (1,0)
- Габаритная мощность, кВт/кг (л.с./кг) - 1026 (1395)
- Удельная масса, кг/кВт - 1,32
- Длина, мм - 813
- Ширина, мм - 1300
- Высота, мм - 820
Двигатель 12Н360 - это вполне освоенный мотор, отнюдь не стендовый, он точно такие же стоял на наших перспективных танках (объект 195), проходивших не так давно Государственные испытания. В части силовой установки ГИ завершились успешно, двигатель претензий не имел - несмотря на то, что испытания были очень жесткие.
Артиллерийская часть гаубицы 2С36 "Коалиция-СВ"
Двухствольная 152 мм гаубица 2А86 с двусторонней автоматической подачей боеприпасов. Пушечная система представляет из себя основу установки разрабатываемой для крупных кораблей ВМФ.
Вариант спаренной артиллерийской установки с расположением снарядного и зарядного накопителей под артиллерийской установкой (корабельный подпалубный вариант). |