План конспекты по боевой подготовке. План-конспект проведения занятия по общевоинским уставам с личным составом
Воинские звания. Командиры (начальники) и подчиненные. Старшие и младшие. [скачать все конспекты только в А1 или А2]
Обязанности солдата (матроса). Ответственность военнослужащих. [скачать все конспекты только в А1 или А2]
Права военнослужащих. [скачать все конспекты только в А1 или А2]
Порядок отдачи и выполнения приказа (приказания). Обращение к начальникам и старшим. [скачать все конспекты только в А1 или А2]
Правила воинской вежливости и поведения военнослужащих. [скачать все конспекты только в А1 или А2]
Сущность и значение воинской дисциплины. Поощрения, применяемые к солдатам (матросам). [скачать все конспекты только в А1 или А2]
Дисциплинарная ответственность военнослужащих. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат (матросов). [скачать все конспекты только в А1 или А2]
Порядок применения и исполнения дисциплинарных взысканий. [скачать все конспекты только в А1 или А2]
Размещение военнослужащих. [скачать все конспекты только в А1 или А2]
Распределение времени и внутренний порядок в повседневной деятельности военнослужащих. [скачать все конспекты только в А1 или А2]
Назначение суточного наряда по роте. Подготовка суточного наряда по роте. Обязанности дневального по роте. Оборудование места несения службы очередного дневального по роте. [скачать все конспекты только в А1 или А2]
Организация общей уборки всех помещений роты и уборки закрепленного за подразделением участка территории. [скачать все конспекты только в А1 или А2]
Состав суточного полкового (воинской части) наряда. Развод суточного наряда. Обязанности помощника дежурного по контрольно-пропускному пункту. [скачать все конспекты только в А1 или А2]
Назначение караула. Обязанности часового. [скачать все конспекты только в А1 или А2]
Караул. Пост. Смена или снятие часового с поста. Положение оружия у часового на посту. Действия часового при приближении всех лиц к посту или запретной границе поста. [скачать все конспекты только в А1 или А2]
Военная присяга. Порядок приведения к Военной присяге. [скачать все конспекты только в А1 или А2]
Государственный гимн Российской Федерации. Государственный флаг Российской Федерации и Боевое знамя воинской части. Ритуал подъема и спуска Государственного флага Российской Федерации. [скачать все конспекты только в А1 или А2]
Строи и его элементы. Управление строем. Обязанности солдат (матросов) перед построением и в строю. Строевая стойка. [скачать все конспекты только в А1 или А2]
УТВЕРЖДАЮ
________________________________________________________________________________________________________________________
«___» _______________ 20___ г
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятия с воспитанниками ______ класса
(наименование подразделения)
по Уставам и Регламенту СПКУ на «___» ____________ 20___ г
Тема: Устав внутренней службы ВС РФ.
Занятие: Воинские звания и знаки различия.
Учебные вопросы:
- Воинские звания военнослужащих ВС РФ.
- Знаки различия:
По воинским званиям
По функциональному предназначению
По принадлежности
- Военная форма одежды.
Цель занятия:
- Ознакомить учащихся с воинскими званиями, военной формой одежды и знаками различия военнослужащих.
- Добиться усвоения учащимися знаний, связанных с военной службой;
- Сформировать представление о военной форме и званиях военнослужащих;
- Воспитание патриотизма, сознательной дисциплины, понимание необходимости прохождения военной службы;
- Развитие умения работать в заданном ритме, совершенствовать навыки самоанализа и самодисциплины.
Время: _________________
Место занятия: ________________________
Метод проведения занятия: лекционное.
Руководства и пособия: план-конспект проведения занятия, презентация.
Занятие разработал и провел:
___________________________
___________________________
Ход занятия
1. Организационный момент.
1) Приветствие.
2) Вступительное слово – озвучить тему урока, цели и задачи урока.
2. Изучение нового материала.
Предлагаю кадетам по ходу занятия составить опорный конспект и оформить предложенную таблицу.
Рассказ сопровождается презентацией (приложение № 1).
1. Воинские звания военнослужащих ВС РФ.
Воинские звания и знаки различия (слайд № 4 – 21). По ходу объяснения ученики заполняют таблицу (приложение № 2).
Каждому военнослужащему в соответствии с положением о прохождении военной службы – присваивается воинское звание. Воинское звание присваивается персонально (лично) в соответствии со служебным положением, военной или спец. подготовкой, выслугой лет.
Для офицеров, имеющих медицинскую или юридическую специальности, к воинским званиям добавляются слова «медицинской службы», «юстиции» соответственно.
Для высшего офицерского состава авиации (летного, инженерного, имеющего инженерно-авиационную подготовку) к воинским званиям добавляется слово «авиации».
К воинским званиям граждан, пребывающих в запасе, добавляются слова «запаса», а находящихся в отставке - «в отставке».
Использование сокращенных наименований (подобно «кавторанг», «старлей» и т.п.) не допускается.
Курсанты военно-учебных заведений могут иметь максимальное звание старшего сержанта (главного старшины).
С 2006 года введены также специальные должности главных сержантов вооружённых сил, командования, а также главного войскового, бригадного, полкового, батальонного и взводного сержантов.
В Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях устанавливаются следующие воинские звания:
ВОЙСКОВЫЕ КОРАБЕЛЬНЫЕ
СОСТАВ СОЛДАТ (МАТРОСОВ)
рядовой матрос
ефрейтор старший матрос
СОСТАВ СЕРЖАНТОВ (СТАРШИН)
младший сержант старшина второй статьи
сержант старшина первой статьи
старший сержант главный старшина
сержант третьего класса старшина третьего класса
сержант второго класса старшина второго класса
сержант первого класса старшина первого класса
штаб-сержант штаб-старшина
мастер-сержант мастер-старшина
ОФИЦЕРСКИЙ СОСТАВ
МЛАДШИЙ ОФИЦЕРСКИЙ СОСТАВ
лейтенант лейтенант
старший лейтенант старший лейтенант
капитан капитан-лейтенант
СТАРШИЙ ОФИЦЕРСКИЙ СОСТАВ
майор капитан третьего ранга
подполковник капитан второго ранга
полковник капитан первого ранга
ВЫСШИЙ ОФИЦЕРСКИЙ СОСТАВ
генерал-майор контр-адмирал
генерал-лейтенант вице-адмирал
генерал-полковник адмирал
генерал армии
МАРШАЛЫ
22 сентября 1935-го года было учреждено воинское звание Маршал Советского Союза, которого за время его существования были удостоены 41 человек . Подобное звание (чин) существовало и существует во многих странах в нескольких вариантах: маршал, фельдмаршал, генерал-фельдмаршал.
Список Маршалов Советского Союза
Тухачевский, Михаил Николаевич (20 ноября 1935, 11 июня 1937 лишён звания и 12 июня 1937 расстрелян, посмертно восстановлен в звании и реабилитирован 31 января 1957)
Егоров, Александр Ильич (20 ноября 1935) - расстрелян 23 февраля 1939. 14 марта 1956 г. реабилитирован.
Блюхер, Василий Константинович (20 ноября 1935) - находясь в звании маршала 9 ноября 1938 г. умер во время следствия в Лефортовской тюрьме
Кулик, Григорий Иванович (7 мая 1940, лишён звания 19 февраля 1942, посмертно восстановлен 28 сентября 1957)
Сталин, Иосиф Виссарионович (6 марта 1943), Генералиссимус Советского Союза (27 июня 1945)
Рокоссовский, Константин Константинович (29 июня 1944; в 1949-1956 в польской армии)
Берия, Лаврентий Павлович (9 июля 1945, до этого - генеральный комиссар госбезопасности с февраля 1941 года, лишён звания 26 июня 1953)
11 ноября 1997 года звание Маршала РФ присвоено Министру обороны РФ Игорю Дмитриевичу Сергееву (1938-2006). До настоящего времени данное воинское звание больше никому не присваивалось.
2. Знаки различия (слайд № 22 – 27) .
На погонах, в углах воротников верхней одежды или на лацканах имеются эмблемы видов Вооруженных Сил, родов войск (служб). Есть еще нарукавные знаки различия по принадлежности к Вооруженным Силам (кроме ВМФ), которые носят на внешней стороне левого рукава на шинелях, куртках, бушлатах, тужурках, жакетах, кителях. Нарукавные знаки по принадлежности к центральному аппарату Министерства обороны, видам Вооруженных Сил носят на внешней стороне правого рукава.
3. Военная форма одежды (слайд № 28 – 33) .
Военная форма одежды, которую носят в настоящее время военнослужащие Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, утверждена Указом Президента Российской Федерации в мае 1994 г. Кроме того, приказом министра обороны РФ установлены Правила ношения военной формы одежды для военнослужащих. Эти правила распространяются на военнослужащих, проходящих службу в Вооруженных Силах, воспитанников Суворовских военных, Нахимовских военно-морских и военно-музыкальных училищ, кадетских и морских кадетских корпусов, а также граждан, уволенных с военной службы с правом ношения военной формы одежды.
Военная форма одежды подразделяется на парадную и повседневную (та и другая бывает для нахождения в строю и вне его), а также полевую. Кроме того, каждая из них может быть еще летней и зимней. При выполнении военнослужащими специфических задач предусматривается ношение специальной (летно-технической, утепленной, рабочей и др.) одежды. Форма одежды объявляется ежедневно или на период конкретных мероприятий командирами воинских частей и кораблей, начальниками учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны, исходя из требований указанных выше правил и с учетом особенностей выполнения служебных задач. Ниже приводятся основные случаи, когда военнослужащие носят ту или иную форму одежды.
Парадная - при принятии Военной присяги; при вручении воинской части Боевого знамени; при подъеме Военно-морского флага на корабле, вступающем в строй; при спуске корабля на воду; при назначении в состав почетного караула; в дни годовых праздников воинской части; при получении государственных наград; при несении службы по охране Боевого знамени; на официальных мероприятиях с участием войск. Разрешается ношение парадной формы одежды в выходные и праздничные дни, а также во внеслужебное время.
Полевая - в суточных нарядах (кроме военнослужащих, проходящих службу по контракту, дежурящих в штабах, управлениях и учреждениях), на учении, маневрах, боевых дежурствах и занятиях в учебных центрах.
Повседневная - во всех остальных случаях.
Переход на летнюю или зимнюю форму одежды устанавливается приказами командующих войсками военных округов, флотами и флотилиями, командирами военно-морских баз, начальниками гарнизонов.
Специальную форму одежды военнослужащие носят на учениях, маневрах, при несении боевого дежурства (боевой службы), на занятиях с боевой техникой, при выполнении работ в гаражах, парках, доках, мастерских, на аэродромах, в лабораториях, лечебных учреждениях, на складах, на кораблях, на территориях воинских частей и береговых баз корабельных соединений.
Специальную утепленную одежду (полушубки, куртки и брюки меховые и утепленные, рукавицы меховые, валенки) военнослужащие носят в зимнее время при низкой температуре: на занятиях, учениях и на работах, а в местностях с особенно холодным климатом, при низкой температуре и сильном ветре - повседневно.
Специальную рабочую одежду носят при выполнении хозяйственных и строительных работ, а также при обслуживании военной техники и вооружения.
Спортивную одежду разрешается носить в спортзалах и на спортплощадках во время проведения спортивных занятий и соревнований.
ИСТОРИЯ КАДЕТСКОЙ ФОРМЫ
Форменное обмундирование учеников военных заведений появилось еще при Петре Великом. В 1723 году он установил форму воспитанников Академии морской гвардии. Обмундирование включало в себя зеленый с красным кафтан и брюки, белые чулки, черную обувь и головной убор. Однако сухопутные войска обрели специальную форму лишь в 1731 году, при возникновении первого в стране кадетского корпуса. Барон Людвиг фон Люберас, бывший на тот момент его директором, предписал кадетам носить «белые штиблеты», «шляпы с золотым позументом и с бантом» и прическу в виде косы. Это было далеко не полное обмундирование, которое получили воспитанники перед Высочайшим смотром зимой 1732 года. Оно включало в себя стандартный для армии страны кафтан темно-зеленого цвета, наделенный красными лацканами, камзол и штаны. Обувались кадеты в башмаки с тупым носом и штиблеты. В обязательном порядке требовалось носить белый галстук и замшевые перчатки. Основную массу кадет составляли фузилеры, им полагалось надевать треуголку с кокардой из белых лент. Высокие молодые люди выбирались гренадерами и носили типичные для того времени шапки с гарусной кистью.
При Елизавете Петровной мундир кадетов сменил цвет с темно-зеленого на светло-зеленый, также к форме добавились синие епанчовые полы, застегивающиеся на пуговицу. Соответственно, герб и вензель Анны Иоанновны сменились на аналогичные символы новой императрицы. Кадетский корпус изначально являлся престижным учебным заведением, о чем свидетельствовало и обмундирование его воспитанников, оформленное золотым галуном, как у офицеров гвардии.
В 1762 году был учрежден Артиллерийский и Инженерный Шляхетный кадетский корпус, целью которого была подготовка офицеров-специалистов. Потому изменили и кадетскую форму, которая с того момента представляла собой сочетание красного кафтана с черной отделкой, камзола и штанов лосиного цвета и шляпы с бантом. В праздничные дни полагалось носить парадный мундир с золотым галуном. Бомбардирам также следовало надевать особую кожаную шапку с полями и бронзовыми накладками. Достаточно скоро такие головные уборы оставили исключительно для парадов.
Форменная одежда кадетов существенно отличалась в зависимости от учебного заведения. Воспитанники Гимназии Чужестранных единоверцев облачались в малиновые кафтаны с голубой отделкой, а после преобразования гимназии в кадетский корпус (1792 год) получили форму в виде белого камзола и штанов и зеленого кафтана с красной отделкой.
Обмундирование воспитанников Императорского Сухопутного Шляхетного кадетского корпуса зависело от их возраста. Для пяти-шестилетних полагалась форма кофейного оттенка, для девяти-двенадцатилетних – голубого, для подростков от тринадцати до пятнадцати лет – серого. Кадеты старше 16 лет носили военные зеленые кафтаны с красной отделкой. Также у более взрослых учеников имелась характерная кисть на погонах. В «золотой век дворянства» кадетская форма отличалась разнообразием и нарядностью. Так как учебных заведений было немного, о единстве обмундирования говорить не приходилось. Существовали лишь общие черты, одинаковые для всей одежды воспитанников.
В данный момент форменная одежда для кадет создана по образцу 1943 года. 21 августа 1943 года Постановлением СНК и ЦК РКП(б) № 901 «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации», наряду с другими пунктами было предписано:
«1. Для устройства, воспитания и обучения детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов, организовать в Краснодарском, Ставропольском краях, Воронежской, Харьковской, Курской, Орловской, Смоленской и Калининской областях девять суворовских военных училищ, типа старых кадетских корпусов по 500 человек в каждом, всего 4500 человек со сроком обучения 7 лет с закрытым пансионом для воспитанников»...
Проверка усвоения материала.
Составы военнослужащих и воинские звания по Федеральному закону
“О воинской обязанности и военной службе”
Составы военнослужащих | Войсковые | Корабельные |
Солдаты, матросы, сержанты, старшины | Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: |
В учебнике излагаются основы педагогики и, с учетом достижений современной педагогической науки и опыта практической деятельности, рассматриваются вопросы теории и практики обучения и воспитания военнослужащих.
Основное внимание в издании уделено специфике и особенностям военно-педагогического процесса в Вооруженных Силах Российской Федерации, практическим аспектам деятельности офицера по обучению и воспитанию подчиненного личного состава. Излагаются цели, задачи, принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих.
Учебник рассчитан на курсантов, слушателей, адъюнктов, преподавателей военных вузов, командиров, начальников, воспитателей, других должностных лиц Вооруженных Сил и иных силовых ведомств; лиц, проходящих и проводящих военную подготовку в учебных заведениях и всех интересующихся как военной педагогикой, так и педагогическими проблемами в целом.
3.6.4. Техническая подготовка военнослужащих
Техническая подготовка предназначена для обучения личного состава владению военной техникой, выработке умений и навыков, необходимых для технически грамотной ее эксплуатации, поддержания в боевой готовности и умелого применения в бою.
Основными задачами обучения по технической подготовке считаются:
изучение устройства штатной боевой техники и приборов;
приобретение навыков в эксплуатации штатной боевой техники и приборов, их техническом обслуживании и поддержании в постоянной боевой готовности, обнаружении и устранении простейших неисправностей.
Занятия по технической подготовке с офицерами, прапорщиками, сержантами организуются в системе командирской подготовки, а с личным составом других категорий – в масштабе взвода, роты (батареи).
Занятия в системе командирской подготовки проводят наиболее подготовленные офицеры и прапорщики части; занятия с сержантами и другими категориями военнослужащих – командиры рот (батарей), взводов и командиры отделений (расчетов). С механиками-водителями боевых машин занятия проводятся в группе. Руководит занятием старший техник роты (батареи) или заместитель командира батальона (дивизиона) по технической части. Иногда занятия по технической подготовке с личным составом могут проводиться по группам в масштабе батальона (дивизиона) или части. Занятия проводятся, как правило, на штатном вооружении, технике или тренажерах, стендах, макетах и др.
Основные виды занятий по технической подготовке – групповые и практические. На групповых изучается теоретический материал в объеме, необходимом для правильного понимания сущности и принципов работы аппаратуры и механизмов. Основу технической подготовки личного состава составляют практические занятия. В них главное внимание должно уделяться изучению устройства вооружения и военной техники; умению правильно ее эксплуатировать; устранению простейших неисправностей.
Используются следующие методы обучения: рассказ с показом, практическая работа по обслуживанию вооружения и техники, тренировки. Основные формы обучения – занятия в составе подразделений в парках и в поле на штатной технике, в кружках; комплексные занятия по некоторым элементам; тренировки и др.
Личный состав необходимо учить аккуратному и бережному обращению c механизмами, деталями, аппаратурой и строгому соблюдению требований безопасности при работе с ними.
Методика проведения занятий по технической подготовке имеет ряд особенностей. Первая заключается в том, что руководителю необходимо тщательно продумать, какой вид занятия выбрать. Важную роль в достижении его цели играют определение места проведения, т. е. на какой базе оно состоится, определение количества учебных вопросов занятия и распределение времени на их отработку.
При подготовке руководитель обычно разрабатывает один документ (план, план-конспект или конспект). В отдельных случаях могут разрабатываться карточки произвольного образца с изложением отдельных вопросов, схем, зарисовок и т. д.
Подготовку обучающихся руководитель обычно начинает еще на предыдущем занятии, где ставит задачу на очередное занятие и может уточнять место его проведения.
Его выбирают с таким расчетом, чтобы тема занятия была отработана в полном объеме с минимальными затратами материальных средств. Особое внимание обращается на подготовку учебно-материальной базы, литературы, формирование учебных групп, организацию учебных точек, определение требований безопасности. Существенное влияние на качество проведения предстоящего занятия оказывает работа руководителя в ходе подготовки к нему на месте его проведения.
Ряд особенностей имеется и при проведении занятия по технической подготовке. Во вступительной части руководителю необходимо подробно остановиться на доведении обучающимся требований безопасности при работе с образцами вооружения, военной техники, узлами, механизмами, тренажерами, макетами. В ходе контрольного опроса обучаемые должны использовать учебно-материальную базу. Для охвата контролем всех обучающихся могут применяться тесты и технические средства контроля, обучающие устройства.
В основной части группового занятия – при отработке учебного вопроса – рекомендуется следующий порядок его изложения: доложить название агрегатов, места их расположения; назначение, общую характеристику; устройство и работу; порядок использования; порядок проведения регулировок, настроек; уход в процессе эксплуатации, возможные неисправности, их причины, способы устранения и меры безопасности. Материал сообщается обычно всей группе. Завершается основная часть практической работой обучаемых на стендах, агрегатах, макетах, орудиях. Для этого создается несколько групп, каждая из которых занимается на отдельном учебном месте (точке). Обучающиеся закрепляют полученные на занятии знания, получают навыки, необходимые для последующей практической работы. В конце путем постановки контрольных вопросов следует выяснить их знания по изучаемому материалу.
При изучении боеприпасов в начале отработки учебного вопроса необходимо излагать требования безопасности при обращении с ними, а затем обращаться к главному материалу.
На практическом занятии в начале основной части при необходимости может быть показан порядок выполнения основных операций или работ, объяснены устройство или правила использования оборудования, ЗИП (запчастей и принадлежностей), агрегатов и т. д. В ходе отработки вопросов руководитель должен постоянно поддерживать взаимодействие со своими помощниками на учебных местах. Сам руководитель в ходе занятия контролирует работу наиболее слабо подготовленных обучающихся, при необходимости оказывает методическую помощь менее подготовленным помощникам.
В заключительной части кроме общих вопросов руководителю занятия целесообразно обратить внимание на соблюдение обучающимися требований безопасности при возвращении вооружения и техники в первоначальное состояние, а также указать время и место проведения следующего занятия.