Температура воды и воздуха в крыму по месяцам. Влажность воздуха в крыму
В ВВП 6,6%, 6,2% в занятых, 19 % в ОПФ, 65% в Сфере услуг.
Инфраструктурный комплекс – это совокупность отраслей и видов деятельности, создающих необходимые условия для функционирования базовых отраслей материального производства и обеспечивающих благоприятные условия жизни населения (включая качество окружающей среды). В составе инфраструктурного комплекса выделяют социальную, производственную и экологическую инфраструктуру.
Деление инфраструктурного комплекса на виды довольно условно, так как часто одни и те же объекты инфраструктуры обслуживают и производство, и население, и вносят вклад в охрану окружающей среды. Кроме того, одни элементы инфраструктуры влияют на функционирование производства непосредственно, другие – косвенно, обеспечивая необходимые условия жизни населения. Поэтому инфраструктурный комплекс имеет межотраслевой характер и выступает в роли крупного подразделения экономики, которое называют сферой производства услуг как производственного, так и непроизводственного характера. По удельному весу сферы производства услуг в ВВП судят о степени прогрессивности структуры экономики. В Беларуси (2001г.) на сферу услуг приходится 45,1% в производстве ВВП. В этой сфере занято 52% всех занятых в экономике. Пока это еще значительно ниже, чем в высокоразвитых странах (60-70% и по доле услуг в ВВП, и по количеству занятых в экономике), но в последние годы роль сферы услуг в хозяйстве Беларуси повышается и ее значение как фактора развития и инвестиционной привлекательности страны возрастает.
Особенно большое значение для привлечения инвестиций в экономику страны и ее регионов имеет сравнительно высокий уровень развития производственной инфраструктуры. Так как состав, функции и уровень развития социальной инфраструктуры уже рассмотрены при характеристике уровня и качества жизни населения (лекция 6, с. 82-87), а состав и роль экологической инфраструктуры – при оценке природно-ресурсного потенциала (лекция 4, с. 56-66), предметом рассмотрения в настоящей лекции является именно производственная инфраструктура как важнейший фактор развития всех межотраслевых комплексов и экономики страны в целом.
Производственная инфраструктура включает в свой состав такие отрасли как транспорт и связь, торговля и общепит, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки, информационно-вычислительное обслуживание, инженерная инфраструктура (магистральные системы водо- и энергоснабжения, удаления и переработки отходов и пр.) и др. виды обслуживания сферы производства товаров. В совокупности они выступают как материальное воплощение комплексности, взаимосвязанности развития всех сфер деятельности в стране и в ее регионах. Они интегрируют все отрасли производства в пределах каждого территориального подразделения и включают их в территориальное разделение труда с другими регионами. На долю отраслей, относимых к производственной инфраструктуре, приходится (2001г.) почти 53% всего объема услуг, произведенных в стране, и около 20% всех занятых в сфере услуг.
Особенно большой вклад в обеспечение комплексности развития страны и ее регионов вносят транспорт и связь. Они являются достаточно развитыми отраслями экономики страны во многом благодаря выгодному экономико-географическому положению Беларуси и сложившемуся исторически пересечению на ее территории важнейших трансъевропейских железнодорожных, трубопроводных, автомобильных магистралей, оптоволоконных линий и ЛЭП, связывающих восток и запад, север и юг евроазиатского континента. Удельный вес транспорта и связи в производстве ВВП Беларуси составляет 11,3% (2001г.). Количество занятых в этих отраслях – около 7% от занятых в экономике.
Транспортный комплекс в составе инфраструктуры Беларуси включает все виды современного транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, речной и воздушный. Решается задача создания собственного морского торгового флота. Все виды транспорта взаимосвязаны, каждый из них имеет функциональные особенности, а все вместе во взаимодействии образуют транспортную систему, основная роль которой обеспечивать потребности всех хозяйствующих субъектов страны и населения в перевозках и международных связях.
В последние годы транспорт вносит большой вклад в экспортный потенциал Беларуси, успешно (с положительным сальдо) экспортируя транспортные услуги и став по существу одной из важных отраслей специализации страны в международном разделении труда. На долю транспорта приходится (2002г.) 56,7% всего белорусского экспорта услуг. В основном (83,3%) это услуги грузового транспорта и наибольший удельный вес в международном экспорте грузовых перевозок занимает трубопроводный транспорт, затем следуют (в примерно равных долях) автомобильный и железнодорожный.
В таблице 14 приведены показатели, характеризующие деятельность всех видов транспорта и их роль в транспортной системе страны.
Как следует из данных табл. 14, ведущую роль по объему перевезенных грузов и по перевозкам пассажиров играет автомобильный транспорт . Но по грузообороту он уступает трубопроводному и железнодорожному, по пассажирообороту – железнодорожному. Особенностями автотранспорта, в отличие от всех остальных видов, является высокая маневренность (способность доставлять грузы и пассажиров «от ворот до ворот»), универсальность, скорость перевозки и наличие самых разных автотранспортных средств. Ввиду более высокой себестоимости перевозок на большие расстояния, чем у железнодорожного, автотранспорт наиболее широко используется для перевозки грузов на короткие расстояния небольшими партиями, а также для перевозки рассредоточенных по определенным потокам пассажиров на внутрирайонных и внутригородских маршрутах. Однако в последние годы увеличились автомобильные грузоперевозки на дальние расстояния и особенно международные. Белорусские автоперевозчики (в эксплуатации около 12 тыс. автопоездов) доставляют грузы более чем в 40 стран Европы и Азии.
Развитию автотранспорта в Беларуси, кроме проходящих по ее территории трансъевропейских коридоров №2 и №9 (с ответвлениями), способствует довольно густая сеть автомобильных дорог с твердым покрытием международного, республиканского и местного значения. При плотности автодорог с твердым покрытием, равной 321,9 км/тыс. км. 2 территории республики, в Минской области она достигает 398 км/тыс. км 2 , а в Гомельской составляет 234,9 км/тыс. км 2 . Наибольший удельный вес в перевозках автотранспорта занимают сельскохозяйственные грузы, а также легкой и пищевой промышленности, лесные, строительные материалы и детали.
Основными проблемами автотранспорта являются: высокая изношенность подвижного состава, что требует его обновления и модернизации, стимулирования приобретения белорусскими перевозчиками техники отечественного производства; несоответствие структуры и технического состояния автодорог общего пользования требованиям автотранспорта и западноевропейским нормам и стандартам; недостаточное развитие системы сервисного обслуживания на магистральных автодорогах. Преодоление этих проблем осуществляется поэтапно в соответствии с государственной программой «Дороги Беларуси на период 1997-2005 гг.» и Программой социально-экономического развития Беларуси на 2001-2005 гг.
Цели урока:
- познакомить учащихся с инфраструктурным комплексом: рассмотреть состав, значение, проблемы комплекса;
- продолжить работу со схемами, таблицами;
- воспитывать чувство товарищества, любовь к родному краю;
- развивать речь учащихся, географическое мышление.
Оборудование урока: карточки с домашним заданием, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
– Какой комплекс мы с вами изучаем? (АПК)
– Назовите главную задачу АПК.
– Сколько звеньев выделяют в составе АПК?
– Чем занимается 3 звено АПК?
– Какие отрасли составляют 3 звено АПК?
Дома вы готовили параграф “Пищевая и легкая промышленность”. Чтобы проверить ваши знания по пищевой промышленности проведем игру “Горячий стул”. В нее будут играть (Назвать 4 детей). В это время (фамилии 2 детей) будут работать по карточкам, выполняя задания по легкой промышленности. Прочитайте задания пока я напоминаю правила игры и если будут вопросы, то спросите.
Правила игры: я зачитываю утверждение, если оно верное вы соглашаетесь и объясняете, что это действительно так, оставаясь на своем месте. Если же оно не верное, вы пересаживаетесь, т.е. ваш стул стал горячим и объясняете, почему оно неверное.
Класс внимательно слушает ответы и если кто-то ошибается, не может объяснить или объясняет не полно или не точно, то поднимаете руку и исправляете или дополняете ответ товарища. Вопросы есть?
Первое утверждение:
– Пищевая промышленность встречается практически всюду, где постоянно
проживают люди.
– Отрасли пищевой промышленности по характеру используемого сырья делятся на 3
группы.
– Отрасли: крупяная, чайная, сахарная, рыбная относятся ко 2 группе.
– Отрасли: хлебопекарная, макаронная, кондитерская относятся ко 2 группе.
– Отрасли первой группы ориентируются на потребителя.
– География отраслей 1 группы зависит не только от наличия сырья в тех или иных
районах, но и от размеров сырьевой базы.
– Россия увеличивает вылов рыбы в зонах иностранных государств, с которыми она
имеет соответствующие договоры
– Большая часть рыбоперерабатывающих предприятий находится на специальных судах
и перерабатывается в море.
– Отрасли второй группы пищевой промышленности тяготеют к потребителю готовой
продукции и располагаются непосредственно в городах и крупных сельских
населенных пунктах.
– Мясная, молочная, мукомольная отрасли пищевой промышленности ориентируются
только на потребителя.
3. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним межотраслевым комплексом – инфраструктурным (слайд 1 ). Приложение
Рассмотрим его состав, задачи, значение в экономике страны. Узнаем, какие проблемы существуют в этом комплексе у нас в стране и попытаемся сами в ходе деловой игры определить проблемы и возможные пути их решения в различных отраслях инфраструктурного комплекса в наших микрорайонах.
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
4. Объяснение нового материала.
Изучение любого комплекса мы начинаем с его состава (слайд 2 ).
Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части
Инфраструктурный комплекс
Коммуникационная система Транспорт связь |
Сфера обслуживания
|
– Мы с вами записали состав инфраструктурного комплекса. Посмотрите еще раз на отрасли, входящие в этот комплекс и скажите:
– Какова задача инфраструктурного комплекса?
– Этот комплекс производит какие-нибудь товары?
– Что же он производит? Что оказывает населению?
Продукцией этого комплекса являются услуги, т.е. инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги. Этим он отличается от всех других межотраслевых комплексов.
– Какова же задача комплекса? (Оказание разнообразных услуг)
– Что такое услуга? Это особый вид продукции, который потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности.
По своему характеру, широте круга потребителей и периодичности потребления услуги существенно различаются.
Откройте страницу 132 учебника. Найдите таблицу 31 (Слайд 3 ). Приложение
– По характеру услуги делятся на 2 группы. Назовите первую группу. (материальные) Она в свою очередь делится на подгруппы. Назовите первую подгруппу материальных услуг и сразу же назовите виды услуг, относящихся к этой подгруппе.
Назовите вторую подгруппу и виды услуг.
– Назовите вторую группу, на какие подгруппы она делится и какие виды услуг относятся к каждой подгруппе.
Посмотрите на таблицу 32.
По периодичности потребления услуги делятся на 2 группы, какие?
По широте круга потребителей услуги делятся на 3 группы. Какие?
Назовите услуги нужные иногда всем, большинству, немногим.
Проведем небольшую игру по этим таблицам, чтобы лучше запомнить классификацию услуг.
Начну я, вы внимательно следите.
Я учитель. Моя профессия относится к сфере образования. Значит моя услуга нематериальная, необходимая, по периодичности – постоянная, по широте круга потребителей– нужная немногим.
Таня – ты парикмахер. Твоя профессия к какой отрасли относится? (бытовое обслуживание)
Значит твоя услуга по характеру какая? (материальная, материализуемая в предметах своего воздействия).
По периодичности? (нужная иногда)
По широте потребителей? (нужная всем).
Артем, ты – водитель автобуса.
Лена, ты – врач.
Денис, ты – офицер ВС.
Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли, которые производят разнообразные услуги, а не товары.
Посмотрите на рисунок (слайд 4 ) и скажите, к какой сфере будут относится отрасли, входящие в инфраструктурный комплекс? (К непроизводственной сфере )
А все ли отрасли инфраструктурного комплекса относятся к непроизводственной сфере?
Транспорт, торговля и общественное питание относятся к производственной сфере, а почему?
Они оказывают производственные услуги, т.е. услуги, обеспечивающие процесс производства.
А к какой сфере вы отнесете ателье по индивидуальному пошиву одежды, обуви, изготовлению мебели на заказ? (относятся одновременно и к материальному производству и к сфере обслуживания).
– Почему же этот комплекс назвали инфраструктурным?
– Что такое инфраструктура?
Зачитайте определение на стр. 131. Т.е. инфраструктуру и составляют отрасли, входящие в сферу обслуживания и коммуникационную систему. Поэтому комплекс назвали инфраструктурным.
Каково же значение этого комплекса?
Жизнь современного общества трудно себе представить без услуг. Они обеспечивают нормальную работу промышленности, с/х и других звеньев экономики, определяют качество жизни населения.
Освоение и использование любой территории невозможно без соответствующей инфраструктуры, т.е. без жилых и производственных зданий, дорог, водопроводов, линий электропередач и т. д.
При этом, чем лучше освоена территория, тем больше на ней разнообразных инфраструктурных сооружений.
– Как вы думаете, Центральная Россия или Дальний Восток имеет наиболее развитую инфраструктуру и почему? (Центр. Россия – 10% территории, Дальний Восток – 0,5% территории заняты инфраструктурой ).
Как и у любого другого, уже изученного нами межотраслевого комплекса, у инфраструктурного комплекса есть свои проблемы.
О них нам расскажет Катя (заранее подготовленный ученик) (Внимание! Проблема! Стр.137)
5. Закрепление изученного.
Катя познакомила нас с проблемами инфраструктурного комплекса у нас в стране в целом. А как обстоят дела в различных отраслях инфраструктурного комплекса у нас в микрорайонах Новоселы, Химчистка, Красный Октябрь?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, создадим экспертные группы по 4 человека, которые проанализируют состояние соответствующей отрасли в микрорайоне и кто-то из группы доложит нам кратко, как обстоят дела в этой отрасли, какие проблемы и как их решить.
У вас на столах есть листочки, в которых написано, какую отрасль вы будете представлять. На обсуждение даю 2 минуты.
Выступление групп.
1 группа– транспорт
- Какие виды транспорта есть в микрорайоне?
- Как вы оцениваете работу городского транспорта (отлично, удовлетворительно, неудовлетворительно)?
- Что мешает эффективной работе транспорта (дороги, нехватка автобусов в “часы пик”)?
- Как улучшить работу транспорта?
2 группа – Бытовое обслуживание
- Есть ли в микрорайоне баня, прачечная, ремонтные мастерские, ателье, парикмахерские, химчистка? Нужны ли они? Удобно ли ими пользоваться (режим работы)?
- Как решить проблемы?
3 группа – Розничная торговля и общественное питание
- Есть ли в микрорайоне магазины (продовольственные, промышленных товаров, бытовые), рынки. Достаточно ли их? Удобен ли режим работы? Удобно ли расположены?
- Есть ли кафе, столовые? Нужны ли они?
- Как решить проблему?
4 группа –Медицинское обслуживание
- Есть ли в микрорайоне поликлиники, больницы, аптеки? Достаточно ли их? Все ли специалисты есть? Удобно ли они работают? В чем проблемы? Как их решить?
5 группа – Образование и культура.
- Есть ли в микрорайоне школы, детские сады, библиотеки, клубы, парки? Достаточно ли их? Удобно ли они расположены? Есть ли проблемы? Как их решить?
К нам на урок пришла глава микрорайона Новоселы Таробкова Н.А.
Мы предоставляем ей слово и она расскажет о перспективах развития этих отраслей в нашем микрорайоне.
6. Домашнее задание.
§ 31 стр. 131 – 133
Заполнить таблицу “Характеристика развития нематериальной сферы в своем микрорайоне города”. Таблицы у каждого на столе.
Характеристика развития нематериальной сферы в своем микрорайоне города.
1.Составьте таблицу учреждений нематериальной сферы вашего микрорайона, используя предложенный перечень.
Перечень видов учреждений: школа, детский сад, ясли, аптека, поликлиника, спорткомплекс, стадион, театр, кинотеатр, концертный зал, магазин, почта, банк, мастерские (разные), рынок и др.
2.Прямой линией подчеркните учреждения, услугами которых пользуетесь вы, волнистой – старшие в семье.
3.Подведите итог: какие виды услуг и учреждений преобладают? На какой возрастной состав они ориентируются в большей степени (на молодежь, на людей среднего или старшего возраста)?
7. Итог урока. Выставление оценок.
С каким комплексом мы сегодня познакомились? Что отличает инфраструктурный комплекс от других, ранее изученных комплексов? Каково значение инфраструктурного комплекса?
Посмотрев данный видеоурок, пользователи смогут получить представление о теме «Инфраструктурный комплекс: состав, значение. Виды транспорта». В ходе занятия вы сможете узнать, что входит в состав инфраструктурного комплекса, что представляет собой инфраструктура и ее состав. Также учитель расскажет об основных видах транспорта.
Без инфраструктурного комплекса невозможно представить себе работу предприятий или жизни населения. Чем лучше освоена территория, тем больше на ней учреждений, оказывающих разнообразные услуги. В городе инфраструктурный комплекс развит лучше, чем в сельской местности. Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части: коммуникационную систему , в которую входят транспорт, связь, а также сферу обслуживания, в которую входят: торговля и питание (магазины, кафе, столовые), бытовое обслуживание (ремонтные мастерские, ателье, парикмахерские, бани), ЖКХ (жилищно-коммунальное хозяйство - предоставление жилья, с его благоустройством), культура и искусство (концертные, выставочные залы, театры, библиотеки, радио и телевидение), наука и образование (высшие учебные заведения, школы), здравоохранение и физкультура (поликлиники, больницы, спорткомплексы, стадионы), социальное обеспечение (содержание домов для престарелых, детских домов, интернатов, организация пенсионного обеспечения и страхования), финансово-кредитная сфера (банки, страховые и финансовые организации, инвестиционные фонды), государственное управление (оборона, охрана правопорядка).
Услуги. Их виды
Инфраструктурный комплекс состоит из отраслей, производящих услуги.
По характеру услуги делятся на две группы: материальные (торговля, общественное питания и бытовое обслуживание) и нематериальные (образование, культура, здравоохранение) (рис. 1). По периодичности потребления услуги делятся тоже на две группы: постоянные (жилищно-коммунальное обслуживание, торговля, транспорт) и периодичные, т. е. нужные иногда (здравоохранение, парикмахерские или рекреационные услуги).
Характер услуг | Виды услуг | |
Материальные | Материализуемые в предметах своего воздействия | Торговля, общественное питание, жилищно-коммунальное, бытовое обслуживание |
Нематериализуемые в предметах своего воздействия | Транспорт и связь | |
Нематериальные | Необходимые | Образование, культура, здравоохранение, физическая культура |
Вынужденно необходимые | Государственное управление, оборона, охрана общественного порядка |
Рис. 1. Классификация услуг по их характеру и видам
Услуги обеспечивают нормальную работу сельского хозяйства, промышлености и других звеньев экономики, обеспечивая качественный уровень жизни людей.
Транспорт. Транспортная система
Основная задача транспорта - обеспечить надёжную связь между отраслями хозяйства, регионами государства, а также между Россией и другими странами. Для этого существуют разные виды транспорта, между собой они должны быть взаимосвязаны, образуя транспортную систему. Транспортная система состоит из всех видов транспорта, объединённых транспортными узлами.
Крупными транспортными узлами являются Москва, Санкт-Петербург, Мурманск, Владивосток, Нижний Новгород и другие города (рис. 2).
Рис. 2. Крупные транспортные узлы России
Выделяют несколько видов транспорта: сухопутный (железнодорожный, автомобильный), водный (морской и речной), воздушный , а также особый вид транспорта - трубопроводный . Единая транспортная система России - это около 160 000 км железнодорожных путей, 680 000 км автомобильных дорог с твердым покрытием, 100 000 км внутренних водных путей и более 210 000 км трубопроводов. В это отрасли занято около 4,5 млн человек. Работа транспорта оценивается такими показателями как грузооборот и пассажирооборот .
Ведущее место по грузообороту принадлежит водному и трубопроводному транспорту, который транспортирует большие объёмы грузов на дальние расстояния. По объёму перевозимых грузов выделяются железнодорожный, трубопроводный, а также автомобильный транспорт. Быстро растёт удельный вес автомобильного транспорта.
В пассажирообороте его удельный вес приближается к 60%, а в объёме перевозки пассажиров он преобладает (около 90%).
Виды транспорта отличаются по следующим показателям:
- Себестоимость (складывается из стоимости транспортных средства, транспортного пути и стоимости погрузочно-разгрузочных станций). Самый дорогой вид транспорта авиационный, а самый дешевый - морской.
- Скорость перевозок . Самый быстрый - авиационный транспорт, самый медленный - морской и речной.
- Надежность
- Комфортность
- Влияние природных условий . Этот фактор характерен для авиационного, морского и речного видов транспорта.
Список литературы
- В.П. Дронов, В.Я. Ром. География России: население и хозяйство, 9 класс.
- В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. География России: хозяйство и географические районы, 9 класс.
- Рейтинг субъектов РФ по обеспеченности спортивной инфраструктурой ( ).
- Рейтинг российских регионов по качеству жизни ().
- Инфраструктурный комплекс. Состав комплекса. Роль транспорта ().
Объединённые отрасли хозяйства, которые производят разнообразные услуги, составляют инфраструктурный комплекс. Его подразделяют на сферу обслуживания и коммуникационную систему, которая включает в себя связь и транспорт. Последний, в свою очередь, состоит из нескольких видов: трубопроводного, воздушного, морского, речного, автомобильного и железнодорожного, из которых образуется транспортная система страны.
Транспорт
Значение инфраструктурного комплекса трудно переоценить. Виды транспорта соединяются транспортными узлами. Инфраструктурный комплекс в части единой транспортной системы включает в себя 160 тысяч километров железных дорог, 680 тысяч километров дорог с твёрдым покрытием для автомобилей, 100 тысяч километров водных путей внутри страны, более 220 тысяч километров трубопроводов.
Эта отрасль даёт работу четырём с половиной миллионам человек. Железнодорожный и трубопроводный транспорт лидируют по грузообороту, перемещая огромные объёмы грузов на большие расстояния. Немного отстаёт от них автомобильный транспорт, хотя в пассажирообороте он занимает 60 процентов от общего числа пассажиро-километров, а объём пассажироперевозок составляет 97 процентов.
Плотность транспортной системы
Районы России значительно отличаются друг от друга. Если рассматривать развитие транспортной системы, иногда плотность километража путей сообщения на тысячу квадратных километров отличается более чем в десять раз. Например, в среднем по России плотность автомобильных дорог - 28 километров на 1 тыс. кв км, но в Дальневосточном районе она равна пяти на тысячу квадратных километров, а в Центрально-Чернозёмном - 172. Инфраструктурный комплекс России 9 класс может изучать в его транспортной ипостаси, просто открывая карту автомобильных или железных дорог. Сразу видно, где пути гуще.
Субъекты Федерации, имеющие самую плотную систему автодорог, таковы: Московская, Тульская, Владимирская, Белгородская, Липецкая, Калининградская области, достаточно хорошо она развита и в Северо-Кавказском, Северо-Западном, Поволжском и Волго-Вятском районах. Здесь можно обособить три магистральных направления всей транспортной системы России: восток-запад (широтное), север-юг (центральноевропейское меридиональное - с выездом в Молдову, на Украину и на Кавказ), север-юг (вдоль Волги и около). Инфраструктурный комплекс в сфере транспорта значительно менее развит за Уралом.
Железная дорога
Железнодорожный транспорт является в России ведущим, поскольку таковы чисто географические особенности страны. Достоинствами этого транспорта являются высокая грузоподъёмность, небольшая себестоимость и никакой зависимости от погоды. Железные дороги европейской части России выстроены в виде гигантского колеса, центром которого является Москва, от неё словно спицы расходятся одиннадцать магистралей. Инфраструктурный комплекс хорошо поддерживается продуманной системой железнодорожного транспорта.
Но это касается только европейской части. На восток тянутся широтные магистрали - к Екатеринбургу, Оренбургу и Челябинску, далее - в Сибирь, которые после распада Советского Союза частично оказались за границей. По Сибири идёт всего один полностью российский участок - Омск-Тюмень-Екатеринбург, и он не в состоянии обеспечивать достаточную транспортную связь между восточными и западными районами страны.
Очень многие региональные участки железных дорог внутри страны (некоторые очень протяжённые и важные) были закрыты во время Перестройки, и теперь, разумеется, разрушены без ухода и ремонта. А если учесть, что их и при Советском Союзе в Сибири было явно недостаточно, то можно быть уверенным, что роль инфраструктурного комплекса в этой части страны должна быть усилена.
По шоссе
Одним из самых дорогих по себестоимости видов транспорта является автомобильный. Среди его достоинств - маневренность и скорость. Эффективность же зависит как от качества дорог, так и от густоты потока. Если учесть, что одна десятая от числа всех российских дорог - грунтовка, а треть имеет низкокачественное твёрдое покрытие, то и этот вид транспорта в отрасли инфраструктурного комплекса требует развития.
Двенадцать крупнейших и качественных автомобильных дорог лучами расходятся в разные стороны от Москвы, европейская часть страны покрыта ими, словно густой сеткой, но чем восточнее, тем плотность снижается, а за Уралом дорог вообще мало. И до сих пор нет такой автомагистрали, которая пересекала бы страну с востока на запад. Инфраструктурный комплекс России в этом отношении всё ещё слаб.
По морям
Морской транспорт достаточно дёшев из-за огромной грузоподъёмности судов и относительно прямых трасс. Однако постоянно требуются значительные затраты на ремонт и строительство как судов, так и портов. И вот здесь абсолютная зависимость от природных условий.
В России уже есть 39 крупных портов, но только 40 процентов из них могут принимать большие корабли. Остальные порты мелководные. Здесь тоже подводит инфраструктурный комплекс география, 9 класс может проследить морские транспортные пути от порта к порту по карте: только наполовину собственные порты России могут обеспечить потребности страны.
Порты
Лидирует в грузообороте Тихоокеанский бассейн, где расположены крупные порты - Находка, Владивосток, Ванино, Восточный, а также четверть всего российского флота сосредоточена здесь. На втором месте - Балтийский бассейн с портами Калининграда, Выборга, Санкт-Петербурга. Географическое положение очень выгодное, но мало портов, да и мощность их невелика. В любом случае морской транспорт очень украшает состав инфраструктурного комплекса.
Порты Чёрного моря (Новороссийск, Севастополь) экспортируют в основном нефть, и здесь царствует Военно-морской флот. Но самым важным является всё-таки бассейн Арктических морей, где проходит Северный морской путь, который обеспечивает всем необходимым районы Крайнего Севера.
Другие виды транспорта здесь недоступны по большей части, если не считать воздушного, но и он часто бессилен, поскольку погодные условия благоприятствуют редко. Инфраструктурный комплекс России требует всестороннего развития: страна огромная, расстояния необъятные, география по большей части неудобная, да и потребности тоже соответствующие.
По рекам
Там, где протекают полноводные реки, речной транспорт - надежда и опора инфраструктурного комплекса. Этот транспорт выгоден, особенно если грузы не требуют скорой доставки. Например, зерно, нефть, лес и многое другое. На карте видно, где наиболее развит речной транспорт: это в основном реки северные, сибирские и, конечно, Волга с притоками.
Основной из судоходных бассейнов - Волго-Камский, он словно стержень всей глубоководной речной системы европейской части России. Самые крупные порты: все три московских, Нижегородский, Самарский, Казанский, Астраханский и Волгоградский. Немаловажен для функционирования транспортной инфраструктуры и водный бассейн северной части России, где по рекам Вычегде, Сухоне и Северной Двине осуществляются грузоперевозки.
Великие сибирские реки
Несмотря на то что объёмы выполняемых работ выводят Обь, Енисей и Лену только на второе место, значение их в инфраструктуре чрезвычайно велико. Сама навигация здесь короче, всего 120-200 суток в году, а вот зимы длиннее. Среди великих сибирских рек самая важная (да и самая большая в стране) - Обь с притоком Иртышом. Основные порты и пристани, по которым идут грузы и пассажиропотоки: Бийск, Барнаул, Новосибирск, Томск, Самусь, Нижневартовск, Сургут, Лабытнанги, Омск, Тобольск, Тюмень, Ханты-Мансийск. Развитая сеть железных дорог в Сибири отсутствует, да и автомобильных дорог тоже, поэтому перевалка и отправка грузов по водным артериям Сибири чрезвычайно важна.
Енисей - зачастую единственный путь по Красноярскому краю, где регулярное судоходство осуществляется на трёх тысячах километров. Грузопоток следует от Красноярска до Дудинки. Порты и пристани: Абакан, Красноярск, Стрелка, Маклаково, Енисейск, Туруханск, Игарка, Усть-Порт. Морские суда поднимаются до самой Игарки. В Туве по Енисею идут грузы и пассажиропоток посредством местного судоходства со своей главной пристанью - Кызылом. Река Лена и сегодня главная транспортная артерия всей Якутии, весь северный завоз происходит с её помощью. Основные порты: Осетрово, Киренск, Ленск, Олёкминск, Покровск, Якутск, Сангар, Тикси, Бодайбо, Хандыга, Джебарики-Хая.
На крыльях
На внушительных расстояниях воздушный транспорт даёт большой выигрыш по времени, также он незаменим в молоосвоенных районах Сибири и Дальнего Востока, зачастую являясь единственным средством сообщения. Существует пять наиболее массовых пассажиропотоков из Москвы: Кавказский, Южный, Восточный, Центрально-Азиатский и Западный. Тридцать процентов всех отправлений страны производится из четырёх аэропортов Москвы: Быково, Внуково, Домодедово и Шереметьево.
Также крупными авиатранспортными узлами являются Санкт-Петербург, Самара, Уфа, Минеральные Воды, Екатеринбург, Нижневартовск, Сочи, Тюмень, Сургут, Красноярск, Новосибирск, Хабаровск, Иркутск, Владивосток. Во времена Советского Союза небольшие аэропорты ежедневно функционировали в каждом районном центре края или области и во всех городах. В отличие от сегодняшнего, этот транспорт не был дорог для пассажиров. Теперь, например, в огромном - величиной с Францию - Алтайском крае действует только один - в Барнауле, и тот требует реконструкции.
Связь
Самые важные виды связи в РФ - телефонная и почтовая. Почта России - довольно разветвлённая сеть: более 50 000 предприятий, из них две трети в сёлах. А вот в обеспечении населения телефонными услугами Россия всегда существенно уступала другим странам, да и теперь уступает.
С другой стороны, в настоящее время гигантскими шагами идут вперёд компьютерные технологии, и быстро развивается сотовая мобильная связь, за счёт чего эта проблема практически решена. Тем более что развитие спутниковой связи тоже весьма перспективно.
Сфера обслуживания
В эту сферу входят торговля и общепит - магазины, столовые, кафе; бытовое обслуживание - ателье, ремонтные мастерские, бани, парикмахерские; ЖКХ - предоставление жилья и его благоустройство; искусство и культура - выставочные и концертные залы, библиотеки, театры, телевидение и радио; наука и образование - вузы, школы; физкультура и здравоохранение - больницы и поликлиники, стадионы и спорткомплексы; социальное обеспечение - детские дома и дома престарелых, интернаты, пенсионное обеспечение и страхование; кредитно-финансовая сфера - страховые организации и банки, инвестиционные фонды; государственное управление - охрана правопорядка и оборона. Весь этот инфраструктурный комплекс состоит из отраслей, предоставляющих услуги.
Инфраструктура - Комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих производство и обеспечивающих условия жизнедеятельности общества. Инфраструктура - Отрасли экономики, научно-технических знаний, обслуживания, которые непосредственно обеспечивают производственные процессы Инфраструктура - комплек с отраслей экономики, обеспечивающих условия для производства товаров: энергетика, связь, транспорт, образование, здравоохранение. Инфраструктура - комплекс производственных и непроизводственных отраслей и сфер деятельности, обеспечивающих процесс и условия воспроизводства. Подразделяется на производственную и социальную.
Инфраструктурный комплекс: состав, значение, проблемы.
Цель урока: изучить состав, значение и проблемы инфраструктурного комплекса России посредством текста, таблиц, схем.
Что такое услуга?
- Новый учебник - стр.131
- Старый учебник - стр. 172.
Услуга - особый вид продукции, который потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности.
- Что такое инфраструктурный комплекс?
- Какова его главная задача?
Инфраструктурный комплекс – это комплекс, объединяющий отрасли хозяйства, производящие различные услуги.
Главная задача - оказание разнообразных услуг населению
Используя текст учебника, таблицы, заполните схему: « Классификация услуг»
- Какие бывают услуги по характеру? По периодичности?
- Приведите примеры услуг, которыми вы пользуетесь постоянно? Иногда?
- К какому виду услуг вы отнесёте: торговлю, связь, образование, оборону?
- От чего зависит развитие инфраструктуры?
- Во всех регионах инфраструктурный комплекс развит одинаково? Где лучше?
- Записать в тетрадь проблемы, характерные для инфраструктурного комплекса.
- Какие виды транспорта есть в совхозе?
- Как вы оцениваете работу транспорта (отлично, удовлетворительно, неудовлетворительно)?
- Что мешает эффективной работе транспорта (дороги, нехватка автобусов в “часы пик”)? Как улучшить работу транспорта?
- Есть ли в совхозе баня, прачечная, ремонтные мастерские, ателье, парикмахерские, химчистка, ремонтные мастерские?
- Нужны ли они? Удобно ли ими пользоваться (режим работы)?
- Как решить проблемы?
- Есть ли в совхозе магазины (продовольственные, промышленных товаров, бытовые), рынки. Достаточно ли их? Удобен ли режим работы? Удобно ли расположены?
- Есть ли кафе, столовые? Нужны ли они?
- Как решить проблему?
- Есть ли в микрорайоне поликлиники, больницы, аптеки? Достаточно ли их?
- Все ли специалисты есть? Удобно ли они работают?
- В чем проблемы? Как их решить?
- Есть ли в совхозе школы, детские сады, библиотеки, клубы, парки?
- Достаточно ли их? Удобно ли они расположены?
- Есть ли проблемы? Как их решить?
Развитие нематериальной сферы в п. Восход
Виды услуг
Виды учреждений
Торговые
Общее число
Бытовые
Образовательные и культурные
Научные
Медицинские и оздоровительно-спортивные
Другие
- Какие виды услуг и учреждений преобладают в посёлке?
- На какой возрастной состав они ориентированы?
- С каким комплексом познакомились сегодня?
- Чем отличается инфраструктурный комплекс от ранее изученных?
- Какое значение имеет инфраструктурный комплекс?
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Я понял, что…
- Я приобрел…
- Я научился…
- У меня получилось …
- Я смог…
- Меня удивило…
Домашнее задание.
- Новый учебник параграф 31.
- Старый учебник параграф 34.
- Подготовить сообщения о видах транспорта:
водный транспорт
наземный транспорт
План:
1.Общая характеристика
2.Достоинства транспорта
3.Недостатки транспорта
4.Перспективы развития.
Учитель географии
МКОУ Скатинская СОШ