Проблемы в сфере ритуального обслуживания населения. О проблемах в сфере предоставления ритуальных услуг
Заместитель генерального директора концерна «Алмаз-Антей» по внешнеэкономической деятельности Вячеслав Дзиркалн заявил о скором окончании испытаний зенитной управляемой противоракеты системы С-500, которая предназначена для перехвата целей в верхних слоях атмосферы.
Он пояснил, что отдельные элементы «Прометея» «успешно прошли основную часть испытаний».
«Согласно плану, передача системы намечена на 2020 год», — сообщил Дзиркалн на Международном авиационно-космическом салоне (МАКС-2017), который в эти дни проходит в подмосковном Жуковском.
В ближнем космосе
С-500 — это мобильная зенитная ракетная система (ЗРС) большой дальности, которая разрабатывается для поражения любых аэродинамических и баллистических целей. Главное отличие «Прометея» от других ЗРС — дальность перехвата, которая превышает американский аналог THAAD в 2-3 раза.
Из открытых данных следует, что арсенал ракет дальнего радиуса С-500 состоит из ракет типа 40Н6М (дальность около 600 км) и гиперзвуковых ракет 77Н6-Н и 77Н6-Н1, тактико-технические характеристики (ТТХ) которых неизвестны.
Гиперзвуковые ракеты должны преодолевать скоростной рубеж в 4-5 чисел Маха (1 Мах, или скорость звука, приблизительно равняется 340 м/с). Эксперты предполагают, что 77Н6-Н и 77Н6-Н1 способны перехватывать цели, летящие со скоростью до 7 км/с (около 20 Махов).
«Мы сделали прогноз развития средств воздушно-космического нападения на ближайшие 25 лет. Наша система должна уметь бороться с теми целями, которые сегодня ещё отсутствуют, но могут появиться. Речь идёт о перехвате в неплотных слоях атмосферы, в том числе в верхних слоях атмосферы в сотне километров от земли», — заявил СМИ генеральный конструктор «Алмаз-Антей» Павел Созин.
Российские и зарубежные аналитики сходятся во мнении, что С-500 создаётся в первую очередь для поражения объектов в ближнем космическом пространстве, то есть свыше 118 км от Земли.
На таких высотах у «Прометея» могут быть три мишени: блоки межконтинентальных баллистических ракет (МБР) на завершающем этапе полёта, боевые орбитальные платформы (которые, предположительно, разрабатывают США) и спутники, которые находятся на орбитах от 200 до 1000 км.
Помимо этого, С-500 разрабатывают для поражения всех типов гиперзвуковых летальных аппаратов, включая крылатые и баллистические ракеты. Активные работы на этом направлении ведут три страны: Россия, США и Китай.
В конечном итоге Минобороны РФ планирует получить универсальную ЗРС, которая способна сбивать все воздушные цели на любой высоте: от сверхнизкой до сверхдальней.
Также целями С-500 должны стать истребители пятого поколения. На данный момент единственной страной, у которой стоят на вооружении самолёты подобного типа, являются США. В Пентагоне считают многоцелевые истребители F-22 и F-35 самыми быстрыми и малозаметными в мире.
Секретное оружие
Эскизное проектирование С-500 началось в 2004 году. Информация о первых испытаниях появилась в 2009 году. А в конце июня 2014 года СМИ сообщили о первом успешном испытании дальней ракеты. На какой стадии находится создание «Прометея» в настоящее время, официально не анонсируется.
Сроки завершения разработки С-500 и передачи в войска постоянно сдвигались из-за чрезвычайно сложной задачи, которая была поставлена перед «Алмаз-Антеем»: «Прометей» должен обстреливать до 10 целей одновременно, а время реакции не должно превышать четырёх секунд.
Предполагается, что С-500 сведёт на нет ударную мощь потенциального противника. Первоочередная миссия ЗРС заключается в усилении противоракетной обороны Московского региона, за которую в настоящее время отвечает статическая система А-235. С-500 станет мобильным компонентом московской ПРО.
О важности проекта красноречиво свидетельствует тот факт, что на сегодняшний день нет ни одной фотографии С-500. В распоряжении экспертов и журналистов есть лишь предположительный эскиз, который не позволяет судить о реальных характеристиках системы.
В своих выводах аналитические центры и эксперты отталкиваются от информации, которую огласили должностные лица, и тех научно-производственных возможностях, которыми обладает «Алмаз-Антей».
Как полагает военный обозреватель «Российской газеты» Сергей Птичкин, С-500 будет сочетать в себе возможности оперативно-тактической ПВО и стратегической ПРО. В своём финальном виде «Прометей» будет своеобразным мозговым центром «единого противовоздушно-противоракетного организма».
- Зенитный ракетный комплекс С-400
- Минобороны России
Эксперт Себастьен Роблин из The National Interest утверждает, что С-500 должна стать модернизированной версией С-400 «Триумф». Отличие новой ЗРС будет заключаться в способности обнаруживать малозаметные воздушные цели и сбивать широкий спектр крылатых и баллистических ракет.
«С-500 предназначен для замены ракеты С-300 в эшелонированной системе ПВО России и для дополнения ЗРК С-400, который будет выполнять более традиционные задачи по борьбе с авиацией и перехвату баллистических ракет малой и средней дальности», — рассуждает Роблин.
Универсальность против США
Военный эксперт Дмитрий Литовкин убеждён, что С-500 будет, скорее, универсальной системой, которая интегрирует в единое информационное пространство все стоящие на вооружении РФ средства ПВО.
«С-500 — это система, которая должна закрыть весь диапазон высот: от низколетящих объектов до космических аппаратов. Эта система станет глобальной системой воздушно-космической обороны России», — сказал RT Литовкин.
По словам эксперта, с одной пусковой установки могут запускаться ракеты различного типа, которые будут сбивать как низколетящие цели — беспилотники, вертолёты, крылатые ракеты, — так и космические средства нападения.
«Я имею в виду гиперзвуковые аппараты, которые разрабатывают в США», — подчеркнул эксперт.
Литовкин напомнил заявление президента РФ Владимира Путина о том, что США обладают возможностью нанести удар по России с разных сторон.
«Поэтому нам нужны средства обороны, которые закрывали бы нас сверху. При этом система должна быть настолько унифицирована, чтобы убирать цели, которые идут над землей», — пояснил эксперт.
- Пуск ракеты «Томагавк» с американского миноносца
- Reuters
- U.S. Navy
Литовкин полагает, что главную опасность для России представляют крылатые ракеты «Томагавк», которые летят на высоте 5 метров от Земли. Кроме того, как указывает собеседник RT, серьёзную угрозу представляют американские баллистические ракеты, которые достигают сверхзвуковой скорости, когда выходят на параболическую траекторию.
«Такие цели очень сложно рассмотреть, особенно когда они валятся сверху. Ни один локатор не способен этого сделать. А С-500 сможет это сделать. И более того — сможет перехватить эту цель. Ракета С-500 будет обладать гиперзвуковыми скоростями, чтобы перехватывать такие цели», — подчеркнул Литовкин.
Разработка первого отечественного ЗРК М-1 «Волна» (4К90) для кораблей проектов 61 и 63 была начата по Постановлению СМ СССР №1149-592 от 17.08.1956г. Но уже по постановлению № 1190-610 от 25 августа того же года было решено ставить М-1 на корабли проектов 58 и 62. Корабельный универсальный комплекс М-1 по многим элементам был унифицирован с сухопутным ЗРК С-125. Так, оба комплекса имели одинаковые ракеты (В-600, В-601).
ЗРК М-1 «Волна» - видео
Главным конструктором "Волны" был И.А.Игнатьев (ВНИИ “Альтаир” - МСП), а главным конструктором ракеты В-600 - П.Д. Грушин (МКБ “Факел” - МАП). Постановлением СМ № 889-382 от 24.08.62г. комплекс М-1 с ракетой В-600 был принят на вооружение ВМФ. Позже комплекс М-1 получил наименование "Волна", а ракета В-600 - несекретный индекс 4К90.
Для поражения целей, летящих на высотах свыше 10 км, Постановлением СМ № 561-233 от 21.06.61г. была начата работа над ракетой В-601 для сухопутного комплекса С-125. После серии испытаний ракета В-601 (4К91) в 1964 году была принята на вооружение сухопутных войск. В том же году было решено оснастить этой ракетой и комплекс М-1. Первые 7 кораблей получили В-601 в течение 1967 года.
При внутрикомплексной модернизации ЗРК основные усовершенствования касались аппаратуры управления и самих зенитных ракет. ЗРК с ракетами В-601 именовался “Волна-М”, с ракетами В-611 - “Волна-11”, с ракетами В-601М - “Волна-Н”,с усиленной помехозащищенностью- “Волна-П”. Комплекс “Волна-П” был принят на вооружение в 1976 году. Его помехозащищенность обеспечивалась повышением помехозащищенности радиоканалов управления ракетой и введением в систему управления оптикоэлектронного канала сопровождения цели (телевизор 9ШЗЗ). В 1980-х годах комплекс “Волна” стал называться ударным (УЗРК) и позволял вести стрельбу ракетами по надводным целям.
В последующем, когда встала проблема защиты кораблей от низколетящих ПКР, была проведена еще одна модернизация комплекса ("Волна-Н") с использованием ракеты В-601М, обеспечивающая поражение цели на высоте 3-5 метров над гребнем волны. Несмотря на отдельные недостатки, комплекс М-1 оказался в целом удачным и получил широкое распространение в отечественном ВМФ.
СОСТАВ.
Пусковые установки размещались на крыше надстройки в носу (район 52,5-го шп.) и в корме (район 204,5-го шп.). Установка ЗИФ-101(см. проекции) представляла собой спаренную, открытую, стабилизированную установку тумбового типа с нижней подвеской двух ракет на двух направляющих балках. Погреба ракетного боезапаса (№ 4 - носовой, № 8 - кормовой) с барабанной системой хранения ракет имели по два вертикальных барабана на восемь зенитных управляемых ракет (ЗУР) каждый. На линию заряжания ракета подавалась поворотом барабана на угол 45°, а механическое заряжание осуществлял цепной досылатель-толкатель. Электрический силовой привод (ЭСП-101) и дистанционное управление обеспечивали функционирование пусковой установки. Стандартная комплектация ракетного погреба - 15 боевых и 1 учебная ракета. Серийное производство ПУ ЗИФ-101 было налажено на заводе "Баррикады" в г.Волгограде.
Вслед за ПУ ЗИФ-101 была создана спаренная установка ЗИФ-102. Принципиальным отличием новой ПУ была подача ракет конвейерного типа, вместо барабанного. В результате боекомплект одной ПУ возрос с 16 до 32 ракет. Всего комплексом М-1 с ПУ ЗИФ-101 было вооружено 20 кораблей пр.61, 61 М и 61 МП (один для Польши); 4 корабля пр.58; один пр.56К; 8 пр.56А; и 5 кораблей пр.61МЭ (построенных для Индии). Комплекс М-1 с ПУ ЗИФ-102 получили 4 корабля пр. 1134; три - проекта 56У; и восемь - проекта 57А.
Ракета В-600 и ее более поздние варианты представляют собой двухступенчатые ракеты с пороховыми двигателями, выполненные по аэродинамической схеме "утка". Первая ступень снабжена четырьмя раскрывающимися после старта стабилизаторами и пороховым реактивным двигателем (ПРД-36). ПРД-36 снаряжен 14 одноканальными цилиндрическими пороховыми шашками (из пороха марки НМФ-ЗК) общим весом 280 кг. Двигатель второй ступени снаряжен одной шашкой весом 125 кг, марка пороха НМ-4Ш. Осколочно-фугасная боевая часть 4Г-90 оснащена готовыми поражающими элементами. Общий вес боевой части - 60 кг, из них 32-33 кг - вес сплава тротила с гексогеном. Радиовзрыватель "Пролив"(5Е15) срабатывает на промахах до 58 м. Боевая часть 4Г-90 дает 3560 - 3570 осколков в среднем весом около 5.4 гр. Время срабатывания самоликвидатора составляет 26 с.
Ракета В-601 отличалась от В-600 только конструкцией маршевого двигателя и имела новую боевую часть. В маршевом двигателе была установлена новая шашка весом 150 кг из пороха марки "301"-. Новая боевая часть 5Б18 была разработана НИИ-6. На испытаниях она давала около 4500 осколков весом 4,72 - 4,79кг. Новая боевая часть обеспечивала поражение целей с вероятностью 0.75 - 0.90 на промахе 20 м и вероятность 0.6 на промахе 25-47 м. Для установки ракеты В-601 на ПУ ЗИФ-101 потребовалась доработка в части походного крепления ракеты. Кроме того, некоторой модернизации подверглась система управления "Ятаган".
При запуске ракеты первая (стартовая) ступень работает в течение 5 с, развивая тягу в 30 т, а вторая (маршевая) - около 22 с, развивая тягу в 3 т. Метод наведения ракет - оптимальное спрямление и накрытие цели. При стрельбе по низколетящим целям к этому добавляется метод наведения "Горка".
Система управления стрельбой "Ятаган" была разработана в НИИ-10 ГКРЭ, а аппаратура приводов антенного поста - в ЦНИИ-173. Система "Ятаган" представляет собой совокупность приборов и устройств, обеспечивающих прием и целеуказания от корабельной радиолокационной станции обнаружения, сопровождение цели и ракет на траектории, предстартовую подготовку и пуск ракет, выработку команд управления для наведения ракет на цель. Наведение ракеты осуществлялось по лучу РЛС до момента срабатывания радиолокационного взрывателя. Недостаток этой радиокомандной системы - ее одноканальность, а также резкое снижение точности стрельбы при увеличении расстояния до цели.
Каждый антенный пост системы "Ятаган" имел пять антенн. Две малые антенны осуществляли так называемую “грубую” наводку ракеты на цель, одна антенна функционировала в качестве радиопередатчика команд оператора, а две большие сопровождали цель и более точно выводили на нее ракету. До поражения одной цели борьба со второй, третьей и т.д. целями невозможна.
Антенный пост РЛС управления "Ятаган" ЗРК М-1 «Волна»
ИСПЫТАНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ.
Сроки отработки комплекса М-1 опережали сроки сдачи головного корабля пр.61 заводской № 1701 (СКР-25 с 9.10.62г. "Комсомолец Украины") - поэтому Распоряжением СМ СССР № 2110 от 30.07.1959г. совместные испытания М-1 были перенесены на ракетный корабль "Бравый" пр.56К. Испытания на "Бравом" проходили в два этапа - с 5.01.62г. по 12.03.62г. и с 12.03.62г. по 30.04.62 года. В ходе испытаний отмечено, что время выхода "Ятагана" из холодного положения составило 5 минут, дальность сопровождения цели "Ятаганом" оказалась 42 км с вероятностью захвата 50% и 36 км с вероятностью 80%. Пределы дальности ракеты оказались 15 км, время срабатывания самоликвидатора - 26 секунд.
В период испытаний комплекса было сбито шесть самолетов-мишеней МиГ-15М, летевших на высоте от 0,6 до 10 км, при этом промахи ракет составляли от 9 до 48 метров. По мнению комиссии, вероятность поражения самолета на промахе 20 м. составляет 0,9, а на промахе 40 метров - 0,4-0,6. Комплекс М-1 мог поражать цели, летящие со скоростью до 600 м/с. Цель может маневрировать на высоте до 4 км с перегрузкой 3 - 4 g, а на больших высотах - до 2 - 3 g. Скорость хода корабля при пусках может быть до 36 узлов. Стрельб с "Бравого" по надводным целям не проводилось.
По результатам испытаний на "Бравом" комплекс ЗРК М-1 был рекомендован к принятию на вооружение.
Тактико-технические характеристики ЗРК М-1 «Волна»
Волна | Волна-М | Волна-П | Волна-Н | |
Максимальная скорость поражаемых целей, м/с |
600 | 700 | 700 | 700 |
Минимальная ЭПР цели, (м 2) | 0,2 | 0,3 | 0,3 | 0,3 |
Максимальная высота целей, км | 10 | 18 | 18 | 18 |
Минимальная высота целей, км | 0,2 | 0,1 | 0,2 | 0,005 |
Максимальная дальность, км | 12 | 17,5 | 14 | 28 |
Минимальная дальность, км | 4 | 3,5 | 3,5 | 3,5 |
Вероятность поражения | 0,25 - 0,99 | 0,41 - 0,98 | 0,4 - 0,97 | 0,41 - 0,99 |
Фото ЗРК М-1 «Волна» на БПК «Красный Кавказ»
ДАННЫЕ НА 2009 г. (стандартное пополнение)
Комплекс М-1 "Волна", ракета 4К90 / В-600 - SA-N-1A GOA
Комплекс М-1М "Волна-М", ракета 4К91 / В-601 - SA-N-1B GOA
Морское исполнение ЗРК С-125 (SA-3). Разработка комплекса начата по постановлению СМ СССР №1149-592 от 17 августа 1956 г. (о начале работ над кораблями проектов 61 и 63) и №1190-610 от 25 августа 1956 г. (о начале работ над кораблями проектов 58 и 61). По другим данным работа над ЗРК ВМФ на базе С-125 началась в 1955-марте1956 г.г. в инициативном порядке. Ракета В-600 разработана в ОКБ-2 "Факел" при заводе №293 (г.Химки, Московской области) под руководством П.Д.Грушина, комплекс разрабатывался в НИИ-10 Госкомитета по радиоэлектронике под руководством И.Игнатьева (позже переименовано в НИИ "Альтаир"). Испытания полигонного опытного стенда ЗИФ-ИР-92 (завод №7) - март-сентябрь 1959 г. (бросковые пуски ракет В-600 без контура управления).
Зенитная ракета В-600 комплекса М-1 "Волна" - SA-N-1A GOA в полете, 26.10.1983 г. (автор фото - PH2 D. Beech, http://www.defenseimagery.mil).
Ракета 4К91 / В-601 комплекса М-1М "Волна-М" / SA-N-1B GOA в музее МКБ "Факел" .
Полигонные испытания полигонной установки ЗИФ-101П - октябрь 1959 г. - июль 1960 г. Корабельные испытания по решению СМ СССР №2110 от 30 июля 1959 г. планировалось вести на ракетном корабле "Бравый" пр.56К (переоборудован из пр.56 установкой 1 ПУ ЗИФ-101). Установка ЗРК на корабль осуществлялась на заводе №445 на корме с 27 мая по 23 августа 1960 г. Корабельные испытания ЗРК проходили с 5 января 1961 г. по 12 марта 1962 г. и с 12 марта по 30 апреля 1962 г. на Черном море в акватории от мыса Меганом до Керченского пролива. Произведено 13 бросковых пусков, 45 боевых и телеметрических пусков, осуществлен 331 вылет самолетов МиГ-17, МиГ-15М, МиГ-19, Ту-16, Ил-28, Ил-14 и Ли-2, вертолетов Ми-4. в процессе испытаний сбито 6 самолетов-мишеней МиГ-15М на высотах от 600 до 10000 м с промахами от 9 до 48 м. По надводным целям стрельб не проводилось. Сухопутный вариант ЗРК С-125 с ракетами В-600 был принят на вооружение постановлением СМ СССР №561-233 от 21 июня 1961 г. По результатам корабельных испытаний постановлением СМ СССР №889-382 от 24 августа 1962 г. ЗРК принят на вооружение под наименованием М-1 "Волна" с ракетой 4К90 В-600. В ходе освоения ЗРК ВМФ начиная с середины 1960-х годов ракетами В-600 и В-601 научились поражать надводные цели. По умолчанию данные ракеты В-600.
Первый пуск ракеты 5В27 с полигонной установки ЗИФ-101П, 1959 г.
(Коровин В., Ракеты "Факела". М., МКБ "Факел", 2003 г.)
Наведение - радиокомандное, РЛСУ "Ятаган" (PEEL GROUP / PEEL GROUP-4) разработана НИИ-10 Госкомитета по радиоэлектронике, приводы антенного поста - ЦНИИ-173; в оборудовании используются лампы (время разогрева из холодного состояния - 5 мин). Антенный пост включает в себя 5 антенн - 2 малые для грубого наведения ракеты на начальном этапе, 2 больние для сопровождения цели и точного наведения ракеты на конечном этапе, 1 антенна - передатчик команд наведения. Метод наведения - оптимальное спрямление с накрытием цели, по низколетящим целям применялся маневр "горка". При переходе на ракеты В-601 РЛСУ "Ятаган" была несколько доработана. В 1974-1976 г. СУ ЗРК была модернизирована для повышения помехозащищенности каналов управления ракетой с добавлением оптического канала сопровождения цели (телесистема 9Ш33).
Дальность сопровождения цели:
42 км (в ходе испытаний, вероятность захвата 50%)
36 км (в ходе испытаний, вероятность захвата 80%)
ЗИФ-101, стабилизированная, по 2 ЗУР на установке (боезапас в погребе с двумя вертикальными барабанами - 2 х 8 ЗУР); ПУ разработана в ЦКБ-7 (ПО "Арсенал"), электромашинный силовой привод системы наведения ЭСП-101 разработаны в ЦНИИ-173. Механизм заряжания - цепной толкающего типа. Производство ПУ ЗИФ-101 велось заводом "Баррикады" в г.Волгоград. При переходе на ракеты В-601 ПУ была доработана в части походного крепления ракет.
Углы наведения по вертикали - от -10 до + 95 град
Углы наведения по горизонтали - +-330 град
Скорость наведения по вертикали - 30 град/с
Скорость наведения по горизонтали - 40 град/с
Скорость стабилизации установки - 15 град/с
Угол заряжания - 90 град.
Расстояние между осями ПУ - 3500 мм
Длина пути бугеля ЗУР по направляющим при старте - 1000 мм
Высота линии огня при угле 0 град от основания ПУ - 2300 мм
Высота ПУ при 0 град без стабилизации от основания ПУ - 3380 мм
Высота ПУ при 0 град со стабилизацией от основания ПУ - 4060 мм
Высота ПУ при 83 град без стабилизации от основания ПУ - 4760 мм
Высота ПУ при 83 град со стабилизацией от основания ПУ - 5390 мм
Радиус обметания по передней части без ЗУР - 3800 мм
Радиус обметания по передней части с ЗУР - 5670 мм
Радиус обметания по задней части без ЗУР - 2050 мм
Радиус обметания по задней части с ЗУР - 2820 мм
Расстояние от оси вращения ПУ до линии заряжания - 1300 мм
Скорость вращения барабаны боезапаса - 6 град/с
Пусть вертикальной подачи ЗУР - 8010 мм
Скорость подачи ЗУР - 1.4 м/с
Длина погреба - 10500 мм
Ширина погреба - 5200 мм
Высота погреба - 7000 мм
ПУ ЗИФ-101 на корабле пр.58 (Широкорад А.Б., Оружие отечественного флота.
1945-2000. Минск, Харвест, 2001 г.)
ЗИФ-102, стабилизированная, по 2 ЗУР на установке (боезапас в погребе, подача ракет конвейерного типа, 32 ЗУР). Разработана КБ завода №7 (ЦКБ-7). Устанавливалась на некоторые типы кораблей при строительстве.
Двигатели - 1 и 2 ступени - РДТТ, заряды разработаны в НИИ-125.
Двигатель 1 ступени - ПРД-36 (14 одноканальных шашек из пороха НМФ-3К, масса 280 кг)
Двигатель 2 ступени - 1 одноканальная шашка из пороха НМ-4Ш, масса 125 кг. На ракете В-601 шашка из пороха "301" массой 150 кг.
Длина ракеты:
5885 мм (В-600)
5890 мм (В-600, данные КБ)
5948 мм (В-601)
6093 мм (В-601, данные КБ)
Диаметр 1 ст. - 552 мм (В-601)
Диаметр 2 ст. - 379 мм (В-601)
Размах крыла - 1,6 м
Размах стабилизаторов стартового двигателя - 2.2 м (В-600 / В-601)
Масса ракеты:
923 кг (В-600)
912 кг (В-600, данные КБ)
- 980 кг (В-601)
953 кг (В-601, данные КБ)
Масса БЧ:
60 кг (В-600)
- 72 кг (В-601)
Масса ВВ - 32-33 кг
Масса поражающих элементов БЧ - 22 кг
Стабилизаторы первой ступени раскрывались после старта.
Дальность действия:
4-15 км (В-600)
3.5-15 км (В-600, данные КБ)
- 4-22 км (В-601)
3.5-24 км (В-600, данные КБ)
- 3,5-31,5 км (по западным данным)
Высота поражения:
10000 м (максимальная, В-600)
200-250 м (минимальная, В-600, скорость цели - 400-600 м/с, дальность 15 км)
- 100-150 м (минимальная, В-600, скорость цели - 100-300 м/с, дальность 15 км)
100 м (минимальная, В-600, скорость цели - 100-600 м/с, дальность 6-8 км)
100-14000 м (В-601)
100-18000 м (В-601, данные КБ)
- 3-5 м (минимальная, В-601М)
Скорость ракеты
Ок. 600 м/с (В-600)
- 730 м/с (В-601)
Скорость целей:
До 2160 км/ч (В-600, до 600 м/с) - 1500 км/ч данные КБ
- до 2520 км/ч (В-601, до 700 м/с) - 2000 км/ч данные КБ
Максимальная перегрузка цели - 3-4G на высотах до 4000 м и 2-3G на высотах до 10000 м
Скорость хода корабля при пусках ЗУР - до 36 узлов
Скорострельность (ЗИФ-101) - 1 залп за 50 сек
Время самоликвидации - 26 сек
Боевая эффективность ЗРК - 12 %
Вероятность поражения цели при промахе 20 м - 0,9 (В-600)
Вероятность поражения цели при промахе 40 м - 0,4-0,6 (В-600)
Вероятность поражения цели при промахе 20 м - 0,75-0,9 (В-601)
Вероятность поражения цели при промахе 25-47 м - 0,6 (В-601)
Боевая часть:
Ракета В-600 - 4Г90 - осколочно-фугасная с готовыми поражающими элементами, разработана в НИИ-6 (ныне - ЦНИИ химического машиностроения) под руководством Ю.Лазарева. Дистанционные радиовзрыватели 5Е15 "Пролив-М" разработаны НИИ-504 (радиус срабатывания - до 58 м). Испытания БЧ велись начиная с 1961 г.
Взрывчатое вещество - сплав тротила с гексогеном.
Количество осколков - 3560-3570 шт
Средний вес осколков - 5,1 грамма
Ракета В-601 - 5Б18 - осколочно-фугасная с готовыми поражающими элементами (4500 осколков массой 4.72-4.79 грамм - данные испытаний) разработана НИИ-6.
Модификации :
Ракета 5В27 - опытная ракета комплекса "Волна".
Комплекс М-1 "Волна", ракета В-600 (4К90) - SA-N-1A GOA - серийный вариант принятый на вооружение в 1962 г.
Комплекс М-1М "Волна-М", ракета В-601 (4К91) - SA-N-1 B GOA - модернизация ЗРК и ракеты, работы начаты по постановлению СМ СССР № 561-233 от 21 июня 1961 г. для повышения высотности ракеты В-600 для сухопутного ЗРК С-125. Ракета была принята на вооружение ВС СССР постановлением СМ СССР №479-199 от 29 мая 1964 г. В 1964 г. было принято решение переоснастить ракетой В-601 и морские ЗРК М-1. Ракета отличалась от В-600 конструкцией маршевой ступени, боевой частью и тормозными щитками на стартовой ступени (для уменьшения дистанции падения стартовой ступени). Поставки в ВМФ (первые 7 кораблей) - 1967 г.
Ракета В-601 (Широкорад А.Б., Оружие отечественного флота. 1945-2000. Минск, Харвест, 2001 г.)
Тормозные щитки на стартовой ступени ракеты 4К91
(Коровин В., Ракеты "Факела". М., МКБ "Факел", 2003 г.)
Комплекс М-1П "Волна-П" - модернизация системы управления комплекса (1974-1976 г.г.), повышение помехозащищенности, введение оптических каналов сопровождения цели (телесистема 9Ш33).
Комплекс "Волна-Н", ракета В-601М - модернизация ЗРК для повышения возможностей поражения низколетящих ПКР (после 1976 г.).
Проекции модификаций ракеты В-600 (4К90) комплексов М-1 / SA-N-1 (с использованием рисунков из Коровин В., Ракеты "Факела". М., МКБ "Факел", 2003 г.)
Носители
:
Атомный крейсер пр.63 (4 ПУ ЗИФ-101, 64 ЗУР, 2 РЛС "Ятаган") - согласно плану строительства ВМФ на 1956-1965 г.г. планировалось построить 7 крейсеров в 1961-1964 г.г.;
Ракетные крейсера типа "Грозный" пр.58 KYNDA (4 шт.) - 1 ПУ ЗИФ-101, боезапас 30 ЗУР (введены в строй в 1961-1963 г.г.);
Ракетные крейсера типа "Адмирал Зозуля" пр.1134 KRESTA-I (4 шт.) - по 2 ПУ ЗИФ-102;
Корабль ПВО пр.64 (4 ПУ ЗИФ-101, 64 ЗУР, 4 РЛС "Ятаган") - в 1950-е годы планировалось остастить ЗРУ, не построен.
СКР (позже - БПК) пр.61, пр.61М, пр.61МП KASHIN и его модификации (кроме пр.61Э, 20 шт.) - по 2 ПУ ЗИФ-101, головной корабль СКР-25 (заводской №1701) 9 октября 1962 г. переименован в "Комсомолец Украины";
Эсминцы пр.61МЭ mod.KASHIN - по 2 ПУ ЗИФ-101, 5 кораблей построено для Индии.
Ракетный корабль (эсминец) "Бравый" пр.56К - корабельные испытания ЗРК, корабль пр.56 вошел в строй в январе 1956 г., решением СМ СССР №2110 от 30 июля 1959 г. переоборудован из пр.56 установкой 1 ПУ ЗИФ-101 по пр.56К. Установка ЗРК осуществлялась на заводе №445 на корме с 27 мая по 23 августа 1960 г. Испытания ЗРК проходили с 5 января 1961 г. по 12 марта 1962 г. и с 12 марта по 30 апреля 1962 г. на Черном море в акватории от мыса Меганом до Керченского пролива. Произведено 13 бросковых пусков, 45 боевых и телеметрических пусков.
Практически каждое развитое государств в наши дни обладает комплексами противовоздушной обороны. Эти средства помогают обеспечить мирное небо над головами граждан. Их цель проста - обезопасить и минимизировать риск нападения на страну с воздуха. Существует множество различных видов средств защиты. Они могут быть и воздушными, и наземными, и корабельными. И у всех у них одна задача - найти врага первыми и обезвредить его.
Мощная защита
Основной воздушный щит государства - именно так можно вкратце описать ракетно-зенитные комплексы современного типа. Они представляют собой совокупность сложных технических средств и боевых машин (объектов), которые способны предотвратить воздушно-космические нападения врага практически по всей территории государства. Существует множество различных типов РЗК, однако основной является классификация по театру военных действий:
- Морские.
- Сухопутные.
Российская Федерация - огромная страна с большими возможностями, в скором времени в ее вооружении будет С-500 - зенитно-ракетная система самого современного типа. Она способна на многое. США как основной оппонент России также имеет свои современные комплексы, один из которых - «Патриот».
Сегодня мы поговорим о том, как создавалась ракетная система С-500, на что она способна, а также обсудим недавно прошедшие испытания. Начнем, пожалуй, с истории ее появления.
Модификации С-500
Современный противовоздушный появился не на пустом месте. Первые его разработки начались еще в советские времена, когда на вооружении СССР оказался первый С-200 - ракетный комплекс дальнего действия. Данная версия была разработана в 1965 году конструктором Грушиным.
Второй ступенью на пути к современным разработкам стал комплекс С-300 - впервые в рядах армии боевых машин СССР он появился в 1975 году, и до сих пор в обновленных модификациях несет свою службу. Конструктор, разработавший систему, - Ефремов В. П. Основной задачей данной системы является охрана огромных промышленных и административных объектов. Она способна поражать различные виды целей - от баллистических до аэродинамических.
Третья модификация С-400 - «Триумфатор» - зенитно-ракетный комплекс нового поколения. Он способен обнаруживать и сбивать самолеты-невидимки, баллистические ракеты и т.д. На вооружении состоит с 2007 года.
И, наконец, зенитная система С-500. Она была разработана в 2012 году и поступит на вооружение в 2015-2016 гг. Данный комплекс станет основным средством защиты ПВО в Российской Федерации.
Разработка современного зенитно-ракетного комплекса
Начальный этап разработки ЗРК пятого поколения стартовал в 2010 г. Именно тогда началась эскизная подготовка проекта. Летом 2011 года конструкторы и инженеры концерна ПВО «Алмаз-Антей» завершили эту работу. Конструкторы надеялись создать абсолютно новый комплекс, способный уничтожать низкоорбитальные цели, а также космические корабли. В конце 2012 года С-500 (зенитно-ракетная система) уже была собрана. Вскоре выпустили первый опытный образец, получивший в свое распоряжение специально разработанные ракеты, которые предназначаются только ему. С-500 имеет собственные ракеты - 40Н6М, 77Н6-Н, 77Н6-Н1. Разрабатывая данную систему в строгой секретности, была надежда создать лучший в мире комплекс ПВО. И после прошедших испытаний разработчики смогли смело это утверждать.
Основные задачи
С-500 - ракетный комплекс пятого поколения - выполняет 3 основные задачи. Таковыми являются:
- Защита.
- Перехват.
- Уничтожение.
Все эти задачи превосходно выполняются комплексом. Давайте рассмотрим каждый из пунктов и определим, на что он направлен:
Комплекс защищен от систем наведения и радиообнаружения, а также от современных систем, создающих для ракет и их наведения помехи. Таким никакими силами не сможет предотвратить перехват и уничтожение своей боевой единицы. Данному пункту разработчики уделили особое внимание.
Система С-500 способна перехватывать любые летательные объекты на расстоянии до 3500 километров. Максимальная высота перехвата цели составляет 50 км. Для сравнения: комплекс «Патриот» способен обезвредить цель на высоте до 24 километров. Принимая во внимание данный показатель, мы видим, что российская система в два раза лучше.
Комплекс должен уметь уничтожать самые современные средства воздушного нападения. Наши разработчики сумели достигнуть невероятных результатов. Система ПВО С-500 способна сбивать низкоорбитальные спутники, орбитальные платформы, гиперзвуковые крылатые ракеты, самолеты и БПЛА (свыше 5 махов).
Возможности самоходного комплекса С-500
ЗРК С-500 разработана по новейшим технологиям. Она многофункциональна и способна практически в одиночку уничтожить до 40 целей врага. Радарная система комплекса может одновременно вести 20 целей. Комплекс перехватывает различные воздушные цели, летящие со скоростью свыше 7 километров в секунду. Это довольно впечатляющий результат. На расстоянии до 600 км система С-500 может одновременно поразить до 10 целей.
Для того чтобы запустить ракету комплексу необходимо всего 10 минут (от походного состояния до полной боеготовности). При этом поверхность, на которой находится установка, не обязательно должна быть ровной. Технические средства и системы устойчивости позволяют С-500 запускать ракеты под углом наклона в 30 градусов.
Система оснащена сверхмощными портативными радарами, которых еще не видел мир. Они способны обнаруживать цели на расстоянии до 1000 км при минимальной высоте в 5 метров и максимальной в 50 км. Сухопутный комплекс обладает высокой проходимостью и полностью адаптирован под суровые климатические условия нашей страны. Поэтому ему не страшны холода, грязь и неблагоприятные условия рельефа.
Технические характеристики комплекса
С-500 (характеристики разработки просто впечатляют) имеет сухую массу в 54 т. Масса груза в полной боеготовности составляет 33 т, а самого тягача - 21 т. БАЗ-69096 оснащен пятью осями - все 10 колес являются ведущими. Передние две оси управляемые. Мощность силового агрегата составляет 550 лошадиных сил. Тип топлива - дизель. Максимальная высота преодолеваемого бордюра составляет 1.7 метра. Впервые мобильное шасси БАЗ-69096 был представлен в 2012 году на показе военной техники РФ. Это первое мобильное шасси для ЗРК, которое обладает колесной формулой 10 на 10.
С-500 - зенитно-ракетная система, которая обладает огромным потенциалом и возможностями. Такого же мнения придерживаются носители высших званий Вооруженных сил Российской Федерации. Так как система еще полностью не поступила на вооружение, остальные технические характеристики машины остаются засекреченными и не подлежат разглашению.
Испытания новейшей системы противовоздушной обороны
Летом 2014 года вооруженные силы РФ провели испытания опытного образца РЗК С-500. По предварительным данным стало известно, что новейшая российская система ПВО стала лучшей в мире и обошла по своим характеристикам такие комплексы, как «Патриот-3» и THAAD.
Как сообщает министерство обороны РФ, испытания были проведены очень успешно, все поставленные удалось с легкостью выполнить. С-500, характеристики которой до сих пор остаются неизвестными, стала лучшей из всех существующих передовых систем ПВО. Основываясь на заключении Министерства обороны Российской Федерации, можно сделать вывод, что наша современная система пятого поколения, которая войдет в ряды армии примерно в середине 2017 года, на протяжении как минимум 10-15 лет останется лучшей в своем роде.
С-500 - новейший ЗРК в Вооруженных силах РФ
На данный момент на страже воздушного пространства страны стоят два различных ракетно-зенитных комплекса - С-300 и С-400. Первый, несмотря на модифицирование, уже еле-еле дотягивает до мировых стандартов. Вскоре после поступления на вооружение С-500 ракетный комплекс С-300 будет удален из рядов российской военной техники. На службе останутся системы четвертого и пятого поколения. Серийное производство последних назначено на 2017 год. Министерство обороны рассчитывает, что С-500 станет непреодолимым рубежом в развитии ПВО других государств мира еще как минимум на два десятилетия.
Российская С-500 (зенитно-ракетная система) станет лучшей из всех комплексов ПВО. Американцы еще долго будут гоняться за нашими технологиями и стараться подойти поближе к установленному отечественными специалистами рубежу.
Иностранный аналог - «Патриот»
На сегодняшний день в мире существует две практически равных системы ПВО - у РФ и у США. В нашей стране это С-400. Американская разработка носит имя «Патриот-3», она является воплощением совершенства на сегодняшний день. Нет лучше системы, чем эта. Современный ракетно-зенитный комплекс способен уничтожать цели на высоте до 24 километров и на расстоянии до 500 километров. Единственным недостатком является проходимость данной машины. По сравнению с российскими боевыми машинами «Патриот» не такой мощный.
Однако что будут делать США после выхода нашего С-500, никому не известно. Россия, создав совершенную систему, способную уничтожать цели в космосе, бросает вызов американцам. Смогут ли США ответить? Время покажет.
Заключение
Развитие противовоздушного оборонного сектора Российской Федерации является главной задачей Министерства обороны страны. Заместитель министра обороны Рогозин подчеркнул следующее: «Нашу страну необходимо защищать не только на границах, но и в воздухе. Поэтому создание комплекса С-500 так необходимо для государства - он станет новым воздушным щитом и позволит обеспечить мирное небо над головами граждан».
Стоит отметить, что на развитие данного комплекса было выделено более 10 миллиардов долларов США. Если система себя не оправдает, неудача в данной сфере очень сильно повлияет на обороноспособность страны. Поэтому такое внимание уделено разработке ЗРК пятого поколения.
- Правила препинания. Пунктуационная норма. Значение пунктуации в русском языке. Виды знаков препинания, которые есть в русском языке
- Пьесы на немецком языке для детей - Немецкий язык онлайн - Start Deutsch Сценарий детских пьес на немецком языке
- Запятые при обращении и междометии
- Знаки препинания при обращении