Тайны замужества элины быстрицкой. Дети Элины Быстрицкой
Самая интересная советская и российская актриса театра и кино. В течение 17 лет она возглавляла Федерацию художественной гимнастики СССР, была ее почетным президентом, преподавала актерское мастерство, являлась членом Совета по культуре при президенте РФ, а сейчас - президент благотворительного Фонда в поддержку искусства и науки.
Анкетные данные
Элина Быстрицкая родилась 4 апреля 1928 года в Киеве, в семье военного врача. «Элина» означает «мудрая». Родители взяли это имя у писателя Кнута Гамсуна , не зная, насколько пророчески верным оно будет на всем жизненном пути их дочери. Поскольку отец был военным, Элина с родителями довольно часто переезжала с места на место. Перед войной отец получил назначение в Нежин. Здесь и застала их война. Отец и мать работали в госпитале, который очень скоро стал фронтовым. Жизнь на колесах, броски вслед за частями действующей армии, бомбежки, обстрелы - все это закалило характер великой актрисы.
Трудовая биография
В годы войны Элина поступает на курсы медицинских сестер и начинает работать санитаркой, а вскоре переходит в клиническую лабораторию госпиталя. Среди многих наград, увенчавших заслуги Элины Быстрицкой, есть дорогое для нее звание - сын полка. Осенью 1944 года она возвращается в Нежин; дом, в котором жила семья Быстрицких в Киеве, к сожалению, был разрушен. В Нежине Элина поступает в медицинский техникум и в 1947 году заканчивает его, получив диплом с отличием, давший ей право продолжать учебу в медицинском институте. В техникуме она впервые принимает участие в художественной самодеятельности. И, познав успех у зрителей, серьезно начинает задумываться об актерской профессии. Элина поступает в Нежинский педагогический институт. Но через год покидает его ради театрального.
Потом был Киевский театральный институт им. И.К.Карпенко-Карого, встреча с замечательными педагогами И.И.Чабаненко и Л.А.Олейником. После успешного окончания института в 1953 году была работа в Вильнюсском Русском драматическом театре. В этом театре пришел первый успех. Тогдашние зрители полюбили героиню одноименной пьесы А.Арбузова Таню, Ольгу в пьесе «Годы странствий», Варю Белую из пьесы «Порт-Артур» И.Попова и А.Степанова, Клавдию в пьесе «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого. В репертуар актрисы вошли и другие роли. Театр был на гастролях в Ленинграде, когда Быстрицкую пригласили сразу на две роли в кино. Выбор ее был неожиданным: шекспировской Виоле и Себастьяну («Двенадцатая ночь») актриса предпочла свою современницу - врача Елизавету Максимовну в фильме «Неоконченная повесть». И в «Тане», и в «Годах странствий» она тоже играла врачей, хорошо зная людей этой профессии по фронтовому эвакогоспиталю.
Роль в «Тихом Доне» (1957-1958 гг.) стала подлинной победой актрисы, ее «звездным часом». Но каждую новую свою работу она еще долго примеривала к «герасимовским» критериям и оценкам: понравилось бы ему, одобрил бы Сергей Аполлинариевич?..
За годы театральной деятельности Элина Быстрицкая снялась в более чем десяти фильмах, некоторые из них стали классикой советского кино. Ее приглашали работать такие выдающиеся режиссеры, как Сергей Герасимов, Фридрих Эрмлер, Михаил Ромм, Юрий Егоров, Григорий Натансон, Григорий Александров и другие. Кроме «Неоконченной повести» (1955 г.), наиболее известны работы актрисы в фильмах: «В мирные дни» (Лена Алексеенко, 1950 г.), «Богатырь» идет в Марто» (радистка Сергеева, 1954 г.), «Добровольцы» (Леля, 1958 г.), «Русский сувенир» (Пандора Монтези, 1960 г.), «Все остается людям» (Ксения Румянцева, 1963 г.), «Негасимое пламя» (1964 г.), «Николай Бауман» (М.Ф.Андреева, 1968 г.). В настоящее время актриса снимается в роли княгини Ольги в фильме Булата Мансурова «Сага о древних булгарах и руссах».
Не будь успеха в кино, Элина Авраамовна так и не решилась бы прийти в Малый театр. В 1958 году осуществилась ее давняя мечта - она была принята в труппу знаменитого Малого театра. Ее дебютом была роль леди Уиндермиер («Веер леди Уиндермиер» О.Уайльда , 1959 г.), позже в 1965 году она сыграла в этой пьесе и миссис Эрлин. Она была «уайльдовской», точно почувствовав его горьковатую иронию, сумев раскрыть искренность чувств своей героини. Лишь много лет спустя пришло понимание того, какая высокая похвала содержалась в скромных словах старейшей актрисы театра А.А.Яблочкиной о ней, дебютантке: «Я все поняла, что она говорит и делает». Слава киноактрисы осталась за порогом. Предстояло опять - уже на новом этапе - держать экзамен на артистическую зрелость. Еще здравствовали и работали «старики» Малого театра, перед которыми она благоговела. С великой Верой Николаевной Пашенной и Еленой Николаевной Гоголевой молодая актриса играла в спектакле «Остров Афродиты» А.Парниса. Помогало общение с такими выдающимися партнерами, как Михаил Царев, Елена Гоголева, Николай Анненков, Михаил Жаров, Елена Шатрова и многими другими. Ей довелось работать с замечательными режиссерами - Борисом Бабочкиным, Леонидом Варпаховским, Петром Фоменко, Виктором Комиссаржевским, Борисом Львовым-Анохиным и другими. Она никогда не считала зазорным учиться у них. И в этом - ее счастливый дар, совпавший с природным актерским дарованием.
В июне 1994 года Элина Быстрицкая, понимая сложности, переживаемые страной в экономической сфере, решила поддержать культуру путем привлечения негосударственных средств в эту область знаний и духовности. Она учредила благотворительный Фонд в поддержку искусства и науки для помощи студентам вузов и учащимся музыкальных училищ. В 1995 году в числе лидеров общественно-политического движения «Стабильная Россия» выдвигалась в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
Своим творческим опытом Э.А.Быстрицкая щедро делится с молодежью. Она – профессор, преподавала на кафедре актерского мастерства в ГИТИСе имени А.В.Луначарского, в Театральном училище имени М.С.Щепкина.
Сведения о родственниках
Отец - Быстрицкий Авраам Петрович (1901 года рождения), заслуженный врач. В качестве военного врача участвовал в Гражданской и Великой Отечественной войнах, похоронен в Вильнюсе. Мать - Быстрицкая Эсфирь Исааковна, работала в больнице. Сестра - Быстрицкая Софья Авраамовна, живет за рубежом.
Личная жизнь
Отрывок из книги воспоминаний Э.Быстрицкой «Встречи под звездой надежды».
«Свою личную жизнь я не хочу делать темой отдельного разговора; скажу лишь одно: я вышла замуж по любви. Поскольку ходило много легенд о том, за кого я вышла замуж, кем был мой муж, я вынуждена рассказать об этом подробнее. Николай Иванович работал в отделе переводов Министерства внешней торговли. Он был квалифицированным и эрудированным сотрудником. Когда Анастас Иванович Микоян ездил за рубеж, он брал его с собой переводчиком.
Через четыре дня после знакомства Николай Иванович сделал мне предложение, и я без колебаний приняла его. Я была свободна, он к этому времени разведен, так что помех для брака не имелось.
Жилось мне в те годы трудно. На приличные туалеты зарплаты не хватало, а я не могла одеваться кое-как, небрежно и немодно. Убогость существования была настолько сильной, что порою руки опускались. После замужества стало легче. У Николая Ивановича был очень хороший вкус, и он иногда мне помогал. Из своих поездок за рубеж привозил какие-то модные вещи, и я могла появляться изысканно одетой.
Но с жильем было плохо. Я все в жизни прошла: комнатенки в коммуналках, «углы» у «добрых людей», полки в санитарных поездах! И страстно мечтала, что у меня когда-нибудь появится своя квартира, в которой я буду хозяйкой.
После «Тихого Дона» я получила от Моссовета комнатку в тринадцать квадратных метров в коммуналке на Новинском бульваре. Мое имя уже знали в стране, но чиновники, очевидно, посчитали, что тринадцать метров для одинокой, пусть и известной актрисы - вполне достаточно. Это была моя первая жилплощадь. У Николая Ивановича была совсем крошечная комнатка в десять метров. Прошло несколько лет, прежде чем у нас появилась нормальная квартира. Я была счастлива. Может, именно в те годы я осознала, как много значит для актрисы личная жизнь. В душе я надеялась на чудо: вдруг, вопреки всем медицинским диагнозам, у меня появится ребенок... Но если чудеса и случаются, то только не со мной.
Николай Иванович стал активно вторгаться в мое творчество. Я не могла позволить повелевать собою. Строить мою жизнь против моего желания - этого не надо было делать. А он вдруг начал заниматься моими делами, причем от «А» до «Я». Я ему говорила, предупреждала... Так начал назревать развод.
Конечно, было обидно и горько. Но я самостоятельна и умею организовать свою жизнь. Позже я поняла, что ему была нужна не я, а та атмосфера, которая складывалась вокруг меня. Его перестало интересовать все, кроме того, что он - муж «той самой Быстрицкой». Его не волновали ни мои заботы, ни мои болячки, ни мои хлопоты, ни мои трудности. Ко всему этому он стал относиться равнодушно. У него были свои интересы, и они сводились к встречам с «дамочками». Господи, кажется, я сбиваюсь на пошлость, но что делать, если это – правда?..
…После развода я почувствовала себя вырвавшейся на свободу».
Увлечения
С детства увлекалась танцами. По ее словам, могла танцевать по 4-6 часов в день.
В период с 1975 по 1992 годы Элина Быстрицкая - президент Федерации художественной гимнастики СССР. Эти годы были расцветом этого вида спорта, во многом это заслуга Элины Быстрицкой. Ее усилиями художественная гимнастика была включена в программу Спартакиады народов СССР.
«Для актера, – считает Элина Авраамовна, – нет отдыха: он заряжен особой энергией, и эту энергию необходимо отдавать». А когда остается свободное время, она предпочитает активный отдых: игру в бильярд, шахматы, в разные годы увлекалась греблей и стрельбой в тире. Читает книги по парапсихологии. Ее любимый композитор - Шопен, музыкальное произведение – «Гран-па» в «Дон Кихоте».
Из интервью: «У каждого человека есть свои потребности. У меня это гантели. По полкило каждая. Для женщины больше не нужно. Есть у меня гимнастическая палка, обруч. Пока все это мне доступно. Форма еще не ушла. Конечно, я сегодня не та, какой была 25 лет назад. Я это понимаю. И не притязаю на исключительность в сохранении вечной молодости.
Я люблю играть в бильярд. Это увлечение идет от тех лет, когда для нас с двоюродным братом родители купили маленький бильярд, чтобы мы никуда не шастали, а забивали металлические шарики. За войну бильярдик пропал. Уже актрисой, отдыхая в санатории, я увидела большой бильярдный стол. Навыки точно бить по шару не пропали. А увлечения и азарта у меня было достаточно, и я начала играть с мужем. Поначалу проигрывала, а потом победила и воспряла. В санатории устраивали турниры. И когда мы с мужем в паре выходили в финал, вот тут азарт брал верх. Мне хотелось выиграть. И я выигрывала. Потом ездила одна в Архангельское, в санаторий, и выигрывала уже по-настоящему. И маршал Виктор Георгиевич Куликов подарил мне настоящий кий. До сих пор его берегу...
Но на деньги я никогда не играла. Я презираю это. Меня не деньги интересуют - меня влечет победа...»
Враги
В 1950 году, когда Элина Быстрицкая снималась в крошечной роли в картине «Тарас Шевченко», С.Ф.Бондарчук (он играл главную роль) повел себя бестактно по отношению к ней, унизил ее в присутствии членов съемочного коллектива. Быстрицкая ему этого не простила. И когда они вновь встретились на съемочной площадке фильма «Неоконченная повесть», их неприязнь друг к другу вспыхнула с новой силой. Дело дошло до того, что Бондарчук опять не сдержался и незадолго до начала съемок очередной сцены вновь оскорбил свою партнершу. Она расплакалась и заявила, что отказывается от дальнейших съемок. Эрмлер (режиссер фильма) бросился ее успокаивать, но все было бесполезно. Тогда режиссер пошел на крайнюю меру. Он пообещал Быстрицкой, что будет снимать ее крупные планы отдельно, без присутствия партнера. На том и порешили. Фильм «Неоконченная повесть» вышел на широкий экран в 1955 году. Судя по его рейтингу, любовная история, показанная в картине, взяла людей за душу. Но мало кто из зрителей догадывался, что исполнители главных ролей, так вдохновенно играющие влюбленных на экране, на самом деле испытывали друг к другу совершенно противоположные чувства.
Когда Нонна Мордюкова узнала, что ее учитель собирается снимать «Тихий Дон», у нее не было и тени сомнений, что именно ее он пригласит на роль Аксиньи. Но роль досталась мало кому известной Быстрицкой. Для Мордюковой это был столь тяжелый удар, что она едва не наложила на себя руки. Чашу весов в пользу Быстрицкой перевесил сам автор романа - Михаил Шолохов . Однажды ему показали все отснятые пробы, и он, выбрав из них ту, в которой пробовалась Быстрицкая, воскликнул: «Так вот же Аксинья!» После первого общественного показа Мордюкова подошла к Быстрицкой и заявила: «А ты все-таки сыграла, проклятая!»
Соратники
Из интервью Э.Быстрицкой: «У меня есть друзья, с которыми я общаюсь ежедневно, даже несколько раз в день, с ними я советуюсь. Мой круг - это мой круг, и я никого чужого не хочу туда пускать. Это тайна. Друзьями я не обделена. У меня есть все остальное, чтобы чувствовать себя комфортно. Мои учителя, мои партнеры по сцене, по фильмам драгоценны для меня. Но, к сожалению, некоторых уже нет в живых...»
Слабости
Рассказывает Элина Быстрицкая: «К сожалению, в моей жизни были отказы от ролей, и все это списывалось на счет моего «тяжелого характера». Но на самом деле это не совсем так. Я очень сильно была «амортизирована» из-за войны, поэтому нервная система - не такая, как хотелось бы. Три-четыре раза возникали конфликтные ситуации: или мне недостаточно хорошо объяснили, или я не так поняла... Почти со всеми режиссерами я прекрасно работала без всяких конфликтов, но случаи, когда я уходила и оставляла роль, были. Это негативно сказалось на моей актерской судьбе. Однажды я решила пересилить себя и продолжала репетировать, хотя мне очень было тяжело. В результате я попала в больницу с нервным стрессом, лежала там три недели».
Так же, как и все люди, Элина Быстрицкая признает за собой некоторые мелкие слабости: «Иногда утром совершенно не хочу вставать, хотя знаю, что «надо обязательно»! И бывает так, что устраиваю себе «день лени». Иногда надо что-то приготовить, а тоже не хочется».
Сильные стороны
Из воспоминаний Элины Быстрицкой: «Когда начинала учиться, родители не взяли меня на содержание, сказали: «Театр - не профессия». Я стала доказывать обратное. Сама зарабатывала на жизнь, снималась в массовках. Как-то в Киев приехал Кио. И вместе с Эллочкой Сумской (ставшей потом очень хорошей актрисой) мы пошли наниматься в его аттракцион. Ее взяли ассистентом на «инкубатор», а меня - на «фонарь». Я даже не сразу поняла, что меня ждет. Спросили: «Вы воздуха боитесь?» «Что вы, нет, я люблю воздух!» А оказывается, «воздух» - это термин, высота. И когда взлетела под купол, испугалась так, что затряслись поджилки. Но надо было преодолеть страх. Зато потом я уже никакой работы не боялась. Да я, собственно, вообще не боялась. То, что делала во время войны, значительно труднее всего, что было потом».
«Для актера, – считает Элина Авраамовна, – нет отдыха: он заряжен особой энергией, и эту энергию необходимо отдавать».
С детства обладавшая решительным характером, она пошла к режиссеру и прямо сказала, что мечтает о роли Аксиньи. Режиссер лишь улыбнулся ее напору и пообещал, что включит в кинопробы. Из тридцати актрис, которые участвовали в кинопробах на роль Аксиньи, Герасимов выбрал семь и показал их автору «Тихого Дона». Не думая ни минуты, Шолохов указал на фото Быстрицкой и сказал, что именно такой он и представлял свою героиню.
Мир театра знает понятие «большие актрисы». Быстрицкая - в их числе. Природа наделила ее не только талантом, но силой духа, помогающей сохранить себя и свой дар при всех испытаниях судьбы.
Заслуги и провалы
Еще во время учебы в медицинском училище Элина поняла, что не сможет стать врачом; примером являются некоторые ее воспоминания из занятий по хирургии: «Пришел человек, у которого было воспаление надкостницы. Врач решил вскрывать через щеку. Сделали пациенту наркоз - он захрипел и умер. Почему, что случилось - понять было невозможно. То ли болевой шок, то ли от наркоза... Были и другие примеры. В результате я поняла, что не смогу быть специалистом высокого уровня, а находиться где-то в хвосте - не для меня».
Однако о профессии врача Быстрицкая думала меньше всего. Не зря же она, будучи совсем малышкой, разыгрывала перед родственниками сценки из знаменитого в 30-е годы фильма «Чапаев». В итоге сегодня Э.А.Быстрицкая увенчана высшими актерскими званиями и многими наградами. Она - Народная артистка СССР, Народная артистка Грузии, Народная артистка Азербайджана, Народная артистка Казахстана, кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» II степени, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, двух орденов «Знак Почета». Имеет Благодарность президента РФ Б.Н.Ельцина за вклад в становление российской демократии, а также благодарность Н.С.Михалкова за многолетний добросовестный труд и большой вклад в развитие российского кинематографа. На ежегодном российском кинофестивале «Женщины кино», посвященном великой русской актрисе Вере Холодной, проходившем в 1998 году, Э.А.Быстрицкая была удостоена диплома «Приз Веры Холодной - семь красавиц кино» (по ролям в кино и жизни) в номинации «Самая женственная».
Как ветеран Великой Отечественной войны она награждена орденом Отечественной войны II степени, медалями «За победу над Германией», многими юбилейными медалями.
Компромат
В период молодости Быстрицкой главный режиссер Херсонского драмтеатра, приехавший набирать выпускников, ткнул в Элину пальцем и сказал, чтобы пришла в семь вечера в ресторан. «Не приду!» - заявила гордячка, и ее не взяли на работу. Не попала Быстрицкая и в Театр им. Моссовета: кто-то из сокурсников наябедничал режиссеру, что она якобы всюду болтает, будто станет его любовницей... В результате она попала в Вильнюсский драмтеатр, а позже перешла в московский Малый театр. В Малом театре Быстрицкая полтора года оставалась без ролей - наказание за нелестные отзывы о жене Игоря Ильинского .
Зная неуживчивый характер Элины, режиссеры перестали предлагать ей роли. Быстрицкую не снимали в кино 24 года! Все это время она работала в театре.
Отповедь от Быстрицкой получил и один высокопоставленный любвеобильный чиновник в загранпоездке в 1967 году. В отместку он сделал так, что актрису перестали пускать за границу.
Досье подготовила Мария Вуколова
KM.RU 4 апреля 2008
Некоторые ухажеры были настолько настойчивыми, что ей приходилось им давать пощечину, а рука у Быстрицкой была тяжелая. Однажды, преподаватели увидели, как она в очередной раз отшила своего кавалера пощечиной. Они стали обвинять студентку в непристойном поведении, для них это было хулиганством.
Из-за этого неприятного случая ее хотели исключить из рядов комсомола и выгнать из института. Хорошо, что все обошлось, а то Быстрицкая думала на себя наложить руки.
В 1954 Быстрицкую приняли в Вильнюсский драмтеатр. С этого момента начинается ее тернистый путь.
Она успешно прошла пробы, ее утвердили на роль Аксиньи в «Тихом Доне» Сергея Герасимова. На эту роль пробовалась еще одна будущая актриса Нонна Мордюкова, но ее не выбрали. Из-за этого Нонна даже хотела покончить жизнь самоубийством. Михаил Шолохов оказал влияние на Сергея Герасимова, чтобы он утвердил Быстрицкую, так как именно в ней он видел своего персонажа. Картина «Тихий Дон» принесла Элине колоссальный успех, её посмотрели 47 миллионов зрителей. «Тихий Дон» получил звание фильма года-1957.
Через два года после выхода известной картины Быстрицкую приняли в труппу Малого театра. Но и там не все было гладко, она заявила режиссеру, что его супруга никогда хорошо не сыграет мадам Бовари, так как фигура совсем не подходящая. После инцидента, ей не давали роли 1,5 года.
Даже с Михаилом Шолоховым она смогла поругаться, резко высказалась про него. Чуть позже за ней стал ухаживать чиновник, который возглавлял делегацию в Англию. Она не принимала знаки внимания от него, и он поспособствовал тому, чтобы из страны ее не выпускали.
Из-за сплетен Быстрицкую перестали приглашать сниматься в кино. Она ушла из кино на 27 лет. Характер мешал ей построить успешную карьеру. А семейное счастье актрисы было недолгим. Муж ей изменял, она не смогла его простить, развелась и больше замуж не выходила.
В данный момент Элину Быстрицкую все помнят, как Аксинью из “Тихого Дона” Сергея Герасимова. Она живет одна, о своих отношениях с мужчинами она никогда не рассказывала.
Быстрицкая несчастной себя не считает. Так как у нее был муж, его дети. Счастье не бывает вечным. А сейчас в старости она здорова, по больницам не ходит. Выступает на сцене своего любимого театра. Ей приятно осознавать, что когда она просыпается утром, ей всегда есть, чем заняться.
Коллеги знают, что она жесткая, принципиальная, твердо стоит на своём, никогда не отступает. Она до сих пор полна жизни и энергии. В свои 89 лет она выступает с концертами, поет романсы, а также военные и русско-народные песни, хорошо играет в бильярд.
На протяжении всей жизни она любила спорт. Увлекалась греблей и стрельбой в тире. Сейчас она занимается с гантелями, крутит обруч. Тело её находится в хорошем состоянии, конечно, не такое, как 25 лет назад. Главное, что сейчас актриса собой довольна.
Иногда Элина болеет и говорит, что это цена за её прошлое счастье.
Нас с ним роднило то, что мы оба были театралами и больше всего любили Малый театр. В то время там блистали Нифонтова и Пашенная. И когда в 1958 году в труппу Малого пришла Быстрицкая, которую незадолго до этого прославила роль Аксиньи в «Тихом Доне», достаточно было нескольких дней, чтобы Николай Иванович влюбился и сделал предложение. Вообще, получить такого мужа, как Кузьминский, - невероятная удача! Помимо доступа за границу, у него были связи «в верхах», служебная машина, вскоре появилась хорошая квартира в центре. В нее я и стала приходить в гости к новой знакомой, с которой мы все больше сближались.
Дело в том, что Элине, только что появившейся в Малом, нужна была поддержка. Толп поклонников вокруг нее в то время не наблюдалось. Я и еще один мой знакомый обеспечивали и аплодисменты в зале, и цветы. А вечерами долго беседовали… Элина трудно сходится людьми, друзей у нее было не так много. Во всяком случае, которые на всю жизнь. Но при ней всегда есть какая-то женщина, которую она делает своей поверенной. Ведь Элина очень любит вспоминать. И вот одно время она изливала душу мне, я стала ее доверенным лицом и узнала всю ее жизнь...
Почему Кирилл Лавров передумал на ней жениться
Отец ее был врачом. А сама она еще школьницей трудилась в передвижном госпитале, ведь началась война. Помню, Элина была страшно оскорблена, когда уже в 70-е годы в отделе кадров Малого театра ей вдруг сказали: «А чем докажете, что были на фронте?» И Элина поняла, что действительно, кроме воспоминаний, у нее нет никаких доказательств. Так она подняла на ноги всю Москву! Дошла до Министерства обороны. Все-таки нашлись документы, позволяющие засчитать ей 1,5 года боевого стажа. Все это Элина с гордостью принесла в отдел кадров.
Ну а после войны Элина два года отучилась в Нежинском медицинском техникуме. Вот только она поняла, что врачом становиться не хочет. И в институт поступила не медицинский, а педагогический. И то главным образом затем, чтобы получать стипендию - послевоенное время было голодным. При этом она уже несколько лет занималась в балетном классе при музыкальной школе и за два года достигла таких успехов, что ее уже брали в массовку Нежинского театра. Но не о том Элина мечтала. Ей хотелось в театральный институт. И вот, бросив педагогический, она с одним чемоданчиком уехала в Киев. Она бы предпочла Москву, но денег на такую дальнюю поездку просто не было. Но и в Киеве в начале пятидесятых театральная жизнь кипела. Там, в местном Театре имени Леси Украинки уже работал будущий жених Элины, молодой актер Кирилл Лавров .
Элина Быстрицкая – легендарная Аксинья из "Тихого Дона" Сергея Герасимова – уже много лет живет одна. В силу своего характера и воспитания артистка никогда не афишировала отношения с мужчинами. Говорят, у нее было множество поклонников в актерской среде, но ни одному из них так и не удалось растопить сердце этой сильной женщины. Поэтому и замуж она вышла за человека другой профессии, старше ее на несколько лет.
ПО ТЕМЕ
Почетная казачка прожила с мужем 27 лет. Но в том единственном браке с сотрудником отдела переводов Министерства внешней торговли СССР Николаем Кузьминским детей у звезды не было. Она принесла женское счастье в жертву сцене. Развелась, очевидно, тоже потому, что не смогла променять любимую работу и славу на тихий семейный быт.
Но несчастной Быстрицкая себя вовсе не чувствует. "У меня это все было – замечательный муж, его дети. В какой-то момент это ушло. Все же не может быть постоянно, – сказала актриса в одном из интервью. – Сегодня для меня счастье – то, что я физически здорова, могу выйти на сцену моего любимого театра и, могу предположить, что в состоянии сделать что-то в кино. Для меня счастье – это вставать утром и знать, что тебе есть что делать".
Коллеги знают ее принципиальность, твердость, желание любой ценой отстаивать честь и правду. И поражаются энергии и жизнелюбию Быстрицкой – она и в 89 лет выступает с концертами, в том числе сольными, где исполняет романсы, русские народные песни и песни военных лет, играет в бильярд.
"Это увлечение идет от тех лет, когда для нас с двоюродным братом родители купили маленький бильярд, чтобы мы никуда не шастали, а забивали металлические шарики. За войну бильярдик пропал. Уже актрисой, отдыхая в санатории, я увидела большой бильярдный стол. Навыки точно бить по шару не пропали. А увлечения и азарта у меня было достаточно, и я начала играть с мужем", – вспоминала актриса.
А еще она обожает спорт – в разные годы увлекалась греблей и стрельбой в тире. "У меня есть гантели. По полкило каждая. Для женщины больше не нужно. Есть у меня гимнастическая палка, обруч. Пока все это мне доступно. Форма еще не ушла. Конечно, я сегодня не та, какой была 25 лет назад. Я это понимаю. И не притязаю на исключительность в сохранении вечной молодости", – говорила звезда.
Хотя здоровье актрису порой подводит. Но она считает это расплатой за былое счастье. "Мне жаль того, что ушло время. Очень много пропущено. Я не могла получить то, что хотела, по разным причинам. Не только из-за моего характера, – признавалась журналистам Быстрицкая. – Сегодня моя отрада – мои друзья, с которыми я общаюсь ежедневно, даже несколько раз в день, с ними я советуюсь. Мой круг – это мой круг, и я никого чужого не хочу туда пускать. Это тайна. У меня есть все остальное, чтобы чувствовать себя комфортно".
Детство и юность Элина Быстрицкая провела на Украине. Во время Великой Отечественной войны вместе со своими родителями Элина работала во фронтовом госпитале. Будучи в эвакуации в Астрахани она поступила на курсы медицинских сестер, стала сначала санитаркой, а вскоре освоила работу лаборантки клинической лаборатории госпиталя .
Осенью 1944 года в городе Нежин (Украина) Элина Быстрицкая поступила в медицинский техникум. В 1947 году она окончила его, получив диплом с отличием, дававшим ей право продолжать учебу в медицинском институте. В техникуме она впервые приняла участие в художественной самодеятельности, после чего стала серьезно задумываться об актерской профессии. Однако родители были настроены против выбора дочери, и в итоге она подала документы в педагогический институт на филологический факультет. Отучившись в нем чуть больше года, Элина бросила занятия и уехала в Киев. В 1951 году (ныне Киевский национальный университет театра, кино и телевидения имени И. К. Карпенко‑Карого).
Окончив театральный институт в 1953 году, Элина Быстрицкая стала актрисой Вильнюсского драматического театра. Здесь она имела первый успех в ролях Тани в одноименной пьесе и Ольги ("Годы странствий") Алексея Арбузова, Вари Белой ("Порт‑Артур"), Клавдии ("Повесть о настоящем человеке") и др.
Во время гастролей театра в Ленинграде (ныне Санкт‑Петербург) Быстрицкую пригласили сразу на две роли в кино. Выбор ее был неожиданным: шекспировской Виоле и Себастьяну ("Двенадцатая ночь") актриса предпочла свою современницу — врача Елизавету Максимовну в фильме "Неоконченная повесть". Актрису привлекла возможность работать под руководством выдающегося режиссера Фридриха Эрмлера, рядом с такими актерами‑мастерами, как Эраст Гарин, Евгений Самойлов, Софья Гиацинтова, Сергей Бондарчук. После выхода фильма в 1955 году по опросу газеты "Советская культура" Элина Быстрицкая была признана лучшей актрисой года. В декабре 1955 года Быстрицкую включили в официальную делегацию, отправившуюся на первую Неделю советского фильма в Париж.
В Париже актриса узнала, что в Москве в скором времени начнется работа над экранизацией романа Михаила Шолохова "Тихий Дон". Режиссер картины Сергей Герасимов вел пробы полгода, на роль Аксиньи претендовало большое количество актрис, среди которых была и Нонна Мордюкова. Однако в итоге Быстрицкую утвердил на роль лично автор "Тихого Дона" .
Первые две серии картины вышли на экран в 1957 году. По результатам опроса читателей журнала "Советский экран" "Тихий Дон" был назван лучшим фильмом года. В 1958 году картина собрала богатый урожай призов на различных кинофестивалях , в том числе в Брюсселе, Москве, Карловых Варах, Мехико. За роль Аксиньи Быстрицкая была удостоена звания почетной казачки, через некоторое время ей было присвоено звание полковника казачьих войск. В начале 1960‑х годов вместе с Черкасовым, Меркурьевым и Бондарчуком Быстрицкая была приглашена в США в Белый Дом, где их принимала супруга президента Эйзенхауэра.
В 1958 году она была принята в труппу московского Малого театра. Ее дебютом стала роль леди Уиндермиер ("Веер леди Уиндермиер" Оскара Уайльда), позже в 1965 году она сыграла в этой пьесе и миссис Эрлин. В Малом театре героини Быстрицкой — яркие, незаурядные личности. Среди них ‑ Лидия ("Бешеные деньги") и Глафира ("Волки и овцы") Островского, горьковские Юлия Филипповна ("Дачники"), Софья Марковна ("Старик"), Пелагея ("Фома Гордеев"), баронесса Штраль ("Маскарад" Михаила Лермонтова), Анна Петровна ("Иванов" Чехова), герцогиня Мальборо ("Стакан воды" Эжена Скриба), Паула Клотильда Клаузен ("Перед заходом солнца" Герхардта Гауптмана), Ксения Ивановна ("Палата") и Мартынова ("Главная роль") в пьесах Самуила Алешина, Панова ("Любовь Яровая" Константина Тренева), Мария ("Выбор" Юрия Бондарева), Отрадина и Кручинина ("Без вины виноватые" Островского), Москалева ("Дядюшкин сон" Достоевского) и другие.
После "Тихого Дона" актриса снялась еще в нескольких фильмах, среди которых — "Добровольцы" (1958), "Все остается людям" (1963), "Николай Бауман" (1967), после чего в ее кинокарьере наступил перерыв. В1991 году Элина Быстрицкая вновь вернулась на съемочную площадку, снявшись в психологическом детективе "Семь дней после убийства", по мотивам повести Жоржа Сименона "Тюрьма". Затем были мелодрама "Прощальные гастроли" и комедия "Бравые парни". В 1997 году Быстрицкая снялась в фильме Булата Мансурова "Теплые ветры древних булгар", где она сыграла исторический персонаж ‑ княгиню Ольгу. В 2002 году Элина Быстрицкая исполнила одну из главных ролей в драме режиссеров Николая Засеева‑Руденко и Ксении Ковалевой "Бабий Яр".
Элина Быстрицкая ‑ профессор, преподавала на кафедре актерского мастерства в ГИТИСе, в Театральном училище им. М.С. Щепкина.
В период с 1975 по 1992 года актриса была президентом Федерации художественной гимнастики.
В 1980 году Быстрицкая возглавила военно‑патриотическую комиссию Союза театральных деятелей, в 1993 году стала членом Комиссии по культуре при Президенте РФ. Обширная общественная деятельность актрисы воплотилась и в других должностях, среди которых: член Международной комиссии по здоровью населения при Совете Безопасности России, член президиума Академии российского искусства, академик Российской Академии естественных наук, академик Международной Академии информационных процессов и технологий, действительный член Академии энергоинформационных наук, академии "Элита мира".
В 1994 году Быстрицкая учредила благотворительный фонд в поддержку искусства и науки для помощи студентам вузов и учащимся музыкальных училищ. В 1995 году в числе лидеров общественно‑политического движения "Стабильная Россия" выдвигалась в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ. В 2012 году во время предвыборной кампании Быстрицкая (партия "Справедливая Россия").
Быстрицкая ‑ обладатель высших актерских званий и многих наград. Она — народная артистка СССР, народная артистка Грузии, народная артистка Азербайджана, народная артистка Казахстана, кавалер орденов "За заслуги перед Отечеством" I и II степени, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, двух орденов "Знак Почета".
Как ветеран Великой Отечественной войны она награждена орденом "Отечественной войны" II степени, медалями "За победу над Германией", многими юбилейными медалями.
Лауреат премии мэрии Москвы в области литературы и искусства 1999 года (за исполнение главной роли в спектакле "Перекресток" по пьесе Леонида Зорина в Московском театре ‑ центре им. М. Ермоловой). В 2002 году Быстрицкая получила премию "Триумф", в 2003 году была удостоена премии "Кумир" в номинации "За высокое служение искусству".
Элина Быстрицкая была замужем за Николаем Кузьминским, сотрудником министерства внешней торговли СССР. После 27 лет брака они развелись.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников