Фотографии с похорон олега даля. Все спокойненько
3 марта 1981 года в гостинице с говорящим названием "Кино", умер один из самых талантливых Советских актеров Олег Даль...
Фото январь 1981 года.
Летом 1980-го года в Москве умер Владимир Высоцкий, с которым Даль в последнее время сблизился. По словам очевидцев, видевших Олега на тех похоронах, он выглядел ужасно и твердил: "Ну вот, теперь моя очередь". М. Козаков вспоминает: "На похоронах Г. Волчек подошла ко мне и спросила на ухо: "Может, хоть это Олега остановит?" Не остановило..."
После этих похорон Даль все чаще стал думать о смерти. В своем дневнике в октябре 80-го он записал: "Стал думать часто о смерти. Удручает никчемность. Но хочется драться. Жестоко. Если уж уходить, то уходить в неистовой драке. Изо всех оставшихся сил стараться сказать все, о чем думал и думаю. Главное-сделать!"
В день рождения В. Высоцкого - 25 января 1981 года - Даль проснулся утром на даче и сказал жене: "Мне снился Володя. Он меня зовет".
Буквально через несколько дней после этого в разговоре с В. Седовым Олег печально заметил: "Не надо меня врачевать, мне теперь все можно - мне теперь ничего не поможет, ведь я не хочу больше ни сниматься, ни играть в театре".
О скором приближении смерти Даль говорил не только своим близким, но и друзьям, коллегам по работе. Приведу лишь два примера этих "пророчеств". Первое относится к лету 1978 года. Вспоминает И. Дмитриев:
"Мы снимались в "Приключениях принца Флоризеля". Тема приближающейся смерти в разговорах Олега звучала постоянно. Как-то в Вильнюсе мимо нашего автобуса проехал траурный катафалк с возницей в цилиндре, с раскачивающимися красивыми фонарями. "Смотрите, как красиво хоронят в Литве, а меня повезут по Москве в закрытом автобусе. Как неинтересно".
А вот случай, который произошел буквально за несколько дней до внезапной смерти актера. Вспоминает Л. Марягин псле того, как в начале 1981 года фильм "Незваный друг" был полностью готов:
"Мы говорили с Ромашиным о трудностях, с которыми снималась картина. Даль молчал, глядя мимо нас. И только через полчаса спросил Анатолия Ромашина:
- Толя, ты живешь там же?
Ромашин жил тогда у Ваганьковского кладбища.
- Да, - ответил Ромашин.
- Я скоро там буду, - сказал Даль..."
В начале 1981 года Даль активно репетировал роль Ежова в постановке Малого театра "Фома Гордеев". Роль ему нравилась, однако для себя он уже четко решил: сыграет премьеру и из этого театра тоже уйдет.
В то же время ему внезапно пришло предложение с киевской киностудии сняться в лирической комедии. Видимо, оно заинтересовало актера, и он дал свое согласие на пробы. 1 марта он отбыл из Москвы в столицу Украины. Но прожил он там недолго - 3 марта в номере гостиницы его настигла смерть.
Похороны актера состоялись на Ваганьковском кладбище.
Стихи написанные Олегом зимой 1981 года:
И ломать меня ломали,
И терзать меня терзали,
Гнули, гнули до земли,
А я выпрямился...
Я не клялся, не божился -
Я легко на свете жил,
Хоть в четыре стенки бился -
Волком на луну не выл...
Можно плюнуть с горки в реку.
Понатужиться, напрячься
И подпрыгнуть на вершок.
Можно душу человеку
Измолоть на порошок...
Ах, ломать меня ломать...
Ах, терзать меня терзать!..
Зима. Монино. 1981 г.
Помоги и спаси
О, Господи
Сбереги и укрой
О, Господи
Мягким снегом меня занеси, Господи
И глаза свои не закрой, Господи
Погляди на меня
О, Господи
Вот я весь пред тобой
О, Господи
Я живу не клянясь
О, Господи
Подари мне покой
О, Господи...
В. Высоцкому. Брату.
Сейчас я вспоминаю...
Мы прощались... Навсегда.
Разорванность следа...
Начало мая...
Спотыкаюсь...
Слова, слова, слова.
Сорока бьет хвостом.
Снег опадает, обнажая
Нагую холодность ветвей.
И вот последняя глава
Пахнула розовым кустом,
Тоску и лживость обещая,
И умерла в груди моей.
Покой-покой...
И одиночество, и злоба,
И плачу я во сне, и просыпаюсь...
Обида - серебристый месяц.
Клейменность - горя проба.
И снова каюсь. Каюсь. Каюсь.
Держа в руках разорванное сердце...
Один из самых любимых советских актёров, Олег Даль не получил звания заслуженного, ни, тем более, – народного артиста. В своей недолгой жизни он для многих был неугодным, требовательным и неудобным. Фильмов, в которых он снимался, могло быть больше, а театров, которые он часто менял – меньше. Но так распорядилась с этим талантливым и неординарным человеком его беспокойная судьба. Причиной смерти Олега Даля стал сердечный приступ.
Он родился в 1941 году в Люблино, которое ещё не было Москвой, в интеллигентной семье и самого детства имел проблемы с сердцем. Ещё мальчиком, Даль проявлял способности к живописи, музыке и литературе. После окончания средней школы он, вопреки пволе родителей, захотелстать актёром и даже самостоятельно избавился от дефекта речи – картавости. Олег поступил в Щепкинское театральное училище и, после получения диплома, стал актёром Малого театра. Потом он пришёл в «Современник» к Олегу Ефремову, уже имея хорошую репутацию актёра. Там он встретил свою первую любовь – актрису Нину Дорошину, которая в 1963 году стала его женой. Но этот брак быстро распался: Дорошина, влюблённая в Ефремова, ему изменила.
Роли, которые Даль играл в «Современнике», были не слишком большими. Но в некоторых он, всё же, сумел выразить своё видение образа и московские театралы часто ходили в театр смотреть именно его игру. Дебютом Олега в кино стала драма «Мой младший брат», в которой он сыграл Алика. В 1966 году ему досталась интересная роль в военной комедии «Женя, Женечка и «Катюша», где его заметили зрители, а роль Соболевского в следующем фильме «Хроника пикирующего бомбардировщика» сделала Олега Даля известным. Затем были блестящие роли в сказках, которые раскрыли талант актёра во всей его полноте: «Старая, старая сказка» и «Тень», роль шута в «Короле Лире» и Крестовского в «Земле Санникова», которую сам актёр не любил.
Становясь всё более популярным у зрителей, Даль не становился более счастливым. Его второй брак с актрисой Татьяной Лавровой тоже не был удачным и длился полгода. Его часто не устраивали предлагаемые в спектаклях роли и он был требователен не только к себе, но и к режиссёрам, коллегам по сцене. Анатолий Эфрос вспоминал, что «Даль был замкнут, нервен и нетерпелив, убийственно остроумен, а иногда невыносим» и в нём всегда чувствовался «мятеж… против… нелепостей жизни… её уродств». Олег часто отказывался от эффектных ролей и переходил из театра в театр. И ещё он пил, зная о том, что это вредно для сердца и может плохо кончиться.
Далю повезло сняться для ТВ в роли Печорина, о которой он мечтал, сыграть советского разведчика в мини-сериале «Вариант Омега», воплотив в жизнь мечту любого русского актёра и создать романтический образ принца Флоризеля. На театральной сцене у него тоже были интересные, отмеченные публикой и критикой удачи. Несмотря на то, что вся страна полюбила его за роли в кино, Даль был, в первую очередь, великолепным театральным актёром: чутким, тонким и изобретательным. Он играл «в собственном неповторимом образе» – по определению Вениамина Каверина. Но всё это было на каком-то изломе, с вечной возможностью сорваться, отказаться, броситься в омут забвения.
Его третьей женой стала Елизавета Эйхенбаум, которая сумела создать для мужа уют, заботу и стабильность в доме, но изменить его творческую жизнь ей было не под силу. Даль конфликтовал с начальством и окружающими и запивал. Во время творческой командировки в Киев, он, уехав от опеки жены, выпил, хотя держался уже несколько лет. Противоалкогольная ампула, вшитая ему врачами в 1973 году, вызвала соответствующую реакцию сосудов и наступил кризис. Вдова актёра выступала против этой версии, настаивая на том, что Даля сразил обычный сердечный приступ, но о «торпеде» упоминали многие из друзей Олега Ивановича.
Однако вопрос, почему умер Олег Даль, в 1981 году, в возрасте 39 лет, оказался не таким важным, как решение о его захоронении: ни на одном из главных столичных кладбищ не нашлось места для этого актёра. Проблему решали на высоком уровне и, наконец, власти обязали директора Ваганьковского кладбища отыскать подходящий участок в центре. Его нашли на заброшенной могиле русской балерины ХIХ века Рославлёвой. Там, в тесноте, и похоронен Олег Даль.
6013 ПросмотровБиография и эпизоды жизни Олега Даля. Когда родился и умер Олег Даль, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты актёра, фото и видео.
Годы жизни Олега Даля:
родился 25 мая 1941, умер 3 марта 1981
Эпитафия
«Помоги и спаси,
О, Господи,
Сбереги и укрой,
О, Господи,
Мягким снегом меня занеси, Господи,
И глаза свои не закрой, Господи,
Погляди на меня,
О, Господи,
Вот я весь пред тобой,
О, Господи,
Я живу, не клянясь,
О, Господи,
Подари мне покой,
О, Господи…»
Стихотворение Олега Даля, написанное им в год смерти.
Биография
Правнук знаменитого Владимира Даля, составителя словаря, Олег родился под Москвой, в семье инженера и учительницы. Уже в школе мальчика интересовали литература и искусство, и он, пойдя наперекор воле родителей, решился поступать в театральное училище им. Щепкина. И прошёл, попав на один «блестящий» курс с Виктором Павловом, Михаилом Кононовым и Виталием Соломиным.
Первую свою роль в кино Олег Даль сыграл в 21 год. Но настоящую любовь в зрителях пробудили две его роли, последовавшие одна за другой - в фильмах «Женя, Женечка и „катюша“» и «Хроника пикирующего бомбардировщика» в 1967 г. После этого роли Даля в кино становятся более разноплановыми и глубокими: шут в «Короле Лире», Теодор и его Тень в «Тени». С 1963 г. молодой Даль играет в «Современнике», хотя сперва лишь на вторых ролях. Потом появляется его Васька Пепел из пьесы «На дне», и драматическое дарование Даля сверкает ярко, как никогда.
Но при своём бесспорном, уникальном таланте в работе Даль непостоянен, характер у него неровный, мечущийся, сложный. В 1973-1974 гг. он успевает сняться в пяти фильмах, включая блестящую пятисерийную сагу «Вариант «Омега». А потом месяцами сидит без дела, отказываясь играть роли, которые ему не нравятся. Он рвёт отношения с коллегами, отказывает режиссёрам, которым отказать немыслимо, меняет театры.
Венцом и крахом для Олега Даля стала его блестящая работа в фильме «Отпуск в сентябре» 1979 года по пьесе «Утиная охота» А. Вампилова. Эта роль стала подлинным триумфом его актёрского мастерства. Но по роковому стечению обстоятельств она же стала переломной в его карьере и всей жизни: фильм был запрещён, а Даль, сыгравший в нём аморального пьяницу и несостоявшегося самоубийцу в кризисе среднего возраста, попал в опалу. Постоянные ссоры с режиссёрами подлили масла в огонь: Олегу Далю больше не хотели давать роли.
Проблемы с алкоголем и слабое с детства сердце, смерть в 1980 г. Владимира Высоцкого, с которым Даль был дружен в последние годы жизни, - всё это приближало кончину Даля. Он и сам предчувствовал её, говоря жене и друзьям о том, что больше ничего не хочет, что скоро умрёт. И вот во время командировки в Киев Олег Даль бросил актёру Леониду Маркову, с которым ужинал: «Ну всё, пойду к себе умирать». В эту ночь Даль, принявший немалую дозу алкоголя, умер в номере гостиницы. Похоронили Олега Даля четыре дня спустя на Ваганьковском кладбище.
Олег Даль в роли принца Флоризеля
Линия жизни
21 мая 1941 г.
Дата рождения Олега Ивановича Даля.
1959 г.
Поступление в Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина.
1962 г.
Дебютная роль в кино в фильме «Мой младший брат».
1963 г.
Приглашение в театр «Современник».
1969 г.
Знакомство с Е. А. Апраксиной на съёмках фильма «Король Лир» и свадьба.
1972 г.
Выход на экраны фильма «Земля Санникова», получившего всенародное признание.
1975 г.
Роль сэра Эндрю Эгюйчика в пьесе «Двенадцатая ночь» в театре «Современник».
1975-1977 гг.
Разрыв с «Современником» и переход в «Театр на Малой Бронной».
1980 г.
Приход в труппу Малого театра.
3 марта 1981 г.
Дата смерти Олега Даля.
7 марта 1981 г.
Похороны Олега Даля на Ваганьковском кладбище в Москве.
Памятные места
1. Дом 63 по Люблинской улице в Москве (ранее — Московской улице в городе Люблино), во дворе которого провёл детство Олег Даль.
2. Высшее театральное училище имени Щепкина, которое закончил Даль.
3. Старый город в Таллине (Эстония), где проходили съёмки фильма «Вариант Омега» с Далем в главной роли.
4. «Писательский дом» на Петроградской стороне в Санкт-Петербурге (ул. Ленина, 34), где Даль прожил до 1975 г., переехав к жене.
5. Смоленский бульвар, д. 6 — адрес дома, где Олег Даль жил в Москве.
6. Ваганьковское кладбище в Москве, где Олег Даль похоронен на участке № 12.
Эпизоды жизни
Олег Даль был перфекционистом и чаще отказывал режиссёрам, чем соглашался на роль. Его приглашали на главные роли Рязанов в «Иронию судьбы, или С лёгким паром» и Митта в «Экипаж». А Даль не только часто не соглашался с блестящими предложениями, но мог даже бросить работу за несколько дней до премьеры спектакля. К примеру, только чудом удалось заставить его закончить работу над фильмом «Земля Санникова», за которую Даля, считавшего эту роль самой плохой своей работой, полюбила вся страна.
В то же время были роли, к которым Даль рвался всю жизнь. С детства его любимым писателем был Лермонтов, и Даль много лет мечтал сыграть Печорина (такую возможность дал ему в 1975 г. В. Эфрос). Другая столь же драгоценная для Даля роль — Зилов из «Утиной охоты», которая, как казалось Далю, была написана словно специально под него.
Олег Даль неоднократно пытался побороть тягу к спиртному. В этом ему помогал Владимир Высоцкий, страдавший аналогичной болезнью. Жена Высоцкого, Марина Влади, привозила из Франции препарат «Эспераль», которого тогда было не достать в России и которым актёр несколько раз «подшивался».
Могила Олега и Елизаветы Даль на Ваганьковском кладбище
Заветы
«Дай Бог, чтоб все было так, как есть и как хочется!»
«Дело, дело и еще раз дело! Все остальное суета».
«Удручает никчемность. Не хочется драться. Если уж уходить, то уходить в неистовой драке».
Олег Даль читает «Завещание» М. Ю. Лермонтова
Соболезнования
«В нём всегда был какой-то мятеж. И если попытаться разгадать, против чего он постоянно этот мятеж в собственной душе поднимал, я бы сказал - против всех нелепостей нашей жизни, против всех её уродств».
Анатолий Эфрос, один из последних режиссёров, работавших с Олегом Далем
«Даль никогда не исполнял никаких ролей. Он просто существовал в своем собственном, неповторимом образе. Но его личность, как у каждого талантливого человека, менялась в той мере, в какой перемены эти были необходимы для воплощения того или иного художественного образа, который ему был предложен».
Вениамин Каверин, писатель
«Осиротевший наш родной сосед! Я помню, как в твою незапертую дверь он приходил на ваш мужской совет. Душа его бывает и теперь с тобой. Открыта ей к тебе дорога. Ты передай, что я люблю его, как души любят Бога. Найди слова - я их теперь не знаю, всегда любившая его как женщина земная».
Елизавета Даль, жена актёра
Первого апреля 1973 года Олег "зашился", и следующие два года, по словам Лизы Даль, были годами счастья и работы. Даль вернулся в "Современник", сыграл четыре новые роли, в том числе знаменитого сэра Эгьючика. В кино осуществил "вековую мечту каждого советского артиста" - сыграл советского разведчика в телефильме "Вариант "Омега" (который в актерских кругах сразу переиначили на "Вариант Олега"). Съемки закончились в 1974-м, но премьера по непонятным причинам отодвинулась почти на год. Зато с этим фильмом артист, десять лет будучи невыездным, съездил-таки за границу на фестиваль "Злата Прага". Выпустили, благодетели…
Но в 1976 году - на дне рождения Виктора Шкловского нарушен "сухой закон". В марте следует увольнение из "Современника" за нарушение трудовой дисциплины. Не умея нормально существовать в ненормальной для него атмосфере, Даль опять бросил свою судьбу в пике.
"ПОШЛИ мне, Господь, второго, чтоб вытянул так, как я…" - пел Высоцкий в "Песне Акына" на стихи Вознесенского. Многие (и тогда, и сейчас) ставят эти имена - Даль и Высоцкий - рядом. Они встретились в фильме И. Хейфица "Плохой хороший человек", поставленном по чеховской "Дуэли". Это был "актерский дуплет", идеальное двойное попадание в роли, идеальное взаимодействие в дуэте. Кто-то лихо сформулировал: "Высоцкий - слабый в своей силе, и Даль - сильный в своей слабости".
Они не были приятелями на каждый день, общались редко, не дружили домами, но духовная связь меж ними была прочнейшая. Они понимали, чувствовали друг друга. Даже в движении к смерти и у того и другого была какая-то дьявольская синхронность. В феврале 1980-го Даль обмолвился: "Сначала уйдет Володя, потом - я".
В мае он провел у Высоцкого три дня, "без отрыва слушая его стихи". Больше они не виделись. Фотография, датированная июлем 1980 года: Даль на похоронах Высоцкого. Если заглянешь в глаза, увидишь там обреченность. 25 января 1981 года, в день рождения Высоцкого, Даль рассказал жене сон: "Мне снился Володя. Он меня зовет". А своему врачу сказал: "Мне теперь ничего не поможет, ведь я не хочу больше ни сниматься, ни играть в театре". Январем 81-го датировано и стихотворение "Сейчас я вспоминаю…" с посвящением "В. Высоцкому. Брату".
3 марта 1981 года. Даль на съемках в Киеве. В гостинице он ужинает с партнером по фильму Леонидом Марковым, затем уходит в номер с мрачной шуткой - "Пойду к себе умирать". Похоже, что Олег, сознательно влив в себя критическую дозу водки, понимал: очередная "вшитая "торпеда" среагирует на нее резким скачком давления. Сосуды не выдержали, и Олег Даль скончался от внутреннего кровотечения. Похоже на то, что его уход был вполне сознательным.
Олег Даль умер в 1981 году. Хоронить знаменитого актера оказалось негде. Новодевичье кладбище отказалось принять актера, ссылаясь на то, что все места давно "разобраны". Не нашлось местечка и на Ваганьковском кладбище. Тогда руководство театра обратилось в Союз кинематографистов. Те пошли выше. Директору Ваганькова дали указания во чтобы то ни стало пристроить могилу актера на центральной аллее кладбища.
В итоге по решению комиссии ВТО Даля решили положить в могилу к балерине императорского театра Любови Рославлевой. Умерла она в 1904 году, могила находилась в центральной части кладбища. Конечно, за такой срок это захоронение приобрело неприглядный вид, ведь за ней много лет никто не ухаживал, - вспоминает Владимир Борисович. - Когда рабочие копали землю, то наткнулись на красный саркофаг покойницы. Доставать и сжигать гроб не решились, сочли это кощунством. В итоге яму для гроба Даля вырыли чуть подальше, а мраморную надгробную плиту с именем актера установили рядом с крестом балерины на пустой земле. Все это обнесли оградой, вот только настоящая-то могилка в ограду не влезла! Холмик прикрыли еловыми ветками, чтобы хоть народ не наступал.
Можно купить фильмы с участием актера:
1962 МОЙ МЛАДШИЙ БРАТ {купить VHS}
1963 ПЕРВЫЙ ТРОЛЛЕЙБУС {купить VHS}
1967 ЖЕНЯ, ЖЕНЕЧКА И «КАТЮША {купить DVD} {купить VHS}
1967 ХРОНИКА ПИКИРУЮЩЕГО БОМБАРДИРОВЩИКА {купить VHS}
1970 КОРОЛЬ ЛИР {купить VHS} {купить VHS}
1973 ЗЕМЛЯ САННИКОВА {купить VHS}
1973 ПЛОХОЙ ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК
Человек смертен. И притом - внезапно смертен. Человеческая жизнь у нас не стоила и не стоит почти ничего. Именно поэтому ничего не стоит и человеческая смерть. Высокие ограды и острые колья наших кладбищ - не помеха для вандалов; заграничные же погосты обходятся без частокола заборов, а проблем с осквернением могил там гораздо меньше. Быть может, именно такое спокойное, десакрализированное отношение к смерти и есть то главное, что отличает Запад от России. Мы скорбим о потерях годами - и забываем убирать на могилах. Мы говорим высокие слова о Памяти, но подчас забываем даже о покойных родителях, мужьях, женах. О Ваганьковском кладбище трудно, почти невозможно писать обычный "столичный репортаж". Слишком много естественной человеческой боли и противоестественной душевной черствости. Слишком силен московский миф о Ваганьковском, где "лежат" народные кумиры. Слишком тонка грань между драмой и "мелодрамой". Поэтому любой текст о Ваганьково - это неизбежно очерк нравов. Смех сквозь слезы, а не просто констатация фактов. Мы родились и, значит, мы умрем. Мы умрем и, значит, надо относиться к этому как к неотменимой данности. Достойно. Честно. Чисто. По-человечески. Люди делятся на две категории. Первые любят в одиночестве бродить по кладбищу среди могил, считая, что это успокаивает и наводит на мысли о вечном. Вторые боятся кладбищенского покоя и даже на могилы близких людей предпочитают не приезжать в одиночестве. Мы приехали посмотреть на чужие могилы. На Ваганьково. Могильщики Кладбище начинается с могильщиков. У большинства из нас могильщик в первую очередь ассоциируется с человеком, который постоянно употребляет "горячительное". Понять можно: похороны - не свадьба, и сколько лет ни работай на кладбище, привыкнуть к чужому горю все равно невозможно. Однако ваганьковские могильщики водке предпочитают философию и отчасти напоминают шекспировских могильщиков из "Гамлета". "Горячительных напитков" не употребляют вовсе. Не потому, что будут уволены с работы, а потому, что пьющий человек очень быстро теряет форму. А для того чтобы копать землю, нужна очень хорошая физическая форма. Работа на кладбище, естественно, накладывает на людей своеобразный отпечаток. Они более циничны, чем все мы, но этот цинизм оправдан. Как совершенно справедливо заметил один из работников кладбища, если всерьез задумаешься о том, что здесь происходит, на второй день работы можешь запросто стать пациентом Кащенко. У "работяг" глаз наметанный. Они мгновенно вычисляют, по какому делу человек пришел на кладбище. Один из них, нисколько не смущаясь, предложил мне подыскать местечко. На мой "вкус". - Все равно будешь ходить по кладбищу, вот и посматривай по сторонам. В центральной части, конечно, не обещаю, а на отшибе устроить можно. Недорого. Я вежливо отказалась: мол, не тороплюсь, хочется еще пожить. - Ну как знаешь! Цены-то с каждым годом растут. А так, застолбишь местечко и живи спокойно, сколько хочешь. И тебе хорошо, и родственникам спокойно. Цинично? Безусловно. Не зря про могильщиков говорят, что любой из них запросто превратит молитву в фарс. "Местов осталось мало" Несколько лет назад в конторе кладбища я увидела премиленькую записочку: "Местов осталось мало". Человек, написавший ее, явно имел в виду, что места в колумбарии, которые можно было бы купить "впрок", уже раскуплены. Вот и решил "оживить" мертвое царство столь забавным объявлением. А с другой стороны, кто знает, может быть, он сделал это специально, чтобы хоть как-то отвлечь убитых горем людей. Вдруг взглядом наткнутся, прочитают и хотя бы на секунду забудут о своем горе. Как это ни цинично звучит, но Ваганьковское кладбище - весьма доходное место. Вдоль центральной аллеи сидят "бабушки". У каждой из них - свое место, которое не меняется много лет. У них тоже глаз наметанный. Они знают, когда и кому протягивать руку с просьбой о милостыни, а когда лучше этого не делать, потому что можно нарваться на неприятности. В конце аллеи стоит мужчина средних лет. Он зарабатывает себе на жизнь душераздирающей музыкой. Маленький бизнес на большом горе. Экскурсоводы Ваганьковское кладбище особенное. Сюда люди приходят поглазеть. На экскурсию. Что поделаешь, жизнь известных людей всегда вызывает любопытство. Несколько лет назад на территории Ваганьковского кладбища появился очень забавный персонаж. Мужчина лет сорока пяти, небольшого росточка, видимо, из бывших кладбищенских работников. На его лице были написаны не только заинтересованность в происходящем и желание донести пикантные истории посмертной жизни великих до любопытной публики, но и явная любовь к помину души. Сколько ему на самом деле лет, не знал никто (кроме него самого), кем работал - тоже неизвестно (скорее всего могильщиком), но байки травить он был мастер. А кроме баек - правдивые истории про знаменитых актеров, многие из которых последний приют нашли именно здесь. Как кого хоронили, кто ухаживает за могилами, кто в конце концов от чего умер. Сегодня на Ваганьково - другой "экскурсовод". " Вожу экскурсии совершенно бесплатно", - с гордостью заявил он. Правда, на просьбу назвать себя и сфотографироваться отреагировал весьма странно: просто исчез. Как сквозь землю провалился. Потом словно из-под земли и вырос. За полчаса он умудрился провести четыре экскурсии по могилам известных артистов. Выглядело это приблизительно так: "Могила Миронова - далеко, там есть указатель, найдете сами. Это могила Даля, умер он, как вы знаете, от пьянства, сейчас мы добежим до Ивана Лапикова, а потом я вам покажу Буркова, Богатырева и Ивашова". Что поделаешь, экскурсии по кладбищу стали неотъемлемой частью нашей жизни. Людям интересно посмотреть, кому какой памятник поставили, сколько он, "навскидку", стоит и кто из родственников приходит на могилу. Чтобы потом, где-нибудь в какой-нибудь компании сказать "Был я тут как-то у Миронова, странный у него какой-то памятник". Поэтому и появляются подобные экскурсоводы. Раньше при входе на Ваганьково висела табличка: "Экскурсии запрещены", теперь ее нет. Автограф на вечную память...Давно это было. В одном из крематориев города Москвы провожали в последний путь Александра Семеновича Менакера. Как туда попали зеваки - непонятно. Но они пришли для того, чтобы поглазеть - каков их любимый актер, сын Менакера, Андрей Миронов в горе. Один из праздных наблюдателей запросто подошел к Миронову и попросил автограф. "Как вы можете?"- спросил интеллигентный Миронов. Алла Пугачева в данной ситуации, к счастью, оказалась менее интеллигентной и во время похорон самого Андрея Миронова на просьбу дать автограф так ответила зеваке, что он поди по сей день помнит. Автографы автографами, но ведь у каждого актера своя судьба - горькая, трагическая, счастливая и не очень. Найдем их могилы, постоим, помолчим. И просто вспомним... Вместе с рабочими кладбища, с посторонними людьми, которые приходят сюда, чтобы не только поклониться памяти, положить цветы, но и ухаживать за могилами своих любимых актеров. Кто-то делает это добровольно, кого-то нанимают родственники. За многими могилами знаменитых актеров скрываются целые истории. Олег Даль Мало кто знает, что актера "подхоронили" к балерине императорского театра Любови Росславлевой, умершей в 1904 году. Почему поступили именно так, до сих пор загадка. Рассказывают, что так решила комиссия ВТО, потому что могила малоизвестной балерины находится в центральной части. И уж совсем никто не знает, что в могиле Даля... Даля нет. Рабочий кладбища вспоминает: "Когда начали копать землю, увидели саркофаг балерины красного цвета, и актера решили похоронить рядом". Маленький холмик за оградой и есть могила Олега Даля. А мраморная плита с именем актера, где нет ни фото, ни лишних слов, установлена просто на земле, рядом с крестом балерины. На вопрос, нельзя ли было чуточку перенести ограду, рабочий как-то странно на меня посмотрел: "Это же денег-то каких стоит. Люди-то все равно сюда приходят. Постоят, посмотрят, цветы положат, помянут. А где похоронен, какая разница. Главное, чтобы было куда цветы положить". Руфина Нифонтова Неземной красоты женщина-легенда умерла 27 ноября 1994 года. Чудовищная и жестокая смерть - одна в пустой квартире поздно вечером. Видимо, хотела что-то протереть, пошла в ванную комнату, подставила тряпку к крану, открыла его. Из крана брызнул кипяток. Успела ли она почувствовать боль или судьба избавила ее от мучений, сразу остановив сердце? Никто никогда не узнает, что чувствовала она в последние минуты жизни. Успела ли понять, что ее красивое лицо навсегда будет обезображено?... Хоронили ее 1 декабря в костюме ее самой любимой героини из горьковских "Дачников". Лицо актрисы было закрыто вуалью. Она хотела быть похороненной рядом с мужем, но судьба распорядилась иначе. К могиле Глеба Ивановича Нифонтова не смогли пронести гроб актрисы - мешали ограды, слишком узким оказался проход, и ее похоронили в другом месте. Здесь же, на Ваганьково. Ей было всего лишь шестьдесят три года... Только-только исполнилось. Уже найдена была для нее пьеса, где бы она сыграла главную роль... В этот день актеры вышли на сцену в спектакле "Волки и овцы". В том самом спектакле, где Нифонтова не успела сыграть свою роль. А по Москве шел слух: "Кажется, умерла Нифонтова". В некоторых газетах через какое-то время появились некрологи, где ее творческий путь, так неожиданно для всех прервавшийся, был описан как триумфальное шествие. Не было триумфального шествия, были мучительные времена простоя в самые лучшие для актрисы годы, когда она была полна сил играть, творить... Судьба у самой красивой актрисы нашего времени оказалась очень трагичной. Про нее ходили легенды: как открыто борется с худруком Малого театра Царевым, как защищает слабых, как отстаивает спектакли на художественных советах. Ее боялись все - от министра культуры до уборщицы в театре. И любили все - от уборщицы до министра. Что и говорить, она доставляла слишком много хлопот бездарям Малого театра. Она всегда все говорила в лицо. И не терпела, чтобы говорили за ее спиной. А говорили многое - что грубая, невыдержанная. Что пьет, и чаще всего одна. Она все знала, что про нее говорили. И если раньше она отвечала обидчику, то в последние годы своей жизни предпочитала не делать этого. Она сильно изменилась после смерти своего мужа Глеба Нифонтова, с которым прожили вместе почти сорок лет. Хотя было очень больно и обидно, что говорят в основном плохое, вспоминают стародавние "выходки". Что при этом совсем забывают о том добре, которое она многим сделала. Виду не показывала. Отшучивалась: мол, на том свете все равно все рядом окажемся, вот тогда и поговорим. Не умела навязываться людям. Стукнуть бы кулаком по столу, как это делала раньше, потребовать роль - имела в конце концов право. Но после смерти мужа она совершенно потерялась в этой жизни, иногда создавалось впечатление, что ей все было безразлично. "Не навязывалась" актриса и после своей смерти. Долгое время на ее скромной могиле были маленький крест, небольшая мраморная плита и улыбающееся лицо на фотографии. Теперь установлен красивый памятник.Он появился через несколько лет после смерти Нифонтовой, после статей в московской и центральной прессе. Не хочу никого обвинять. Скажу одно: видимо, у дочери Руфины Дмитриевны были более важные дела. А может, просто не было денег? Богатырев и Бурков Их могилы находятся недалеко друг от друга. 2 февраля 1989 года в подъезде собственного дома умер Юрий Богатырев. Вызванная "скорая" опоздала. Спасти его не успели. Прекрасный актер и замечательный художник не дожил две недели до открытия своей персональной выставки, которую так ждал и которой так гордился. Ему было всего 42 года. Буквально через несколько дней после смерти имя Юрия Богатырева было вычеркнуто из всех программок спектаклей, где он участвовал. Просто и быстро: где шариковой ручкой, где простым карандашом. Что поделаешь, жизнь есть жизнь. Страшнее другое - некоторые вычеркнули его из своей памяти. За могилой актера следит женщина, которая каждые выходные дни приезжает на Ваганьково из Подмосковья. Зовут ее Зинаида Ивановна. Георгий Бурков умер в 1990 году. Умер, когда дело уже вроде пошло на поправку, когда Эльдар Рязанов ждал его возвращения из больницы, чтобы снимать в своей картине "Небеса обетованные". У Георгия Буркова была тяжелая судьба. Рок преследует его и после смерти. Чудовищный ураган, пронесшийся над Москвой летом 1998 года, из всех могил выбрал почему-то именно захоронение этого прекрасного актера. Ветер с корнем вырвал дерево, растущее рядом, "разворотил" могилу до такой степени, что стал видел гроб. Рабочие позвонили вдове актера, рассказали о случившемся. А в ответ услышали, что у нее есть более важные дела. Делать нечего, подправили могилу, как могли, дерево распилили, а корень долгое время так и лежал на земле. Дерево распилили. После этого случая поползли слухи о том, что вдове совершенно наплевать на покойного мужа. Для друга ничего не жалко Старые рабочие кладбища рассказывают удивительную историю, которая как нельзя лучше характеризует актеров старого поколения. Борис Андреев, народный артист Советского Союза, настолько сильно переживал смерть своего друга Петра Алейникова, что уступил (!) ему место на Новодевичьем кладбище. В те времена на Новодевичьем кладбище хоронили только народных артистов СССР, да и то не всех. Так вот Андреев пришел к высокому начальству и спросил: "Я где буду похоронен?". "Вам по статусу положено Новодевичье кладбище", - ответили ему. "Вот и хорошо, тогда на том кладбище, где по-вашему должен буду лежать я сам, похороните Алейникова, а я уж как-нибудь... ". Правда это или байка про любимого артиста, неизвестно. Но, как бы там ни было, на Ваганьковском кладбище одна ограда объединяет могилы Бориса Андреева и Михаила Решимова - артиста императорских московских театров, умершего в 1887 году. Исчезнувшая могила На Ваганьково многие приходят, чтобы найти могилы любимых актеров. Мне кажется, очень важно, чтобы о человеке помнили и после его смерти. Чтобы не предали забвению.Чтобы не сровняли с землей могилу из-за того, что нет на ней ни надписи, ни креста. Что поделаешь - такова жизнь. Таковы законы кладбища. И не только Ваганьковского. Подобная история произошла с могилой актера Станислава Хитрова (всем запомнился его паренек в кубанке из фильма "Девчата"). Леонид Филатов, когда готовил передачу об этом актере из цикла "Чтобы помнили", был поражен, узнав эту историю: "Поехали на Ваганьково, подняли всех на ноги. Где могила Хитрова? Известный ведь актер. Искали, искали, найти не могут. Спрашиваем: "Приходил ли кто-нибудь на могилу?" Вряд ли, отвечают. И тогда выясняется, что ее нет. Потому что если в течение десяти лет за могилой никто не ухаживает, ее сравнивают с землей". Это самое страшное, когда на могиле нет ни надписи, ни креста. Но еще страшнее, когда о человеке забывают. Не зря говорят, что человек живет до тех пор, пока о нем помнят. Родные, близкие, друзья, просто люди. Р.S. Над главным входом на кладбища западных стран вы увидите обязательного лепного ангела и прочтете цитату из Священного писания. На территории Ваганьково я увидела новую иномарку, которую самозабвенно освящал батюшка. Уплачено. Справка "Известий" Своим рождением Ваганьковский некрополь обязан эпидемии чумы 1771 года. По указу Сената было запрещено хоронить умерших больных на городских прицерковных погостах. Велено было отвести для них особые кладбища за городом и построить на оных на первый случай хотя бы небольшие деревянные церкви. В то время Москва была куда меньше и кладбище образовали к западу от Краснопресненской заставы - близ села Ваганьково. Почти полтора века это было последнее прибежище людей небогатых, преимущественно крестьянского и мещанского сословия, реже - мелких чиновников и отставных военных. Примерно с середины ХIХ века начались захоронения людей, оставивших след в отечественной истории, науке, культуре. А в последней трети ХХ века Ваганьковское кладбище стало третьим по престижности в стране - после Кремлевского и Новодевичьего некрополей.