Социальные организации определение и типы. Виды и типы социальных организаций
Тема. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста.
Лекция № 1.
1 . Введение;
2 . Определение понятий геронтология, старость, старение;
3 . Основные теории старения;
4 . Анатомо-физиологические особенности кожи и её придатков;
5 . Анатомо-физиологические особенности опорно-двигательного
аппарата;
6 . Анатомо-физиологические особенности органов дыхания;
7 . Анатомо-физиологические особенности органов
кровообращения;
История развития геронтологии начинается в глубокой древности. Проблемой замедления старения человека, продления его жизни занимались ученые Греции, Египта, Индии, Китая. Она нашла отражение в трудах Гиппократа, Авиценны и других ученых древности.
Становление и развитие научной геронтологии связано с именами таких ученых как И.И.Мечников, С.П.Боткин, И.П.Павлов, А.А.Богомолец, и многие другие, а также с работами зарубежных ученых М.Д.Грмека (Югославия), Л.Бине (Франция), М.Бюргера (Германия), Н.Шока (США), и многих других.
В 30-е годы XX века внимание демографов и экономистов привлекло старение населения. Одновременно врачи обнаружили рост количества больных с заболеваниями, развивающимися на фоне старения.
Геронтология - наука о старении .
Она имеет 3 основных раздела: биологию старения, гериатрию, социальную геронтологию. Биология старения изучает общие закономерности ста рения, процессы старения на различных уровнях, механизмы нормального старения, причины развития патологических процессов в стареющем организме.
Гериатрия_или гериатрическая медицина, изучает болезни людей пожилого и старческого возраста, особенности их течения, лечение, профилактику.
Социальная геронтология изучает влияние условий жизни на процессы старения человека и разрабатывает мероприятия, направленные на устранение отрицательных воздействий окружающей среды.
Видовая продолжительность жизни человека 100 ± 10 лет.
Возрастные периоды не имеют четких границ. С увеличением продолжительности жизни меняются представления о возрасте: в те времена, когда средняя продолжительность жизни была около 30 лет, люди 40 лет считались стариками.
В настоящее время по классификации ВОЗ:
До 45 лет - молодой возраст;
От 45 до 59 лет - средний возраст;
От 60 до 75 лет - пожилой возраст;
Более 75 лет - старческий возраст;
Более 90 лет - долгожители.
Определение биологического возраста важно для разграничения физиологического (естественного) и преждевременного старения, разработки профилактических мероприятий, социального устройства человека, определения пенсионной политики и т.д.
Старость - закономерно наступающий заключительный период возрастного развития.
Старение - это разрушительный процесс, развивающийся под воздействием экзогенных и эндогенных факторов и приводящим к нарушению функций организма.
Естественное старение характеризуется определенным темпом и последовательностью возрастных изменений.
Для преждевременного старения характерно более раннее развитие возрастных изменений или большая их выраженность в тот или иной возрастной период.
Преждевременному старению способствуют перенесенные заболевания, вредные привычки, воздействия окружающей среды, стрессы. Наиболее частые проявления преждевременного старения - быстрая утомляемость, слабость, снижение трудоспособности, ухудшение памяти, эмоциональная лабильность, снижение адаптационных возможностей организма. Существует и замедленное, ретардированное старение, ведущее к долголетию.
Люди стареют по-разному и в одном и том же возрасте существенно отличаются друг от друга. Но есть определенные закономерности старения.
Старение - многопричинный процесс, развивающийся под воздействием множества факторов, действие которых повторяется и накапливается в течение всей жизни. Это стресс, болезни, температурные воздействия, недостаточное выведение продуктов обмена, гипоксия и т.д.
Для развития старения характерна гетерохронность - различие во времени старения отдельных органов и тканей. Например, атрофия зобной железы начинается в 13-15 лет, а некоторые функции гипофиза сохраняются до глубокой старости.
Наблюдается гетеротопность - неодинаковая выраженность процессов старения в разных органах к разных структурах одного и того же органа.
Характерна также гетерокинетичность - различная скорость развития возрастных изменений в организме. Например, изменения в суставах и позвоночнике медленно нарастают с возрастом, а изменения в головном мозге появляются поздно, но быстро прогрессируют, нарушая его функцию.
Для объяснения причин и механизмов старения учеными разработано множество теорий :
1 . И.И.Мечников создал теорию аутоинтоксикации. Он считал, что гнилостные бактерии, преобладающие в кишечнике у пожилых людей, образуют токсичные вещества, оказывающие губительное действие на организм.
2 . Ряд исследователей связывает первичные механизмы старения с нарушениями в генетическом, аппарате клеток, программе биосинтеза белка, что приводит к нарушению обменных процессов, снижению реактивности организма, его старению и гибели.
3 . Существует генетическая теория старения, сторонники которой считают, что жизнь человека закодирована в генах.
4 . Авторы адаптационно-регуляторной теории указывают на то, что в процессе эволюции наряду со старением развивался процесс, стабилизирующий жизнедеятельность организма, повышающий его стойкость, сопротивляемость неблагоприятным воздействиям и увеличивающий продолжительность жизни. Процессы старения и стабилизации возникают с момента зарождения организма. В течение жизни их соотношение меняется. В соответствии с этим в развитии организма выделяют три периода: прогрессивный, стабильный, деградационный.
От соотношения этих процессов зависит темп, старения, продолжительность жизни.
5 . Сторонники неврогенной теории старения считают, что ведущим механизмом старения организма являются возрастные изменения нейрогуморальной регуляции. Они вызывают нарушение обмена веществ и функций клеток, тканей и органов, нарушают защитные реакции организма.
6 . Существует мнение о том, что одним из важнейших факторов, способствующих старению человека, является стресс (Г.Селье и др.).
Общее состояние здоровья и физическое благополучие старых людей меняются в зависимости от возраста.
Уровень заболеваемости с возрастом растет. В 60 лет и старше он превышает показатели заболеваемости лиц моложе 40 лет в 2 раза. Наблюдается постоянный рост числа старых людей, тяжело больных, нуждающихся в длительном медикаментозном лечении, опеке и уходе.
В соответствии с классификацией ВОЗ (1963 г.), возраст 60-74 года считается пожилым, 75-89 – старческим, а 90 лет и старше – периодом долгожительства.
В процессе старения снижаются адаптационные возможности организма, создаются уязвимые места в системе его саморегуляции, формируются механизмы, провоцирующие и выявляющие возрастную патологию. С увеличением продолжительности жизни возрастают заболеваемость и инвалидность. Болезни приобретают хронический характер с атипичным течением, частыми обострениями патологического процесса и длительным периодом выздоровления.
Отмечается, что потребность пожилых в оказании им медицинской помощи на 50% выше, чем у населения среднего возраста, а необходимость в госпитализации людей старше 60 лет почти в 3 раза превышает этот показатель для общей популяции. Обращение людей в возрасте старше 60 лет за медико-социальной помощью составляет в Москве - до 80%, а среди лиц, получающих помощь на дому, примерно половина в возрасте старше 60 лет. На одно сестринское посещение больного на дому в возрасте до 60 лет приходится 5-6 сестринских посещений больных в возрасте старше 60 лет.
Качество жизни (КЖ) - индивидуальное ощущение человеком своего положения в жизни общества, с учётом системы ценностей, целей данного индивида, его планов, возможностями и степенью неустройства. Фундаментальными свойствами КЖ являются многокомпонентность и субъективизм в оценке. Можно сказать, что это удовлетворённость от психосоциальной и других форм деятельности в условиях ограничений, связанных с заболеванием.
КЗ зависит от материального комфорта, здоровья и активного отдыха (развлечений). Считается, что понятие КЖ объединяет показатели не менее чем четырёх разных, но коррелирующих друг с другом областей: физической (физическое самочувствие – комбинация проявлений здоровья и/или болезни); функциональной (функциональные возможности – способность человека осуществлять деятельность, обусловленную его потребностями, амбициями и социальной ролью); эмоциональной (эмоциональное состояние двуполярной направленности с соответственно противоположными результатами в виде благополучия или дистресса); социальный статус (уровень общественной и семейной активности, включающий отношение к социальной поддержке, поддержание повседневной активности, работоспособности, семейные обязанности и отношения с членами семьи, сексуальность, коммуникабельность с другими людьми).
Вместе с тем следует отметить, что главной составляющей понятия КЖ для лиц старшей возрастной группы, прежде всего, является доступность медико-социальной помощи. На КЖ влияет и то, что пожилые пациенты в сравнении с лицами трудоспособного возраста имеют существенно меньшие финансовые ресурсы и социальную поддержку.
Использование такого понимания КЖ предполагает ориентацию медико-социальных структур не только на проведение различных лечебно-профилактических мероприятий (медикаментозное и оперативное лечение, реабилитация), но и на поддержание такого состояния, которое обеспечивало бы каждому члену общества, в том числе и пожилым людям, оптимальный физический, психологический и социальный комфорт, даже независимо от результатов лечения.
Общеизвестно, что нормально жить - это уметь удовлетворять насущные, интеллектуальные и социальные потребности, быть независимым в их исполнении. Следует признать, что в конце концов наступает период, когда старый человек не способен удовлетворить свои потребности - физическое и психическое одряхление ставит его в полную зависимость от окружающих.
В связи с этим основная задача организаций, оказывающих медико-социальную помощь пожилым людям, заключается в поддержании удовлетворительного КЖ больных, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию, и защите гарантированных государством прав на медицинское и социальное обслуживание.
Общее физическое состояние старых людей является интегральным показателем здоровья и трудоспособности. Для них наиболее важно сохранить способность к нормальной жизнедеятельности, то есть к самообслуживанию, и поэтому их основными характеристиками следует считать;
Степень подвижности;
Степень самообслуживания.
Вне всякого сомнения, таким объективным показателем состояния здоровья в старости является прикованность к ограниченному пространству. По этому признаку выделяют следующие категории старых людей: а) свободно передвигающихся; б) в силу ограниченной подвижности прикованных к дому, квартире, комнате; в) обездвиженных, беспомощных, прикованных к постели.
В 80-х годах для эпидемиологических исследований пожилых и старых людей была предложена обобщенная оценка по следующей схеме: 1) повседневная деятельность; 2) психическое здоровье; 3) физическое здоровье; 4) социальное функционирование; 5) экономическое функционирование.
Повседневная деятельность определяется степенью подвижности и объемом самообслуживания.
Психическое здоровье характеризуется сохранностью познавательных способностей, наличием или отсутствием симптомов каких-либо психических заболеваний, эмоциональным благополучием в социальном и культурном контекстах.
Физическое (соматическое) здоровье связано с самооценкой, диагностированными заболеваниями, частотой обращения за врачебной помощью, в том числе и с пребыванием в стационарных медицинских учреждениях.
Социальное функционирование обусловливается наличием идейных и дружеских связей, участием в жизни общества, общением с социальными организациями.
Экономическое функционирование определяется достаточностью финансовых доходов (из любых источников) для удовлетворения нужд старого человека.
Имеются две совершенно разные группы, качественно отличающиеся друг от друга. С одной стороны, - группа людей в возрасте 63 - 75 лет, для которой характерны большая или меньшая утрата возможности материального обеспечения и почти полное сохранение способности к самообслуживанию.
Вторая группа - это люди, которым за 75 лет, с полной потерей трудоспособности, перешедшие на иждивение с большей или меньшей, а часто и абсолютной, утратой способности к самообслуживанию. Формально в обеих группах - старики, на деле это совершенно разные люди.
«Неприязнь к непривычному» очень распространена среди пожилых людей. Все чаще их окружает новое, малопонятное, возникает необходимость в пересмотре своих позиций, угнетают материальные трудности. При оказании медико-социальной помощи пожилым и старым людям важно сохранить их интерес к различного рода деятельности и убедить в необходимости взаимной поддержки.
Старость может стать достойным периодом жизни, если человек вступит в него как можно более здоровым, сохранит гигиенические навыки, приобретенные в более молодом возрасте, и, наконец, если он будет формировать свою старость задолго до ее наступления. Профилактические меры, принятые в возрасте после 40 лет, способствуют более благополучному протеканию старости, предотвращают многие страдания и старческую немощь. Человеку, уже пожилому, с развившимися дистрофическими изменениями в организме, труднее изменить характер питания, начинать занятия гимнастикой или другими видами лечебной физкультуры. В то время как сохранение полезных навыков, приобретенных в течение многих лет, осуществляется легче и позволяет поддерживать стареющий организм в хорошей форме. Активный образ жизни уменьшает риск заболевания коронарной болезнью и развития ожирения, которое в свою очередь способствует возникновению сахарной диабета, а коронарная болезнь осложняет течение гипертонии, развивающейся у пожилого человека.
Проявления коронарной болезни чаще всего обнаруживаются в популяциях с низкой двигательной активностью, реже - у людей со средней активностью и очень редко - у лиц с высокой двигательной активностью.
Профилактикой старческого слабоумия – является активность интеллектуальной жизни и отказ от животных белков и жиров.
Понятие «образ жизни» - это широкая категория, включающая индивидуальные формы поведения, активность и реализацию всех возможностей в труде, повседневной жизни и культурных обычаях, свойственных тому или иному социально-экономическому укладу. Под образом жизни понимаются также количество и качество потребностей людей, их взаимоотношения, эмоции и их субъективное выражение.
Старческая немощь - это состояние, при котором человек в результате длительной хронической болезни становится неспособным выполнять повседневные функции, необходимые для нормальной самостоятельной жизни. Это состояние называют также «старческой жизненной несостоятельностью». В данном случае уже требуется постоянная опека и помощь; немощный старый человек не может жить один, он должен либо находиться в окружении своих близких, готовых ухаживать за ним, несмотря на все трудности, либо перейти на жительство в дом для престарелых. Старческая немощь может быть обусловлена психическим или физическим дефектом (маразмом), но чаще - совместным влиянием того и другого.
Беспомощные старые люди, сохранившие свои интеллектуальные способности, ясный ум, доставляют значительно меньше трудностей в уходе.
Доказано, что преобладающее большинство случаев преждевременного старения и смерти является следствием неправильного образа жизни (вредные привычки, несбалансированное питание, алкоголизм, курение, наркомания, экологическое неблагополучие и т.д.).
В условиях, когда в основу деятельности учреждений здравоохранения и страховой медицины положен новый хозяйственный механизм, медико-социальная помощь пожилым и старым людям приобретает следующую особенность. В настоящее время постоянно подчеркивается, что оказание медицинских услуг, т.е. лечение пожилых и старых людей, является для лечебно-профилактических учреждений убыточным делом, якобы эти лечебные учреждения несут значительные экономические потери. Смерть редко является следствием старости. В этом случае человек умирает спокойно, без физических страданий. Чаще смерть у старых людей наступает внезапно от какого-либо случайного заболевания, которое очень быстро приводит к старческой немощи, и человек, не успевший осознать всего происходящего, умирает в драматической ситуации душевного разлада. Однако наиболее часто старые люди умирают от хронических неизлечимых болезней. На первом месте стоят заболевания сердца и сосудов, на втором – злокачественные опухоли, на третьем – ХОБЛ (заболевание легких, вызванное, в первую очередь, курением.
Последний период жизни может стать большим испытанием для самого старого человека и его окружения. Почти все люди перед смертью чувствуют себя одинокими и испытывают страх. Поэтому умирающий больной никогда не должен оставаться один. В это время ему необходимо ощущать вокруг себя атмосферу доброжелательности и внимания. Терпеливость, понимание и доброта - неотъемлемые компоненты взаимоотношений с умирающим старым человеком. Абсолютно индивидуально должен решаться вопрос об информировании больного о близящейся смерти. В одних странах об этом говорят открыто, в других принципы врачебной деонтологии не позволяют этого делать, чтобы не лишать больного надежды до последнего момента.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
С чем связан процесс старения?
С чем связана потребность пожилых людей в медико-социальной поддержке?
Что включает в себя понятие «здоровье»?
Что включает в себя понятие «качество жизни»?
Каковы характеристики здоровья пожилых людей?
На какие группы подразделяются старые люди?
Чем характеризуется психическое здоровье?
С чем связано физическое здоровье?
Чем обусловлено социальное и экономическое функционирование людей?
Каковы медицинские проблемы старых людей?
Что такое старческая немощь?
Каковы общие принципы оказания помощи немощным старым людям?
Охарактеризуйте задачи медицинского обслуживания.
Источники информации:
http://kurs.ido.tpu.ru/courses/gerontology/tema_11.html
http://www.clinvest.ru/part.php?pid=213
Всем известно, что пожилой - это тот, кто уже не молод, кто начинает стареть. Тогда в организме человека происходят необратимые изменения. Однако седеющие волосы, морщины и одышка далеко не всегда говорят о наступлении старости. Но как определить тот самый возраст, когда человека можно причислить к категории пожилых людей?
Разное время - разные мнения?
Когда-то считалось, что пожилой возраст - это когда человеку перевалило за 20. Мы помним много ярких исторических примеров, когда молодые люди вступали в брак, едва достигнув возраста 12-13 лет. По меркам в 20 лет считалась старухой. Однако сегодня не средневековье. Многое изменилось.
Позже эта цифра несколько раз изменялась и молодыми стали считаться двадцатилетние люди. Именно этот возраст символизирует начало самостоятельной жизни, а значит расцвет, молодость.
Современные взгляды на возраст
В современном обществе снова все как-то изменяется. И сегодня большая часть молодых людей, не задумываясь, причислит к пожилым тех, кто едва перешагнул тридцатилетний рубеж. Доказательством тому является тот факт, что и работодатели довольно настороженно относятся к соискателям старше 35. А что уж говорить о тех, кто перешагнул за 40?
Но ведь, казалось бы, к этому возрасту человек приобретает некую уверенность в себе, жизненный опыт, в том числе и профессиональный. В таком возрасте он имеет твердую жизненную позицию, четкие цели. Это возраст, когда человек способен реально оценивать свои силы и отвечать за собственные поступки. И вдруг, как приговор звучит: «Пожилой». С какого возраста можно считать индивида пожилым, мы и попробуем разобраться.
Возрастные рубежи
Представители Российской академии медицинских наук говорят о том, что в последнее время произошли заметные изменения в определении биологического возраста человека. Для изучения таких и многих других изменений, происходящих с человеком, существует Всемирная организация здравоохранения - ВОЗ. Так, классификация возраста человека по ВОЗ, говорит следующее:
- в диапазоне от 25 до 44 лет - человек молод;
- в диапазоне от 44 до 60 - имеет средний возраст;
- с 60 до 75 - люди считаются пожилыми людьми;
- с 75 до 90 - это уже представители старого возраста.
Все, кому посчастливилось перешагнуть эту планку, считаются долгожителями. К сожалению, до 90, а уж тем более до 100 доживают немногие. Причиной тому служат различные заболевания, которым подвержен человек, экологическая обстановка, а также условия жизни.
Так что же получается? Что пожилой возраст по классификации ВОЗ значительно помолодел?
Что показывают социологические исследования
По данным ежегодно проводимых в разных странах, сами люди не собираются стареть. И готовы причислить себя к пожилым только когда достигнут возраста 60-65 лет. Видимо отсюда берут свое начало законопроекты об увеличении пенсионного возраста.
Пожилым людям, однако, нужно больше времени уделять своему здоровью. К тому же снижение внимания и скорости восприятия информации не всегда позволяет людям после 60 лет быстро адаптироваться к изменению ситуации. Особую принимает в условиях научно-технического прогресса. Людям, достигшим определенного возраста иногда бывает сложно осваивать инновационные технологии. Но мало кто задумывается над тем, что для многих людей это является сильнейшей психологической травмой. Они вдруг начинают чувствовать свою никчемность, ненужность. и без того обостренную ситуацию переоценки возраста.
Мои года - мое богатство
Классификация возраста по ВОЗ не является абсолютным критерием для причисления человека к определенной Ведь не только количество лет характеризует состояние человека. Здесь уместно вспомнить известную пословицу, которая говорит о том, что человеку столько лет, на сколько он сам себя ощущает. Наверное, это выражение в большей мере характеризует возраст человека, нежели возрастная классификация ВОЗ. Связано это не только с психоэмоциональным состоянием человека и со степенью изношенности организма.
К сожалению, болезни, одолевающие и изматывающие людей, не спрашивают возраста. Им подвержены в равной степени и старики, и дети. Зависит это от многих факторов, в том числе от состояния организма, иммунитета, условий жизни. И, конечно, от того, как сам человек относится к своему здоровью. Когда-то не до конца вылеченные заболевания, отсутствие нормального отдыха, неправильное питание - все это и многое другое довольно сильно изнашивает организм.
Пожилой возраст - это для многих ворчание, плохая память, целый букет хронических заболеваний. Однако все вышеперечисленные недостатки могут характеризовать и относительно молодого человека. Сегодня это далеко не критерий для того, чтобы причислить человека к определенной возрастной категории.
Кризис среднего возраста. Какой у него сегодня порог?
Всем хорошо известно такое понятие, как А кто может ответить на вопрос о том, в каком возрасте он чаще наступает? Прежде чем определить этот возраст, давайте разберемся с самим понятием.
Под кризисом здесь понимается такой момент, когда человек начинает переосмысливать ценности, убеждения, оценивает прожитую жизнь и свои поступки. Наверное, такой период в жизни и наступает именно тогда, когда за плечами человека прожитые годы, опыт, ошибки и разочарования. Поэтому этот жизненный период часто сопровождается эмоциональной неустойчивостью, даже глубокой и продолжительной депрессией.
Наступление подобного кризиса неизбежно, длиться он может от нескольких месяцев до нескольких лет. И зависит его продолжительность не только от индивидуальных особенностей человека и от его прожитой жизни, а и от профессии, обстановки в семье и прочих факторов. Многие выходят победителями из этой жизненной коллизии. И тогда средний возраст не уступает место старению. Но случается и так, что из этой схватки выходят постаревшие и потерявшие интерес к жизни люди, которые не достигли еще и 50 лет.
Что говорит Всемирная организация здравоохранения
Как мы уже рассмотрели выше, пожилой возраст по классификации ВОЗ попадает в диапазон от 60 до 75 лет. По результатам социологических исследований, представители этой возрастной категории молоды душой и совсем не собираются записывать себя в старики. К слову, по данным таких же исследований, проводимых десяток лет назад, к пожилым относили всех достигших 50 и более лет. Нынешняя классификация возраста по ВОЗ показывает, что это люди среднего возраста. И совершенно не исключено, что эта категория будет только молодеть.
Мало кто в молодости задумывается над тем, какой возраст считается пожилым. И только с годами, пересекая один рубеж за другим, люди понимают, что в любом возрасте «жизнь только начинается». Только накопив огромный жизненный опыт, люди начинают задумываться над тем, как продлить молодость. Иногда это превращается в настоящую схватку с возрастом.
Признаки старения
По ВОЗ характеризуется тем, что у людей происходит снижение жизненной активности. Что это означает? Пожилые люди становятся малоподвижны, приобретают массу хронических заболеваний, у них снижается внимательность, ухудшается память.
Однако пожилой возраст по классификации ВОЗ, это не просто возрастные рамки. Исследователи давно пришли к заключению, что процесс старения происходит как бы по двум направлениям: физиологическому и психологическому.
Физиологическое старение
Что касается физиологического старения, то оно наиболее понятно и заметно для окружающих. Поскольку с организмом человека происходят определенные необратимые изменения, которые заметны ему самому, а также окружающим. В организме меняется все. Кожа становится сухой и дряблой, это приводит к тому, что появляются морщины. Кости становятся ломкими и из-за этого вероятность переломов возрастает. Волосы обесцвечиваются, ломаются и часто выпадают. Конечно, для людей, старающихся сохранить свою молодость, многие из этих проблем разрешимы. Существуют различные косметические препараты и процедуры, которые при правильном и регулярном использовании способны замаскировать видимые изменения. Но эти изменения все равно рано или поздно станут заметны.
Психологическое старение
Психологическое старение может оказаться не таким заметным для окружающих, однако так бывает далеко не всегда. У пожилых людей часто сильно меняется характер. Они становятся невнимательны, раздражительны, быстро устают. И происходит это часто именно потому, что они наблюдают проявление старения физиологического. Они не в силах повлиять на в организме и из-за этого часто переживают глубокую душевную драму.
Так какой же возраст считается пожилым?
В силу того, что организм каждого человека имеет свои особенности, происходят подобные изменения у всех по-разному. И наступает физиологическое и психологическое старение не всегда одновременно. Сильные духом люди, оптимисты способны принимать свой возраст и поддерживают активный образ жизни, тем самым замедляя физиологическое старение. Поэтому ответить на вопрос о том, какой возраст считается пожилым, иногда бывает достаточно сложно. Ведь не всегда количество прожитых лет является показателем состояния человека.
Часто люди, которые следят за своим здоровьем, чувствуют первые изменения в своем организме и стараются к ним приспособиться, снизить негативное их проявление. Если регулярно заниматься своим здоровьем, то отодвинуть приближение старости возможно. Поэтому те люди, которые попадают в категорию «пожилой возраст» по классификации ВОЗ, далеко не всегда могут чувствовать себя таковыми. Или напротив, те, кто преодолевает 65-летний рубеж, считают себя древними стариками.
Поэтому нелишним будет еще раз вспомнить о том, что гласит народная мудрость: «Человеку столько лет, на сколько он себя ощущает».
Период геронтогенеза (период старения) согласно международной классификации начинается с 60 лет у мужчин и с 55 лет у женщин и имеет три градации: пожилой, старческий и долгожители. Напомним, что существуют различные классификации онтогенеза, в том числе и классификации инволюционных периодов.
Выделение периода онтогенеза и изучение проблем старения связаны с комплексом социально-экономических, биологических и психологических причин. Один из демографических признаков на планете Земля – это постарение ее населения (особенно в высокоразвитых странах мира). Оно определяется многими факторами, основным из которых является отчетливая тенденция к сокращению рождаемости в развитых странах. Канули в Лету представления о возрасте 50-60 лет как о возрасте старости. Смертность в этом возрасте сегодня, в XX в., упала по сравнению с концом XVIII в. в четыре раза; смертность среди 70-летних в последнее время уменьшилась вдвое. Для современного человека после выхода на пенсию реальность прожить в среднем еще 15-20 лет вполне очевидна. Что же может представлять собой жизнь человека в этот период? Распад, угасание, болезни, немощность, потеря трудоспособности и т.д.? Или же, напротив, возможность вести полноценную (с учетом изменившихся реальностей), интересную жизнь: трудиться в меру своих сил, стараться быть нужным своим близким, друзьям, приняв собственную старость как очередной этап жизни, в котором есть свои радости и свои проблемы (как и на предыдущих этапах жизни)?
Процесс старения представляет собой генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями в организме. В период жизни человека после зрелости происходит постепенное ослабление деятельности организма. Пожилые люди не так сильны и не способны, как в молодые годы, выдерживать длительную физическую или нервную нагрузку; общий запас энергии у них становится все меньше и меньше; утрачивается живость тканей организма, что тесно связано с уменьшением в них содержания жидкости. В результате такого обезвоживания суставы пожилых людей затвердевают. Если это происходит в костных сочленениях грудной клетки, то затрудняется дыхание. Возрастное обезвоживание приводит к иссушению кожи, она становится более чувствительной к раздражениям и солнечным ожогам, местами появляется зуд, кожа теряет мягкость и приобретает матовый оттенок. Иссушение кожи, в свою очередь, препятствует потовыделению, которое регулирует поверхностную температуру тела. Из-за ослабления чуткости нервной системы пожилые и старые люди замедленно реагируют на изменения внешней температуры, поэтому больше подвержены неблагоприятному воздействию жары и холода. Происходят изменения чувствительности разных органов чувств, внешние проявления которых выражаются в ослаблении чувства равновесия, неуверенности поступи, в потере аппетита, в потребности более яркой освещенности пространства и т.п. Вот некоторые примеры: людям за 50 требуется вдвое больше света, а за 80 - в три раза; у 20-летнего человека рана заживает в среднем за 31 день, в 40 лет - за 55 дней, в 60 лет - за 100 дней и далее - по нарастающей.
Многие исследования свидетельствуют о старении сердечнососудистой, эндокринной, имунной, нервной и других систем, т.е. об отрицательных сдвигах, происходящих в организме в процессе его инволюции. Вместе с тем накапливаются материалы, которые приводят ученых к более глубокому пониманию старения как чрезвычайно сложного, внутренне противоречивого процесса, для которого характерно не только снижение, но и усиление активности организма. Заметно усиление и специализация действия закона гетерохронии (неравномерности); в результате этого более продолжительно сохраняется и даже улучшается работа одних систем организма и параллельно с этим происходит ускоренная, с различными темпами инволюция других систем, что объясняется той ролью, значимостью, которую они играют в основных, жизненно значимых процессах. Например, изменения в стволе мозга более значительны и существенны, чем в мозжечке в обоих полушариях. Чем сложнее нервная структура у человека, тем у нее больше возможностей для своей сохранности. В период геронтогенеза происходит ослабление процессов возбуждения и торможения, особенно внутреннего торможения. Однако экспериментальным путем показано, что у молодых и старых людей - от 20 до 104 лет - условные двигательные рефлексы изменяются по-разному, в зависимости от подкрепления. Наиболее сохранным оказывается оборонительный условный рефлекс по сравнению с пищевым. Ориентировочно-исследовательский рефлекс на появление картинок с различным содержанием вырабатывается быстро в 20-65 лет и сохраняется долго; после 68 лет вырабатывается, но непрочный и т.д. С возрастом стареют прежде всего тормозной процесс и подвижность нервных процессов, а замыкательная функция страдает меньше. Кроме того, все изменения в период старения носят индивидуальный характер. Есть люди, которые до глубокой старости сохраняют очень высокий показатель латентного (скрытого) времени речевой реакции; разница в сторону лучше - хуже может составлять 20 раз.
Сложный и противоречивый характер старения человека как индивида связан с количественными изменениями и качественной перестройкой биологических структур, включая и новообразования. Организм адаптируется к новым условиям; в противовес старению развиваются приспособительные функциональные системы; активизируются разные системы организма, что сохраняет его жизнедеятельность, позволяет преодолевать деструктивные (разрушительные, отрицательные) явления старения. Все это позволяет считать, что период позднего онтогенеза – новый этап развития и специфического действия общих законов онтогенеза, гетерохронии и структурообразования. Учеными доказано, что сушествуют различные пути повышения биологической активности разных структур организма (поляризация, резервирование, компенсация, конструирование), которые обеспечивают его работоспособность в целом после завершения репродуктивного периода.
Наряду с этим возрастает необходимость усиления сознательного контроля и регуляции биологических процессов. Это осуществляется с помощью эмоциональной и психомоторной сферы человека. Ведь общеизвестно, что определенной системой тренировок можно улучшать функции дыхания, кровообращения и мышечную работоспособность у лиц пожилого возраста. Центральным механизмом сознательной регуляции является речь, значение которой существенно возрастает в период геронтогенеза.
Различного рода изменения человека как индивида, происходящие в пожилом и старческом возрасте, направлены на то, чтобы актуализировать потенциальные, резервные возможности, накопленные в организме в период роста, зрелости и формирующиеся в период позднего онтогенеза. При этом участие личности в сохранности индивидной организации и регуляции ее дальнейшего развития в период геронтогенеза (включая возможности новообразований) должно усиливаться.
По данным исследований отечественных и зарубежных ученых, разнородный характер процесса старения присущ и таким психофизиологическим функциям человека, как ощущение, восприятие, мышление, память и др. При обследовании памяти у лиц в возрасте 70-90 лет обнаружилось следующее: особенно страдает механическое запечатление; лучше всего сохраняется логическая память; образная память ослабевает больше, чем смысловая, но при этом сохраняется лучше, чем механическое запечатление; основой прочности в старом возрасте являются внутренние смысловые связи; ведущим видом памяти становится логическая.
Пожилые и старые люди не составляют монолитной группы; они в той же мере разнородны и сложны, как и люди в отрочестве, юности, молодости, взрослости, зрелости. Дальнейшие изменения в период геронтогенеза зависят от степени зрелости конкретного человека как личности и субъекта деятельности. Имеются многочисленные данные о сохранении высокой жизнеспособности и работоспособности человека не только в пожилом, но и в старческом возрасте. Большую положительную роль в этом играет множество факторов: уровень образования, род занятий, зрелость личности и пр. Особое значение имеет творческая деятельность личности как фактор, противостоящий инволюции человека в целом (подробнее на этом остановимся при характеристике возможностей активного долголетия). Вот некоторые данные о сохранности у людей пенсионного возраста тех функций, которые были ведущими в профессиональной деятельности. У ученых с возрастом не изменяются запас слов и общая эрудиция; у пожилых инженеров – многие невербальные функции; немолодые бухгалтеры выполняли тест на скорость столь же успешно, как и молодые; у водителей, моряков, летчиков до глубокой старости сохраняется на высоком уровне острота зрения и поле зрения и т.п.
Однако и в пожилом, а тем более в старческом возрасте человеку бывает довольно трудно справляться с общими производственными нормами рабочего дня, инволюционные процессы так или иначе отражаются на профессиональной трудоспособности, постепенно снижая ее. Но при этом общая его трудоспособность, которая формируется еще до начала профессионально-трудовой деятельности, развивается вместе с нею, может еще довольно долго сохраняться. Длительное сохранение общей трудоспособности - главный показатель жизнеспособности долгожителей. Ведь именно в деятельности человека основные ресурсы и резервы не только реализуются, но и воспроизводятся.
В связи с вышеизложенным, в ряде случаев вполне возможно продление производственной деятельности пожилых людей даже до 65-70 лет. Пожилые люди с огромным жизненным опытом и практическими навыками работы в отдельных сферах производства просто незаменимы и сегодня. Возможно, что именно трех-поколенная структура в трудовом коллективе – деды, отцы и дети-внуки – наиболее оптимальна с точки зрения обеспечения преемственности в развитии производственной сферы общества, передачи социального и профессионального опыта. Контакты стариков и молодых взаимно полезны: молодежь обретает их жизненный опыт и мудрость, а старики через энергию молодежи способны деятельно, конструктивно влиять на развитие традиционной для них области хозяйства и общественной практики. Что можно сказать об изменениях в личности пожилого человека? Что можно отнести к типичным проявлениям? Так уж повелось, что чаще всего называются негативные, отрицательные характеристики, из которых мог бы получиться вот такой психологический портрет пожилого человека. Снижение самооценки, неуверенность в себе, недовольство собой; опасение одиночества, беспомощности, обнищания, смерти; угрюмость, раздражительность, пессимизм; снижение интереса к новому, отсюда брюзжание, ворчливость; замыкание интересов на себе – эгоистичность, эгоцентричность, повышенное внимание к своему телу; неуверенность в завтрашнем дне делает стариков мелочными, скупыми, сверхосторожными, педантичными, консервативными, малоинициативными и т.д.
Фундаментальные исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют (при всей сложности этого периода) о многообразных проявлениях положительного отношения старого человека к жизни, людям, себе.
К.И. Чуковский писал в своем дневнике: «Никогда я не знал, что так радостно быть стариком, что ни день – мои мысли добрей и светлей». Исследователь личностных изменений в старости Н.Ф. Шахматов, характеризуя симптомы психического упадка и психических болезней, расстройств, считает, что представление о психическом старении не может оказаться полным и цельным без учета благоприятных случаев, которые лучше, чем какие-либо другие варианты, характеризуют старение, присущее только человеку. Эти варианты, будь они обозначены как удачные, успешные, благоприятные и, наконец, счастливые, отражают их выгодное положение в сравнении с другими формами психического старения.
Психическое старение многообразно, диапазон его проявлений весьма широк. Познакомимся с основными его типами. В типологии Ф.Гизе выделяются три типа стариков и старости:
1) старик-негативист, отрицающий у себя какие-либо признаки старости;
2) старик-экстравертированный, признающий наступление старости через внешние влияния и путем наблюдений за изменениями (выросла молодежь, расхождение с нею во взглядах, смерть близких, изменения своего положения в семье, изменения-новшества в области техники, социальной жизни и т.п.);
3) интровертный тип, для которого характерно острое переживание процесса старения. Человек не проявляет интереса к новому, погружается в воспоминания о прошлом, малоподвижен, стремится к покою и пр.
И.С. Кон выделяет следующие социально-психологические типы старости.
Первый тип – активная творческая старость, когда ветераны, уходя на заслуженный отдых, продолжают участвовать в общественной жизни, в воспитании молодежи и т.д., живут полнокровной жизнью, не испытывая какой-либо ущербности.
Второй тип старости – пенсионеры занимаются тем, на что раньше у них просто не было времени: самообразованием, отдыхом, развлечениями и т.п. То есть для этого типа стариков также характерна хорошая социальная и психологическая приспособляемость, гибкость, адаптация, но энергия главным образом направлена на себя.
Третий тип (а это преимущественно женщины) находит главное приложение своих сил в семье. А поскольку домашняя работа неисчерпаема, то женщинам, занимающимся ею, просто некогда хандрить, скучать. Однако, отмечают психологи, удовлетворенность жизнью у этой группы людей ниже, чем у первых двух.
Четвертый тип – это люди, смыслом жизни которых становится забота о собственном здоровье. С этим связаны и разнообразные формы активности, и моральное удовлетворение. Вместе с тем обнаруживается склонность (чаще у мужчин) к преувеличению своих действительных и мнимых болезней, повышенная тревожность.
Наряду с выделенными благополучными типами старости И.С. Кон обращает внимание и на отрицательные типы развития:
а) агрессивные старые ворчуны, недовольные состоянием окружающего мира, критикующие все, кроме самих себя, всех поучающие и терроризирующие окружающих бесконечными претензиями;
б) разочарованные в себе и собственной жизни, одинокие и грустные неудачники, постоянно обвиняющие себя за действительные и мнимые упущенные возможности, делая тем самым себя глубоко несчастными.
Довольно широко в мировой психологической литературе поддерживается классификация, которую предложил Д.Б. Бромлей. Он выделяет пять типов приспособления личности к старости.
Конструктивное отношение человека к старости, при котором пожилые и старые люди внутренне уравновешены, имеют хорошее настроение, удовлетворены эмоциональными контактами с окружающими. Они в меру критичны по отношению к себе и вместе с тем весьма терпимо относятся к другим, к их возможным недостаткам. Не драматизируют окончание профессиональной деятельности, оптимистически относятся к жизни, а возможность смерти трактуют как естественное событие, не вызывающее печали и страха. Но, пережив в прошлом слишком много травм и потрясений, они не проявляют ни агрессии, ни подавленности, имеют живые интересы и постоянные планы на будущее. Благодаря своему положительному жизненному балансу, они с уверенностью рассчитывают на помощь окружающих. Самооценка этой группы пожилых и старых людей довольно высокая.
· Отношение зависимости. Зависимая личность - это человек, подчиненный кому-либо, зависимый от супруга или от своего ребенка, не имеющий слишком высоких жизненных претензий и благодаря этому охотно уходящий с профессиональной работы. Семейная среда обеспечивает ему ощущение безопасности, помогает поддерживать внутреннюю гармонию, эмоциональное равновесие, не испытывать ни враждебности, ни страха.
· Оборонительное отношение, для которого характерны: преувеличенная эмоциональная сдержанность, некоторая прямолинейность в своих поступках и привычках, стремление к самообеспеченности и неохотное принятие помощи от других. Люди данного типа приспособления к старости избегают высказывать собственное мнение, с трудом делятся своими сомнениями, проблемами. Оборонительную позицию занимают иногда по отношению ко всей семье: если даже имеются какие-то претензии и жалобы в ее адрес, они их не выражают. Защитным механизмом, который они используют против ощущения страха смерти и обездоленности, является их активность через силу, постоянная подпитка внешними действиями. Люди с оборонительным отношением к наступающей старости с большой неохотой и только под давлением окружающих оставляют свою профессиональную работу.
· Отношение враждебности к окружающим. Люди с таким отношением агрессивны и подозрительны, стремятся переложить на других вину и ответственность за собственные неудачи, не совсем адекватно оценивают действительность. Недоверие и подозрительность заставляют их замыкаться в себе, избегать контактов с другими. Они всячески отгоняют мысль о переходе на пенсию, так как используют механизм разрядки напряжения через активность. Их жизненный путь, как правило, сопровождался многочисленными стрессами и неудачами, многие из которых превратились в нервные заболевания. Люди, принадлежащие к данному типу отношения к старости, склонны к острым реакциям страха, они не воспринимают свою старость, с отчаянием думают о прогрессирующей утрате сил. Все это соединяется еще и с враждебным отношением к молодежи, иногда с переносом этого отношения на весь новый, чуждый мир. Такой своего рода бунт против собственной старости сочетается у этих людей с сильным страхом смерти.
· Отношение враждебности человека к самому себе. Люди такого типа избегают воспоминаний, потому что в их жизни было много неудач и трудностей. Они пассивны, не бунтуют против собственной старости, лишь безропотно принимают то, что посылает им судьба. Невозможность удовлетворить потребность в любви – причина депрессий, печали и претензий к себе. С этими состояниями соединяется чувство одиночества и ненужности. Собственное старение оценивается достаточно реалистично; завершение жизни – смерть трактуется этими людьми как избавление от страданий.
Заметим, что представленные основные типы старости, отношения к ней не исчерпывают всего многообразия проявлений поведения, общения, деятельности стареющего человека, многообразия индивидуальностей. Классификации носят ориентировочный характер с тем, чтобы составить некоторую базу для конкретной (исследовательской или практической) работы с людьми пожилого и старческого возраста.
Основными стрессорами пожилых и старых людей можно считать отсутствие четкого жизненного ритма; сужение сферы общения; уход от активной трудовой деятельности; синдром опустошения гнезда; уход человека в себя; ощущение дискомфорта от замкнутого пространства и многие другие жизненные события и ситуации. Наиболее сильным стрессором в старости является одиночество. Понятие это далеко не однозначное. Если вдуматься, то термин одиночество имеет социальный смысл. У человека нет родственников, сверстников, друзей. Одиночество в старости может быть связано и с отдельным проживанием от молодых членов семьи. Однако более существенными в старости оказываются психологические аспекты (изоляция, самоизоляция), отражающие осознание одиночества как непонимания и безразличия со стороны окружающих. Особенно реальным одиночество становится для человека, живущего долго. В центре внимания его дум, размышлений может быть исключительно ситуация, породившая ограничение круга общения. Неоднородность и сложность чувства одиночества выражаются в том, что старый человек, с одной стороны, ощущает увеличивающийся разрыв с окружающими, боится одинокого образа жизни, с другой - он стремится отгородиться от окружающих, защитить свой мир и стабильность в нем от вторжения посторонних. Практикующие геронтологи постоянно сталкиваются с фактами, когда жалобы на одиночество исходят от старых людей, живущих вместе с родственниками или детьми, гораздо чаще, чем от стариков, живущих отдельно. Одна из очень серьезных причин нарушения связей с окружающими кроется в нарушении их связей с молодыми людьми. Закрепляется не самая гуманистическая позиция: отсутствие реальной жизненной проекции на будущее ясно как для самого старого человека, так и для его молодого окружения. Более того, нередким сегодня можно назвать столь реликтовое явление, как геронтофобия, или враждебные чувства по отношению к старым людям.
Многие из стрессоров людей пожилого и старого возраста можно предупредить или относительно безболезненно преодолеть именно за счет изменения отношения к старикам и к процессу старения в целом. Известный американский врач и основатель Института соматических исследований Томас Ханна пишет: Прославление молодости – это оборотная сторона ненависти к старению... Презирать факт старения – это то же самое, что презирать жизнь. Это то же самое, что обнаружить полное непонимание самой сути жизни. Молодость - это не то состояние, которое надо сохранить. Это - состояние, которое надо развить и продолжить. У молодости есть сила, но у нее нет умения. А ведь умение и опыт – это самая большая сила. У молодости есть быстрота, но у нее нет эффективности. А ведь в конечном итоге лишь эффективность помогает достичь цели. Молодости не хватает настойчивости. А ведь только настойчивость помогает решать сложные задачи и принимать верные решения. У молодежи есть энергия и ум, но она не обладает способностью принимать верные решения, правильно судить о том, как использовать эти качества. Молодость заполнена генетически запрограммированными желаниями, но она не умеет добиваться их выполнения и ощущать красоту достигнутого. Молодость полна надежд и обещаний, но у нее нет способности оценить их свершение и выполнение. Молодость – это время сеять и обрабатывать посевы, но это не время сбора урожая. Молодость – это время невинности и незнания, но это - не время мудрости и знания. Молодость – это время пустоты, которая ждет, чтобы ее заполнили, это время возможностей, которые ждут реализации, это начало, которое ждет своего развития... Если мы не поймем, что жизнь и старение представляют собой процесс роста и прогресса, то мы не поймем основные принципы жизни....
Автор этого высказывания считает, что возраст сам по себе не может быть причиной здоровья или заболевания; возраст может не иметь никакого отношения к тысячам проблем, которые на него списывают. Вот довольно типичный вопрос: Доктор, почему вы не можете мне помочь? И столь же типичный ответ: Ведь вы не молодеете. Вы должны чувствовать себя именно так. А далее не менее типичный совет: Теперь, когда вы стареете, вы должны немного сбавить ход. Т. Ханна считает такой совет смертоносным, который открывает путь, ведущий прямо к поражению. Как исследователь и практикующий врач, избавивший сотни людей от физических страданий, причиняемых невралгией, сколиозом, кифозом, остеопорозом, сжатием дисков и т.д., он обнаружил, что многие неприятности связаны с сенсорно-моторной амнезией, с неполадками в чувствительно-двигательной системе, являющейся основой человеческого опыта и поведения. Бесспорным является тот факт, что, как только человек перестает выполнять определенные физические действия, он постепенно утрачивает саму способность действовать. (Здесь уместно сравнение с обилием и разнообразием движений и действий в детстве и минимумом таковых у взрослого.) Человек утрачивает ту или иную функцию, потому что головной мозг, являясь очень чувствительным органом, как бы приспосабливается к потере этой активности. Если какие-то движения, действия перестают быть частью его поведения, то мозг просто вычеркивает их. Иными словами, ежедневное осознание того, как происходят эти движения и действия, утрачивается, исчезает, забывается. Это и есть сенсорно-моторная амнезия, которая может наступить не обязательно в преклонном возрасте, но может быть и в 40 лет, и в 30, и даже в 20 лет. Такого заболевания, как старение, по мнению автора, нет. Огромные возможности человеческого мозга позволяют овладеть искусством управлять внутренними процессами, происходящими в организме. Этому нужно только научиться. Основываясь на работах Г. Селье (теория стресса) и М. Фельденкрайса (метод телесного переобучения), Т. Ханна разработал и доказал на практике высокую эффективность и доступность каждому программы соматических упражнений, позволяющей справиться с последствиями сенсорно-моторной амнезии, т.е. потерей памяти на ощущения и движения, вернуть гибкость и здоровье, овладеть искусством не стареть.
Гармонирует с таким пониманием процесса старения и позиция академика Н.М. Амосова, доказавшего своей собственной жизнью и деятельностью ее бесспорную ценность. В свои 83 года он и сегодня поражает и удивляет тем, с какой легкостью справляется с огромными физическими нагрузками.
В книге «Преодоление старости» автор пишет, что он захотел усиленными физическими нагрузками повысить тренированность, а падение мотивов от исчерпания потребностей компенсировать мотивами от убеждений, от идеи. Использовать уникальное качество человеческого разума: создать идею и так ее натренировать, чтобы она смогла частично заменить биологические потребности, угасающие при старении. Ученый излагает содержание эксперимента по преодолению старости, его итоги и резюмирует свою книгу так: Природа человеческая прочна - нужно ей доверять, не суетиться по поводу легких болезней и не пить зря лекарства. Признаки тяжелой болезни требуют проверки у врача, но и в этом случае не следует попадать в полную зависимость от медицины.
Российские ученые установили, что человек сохраняет способность к активной деятельности и адаптации до тех пор, пока он получает соответствующие нагрузки, на которые необходимо реагировать. В современной науке о старости центральное место занимает конкретно-практическая задача поддержания жизни человека на определенном стабильном уровне, расширения сроков индивидуальной жизни, изменения сроков наступления нетрудоспособной старости и изменения характера старения. В современном мире человек, достигнув возраста 70-80 лет, стоит в преддверии биологического лимита времени, определяемого видовыми, наследственными и индивидуальными свойствами, которые не поддаются пока точному раскрытию.
Тем важнее становится исследование фактов и факторов человеческого долголетия и долгожительства, т.е. возраста свыше 90 лет. Выдвигалось много гипотез, теорий, которые в конечном итоге объясняли причины долголетия особенностями личности, климатических условий проживания, спецификой труда, быта и взаимоотношений (общения) с окружающими людьми, наследственностью и т.д.
По мнению выдающихся русских ученых И.И. Мечникова, А.А. Богомольца, И.П. Павлова, естественная продолжительность жизни человека составляет свыше ста лет, а долголетие и долгожительство – это не исключение, а естественное физиологическое явление. При исследовании феномена долгожительства и анализе природно-экологических, климатических факторов ученые указывают на особое значение высокогорья, так как именно в горных районах наиболее часто встречаются долгожители. На земном шаре известны три горных места, знаменитых своими долгожителями: Кавказ, Вилькамбамба в Южной Америке, Хунза в Гималаях (Пакистан). Антропологи и геронтологи, побывавшие в этих районах, приводят много данных о конкретных людях, их образе жизни, а также максимальном возрасте долгожителей этих мест. На Кавказе на каждые 20 тыс. населения 14 человек достигают возраста старше 100 лет, в Хунзе на 20 тыс. человек приходится 3 жителя старше 100 лет. Жителям названных трех мест свойственно активное долголетие; продолжительность жизни там намного превышает средние цифры на планете Земля.
Отмечается значение физиоморфологических особенностей. Долгожители – это, как правило, худые, активные люди, любители свежего воздуха, у них нет старческих недугов, органических заболеваний. Жизнь завершается естественным образом. Констатируется также, что долгожители бывают довольно скромными в отношении своего материального обеспечения, они малограмотны или совсем безграмотны, не избалованы хорошими гигиеническими условиями и легкой физической работой. Особое значение в качестве фактора, противостоящего инволюции в целом и способствующего активному долголетию человека, придается его творческой деятельности.
Выдающиеся ученые и деятели искусства сохраняли высокую работоспособность не только в пожилом, но и в старческом возрасте. Высокий творческий потенциал в период геронтогенеза обусловлен рядом факторов, в том числе психологических, которые действуют на протяжении всего жизненного пути человека. К числу наиболее типичных особенностей творческих людей относится широта их интересов. У лиц, занимающихся творческим трудом, происходит мобилизация разных функций, включение их в общую структуру интеллекта как целостного образования, устойчиво противостоящего процессу старения. Творчество предполагает выраженное в максимальной степени единство личности, и субъекта деятельности. Творческая личность ориентирована на вклад, полезный не отдельным группам, а обществу в целом, и чем масштабнее личность, тем в большей степени выражена ее ориентация на будущее, на социальный прогресс. Далее: повторяемость творческого цикла в поисках решения все новых задач, установка на новизну приводят к использованию разнообразных форм деятельности, что отличает в высокой степени одаренных людей.
Творческая деятельность в известной степени выступает в качестве фактора не только психологического и социального, но и биологического долголетия. История науки сохранила имена таких долгожителей-гигантов, как Софокл - древнегреческий поэт, драматург (ок. 496-406 до н.э.); Гиппократ - древнегреческий врач, реформатор медицины, известный в психологии в связи с учением о темпераменте (ок. 460- ок. 370 до н.э.); Платон - древнегреческий философ, ученик Сократа (428/427 до н.э. - 348/347 до н.э.); Джахиз Абу Усман Амн ибн Бахр - арабский писатель (ок. 767-868).
А вот примеры из века минувшего и нынешнего. Крылов Алексей Николаевич (1863-1945) - выдающийся русский математик и механик, инженер и изобретатель, труды которого были посвящены в основном кораблестроению и теории корабля, замечательный педагог и популяризатор научных знаний, выполнявший многогранную деятельность в области точных наук, проявлял горячий интерес к гуманитарной сфере, выразившийся в его участии в развитии русской речи и охране ее правильности. Обручев Владимир Афанасьевич (1863-1956) - известный геолог и географ, неутомимый путешественник, исследователь Сибири, Центральной и Средней Азии, автор фундаментальных трудов, посвященных этим регионам, а также научно-фантастических, приключенческих и научно-популярных книг (всего около 24 тыс. страниц); Герой Социалистического Труда, академик.
Приведенные примеры свидетельствуют о разнообразии и широте интересов творческих личностей. Их интересы носят активный характер, реализуясь не только в разных формах профессиональной деятельности, но и в других социально значимых сферах, что увеличивает шансы в реализации разнообразных потенциальных возможностей личности в период геронтогенеза. Исследование личности ученых, сохранивших творческое долголетие, обнаруживает не только всем известные качества - трудолюбие, упорство, организованность и т.п., но и специфику их рефлексии (рефлексия интуитивности, фантазии, стремления к новизне, гибкости, оригинальности, критичности, инверсионности, т.е. склонности к переходам от одного состояния к другому, к ребячливости). Специфика заключается в том, что уровень рефлексируемой креативности не зависит от пола научных работников, что говорит о ведущей роли деятельностного фактора в раскрытии потенциальных возможностей человека, резервов его организма и личности.
Очень многие люди относятся с большим интересом к вопросам продолжительности жизни и особенно активного долголетия, характеризующегося высокой работоспособностью без болезней. Один из современных исследователей здоровья и долголетия Гущо Юрий Петрович - мастер спорта, спортивный тренер, профессор, доктор технических наук, изобретатель России, президент международной ассоциации Личность, экология, мир, руководитель кругосветного ралли по всем континентам планеты – считает, что при определении рейтинга долголетия необходимо учитывать, как развиваются процессы старения и антибиостарения, и выделяет двенадцать контролируемых показателей, которые влияют на эти процессы (т.е. процессы старения и антибиостарения организма). Перечислим эти показатели: наследственность; время и место рождения; условия и культура дыхания; водно-питьевой режим; физическая культура; питание; нравственное и психическое состояние; очищение организма и сон; социальное положение; условия труда; медицинское и лекарственное обслуживание; вредные привычки.
Таким образом, период геронтогенеза – итог всего жизненного пути человека – младенчества, раннего возраста, дошкольного, младшего школьного, подростничества и отрочества, ранней юности, молодости, взрослости, зрелости. В этот период усиливается действие онтогенетических законов гетерохронности, неравномерности, стадиальности, что, в свою очередь, означает нарастание противоречивости в развитии различных подструктур в психике человека. Наряду с инволюционными процессами на всех уровнях организации человека происходят изменения и новообразования прогрессивного характера, которые позволяют предупреждать или преодолевать деструктивные (разрушительные) явления в пожилом и старческом возрасте. Активному долголетию пожилого человека способствует много факторов, ведущим психологическим среди которых можно считать развитие его как социально активной личности, как субъекта творческой деятельности и яркой индивидуальности. И здесь огромную роль играет высокий уровень самоорганизации, сознательной саморегуляции своего образа жизни и жизнедеятельности.
Лозунг ЮНЕСКО – «Образование – через всю жизнь» – сегодня актуален как никогда. Поток информации так велик и так быстро пополняется, что для того, чтобы в нем ориентироваться, необходимо постоянно учиться. Учебная деятельность перестала быть только прерогативой молодых. Более того, образование в современном обществе рассматривается как важнейшее условие полноценной жизни людей любого возраста, включая период старения.
Как и для других категорий взрослых, для пожилых людей образование выступает важнейшим условием полноценной жизни в современном обществе. При этом образование, с одной стороны, помогает пожилым людям в разрешении жизненных проблем, с другой – способствует удовлетворению потребности в новой информации.
Для человека преклонного возраста образование может выступать не только способом интеграции в коммуникативное и культурное пространство, но и средством, обеспечивающим развитие личности и соответственно психологическую устойчивость. Таким образом, «образование пожилых – это составная часть образования, основной задачей которого является содействие всестороннему развитию человека в тот период его жизни, когда он достигает пред- и пенсионного возраста»
Формы образования в пожилом возрасте.
Образование в пенсионном и предпенсионном возрасте может осуществляться по-разному: от обучения в официальном учебном заведении, (когда человек становится студентом и наравне с молодыми выполняет все требования, предъявляемые к нему) до самообразования. Последнее время все более популярными, как за рубежом, так и в нашей стране, становятся формы образования ориентированные специально на людей старшего возраста. Отличие данных образовательных программ состоит в том, что они направлены на удовлетворение различных потребностей, интересов людей именно этой возрастной категории.
Таким образом, в самом общем виде можно выделить 3 различных формы включения пожилых людей в образовательный процесс. Во-первых
, пожилой человек может официально стать студентом учебного заведения
. Нередко люди в пожилом возрасте (особенно, если они недавно стали пенсионерами) выбирают такие формы образования, которые связаны с получением новой профессии, требующей среднего или высшего образования в новой для них области. В странах Европы и США это достаточно распространенное явление в настоящий момент. В этом случае они включаются в процесс обучения не как «вольнослушатели», но как обучающиеся, принимающие все условия данной формы обучения (программу, систему зачетов, экзаменов и т.п.). Поскольку возрастных цензов сегодня не существует, то такие ситуации все чаще встречаются не только в зарубежной, но и в отечественной практике.
Второй,
пожалуй, самой распространенной формой является самообразование.
Как показало, например, исследование, проведенное в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (Сухобская Г.С., Божко Н.М., 1998), ориентация на познание и духовную культуру является наиболее выраженной, доминирующей среди пожилых людей 55 – 70 лет.
Каковы же источники информации
, в которых реализуется познавательный интерес пожилых людей? Основными источниками его реализации являются книги, средства массовой информации (радио, телевидение, газеты), общение. Как показывают социологические опросы, особенно большой интерес среди телевизионной продукции вызывают кинофильмы (сериалы), рубрики «Культура», «История», «Мир животных». Особое место занимает политика. Для мужчин это еще и спортивные передачи.
Однако, уровень самореализации в интеллектуальной и духовной жизни пожилых людей не одинаков. Сравнительно небольшая группа людей, как правило, получившая высшее образование, вполне самодостаточна. После выхода на пенсию они продолжают интересоваться и книгами (не редко имея дома целые библиотеки), и театральными постановками, и выставками, и телевизионными и радио передачами, при очень тщательном собственном отборе программ для просмотра и прослушивания.
Мотивы, побуждающие пожилого человека включиться в образовательный процесс.
Какая мотивация поддерживает интерес к образованию у пожилых людей? Прежде всего, это спонтанная внутренняя потребность в познании нового, которая практически не покидает человека до конца дней. Естественно, что характер и содержание этой потребности изменяются с годами, но сама потребность остается не насыщаемой в течение всей жизни. Еще римский философ Марк Тулий Цицерон в своем трактате «Катон старший, или О старости» отмечал, что для каждого возраста характерны свои интересы и стремления, и только смерть может исчерпать и уничтожить их.
(Как уже отмечалось, образование оказывает интегральное влияние на личность пожилого человека. Это обусловлено тем, что оно способствует удовлетворению не только потребности в новой информации, но и целого ряда других потребностей: потребности в общении, психологическом комфорте, личностном росте и др.
Таким образом, образование в современном обществе рассматривается как важнейшее условие полноценной жизни пожилых людей. При этом решение образовательных задач тесно связано с решением психологических и социально-психологических задач.
Анализ существующей литературы позволил выделить следующие возможные причины включения пожилых людей в образовательный процесс:
- повышение квалификации, получение высшего образования, если человек собирается дальше продолжать трудовую деятельность (за рубежом немало случаев, когда первую бакалаврскую степень люди получали в пенсионном возрасте (Таранчук А., 2005);
- получение новой профессии (переквалификация), что в большей степени характерно для молодых пенсионеров;
- реализация неиспользованных возможностей, или находивших свою реализацию лишь в виде хобби, что часто связано с творческой самореализацией; (Следует особо отметить, что самореализация в сфере сложившихся интересов (хобби) – одна из наиболее значимых форм активного приобщения к социуму пожилого человека. Чаще всего она является прямым продолжением предшествующей творческой жизни человека. Если у человека пожилого возраста не прервана реальная связь со своей творческой деятельностью и людьми, которые вдохновляют его на творчество, – это его удачный жизненный шанс. Однако этот шанс выпадает сравнительно немногим одаренным людям, а лишь тем, которые реализовали свой дар в профессии. Значительно больше людей, весьма одаренных по своей природе, но не нашедших себя в профессии. Потребность в реализации неиспользованных возможностей (или нашедших свою реализацию лишь в виде хобби) побуждает их к поиску таких форм образовательной деятельности, которые способствуют расцвету их таланта в пожилом возрасте.).
- необходимость приобретения функциональной грамотности: ориентации в достижениях современной цивилизации и умения пользоваться ее плодами (Сухобская Г.С., Божко Н.М., 1998), например, освоение компьютерной грамотности;
- желание справиться с ситуацией выхода на пенсию (Митина А.М., 2004);
- потребность приятного способа проведения досуга (например, изучение иностранного языка для «путешествующих» пенсионеров);
- возможность обрести интересный круг общения.
Образование во всех этих случаях не только позволяет поддерживать интеллектуальный уровень, но само достижение поставленных целей приносит удовлетворение, создавая позитивный эмоциональный фон, сохраняет самоуважение, уверенность в себе.
Цели образования в пожилом возрасте отличаются от целей в детском и даже зрелом возрасте. «Основную цель (независимо от того, формулируется она слушателями, подразумевается или не осознается вначале) можно сформулировать как понимание, постижение себя, других людей и взаимодействия с ними, наконец, мира вокруг, себя в обществе»
Ориентация пожилых людей, как целевой группы, на самопознание и познание других людей приобретает особое значение в процессе образования. Постижение себя неразрывно связано с формированием ответственности за себя, с заботой о себе. Значительная часть жизни старшего поколения прошла под знаком преодоления «временных трудностей», в обществе, где ради «светлого будущего» думать о себе было делом чуть ли не постыдным. Неслучайно общественные опросы показывают, что представители старшего поколения не умеют вслух говорить о своей личной жизни. Образование пожилых людей призвано внушить им осознание того, что они имеют право думать о своих потребностях и отстаивать их. Приобретение знаний может способствовать принятию пожилыми людьми ответственности за себя, свою жизнь.
Понимание других людей и взаимодействия с ними также очень важный аспект образования пожилых людей. Решение данной задачи во многом связано с разрушением негативных стереотипов старости, которые еще достаточно стойкие. Остановимся несколько подробнее на вопросе о важности В процессе образования пожилые люди также осваивают новые социальные роли. Общепризнанно, что развитие зрелой личности определяют два социальных фактора: труд и семья. Это основные сферы, где взрослый человек удовлетворяет свои потребности, реализует свои способности и социальные роли.
Включаясь в образовательный процесс, каждый человек преследует конкретные цели. Достижение их приносит удовлетворение, поддерживает уверенность в себе, позволяет поддерживать интеллектуальный уровень, сохраняет эмоциональную устойчивость.
При этом смысл учения в пожилом возрасте состоит не только в получении знаний и объективной информации. Для образования пожилых существенно овладение ключевыми компетенциями , важными для жизни именно в преклонном возрасте. Поэтому пожилым людям объективные научные данные нужны для самоопределения в жизни, т.е. знания выступают как средство постижения жизни и себя.
Кроме того, учеба сама по себе в этом возрасте имеет ценность, если она необходима для осуществления какой-либо деятельности.
«Уровень компетенций в пенсионном возрасте характеризуется следующими показателями:
- Оценка прошлого жизненного пути с точки зрения происходящих в обществе изменений, новых ценностей;
- Умение найти компромиссы между ожидаемым (в прошлом) и достигнутым (в настоящем);
- Готовность принимать потери, известные «ограничения» в жизни;
- Умение обходить жизненные ситуации, в которых человек оказывается неуверенным в себе» (Ключевые понятия проекта, 2001, с.21-22).
Таким образом, пожилой человек, который включился в образовательный процесс, не просто получает дополнительную информацию, он «нанизывает» полученные знания на тот жизненный, профессиональный, духовный опыт, который у него сложился к данному моменту. В итоге, пожилой человек проявляет свою активность не только в осуществлении учебной деятельности, но и в построении собственной жизни в целом. Иначе говоря, становясь субъектом образования, человек соотносит и опосредует своей активностью противоречивые обстоятельства жизни и тенденции собственного развития, то есть проявляет себя как субъект жизнедеятельности.
Ресурсы пожилых людей в области образования
. П. Ветцель отмечает, что подавляющая часть пожилых людей обладает значительными ресурсами в области образования
. И здесь речь идет не только об уровне информированности. Сюда же можно отнести:
- значительный жизненный опыт;
- солидный профессиональный опыт;
- опыт обучения на различных этапах жизни (школа, профессиональное обучение, различные формы досуга);
- опыт преодоления негативных жизненных ситуаций (проблемы, кризисы, болезни);
- социальная компетенция в общении с другими людьми (в семье, на работе, с соседями, друзьями);
- фантазия, энергия в освоении богатств культуры, творческие способности.
Таким образом, ресурсы пожилых людей, включающихся в образовательный процесс, связаны, прежде всего, с их опытом: жизненным, профессиональным, коммуникативным.
Использование опыта в качестве ресурса превращает пожилого человека в субъекта образования.
Учет особенностей пожилых людей в процессе образования.
Организуя образовательные мероприятия для пожилых людей как особой возрастной группы необходимо помнить, что учиться приходят сложившиеся личности.
Совершенно очевидно, что адаптироваться к условиям обучения должны не только обучающиеся пожилые люди, но и сама система обучения должна определенным образом адаптироваться к ним. Необходимо, чтобы методы, формы и содержание обучения отражали особенности восприятия материала и формирования новых умений и навыков у пожилых людей.
Так, например, наблюдения М.Э. Елютиной и Э.Е. Чекановой (Елютина М.Э., Чеканова Э.Е., 2003) показали, что в пожилом возрасте усиливается устно-слуховое восприятие,
в отличие от визуально-ориентированного восприятия в молодом возрасте. При объяснении данного феномена авторы опираются на идеи Б.Г. Ананьева, суть которых состоит в том, что речемыслительные, второсигнальные функции, достигнув своего пика после 40-45 лет, противостоят общему процессу старения и сами претерпевают инволюционные сдвиги значительно позже всех других психофизических функций. «Другими словами, разговор, межличностное говорение и слушание становятся важнейшим способом формирования смысла, главным путем понимания людьми друг друга» (Елютина М.Э., Чеканова Э.Е., 2003, с.48).
Важно так же учитывать, что в образовательный процесс включаются пожилые люди с разным социальным, жизненным и познавательным опытом. В основе образования пожилых должен лежать индивидуальный подход и стремление к раскрытию каждой личности.
Вместе с тем, личность может раскрыться только в благоприятной атмосфере, поэтому необходимо уделять достаточное внимание созданию и поддержанию такого позитивного настроя в группе. О. Агапова (Агапова О., 2000, с.58) считает, что в этом смысле полезным является поддержание солидарности между участниками группы, чему может способствовать создание «Истории» или летописи группы.
Помимо индивидуальных и возрастных особенностей при разработке образовательных программ для пожилых людей необходимо учитывать и поколенные особенности.
Так, например Д. Финдайзен отмечает: «Поколения, пережившие войну, сформировали в себе определенные черты коллективной общности. Ставшие частью их коллективной памяти. И этим отличаются от тех, кто не пережил подобный опыт»
Еще один важный аспект – гендерные особенности . Выход на пенсию супругов не редко приводит к изменению мужских и женских ролей в семье. Мужчины могут взять на себя некоторые типичные обязанности, например, интерес к заботе о родных, к приготовлению пищи, а женщины заняться общественной деятельностью.
Выявлены гендерные предпочтения в содержании образовательных программ. Мужчины готовы принимать участие лишь в тех образовательных программах, которые адресуются к точному мышлению. Они отдают предпочтение эмпирическим наукам, таким как экономика, техника, естественные науки, право и т.д. Соответственно, курсы по истории искусств, программы, аппелирующие к сфере чувств, остаются по большей части вне сферы мужских интересов. Однако, как предполагает Д. Финдайзен, «у грядущих поколений произойдет множество изменений, поскольку мужские и женские роли в семьях изменяется – и как результат, изменятся возможности и потребности мужчин» (Финдайзен Д., 2002, с.10).
Несомненный интерес аудитории пожилых людей вызывают лекции-беседы, лекции консультации, лекции-демонстрации, лекции-тренинги
. Для всех взрослых людей, и особенно для пожилых, важна апелляция к личностным ценностям.
Человек в пожилом возрасте, если он постоянно пополняет знания в сфере своих интересов, не менее гибок в своих позициях и оценках (а иногда и более), чем человек в молодом возрасте, то есть способен их изменять, уточнять и т.п. Другой вопрос, что он не отказывается от них слишком легко и просто, потому часто и создает мнение о том, что пожилые люди стереотипны в своих позициях (не склонны их менять). Поэтому аргументы, приводимые в поддержку того или иного тезиса, должны быть достаточно убедительными и доказательными, чтобы быть принятыми пожилым человеком.
Процесс обучения осуществляется более эффективно при выполнении следующих условий
. Во-первых
, когда не перечеркивается старое и привычное, а когда оно рассматривается в новом контексте. Во-вторых
, когда критика привычного для пожилого человека воспринимается им менее болезненно,
это возможно, если она исходит от преподавателя, которому обучающийся доверяет и который готов показать преимущества нового знания, приема, способа. В-третьих
, учебный процесс должен приносить удовольствие, и этот фактор во многом обусловливает выбор того или иного метода работы со слушателями третьего возраста. Иначе говоря, сохранение положительного эмоционального фона – важное условие эффективности образования. Значительную роль при этом могут сыграть активные методы обучения.
Человек в пожилом возрасте, включающийся в образовательную деятельность, нуждается в одобрении и поощрении
, поскольку опыт систематического обучения остался в прошлом, а страх перед неудачей может привести к тому, что на определенном этапе он прекратит занятия, не доведя до желаемого финиша.
Повышенная тревожность многих пожилых людей нередко приводит к тому, что они не могут органично включиться в процесс обучения и тратят энергию на свою «защиту». Одни при этом гасят свой интерес, боясь, например, задавать лишний вопрос. Они готовы соглашаться со всем, что происходит. Другие, из числа считающих, что «лучшая защита – нападение», направляют энергию в основном на доказательство своей компетентности. Оба эти пути создают дополнительные трудности и самим пожилым людям, и преподавателям, снижая эффективность самого образовательного процесса.
О. Агапова обозначила и другие трудности и проблемы,
с которыми может столкнуться преподаватель и которые могут тормозить учебный процесс: скепсис пожилых к предлагаемой информации, нормы, взятые из прошлой жизни, проявление беспомощности или, наоборот, авторитаризма, отсутствие культуры диалога, неспособность слышать другого, многоречивость
.
Еще одна проблема, которая может возникнуть в процессе образования пожилых людей – конфликты в группе
. Они возникают, когда сталкиваются различные точки зрения, позиции. Для того, чтобы «снимать» возникающие конфликтные ситуации при групповой форме работы преподавателю следует использовать принцип взаимного подчинения
, при котором каждый член группы в какой-то момент становится экспертом, ведущим, и каждый – наоборот – «подчиненным». Это позволяет регулировать отношения между людьми, у одних – корректируя лидерские притязания, у других – развивая навыки организатора
Пожилые люди приходят учиться добровольно. Однако часть людей уходят. Причины могут быть самыми разными. Наиболее распространенными являются следующие:
- неудачное местонахождение: слишком далеко от дома;
- время: неудобно для других дел, семьи;
- организация (или концепция): не устраивают методы работы;
- контактность: в занятиях участвует слишком много людей, появляется дискомфорт, плохо слышно, не хватает удобных мест и т.п.;
- несовместимость с другими участниками или руководителем;
- ценности: участник обнаруживает, что ценности, которые важны для данной группы, ему не близки (Педагогические условия эффективности групповой работы с пожилыми, 2001, с.35).
Организаторам образовательного процесса для пожилых необходимо учитывать данные моменты. Важно понимать, что когда пожилые люди покидают образовательный проект, это может быть связано как с объективными, так и с субъективными причинами. Поэтому очень важно проводить мониторинг интересов, ценностей и других факторов как при организации образовательного процесса, так и при его реализации, с тем, чтобы можно было внести необходимые коррективы.
Таким образом, учет особенностей целевой группы при образовании пожилых людей предполагает: во-первых, выбор таких методов, форм и содержания обучения, которые отражают специфику жизненного опыта, гендерные и поколенные особенности, особенности восприятия материала и формирования новых умений и навыков у пожилых людей. Во-вторых, применение принципа «биографичности», позволяет по-новому осмысливать не только прожитую жизнь, но и историю своей страны. В-третьих, в основе должен лежать индивидуальный подход и стремление к раскрытию каждой личности. В-четвертых, необходимо использоватьпринцип «обратной связи», который позволяет оперативно выявлять достоинства и недостатки работы. В-пятых, необходимо уделять достаточное внимание созданию и поддержанию благоприятной психологической атмосферы. В-шестых, для профилактики конфликтных ситуаций в группе необходимо использоватьпринцип взаимного подчинения, при котором слушатели меняются ролями (лидер/подчиненный).
Существенно меняются функции преподавателя
: информационная отходит на второй план, а на первый план выступает организационная и координационная, консультативная. При необходимости преподаватель может советовать и подыскивать экспертов по определенной проблематике. Кроме того, важным моментом в деятельности педагога является функция психологического сопровождения (психотерапевтическая функция).
Какие результаты можно ожидать от включения пожилых людей в образовательный процесс? Исходя из широкого понимания образования, которое выступает как способ социализации следуют и эффекты социально-образовательной работы с пожилыми людьми: они связаны, прежде всего, с реинтеграцией последних в активную жизнь общества, что в конечном итоге должно привести к гармонизации отношений между пожилыми людьми и обществом и повышению качества жизни пожилых людей.
За счет чего может быть достигнут такой результат? О. Агапова (Агапова О., 2000) выделяет следующие факторы:
- включение пожилых людей в новые для них сферы деятельности;
- возникновение в результате социально-образовательной деятельности субъективного ощущения собственной значимости;
- возникновение и расширение контактов и общения с другими людьми – будь то сверстники и коллеги по курсу, или подопечные – больные, дети и т.д.;
- освоение новых информационных полей;
- поиск и обретение нового смысла (смыслов) жизни, в том числе через анализ собственной жизни, своей биографии;
- более адекватное понимание себя, других людей и общества;
- освоение на практике демократических ценностей. Они лежат в основе активных методов обучения и предполагают развитие умения слушать и слышать, встать на позицию другого человека, учат диалогу как способу цивилизационного поиска решений.
На сегодняшний день основная задача государственных и общественных организаций в отношении пожилых людей – это, в первую очередь, их социальная защита. Даже те организации, которые в значительной мере ориентированы на удовлетворение культурных, образовательных запросов пожилых, не снимают с себя этих функций. Нельзя отделять образовательные задачи от задач социально-психологических. Образование для человека преклонного возраста может выступать как средством социальной защиты и психологической устойчивости, так и способом интеграции в коммуникативное и культурное пространство. Однако было бы ограничением даже в современных условиях сводить функции образования только к сугубо защитным и адаптивным.