Мероприятие по экскурсии в лес. Экскурсия в лес
Экскурсия в лес имеет целью познакомить экскурсантов с теми животными, жизнь которых более или менее тесно связана с лесом, как совокупностью древесных пород, дающих пищу (непосредственно или косвенно) и приют различным представителям животного мира. Какие приемы должны быть применены преподавателем для того, чтобы в короткий срок достичь указанной цели и ознакомить насколько возможно основательно с жизнью и взаимоотношениями обитателей леса? Приемы эти могут быть сведены к следующим категориям.
1. Осмотр лесной растительности. Войдя в лес, мы должны сейчас же с возможным вниманием осмотреть стволы и ветви деревьев и кустарников, обращая внимание как на верхнюю, так и на нижнюю поверхность листьев. На стволах мы можем найти животных, которые временно сидят или двигаются по коре, а также можем обнаружить следы деятельности некоторых насекомых, находящихся или находившихся под корой деревьев. Несомненно, что в любой момент на стволах деревьев находится значительное количество различных животных, преимущественно насекомых, но обнаружить их представляется делом не особенно легким, так как вообще не легко заметить небольших животных среди неровностей коры, а в частности потому, что многие животные, держащиеся на стволах деревьев, являются окрашенными под цвет коры; на охранительную окраску должно быть, конечно, обращено внимание экскурсантов.
Отряхивание деревьев и кустарников. На подставленный зонтик или щит падают все те из только что перечисленных животных, которых мы можем найти при осмотре растений. Конечно, при помощи отряхивания веток мы найдем гораздо больше, чём при простом осмотре. Таким путем в наших руках могут оказаться описанный ниже лапландский таракан, кивсяк и др., а кроме того, множество самых различных насекомых, каковы вилохвостки (Collembola), уховертки, различные клопы, тли, цикады, жуки, ручейники, веснянки, гусеницы и сами бабочки, флёрницы, далее - пауки, клещи.
Кошение сачком в лесу не имеет, понятно, такого значения, как при собирании животных луговых, но все же может дать некоторые результаты в тех местах, где травяной покров является достаточно высоким и густым. Ряд насекомых, живущих, собственно говоря, на деревьях и кустарниках, может оказаться временно в более или менее случайно на траве или под деревьями; так, гусеницы и пауки могут на паутине спуститься вниз, различные жуки, пилильщики, мухи и бабочки могут также оказаться здесь. Наконец, есть и такие виды насекомых, которые развиваются за счет травянистых растений, растущих именно в лесу, как некоторые гусеницы, личинки пилильщиков, тли.
4. Отыскивание животных под корой пней и лежачих деревьев. Что касается пней, то в них мы находим очень богатую фауну, состоящую из таких животных, которые питаются частицами коры или древесиной (из числа описанных ниже животных это будут личинки усачей, а также личинки различных слоников, златок, слизняки), или находят здесь приют на день (как, например, некоторые ночные бабочки, жужелицы), или укрываются здесь от зимней стужи (различные жуки, клопы, куколки бабочек, пауки, мокрицы и т.п.), или, наконец, это Хищники, находящие здесь богатую добычу, как например, личинки верблюдки (Raphidia), разные хищные жуки, личинки мухи Erinna. Нельзя не упомянуть о муравьях, некоторые виды которых устраивают свои гнезда именно в пнях.
Для того чтобы исследование пня дало хорошие результаты, необходимо найти довольно старый пень с более или менее отстающей корой, под которой имели бы время поселиться различные животные. Что касается пород деревьев, то следует обращать внимание на пни как хвойных (сосен и елей), так и лиственных деревьев (главным образом берез).
Лежачие сосны или ели, если они были повалены ветром или срублены зимой или прошлым летом, представляют собой особенно ценный в экскурсионном отношении материал, на который руководитель экскурсии должен обратить особое внимание и использовать его во всех отношениях. Здесь удобно произвести подсчет количества ходов (гнезд или семей) короедов, о которых будет идти речь в дальнейшем. Для этого следует участникам экскурсии снимать кору кусками в 1 дм 3 , но в нескольких районах поселения жуков (у основания ствола, посередине и у кроны). Таким путем выявляются те части ствола, которые более густо заселены короедами. Затем можно снять полосу коры шириной в 1 по окружности ствола в районах более густого поселения короедов, чтобы показать разницу в заселении короедами верхней и нижней части ствола и его боков. Конечно, подобные операции снятия коры и подсчета ходов короедов можно делать и на стоячих деревьях, заселенных короедами, если такие деревья найдутся (что, в общем, бывает сравнительно редко). Не только стволы, но и обрубленные сучья и ветви деревьев могут дать материал по короедам (более мелким видам, например; халькографу, двузубчатому короеду и др.).
Будучи на экскурсии, целесообразно взять из леса ветки или выпилить отрезки нетолстых хвойных деревьев, которые содержат гнезда короедов или поселения других насекомых. Взятые образцы послужат для дальнейших наблюдений в лаборатории; образцы следует поместить в садок, обтянутый марлей, или же в обширную стеклянную посуду, верх которой затянут марлей. В крайнем случае, образцы можно хранить в матерчатом или бумажном мешке. При периодическом осмотре садка или банки, куда положены эти куски деревьев, обнаруживаются живые короеды, которые успевают закончить свое развитие, а также другие насекомые - спутники короедов. При этих условиях воспитания насекомых легко вывести взрослых наездников, которых на экскурсиях не всегда увидишь.
Ловля сачком летящих насекомых применяется в лесу в редких случаях. Различные бабочки, сидящие обыкновенно спокойно на деревьях, могут быть вспугнуты хотя бы экскурсантами или каким-нибудь другим врагом и принуждены совершить перелет, во время которого мы можем их изловить. Во время лёта короедов и муравьев можно их наловить довольно большое количество. На полянах среди леса можно поймать нередко много различных бабочек, стрекоз, охотящихся за насекомыми (мухами, перепончатокрылыми и др.).
Наконец, следует применять просеивание опавшей листвы, хвои, мха, лишайников через сито; таким путем можно обнаружить в большом количестве различных мелких насекомых (в особенности вилохвосток, стафилинид и других жуков), пауков, клешей и многоножек.
Деятельность позвоночных животных в лесу, конечно, также можно наблюдать, но ясно, что это представляет значительно большие трудности, чем наблюдения над беспозвоночными. В дальнейшем изложении говорится специально о белке, так как обнаружить поврежденные ею еловые шишки сравнительно легко. Набрести на следы деятельности других лесных млекопитающих или на самих животных будет уже делом случая; например, обнаружить гнездо лесной мыши, следы повреждения коры деревьев зайцами или найти в каком-нибудь дупле летучую мышь. Каждый подобный случай должен быть, конечно, использован на экскурсии, причем обращается внимание на полезную или вредную деятельность данного животного в лесу.
Что касается лесных птиц, то о полезной деятельности их в лесу в смысле истребления вредных насекомых надо говорить при каждом подходящем случае.
В наших северных лесах массовое размножение вредных насекомых наблюдается, главным образом, в отношении так называемых вторичных вредителей, т.е. таких, которые нападают на деревья чем-нибудь ослабленные (например, механическими повреждениями, грибками, пожарами, вследствие заболачивания почвы и т.п.).
Массовое же размножение бабочек в лесах имеет место не нана Урале.
В общем, убытки, которые терпит наше лесное хозяйство от вредных насекомых, являются громадными, и необходимость применять охранительные и истребительные меры борьбы с этими врагами леса является очевидной.
Показать на экскурсии какие-нибудь моменты борьбы человека с вредителями леса обычно невозможно. Если представляется случай повести экскурсантов на место лесных разработок, то, конечно, это следует сделать. При этом надо обратить внимание на то, производится ли ошкуровка деревьев на месте рубки, сжигаются ли порубочные остатки, находятся ли штабели лесоматериалов (бревна, дрова) тут же в лесу и т.д. Химический способ борьбы с лесными насекомыми (опыливание с самолетов инсектицидами), наложение ловчих колец и гусеничного клея и другие существующие методы борьбы с вредителями леса могут быть также упомянуты руководителем экскурсии.
Цели:
- Проведение наблюдений за осенними изменениями в природе.
- Воспитание чувства любви к природе родного края.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
II. Вводная беседа.
1. Сообщение темы и целей экскурсии.
Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес,
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою.
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таиться.
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи;
Ребята, послушайте, какие времена
Года описаны в этих отрывках?
«Солнце светит, но уже не так греет».
«Вечера все холоднее».
«Желтеют листья, сохнут травы».
«Улетают птицы».
Учитель . Какое время года описано?
Дети. Осень.
Учитель. Почему грустное это время года?
Дети. Прошло лето становится холоднее, ты уже не можешь так беспечно гулять целыми днями, любоваться красотой цветов и зеленью листвы. Начало осени – тоже красиво, деревья в разноцветных уборах, но скора олетит листва, и будет серо и холодно, пасмурно.
Учитель. А чем прекрасно это время года?
Дети. Мы можем собирать созревшие плоды. Сейчас в лесу еще красиво, разноцветный ковер под ногами. Пока еще солнечная погода.
Учитель. Ни один человек, обладающий душой и способный чувствовать, не сможет не заметить те чудеса, которые происходят в природе с наступлением осени.
И так для чего мы идем на экскурсию?
Дети. Наблюдать за признаками осени.
III. Экскурсия.
1. Беседа
Учитель. Какая погода сегодня? Посмотрите вокруг и вспомните первые признаки осени.
Дети. Пожелтение листьев, похолодание.
Учитель. Сравните летнее и осеннее время.
Дети. Летом теплее, осенью холодно, начались дожди.
Учитель. Обратите внимание на красоту осенних деревьев. Как изменилась окраска листьев?
Дети. Листья пожелтели, покраснели, но остались зеленые.
Учитель. Объясните причину пожелтения и опадания листьев у деревьев и кустарников.
Дети. Солнце дает меньше тепла и света, дни короче, поэтому растения не успевают поглощать большое количество питательных веществ.
Учитель. Замедляется процесс роста и фотосинтеза, листья желтеют и опадают. Деревья сбрасывают их, т.е. происходит защитная реакция у деревьев и кустарников на заморозки и на холод. Посмотрите на березу и ель. Какие отличия вы можете отметить.
Дети. Береза – лиственное дерево, она сбрасывает осенью листья; Ель – хвойное, вечно зеленое дерево.
Ель является жемчужиной русского леса. У людей ель пользуется особенной любовью. Недаром в новогодние зимние дни устраивают для детей праздничные елки, украшают их красивыми игрушками и подарками. Но особенно ель в лесу, на свободе зимой, когда тяжелые шапки белого, чистого снега висят на ее раскидистых ветвях – лапах. Высокие вершины украшены гирляндами шишек, которые расклеивают шустрые клесты, кормясь еловыми семенами. Ель – теневыносливое дерево. Древесина у ели великолепная, с шелковистым отливом, белая чуть с желтизной. Еловую древесину любят создатели музыкальных инструментов. Из еловой древесины делают мебель и бумагу.
В сентябре начинает золотиться листва березы. Дерево это часто называют красой русской природы. Вырастает береза из маленького семечка, напоминающего своим видом крошечную рыжеватую бабочку. Береза растет быстро, если ей достаточно света и питания. Тогда ствол у нее ровный и стройный. Ветки на березе тонкие и толстые. Толстые отходят от ствола вверх, а тонкие – свисают вниз, их очень много. Кора белого цвета с поперечными темными полосками. Листья мелкие светло – зеленые сердечком. К двадцати годам береза становится взрослым деревом, начинает цвести и давать семена. Цветет береза сережками, в то же время, когда распускаются ее листья. Зацвела береза – началась настоящая весна.
Учитель. Покажите и назовите хвойные, а потом лиственные деревья. (Дети показывают)
А как изменились травяные растения?
Дети. Тоже пожелтели, засыхают.
Учитель. Цветут ли сейчас какие-нибудь растения?
Учитель. Так ли их много, как летом?
Дети. Цветущих растений очень мало.
Учитель. А что изменилось в поведении птиц по сравнению с летом?
Дети. Они улетают, потому что становиться холодно и очень мало корма.
Учитель. Обратите внимание, что перед отлетом очень многие птицы собираются в стаи. Понаблюдайте за насекомыми. Где их больше, на пригретых местах или в тени?
Дети. Насекомых стало меньше. Они в основном на пригретых местах, так как им нужно тепло.
Учитель. Насекомые прячутся на зимнюю спячку. Мы с вами обсудили состояние живой природы, а что можно сказать о не живой природе?
Дети. Меньше стало солнечного тепло, похолодало. Поэтому произошли изменения и в живой природе.
2. Работа в группах
Учитель. Разбейтесь на группы. Каждая группа получит свое задание.
Задание № 1
Как повлияла температура воздуха на жизнь растений? Соберите опавшие листья, рассмотрите их внешний вид, определите, с каких деревьев они опали?
Задание № 2
Как изменился цвет неба по сравнению с летом? Почему? Как светит солнце по сравнению с летом. Почему? Посмотрите на кустарники, какие на них листья по окраске, на каких есть плоды? Соберите плоды и листья различной окраски.
Задание № 3
Какие изменения произошли с деревьями? Почему? Понаблюдайте, как дует ветер в этот день (холодный, теплый, слабый, сильный). Каких мы птиц встретили на экскурсии? Чем они заняты? Почему?
Задание № 4
Что стало с приходом осени? Почему? Рассмотрите внимательно внешний вид насекомых. Как изменилось их поведение с приходом осени. Много их или мало.
Задание № 5
Проведите наблюдения за облаками. Какие они? Чем отличаются от летних? Понаблюдайте. какие растения остались зеленые? Какие работы люди выполняют осенью.
Задание № 6
По каким признакам различают деревья, кустарники, травы? Какие грибы вы собирали сами? Под какими деревьями их находили. Назовите известные вам съедобные и не съедобные грибы.
(Отвечать на вопросы в классе).
IV. Итог занятия.
Учитель. Что мы узнали на экскурсии. За чем наблюдали?
Дети. Наблюдали за живой и неживой природой. Узнали, какие изменения происходят осенью в природе.
Сания Гатиятова
Конспект экскурсии в лес с детьми подготовительной группы «Здесь надо увидеть, здесь надо всмотреться»
Сургутская специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад I, V вида
Конспект
экскурсии в лес с детьми подготовительной группы
Тема : " Здесь надо увидеть , здесь надо всмотреться . "
Воспитатель :
Гатиятова Сания Салиховна
Сургут 2013
Цель : Дать детям представление о лесе как о многоярусном "многоэтажном доме", ярусы которого создаются разными видами.
Задачи :
образовательная : закрепление знаний о том, что животные живут на разных ярусах не просто так, а в зависимости от питания и способов защиты от врагов. Знать, что лес начинается с опушки, в нем есть поляны, чащи; на опушках и полянах растут светолюбивые растения, в чаще - тенелюбивые.
развивающая : развитие познавательной активности, наблюдательности и интереса к изучению леса родного края, раскрытие творческих способностей, свободного воображения и фантазии;
воспитательная : научить видеть красоту природы , воспитывать желание ее беречь, воспитание понимания эстетической ценности природы, накопление детьми эмоционально-позитивного опыта общения с природой.
Подготовка к экскурсии .
Ребята, завтра вас ожидает необыкновенное путешествие, интересная познавательная экскурсия , а куда именно, вы узнаете, отгадав загадку :
"Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает" (Лес)
Конечно же, вы все догадались, что это загадка о лесе. Возьмите с собой корзинки или пакеты, чтобы собрать ягоды, шишки и сухие ветки для поделок, растения для гербария.
Давайте вспомним правила поведения в лесу.
1. В лесу нельзя громко разговаривать и кричать, чтобы не распугать его жителей.
2. В лесу надо осторожно ходить по тропинкам, чтобы не повредить растения.
3. В лесу нельзя рвать цветы, ломать ветки, ловить насекомых.
4. В лесу нельзя разрушать муравейники и птичьи гнезда, нельзя мусорить и разводить костры.
Молодцы! Ребята, а давайте вдохнем поглубже городской воздух, запомним, какой он, и сравним его с лесным, когда придем в лес.
Ход экскурсии.
Подошли к опушке леса. Ребята, посмотрите, какой лес красивый! Какие деревья, кустарники, травы вы увидели и узнали ?
А сейчас осторожно раздвиньте траву и понаблюдайте за насекомыми (можно посадить на листочек необычного жука, чтобы показать всем ребятам, а потом отпустить).
Подходим к большому дереву с низко расположенным дуплом.
Посмотрите ребята, какое большое дупло, а кто его сделал (ответы детей)
Ребята, живет ли еще кто-нибудь на деревьях, кроме белок?
Правильно, птицы вьют гнезда, летают и ползают разные насекомые, куницы тоже делают дупло.
А сейчас давайте выйдем на лесную поляну, сядем на бревно отдохнем немного.
Игра " С чьей ветки детки"-дети отгадывают с какого дерева этот листок (березовый лист- с березы, липовый лист- с липы, кленовый лист- с клена и т. д.).
Послушайте шум листвы, щебет птиц, как здесь светло , зелено, очень красиво! А теперь встаньте, поднимите головы вверх и понаблюдайте, что вы видите там?
Небо, ветки деревьев, птиц, посмотрите по сторонам, нас окружают высокие деревья, а рядом с ними деревья пониже, затем кустарники, травы и, наконец мхи.
На земле мы увидели насекомых , различные травы, ягодники. Прямо на земле, в траве, вьют гнезда некоторые птицы, например, соловьи. Строят жилище ящерицы, ежи, роют норы лисы. Под землей, если мы осторожно разворотим землю, то увидим корни трав , а еще глубже уходят корни деревьев и кустарников. Под землей находятся жилища мышей, кротов, разных насекомых. К жителям подземелья относятся и земляные черви. Они рыхлят почву.
В кустарниках селится много птиц, наверху в дуплах делают домики синицы, дятлы, белки, выше их совы и другие хищные птицы. Деревья в лесу разной высоты и также образуют этажи : сосны, ели, кедры- это самые высокие деревья, затем более низкие, молодые деревья.
А сейчас поиграем в игру " Кто внимательней?"
Задание : услышите название травы- присядьте, кустарника - встаньте, дерева - встаньте на носочки, руки вытяните вверх.
Ребята, что вы узнали нового о лесе?
Ребята, в высоком смешанном лесу - пять этажей. Пятый этаж - это верхушки высоких деревьев : сосен, елей, дубов. Четвертый - корны деревьев пониже : клена, березы, осины, рябины. Третий- кустарники и совсем молоденькие деревца. Этот этаж называется подлеском. А два нижних этажа- второй и первый - травы, цветы, мхи. Ниже первого этажа находится "подвал" и там тоже живут жильцы, прячутся корни деревьев.
Лес начинается с опушки, в нем есть поляны, чащи; на опушках и полянах растут светолюбивые растения, в чаще - тенелюбивые. Солнце с трудом проникает сквозь густые ветки деревьев. В чаще леса меньше света, чем на опушке, и поэтому здесь растут совсем другие растения. Здесь много лишайников , мха.
Лес- многоэтажный дом, и на каждом этаже есть жильцы, переселиться с одного этажа на другой они не могут. Птицы, которые приспособились ловить насекомых в воздухе, не могут найти их на земле. Белку на земле не могут поймать лиса, волк, сова, да и пищу белка находит на деревьях (семена, орехи и. т. д) . Лес - это наш зеленый друг, наша здравница. Он очищает воздух от пыли и обогащает его кислородом, в лесу у нас всегда хорошее настроение.
А сейчас, ребята, погуляйте по лесу, можно поискать ягоды (напомнить о ядовитых ягодах и растениях) , набрать шишек, красивых веточек, кусочков коры. Напомнить детям : "Посмотрите, не остался ли на поляне мусор, мы только в гостях в лесу, запомните самое красивое и интересное, чтобы сделать рисунки. Мы узнали много интересного и увидели . А главное, вы никому не причинили вреда.
Вы - настоящие друзья природы. Делайте глубокий вдох лесного воздуха. Скажем лесу : "До свидания, до новых встреч!"
Последующая работа : беседа о проведенной экскурсии , проведение викторины "На лесной поляне". Из рисунков сделать панораму "Лесное сообщество", изготовление поделок из природного материала.
Занятие по экологическому воспитанию в первом классе школы- интерната 8 вида.
Тема: « Экскурсия в зимний лес».
Цели и задачи.
Уточнить и расширить представление детей о лесе.
Дать представление о лесе как о сообществе растений и животных проживающих на одной территории.
Воспитывать у детей интерес к жизни леса, его обитателям.
Учить соблюдать правила поведения в лесу. Развивать познавательный интерес к тем событиям, которые происходят в лесу зимой.
Учить видеть красоту лесного пейзажа на картинах.
Оборудование и материалы.
Детские лопатки для раскапывания снежного покрова.
Виды деятельности.
Исследование, изобразительная деятельность.
Предварительная работа.
Рассматривание картин И. Шишкина, А. Пластова, А.Саврасова, И. Левитана и других, серии сюжетных картин о жизни животных в лесу.
Чтение художественных произведений поэтов и писателей: Пушкина, Одоевского, Некрасова, Бианки.
Место проведения
Лесопарк.
Художественно-творческая деятельность.
Рисование
«Зимняя сказка», «Снег идет».
Аппликация «Снег в еловом лесу».
Прогулка.
На прогулке проводятся наблюдения за деревьями и кустарниками. Обращается внимание на красоту деревьев в зимнем уборе. Проводится исследовательская работа по определению деревьев в зимний период, предлагается найти березу, клен, тополь. Обращается внимание детей на характерные признаки деревьев, рассказывается о том, что зимой деревья не погибают, а отдыхают, как только наступит тепло, из почек разовьются листочки.
Примерный ход экскурсии.
Воспитатель:
Дети, накануне мы посетили с вами выставку картин посвященную лесу. А сегодня мы отправляемся с вами на экскурсию в зимний лес, чтобы поближе познакомиться с ним и его обитателями.
(Вносится игрушка Лесовичка).
Проводить нас в путь пришел Лесовичок. Давайте послушаем, что он нам скажет.
Лесовичок:
Здравствуйте, ребята! Сегодня вы отправляетесь на экскурсию в зимний лес. Помните, пожалуйста, что в лесу вы гости. Не шумите, не пугайте лесных жителей. Не обижайте деревья, не задевайте кустов- зимой замерзшие ветки легко ломаются, ходите по дорожкам протоптанным в снегу.
Будьте внимательны, чтобы не пропустить следы на снегу и увидеть красивые пейзажи. Я желаю вам интересной прогулки.
Воспитатель:
Спасибо, Лесовичок, мы обязательно постараемся выполнить твои пожелания.
На опушке леса воспитатель предлагает остановиться и поздороваться с лесом.
Здравствуй, лес дремучий лес, полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи: ты же видишь - мы свои!
(Воспитатель обращает на красоту зимнего пейзажа).
Воспитатель:
Ребята, посмотрите на деревья и кустарники. Почему они голые?
(Ответы детей).
Воспитатель вместе с детьми делает вывод:
В зимнее время года деревья и кустарники находятся в состоянии покоя (не растут, не цветут), т. К. условия для жизни не достаточны: холодно, мало света, вместо воды снег. К таким условиям деревья приспособились – сбрасывают листву, а сами отдыхают.
Воспитатель:
Давайте найдем ель и сосну. Посмотрите, только эти деревья зимой зеленые, а потому самые красивые. Рассмотрим иглы сосны.
Исследование «Рассмотрим сосновую ветку».
Иглы сосны твердые, покрытые плотной кожицей, им не страшен мороз.
Воспитатель:
Ребята, выберете себе дерево. Подойдите к нему, посочувствуйте – обнимите, погладьте кору, погрейте дыханием. Скажите дереву ласковые слова.
(Дети выбирают себе дерево, обнимают его, гладят, разговаривают с ним).
Воспитатель:
Вы молодцы! Очень добрые и чуткие ребята. От ваших слов деревьям стало теплей. А сейчас давайте посмотрим на снег. Что вы видите?
(Дети рассматривают снег, делятся увиденным-на снегу осыпавшиеся семена, упавшие шишки, веточки, следы птиц).
А сейчас заглянем под снег и узнаем, что находится под ним.
Исследование «Что под снегом?».
Дети вместе с воспитателем отыскивают места, где под снегом есть зелена я трава, рассматривают ее, обсуждают, почему она могла остаться зеленой.
Вывод:
Некоторые травянистые растения не очень боятся холода, прикрытые снегом, они всю зиму остаются зелеными. Уточняется, что для того, чтобы они не погибли от холода, их нужно засыпать снегом.
Воспитатель:
Ребята, а каких животных можно встретить в зимнем лесу?
(ответы детей)
Воспитателем уточняется, что животные, которые не впадают в спячку, хорошо приспособлены к жизни в зимнем лесу.
Воспитатель:
А сейчас давайте постоим тихо- тихо, послушаем звуки леса, тишину, шорохи. Что ж, пришла пора расставаться с лесом. Надо поблагодарить его за гостеприимство, попрощаться с ним.
Лес дремучий, до свидания! Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем, добрый лес, могучий лес, полный сказок и чудес!
На обратном пути дети обмениваются впечатлениями, вспоминают загадки, поговорки, пословицы о лесе.
В группе воспитатель предлагает детям рассказать об экскурсии в лес.