Ракетный комплекс конкурс. Заказ на противотанковые ракетные комплексы «Конкурс-М» вырос в разы
Тульский оружейный завод с 1712 года, со времени своего основания, производит широкий спектр стрелкового для армии. Кроме того, на заводе выпускается различное спортивно-охотничье оружие, которое завоевало популярность не только на внутреннем рынке, но и экспортируется во многие страны.
В 60-е в интересах обороны страны заводом был начат выпуск ПТУР (противотанковых управляемых ракет).
С того времени сменилось несколько видов выпускаемых ПТУР, характеристики которых непрерывно совершенствуются. Данное обстоятельство требует внедрения новейших технологий, обновления используемого оборудования и подготовки высококвалифицированных специалистов. ОАО «Тульский оружейный завод» совместно с проектными организациями работает над улучшением тех. характеристик и повышением надежности ПТУР. Это позволяет предприятию удерживаться в своем сегменте рынка, несмотря на жесткую конкуренцию со стороны отечественных и зарубежных производителей аналогичных изделий.
Сегодня на предприятии производится ПТУР 9М113М, предназначенные для противотанкового ракетного комплекса «Конкурс-М» (2-е поколение). Данный комплекс предназначен для поражения бронетанковой техники, имеющей динамическую защиту, укрепленных огневых точек, неподвижных и подвижных наземных и надводных целей, низколетящих вертолетов в сложных метеоусловиях и в различное время суток, а также для выстрелов на водоемах с морской (соленой) водой на дальность до 4 тыс. метров.
Ракета 9М113М является модернизированный вариант ракеты 9М113 для комплекса «Конкурс», который за счет простоты своей конструкции и удобства эксплуатации, получил распространение и стал на вооружении во многих странах мира.
Противотанковая управляемая ракета 9М113:
длина контейнера - 1260 мм,
ракеты (с вышибной установкой) - 1165 мм,
калибр ракеты - 135 мм,
размах крыльев - 468 мм,
масса переносной ПУ - 22 кг,
ракеты 9М113 - 14.5 кг,
в ТПК - 25,3 кг,
боевая часть - 2,7 кг,
кумулятивная, бронепробиваемость (под углом 60°) - 250 мм,
дальность стрельбы - 7574 м,
средняя скорость полета - 208 м/с,
время полета на максимальную дальность - 19,2 с,
скорострельность - 2-3 в/м.
На рисунке:
1 - аэродинамические рули;
2 - кумулятивная боевая часть;
3 - твердотопливный двигатель;
4 - сопло;
5 - крылья;
6 - гироскопический блок системы управления;
7 - батарея;
8 - катушка с проводом;
9 - источник излучения
9М113М взаимозаменяема с ракетами комплексов «Конкурс» и «Фагот» с точки зрения использования контрольно-проверочной аппаратуры и многоразовых пусковых установок. Боевым расчетам для применения ракет 9М113М не требуется дополнительного обучения.
Малые габариты ракетного комплекса и автономность пусковой установки позволяют использовать для размещения практически любое транспортное средство, включая различные виды бронемашин, автомобили «Джип» и мотоциклы с коляской. Комплекс может использоваться в возимом и переносном варианте. Боевой расчет составляет 2 человека. Все это обеспечивает скрытность применения противотанкового ракетного комплекса, а также его высокую эффективность.
Комплекс «Конкурс-М» оснащается тепловизионным прицелом, который позволяет осуществлять стрельбу в ночное время без использования подсветки местности, а также в сложных метеоусловиях на дальности до 3,5 тыс. метров. Это также расширяет возможности применения данного комплекса.
Противотанковая управляемая ракета 9М113М:дальность стрельбы - днем 75-4000 м,
ночью 75-2500 м,
длина контейнера - 1263 мм,
длина ракеты - 1260 мм,
калибр ракеты - 135 мм,
размах крыльев - 468 мм,
Масса ракеты - 16,5 кг,
в ТПК - 26.5 кг.
Боевая часть тандемно-кумулятивная,
бронепробиваемость по нормали - 800 мм,
под углом 60° к нормали - 300 мм,
преодоление динамической защиты обеспечивается,
техническая скорострельность - 3 в/мин.
На рисунке:
1 - предзарядтандемной боевой части;
2 - воздушно-динамический привод полуоткрытого типа с лобовым воздухозаборником;
3 - аэродинамические рули;
4 -основной заряд тандемной боевой части;
5 -двигательная установка;
6 - гироскопический блок;
7 - крылья;
8 - батарея;
9 - система управления;
10 - катушка с проводом;
11 - источник излучения
Тактико-технические характеристики комплекса значительно превосходят ТТХ комплексов «Метис», «Фактория», «Фагот» средней дальности и приближается к противотанковым комплексам «Хризантема» и «Корнет» большой дальности, имеющих более высокую стоимость.
«Конкурс-М» получил новые возможности. Применение новейших технологий и материалов позволяет довести характеристики ракет до современных требований.
Эффективность и новизна тех. решений, заложенных на стадии проектирования комплекса, высокая степень технологической отработки во время серийного производства ракет 9М113М дают возможность сохранить приемлемую стоимость и конкурентоспособность в условиях современного рынка вооружений.
Противотанковая ракета 9М113М занимает достойное место среди оборонительно-наступательных вооружений используемых в кратковременных локальных конфликтах, в которых принимают участие малочисленные воинские подразделения.
Противотанковый ракетный комплекс «Конкурс-М»: пусковая установка 9П135М1, визир 9Ш119М1, тепло-визионный прибор и ракета 9М113МОсновные характеристики «Конкурс-М»:
Дальность стрельбы:
днем – от 75 до 4000 метров
ночью – от 75 до 3500 метров
Бронепробиваемость с частостью более 0,5 – 750-800 миллиметров.
Один из первых образцов боевой машины 9П148 с ПТРК «Конкурс». Фото предоставлено ОАО «МПО «Высокоточные комплексы».
Лучшие образцы российского оружия традиционно сравнивают с автоматом Калашникова. Это значит - надежнейший, массовый, эффективный, простой в обращении и широко востребованный. Среди противотанковых ракетных комплексов (ПТРК) средней дальности такую славу заслужил ПТРК «Конкурс», разработанный в тульском КБ приборостроения.
Десятки тысяч пусковых установок, сотни тысяч ракет произведены за 40 лет существования комплекса в России и по лицензии за рубежом. «Конкурс» разных модификаций состоит на вооружении сухопутных сил Афганистана, Болгарии, Венгрии, Индии, Иордании, Ирана, Северной Кореи, Кувейта, Ливии, Никарагуа, Перу, Польши, Румынии, Сирии, Вьетнама, Финляндии – всего более 30 стран, включая некоторые бывшие советские республики.
В ЗАДАННЫХ ГАБАРИТАХ
В 1966 году Министерство оборонной промышленности СССР объявило конкурс по разработке противотанкового комплекса с полуавтоматической системой управления на базе боевой машины БРДМ-2.
Генеральный заказчик сформулировал тактико-технические требования, которые, мягко говоря, с трудом совмещались с технологиями и физическими возможностями техники. Например, полетная скорость снаряда требовалась сверхзвуковая – 450 м/сек. Но полуавтоматическое управление осуществляется с помощью проводной линии связи (ПЛС). А на такой скорости обрыв провода гарантирован. Конструкторы КБП предлагали полетную скорость 220–240 м/сек, что позволяло без проблем выполнять боевую задачу.
Сверхзвуковая скорость означала полный отказ от всех наработок, создание принципиально новой концепции, переход к другому типу управления и фактическому отказу от выносного варианта ПТРК, работающего отдельно от машины-носителя. Естественно, полностью исключалась и проводная линия связи.
Принципы построения системы управляемых снарядов, разработанные к тому времени в КБП, основные конструкторские решения по противотанковому ракетному комплексу полностью отвергались.
Кроме того, КБП брало за основу ранее принятый на вооружение ПТРК «Фагот». И новый комплекс в значительной мере должен был быть с ним унифицирован. Теперь это все становилось невозможным. Требовалось проводить научно-исследовательские работы, разрабатывать помехоустойчивую беспроводную систему управления, начиная с нуля.
Два следующих года КБП этим и занималось по поручению Миноборонпрома. Была выполнена научно-исследовательская работа (НИР) с целью обоснования основных боевых характеристик комплекса (дальности стрельбы, средней скорости полета, бронепробиваемости боевой части и т. д.) и оценки возможности его реализации в заданных массах и габаритах, а также рациональной унификации комплекса «Конкурс» с комплексом «Фагот».
КБП вновь представило на рассмотрение в Министерство оборонной промышленности вариант комплекса на основе своих более ранних предложений. Все наработки и результаты НИР, учитывающие опыт предшествующей работы и предложения КБП, вошли в этот вариант.
Секция технического совета Министерства оборонной промышленности СССР с участием представителей генерального заказчика, состоявшаяся в 1970 году, одобрила проект КБП и рекомендовала его для реализации в рамках опытно-конструкторской работы.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 30 от 4 февраля 1970 года КБ приборостроения (Тула) было поручено разработать новый ПТУРС под наименованием «Гобой». В основу разработки были положены конструктивные решения, в основном отработанные в комплексе «Фагот», но при этом были значительно увеличены массогабаритные характеристики ракеты. Это диктовалось необходимостью обеспечить большую дальность пуска и бронепробиваемость. Вскоре стало понятно, что «Гобой» далеко ушел от «Фагота», и комплекс сменил название на «Конкурс».
Под этим шифром он был принят на вооружение Советской армии 18 января 1974 года. Для него в КБП была разработана машина-носитель на базе БРДМ-2 (ГАЗ-41-08), получившая индекс 9П148. На ней размещались: аппаратура управления снарядами; рубка наводчика с прибором визуального обнаружения цели, наведения и слежения за целью; пусковая установка с пятью направляющими; аппаратура подготовки и производства пусков; вспомогательное оборудование и боекомплект.
СВИДЕТЕЛЬСТВ
«Конкурс» является основой противотанковых средств полкового уровня и применяется во взаимодействии с переносными комплексами «Фагот» батальонных противотанковых подразделений.
Боекомплект составил 20 снарядов 9М113 («Конкурс») и 9М111 («Фагот»). Пять из них располагались на направляющих пусковой остановки. Расчет из двух человек мог в течение 15 минут зарядить весь пакет направляющих прямо на ходу, во время движения машины.
Ракеты в транспортно-пусковых контейнерах имеют довольно приличные габариты и массу. Машина 9П148 величиной боекомплекта и возможностью стрельбы снарядами двух типов по целям разной степени защищенности и удаленности превосходит все другие аналогичные системы на базе бронированных машин. Кстати, снарядами «Конкурс» можно стрелять с пусковой установки комплекса «Фагот».
Можно отметить еще ряд оригинальных решений по комплексу «Конкурс»:
– входящая в комплектацию машины выносная пусковая установка и весь боекомплект снарядов могут выноситься расчетом из машины и использоваться в неограниченном удалении от нее;
– прицел и аппаратура управления являются едиными для использования в возимом и выносном вариантах;
– цикл подготовки и пуск снарядов осуществляется автоматически от пульта наводчика;
– транспортно-пусковой контейнер после пуска автоматически сбрасывается, одновременно осуществляется отстрел проводной линии связи с контейнера, установка переводится в походное положение.
В качестве аппаратуры управления снарядами на боевой машине используется пусковая установка комплекса «Фагот», но доработанная по чувствительности. Это позволило управлять снарядом «Конкурс» на дальности до 4 тыс. м в различных метеоусловиях. Дополнительно введен режим ручной коррекции на конечном участке траектории. Таким образом, была повышена точность стрельбы в условиях воздействия оптических помех. О появлении таких помех в поле зрения прибора наведения сообщает специальный индикатор.
Приводы наведения боевой машины сконструированы таким образом, что позволяют вести стрельбу по низколетящим малоскоростным воздушным целям – вертолетам и самолетам. А также стрельбу на плаву при форсировании водных преград по целям, расположенным на берегу. Это расширяет возможности боевого применения комплекса.
Об оригинальности многих конструкторских решений свидетельствует тот факт, что в процессе разработки комплексов «Фагот» и «Конкурс» по ним получено более 100 авторских свидетельств. А каждое такое свидетельство – это огромный труд конструкторов, исследователей, испытателей, технологов, работников опытного производства, смежных предприятий и организаций заказчика.
С другой стороны, оригинальные технические решения, заложенные при разработке комплекса, не просто отличались новизной конструкторского мышления, но и закладывали широкую базу для дальнейших его модернизаций.
Модернизация началась сразу после завершения государственных испытаний: в ракете 9М113 установили более мощную боевую часть. Возросла и масса блока рулевого привода в головной части ракеты. Уже в таком виде комплекс «Конкурс» был принят на вооружение Советской армии и производился в России почти до середины 1990-х годов.
СЛЕДУЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ
В КБП в это время были проведены работы по размещению комплекса на различных боевых носителях: БМП, БМД, МТ-ЛБ, автомобилях УАЗ и ЛуАЗ. Была даже попытка разместить элементы комплекса на мотоцикле с коляской. Этот вариант – мотоцикл «Урал» с одним пусковым контейнером – был даже показан на Нижнетагильской выставке вооружения и военной техники в 2000 году. Однако Вооруженные силы не сочли нужным ввести в строй боевые мотоциклы, и тема была свернута.
Расширяя возможности комплекса, специалисты КБП разработали всепогодный комплекс «Конкурс-Р» с радиолокационным прицелом наведения. Создание такого варианта диктовалась необходимостью наведения на цель в условиях задымленности, непогоды и плохой видимости. Локатор также позволял обнаружить движение боевых машин противника на большом расстоянии.
Разработка противотанкового комплекса с радиолокационной системой обнаружения и сопровождения цели «Конкурс-Р», позволявшей в режиме автоматического наведения, а не полуавтоматического, как у «Конкурса», стрелять штатными управляемыми ракетами 9 М111 М и 9 М113 на дальность до 4000 м, началась в соответствии с Постановлением Правительства СССР от 20.08.75 года по тактико-техническому заданию ГРАУ.
Головным предприятием по комплексу было назначено КБП, а головным по радиолокационной системе обнаружения цели и системе управления – НИИ «Стрела» (ОКБ), Тула.
Государственные испытания проводились в два этапа: в период с апреля 1983 года по 30 июня 1984 года и с июля по сентябрь 1985 года. Годичный перерыв потребовался для доработки антенны РЛС и оптического канала управления ПТУРС. Государственная комиссия рекомендовала принять комплекс «Конкурс-Р» на вооружение Советской армии. Отмечалось, что комплекс является эффективным средством борьбы с движущимися целями противника на дальностях до 4000 м в любое время суток при метеоусловиях, позволяющих вести стрельбу штатными управляемыми ракетами 9 М113, 9 М111 М как в режиме автоматического, так и в режиме полуавтоматического управления.
Однако комплекс так и не был запущен в серийное производство. Как раз в это время завод-изготовитель ходовой базы БРДМ-2 прекратил ее выпуск. Он находился в другом ведомстве, и с ним вопросы производства никто не согласовал…
В начале 1980-х появилась пассивная защита танков с помощью блоков динамической защиты. При попадании противотанкового снаряда блок, наполненный тротилом, взрывался, разрушая и отбрасывая снаряд (ракету). В связи с этим были проведены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и предложена концепция тандемных боевых частей. Две боевые части снаряда располагались друг за другом на некотором расстоянии. Лидирующий (первый) заряд боевой части (БЧ) обеспечивал детонацию взрывчатого вещества блока динамической защиты, а второй (основной) заряд БЧ срабатывал по оголившейся броне, поражая цель.
В ходе модернизации ракеты, завершившейся в 1991 году, на нее была установлена еще более мощная тандемная кумулятивная боевая часть. Добавилась водостойкая проводная линия связи, новый вышибной двигатель и воздушно-динамический рулевой привод. При этом габариты транспортно-пускового контейнера не изменились.
Ракета получила обозначение 9М113М, а весь комплекс – «Конкурс-М». С такой ракетой он (на базе БМП-2), помимо России, лицензионно производился в Индии и Иране.
В 2004 году была проведена третья модернизация ракеты. Еще больше повысилось могущество тандемной кумулятивной боевой части. Изменился заряд вышибного двигателя. Габариты контейнера сохранились, а ракета получила индекс 9М113М1. В таком виде ракета лицензионно производится в Индии.
В Египте на колесной базе, разработанной с участием компании «Мерседес-Бенц», изготавливают боевую машину «Фахт», устанавливая на нее закупаемые в России боевые модули БМП-2 и ракеты 9М113М. Имеются запросы на лицензионное производство и других стран.
За 40 лет существования комплекс «Конкурс» в различных вариантах поставлялся во многие страны мира, использовался в военных конфликтах в регионах с самыми разными климатическими условиями и везде себя великолепно зарекомендовал. В настоящее время комплекс является одним из самых распространенных образцов высокоточных противотанковых средств в мире. Своей высокой боевой эффективностью и надежностью, простотой в изучении, обслуживании и боевом применении «Конкурс» завоевал признание в войсках не только России, но и многих других стран. Это высшая оценка труда коллективов разработчиков.
Надо полагать, еще не весь модернизационный потенциал комплекса исчерпан. И в ОАО «Конструкторское бюро приборостроения» продолжается работа по повышению боевой эффективности комплекса «Конкурс-М». Коллектив предприятия достойно встречает 40-летний юбилей одной из лучших и известнейших своих разработок.
В январе 1974 г. на вооружение Советской Армии был принят самоходный ПТРК 9К113 «Конкурс» , в состав которого входила боевая машина ПТУР 9П148. Она была разработана на базе БРДМ-2 (ГАЗ-41-08) и предназначалась для транспортировки, наведения и запуска противотанковых управляемых ракет.
ПТРК «Конкурс» - самоходный на базе ПТУР 9П148, и на переднем плане переносной
Её работа осуществлялась в несколько этапов. Первый из них - поиск и обнаружение, слежение за целями, а также для наблюдения за местностью. В это время машина переводилась из походного положения в боевое, осуществлялась подготовка электрооборудования целей к пуску, а также выбор направляющей для запуска ракеты. При переходе в следующий режим пуска - велось непрерывное наблюдение за целью через прибор 9Ш119М1 - производился запуск и управление. Затем машина переводилась в походное положение и перезарядка ракет производилась в режиме перезаряжания.
На пусковой установке могли устанавливаться до пяти транспортно-пусковых контейнеров с управляемыми ракетами 9М113 ПТРК «Конкурс»
. Масса одного контейнера составляла 26,5 кг Всего же возимый боекомплект состоял из 15 ракет 9М113 или 10 9М113 и 10 9М111, допускались и сочетания.
Противотанковая управляемая ракета 9М113 в разрезе 1 - аэродинамические рули; 2 - кумулятивная боевая часть; 3 - твердотопливный двигатель; 4 - сопло; 5 - крылья; 6 - гироскопический блок системы управления; 7 - батарея; 8 - катушка с проводом; 9 - трассёр
Загрузка полным боекомплектом продолжалась 15 минут. Основное отличие от ранее принятых на вооружение комплексов, пакет направляющих 9П148 мог подзаряжаться расчётом без выхода из машины. После пуска отстрелянный контейнер автоматически сбрасывался.
Пуск ракет производился только с места. Однако конструкция приводов наведения направляющих позволяла вести огонь и по низколетящим самолётам и вертолётам, а на плаву по целям на берегу и на воде. Угол горизонтального наведения пусковой установки составлял 20°. Скорострельность на максимальную дальность достигала 2-3 выстр./мин.
Пусковая установка с пятью направляющими и размещёнными на них ракетами 9М113 «Конкурс»
Расчёт комплекса ПТРК «Конкурс»
- два человека: это водитель и командир-оператор. Для наблюдения за местностью, поиска и выбора цели рабочее место оператора оборудовалось двумя приборами наблюдения ТНГ10-170 и оптическим прицелом 9Ш119М1, имевшим угол обзора 5° и десятикратное увеличение.
Переговоры между членами экипажа осуществлялись через танковое переговорное устройство Р-124. Для осуществления дальней связи имелась радиостанция Р-123М. В боевых машинах, выпущенных с 1 октября 1988 г., устанавливалась радиостанция Р-173 с улучшенными эксплуатационными характеристиками.
В состав дополнительного вооружения входила выносная пусковая установка 9П135. Она вместе с боекомплектом могла выноситься из боевой машины и использоваться независимо от неё.
В комплект самоходного ПРТРК входила выносная пусковая установка 9П135
Управляемая ракета 9М113 «Конкурс» разрабатывалась на базе уже имеющейся » и была скомпонована по аэродинамической схеме «утка». Система управления в полёте - полуавтоматическая с передачей команд по проводам. Оператор с момента вылета ракеты из контейнера до момента поражения цели удерживал перекрестие сетки оптического визира на цели, при этом ракета автоматически выводилась на линию визирования. Местонахождение определялось по инфракрасному излучению её лампы-фары. В дополнение к полуавтоматической системе управления, для повышения точности стрельбы в условиях оптических помех, был введён режим ручной коррекции на конечном участке траектории. Минимальная дальность стрельбы ракетой 9М113 составляла около 75 м и определялась дальностью взведения взрывателя, максимальная - 4000 м.
Производство ПТРК Конкурс
было организованно в 1974 г. на предприятии «Маяк» в Кирове, в последствии было передано в объединение «Тульский оружейный завод».
ПТРК «Конкурс-М» (9К113М) 1991 г
ПТРК 9К113 состояли на вооружении противотанковых батарей мотострелковых полков и отдельных истребительно-противотанковых артиллерийских дивизионов мотострелковых дивизий.
Боевые машины 9П148 поставлялись на экспорт в страны Варшавского Договора, Афганистан, Индию, Иорданию, Ирак, Иран, Кувейт, КНДР, Ливию, Сирию, Финляндию и другие. В Индии с 1989 г. 9П148 производился по лицензии.
Транспортно-пучковой контейнер от 9М111
С 1967 г. началась разработка машины управления войсковыми подразделениями, в том числе и комплексами ПТРК, на базе БРДМ-2 под индексом БРДМ-2У. Она предназначалась для командиров батальонного и полкового звена мотострелковых дивизий.
Машина управления БРДМ-2У
От линейной машины она отличалась отсутствием башни (на её месте имелся полукруглый люк), установкой радиостанции Р-123 и двух дополнительных - по одной на каждом борту. Внутри корпуса оборудовались рабочие места для офицера и радиста. Машина комплектовалась автономным генератором для питания электрооборудования на стоянке (позднее его установили в прямоугольном защитном кожухе позади люка на крыше корпуса) и аккумуляторной батареей повышенной ёмкости.
На более поздней версии БРДМ-2У сохранили башню с вооружением.
Самоходный противотанковый комплекс 9К113 "Конкурс" предназначен для поражения современных бронецелей на удалении до 4км. Он составляет основу противотанковых средств полкового уровня и применяется во взаимодействии с переносными комплексами батальонных противотанковых подразделений.
Комплекс "Конкурс" был разработан в КБ Приборостроения (г.Тула) в соответствии с Постановлением СМ СССР № 30 о от 4 февраля 1970г. Новый ПТУРС, первоначально получивший наименование "Гобой", в дальнейшем был переименован в "Конкурс". Конструктивные решения, положенные в основу комплекса в основном соответствовали отработанным в комплексе "Фагот" при существенно больших массо-габаритных характеристиках ракеты, обусловленных необходимостью обеспечения большей дальности пуска и бронепробиваемостью.
Комплекс "Конкурс" был принят на вооружение Советской Армии в январе 1974 года. Комплекс "Фагот" использовался в мотострелковых батальонах, а "Конкурс" с боевой машиной 9П148 - в мотострелковых полках и дивизиях. В дальнейшем на его основе был разработан ПТРК "Конкурс-М" .
Кроме России комплекс разных модификаций состоит на вооружении сухопутных сил Афганистана, Болгарии, Венгрии, Индии, Иордании, Ирана, Северной Кореи, Кувейта, Ливии, Никарагуа, Перу, Польши, Румынии, Сирии, Вьетнама, Финляндии. Собственное серийное производство противотанковой ракеты 9М113 "Конкурс" развернуто в Иране. Лицензия на производство ракеты была продана Ирану в середине 90-х годов.
На западе комплекс получил обозначение AT-5 "Spandrel".
Состав
ПТУРС 9М113 (см.компоновочную схему ) скомпонован по аэродинамической схеме "утка". В целях стабилизации на траектории ракета в полете вращается. Вращение ПТУРС в полете обеспечивается лопастями и соплами, установленными под углами 2° и 9° соответственно к продольной оси ракеты. Система управления - полуавтоматическая с передачей команд по проводам. Принцип полуавтоматического управления заключается в том, что оператор с момента вылета ракеты из контейнера до момента поражения цели удерживает перекрестие сетки оптического визира на цели, при этом снаряд автоматически удерживается на линии визирования. Местонахождение снаряда определяется по инфракрасному излучению лампы-фары.
Бортовая аппаратура управления состоит из катушки, проводной линии связи, блока управления, координатора, блока рулевого привода и лампы-фары. Вся аппаратура размещена в аппаратурном отсеке, за исключением блока рулевого привода, расположенного в головной части снаряда. Координатор 9Б61 представляет собой гироскоп с тремя степенями свободы, который обеспечивает согласование команд управления, вырабатываемых наземной аппаратурой управления в системе координат пускового устройства, с системой координат вращающегося снаряда. Блок рулевого привода предназначен для управления снарядом в полете по курсу и тангажу с помощью аэродинамических рулей. Он представляет собой электромагнитный механизм с поворотными якорями, на которых установлены аэродинамические рули. Лампа-фара является электрическим источником инфракрасного светового излучения и предназначена для определения положения снаряда относительно линии визирования. Она расположена в аппаратурном отсеке в каркасе катушки проводной линии связи. ПТУР 9М113 имеет кумулятивную боевую часть 9Н131, которая выполнена в виде боевого отсека, расположенного между блоком рулевого привода и разгонно-маршевой двигательной установкой, и состоит из корпуса, кумулятивного заряда и предохранительно-детонирующего механизма.
Для ПТУР "Конкурс" на базе БРДМ-2 была создана боевая машина 9П148 (см.схему ), с размещенной на ней поднимаемой пусковой установкой на пять ракет 9М113 в транспортно-пусковых контейнерах (см. фото1 , фото2 , фото3 ). Возимый боекомплект составляет 20 снарядов 9М113 или 9М111. Пакет направляющих (см. фото1 , фото2 , фото3 , фото4 , фото5 )может подзаряжаться боекомплектом расчетом в два человека без выхода из-за брони (в отличие от всех комплексов, ранее принятых в Советской Армии). Загрузка машины полным боекомплектом ракет 9М113 продолжается 15 минут. После пуска стреляный контейнер автоматически сбрасывается.
При стрельбе из боевой машины 9П148 оператор нажимает на пульте на кнопку ПУСК, при этом с блока питания аппаратуры управления машины 9П148 подается напряжение 12В постоянного тока на электровоспламенители бортового источника питания, второй наземной батареи блока питания и порохового заряда ротора координатора. При стрельбе с пусковой установки 9П135 оператор нажимает на спусковой крючок механизма пуска, расположенного на пусковой установке, при этом в механизме пуска индуктируются импульсы напряжения, которые подаются на электровоспламенители бортового источника питания, второй наземной батареи блока питания и порохового заряда ротора координатора.
Дальнейшее взаимодействие элементов снаряда при пуске и в полете при стрельбе из боевой машины 9П148 и с пусковой установки 9П135М аналогично. Через 0,2 с открывается передняя крышка контейнера, а затем срабатывает электровоспламенитель вышибной двигательной установки. Форс пламени поджигает пороховой заряд 9X180, и под давлением газов снаряд выбрасывается из контейнера с дульной скоростью не менее 64 м/с. На расстоянии 10-15 м от дульного среза контейнера происходит запуск разгонно-маршевои установки снаряда. Эта установка оснащена однокамерным двухрежимным реактивным твердотопливным двигателем. Двухрежимность достигается за счет геометрической формы порохового заряда 9X179. После вылета снаряда из контейнера световое излучение лампы-фары попадает во входной зрачок оптико-механического координатора наземной аппаратуры управления, где преобразуется в электрический сигнал и в виде частотно-модулированного напряжения поступает в аппаратурный блок. Аппаратурный блок автоматически вырабатывает управляющие напряжения по курсу и тангажу, пропорциональные величине линейного отклонения снаряда от линии визирования. В дополнение к полуавтоматической системе управления введен режим ручной коррекции на конечном участке траектории для повышения точности стрельбы в условиях оптических помех и срыва автоматического сопровождения ракеты по лампе-фаре. О наличии помех сигнализирует специальный индикатор. Минимальная дальность стрельбы снарядом 9М113 определяется дальностью взведения взрывателя (около 75 м).
В комплектацию машины входит выносная пусковая установка типа 9П135, которая вместе с боекомплектом может выноситься из боевой машины и использоваться независимо от неё. Прицел и наземная аппаратура управления являются едиными для использования в возимом и выносном вариантах. Все средства комплекса "Конкурс" обеспечивают применение также ракет 9М111 комплекса "Фагот".
Выносная ПУ 9П135 комплекса "Конкурс" состоит из:
пусковой станок 9П56М
пусковой механизм 9П155
аппаратный блок 9С474
прибор наведения ракеты 9Ш119М1.
Конструкция приводов наведения боевой машины 9П148 позволяет вести огонь по низколетящим малоскоростным самолетам и вертолетам, а также стрельбу на плаву по целям на берегу при форсировании водных преград. Угол горизонтального наведения 20°. Скорострельность на максимальную дальность 2-3 выстр./мин. Расчет боевой машины 2 человека. Вес боевой машины 7000 ±210 кг. Комплекс приспособлен для десантирования на парашютно-десантных платформах.
Ракеты типа «Конкурс» использовались в составе вооружения боевых машин пехоты БМП-1П и БМП-2, при этом боекомплект составлял четыре ракеты. На более легких БМД-2 и БМД-3 предусматривалась смешанная комплектация из одного «Конкурса» и двух «Фаготов».
Тактико-технические характеристики
Дальность стрельбы,м - минимальная - максимальная днем - максимальная ночью |
75 4000 3500 |
Средняя скорость полета на максимальную дальность,м/с | 208 |
Максимальная скорость полета ракеты,м/с | 250 |
Габаритные размеры,мм - длина контейнера - длина ракеты (с вышибной установкой) - калибр ракеты - размах крыльев |
1260 1165 135 468 |
Масса,кг - переносной ПУ - ракеты 9М113 - ракеты в ТПК |
22 14.58 25.16 |
Боевая часть - тип - вес,кг - бронепробиваемость (под углом 60°), мм - бронепробиваемость (под углом 90°), мм |
кумулятивная 2.75 250 600 |
Скорость поражаемой цели, км/час | до 60 |
Кузов пусковой установки 9П148 ПТРК «Конкурс» видоизменен по отношению к базовому кузову БРДМ-2 . Изменения обеспечивают размещение пусковой установки, визира, а также электроприводов их наведения и синхронизации. В оригинальном листе крыши корпуса сделан вырез под выход пусковых направляющих. Вырез закрыт прямоугольным люком с электроприводом. В люке командира размещен визир (прицел - прибор наблюдения) 9Ш119 с возможностью быстрой грубой переброски вручную по горизонту, либо плавным слежением за целью с помощью электропривода. Визир в походном положении закрыт броневой заслонкой с ручным приводом. С целью предохранения оптики имеется «боевое стекло», открываемое только при боевой работе, тоже вручную. Предусмотрен светофильтр для защиты зрения наводчика от воздействия светового излучения ядерного взрыва, лазерного излучения и т. п. Привод фильтра - тоже ручной.
Пусковая установка 9П135
Аппаратурная часть боевой машины 9П148 выполнена на основе блоков переносной установки 9П135 , размещенных в корпусе. Также в комплекте уложен станок 9П56 от носимого варианта. Таким образом, возможно полноценное использование противотанкового комплекса вне боевой машины, для чего необходимо демонтировать визир, аппаратуру управления, извлечь из укладки станок и собрать ПУ. Специальных инструментов для этого не требуется - все блоки закреплены барашковыми гайками, визир вынимается вверх через специальный лючок в своей башенке с использованием стандартного башенного ключа.
Помимо стандартных блоков установки 9П135 , в БМ «Конкурс» содержатся специальные блоки:
- блок индикации световых помех (позволяет обнаружить световые помехи, мешающие полуавтоматическому наведению ракеты в цель);
- встроенная аппаратура контроля и проверки цепей пуска;
- электромеханические приводы наведения и синхронизации.
Возможность проверки цепей пуска позволяет проконтролировать работоспособность всей цепочки процедуры запуска без реального пуска изделий. Поскольку для старта ракеты используется безоткатный принцип, запуск сопровождается выбросом факела пламени из торцевой части контейнера на примерно 10-15 м. В связи с этим крайне важна надежная изоляция двигательного и боевого отсеков от воздействия пламени. Проверка цепей пуска позволяет диагностировать неисправности механизма сброса защитных жалюзи воздухопритока, обрывы в линиях концевых выключателей механизмов стопорения «по-походному» и сигнализации закрытия люков экипажа и оружия.
ПТУР 9М113
Ракеты комплекса 9М113 , 9М111 (и их модификации) широко описаны в литературе. Отдельного описания заслуживает процесс пуска. Сложный на первый взгляд, он обеспечивает пуск изделия только при полной отработке всех процедур, необходимых для надёжного старта, и исключающий пуск изделия при каких-либо неполадках.
- При нажатии кнопки «пуск» оператором замыкается электроцепь пиропатрона откидной передней крышки ТПК , крышка открывается, освобождая нажимную тягу замыкателя пиропатрона отсека энергопитания (на нём же расположен разъём Ш9, обеспечивающий