Переправа через водные преграды. Во время переправы через реку Южный Буг перевернулась лодка: погибли две жительницы Николаевской области Переход переправа через реку нормативные требования
Ответ оставил Гость
Трудно изобразить величественную картину, которую представляло 60-тысячное войско, расположившееся у подошвы холма, на котором Наполеон приказал разбить свои палатки. С этой возвышенности он обозревал всю армию, Неман и мосты, приготовленные для нашей переправы. Мне удалось случайно полюбоваться этим зрелищем. Дивизия Фриана (убит при Бородино), которая должна была находиться в авангарде, сбилась с пути и достигла возвышенности в то время, когда вся армия была уже в сборе. Император, увидев, что мы наконец появились, подозвал Фриана и стал давать ему приказания. В это время дивизия остановилась в ожидании своего начальника перед императорской палаткой; я подошел к группе генералов, составлявших свиту Наполеона. Среди них царствовало зловещее молчание, чуть не уныние.
Когда я позволил себе пошутить, генерал Огюст Коленкур, с которым я был в дружественных отношениях, сделал мне знак и сказал тихонько: «Здесь не смеются. Это великий день». Он указал при этом на противоположный берег реки, как будто хотел присовокупить: «Вот наша могила».
Когда император прекратил разговор с генералом Фрианом, дивизия прошла мимо всех армейских корпусов, направляясь к мостам; вскоре она очутилась на противоположном берегу. Тогда солдаты испустили громкие крики радости, которые привели меня в ужас; они как будто хотели сказать: «Теперь мы на неприятельской земле! Наши офицеры не будут более наказывать нас, когда мы будем кормиться за счет жителей!» До тех пор, согласно строгому предписанию императора, начальству удавалось поддерживать строгую дисциплину. Прокламации напоминали войску, что, проходя по владениям короля прусского, мы находились на территории союзника и что к нему следовало относиться так, как будто мы находились на французской земле. Мы видели, к сожалению, что это приказание нередко было забыто или пренебрежено; но, по крайней мере, войско поступало в таких случаях вопреки приказанию начальства, которое удерживало солдат, говоря: «Когда мы будем на русской земле, вы будете брать все, что захотите...»
Авангард обошел лес, росший у берега, но мы нашли в нем только кое-где следы людей; мы были уже в стране пустынной. Император, принц Невшательский, король Неаполитанский и принц Экмюльский проехались по сосновому бору и были удивлены или, быть может, испуганы тем, что они не видели нигде ни жителей, ни русских солдат. Поляки, посланные на высокие, поросшие лесом холмы, чтобы обозреть местность, донесли, что издали виден арьергард неприятеля, двигавшийся по направлению к Вильне...
В два часа мы вошли в Ковно... Уже в Ковно армейские полки убедились в том, что им придется все уступать гвардии, чем они были весьма недовольны. Мы нашли в городе много всяких съестных припасов, но вскоре было получено приказание поставить у городских ворот караул и не впускать ни солдат, ни офицеров, ни даже генералов, так как все должно быть предоставлено в распоряжение императорской гвардии, которая одна вступит в город; остальные корпуса, не исключая авангарда, должны были стать по другую сторону города. Таким образом мы стали биваком по дороге в Вильну в двух верстах от города, в сосновом лесу, на берегу Вилии, между тем как император остановился в Ковно, а гвардия грабила магазины и частные дома. Жители разбежались и разнесли ужас и уныние по окрестностям. Этот пример, конечно, не мог побудить население прочих городов встречать нас с удовольствием и доставлять нам все необходимое. Однако энтузиазм поляков и их желание вернуть самостоятельность были столь велики, что многие из них все же встречали нас как желанных гостей...
Электронный билет на паром, как оказалось, очень удобная вещь, правда, когда точно знаешь какого числа и во сколько будешь на месте в порту Кавказ или если ехать с другой стороны, то в порту Крым. В конце июля 2015 года мы поехали в Крым через данный пролив, где нас ждал месяц прекрасного отдыха. Заранее зарегистрировались на официальном сайте госпарома, чтобы можно было купить электронный билет на паром не выходя из дома. О том как приобрести билет и как вести себя в порту читайте далее, с актуальными изменениями от апреля 2017 года.
Для спокойной дороги и дабы не стоять в пробках среди других любителей отдыха на Черном море, особенно если вы предпочитаете поездки в Крым на собственном автомобиле, советую приобрести электронный билет на паром через керченский пролив. Так и время ожидания в очереди на переправу в Крым или из него можно значительно сократить, и нервы сэкономить. Для примера, в августе 2015 года с ЭБ время ожидания в порту Кавказ не превышало 5 часов (как раз достаточно чтобы вздремнуть после выматывающей дороги). Те кто не озаботился покупкой электронного билета на паром заранее были вынуждены простаивать 7-12 часов в зависимости от времени и даты. И это я ещё не беру в расчет форс-мажоры с непогодой, которые временами случаются в Керчи. В 2016 году время ожидания в электронной очереди сократилось до 1-2 часов. Весной 2017 люди с электронными билетами, чаще всего проезжают сразу на паром.
Самое забавное, что для оформления электронного билета через Керченский пролив, необходимо приложить минимум усилий. Спустя всего два года, государственные разрабочики смогли, наконец, справиться с этой задачей. С тех пор качество работы сайта только растет. Итак, что необходимо сделать перейдя на сайт госпарома:
На этом с покупкой электронных билетов через керченскую переправу покончено, можно садиться за руль и мчать на встречу долгожданному отдыху в Крыму.
Что сделать до приезда в порт Кавказ и в самом порту
- В первую очередь, следуйте рекомендациям сайта Госпаром и распечатайте электронные билеты на паром . Дело в порту пойдет гораздо быстрее, если у вас на руках будут бумажные копии.
- Обратите внимание, что вместе с билетом на автомобиль распечатается схема подъезда к порту Кавказ. Если вы на переправе в первый раз, то она может оказаться полезной
- Следуя схеме, подъезжайте к работнику переправы и не пытайтесь объехать очередь, первичное распределение проходит быстро и в общем порядке, за тем лишь исключением, что вы получите посадочный талон и отправитесь в электронную очередь (которая намного короче) или сразу на паром.
Как вести себя в порту, очень наглядно демонтирует схема, которую вы получаете при печати билета на автомобиль, подробнее о переправе, советую прочитать в статье: « » — где я описал наиболее яркие плюсы и минусы летнего отдыха на полуострове
Время ожидания посадки на Керченской переправе.
С распечатками электронных билетов на паром, мы приехали в 4:30 утра на Керченскую переправу и проскочили без задержек. Лучше приехать за 1 час до начала временного слота или за 2-3 часа до его окончания, т.к. точно ко времени прибывает основная масса автомобилей, мы в принципе, как и говорил подъехали в порт Кавказ в 4:30, а слот был с 3:00 до 9:00 (повторюсь, оптимальный, на мой взгляд), в порту Крым были уже в 6-ть утра, т.е все вместе с поездкой на пароме заняло полтора часа. И то потому что догружали паром остальными машинами, когда мы заезжали он был практически пуст. Если опоздаете на какое-то время, то отправят стоять в общей очереди с безбилетниками, поэтому лучше не опаздывать.
Ещё очень полезный совет с выбором дня недели поездки на пароме. Обычно люди берут отпуска начиная с выходных и выезжают в на отдых в Крым в пятницу, субботу, воскресенье, понедельник. Поэтому в дневное время в эти дни недели отпускного лета на пароме оказывается много народу. Мы приехали к парому в ночь со среды на четверг и проскочили, как ветер в поле.
Действия на месте связанные с электронным билетом в порту Кавказ.
Еще раз о действиях на переправе. Необходимо обязательно заехать в первый отстойник, где выдают талон на паром. Т.е встать за подъехавшими до вас людьми, не зависимо от того есть у них электронный билет или нет, и дождаться встречи с сотрудником переправы в будке, который распечатает вам нужные талоны на паром и отправит в нужный ручеек для дальнейшего ожидания. Если очереди с электронными билетами нет, то вас сразу направят во второй отстойник, уже непосредственно перед посадкой на паромом никаких ожиданий в общих очередях. Если вы решите сразу проехать на паром без посадочных билетов, то вас не пропустят сотрудники полиции на посту, расположенном по пути к парому, да и на сам паром не впустят, что будет очень обидно
Повторюсь, желательно, распечатанные электронные билеты, т.к. с них считываются штрих коды и распечатываются посадочные билеты .
Во втором и последнем отстойнике нужно будет постоять если есть очередь из машин или сразу, как и нам, могут предложить проехать на паром, т.к. никого уже не было в отстойнике, все заехали.
Если проедите сразу во второй отстойник, минуя первый, и минуя работников переправы, то вас развернут и отправят назад, поэтому не нужно торопиться, ведь талоны на паром распечатывают именно в первом отстойнике.
Поведение на пароме
После того, как припарковали своё авто на пароме и видите, что парковщик потерял к вам интерес, то смело закрывайте автомобиль и поднимайтесь на верх, где можно передохнуть, перекусить (если этот паром с кафе), или просто поболтаться по парому разглядывая и фотографируя всё вокруг. На пароме как правило есть закрытая зона, где прохладный утренний бриз вас не достанет, там же можно не плохо прикорнуть, особенно если на паром вы заехали первым и вынуждены ждать полной погрузки. Кстати быть первым тоже плюс — без вас никуда паром не тронется, вас не объедут, так что можно смело спать пока не надоест. Шучу, конечно, ведь спящего человека быстро вычислят и разбудят, причем довольно грубо, ведь паром должен строго по графику ходить.
На пароме нельзя курить, согласно законодательству РФ, а также согласно указателям на палубе, однако умники всё равно находятся. В принципе штрафов никаких не выписывают, потому если вам лень потратить некоторое время , вполне можно тихонько и незаметно покурить. Тоже самое относится и к алкоголю, хотя в нашей стране к нему даже более лояльное отношение, и, хотя официально нельзя, но глаза на рюмку другую закроют, как члены команды, так и другие пассажиры. Главное не соблазнять водителей.
Минут 20 идёт паром через пролив, приближаясь к порту Крыма, на пароме объявят, что нужно приготовится к съезду с него, поэтому попросят вернуться в машину. В этот момент тоже внимательно, не спешите:
Не торопитесь заводить машину, т.к. некоторые уровни бывают совсем закрыты и вы сами себя и окружающих будете травить угарным газом от авто. Поэтому ждём, когда тронуться впереди стоящие автомобили, и только тогда заводим свой и уезжаем с парома.Не хватало ещё пары десятков трупов.
Всем счастливого пути и отдыха в Крыму, надеюсь вы уже подобрали подходящую гостиницу, если нет, то легко может сделать это прямо сейчас:
Обязательно расскажите о нас друзьям
40 комментария
Сервис, конечно, неплохой, но есть неприятные нюансы. При Украине было спокойнее на Керченской переправе и очередей меньше, и не было некой «озлобленности». Нужно смотреть на все объективно…
При Украине, а точнее в 2013 году, мы с супругой отстояли 15 часов в пробке на паром из Керчи в Краснодар. При этом человек пять в разное время предлагали продать свои места за 100$. Один товарищ пытался развести нас на помощь «на заправку». Ну а сколько войн было в этой очереди и сколько попыток влезть перед спящим…
Озлобленность при России была лишь в первый год, когда очередь встала на 40 часов — это настоящий кошмар! Но с 2015 года включили программу электронного билета, построили отстойники и хамства на паромной переправе не стало. Единственный раз когда после этого была приличная очередь (около 11 часов) это в конце 2015 года после двух дней шторма, в самом конце августа. Сейчас паромная переправа работает несравнимо лучше, чем при Украине. Проверяю по несколько раз в год личными поездками, а отслеживаю информацию о переправе в течение сезона, так как постоянно в Крым и из Крыма ездят мои друзья и знакомые.
-
Добрый день.
На государственных ресурсах, к сожалению такие проблемы встречаются часто — где-то, что-то недоработали и т.п. Однако попробуйте проделать следующее:1. Заново укажите все данные для регистрации на сайте
2. Тщательно проверьте вводимый e-mail адресс (вводить надо все, в том числе и буквы после знака «@», т.е. пример [email protected])
3. У себя на почте проверьте, что сообщения от госпарома не попадают в спам (возможно стоит указать другую почту), убедитесь, что почта вообще приходит на ваш почтовый ящик
4. Можно попробовать создать новую почту, в моем случае не было проблем с доменами: mail.ry, yandex.ru, gmail.comВозможно сбой в работе регистрации носит временный характер
-
такое тоже случается. Это как на сайте госуслуг, вроде полезный и хороший, но часто проблемы возникают. Просто штатные государственные программисты не очень стараются, знаю не по наслышке))))
Удачной поездки.
-
-
По идее можно. Но:
— как правило просят распечатанные билеты
— слоты могут забиться и вам не хватит места, в этом и смысл приобретать заранее
— Сам временной слот — это не точное время, а интервал в 6 часов. Поэтому его не сложно спланировать даже при дальней дороге. Я обычно смотрю по Яндекс-карте с пробками время в пути, накидываю часовые остановки на каждые 10-12 часов дороги и 15 минутные остановки каждые два-три часа (заправка, туалет, поразмяться). Например из Москвы Яндекс говорит 19 часов, значит на дорого закладываю +1 часа (длительных остановок) + 2 часа (коротких) итого рассчитываю, что ехать мне 22 часа. Выезжаю за 22 часа до своего слота и прекрасно попадаю по времени. Тут и непредвиденные события в виде пробок и аварий (чужих) учитываются.Бронируют заранее, чтобы распределить нагрузку на паромную переправу, что позволяет значительно сокращать время ожидания
Оказалась очень интересной и полезной статья. Собрались все семьей отдохнуть и решили поехать на пароме, что бы посмотреть окрестности и почувствовать как волны бьет о борт парома.Заказали электронные билеты и сохранили массу времени.
Спасибо за информацию, очень пригодилась. Как раз разбираемся как всё правильно сделать и оформить, чтоб не возникло потом казусов с этими билетами. Всё же не так просто с этими электронными билетами, есть какой-то страх что-то неправильно указать.
Очень странно. Может вы что-то не так делаете?
Только что забронировал поездку на себя и свой автомобиль, предварительно сняв галку о страховке. Итого сумма к оплате 1875 рублей, без страховки и время на оплату несколько часов. Может дело не в страховке, а в незаполненном поле (например, марка или модель автомобиля)
Вот выдержка из правил:
«Заключение договора страхования не является обязательным условием для заключения договора перевозки (приобретения билета).» Если проблема сохраняется попробуйте связаться с администрацией паромной переправы
Прочитал на сайте, что при покупке ЭБ должны прислать билет со штрихкодом. Но мне прислали в обычном смс номера заказа 6 штук- так как 2 человека на седане и проезд туда-обратно. Подскажите, есть ли здесь ошибка и что делать с этими номерами заказов
Прочитал на сайте, что должны прислать билеты со штрихкодом. Мне прислали в смс посто номера заказов (6 штук) едет 2 человека на седане. Оплачивал сразу туда и обратно паром. Подскажите, есть ли какая то ошибка в этом или мне просто предоставить на пароме надо эти номера?
Добрый день.
В смс приходят номера билетов — все верно.А в личном кабинете на сайте госпарома вы сможете увидеть и распечатать билеты. И если не путаю, то на электронную почту еще уведомление приходит. В общем все верно — ш/к ищите на сайте «госпарома»
Добрый вечер, внимательно прочитала все выше перечисленное, действительно ездила в Крым в июне 15 и собираюсь в августе 16, неужели очереди до сих пор есть? А количество паромов же увеличили, или все равно недостаточно?
Добрый день, Елена.
Да очереди, есть, хотя не столь катастрофичные. Есть неплохое приложения для андроид «Крым Паром», там всегда видна актуальная информация по очередям. На сегодня время ожидания 3-5 часов. Как правило — это время для проезда без электронного билета. Количество паром увеличено, за последние два года. Так же сильно вырос уровень работников портовой службы и загрузка паромов стала действительно быстрой. Признаться 3-5 часов, это куда меньше времени, которое раньше проводили на границе. Вообще виной всему огромный поток туристов. Юг России переполнен и Крым не исключение, сейчас на полуострове пробки из-за узких дорог. Правда в Краснодарском крае все гораздо печальнее. Сейчас как раз путешествуем по нему.
Добрый день
А сколько билетов вам было нужно?
От лишних билетов можно отказаться, подав заявку заранее до начала временного слота, тогда потери будут минимальными. Вам вернут 100% стоимости билетов минус комиссию.
Обратите внимание, что на каждого туриста создается отдельный билет, так же и на авто. Т.е. если вы едите на машине в четвером, то у вас должно быть 5 электронных билетов
Добрый день, если прибудите в порт с опозданием не больше суток, то пройдете по билету, но уже в общей очереди. Где-то у них это в правилах читал. Но лучше постараться приехать хотя бы за час два до окончания слота, это сильно сократит время ожидания в порту
Вроде все внимательно прочитал, но не нашел отвтеа на мой вопрос, подскажите, пожалуйста:
если я купил билеты на машинуц и на трех человек, но в итоге поездка срывается, можно ли отказаться от билетов и вернуть деньги? Буду очень признателен за ответ, так как вопрос достаточно срочный
Сам я не занимался возвратом, поэтому не стал писать про него. Тем более, что покупать билет на паром сильно заранее я не вижу смысла. Всегда есть шанс купить за два три дня до поездки. Однако, если почитать правила перевозки, то легко можно увидеть следующее:
1. Если возврат оформляется за 24 часа до начала слота то возвращается полная сумма
Если менее чем за 24 час, то 75%
если после начала нижней границы то лишь 50%
2. Взимается комиссия за возврат в сумме:
30 рублей при цене билета менее 300 рублей
10% от стоимости билета при цене от 300 до 20 000 рублей
2000 рублей при цене билета выше 20 000 рублей
3. Возврат можно оформить в электронном кабинете на официальном сайте
Ну что же, как я и думал, всё ещё лучше — электронный билет приносит свои плоды. Я честно, опсался того,что ехать придётся долго. Как на границе рашьше часами куковать, ожидая пока ленивые таможенники осмотрять машину. И наплевать на детей в машине и на стариков, им прсото хочется получить свои 500 рублей. Хорошо, что на пароме не придется сталкиваться нима, еду по своей стране, никого не трогаю. Это то, о чем мои родители мечтали ещё с моего рождения — езздить в Крым без гривен. Спасибо Путину за это, и я говорю это на полном серьезё
-
Николай, увы не каждый готов понять, что раньше на границе мы простаивали по 9-12 часов, поэтому 5 часов в отстойнике вздремнуть, дожидаясь своей очереди — это очень даже хороший вариант. К тому же дешевле мотеля и безопасней любой обочины.
Николай, я просто ни раз ездил на этих паромах и знаю какаво это стоять в пробке на 10-20 часов. А мост, пока вместо того чтобы строиться, только дорожает. А цены в Крыму, вы их видели? Бытыдка пива была 6 гривен, а сейчас сколько? А помидоры 10 гривен за килограм? В столовой на 30гривен полноценный обед. А сейчас, еды нет, а то что продают так глаза на лоб лезут
Добрый день, подскажите пожалуйста, хотели поехать с детьми в Крым в субботу 2 июля, как раз со следующей недели начинается отпуск, но на сайте госпарома на эту дату (на вторую половину дня) показана 100% загрузка и не получается купить билет. Имеет ли смысл ехать без него?
Дарья, добрый день.
Извините, что только заметил комментарий. Я бы не советовал ехать без электронного билета, особенно с детьми (за исключением случая, что дети подпадают под льготный проезд), т.к. обычная очередь — очень долгая. Лучше выбрать другую дату, где билеты ещё есть. По практики прошлого года могу сказать, что при полном заполнении слота, электронная очередь не бывает дольше 5-6 часов. Кстати, специально посмотрел. почему бы вам не взять билеты на утро 2 июля?
Сейчас проверил работоспособность сайта — я смог зайти в личный кабинет и посмотреть старые бронирования. Попробуйте зайти через другой браузер (например FairFox, только убедитесь, что у вас установлена последняя версия). Кстати, после подтверждения оплаты, должно прийти смс на номер телефона, под которым вы проходили регистрацию. В СМС должен быть номер электронного билета. Количество смс соответствует количеству приобретенных электронных билетов.
Реки - серьезные препятствия на пути любого человека, туриста, охотника, рыбака, геолога. Сложность тем более возрастает, когда надо пройти по маршруту, а брода нет и мост на карте не обозначен. Хорошо, когда туристская группа экипирована специальным снаряжением для наведения переправ и умеет грамотно и безопасно им пользоваться. Любые реки имеют глубину, которую никто не знает, течение, низкую температуру воды, что представляет собой совокупность серьезных препятствий на любом маршруте.
Место переправы определяется в соответствии с шириной, глубиной, скоростью течения, геометрией дна, рельефом береговой линии, расположением реки на открытом месте, либо в лесной зоне. Большую роль при определении места переправы играет крутизна береговой линии, расположение основного русла реки, радиус поворота основного потока. Нельзя пренебрегать метеорологическими условиями: естественно, во время дождя переправу устраивать ни в коем случае нельзя. Необходимо обратить внимание на наличие мест для организации страховки, для наблюдения за безопасностью переправы.
Вид переправы через реки: вброд, над водой, или по воде - выбирается в соответствии с характером реки и опытом группы. Место для организации переправы выбирается в соответствии с количеством опытных туристов в группе.
Если определен способ переправы, то необходимо обследовать место возможной переправы. Руководитель перед маршрутом должен четко представить себе, где проходит маршрут, по какой местности, и заранее определяет возможные переправы. Все это должно быть четко отмечено на карте маршрута. Придя на место или находясь в ближайшем населенном пункте, необходимо проконсультироваться, есть ли на вашем маршруте брод, переправа или мост. Местные жители знают характер реки (особенно это важно в весенний период или в сильное половодье и паводки), и могут указать точные места бродов, которыми они пользуются. Однако надо каждый раз надо уточнять место расположения брода, так как под влиянием паводков и разливов весной русло рек может сильно измениться.
Наиболее безопасным местом переправы является участок реки, где сила действия потока минимальна: русло самое широкое, а глубина потока наименьшая. Наличие отдельных островов позволяет организовать не эффективную разведку дальнейшего движения через реку. Не следует искать переправу в местах поворота русла реки, потому что быстрое течение размывает внешний от центра поворота берег, делает его крутым и трудно доступным, а главное - поток углубляет дно реки вблизи крутого берега, скорость его при этом резко увеличивается за счет концентрации здесь значительной массы воды.
Любая переправа вброд должна начинаться с разведки, которая складывается из следующих этапов:
Осмотр местности с целью определения типа возможной переправы;
Определение участка русла и берега реки, удовлетворяющих требованиям безопасности при организации выбранного типа переправы;
Определение конкретного способа движения первых участников вброд (с шестом, стенкой, кругом, парами, шеренгой, на усах и другие виды переправ);
Характер подготовительных работ: заброс веревки, укладка промежуточных камней, закрепление бревна, подготовка опор для натяжения перил при переправе над водой;
Выбор типа страховки, соответствующей избранному виду переправы.
После этого предварительного этапа начинается переправа. В простых случаях, когда снос человека течением воды угрожает лишь купанием, может быть осуществлена переправа вброд без страховки. Наиболее распространенными способами переправ являются:
Переход реки поодиночке с опорой на шест, которым упираются в дно против течения;
Шеренгой - лицом вперед по направлению переправы, обнявшись, за плечи или за талии, причем первым идет самый сильный участник, либо руководитель. Слабых участников и девушек ставят либо в конце шеренги, либо между крепкими ребятами для удержания строя и поддержки слабых членов группы;
По двое - лицом друг к другу, положив руки на плечи и передвигаясь приставным шагом, боком к течению;
Кругом, взявшись за плечи друг друга и вращаясь по кругу, входят в речку и, удерживая напарника, перемещаются к противоположному берегу. Вращение круга желательно делать по ходу течения реки, а не против течения.
Здесь нелишне сказать о воздействии силы потока на переправляющегося. Какую величину должна иметь сила потока, чтобы сбить человека с ног? Она должна превышать силу трения ног переправляющегося о дно реки, которая зависит от силы сцепления подошв его обуви с дном реки и от рельефа дна реки. К уменьшению силы трения, начиная с глубины воды порядка 0,8-1 метра, приводит уменьшение веса тела человека, определяемое действием закона Архимеда. Так, при погружении человека средней плотности до пояса его вес уменьшается примерно на 4 кг.
Когда брод без страховки представляет определенную опасность, переправа осуществляется с помощью двух веревочных перил или растяжек с соблюдением всех необходимых мер предосторожности. При этом первым переходит реку наиболее опытный и физически сильный участник на страховке из основной веревки, закрепленной к карабину и к его грудной обвязке в районе спины в свободном скольжении. Под углом около 90 градусов к основной веревке ниже по течению идет к берегу вспомогательная веревка, которой можно при необходимости быстро подтянуть переправляющего к берегу. Страховку лучше всего организовать через выступ дерева, надежный камень или просто держать руками (2-3 человека). Основная веревка выдается идущему на переправу так, чтобы петля не задевала водную поверхность, не стягивала участника вниз и не затрудняла движения вперед.
Особое внимание необходимо уделить длине веревки, к которой будет, пристегнут участник: длина веревки должна быть больше, чем ширина реки.
На случай, если вода собьет переправляющегося с ног, основная веревка должна быть свободна. В противном случае она жестко удерживает сорвавшегося и не позволяет ему ни встать, ни плыть. Страховать нужно так, чтобы в любой момент веревку можно было ослабить и дать переправляющемуся возможность самому плыть вниз по течению, одновременно подтягивая его к берегу дополнительной или вспомогательной веревкой как маятник.
При переправе вброд с шестом необходима достаточно прочная палка длиной не ниже роста человека, прикрепленная коротким концом веревки к страховочным веревкам или к грудной обвязке. Двигаться нужно несколько против течения, сильно упираясь в дно шестом выше по течению, палку держать широко расставленными руками. При движении необходимо постоянно находиться на двух точках опоры, ноги и шест нельзя поднимать в воде высоко. Ступая ногами на дно, предварительно нужно ощупать дно в поисках прочной опоры. Надо стараться избегать попадания в подводные ямы или крутые спуски на дне реки.
После переправы на другой берег первый участник закрепляет основную веревку за дерево или за крепкий куст. Организуются перила для переправы остальных участников. Высота перил должна быть не ниже уровня груди человека, стоящего в реке. Движение по перилам также желательно осуществлять против течения. Сам переправляющий держится руками с двух сторон от карабина, которым он пристегнут к перильной веревке. Размер петли с карабином для самостраховки должен быть таким, чтобы во время движения можно было идти, откинувшись на прямых руках. Переправляться нужно ниже по течению относительно перил. К карабину на грудной обвязке также закрепляются страховочные концы. По возможности страховочную веревку делят пополам, но с условием, что ее хватит на переправу, и в середине вяжут узел проводника. Середину веревки при помощи карабина соединяют к беседке или к грудной обвязке. Таким образом, получаются два конца, две страховочные веревки, чтобы можно было помочь при падении участника в воду или обеспечить перетаскивание рюкзаков с одного берега на другой.
Когда группа при помощи веревочных перил переправится на противоположный берег, последний участник пристегивает к себе страховочный конец веревки и снимает все перила. На основной веревке, которая пристегнута к грудной обвязке, его страхуют другие участники, стоя на противоположном берегу реки. Последний участник переходит так же, как и первый участник с шестом, соблюдая все правила страховки.
Переходить по натянутым перилам следует только по одному человеку, чтобы не создавать аварийной ситуации на переправе.
Нельзя применять вместо карабина схватывающий узел, так как последний может сильно затянуться и в этом случае освободиться, стоя по пояс в холодной воде, будет проблематично. Кроме того, сильным потоком может сорвать участника и затянуть схватывающий узел и тогда освободить попавшего в воду будет очень сложно.
В летний период возможен переход вброд через небольшие речки с песчаным дном, но только после предварительной разведки дна.
Чем сложнее переправа, тем больше времени необходимо затратить на ее организацию. В ряде случаев в поисках участка с безопасной переправой группа вынуждена пройти 10-15 км вдоль реки.
В горных районах часто приходится обходить сложные скальные прижимы, уступы и выбрать место переправы очень сложно. Тогда применяют все возможные меры безопасности при преодолении водных преград. При планировании любого маршрута, нужно избегать ненужных переправ, если ниже по течению есть мост или брод. Но когда приходится идти по сложному маршруту и путь пролегает через горную реку, где невозможно найти хорошее и удобное место для переправы, то необходимо использовать все свои навыки, опыт, знания для организации переправы. Переправа над водой - это технически одно из самых сложных препятствий на маршрутах. В сложных категорийных походах встречается большое количество трудно проходимых вброд водных преград.
Преодоление боковых ручьев в скальных ущельях, в верховьях рек обычно не представляют большой сложности. Часто такие преграды можно преодолевать одним прыжком, или прыгая через поток по камням, выступающим высоко из воды. Однако перед тем как начать прыгать по камням, следует внимательно просмотреть путь движения, наметить каждый очередной прыжок, стараясь не пользоваться неустойчивыми, скользкими камнями.
Особенно внимательным нужно быть при переходе таким способом в том случае, если надо резко менять направление движения от одного камня к другому. Это требует хорошей физической подготовки каждого участника, так как прыгать приходится с тяжелым рюкзаком за плечами почти всем членам группы. При переправах по камням требуется хорошая сноровка и четкая ориентация в пространстве.
При переправе по выступающим из воды камням или бревнам часто требуется страховка, так как поток воды очень сильный и при попадании человека с рюкзаком в поток он может сильно травмироваться.
Самой надежной является страховка с помощью натянутой над водой перильной веревкой, к которой пристегиваются карабином или блоком со страховочными концами, которые в свою очередь привязаны к беседке или обвязке. Таким образом, переправа проходит уже по навесной переправе, натянутой от одного берега к другому сдвоенной основной веревкой. Надо внимательно смотреть, чтобы страховочный конец не был слишком малым или чересчур длинным, чтобы можно было свободно перемещаться вдоль натянутой веревки. Надо иметь в виду, что при этом переправа по камням не идет прямо по натянутой веревке, но приходится перемещаться в разные стороны.
В лесной зоне при наличии высоких берегов возможна переправа по поваленному дереву или приготовленному бревну. Не всегда готовые бревна лежат, так как нужно группе при переходе на другую сторону реки. Но воспользоваться этим «мостом» стоит, необходимо только, осмотрев поваленное дерево, убедиться в его хорошем состоянии, целостности ствола, в его полной надежности при прохождении по нему группы. Если мешают сучья, надо срубить их, чтобы ветки не цеплялись за одежду или рюкзаки.
Руководитель должен убедиться в надежности и безопасности при преодолении данной переправы. Если возникают сомнения, необходимо натянуть веревку вдоль поваленного дерева, соблюдая правила страховки.
Укладка любого бревна через поток требует точного расчета и опыта. Чем длиннее и толще бревно, тем сложней его устанавливать. Сам процесс установки или укладки бревна очень трудоемок, и прежде чем браться за это мероприятие, надо хорошо подумать и взвесить все за и против: сможет ли группа правильно уложить большое дерево, не травмируя участников операции подъема. Если это мероприятие представляется затруднительным, то лучше будет отказаться от этого и найти другую возможность для переправы.
Сначала выбирают не слишком длинное дерево (желательно чуть больше ширины реки), обрубают все сучья, чтобы они не мешали во время транспортировки к месту его укладки. Необходимо подготовить место для крепления комля, то есть выкопать ямку или вбить колья для упора, чтобы оно не отошло в сторону во время подъема. Верхнюю часть обвязывают тремя веревками, образуя три конца длиной в 2-2,5 раза больше длины дерева, тем самым получается три растяжки. Когда все готово, самый опытный участник или руководитель берет все командование на укладку переправы на себя, а все участники выполняют все его указания. Команды выполняются четко, без лишней суеты и проволочек.
Самый сложный этап - это подъем бревна в вертикальное положение, удержание его в течение некоторого времени в вертикальном положении, а затем плавная без рывков и срывов укладка его на противоположный берег. Работа всех должна быть четко согласованной как при подъеме, так и при укладке. Во время укладки необходимо следить за натяжением левой или правой веревки, так как основная нагрузка лежит на центральной растяжке, и ее должны удерживать несколько крепких ребят. Особую осторожность надо проявить, когда угол наклона бревна при опускании становится минимальным, так как возможно отклонение бревна в сторону от линии его будущего положения на противоположном берегу. Бросать его не рекомендуется, так как оно может подпрыгнуть и тяжело травмировать участников подъема.
При наличии крутых берегов, скальных глыб на берегу или близко растущих деревьев можно организовать подвесную канатную переправу на карабинах или блоках путем натяжения с помощью системы полиспаст. При выборе места, где будет натянута основная веревка, надо обратить внимание на рельеф береговой линии, ее высоту, так как при натяжении веревки на большом расстоянии возможен провис на 50-60 сантиметров. При переправе это чревато тем, что на середине переправы человек может оказаться в воде.
Переправа с веревкой на другую сторону осуществляется вброд или вплавь, с соблюдением всех мер безопасности. Для закрепления веревки на противоположном берегу можно перебросить ее, предварительно привязав к ней камень или другой крепкий предмет, в крепкие кусты или в ветки деревьев, так чтобы она зацепилась. Проверив надежность крепления и натянув переброшенную веревку, со страховкой переправляют самого маленького и легкого участника на другую сторону реки, для того чтобы он мог правильно перевязать переброшенный конец веревки к основному дереву или другому надежному предмету.
После того как веревка будет перевязана, перед прохождением всей группы ее нужно заново натянуть при помощи полиспаста. Чтобы облегчить вытаскивание веревки после переправы всех участников, ее закрепляют карабинным узлом. Когда все участники перейдут на другую сторону и веревочная система ослабнет, один конец освобождают от узлов, а другой начинают тянуть на себя, тем самым вся веревка протягивается через карабинный узел и освобождается от крепления на дереве, а весь «хвост» вытягивается на берег.
Во время переправы, используют блок-ролик, который не рвет веревку и облегчает передвижение по натянутым «перилам». Сам участник в страховочной системе «обвязка + беседка» закрепляется карабином за блок-ролик. Передвижение по веревке желательно осуществлять в страховочных рукавицах во избежание травмы веревкой или блоком, так как руки могут попасть под блок. К карабину дополнительно пристегивается на «усах» (короткие 70-80-см концы страховочной веревки или репшнура, закрепленные на карабине узлом проводника к обвязке или страховочной системе) страховочная 6-8-миллиметровая веревка, для того, чтобы помогать при прохождении натянутых перил, особенно в случаях большого провиса на середине реки. Участника подтягивают на «усах», тем самым помогают ему преодолеть трудный участок прогиба веревки, за счет большого веса и слабого натяжения. Если веревочные перила натянуты под уклоном, то при помощи веревочных растяжек придерживают участника, находящегося на переправе, во избежание набора большой скорости и удара его об дерево или камень, за который привязана веревка. Переправляться по веревочным перилам следует вперед головой, чтобы видеть конечный пункт.
Если группа большая, то следует установить две переправы для быстрого преодоления водной стихии. На сложной горной реке, где есть опасность жизни переправляющихся, следует выставить спасательный пост ниже по течению реки для визуального наблюдения или возможного перехвата из воды туриста, сбитого потоком в воду. Есть и другие, более сложные способы переправ, но они требуют специальной техники и снаряжения.
При преодолении рек можно также использовать простые или сложные плоты из пустых пластиковых бутылок, автомобильных камер, одиноких деревьев и многого другого. Надо помнить только, что часто несчастные случаи происходят там, где нет дисциплины и достаточного опыта по преодолению водных преград. Руководитель должен контролировать все действия по организации наведения водной переправы. Халатное отношение к организации переправ приводит к беде.
Ответственность за безопасность во время переправы машин через реки и озера несет должностное лицо, в ведении которого находятся плавсредства. Переправы машин вброд, на лодках, плотах и другими способами, особенно в незнакомых местах, должны производиться только после тщательной подготовки, включающей выбор и изучение места переправы, разработку плана переправы; проверку переправочных, охранных и спасательных средств. Ответственным за подготовку переправы является руководитель, в ведении которого находятся машины. Все участники переправы должны быть подробно ознакомлены с местом переправы и мерами безопасности при ее проведении. Переправы с использованием неисправных или ненадежных переправочных средств и в условиях, не гарантирующих безопасность, запрещаются. Переправы через водные преграды любой ширины в паводки, во время сильного дождя, снега, тумана, ледохода, при сильном ветре запрещаются. При переправах вброд его необходимо обозначать вехами по обеим сторонам от оси намеченной полосы перехода. Проверенная ширина полосы брода должна быть не менее 3 м. Место брода при систематическом пользовании им должно быть отмечено указателем «Брод». Дно реки в месте переправы должно быть твердым и ровным. На трассе брода не должно быть коряг, больших камней, ям и других препятствий. При переезде тракторов через реки и ручьи глубина водоема не должна превышать высоты верхнего полотна гусеницы или осей колесных тракторов. Двигаться следует при открытых дверях на пониженной передаче, при постоянной скорости, не переключая передач и без остановок. При переправах на паромах погрузка и выгрузка тракторов, автомобилей и других машин разрешаются только после швартовки парома у причала. Спуск на паромную пристань должен иметь уклон не более 15°. Въезд на паром и съезд с него автомобилей, тракторов и повозок с находящимися на них людьми запрещаются. После въезда на паром двигатель машины следует заглушить, поставить машину на тормоз, под колеса машины и прицепа подложить деревянные клинья, под гусеницы трактора - подкладки. При размещении машин и повозок на пароме необходимо обеспечивать его равномерную загрузку. Въезд на паром в ночное время должен быть освещен. Движение людей, транспорта (тракторов, самоходных машин и др.) по ледовым дорогам разрешается только по заранее проложенным трассам, обставленным вехами и указателями, после проверки толщины льда и при условии непрерывного наблюдения за его состоянием. Запрещается передвижение машин по льду необследованной трассы. Перед переправой по льду следует внимательно осмотреть данный участок водоема и определить общую пригодность его для переправы. Обследование ледового покрова при выборе места переправы производится двумя работниками с шестами, передвигаю щимися в веревочной связке на расстоянии Юм друг от друга. Первый из них по мере передвижения проверяет прочность льда пешней с петлей, диаметр которой должен быть не менее 25 см, чтобы в случае необходимости можно было легко высвободить из нее руку. Пробное удаление от берега и пробные переходы одного человека с целью определения прочности льда запрещаются. За работой лиц, определяющих прочность льда, должно быть установлено наблюдение с берега (судна) для оказания в случае необходимости немедленной помощи. Наблюдающие должны быть обеспечены баграми, досками, канатами (длиной не менее 50 м) и другими средствами спасения. Первоначальную толщину льда по трассе будущей дороги следует определять через интервалы, равные 1/20 ширины реки. Проводя эти замеры, организаторы переправы должны знать, что при измерении толщины ледового покрова слои снежного и пористого, пропитанного водой льда в расчет не принимаются; при появлении на льду воды нагрузка на ледяную дорогу должна быть снижена до 50-60 %; при расчете нагрузки на лед следует учитывать, что прочность льда весной уменьшается вдвое; при наличии сухих несквозных трещин шириной меньше 3-4 см и глубиной не более половины толщины льда нагрузка на ледяную дорогу должна быть снижена на 30 %. При толщине льда менее 10 см на обоих берегах вывешивают соответствующие дорожные сигнальные знаки и плакаты, запрещающие движение людей, гужевого, тракторного и автомобильного транспорта. В темное время суток эти знаки и плакаты должны быть освещены. Место переправы по льду должно удовлетворять следующим основным требованиям: иметь удобные пологие спуски на лед; хорошее сопряжение льда с берегом; иметь ровный и надежный по прочности ледовый покров без полыней и трещин. В случае, когда лед у берегов ненадежен, зависает, имеет трещины и разломы, между берегом и льдом должен быть оборудован бревенчатый настил. Трасса переправы должна быть обозначена вехами или другими знаками. Расстояние между вехами по ширине полосы должно быть равно 6 м, а по длине - 30 м. Трасса переправы по льду должна пролетать выше открытых участков воды (полыньи, разводья). На ледовых переправах толщина пресноводного льда в зависимости от нагрузок должна быть не менее указанной в табл. 14.4. Указанные в таблице величины определены для прозрачного слоистого пресноводного льда, не замерзающего в нижних слоях. Для определения требующейся толщины льда иной структуры необходимо толщину льда умножить на коэффициент структуры льда (ATI), приведенный в табл. 14.5. Необходимая толщина льда при средней температуре воздуха за 3 сут. "С -10 и ниже Дистанция между машинами и осями полос дпижения. м 14.5. Поправочные коэффициенты учета структуры льда (ATI) Структура льда Зернисто-шуговый лед, состоящий из отдельных льдин 2,19 Очень слабый, кристально прозрачный лед 1,41 Слабый, кристально прозрачный лед 1,18 Очень прочный лед, кристально прозрачный, без включений 0,77 На переправах по льду допускается одновременное движение только в одну сторону. Дистанция между следующими друг за другом машинами приведена в табл. 14.4. При движении по льду запрещается резко тормозить и обгонять идущие впереди машины. Скорость движения автомобилей и тракторов по ледовым переправам не должна превышать 10 км/ч. При переправах по льду люди, сопровождающие машины, должны идти пешком на расстоянии не менее 25 м от них. Водитель должен ехать с открытыми дверьми. 14.5. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОСНОВНЫХ ВИДАХ РАБОТ В РАСТЕНИЕВОДСТВЕ Механизированные работы: почвообработку, посев, посадку, уход за многолетними насаждениями, полив, уборку, тракторные транспортные работы и т.д. проводят в соответствии с требова- киями технологических карт (операционных), технических описаний и инструкций по эксплуатации, выданных заводами - изготовителями машин. Соединение агрегатируемых машин с трактором (плуги, культиваторы, сеялки, сажалки, бороны и др.) и между отдельными машинами должно быть надежным и исключать самопроизвольное их рассоединение. Машины необходимо укомплектовать средствами для очистки рабочих органов. Очистка или технологическая регулировка рабочих органов на движущемся агрегате или при работающем двигателе запрещается. Маркеры должны быть надежно соединены с рамой машины, а фиксирующие устройства исключать возможность их самопроизвольного опускания. В зоне возможного движения маркеров или навесных машин при развороте машинно-тракторных агрегатов не должны находиться люди. Не допускается во время движения одновременное обслуживание одним работником двух или более сеялок. На прицепных сеялках, сажалках, культиваторах и других машинах и орудиях, относительно которых по условиям работы обслуживающему персоналу приходится передвигаться, необходимо наличие поручней и площадки шириной не менее 350 мм с предохранительным бортиком на передней кромке высотой 100 мм, причем в средней части площадки предусматриваются опорно-пре- дохранительная спинка высотой 1000 мм или перила на высоте 900 мм общей длиной не менее 1/3 длины площадки. Агрегаты, в состав которых входят прицепные машины, оборудованные рабочим местом, должны иметь исправные приспособления дистанционной связи, подножные доски и ограждения. Загрузку сеялок и посадочных машин семенным материалом и удобрениями следует производить механическими средствами. Ручная загрузка разрешается только при остановленном сеялоч- ном или посадочном агрегате, выключенном двигателе трактора, с использованием средств индивидуальной защиты и соблюдением предельно допустимых нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей вручную. Смену, очистку и регулировку рабочих органов навесных орудий и машин, находящихся в поднятом состоянии, допускается проводить только после принятия мер, предупреждающих самопроизвольное их опускание. Машины и механизмы, работающие в непосредственной близости от крон деревьев, надо оборудовать защитными ограждениями, предотвращающими нанесение травм работающим. Садовые платформы или агрегаты, предназначенные для подъема и перемещения работников, следует содержать в исправном состоянии. Перед началом работ необходимо проверить ис правность перил, а также наличие страховочных цепочек на перилах трапов. Использование садовых платформ, а также машин для контурной обрезки плодовых деревьев на участках с уклоном более 8” и на террасах запрещено. Работающие машинно-тракторные агрегаты, самоходные или стационарные машины следует немедленно остановить при возникновении любой неисправности. Работать на неисправных машинах и машинно-тракторных агрегатах запрещается. При обнаружении взрывоопасных предметов (снарядов, мин, гранат и т. д.) все работы на участках должны быть немедленно прекращены, границы участка обозначены предупреждающими знаками «ОСТОРОЖНО! ОПАСНОСТЬ ВЗРЫВА!», возле них должна быть организована охрана, а затем немедленно передано сообщение в органы МВД. 14.4.
Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский
Источник: Ануфриков М. (составитель). Спутник альпиниста. Москва, Физкультура и спорт, 1970 г.
Ануфриков М.
Переправа через горные реки
Особенности горных рек
Областью питания горной реки являются снежники и ледники ее бассейна. Это определяет ряд специфических особенностей горных рек. Для них характерны суточные колебания расхода воды. После восхода солнца вода начинает прибывать и достигает максимума во второй половине дня (16-17 часов) в верхнем течении реки. Вечером уровень реки начинает снижаться и достигает минимума в утренние часы (5-7 часов), служащие поэтому лучшим временем для переправы. Как максимум, так и минимум расхода воды в горных реках неодинаковы и зависят от погоды. В ясную погоду дневные паводки очень интенсивны, зато после ясной ночи утром вода спадает, местами обнажая дно. В пасмурную погоду амплитуда паводков и спадов не столь велика. Дожди и фены могут быстро в неурочное время увеличить мощность потока. Пасмурная, холодная погода приводит к снижению уровня горных рек. Сезонный расход воды в горных реках резко отличает их от равнинных. В самое сухое и жаркое время года (июль — август) наступает паводок. Наиболее низкий уровень наступает в самое холодное время года - ноябрь - февраль (в северном полушарии).
Верховье горной реки отличается сравнительно небольшой мощностью потока. Здесь зачастую возможна переправа вброд пеших путешественников и даже преодоление потока по камням. Среднее течение характеризуется увеличением мощности водного потока, большой трудностью и опасностью переправ. Низовья рек, берущих начало в горах, отличаются от рек, целиком текущих по равнине, не характером дна, берегов, скоростью течения, а низкой температурой воды, своеобразными суточными и сезонными колебаниями своего уровня.
Вода горных рек, особенно в верховье, достигает 3-6°. Скорость течения -до 6, а местами и до 10 м/сек. Берега обычно крутые, обрывистые, дно каменистое, склонное к постоянным изменениям рельефа под влиянием паводков.
Горные реки - серьезное препятствие на пути альпиниста. Сбивающее с ног течение, ледяная вода, от которой коченеют ноги, катящиеся по дну крупные камни, способные сбить или поранить переправляющихся, шум воды, мешающий звуковой корректировке и рассеивающий внимание, мелькание водных струй, приводящее к головокружению и потере ориентировки, - все это делает переправу опасной и требует тщательной подготовки к ней.
Выбор места, времени и способа переправы
Место переправы определяется шириной и глубиной реки, характером дна и крутизной берегов, скоростью течения и режимом реки, который зависит от времени суток, времени года, метеорологических условий: наличия мест для организации страховки, наблюдения за переправой и руководства ею.
Для переправы с помощью техническихсредств (над водой) благоприятна суженная часть реки с деревьями на берегу и скальными выступами. Место для брода надо искать там, где река разделяется на рукава или разливается по широкой пойме. Подходящим для переправ по воде (с помощью сплавных средств) считается участок реки с ровным, без бурунов, течением и удобными для причаливания берегами.
Утро - лучшее время суток для переправы, отвечающее условиям наибольшей безопасности. Необходимо, однако, помнить, что в среднем и тем более в нижнем течении больших по протяженности горных рек (крупные горные реки Средней Азии) наблюдается значительное запаздывание суточного паводка.
Способ переправы через реку - вброд, над водой или по воде - выбирается в соответствии с характером участка реки, техническим оснащением и подготовленностью группы.
Способы переправы через горные реки
Переправа вброд. Для брода выбирается участок, где река течет несколькими руслами или широко разливается: ниже островков и крупных каменных глыб, на участках со спокойным течением и гладкой поверхностью воды, что свидетельствует об отсутствии крупных валунов и неровностей дна. Глубокие, выше пояса, броды труднопреодолимы.
Местные жители обычно хорошо знают несколько бродов, которыми пользуются в быту. Однако надо каждый раз уточнять маршрут брода, так как под влиянием паводков русло может неожиданно измениться. На лошадях или верблюдах переправа вброд упрощается, так как они хорошо ведут себя при переходе реки. Ишаки переправляются хуже и зачастую требуют дополнительной страховки во избежание уноса животного потоком.
Если предстоит пешая переправа, надо тщательно разведать реку и наметить точную трассу перехода через нее, с учетом глубины, скорости течения, увлекаемых водой камней, характера дна, а также подготовить места для страховки и наблюдения.
В простых случаях, когда снос человека рекой угрожает лишь неприятным купанием, может быть осуществлена переправа вброд без страховки. Наиболее удобными способами в этом случае будут одиночный переход реки с опорой на двухметровый шест, которым упираются в дно против течения; шеренгой - лицом к движению, обнявшись за плечи или за талию, причем сверху по течению становится наиболее сильный (рис. 89, а); по двое - лицом друг к другу, положив руки на плечи товарища и передвигаясь приставным шагом, боком к движению (рис. 89,б); в кругу - взявшись за плечи наподобие хоровода из 4-6 человек (рис. 89, в ); колонной - боком к движению, лицом вверх по течению, положив руки на плечи идущего впереди. Передний опирается шестом о дно.
Переправа группы вброд через реку, представляющую определенную опасность, осуществляется с соблюдением всех необходимых мер предосторожности. Первым на страховке с берега (если возможно - с высокого, во избежание срыва переправляющегося из-за касающейся воды веревки) переходит реку наиболее опытный и сильный альпинист. Желательно, чтобы он имел в руках шест, которым следует упираться в дно против течения (рис. 90).
Выйдя на противоположный берег, первый закрепляет веревку в натянутом положении для использования ее в качестве перил.
Переправляясь вдоль перил, необходимо соблюдать следующие правила: идти ниже веревки (по течению); страховаться, пристегнув грудную обвязку к перильной веревке с помощью карабина или петли из репшнура и придерживаясь руками за перила; схватывающий узел для страховки на перилах не применять; переходить по перилам только по одному человеку. В осложненных случаях (сильное течение, глубокая вода, валуны на дне, ослабевшая группа и т. д.) переправляющиеся страхуются дополнительно с берега веревкой или репшнуром, который выбирается обратно с помощью скользящего по перилам карабина (рис.91). Последний в группе снимает перильную веревку, прикрепляется к ней и, опираясь на шест, переправляется на другой берег. Перильная веревка используется как страховочная.
Как правило, горную реку переходят в ботинках. Носки снимать не следует: ботинок плотнее сидит на ноге, и теплее. После переправы надо вылить воду из ботинок, вытереть их изнутри сухой тряпкой, отжать и выколотить о сухой камень носки.
Решая вопрос о переправе через горную реку, группа обязана трезво взвесить свои возможности и ни в коем случае не идти на риск. Известно много случаев, когда при глубине по колено поток сбивал переправляющихся с ног. Нужны воля и мужество, чтобы выйти победителем из поединка с рекой. Большое значение имеют оперативные действия товарищей на берегу, направленные на оказание всей возможной помощи находящемуся в воде.
Переправы над водой. На подходах альпинисты бывают вынуждены преодолевать верховья рек, боковые ручьи в ущельях, прыгая через поток по камням, выступающим из воды. Перед тем как ступить на первый камень, следует внимательно просмотреть путь, наметить каждый очередной шаг (прыжок), стараясь не пользоваться неустойчивыми, скользкими камнями. Особенно внимательными нужно быть при переходе таким способом непрямой, ломаной трассы, когда во время серии прыжков надо резко менять направление от одного камня к другому. Узкие потоки и отдельные рукава преодолеваются одним прыжком. Иногда такой прыжок приходится делать с разбега. Тогда надо заранее определить место толчка и приземления после прыжка.
При переправе часто требуется страховка (рис. 92). При массовом переходе возможна страховка с помощью натянутой над водой перильной веревки, к которой альпинист пристегивается карабином, находящимся на индивидуальной вспомогательной веревке, обеспечивающей свободу движений (рис. 93). Подробнее об этом см. на стр. 200.
В первую половину сезона в верховьях горных рек можно переправиться через поток по лавинному завалу. В сомнительных случаях организуются страховка и предварительное опробование прочности снежного моста, например, сваливанием на него каменной глыбы.
В среднем течении горных рек, в сужениях, имеющих относительно высокие берега, возможна переправа через реку по поваленному дерезу или по бревну. Укладка бревна через поток требует расчета и смекалки. Обычно бревно, поставленное вертикально на краю берега, с помощью привязанных к верхнему концу веревок опускается на противоположный берег (рис. 94). Непросты также переход по нему первого из группы и организация перил (рис. 95). Вместо бревна могут быть использованы жерди, доски и другой подручный материал, который потребует предварительной подготовки. Короткие жерди можно сколотить или связать в более длинный «хлыст», тонкие, прогибающиеся - в более прочный пучок из нескольких жердей. В предвидении подобных переправ группе желательно иметь топор и даже крупные гвозди. Этот инвентарь будет нелишним и при организации бивуака.
При наличии крутых берегов, скальных глыб на краю берега, растущих на берегу деревьев несложно организовать подвесную канатную переправу. Переправив на противоположный берег первого одним из приведенных выше способов (или даже для экономии сил и времени всей группы- в обход по удаленной переправе, леднику и т. д.), натягивают через реку основную веревку. Чтобы избежать большого провисания веревки во время переправы, а также упростить извлечение веревки с противоположного берега по окончании переправы, натягивается сдвоенная веревка.
Если польуются старой переправой или естественно упавшим через поток деревом, необходимо тщательно осмотреть сооружение, проверить его прочность и только после этого начинать переправу.
Для обеспечения мер безопасности при массовых переправах необходимо:
1) создать пункт наблюдения и руководства переправой, с которого просматривалась бы вся переправа и можно было подавать необходимые сигналы;
2) ниже по течению в удобном месте создать пост не менее чем из 2 человек, один из которых, надежно страхуемый двумя другими, готов при надобности броситься в реку для перехвата сорвавшегося в воду участника (рис. 97);
3) страхующие на переправах и на посту перехвата должны страховать, выпуская (или выбирая) веревку просто руками (как при страховке через выступ, дерево или крюк), но не через поясницу или через плечо. Здесь 2-3 человека надежно удержат сорвавшегося, смогут в любую минуту выдать слабину и подтянуть упавшего в нужном месте к берегу;
4) обеспечить надежной самостраховкой самих страхующих.
Переправа по воде. При определенных условиях: ровный рельеф дна, достаточная глубина, скорость течения не превышает 3-4 м/сек, подходящие для причаливания берега - возможна переправа через горную реку по воде, конечно при наличии средств переправы.
Переправа вплавь из-за низкой температуры воды, опасности ударов о камни и необходимости последующей сушки имущества в обычных условиях должна быть отвергнута.
Для переправы по воде используются (в зависимости от состояния реки и материальных возможностей) лодки обыкновенные, надувные, надувные бурдюки, плотики из надувных бурдюков (салы), автокамеры, труднозатопляемые предметы (фашины, мешки брезентовые, набитые соломой или ветками, и т. д.). На плавсредствах нужно правильно расположить груз и людей, следить, чтобы судно не кренилось. Груз надежно крепится к «плавсредству», а люди обеспечивают себе страховку и возможность немедленно его покинуть при необходимости (рис. 98). Особое внимание уделяется расчету трассы: определяется скорость течения реки, ее ширина, высчитывается время, необходимое для перегона выбранного сплавного средства через реку при помощи имеющихся в распоряжении группы гребных средств (весла, лопаты, доски и пр.), затем определяется трасса от удобного для спуска к воде места отправления до безопасного места причаливания. На случай проноса судна мимо места причаливания нужно иметь запасной пункт для выхода на берег ниже по течению.
Большое неудобство этого способа переправы - необходимость доставки судна вверх по течению для повторных переправ. Чаще всего это приходится делать «посуху», что затруднительно в условиях крутых берегов горных рек.
В очень редких случаях можно организовать паром - переправу по воде с помощью натянутого над рекой каната, по которому на блоках (карабинах) будет скользить судно, перетягиваемое от одного берега к другому с помощью вспомогательной веревки. Паром имеет смысл устраивать только на местах длительного пользования переправой.
Следует отметить также возможность применения средств переправы по воде для транспортировки людей и грузов сплавным способом вниз по течению на не слишком бурных, хорошо изученных горных реках.