Погода и наблюдения за ней. Погоду по наблюдениям за явлениями природы
Можно ли определить погоду, используя народные приметы относительно поведения птиц, животных, растений, а также указываются приметы, сформированные на основании наблюдений за солнцем и месяцем, облаками и звездами, физическими явлениями и праздничными днями?
Можно ли определить погоду?
Люди давно следят за погодой и ее изменениями, ведь от погоды зависит их жизнь. Так, в солнечные дни можно плодотворно потрудиться, такие дни способствуют хорошему урожаю. А дни слишком засушливые, либо холодные и дождевые могут привести к потере зерновых растений и огородины. Кроме этого, различные природные явления способны разрушать дома людей, оставляя их без жилья. Поэтому совсем не странно то, что люди так внимательно следят за изменениями погоды.
Люди бессильны перед мощью природы. В древние времена они от этого бессилия даже считали, что различные явления природы проявляют себя в результате влияния потусторонних сил. Град для людей был наказанием за грехи, а ветер они воспринимали как божье дыхание. Со временем люди все больше и больше стали понимать многие проявления природы. Но некоторые поверья все равно плотно обосновались в их подсознании, и люди считали нужным безоговорочно в них верить.
И вера эта связана с тем, что народные методы определения погоды всегда были очень точными. В результате их применения даже появились термины для каждого явления погоды. Руководствуясь народными поверьями, конечно же, температуру не узнаешь, но зато можно узнать, что в ближайшие сутки потеплеет или похолодает, а также можно предвидеть вероятность выпадения осадков в виде дождя или снега.
Признаков, по которым можно определить погоду, было много, потому что люди долго и внимательно наблюдали за окружающим миром, собирали информацию и упорядочивали ее. Но ложные суеверия не имеют ко всему этому абсолютно никакого отношения, так как их нельзя объяснить. Например, в древние времена считалось, что если впереди стада идет именно белая корова, то день будет замечательным и ясным, а вдруг корова черная — день надо ожидать хмурый. Но кто сейчас в это поверит? Конечно же, все понимают, что таким образом погоду определить невозможно.
Но существуют другие приметы, которые сформировались в результате наблюдения за поведением животных, птиц и насекомых. Например, людьми было замечено, что пчелы чувствуют ухудшение погоды и поэтому прячутся в ульи. Это совсем неудивительно, ведь ветер и дождь представляют для них потенциальную опасность, они даже могут убить пчел. Людьми было замечено и то, что перед началом дождя птицы и насекомые низко летают. Это можно объяснить повышением влажности воздуха, крылья от нее тяжелеют, и потому летающим особям сложно подняться высоко.
Вследствие наблюдений за насекомыми, птицами и животными, людьми были сформированы такие приметы:
- будет идти дождь, если насекомые находятся над водой так низко, что рыбы даже могут их ловить; если черви выползают из-под земли; если пчелы спрятались в ульи или ласточки летают над водой очень низко;
- следует ожидать жаркого лета, если весной наблюдается много майских жуков;
- день будет ясным, если поют сверчки;
- если кошка сворачивается клубочком, то будет мороз;
- собака лежит на снегу — к вьюге.
Люди были способны определить погоду и в результате наблюдений за растениями:
- запах цветов усиливается перед дождем;
- будет дождь, если одуванчики закрывают свои цветы или ветки елок тянутся вверх;
- ждите бурю, если цветок календулы не открылся до 7 часов утра;
- если зеленые листья на ясене появляются раньше, чем на дубе — будут проливные дожди.
Приметы на основе физических явлений в природе:
- большое количество росы свидетельствует о теплой погоде;
- если душно, то будет дождь;
- если ночью стих ветер, то дождя можно не ожидать;
- погода станет лучше, если во время дождя наблюдается значительное похолодание.
Приметы на основе наблюдений за месяцем, солнцем, облаками или звездами:
- побледнели месяц, солнце и звезды — будет дождь;
- вокруг месяца наблюдаются разноцветные круги — будет сильный ветер;
- ожидайте хорошей погоды, если облака высоко плывут или стали кудрявыми;
- если облака потемнели — будет гроза.
Приметы в определенные месяцы года:
- зима будет ранней, если журавли отлетают на юг в августе;
- снег выпадет поздно, если в октябре березы еще стоят в листьях;
- осень будет долгой, если бабье лето длительное;
- лето будет жарким, если в январе сухо и холодно;
- в сентябре будет сухая погода, если май дождливый.
Приметы в праздничные дни:
- Покрова — считается, что в этот день осень встречается с зимой. Если ветер дует с востока, то зима будет холодной. А если в этот день журавли отлетают на юг, то зима будет ранней.
- Ивана Купала — если пойдет дождь, то следует ожидать хорошего урожая. Если же в этот праздник на небе наблюдается много звезд, то грибов будет много. Гроза свидетельствует о том, что не будет орехов, а большое количество росы — о хорошем урожае огурцов.
- — гроза в этот день — к теплому лету.
- Рождество — замечено, что какая погода будет в этот праздник, такая погода продержится весь следующий месяц.
- Если вы хотите получить максимально точный прогноз погоды, то используйте сразу несколько примет. И тогда вы сами убедитесь в том, что от природы стоит ожидать тех изменений, на которые укажет большинство народных примет.
План-конспект урока по познанию мира.
Тема урока : Наблюдения за погодой.
Цель урока : Формирование у детей целостного взгляда на мир, определять в нём место человека.
Задачи урока:
1. Дать учащимся не только теоретические знания о человеке, обществе и природе, но и развивать их творческое мышление, умение самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, делать определённые выводы.
2. Опираясь на свойства воды, объяснить возникновение облаков и тумана. Объяснить, что поднявшийся с поверхности земли воздух охлаждается, обретает свойства воды и выпадает в виде осадков.
Опираясь на знания о погоде и временах года, полученные в 1-2 классах, научить наблюдению и прогнозированию погоды. Привить навыки пользования условными знаками.
3. Воспитывать любовь к знаниям.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы преподавания : информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий.
Методы учения : исполнительский; репродуктивный; практический; частично-поисковый; поисковый.
Ход урока
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Сообщение темы и целей урока.
Проверка домашнего задания.
Фиксированное повторение. Индивидуальный опрос по карточкам.
Карточка 1.
1. Подчеркни названия природных объектов:
Машина линейка облако
глина горы шкаф
тетрадь птица камень
ромашка дом конфета
2. К неживой природе относится:
1) человек, животные, растения, грибы, микробы;
2) Солнце, Земля, воздух, вода, человек и всё то, что сделано руками человека;
3) Солнце, небо, облака, Земля, камни, вода, дождь, снег.
3. Живые существа отличаются от предметов неживой природы тем, что:
1) они дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают;
2) они разговаривают, бегают и прыгают, смеются и плачут, растут, умирают;
3) они передвигаются, растут, изменяют окружающую природу, умирают.
4. Животные – это:
1) птицы, звери, рыбы, ящерицы, черепахи, черви;
2) звери, насекомые, змеи, растения, грибы, микробы;
3) птицы, звери, человек, насекомые, растения, грибы.
Карточка 2.
1. Заполни пропуски.
1) Всё, что окружает живое существо и с чем оно связано, называют _______________.
2) Экология ______ наука о ___________ между живыми существами и окружающей их средой.
2. Начерти схемы экологических связей.
3. Проверка домашнего задания.
Что такое окружающая среда?
Что изучает наука экология? Какое значение для людей имеет экология?
Приведите значение экологических связей:
1) живое неживое;
2) неживое живое;
3) растения животные;
4) человек природа.
Составь цепь питания из списка живых организмов: кузнечик, сокол, растение, скворец. (Растение – кузнечик – скворец - сокол).
Какое значение для людей имеет экология?
Знакомство с новой темой.
Работа по вопросам над содержанием.
Работа в тетрадях.
Ученики записывают в тетрадь известные им виды осадков и облаков.
Ученики записывают в тетрадь определение: «Температура, давление, влажность, облачность, осадки и ветер составляют погоду». Они должны усвоить смысл этого понятия. Им напоминают, что во время наблюдения за погодой надо учесть все эти факторы.
Охрана воздуха.
При дыхании мы поглощаем кислород, а выдыхаем углекислый газ. 600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день! А вот растения, наоборот, поглощают углекислый газ, а выделяют кислород (на свету) в атмосферу.
Где чище воздух?(В лесу.)
Давайте внимательно рассмотрим листочек дерева. Нижняя поверхность листа, покрыта прозрачной пленочкой и усеяна очень мелкими отверстиями. Их называют «устьица», хорошенько разглядеть их можно только в лупу. Они то открываются, то закрываются, собирая углекислый газ. При свете солнца из воды, которая поднимается от корней по стеблям растений, и углекислого газа, в зеленых листьях образуется сахар, крахмал и выделяется кислород.
Не зря растения называют «зелеными легкими планеты».
Какой чудесный воздух в лесу! В нем много кислорода и полезных веществ. Ведь деревья выделяют особые летучие вещества - фитонциды, которые убивают бактерии. Смолистые запахи ели и сосны, аромат березы, дуба, лиственницы очень полезны для человека.
А вот в городах воздух совсем другой. Он пахнет бензином, выхлопными газами, ведь в городах много машин, есть фабрики, заводы, которые тоже загрязняют воздух. Дышать таким воздухом для человека вредно. Чтобы очистить воздух, мы сажаем деревья, кустарники: липы, тополя, сирень.
Один из учеников рассказывает о тополях (см. Приложение).
Сейчас немало делается для охраны чистоты воздуха:
На многих предприятиях работают установки, которые улавливают пыль и сажу, ядовитые газы.
Ученые разрабатывают новые автомобили, которые не будут загрязнять воздух. Правильно ли поступает водитель, если во время остановки оставляет включенным мотор своей машины? Если неправильно, то почему?
Итог урока.
Что нового вы узнали на уроке? .
Что такое воздух?
Какие его свойства?
Воздух надо охранять, заботиться о его чистоте.
Домашнее задание.
.
Поэт говорит: «Мороз и солнце — день чудесный», о метеочувствительный человек жалуется на холод и головную боль. И таких примеров можно привести сколько угодно. А потому не стоит судить о состоянии атмосферы по самочувствию людей и их отношению к временам года. В метеорологии погода определяется как физическое состояние атмосферы в данный момент времени (о том, что подразумевается под «данным моментом времени», скажем позже). Физическое состояние атмосферы характеризуют такие метеорологические величины, как температура, давление, влажность воздуха, скорость и направление ветра, количество облаков и выпавших осадков (дождя, снега, града), и такие атмосферные явления, как , туман, пыльная буря. Сюда же относятся и оптические явления - голубой цвет неба, радуга, гало, венцы. Воздух все время движется, и его физическое состояние непрерывно меняется. А это значит, что непрерывно меняются и метеорологические величины в каждой точке Земли, т. е. меняется погода. Иными словами, непрерывно меняются температура, давление и влажность воздуха, скорость и направление ветра, количество и форма облаков, осадков. Обычно людей интересует , диапазон величин которой на Земле очень велик: абсолютный максимум +5S°C зафиксирован в , а абсолютный минимум -89°С - на станции «Восток» в (это полюс холода земного шара). Наиболее приятны для человека в средних широтах температуры от +20° до +25°С, но ощущение тепла зависит не только от температуры, но и от влажности воздуха, и от скорости ветра. Давление воздуха то растет, то падает величина его зависит и от географической широты местности. Наибольшее давление 1086 гПа было измерено в Сибири, а самое низкое давление 860 гПа - в центре тропического циклона над . В умеренных широтах от суток к суткам давление может меняться на 20 - 30 гПа, а в тропиках - от I до 150 гПа. Давление воздуха имеет важнейшее значение, потому что от его распределения поземному шару в каждый данный момент зависит движение воздуха относительно земной поверхности, т. е. ветер. Небольшой ветер (10- 12 м/с) - друг человека: ветер очищает города от загрязнения, надувает паруса судна, вращает лопасти ветродвигателей, несет прохладу в душный жаркий день. Однако как только его скорость превышает 15 м/с. ветер становится опасным и даже разрушительным.
Воздух содержит водяной пар. Облака, кроме , состоят или из плавающих мельчайших капелек воды, или из ледяных кристалликов, или же из капелек и кристалликов вместе. Влажность воздуха важна для теплоощущения человека. Именно температура, влажность воздуха и ветер определяют комфортность, когда человек чувствует себя хорошо.
Для характеристики погоды важна и облачность, т. е. степень закрытости неба облаками, а также формы облаков, которые являются своего рода поплавками, показывающими движение воздуха.
Осадки - дождь и снег - необходимое условие жизни на суше. Это важнейшие характеристики погоды. Когда осадков мало, образуются пустыни и степи, а интенсивные и продолжительные осадки вызывают наводнения, сели. Вот почему важно знать количество осадков за сутки, или за 12 ч, или за 6 ч в зависимости от потребностей хозяйства. Все эти метеорологические величины характеризуют погоду, т. е. физическое состояние атмосферы в данный момент. Что же это значит — «данный момент»? Частота наблюдений за погодой зависит от того, насколько быстро меняются метеорологические величины и атмосферные явления и как влияют эти изменения на человеческую деятельность. Теперь существуют самопишущие приборы, непрерывно фиксирующие величины давления, температуры и . Однако невозможно, да и не нужно передавать каждую секунду значения этих величин. Регулярно и наиболее часто наблюдают погоду на аэродромах. Там наблюдения за погодой производят каждые 15 мин. Ясно, что для аэродромов «данный момент» времени — это 15 мин. На метеорологических станциях всего земного шара принято вести наблюдения за погодой каждые 3 ч, считая от 00 ч по Гринвичскому среднему времени. Наблюдатели всей Земли в 0, 3, 6, 9, 12, 15, 18 и 21 ч выходят на метеорологические площадки и делают отсчет по приборам, измеряющим вышеуказанные метеорологические величины. Таким образом, для наблюдений за погодой у поверхности Земли «данный момент» - это 3 ч.
Непрерывно происходящие изменения в состоянии погоды обусловлены в первую очередь процессами общей . Смена дня и ночи определяет суточный ход метеорологических элементов. Однако для погоды гораздо более характерны резкие и нерегулярные изменения в результате смены воздушных масс, прохождения атмосферных фронтов и эволюции циклонов и антициклонов. Например, днем вместо потепления, нормального для суточного хода температуры, может наступить похолодание. Ночью, напротив, температура может сильно повыситься. Осадки и усиление ветра также возможны в любое время суток.
Воздушные массы, как и атмосферные вихри (циклоны и антициклоны), захватывают сразу большие районы: их горизонтальные размеры - тысячи километров, поэтому погода в пределах одной и той же воздушной массы на довольно значительном пространстве будет иметь сходный характер. Если на территорию вторгается новая , то соответствующие изменения погоды происходят одновременно во многих районах. Следовательно, погода на данной территории связана с предшествовавшим и последующим состояниями погоды в других районах. Наблюдения в одном пункте не могут дать полного представления ни о причинах, ни о сущности изменений погоды.
Пространственный масштаб процессов, формирующих погоду, таков, что их лучше всего изучать с помощью географических карт. На карту в точках расположения метеорологических станций цифрами и наносят результаты наблюдений, сделанные в один момент времени. Такая карта называется синоптической (т. е. обзорной) картой погоды, она характеризует состояние погоды одновременно на большой территории, например в или во всем Северном полушарии. Синоптические карты составляются через определенные промежутки времени (например, через каждые 12, 6 или 3 ч) и дают представление о развертывании процессов во времени.
Синоптические карты составляются как для поверхности Земли (приземные карты погоды), так и для различных слоев атмосферы (высотные карты погоды). Вместе с вертикальными разрезами атмосферы и с графиками, построенными поданным радиозондирований, они дают представление о трехмерной структуре атмосферы до высоты 25 - 30 км. Прослеживая по синоптическим картам, как и куда двигались раньше и движутся сейчас воздушные массы, фронты, циклоны и антициклоны и что с ними происходит, синоптик может составить представление об общем характере и механизме погоды во всем географическом районе и на основе своих заключений сформировать предварительный прогноз будущей погоды.
На карте погоды в виде цифр и значков синоптики наносят огромное количество метеорологических данных. «Читать» необработанную (непроанализированную) карту трудно. Делать какие-либо заключения о развитии атмосферных процессов и составлять прогнозы погоды по таким картам практически невозможно, поэтому первое, что необходимо сделать при анализе, это придать карте погоды наглядность. Для этого на карте проводят изобары - линии равного давления, а также изолинии тенденций его изменения за последние 3 ч, затем выделяют зоны осадков, намечают линии атмосферных фронтов. В современном мире для этого широко используются компьютеры и Метео MapMaker, которые позволяют анализировать условия и погоды в пределах земного шара в режиме реального времени.
Основные изменения погоды в умеренных широтах обусловлены циклонической деятельностью, т. е. возникновением, развитием и перемещением циклонов и антициклонов. Подавляющее число циклонов внетропических широт возникает на главных (арктическом и полярном), и вся их дальнейшая жизнь неразрывно связана с этим фронтом.
Если рассматривать эволюцию циклона от момента его возникновения до полного исчезновения, то можно выделить следующие стадии развития.
Начальная стадия циклона - стадия фронтальной волны. На главном фронте возникают огромные волны длиной 1000 км и более. С их появлением теплый воздух начинает продвигаться к высоким широтам в сторону холодного воздуха в передней части волны, а холодный воздух - к низким широтам в сторону теплого воздуха в тыловой части. При этом давление у вершины волны понижается, что приводит к формированию начального циклонического возмущения, как правило, с одной замкнутой изобарой на приземной карте погоды. Это вызывает деформацию (искривление) главного фронта и образование на нем участков теплого и холодного фронтов. Начало зарождения циклона на приземных картах погоды можно заметить по падению давления, увеличению и выпадению осадков.
Стадия молодого циклона. В этой стадии число замкнутых изобар в циклоне возрастает (до двух-трех), а давление в центре циклона продолжает заметно понижаться, что приводит к усилению ветров и осадков. Теплый воздух образует теплый сектор циклона, и на приземной карте отмечаются самые высокие температуры воздуха. Обычно теплый сектор занимает южную и юго-восточную части циклона. Самые низкие температуры в циклоне наблюдаются за холодным фронтом в его северо-западной и северной частях. Весь циклон как единая система обычно быстро (30-50 км/ч) движется на восток или северо-восток.
Стадия максимального развития. Стадия молодого циклона - кратковременный промежуток в развитии циклона: он длится обычно не дольше, суток (чаше 12 ч). Холодный фронт в циклоне всегда движется быстрее, чем теплый, поэтому он постепенно догоняет теплый фронт и смыкается с ним. Происходит так называемое окклюдирование циклона (от лат. occlusio — запирание) и образование фронта окклюзии.
К началу окклюдирования давление в центре циклона падает до самых низких значений (обычно до 980 - 990 гПа, но иногда и ниже). Скорости ветра в центре циклона достигают максимальных значений. Циклоническая циркуляция захватывает до 5 - 7 км. Облачные системы и зоны осадков холодного и теплого фронтов сливаются и приобретают вид огромной спирали, закручивающейся около центра циклона.
Стадия заполнения (разрушения) циклона. В процессе окклюдирования циклона холодный воздух продолжает распространяться к югу и постепенно занимает всю область циклонической циркуляции. Теплый сектор на приземной карте быстро сокращается, а теплый воздух вытесняется в верхние слои тропосферы, где он затем охлаждается. Циклон постепенно замедляет свое движение, давление в его центре начинает расти, ветер ослабевает, а системы облачности и осадков размываются. Наконец циклон полностью исчезает. Таким образом, весь жизненный цикл циклона продолжается 5 - 7 дней.
Возникновение и развитие антициклонов тесно связаны с развитием циклонов. Это единый процесс, происходящий на главном фронте, в результате которого в одном районе создается недостаток массы воздуха и возникает циклон, а в другом районе - избыток массы воздуха и возникает антициклон. В отличие от циклонов, в которых господствуют восходящие движения, для антициклонов характерна общая тенденция к нисходящему движению воздуха. Это происходит потому, что в нижнем слое антициклона воздух вытекает из центра к периферии. Благодаря оседанию воздух в антициклоне не насыщается влагой, и погода в антициклонах преобладает малооблачная и сухая. Только в нижних слоях в ночные часы и в холодную половину года возможно образование туманов и слоистых облаков. Ветры в антициклонах, как правило, слабые, преобладают штили.
Из всего сказанного следует, что наиболее сложные условия погоды на синоптической карте будут наблюдаться в циклонических областях вблизи атмосферных фронтов - в узких переходных зонах между теплым и холодным воздухом. Фронтальные поверхности располагаются в атмосфере наклонно, причем угол наклона фронта к поверхности Земли очень мал и составляет меньше одного углового градуса. Например, если линия теплого фронта у Земли проходит в районе Смоленска, то над Москвой этот фронт располагается на высоте всего нескольких сотен метров (700 - 900 м). При этом более плотный холодный воздух лежит под теплым воздухом в виде узкого клина, постепенно увеличивающего свою толщину по мере удаления от линии фронта.
Определение направления ветра производится по флюгеру. Наблюдатель встает около мачты под флюгером, в течение двухминут наблюдает за средним положением флюгера и определяет ту сторону горизонта, откуда дует ветер. За направление ветра принимают одно из основных 16 направлений, к которому ближе среднее положение флюгера.
Таблица 1. Условные знаки для обозначения атмосферных явлений
Наблюдение за облачностью проводят перед снятием показаний с приборов в метеорологической будке. Облачность оценивают по следующим критериям: безоблачно — чистое небо, незначительная облачность — примерно 25 % неба покрыто облаками; средняя облачность — около половины неба занято облаками; облачно с просветами — 75 % неба покрыто облаками; сплошная облачность — все небо затянуто облаками.
Атмосферные явления (осадки, туман, роса и т. п.) отмечаются в журнале, если они имели место за полчаса до или после срока наблюдений или продолжались в момент наблюдения.
Температура воздуха измеряется точно в часы наблюдения. При работе со срочным термометром следует придерживаться правил:
- независимо от цены деления шкалы термометра отсчеты производятся с точностью до 0,1 °С;
- в ртутных термометрах отсчитывается крайнее верхнее положение вершины мениска, а в спиртовых — положение низшей точки вогнутой поверхности мениска;
- вначале отсчитываются десятые доли, а затем уже целые градусы;
- ввиду большой чувствительности термометра отсчеты нужно производить как можно быстрее, стараясь не дышать на термометр;
- если показания термометра выходят за пределы шкалы, то записывается предельное показание по шкале, перед которым ставится знак > (больше) или < (меньше);
- глаз наблюдателя при отсчете должен находиться на одном уровне с концом столбика жидкости термометра.
Влажность воздуха определяется психрометром или волосяным гигрометром. Психрометр Августа — основной прибор для определения относительной влажности воздуха. Им можно пользоваться при температуре не ниже -10 °С. Он состоит из двух термометров. Один из них обмотан влажной материей. По разнице температур двух термометров с помощью психрометрических таблиц определяют относительную влажность воздуха. Показания гигрометра записываются в целых делениях шкалы. После отсчета надо немного отвести стрелку влево, к меньшим делениям шкалы и проверить, возвращается ли она в первоначальное положение.
Наблюдения за осадками. Количество выпавших осадков измеряется один раз в сутки. За несколько минут до срока наблюдения снимают ведро осадкомера и закрывают его крышкой, а на его место ставят пустое ведро. Осадки выливают в измерительный стакан и высчитывают в целых делениях. При наличии в ведре осадков в виде снега или града измерение производится после того, как они растают при комнатной температуре. Для получения окончательного результата в миллиметрах водного слоя измеренное количество делят на 10 и записывают полученное значение в журнал.
Измерение производят по барометру-анероиду. В момент снятия показаний он должен находиться в горизонтальном положении. Для получения более точного результата следует слегка постучать пальцем по стеклу анероида, после чего записать положение конца стрелки с точностью до 0,1 мм рт. ст. При отсчете конец стрелки должен находиться в центре зрения глаза наблюдателя. Барометрическая тенденция есть разность между только что измеренным давлением и предыдущим значением. Она может быть положительной (давление растет) или отрицательной (давление падает).
Обработка информации, собранной за период наблюдения:
- Рассчитываются среднесуточные значения температур, атмосферного давления и влажности воздуха.
- Строятся графики хода среднесуточных температур, давления и влажности воздуха.
- Построенные графики анализируются. Выделяются периоды роста, падения и устойчивости основных метеорологических характеристик. Особое внимание нужно уделить атмосферным явлениям, облачности, которая им соответствовала.
- На основании анализа выделяются типы погоды с характерными температурами, давлением и влажностью, а также облачностью и атмосферными явлениями. Типы погоды с краткой характеристикой записываются в выводе.
Каждый день происходят перемены в погодных условиях. Малыши, начиная с детского сада, учатся характеризовать, описывать и узнавать явления природы. В каждой группе, начиная с младшего возраста, на стенах висит календарь природы, где дети ежедневно отмечают явления, которые происходят за окном. Это делается с помощью условных знаков погоды, нарисованных на плакате.
В каждой возрастной группе идет увеличение количества символов, так как знания детей расширяются. Они узнают многие новые явления погоды. В статье рассмотрим все известные символы и их разнообразие, как приучают детей определять погоду, направление ветра, измерять температуру и различать виды облачности.
Календарь погоды в младшей группе детского сада
Малыши еще не знакомы со всеми тонкостями явлений природы, они различают только несколько основных определений погоды. Когда на небе светит яркое солнце и нет туч, то день считается солнечным, и ребенок стрелку поворачивает острием на нарисованное солнышко. Когда на улице дождь, стрелка поворачивается на изображение тучки с каплями.
Если погода пасмурная, солнце спряталось за тучи, то стрелка поворачивается на рисунок, на котором облако наполовину перекрыло солнце. Зимой, когда сыплет снег, ребенок указывает на изображение тучки со снежинками. Условные знаки погоды для малышей больше похожи на картинки. Так дети сразу видят, что они должны выбрать.
Определение погоды в средней группе
На данном календаре погоды имеется уже больше символов, но они все еще представлены картинками. Добавляются такие погодные явления, как гроза, радуга. Дети уже знают, что не каждый дождь сопровождается громом и молнией. Есть еще картинка осадков с радугой. Ребята знакомятся с таким явлением во время летнего дождя, когда солнце освещает капли, находящиеся в воздухе. Радугу можно видеть и во время полива цветов воспитателем или рядом с фонтаном.
Также есть еще один из новых условных знаков погоды - это ветер. Сначала дети учатся понимать его присутствие. Для этого используется флюгер, ленточки, ветрячки, да и просто кусочки бумаги. Можно из окна групповой комнаты рассмотреть листву на деревьях. Если на улице есть ветер, то листики шевелятся, а когда его нет - остаются неподвижными.
Условные знаки явлений погоды у старших дошкольников
По такому календарю природы видно, насколько больше явлений погоды уже знают дошкольники. Эту схему также можно использовать и в начальных классах школы. Дети учатся отличать спокойную погоду от слабого или сильного порывистого, шквального ветра.
Также ребята уже могут понять, насколько изменилась температура воздуха. Отмечается разная - жаркая, теплая, прохладная или совсем холодная. На таблице условных знаков погоды различается такая температурная шкала изображением людей разных цветов. Если жарко, то человек - оранжевый, тепло - желтый. А вот замерзшие люди нарисованы холодными оттенками. В прохладную погоду - голубой, в морозные дни - синий.
Уроки окружающего мира
Условные знаки погоды в школе изучаются уже по общепринятой в мире системе обозначений. Это уже не картинки, а символы, о значении которых не всегда можно догадаться по внешнему виду. Указывается направление ветра стрелкой, обращенной в какую-то сторону света. Дети должны уметь различать и правильно показывать все четыре основные стороны света, а также промежуточные, например, северо-восточный или юго-западный ветер. Определяется направление флюгером.
Также в таком календаре отмечается и температура воздуха, которую смотрят по градуснику за окном школы. Иногда дети ведут календарь погоды целый месяц, заполняя в рабочей тетради пустые клеточки, в которых вписываются только обозначения условными знаками.
Чтобы правильно заполнять таблицу, знаки нужно выучить наизусть. Изучение некоторых не представляет труда. Например, снег обозначается снежинкой, роса похожа на капельку на траве, гололед - это скользкая дорога, поэтому нарисована волнистая линия.
Как отмечается сила ветра, тоже несложно запомнить. Штиль - просто стрелка, а с усилением его сил, увеличивается и количество черточек на ней.
При изучении знаков важно придумывать для ребенка какие-то сравнения, аналогии. Так будет проще все запомнить. Дети должны понимать ценность таких наблюдений. Применяются такие сборы информации и в метеосводках, полезны они для сельского хозяйства и сравнения погоды в данный день в разные годы. Учеными изучаются изменения погодных условий на планете, знания помогают вовремя посадить семена в почву, чтобы они не промерзли и дали здоровые побеги.