Устройство для определения направления движения теплого воздуха. Приборы для измерения скорости движения воздуха
Движение атмосферного воздуха происходит вследствие неравномерного нагревания земной поверхности солнцем. Благодаря этому возникает разница в величинах температуры и давления на различных участках земной поверхности, чем и обусловливаются перемещения воздушных масс как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях (ветры).
Местное нагревание или охлаждение суши в любом участке земного шара сопровождается соответственно понижением или повышением давления, приводит к образованию сравнительно кратковременных, но мощных воздушных течений, так называемых циклонов и антициклонов. В центре циклона нагретый воздух поднимается в верхние слои атмосферы, где он охлаждается и движется к периферии. В то же время внизу от периферии к центру направляются более холодные слои воздуха, которые движутся против часовой стрелки вихреобразно вследствие вращения земли вокруг своей оси. В результате такой циркуляции атмосферного воздуха, захватывающей при своем перемещении огромные пространства земной поверхности, сила ветра в циклонах может достигнуть больших величин и привести к катастрофическим последствиям. Погода, как правило, становится пасмурной и сопровождается выпадением атмосферных осадков. Противоположная картина имеет место при антициклонах, сопровождающихся обычно сухой и ясной погодой.
Помимо циклонов и антициклонов, на земной поверхности встречаются различные местные ветры. К ним относятся бризы - периодические ветры, образующиеся вследствие разницы температур на суше и воде; они дуют днем с моря на сушу, а ночью в обратном направлении; горные ветры, происхождение которых объясняется неравномерным нагревом склонов гор и долин, вследствие чего образуются восходящие воздушные потоки днем снизу вверх, ночью в обрат ном направлении; фен - очень сухой и теплый ветер, образующийся в горных районах и губящий растительность
Движение воздуха принято характеризовать направлением и скоростью. Направление определяют в румбах и обозначают той точкой горизонта, откуда дует ветер (север юг, запад, северо-восток, юго-запад и т. д.). Скорость измеряется длиной пути, пройденного ветром в единицу времени (метры в секунду). Прибор, с помощью которого устанавливают направление ветра, называется флюгером; для определения скорости движения воздуха служит анемометр.
В гигиенической практике важное значение имеет роза ветров. Так как для каждой местности характерна известная повторяемость направления ветра, то представляется возможным для обозначения этой повторяемости построить специальный график, характеризующий наиболее часто встречающееся, т. е. преобладающее, направление. Для этой цели на соответствующих линиях румбов откладывают отрезки, длина которых обозначает количество повторений направления ветра в процентах к общему числу всех ветров за период наблюдения (год, сезон, месяц). Концы этих отрезков соединяют прямыми линиями, получая таким образом график, характеризующий господствующие в данной местности ветры (рис. 5). Гигиеническое значение розы ветров заключается в том, что она дает возможность получить наглядное представление о господствующих в данном районе ветрах и в соответствии с этим планировать строительство жилых кварталов, детских учреждений, больниц, санаториев и др. Рациональное размещение их по отношению к промышленным предприятиям предохраняет эти объекты от отрицательного влияния ветров, приносящих с собой различные атмосферные загрязнения (пыль, дым, вредные газы и пр.).
Рис. 5. Роза ветров с преобладающим северо-западным направлением ветра.
Движение воздуха в наружной атмосфере имеет существенное значение с гигиенической точки зрения. Роль ветров заключается прежде всего в том, что благодаря перемешиванию воздушных масс происходит перенос тепла, холода и влаги из одних районов в другие, чем обусловливается смена погоды. Ветры усиливают испарение влаги с поверхности водных пространств, увлажненной почвы и т. п., а также способствуют проветриванию населенных мест и освобождению атмосферы от вредных примесей (самоочищение воздушной среды). Влияние движения воздуха на организм заключается в том, что оно как при высоких, так и при низких температурах в большинстве случаев усиливает теплоотдачу. Но при высоких температурах это повышение теплоотдачи улучшает самочувствие, а при низких играет отрицательную роль, способствуя переохлаждению, что может резко понизить сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Неблагоприятной представляется также роль больших скоростей движения воздуха в закрытых помещениях (сквозняки). Однако слабые токи воздуха (допустимыми считаются скорости до 0,4-0,5 м/сек) приносят существенную пользу, так как они способствуют поддержанию теплового комфорта.
Технология, 3 класс, Рагозина Т.М., Гринева А.А. , Мылова И.Б., 2012.
Учебник разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концепцией комплекта «Перспективная начальная школа». В первой части учебника учащимся в наглядной форме предлагается доступная их возрасту технология обработки природных, искусственных и синтетических материалов. Школьники делают и оформляют свои поделки, необходимые для уроков по окружающему миру, математике и литературному чтению. Вторая часть учебника посвящена практике работы на компьютере.
ЛЕПКА ДЕКОРАТИВНЫХ ПЛАСТИН.
Сделай из глины одну декоративную пластину для себя, а другую - для декоративного раскрашивания в подарок первокласснику.
Скатай шар и расплющи его, чтобы получилась тонкая ровная пластина.
Для получения объёмного изображения скатай шарики-заготовки. Вылепи из заготовок детали: голову, руки, ноги, волосы, рубашку (кофточку), брюки (юбку), туфельки.
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
ЛЕПКА ПТИЦ ИЗ ГЛИНЫ
ЛЕПКА ДЕКОРАТИВНЫХ ПЛАСТИН
УСТРОЙСТВО ИЗ ПОЛОС БУМАГИ
КАРТОН
МЕРА ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ УГЛОВ
ПОДСТАВКА ДЛЯ ПИСЬМЕННЫХ ПРИНАДЛЕЖНОСТЕЙ
КОРОБКА СО СЪЁМНОЙ КРЫШКОЙ
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ ТЁПЛОГО ВОЗДУХА.
ТЕКСТИЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
КУКЛЫ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВОГО ТЕАТРА
КОЛЛАЖ
ЗМЕЙКА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ ТЁПЛОГО ВОЗДУХА
УПАКОВКА ДЛЯ ПОДАРКОВ
АППЛИКАЦИЯ ИЗ НИТОК
ДЕКОРАТИВНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ ВЫШИВКОЙ
ПАЛЕТКА
НОВОГОДНИЕ ИГРУШКИ
БРЕЛОК ИЗ ПРОВОЛОКИ
ОТКРЫТКА-ЛАНДШАФТ
РЕМОНТ КНИГ С ЗАМЕНОЙ ОБЛОЖКИ
ПОДАРОЧНЫЕ ОТКРЫТКИ ИЗ ГОФРИРОВАННОГО КАРТОНА
ИГРУШКИ-СУВЕНИРЫ ИЗ ПЛАСТМАССОВЫХ УПАКОВОК-КАПСУЛ
ДЕКОРАТИВНОЕ ПАННО
КАРТОННЫЕ ФИГУРКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ ТЕАТРА
РАБОТА С КОНСТРУКТОРОМ
ПРОЕКТ КОЛЛЕКТИВНОГО СОЗДАНИЯ ПАРКА МАШИН
ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ
ПРОЕКТ КОЛЛЕКТИВНОГО СОЗДАНИЯ МОДЕЛЕЙ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ
МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ УРОКОВ
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
ПРАКТИКА РАБОТЫ НА КОМПЬЮТЕРЕ
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА ДЛЯ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ
КОМПЬЮТЕР
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ НА КОМПЬЮТЕРЕ
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА, КОТОРЫЕ МОЖНО ПОДКЛЮЧИТЬ
К КОМПЬЮТЕРУ
НОСИТЕЛИ ИНФОРМАЦИИ
РАБОТА С ЭЛЕКТРОННЫМ ДИСКОМ
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ
КАК РАБОТАТЬ С КОМПЬЮТЕРНОЙ МЫШЬЮ
КЛАВИАТУРА КОМПЬЮТЕРА
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ СОЗДАНИЯ И ПОКАЗА ПРЕЗЕНТАЦИЙ
ГЛАВНОЕ МЕНЮ ПРОГРАММЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ И ПОКАЗА ПРЕЗЕНТАЦИЙ
КОМПЬЮТЕРНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ
РАБОТАЕМ С ПРОГРАММОЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ И ПОКАЗА ПРЕЗЕНТАЦИЙ
ГРАФИЧЕСКИЕ РЕДАКТОРЫ
ОКНО ГРАФИЧЕСКОГО РЕДАКТОРА PAINT
СОХРАНЕНИЕ РИСУНКА НА КОМПЬЮТЕРЕ
РАБОТАЕМ С ГРАФИЧЕСКИМ РЕДАКТОРОМ
КАК ВЫКЛЮЧИТЬ КОМПЬЮТЕР
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Технология, 3 класс, Рагозина Т.М., Гринева А.А., Мылова И.Б., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
«Атмосферное давление» - Стандартное давление. Изменчивость и влияние на погоду. Барометр. Барометр-анероид. Торричелли. Нормальное давление. Барическая ступень. Изменения атмосферного давления. Атмосферное давление. История. Тяжесть столба воздуха. Атмосфера. Приведение к уровню моря. Луна. Что произошло бы на Земле, если бы воздушная атмосфера вдруг исчезла.
«Движение воздуха» - Теплый легкий воздух, поднимается наверх. Как движется воздух по вертикали в центре циклона? Какая погода связана с антициклоном? Влияние соседних территорий на климат России. Как происходит круговое движение воздуха в антициклоне? Азорский максимум. Ливни, грозы. Медленное потепление. Атмосферный вихрь с низким давлением в центре.
«Смерчи и торнадо» - Центробежные силы отгоняют к перефирии воронки тяжелые капли воды и града. Форма смерчей может быть многообразной - колонна, конус, бокал, бочка, бичеподобная веревка. Могут быть разрушены дома, фермы, могут погибнуть люди. Смерч - сильнейший атмосферный вихрь в центральной части циклона. Смерчи имеют форму вращающегося хобота, трубы или воронки, свисающей из материнского облака.
«Атмосферные фронты» - Антициклон – это вихрь с высоким давлением в центре. Сравнительная характеристика циклона и антициклона. На гребне волны масса теплого воздуха окружена холодным. Гроза. Зимнее расположение атмосферных фронтов. Арктический АФ. Циклон – это вихрь с низким давлением в центре. Теплый фронт. Антарктические ВМ.
«Атмосферное давление география» - Задачи: Еванджелиста Торричелли. Сколько весит воздух? Оборудование: Письменная проверочная работа. С высоты 2000м на 150 м подъема -10мм рт.ст.; 6000 м на 200 м подъема – 10 мм.рт.ст. Где содержится 80% массы воздуха? ПОВТОРЕНИЕ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА (фронтальный опрос). Подведение итогов. На 100 м подъема давление падает на 10 мм рт.ст.
«Урок Ветер» - Приборы. Скорость. Роза ветров. Характеристика ветра. Муссон. Засвистит- по речке дрожь. «Женатый» -на оз. Флюгер –прибор для определения направления. Анемометр –прибор для определения силы ветра. Налетит- деревья гнёт. Штормовой ветер дует со скоростью 19- 22 м/с. По полю рыщет, Поёт да свищет, Деревья ломает, К земле приклоняет.
Всего в теме 12 презентаций
КОНСПЕКТ ПО ТЕХНОЛОГИИ
«Змейка для определения движения тёплого воздуха»
Дата: 8.04.16 Студентка 36 группы
Школа: №95 Волосенко Елена
Класс: 3-5 Методист: Буторина В.В.
Кабинет № 213 Учитель: Соколова О.Н.
Цель урока: формировать и развить ценностное отношение обучающихся в совместной учебно-познавательной деятельности по способу изготовления змейки для определения движения тёплого воздуха.
Тип урока : развивающее обучение
Планируемые результаты:
Личностные : формировать интерес к художественному конструированию; повторить правила и технику безопасности работы с циркулем, ножницами, шилом; иметь мотивацию к учебной и творческой деятельности.
Предметные : научаться делать прибор для определения движения теплого воздуха; выполнять работу по образцу.
Метапредметные : возможность проявить собственные конструктивные способности при создании образца; овладение логическим действием анализа; воспитывать бережливость; воспитывать дисциплинированность, умение работать в коллективе.
Оборудование для учителя : презентация, технологическая карта, классный циркуль, ученический циркуль, заготовки для разметки круглой детали, ножницы.
Оборудование для ученика: лист плотной бумаги формата А4, шпагат, карандаш, ножницы, шило, циркуль, подкладная доска, шпажка.
Этапы | Время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
|
Подготовка к уроку. | Ребята, достаем свои папки для технологии. | Подготовка материала, самоконтроль | Р: Умение настроиться на работу |
||
Организационный момент. | Здравствуйте ребята! Меня зовут Елена Игоревна, и сегодня я проведу у вас урок технологии (труда). Проверьте свои рабочие места, есть ли у вас всё необходимое для урока. Проверим наличие всех необходимых материалов, инструментов. У вас на столе должны лежать: лист плотной бумаги формата А3, шпагат, карандаш, ножницы, шило, циркуль и подкладная доска. | Приветствуют учителя. Самоконтроль. | Л: действия смыслообразования |
||
Формулировка темы и целей урока, актуализация знаний. | Ребята, отгадайте загадку: Я раскрываю почки, в зеленые листочки. А что мы знаем о движении теплого воздуха? Чтобы узнать об этом больше, сегодня на уроке мы изготовим прибор, который нам в этом очень поможет. А что это за прибор, вы узнаете, открыв свои учебники на странице 31. | Ответы на вопросы в беседе. Весна. Теплый. Формулировка целей урока. Формулировка темы урока. | Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками |
||
Объяснение нового материала: анализ образца | Ребята, так что же мы сегодня будем мастерить? (Слайд №1: свое изделие). Какой формы змейка? А с помощью чего выполняется окружность? Умеете ли вы работать с циркулем? А как мы определяем размер окружности? А что такое радиус? Как вы думаете, какие цели мы поставим на сегодняшний урок? Чему научимся? Посмотрите внимательно на второй рисунок в учебнике. Так будет выглядеть в конечном итоге наша змейка. Ребята, а где и когда вы можете использовать эту змейку в жизни, самостоятельно? Вы когда-нибудь уже пользовались подобными вещами? | Ответы на поставленные вопросы. Спираль, окружность. Циркуля. По радиусу. Отрезок от центра до окружности. | Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом П: принимать и сохранять учебные задачи, Р:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
||
Планирование предстоящей деятельности (Педпоказ) | Из скольки деталей состоит наш прибор? Что нужно для 1 детали? (лист плотной бумаги формата А4, циркуль, ножницы), а что для 2? (Шило, шпагат, шпажка) Из каких ещё материалов можно сделать этот прибор? Составим технологическую карту изготовления изделия. 1. Разметка Расположите лист перед собой, по центру. (Слайд №2 ) Берем циркуль и снимаем нужный размер с линейки, равный величине радиуса. Берем карандаш, откладываем это расстояние от левого угла на верхней и боковой сторонах листа и ставим метку. Точка пересечения будет центром круга. От верхней метки ведем линию по спирали через каждую следующую метку до центра. (Слайд №3 ). 2. Заготовка Берем ножницы, вырезаем по контуру, нужно поворачивать заготовку, подавая ее навстречу лезвиям ножниц, тогда линия вырезания получится плавной и ровной. (Слайд №4 ) В центре спирали делаем отверстие шилом. (Слайд №5 ) Будьте аккуратны. 3.Сборка и оформление Проводим через отверстие шпагат, длинною 20 см., и закрепляем его узелком, другой конец закрепляем на шпажке. (Слайд №6 ). Давайте повторим технику безопасности (Слайд №7 ) | Участие в обсуждении, вопросы и ответы на вопросы. Повторение техники безопасности по работе с инструментами. Краткое формулирование этапов практической работы | Л: участвовать в творческом, созидательном процессе П:понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме Р:умение действовать по плану и планировать свою деятельность |
||
Физминутка | Зарядка для глаз | Выполнение упражнений | |||
Постановка творческой задачи | Итак, ваша задача, сделать змейку. Оценивать ваши работы буду по 3 критериям: Аккуратность, правильность выполнения. | Вопросы по заданию. | К: допускать различных точек зрения. |
||
Самостоятельная работа | Выполняйте работу, самостоятельно пользуясь инструкционной картой (Повторение слайдов ). | Подготовка рабочего места к работе. Самостоятельно изготовить изделие согласно плану. (Разметка, заготовка, сборка, оформление). Взаимопомощь. | П:преобразованиеучебного материала, действия Л:установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом |
||
Итог урока | Вы потрудились на славу. На следующем уроке окружающего мира вы должны будете обязательно проверить действие своих змеек. А сейчас давайте мы сделаем выставку с вашими работами. С самими крепкими, самими красивыми и самыми аккуратными. – Как называется прибор, который вы выполнили? – Что показалось самым трудным? Для чего мы это делали? Кто доволен своей работой, поднимите руку? Какие умения необходимы, чтобы выполнить прибор? (умение чертить и вырезать, а также терпение, фантазия, аккуратность). | Самоанализ. Взаимоанализ. Ответы на вопросы для закрепления материала. Анализ урока с точки зрения достижения поставленных целей. | К: допускать возможность различных точек зрения П: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы Л: участие в подведении итогов урока Р: умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности |
||
Уборка рабочих мест | Перемена. | Дежурный, проследи за классом, чтоб у каждого ученика было убрано рабочее место. | Уборка рабочих мест; самоконтроль. | Р: контроль и сотрудничество. |
Измерение скорости движения воздуха может производиться в разных местах рабочего помещения в зависимости от целей исследования.
Для измерения скорости движения воздуха используют анемометры различных конструкций. Выбор типа анемометра определяется величиной измеряемой скорости движения воздуха.
Замер скорости движения воздуха проводят различными видами анемометров: крыльчатыми (скорость потока от 0,3 до 0,5 м/с), чашечными и индукционными (скорость в пределах 1–30 м/с), термоанемометрами и кататермометрами (скорость не больше 0,5 м/с). Термоанемометры позволяют измерять незначительные колебания потоков воздуха и температуры по объему помещения. Анемометры представлены на рисунке 2.4.
Для измерения интенсивности теплового излучения используют актинометры и радиометры.
Чашечный анемометр воспринимает движение воздуха четырьмя полыми алюминиевыми полушариями, крыльчатый – колесом с пластинками, вращающимися под давлением потока воздуха. Это движение системой зубчатых колёс передаётся стрелкам, движущимся по градуированным циферблатам, по которым производится отсчёт. Измерение скорости движения воздуха производится следующим образом. Записав исходное положение стрелок на циферблатах (стрелки на нуль не ставятся), на маленьких циферблатах учитывают только целые деления, помещают прибор в поток воздуха. На приборе расположен: слева циферблат, показывающий сотни делений, справа – тысячи делений; полный оборот стрелки большого циферблата даёт 100 делений. Анемометр необходимо поместить в поток воздуха таким образом, чтобы ось вращения колеса была для крыльчатого анемометра параллельна, а для чашечного – перпендикулярна направлению потока воздуха. После преодоления чашечками или крылышками анемометра инерции прибора и приобретении ими максимальной скорости, поворотом рычажка, находящегося на боковой стороне прибора, включают стрелки, одновременно включая секундомер для отсчёта времени замера. Через 1 мин, не отводя прибор с места исследования, отключают стрелки прибора, одновременно отмечая время проведения замера (в секундах).
Пересчёт полученного числа оборотов в 1 с на скорость воздушного потока в м/с производится с помощью графиков, представленных на рисунках 2.5а и 2.5б, где по вертикальной оси отложено число оборотов 1 с, а по горизонтали – скорость воздушного потока в м/с.
Рис. 2.5. Графики определения скорости движения воздуха по анемометру:
а – чашечному; б – крыльчатому
Анемометры обладают большой инерцией и начинают работать при движении воздуха со скоростью около 0,5 м/с; давление, создаваемое потоком воздуха меньшей скорости, не в состоянии преодолеть сопротивление оси колеса с крылышками или чашек, поэтому для измерения малых скоростей движения воздуха в помещениях используются кататермометры и термоанемометры. Для определения суммарной охлаждающей способности воздушной среды, для замера малых скоростей движения воздуха (до 2 м/с) пользуются прибором, называемым кататермометром.
Шаровой кататермометр, показанный на рисунке 2.6, представляет собой спиртовой термометр с двумя резервуарами – шаровым внизу и цилиндрическим вверху со шкалой деления от 31 до 41 °С.
Количество теплоты, теряемой кататермометром, при его охлаждении от 38 до 35 °С постоянно при всех условиях среды, а продолжительность охлаждения различна и зависит от взаимного действия всех метеорологических факторов.
Количество теплоты в милликалориях, теряемой с 1 см 2 резервуара кататермометра, называется его фактором F , величина которого указывается на приборе.
Разделив фактор на время (в секундах), в течение которого произошло охлаждение кататермометра от температуры 38 до 36 °С, получаем охлаждающую силу воздуха:
Скорость движения воздуха определяется по формулам, выбираемым в зависимости от величины f /Δt . Величина Δt – это разность между средней температурой кататермометра (36,5 °С) и температурой окружающего воздуха.
Если , то (2.3)
Если , то (2.4)
Определение суммарной охлаждающей силы воздушной среды с помощью кататермометра производится следующим образом. Прибор погружают в воду, нагретую до 60–70 °С (но не более 80 °С во избежание закипания спирта в приборе и разрыва резервуара), держат его в воде до заполнения спиртом на 1/3 или 1/4 объёма верхнего расширения капилляра. Затем кататермометр вынимается из воды, тщательно вытирается и подвешивается в точке замера. Прибор охлаждается окружающим воздухом. При достижении столбиком спирта 38 °С включают секундомер и замеряют время охлаждения прибора (Т , с) на 3° (от 38 °С до 35 °С). Далее производятся расчёты.
Скорость движения воздуха менее 1 м/с также измеряется термоанемометрами. В основу работы термоанемометра положен принцип охлаждения датчика, находящегося в воздушном потоке и нагреваемого электрическим током.
Датчик представляет собой полупроводниковое микросопротивление. Питание прибора осуществляется либо от сети напряжением 220 В, либо от малогабаритных батареек напряжением 1,5 В.
Термоанемометром измеряют скорости движения воздуха от 0,03 до 5 м/с при температуре от 1 до 60 °С. С помощью термоанемометра можно измерить и температуру воздуха помещения, для чего производят соответствующее переключение прибора.
Изучение барометрического давления при исследовании метеорологических условий позволяет, с одной стороны, полнее учесть зависимость температуры и относительной влажности воздуха от барометрического давления (при повышении давления температура повышается), а с другой стороны, существенно влияние этого показателя на характерные эндотермические (испарение влаги) и экзотермические (конденсация пара) процессы, оказывающие большое влияние на метеорологический комфорт.
Барометр-анероид (рис. 2.7), предназначен для измерений атмосферного давления в пределах от 600–800 мм рт. ст.
Рис. 2.7. Барометр-анероид:
1 – корпус; 2 – анероид; 3 – стекло; 4 – шкала;
5 – металлическая пластина; 6 – стрелка; 7 – ось
Главная часть барометра-анероида – лёгкая, упругая, полая внутри металлическая коробка (анероид) 2 с гофрированной (волнистой) поверхностью. Воздух из коробочки откачан. Её стенки растягивает пружинящая металлическая пластина 5. К ней при помощи специального механизма прикреплена стрелка 6, которая насажена на ось 7. Конец стрелки передвигается по шкале 4, размеченной в мм рт. ст. Все детали барометра помещены внутрь корпуса 1, закрытого спереди стеклом 3.
Значение давления определяется как алгебраическая сумма отсчёта по шкале и поправок, которые указаны в паспорте прибора.
Интенсивность теплового излучения измеряют актинометрами различных конструкций, действие которых основано на поглощении лучистой энергии и превращении её втепловую, количество которой регистрируется различными способами.
Обеспечение требуемых нормами метеорологических условий и чистоты воздуха в рабочей и обслуживаемой зонах помещений устраивается системами вентиляции, кондиционированием воздуха и отоплением.
Вентиляцией называется организованный и регулируемый воздухообмен, обеспечивающий удаление из помещения загрязнённого воздуха и подачу на место удалённого свежего чистого воздуха.
Промышленную вентиляцию применяют для технических и санитарно-гигиенических целей. Для технических целей её используют в различных технологических процессах, в санитарно-гигиенических целях вентиляцию применяют для создания нормальных условий труда путём правильного воздухообмена в производственных помещениях. Воздухообмен осуществляется путём удаления из помещения воздуха, не отвечающего требованиям санитарных норм, и подачи чистого свежего воздуха. В этом процессе количество удаляемого и подаваемого воздуха должно быть равно.
По способу перемещения воздуха различают два основных вида вентиляции: естественную и механическую.
Выбор системы вентиляции зависит от особенностей производственного процесса, типа здания, характера выделяющихся вредностей и необходимой кратности воздухообмена.
Вентиляцию называют естественной, если воздухообмен осуществляется путём использования естественного движения воздуха в результате теплового или ветрового напора. Тепловой напор создаётся в результате наличия разности температур или разности удельных весов внутреннего и наружного воздуха, а ветровой – движением наружного воздуха.
Естественную вентиляцию называют аэрацией, когда естественный воздухообмен организован, т.е. осуществляется путём регулирования притока и вытяжки, за счёт открытия форточек, стенных клапанов, фонарей.
На практике имеет место и неорганизованный способ естественной вентиляции (инфильтрация), т.е. когда воздухообмен осуществляется за счёт случайных отверстий и щелей в оконных и дверных проёмах, в стенах и перекрытиях зданий и возможен в помещениях, где необходим не более, чем однократный обмен воздуха в час.
При механической вентиляции воздухообмен достигается за счёт разности давлений, создаваемой вентилятором, который приводится в движение электромотором. Механическая вентиляция применяется в случаях, когда тепловыделения в цехе недостаточны для систематического использования аэрации, а также, если количество или токсичность выделяющихся в помещение вредных веществ требует поддержания постоянного воздухообмена независимо от внешних метеорологических условий.
При механической вентиляции воздух почти всегда подвергается предварительной обработке. В зимнее время приточный воздух подогревается, а в летнее – охлаждается. В необходимых случаях воздух увлажняется или осушается. Если удаляемый (подаваемый) механической вентиляцией воздух запылён или содержит в большом количестве вредные газы и пары, он подвергается очистке.
Вентиляционные системы по их назначению подразделяются на вентиляцию приточную, вытяжную и приточно-вытяжную, а также рабочую и аварийную.
В зависимости от места применения различают вентиляцию: общеобменную, предназначенную для обмена воздуха всего помещения, и местную, обеспечивающую приток или вытяжку воздуха непосредственно на рабочем месте, т.е. у мест выделения вредностей.
В тех помещениях, где возможно внезапное поступление токсических или взрывоопасных веществ, устраивается аварийная вытяжная вентиляция, включение которой производится автоматически от показаний газоанализаторов, настроенных на допустимую по санитарным и противопожарным требованиям концентрацию газов или паров.
Независимо от наличия искусственной вентиляции во всех помещениях необходимо предусматривать также устройство проёмов в ограждениях (форточки, фрамуги) для проветривания.
Механическая вентиляция может быть устроена таким образом, что в вентилируемом помещении поддерживаются постоянные, заранее заданные условия температуры, влажности, чистоты воздуха независимо от наружных условий и колебаний режима технологического процесса. Такая вентиляция называется кондиционированием воздуха.
Обычно кондиционированный воздух до поступления в помещение проходит тепловлажную обработку в установках, называемых кондиционерами, которые состоят из устройств нагрева воздуха – калориферов, устройств охлаждения воздуха – поверхностных или контактных воздухоохладителей, устройств осушения воздуха.
Воздух в калориферах получает тепло от оребрённых или гладких поверхностей трубок, по которым протекает теплоноситель – вода или пар.
В поверхностных воздухоохладителях воздух отдаёт тепло поверхностям трубок, по которым пропускается холодная вода или другой холодоноситель. В контактных охладителях происходит непосредственный контакт охлаждаемого воздуха с водой, обычно воздух проходит через дождевое пространство камеры орошения, в которой форсунками разбрызгивается охлаждённая вода. Осушение воздуха производится влагопоглощающими веществами: твёрдыми (силикатель), жидкими (растворы хлористого лития, хлористого кальция).
Количественно любой способ воздухообмена можно охарактеризовать кратностью воздухообмена, т.е. величиной, показывающей, сколько раз в единицу времени (в минуту, час) происходит полная смена всего объёма воздуха в помещении.
Требования безопасности, предъявляемые к системе вентиляции, изложены в ССБТ ГОСТ 12.4.021–75:
Вентиляторы вытяжных систем, обслуживающих помещения с производствами категорий А, Б должны быть выполнены из материалов, не вызывающих искрообразования;
Взрывоопасность и пожароопасность производственных помещений не должна увеличиваться применением вентиляционных систем;
Вентиляционные системы, обслуживающие помещения с производствами категорий А, Б, где возможно появление статического электричества, должны обеспечивать электростатическую безопасность и иметь заземление.
В помещениях с постоянным или длительным (более 24 часов) пребыванием людей следует предусматривать в холодный период года поддержание требуемых температур внутреннего воздуха путём подачи тепла системами отопления.
Системы отопления зданий должны удовлетворять следующим требованиям, т.е. обеспечивать:
Равномерный нагрев воздуха помещения в течение отопительного периода;
Безопасность в отношении пожара и взрывов;
Возможность регулирования;
Увязку с системами вентиляции;
Уровни звуковых давлений в пределах нормы;
Наименьшее загрязнение атмосферного воздуха.
Системы отопления разделяются на местные и центральные. В местных системах отопления теплогенератор (котёл), теплопроводы (трубы) и нагревательные приборы (батареи) объединены и находятся в отапливаемом помещении. В центральных системах отопления выработка тепла происходит в каком-либо центре (в котельной), а теплоноситель к нагревательным приборам, находящимся в отапливаемом помещении, подаётся по трубопроводам.
В зависимости от вида используемого теплоносителя отопление бывает водяное, паровое и воздушное.
Системы водяного отопления подразделяются:
По принципу подводки теплоносителя к нагревательным приборам – на двухтрубные и однотрубные;
На системы с естественным побуждением (циркуляцией) и искусственным побуждением – с применением циркуляционного насоса;
На системы с верхней разводкой и системы с нижней разводкой.
Водяное отопление более безопасно (по отношению к паровому), т.к. температура нагревательных приборов не превышает 80–90 °С.
Системы парового отопления подразделяются на системы с верхней разводкой и системы с нижней разводкой. В паровых системах отопления водяной пар, конденсируясь в нагревательных приборах, выделяет скрытую теплоту парообразования. Это тепло передаётся в помещение через стенки нагревательного прибора, а конденсат по конденсатопроводу стекает снова в котел для повторного использования. Недостатки парового отопления: высокая температура нагревательных приборов, которая может привести к возгоранию легковоспламеняющихся веществ и пыли, и как следствие, к ожогам обслуживающего персонала.
Системы воздушного отопления могут быть отопительными, в которых осуществляется полная рециркуляция воздуха, и отопительно-вентиляционными – используемые свежий воздух. Воздушное отопление обладает следующими преимуществами: гигиеничностью, безопасностью, быстрым повышением температуры воздуха в помещении, исключением множества местных нагревательных приборов. Воздушное отопление целесообразно применять для отопления крупных производственных помещений.
Основой аттестации рабочих мест по условиям труда является соответствие параметров воздуха данным, приведённым в таблицах 2.6, 2.7, 2.8 и 2.9, характеризующим класс условий труда по показателям микроклимата для производственных помещений и открытых территорий в различные периоды года.
- Чебуреки с картошкой и грибами Картофельные чебуреки
- Блины роти. Блины тайские с бананом. “Роти клуай” или тайские блинчики с бананом: рецепт традиционный
- Рецепт: Чебуреки с картофелем - "экономные" Рецепт как приготовить чебуреки с картошкой
- Рецепт: чебуреки с картошкой Чебуреки с картошкой на сковороде