Откуда берутся и куда деваются вундеркинды? Дети-вундеркинды. Каждый талантлив
“Я всегда играл на победу, а не для того, чтобы проиграть, - объяснял сын ирландского ученого, говоря о восхождении на пост президента крупного концерна. - Смысл этих слов различен”.
Так и есть. Вот здесь мы и видим отличие замкнутой модели поведения от модели поведения вундеркинда.
Мужчины, придерживающиеся обеих моделей поведения, возможно, мечтали о высоких достижениях. Разница между ними - в степени риска, на который они могут пойти. Мужчина, который начинает добиваться в жизни своей...
Дети Индиго - термин, впервые использованный американским экстрасенсом и синестетиком Нэнси Энн Тэпп в 1982 году в книге «Как разобраться в жизни с помощью цвета». Тэпп утверждает, что способна видеть ауру вокруг человека и, приблизительно в конце 70-х, начала замечать множество детей, которые рождены с аурой цвета индиго.
Согласно первоначальному определению, индиго - это цвет ауры нового поколения людей, отличающегося многочисленными талантами, высоко развитой интуицией, чувствительностью...
Много родительских ошибок в воспитании детей совершается от большой любви. Часто родителям хочется, чтобы их ребенок был самым талантливым, самым необыкновенным, и они тщательно следят за его учебой, записывают на дополнительные занятия и кружки, так, что у ребенка получается почти круглосуточный график учебы.
При этом могут упускаться из виду такие моменты, как общение ребенка со сверстниками, отдых, развлечения. Чтобы ребенок лучше учился, его начинают сравнивать с Васей и Дашей - детьми...
Имена гениев у всех на слуху. Они попросту стали синонимами различных видов науки и искусства: Сократ - философия, Рафаэль - живопись, Моцарт - музыка, Эйнштейн - физика, Пушкин - поэзия. Кто же такие гении, и почему они такими стали?
Немного о природе одаренности
В научной психологии различают интеллектуальную и творческую одаренность. Интеллектуальная одаренность характеризуется повышенной способностью к обучению, энциклопедичностью знаний. Тогда как люди творческого типа отличаются...
Известно, что в ходе интеллектуального развития человека количество клеток коры головного мозга (20 млрд.) практически не увеличивается по сравнению с тем, каким оно было при рождении. Это означает, что формирование способностей к интеллектуальной деятельности происходит на фоне не количественных.
А качественных изменений мозга - повышения активности его функционирования и усложнение структуры под воздействием внутренних биологических и внешних обучающих факторов.
Если перевести все...
Когда ребёнок получает свободный и неограниченный доступ к компьютеру, я говорю, что это ребёнок, которого родители "потеряли". Такие дети превращаются в Алису из сказки Льюиса Кэрролла и ускользают от своих мам и пап в виртуальный мир - Страну Чудес и Зазеркалье одновременно.
Но вот парадокс. Эти современные вундеркинды, лопоча на профессиональном жаргоне программистов, решая в первом классе задачи, которые раньше мы осиливали только в третьем, доставляют своим родителям те же хлопоты...
Нельзя сказать, что феномен детей Индиго целиком и полностью проявил себя лишь в 20 веке. Из документов мы можем почерпнуть свидетельства рождения детей с удивительными способностями ещё во времена зарождения христианства.
Другое дело, - и тут уже нельзя не согласиться, - что в последние десятилетия это явление приобрело крупномасштабный характер, и, если верить статистике, каждый десятый ребёнок, рождающийся сегодня на Земле, - Индиго.
Так кто же такие эти удивительные создания...
Мужчин, которых я опросила, можно разделить на три основные группы в зависимости от модели поведения.
Неустойчивые. Не желают или не способны наметить твердые внутренние ориентиры в двадцатилетнем возрасте и продолжают эксперименты молодости.
Замкнутые. Намечают твердые ориентиры в двадцатилетнем возрасте, но происходит это мирно, без кризисов и самоанализа.
Вундеркинды. Подвергают себя риску и играют на выигрыш, часто веря, что, как только они достигнут вершины, их неуверенность в себе...
В конце концов, в ходе своей ознакомительной деятельности, крыса оказывалась в самом дальнем от рычага углу камеры и тут же получала удар электрическим током. Оказываясь в непосредственной близости от рычага, она получала...
Вундеркинд. Так как гении в большинстве своем проявляют выдающиеся способности с детства, то непосредственное изучение одаренных детей должно принести пользу для исследования в целом. Изначально вундеркинда представляли в виде слабого, болезненного, необщительного, узко специализированного ребенка. Его достижения по своему характеру воспринимались как интеллектуальные «трюки» и не имели никакой или почти никакой практической ценности.
Одним из самых древних задокументированных случаев детей-вундеркиндов был Кристиан Генрих Хайнекен, чьи выдающиеся достижения были увековечены его наставником в старой Германской книге. В возрасте четырнадцати месяцев этот ребенок был способен рассказывать на предания Старого и Нового завета. В четыре года он читал на французском, немецком и латинском языках, а также прекрасно говорил на всех трех языках. В этом возрасте он был способен выполнять основные арифметические действия, знал множество исторических фактов, разбирался в географии. Он стал известен всей Европе, его пригласил на аудиенцию король Дании. Однако, в точности соответствуя традиционному стереотипу, Хайнекен был болезненным ребенком и умер в возрасте четырех лет и четырех месяцев.
В противовес распространенному мнению случай Кристиана Генриха Хайнекена не является типичным. В качестве примера высокоодаренного ребенка, который стал здоровым и успешным взрослым, мы можем привести Карла Витте. Родившийся в Лохау, в Пруссии, в 1800 году, этот вундеркинд дожил до восьмидесяти трех лет и до конца дней своих сохранил свои выдающиеся интеллектуальные силы. Карла в буквальном смысле обучали с колыбели. Его отец был убежден в эффективности раннего и взялся доказать это на примере своего собственного сына. Ребенка никогда не учили разговаривать так, как говорят дети. Он играл только в обучающие игры. В возрасте всего лишь восьми лет он с явным удовольствием читал в оригинале труды Гомера, Плутарха, Вергилия, Цицерона, Фенело-на, Флориана, Метастазио и Шиллера. Он был зачислен в качестве студента на дневное отделение в Лейпциге в возрасте девяти лет. Накануне своего четырнадцатилетия он получил степень доктора философии. Двумя годами позже он стал доктором юриспруденции, тогда же он был зачислен в штат преподавателей Берлинского университета.
Отец Карла Витте, обсуждая вопрос обучения сына, писал: «...он был должен, прежде всего, расти активным, сильным и счастливым парнем, и в этом, как всем известно, я преуспел... Мне было бы в высшей степени неприятно, если бы я сделал из него самого выдающегося специалиста по латыни или греческому или, скажем, математика. Именно поэтому я немедленно останавливался, когда мне казалось, что тот или иной язык или наука привлекла к себе его внимание слишком рано».
Карл не производил впечатления тщеславного или испорченного, избалованного ребенка. Он никогда не бравировал своим знанием, был честным и непретенциозным, он часто старался научиться у своих друзей тому, что они знали лучше него. У него было множество товарищей-сверстников, с кем он мог играть, и говорят, что «он настолько хорошо с ними ладил, что почти всегда дети расставались с ним со слезами на глазах».
Современные исследования одаренных детей, организованные психологами, также не указывают на то, что такие дети обязательно должны быть неполноценными в других аспектах. В 1942 году Холлингворт в одной книге собрала 31 отчет о детях, чей коэффициент интеллекта превышал 180. Такой показатель коэффициента интеллекта должен встречаться раз на миллион случаев или что-то около того. В качестве примера достижений и уровня адаптированности детей с таким коэффициентом умственного развития могут послужить следующие случаи.
Талантливая писательница-подросток Элизабет*** находилась в возрасте семи лет и десяти месяцев, когда ее коэффициент интеллекта по методике Стэнфорд-Бине был равен 188. Она получила высокие результаты по всем интеллектуальным и образовательным тестам, но проявила особую заинтересованность и талант к сочинению прозы и поэзии. Ребенок был диагностирован как абсолютно здоровый, без каких бы то ни было физических дефектов; она на год или около того опережала своих сверстников в физическом развитии. Выдающиеся лингвистические способности Элизабет проявились очень рано. В 19 месяцев она могла ясно выражать свои мысли и знала алфавит. К восьми годам она прочитала порядка семисот книг, среди которых были и произведения таких авторов, как Берне, Шекспир, Лонгфеллоу, Уордсворт, Скотт и По. К этому возрасту она также написала более 100 поэм и 75 рассказов. Ниже мы приводим образец ее литературного творчества, написанный в возрасте семи лет одиннадцати месяцев, который называется «Что такое сказки»:
Сказки - это причуды воображения,
Которое, устав от земной реальности,
Стремится создать тех,
Кто живет лишь в мечтах,
И наделяет созданных им духов
Гениальностью, чтобы они несли Счастье.
Эти случаи представляют собой типичные примеры историй детей с высоким уровнем развития. Эти дети вполне могут обладать хорошим здоровьем, живой , жить долго и быть сбалансированной личностью. Если не вдаваться в крайности, слабеньких, скромных и болезненных детей можно найти как среди одаренных, так и среди интеллектуально нормальных детей. Но такие случаи являются здесь большой редкостью, а поэтому не могут служить представителями группы в целом.
Несомненно, у вундеркиндов могут возникать свои специфические проблемы с , особенно в детстве и подростковом возрасте, по причине своего исключительного интеллектуального статуса. Но эти проблемы с приспособлением представляют собой как раз результат, а не причину или существенную внутреннюю составляющую гениальности. Среди возможных проблем, с которыми может столкнуться ребенок, чей коэффициент интеллекта значительно превышает 150, стоит назвать тот факт, что такой ребенок младше, а потому и слабее и меньше, чем его товарищи, а отсюда и ряд проблем. Это условие может сделать его более восприимчивым к насмешкам, а также не позволять ему принимать участие в атлетике и активных играх. Вторым источником затруднений является его изолированность от сверстников и популярных занятий, которая, судя по всему, образуется по той простой причине, что его интересы и способности сильно отличаются от его окружения. Негативизм по отношению к авторитетам может развиться тогда, когда ребенок осознает, что авторитет часто нерационален или совершает ошибки в своей деятельности. Нетерпение и нежелание «с радостью терпеть идиотов» могут появиться вслед за наблюдением того, что некоторые его товарищи в некоторой степени глупы. Также вундеркинд может развить в себе привычку к работе вполсилы и леность, так как повседневная учеба в школе не представляет для него ни малейшей сложности. Причем эти привычки он может перенести и в дальнейшее образование и профессиональную .
Среди множества суеверий, имеющих отношение к нашей теме - гениальности и вундеркиндам, есть и такое: с приближением зрелости одаренные дети «портятся», и их конечный умственный уровень будет средним или даже ниже среднего. Пролонгированное изучение некоторых людей, а также некоторые исследования на группах вундеркиндов полностью опровергли эту точку зрения.
Самым масштабным лонгитюдным исследованием интеллектуально одаренных детей было Стэнфордское изучение одаренных детей под руководством Термена. Данные наблюдений представлены в третьем, четвертом и пятом томах «Генетического исследования гениальности». План этого проекта включал в себя периодически организуемые исследования исходной группы одаренных детей на протяжении их жизни, а также их партнеров по браку и детей. После первого тестирования интенсивные проверки организовывались раз в двенадцать лет, к тому же проводились промежуточные тестирования почтой. Данные, полученные в 1945 году, когда большинству испытуемых было порядка 35 лет, были подытожены Терменом и Оденом в книге «Одаренный ребенок растет» (76). Пятый том, принадлежащий перу тех же авторов и опубликованный в 1958 году, охватывает развитие при среднем возрасте в 45 лет. Повторные исследования проводились обычно на полной выборке. Последнее исследование, приводимое через 35 лет после первого, собрало данные на 98 % испытуемых из исходного количества 1528 человек. Интеллектуальный статус взрослых определялся при помощи специально разработанного Теста овладения понятиями, состоящего из противоположностей и аналогий и охватывающего множество областей знания. При помощи этого теста средний коэффициент интеллекта взрослого в группе одаренных равнялся 135, что свидетельствовало о снижении показателя на 17 пунктов от своего же детского среднего результата в 152. Термен и Мак-Немар пришли к выводу о том, что подобное снижение не оказалось более значительным, чем ожидалось, при условии воздействия регрессивного эффекта. Однако эта регрессия является результатом не только ошибок в подсчете результатов методики Стэнфорд-Бине и Теста владения понятиями, но и того факта, что две методики измеряют разные функции, а также актуальных изменений поведения человека, произошедших по причине достижения зрелости или обучения. Иными словами, прогнозы на период в двадцать лет подвержены фактически неизбежной ошибке вероятности, а не только являются следствием ненадежности тестов. К тому же с человеком многое может произойти за такой период времени.
С точки зрения образования группа одаренных показала много лучшие результаты во всех отношениях. Намного больше человек среди них посещали колледж, получали выпускные степени и лучшие оценки, а также иные академические почести по сравнению со всеми другими группами, с которыми проводилось сравнение. Среди мужчин 69,5 % закончили колледж, а среди женщин - 66,8 %. Процентное соотношение получивших докторскую степень в пять раз превышает данные для мужчин и более чем в восемь раз для женщин одаренной группы по сравнению с общей выборкой выпускников колледжа. Специальное изучение форсирования образовательной программы в одаренной группе указало на тот факт, что акселерация была свойственна всем, но также не подтвердило мнение о том, что такая акселерация может принести вред. Все малейшие социальные трудности, с которыми сталкивались акселераты в подростковый период, были, судя по всему, полностью решены в более позднем возрасте. Фактически все различия, которые были обнаружены в дальнейших достижениях и приспособлении, оказались в пользу опережающей в развитии группы.
Какому родителю не хочется, чтобы его ребенок был самым умным, самым талантливым и способным, словом - особенным? Вундеркинды или особо одаренные дети несомненно являются гордостью родителей и педагогов. И все казалось бы прекрасно, но… Почему вундеркинды становятся несчастными? Куда пропадают чудо - дети, когда взрослеют? Как правильно воспитать одаренного ребенка?
Кто такие вундеркинды?
В переводе с немецкого «вундеркинд» означает чудо - ребенок. Это особо одаренные дите, обладающие удивительными способностями быстрее, легче и раньше других детей усваивать различную информацию, навыки, науки. Такие успехи вызваны значительным опережением средних темпов возрастного развития. С физиологической точки зрения считается, что это результат более скорого развития нервной системы из-за повышенного уровня гормонов, в первую очередь, надпочечников и гипофиза.
Такое явление выходит за рамки понятия нормы, но по причине того, что никакого вреда детскому организму не причиняет, то патологией не считается.
Однако по большому счету, почти любой ребенок способен достичь прекрасных успехов в обучении. И чем младше ребенок, тем легче это ему удается. Ведь ребенок, как губка, с легкостью впитывает разные знания и умения. Например, если все заботящиеся и часто общающиеся с младенцем люди будут разговаривать на разных языках, он без труда изучит их. Как же в таком случае распознать вундеркинда?
Особо одаренные дети помимо несомненных способностей в той или иной области обладают еще и талантом, а главное - тягой к познанию. А это уже от природы. Родителям вундеркиндов практически не приходится сталкиватьсяс капризами и сопротивление со стороны ребенка, когда дело доходит до занятий. Будь то музыка или арифметика, ребенку - вундеркинду это интересно, он упрямо и настойчиво продвигается вперед, удивляя окружающих своими достижениями. Если же родителям приходится проявлять упрямство и буквально заставлять ребенка развивать те способности, которые проявил малыш, если он занимается этим не самостоятельно, а только под давлением родителей или учителя, с трудом преодолевая усталость и вскоре теряя интерес к тому, что родители считают «призванием», то вам как можно скорее следует пересмотреть свои методы «тренировки будущего таланта».
Не надо искусственно создавать вундеркинда, не разрушайтетого внутреннего равновесия, которое определяется гармонным и в первую очередь индивидуальным развитием нервной системы ребенка. В конце концов, не лишайте его детства.
Родительское тщеславие также слепо, как и родительская любовь, и, конечно, признать, что твой ребенок не вундеркинд, особенно, если он на самом деле проявляет какие-то способности, бывает нелегко. Дайте ему возможность заниматься тем, что ему интересно, не форсируйте события. В большинстве случаев, каких-то существенных успехов в той или иной области дети начинаютдостигать в школьном возрасте. Так что помните, дорогие родители, всему сове время.
Если ваш ребенок вундеркинд
Вы заметили у своего ребенка какие-то особенные способности, чрезвычайную любознательность, склонность к проявлению оригинальности в мышлении, высказыванию собственных логических выводов, поражающих вас своей находчивостью и фантазией. Он упорно и, кажется, безустанно занят своими проектами, его интерес неиссякаем, ребенок буквально нуждается в деятельности и умственном напряжении, приобретает новые знания или умения без каких-либо усилий. Поздравляем, у вас растет вундеркинд!
Природа наградила ас талантливым ребенком, оно расслабляться не следует, вам тоже придется потрудиться, и в первую очередь - не испортить творение природы и не навредить своему ребенку. Как правильно воспитывать и обучать вундеркинда? - вот вопрос, которым задаются родители и педагоги. А ведь это совсем не просто. Сколько чудо - детей становились несчастными, а то и неудачниками! Сколько поломали себе жизнь, превратились в одиноких, непонятых людей, даже утрачивали свои неординарные способности из-за неправильного воспитания!
Главной ошибкой родителей является то, что можно сказать, с пеленок они окружают одаренного ребенка атмосферой восхищения и превозношения, преувеличения его особенностей по отношению к другим детям, внушают собственную исключительность, словом, формируют неадекватную самооценку и искаженное восприятие себя среди других людей. Аукнется это ребенку - вундеркинду гораздо позже. В жизни ему не раз придется сталкиваться с настороженным, а иногда недоброжелательным отношением менее умных людей. А, воздвигая дополнительные барьеры, как бы изолируясь в своем ощущении исключительности и давая окружающим лишний раз почувствовать сове несовершенство он лишит себя друзей, любви, вообще радости простого человеческого общения.
Кроме того, привыкая к постоянной похвале, он очень болезненно воспримет любую критику в свой адрес, даже справедливую.
Очень часто родители стараются оградить ребенка от каких-либо забот и обязанностей, от всего, что не касается его исключительных способностей. Вырастает своего рода комнатный цветок, наивный и беспомощный, когда дело касается житейских проблем. А в жизни таких будет не одна. Не загружайте его, конечно, но позволяйте заниматься и другими вещами, кроме обучения.
Кроме того, позволяйте общаться с друзьями, развлекаться и, что очень важно, научите его отдыхать. Хотя мозг вундеркинда способен на гораздо большее, перерывы в напряженной деятельности ему все же необходимы. Позаботьтесь о том, чтобы он хоть изредка менял род занятий, то есть активно отдыхал, ну и конечно, не надо забывать о здоровом сне. Только не давите на ребенка, не запрещайте и заставляйте насильно что-то делать.
Очень распространенный феномен, травмирующий детскую психику: родители дают понять своему одаренному чаду, что ожидают от него только успехов, все больше исключительных достижений и блестящих результатов. Ведь он - особенно одаренный ребенок и просто не может их разочаровать. Родители хотят как можно быстрее чуть ли не вытрясти из чудо - ребенка плоды его труда. Они не терпят никаких расслаблений, никаких промахов или ошибок. Это пугает и напрягает ребенка. В отличие от других детей, он особенно остро и болезненно воспринимает даже самые мелкие неудачи. А брошенные в запале слова: «Ты нас разочаровываешь» или «бездарность», «ты недостаточно над собой работаешь..» и т. д., могут оставить в его детском сердечке глубочайшие раны. Кстати, очень интересно, но если поменять местами немецкие слова w under и kind, «чудо - ребенок» превратится в «детскую рану».
Почему чудо - ребенок не стал чудо - взрослым
Психологи знают, что одаренность и незаурядные способности у детей проявляютсякак бы вспышками. Первая - в трех - четырехлетнем возрасте, иногда чуть раньше. В основном, это проявление незаурядных способностей в области музыки и математики, так как успехи в этих областях не требуют наличия жизненного опыта. Позже, в подростковом возрасте, вундеркинды проявляют свои незаурядные способности в литературе или обнаруживают неординарное конструкторское мышление. Но чаще всего, обращают на себя внимание родителей и окружающих дети, проявляющие свои таланты в раннем детстве. Раннее развитие очень бросается в глаза и зачастую мы восхищаемся не какими-то особенными достижениями, а просто расценивается, как необыкновенность то, как рано ребенок научился делать что-то естественное, но свойственное более старшим детям, а то и взрослым.Так происходит, когда ребенок начинает рано разговаривать, «по-взрослому» серьезно выражать какие-то оригинальные мысли, бегло читать и артистично декламировать недетские стихи, в три года вычитать и умножать, как семилетний ребенок и т. д. И совсем не обязательно, что такой опережающий общепринятое развитие темп, постоянный и пожизненный. Поэтому-то малышей - вундеркиндов гораздо больше, чем школьников - вундеркиндов, а их в свою очередь больше чем чудо - подростков. В большинстве случае, темпы такого «суперразвития» замедляются и со временем, когда все дети достигают этих же результатов свойственных конкретному возрасту, бывшие «особо одаренные дети» ничем не отличаются от своих сверстников.
Конечно, некоторые вундеркинды могут проявлять незаурядные способности в течении всей жизни. Обычно они становятся знаменитыми. Но их во много раз меньше того огромного количества чудо - детей, так и не реализовавших своего потенциала и не превративших детские таланты в призвание.
Несомненно, каждому известны такие имена как Моцарт, который сочинял музыкальные произведения с трех лет; Штраус и Гайдн, сочинявшие с шести лет. С восьми стал рисовать Рафаэль, и начал проявлять свой талант Шопен. Пушкин писал стихи с девяти. С одиннадцати решал сложнейшие задачи Ампер. Похвалу Академии Наук Франции в 15 лет получил Виктор Гюго. Вундеркиндами были и Мечников, Грибоедов, Паскаль, Лейбниц, основатель кибернетики Виннер и Гаусс, который в 25 лет стал лучшим математиком XIX века.
Итак, вундеркиндов знаменитых не только своими достижениями в детстве немало, но все же большинство чудо - детей утрачивают свои способности. Почему?
Помимо естественного угасания ранних способностей связанных с вспышкой в развитии нервной системы ребенка, существует еще такое явление, как усталость от бешеного темпа обучения, навязанного в большинстве случаев родителями. Чувствуя постоянноедавление с их стороны и страх когда-нибудь ошибиться, не оправдать надежд родителей, о которых ему так часто напоминают, ребенок постепенно теряет интерес к тому, что его так занимало.
А бывает и так, что в каком-то возрасте опережая развитие своих сверстников чудо - ребенок утрачивает навыки самостоятельной работы, так как, например, на уроках просто скучает или вообще не посещает занятия с согласия родителей и учителей. А такие паузы в обучении ведут к угасанию суперспособностей, и особо одаренный ребенок никогда не станет особо одаренным взрослым. Подумайте, може, будет лучше перевести ребенка в более сильный класс.
Обратная сторона медали
Как известно, все хорошо в меру. Так что, кроме знаменитости и всеобщего признания незаурядные способности могут привести и к проблемам со здоровьем. У вундеркиндов «со стажем»повышается многократно риск инсульта и гипертонической болезни, а также язвенной болезни и склонность к депрессивным состояниям. А, по мнению психологов, интенсивное развитие каких-то качеств почти всегда приводит к отставанию в каких-нибудь других сферах жизни.
Не редки те случаи, когда очень талантливые, гениальные люди кажутся обычным людям, по меньшей мере, странными. А бывает, что они страдают шизофренией, эпилепсией, невротическими расстройствами, бредовыми идеями. Иногда задаешься вопросом: «Если такова цена гениальности, то не слишком ли она велика?»
Если ваш ребенок не вундеркинд
Совершенно не следует расстраиваться родителям, чьи дети не блистают какими-то непревзойденнымиталантами. Во-первых, это совсем не значит, что они не способны или не умны. Кроме того, чаще всего успехов в жизни достигают люди, продвигающиеся к своей цели «медленно, но верно». Как говорится: «Тише едешь - дальше будешь».
Но конечно, не забывайте, что для нормального умственного развития любого ребенка очень важны внимание и правильное воспитание, в том числе обучение различным навыкам и знаниям.
Ребенку необходимо постоянное общение. Причем не только со взрослыми, у которых он учится, но и с другими детьми. Не следует изолировать их от «непоседливых соседских детей» в окружении одних книг. Пусть он научится науке общения, пусть развивает свои умственные способности, рассказывая или объясняя что-то другим. Не запрещайте ему фантазировать, не ограничивайте какими-то стандартами и стереотипами, пусть делает то, что ему интересно, а не то, что хотелось бы вам.
Не обвиняйте никогда ребенка в медлительности, отсутствии трудолюбия, настойчивости, усидчивости или отсутствии силы воли. Такие качества лучше медленно, постепенно развивать у ребенка, а не требовать сиюминутных изменений и положительных результатов. Кстати, Ньютон и Эйнштейн очень медленно развивались, что не помешало им в дальнейшем перегнать своих сверстников и вообще современников, став знаменитыми при всей своей отсталости в детском возрасте.
Главное правило, которому должны следовать все родители, независимо от проявляемых их чадами способностей, - не лишать ребенка детства и заботиться о его здоровье, в том числе и психическом.
Тест
Вундеркинд ли ваш ребенок?
2. Читает много книг, притом быстро - 2 очка.
3. Сам или с чьей-то помощью приохотился к словарям и энциклопедиям - 2
5. Занимается за закрытыми дверьми, а друзья у него, как правило, старше его - 2 очка.
6. Любит беседовать со старшими, как равный с равными - 2 очка.
7. Задает много разных и оригинальных вопросов, ставя подчас в тупик даже
взрослых - 2 очка.
8. У него у самого готовы ответы даже, казалось бы, на самые неожиданные
вопросы - 1 очко.
9. Иногда он рассеян, но всегда в состоянии сделать удивительно находчивые обобщения (скажем, при просмотре кинофильма, телевизионной передачи или просто наблюдая за кем - то) - 2 очка.
10. С удовольствием вступает в беседу об окружающем нас мире, дает свою оценку явлениям - 1 очко.
11. Со скукой относится к однообразным, ставшим привычными, делам - мытье полов, посуды, выполнение учебных упражнений, не требующих больших усилий - 1 очко.
12. Он весьма чувствителен к любой несправедливости, если даже это не касается его самого - 2 очка.
13. Любит шутить и сам обладает чувством юмора - 2 очка.
14. У него богатый словарный запас, и он умело вводит в разговор различные термины, удивляя при этом уровнем своих рассуждений - 2 очка.
15. Любит сложные игры (шахматы и другие, требующие определенной
сообразительности) - 2 очка.
16. По сути, он еще только в школу собирается, а уже интересуется тем, что изучают старшеклассники - 1 очко.
17. Предпочитает различные занятия, но при этом всегда любит решать все
самостоятельно - 2 очка.
18. Его занимает Вселенная, он интересуется происхождением человека и всем
тем, что касается праистории, т. е. нашего изначального бытия - 2 очка.
19. Пошел в школу и учится без особых усилий, все быстро улавливает и все
понимает и при этом еще имеет свое мнение по многим вопросам - 2 очка.
20. У него весьма развито чувство восприятия к музыке, прикладному искусству, окружающей среде, и во всем он ищет гармонию - 2 очка.
Если вы набрали от 10 до 13 очков, значит, ваш ребенок обладает определенными способностями.
14 и больше очков - у ребенка исключительные способности, и, следовательно, вам надо подумать о том, как дальше организовать его обучение, с тем, чтобы развить их.
Новость о гениальной малышке, которая уже в 4 года разговаривает на семи языках, поразила пользователей Рунета. Девочка стала настоящей звездой после телепередачи «Удивительные люди» на канале «Россия 1», где она продемонстрировала свои необычные способности.
Своим успехом малышка обязана маме, которая с рождения общалась с дочкой на русском и английском. А затем, увидев, что девочка проявляет талант, подключила другие языки.
Мы решили разобраться, кто же из детей на самом деле может считаться гениальным, благо это или проклятие и куда бежать родителям юных Эйнштейнов и Моцартов ?
7 признаков одаренности ребёнка
Согласно данным многолетних исследований, от 1% до 5% детей по всему миру рождаются с задатками гениальности, но проявить их удается лишь каждому сотому из одаренных. Шансы вырастить взрослого гения из маленького весьма ничтожны, однако попытаться стоит.
Для начала нужно отличить ребенка с необычными задатками от сверстников. У гениального ребенка всегда есть следующие черты:
- Тяга к общению со взрослыми и проблемы со сверстниками из-за отсутствия общих интересов;
- Перфекционизм;
- Повышенная любознательность, которая не уменьшается с годами;
- Умение самостоятельно приобретать новые навыки (чтение, счет, рисование);
- Зацикленность на любимом занятии, нежелание переключаться;
- Эмоциональная неустойчивость;
- Умение строить причинно-следственные связи в самом раннем возрасте.
Если несколько из этих качеств вы обнаружили у своего ребенка еще до 4-5 лет, обратитесь к специалисту. Опытный детский психолог или педагог подскажет, соответствует ли развитие ребенка норме, а если он опережает ее, то насколько.
Детский психолог Татьяна Любезнова часто повторяет родителям своих маленьких подопечных:
iconmonstr-quote-5 (1)
Особенность одаренных малышей - не только ум или талант к творчеству, но и крайне «хрупкая» психика. Часто взрослые, видя не по годам развитого ребенка, общаются с ним на равных, без скидок на уровень психоэмоционального развития. Таким детям любая грубая фраза или интонация может нанести травму. Две крайности (общение как со взрослым и сюсюкание как с крохой) одинаково неприемлемы в работе с подобными детьми. И то и другое убивает самооценку малыша и его доверие к близким.
4 типа одаренности детей
Всех талантливых детей, опережающих сверстников по развитию, можно условно разделить на четыре группы:
Творческие дети - самые редкие из одаренных, проявляют талант к одному из видов творчества уже на первом году жизни. В остальном развиваются наравне со сверстниками, однако могут лениться и не проявлять интереса к общей программе развития. Требуют работы с опытными педагогами и индивидуальными наставниками.
Вундеркинды - увлекающиеся всем дети, одаренные от природы. С самого раннего возраста проявляют тягу к учебе и новым знаниям, очень рано учатся читать, писать, считать и начинают добывать информацию всеми доступными путями. Чаще всего не интересуются общением со сверстниками, играми, физической активностью. Требуют особого образования, обучения в спецшколах-интернатах, не приспособлены к быту.
Гипермотивированные дети - прилежно изучают все, что от них требуется. Заинтересованы в обучении ради похвалы, типичные отличники и «ботаники», стараются учиться лучше всех в рамках общей программы, побеждают на олимпиадах по одному или нескольким предметам.
Способные дети - немного опережают сверстников в развитии, любят учиться, крайне любопытны, причем с детства понятно, «технарь» малыш или «гуманитарий», ведь он увлекается лишь определенным типом знаний. Именно эти дети к 2-2,5 годам учатся читать и считают книгу лучшим подарком. Неконфликтны, послушны, усидчивы. Редко проявляют интерес к сверстникам и могут стать изгоями в коллективе из-за нежелания общаться.
Особенности воспитания одаренных детей
Воспитание одаренного ребенка - всегда дополнительная нагрузка на родителей. Однако важно понимать, что для ребенка такая умственная активность - стресс не меньший. Любая гениальность имеет «побочные эффекты», а дети требуют особого подхода с первых дней жизни.
Педагог ДОУ с 35-летним стажем Марина Кудейкина рекомендует помнить о следующих аспектах воспитания: «Чем раньше вы выявите таланты ребенка, тем проще их будет совершенствовать. Например, способности к творчеству развить проще, если начинать занятия в 3-4 года, к языкам - в 3 года, к музыке - с 1,5 лет.
- Найдите специалиста, который составит для вашего ребенка индивидуальную программу обучения, а также педагога или нескольких, которые будут с ним работать. Уделите особое внимание не только знаниям преподавателя, но и его контакту с ребенком. Слишком строгий или неприятный учитель может отбить у малыша все желание заниматься и свести на нет любой врожденный талант.
- Не требуйте от ребенка постоянных результатов и достижений, дайте ему учиться в удовольствие и ни в коем случае не давите на него и не шантажируйте его. Даже обычный малыш, услышавший «ты не сделал задание, и поэтому мы с папой тебя больше не любим», впадет в панику, а гениальные дети с их обостренным восприятием и вовсе могут выдать непредсказуемую реакцию.
- В погоне за рекордами не забывайте о таких аспектах жизни, как спорт, общение с другими детьми, эмоциональное становление. Хорошими помощниками в этом станут домашние животные и дети старшего возраста. Помните, очень часто гениальность граничит с эмоциональной холодностью, поэтому учите ребенка не только решать алгоритмы, но и любить, выражать привязанность, сострадать слабым.
- Не выставляете особенность ребенка напоказ, это лишь приведет к зависти со стороны других детей (и родителей) и помешает ему завести друзей.
- Помните о том, что большинство гениальных детей к 7-8 годам сравниваются по уровню развития со сверстниками, а значит, не приучайте ребенка к тому, что он лучше других. Если разница в развитии сотрется, осознание своей обычности станет сильнейшим ударом для маленького человечка, привыкшего смотреть на окружающих со снисхождением».