Конспект аквариум. Конспект занятия по дополнительному образованию Тема: "Аквариум"
Цель: Вспомнить названия всех обитателей аквариума
Задачи: описать общую красоту и привлекательность аквариума
развивать умение отвечать на вопросы
Программное содержание:
Закрепить знания об аквариуме как основного места проживания его обитателей.
Постоянно напоминать о бережном к ним отношении.
Создавать положительные эмоции от результата своего труда (воспитание добрых чувств и отношений).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе «Аквариум в детском саду»
ОО: «Познание» (ФЦКМ)
Цель: Вспомнить названия всех обитателей аквариума
Задачи: описать общую красоту и привлекательность аквариума
развивать умение отвечать на вопросы
воспитывать интерес к водному миру аквариума
Программное содержание:
Закрепить знания об аквариуме как основного места проживания его обитателей.
Постоянно напоминать о бережном к ним отношении.
Создавать положительные эмоции от результата своего труда (воспитание добрых чувств и отношений).
Словарная работа:
Аквариум, грунт, водные растения (водоросли, улитки – санитары,
Аквариум, лампа, рыбки.
Ход занятия:
В. Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в прекрасный подводный мир, который есть в наших домах.
Но вначале отгадайте загадки:
На свете нет ее сильнее
На свете нет ее буйнее,
В руках ее не удержать
И на коне не обогнать. (Вода)
1. Течет, течет, не вытечет,
Бежит, бежит не выбежит (река)
В. Как называется домик где живут наши рыбки?
Д. Аквариум.
3. На окошке пруд, в нем рыбки живут (аквариум)
Ребята, как вы думаете, кто живет в аквариуме?
попробуйте отгадать загадку
Детям предлагается отгадать загадки:
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком,
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю
Глаза есть – не мигаю,
Крылья есть – не летаю. (Рыба)
2. Крылья есть, а не летает, ног нет, а не догонишь (рыба)
Плещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
Кто это?
(Рыба)
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
(Чешуя)
Рассматривание иллюстраций речных рыб
Рассказ воспитателя о строении и питании рыб:
Воспитатель: чешуйки у рыб круглые, блестящие, плотно прилегают друг к другу. Рыба плавает в воде быстро и проворно, потому что тело у нее похоже на веретено, сжатое с боков. Есть ли у рыб шея?
Дети: нет.
Воспитатель: голова рыбы сразу переходит в туловище. Что еще помогает рыбе плавать?
Дети: хвост и плавники.
В. Для чего заводят рыбок в доме?
Д. Чтобы в доме было уютно, красиво.
Подойдёшь к аквариуму, посмотришь на рыбок – и становится радостно, спокойно на душе.
В. А какие же это рыбки живут в аквариуме?
Д. Это аквариумные рыбки.
Декоративные.
В. Правильно, дети!
У кого есть дома аквариум?
Могут ли рыбки в нём жить без заботы о них человека?
Д. Не могут!
В. Нравится вам эта рыбка?
Д. Да!
В. А чем?
Д. У неё красивый хвостик, цвет.
В. А эту рыбку как зовут?
В. Да, ребята, эта рыбка является одной из разновидностей золотой рыбки. Да и внешне она напоминает золотую рыбку.
В. Чем эта рыбка красива?
Д. Своим золотистым цветом.
Строением хвостика.
Физминутка "Пять маленьких рыбок"
Пять маленьких рыбок ныряли в реке
(имитация рыб).
Лежало большое бревно на песке
(развести руки в стороны).
Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко
(имитация ныряния).
Вторая сказала:- ведь здесь глубоко
(грозят указательным пальцем).
Третья сказала:- мне хочется спать
(руки лодочкой под ухо).
Четвертая стала чуть-чуть замерзать
(потереть кистями плечи).
Пятая крикнула:- здесь крокодил
(руками имитируют пасть крокодила).
Плывите скорее, чтоб не проглотил
(убегают).
Пальчиковая гимнастика «Рыбка»
(развитие мелкой моторики и координации речи с движением)
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть,
Рыбка, рыбка озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла,
Рыбка хвостиком вильнула,
Рыбка быстро уплыла.
А как вы думаете кто еще может жить в аквариуме…
отгадайте загадку:
Где же вы её найдёте?
Ну конечно же, в болоте!
Зелена, как трава,
Говорит: «КВА, КВА, КВА!»
(Лягушка)
Снизу камень, сверху камень, четыре ноги да одна голова. (Черепаха)
В домике всегда своем,
Даже в гости ходит в нем...
Рожки есть, а не бодает,
Кто к ладошке прилипает?
(улитка)
В. Что случится, если мы уберём из аквариума улиток?
Д. Некому будет очищать стенки аквариума.
Некому будет доедать корм после рыбок.
Некому будет чистить дно аквариума.
В. Правильно, ребята!
Так как же можно назвать улиток?
Д. Улитки – санитары аквариума.
Они уборщики и дворники.
Ребята, а как вы думаете
В. Что мы должны сделать прежде, чем поселить рыбок, лягушек, улиток в аквариуме?
Д. Надо на дно аквариума положить песок, а на песок камешки.
В. Зачем нужны песок и камешки?
Д. На дне, среди камешков, рыбки прячутся, отдыхают.
В неё растут растения.
Д. Сажаем растения.
В: А как эти растения называются, попробуйте отгадать
Растут они, дети, понятно же, где?
Не на земле, а, конечно, в воде.
Морские бывают, речные...
Не знаю, еще какие...
На дне аквариума и у нас они росли.
Они зовутся просто - ...
Ответ: Водоросли
В. Зачем в аквариуме нужны растения?
Д. Растения выделяют кислород, которым дышат рыбки.
Для красоты.
Растения очищают воду.
Среди растений рыбки прячутся, играют.
Растениями рыбки питаются.
В. Что является главным условием жизни рыб в аквариуме?
Д. Главным условием является вода.
В. Какую воду заливаем в аквариум?
Д. Отстоявшуюся несколько дней.
В. Почему?
Д. Чтобы осели вредные для рыбок частички.
Чтобы улетучился хлорный запах.
В. Ребята, для чего включают в аквариуме лампу?
Д. Чтобы в аквариуме было светло.
В. Да, если аквариум стоит в тёмном месте, а ещё для чего?
Д. Лампу включают для подогрева воды.
В. Ребята, а в одинаковой ли по температуре воде могут жить рыбки?
Д. Разные рыбки любят жить в разной по температуре воде:
Одним нужна вода прохладная,
Другим тёплая,
Некоторые рыбки хорошо себя чувствуют и в тёплой и в прохладной воде.
В. Правильно, ребята!
Поэтому нужна определённая температура воды.
«На реке»
Предлагаю немного отдохнуть и поплавать.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
1, 2, 3, 4 –
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой, это – кроль.
Все, как один, плывем как дельфин.
Вышли на берег пустой
И отправились домой.
Значит что нужно для аквариума?
Д. Песок, камни, растения, вода, воздух.
МОЛОДЦЫ.
Воспитатель:
А теперь я хочу с вами поиграть
Я буду показывать по 3 картинки, а вы смотрите внимательно и выберите ту картинку, которая к аквариуму не имеет значения
ИГРА!
Воспитатель:
Ребята, какие вы все молодцы! Все сделали уточек, ребята, скажите, вам понравилось занятие? Что нового вы узнали из занятия?
А теперь давайте оценим себя, если вы считаете, что у вас все получилось, то со стола возьмите красный кружочек, а если что-то не получилось, то желтый кружочек!
Спасибо Вам за занятие!
Тип занятия: Изучение нового учебного материала.
Вид занятия: Игра – путешествие.
Цель методическая: Создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности.
Цели занятия:
- Обучающая : формирование знаний об аквариумном оборудовании.
- Развивающая : развитие умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнение, делать необходимые выводы.
- Воспитательная : формирование необходимых коммуникативных качеств, воспитание взаимопомощи, толерантности, бережного отношения к окружающей природе на примере водных обитателей. (слайд 2)
Материально-техническое обеспечение занятия:
- компьютер, экран, проектор, презентация;
- наборы карточек к дидактической игре;
- набор емкостей (стакан стеклянный, 1,5 л. бутылка, 3л. банка, аквариум);
- аквариумное оборудование (обогреватель, термометр, аквариумная люминесцентная лампа, фильтр, компрессор);
- оборудование для опыта: две стеклянных колбы, одна наполненная водой, загрязненной мелким мусором (опилками, веточками), вторая пустая; воронка, бумажный фильтр;
- видеофрагмент (Фиксики: Анимационный мультсериал: выпуск 1: серия 19 “Аквариум”);
- листы бумаги А-4, фломастеры, карандаши, шаблон аквариума;
- золотые и серебряные медальки “Лучший путешественник”.
Межпредметные и внутрипредметные связи:
- Химия, физика, математика; зоология, ботаника, экология
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационно-подготовительный этап:
Педагог встречает обучающихся.
Здравствуйте, ребята!
Педагог назначает дежурного.
Дежурный докладывает педагогу о готовности группы к занятию, о присутствующих и отсутствующих обучающихся.
1. Мотивационный момент.
Я очень рада видеть вас! Сегодня много новых открытий, интересных заданий ожидает нас в путешествии по аквариуму, в конце которого самые внимательные путешественники будут награждены золотыми или серебряными медальками “Лучший путешественник” (демонстрация медалек) ПРИЛОЖЕНИЕ 6.
Итак, цель путешествия: знакомство с аквариумным оборудованием.
Вы узнаете, что называют аквариумом, и какие приборы необходимы, чтобы водным обитателям было комфортно.
2. Основной этап:
1) Изучение нового материала. (Разбить на подгруппы)
Педагог: Но прежде чем мы начнем путешествие, я хочу с вами поиграть в игру “Найди свой домик” ПРИЛОЖЕНИЕ 1 , ПРИЛОЖЕНИЕ 2 . Перед вами расположены карточки с животными и карточки “домики”. Ваша задача, разобраться, в каком домике могут обитать данные животные. И быстро поселить каждое животное в свой домик. (слайд 3)
(Ребята показывают “Домики” с жильцами)
Педагог: Давайте с вами проверим, правильно ли вы поселили своих жильцов.
Педагог: Первый “домик” - аквариум , это прозрачная ёмкость для постоянного содержания водных организмов. В домашнем аквариуме могут жить небольшие животные.
И вы правильно поселили в нем гуппи.
Педагог: Следующий “домик” - террариум , это ёмкость , где содержатся в благоприятных условиях некоторые животные (амфибии , рептилии , насекомые и другие беспозвоночные), а также растения. В нашем террариуме вы посели змею. Правильно.
Педагог: Третий “домик” - палюдариум. Термин “палюдариум” происходит от латинских слов paluda – болото, и arium – место. Это помещение, где содержатся растения и животные , требующие высокой влажности. В палюдариуме искусственно создается небольшой участок обитания околоводных или болотных животных и растений.
У вас тут поселился илистый прыгун.
Последний “домик” -
Это здание, которое часто посещают туристы,
В котором работают специалисты,
За стеклами которого плавают аквалангисты,
А также водные обитатели!
Это океанариум, в котором, как правило, имеется несколько бассейнов различного объёма. В небольших океанариумах содержат мелких рыб и беспозвоночных , а для наблюдения за их обитателями одну из боковых стенок делают прозрачной. В крупные океанариумы помещают больших рыб, черепах , ластоногих , сирен , китообразных . Существуют океанариумы, в которых устраивают представления с участием дрессированных дельфинов и ластоногих . В некоторых океанариумах ведутся научные исследования.
Педагог: А знаете ли вы, что в океанариумах работают ихтиологи, океанологи, аквариумисты, дельфинологи и т.д. (слайд 4) Если вы поплавали с дельфином, то это не значит, что вы уже стали дельфинологом. Чтобы приобрести эту профессию необходимо изучать не только биологию, но и физику, химию, математику и другие науки.
Педагог: Вы правильно поселили в океанариуме дельфина и акулу.
Педагог: Ребята, а как вы считаете, почему гуппи сможет жить в океанариуме, а дельфин в домашнем аквариуме не сможет?
Пока вы думаете, послушайте, пожалуйста небольшой рассказ.
“Пете родители разрешили завести аквариумных рыбок. В зоомагазине он купил несколько красивых гуппи. Принес их домой и посадил в трехлитровую банку. Но утром он увидел печальную картину, мертвые рыбки плавали на поверхности воды. “Почему рыбки погибли?” – задумался Петя. Ведь я банку помыл, налил отстоянной воды”.
Педагог: Ребята, давайте поможет Пете, ответим на его вопрос “Почему рыбки погибли?” (ответы детей).
Педагог: Подскажите, пожалуйста, какой Пете необходимо выбрать “домик” для своих рыбок.
Посмотрите, перед вами находятся емкости. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 . (слайд 5)
Как вы думаете, какая из них подойдет. Почему остальные не подходят?
Педагог: Давайте вспомним, что такое аквариум?Правильно, ребята, - это прозрачная ёмкость для постоянного содержания водных организмов.
Но необходимо помнить, для каждого вида рыб нужен определенный объем аквариума. Крупным рыбам требуется аквариум от 100 литров. Большие аквариумы нужны и мелким рыбам, если их количество велико. В среднем на рыбку со спичечный коробок требуется 2,5 литра воды!
Педагог: Помните мой вопрос про гуппи и дельфина? Теперь вы сможете на него ответить. (Ответы детей)
Педагог: Ребята, мы хорошо поработали, а теперь давайте с вами немного отдохнем.
Физкультминутка: “Рыбки” (все встали)
Рыбки плавали, ныряли (пальцы обеих рук сложены щепотью, руки двигаются вперед)
В чистой светленькой воде. (руки двигаются от плеча, изображая ныряющих рыбок)
То сойдутся-разойдутся, (руки сходятся и расходятся)
То зароются в песке. (руки двигаются вниз, изображая зарывающихся рыбок)
Педагог: Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места
Педагог: Итак, наше путешествие начинается!
Представьте, что мы превратились в маленьких рыбок (слайд 6) и нас поселили в аквариум. Как много нового и интересного в нашем новом домике. А сколько тут установлено оборудования. Интересно, а для чего оно? Можно ли без него обойтись?
Педагог: Вот сейчас мы с вами и попытаемся это выяснить. Итак, поплыли!
Педагог: Ах, какая теплая у нас вода в аквариуме. Рыбки, кому-нибудь из вас знаком этот прибор (показ прибора - обогреватель), и как вы думаете, каково его назначение? (слайд 7) (ответы детей). ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Педагог: Если вы задумали содержать тропических рыбок, вам потребуется поддерживать температуру воды в аквариуме на уровне +20 - +32 0 С, в холодной воде им будет плохо жить. Для этого необходим обогреватель. Удобно, если обогревательный прибор совмещен с термостатом – датчиком, реагирующим на снижение температуры воды в аквариуме. Для контроля температуры воды вам понадобится термометр.
Педагог: Рыбки, а что это на нас так светит ярко сверху аквариума? Может быть солнце? (слайд 8) (ответы детей)
Педагог: Это специальные аквариумные влагозащищенные люминесцентные лампы, дающие ровный “дневной” свет. (показ прибора – люминесцентная лампа) (слайд 9)
Педагог: Свет влияет на развитие рыб, рост растений. Неважно, какой свет в аквариуме – искусственный или естественный. Искусственная подсветка даже удобнее солнечного освещения, так как ее можно регулировать. Зимой можно продлить в аквариуме светлую часть суток до необходимых большинству растений и рыб до 10-12 часов, а летом – до 15 часов.
Педагог: Ребята, ах какая незадача, вода в нашем аквариуме загрязнилась. Её необходимо почистить. И я знаю, как это можно сделать. Давайте с вами проведем небольшой опыт.
Демонстрация опыта
“Очистки воды с помощью бумажного фильтра” (слайд 10)
Очистке будем подвергать воду, загрязненную мелким мусором. Чтобы сделать воду снова чистой, мусор надо отфильтровать (фильтр – с французского “цедилка”) . Для этого потребуется воронка и фильтровальная бумага, все оборудование находится перед вами.
Свернем из фильтровальной бумаги фильтр - как это показано на слайде 10.
Этот фильтр поместим в воронку, а воронку поставим в пустую колбу. После чего процедим (отфильтруем) загрязненную воду в колбу. (слайд 11)
Педагог показывает способ фильтрования, затем дети фильтруют воду.
Педагог: Рыбки, все справились? Как вы думаете, удалось ли нам очистить воду, отфильтровать? Рассмотрим фильтровальную бумагу. Что вы видите? Какая вода получилась в колбе? (ответы детей)
Педагог: Рыбки, может быть, этот способ очистки воды подойдет для нашего аквариума? (ответы детей)
Педагог: Совершенно верно. С помощью бумажного фильтра невозможно почистить такой большой аквариум. Поэтому в аквариуме устанавливают специальные аквариумные фильтры. (показ прибора – фильтр) (слайд 12)
Педагог: Аквариумные фильтры предназначены для механической, химической и биологической очистки воды (фильтрации).
Педагог: А разобраться в устройстве аквариумного фильтра нам помогут мультперсонажи Фиксики. (видеофрагмент слайд 13)
Педагог: Ребята, а как вы думаете, с помощью этих фильтров чистят воду в океанариумах? (ответы детей)
Педагог: Этих фильтров будет недостаточно для очистки большого количества воды в океанариуме, поэтому там установлены мощные фильтры. (слайд 14)
Педагог: Рыбки, а что это за пузырьки у нас плавают в аквариуме (слайд 15) и откуда они появляются? (ответы детей)
Педагог: Это пузырьки с воздухом, а образуются они из аквариумного компрессора. (показ прибора – аквариумный компрессор) (слайд 16)
Аквариумный компрессор - это специальный прибор, который служит для обогащения воды кислородом.
Педагог: Кислород, необходим для дыхания всех живых организмов в аквариуме. Кислород может образовываться в аквариуме в результате жизнедеятельности водных растений (слайд 17) . Все виды аквариумных растений вырабатывают кислород в процессе фотосинтеза. Когда соотношение количества растений и рыб выбрано правильно (треть аквариума засажена растениями, две трети - для свободного плавания рыбок), то кислорода рыбам достаточно, и они себя чувствуют хорошо. Когда растений мало или их вообще нет, а рыб много, то рыбам не хватает кислорода, и тогда следует прибегнуть к искусственному обогащению воды кислородом, к помощи компрессора.
2) Закрепление учебного материала.
Изобразительная деятельность детей
Педагог: Ребята, представьте, что я тоже маленькая рыбка, которую вы посели в своем аквариуме. У меня возникло много вопросов о своем новом домике. Помогите мне на них ответить.
Рыбка - педагог: Я боюсь, а вдруг я замерзну в этом домике? (ответы детей)
А если мне будет темно? (ответы детей)
А я не задохнусь? (ответы детей)
А кто будет очищать воду? (ответы детей)
Педагог: Вы молодцы! Успокоили маленькую рыбку.
Я очень довольна вашими знаниями, вы все были очень внимательными, активными и старательными.
Наше путешествие подходит к концу. Я вам предлагаю каждому нарисовать свой домик, с тем оборудованием, с которым мы познакомились сегодня. А затем из ваших рисунков мы оформим выставку. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
Педагог: Молодцы! Все нарисовали замечательные рисунки! Наша выставка открыта! Представлено 15 творческих работ. Давайте их обсудим! Посмотрите, будет ли жить рыбка в этом аквариуме? А в этом? (ответы детей) По итогам обсуждения, мы выяснили, что не все путешественники были внимательными, они лишаются золотой медальки, но заслужили - серебряную!
Награждение медальками.
3. Итоговый этап:
Итог занятия.
Наше плавание-путешествие, во время которого мы ставили эксперименты, вели наблюдения, проводили опыт, подошло к концу и пора подвести итоги. Давайте вспомним цель нашего путешествия (ответы детей).
Ребята, так что же такое аквариум? (ответы детей)
И какое необходимо в аквариуме установить оборудование, чтобы рыбам было комфортно проживать (ответы детей)?
4. Рефлексия.
Упражнение “Качества”. Цель упражнения: способствовать выработке у участников более объективной самооценки.
Педагог: Ребята, становимся в круг, берёмся за руки, а теперь изображаем контур рыбки.
Педагог: обращаясь к каждому ребенку:Как ты себя чувствовал во время нашего путешествия? Что тебе мешало или помогло на занятии? (ответы детей)
Педагог: Наше занятие окончено, спасибо всем, до новых встреч. (слайд 18)
Интернет-ресурсы.
Конспект урока «Аквариум и его обитатели»
Цель:
- вызвать желание создавать аквариум
- совершенствовать навыки работы с пластилином
- развивать мелкую моторику мышц руки, чувство цвета, интерес к изобразительному искусству
Личностные:
- формировать чувство прекрасного
- развивать творческую активность
Регулятивные:
- закрепить умение планировать свою деятельность и действовать по выбранному плану
Познавательные:
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера
ХОД ЗАНЯТИЯ
Ребята отгадайте загадку:
Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьётся.
Из него воды не пьётся,
Потому что не вкусна –
И горька, и солона.
Кругом вода,
А с питьём беда.
(Море)
Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить? Правильно, мы поговорим о море и его обитателях.
Вы любите путешествовать? Хотите отправиться в морское путешествие?
Тогда дружной командой мы отправимся в гости на морское дно и поближе познакомимся с обитателями подводного мира. Прежде, чем мы увидим первых обитателей моря, нам необходимо занять места в батискафе. (дети садятся на стулья)
Что такое батискаф?
Приготовиться к погружению. Закрыли глаза. Ведем обратный отчет 5,4,3,2,1.
Итак, мы в батискафе. Давайте посмотрим в иллюминатор. А что такое иллюминатор?
Показ фильма подводный мир.
- Подводный мир очень красив и разнообразен. А что вы увидели в подводном мире?
Правильно, ребята, под водой существует удивительный мир, не похожий на тот, что на поверхности. Здесь свои правила и условия для выживания.
Подводный мир это не только рыбы, но и другие различные обитатели: морской еж, морской конек, а также водоросли, камни, кораллы.
Возвращаемся на поверхность. Приготовиться к всплытию. Обратный отсчёт:5, 4, 3, 2, 1
Вам понравилось наше путешествие? Мы увидели много морских обитателей.
Физминутка «Золотая рыбка» Посмотрите на мою рыбку. Давайте поиграем с ней. Я проверю, какие вы внимательные. Рыбка будет плавать. Когда она выпрыгнет из воды, вы хлопаете в ладоши.
Очень давно путешественники обратили внимание на красоту маленьких рыбок, обитающих в морских глубинах. Им очень захотелось иметь их дома. Так появился аквариум.
Фильм
Смотрите, река у меня на окне.
Там синие рыбки плывут в глубине.
Там красные рыбки, раскинув хвосты
Мохнатой травы раздвигают кусты.
И смотрят, как словно по нитке,
Ползут по травинкам улитки,
Шажок, за шажком продвигаясь вперед.
Но речка моя никуда не течёт.
Она бы плескалась, она бы текла,
Но держат её берега из стекла.
Н. Нищева
О чём это стихотворение? У кого дома есть аквариум? Расскажите, кто в нем живёт? А каких аквариумных рыб вы знаете?
А вы хотите сделать свой аквариум?
Займите свои места за партами.
Показ аквариумных рыбок, аквариумов на слайде
Подумайте, а и из чего мы можем сделать аквариум? (на картоне, в коробке, из пластилина).
А я предлагаю вам сделать аквариум в банке.
Сейчас мы с вами возьмём самый обычный пластилин и начнём мастерить самый необычный аквариум.
Давайте подумаем, кто будет жить в нашем аквариуме? (рыбки, водоросли, улитки, ….)
рыбка водоросли улитки, звездочки, ракушки
Такие же карточки у вас на партах. Положите их в том порядке, как вы будите выполнять работу. Это будет ваш план работы.
Расскажите свой план работы.
Чтоб вам было легче справиться с заданием, мы будем использовать карточки – подсказки.
Показ на слайде.
Когда вы будите лепить водоросли, можете использовать такой подсказкой.
Если
А можно
А размещать обитателей аквариума мы будем на внешней стороне банки.
ДЕТИ ПРИСТУПАЮТ К ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ
Дети, которые быстро справились с работой, выполняют водоросли внутри аквариума.
Засыпаем дно аквариума.
Ребята, посмотрите, кто приплыл к нам в гости.
Учитель показывает свою работу – Осьминог в аквариуме.
Посмотрите, чего не хватает в вашем аквариуме?
ЗАЛИВАЕМ АКВАРИУМЫ ВОДОЙ
ВЫСТАВКА РАБОТ
Осьминогу понравились ваши работы. Он принёс для вас подарки. Вот таких рыбок.
Самоанализ (рефлексия).
Если вам понравилось занятие, и вы хорошо справились с заданием, то возьмите «золотую» рыбку. Если вы считаете, что не совсем справились с заданием, то можете взять синюю рыбку. Приклейте их на аквариум.
Вы сегодня все отлично поработали. Наше путешествие на морское дно подошло к концу.
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
общеразвивающего вида № 106 «Золотой ключик»
Конспект урока на тему « Аквариум »
подготовила
воспитатель
Малкова Наталья Сергеевна
г. Вологда
2014
Задачи:
Закрепить изученные приемы нетрадиционного рисования (печать ладошкой, рисование пальчиками, печать картоном и др. по желанию детей),
Способствовать проявлению креативности в придумывании и воплощении образов,
Продолжать учить работать в команде,
Развивать воображение на основе восприятия рассказа на слух, развивать фантазию, умение располагать рыбок во всех частях листа,
Воспитывать терпимость, взаимоуважение при выполнении совместного коллективного задания.
Материалы:
Аквариум с рыбками, улитками, водорослями, камушками для рассматривания,
Аудиозапись «Шум моря»,
Морская ракушка,
Зубные щетки на каждого ребенка для набрызга,
Картон для печатания,
Соломинки для коктейля,
Баночки с водой,
Кисти,
Гуашь,
Акварель,
Фломастеры,
Восковые мелки,
Листы бумаги разного формата по выбору детей.
Ход занятия.
Дети входят в группу и встают полукругом.
Воспитатель: Доброе утро, дети!
Дети: Доброе утро.
Воспитатель: -Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? (рисованием, рисовать). Правильно, мы будем рисовать. А что именно, вы узнаете, отгадав загадки:
Посмотрите – дом стоит, Вильнёт хвостом
До краёв водой налит. Туда-сюда –
В этом домике жильцы – И нет её,
Все умелые пловцы. И нет следа.
(Аквариум) (Рыбка)
Теремок ползёт. На окошке – пруд,
На себе его везёт В нём пловцы живут.
Хозяюшка богатая, У стеклянных берегов
Хозяюшка рогатая. Не бывает рыбаков.
(Улитка) (Аквариум)
— Молодцы! Как вы думаете, что будет темой нашего занятия? (будем рисовать рыбок, аквариум).
Верно. Каких аквариумных рыбок вы знаете? (гуппи, сомик, золотая рыбка).
Кто еще может жить в аквариуме? (улитки, рачки).
Что еще может быть в аквариуме? (камушки, водоросли, коряга, домик для рыбок).
Молодцы, ответили правильно на все мои вопросы. Давайте поиграем.
Педагог: -Я предлагаю вам поиграть в новую игру. Для этого, присядьте пожалуйста, в круг. Дети садятся в круг. Педагог дает первому игроку пластиковый стаканчик. Задание: передать стаканчик по кругу таким образом, чтобы способ передач его от игрока к игроку ни разу не повторился.
Игра завершается, когда пройден полный круг, либо продолжается до тех пор, пока существуют оригинальные идеи.
По окончании игры слышится шум воды (аудиозапись).
П: Слышите, сказка спешит к нам. Но где она? Прислушайтесь, откуда этот звук? Что это? (ракушка). Педагог берет ее в руки, прислушивается.
— Послушайте, она шумит, она живая, поет и как будто о чем-то рассказывает.
История о Ване, Пете и Мише.
Сегодня у Вани гости – Петя и Миша. Они часто бывают вместе, и им никогда не скучно. Вот и сегодня они придумали новую игру – в художников. Рисовать будут все на одном листе бумаги. А чтобы игра была интересней, мальчики решили не договариваться о том, что они будут рисовать.
Первым начал Ваня: на большом листе он нарисовал длинные волнистые полосы восковыми мелками, а между ними разместил маленькие кружки и овалы.
Петя посмотрел на рисунок и решил закрасить весь лист акварельными красками. Он взял синюю, зеленую и фиолетовую краски и красиво, используя много воды, закрасил весь лист. Краска на бумаге растеклась, и образовались новые оттенки. Но те полосы и кружки, которые нарисовал Ваня, остались видны – акварель не закрасила линии, сделанные восковыми мелками.
— А я понял! Я догадался, — обрадовался Миша, — это вы море нарисовали!
И он взял яркие фломастеры и стал подрисовывать кружочкам и овалам яркие хвостики, плавнички и глазки – получились замечательные рыбки!
Теперь снова наступила очередь Вани.
— Я думаю, нашему морю не хватает дна, на котором лежит клад!, сказал он и нарисовал широкую полоску желтой гуашью.
Чур, я рисую клад! – закричал Петя.
Он взял черную тушь и нарисовал большой кувшин, покрытый ракушками.
В это время Миша что-то вырезал из бумаги – оказалось, что это трафарет старинного парусника. Он наложил трафарет на рисунок и закрасил его синей гуашью.
Мальчики посмотрели, что у них получилось.
— По-моему, очень здорово, — сказал Петя.
— Да, — согласился Ваня. – Давайте повесим картинку на стену.
Вечером, когда с работы вернулись мама и папа, Ваня показал им картинку.
— Очень загадочная, — сказал папа.
И очень красивая, — сказала мама.
Педагог: Вот такую историю рассказала ракушка. Вы очень внимательно слушали. Расскажите, кто что видел. Какую картину вы можете представить? (ответы детей).
Педагог: Сейчас я хочу предложить вам нарисовать необычную картину таким же способом, как ребята из сказки. Тема картины – аквариум. Для этого нам нужно разбиться на команды по три-четыре человека. Во время рисования вы можете использовать любые материалы и любые приемы рисования, которые мы с вами изучили, а может вы придумаете что-то совсем новое. Если вы забыли, как выглядит та или иная рыбка, можете подходить к аквариуму и рассмотреть ее поближе.
Работа детей.
Подготовительная к школе группа
Цель: Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей.
Задачи: Обогащать словарь детей; развивать творческие способности детей на протяжении всего занятия; продолжать учить детей внимательно слушать, понимать и эмоционально откликаться на стихотворную речь; развивать чувство композиции; воспитание дисциплинированности, усидчивости, внимания.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, познание, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, трудовая изобразительная, двигательная.
Активный словарь: аквариум, рыбы, чешуя, плавники, жабры, гуппи, сомики, золотая рыбка, улитка, водоросли, кораллы.
Программное содержание:
Дифференцировать представления детей о водоеме как среде обитания аквариумных рыб (аквариум заполнен водой, растут растения, живут мелкие животные - улитки) ;
Уточнить представления о том, что в аквариуме всё сделано так, чтобы рыбки могли жить в нём, как в естественном водоеме;
Учить создавать выразительный и интересный сюжет, используя нетрадиционную технику исполнения работы – рисование с аппликацией;
Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различные приемы и материалы;
Развивать детское творчество.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций морских обитателей, просмотр фотографий с различными рыбками, беседа на тему «Чем рыбы отличаются от животных» , раскрашивание гуашью ватных дисков различными цветами, подготовка сюрпризного момента – на белых листах восковой свечой рисую пузырьки.
Оборудование и материалы: фотографии морских рыбок, иллюстрация аквариума, ватные диски, гуашь, листы бумаги, восковые мелки, клей ПВА, акварель, баночки для воды, кисти №2, 6, клеенка.
Методы и приемы:
- Рассматривание;
- Беседа;
- Художественное слово;
- Объяснение приемов работы;
- Сюрпризный момент;
- Пальчиковая гимнастика «Пять маленьких рыбок» ;
- Работа детей;
- Подведение итогов.
План занятия:
- Мини-экскурсия;
- Рассматривание иллюстраций и фотографий морских обитателей;
- Отгадывание загадок;
- Работа с восковыми мелками;
- Работа с акварелью;
- Сюрпризный момент – проявляющиеся на листе пузырьки воздуха;
- Физкультурная пауза;
- Аппликация;
- Завершающее оформление работ.
Ход занятия.
Дети с воспитателем проходят в холл и располагаются полукругом вокруг аквариума. Даем детям время, чтоб рассмотреть, что находится в аквариуме, помогая вопросами:
Что вы видите перед собой?
Что находится в аквариуме? (вода, песок, камушки, рыбки, водоросли, кораллы…)
Какие рыбки и сколько их?
Как вы думаете, как чувствует себя рыбки?
Почему вы так думаете? (в воде, вода чистая, прозрачная)
Что они делают?
Что помогает рыбке плавать? (плавники, хвост)
Где находятся плавники?
Сколько плавников?
Какой из них самый красивый?
Какое тело у рыбки? (тело вытянутое, обтекаемое, отсутствие шеи)
Чем покрыто тело рыбы? Какая чешуя?
Какие у рыбки глаза и где они расположены?
Какой рот? Чем дышит рыбка?
Почему в аквариуме нет хищных рыбок?
Дети обмениваются впечатлениями, рассказывают про свои домашние аквариумы. После этого – возвращение в группу.
В группе подготовлены рабочие места, и на стенде расположены фотографии аквариумных жителей и изображение аквариума.
Воспитатель загадывает загадки:
Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырёх сторон прозрачный,
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы.
- И представим хорошо мы аквариум большой. Тут поместится у нас с аквалангом… водолаз!
- А еще тут спит, храпит, преогромный синий…кит!
- Реагируя на храп, боком убегает…краб!
- А на дне в песке прилег с щупальцами… осьминог.
- Рядом с ним зарыться рад электрический брат… скат.
- Не попавшись на крючок, здесь живет морской… бычок.
- Ищет лучшие места пятикрылая …звезда.
- Рядом только проплыла с плоским телом…камбала.
- А за нею, как обуза мчится жгучая… медуза.
- В панцире плывет без страха среди рыбок … черепаха.
- Где-то челюстью блеснула черноморская … акула.
- Здесь на дне, ну как игрушка, лежит чудесная… ракушка.
- Рядом камень, как пенек, А за ним морской… конек.
- Тут резвится не один умный, ласковый…дельфин!
- С ним играют, словно в салки, длиннохвостые … русалки.
Кто-то головой качает… Что? Русалок не бывает?
Но ведь я, друзья, мечтала… А игре конец настал.
Какие вы внимательнее, мне не получилось вас запутать! Сегодня мы будем рисовать аквариум с рыбками.
Рисовать будем восковыми мелками. Покажите, как мы правильно должны держать мелок.
Нужны ли растения в аквариуме? Для чего нужны растения в аквариуме? Что еще есть в аквариуме? (водоросли, камешки) .
Теперь нам нужно заполнить аквариум водой. Какая должна быть вода в аквариуме? (берем большую кисть и рисуем акварелью – проявляются пузырьки, нарисованные заранее) .
А сейчас мы отдохнем и опять рисовать начнем!
ФИЗМИНУТКА - Пальчиковая гимнастика «Пять маленьких рыбок» .
Пять маленьких рыбок ныряли в реке (имитация движений рыб) .
Лежало большое бревно на песке (развести руки в стороны) .
Первая рыбка сказала: «Нырять здесь легко!» (имитация ныряния) .
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!» (грозят указательным пальцем) .
Третья сказала: «Мне хочется спать» (руки лодочкой под ухо) .
Четвертая стала чуть-чуть замерзать (потереть кистями плечи) .
Пятая крикнула: «Здесь крокодил, (руками имитируют пасть крокодила) .
Плывите скорее, чтоб не проглотил» (убегают) .
Аквариум готов, теперь нужно поселить там рыбок. Для этого мы возьмем заранее приготовленные диски, которые вы раскрасили, и приклеим их в аквариум.
Давайте вспомним строение рыбок. Что есть у рыб? (тонкой кистью дорисовываем глаза, плавники и хвост) .
Ребята, какие замечательные аквариумы у нас получились!
Есть прозрачный чудо дом,
Днем и ночью рыбы в нём.
Вместо воздуха - вода,
Рыбам без неё нельзя.
Там ракушки и улитки,
А растения как нитки,
Из песка они растут,
Водорослями их зовут.
Рыбки плавают по кругу
Улыбаются друг другу.
Смотрят рыбы сквозь стекло,
Им уютно и тепло.
Ведь аквариум морской
Для рыбёшек – дом родной.
Посмотрите, в каждом аквариуме живут веселые дружные рыбки! Давайте повесим наши работы на вставку, чтобы родители тоже смогли ими полюбоваться.
Дежурные по занятию помогают убирать со столов.