Советская скульптор миклашевская ученица мухиной. Биография скульптора веры мухиной
1/7/12 , 02:00 pm
Алексей Андреевич Замков был таким же кудесником, как и Филипп Филиппыч.
В конце 1920-х годов он изобрел чудодейственный препарат гравидан, полученный из мочи беременных женщин. Тогда казалось, что была найдена панацея от всех болезней. В институте Урогравиданотерапии, которым заведовал Замков, лечение прошли более 30 000 человек. Выздоровление наблюдалось в 80 процентах случаев!
Это был если и не эликсир бессмертия, то средство для продления молодости однозначно. После приема гравидана увеличивалась работоспособность передовиков производства. Они могли трудиться по 14 часов, выполняя план на 300 процентов. Слава Замкова росла вместе со славой гравидана.
Его друзьями и пациентами были Семен Буденный, Максим Горький, Мичурин, Орджоникидзе, Рихард Зорге, Клара Цеткин, Долорес Ибаррури. Они же и заступились за доктора, когда того обвинили в шарлатанстве и противозаконных экспериментах на людях.
Теме не менее, в 1941 году «знахаря» вместе с семьей отправили в эвакуацию на Урал, в далекий поселок под Каменск - Уральским. А проще говоря, сослали.
Мухину скоро вызвали в Москву, а вот Замков остался не у дел, мучаясь от своей невостребованности. Как он мечтал помочь своим гравиданом раненым на фронте! Рвался на передовую простым фельдшером, но ему было отказано.
Без любимой работы великий врач умирал. Незадолго до смерти он написал своей Вере:
«Милая Веруша, мое пребывание здесь равносильно гибели. Я превратился в старика, которого едва держат ноги. Я не верю, что мне опять удастся возродить дело с гравиданом. Столько борьбы, сколько пакостей и гадостей вокруг этого дела меня окончательно сломили и парализовали мою волю и сковали моё желание к жизни. Ты прости, моя милая.
…Я закрываю глаза, и ты выплываешь передо мной. И по моему телу, по всему моему существу разливается какая-то дрожь. Меня так тянут эти осенние леса, освещенные золотым заходящим солнцем. Так захотелось побродить с тобой вдвоём, прижать тебя к груди. Грустно, что нам дано так мало времени…»
Бурденко позвал Алексея Андреевича в Москву вторым хирургом, но в 1942-м Замкова сразил очередной инфаркт. Врач, пришедшая по вызову к пациенту, не зная его фамилии, порекомендовала покой и, главное, «никаких глупостей вроде препаратов Замкова». Алексей Андреевич прокричал: «Вон!» - и умер. Ему не было и 60-ти.
После смерти Замкова пятикратный лауреат Сталинской премии Мухина обивала пороги, пытаясь спасти дело всей жизни мужа. Но на опыты с чудо-препаратом был наложен строжайший запрет.
На сегодняшний день секрет гравидана утрачен. Восстановить его рецепт по сохранившимся записям не удалось…
Ведущей темой творчества скульптора всегда оставалось прославление духовной красоты советского человека.
"В бронзе, мраморе, дереве, стали изваяны смелым и сильным резцом образы людей героической эпохи - единый образ человека и человеческого, отмеченный неповторимой печатью великих лет", - писал искусствовед Д.Аркин об искусстве Мухиной, чье творчество во многом определило облик нового советского искусства. Вера Игнатьевна Мухина родилась в состоятельной купеческой семье. Вскоре после смерти матери отец с дочерью переехали из Риги в Крым и поселились в Феодосии. Там у местного гимназического учителя рисования будущая художница и получила первые уроки рисунка и живописи. Под его руководством она копировала в галерее И.К.Айвазовского картины прославленного мариниста, писала пейзажи Тавриды.
Гимназию Мухина оканчивает в Курске, куда после смерти отца ее забирают опекуны. В конце 1900-х годов молодая девушка едет в Москву, где твердо решает заняться живописью. В 1909-1911 годах она - ученица частной студии К.Ф.Юона. В эти годы Мухина впервые проявляет интерес к скульптуре. Параллельно с занятиями живописью и рисунком у Юона и Дудина, она посещает студию скульптора-самоучки Н.А.Синицыной, находившуюся на Арбате, где за умеренную плату можно было получить место для работы, станок и глину. В студии занимались учащиеся частных художественных школ, студенты Строгановского училища; здесь не было преподавателей; ставилась модель, и каждый лепил, как умел. Часто в мастерскую Синицыной заходил ее сосед - скульптор Н.А.Андреев, известный своим недавно открытым памятником Н.В.Гоголю. Он интересовался работой питомцев Строгановки, в которой преподавал скульптуру. Нередко он останавливался у работ Веры Мухиной, своеобразие художественной манеры которой им было сразу отмечено.
От Юона в конце 1911 года Мухина переходит в студию живописца И.И.Машкова. В конце 1912 года она едет в Париж. Как в начале XIX века русские живописцы и скульпторы стремились в Рим, так в начале XX века молодое поколение мечтало попасть в Париж, ставший законодателем новых художественных вкусов. В Париже Мухина поступает в академию Гранд Шомьер, где скульптурным классом руководил Эмиль-Антуан Бурдель. Два года учится русская художница у бывшего помощника Родена, скульптура которого привлекала ее своим "неуемным темпераментом" и подлинной монументальностью. Одновременно с занятиями у Бурделя в Академии изящных искусств Мухина слушает курс анатомии. Дополняет художественное образование молодого скульптора сама атмосфера французской столицы с ее архитектурными и скульптурными памятниками, театрами, музеями, художественными галереями.
Летом 1914 года Вера Игнатьевна возвращается в Москву. Начавшаяся в августе первая мировая война в корне изменила привычный жизненный уклад. Мухина оставляет занятия скульптурой, поступает на курсы медсестер и в 1915-1917 годах работает в госпитале. Революция возвращает художницу в сферу искусства. Вместе со многими русскими скульпторами она участвует в осуществлении грандиозного ленинского плана монументальной пропаганды. В его рамках Мухина выполняет памятник И.Н.Новикову - русскому общественному деятелю XVIII века, публицисту и издателю. К сожалению, оба варианта памятника, в том числе и одобренный Наркомпросом, погибли в неотапливаемой мастерской скульптора суровой зимой 1918-1919 годов.
Вера Игнатьевна участвует и побеждает в ряде скульптурных конкурсов, часто проводившихся в первые послереволюционные годы; ею выполнены проекты монументов "Революция" для Клина и "Освобожденный труд" для Москвы. Наиболее интересное решение находит скульптор в проекте памятника Я.М.Свердлову (1923), где устремившаяся ввысь аллегорическая мужская фигура с факелом в руке олицетворяет беззаветное служение делу революции верного большевика-ленинца. Проект этот более известен под девизом "Пламя революции". К середине 20-х годов складывается индивидуальная художественная манера мастера, все больше уходившего от отвлеченной аллегоричности и условно-схематических решений в духе кубизма. Программной работой стала двухметровая "Крестьянка" (1926, гипс, ГТГ), появившаяся на выставке 10-летия Октября. Монументальность форм, акцентированная архитектоника скульптуры, сила художественного обобщения отныне становятся отличительными чертами станковой и монументальной скульптуры Мухиной.
В 1936 году Советский Союз начал подготовку к Всемирной выставке "Искусство, техника и современная жизнь". Автор многоступенчатого советского павильона архитектор Б.М.Иофан предложил завершить его 33-метровый головной пилон двухфигурной скульптурной группой с эмблемой нашего государства - серпом и молотом. Гипсовый эскиз Мухиной, разрабатывавшей эту тему вместе с другими художниками, был признан лучшим. Скульптору, всегда мечтавшему о грандиозных масштабах, предстояло возглавить сложнейшую работу по изготовлению 25-метровой статуи общим весом около 75 тонн. Скульптурный каркас, состоящий из стальных ферм и балок, постепенно одевался пластинами из хромоникелевой стали. Группа, символизировавшая союз рабочего класса и крестьянства, выполненная из новейших материалов с применением индустриальных методов, передавала, по словам скульптора, тот "бодрый и мощный порыв, который характеризует нашу страну". И в настоящее время монумент "Рабочий и колхозница", пластическая сила которого "не столько в красоте его монументальных форм, сколько в стремительном и четком ритме волевого жеста, в точно найденном и мощном движении вперед и вверх", занимает почетное место у входа на ВДНХ в Москве, где с небольшими композиционными изменениями он был установлен в 1938 году.
В 1929 году Мухина создает один из лучших своих памятников - памятник М.Горькому для города, носящего его имя. Четким силуэтом читается чуть вытянутая по вертикали фигура писателя, стоящего на берегу родной Волги. Характерный взмах головы довершает созданный скульптором образ "буревестника революции", вышедшего из народа писателя-бунтаря. В 1930-х годах Мухина работает и в мемориальной скульптуре: особенно удачно решено ею надгробие М.А.Пешкова (1935) с вырубленной из мрамора в полный рост фигурой с задумчиво склоненной головой и заложенными в карманы брюк руками.
Ведущей темой творчества скульптора всегда оставалось прославление духовной красоты советского человека. Одновременно с созданием в монументальной скульптуре обобщенного образа современника - строителя нового мира эта тема разрабатывалась мастером и в станковом портрете. В 30-е годы герои портретной галереи скульптора - доктор А.А.Замков и архитектор С.А.Замков, режиссер А.П.Довженко и балерина М.Т.Семенова. В годы войны портреты Мухиной становятся лаконичнее, все лишние эффекты в них убраны. Меняется и материал: часто использовавшийся ранее мрамор сменяет бронза, дающая, по словам А.В.Бакушинского, больше возможности "для построения в скульптуре форм, рассчитанных на силуэт, на движение". Портреты полковников И.Л.Хижняка и Б.А.Юсупова (оба - 1943, бронза, ГТГ), "Партизанка" (1942, гипс, ГТГ) при всей их индивидуальности обладают типичными для советского человека военного времени чертами собранности, решительной готовности к борьбе с врагом.
В послевоенные годы В.И.Мухина продолжает работать в монументальной скульптуре. С группой помощников она переводит в бронзу скульптурный проект памятника М.Горькому И.Д.Шадра (в 1951 году он был открыт на площади перед Белорусским вокзалом в Москве). В 1954 году, уже после смерти Веры Игнатьевны Мухиной, был отлит и установлен перед зданием Консерватории в Москве памятник П.И.Чайковскому, над которым она работала в 1948-1949 годах.
Удивительный союз талантливого врача-первооткрывателя Алексея Замкова и выдающегося скульптора Веры Мухиной был отдушиной для супругов. Они боролись со всеми невзгодами плечом к плечу, стойко снося опалу и ласку властей. Вера Мухина и Алексей Замков были примером не только искренних светлых чувств, но еще и образцом самоотдачи и преданности своему делу.
Сквозь пламя первой мировой войны
Ей было всего 22 года, когда она, отдыхая у дядюшки в Смоленской области во время Рождества, вылетела с саней и ударилась лицом о дерево. Ей не хотелось после этого жить, но она перенесла 7 пластических операций, и доктора буквально вылепили ей новое лицо. Только глаза были родными и узнаваемыми. Все черты были мужскими. Эти изменения принесли ей не только разочарование в собственной внешности, но и разочарование в любви. Вера считала, что невозможно полюбить женщину с мужским лицом. И она решила: отныне ее счастье в карьере. Изучая работы мастеров скульптуры в Италии, она вдохновилась примером Микеланджело. Теперь она мечтала стать известнейшим скульптором, работами которого будут вдохновляться тысячи людей.
Алексей на фронтах первой мировой снискал славу прекраснейшего диагноста и клинициста, руководил госпиталем.
Момент встречи Веры и Алексея в московском госпитале размыт временем и разрозненными воспоминаниями. По одним Вера спасала Алексея от тифа, беспрерывно ухаживая за молодым врачом, по другим – это он спасал Веру. Сама Мухина делилась воспоминанием, согласно которым они впервые встретились в 1914 году.
Первая встреча оставила только легкое воспоминание о молоденьком выпускнике университета. После его привезли в госпиталь в 1916, когда он практически умирал от тифа. Вера была в этом же госпитале сестрой милосердия, правда, трудилась не за деньги, а по зову собственной души, стараясь принести осязаемую пользу людям.
Вера и сила
Они поженились в 1918. Тяжелые времена испытывали супругов на прочность, но они не собирались унывать. Жили тем, что привозил Алексей из родного села Борисова, где вел приемы. Селяне расплачивались хлебом и картошкой.
Сын Волик родился в 1920 прямо в их квартире, роды Алексей принимал собственноручно. Потихоньку выправлялась ситуация с деньгами, но судьба преподнесла им новое испытание: у Волика в пять лет диагностировали костный туберкулез. Врачи советовали готовиться к худшему. Но родители так просто сдаваться не собирались. Вера Мухина вначале отвезла сына на лечение в Крым, впервые расставшись надолго с супругом.
А затем Алексей Андреевич сам прооперировал сына. Дома. На обеденном столе. Сын не просто выжил, но уже через два года перестал пользоваться костылями.
«Минуй нас пуще всех печалей и царский гнев, и царская любовь…»
Вера Мухина и Алексей Замков оказались востребованы и обласканы властью, каждый в своей сфере. Вера вместе с другими мастерами активно трудилась на ниве строительства новых символов и новых памятников советской эпохи. Скульптура Мухиной «Крестьянка» в 1928 заработала Сталинскую премию, а автору выдали 1000 рублей и отправили в Париж на три месяца. Правда, она вернулась домой уже через два, не выдержав разлуки с мужем и сыном.
"Колхозница
Алексей Замков стал создателем нового препарата, основанного на выделении особого гормона из мочи беременных женщин. Применение препарата, который Алексей Андреевич назвал гравиданом, давало потрясающие результаты. В числе пациентов Замкова были Буденный, Горький, Клара Цеткин.
Но вскоре доктор Замков впал в немилость. Началась настоящая травля в прессе, его уволили из Института экспериментальной биологии. Замков принимает решение бежать за границу, а Вера соглашается на эту авантюру вместе с ним. Однако их арестовали уже в Харькове. Веру с сыном отпустили через пять дней, а Замкова судили и отправили в ссылку в Воронеж. Благодаря высоким покровителям он вернулся в Москву досрочно и сразу после возвращения назначили директором лаборатории урогравиданотерапии.
Им предоставили огромную квартиру возле Красных ворот. Именно в этой квартире прошли несколько удивительно счастливых лет семьи.
Взлеты и падения
Снова Замков и Мухина оказываются на волне популярности и востребованности. Массовое применение гравидана вызывало какую-то невиданную волну исцелений, доктор чувствовал себя триумфатором. Вера Игнатьевна в 1937 стала автором уникальной скульптуры «Рабочий и колхозница», восхитившей не только вождя всех народов, но и самого Пабло Пикассо.
Знаменитая работа Веры Мухиной "Рабочий и Колхозница". / Фото: www.colors.life
Но вслед за славой последовала новая опала. Снова доктора обвинили в шарлатанстве и невежестве. А вскоре началась война, Вера Игнатьевна и Алексей Андреевич с сыном были эвакуированы на Урал. Мухиной удалось добиться своего вызова в Москву, где она стала работать над героическими портретами участников войны. Замков от осознания своей ненужности стал чахнуть, очень ослаб физически. Но самое главное: он не чувствовал в себе сил для борьбы за собственную жизнь.
Он вернулся в Москву уже тяжело больным человеком. В 1942 году доктор Замков скончался после второго инфаркта. Вера Игнатьевна создала уникальный памятник мужу на Новодевичьем кладбище с надписью «Я сделал для людей все, что мог». А после смерти самой Веры Мухиной на этом памятнике появилась вторая надпись: «И я тоже…»
Вере Мухиной и Алексею Замкову выпало счастье провести вместе почти четверть века. предпочитал, чтобы его любимая женщина только время от времени озаряла его жизнь.
А она все реже улыбалась и неохотно появлялась на публике. Ведь признание и свобода - совсем не одно и то же.
На фото скульптор Вера Мухина
Детство, семья
Вера родилась в Риге в 1889 году, в семье богатого купца Игнатия Мухина. Мать потеряла рано -после родов та мучилась туберкулезом, от которого не спаслась даже в благодатном климате юга Франции. Опасаясь, что у детей может быть наследственная предрасположенность к этому заболеванию, отец перевез дочерей в Феодосию. Здесь Вера увидела картины Айвазовского и впервые взялась за кисти...Когда Вере было 14, скончался отец. Похоронив купца на берегах Крыма, родственники забрали сирот в Курск. Будучи людьми благородными, денег на них не жалели. Наняли в гувернантки сначала немку, потом француженку; девочки побывали в Берлине, Тироле, Дрездене.
В 1911 году их привезли в Москву - подыскать женихов. Вере эта затея опекунов сразу не понравилась. Все ее мысли занимало изобразительное искусство, мировой столицей которого был Париж, - именно туда она стремилась всей душой. А пока изучала живопись в московских художественных студиях.
Получить желаемое Мухиной помогло несчастье. Зимой 1912 года, во время катания на санях, она врезалась в дерево. Нос оказался почти оторван, девушке сделали 9 пластических операций. «Ну и ладно, - сухо бросила Вера, глянув в больничное зеркало. - Живут люди и с более страшными лицами». Чтобы утешить сироту, родственники отправили ее в Париж.
Скульптура
В столице Франции Вера осознала, что ее призвание - быть скульптором. Наставником Мухиной стал Бурдель, ученик легендарного Родена. Одно замечание учителя - и она разбивала свою очередную работу вдребезги. Ее кумир - Микеланджело, гений эпохи Возрождения. Если и ваять, то не хуже его!Париж подарил Вере и большую любовь - в лице беглого эсера-террориста Александра Вертепова. В 1915 году влюбленные расстались: Александр отправился на фронт, воевать на стороне Франции, а Вера поехала в Россию навестить родню. Там ее и застали известие о гибели жениха и Октябрьская революция.
Как ни странно, купеческая дочь с европейским образованием восприняла революцию с пониманием. И в годы Первой мировой, и во время Гражданской войны работала санитаркой. Спасла десятки жизней, в том числе и своего будущего мужа.
Личная жизнь
Молодой доктор Алексей Замков умирал от тифа. Целый месяц Мухина не отходила от постели больного. Чем лучше становилось пациенту, тем хуже самой Вере: девушка понимала, что снова влюбилась. Рассказать о чувствах не решалась - уж больно красив был доктор. Все решил случай. Осенью 1917-го в госпиталь попал снаряд. От взрыва Вера потеряла сознание, а когда очнулась, увидела перепуганное лицо Замкова. «Если бы ты погибла, я бы тоже умер!» -на одном дыхании выпалил Алексей...Летом 1918 года они обвенчались. Брак оказался на удивление крепким. Чего только не довелось пережить супругам: голодные послевоенные годы, болезнь сына Всеволода.
В 4 года мальчик травмировал ногу, в ране началось туберкулезное воспаление. Все врачи Москвы отказывались оперировать ребенка, считая его безнадежным. Тогда Замков прооперировал сына дома, на кухонном столе. И Всеволод выздоровел!
Работы скульптора
В конце 1920-х Мухина вернулась в профессию. Первой удачей скульптора стала работа под названием «Крестьянка». Неожиданно для самой Веры Игнатьевны «народная богиня плодородия» получила хвалебный отзыв известного художника Ильи Машкова и гран-при на выставке «10 лет Октября». А после выставки в Венеции «Крестьянка» была куплена одним из музеев Триеста. Сегодня это творение украшает коллекцию Ватиканского музея в Риме.Окрыленная Вера Игнатьевна творила без остановки: «Памятник Революции», работа над скульптурным оформлением будущей гостинцы «Москва»... Только все без толку - каждый проект беспощадно «зарубался». И каждый раз с одной и той же формулировкой: «из-за буржуазного происхождения автора». С мужем тоже беда. Его инновационный гормональный препарат «Гравидан» раздражал эффективностью всех врачей Союза. Доносы и обыски довели Алексея Андреевича до инфаркта...
В 1930 году супруги решились на побег в Латвию. Идею подбросил агент-провокатор Ахмед Мутушев, явившийся к Замкову под видом пациента. В Харькове беглецов арестовали и доставили в Москву. Допрашивали 3 месяца, а после сослали в Воронеж.
Двух гениев эпохи спас третий - Максим Горький. Поправить здоровье писателю помог тот самый «Гравидан». «Этот врач нужен стране!» - убедил Сталина романист. Вождь позволил Замкову открыть в Москве свой институт, а его жене -принять участие в престижном конкурсе.
Суть конкурса была проста: создать монумент, воспевающий коммунизм. Приближался 1937 год, а с ним и Всемирная выставка науки и техники в Париже. Павильоны СССР и Третьего рейха располагались друг напротив друга, что усложняло задачу скульпторам. Мир должен был понять, что будущее за коммунизмом, а не за нацизмом.
Мухина выставила на конкурс скульптуру «Рабочий и колхозница» -и неожиданно для всех победила. Конечно, проект пришлось доработать. Комиссия приказала обе фигуры одеть (у Веры Игнатьевны они были обнаженными), а Ворошилов посоветовал «убрать у девушки мешки под глазами».
Вдохновленная эпохой, скульптор задумала собрать фигуры из сверкающих листов стали. До Мухиной на подобное решался лишь Эйфель со статуей Свободы в США. «Мы его превзойдем!» - уверенно заявила Вера Игнатьевна.
Стальной монумент весом 75 тонн сварили за 2 месяца, разобрали на 65 частей и в 28 вагонах отправили в Париж. Успех был колоссальным! Композицией публично восхищались художник Франс Мазерель, писатели Ромен Роллан и Луи Арагон. На Монмартре продавались чернильницы, портмоне, платки и пудреницы с изображением монумента, в Испании - почтовые марки. Мухина искренне надеялась, что ее жизнь в СССР изменится в лучшую сторону. Как же она ошибалась...
В Москве парижская эйфория Веры Игнатьевны быстро развеялась. Во-первых, ее «Рабочего и колхозницу» сильно повредили при доставке на родину. Во-вторых, установили на низкий постамент и вовсе не там, где желала Мухина (архитектор видела свое творение либо на стрелке Москвы-реки, либо на смотровой площадке МГУ).
В-третьих, умер Горький, и гонения на Алексея Замкова вспыхнули с новой силой. Институт доктора был разграблен, а сам он переведен на должность обычного терапевта в заурядной поликлинике. Все обращения к Сталину не возымели действия. В 1942 году Замков скончался из-за последствий второго инфаркта...
Однажды в студии Мухиной раздался звонок из Кремля. «Товарищ Сталин желает иметь бюст вашей работы», - отчеканил чиновник. Скульптор ответила: «Пусть Иосиф Виссарионович приезжает ко мне в мастерскую. Требуются сеансы с натуры». Вера Игнатьевна и подумать не могла, что ее деловой ответ оскорбит мнительного вождя.
С того дня Мухина оказалась в опале. Она продолжала получать сталинские премии, ордена и сидеть в архитектурных комиссиях. Но при этом не имела права выезжать за границу, проводить персональные выставки и даже оформить в собственность дом-мастерскую в Пречистенском переулке. Сталин играл со скульптором, как кошка с мышкой: не добивал окончательно, но и не давал свободы.
Смерть
Своего мучителя Вера Игнатьевна пережила на полгода - ее не стало 6 октября 1953-го. Причина смерти - стенокардия. Последней работой Мухиной стала композиция «Мир» для купола сталинградского планетария. Величественная женщина держит глобус, с которого взлетает голубь. Это не просто завещание. Это всепрощение.25/06/2014
Так вышло, что советского скульптора Веру Мухину знают все, а вот имя ее мужа, Алексея Замкова, предано забвению. Между тем в 30-е годы ХХ века слава доктора Замкова гремела по всей стране. Дело в том, что созданный им препарат гравидан на протяжении десятилетия считали практически панацеей…
Первые опыты
Сотрудник Института экспериментальной биологии (Москва), Замков искал ключи к управлению резервами человеческого организма, продлению долголетия, в том числе полового. Толчком к проведению экспериментов в этой области послужило открытие, сделанное в 1927 г. немецкими учеными. Биолог-эндокринолог Зельмара Ашгейма и гинеколог-эндокринолог Бернхард Цондека установили, что в организме беременных содержится значительное количество гонадотропного гормона (хорионического гонадотропина), который выделяется с мочой и оказывает мощное действие на половую сферу человека и животных. В том же году они предложили метод диагностики беременности на ранних сроках путем подкожного введения мочи беременных инфантильным неполовозрелым самкам лабораторных мышей. В случае беременности процесс образования фолликулов и желтого тела у животных значительно ускорялся (реакция Ашгейма - Цондека).
Повторяя опыты немецких коллег, Замков сделал собственное открытие: моча беременных влияет на половой аппарат подопытных мышей обоего пола.
Это натолкнуло его на мысль об использовании в лечебных целях мочи вместо выделения из нее отдельных гормонов и других веществ, как это было принято. Замков рассчитывал на ее успешное применение при заболеваниях, связанных с нарушениями половой функции, в частности, с ее угнетением в пожилом возрасте.
Вера Мухина и Алексей Замков познакомились в 1916 г. в одной из московских больниц, где купеческая дочка выхаживала заразившегося тифом фронтовика
Первый успех
Результатом серии исследований стал препарат гравидан (от лат. gravida - беременная). 8 февраля 1929 г. Замков испытал его на себе, обнаружив сильное тонизирующее влияние препарата на состояние психики. «Будто выпил бутылку шампанского! Длился этот подъем, ну, дней 10. А подопытная фауна неистовствовала. Старый рысак, которого готовили к забою, после инъекции показал рекордную резвость. Всякая тварь крепла, плодилась и размножалась, как в раю», - описывал он свои ощущения. В клинических исследованиях принимали участие красноармейцы, проходившие лечение в госпиталях, и наркоманы, состоящие на учете в психиатрической лечебнице. Гравидан продемонстрировал выраженный иммуностимулирующий и общетонизирующий эффект при широком спектре заболеваний; неожиданными оказались результаты лечения наркотической зависимости.
Замков и Мухина были единомышленниками. Жена одобряла смелые эксперименты мужа, он интересовался ее творческими проектами, много раз становился моделью. Мухина впрыскивала себе гравидан несколько раз в сутки. Это придавало ей сил в работе над монументами на патриотическую тематику
Первое увольнение
22 марта 1930 г. в газете «Известия» было опубликовано письмо «группы сотрудников» Института экспериментальной биологии. В статье, вышедшей под заголовком «Против спекуляции в науке», Замкова обвиняли в знахарстве, противозаконных экспериментах на людях.
Спустя месяц, в мае 1930 г., создатель гравидана был уволен. Алексея Замкова приговорили к трем годам административной ссылки с конфискацией имущества. Мухина отправилась вместе с мужем в Воронеж.
Расцвет
Доктора Замкова поддержали влиятельные пациенты: начальник оперативного отдела ГПУ Карл Паукер, начальник разведуправления армии Ян Берзин. За него хлопотали Максим Горький и Семен Буденный. 21 августа 1932 г. Замкова освободили досрочно, и профессор Николай Кольцов назначил его директором лаборатории урогравиданотерапии.
Старожилы Хотьково до сих пор называют местную психиатрическую больницу гравиданом, хотя уже и не помнят, что именно означает это слово…
Лечение гравиданом получило широкую известность. На окраине Хотьково (Московская область) был создан совхоз урогравиданотерапии, вскоре получивший статус Государственного института урогравиданотерапии. Его директором стал Замков. Производство гравидана набирало обороты. В стране работали сотни пунктов гравиданотерапии.
Гравидан применяли в медицине и ветеринарии при заболеваниях практически всех органов и систем. Его назначали для повышения потенции, для понижения внутриглазного давления и ускорения заживления язв при крупозной пневмонии, брюшном и сыпном тифе, малярии, при болезнях сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, бронхиальной астме и полиартрите. Особое значение придавали гравиданотерапии при психических заболеваниях.
В животноводстве препарат использовали в качестве средства, способствующего увеличению живого веса сельскохозяйственных животных, их плодовитости и работоспособности, а также при различных инфекционно-воспалительных заболеваниях.
Замков и его «чудо-средство» были в зените славы. Гравиданом лечили лидеров государства, политических и общественных деятелей. Среди пациентов и друзей называют Вячеслава Молотова, Михаила Калинина, Клару Цеткин, Долорес Ибаррури, Серго Орджоникидзе и др.
Закат
У гравидана были побочные эффекты - возбуждение, расстройство сна, ухудшение общего самочувствия, сердцебиение, одышка, появление уртикарной сыпи. Организм каждого отдельно взятого пациента реагировал на введение препарата по-разному, поэтому дозу приходилось подбирать индивидуально.
Позже выяснилось, что к гравидану со временем развивается привыкание.
В 1936 г. в прессе началась кампания против «врачей-чудотворцев». Уже были первые жертвы. Однако Замков получил «отсрочку» - его жена работала над созданием эмблемы для павильона СССР на Всемирной выставке в Париже. В 1937 г. скульптуру «Рабочий и колхозница» западные критики назвали «величайшим произведением ХХ века». Однако, несмотря на то, что эта работа принесла Мухиной всесоюзную и всемирную славу, в 1938 г. Институт урогравиданотерапии был ликвидирован. Замков перенес инфаркт миокарда. В 1942 г. в возрасте 59 лет у него случился повторный инфаркт, оказавшийся фатальным.
Вопрос об Алексее Замкове и его работах никем не поднимался.
В 1964 г. приказом Минздрава СССР производство гравидана было прекращено.
Подготовила Александра Демецкая
«Фармацевт Практик» #09′ 2012