Объект неживой природы в. Чем отличаются живые виды природы от неживых
Посмотри, мой милый друг, что находится вокруг?
Небо светло-голубое, солнце светит золотое,
Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава, горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса, гром, туманы и роса.
Человек и время года – это все вокруг….
Это всё вокруг ПРИРОДА .
Именно о ней мы и поговорим на нашем интернет-уроке по окружающему миру.
Что ты знаешь о природе? И что такое природа?
Природа — это всё, что нас окружает и не сделано руками человека.
Посмотри на рисунки и найди объекты природы…
Что скажешь об этих картинках?
Верно, это всё природа. На какие две группы можно разделить объекты природы?
Природа бывает ЖИВАЯ и НЕЖИВАЯ
Как ты думаешь, как отличить живую природу от неживой природы?….
Итак, живая природа ДЫШИТ, ПИТАЕТСЯ, РАСТЁТ, РАЗМНОЖАЕТСЯ.
Как дышат рыбы? животные? растения? Как и чем питаются растения? животные? птицы? рыбы? Как размножаются растения (яблоня, пихта), животные (кролик, рыба, птица, бабочка)?
Играем в игру «Живая природа-неживая природа».
Я называю предметы природы. Если это предмет живой природы, то ты показываешь, как оно двигается, а если предмет неживой природы – стоишь на месте.
Ворона, снег , дождь, белка, гора , берёзовый листочек,гром , солнце, медведь, обезьяна, облако , цапля, кенгуру, кузнечик, ДЕНЬГИ.
Деньги – давай подумаем, это природа или нет?….
Нет, деньги не относится к природе, они сделаны руками человека.
Деньги называют богатством. Если у человекамного денег, как его называют? …..Богатым.
Значит, деньги — это богатство. У девочек, у ваших мам кольца, сережки есть? Эти вещи можно отнести к богатству? Да. А здоровье можно отнести к богатству? Здоровье – это самое главное, огромное богатство человека. А кто следит за нашим здоровьем? Мы САМИ!
Богатство – это то, что мы ценим, храним и бережём.
У меня в руках стакан воды…
А вода это богатство? ….
Без колец, без золота прожить мы сможем? А без ВОДЫ мы сможем?…Нет. Ни растения, ни животные, ни одна живое существо не сможет прожить без воды. Вода для всех является природным богатством .
Наша природа очень богата. Природа — наш щедрый друг, у нее есть разнообразные богатства. Она дарит нам свои богатства.
На какие 2 группы разделили природу? Живая и неживая. Значит, все природные богатства можно разделить на следующие группы: живые природные богатства и неживые природные богатства. Приведи пример каждой группы.
Подумай, может ли живая природа существовать с неживой природой?
Проведи опыт. На подоконнике в классе стоят цветы. Посмотри, куда тянутся их веточки. Поверни растение в сторону класса. Через 3-4 дня вновь посмотри, куда будут направлены веточки растения.
Интересно, но н екоторые растения открывают и закрывают цветки в разное время суток или при изменении погоды (мимоза, кислица, одуванчик). Головка подсолнечника всегда смотрит на солнышко.
Игра «Живое- неживое»
— Если тот объект, о котором я буду говорить – живой, то вы хлопаете в ладоши, если неживой – то сидите тихо, как будто замерли.
1. Стоит Антошка на одной ножке,
Его ищут, а он не откликается. (Гриб)
2. Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)
3. Рассыпался горох
На семьдесят дорог.
Никто не подбирает:
Ни царь, ни девица,
Ни красная девица. (Град)
4. Много рук, а нога одна. (Дерево)
5. Личный кран имеет он,
Чтоб полить свои шесть тонн. (Слон)
6. Конь бежит, земля дрожит. (Гром)
А теперь — подумай,
— что ты знал ……,
— что узнал….,
— что хочешь узнать…
Данный видеоурок предназначен для самостоятельного изучения темы «Живая и неживая природа». Первоклассникам предстоит познакомиться с украшением нашего мира - природой, которая окружает человечество буквально повсюду. Также учитель даст определение живой и неживой природы.
Урок: Живая и неживая природа
Природа украшает наш мир. С каким удовольствием мы слушаем пение птиц, журчание ручейка, таинственный шепот леса! С каким наслаждением мы любуемся зеркальной гладью рек, величественной громадой гор.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туман и роса,
Человек и время года -
Это все вокруг природа.
Рис. 1. ( )
К природе относится все, что нас окружает: солнце, воздух, вода, реки и озера, горы и леса, растения, животные и сам человек. К природе не относится только то, что сделано руками человека: дом, в котором ты живешь, стол, за которым ты сидишь, книга, которую ты читаешь.
Внимательно рассмотрите рисунки и определите, что относится к природе, а что сделано руками человека.
Рис. 2. ( )
Рис. 3. ( )
Рис. 4. ( )
Рис. 5. ( )
Рис. 6. ( )
Рис. 7. ( )
Солнце, дерево и муравей - это природа.
Чайник, самолет, игрушки сделаны руками человека.
Природой называется все то, что нас окружает и не сделано руками человека. Природа делится на живую и неживую. К неживой природе относятся солнце, воздух, вода, горы, камни, песок, небо, звезды. К живой природе относятся растения, животные и грибы.
Рассмотрим признаки живой и неживой природы.
На рисунке 8 и 9 изображены две звезды: морская и космическая.
Рис. 8. ( )
Рис. 9. ( )
Какая из звезд дышит? Морская звезда дышит, а космическая звезда не дышит.
Какая из звезд растет? Морская звезда растет, а космическая не растет.
Какая из звезд питается? Питается морская звезда, космическая не питается.
Какая из звезд дает потомство? Морская звезда дает потомство, космическая не дает потомства.
Может ли морская звезда жить вечно? Нет, она умирает.
Морская звезда относится к живой природе, так как она дышит, растет, питается, дает потомство и умирает.
Космическая звезда относится к неживой природе, потому что она не дышит, не растет, не питается и не дает потомство.
Природа имеет две формы, живую и неживую. Предметы живой природы имеют отличительные признаки:
1. Продолжительность жизни - они растут;
2. питаются;
3. дышат;
4. дают потомство.
Предметы неживой природы таких признаков не имеют.
Рассмотрите картинки и определите, частью живой или неживой природы являются данные предметы.
Рис. 10. ( )
Цыпленок дышит, питается, растет, дает потомство, умирает. Значит, цыпленок относится к живой природе.
Рис. 11. ( )
Камень не дышит, не питается, не растет, не дает потомства, разрушается. Значит, камень относится к неживой природе.
Рис. 12. ( )
Подсолнух растет, питается, дышит, размножается семенами, погибает. Значит, подсолнух относится к живой природе.
Распределите предметы на две группы: живая и неживая природа.
Рис. 13. ( )
Рис. 14. ( )
Рис. 15. ( )
Рис. 16. ( )
Рис. 17. ( )
Рис. 18. ( )
К живой природе относятся мальчик, воробей, дерево, собака.
К неживой природе относятся горы, облака.
Внимательно рассмотрите рисунок и определите, что лишнее.
Рис. 19. ( )
Рис. 20. ( )
Рис. 21. ( )
Лишний — снеговик, он сделан руками человека и не относится к природе. Краб и роза — относятся к живой природе.
Рис. 22. ( )
Рис. 23. ( )
Рис. 24. ( )
Лишняя - лягушка, она относится к живой природе. Радуга и грозовая тучка относятся к неживой природе.
Частью какой природы является человек? Человек растет, питается, дышит, дает потомство, значит, человек - часть живой природы.
Рассмотрите рисунки, какие признаки живой природы на них изображены?
Рис. 25. ( )
Рис. 27. ( )
Рис. 28. ( )
На рисунке 25 изображен рост, на рисунке 26 - питание, на рисунке 27 - дыхание, на рисунке 28 - потомство.
Представим на минутку, что исчезнет неживая природа, а именно солнце, воздух и вода. Смогут ли тогда растения, животные и сам человек существовать? Нет, живая и неживая природа связаны между собой. Давайте рассмотрим примеры таких связей.
1. Без солнечного света и тепла не могут существовать большинство животных, растений и сам человек.
2. Без воды все живое погибает.
3. Все живое дышит воздухом. Воздух должен быть чистым.
Как вы думаете, могли бы люди жить без природы? Конечно, нет, вся наша жизнь связана с природой. Мы дышим воздухом, утоляем жажду водой, человек не может жить без пищи, а пищу нам дают животные и растения.
Природа - наш дом . Человек должен беречь и охранять природу. Природа очень богата, но богатство ее не безгранично. И человек должен пользоваться этими богатствами как разумный и добрый человек. Об этом говорит своим читателям великий русский писатель Михаил Пришвин в рассказе «Кладовая солнца».
Для рыбы нужна чистая вода. Будем охранять наши водоемы.
Рис. 29. ( )
В лесах, степях, горах живут разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.
Рис. 30. ( )
Рыбы - вода, птицы - воздух, звери - лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. Любить и охранять природу - значит любить и охранять Родину!
На следующем уроке будет рассмотрена тема «Разнообразие растений». В ходе занятия вы познакомитесь с важной частью природы - растениями.
1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. М.: Русское слово.
2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. М.: Просвещение.
3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. М.: ВИТА-ПРЕСС.
1. Областной центр информационных технологий ().
2. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
1. Расскажите, чем отличается живая природа от неживой природы.
2. Приведите примеры живой и неживой природы по своим собственным наблюдениям.
3. А есть ли связь между живой природой и неживой?
4. * Нарисуй два рисунка. На одном рисунке изобрази только предметы живой природы, а на другом - неживой природы.
Определение неживой природы
Все, что нас окружает, если, конечно, это не техника или любой другой элемент, созданный руками человечества, является природным компонентом, который принято разделять на живой и неживой. Первый подразумевает растения, животных, а также непосредственно самого человека. То есть это все то, что двигается, развивается, для его жизни требуются определенные ресурсы. Неживая природа, в свою очередь, представляет собой все элементы, которые не дышат, не растут и не развиваются. В отличие от всех живых организмов, они имеют более простую структуру. Им не нужно воздуха, еды или любого другого жизненно необходимого ресурса. Проще говоря, они не живут. Более того, на протяжении нескольких сотен, тысяч и даже миллионов лет вся неживая природа остается неизменной.
Действительно ли неживая?
Многие годы ни один философ не мог дать точного определения понятию жизнь. Более того, современные и устаревшие словари весьма расплывчато описывают это слово. Итак, жизнь представляет собой несколько определенных явлений, которые следуют друг за другом в одном организме или предмете и прекращаются по истечении времени. Стоит отметить, что неживая природа тоже существует по этим законам. Если быть точнее, она им не противоречит. Это уже было не один раз доказано на примере кристаллов. Многие ученые, которые с ними работали, перестали их воспринимать в качестве компонентов природы неживого типа. Дело в том, что кристаллы обладают определенным набором чувств. Они могут стареть, издавать звуки (по большей части недовольства), отдыхать, развиваться или уставать. Для многих металлов или сплавов характерна память. Под различными действиями они могут деформироваться, но затем постепенно возвращаются к своему первоначальному состоянию. Однако среди остальных эксперимент с ионами серебра наиболее точно показывает, как схожи компоненты живой и неживой природы. Они начинают восстанавливаться, когда вступают в контакт с активными металлами. Когда наблюдаешь за процессом в микроскоп, а не на примерах уравнений или химических формул, можно заметить сходство между ними и растениями - развиваются те и другие одинаково. Таким образом, о «бездушности» неживой природы еще можно поспорить. Однако эта гипотеза так и остается только предположением, покуда конкретных доказательств нет.
Смена неживой природы по временам года
Каждый сезон представляет нам новые природные элементы. Некоторые из них взаимно заменяются друг другом, остальные характерны только для определенного времени. Например, неживая природа зимой дополняется снегом, сосульками, льдом. Ими покрываются живые природные элементы, а также творения человечества. Затем сезон сменяется весной, и зимние компоненты природы превращаются в воду. Когда приходит лето, она испаряется, становится мелкими капельками, поднимающимися в воздух. После этого, осенью, вода снова возвращается на землю в виде дождевых осадков. Зима, в свою очередь, опять превращает ее в кристаллики льда.
Неживая, но важная
Нет смысла спорить о том, является ли неживая природа по-настоящему таковой, или она развивается точно так же, как и ее живая сестра, только намного медленнее. Одно можно сказать точно, она играет важную роль в жизни планеты.
В древние времена люди считали представителями живого мира практически все, что их окружало. К одним объектам они просто относились, как к части своей жизни и быта, а другие обожествляли, так как не могли понять природу их существования.
Виды объектов в окружающем мире
В настоящее время большинство из нас, уже взглянув на предмет, может сразу сказать к какому типу природы он относится: к живому или неживому. Но иногда наличие тех или иных признаков, которые присущи живым организмам, могут поставить человека в тупик - к какому виду объектов можно отнести тот или иной предмет?
И камень, и гриб не обладают возможностью движения в пространстве, но если первый однозначно относят к категории неживых организмов, то гриб, безусловно, классифицируют как вид живой природы. Потому что есть иные признаки, позволяющие отличать один вид от другого.
Мышь живёт при непрерывном процессе дыхания в период всей жизни, поглощая из окружающей атмосферы кислород и выделяя углекислый газ, но и свеча своим горящим пламенем поглощает кислород, но при этом не выделяет углекислый газ, как продукт переработки. Таким образом, процесс обмена веществ как единственный признак, может быть присущ различным объектам и не может являться основополагающим фактором классификации в окружающей среде.
Поэтому в современной науке существует совокупность признаков, которая позволяет понимать - чем живой объект отличается от неживого. И если при изучении выявляется, что присутствуют не все признаки класса живых организмов, то такой объект смело можно отнести к представителям неживого мира.
Особенности живых видов природы и их главные признаки отличия
На первый взгляд, вся природа, окружающая нас, может называться живой.
Так чем же отличается от неживого мира? Чтобы найти верный ответ на этот вопрос, необходимо тщательно изучить общие свойства обоих видов.
Одним из признаков отличия является непрерывный обменный процесс энергией и веществами между ними - представителей определённого класса живой природы и окружающей его средой. Также явные признаки такого организма определяются уже на молекулярном уровне наличием белка и нуклеиновых кислот в составе каждой молекулы.
Кроме этого, есть ещё несколько признаков, прямо указывающих на то, чем живая природа отличается от неживой и дать ответ на этот сложный вопрос.
Лишь наличие, либо отсутствие всей совокупности перечисленных признаков позволит однозначно дать ответ, что исследуемый объект относится к тому или иному классу природы.
Особенности неживых видов природы
Учитывая вышеперечисленную совокупность признаков, которыми могут обладать лишь живые организмы, отсутствие хотя бы одного из них может указывать на то, что объект относится к неживой природе.
Вот основные признаки неживых организмов:
Материал по программе учебника: «Окружающий мир 2 класс»
Что такое явление природы?
Определение: Явлением природы называют любое изменение в природе: ветер изменил направление, солнце взошло, вылупился из яйца цыплёнок.
Природа бывает живая и неживая.
Погодные явления неживой природы зимой.
Примеры погодных изменений: понижение температуры, мороз, снегопад, вьюга, метель, гололедица, оттепель.
Сезонные явления природы.
Все изменения в природе связанные со сменой сезонов - времен года (весна, лето, осень, зима), называются сезонными явлениями природы.
Примеры зимних явлений в неживой природе.
Пример: на воде образовался лед, землю покрыл снег, солнце не греет, появились сосульки и гололед.
Превращение воды в лед - это сезонное явление в неживой природе.
Наблюдаемые природные явления в неживой природе, происходящие вокруг нас:
· Мороз покрывает льдом реки и озера. Рисует на окнах забавные узоры. Кусает нос и щеки.
· С неба падают, кружась снежинки. Снег покрывает землю белым одеялом.
· Метели и вьюги заметают дороги.
· Солнце стоит низко над землей и слабо греет.
· На улице холодно, день короткий, а ночи длинные.
· Приходит Новый Год. Город одевается в нарядные гирлянды.
· В оттепели снег тает и замерзает, образуя, на дорогах, гололед.
· Растут на крышах большие сосульки.
Какие явления, живой природы, можно наблюдать зимой. 2 класс.
К учебнику: «Окружающий мир 2 класс»
Например: впадают в спячку медведи, деревья сбросили листья, люди оделись в зимнюю одежду, дети вышли на улицу с санками.
Зимой деревья стоят без листьев - это явление называется сезонным.
Примеры изменений, происходящих зимой, в живой природе, которые мы наблюдаем:
· Растительный мир, живой природы, зимой отдыхает.
· Спит медведь, в своей берлоге, и сосет лапу.
· Спят деревья и травы, на лугах, укрытые теплым одеялом – снегом.
· Животным зимой холодно, они одевают красивые и пушистые шубы.
· Зайцы переодеваются – меняют, свою, серую шубку на белую.
· Люди одевают теплые вещи: шапки, шубы, валенки и варежки.
· Дети катаются на санках, на коньках, лепят снежную бабу и играют в снежки.
· На Новый Год, дети, наряжают елку игрушками и веселятся.
· На праздник приходят, к нам, Снегурочка и Дед Мороз.
· Зимой из леса, к нашим кормушкам, прилетают птицы - синицы и снегири.
· Птицы и животные, зимой, голодают. Люди их подкармливают.
Явления природы, весной, в неживой природе.
Примеры: растаял снег и лед, солнце светит ярче, воздух стал теплее.
Весенние сезонное явление – с рек сошел лед.
Какие явления, в неживой природе, можно наблюдать на прогулке весной:
- Весной солнце светит ярче и в небе поднимается выше.
- Температура воздуха стала теплее. Вместо снега выпадает дождь.
- Тает снег, бегут ручьи, с рек и озер сходит лед.
- Таят ледяные горки, капают сосульки с крыш.
- На дорогах появляются лужи и весенняя грязь.
Какие весенние явления в живой природе?
Пример: растут листочки на деревьях, прилетели с юга скворцы, зацвели цветы, выросла трава.
Сезонное явление весной – зацвела черемуха.
Примеры весенних явлений в живой природе, которые мы можем наблюдать в родном крае:
- Просыпается живая природа, просыпаются медведи и ежи.
- Появляются первые насекомые и цветы – верба, подснежники и одуванчики.
- На деревьях набухают почки и появляются листочки.
- Весь окружающий живой мир весной переодевается.
- Растительный мир одевает зеленый и цветущий наряд.
- Животные, начинают линять - меняют свои зимние шубы на летние.
- Люди надевают резиновые сапоги и легкие куртки.
- Дачники перекапывают землю, выполняют весенние работы.
- Люди начинают сеять овощи и сажать деревья.
- В городах население занимается уборкой улиц, проводит субботники.
- Школьники делают кораблики и скворечники.
- С юга прилетают перелетные птицы.
Удивительное явление живой природы.
Зимние явления в природе, например жизнь животных, можно наблюдать по следам на снегу. Наверное, вы слышали про следы снежного человека. Его, еще называют - йети.
Про это, удивительное явление живой природы , можно прочитать в книге авторов Лариной О. В. и Мошенской Г. Н. Эта книга написана для семейного чтения. Она будет, очень, интересна и детям, и взрослым. В ней рассказывается о самых интересных явлениях природы. Издание будет полезно в написании реферата, подготовки доклада или презентации по теме окружающего мира. Электронную версию книги «Удивительные явления природы», можно приобрести на сайте «ЛитРес» . Стоимость 100 руб.
Многие задаются вопросом, почему же, до сих пор, не пойман, если он на самом деле существует. Были разные гипотезы, что он живет в мире, параллельном с нами и попадается на глаза - случайно или, что он - внеземного происхождения. Но, эти предположения мало убедительны. Йети соответствует облику земных существ - коренастое тело, покрытое шерстью, как у больших обезьян и первобытных людей. Многие рассказывают, что он появляется внезапно, без всякого шороха и шума веток и, также, внезапно исчезает.
Есть гипотеза ученых и исследователей, что йети владеет внушением. Поэтому, его трудно увидеть и тем более поймать. Он не исчезает, как кажется людям, а делается невидимым, при помощи своего внушения. Ученые уверены, что наши далекие предки, тоже, владели такими приемами. Но, в процессе эволюции развилась речь, и люди, постепенно, теряли возможность передавать мысли на расстоянии и воздействовать на сознание другого человека. А, снежный человек не научился разговаривать, поэтому у него сохранилась, эта возможность, воздействовать на сознание людей, как бы внушать, что его нет. И, все это, делает его, еще более загадочным...