Открытый урок про весну. Открытый урок по тема "Весна
Открытый урок по тема "Весна. Приметы ранней весны."
Цель: создание благоприятных условий для целостного восприятия, представления о явлениях ранней весны и повышения речевой активности детей в различных видах деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное специальное /коррекционное/ образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Рубцовская специальная /коррекционная/ общеобразовательная школа-интернат №1 VIII вида»
Урок по предмету
« »
Тема: Весна. Приметы ранней весны.
Составила учитель
Мокрякова Татьяна Яковлевна
Рубцовск – 2014
План урока по предмету
« Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности »
в классе для детей со сложной структурой дефекта четвёртого года обучения
Тема: Весна. Приметы ранней весны.
Цель:
Создание благоприятных условий для целостного восприятия, представления о явлениях ранней весны и повышения речевой активности детей в различных видах деятельности.
Образовательные задачи:
Расширять представления детей о характерных признаках ранней весны;
Учить связно и последовательно составлять рассказ по наглядной модели-схеме.
Коррекционные задачи:
Развивать устную связную речь, слуховое внимание;
Обогащать чувственный опыт ребёнка;
Развивать мелкую моторику, выразительность движений.
Воспитательные задачи:
Воспитывать инициативность, самостоятельность, эмоциональный отклик на увиденное, услышанное.
Словарь: проталины, капель, почки – набухают, лопаются.
Методы и приемы:
Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации;
Беседа с элементами изобразительной деятельности;
Использование дидактических пособий и наглядного материала;
Практическая деятельность;
Использование литературных произведений в динамических паузах, физминутках, пальчиковых играх;
Имитация игры, связанная с игровой передачей настроения;
Оборудование:
У учителя:
Запись «звуки весны»,
Сосуд с питьевой водой,
Пластиковые одноразовые стаканчики,
Поднос с тающим снегом, землей и растением с почками,
Модель-схема,
Сюжетные картинки «капель», «проталинки», «ручей»,
У детей:
Солнышко,
Прищепки,
Разрезная картинка «Весна» (индивидуальная работа)
Предварительная работа:
Наблюдение за изменениями в природе на экскурсии,
Сравнение происходящего в природе зимой и ранней весной.
Литература:
- Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида/ под ред. В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2010 – 191с.
Методическая литература
- Кудрина С.В. Программно-методическое обеспечение к уроками «Окружающий мир» 1-4 классы коррекционной школы VIII вида.
Ход урока
I. Организационный момент
Какой по счёту урок мы начинаем?
Как называется наш урок? (Наш урок называется развитие речи.)
Чему вы учитесь на уроках развития речи? (Мы учим наблюдать за погодой, правильно составлять предложения, рассказы.)
Какое время года идёт? (Время года весна.)
Какой месяц весны идёт? (Месяц весны март.)
Речь с движением
Раз, два, три, четыре, пять
Будем мы весну встречать. (дети шагают на месте)
Весна – красна, иди скорей! (хлопают в ладоши)
Землю солнцем обогрей!
От времени года зависит погода. (поднимают вверх указательный палец, произносят с назидательной интонацией)
Какая сегодня погода? (Сегодня солнечная, тёплая погода.)
II. Сообщение темы и цели урока
Сегодня на уроке мы повторим приметы ранней весны.
Будем учиться составлять рассказ о весне.
III. Работа по теме
На доске модель- схема «Зима»
1 . Работа по сюжетной картине (модель-схема)«Зима»
Какое время года изображено? (Изображено время года зима)
Почему? (На земле лежит снег, деревья стоят без листьев.)
2. Составление весенней картинки.
Мы сейчас с вами зимнюю картинку превратим в весеннюю.
Учитель на картину (модель-схему) вешает солнце.
Что происходит весной, когда пригревает солнышко? (Когда пригревает солнышко тает снег, бегут ручьи.)
Учитель вешает проталины, ручей.
А ещё, что происходит, когда пригревает солнышко? (появляются сосульки на ветках деревьев, на крышах домов)
Учитель вешает картинку «дом, с крыши дома свесилась сосулька».
Физминутка «Сосулька»
Кап-кап-кап, - капель звенит,
(Ритмично хлопают в ладоши)
Словно с нами говорит.
(Ритмично хлопают ладоням по ногам)
Плачут от тепла сосульки,
И на крышах талый снег.
(Собирают «слёзы» в ладошку)
А у всех людей весною
Это вызывает смех
(Поворачиваются вокруг себя).
Но что я слышу? Мне кажется, подул весенний ветер.
Логоритмика «Ветер»
Мы подуем высоко: ш-ш-ш встать на носочки, поднять руки вверх
Мы подуем низко: ш-ш-ш присесть
Мы подуем далеко: ш-ш-ш вытянуть руки вперед
Мы подуем близко: ш-ш-ш поднести ладони ко рту
На нашей картине ещё прохладно.
Но солнышко будет греть и что станет с деревьями? (На деревьях набухнут почки.)
Учитель на приготовленных веточках показывает почки.
Какие почки? (Почки маленькие, клейкие)
Учитель предлагает детям на картине из клейкой бумаги к веткам дерева прикрепить «почки».
Посмотрите, какая весенняя картина у нас получилась.
Если бы картина могла пахнуть, какие запахи мы бы почувствовали?
(Учитель предлагает детям закрыть глаза, и подносит к лицу каждого ребенка поднос с тающим снегом, влажной землей, цветущим растением (листочками). Дети нюхают снег, землю, цветы. Учитель предлагает детям открыть глаза и рассказать о своих ощущениях).
Вы почувствовали, чем пахнет весна? (Почувствовали запах тающего снега, мокрой земли, свежести) .
А какие звуки у весны?
Учитель предлагает детям послушать на записи звуки весны.
Что вы услышали?
(Журчание ручья, капель, треск льда в лужах, щебет птиц…)
Учитель предлагает детям попить воду из ручейка
Дети подходят к столу, где стоит кувшин с водой и стаканчики. Учитель поясняет, что эту воду он зачерпнул из ручейка. Раздаёт детям стаканчики и наливает в них воду. Дети пьют ее.
Расскажите, какая вода в весеннем ручейке. (Вода в ручейке холодная, свежая, вкусная).
Верно. Только запомните, что пить воду можно только из волшебного ручья. В лесу воду из ручья нужно сначала кипятить.
3. Составление рассказа по получившейся картине
Послушайте, какой рассказ у нас получился о весне.
Запомните, чтобы повторить его.
Наступила весна. Солнце ярко светит. Снег стал таять. Появились лужи, ручейки. На крышах висят сосульки. На деревьях набухают почки. Радостно весной!
Свой рассказ учитель сопровождает показом на картине (модели-схеме).
Кто из вас попробует составить рассказ по картине?
Ответы детей.
IV. Закрепление
О каком времени года мы составляли рассказ? (Мы составляли рассказ о весне)
Сейчас проверим, все ли дети запомнили приметы весны.
4. Игра «Подскажи словечко»
Ой, беда! Ой, беда!
Тает снег, кругом вода.
Не обуешь валенки,
На снегу… (проталинки)
Что такое проталинки? (оттаявшие от снега участки земли)
Рад весне братишка Саша
И собака рада Жулька.
На припёке, с крыши нашей
Утром свесилась … (сосулька)
Что такое сосульки? (Замёрзшая вода, которая свисает с крыш домов, с веток деревьев в виде морковки)
Снег в лесу. Сугробов много.
Но слышна синицы трель.
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает … (капель)
Что такое капель? (Тают сосульки и капают)
Когда бывают проталинки, сосульки, капель? (Проталинки, сосульки, капель бывают весной)
5. Стихотворение с движениями «Весна»
Дети встают из – за парт, строятся в круг.
Улыбаются все люди
(Идут по кругу).
Весна, весна, весна!
Она везде, она повсюду
Красна, красна, красна!
(Поднимают руки над головой и ритмично хлопают в ладоши)
По лугу, лесу и полянке
(Ритмично шагают на месте.)
Идет, идет, идет!
На солнышке скорей погреться
(Взмахивают обеими руками к себе.)
Зовет, зовет, зовет!
И в ручейке лесном задорно
(Ритмично щелкают пальцами.)
Звенит, звенит, звенит!
По камушкам в реке широкой
(Потирают ладони.)
Журчит, журчит, журчит!
Разносит запахи повсюду
(Делают из пальцев «бутон».)
Цветов, цветов, цветов!
И все живое сразу слышит
(Прикладывают руку к уху.)
Весенний звон!
(Хлопают в ладоши.)
V. Итог
О чём мы говорили на уроке? (Мы на уроке говорили о весне.)
На память об этом уроке мы с вами что-то сделаем.
Что у вас лежит на парте? (На парте лежит солнышко.)
Чего у него не хватает? (У него нет лучиков.)
Сделайте лучики из прищепок.
Учитель показывает.
Какое солнышко у вас получилось? (Солнышко получилось весеннее, весёлое).
О каком времени года вы учились составлять рассказ? (Мы учились составлять рассказ о весне.)
Лилия Ильмурзина
Открытый урок «Весна»
Тема урока : Весна
Цели :
1. Показать пробуждение природы и научить наблюдать признаки весны на всем ее протяжении
2. Научить определять последовательность событий в природе и их связи
3. Учить сравнивать состояние природы весной и зимой
4. Воспитывать бережное отношение к природе
Оборудование : картинки : цветы, птицы, весна , зима, фильм «Тайна мира» , разрезные картинки, раскраски.
Ход урока
1. Организационный момент.
Цель нашего урока познакомиться с характерными признаками весны .
Актуализация знаний.
Какой сейчас месяц? (Март.)
Какое сегодня число? (14)
Какой день недели? (Среда)
Ребята, сегодня на уроке мир вокруг мы продолжим говорить об изменениях в окружающей нас природе. А как будет звучать тема нашего урока , вы узнаете позже, а возможно и догадаетесь сами.
Какое время года закончилось? (Зима.)
Вспомним, какие основные признаки зимы нам знакомы? (Дети отвечают на вопрос)
Раздаются разрезные картинки : Дети должны собрать картинки и приклеить на бумагу, объяснить что на них изображено.
Посмотрите на доску. Какое время года изображено? Как догадались?
Какой месяц закончился? (февраль)
Ребята, значит, зима уже закончилась?
Существует праздник проводов зимы. Как он называется? (Масленица.)
Чем вам запомнилась масленица? (Ответы детей)
Что собой символизирует масленица? (Проводы зимы)
Я раскрываю почки
В зелёные листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движения полна.
Зовут меня :
(Весна )
Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май) .
Постановка проблемы.
Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока ? (Весна . Сегодня на уроке мы будем говорить о весне , об изменениях, которые происходят в природе)
Совместное открытие новых знаний .
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март)
Посмотрите на первый верхний рисунок. Вся ли земля покрыта снегом. Что появилось на ней? (проталины)
Где раньше появились проталины? (Там, где мало снега, там, где солнце сильнее пригревает.)
Что происходит с деревьями в конце марта. (Набухают почки)
Какие праздники мы отмечаем в марте?
Март - первый месяц весны , начало весны - весна света . Объяснить детям по каким признакам мы узнаем о весне : солнце светит ярче, увеличивается световой день. Все короче становится ночь - длиннее день. От солнечного тепла снег тает, темнеет, становится рыхлым, появляются проталинки. По утрам и вечерам ещё холодно. Погода в марте переменчивая : то холодно и небо закрыто тучами, то ярко светит солнце. Образуется много сосулек, слышна капель.
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? (Апрель)
А кто из вас знает, как называется явление, изображенное на второй картинке? (ледоход)
Кто объяснит, что это за явление?
На реках происходит быстрый подъем воды. Река переполняется водой, выходит из берегов и начинается грозное явление природы.
Посмотрите что изображено на третьей картинке. (Начинается обильное таяние снега и появляются ручьи)
Какие изменения в природе происходят в апреле? (Появляются первые цветы)
Какие первоцветы вы знаете? (Подснежник, мать-и-мачеха, медуница)
Какие праздники мы отмечаем в апреле?
Апрель - второй месяц весны , середина весны - весна воды . Дети должны знать признаки апреля : бурно тает снег, бегут ручьи, на реках начинается ледоход, разлив рек, на озёрах треснул лёд, ходить по нему опасно. Ночи ещё холодные, лужи покрываются корочкой льда. Но с приходом весны : набухают почки, прилетели грачи, скворцы, жаворонки; появляются первоцветы и трава. Улетают на север снегири, синицы и свиристели. Из берлоги вылезают медведи, выводят медвежат. Люди строят птицам скворечники.
Физминутка (на внимание)
У нас в классе разлетелись птицы по разным местам, вам нужно всех их найти и сосчитать.
Зеленеет даль полей
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет.
Что за месяц это?. (Май)
Что происходит у нас в мае? (Распускаются листочки, расцветаю цветы : сирень, черемуха, тюльпаны…. люди высаживают рассаду)
Какие праздники мы отмечаем в мае?
Май - третий месяц весны , конец весны - весна травы . Кругом растёт трава, первые весенние цветы. Зашевелились ожившие муравьи, вылетают бабочки и пчёлы. На лесных пригорках на солнышке греются ящерицы. Распускаются листочки на деревьях и кустах. Цветут деревья : яблони, черемуха, сирень. Птицы высиживают яйца в гнездах, выводят птенцов. Люди работают в поле, на огороде : копают землю, высаживают семена овощей. В поле сеют пшеницу, рожь.
Просмотр фильма «Тайна мира»
А сейчас давайте обобщим полученные знания на уроке и закрепим их с помощью создания картины зимы и весны . (На столе лежат картинки, дети подходят, выбирают и делят картинки на весну и зиму . Приклеивают к плакату)
Итог урока .
Что нового узнали на уроке ?
По каким признакам люди узнают весну ? (Таяние снега, льда, ледоход, первые листочки, проталины, появление цветов-первоцветов, прилет птиц.)
И в заключении я вам хочу дать тюльпанчики, за хорошую работу на уроке .
Публикации по теме:
День открытых дверей в ДОУ «К нам весна красна пришла», открытый показ образовательной деятельности. Художественное творчество – аппликация. Тема: «Домик для скворца» Программное содержание. Продолжать учить детей изображать в аппликации.
Открытый урок музыкального руководителя «Экскурсия по Хакасии» Тема: Экскурсия по Хакасии Цель: Создание условий для обогащения музыкального опыта детей, развитие музыкальных способностей через знакомство.
Цель – Освоение учащимися понятия «художественная целостность» через понятия целое и художник. Задачи: - закрепить знания о понятии художественная.
Открытый урок по чтению в 5 классе для слабослышащих детей «Басня Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень» Тема: Басня Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень». Цели урока: предметные -изучить басню Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень», -сформировать.
Открытый урок по Дефиле театра моды и танца Тема: «Постановка техники дефиле в показе осенней коллекции» Тема: «Постановка техники дефиле в показе осенней коллекции» Профиль: дефиле Возраст: 9-14 лет Год обучения: 1-й Цель: постановка техники.
У р о к 41. ПРИШЛА ВЕСНА
19.08.2015 2511 0Цели: обобщить и углубить опыт наблюдений детей за изменениями, происходящими в природе с приходом весны; составить правила безопасного поведения весной на улице и вблизи водоемов; развивать мышление, умение обобщать; воспитывать любовь к природе.
Оборудование: кроссворд «Какого цвета весна?»; аудиозапись из цикла «Времена года» П. И. Чайковского; весенние пейзажи; костюмы Марта, Апреля и Мая.
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
– Послушайте стихотворение, и вы узнаете тему нашего занятия.
Старый тополь у крылечка.
Ищет грач свое местечко.
Грохот льдин, шуршанье вод.
Света полон небосвод.
Муравьи, едва подсохло,
Дружно взялись за дела:
Муравейников высоких
Починяют купола.
А. Екимцев
– Ребята, сегодня мы обобщим наши наблюдения за признаками весны, изменениями в жизни растений и животных весной, вспомним замечательные стихотворения и поговорки о весне и весенних месяцах.
II. Изучение нового материала.
1. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 46–47).
– Рассмотрите внимательно два центральных рисунка. Как изменилась природа с приходом весны? Чем похожи эти рисунки? (Художник изобразил одну и ту же местность, но в разное время года: зимой и весной.)
– Как изменилась неживая природа с приходом весны? (Солнце светит ярче, выше поднимается над горизонтом. Увеличился световой день. Стало теплее. Тает снег и лед.)
– Какие изменения произошли с деревьями? (На ветвях нет снега, изменился цвет коры.)
– Почему белка не узнала зайца? (Заяц поменял окраску шерсти.)
– Какие изменения происходят в жизни птиц? (Птицы возвращаются с юга.)
– Давайте вспомним весенние месяцы. Отгадайте загадки:
Дует теплый южный ветер.
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает.
Что за месяц? Кто узнает?
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся,
В небе – жаворонка трель.
Месяц к нам пришел...
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?
– Какие приметы весны названы в этих загадках?
Звучит запись из цикла «Времена года» П. И. Чайковского. В класс входят братья Весенние Месяцы.
Март. 21 марта – день весеннего равноденствия – день с ночью меряется: полсуток на небе солнышко, полсуток – ночь. В этот день в лесу празднуют Новый год – к весне поворот.
Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет, ноздрится, становится серым снег. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода – и капает, капает... Натекают лужи – и уличные воробьишки весело полощутся в них, смывая с перьев зимнюю копоть. В садах звенят радостные бубенчики синиц.
Весна прилетела к нам на солнечных крыльях. У неё строгий порядок работ. Первым делом она освобождает землю: делает проталинки. А вода ещё спит подо льдом. Спит под снегом и лес…
Апрель. А вот апрель – это уже настоящий весенний месяц.
Пусть в иной год теплая погода установится не сразу, пусть и снег пойдет, и мороз ударит, а все-таки весна уже чувствуется.
Послушайте, как весело звенит по водосточным трубам вешняя капель. На дворах среди потемневшего снега сверкают лужи. В лужах отражаются солнце и по-весеннему яркое синее небо.
Воробьи, растопырив крылышки, с громким задорным чириканьем наскакивают друг на друга, дерутся или с таким азартом купаются в лужах, что кругом только брызги летят.
По карнизам домов, нежно воркуя, расхаживают степенные голуби.
А как приятно в погожий весенний денек побывать за городом! В полях повсюду уже почти сошел снег. В ложбинах шумят потоки воды. Со всех сторон несутся они к реке и скрываются подо льдом. Лед посинел, надулся, весь потрескался – вот-вот тронется, поплывет вниз по реке.
И вот в небольшой заводи, где лед отошел от берега и разлилась вода, уже плавает парочка диких уток. Они уже прилетели с юга и пока, до вскрытия рек и озер, ютятся у берегов по растаявшим местам. Прилет этих птиц – верный признак того, что до весеннего половодья уже совсем недолго.
Прошло еще несколько теплых дней, вскрылась река, а на возвышенностях показалась молодая зеленая травка. По косогорам, пригретые солнцем, выглянули первые цветы мать-и-ма-чехи. На орешнике и на осине повисли длинные сережки, а ветви ивы – в серебристо-белых пушистых «зайчиках».
В лугах и на оттаявших лесных полянах появились кучки свеженарытой земли – кротовьи холмики. В голубой вышине, над лугами и полями, над перелесками, зазвенела веселая песня жаворонка…
Май. Май – месяц цветения земли. Хорошо в эту весеннюю пору в лесу! Только недавно сошел снег, а из-под слежавшейся прошлогодней листвы всюду лезет молодая травка. Между кустов, возле больших светлых луж синеют цветы медуницы и поднимается золотисто-желтый чистяк.
В воздухе тоже чувствуется весна – пахнет талой землей, отсыревшей корой деревьев, сморчками. А то вдруг набежит ветерок, и так хорошо запахнет фиалками! Значит, и они уже где-то в лесу распустили свои душистые, нежные лепестки.
Из весенних луж слышится задорное урчание лупоглазых певцов – лягушек. Откуда-то издалека доносится кукование кукушек.
Земля с каждым днем становится все наряднее, одевается в пестрый убор свежих трав и цветов. Цветут березы, ветлы, могучие великаны дубы и душистая черемуха. В садах зацветают яблони, сливы, вишни. А потом цветущий наряд деревьев сменится зеленым убором густой листвы.
Повсюду: в лесу, на лугу и в поле – с зари до зари распевают птицы. Днем в рощах и в лесу стоят такой щебет, свист, чириканье, что трудно и различить, кто из пернатых певцов как поет.
Дни яркие, солнечные, один краше другого.
Но вот откуда-то из-за леса выползла тяжелая грозовая туча. Все кругом помрачнело. Притих многоголосый птичий хор. По верхушкам деревьев пробежал тревожный ветерок. Тяжело упала на землю первая дождевая капля, за ней – другая, третья. И вдруг огненной трещиной на миг раскололось свинцовое небо. Треснуло, загрохотало кругом. Как из ведра хлынул теплый грозовой дождь.
Недолог весенний ливень. Быстро промчались тучи, вновь засияло солнце, а от влажной, пригретой земли стал подниматься кверху теплый парок…
– Что же происходит со снегом с приходом весны? (Под теплыми лучами солнца он начинает таять.)
– Снег весной оседает, становится тяжелым, грязным. Объясните почему.
– Всю зиму на снежное покрывало падают обломки веточек, маленькие кусочки коры и другой мелкий сор. Новый снег прикрывает мусор, и все вокруг опять становится белоснежным. А весной начинаются оттепели. Снег тает и оседает. Вода от тающего снега просачивается вниз, а мусор словно ползет из оседающего снега кверху.
– Обратите внимание, что в снегу вокруг деревьев хорошо видны воронки. Некоторые из них протаяли до земли. Это потому, что в марте солнечные лучи уже неплохо пригревают землю. Кору деревьев они нагревают больше, чем снег, – она темнее. Около теплого ствола снег начинает подтаивать, образуется воронка. И воронки у стволов деревьев, и мусор на снегу – работа весеннего солнца.
– А изменяются ли сугробы с приходом весны? На их крутых боках, обращенных к югу, красуется причудливая вязь хрупких, прозрачных ледяных кружев. Солнце, где можно, растапливает снег. Стеклянное кружево на снегу – еще одна примета весны.
2. Р а б о т а п о х р е с т о м а т и и.
– А знаете ли вы, что снежный сугроб – это настоящая записная книга природы?
Учитель читает текст «О чем может рассказать снежный сугроб».
«Только в марте на белой гладкой снежной скатерти можно увидеть особенные голубые тени, будто синие молнии. Они очень заметны в березняке – от каждого дерева тянется по снегу голубая лента. Поэтому март называют «голубым месяцем»: голубое небо, первые голубые лужи, голубые снега, голубые тени на снегу, последние голубые сосульки, синяя полоска далекого леса».
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Зайчишка-трусишка
По полю бежал.
В огород забежал,
Капусту нашел.
Сидит. Грызет.
Хозяин идет!
3. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а.
– Чист ли лед?
– Почему нельзя облизывать сосульку?
Учащиеся выполняют под руководством учителя опыт с сосульками, показанный на с. 46.
В ы в о д: лед и сосульки содержат грязь.
4. Ф р о н т а л ь н а я б е с е д а.
– Что происходит со льдом на водоемах?
– Чем отличается лед на реке зимой и весной?
– Ледяной панцирь на реке с приходом весны тоже меняется. Лед намокает, темнеет, будто смоченный водой сахар. А кое-где, неподалеку от берега, появляются небольшие талые оконца. Придешь через неделю к реке и не узнаешь ее: здесь уже не лед, а вода.
– Какую беду может принести весенний лед на реке? (Весенний лед особенно опасен, и играть на льду весной категорически запрещается.)
5. К р о с с в о р д «Какого цвета весна?».
1) Крупная черная перелетная птица. Кто это?
2) При повышении температуры воздуха до 0 °С и выше снег становится рыхлым и начинает таять. Это явление называется…
3) На крышах домов можно увидеть сосульки, образовавшиеся во время оттепели. Когда тепло одолеет, капельки начнут падать. Капли звонко капают. Это явление называют...
4) Лужицы талой воды подмачивают снег. Текущие по склонам небольшие журчащие потоки воды называют...
5) У одного из первых движение сока весной начинается у клена. У какого еще дерева хорошо заметно сокодвижение?
6) Весной теплый ветер слизывает снег с асфальта, с земли. Эти темные пятна называют...
7) Весной ветки деревьев и кустов становятся зелеными. Зеленые пластинки называются...
О т в е т ы: 1. Грач. 2. Оттепель. 3. Капель. 4. Ручейки. 5. Береза. 6. Проталины. 7. Листья.
К л ю ч е в о е с л о в о: голубая.
III. Итог урока.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Какие изменения в неживой природе происходят весной?
– Какие изменения в живой природе происходят весной?
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Тип урока: комбинированный.
Цели:
- Дать представление о признаках весны, учить различать изменения в природе, происходящие весной.
- Развивать навыки и умение правильно определять признаки и характерные черты весны.
- Коррекция общеречевых навыков, наглядно – образного мышления, памяти, восприятия. Обогащать и уточнять активный и пассивный словарный запас.
- Воспитывать способность понимать и ценить красоту родной природы, любовь к своей малой родине, трудолюбие.
Оборудование для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, презентация,учебник «Знакомство с окружающим миром» автор Е.Д. Худенко, карточки для практической работы, творческое задание.
ХОД УРОКА
1. Организация класса
2. Психологический настрой
Разморозить землю нужно,
Чтоб могла взойти трава,
Сделать так, чтоб жили дружно
Все живые существа.
На зеленой ножке тонкой
Укрепить бутон цветка,
Обойти луга с гребенкой,
Птиц вернуть издалека.
Берега, поля, пригорки
Окропить росой с утра.
Подсластить цветы для пчелки,
Вовремя полить сады,
Будь и ты трудолюбивый,
Как весна красавица.
– Сколько дел у весны вы услышали в стихотворении? (Разморозить землю, птиц вернуть из теплых стран, укрепить бутон цветка, окропить природу росой с утра.)
3. Проверка домашнего задания
– А для кого весна должна подсластить цветы? (Для пчёлки)
– Пчела – это насекомое. Каких насекомых вы
знаете?
– Какое домашнее задание вы подготовили?
– Загадки и рисунки. (Ответы детей, оценки)
– В какое время года появляются все эти
насекомые?
4. Основная часть (сообщение темы и цели).
1. Сегодня мы будем говорить о прекрасном времени пробуждения природы – весне. Кто мне подскажет весенние месяцы?
Дружно лопаются почки,
Распускаются цветочки. Март
На траве роса дрожит,
Лось за радугой бежит.Замер лес в прозрачной дымке.
На деревьях тают льдинки. Апрель
С веток падает капель,
И слышна синицы трель.Снег сошел. Запахло прелью.
Прокатился в небе гром. Май
Муравьи под старой елью
Всем семейством строят дом.
– Как вы думаете, о чём будем говорить сегодня на уроке? (О том, какие весной происходят изменения в живой и неживой природе)
– А кто мне подскажет, что относится к живой природе? К неживой природе?
2. Изменения в живой и неживой природе.
– С каждым весенним днем солнце поднимается все выше и выше, светит ярче, и солнечных зайчиков становится больше. Они несут много света и тепла и, словно волшебники, творят чудеса в природе.
а) Солнечный зайчик коснулся снега.
– Что происходит со снегом под действием тепла? (Снег начинает таять, превращаясь в воду.)
б) Солнечный зайчик коснулся дерева и разбудил его.
– Предлагаю ученикам рассмотреть ветки с
дерева:
– Какого цвета ветка?
– Какая на ощупь у нее кора? (Дает потрогать
веточки.)
– Что находится на ветке? (Почки.)
– Откуда появляются листья? (Из почек.)
– Что происходит с почками? (Почки набухают и
становятся листьями.)
– Такое превращение вы можете наблюдать, если
поставишь ветку в банку с теплой водой.
Опыт.
– К какому выводу привели нас наши наблюдения?
Вывод: Распускаться листьям весной помогают тепло и вода.
Загадка:
Первым вылез из землицы на проталинке.
Он мороза не боится хоть и маленький. (Подснежник)
– А кто знает, почему его так назвали? (Они первыми появляются из-под снега)
– Объясните значение слова проталинка .
Физминутка. Упражнение «Подснежник».
– Прочитайте слоги на одинаковых геометрических фигурах и узнаете названия других раннецветущих растений. (Мать-и-мачеха, медуница)
Слайды 9,10
Мать-и-мачеха
.
Секрет в том,
что мать-и-мачеха расцветает под снегом. Своё
название это растение получило за листья.
Верхняя сторона их холодная – мачеха, а нижняя
тёплая – мать.
Медуница
– этот цветок интересен
тем, что на одном стебельке есть цветки разной
окраски: розовые, фиолетовые.
– Где появляются первые весенние цветы? (На
открытых местах, где много солнца, света, влаги)
– Тепла им требуется немного, вот они и цветут в
начале весны, когда ещё кое-где в низинах лежит
снег.
– Почему эти растения назвали первоцветами?
Вывод:
Весной распускаются первые
цветы – первоцветы.
Помни,
что первоцветы очень хрупкие и
нежные. К некоторым летят насекомые, потому что в
них есть нектар. Не стоит собирать букеты из этих
цветов.
в) Солнечный зайчик коснулся льда на реке.
– Что с ним происходит? (Лед становится
тоньше, трескается, плывет по реке.)
– Это явление называется ледоход.
– Весной на лед реки выходить нельзя. Даже если
еще нет ледохода, лед все равно стал тонким и
хрупким. Ты не заметишь, как окажешься под водой.
– Расположи льдинки от большой к маленькой и
прочитай народную примету: Увидел
скворца – значит весна у крыльца.
Слайд 12
– Как вы понимаете это высказывание?
– Рассмотрите птиц и их гнёзда.
– Какие птицы зимуют вместе с нами, а какие
прилетают весной?
– Почему птицы вернулись? (Стало тепло,
появились насекомые.)
– Какие птицы построили гнёзда сами, а каким
помог человек?
Вывод: Птицы прилетают с юга и строят гнёзда.
5. Закрепление
а) Практическая работа
Слайды 14, 15
1. Какие весенние явления происходят в неживой природе?
Вычеркни лишнее.
Таяние снега, потепление, метель, дожди, ледоход.
2. О каком весеннем явлении идёт речь? Допиши предложение.
Большие и маленькие льдины плывут по реке – это ___________________.
3. Какие растения раннецветущие?
Обведи кружком буквы правильных ответов.
а) мать-и-мачеха
б) тополь
в) медуница
4. Выбери примету, не относящуюся к весне.
а) воздух становится день ото дня всё теплее;
б) солнце поднимается всё выше и выше;
в) появляются первоцветы;
г) животные ложатся в спячку;
д) появляются насекомые;
Гимнастика для глаз.
Интеграция (живой мир – русский язык).
– Прочитайте слова на доске. (Весна,
веснушки, веснянка.)
– Как называются такие слова? (Однокоренные,
родственные.)
– Какие слова вам знакомы? (Весна, веснушки.)
– Закончи мои высказывания:
1 марта наступила … (весна) . Солнечный зайчик коснулся лиц ребят. На носу и на щеках появились… (веснушки) .
– Какое слово осталось? (Веснянка)
Веснянка – это народная песня с просьбой о приходе весны. Деревенские дети влезали на крыши изб, сараев и звали весну:
Прилетите, скворушки к нам!
Принесите из-за моря нам весну ясную, весну красную.
Зима нам надоела, ручки-ножки поморозила.
– Вот и пришла к нам весна. А вот с чем она к нам пришла, вы мне сейчас и подскажите.
Творческое задание. Продолжите пословицы подходящими по смыслу словами:
Март с _______________ , апрель с _____________ , май с ____________ .
Растение – земли _________________ .
Слова для справок: цветами, водой, травой, украшение.
6. Домашнее задание
Подготовить небольшой рассказ о раннецветущем растении.
7. Итог урока
– О каком времени года говорили на уроке?
– Как пробуждается природа весной?
Министерство образования и науки Калужской области
Государственное казённое общеобразовательное учреждение Калужской области
«Людиновская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Урок по живому миру
4 класс
Учитель начальных классов: Симашова О.Ю.
Тема: Весна – пробуждение природы.
Цел: коррекционно-образовательная
Формирование умения составлять повествовательно-описательный рассказ по серии картинок, используя опорные слова;
Уточнить представления учащихся о сезонных изменениях в природе;
Коррекционно-развивающая
Коррекция интонационной стороны речи
Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей и отношений
Коррекция и развитие слухового восприятия при прослушивании звуков природы
Воспитание эмоциональной адекватности поведения, эмоциональной стороны речи
Коррекция зрительного восприятия при работе с осколочными картинками
Коррекция общей и мелкой моторики при проведении логоритмической игры «Сосульки»
Воспитание мотивации к обучению, получению новых знаний
Оборудование: аудиозапись звуков природы (журчание ручья, весенний гром, пение птиц, весенний дождь), разрезные картинки сосульки, ручей, верба, подснежники, солнышко, гнездо птиц, карточки со словами,корзинка.
Ход урока
I. Организационный момент.
Встали ровно, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок!
II . Актуализация знаний по теме.
Послушайте загадку и попробуйте отгадать:
Зазвенели ручьи,
прилетели грачи,
день прибывает,
Когда это бывает?
Д: - Весной.
Учитель: - После какого времени года наступает весна? (После зимы).
Вот вам сундучок, в нем таинственный клубок. Кто этот клубок в руки возьмет – тот слово красивое о весне назовет (теплая, красивая, солнечная, пахучая, звонкая, яркая, зеленая, цветущая, шумная).
П:
Замечательно! Вы так много знаете красивых слов о весне. Как вы считаете, о чем можно сказать весенняя? (вода, трава, река). А, о чем можно сказать весенний? (ручеек, сад, день). О чем можно сказать весеннее? (солнце, небо, облако). А кто скажет, какое солнце весной? (теплое, яркое, лучистое). Какие слова можно образовывать от слова весна? (весенний, веснушки, веснянки)
У весны много замечательных друзей. Назовите их ласково.
Солнце - солнышко, туча - ..., лужа - ..., ветер - ..., трава - ..., скворец - ..., дерево - ..., цветок – .
III . Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы поговорим о чем? (о весне)
Правильно, мы сегодня будем говорить о весне, о приметах весны, вспомним название весенних месяцев. Ваша задача на сегодня запомнить приметы весны.
В природе есть солнце. Оно всех любит и всем светит. Закройте глазки и представьте, что к нам заглянул солнечный зайчик. Вот он побежал по партам, заглянул к нам в глаза, погладил каждому руку. Не спугните его. Он не озорник. Он всех любит и ласкает. Улыбнитесь ему. Улыбнитесь друг к другу. Ведь у нас прекрасное настроение. Солнечный зайчик вместе с нами будет сегодня играть и выполнять задания. (Педагог вывешивает картинку)
IV . Работа по теме.
А теперь посмотрите на доску.
Ребята, перепутал все на свете
Знаете кто? Проказник ветер!
Игра «Размести по порядку».
Ребята, подул весенний ветер и перепутал все картинки с временами года, давайте повесим их в правильном порядке (дети по порядку вешают рисунки с временами года, Рис.2а, б, в, г).
П:
Год начинается с зимы, потом, придет весна, вслед за весной придет лето и конечно осень. Запомните порядок времен года. Давайте повторим хором название времен года.
П:
Каждое время года состоит из трех месяцев. Назовите по порядку весенние месяцы (дети читают название месяцев МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ) весна света, весна воды и весна травы.
2.Игра «Четвертый лишний» (рис.4 а, б, в, г)
Посмотрите на картинки и определите, какая картинка здесь лишняя. Почему? (дети…)
Составьте маленький рассказ по рисункам (дети составляют рассказ по картинкам по цепочке)
Давайте перечислим приметы весны?
Дети перечисляют:
Ярче светит солнце
Тает снег
Из почек появляются листья
Расцветают подснежники
Прилетели грачи
А кто из вас, ребята, скажет, почему тает снег? (солнечные лучи прогревают снег и он тает). А, почему бегут ручьи? (снег тает на солнце и превращается в воду). А, почему прилетают птицы? (вместе с весной приходит тепло, и птицы возвращаются на свою родину). А как вы думаете, почему пробуждаются животные от зимней спячки и появляются насекомые? (Солнце светит. Становится теплее, природа просыпается, а с ней и насекомые и животные).
V . Физминутка.
VI . Продолжение работы по теме.
Попробуйте ответить на мои вопросы. Кто приносит весну на крыльях? И почему так говорят? (слайд № 17)
Дети:
Птицы приносят весну на крыльях. Так говорят, потому что весной прилетают перелётные птицы .
Все птицы строят и ремонтируют свои гнёзда. Откладывают яйца. Ребята, а почему всё это стало возможно весной? » (Выслушиваются ответы детей).Я приготовила вам загадки про птиц нашего края (слайд № 19). Если правильно отгадаете, услышите их голоса ».
Маленький мальчишка, (слайд № 19)
В сером ярмячишке.
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (воробей)
Я по дереву стучу, (слайд № 20)
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой –
Все равно он будет мой. (дятел)
Серая воровка села на ветку. (слайд № 21)
Зорким глазом косит,
Украсть норовит. (ворона)
А кто из птиц прилетает раньше всех?
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица…(грач)
Доклад подготовленного ученика о граче.
Грач ежедневно уничтожает до 8 тыс. вредных червей и гусениц. Таким образом, он спасает посевы от насекомых вредителей.
А кто же прилетает сразу после грача?
Мы построили вдвоём
Для гостей весенний дом,
А верней сказать – дворец.
Прилетай скорей …(скворец)
(Слайд 10)
Следующими прилетают жаворонки. (Слайд 10)
А вот синицы (Слайд 10) в марте, как только начинает пригревать солнце, возвращаются в леса и селятся в дуплах деревьев. У них появляются птенцы. Большая синица уничтожает в течение дня до 6 тыс. насекомых.
В разгар весны прилетают дрозды, зяблики, горихвостки. (Слайд 11)
Одними из последних прилетают ласточки и стрижи. (Слайд 12)
Расскажите, какие правила поведения надо соблюдать весной в лесу, чтобы не навредить птицам.
Ребята, а кто знает, как встречают весну звери? (слайд № 27)
Учитель:
Весной у животных появляются детёныши .(слайд № 29). Весной у многих зверей начинается линька - зимняя густая шерсть меняется на более редкую, а заяц, горностай, ласка, белка и песец меняют цвет своих шубок.
Поэтому не трогайте и не приносите здоровых детёнышей зверей домой. В природе о них позаботятся взрослые животные.
Игра «Весенние приметы».
Хлопайте в ладоши тогда, когда я назову весеннюю примету.
Кружатся осенние листья
Тают сосульки
Дети купаются в речке
Прилетели грачи
Падает пушистый снег
Появляются подснежники
Птицы улетели в теплые края
Ярче светит солнце
На деревьях появляются листья.
Река затянулась льдом
Дни стали длиннее
Игра « Так бывает или нет? »
Весной, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься. Так бывает или нет?
Наступила весна. В лесу расцвели первые цветы. Мы отправились в лес собирать их. Так бывает или нет?
На дворе капель, бегут ручьи. На ветках деревьев сидят красногрудые снегири. Так бывает или нет?
Весной на улице тепло и весело, на деревьях набухают почки, распускаются первые цветы. Косяки птиц улетают в теплые края. Так бывает или нет?
Когда снег в лесу ещё не совсем сошёл, на открытых местах появляются первые цветы - подснежники.
Учитель читает предложения, а дети отвечают бывает так или нет.
Игра называется « Прилетели птицы».
Послушайте правила: я называю птиц, но если я что-то не- то скажу, вы хлопаете в ладоши, будьте внимательны.
1. Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и вороны, стрижи и макароны.
2. Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты. Вороны, мухи и грачи.
3. Прилетели птицы: голуби, синицы, волки и стрижи.
Д\игра «Скажи наоборот» (с мячом)
Холодно тепло
Мокрая сухая
Солнечный - пасмурный
Ранняя - поздняя
День ночь
Длинный - короткий
Д\игра «Хитрые вопросы».
Подснежники распускаются в январе?
Птицы улетают на юг весной?
Весной дни короче, а ночи длиннее?
Черемуха зацветает осенью?
И в конце урока послушаем стихотворение
Если снег повсюду тает
День становится длинней,
Если все зазеленело,
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла……(дети хором отвечают: «весна»)
У: Наш урок подошёл к концу. Мне очень понравилось, как вы работали. Солнечный зайчик хочет с вами подружиться. Закройте глазки, подставьте ему свои ладони, возьмите его тепло. Улыбнитесь ему. Он вас любит.
а) б)
Приметы весны: