Немец который умер вместе с еврейскими детьми. Януш Корчак: биография, педагогические идеи, литературное творчество
В современном мире многим людям знакомо это имя - Януш Корчак. Биография знаменитого польского врача, писателя и педагога поражает своей удивительной любовью к жизни и детям. Его трагичная судьба и человеческий подвиг стоят того, чтобы ознакомиться с ними более подробно.
Годы детства и учебы в гимназии
Настоящее имя Корчака - Хирш (на польский манер Хенрик) Гольдшмидт. Родился он в еврейской семье в Царстве Польском, которое тогда входило в состав Российской империи, в 1878 году.
Несмотря на то что так и не дожил до глубокой старости, много успел увидеть на своем веку Я. Корчак. Биография кратко не может передать все события его жизни.
Хенрик происходил из образованной семьи: его дед был врачом, а отец - адвокатом. Для того чтобы чувствовать себя более комфортно в польском обществе, семья Гольдшмидтов ассимилировалась с поляками, особо не подчеркивая еврейских традиций своего рода.
Будущий писатель Януш Корчак (биография, фотографии которого, сделанные в детстве, говорят нам о нем как о способном и любознательном мальчике) не отличался особым здоровьем. Однако благодаря своим знаниям он поступил в престижную русскую гимназию. Преподавание там велось на русском языке, а затем изучались все основные мёртвые и современные европейские языки. Несмотря на высокий уровень подготовки, преподаватели не проявляли интереса к своим воспитанникам. В гимназии царили суровые порядки, процветали физические наказания и доносительство.
Гораздо позже Януш Корчак (биография для детей будет изложена доступно и станет широко известной) отмечал, что именно испытания в гимназии побудили его к созданию новой гуманистической педагогики.
Первые трудности
Многое пережил Корчак Януш. Автобиография этого великого человека повествует нам о первом испытании в его жизни. Таковым стала тяжелая душевная болезнь отца, которая настигла его, когда Хенрику было всего 11 лет. Все средства семьи уходили на лечение больного, поэтому юный Хенрик вынужден был заняться репетиторством, чтобы поддержать материально своих близких.
Тогда и открылся удивительный педагогический талан юного учителя, Хенрик как никто другой умел находить со своими воспитанниками общий язык, спокойно и внимательно их выслушивать и добиваться лаской большего, чем иные педагоги с помощью розги.
Януш Корчак: биография кратко. Призвание и педагога
В 1898 году по примеру деда, в честь которого был назван, Хенрик поступает на медицинский факультет Однако молодой человек живо интересуется не только вопросами медицины, но и проблемами современной педагогики. Еще в 18 лет он публикует свой первый педагогический труд под названием «Гордиев узел». В этой статье автор упрекает современных ему родителей в том, что они занимаются в своей жизни чем угодно, только не воспитанием своих детей. Самое важное дело в своей жизни они перекладывают на плечи нянек и гувернеров, которые часто со своими обязанностями просто не справляются.
Отзывы на эту публикацию в газете были столь положительными, что главный редактор этого издания поручил юному Хенрику вести целую рубрику под аналогичным названием.
Позже Корчак (биография кратко этого человека излагается нами в данной статье) напишет 22 тома сочинений, посвященных вопросам воспитания детей.
К практической педагогической деятельности Хенрик приступил в тот же период. В 1903 году он, досконально изучив опыт Песталоцци, стал работать врачом и воспитателем в одной из детских еврейских больниц, вступил в еврейское общество помощи детям-сиротам.
Становление профессионального мастерства и открытие «Дома сирот»
Получив в 1905 году диплом, подтверждающий право заниматься врачебной практикой, Януш Корчак, биография которого навсегда связала его и с медициной, и с педагогикой, не стал искать себе доходного места.
На некоторое время он становится военным врачом (в это время шла тяжелая Русско-японская война, поэтому медицинские кадры Российской империи были очень нужны), а затем уезжает в Европу, чтобы познакомиться с передовыми идеями в области воспитания и педиатрии.
Он еще малоизвестен, однако пишет и публикуется достаточно активно, используя для этого свой псевдоним - Януш Корчак.
Вернувшись на Родину, Корчак Януш, биография которого навсегда связала его с детьми, отходит от профессии врача и открывает благотворительное учреждение под названием «Дом сирот». С 1911 года до своей трагической гибели Корчак будет руководить этим учреждением и отдаст все свои силы воспитанию детей, оставленных без попечения родителей.
Педагогическая деятельность
Активную педагогическую работу Януш Корчак, биография которого дает нам образец настоящей преданности своему делу, совмещает с активным писательским трудом. Постепенно его имя становится широко известным, появляются меценаты, которые поддерживают его начинания материально.
В первые годы своей напряжённой работы Корчак и его коллега Стефания Вельчинская работают по 16 часов в сутки, им не так-то просто справиться с большим количеством детей с изломанными судьбами, потерявшими веру в людей.
В основу своего педагогического метода Корчак закладывает нравственное воспитание. В те же годы он издает книгу для педагогов и родителей под названием «Как любить детей?», в этой книге автор рассказывает об основных принципах своей гуманистической педагогики, основанной на любви к ребенку, принятию его личности, склонностей и интересов, удовлетворении его потребностей и развитии его эмоционально-волевой сферы.
Активным сторонником такой гуманистической педагогики в России становится А. С. Макаренко. Известно, что Я. Корчак, биография которого связана с Россией, читал опубликованные работы Макаренко и высоко оценивал его методы работы с детьми.
Период после распада империи
После крушения Российской империи Польша провозглашает свою независимость. Я. Корчак в это время служит на фронте в качестве военного врача. Однако правительство молодой Польской республики не дает писателю вернуться к своим детям, его вновь призывают, теперь уже в польские войска, где он переживает тяжелый тиф, после которого чудом остается жив.
Когда же кровопролитная советско-польская война затихает, Корчак возвращается к своим сиротам, чтобы больше никогда уже с ними не расставаться.
Он отдает все свои силы педагогической работе. Организовывает издает вместе с детьми газету (причем журналистами становятся сами дети), много пишет и издает свои работы.
Он ведет радиопередачи, выступает с лекциями перед студентами. Наконец, в 1934 году формулирует свои знаменитые 5 заповедей воспитания, которые основывались на необходимости любви к ребенку, наблюдении за его поведением, отсутствии насилия в воспитании, педагогической честности и бесконечном процессе самопознания.
Трагические страницы биографии
Много увидел и пережил Януш Корчак, биография его - тому подтверждение. Но, наверное, самым сильным испытанием в его жизни стала Вторая мировая война. Это была уже четвертая тяжелая война в жизни педагога. Корчак просил допустить его на фронт в качестве врача, однако из-за возраста его оставили в Варшаве.
Немецкие войска наступали стремительно, и город скоро оказался под оккупацией.
Старый врач и педагог делал все, чтобы его дети не почувствовали тягот военного времени, однако это было не в его силах. Еды катастрофически не хватало, не было одежды и теплых вещей. Еврейские дети-сироты для немцев представляли собой объект прямого уничтожения, поэтому их вскоре переселили в Варшавское гетто. Корчак пытался всеми силами воспротивиться этому, но его заключили в тюрьму. Выйдя из нее, он отправился к своим детям в гетто, где и ждала его смерть.
Жизненный подвиг
В нечеловеческих условиях жизни в гетто Корчак старался не падать духом и всеми силами поддерживал тех, кто там оказался. Однако участь его детей была предрешена. В 1942 году поступило распоряжение об их отправке в лагерь смерти. Вместе с детьми должны были ехать и все педагоги, в том числе и Корчак.
Доподлинно известно, что гитлеровское правительство в последний момент приостановило отправку Корчака в лагерь, желая сохранить жизнь известному педагогу. Однако сам старый доктор отказался от такого милостивого решения и разделил участь своих детей. Погиб Януш Корчак в 1942 году в немецком специальном
Януш Корчак (Генрих Гольдшмит) - выдающийся польский педагог, врач, писатель. Родился Корчак в Варшаве 22 июля 1878 года в образованной еврейской семье. Отец его был адвокатом, дед - врачом. Гольдшмиты ассимилировались с поляками, не подчеркивая еврейских традиций.
Детство и юношество
Школьные годы Корчака прошли в Варшаве, где он обучался в русской гимназии. Гимназия отличалась жесткой дисциплиной, процветали физические наказания. Преподавание осуществлялось на русском языке, впоследствии изучались все европейские языки. Позже Корчак поведал, что именно жесткие нравы гимназии подвергли его к созданию гуманистической педагогики.
В 1889 году Януш Корчак сталкивается с первым серьезным испытанием в своей жизни. У отца обнаружились первые признаки душевного расстройства. Специализированные клиники дорого обходились семье Януша и, в скором времени, последовало тяжелое материальное положение.
Для того, чтобы облегчить жизнь своей семье, Генрик начал подрабатывать репетиторством уже с пятого класса гимназии (15-16) лет. Именно в этот период проявляется талант юного педагога. Генрик легко находил общий язык со своими воспитанниками, внимательно выслушивал и добивался больших результатов, чем иные преподаватели с помощью физических наказаний.
В 1898 году Генрик поступает в Варшавский университет на медицинский факультет. Помимо медицины он активно интересуется педагогикой и в 1899 году уезжает в Швейцарию для знакомства с педагогической деятельностью Песталоцци. В 18 лет публикуют его первый педагогический труд «Гордиев узел», где подробно описаны современные проблемы родителей и детей. В его труде явно слышится упрек родителям, что они занимаются чем угодно, кроме воспитания своих детей.
Отзывы на публикацию были положительны и редактор журнала поручил ему вести целую рубрику, посвященную данной теме.
Призвание врача, писателя и педагога
Замечание 1
За свою жизнь Корчак напишет 22 тома сочинений, посвященных вопросам воспитания детей.
В 1903 году Корчак приступает к практической педагогической деятельности в одной из детских еврейских больниц.
В 1905 году 23 марта Януш Корчак получает диплом, дающий право заниматься врачебной практикой. В качестве военного врача проходит русско-японскую войну.
В 1911 году занимается основанием «Дома сирот» для еврейских детей и отходит от врачебной практики. Руководством этого дома он занимается до конца своей жизни с небольшим перерывом (1914-1918гг.).
Педагогическая деятельность Януша Корчака активно переплетается с его писательским трудом. Имя его постепенно становится широко известным. В первые годы своей напряженной работы Януш посвящает своему труду по 16 часов в сутки для того, чтобы справиться с таким количеством детей.
Основой его педагогического труда стало нравственное воспитание. В эти же годы издается его книга «Как любить детей?», посвященная гуманистическим принципам, основанным на любви к ребенку, принятию его индивидуальности, удовлетворению потребностей и развитию его эмоциональной сферы.
После распада Российской империи Польша провозглашает свою независимость. Януш в это время служит на фронте в качестве военного врача. После затишья военных действий Януш вновь возвращается к своим сиротам и продолжает заниматься развитием детского дома, много пишет и издает свои работы.
В 1934 году формулирует свои 5 заповедей воспитания, которые положены на любви к ребенку, отсутствии насилия в воспитании, педагогической честности.
Тяжелое последнее испытание
Самым тяжелым испытанием для Януша Корчака стала Вторая мировая война. Януш просил допустить его на фронт, но в силу возраста его оставили в Варшаве.
Войска немецкой армии наступали и вскоре город оказался под оккупацией.
Замечание 2
Януш делал все, чтобы его дети не почувствовали тягот военного времени, но еды и одежды катастрофически не хватало. Еврейские дети-сироты являлись прямым объектом уничтожения для фашистов, поэтому их вскоре переселили в Варшавское гетто. Из последних сил Януш старался поддержать всех кто там оказался, но участь детей была предрешена. В 1942 6 августа 200 детей из сиротского приюта и Януш Корчак приняли смерть в газовой камере в Тремблинке.
Януш Корчак (Janusz Korczak; настоящее имя Генрик Гольдшмит; 22 июля 1878, Варшава — 6 августа 1942, Треблинка) — польский педагог, писатель, врач и общественный деятель еврейского происхождения.
Родился в Варшаве 22 июля 1878 года в интеллигентной ассимилированной еврейской семье. Дед Корчака, врач Хирш Гольдшмидт, сотрудничал в газете «Ха-Маггид», отец, Юзеф Гольдшмидт (1846-96) — адвокат, автор монографии «Лекции о бракоразводном праве по положениям Закона Моисея и Талмуда» (1871).
Корчак в «Воспоминаниях» пишет: «Меня назвали именем деда, которого звали Гершем», именно это имя проставлено в его метрической справке о рождении. Просто в ассимилированной еврейской семье, в которой он родился и вырос, его называли Генриком — на польский манер.
Школьные годы прошли в Варшаве, в русской гимназии. Там царила жёсткая дисциплина, поход в театр или поездка домой в каникулы возможны были только после письменного разрешения дирекции. Преподавание велось на русском языке. Уже в первом классе (детям 10-11 лет) преподавалась латынь, во втором — французский и немецкий, в третьем — греческий.
После смерти отца в 1896 году семья оказалась в тяжёлом материальном положении. С пятого класса (15-16 лет) Генрик начал подрабатывать репетиторством.
В 1898 года Корчак поступил на медицинский факультет Варшавского университета. Летом 1899 года он ездил в Швейцарию, чтобы поближе познакомиться с педагогической деятельностью Песталоцци. В своей поездке Корчак особенно интересуется школами и детскими больницами. В 1903 году он получил диплом врача.
В 1903-11 гг. работал в еврейской детской больнице имени Берсонов и Бауманов и воспитателем в летних детских лагерях. Являлся членом еврейского благотворительного Общества помощи сиротам.
В 1904—1905 гг. Корчак принимал участие в Русско-японской войне.
В 1907 году Корчак на год едет в Берлин, где за свои деньги слушает лекции и проходит практику в детских клиниках, знакомясь с различными воспитательными учреждениями.
В 1911 году Корчак оставляет профессию врача и основывает «Дом сирот» для еврейских детей в доме 92 на улице Крохмальной, которым руководил (с перерывом в 1914-18 гг.) до конца жизни. От филантропов, субсидировавших его начинание, Корчак потребовал полной независимости в своей административной и воспитательской деятельности.
В 1914-18 гг. Корчак находился на Украине, в частности, в Киеве, где, кроме деятельности военного врача, занимался обустройством детского дома для польских детей, а также написал книгу «Как любить ребенка».
В 1919-36 гг. он принимал участие в работе интерната «Наш дом» (на Белянах) — детского дома для польских детей, — где также применял новаторские педагогические методики.
Корчак возвращается в Варшаву в 1918 году, где руководит детскими приютами, преподаёт, сотрудничает с журналами, выступает по радио, читает лекции в Свободном польском университете и на Высших еврейских педагогических курсах.
В 1926-32 гг. Корчак редактировал еженедельник «Maly przeglad» («Малое обозрение», приложение для детей к сионистской газете «Nasz przeglad» «Наше обозрение»), в котором активно участвовали его воспитанники.
В 1899 году Корчак присутствовал в качестве гостя на Втором Сионистском конгрессе. Преклоняясь перед Теодором Герцлем, он, однако, не принял идей сионизма, считал себя поляком во всем, кроме религии, следование которой, по его убеждениям, было личным делом каждого.
Он ждал, как великого чуда, независимости Польши и верил в полную ассимиляцию евреев. Кровавые еврейские погромы, устроенные польскими националистами в 1918-19 гг., посеяли в душе Корчака глубокое разочарование.
С приходом Гитлера к власти в Германии и ростом антисемитизма в Польше в Корчаке пробудилось еврейское самосознание. Он стал польским несионистским представителем в Еврейском агентстве.
В 1934 г. и 1936 г. он посетил подмандатную Палестину, где встретил многих бывших своих воспитанников. Педагогические и социальные принципы киббуцного движения произвели глубокое впечатление на Корчака. В письме 1937 г. он писал: «Приблизительно в мае еду в Эрец. И именно на год в Иерусалим. Я должен изучить язык, а там — поеду, куда позовут… Самое трудное было решение. Я хочу уже сегодня сидеть в маленькой темной комнате с Библией, учебником, словарем иврита… Там самый последний не плюнет в лицо самому лучшему только за то, что он еврей».
Отъезду помешала лишь невозможность покинуть своих сирот. Корчак в эти годы собирался написать повесть о возрождении еврейской родины, о пионерах-халуцим.
В 1940 году вместе с воспитанниками «Дома сирот» был перемещён в Варшавское гетто. Он отклонил все предложения неевреев-почитателей своего таланта вывести его из гетто и спрятать на «арийской» стороне.
В этот период Корчак был арестован, несколько месяцев провёл в тюрьме. Освобождён по ходатайству провокатора А. Ганцвайха, который таким образом хотел заработать авторитет среди евреев.
В гетто Корчак отдавал все силы заботе о детях, героически добывая для них пищу и медикаменты. Воспитанники Корчака изучали иврит и основы иудаизма, да и он сам, видя равнодушие христианского мира к страданиям евреев, страстно мечтал вернуться к истокам иудаизма.
За несколько недель до Песаха в 1942 году Корчак провёл тайную церемонию на еврейском кладбище: держа Пятикнижие в руках, взял с детей клятву быть хорошими евреями и честными людьми.
Когда в августе 1942 пришёл приказ о депортации Дома сирот, Корчак пошёл вместе со своей помощницей и другом Стефанией Вильчинской (1886-1942) и 200 детьми на станцию, откуда их в товарных вагонах отправили в Треблинку. Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочёл остаться с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере.
В «Доме сирот» Корчак ввёл новаторскую для тех лет систему широкого детского самоуправления, детский товарищеский суд, решения которого были обязательны и для руководства, плебисцит и т. д.
С 1918 года Корчак выступал под псевдонимом «Старый Доктор» с воспитательными беседами по радио, читал лекции в Свободном польском университете и на Высших еврейских педагогических курсах, вёл работу в суде по делам малолетних преступников.
Отвлеченно веря в Бога («Один на один с Богом», 1922; содержит 18 молитв «для тех, кто не молится»), Корчак отличался широкой веротерпимостью и видел в вере источник морального очищения.
Печататься Корчак начал в 1898 г., тогда же он взял и свой псевдоним. Его повести для взрослых и детей «Дети улицы» (1901), «Дитя гостиной» (1906), «Моськи, Иоськи и Срули» (1910; в русском переводе «Лето в Михалувке», 1961), «Король Матиуш Первый» (1923) и другие; новеллы, беседы, статьи и дневник 1942 г. вводят читателя в сложный мир детской психологии, содержат наблюдения над жизнью Польши 1900—1939 гг., отражают богатый опыт врача и педагога.
Корчаку принадлежит также свыше 20 книг о воспитании (главная из них «Как любить ребёнка», 1914, и «Право ребёнка на уважение», 1929).
Сочинения
Книги для детей
* Ktoredy (1898) — драма
* Дети улицы (Dzieci ulicy, Warsaw 1901)
* Koszalki Opalki (Warsaw, 1905)
* Дитя гостиной (Dziecko salonu, Warsaw 1906, 2-ое издание 1927) — частично автобиографический.
* Моськи, Иоськи и Срули (Moski, Joski i Srule, Warsaw 1910); в русском переводе «Лето в Михалувке», 1961
* Юзки, Яськи и Франки (Jozki, Jaski i Franki, Warsaw 1911)
* Слава (Slawa, Warsaw 1913, corrected 1935 and 1937)
* Bobo (Warsaw 1914)
* Роковая неделя (Feralny tydzien, 1914)
* Король Матиуш Первый (Krol Macius Pierwszy, Warsaw 1923)
* Король Матиуш на необитаемом острове (Krol Macius na wyspie bezludnej, Warsaw 1923)
* Банкротство маленького Джека (Bankructwo malego Dzeka, Warsaw 1924)
* Когда я снова стану маленьким (Kiedy znow bede maly, Warsaw 1925)
* Senat szalencow, humoreska ponura (1931) — сценарий для варшавского театра Ateneum
* Кайтусь-чародей (Kajtus czarodziej, Warsaw 1935)
Педагогические произведения
* Momenty wychowawcze (Warsaw, 1919, 2-ое издание 1924)
* Как любить ребенка (Jak kochac dziecko, Warsaw 1919; 2-ое издание 1920 Jak kochac dzieci)
* Право ребёнка на уважение (Prawo dziecka do szacunku, Warsaw 1929)
* Правила жизни. Педагогика для детей и для взрослых (1930)
* Шутливая педагогика (Pedagogika zartobliwa, Warsaw 1933)
Другие книги
* Дневник (Pamietnik, Warsaw 1958) — опубликован посмертно
* Упрямый мальчик: Жизнь Пастера (Warsaw 1935)
Произведения, посвящённые Янушу Корчаку
Героизм и мученичество Корчака вошли в легенду. Его жизни и гибели посвящены многочисленные исследования и произведения: мемуары И. Неверли «Живые связи» (1966, польский язык), поэма А. Цейтлина (1898-1973) «Последний путь Януша Корчака» («Януш Корчакс лецтер ганг», 1970?, идиш), драма Э. Сильваниуса «Корчак и дети» (1958, немецкий язык) и другие.
Книги на русском языке
* В 1970 году Александр Галич написал одну из своих лучших поэм «Кадиш» посвященную Янушу Корчаку.
* Лифтон Б. Дж., «Король детей. Жизнь и смерть Януша Корчака». М.: Рудомино: Текст, 2004. ISBN 5-7516-0479-2
* Педагогика Януша Корчака и еврейское воспитание, Жерар Кан
* Памяти Корчака: Сб. ст.: (О враче, педагоге и писателе Я. Корчаке, 1878-1942) / Отв. ред. О. Р. Медведева. М.: Рос. о-во Януша Корчака, 1992. ISBN 5-900365-01-8
* Валеева Р. А. Гуманистическая педагогика Януша Корчака: Учебное пособие. Казань: КГПИ, 1994.
* Кочнов В. Ф. Януш Корчак: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.
Фильмы
* «Корчак» (Korczak), режиссёр А. Вайда, сценарий А. Холланд. Польша-ФРГ-Великобритания. 1990.
Мультфильмы
* «„Расскажите сказку, доктор“» — советский мультфильм, ЭКРАН, 1988 г.
Режиссёр: Аида Зябликова. В мультфильме две сюжетных линии, одна построена по мотивам повести Януша Корчака «Король Матиуш Первый», другая рассказывает о реальных событиях во время Второй Мировой войны. Януш Корчак добровольно остался со своими воспитанниками и погиб вместе с ними в немецком концлагере. Мультфильм состоит из 3 частей. В психологическом плане очень тяжёлый мультфильм.
Театр
* Пьеса Джефри Хатчера (Jeffrey Hatcher) «Дети Корчака» (Korczak’s Children)
Опера
* Детская опера-мюзикл «Король Матиуш I», Льва Конова по сказке Януша Корчака. Премьера состоялась в Москве, 1988 г. Звукозапись оперы произведена в 1992 году.
* Опера «Король Матиуш Первый» в новой редакции 2009 года.
Автор либретто-сценария и музыки — Лев Конов
* Опера «Сироты Корчака» (Korczak’s Orphans). Музыка — Адам Сильверман (Adam Silverman), либретто Сьюзан Губернат (Susan Gubernat).
Настоящее имя Януша Корчака Генрик Гольдшмидт. Он родился 22 июля 1878 г. в Варшаве в состоятельной семье известного юриста. Когда ему было одиннадцать лет, семью постигло несчастье, наложившее трагический отпечаток на душу мальчика: у его отца развилась душевная болезнь, он был помещен в больницу, откуда уже не вернулся. Семь лет болезни отца привели к тому, что экономическое положение семьи резко ухудшилось. Генрик вынужден помогать матери и сестре; продолжая учиться в гимназии, он зарабатывает репетиторством.
В 1898 г. Генрик окончил русскую гимназию и поступил на медицинский факультет Варшавского университета. С первого курса под псевдонимом Януш Корчак (по имени одного из героев польского писателя Игнацы Крашевского) он ведет активную журналистскую деятельность. Как многократно подчеркивал сам Корчак, его литературный стиль формировала русская литература XIX в., особенно творчество Чехова.
В 1904 г. молодой человек оканчивает университет и начинает работать врачом-педиатром в детской больнице. В качестве врача полевого госпиталя участвует в русско-японской войне, а затем снова работает в одной из детских клиник до 1910 г.
В 1905 г. выходит первая повесть Корчака «Дитя гостиной», принесшая ему успех и известность. Корчак вступает на путь реформаторства неустроенного мира не только как врач-педиатр, но и как писатель, журналист, общественный деятель. Он провозглашает: «Реформировать мир это значит реформировать воспитание».
В 1907 и 1908 гг. он работает воспитателем в детских летних колониях, где основной контингент составляют сироты и дети из малоимущих еврейских семей. Именно тогда Корчак определил свою главную профессию педагог. Лучшим подтверждением тому явились его книги «Моськи, Иоськи и Срули» (1910), «Юзьки, Яськи и Франки» (1911). В 1912 г. Корчак стал директором реорганизованного «Дома Сирот».
Во время Первой мировой войны Корчак ординатор полевого госпиталя русской армии. Четыре года он провел в скитаниях по дорогам войны. Весной 1917 г. откомандирован для работы врачом в польских и украинских детских приютах, год живет в Киеве.
В военные годы зарождается одна из главных педагогических книг Корчака «Как любить ребенка» (1918), ставшая жизненным кредо автора. И хотя формально Корчак оставляет занятия медициной, врачом он остается до конца своей жизни поскольку его воспитанникам врач был нужен всегда.
В 1918 г. Корчак возвращается в Варшаву и становится мозговым центром и душой двух приютов «Наш дом» и «Дом Сирот», где создает своеобразную детскую республику, крошечную ячейку равенства и справедливости. В «Доме Сирот» был выборный детский сейм, товарищеский суд и судебный совет. Товарищеский суд в девяносто пяти случаях из ста выносил оправдательные приговоры; понять и простить таков был его лейтмотив.
Опыт своей практической работы с детьми Корчак описывал и анализировал в книгах. Лучшие из них «Воспитательные моменты» (1919), «О школьной газете» (1921), «Право ребенка на уважение» (1929), «Правила жизни» (1930), «Шутливая педагогика» (1939), «Банкротство маленького Джека» (1924), «Когда я снова стану маленьким» (1925), «Кайтусь-волшебник» (1935), «Упрямый мальчик. Жизнь Луи Пастера» (1938). Он также сотрудничает с журналами, работает редактором созданной им детской газеты (первой в мире), выступает под псевдонимом Старый Доктор с воспитательными беседами по радио.
Особое место среди книг Корчака занимает дилогия «Король Матиуш Первый» и «Матиуш на необитаемом острове» (1923). Этот шедевр принес Корчаку мировую славу и занял достойное место среди лучших философских сказок. Притча о благородном мальчике-короле Матиуше I завоевала миллионы сердец как детей, так и взрослых. Маленький стойкий герой, чем-то похожий и на Гамлета, и на Дон Кихота, навсегда вошел в мировую литературу.
В 1934 и 1936 гг. по приглашениям своих бывших воспитанников Корчак посещает подмандатную Палестину. Но на предложение переехать туда он отвечает отказом.
Когда Гитлер вторгся в Польшу и Варшава была оккупирована, Корчак остался со своими подопечными. В 1940 г. немцы его арестовали. Несколько месяцев Корчак просидел в тюрьме, откуда его выкупили его бывшие воспитанники. У всемирно известного писателя была возможность уехать из Польши. Но Корчак вернулся в «Дом Сирот», который уже находился на территории Варшавского гетто.
Множество людей тщетно пытались уговорить Корчака покинуть гетто, зная, что власти разрешили ему уходить и возвращаться. Но Корчак отказался.
5 августа 1942 г. детей «Дома Сирот» отправили в концлагерь в Треблинку. Через несколько дней Корчак вместе со своими детьми вошел в газовую камеру.
На месте смерти Корчака в Треблинке стоит большой камень. На нем короткая надпись: «Януш Корчак и дети».
«Старый Доктор из радио» — так называли еще одного ученого мужа, Януша Корчака (настоящее имя и фамилия — Гольдшмит Генрик), польского писателя, педагога-реформатора, врача.
Отличительной его особенностью было то, что он очень любил детей.
Это был необыкновенный человек, переживший в возрасте 11-ти лет сначала банкротство своего любимого отца, с которым у мальчика была внутренняя душевная связь (он был успешным юристом в Варшаве), а затем его тяжелую болезнь и смерть.
После этого мальчик Януш продолжает учиться в гимназии, а чтобы добыть денег на обучение, становится гувернером в богатых домах. Генрик знал несколько языков: польский, еврейский и русский — ими он свободно владел, на немецком и французском читал.
В 1898 году молодой человек оканчивает русскую гимназию и поступает в Варшавский университет, на медицинский факультет. В этом же году он начинает активную журналистскую деятельность под псевдонимом Януша Корчака .
Впоследствии он неоднократно отмечал, что писателем ему помогла стать любовь к русской литературе XIX века, особенно Корчак выделял среди созвездия талантливых писателей Антона Павловича Чехова. В 1905 году выходит первая повесть Корчака «Дитя гостиной», которую сразу же отметила читающая публика. В это время он работает врачом в детской клинике и на протяжении семи лет лечит не только детские тела, но и души. Он делает всё возможное, что-бы защитить их от боли, одиночества и отчаяния.
Януш Корчак попытался сам встать на место ребенка и показать взрослым людям, насколько они не понимают маленького человека. В 1907-1908 гг. он работал воспитателем в детских летних колониях, где основной контингент составляли дети из малоимущих еврейских семей. В 1912 году становится директором «Дома сирот», которым будет руководить до конца жизни и погибнет в один день со своими воспитанниками. Но об этом чуть позже.
Во время Первой мировой войны Януш Корчак служит ординатором полевого госпиталя русской армии. Весной 1917 года его командируют для работы врачом в польских и украинских детских приютах. Год живет он в Киеве и там знакомится с польской энтузиасткой Марией Фальской, с которой они после войны организуют Варшавский детский приют «Наш дом».
На снимке: на обложке книги о Януше Корчаке документальный кадр, запечатлевший трагический эпизод, как фашисты загоняли детей в товарный вагон...
Корчак вступает на путь реформаторства неустроенного мира, он считает, что «реформировать мир — это значит реформировать воспитание».
В 1918 году зарождается одна из лучших его педагогических книг «Как любить ребенка». Это произведение часто называют жизненным кредо автора, в частности, он в нем писал: «Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств».
Педагог решительно выступал за пересмотр методологии воспитания. Януш Корчак писал: «Одна из грубейших ошибок — считать, что считается наукой о ребенке, а не о человеке... В области чувств ребенок превосходит взрослых силой, ибо не отработано торможение... В области интеллекта, по крайней мере, равен им, недостает лишь опыта».
В 1918 году врач и педагог возвращается в Варшаву. Он преподает в Институте специальной педагогики и в Свободном польском университете. В этом же году начинает работать на польском радио и становится советчиком в деле воспитания детей для десятков тысяч радиослушателей. Сначала его называли просто «Доктор из радио».
Работая в «Доме сирот», Януш Корчак создал свою систему воспитания, которая основывалась на долгом процессе пробуждения и развития в ребенке потребности к самосознанию, самоконтролю и воле к самосовершенствованию.
На снимке: Дом сирот, который с 1911 г. и до конца жизни Януша Корчака был его собственным домом
Откуда же черпал материал «Доктор из радио»? Откуда брал силы на то, чтобы любить каждого, — подчеркивается, — каждого ребенка, даже того, который пока ещё не умел любить никого и был обозлен на весь белый свет? «Из молитвенника и из «Советов по укрощению диких зверей», — отвечал Корчак.
В «Доме сирот» этим необыкновенным человеком была создана система самоуправления, которой руководил выборный детский сейм, товарищеский и судебный совет, выносивший в 90 из 100 случаев оправдательные приговоры. Понять и простить — вот основной лейтмотив детского суда. Этому надо было детей научить, самому пройдя через массу унижений и преломлений.
В «Доме сирот» не должно было быть никакого насилия, тирании, неограниченной власти — никого, даже воспитателей. «Нет ничего хуже, когда многое зависит от одного», — пишет «Школьная газета» («Малый пшегленд» — «Маленькое обозрение»), — когда кто-либо знает, что он незаменим, он начинает себе слишком много позволять...»
"Добра в тысячураз больше, чем зла.
Добро сильно и несокрушимо.
Неправда, что легче испортить, чем исправить "
В книге «Как любить ребенка» Корчак рассказывает о мальчике подросткового возраста, который не любил «Доктора из радио» и всем своим видом показывал это перед другими детьми, он часто бравировал этим, внутренне осознавая свою безнаказанность. «И вдруг,— пишет Януш Корчак, — что-то произошло с этим строптивым маленьким человеком — он стал заискивать перед воспитателем, заглядывать в глаза, первым смеяться шуткам...» Педагог ничего не говорил две недели, он не подавал виду, что видит, как трудно дается такое поведение не очень уже маленькому человеку; он ждал... И вот прошло 14 дней, и этот мальчик подошел к воспитателю.
Януш Корчак первый раз услышал его настоящий, серьезный голос, казалось, в любую минуту готовый сорваться на слезы, он услышал просьбу взять в «Дом сирот» своего младшего братишку. Педагог заплакал и согласился. После они плакали вместе. Этот взрослый человек имел право сказать, что «добра в жизни в тысячу раз больше, чем зла», и что «добро сильно и несокрушимо, и что неправда, что легче испортить, чем исправить».
Исправить, на самом деле, можно, только нужно долго ожидать, потому что человек — это, по словам «Доктора из радио», — «растение долгорастущее, которое плод свой дает не сразу и не каждому его показывает».
В своей книге «Как любить ребенка» Януш Корчак говорит о разных этапах жизни маленького человека, начиная с момента его зачатия. Он подтверждает мысль Каменского о том, что для Бога равную цену имеет и завязь, и цветок, и созревший плод.
Можно сказать, что всякнига Януша Корчакас таким говорящим названием «Как любить ребенка» построена на небольших научающих педагогических миниатюрах, которые в наше время не только не состарились и «не утратили своего цвета и запаха», а наоборот, подобно старому рисунку на ковре, цвета их изменились и приобрели другое звучание.
Врач и педагог описывает один из вызовов его в качестве детского врача к грудному ребенку. Мать жаловалась на некоторые симптомы, которые она, якобы, заметила в малыше: он не так плакал, не так брал грудь, не так посапывал во сне. Доктор нашел ребенка абсолютно здоровым, но через два дня у малыша действительно подскочила температура, и он заболел. «Что это — спрашивает Корчак, — как не внутреннее материнское чутье, способное увидеть внутренне то, что не доступно внешнему взгляду?»
В 1933 году, в годы голода и войны, «Старый Доктор из радио» обратился в воззвании «К евреям!» с просьбой о пожертвовании для сирот. Он предупреждал: «Кто бежит от истории, того история догонит. Мы несем общую ответственность не за «Дом сирот», а за традицию помощи детям. Мы подлецы, если откажемся, мы ничтожества, если отвернемся, мы грязны, если испоганим ее — традицию лет. Сохраним благородство в несчастии!»
Следующее обращение прозвучало в феврале 1940 года: «С радостью подтверждаю, что за малыми исключениями человек — существо и разумное и доброе. Уже не сто, а сто пятьдесят детей живет в «Доме сирот».
Вскоре детей вместе с их воспитателями переместили на территорию еврейского гетто и готовили к участи в газовой камере. Януш Корчак об этом знал. Он по ночам приводил в порядок свои бумаги и писал дневник. Бумаги и дневник представляли из себя бесценные тридцатилетние наблюдения за детьми...
Разрывается сердце, когда читаешь строки о том, как «Старому Доктору из радио» предлагали по причине старости (ему к тому времени было за 60) и заслуг уйти с территории гетто и как он остался и пошел во главе одной из колонн на смерть. «Что это? — спрашивает думающий читатель. — Это героизм или пафос?»
Да это не то и не другое, просто этот мужчина выбрал своим сыном в 29 лет от роду «Дом сирот» и погиб вместе с «ним», нисколько не играя, просто он так жил, любя всем сердцем отверженных всеми. В Священном Писании сказано: «Мы умрем, и будем как вода, вылитая на землю, которую нельзя собрать; но Бог не желает погубить душу, и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженного» (2-е Царств, 14 гл., 14 ст.).
И Януш Корчак жили и служили людям, опираясь на эти Слова, и старались из «отверженных» малышей воспитать полноценные личности, которые впоследствии бы переняли у них эстафету: «мужчины в служении детям (следует читать — людям)».
- Как можно вернуть порчу тому, кто ее сделал
- Нумерология: матрица Пифагора и ваше предназначение по дате рождения Таблица пифагора предсказания
- Как вылечить эпилепсию народными средствами
- Шепотки из Белой магии на любовь мужчины, парня, мужа, на расстоянии, чтобы любимый, муж, мужчина, парень любил, звонил, скучал, пришел, вернулся на фото, растущую луну, в полнолуние, спину: слова, читать