Взаимосвязь компонентов природы на территории степей евразии. Взаимосвязи природных компонентов
1. Природный комплекс. Взаимосвязь компонентов природного комплекса.
Природный комплекс или ПТК (природно-территориальный комплекс) – это совокупность взаимосвязанных природных компонентов на определенной территории. Самым крупным ПТК на поверхности Земли является географическая оболочка (она состоит из верхней части литосферы, нижней части атмосферы и всей гидросферы). В свою очередь географическая оболочка подразделяется на более мелкие ПТК – материков и океанов, природные зоны и еще более мелкие природные комплексы: овраг, речная долина, холм и т.д.
Все они формируются в течение длительного времени под влиянием внешних (энергия Солнца) и внутренних (внутренняя энергия Земли) процессов. В природном комплексе происходит постоянное взаимодействие природных компонентов, все они взаимосвязаны и влияют друг на друга. К ним относятся: климат, вода, растительный и животный мир, рельеф и горные породы, почва, человек. При изменении одного природного компонента меняется весь природный комплекс.(Вырубка леса приводит к появлению другого ПК - поле)
Природный комплекс, как и вся географическая оболочка частью которого он является, развивается по особым законам, важнейшими из которых являются целостность, ритмичность, устойчивость и проявляется географическая зональность.
Целостность. Все природные компоненты связаны между собой через круговорот вещества и энергии. Среди них выделяют круговорот горных пород, циркуляцию воздушных масс, мировой круговорот воды в природе, биологический круговорот и другие.
Ритмичность – повторяемость одних и тех же явлений через определенный промежуток времени.
Устойчивость. Возобновление ПТК при отсутствии внешнего воздействия.
Смена ПТК подчиняется географической зональности. (Смена природных зон при движении от экватора к полюсам)
2. Австралия: географическое положение, история открытия и исследование материка.
Австралия – самый сухой и маленький материк на планете. Его площадь равна 7,7 млн. кв. км и с островами – 9 млн. кв. км.
Его протяженность с севера на юг (3 тыс. км) и с запада на восток (4 тыс. км) практически одинаковая.
Материк располагается в двух полушариях: Южном и Восточном. Омывается водами Индийского и Тихого океанов. (Залив Кинг, Тиморское море, залив Жозеф-Бонапарт, Арафурское море, залив Карпентария, пролив Торреса, Коралловое море, Тасманово море, пролив Басса, залив Спенсер, Большой Австралийский залив)
Крайние точки материка:
северная - мыс Йорк 10°ю. ш. 142° в. д.,
южная - мыс Саут-ист- Пойнт 39° ю. ш. 147° в. д.
восточная - мыс Байрона 28°ю. ш. 154°в. д. ,
западная - мыс Стип-Пойнт 26° ю. ш. 114° в. д.
История исследования материка.
Австралия была открыта европейцами позже других материков. Эту землю открыли голландцы. В первой половине XVII века они уже знали северное, западное и юго-западное побережье материка. Много сведений о материке собрали экспедиции Тасмана, Торреса, Д.Кука.
В 1606 г. испанец Торрес открыл самую северную оконечность австралийского полуострова Кейп - Йорк, а пролив, отделяющий Новую Гвинею от Мыса Йорк, назвал Торресовым.
А. Тасман. 1642-1643 гг. голландец Тасман, обойдя Новую Голландию по кольцевому маршруту, доказал, что она представляет собой особый континент. Тасман не видел восточных берегов, так как шел слишком далеко от них, но он открыл участок побережья Новой Зеландии.
Д Кук. 22 августа 1770 г. Кук высадился на небольшом острове в Торресовом проливе и ввел во владение британской короны все восточное побережье Новой Голландии, которое он назвал Новым Южным Уэльсом. Так завершилось открытие пятого континента Земли – Австралии.
3. Дайте определение, что такое река. Покажите на карте следующие реки: Волга, Амазонка, Нил, Миссисипи, Муррей, Обь, Енисей.
Река – водный поток, текущий в выработанным им русле.
краткое содержание других презентаций«Карта природных зон Африки» - Злаки. Органический мир саванн. Влажные экваториальные леса. Страус. Животный мир. Горилла. Изменение природы Африки человеком. Слон. Леопард. Природные зоны африки. Богатая растительность. Органический мир Гилеи. Зебра. Климат. Зона саванн. Записки непутевого туриста.
«Климатические зоны Африки» - Бассейн реки. Основные климатические пояса. Воздушная масса. Климатический пояс. Африка. Мечта моя. Климатообразующий фактор. Климат Африки. Самый жаркий материк. Ветры летом.
«Климат и природные зоны Африки» - Саванна. Разнообразные антилопы. Тропические пустыни. Влажный экваториальный лес. Географическая зональность. Африка. Природные зоны Африки. Животные. Финиковая пальма. Средиземноморская природная зона. Животный мир.
«Саванны Африки» - Баобаб - один из самых почетных ветеранов растительного мира. Из древесной растительности здесь встречаются пальмы, разнообразные акации, древовидные кактусы. Акация зонтичная - обитатель африканской саванны. Африка - второй по величине континент земного шара. Саванна - зональный тип ландшафта тропических и субэкваториальных климатических поясов. Саванны. За один раз лев съедает свыше 10 кг мяса. Некоторые растения способны запасать влагу в стволах (баобабы, бутылочное дерево).
«Леса Африки» - Гилея. Голиаф. Деревья. Климат. Карликовый бегемот. Географическое положение. Животный мир. Взаимосвязи природных компонентов. Почвы. Характеристика природных зон Африки. Атлас. Особенности экваториального леса. Природные зоны африки. Улитка Ахатина. Средний и нижний ярус. Муха Цеце. Молодые побеги ветвей. Верхний ярус. Окапи. Сумрак и сырость. Органический мир гилеи. Фагара. Множество лиан. Что называется «природной зоной».
«Африканские пустыни» - Выбери только животных пустыни. Пустыня. Каир. Выбери верное утверждение. В пустыне Африки. Феннек, или пустынная лисица. Растения в пустыне. Климат. Тушканчик. Зона пустыни Сахара. Почвы в пустыне. Растения в пустынях выживают за счёт очень длинных корней. Оазисы. Животный мир пустыни.
Изучение содержания параграфа предоставляет возможность:
Ø углубить понимание сущности понятия «компоненты природы» и взаимосвязей между ними;
Ø изучить структуру, основные свойства ПТК и ландшафта
Природный компонент – это составная материальная часть природы, представляющая одну из сфер географической оболочки Земли (литосферу, гидросферу, атмосферу и др.). Природные компоненты на поверхности Земли представлены горными породами, воздухом, поверхностными и подземными водами, почвами, растительным и животным миром . Климат (многолетний режим погоды) и рельеф не являются компонентами природы, так как они не являются материальными телами, а отражают свойства воздушных масс и земной поверхности.
Выделяют три группы природных компонентов: литогенные, гидроклиматогенные и биогенные (Рис.).
Все компоненты природы находятся в тесной взаимосвязи и изменение одного, приводит к изменению других.
Наиболее тесное взаимодействие компонентов характерно для приповерхностного (почвенного) и ближайшего надповерхностного слоя Земли, так как именно здесь происходит соприкосновение всех сфер географической оболочки Земли (литосферы, гидросферы, атмосферы и др.).Например, на климатические особенности территории оказывает влияние рельеф. Климат и рельеф воздействуют на формирование вод, почв, растительности и животного мира. В свою очередь растительный и животный мир объединены системой взаимодействия между собой и оказывают влияние на другие компоненты природы. Взаимосвязи между компонентами природы необходимо учитывать при организации хозяйственной деятельности. Например, осушение приводит к понижению грунтовых вод территории, а это оказывает влияние на, почвы, растительность и животный мир и т.д.
Природные компоненты, тесно взаимодействуя между собой на определенной территории, образуют комплексы, которые называются природно-территориальными комплексами. Под природно-территориальным комплексом (ПТК) понимается относительно однородный участок земной поверхности, который отличается своеобразным сочетанием природных компонентов. По величине территории выделяют ПТК трех уровней: планетарный, региональный и локальный
Наиболее крупный – планетарный или глобальный уровень ПТК представлен на планете географической оболочкой.
ПТК регионального уровня: материки, природные зоны, физико-географические страны, являются структурными частями географической оболочки. ПТК локального уровня представлены ландшафтами (фации, урочища).
Границы ПТК, как правило, ярко не выявлены и переход от одного комплекса к другому идет постепенно. На картах границы природных комплексов наносятся линиями, которые являются условным знаком. Для каждого природного комплекса характерна своя структура. Структура ПТК – это сочетание компонентов природы образующих ПТК.
Свойства ПТК. Главным свойством ПТК разного ранга следует считать его целостность. Целостность означает тесную взаимосвязь компонентов ПТК.
Еще одно важное свойство природного комплекса – устойчивость , которая заключается в возможности ПТК возвращаться в исходное состояние при воздействии на него внешних сил (вырубка лесов, мелиорация и т.д.).
Устойчивость природных комплексов имеет огромное значение в связи с усилением воздействия человека на природу. Кризисные явления в природе возникают, когда нарушается устойчивость и способность ПТК к самовосстановлению. Устойчивость обеспечивается разнообразием взаимосвязей между компонентами природного комплекса. Чем сложнее ПТК, тем он устойчивее, т.е. имеет больше возможностей для самовосстановления и противодействия хозяйственной деятельности человека.
ПТК постоянно развиваются, т.е. обладают таким свойством как изменчивость . Это можно видеть на примере локальных комплексов, когда идут процессы зарастания озер, возникновения оврагов, заболачивание лесов и т.д. Считается, что в естественных условиях эволюция природных комплексов происходит в направлении повышения их устойчивости. В этой связи основная проблема при антропогенном воздействии на природу заключается в том, чтобы не снижать естественной устойчивости природно-территориальных комплексов.
Понятие ландшафт. Структура ландшафта. С развитием географии изменялось представление о ПТК. На основе учения о природно-территориальных комплексах сформировалось новое направление – ландшафтоведение, объектом изучения которого является ландшафт (от нем. land– земля, schaft - суффикс, выражающий взаимосвязь).
Ландшафт является однородным природным образованием в пределах природной зоны и отражает ее основные особенности. Ландшафт может приниматься как основная единица при физико-географическом районировании. Для формирования представлений о территории, достаточно изучить ее в пределах ландшафта. Каждый ландшафт является частью более крупных территориальных географических единиц.
Ландшафт – относительно однородный участок географической оболочки, отличающийся закономерным сочетанием его компонентов и характером взаимосвязей между ними.
Ландшафт включает не только природные компоненты, но и мелкие ПТК - фации и урочища, которые составляют его морфологическую структуру.
Самым простым (элементарным) комплексом является фация, которая характеризуется наибольшей однородностью природных компонентов. Примером может быть участок небольшой речной долины, ложбины, небольшая западина и др., которые имеют однородные геологические отложения и почвы, одинаковые микроклимат, водный режим и состав биоценоза.
Фации объединяются в урочища. Урочище - это система фаций, приуроченных к отдельной крупной форме рельефа или водоразделу на однородном субстрате и общей направленности физико-географических процессов. Примерами урочищ могут служить ПТК в пределах оврага, холма. Более крупной единицей ландшафта является местность, которая представляет собой сочетание урочищ, закономерно повторяющихся в пределах ландшафта. Выделение местностей обусловлено в первую очередь особенностями геологического строения и рельефа.
Антропогенные ландшафты. В результате преобразующей деятельности человека на месте естественных ландшафтов возникают преобразованные - антропогенные.
В ландшафтоведении, в зависимости от степени антропогенного воздействия, выделяют первичные природные ландшафты , которые образованы действием лишь природных факторов; природно-антропогенные ландшафты , которые образованы действием как природных, так и антропогенных факторов, и антропогенные ландшафты , существование которых поддерживается лишь за счет деятельности людей. Степень их изменения зависит от интенсивности хозяйственного использования. Наибольшие изменения происходят при промышленном, транспортном и сельскохозяйственном использовании ландшафтов.
Под антропогенным ландшафтом понимается географический ландшафт, преобразованный деятельностью людей и отличающийся по строению и свойствам от естественных. Так как деятельность человека, вызывающая образование антропогенных ландшафтов, может быть целенаправленной и нецеленаправленной (непреднамеренной), формируются разные антропогенные ландшафты. Выделяют слабоизмененные, измененные и сильноизмененные ландшафты.
Целенаправленное воздействие на ландшафты ведет к их преобразованию и формированию ландшафтов с заданными параметрами и функциями. Образуются сельскохозяйственные, промышленные, рекреационные, урбанизированные и другие, которые иногда называют окультуренными, или культурными. Под культурным ландшафтом понимается территория, на которой в результате деятельности человека ландшафт приобрел новые свойства по сравнению с прежним своим состоянием (Рис…).
Ландшафтам, в течение времени, присущи изменения качественных и количественных параметров. Такие преобразования носят название – развитие ландшафта . Факторы, вызывающие процессы развития ландшафта делятся на внутренние и внешние. В результате развития одни ландшафты могут преобразовываться и исчезать, другие, наоборот, формироваться. Задачей рационального природопользования является предотвращение нежелательного разрушения (деградации) ландшафтов, т.е. управлять развитием ландшафта.
Вопросы и задания
1. Что такое ПТК и какие природные компоненты в них выделяются?
2. Что означает понятие «устойчивость ПТК» и, какие факторы ее обеспечивают?
3. В результате какой хозяйственной деятельности могут разрушаться взаимосвязи ПТК?.. Приведите примеры.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели урока:
- Формирование и углубление знаний учащихся по выявлению взаимосвязей компонентов природы в природных зонах Северной Америки для установления причинно-следственных связей с позиции географов и биологов
- Расширение и конкретизация экологических знаний учащихся и формирование у них убежденности в необходимости охраны природы
- Развитие познавательного интереса, стремления к самостоятельному поиску знаний, стимулирование творческой мыслительной деятельности учащихся
Задачи урока:
- Установить зависимость между климатом, растениями, животными и почвами в каждой природной зоне
- Выявить приспособляемость организмов к условиям окружающей среды
- Организация творческой работы в группах
- Рассмотреть проблемы охраны и преобразование окружающей среды
Оборудование: Карты Северной Америки: физическая, климатическая, природных зон, атласы, планы работы (инструкции) специалистам в группах, гербарии, картины растительный и животный мир Северной Америки, почвы
Класс разбит на 5 групп по природным зонам:
- Арктические пустыни.
- Тундра.
- Тайга.
- Смешанные и широколиственные леса.
- Степи (прерии).
В каждой группе “Специалисты”
- Географ-картограф (характеристика ФГП зоны, определения).
- Климатолог (характеристика климата).
- Ботаник (растения и их приспособления).
- Зоолог (животные и их приспособления).
- Почвовед (характеристика почв).
- Эколог (вывод о изменении природной зоны человеком).
Ход урока
Учитель географии: “Ребята, сегодня мы проводим не совсем обычный урок по природе Северной Америки
Учитель биологии: Территория, заселенная определенными растениями и животными называется “сообществом”. “Все элементы мироздания гармонично связаны между собой” – говорил еще древнегреческий ученый Цицерон
Учитель географии: Как вы считаете, какие науки наиболее тесно связаны между собой? – (география, биология, химия, физика, история). Да география и биология – это две довольно близкие науки. Мы хотим предложить вам создать главу совершенно нового учебника для совместного изучения географии и биологии и назвать ее “Взаимосвязь растений, животных и природных условий в природных зонах на примере Северной Америки.”
Тема урока: “Взаимосвязь компонентов в природных зонах Северной Америки.” (слайд 3)
Учитель биологии: Взаимосвязь растений и животных, которая складывалась на протяжении всей истории развития органического мира, называется биологическими факторами (факторы живой природы)
– Природные условия, которые позволили сложиться такой взаимосвязи, называются абиотическими факторами (факторы неживой природы)
– Взаимодействие человека с природой, с окружающей средой называют антропогенными факторами . Эти понятия вы можете сегодня использовать в своих выступлениях.
Учитель географии: Итак! Сегодня вы работаете в группах, В каждой группе есть специалисты, вы должны быть готовы к выявлению взаимосвязей между компонентами. По ходу выступлений вы формируете страницу или логическую схему природной зоны нового учебника.
На столе инструкции (планы характеристик объектов), а так же лист ватмана, маркеры для оформления страницы, таблицы, карты атласов.
Выступления учащихся группы “Арктические пустыни” (слайды 4-6)
Вопросы учащимся
Выступление учащегося с сообщением “Удивительное рядом” – белый медведь (слайд 7)
Выступления учащихся группы “Тундра” (слайды 8-11)
Вопросы учащимся
Мы крепко сидим как занозы
Но все это только притворство
Прижатость есть вид непокорства”
О каком непокорстве говорится в стихотворении?
Почему в тундре не растут деревья?
Выступление учащегося с сообщением “Удивительное рядом” – олень-карибу (слайд 12)
Выступления учащихся группы “Тайга” (слайды 13-16)
Вопросы учащимся
- Почему у хвойных деревьев вместо листьев иголки?
- Почему почвы тайги подзолистые?
- Почему в подзолистых почвах тайги мало перегноя?
- Какие последствия происходят после вырубки леса?
Выступление учащегося с сообщением “Удивительное рядом” – секвойя (слайд 17)
Выступления учащихся группы “Зона смешанных и широколиственных лесов” (слайд 18-21)
Вопросы учащимся
- С какими особенностями климата связано то, что у широколиственных лесов большие листовые пластинки?
- Почему лиственные леса сбрасывают листву на зиму?
- Почему серые и бурые лесные почвы более плодородны?
- Почему большие площади лесов вырублены и заняты с/х посевами?
Выступление учащегося с сообщением “Удивительное рядом” – росомаха (слайд 22)
Выступления учащихся группы “ Степи” (слайд 23-26)
Вопросы учащимся
- Почему эта зона простирается меридиально в центре материка?
- Почему в степях не растут деревья?
- Почему несмотря на малый растительный опад почва степей плодородная?
- Почему животные степей живут стадами, а лесные в одиночку?
Выступление учащегося с сообщением “Удивительное рядом” – бизон (слайд 27)
По ходу выступлений оформляется страница нового учебника
II часть урока “Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека”
Учитель географии: Под воздействием хозяйственной деятельности: вырубка лесов, распашка почв, рост городов – природные комплексы Северной Америки сильно изменены. Нет ни одной природной зоны, которая бы не была изменена человеком. Дороги и города строятся на века, добыча полезных ископаемых ведется десятками лет. Леса вырубают для производства бумаги и строительных материалов. Распаханные почвы смываются ливнями и талыми водами, растут овраги. Лишенные мест обитания животные исчезают.
Учитель биологии: В странах Северной Америки приняты законы направленные на охрану и восстановление природы. Ведется работа по восстановлению разрушенных комплексов: сажают леса, очищают от загрязнения озера и реки. Созданы заповедники и национальные парки. В эти чудесные уголки природы устремляются ежегодно миллионы горожан. Общее число охраняемых территорий 356. В Северной Америке создано несколько национальных парков. Самый первый – Йеллоустонский, основан в 1872 году.
Сообщения учащихся:
- Йеллоустонский национальный парк (слайд 29)
- Национальный парк Вуд-Баффало (слайд 30)
Вывод: А сейчас мы подводим итоги и проверяем вашу страницу.
Страница готова. Взаимодействие компонентов природы отражено.
Зная законы природы легче сберечь ее. Всем принявшим участие в создании страниц главы нового учебника ставим высокую оценку.
Список использованной литературы:
- Н.А. Никитина “Поурочные разработки по географии” 7 кл. М. “Вако” 2006.
- Т.Н. Воробцова “География 7 кл. Поурочные планы” Волгоград 2002.
- “Интегрированные уроки в школе” 6-10 кл. сост.Болотникова Н.В. Волгоград. Учитель 2007.
- Г.Н. Элькин “География материков и океанов 7 кл.” Санкт-Петербург. Паритет 2001.
- Н.П. Смирнова, А.А. Шибанова “По материкам и странам” Просвещение 1981.
- Заповедными тропами зарубежных стран. Издательство “Мысль” 1976.