Нормы накопления твердых бытовых отходов для населения. Временные нормы ТБО
Нормы накопления ТБО - это количество твердых бытовых отходов, образующихся на одну расчетную единицу (для жилищного фонда - 1 человек или 1 место в гостинице; для магазинов и складов - 1 кв.м. торговой площади) в единицу времени (день, год). Нормы накопления измеряются в единицах кг или л, кубических метрах.
На территории субъектов РФ общий объем твердых бытовых отходов (ТБО) составляет около 150 млн. кубических метров или 30 млн. тонн в год.
Основным фактором, влияющим на стратегию управления твердыми бытовыми отходами любого города, являются нормы накопления ТБО. Действительно, только имея достоверную информацию о количестве накапливающихся в городе отходов можно грамотно планировать всю цепочку - сбор - транспорт - обезвреживание и утилизацию ТБО.
При выборе метода и технологии обезвреживания и последующей утилизации необходимо получить полную информацию о морфологическом и элементном составе и свойствах ТБО, в том числе теплотехнических. Для решения вопроса о возможности и целесообразности метода биотермического обезвреживания и переработки ТБО необходима информация о содержании органического вещества, удобрительных элементов и т. д.
К ТБО, входящим в норму накопления от населения и удаляемым транспортом спецавтохозяйства, относятся отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях (включая отходы от текущего ремонта квартир), отходы от отопительных устройств местного отопления, смет, опавшие листья, собираемые с дворовых территорий, и крупные предметы домашнего обихода при отсутствии системы специализированного сбора крупногабаритных отходов.
Нормы накопления ТБО образуются из двух источников:
- жилых зданий;
- учреждений и предприятий общественного назначения (общественного питания, учебных, зрелищных, гостиниц, детских садов и др.).
На нормы накопления и состав ТБО влияют такие факторы, как степень благоустройства жилищного фонда (наличие мусоропроводов, газа, водопровода, канализации, системы отопления), этажность, вид топлива при местном отоплении, развитие общественного питания, культура торговли и, что не менее важно, образ жизни и степень благосостояния населения. В неблагоустроенных жилых домах (с местным отоплением на твердом топливе) в ТБО попадает зола, что резко увеличивает норму накопления ТБО.
Также важны климатические условия - различная продолжительность отопительного периода (от 150 дней в южной зоне до 300 дней в северной); потребление населением овощей и фруктов и т. д. Для крупных городов нормы накопления несколько выше, чем для средних и малых городов.
При проектировании мусороперерабатывающих предприятий иногда приходится сталкиваться с неверными нормами накопления ТБО, что приводит к недогрузке пущенного в эксплуатацию комплекса. Именно поэтому, необходимо очень серьезно относиться к необходимости периодической проверки, в каждом конкретном регионе, норм накопления ТБО.
Таблица 1. Ориентировочные нормы накопления ТБО
Примечания:
Под благоустроенными жилыми домами подразумевается дома с
газом, центральным отоплением, водопроводом, канализацией
Нормы накопления учреждений и предприятий общественного назначения в крупных городах составляют 30...50 % от норм накопления жилых зданий.
Для Москвы в соответствии с Постановлением Правительства
Москвы от 12 января 1999 г. N 16 (ППМ) "Об утверждении норм
накопления бытовых отходов и крупногабаритного мусора"
установлены следующие нормы:
Норматив накопления твердых бытовых отходов на одного
жителя г. Москвы в объеме 1,31 м3 (262 кг) в год.
Норматив образования крупногабаритных отходов на одного
жителя г. Москвы в объеме 0,37 м3 (77 кг) в год.
В таблице 2 представлены действующие с 01.01.99 г нормы накопления ТБО от предприятий и организаций Москвы. В городах, меньших, чем Москва, нормы накопления ТБО от предприятий и организаций могут оказаться существенно ниже. Таким образом, данные табл. 3.1 и 3.2 могут использоваться в других городах (не для Москвы) только для ориентировочных расчетов, так как для разных городов нормы накопления меняются в широких пределах.
Следует заметить, что нормы накопления ТБО от торговых предприятий, по мере роста числа торговых предприятий в городе, снижаются. В городах, меньших, чем Москва, нормы накопления ТБО от предприятий и организаций могут также существенно отличаться.
Фактические нормы накопления ТБО определяют для каждого конкретного города в соответствии с "Рекомендациями по определению норм накопления ТБО для городов РСФСР".
Определение фактических норм накопления ТБО проводят по всем сезонам года. Для определения фактического накопления ТБО, образующихся от населения, выбирают участки с такой численностью жителей:
- в городах с населением до 300 тыс. чел. - участки с охватом 2 % населения;
- в городах с населением 300...500 тыс. чел. -1 %;
- в городах с населением более 500 тыс. чел. - 0,5 %.
По культурно-бытовым объектам выбирают не менее двух наиболее характерных объектов. Замеры проводятся в течение семи дней (без перерыва). Массу накапливающихся ТБО определяют регулярным взвешиванием всех загружаемых в мусоровоз контейнеров. Допускается взвешивание пустого и заполненного мусоровоза и определение объема всех загруженных в машину ТБО. При определении объема накапливающихся ТБО обязательно проверяют степень заполнения контейнеров, для чего материал в контейнере разравнивают и рейкой измеряют высоту свободного пространства над ТБО. При замерах должно быть исключено уплотнение ТБО в контейнере обслуживающим персоналом.
Нормы накопления ТБО вводятся в действие на основании решения местных органов власти. Уточнение норм накопления ТБО целесообразно проводить каждые 5 лет.
Норма накопления ТБО по массе возрастает в пределах 0,3...0,5 % в год, а по объему - 0,5... 1,5% в год.
Таблица 2. Нормы накопления ТБО от организаций и предприятий Москвы
Объект образования отходов | Расчетная единица | Норма накопления | Плотность кг/м 3 | |
кг/год | м 3 /год | |||
I. Предприятия торговли | ||||
Продовольственный магазин | На 1 м 2 торг. площади | 348 | 1,74 | 200 |
Универсам | На 1 м 2 торг. площади | 252 | 1,40 | 180 |
Павильон | На 1 м 2 торг. площади | 570 | 2,85 | 200 |
Лоток | На 1 торговое место | 680 | 3,40 | 200 |
Палатка, киоск | На 1 м 2 торг. площади | 866 | 5,09 | 170 |
Торговля с машин | на 1 торговое место | 849 | 5,30 | 160 |
Промтоварный магазин | На 1 м 2 торг. площади | 139 | 0,77 | 180 |
Хозтовары | На 1 м 2 торг. площади | 206 | 1,29 | 160 |
Супермаркет (универмаг) | На 1 м 2 торг. площади | 157 | 0,87 | 180 |
Рынки продовольственные | На 1 м 2 торг. площади | 363 | 1,21 | 300 |
Ярмарки промтоварные | На 1 м 2 торг. площади | 276 | 0,99 | 280 |
II. Административные здания, учреждения, конторы | ||||
НИИ, проектные институты и конструкторские бюро | На 1 сотрудника | 156 | 1,42 | 110 |
Сбербанки, банки | На 1 сотрудника | 75 | 0,62 | 120 |
Отделения связи | На 1 сотрудника | 104 | 0,95 | 110 |
Административные и другие учреждения, офисы | На 1 сотрудника | 131 | 1,19 | 110 |
III. Медицинские учреждения | ||||
Аптеки | На 1 м 2 торг. площади | 48 | 0,44 | 110 |
Больницы | На 1 койку | 402 | 2,01 | 200 |
Поликлиники | На 1 посещение | 12 | 0,07 | 170 |
Санатории, пансионаты | На 1 койку | 169 | 1,00 | 170 |
IV. Автотранспортные предприятия | ||||
Автомастерские | На 1 машино-место | 46 | 0,22 | 210 |
Автозаправочные станции | На 1 машино-место | 23 | 0,11 | 200 |
Автостоянки и парковки | На 1 машино-место | 23 | 0,11 | 200 |
Гаражи | На 1 машино-место | 22 | 0,16 | 140 |
V. Дошкольные и учебные заведения | ||||
Ясли, детские сады | На 1 место | 80 | 0,40 | 200 |
Школы, лицеи, проф-тех. Училища | На 1 учащегося | 24 | 0,12 | 200 |
Техникумы, ВУЗы | На 1 студента | 22 | 0,11 | 200 |
Дома-интернаты | На 1 учащегося | 215 | 1,13 | 190 |
VI. Предприятия службы быта | ||||
Ремонт бытовой, радио и компьютерной техники | На 1 м 2 общей площади | 15 | 0,07 | 210 |
Ремонт и пошив одежды | На 1 м 2 общей площади | 23 | 0,13 | 180 |
Химчистки и прачечные | На 1 м 2 общей площади | 20 | 0,19 | 105 |
Парикмахерские и косметические салоны | На 1 посадочное место | 32 | 0,23 | 140 |
Гостиницы, общежития | На 1 место | 192 | 1,13 | 170 |
Предприятия общественного питания (кафе, рестораны, бары, закусочные и т.п.) | На 1 место | 215 | 1,13 | 190 |
VII. Культурно-спортивные учереждения | ||||
Клубы, кинотеатры, концертные залы, театры, библиотеки | На 1 место | 27 | 0,18 | 150 |
Спорт. арены, стадионы | На 1 место | 43 | 0,26 | 170 |
VIII. Предприятия пассажирского транспорта | ||||
Железнодорожные и автовокзалы, аэропорты, речные порты | На 1 пассажира | 145 | 0,80 | 180 |
Услуги ЗАО ТБО 24
ЗАО ТБО 24 имеет многолетний опыт работы по вывозу строительного и бытового мусора и снега на территории Москвы. Мы предлагаем клининговые услуги – очистку территории от грязи, снега качественно. Наша фирма вывозит отходы разного типа: начиная от бытового и заканчивая крупногабаритным (строительные отходы, ветки, снег).
Множество компаний предоставляет услуги по вывозу мусора, но ЗАО ТБО 24 наиболее качественно производит утилизацию отходов и очистку территории от загрязнений различного рода. Помимо этого, мы обрабатываем зеленые насаждения, придавая им ухоженный, опрятный вид. Вывоз строительных отходов осуществляется в бункерах, с использованием самой современной техники.
Компанией ТБО 24 осуществляется уборка территории (Москва – все районы), уборку снега по четко налаженной схеме. Мы располагаем большим парком спецтехники для уборки снега, наледи, перевозки их до пунктов утилизации в Москве. Мы осуществляем регулярный вывоз мусора – заказ с территорий государственных объектов, жилых, коммерческих зданий. Уборка снега, наледи выполняется вручную или с помощью спецтехники.
В целях упорядочения расчетов с организациями и предприятиями за услуги по сбору, вывозу и обезвреживанию бытовых отходов:
1. Утвердить с 01.01.99 нормы накопления твердых бытовых отходов от предприятий и организаций г. Москвы в соответствии с приложением.
2. Жилищным организациям города при заключении договоров на сбор, вывоз и обезвреживание твердых отходов строго руководствоваться утвержденными нормами накопления (п. 1).
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Никольского Б.В.
Премьер Правительства Москвы Ю.М. Лужков
НОРМЫ НАКОПЛЕНИЯ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ ОТ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ Г. МОСКВЫ
┌───┬──────────────────────────────┬───────────────────┬─────────────┐ │N │Наименование объекта │Среднегодовая норма│При плотности│ │п/п│ │накопления отходов │кг/куб. м │ │ │ │ед. измерения │ │ │ │ ├─────────┬─────────┤ │ │ │ ед. изм.│ кг │ куб. м │ │ ├───┼──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ ├───┴──────────────────────────────┴─────────┴─────────┴─────────────┤ │ I. Предприятия торговли │ ├───┬──────────────────────────────┬─────────┬─────────┬─────────────┤ │1. │Продовольственный магазин │ │ │ │ │ │(на 1 кв. м торговой площади) │ 348 │ 1,74 │ 200 │ ├───┼──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┤ │2. │Универсам (на 1 кв. м │ │ │ │ │ │торговой площади) │ 252 │ 1,40 │ 180 │ ├───┼──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┤ │3. │Павильон (на 1 кв. м торговой │ │ │ │ │ │площади) │ 570 │ 2,85 │ 200 │ ├───┼──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┤ │4. │Лоток (на 1 торговое место) │ 680 │ 3,40 │ 200 │ ├───┼──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┤ │5. │Палатка, киоск (на 1 кв. м │ │ │ │ │ │торговой площади) │ 866 │ 5,09 │ 170 │ ├───┼──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┤ │6. │Торговля с машин │ │ │ │ │ │(на 1 торговое место) │ 849 │ 5,30 │ 160 │ ├───┼──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┤ │7. │Промтоварный магазин │ │ │ │ │ │(на 1 кв. м торговой площади) │ 139 │ 0,77 │ 180 │ ├───┼──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┤ │8. │Хозтовары (на 1 кв. м торговой│ │ │ │ │ │площади) │ 206 │ 1,29 │ 160 │ ├───┼──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┤ │9. │Супермаркет (универмаг) │ │ │ │ │ │(на 1 кв. м торговой площади) │ 157 │ 0,87 │ 180 │ ├───┼──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┤ │10.│Рынки продовольственные │ │ │ │ │ │(на 1 кв. м общей площади) │ 363 │ 1,21 │ 300 │ ├───┼──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┤ │11.│Ярмарки промтоварные │ │ │ │ │ │(на 1 кв. м общей площади) │ 276 │ 0,99 │ 280 │ ├───┴──────────────────────────────┴─────────┴─────────┴─────────────┤ │ II. Административные здания, учреждения, конторы │ ├───┬──────────────────────────────┬─────────┬─────────┬─────────────┤ │ 1.│Научно - исследовательские, │ │ │ │ │ │проектные институты и │ │ │ │ │ │конструкторские бюро │ │ │ │ │ │(на 1 сотрудника) │ 156 │ 1,42 │ 110 │ ├───┼──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┤ │ 2.│Сбербанки, банки │ │ │ │ │ │(на 1 сотрудника) │ 75 │ 0,62 │ 120 │ ├───┼──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┤ │ 3.│Отделения связи │ │ │ │ │ │(на 1 сотрудника) │ 104 │ 0,95 │ 110 │ ├───┼──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┤ │ 4.│Административные и другие │ │ │ │ │ │учреждения, офисы │ │ │ │ │ │(на 1 сотрудника) │ 131 │ 1,19 │ 110 │ ├───┴──────────────────────────────┴─────────┴─────────┴─────────────┤ │ III. Медицинские учреждения │ ├───┬──────────────────────────────┬─────────┬─────────┬─────────────┤ │ 1.│Аптеки (на 1 кв. м торговой │ │ │ │ │ │площади) │ 48 │ 0,44 │ 110 │ ├───┼──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┤ │ 2.│Больницы (на 1 койку) │ 402 │ 2,01 │ 200 │ ├───┼──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┤ │ 3.│Поликлиники (на 1 посещение) │ 12 │ 0,07 │ 170 │ ├───┼──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┤ │ 4.│Санатории, пансионаты │ │ │ │ │ │(на 1 койку) │ 169 │ 1,00 │ 170 │ ├───┴──────────────────────────────┴─────────┴─────────┴─────────────┤ │ IV. Автотранспортные предприятия │ ├───┬──────────────────────────────┬─────────┬─────────┬─────────────┤ │ 1.│Автомастерские (на 1 машино - │ │ │ │ │ │место) │ 46 │ 0,22 │ 210 │ ├───┼──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┤ │ 2.│Автозаправочные станции │ │ │ │ │ │(на 1 машино - место) │ 23 │ 0,11 │ 200 │ ├───┼──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┤ │ 3.│Автостоянки и парковки │ │ │ │ │ │(на 1 машино - место) │ 23 │ 0,11 │ 200 │ ├───┼──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┤ │ 4.│Гаражи (на 1 машино - место) │ 22 │ 0,16 │ 140 │ ├───┴──────────────────────────────┴─────────┴─────────┴─────────────┤ │ V. Дошкольные и учебные заведения │ │ │ │ Утратил силу. - Распоряжение Правительства Москвы │ │ от 15.08.2002 N 1197-РП. │ ├────────────────────────────────────────────────────────────────────┤ │ VI. Предприятия службы быта │ ├───┬──────────────────────────────┬─────────┬─────────┬─────────────┤ │ 1.│Ремонт бытовой, радио- и │ │ │ │ │ │компьютерной техники │ │ │ │ │ │(на 1 кв. м общей площади) │ 15 │ 0,07 │ 210 │ ├───┼──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┤ │ 2.│Ремонт и пошив одежды │ │ │ │ │ │(на 1 кв. м общей площади) │ 23 │ 0,13 │ 180 │ ├───┼──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┤ │ 3.│Химчистки и прачечные │ │ │ │ │ │(на 1 кв. м общей площади) │ 20 │ 0,19 │ 105 │ ├───┼──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┤ │ 4.│Парикмахерские и косметические│ │ │ │ │ │салоны (на 1 посадочное место)│ 32 │ 0,23 │ 140 │ ├───┼──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┤ │ 5.│Гостиницы (на 1 место) │ 192 │ 1,13 │ 170 │ ├───┼──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┤ │ 6.│Общежития (на 1 место) │ 215 │ 1,13 │ 190 │ ├───┼──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┤ │ 7.│Предприятия общественного │ │ │ │ │ │питания (кафе, рестораны, │ │ │ │ │ │бары, закусочные и т.п.) │ │ │ │ │ │(на 1 место) │ 307 │ 0,73 │ 420 │ ├───┴──────────────────────────────┴─────────┴─────────┴─────────────┤ │ VII. Культурно - спортивные учреждения │ ├───┬──────────────────────────────┬─────────┬─────────┬─────────────┤ │ 1.│Клубы, кинотеатры, концертные │ │ │ │ │ │залы, театры, библиотеки │ │ │ │ │ │(на 1 место) │ 27 │ 0,18 │ 150 │ ├───┼──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┤ │ 2.│Спортивные арены, стадионы │ │ │ │ │ │(на 1 место) │ 43 │ 0,26 │ 170 │ ├───┴──────────────────────────────┴─────────┴─────────┴─────────────┤ │ │ ├───┬──────────────────────────────┬─────────┬─────────┬─────────────┤ │ │Железнодорожные и автовокзалы,│ │ │ │ │ │аэропорты, речные порты │ │ │ │ │ │(на 1 пассажира) │ 145 │ 0,80 │ 180 │ └───┴──────────────────────────────┴─────────┴─────────┴─────────────┘
- Постановление главы Волоколамского района МО от 30.10.2002 N 1142 Об изменении норм накопления бытовых отходов на одного жителя Волоколамского района" "Дифференцированными нормами накопления бытовых отходов в жилых зданиях)
- Постановление главы Ленинского муниципального района МО от 03.11.2010 N 193 Об отмене постановления главы Ленинского муниципального района Московской области от 23.01.2008 N 4 "Об утверждении норм накопления твердых бытовых, жидких бытовых отходов, крупногабаритных отходов и мерах по повышению санитарной очистки территории Ленинского муниципального района"
- Постановление главы г. Серпухова МО от 10.01.2002 N 11 О нормативах накопления твердых бытовых отходов; ставках оплаты за жилье (техническое обслуживание, содержание и ремонт жилищного фонда), вывоз и захоронение твердых бытовых отходов и расчете жилищных субсидий
- Решение Совета депутатов городского округа Краснознаменск МО от 31.05.2013 N 95/6 Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов жилого фонда и объектов социально-культурного назначения, учреждений, организаций и предприятий на территории городского округа Краснознаменск Московской области
- Постановление администрации городского округа Фрязино МО от 19.05.2011 N 277 О признании утратившим силу постановления главы города от 28.04.2008 N 289 "Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора (ТБО и КГМ) для предприятий и организаций г. Фрязино"
- Постановление главы Зарайского муниципального района МО от 30.07.2010 N 1135/7 О внесении изменения в постановление главы Зарайского муниципального района от 04.07.2007 N 582/7 "Об утверждении норм накопления твердых бытовых и крупногабаритных отходов от объектов жилищного фонда, предприятий и организаций Зарайского муниципального района"
- Постановление главы городского округа Серпухов МО от 24.12.2008 N 2450 О внесении изменений в постановление главы города от 15.10.2007 N 2233 "Об утверждении норм накопления твердых бытовых и крупногабаритных отходов от объектов жилищного фонда, предприятий и организаций города Серпухова"
Нормы ТБО (твердых бытовых отходов) рассчитываются на основании конкретных показателей. Они привязаны к численности людей, которые проживают в жилищном комплексе, отелях или других объектах. Кроме того, для мест с высокой посещаемостью (торговые центры, коммерческие и развлекательные объекты) во внимание принимается площадь объекта.
В этой статье вы узнаете:
- Что представляют собой ТБО.
- Для чего нужно знать нормы ТБО.
- Какие установлены нормы накопления ТБО.
- Как определяется норма накопления ТБО на человека.
- Как определяются нормы накопления ТБО.
- Какие факторы влияют на норму накопления ТБО.
Расчет нормативов по твердому мусору производится исходя из его веса и объема на единицу времени.
Что нужно знать, чтобы определить нормы ТБО
Твердые коммунальные отходы включают широкий список различного мусора: отходы с производственных, коммунальных, жилых, общественных и других объектов, опавшую листву, отработанные строительные материалы, просроченные продукты питания и др. Другими словами, все, что попадает в контейнеры с мусором, относится к твердым отходам.
В свою очередь, твердые коммунальные отходы различаются уровнем опасности и токсичности, способом переработки, источником возникновения и составом, а также другими признаками.
Но в мусорные контейнеры, установленные во дворах жилых домов, можно выбрасывать далеко не все. Законодательные нормативы предусматривают разделение коммунальных отходов.
В мусорные баки можно выбрасывать:
- мусор растительного происхождения;
- мусор, собранный дворником, - окурки, бумажки, опавшие листья и другое;
- просроченные продукты и пищевые отходы;
- вещи из хлопка и текстиля;
- упаковочные материалы - картон, бумагу, газеты.
Что запрещается выбрасывать в мусор:
- объемные отходы строительных материалов после проведения ремонтных работ;
- средства жидкой и маслянистой консистенции;
- фекалии домашних питомцев;
- фармацевтические препараты и просроченные лекарства;
- токсичные вещества.
Перечисленные здесь отходы должны вывозиться специальными службами. Особенно это важно для отходов, представляющих опасность для здоровья людей, - это энергосберегающие и другие лампы.
Для обращения с такими предметами мусора нужно знать правила утилизации, особенно это касается вещей, содержащих ртуть и другие токсичные вещества, опасные для здоровья человека.
Многие люди не задумываются о последствиях при нарушении правил утилизации и обращения с токсичными бытовыми отходами. Если такой мусор пролежит в контейнере хотя бы несколько дней, то это может стать причиной заражения (органические отходы), отравления (ртуть) или возгорания.
Правилам обращения с токсичным мусором очень важно обучить детей, поскольку от этого зависит здоровье всей семьи и экологическая ситуация в общем.
Все неудобства, связанные с вызовом специальных служб по утилизации токсичных веществ, невозможно сравнить с той опасностью, которой могут подвергаться люди.
- Полигон ТБО: эффективная мера избавления от мусора или загрязнение окружающей среды
Для чего нужно знать нормы ТБО
На первом этапе проводится расчет норм накопления ТБО в сутки:
G = G1 / (n × 7).
Здесь: G - расчетное количество в сутки; G1 - общее количество ТБО по проведенным замерам; n - численность расчетных единиц.
Определение среднемесячных нормативов по накоплению твердых коммунальных отходов производится по формуле:
G = G1 / 12.
Постановлением Правительства № 269 предусматривается применение и других формул для определения норм накопления ТБО. Это формулы для определения среднесуточных показателей на сезон, которые выражены в объеме для расчетной единицы в сутки.
Правительственное постановление № 1156 от 12 ноября 2016 года регулирует деятельность региональных операторов, которые должны отчитываться по объемам накопления и переработки ТБО по результатам каждого месяца.
Коммерческий учет коммунальных отходов проводится согласно правилам, которые определены постановлением Правительства № 505 от 3 июня 2016 года. В этом документе указано, что коммерческий учет базируется:
- на нормативных данных и количестве/объеме заполненных контейнеров для ТБО;
- на общем весе коммунальных отходов, который получен с использованием определенных технологий проведения замеров.
1-й вариант применяют для расчетов с потребителями, а 2-й для операторов.
Средние нормы накопления твердых отходов в год на одного сотрудника определяются согласно формуле, предусмотренной в 19-м и 20-м пунктах постановления № 269:
G = G1 × 365.
Здесь: G1 - показатель в единицах массы или объема.
Нужно отметить, что нормативы, предусмотренные этим постановлением и приказом Минстроя № 524/пр, дублируют более ранние положения, которые были утверждены Министерством ЖКХ РСФСР от 9 марта 1982 года.
Норма вывоза ТБО: расчет стоимости
Нормативы по транспортировке твердых отходов определены «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», которые утверждены правительственным Постановлением № 354 от 6 мая 2011 года (далее по тексту «Правила»):
1. До момента определения норм накопления ТБО стоимость коммунальных услуг по вывозу мусора рассчитывается исходя из количества мусорных контейнеров.
2. Ранее предполагалось, что нормативы по накоплению твердых отходов на 1 жителя в месяц будут определены к 1-му июня 2017 года. После этого для расчета коммунальных платежей будет применяться формула:
P = n × (N / 12) × T.
Здесь: n - численность жителей дома/квартиры; N - установленные нормы; T - тарификация по услугам регионального оператора.
3. Согласно новой редакции «Правил» стоимость предоставления услуг по вывозу ТБО покрывается в том числе и владельцами нежилых помещений. Пункт 9(5) Приложения 2 к «Правилам» предусматривает расчет платежей для них по формуле:
P = K × (N / 12) × T.
Здесь: K - численность расчетных единиц для нежилого помещения.
До момента установления норм ТБО владельцы помещений из нежилого фонда производят оплату услуг на основании количества вывезенных контейнеров.
- Управление ТБО и основные проблемы на пути его оптимизации
Как выполняется определение норм накопления ТБО
Нормы накопления твердых отходов по отдельным категориям граждан определяются соответствующими законодательными актами. К таким категориям относятся:
- владельцы жилплощади;
- собственники придомовых участков;
- ИП, которые арендуют нежилые помещения.
Для определения норм ТБО используются замеры, которые один раз в сезон выполняет оператор по вывозу коммунальных отходов. Для проведения замеров выделяется район с количеством жителей не менее чем:
- 0,5 % от общего количества населения для городов-миллионников;
- 1 % от общего количества населения для крупных городов;
- 2 % от общего количества населения небольших населенных пунктов.
Проводятся измерительные мероприятия с помощью специальных мусорных контейнеров или пакетов большого размера. При этом строго соблюдается сортировка ТБО по трем категориям (смешивание не допускается). Отчет по выполненным замерам составляется по итогам каждого дня.
На следующем этапе проводятся расчетные операции по установленным формулам. При этом рассчитываются дополнительные коэффициенты:
- среднесуточный показатель;
- средние нормы по всем сезонам;
- среднегодовой норматив (среднесуточный показатель умножается на число дней в году);
- среднемесячные нормы.
После заполнения экспериментальных емкостей измеряется вес и объем ТБО. Для проведения измерений проводятся следующие действия:
- Осуществляется выравнивание всех ТБО.
- При помощи специальной полутораметровой измерительной линейки производится измерение объемов накопленных ТБО. Замеры проводят сверху вниз.
- Взвешивание ТБО производится при помощи динамометра (из общих показаний следует отнять вес контейнера).
- Для взвешивания ТБО до 10 кг могут использоваться погрузочные автомобили.
Результаты замеров заносятся в таблицу, и проводится вычисление средних показателей по каждой из категорий ТБО (жилые, придомовые, производственные).
За достоверность замеров и правильность дальнейшей работы с нормами ТБО юридическую ответственность несет оператор, работающий с коммунальными отходами конкретного объекта.
Факторы, влияющие на норму накопления ТБО
Жильцам МКД будет полезно узнать, от чего зависят суммы за вывоз твердых отходов в квитанциях и почему могут меняться расчетные нормы накопления ТБО. Нормативные значения зависят от таких факторов, как:
- Благоустроенность жилищного объекта (подключение к центральным отопительным сетям, канализации и другим инженерным коммуникациям).
- Наличие отдельных баков для разных категорий ТБО (пластик, бумага, стекло). В таких случаях существенно снижается вес коммунальных отходов.
- Климатические условия (в северных районах отопительный сезон более продолжительный).
- Наличие зеленых насаждений на придомовом участке.
Чтобы сделать расчет норм ТБО более точным, необходимо провести замеры в районах с разной степенью благоустроенности. Кроме того, учитывается вариант систем отопления.
После выполнения исследований проводится оформление санитарных паспортов по каждому виду объектов. В этом документе прописывается численность проживающих в МКД, мест в отеле или объекте общественного питания, а также уровень благоустроенности прилегающего участка. Для объектов, где организован сбор ТБО по видам мусора, указываются отдельные данные замеров.
- Плата за вывоз твердых бытовых отходов: предоставление и расчет новой коммунальной услуги
Временные нормы ТБО
На период проведения измерительных мероприятий и пока проходит утверждение норм накопления ТБО, для ИП применяют временные нормативы. Такие показатели рассчитываются с учетом вида коммерческой деятельности. Как правило, применяются средние показатели норм ТБО. Согласно действующим рекомендациям временные нормы подлежат корректировке раз в 12 месяцев.
Для различных видов коммерческой деятельности применяют отдельные коэффициенты для расчета нормативных значений. По таким нормам в настоящее время работают магазины, киоски, лотки, предприниматели, предоставляющие различные виды услуг, включая транспортные. Во временные нормы накопления ТБО не включают габаритный мусор. При его появлении применяется дополнительный коэффициент 1,5. В крупных мегаполисах временные нормы накопления ТБО для производственных объектов в 2 раза меньше, чем для МКД.
Нормы ТБО по правилам СанПиН
Нормативами СанПиН предусмотрены следующие правила сбора коммунальных отходов:
- Условия сбора твердых отходов должны быть организованы таким образом, чтобы они не успевали разлагаться. Сроки хранения ТБО в зимние месяцы при температуре ниже -5 °C должны быть менее 3-х суток, а летом - не более чем 1 сутки. Периодичность вывоза бытовых отходов устанавливают административные органы населенных пунктов.
- Для сбора и хранения ТБО используются контейнеры установленных видов.
- Контейнеры для сбора ТБО должны располагаться не ближе чем в 20 метрах от жилых объектов.
- Мойка мусорных баков производится не реже раза в 10 суток.
- Категорически запрещается проводить забор отходов из контейнеров для их использования в качестве вторсырья.
- Строительные нормы предусматривают оборудование мусоропроводов для МКД высотой более 4-х этажей.
- Мусороприемники и мусоропроводы для сбора твердых отходов должны быть оборудованы в соответствии со строительными нормативами класса 8-72.
- Компании, обслуживающие МКД, должны осуществлять сбор и удаление ТБО не менее 1 раза в неделю.
Перечисленные здесь правила являются обязательными. При выявлении нарушений к ответственным лицам могут применяться административные штрафы.
Как борются с мусором и устанавливают нормы ТБО в зарубежных странах
История вопроса организации сбора и переработки бытовых отходов отражает изменение представлений о правилах гигиены, об общественном устройстве, градостроительстве. Эта проблема находит отражение даже в формировании международных отношений. С течением времени менялся состав ТБО и развивались технологии переработки мусора. История мусора прошла путь от глиняных емкостей, найденных за пределами древних поселений, до многотонных ядерных «могильников». Население планеты постоянно училось собирать и утилизировать мусор. Существуют разные формы проявления этих процессов: китайская деревня сборщиков мусора, территории в Гане, заваленные старыми электронными приборами, индийское захоронение средств мореплавания и т. д.
Историки отмечают наличие сведений о мусоросборниках еще за 400 лет до нашей эры. В древних Афинах мусор складывали в корзины и вывозили в специальные места за территорией города. Примерно так же поступали и древние римляне. Такая свалка возле Вечного города в виде холма Монте-Тестаччо является самой крупной в мире, сохранившейся до настоящего времени. Этот «холм» состоит из осколков миллионов амфор и имеет высоту около 50 метров.
В средневековой Европе мусорные отходы нередко провоцировали эпидемии. В пятнадцатом веке после вспышки чумы многие города стали задумываться над необходимостью мощения городских улиц. Это было необходимо, чтобы избавиться от зловонных луж из грязи и пищевых отходов. Системы стоков появились значительно позже. Первая сточная конструкция появилась только в девятнадцатом веке в Лондоне, в затопляемом устье Темзы. Она была разработана инженером Базелджетом и включала 10 каналов, по которым жидкие отходы направлялись в Северное море (ранее стоки сливались непосредственно в Темзу). Под влиянием индустриализации произошло изменение состава бытовых отходов: в мусоре стали появляться изделия из картона и пластика, продукты химической отрасли, но технологии его утилизации оставались прежними. Отходы закапывали, сжигали или сбрасывали в моря и океаны. Только в середине прошлого века человечество стало задумываться об экологических проблемах. 22.04.1970 г. состоялась акция под названием «День Земли». Ее участниками стали многие учебные заведения США. Целью акции был призыв к созданию эффективных методов по защите экологии.
В настоящее время в разных странах применяются различные подходы к сбору и утилизации ТБО. Некоторые государства даже завозят отходы из соседних стран для переработки на собственных предприятиях. Существуют также примеры свалок, куда под видом гуманитарной помощи свозят в контейнерах отходы Америки и европейских стран.
- Швейцария
Все граждане Швейцарии должны платить пошлину, величина которой зависит от объема мусорного бака. Для того чтобы не платить за дополнительные емкости, местные компании приобретают специальные трамбовочные устройства для прессования мусора. В этой стране настолько оптимизированы процессы сбора ТБО, что для загрузки технологичных мусоросжигательных заводов приходится импортировать отходы из других государств.
- Япония
Нормы сбора ТБО в Стране восходящего солнца определяются муниципальными органами по согласованию с принадлежащими им мусороперерабатывающими предприятиями. Японцы должны сортировать свои отходы, отделяя пластик, бумагу, стекло, картон и металл. Кроме того, мусор сортируется в зависимости от способности к горению. К примеру, вымытая пластиковая упаковка из-под продуктов должна складываться в контейнер для пластика. Если же ее не вымыли, то она относится к категории сгораемых ТБО. Перед тем как выбросить бытовое электрооборудование, жители этой страны должны купить особую марку, которая клеится на выбрасываемый прибор. Цена такой марки зависит от вида оборудования. К примеру, для разных видов холодильников стоимость марки может находиться в пределах от 50 до 100 американских долларов. Учитывая это обстоятельство, японцы стараются не выбрасывать габаритные предметы, а дарить их тем, кому они необходимы.
- Китай
В столице Поднебесной перерабатываемые виды ТБО даже не приходится доставлять к пунктам приема. Их нужно только вынести на улицу, для того чтобы продать сборщикам, которые отвозят мусор в пригород Пекина. Здесь находится целая деревня сборщиков мусорных отходов, которая называется Донг Сяо Коу. Люди, проживающие в этом месте, а также приезжие выходцы из бедных регионов целыми днями разбирают здесь завалы картонных отходов, старой авторезины и других ТБО. При этом некоторые из них живут в лачугах, собранных из найденных здесь старых досок и листов металла.
- Гана
Возле ганской столицы в городке Агбогблоши находится наиболее масштабное «кладбище» компьютеров. Электронные приборы, телевизоры, музыкальные центры, телефоны и другие устройства свозят сюда со всего мира и сбрасывают на одной огромной свалке.
Выброшенная электроника становится источником заработка для ганцев. Работники свалки, съезжающиеся сюда со всех уголков страны, ломают устройства или жгут их комплектующие с целью сбора меди и алюминия. Собранные металлы можно сдать за деньги прямо на свалке в специальных приемных пунктах. Зарабатывая не более 3-х долларов в день, многие работники свалки в Агбогблоши страдают от серьезных болезней, которые часто приводят к летальному исходу.
- Индия
Индийский населенный пункт Аланг, расположенный на северо-западном побережье, получил известность как место захоронения морских судов. 10 километров береговой линии стали местом последнего пристанища пассажирских и грузовых кораблей. Эта своеобразная свалка образовалась более 20 лет назад, и за это время здесь была проведена разборка более 6,5 тыс. судов. Часть морского транспорта, попадающего сюда, не проходит специальную процедуру обеззараживания, поэтому местные работники часто погибают от отравлений химическими веществами или от пожаров. В среднем происходит около 40 несчастных случаев в год.
- Мальдивы
Местное правительство приняло решение создать искусственный остров из ТБО, которые остаются после туристов. На Тилафуши (название мусорного острова) с 1992 года свозят сотни тонн отходов с других островов. Поскольку высота острова составляет только 1 метр над уровнем моря, то существует опасность экологической катастрофы, которая может разрушить местную экосистему.
Одним из наиболее массовых компонентов ТБО в Соединенных Штатах Америки являются продукты питания. Их выбрасывают на всех этапах от производства до потребления. Совет по охране природных ресурсов Америки предоставил информацию, согласно которой в этой стране выбрасывается более 40 процентов всех производимых продуктов. Средняя семья здесь выбрасывает еды примерно на 2 000 долларов. Еще один интересный факт в отношении производства продуктов питания связан с тем, что часть регионов Соединенных Штатов испытывает огромные сложности из-за сильной засухи, в то время как в отдельных штатах ¼ воды используется для орошения зерновых. В итоге часть выращенного урожая просто выбрасывается.
Мусорные свалки США, содержащие большое количество продуктов питания, являются местами образования различных газов, которые наносят большой вред экологии.
- Что такое лицензия на вывоз ТБО и как ее получить в 2017 году
- Наиболее массовым видом мусора на Земле являются окурки от сигарет. Каждый год курильщики выбрасывают более 4,5 миллиарда окурков.
- Список передовых государств в отношении переработки ТБО возглавляет Швеция, где осуществляется переработка около 52 % всего мусора. В тройку лидеров входят также Австрия и Германия (49,7 и 48 процентов соответственно). В нашей стране этот показатель практически в 2 раза ниже.
- Наука, объектом которой являются вопросы переработки ТБО, получила название гарбология (garbage в переводе с английского - «мусор»). Кроме того, такое же название имеет раздел археологии, который посвящен изучению быта людей из других эпох на основании исследования мусорных свалок.
- В течение всего одной секунды на земном шаре производится почти 4 кг мусора, который не несет экологической опасности. В общем объеме ТБО такие отходы составляют почти 30 %. ¼ условного среднестатистического мусорного бака составляют картонно-бумажные отходы, 13 % приходится на стекло, пластиковый мусор находится в пределах 11 %, а металл составляет 18 %.
- Наиболее проблематичным вопросом в сфере ТБО является переработка компьютерной техники. Комплектующие компьютеров содержат экологически вредные компоненты. В Европе существуют закрытые свалки для старой техники, которые находятся под строгой охраной.
- Вторичная переработка металлолома во всех странах обеспечивает экономию электроэнергии, которая может обеспечить теплом и светом более 150 миллионов жилых домов. Сэкономленной энергии от переработки всего 1 стеклянной бутылки достаточно для 4-часового свечения стоваттной лампочки.
- Наиболее крупный полигон ТБО находится в Соединенных Штатах в парке Фрешкиллс. Его площадь составляет 1,2 тыс. га (размер 1 700 футбольных полей). Сюда ежедневно свозят более 13 000 тонн мусора.
- Утилизация ТБО в водах океана производится в закрытых контейнерах, но такой ход не может гарантировать отсутствие риска загрязнения воды. Под влиянием коррозии металлические емкости могут разрушиться всего за 10 лет, для капсул из бетона этот срок увеличивается всего лишь до 30 лет.
- В СССР сотрудника милиции на жаргоне называли «мусор», но это никак не связано с ТБО. Это название появилось от аббревиатуры МУС (Московский уголовный сыск).
- Бумажная салфетка полностью растворяется в море за 90 дней, для спичек этот срок будет в 2 раза больше. Сигаретный окурок может оставаться невредимым до пяти лет, полиэтилен - до 20 лет. Нейлон будет разлагаться в морской воде около 40 лет, банка из-под консервов - 500 лет, а бутылка из стекла - 1000 лет!
Развеиваем мифы про мусор и нормы ТБО
1. Бизнес по переработке ТБО отличается высокой доходностью
Введите в поисковую строку слова «утилизация мусора», и вы увидите массу одинаковых статей с устаревшей статистикой и угрозами мусорного катаклизма. В таких очерках много говорится о том, что во всем мире уже научились хорошо зарабатывать на мусоропереработке, а у нас все еще происходят пожары на свалках. Все это подытоживается претензиями к руководителям страны, жалобами на отсутствие нормативной базы и инвестиционных программ. Но если на ТБО можно зарабатывать огромные деньги, то при чем здесь отсутствие господдержки? На сайтах, посвященных стартапам и предпринимательству, есть статьи и бизнес-проекты по строительству мусоросжигательного заводика всего за 50 000 $. Но эти проекты очень далеки от реальности. Размер бюджета на строительство стандартного завода по переработке мусора превышает 20 миллиардов рублей (во всяком случае, именно такую сумму инвестиций афиширует «Ростех» в Казани). Стоимость включает покупку технологии, земли, оборудования, организацию логистики, получение разрешительной документации и т. д.
Несколько лет назад на этот бизнес обратили внимание представители РАО «ЕЭС России». В корпорацию ГК «Экосистема» было инвестировано 16 миллиардов рублей. Рентабельность проекта по оценкам экспертов находится на уровне 30 процентов. Учитывая необходимость огромных вложений, можно сказать, что это направление не подходит даже для среднего бизнеса. Несмотря на «красивые статьи», даже в европейских странах строительство мусороперерабатывающих заводов является прерогативой крупных энергетических концернов. Наиболее крупные предприятия такого рода строит компания из Германии E.ON в Кардиффе.
2. Сжигать мусор невыгодно
Специалисты из ГК «Экосистема» в своих заявлениях нередко утверждают, что процесс сжигания твердых бытовых отходов убыточен. Эту же мысль озвучил и замминистра Минэкологии. По его словам, после сжигания ТБО остается еще почти 40 процентов отходов, нуждающихся в утилизации. Действующие тарифы и правда делают более выгодным вывоз отходов на полигоны. Для сравнения: в Соединенных штатах такой вариант утилизации стоит 1000 $/т, а в РФ 1000 руб/т. Это говорит о лоббировании и дотировании предприятий, обслуживающих мусорные свалки.
Причина, по которой бизнес по переработке и сжиганию ТБО является непривлекательным в нашей стране, состоит в чрезмерной бюрократизации многих вопросов. Его развитие невыгодно монополистам энергетического рынка. По сути, предприятие по сжиганию ТБО является теплоэлектростанцией. При небольшом потреблении природного газа или продуктов нефтепереработки они могут эффективно производить тепло и электричество. Полученные виды энергии могут использоваться в автономном режиме (это предполагает отключение потребителей от центральных систем) или должны передаваться монополистам. Но крупные поставщики электроэнергии и тепла не хотят покупать «чужие» продукты по рыночной стоимости. А если говорить об электроэнергии, то крупным операторам не интересны мощности до 50 мегаватт.
3. Мусоросжигательные заводы несут угрозу экологии и здоровью населения
Пожары на мусорных полигонах стали символом опасности процесса мусоросжигания для экологической обстановки. Такой стереотип возникает из-за непонимания физико-химических процессов, которые проистекают во время горения. В качестве примера можно привести противостояние организации Greenpeace и мусоросжигательного предприятия в Санкт-Петербурге. «Эксперты» по вопросам защиты экологии утверждают, что в процессе сжигания ТБО в воздухе образуются вредные для здоровья людей и окружающей среды тяжелые металлы и другие опасные вещества. Они указывают на то, что такие вещества способны годами накапливаться в организме, вызывая различные болезни и сбой в работе иммунной системы.
В реальности все вышесказанное является неправдой. Современные технологии сжигания ТБО позволяют осуществлять дожигание органики до такой степени, что на выходе концентрация вредных веществ ничуть не превышает предельно допустимой. Для нейтрализации вредных выбросов от процессов горения применяются новейшие плазменные и каталитические технологические процессы.
В качестве аргумента таким защитникам отечественной экологии можно привести пример австрийского мусоросжигательного предприятия Шпиттелау. Это завод в столице Австрии был построен еще в 1989 году. Сегодня на его крыше работает популярный ресторан. Мощности завода позволяют сжигать около 265 тыс. тонн ТБО и поставлять тепловую энергию для отопления 60 тыс. квартир. Рядом с предприятием расположены детсад, элитный поселок, офисные центры и другие объекты. В самом городе проживает 1,65 миллиона человек. При этом не происходит никаких протестов со стороны защитников экологии. Завод совершенно не загрязняет окружающую среду. Зола, оставшаяся после горения мусора, освобождается от металлов (это не очень сложные технологические процессы) и может использоваться в различных целях. Из нее получают искусственный песок для дорожного строительства. Зола применима для изготовления керамической и бетонной продукции, а также строительных изделий. В итоге продукты горения мусора позволяют получать дополнительный доход.
4. В РФ не разработаны технологические процессы для эффективной утилизации ТБО
Тем не менее над этими проектами в разных регионах страны работают зарубежные специалисты (из Кореи и Чехии в Новосибирске, из Германии в Вологде и т. д.). В Казань было поставлено оборудование Hitachi Zosen Inova, являющееся продуктом совместной разработки японских и швейцарских исследователей. Кроме того, еще в Советском Союзе проблемами переработки ТБО занимались отраслевые НИИ, и некоторые из них работают над этими вопросами и сейчас.
Вложенные файлы
- Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.doc
Нормой накопления называется количество отходов на человека. В различных сферах хозяйства эта величина привязывается к конкретным учитываемым показателям: количество зарегистрированных проживающих для жилого фонда, числу мест в гостиницах и других учреждениях временного проживания, количеству квадратных метров для магазинов и других посещаемых мест. Нормы рассчитываются на единицу времени, а количество отходов учитывается в единицах объёма или массы.
Как и кем определяются нормы накопления ТБО
Нормы устанавливаются и вводятся в действие местными органами власти. Учитывается специфика производства и потребления, состояние жилого фонда, сезонные изменения количества ТБО и другие важные особенности. При этом учитываются рекомендации, изложенные в «Сборнике удельных показателей образования отходов производства и потребления» (Госкомэкология РФ, 1999 г) и «Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах» (СанПиН). Примерные рекомендательные значения в среднем по России:
Благоустроенные дома (с канализацией, водопроводом, газом и электричеством и отоплением) - до 280 кг в год, до 1,5 м3 в год, при средней плотности до 220 кг/м3;
То же, для городов с населением больше 100 тыс. человек - до 300 кг в год, до 1,5 м3 в год, при средней плотности до 210 кг/м3;
Для неблагоустроенных домов с водоотводом - до 450 кг в год, до 1,5 м3 в год, до 190 кг/м3;
Для жилищ без водоотвода, оснащенных выгребными ямами - до 3,25 м3 в год, до 1000 кг/м3.
Определение фактического количества ТБО
При формировании норм, а также для учёта их соблюдения необходим подсчёт и контроль. Он проводится на участках, охватывающих 2% при населении до 300 тыс. жителей, 1% при 300-500 тыс. населения и 0,5% от полумиллиона и более. Для определения показателей по культурным и общественным объектам выбираются 2 наиболее характерных из них.
Контроль рекомендуется осуществлять непрерывно в течение 7 дней, проводить в каждый из сезонов года. Масса отходов определяется в результате взвешивания мусорных , с контролем их заполнения и без дополнительного уплотнения. Пересмотр нор накопления ТБО рекомендуется 1 раз в течение 5 лет.
Норма бытовых отходов по Москве
На территории столицы действует Постановление Правительства Москвы «Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора» от 2008 г. В соответствии с ним:
Нормированное количество ТБО на жителя - 1,45 м3 или 272 кг в год при плотности 187,5 кг/м3;
КГМ на жителя - 0,46 м3 или 98 кг в год, м плотностью 214 кг/м3.
Практический смысл норм в коммунальном хозяйстве
Руководствуясь утверждёнными показателями, организации, обслуживающие многоквартирные дома оговаривают в договорах количество собираемого, вывозимого и обезвреживаемого мусора в год. Расходы на утилизацию сверхнормативных отходов, как правило, ложатся лиц, физических или юридических, чья деятельность приводит к образованию излишков. Жилищные товарищества могут самостоятельно организовывать сбор (в том числе раздельный) и транспортировку мусора.
Бизнес по вывозу мусора прибылен, в Москве в этой сфере пока конкурирует множество фирм. В ассортименте «Нетмус» есть разнообразные контейнеры для первичного сбора мусора, перевозки и хранения ТБО, а также вся необходимая техника для сортировки, утилизации и подготовки вторсырья.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» для обеспечения единого подхода к расчетам объемов накопления твердых бытовых отходов (далее — ТБО), предъявляемых к сбору, вывозу, захоронению и утилизации, целесообразно применять Временные нормативы накопления твердых бытовых отходов. Временные нормативы ТБО применяются при отсутствии проекта нормативов образования и лимитов на размещение ТБО в соответствии с видом деятельности предпринимателей и юридических лиц (собственников, арендаторов) нежилых помещений.
Временные нормативы накопления ТБО предназначены для определения количества накапливающихся отходов, образуемых в результате деятельности владельцев (арендаторов, собственников) нежилых помещений в соответствии с видом деятельности.
Основными показателями для определения Временных нормативов накопления ТБО являются: средний удельный норматив накопления твердых бытовых отходов в сутки (куб. м), средняя плотность (кг/куб. м).
Временные нормативы ТБО целесообразно применять до разработки проекта норматива образования отходов и лимитов на их размещение (Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», приказ Министерства природных ресурсов РФ от 11.03.2002 N 115 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»).
Уточнение Временных нормативов ТБО необходимо проводить не реже чем один раз в год.
Расчет Временных нормативов накопления ТБО производится по формуле:
V = N x U x D,
где:
V — Временный норматив накопления ТБО в год (куб. м/год) на 1 нежилое помещение в соответствии с видом деятельности предпринимателей и юридических лиц (собственников, арендаторов).
N — Расчетный коэффициент в соответствии с видом деятельности предпринимателей и юридических лиц (собственников, арендаторов) нежилого помещения.
U — Средний удельный норматив накопления ТБО в сутки от деятельности предпринимателей и юридических лиц (собственников, арендаторов) нежилого помещения (куб. м/сутки).
D — Фактическое количество рабочих дней предпринимателей и юридических лиц (собственников, арендаторов) нежилого помещения в год.
№ п/п | Вид деятельности предпринимателя, юридических лиц (собственников, арендаторов) нежилого помещения | Расчётный коэффициент в соответствии с видом деятельности предпринимателей и юридических лиц (собственников, арендаторов) нежилого помещения | Средний удельный норматив накопления ТБО в сутки от деятельности предпринимателей и юридических лиц (собственников, арендаторов) нежилого помещения | При плотности кг/куб. м | |
---|---|---|---|---|---|
кг | куб. м | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Организации торговли | |||||
1.1 | Продовольственный магазин | на 1 кв. м общей площади | 0,718 | 0,00410 | 175 |
1.2 | Универсам | на 1 кв. м общей площади | 0,700 | 0,0410 | 170 |
1.3 | Павильон | на 1 кв. м общей площади | 2,630 | 0,01600 | 160 |
1.4 | Лоток | 1 торговое место | 2,190 | 0,01095 | 200 |
1.5 | Палатки, киоски: газетные, сувенирные и т.д | на 1 кв. м общей площади | 1,440 | 0,01110 | 130 |
1.6 | Торговля с машин | 1 торговое место | 2,190 | 0,01400 | 160 |
1.7 | Магазин промышленных товаров | на 1 кв. м общей площади | 0,400 | 0,00360 | 110 |
1.8 | Магазин хозяйственных товаров | на 1 кв. м общей площади | 0,400 | 0,00360 | 110 |
1.9 | Супермаркет (универмаг) | на 1 кв. м общей площади | 0,400 | 0,00360 | 110 |
1.10 | Рынки, склады, базы | на 1 кв. м общей площади | 0,100 | 0,00100 | 100 |
1.11 | Организация, оказывающая услуги общественного питания (кафе, ресторан, бар, закусочная и т.п.) | на 1 кв. м общей площади | 1,370 | 0,00700 | 200 |
1.11 | Ярмарка | на 1 кв. м общей площади | 0,100 | 0,00100 | 100 |
2. Медицинские учреждения | |||||
2.1 | Аптека | на 1 кв. м общей площади | 0,100 | 0,00080 | 110 |
2.2 | Больница | на 1 койка/место | 0,630 | 0,00190 | 330 |
2.3 | Поликлиника, диспансер | на 1 посещение | 0,010 | 0,00004 | 170 |
2.4 | Санаторий, пансионаты | на 1 койка/место | 1,041 | 0,00550 | 190 |
3. Организации, оказывающие автотранспортные услуги | |||||
3.1 | Автомастерская, шиномонтажные мастерские, автозаправочные станции | на 1 машино/место | 1,096 | 0,00540 | 200 |
3.3 | Автостоянка, парковка | на 1 машино/место | 0,0055 | 0,00030 | 200 |
3.4 | Гараж, паркинг | на 1 машино/место | 0,110 | 0,00550 | 200 |
4. Образовательные учреждения | |||||
4.1 | Дошкольное образовательное учреждение | на 1 ребенка | 0,273 | 0,00270 | 100 |
4.2 | Общеобразовательное учреждение | на 1 учащегося | 0,050 | 0,00030 | 200 |
4.3 | Учреждение начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования или иное учреждение, осуществляющее образовательный процесс | на 1 учащегося | 0,050 | 0,00030 | 190 |
5. Иные организации | |||||
5.1 | Организация, осуществляющая деятельность по ремонту бытовой, радио- или компьютерной техники | на 1 кв. м общей площади | 0,030 | 0,00100 | 220 |
5.2 | Организация, осуществляющая деятельность по ремонту обуви, одежды | на 1 кв. м общей площади | 0,273 | 0,00070 | 400 |
5.3 | Химчистка, прачечная | на 1 кв. м общей площади | 0,027 | 0,00030 | 100 |
5.4 | Парикмахерская, косметический салон | на 1 кв. м общей площади | 0,575 | 0,00400 | 140 |
5.5 | Гостиница | на 1 койко-место | 0,493 | 0,00300 | 171 |
5.6 | Общежитие | на 1 койко-место | 0,506 | 0,00300 | 180 |
5.7 | Баня | на 1 посещение | 0,100 | 0,00050 | 180 |
5.8 | Библиотека, клуб, кинотеатр, концертный | на 1 посадочное место | 0,080 | 0,00050 | 150 |
5.9 | Спортивная арена, стадион, казино, залы игровых автоматов, танцевальные залы, лодочные станции | на 1 посадочное место | 0,060 | 0,00040 | 150 |
5.10 | Научно-исследовательский институт, проектный институт, конструкторское бюро | на 1 сотрудника | 0,301 | 0,00270 | 110 |
5.11 | Кредитная организация | на 1 сотрудника | 0,273 | 0,00270 | 100 |
5.12 | Объект почтовой связи, организация связи | на 1 сотрудника | 0,273 | 0,00270 | 100 |
5.13 | Организация, использующая помещение под административные цели, выставку, офис, контору | на 1 сотрудника | 0,273 | 0,00270 | 100 |
5.14 | Железнодорожный вокзал или автовокзал, аэропорт, речной вокзал, порт | на 1 пассажира | 0,342 | 0,00100 | 250 |
Расчетные коэффициенты приведены без учета сбора крупногабаритных отходов.
Для организаций не осуществляющих селективный сбор отходов, применяется повышающий коэффициент 1,5.