Новая коммунальная услуга обращение с тко. Законодательство об оказании услуги по вывозу тбо
Обращения в Комитет по тарифам Санкт-Петербурга по вопросам о новой системе оплаты за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами принимаются через сервис " ".
Вопросы и ответы:
1. Когда услуга по обращению с ТКО войдет в состав коммунальных услуг?
В соответствии с положениями Федерального закона от 25.12.2018 № 483-ФЗ «О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» субъекты Российской Федерации - города федерального значения, в том числе Санкт-Петербург , вправе не применять до 01.01.2022 положения Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, связанные с деятельностью регионального оператора по обращению с ТКО. В связи с чем, на совещании с участием временно исполняющего обязанности Губернатора Санкт-Петербурга и членов Правительства Санкт-Петербурга было принято решение о введении моратория на деятельность регионального оператора по обращению с ТКО на территории Санкт-Петербурга до 31.12.2019.
Таким образом, плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО до указанной даты будет взиматься в составе платы за содержание жилого помещения в расчете на 1 м 2 общей площади жилого (нежилого) помещения.
Собственники помещений в многоквартирном доме, руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и другими нормативными правовыми актами, должны будут принять решение об установлении размера платы за услугу по обращению с ТКО на 2019 год на основании решения общего собрания собственников в многоквартирном доме и установить такую плату в расчете на 1 м 2 общей площади жилого (нежилого) помещения.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 39 ЖК РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Необходимо отметить, что ЖК РФ не предусматривает различий в порядке установления размера платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме для собственников помещений в МКД в зависимости от типа помещения (часть 4 статьи 162 ЖК РФ). Плата за содержание жилого помещения устанавливается в одинаковом размере для всех собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
2. Как будет производиться начисление платы за услугу по обращению с ТКО для гражданина?
Принцип формирования платы гражданина за услугу по обращению с ТКО определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила). Согласно Правилам размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из норматива накопления ТКО, количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении и утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.
3. Утверждены ли нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Санкт-Петербурга ?
Распоряжением Комитета от 14.04.2017 № 30-р «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Санкт-Петербурга » установлены нормативы накопления ТКО для многоквартирных и индивидуальных жилых домов, а также для нежилых помещений (объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений), встроенных в многоквартирные дома.
4. Какие тарифы будет утверждать Комитет по тарифам Санкт-Петербурга в области обращения с ТКО?
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», Положением о Комитете, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2005 № 1346, Комитет устанавливает единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО и тарифы на обработку, обезвреживание и захоронение для операторов по обращению с ТКО, осуществляющих деятельность на территории Санкт-Петербурга .
5. Как может быть дифференцирован единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО? Будет ли предусмотрена какая-либо дифференциация в Санкт-Петербурге ?
Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» предусмотрена возможность дифференциации тарифов в области обращения с ТКО как по видам ТКО и классам опасности отходов, так и по муниципальным образованиям.
Решение о дифференциации единого тарифа на услугу регионального оператора будет принято Комитетом при наличии обращения регионального оператора, исходя из экономически обоснованных расходов, соответствующих указанной дифференциации.
6. Как производить расчет за услугу по обращению с ТКО в нежилом помещении, если в распоряжении Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 № 30-р не предусмотрены нормативы накопления ТКО для конкретного вида нежилого помещения?
Нормативы накопления ТКО, утвержденные распоряжением Комитета от 14.04.2017 № 30-р (далее - распоряжение 30-р), применяются для объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений (далее - организации), встроенных в многоквартирные дома.
При этом, перечень видов организаций по каждой категории не является исчерпывающим. По мнению Комитета, нормативы накопления ТКО, утвержденные распоряжением № 30-р, распространяются, в том числе на организации со схожими условиями хозяйственной деятельности.
Вместе с тем, в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505, объем образования ТКО для расчета платы за услугу по сбору и вывозу ТКО определяется следующими способами:
1) исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, или количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления;
2) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
Таким образом, расчет платы за услугу по обращению с ТКО может осуществляться на основании учета фактического объема накопления ТКО при условии организации отдельного места сбора (контейнерной площадки) ТКО для соответствующей организации.
7. Учтен ли в нормативах накопления ТКО объем накопления крупногабаритных отходов для граждан, проживающих в многоквартирных домах?
В соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», Комитетом проведены 4 этапа фактических замеров объемов накопления ТКО на территории Санкт-Петербурга , в том числе в жилых помещениях многоквартирных домов. На каждом этапе проведения замеров по указанной категории был учтен объем как мелких бытовых отходов, так и крупногабаритных отходов.
По результатам проведенных замеров для многоквартирных домов Комитет установил средневзвешенный норматив накопления ТКО, с учетом объемов накопления крупногабаритных отходов.
8. Почему при сложившейся практике начисления платы за ТКО в многоквартирных домах «с квадратного метра», Комитетом были установлены нормативы накопления ТКО «с человека»?
Согласно пункту 14 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом. Комитетом в рамках данной работы проводился мониторинг общественного мнения по вопросу выбора расчетных единиц с целью установления нормативов накопления ТКО в многоквартирных домах. Результаты мониторинга общественного мнения показали, что 36,9% респондентов голосовали за единицы измерения м 3 /м 2 , кг/м 2 , 63,1% респондентов голосовали за единицы измерения м 3 /чел., кг/чел.
При выборе расчетных единиц Комитет также исходил из того, что ТКО образуются в процессе жизнедеятельности человека, и объем их образования в большей степени зависит от количества проживающих в жилом помещении, чем от площади жилого помещения.
Таким образом, при утверждении нормативов накопления ТКО для многоквартирных домов в целях справедливого и понятного формирования платы для граждан в качестве расчетной единицы измерения определены «куб.м./чел.», «кг/чел.».
9. Кто должен заключать договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором? Может ли региональный оператор отказать в заключении такого договора?
Согласно части 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
10. По какой форме должен быть заключен договор с региональным оператором?
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора и накопления, в соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641».
11. Каким образом будут определяться условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам помещений в многоквартирном доме?
В соответствии с пунктом 148(4) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, для собственников помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам жилых помещений определяются:
а) в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества, кооператива с управляющей организацией;
б) в договоре о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество или кооператив;
в) в договорах на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
12. Каким образом будут определяться условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами нанимателям и арендаторам жилых помещений в многоквартирных домах?
В соответствии с пунктом 148(6) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правил), условия предоставления коммунальной услуги нанимателю, ссудополучателю по договору безвозмездного пользования помещением, арендатору жилого помещения определяются в соответствии с пунктом 11 Правил:
а) в договоре найма, в том числе договоре социального найма, договоре найма специализированного жилого помещения, договоре найма жилого помещения, находящегося в частной собственности, - для нанимателя жилого помещения по такому договору;
б) в договоре безвозмездного пользования - для ссудополучателя по такому договору;
в) в договоре аренды жилого помещения или ином договоре о предоставлении жилого помещения во владение и (или) пользование, заключаемом собственником жилого помещения с юридическим лицом, которое может использовать жилое помещение только для проживания граждан.
13. Каковы особенности договорных отношений собственников нежилых помещений в многоквартирном доме с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами?
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, собственник нежилого помещения в многоквартирном доме в целях обеспечения обращения с твердыми коммунальными отходами заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Указанный договор заключается в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
Собственник нежилого помещения в многоквартирном доме обязан предоставлять управляющей организации, товариществу или кооперативу многоквартирного дома, в котором расположено нежилое помещение собственника, данные об объемах коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, потребленной за расчетный период по указанному договору, в течение 3 рабочих дней со дня получения от них запроса.
Вышеперечисленные положения не распространяются на лиц, являющихся собственниками площадей, отведенных в многоквартирном доме под машино-места.
14. Если у физических лиц, либо юридического лица уже заключен и имеется действующий договор на вывоз ТКО, должен ли заключаться договор с региональным оператором ТКО?
Согласно части 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В соответствии с пунктом 6 статьи 23 Федерального закона от 2.12.2014 № 458-ФЗ договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
15. Кто должен оплачивать содержание контейнерных площадок?
В соответствии с пунктом 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее - Правила обращения с ТКО) бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме.
При этом согласно подпункту д(2)) пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включает в себя, в том числе содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
В соответствии с пунктом 26(1) минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, в состав работ и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме входит, в том числе организация и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Согласно пункту 13 Правил обращения с ТКО бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.
При этом региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов.
16. Когда и кем организовано проведение конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) и заключение соглашения?
По вопросу отбора субъектами Российской Федерации региональных операторов по обращению с ТКО в соответствии с Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с ТКО, утвержденными постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 № 881, в декабре 2017 года было опубликовано извещение о проведении конкурсного отбора на присвоение статуса регионального оператора по обращению с ТКО и право на заключение соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Санкт-Петербурга .
Комитетом по благоустройству Санкт-Петербурга был проведен конкурсный отбор на присвоение статуса регионального оператора по обращению с ТКО и право на заключение соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО.
По результатам конкурсного отбора 30.01.2018 были заключены соглашения с Санкт-Петербургским государственным унитарным предприятием «Завод по механизированной переработке бытовых отходов» (далее - СПб ТУП «Завод МПБО-2») об организации деятельности по обращению с ТКО (в зоне деятельности регионального оператора № 1 и зоне деятельности регионального оператора № 2).
17. Когда и кем будет организован раздельный сбор ТКО?
Вопросы поэтапного внедрения системы раздельного накопления и сбора ТКО возложены на выбранного в Санкт-Петербурге Регионального оператора в рамках заключенного 30.01.2018 Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - Соглашение). К обязанностям Регионального оператора, установленным Соглашением, относятся обязанности по установке в шаговой доступности «экотерминалов» для сбора опасных отходов от населения.
Поэтапная организация раздельного сбора будет осуществлена в рамках заключенных договоров Регионального оператора с управляющими организациями в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в сроки, установленные Соглашением.
Вывоз, переработка и утилизация отходов с 1 по 5 класс опасности
Работаем со всеми регионами России. Действующая лицензия. Полный комплект закрывающих документов. Индивидуальный подход к клиенту и гибкая ценовая политика.
С помощью данной формы вы можете оставить заявку на оказание услуг, запросить коммерческое предложение или получить бесплатную консультацию наших специалистов.
Более известные как ТБО, твёрдые коммунальные отходы – это остатки продуктов и предметы, использовавшиеся в быту и утратившие свои потребительские характеристики. Разберемся, что такое ТКО или ТБО?
Федеральный закон от 29.12.2014 №458 – ФЗ внес изменения в само понятие ТБО. Появился новый термин, ТКО. Что такое твердые коммунальные отходы? Это бытовые отходы жилых домов. А вот понятие ТБО шире, к нему также относится мусор, образовавшийся на предприятиях, схожий по составу с бытовыми ТКО. Понятие твердые коммунальные отходы включает в себя еще несколько групп отходов.
Все твёрдые коммунальные отходы можно разделить на две группы:
- Биологический мусор.
- Бытовые отработки, иными словами обычный мусор.
Таким образом, ТКО – самая разнообразная группа отходов. Из всего разнообразия можно выделить основные разновидности:
- биологические остатки
- синтетические ТКО
- целлюлоза
- нефтепродукты
Обращение с ТКО
Изменения в федеральном законе также коснулись вывоза отходов ТКО. Если раньше этим должны были заниматься управляющие компании, они же и устанавливали стоимость вывоза для жителей. То сейчас это обязанность региональных операторов. Установлена определенная схема вывоза. Мусор вывозят на близлежащие полигон ТКО.
Стоит понимать, что невозможно резко перейти со старой системы на новую. Это планируется сделать постепенно. Ориентиром служит 2017 год. Правила обращения с твердыми коммунальными отходами прописаны в нормативных документах и постепенно дорабатываются.
Региональный оператор
Под этим термином понимается юридическое лицо, занимающееся обращением с ТКО на установленной территории. Для этого необходимо заключение договора на оказание услуг с управляющими компаниями или непосредственно с собственниками.
Оператор выбирается конкурсным путем. Договор с ним заключается на срок от 10 лет. Прежде плата за эту услугу рассчитывалась исходя из площади помещения, имеющегося у собственника. Сейчас же плата будет устанавливаться из расчета норматива твердых коммунальных отходов на человека.
Норматив накопления – средний объем ТКО за единицу времени, согласно ФЗ № 89.
Утилизация ТКО
Существует несколько способов избавления от нежелательного мусора.
Захоронение
Наиболее финансово выгодный способ. Но вместе с тем он пагубно влияет на природу и нерационально занимает территорию. Складирование ТКО осуществляется на специальных свалках и полигонах, оборудованных необходимыми объектами.
Полигоны для захоронения должны находится за пределами жилых, рекреационных, водоохранных зон, лечебных учреждений, мест массового отдыха. Недопустимо захоронение радиоактивных, токсичных, то есть опасных отходов.
В процессе разложения отработок вырабатываются вредные пары. Они наносят ущерб состоянию почвенного покрова, близлежащим грунтовым и поверхностным водам, атмосфере, а также могут причинить вред человеку. При выделении газов велика вероятность их возгорания. В такой ситуации свалочный газ требует должного обращения, то есть нуждается в сборе и утилизации.
Преимуществом этого метода является его дешевизна. Но вместе с тем, для этого необходимы большие территории, которые в дальнейшем будут непригодны для хозяйственных работ и жизнедеятельности. Чтобы исправить ситуацию необходимо будет потратить большое количество времени и вложить в это много средств.
Сжигание
Самый популярный способ. На выходе образуется зола, занимающая значительно меньше места, нежели первоначальные ТКО. Как правило, оставшаяся зола вывозится. Этот способ имеет недостатки. В процессе сжигания ТКО выделяется большое количество токсичных веществ.
Остатки веществ пагубно влияют на природу поблизости этого места.Чтобы избавится от этого недостатка, необходимо применять печи дожигания. Они осуществляют нейтрализацию вредных веществ. Современные мусоросжигательные печи имеют систему очистки и генератор электроэнергии.
Преимуществами этого метода являются небольшие финансовые затраты, уменьшение объема остатков. Кроме того, выделившееся в процессе сжигания тепло можно использовать для выработки электроэнергии и для отопления. Главным недостатком является токсичность.
Разновидностью сжигания является пиролиз – термическое разложение отработок в отсутствии воздуха. Он способствует сохранению окружающей среды.
Компостирование
Благодаря компостированию утилизируется до 30% ТКО, это касается безопасных органических отходов. Для облегчения борьбы с ТКО необходима их систематическая сортировка. Все чаще в российских дворах можно увидеть контейнеры для определенных видов ТКО. Например, контейнеры для пластиковой тары, стеклобоя, бумаги.
Все более популяризируются мусоросборники для опасных ТКО:
- использованных батареек
- отслуживших градусников
- старых ламп
Чтобы опасные бытовые отходы не успели нанести непоправимый вред среде, они подлежат сортировке.
Переработка вторсырья
ТКО являются востребованным вторсырьем, вторичное использование бытового мусора позволяет производить большое количество продукции, например бумажная продукция, стеклотара, разнообразные отработки из металла и пластика.
Переработка мусора во вторсырье позволяет не только уменьшить количество утилизируемых отходов, но и сэкономить природные ресурсы, количество которых с каждым годом все уменьшается.
Виды мусора, подходящие для повторной переработки:
- Лом черных и цветных металлов. Металлические остатки сортируются в процессе магнитной сепарации, прессуют, пакетируют и отправляют на предприятия литейного производства для переплавки.
- Пластмассы. Повторное использование полимерных остатков проблематично ввиду степени их загрязнения. К тому же вторсырье не соответствует качественным требованиям. Перерабатывать полимеры во вторсырье более затратно, нежели производить первичное. Вторичная переработка осуществляется только в случае отсутствия жестких требований к полученному материалу.
- Стеклотара. Используется для производства технического стекла, применяющегося в строительстве. Для этого стеклобой сортируют, очищают, сушат, измельчают и нагревают с последующей переплавкой.
- Макулатура. После сбора бумажных отходов, в первую очередь сырье сортируют. После получают макулатурную массу и очищают ее. В дальнейшем массу могут подвергнуть обесцвечиванию и в конечном итоге отправляют на производство бумаги. Новая бумага производится при помощи обработанного вторсырья и первичного сырья в совокупности.
- Древесина. Этот материал востребован в строительстве. Переработка позволяет сэкономить на затратах производства первичной продукции.
- Отслужившая электроника. При переработке отслуживших электронных плат можно получить золото, серебро, палладий, а также, никель, железо, медь и стеклополимеры. Отсортированный металл затем отправляется в плавильную печь.
- Нефтепродукты. Асфальт, битум, масла.
Каждому виду отходов соответствует своя технология переработки. Смешанные ТКО сортируют при помощи разнообразных видов сепарации.
Обращение с ТКО - что это такое в квитанции? В этом году начался поэтапный переход к ТКО (услуге по обращению с твердыми коммунальными отходами) от услуги по вывозу твердых бытовых отходов. Из этой статьи вы узнаете тонкости работы с региональными операторами ТКО, когда изменения коснутся вас и появятся ли у вас новые обязанности.
Формально термин «твердые коммунальные отходы» введен еще 1 января 2016 года и пришел на смену ТБО (твердым бытовым отходам), а обращение с ТКО стало одной из коммунальных услуг. Это предусмотрено ч. 4 ст. 154 ЖК РФ. С 1 января 2019 года порядок оплаты за ТКО изменился .
Чтобы начать переход на практике, нужно было сначала создать правовую базу. В 2016–2017 годах была заложена основа:
- утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами ТКО (постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156);
- внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354). Эти нововведения предусмотрены постановлением Правительства РФ от 27.02.2017 № 232 (далее - Постановление № 232).
Кто будет оказывать коммунальную услугу по обращению с ТКО
Оказывать данную КУ вы будете вместе с региональным оператором по обращению с ТКО. Вы отвечаете за содержание места накопления отходов (контейнерной площадки), а региональный оператор - за оказание самой КУ начиная от места накопления.
Услуги по вывозу ТБО/ТКО исключаются из работ по содержанию и ремонту общего имущества.
Если МКД не оборудован централизованной системой водоотведения, то вывоз жидких бытовых отходов, как и прежде, - обязанность организации, управляющей МКД (подп. «д» п. 11 Правил содержания общего имущества в МКД, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), п. 26 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества, утв. постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (далее - Минимальный перечень).
Когда заработает новая система коммунальных услуг
Региональный оператор начинает свою работу при выполнении двух условий:
- В субъекте РФ утвержден единый тариф на обращение с ТКО.
- Орган исполнительной власти субъекта РФ и региональный оператор по обращению с отходами заключили между собой соглашение.
2019
К этому году закончится переход от ТБО к обращению с ТКО.
Эти условия нужно выполнить до 1 января 2019 года. Такие требования установлены ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176‑ФЗ и п. 2 Постановления № 232.
Пока в вашем регионе не выполнены два указанных выше условия, вы продолжаете вывозить ТБО и собирать за это плату по-старому.
Как работать с региональным оператором
Вам нужно будет заключить типовой договор на оказание КУ по обращению с ТКО с региональным оператором. Тогда вы на законных основаниях сможете предоставлять эту коммунальную услугу потребителям. Это предусмотрено п. 148(7) Правил № 354. Типовая форма договора утверждена постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156.
- Управление ТБО и основные проблемы на пути его оптимизации
Договоры с собственниками помещений на предоставление новой услуги по обращению с ТКО
Оказывать КУ по обращению с отходами до контейнерной площадки и заключать договор с собственниками помещений в МКД будете вы.
Какой договор нужно будет заключить, зависит от способа управления МКД:
- при управлении УО - договор управления МКД. Заключается между УО и собственниками жилых помещений и машино-мест, лицами, получившими помещения от застройщика, либо застройщиком, товариществом или кооперативом;
- при управлении ТСЖ, ЖК, ЖСК - договор о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО. Заключается между товариществом или кооперативом и собственниками жилых помещений и машино-мест.
При непосредственном способе управления МКД договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором заключают собственники помещений в МКД.
Такой порядок закреплен п. 148(4) Правил № 354.
Требования к предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО
Главное требование - это периодичность вывоза отходов. Частота зависит от температуры на улице:
- в холодное время года (при среднесуточной температуре 5 °C и ниже) - не реже одного раза в трое суток;
- в теплое время года (при среднесуточной температуре выше 5 °C) - не реже одного раза в сутки (ежедневный вывоз ТКО).
Допустимое отклонение сроков - не более:
- 72 часов (суммарно) в течение одного месяца;
- 48 часов единовременно при сред-несуточной температуре воздуха 5 °C и ниже;
- 24 часов единовременно при среднесуточной температуре воздуха выше 5 °C.
К сведению
Региональный оператор должен направить вам предложение о заключении договора в течение месяца со дня получения соответствующего статуса. Вне зависимости от способа управления МКД региональный оператор заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками нежилых помещений (абз. 3 п. 148(1) Правил № 354).
За каждые 24 часа отклонения суммарно в течение расчетного периода, в котором оно произошло, размер платы снижается на 3,3%.
Требования установлены разд. VII приложения 1 к Правилам № 354.
КУ по обращению с твердые коммунальные отходы не предоставляется на общедомовые нужды. Это предусмотрено п. 148(29) Правил № 354.
Плата за ТКО в счете за коммунальные услуги
Когда в вашем регионе начнет действовать новый порядок, вы должны будете исключить плату за вывоз мусора из состава платы за содержание жилого помещения. «Обращение с ТКО» нужно будет указать отдельной строкой в квитанции.
Плата будет рассчитываться исходя из количества постоянно и временно проживающих в помещении потребителей, если в субъекте РФ не принято решение о расчете платы исходя из общей площади жилого помещения.
Размер платы за КУ в квитанции по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителя рассчитывается по формулам 9(1)-9(8) приложения 2 к Правилам № 354 (пп. 148(30), 148(31), 148(38)). Порядок расчета зависит от двух факторов:
- принимал ли орган власти субъекта РФ решение о расчете платы за обращение с ТКО исходя из общей площади жилого помещения;
- раздельно или без разделения производится сбор и накопление ТКО в МКД.
- Об оптимизации управления твердыми бытовыми отходами в системе ЖКХ
- организация и содержание таких мест, в т. ч. обслуживание и очистка мусоропроводов, мусороприемников, контейнерных площадок;
- организация сбора отходов I–IV классов опасности (далее - опасные отходы), например отработанных ртутьсодержащих ламп;
- передача опасных отходов в организации, имеющие лицензии на сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение таких отходов.
Это предусмотрено подп. «д(2)» п. 11 Правил № 491 и п. 26(1) Минимального перечня.
С 1 июля 2018 года города и поселки юга Кемеровской области перешли на новую форму обращения с отходами. В связи с этим у потребителей возникает много вопросов. Ответить на наиболее часто встречающиеся из них мы попросили
начальника отдела обработки обращений Дерябину Марину.
- Зачем потребовалось создание регионального оператора по обращению с отходами?
Региональный оператор несет полную ответственность за сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов. Это значит, что ни один мусоровоз не должен проехать мимо полигона твердых коммунальных отходов (ТКО) и вывалить мусор где-нибудь в лесочке на опушке. Раньше некоторые мусороперевозчики дабы сэкономить на талонах на захоронение отходов позволяли себе подобные поступки. Подтверждением тому многочисленные кучи мусора в пригородных лесах - это явно не остатки после пикника. Регоператор отвечает за то, чтобы не появлялись новые и исчезли уже имеющиеся несанкционированные свалки.
- Почему на новый порядок обращения с отходами переведена только южная часть Кемеровской области?
Кемеровская область поделена на 2 зоны: «Юг» и «Север». В одной из них конкурс по отбору организации, которая получит статус Регионального оператора, удалось провести в установленные законом сроки, по другой - немного не успели. С 1 января 2019 года
северная часть региона тоже перейдет на новый порядок обращения с отходами. Это не каприз какого-то чиновника, а требование федерального законодательства.
Могут ли собственники жилья в многоквартирном доме регулировать размер платы за обращение с отходами, например, заключив договор на вывоз отходов не каждый день, а раз в 2 дня?
Плата населения за обращение с отходами сложилась из формулы: норматив накопления отходов умножить на тариф для ООО «ЭКОТЕК» и разделить на 12 месяцев. Эти норматив и тариф утверждены Постановлениями РЭК Кемеровской области. Периодичность вывоза отходов утверждена санитарными правилами. У общего собрания собственников нет полномочий по изменению ни одного из этих документов.
В качестве законопроекта идет обсуждение о возможном снижении платы за обращение с отходами при раздельном сборе ТКО, но пока этот механизм не утвержден.
- Будут ли льготы по оплате услуги по сбору и вывозу мусора? Куда обращаться, чтобы их получить?
Услуга по сбору, вывозу и утилизации ТКО с 1 июля 2018 года относится к коммунальным услугам. Соответственно на нее распространяются все льготы, которые предоставляются по остальным коммунальным услугам. Для получения компенсации необходимо обратиться в отдел социальной защиты населения по месту жительства. При этом есть важный нюанс: компенсация предоставляется только при условии отсутствия долга за жилищно-коммунальные услуги.
- Кто обязан заключать договор с Региональным оператором?
Такой договор должен быть заключен всеми юридическими лицами, владельцами частных домов, собственниками помещений в МКД. Если жители МКД приняли решение о переходе на прямые договора с региональным оператором и предоставили протокол о таком решении, договор считается заключенным со всеми жителями, в противном случае, договор заключает Управляющая компания. Для собственников помещений в многоквартирных домах договор на оказание услуги по обращению с ТКО, в соответствии с законодательством, является публичной офертой. То есть оформление договора в письменном виде не является обязательным. Собственники частных домов должны сами заключить договор на обращение с ТКО с региональным оператором и платить ему напрямую по выставленным квитанциям.
Форма договора размещена на официальном сайте ООО «Экотек» в сети Интернет Отказаться от заключения договора нельзя.
- Почему Региональный оператор не вывозит строительные и прочие отходы?
Организация вывоза строительных отходов это ответственность собственника. Он сам должен позаботиться не только о том, кто ему квартиру отремонтирует, но и о том, кто его отходы потом вывезет для должной утилизации. Данная норма закона не нова, просто
управляющие компании приучили людей к тому, что они вывозили с контейнерной площадки все отходы, включая строительные. В норматив накопления отходов и соответственно в плату за услугу по обращению с отходами строительный мусор не входит. Значит, если УК его вывезет, то выставит на дом дополнительный счет. Если собственники готовы оплачивать вывоз строительных отходов за нерадивого соседа, то пусть оплачивают. Если хотят сэкономить средства на счету дома, то надо помогать УК выявлять собственника строительных отходов и добиваться того, чтобы он сам организовал их вывоз и передачу на утилизацию.
- Кто обязан наводить порядок на контейнерной площадке?
В соответствии с требованиями закона за санитарное содержание площадки для накопления отходов отвечает ее собственник. Если контейнерная площадка установлена рядом с многоквартирным домом, то ответственность в зависимости от выбранной собственниками формы управления лежит на управляющей организации или на товариществе собственников недвижимости. Ответственность регионального оператора возникает с момента погрузки мусора в мусоровоз.
Должен ли собственник частного дома платить за вывоз отходов, если его у него их нет, потому что он мусор сжигает или закапывает на своем участке?
Для собственников жилых домов заключение договоров на услуги по обращению с ТКО обязательно. Исключение может быть сделано только в том случае, если место, где закапываются отходы, соответствует всем санитарным требованиям и нормам, что в условиях частного домовладения выполнить невозможно. Сжигать отходы без специального оборудования, которое очищает выбросы, запрещено. Плюс для обращения с отходами I-IV классов опасности требуется наличие лицензии. За нарушение всех этих правил могут штрафовать собственника дома или земельного участка. Поэтому проще всего будет все-таки заключить договор с РО.
Будет ли региональный оператор нести ответственность за чистку дорог в зимний период в частном секторе, ведь иначе не проехать до мест накопления отходов для их вывоза?
Расчистку дорог в частном секторе в зимний период обязаны организовать органы местного самоуправления муниципального образования. СТОСы или уличные комитеты могут оказать в этом деле большую помощь. Региональный оператор, как, впрочем, пожарная дружина или скорая помощь, расчисткой дорог частного сектора от снега не занимается.
Одна из задач регионального оператора - борьба с несанкционированными свалками. Эта работа тоже «сидит» в тарифе на обращение с отходами?
Региональный оператор обязан реагировать на обращения, поступавшие в его адрес по несанкционированным свалкам: выехать на место, составить акт, произвести фотофиксацию нарушения, определить координаты этого места и направить уведомление с требованием ликвидировать скопление отходов собственнику земельного участка, на котором оно обнаружено. Если собственник в течение 30 дней не ликвидирует свалку собственными силами, то обязан ее убрать региональный оператор с последующим взысканием в судебном порядке
понесенных расходов.
- Куда обращаться, если в квитанции об оплате указано большее число проживающих, чем есть на самом деле?
Если плата за вывоз и утилизацию ТКО начислена неправильно, то вы можете обратиться в районное отделение регионального оператора ООО «Экотек» в своем городе или позвонить по многоканальному телефону 8-800-550-52-42.
Для корректировки необходимо предоставить соответствующие подтверждающие документы. Например, если в квартире прописан один человек, а плата выставлена за двух, то нужно предоставить справку из МФЦ о количестве прописанных (поквартирная
карточка).
- К кому обращаться по вопросам невывоза, некачественного вывоза ТКО?
В этом случае можно обратиться в свою управляющую организацию или напрямую в РО по телефону 8-800-550-5242 (многоканальный телефон операторов).
Способы обратной связи с ООО «Экотек»:
Телефон: 8-800-550-52-42
Адрес электронной почты: [email protected]
Отделения Абонентской службы ООО «Экотек»:
г. Прокопьевск, ул.Есенина, 48, 1 этаж
В начале 2016 году в квитанциях об оплате содержания жилья появился новый пункт о вывозе твердых коммунальных отходов.
Что же означает это понятие?
Твердые коммунальные или, как их еще называют, бытовые отходы включают довольно широкий перечень: отходы жилых и производственных, торговых и общественных помещений, опавшая листва, остатки ремонтных материалов, отходы с дворовых территорий, испорченные продукты питания.
Другими словами, к ним можно отнести все, что попадает в мусорные контейнеры возле многоэтажек.
Твердые коммунальные отходы также различаются по способу переработки и обращения с ними, источнику возникновения, уровню опасности, составу и другим признакам.
Однако, не все можно выбрасывать в баки во дворе. В законе указаны правила обращения и четкого разделения коммунальных отходов.
Можно выбрасывать в мусорные контейнеры:
- древесные и растительные отходы;
- мелкий мусор, собранный дворниками (пыль, окурки и другое);
- пищевые отходы и испорченные продукты питания;
- вещи из текстиля
- материалы, используемые для упаковки (картон), ненужная бумага и газеты.
Нельзя выбрасывать в мусорные контейнеры:
- крупногабаритные отходы после ремонта;
- жидкие и масляные средства;
- фекалии домашних животных;
- просроченные лекарства и другие фармацевтические отходы;
- токсичные вещества.
Весь этот мусор необходимо вывозить в индивидуальном порядке с помощью специальных служб. Особенно это важно для коммунальных отходов, опасных для здоровья, таких как разбитые лампочки и использованные энергосберегающие лампы.
Необходимо знать основные правила обращения с ними.
В таких вещах содержится ртуть, которая даже в небольших количествах губительно сказывается на здоровье людей.
Большинство из нас не задумывается о последствиях, которые возможны из-за нарушений правила обращения с коммунальными отходами. Мусор может пролежать в контейнерах несколько дней и стать причиной неприятных последствий: заражения (в случае органических отходов), отравления (ртуть) и возможного возгорания.
Правила обращения важно соблюдать и научить этому своих детей. Ведь от того, насколько серьезно вы к ним отнесетесь, зависит здоровье окружающих и непосредственно вашей семьи, а также экологическая ситуация в целом.
Небольшие неудобства по вызову специальных служб не идут ни в какие сравнения с опасностью, которой подвергаются невинные люди.
Поправки в законе о накоплении коммунальных отходов
Недавно в правовой акт накопления твердых коммунальных отходов внесено несколько существенных поправок.
- Отменено разграничение между мусором от производства и жилых зон.
- Прописана организация единой системы контроля за утилизацией всех отходов.
- Определён новый расчет оплаты за вывоз домового мусора.
- Введены нормативы накопления мусора на одного жителя квартиры или целиком с торгового помещения в расчете на площадь.
- Для решения всех организационных вопросов в регионах назначается оператор ТКО. Его назначением занимаются органы администрации (проводится конкурсный отбор). Главные требования: наличие исправного транспорта для осуществления вывоза отходов и разрешение на данную деятельность Роспотребнадзора.
В течение прошлого года проводились разнообразные тестирования, в результате которых были разработаны и посчитаны нормативы накопления твердых отходов. Именно это и отображает новая графа в платежной квитанции по содержанию жилья.
Определение нормативов накопления коммунальных отходов
Новая инструкция четко определила нормативы для каждой категории лиц, на которых распространяются правила обращения.
К ним относятся:
- собственники жилых помещений;
- владельцы прилегающих территорий;
- индивидуальные предприниматели, арендующие производственные помещения.
Нормативы определяются с помощью специальных замеров раз в сезон, проводимых оператором ТКО. Для этого выбирают жилой район, в котором сосредоточено не менее 2% общего населения для небольших городов, 1% — для крупных и 0,5% для городов-миллионников.
Для проведения таких замеров используют специальное оборудование – особые контейнеры и большие полиэтиленовые пакеты. Четко отслеживается разделение твердых отходов всех трех категорий, и исключается возможность смешивания. После проведения таких работ должен быть составлен отчет об отходах для каждого дня.
Следующий шаг – расчет по специально выведенным формулам дополнительных коэффициентов:
- средний посуточный норматив;
- средний количественный норматив для каждого сезона;
- годовой норматив (посуточный умножить на количество дней в году);
- среднемесячный норматив.
После того, как экспериментальные контейнеры заполнены, проводится измерение массы и объема отходов.
Для этого выполняется ряд действий.
- Выравнивание всех отходов.
- С помощью специальной линейки проводится замер объема собранных отходов. Измерение происходит сверху вниз, а длина линейки составляет полтора метра.
- Для измерения массы используют динамометр, а затем от полученного значения отнимают массу пустого бака.
- Если вес мусора составляет менее 10 кг, его могут взвешивать на погрузочном автомобиле.
Все полученные результаты вносятся в специальную таблицу, после чего выводится среднее значения по всем видам твердых отходов отдельно (жилые, придомовые, производственные).
Оператор ТКО является предпринимателем, который несет юридическую ответственность за все произведенные расчеты и ведет дальнейшую работу с ними.
От чего зависят нормы
Простым жильцам многоквартирных домов наверняка интересно, от чего же зависят приведенные в квитанциях нормы, почему они неодинаковы для всех?
На них влияют следующие факторы:
- уровень благоустроенности жилого помещения (наличие системы центрального отопления, канализации и т.д.);
- наличие контейнеров для отдельного сбора различных видов мусора (пластика, бумаги и т.д.). (в таком случае масса ТКО значительно меньше);
- погодные условия (например, в северных регионах нашей страны значительно увеличен срок отопительного сезона);
- присутствие на придомовой территории зеленых посадок.
Для точного составления нормативов используют данные из благоустроенных и неблагоустроенных районов. Большое значение имеет способ отопления жилья.
После полного исследования, на каждый вид помещений составляют санитарный паспорт, в котором, в обязательном порядке, указано количество человек, проживающих в многоэтажке, (для предпринимателей — мест в кафе или ресторане); уровень благоустройства и ухоженности прилегающей территории (наличия работ по озеленению и тротуарных дорожек).
Если имеет место раздельный сбор мусора, указывают данные по его измерению.
Нормативы ТКО на каждого человека
Для единых расчетов в пределах целой страны создана специальная инструкция, в которой прописаны примерные нормы накопления для каждого потребителя.
Они бывают:
- среднесуточные за год;
- среднесуточные за сезон;
- среднегодовые.
Они рассчитываются с учетом плотности населения.
- благоустроенное жилье (есть центральное отопление, проведен газ и водоснабжение, сбор отходов осуществляется раздельным способом);
- неблагоустроенное жилье (печное отопление, отсутствие постоянного водоснабжения и канализации, сбор отходов не осуществляется, отдельно выделяют частные дома);
- жидкие отходы (отдельной строкой идут отходы, скапливающиеся в подвалах и выгребных ямах).
Конечное решение о размере нормативов накопления твердых коммунальных отходов принимают органы местного самоуправления. Их поправка происходит через каждые 5 лет.
Временные нормативы
Такие нормативы действительны для индивидуальных предпринимателей на то время, пока оператор ТКО проводит измерения и рассчитывает постоянные показатели.
В основе расчета временных нормативов лежит род занятий каждой конкретной организации. Обычно используют среднее значение количества мусора. По инструкции, временные нормативы должны корректироваться раз в год.
Для каждого вида деятельности установлен свой коэффициент. Чтобы рассчитать число накоплений отходов, его умножают на имеющиеся нормативы и количество рабочих дней.
Сейчас средними временными нормативами пользуется множество направлений индивидуального бизнеса: магазины (хозяйственные, продуктовые, промтоваров), лотки и торговые палатки, транспортные конторы, различные предприятия сферы услуг.
В расчет временных нормативов не входят крупногабаритные отходы. Если такие отходы появились, они включаются в расчеты и умножаются на коэффициент 1,5. Для крупных городов нормы накопления твердых отходов от производства, как минимум, в 2 раза меньше, чем от жилых зон.
Новые нормативы. Нужны ли они?
Принятый закон по обращению с коммунальными отходами направлен, в первую очередь, на сохранение благоприятной экологической обстановки в местах проживания большого количества людей. Кроме того, ведется подсчет реальных показателей накопления твердых отходов на производстве.
Принятые меры помогут:
- увеличить количество предприятий, занимающихся утилизацией твердых отходов;
- наладить безопасное захоронение опасного мусора и правильное обращение с ним;
- построить новые заводы для переработки некоторых видов отходов;
- уничтожить незаконные свалки и привлечь к уголовной ответственности лиц, ответственных за их создание.
В инструкциях к закону по обращению с твердыми отходами четко прописаны меры по утилизации для производственных предприятий. Теперь специальные организации, ответственные за уничтожение отходов, не смогут отказать им в приеме мусора. Соответственно надобность в несанкционированных свалках пропадет.
Новые правила обращения с коммунальными отходами в условиях тяжелой экологической обстановки, как нельзя кстати. Их соблюдение, как обычными собственниками жилых помещений, так и производственными компаниями обеспечит чистоту и порядок в каждом городе.