НОД в старшей группе «Грибы. Занятие по экологии грибная сказка старшая группа
Конспект занятия по ОО «Художественно-эстетическому развитию».
Рисование в старшей группе. Тема: «ГРИБЫ».
Материалы
.
гуашь,простые карандаши, ластик, альбомные листы для рисования, трафареты.
Задачи/Программное содержание
Учить рисовать мухомор из составляющих его частей (ножка, шляпка).
Уточнить представление детей о строении грибов: общие и отличительные черты. Развивать интерес к познанию окружающего мира, познакомить со съедобными и ядовитыми.
Предварительная работа
Рассмотреть картинки с изображением грибов, побеседовать о съедобных и ядовитых, назвать их.
Рассмотреть особенность внешнего вида белого гриба, подосиновика, лисички.
Основная часть
Беседа по теме
Воспитатель говорит детям, что к ним в гости сегодня пришёл старичок Лесовичок (вносит куклу и корзинку с муляжами). Лесовичок рассказывает о лесной школе «Кладовая знаний», в которой учатся звери. И вот завтра они придут на урок, и Лесовичок будет рассказывать им про грибы. Много разных грибов он нашёл в лесу.
Воспитатель предлагает детям помочь Лесовичку и нарисовать грибы, чтобы он смог взять их рисунки в лесную школу и рассказать зверям.
Педагог предлагает детям поговорить о грибах и показать Лесовичку, что они тоже много знают о них (показывает изображения грибов и задает вопросы о том, как они называются, какого цвета шляпки у подосиновика, подберёзовика, боровика, мухомора).
Загадывает загадки про мухомор, чтобы Лесовичок тоже загадал их в своей школе.
Этот гриб в лесу растёт
Не клади его ты в рот!
Он совсем несладкий,
Крапинки на шляпке,
Красный, будто помидор,
Несъедобный … (мухомор
).
У него шапочка в горошек!
Растёт грибок этот в лесу,
Но домой его не принесу!
Он на расправу слишком скор,
Гриб ядовитый … (мухомор
).
Воспитатель задаёт вопрос о том, почему нельзя собирать мухоморы.
Педагог говорит детям, что сейчас они будут рисоватьгрибы, но сначала поиграют в игру, чтобы ещё раз запомнить все виды.
Игра «Съедобное — несъедобное»
Объяснение схемы рисования.
ФГимнастика «В лес за грибами»
Все зверушки на опушке (дети идут по кругу, взявшись за руки)
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали, (дети прыгают)
Рыжики срывали. (срывают их)
Лисичка бежала,
Лисички собирала. (дети бегут по кругу и собирают их)
Скакали зайчатки,
Искали опятки. (дети прыгают, собирают опята)
Медведь проходил, (дети идут как мишка вразвалку)
Мухомор раздавил. (дети топают правой ногой) изкультминутка
Заключительная часть (подведение итогов)
Давайте ещё раз Лесовичку скажем, какие можно собирать, а какие нет. Как они называются?
Рассматривают, выбирают лучшие и отдают Лесовичку.
Фотогалерея: картинки съедобных грибов для показа детям
Конспект занятия
по лексической теме
«Грибы»
в старшей группе компенсирующей направленности с ОНР
Подготовила и провела:
воспитатель: Кузнецова Л.А.
МБДОУ д/с № 122 «Лучистый»
г.Брянск
2016 г.
Тема: «Грибы».
Цель: 1.Уточнить знания детей о грибах.
2.Расширить и активизировать словарь по теме.
3.Познакомить детей со строением гриба.
4.Учить детей подбирать слова – родственники к слову «гриб».
5.Развивать зрительное внимание и логическое мышление.
6.Заучивать короткие стихи о грибах.
7.Работать над образованием сложных слов «подберёзовик, подосиновик».
8. Развивать тонкую моторику рук
Оборудование: предметные картинки грибов, деревьев, игрушечная лиса, игрушечный ёж, разрезные картинки грибы.
Ход занятия
1.Оргмомент.
- Сядет тот, кто скажет, какой это листок.
Дети: Это красный осиновый листок. (Жёлтый рябиновый листок и т.д.)
- В какое время года листья бывают разноцветными?
2.Сообщение темы занятия.
Отгадывание загадки:
Стоит Антошка на одной ножке,
Его ищут, а он не откликается. (Гриб).
- Сегодня будем говорить об осеннем богатстве леса – грибах.
- Какие грибы вы знаете?
3.Изучение строения гриба. Беседа о бережном отношении к лесному богатству.
а). Рассматривание картинок и выбор той, где растут грибы.
б). Рассматривание грибов и определение, чем они похожи. (Называние частей грибов).
в). Как называется человек, который пошёл в лес за грибами? (Грибник).
Собирание грибов называют «тихой охотой», потому, что их надобно отыскать. Для этого нужно знать, где каждый гриб растёт.
Беседа о сборе грибов.
4.Физминутка:
Принесу грибы в корзинке
Буду их перебирать.
Листья, рыжие хвоинки
Стану с шапочек снимать.
Принесу грибы в корзинке
Буду их перебирать.
Словно на лесной тропинке
Побываю я опять.
5.Развитие зрительного внимания, логического мышления.
Игра: «Четвёртый лишний».
(Боровик, берёза, подберёзовик, подосиновик).
6.Образование сложных слов «подосиновик», «подберёзовик».
Объяснение названий грибов.
В гости приходит ёж.
Ёж лениться не привык
Он ведь опытный грибник.
На иголках тащит целый
Подосиновик и белый.
Ёж знает, где в лесу можно найти грибы.
7.Развитие тонкой моторики рук.
Собирание разрезных картинок «Грибы»
8.Подбор родственных слов к слову гриб.
(Гриб – грибок, грибной, грибник, грибница).
9.Заучивание стихов.
На пеньке растут опята
Их собрать должны ребята.
Вот гриб – боровик
Он к почёту привык.
Как полковник важный он
Всякий ему отдаст поклон.
10.Итог.
Приложенные файлы
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Собираем грибы и ягоды»
Тема: Собираем грибы и ягоды
Цель: развитие познавательных интересов.
1. Дать понятие о речи, предложении, слове, букве и звуке.
2. Обобщить знания детей о форме и размере предметов
3. Учить детей составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ.
4. Учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
5. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
6. Развивать память, мышление через игры и упражнения.
7. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и окружающей среде.
Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ;
Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения,
Практические: дидактические игры и упражнения.
Материал:
Картинки с ягодами и грибами, большие нарисованные корзины (2)
Сюжетные картинки для составления рассказов
Картинки грибов и ягод для раскрашивания.
Ход занятия
Ребята! Посмотрите, сколько нас сегодня много на занятии. Давайте мы с вами подарим улыбки друг другу. Повернитесь к своему соседу и улыбнитесь, как кот на солнце. А теперь посмотрите на меня и улыбнитесь, как хитрая лиса. А сейчас улыбнитесь, как будто вам подарили маленького щенка, улыбнитесь от всей души!
А сейчас, я загадаю вам загадку, а вы должны догадаться о каком времени года говорится в ней:
«Несу я урожай, поля вновь засеваю
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю». (Осень)
На прошлом занятии мы с вами говорили о признаках осени, давайте вспомним их и перечислим.
Осень приходит не только в города, но и в леса.
Поднимите руки, кто из вас когда-нибудь был в осеннем лесу. Попробуйте рассказать, что вы там видели.
Давайте сегодня представим, что мы едем в лес. Встаньте из-за столов. Повторяйте движения за мной.
В лес отправимся гулять,
Будем весело шагать. (Дети маршируют)
По тропиночке пойдем
Друг за дружкою гуськом. (Ходят «змейкой» между «кочками»)
На носочки встали и к лесу побежали (Бегут на носках)
Ноги выше поднимаем, (Ходят высоким шагом, перешагивая через «кочки») .
На кочки мы не наступаем.
И снова по дорожке
Мы весело шагаем (Маршируют)
ребята, а где это мы с вами оказались? А какое сейчас время года? »
Ребята, давайте расскажем какая бывает погода осенью?
Дети: Осенью дует ветер – значит погода осенью какая – ветреная.
Осенью часто идет дождь – значит погода осенью дождливая.
Солнце прячется за облаками – значит погода облачная (пасмурная) .
Давайте посмотрим на картинку. Осенью холодает, что мы надеваем и обуваем?
Распределим это предметы по группам (одежда, обувь, головные уборы)
Ребята, осенью мы собираем урожай, что изображено на этой картинке?
Назовите одним словом: чернику, малину, вишню.
Назовите одним словом: баклажаны, лук, помидоры, чеснок, перец, .
Назовите одним словом: бананы, яблоки, груша.
Раз, два, три, четыре, пять! (Ритмично сжимают и разжимают пальцы)
Будем мы грибы искать.
Первый гриб – боровик
Полезай в лукошко! (Массируют фалангу большого пальца от ногтя к основанию пальца)
Подосиновик стоит
На высокой ножке (Указательный палец)
Подберезовик нашли
Под березой прямо (Средний палец)
А масленок прячется,
Вот какой упрямый! (Безымянный палец)
На пеньке нашли опят
Целый маленький отряд (Мизинец)
Полную корзинку
Набрали мы грибов. (Переплетают пальцы, сделав «корзинку»)
Принесем почистим (Потирают ладони друг о друга)
Сварим (Делают круговые движения указательным пальцем по ладони другой руки)
Суп готов! (Вытягивают руки вперед)
«Соберем в корзинки грибы и ягоды».
А это что за гриб?
Он в лесу стоял,
Никто ею не брал.
В красной шапке модной,
Никуда не годный». (Мухомор.)
Красивый этот гриб?
Это съедобный или несъедобный гриб? Можно его трогать?
Какие вы – молодцы! Давайте еще поиграем?
«Осенний ветерок»
Встаньте прямо, положите листочки на ладонь, поднесите ладонь к губам, немного отодвиньте ее от лица. Сейчас вы будете дуть на листочки, чтобы они закружились и воздухе. Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек
Листопад, листопад, листья желтые летят…
А теперь давайте подумаем, что такое речь. (ответы детей, если дети затрудняются педагог рассказывает о том, что всё, что говорят люди друг другу или пишут – это речь. Она бывает устная и письменная.
Как вы думаете, что такое устная речь (Когда говорят)
А что такое письменная речь (когда пишут) .
Речь состоит из предложений. Предложения выражают законченные мысли. Бывают коротенькие предложения, например, Наступила осень. Бывают предложения подлиннее, например, И вот наступила долгожданная золотая осень. Чем отличаются друг от друга эти предложения? (Короткое и длинное). Ну в этих предложениях мысль закончена, мы понимаем, что говорится об осени, которая наступила.
Давайте попробуем составить предложения. Например, о школе. Я начну, а вы продолжайте.
Осенью мы … (пойдём в школу) .
Там нас встретит … (учительница) .
Мы с вами составляли предложения, для этого использовали слова. Слова могут обозначать предмет, например, стол, стул, доска, тетрадь, книга. Оглянитесь вокруг и назовите слова, которые обозначают предмет (ответы детей) .
Слова могут обозначать действие, например, я что сейчас делаю? (хлопки в ладоши) – Я хлопаю. Что я сейчас сделала? (пошла). А сейчас я что сделала? (села). Придумайте свои слова, которые обозначают действие. (ответы детей).
Все слова можно сказать и написать, для этого используются буквы и звуки. Когда мы пишем, мы используем буквы, когда говорим, используются звуки.
Давайте посмотрим на доску. Что вы видите?
В корзинках разложены ягоды и грибы. Давайте попробуем составить предложения про грибы и ягоды. Начинать предложения будем все одинаково. Вот так: Я положу в корзину гриб, а вы будете добавлять название гриба. Я положу в корзину ягоду (Составление предложений)
У вас на столах есть рисунки ягод и грибов, выберите рисунок, который больше всего вам понравился и раскрасьте его.
(дети раскрашивают) .
Второй рисунок заберите домой и раскрасьте его дома.
Итог. Что мы видели? Кого мы встретили? Что нового узнали?
В какие игры играли? А какие грибы вы еще знаете?
А какие ягоды? Это лесные или садовые ягоды?
Ребята, а посмотрите что там в корзиночке по ёлочкой лежит?
Шоколадные грибочки! Давайте скорее возьмём их и скажем осеннему лесу «Спасибо! ».
Конспект НОД для детей старшей группы на тему: Грибы
НОД "ГРИБЫ-ГРИБОЧКИ"
Цели: познакомить с внешним видом и особенностями съедобных и несъедобных грибов
Задачи:
Ознакомление детей с разными видами грибов.
Воспитание бережного отношения к природе.
Развитие речи дошкольников, кругозора, познавательного интереса.
Материалы: картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов, картинка «Лес» на ватмане, клей, ножницы,краски, кисти, вырезанные из бумаги части маленьких и больших грибов: шляпки, ножки; проектор.
Ход НОД:
Беседа о грибах
Летом бывает не только много ягод, но и много грибов. Какие грибы вы знаете? (Воспитатель показывает изображения грибов: подберезовика, подосиновика, белого, лисички, опят) (слайд 1)
Белый гриб, боровик. Благородный представитель своего вида. Обладатель очень толстой, мясистой светлой ножки и шляпки. (слайд 2)
Лисички. Необычные рыжие грибы, у которых ножка плавно переходит в шляпку с волнистым краем. (Слайд 3)
Из чего состоит гриб?(Дети называют: шляпка, ножка) Вы все верно назвали, а еще у грибочков есть грибница. (слайд 4)
Физминутка
Солнечным погожим днем
Мы с друзьями в лес идем.
Мы с собой несем корзинки.
Вот хорошая тропинка! (Ходьба на месте)
Собираем землянику,
Ищем вкусную чернику,
Голубику, костянику,
Кисловатую бруснику. (Наклоны вперед)
А вкруг полно малины.
Пройти мимо не могли мы.
Собираем по кустам.
Здесь отличные места! (Повороты влево-вправо)
Снова мы идем по лесу. (Ходьба на месте)
А вокруг – так интересно! (Потягивания – руки в стороны)
Отдохнуть пора, дружок.
Мы присядем на пенек. (Дети присаживаются на корточки)
Ребята, а какие бывают грибы? (Съедобные/несъедобные) (слайд 5)
А какие животные питаются грибами? (Белка, еж, дикий кабан, лось, сорока). (Слайд 6)
А где чаще всего в лесу можно встретить гриб? Конечно же, под деревом. Не даром многие грибы получили свои названия от названий своих лучших друзей - деревьев, под которыми они растут (под-осиновик, под-березовик). А чем объясняется такое соседство? Как раз тем, что грибы не могут обеспечить себя всеми нужными веществами, как это делают растения. Поэтому многие из них стараются дружить с деревьями, чтобы через их корни получать те продукты, которых им не хватает.(Слайд 7)
Игра «Собери гриб»
Воспитатель показывает шляпку и ножку гриба, вырезанного из бумаги, и соединяет их. Затем предлагает детям части маленьких и больших грибов, и объявлеят задание: соотнести детали по размеру и приклеить их на ватман. (Дети совместно с воспитателем создают аппликацию «Лес»).
Ознакомление с несъедобными грибами
Детям демонстрируются картинки с изображением бледной поганки и мухомора. Воспитатель объясняет их отличие от съедобных грибов.
(Слайд 8) Самый известный несъедобный гриб – мухомор. Рассуждаем, откуда могло произойти это название. Мухомор очень опасен для различных насекомых, и наши предки раскладывали его грибы на окнах, чтобы в дом не залетали мухи.
(Слайд 9)
Бледная поганка. Рассматриваем ее изображение, ищем отличительные черты. Самые наблюдательные смогут отметить:
белый цвет пластинок под шапкой;
наличие специфического мешочка у основания ножки гриба.
Мякоть бледной поганки на срезе всегда остается бледной, за что этот гриб и получил свое название.
Задание: Найдите на картинках с грибами только съедобные грибы.
Игра «Какой гриб лишний?»(слайд 10)
Задание: из четырех изображенных грибов дети выбирают лишний и объясняют почему.
Закрепление (слайд 11)
Про грибы
Если шляпка красная,
Много белых точек,
Значит, дело ясное –
Ядовит грибочек!
Мы его не станем брать,
Чтоб не отравиться.
Эту красочную рать
Надо сторониться.
Если неказист на вид,
Прячется умело,
Это самый вкусный гриб
Под названьем «белый»!
Осторожно его срежь,
Положи в корзину,
Маринуй, соли и ешь
До весны, всю зиму!
А на стареньком пенёчке,
И особенно в тенёчке,
Аж семьёй растут грибочки –
Дружно, как солдаты,
Тянутся опята.
В ельнике – маслята.
Те неприхотливые,
Шапочки сопливые.
Вроде некрасивые,
Но пожаришь – классно!
С этими всё ясно.
Есть ещё грибочек – груздь,
Из души прогонит грусть.
Он по виду, как воронка,
Беленький по цвету,
Часто прячется в сторонку
От дневного света.
Груздь солёный – это что-то!
Всех грибов вкуснее!
До чего ж грибов охота,
В лес пойдём скорее!
(Елена Долгих)
Подвижная игра «Ежик и грибы»
Из числа играющих детей выбирается Ежик. Детям дают названия грибов. Ведущий спрашивает у Ежика:
За чем пришел?
За грибом.
За каким?
Еж называет гриб. Гриб выбегает. Еж его ловит. Если названного гриба нет, то ведущий прогоняет ежа. Игра продолжается до тех пор, пока еж не соберет все грибы.
Конспект занятия в старшей группе по теме: « Грибная карусель»
цели:
Закрепление представлений о лесе и растениях, произрастающих в лесу. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме « Грибы» (лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберезовик, ли-сичка, мухомор, опенок, сыроежка, собирать, заготавливать, пря-таться, висеть, ядовитый, съедобный, ароматный, мягкий, гладкий). Совершенствование грамматического строя речи, учить составлять описательные рассказы; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в подборе слов-антонимов; закрепить употребление предлогов;
Развитие зрительного вни-мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри-ятия, памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики, ко-ординации речи с движением
Задачи: Формировать навыки сотрудничества, взаипонимания,
доброжелательности, само-стоятельности, инициативности,
ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование : Наборное полотно, картинки с изображением осенних примет, корзинка с плоскостными изображениями грибов, плоскостные изображения корзинок, картинки с изображением грибов, тетради, цветные карандаши.
I. Организационный момент
1. Воспитатель раздает детям по одной картинке с изображением осени.
Сядет тот, кто назовет осеннюю примету.
2. Основная часть. 2. Чтение стихотворения:
«Чух-чух-чух»,
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз пыхтит, —
«Тороплюсь», — гудит:
3. Дидактическая игра «Сбор грибов»
Дети «приезжают» в лес.
— Какое сейчас время года?
Какой месяц?
Какой сегодня день?
Какая погода?
Сколько много грибов в лесу, давайте их соберем.
Дети собирают грибы (по очереди снимают грибы с ковролина)
4. Рассказ Воспитателя о грибах.
Грибы растут в лесу: на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. У грибов есть шляпка и ножка. Грибы бывают съедобные и несъедобные (ядовитые). Что значит «съедобные»?
БЕЛЫЙ ГРИБ — шляпка коричневая, круглая, ножка тол-стая.
В глухом бору стоять привык
На толстой крепкой ножке я.
Найти попробуйте меня.
ПОДБЕРЕЗОВИК — растет в основном под березой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого цвета.
Подберезовик хорош.
На опавший лист похож.
ПОДОСИНОВИК — с красной шляпой, ножка высокая.
В красной шляпке, словно гном,
Я под осиной выбрал дом.
ЛИСИЧКИ — желтого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая.
Лисички рассыпались
Желтою стайкой,
Как будто погнались
За солнечным зайкой.
ОПЯТА — грибы светло-коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком», растут «семьями».
Опята букетом
Стоят на пеньке.
Найдется им место
В твоем кузовке.
СЫРОЕЖКИ — шляпки могут быть красного, желтого, зеле-ного и других цветов, ножки белые, грибы хрупкие.
В шляпках модных, симпатичных,
Яркий праздничный наряд…
Сыроежками нас кличут,
Но сырыми не едят.
МУХОМОР — самый распространенный ядовитый гриб. Ножка длинная, есть белый воротничок. Шляпка красная, круглая, в белую крапинку.
Возле леса на опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый мухомор.
Шляпка красная, в горошек,
Воротник на тонкой ножке.
Этот гриб красив на вид,
Но опасен, ядовит.
БЛЕДНАЯ ПОГАНКА — смертельно ядовитый гриб. Ножка длинная, у корня находится мешочек, из которого гриб растет, воротничок, шляпка круглая, неровная, по цвету бледная.
Я не привыкла нравиться,
Кто съест меня — отравится.
5. Физкультминутка «За грибами»
Все зверушки на опушке Идут по кругу, взявшись за руки.
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали, Скачут вприсядку,
Рыжики срывали. Срывают «грибы».
Лисичка бежала, Бегут, собирают «грибы».
Лисички собирала.
Скакали зайчатки, Скачут, срывают «грибы»
Искали опятки.
Медведь проходил, Идут вразвалку,
Мухомор раздавил. топают правой ногой.
6. Упражнение «Что за гриб?»
Как называется этот гриб?
— Где он растет?
Под каким деревом?
Срежем откуда?
Положим куда?
7. Игра с мячом «Большой - маленький»
В лесу растут большие грибы и маленькие.
Большой мухомор — маленький мухоморчик
белый гриб - беленький грибок сыроежка — сыроежечка
подберёзовик - подберезовичек поганка — поганочка
подосиновик — подосиновичек
8. Игра «Сколько грибов собрали?»
В лесу много…
Мы собрали много … ? (Подосиновиков, опят, сыроежек и т.д.)
В корзинку не положили…?
9. Пальчиковая гимнастика «Грибы»
Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,
Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
10. Упражнение «Четвертый лишний»
Воспитатель выставляет на наборное полотно три картинки с изображением грибов и одну картинку с изображением ягоды. Предлагает назвать детям что лишнее и почему.
11. Работа в тетрадях (раскрашивание грибов)
12. «Доскажи словечко
Возле леса на опушке, Вдоль лесных дорожек
Украшая темный бор, Много белых ножек.
Вырос пестрый, как петрушка, В шляпках разноцветных,
Ядовитый… Мухомор Издали заметных.
Собирай, не мешкай,
Посмотрите-ка, ребятки: Это…
Тут лисички, там - опятки.
Ну, а это на полянке,
Ядовитые…паганки
III. Окончание занятия
Воспитатель предлагает детям вспомнить, чем они занимались, что им было интересно делать. Затем он оценивает работу детей.