Развитие речи по теме птицы. Конспект занятия по развитию речи «Поможем птицам вместе
Конспект занятия по развитию речи
«Птицы весной»
План-конспект занятия.
Тема: «Птицы весной».
Цель занятия:
Закрепить название весенних месяцев и признаков природы.
Различать и называть птиц, используя в ответе «перелетные птицы».
Учить загадывать и отгадывать загадки.
Основная задача: учить образовывать новые слова
Прилагательные и существительные
Сложные слова из двух простых
Закреплять названия детенышей птиц
Называть домики птиц.
Пересказ с элементами драматизации сказки «Где мой домик?».
Речевой материал:
Существительные:
Птица, ворон, сорока, голубь, дятел, ласточка, скворец, воробей, грач, соловей, жаворонок, кукушка, стая, дупло, голубятня, скворечник.
Прилагательные:
Воробьиный, воронье, снегириная, утиная, гусиная, воронья, журавлиная, красногрудая, белобокая, длиннохвостая, сладкоголосая.
Глаголы:
Полететь, свить, покаркать.
Организационный момент: (звучат в грамзаписи голоса птиц, дать послушать).
Учитель: Послушай загадку. О каком она времени года? Она приходит с ласкою и со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнет, В лесу подснежник расцветет. (Весна)
Учитель:
Назови приметы весны (назвали)
Какие птицы прилетают весной?
Как одним словом назвать птиц, которые осенью улетают, а весной возвращаются?
Какие загадки ты знаете о птицах?
(Диана загадывает загадки, а учитель выставляет картинки с изображением птиц)
Как называется большая группа птиц? (стая)
Как будет называться стая воробьев, снегирей, ворон, уток, журавлей, гусей?
4 часть: Игра : «скажи правильно». Учитель спрашивает:
Если у птицы красная грудка, она какая? (красногрудая)
Если у птицы длинный хвост? (длиннохвостая)
Про какую птицу говорят длиннохвостая? (сорока)
Если у птицы черная голова? (черноголовая)
Если у птицы белый бок? (белобокая)
Если у птицы «сладкий голос» (сладкоголосая - соловей)
Физкультминутка «птицы»
Птицы в гнездышках сидят и по сторонам глядят
Погулять птенцы хотят, из гнезда они летят.
На березку птички сели, головою повертели
И обратно улетели.
Налетались, утомились, в свои гнезда возвратились.
5 часть: Игра: «зашифрованное слово»
Учитель обращает внимание детей на пособие «дерево. На этом дереве скрываются птицы, а какие вы узнаете, если прочитаете слоги и поменяете их местами.
(читает слоги, а из слогов образует слова: голуби, дятел, скворец, воробей)
Назови домики, в которых живут эти птицы.
Голуби - в голубятне; Скворец – в скворечнике;
Дятел - в дупле; Воробей - в гнезде.
Динамическая пауза.
Учитель: Диана, весной у птиц появляются птенцы, они любопытные и непослушные, как и все дети.
Стихотворение «птичка»
Учитель: как называются птенцы у скворца?
Диана: Скворчата
Учитель: Как называются птенцы у кукушки?
Диана: Кукушата
Учитель: А если он один?
Диана: Кукушонок
Учитель: Как называются птенцы у галки?
Диана: Галчата
Учитель: Как называются птенцы у воробья?
Диана: Воробушки
А с воробышком приключилась вот какая история. (Пересказ с элементами драматизации сказки « Где мой домик?»)
Сказка
Оборудование: шапочки с изображением птиц.
Учитель: Жил-был воробышек со своей мамой воробьихой. Однажды он решил полетать, посмотреть, что кругом творится.
Мама- воробьиха: Далеко не улетай и запомни: наш домик воробьиный
Учитель : Воробышек летал, летал и не заметил, как заблудился. Страшно ему стало.
Воробышек: Где моя мама? Где мой домик?
Учитель : Стал бедный птенчик стучаться в каждый домик и спрашивать: «Чей это домик?»
Подлетел он к вороньему гнезду и спрашивает:
Воробышек: скажите, пожалуйста, чей это домик?
Ворона : А тебе, чей нужен?
Воробышек: Воробьиный.
Ворона: Нет, это не воробьиный домик, а воронье гнездо. Здесь я живу, ворона.
Учитель : заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит чей-то домик, постучал и спрашивает
Воробышек: Чей это домик?
Дятел: А тебе, чей нужен?
Воробышек: Воробьиный.
Дятел: Нет, это не воробьиный домик, а дупло дятла. Здесь я живу, дятел.
Учитель : Заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит чей-то домик, стучится и спрашивает:
Воробышек : Чей это домик?
Скворец: А чей тебе нужен?
Воробышек: Воробьиный.
Скворец: Нет, это не воробьиный домик, а скворечник. Здесь живу я, скворец.
Учитель : Заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит еще один домик, постучался, спросил:
Воробышек: Чей это домик?
Голубь : А чей тебе нужен?
Воробышек: Воробьиный.
Голубь: Нет, это не воробьиный домик, а голубятня. Здесь я живу, голубь.
Воробышек: Заплакал воробьишко: Что же мне делать? Как найти домик? Голубю стало жалко воробьишко.
Голубь: Хочешь, я покажу, где твой домик?
Воробышек: Покажи, пожалуйста!
Учитель : Полетели они вместе, и нашли воробьиный домик. Обрадовался воробьишко и его мама, стали благодарить голубя.
Воробьиха: Спасибо тебе, голубь, ты очень добрая птица!
Воробышек: Спасибо голубь, что ты помог найти мне мою маму и домик.
Голубь: А ты, воробьишко, слушайся маму и больше не улетай далеко от дома.
Учитель : Вот такая история приключилась, с маленьким воробышком.
Ребята, а мне кажется, что воробышек заблудился, потому что не знал свой домашний адрес и какие-то ориентиры, по которым можно найти свой дом.
А ты знаешь свой домашний адрес? (Диана называет свой домашний адрес)
Молодец, ты никогда не заблудишься!
Итог занятия:
Диана, мы много сегодня говорили о птицах, называли признаки весны, учились образовывать новые слова, делили слова на слоги. Показали сказку, называли свой домашний адрес. Молодец, мы очень хорошо работали.
Разделы: Работа с дошкольниками
Образовательные:
- закреплять представление детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях развивать наблюдательность.
Развивающие:
- расширять словарь детей за счет существительных (снегирь, воробей, ворона, сорока, дятел, голубь, синица, свиристель, сова);
- имен прилагательных: зимующие, птичий;
- глаголов: перелетают, зимуют, подлетел, облетел, залетел, улетел.
- закреплять в речи предлоги (в, на, под, перед, за, над и др.)
- развивать связную речь, расширять объем зрительного и слухового внимания, памяти.
- совершенствовать грамматический строй речи (образование сложных прилагательных (белогрудая, красноголовый, коротколапый, пестрокрылый и др.) образовывать глаголы с помощью приставок при, об, за, вы, у, пере.
- развивать логическое мышление (учить отгадывать загадки).
- учить сочетать речь с движениями (мелкими и общими).
Воспитательные:
- Учить отвечать на вопросы полным ответом. Закреплять навыки ориентировке в пространстве.
Оборудование: картинки "зимующие птицы" большие и маленькие, запись голосов птиц, схемы "где спрятались птицы", каркуша, атрибуты к игре, картинки с изображением дерева, елки и кормушки, загадки, панно на ориентировку на плоскости.
Ход занятия
Давайте поздороваемся с нашими гостями.
А теперь глазки смотрят на меня, ушки слушают меня.
Скажите, какое сейчас время года? (зима)
Докажите.
Зима какая?
Сегодня утром я беседовала с Каркушей и она пригласила нас в зимний лес погулять и познакомиться со своими друзьями - птицами. Хотите?
Но чтобы попасть в зимний лес нужно выполнить 2 задания.
1. Назовите зимние слова.
Кто правильно назовет, тот и пойдет со мной в лес.
2. Придумайте к этим словам слова признаки.
- Зима какая?
- Снег какой?
- Снежинка какая? И т.п.
Молодцы. А теперь все вместе скажем волшебные слова:
Вернись, крутись в зимнем лесу окажись
Дети садятся.
А где же Каркуша?
Вот она. Здравствуй, Каркуша. А где твои друзья?
Спрятались. Давайте их поищем.
1, 2, 3, 4, 5 где же птичек нам искать? Может птичка на снежинке, может птичка за сугробом? Давайте поищем где спрятались ваши птички. (дети работают с карточками)
Вот и нашлись все птицы.
На доске открываю картинки с изображением зимующих птиц.
Кто изображен на этих картинках?
Кто такие птицы?
Как вы узнали, что это птицы?
Как можно одним словом назвать всех этих птиц?
Чем похожи все птицы?
Чем отличаются?
Назовите их.
По каким признакам вы узнали, что это ворона? (воробей, синица, дятел и др.)
Если у синицы желтая грудка, как можно про неё сказать? Какая она?
- Сорока - белобокая
- Ворона - чернокрылая
- Голубь сизокрылый
- Дятел - пестрокрылый
- Воробей - коротколапый
- Снегирь красногрудый
А где зимуют птицы?
Давайте посадим птиц на свое место
(Тех птиц, которые зимуют в лесу посадить на елку (дятел, сова, сорока),а тех, которые постоянно живут в городе - на дерево (воробей, голубь, ворона), а тех, которые прилетают поближе к жилью человека (снегирь, синица, свиристель) - на кормушку)
А чем питаются птицы зимой в лесу? В городе?
Молодцы.
Ребята, у вас на столах лежат атрибуты к игре. Посмотрите на них и оденьте. Я вам загадаю загадки, и те птицы, которые узнают себя в них выйдут ко мне.
Раздается громкий стук
Среди веток тук да тук.
Чистишь дерево, приятель?
Тук да тук ответил... (дятел)
Черная шапочка
и полоска шарфика
у желтогрудой птички
по имени...(синичка)
Выпал снег, метут метели,
а к нам гости прилетели,
на рябину посмотри-
там расселись...(снегири)
В серой шубке перьевой,
и в морозы он герой,
назови его скорей
кто там скачет? (воробей)
Трещала с самого утра
Пор- р -ра, пор-р-ра.
А что пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит...(сорока)
Всю ночь летает
Мышей добывает,
А станет светло
Спать летит в дупло. (сова)
Окраской сероватая
повадкой - вороватая,
крикунья хрипловатая,
известная ворона
кто она? (ворона)
Эта птица рядом с нами
мы совеем их сизарями,
и зимой в голод и холод
не покинет город... (голубь)
Девочки и мальчики вокруг себя повернитесь в зимующих птиц превратитесь.
Игра "мы играем в стайку"
Мы играем в стайку
Стайка полетай-ка.
Полетели птички
Птички-невелички.
Птички улетают
Устали не знают!
Стоп!
Сели птички на дорожку
Поклевали птички крошки:
Клюю-клю-клю-клюем
Потом песенку поем.
Но быстро зимний день кончается
Птичьи игры прекращаются.
(дети снимают атрибуты и садятся на места)
Ребята, вы же знаете, что птицы непоседы.
Они прыгают с места на место, перелетают с ветки на ветку.
Вот и наши птицы перелетают с места на место в поисках пищи.
Вот и к нам прилетел воробей. Назовите те действия, которые проделывает воробей.
- Воробей (что сделал?) прилетел.
- Вокруг дерева...(облетел)
- В гнездо...(залетел)
- Из гнезда...(вылетел)
- С ветки на ветку...(перелетел)
- И на другое дерево...(улетел)
Давайте поможем остальным птицам в поисках пищи.
(дети выполняют задание и четко проговаривают свои действия:
Посади синичку на две клеточки выше дерева.
(Я посадила синичку на две клеточки выше дерева)
(Я посадил воробья на три клеточки справа от дерева и т.п.)
Молодцы
Так у кого мы сегодня были в гостях?
Почему птицам тяжело найти корм зимой? (снегопад, мороз, ветер)
Давайте еще раз повторим, почему птицам тяжело зимовать зимой.
- Короткий день.
- Сильные морозы.
- Нет корма.
Правильно. Многие птицы погибают в суровую зиму в лесу и городе, поэтому птицы и летят поближе к человеку туда, где легче найти корм.
А как мы с вами помогаем птицам перезимовать зиму? Чем мы кормим на улице птиц?
Я бы хотела, чтобы вы и дома вместе с родителями сделали кормушки и не забывали в них подсыпать корм.
«Дикие птицы»
Цель: Формировать преставление о зимующих и перелётных птицах. Задачи: Закрепить понятие «перелётные, зимующие, водоплавающие птицы».
Знать их строение, внешние признаки, их повадки и передвижение. Также развивать умение образовывать существительные в родительном падеже, сложные слова. Подбирать слова-антонимы. Воспитывать внимательное отношение к языку, желание говорить правильно.
Материал: Предметные картинки зимующих и перелётных птиц, разрезные картинки птиц, грамзапись пения птиц. Игрушка кота.
Ход занятия. Звучит грамзапись пения птиц. На магнитной доске изображение зимующих птиц.
Педагог:
- Выпал в лесу первый снег. Замело полянки и дорожки, пригорки и овражки. Стоят деревья все в снегу. Тихо. Ни одна ветка не шелохнётся. Вдруг на лесную поляну прилетела ворона и подняла крик: «Птицы! Летите скорее сюда! Мы приход зимы проворонили, не заметили. Зима пришла, а мы не подготовились!»
- «Что ты каркаешь!» - отвечает тетерев. У меня есть перья. Это и есть моё спасение. Птичьи перья от холода спасут, а глубокие сугробы от врагов защитят. Ночью мы, тетерева, спим глубоко под снегом. Нас там ни один хищник не достанет. А днём высоко на деревьях сидим, клюём почки да семена разные. Мы зимы не боимся. Каждый к зиме по-своему готовится. Перья и у тебя есть, а почек, семян да ягод сухих на деревьях и для тебя хватит. Не замёрзнешь и с голоду не пропадёшь.
- Назовите зимующих птиц.
1. Назовите ласково птиц, которых вы видите. сова - совушка воробей - воробушек
синица - синичка ворона - воронушка
снегирь - снегирёк ласточка -
- Какая из этих птиц лишняя?
- Назовите перелётных птиц? Почему их называют перелётными? Что есть только у птиц? Что умеют делать все птицы? (летать)
Птицы осенью (улетают)
Весной птицы (прилетают)
С дерева на дерево (перелетают)
К кормушки (подлетают)
С кормушки (слетают)
В гнёздышко (влетают)
2. Хорошо птицам в тёплых странах, но почему же они возвращаются назад.
- Чем занимаются птицы по возвращению на Родину? (строят гнёзда, выводят птенцов, ищут корм, растят птенцов...)
- Из чего птицы вьют гнёзда? (из перьев, из прутиков, из пуха, из мха, из соломы.)
3. Радуются птицы весне, но каждая по-своему. Как? Что делают? Воробей - чирикает, скачет, прыгает, летает, клюёт.
Грач - ходит, перепрыгивает, ищет корм.
Утка - плавает, ныряет.
Цапля - ловит лягушек, стоит, ходит, перешагивает.
Ласточка - щебечет, парит.
4. Рады пернатые весне на разные голоса. Ласточка - щебечет.
Соловей - поёт. Утка - крякает. Кукушка - кукует.
Приветствуют их зимующие. Воробей - чирикает. Синица - поёт. Голубь - воркует. Сорока - трещит. Ворона - каркает.
5. Но у всех птиц есть один очень страшный враг - кот. Для маленьких птенцов он не кот, а котище.
У него не усы, а...
Не лапы, а...
Не глаза, а...
Неуши, а...
Давайте прогоним его от наших птиц.
6. Дидактическая игра «Чего не хватает» Силуэт птицы без какой-нибудь части тела.
{ нет хвоста, глаз, крыльев и т.д. Дети называют)
7. Физкультминутка
Птички прыгают, летают.
Крошки птички собирают.
Перышки почистили,
Клювики почистили.
Птички летают, поют,
Зёрнышки клюют.
8. Кто это? {сравнение цапли и воробья)
У воробья туловище мелкое, а у цапли крупное.
У воробья голова маленькая, а у цапли...
У воробья клюв короткий, а у цапли...
Воробей юркий, а цапля...
Где живёт каждая птица? Что означает слово «водоплавающая»? Из каких двух слов образовано?
9. Дидактическая игра «Длинное слово»
- Я вам говорю два коротких слова, а вы одно длинное.
У цапли длинные ноги - длинноногая.
У синицы жёлтая грудь - желтогрудая.
У дятла красная голова - красноголовый.
У аиста белое крыло - белокрылый.
10. Итог занятия.
Анализ занятия.
- Ребятам сложно было образовывать существительные в родительном падеже. Не справлялись со сложными словами.
- Дети справились и правильно поняли смысловые оттенки значений существительных, образованных с помощью суффикса -ищ-
- Следует продолжать обучать образовывать сложные слова, совершенствовать умении находить однокоренные слова.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
«Птицы.»
Цели:
развивать диалогическую речь детей, развивать глобальное чтение, побуждать к участию в беседе, учить отвечать на вопросы, составлять описательный рассказ по объекту; активизировать в речи детей прилагательные; учить подбирать точные сравнения, учить произносить слова и фразы с разной силой голоса; воспитывать заботливое отношение к птицам.
Предварительная работа.
Наблюдение за городскими птицами во время прогулок; рассматривание иллюстраций с изображением птиц; чтение рассказов о поведении городских птиц, заучивание стихов, загадок, чистоговорок о птицах.
Оборудование:
картинки с изображением перелетных и зимующих птиц по количеству детей, таблички с названиями, картина с изображением солнца, мнемоквадраты-интонации (3 шт.), аудиозапись голосов птиц.
Ход занятия
Дети садятся на ковер, делают вид, что спят. Входит педагог.
Педагог (П.).
Доброе утро! Птицы запели.
Добрые люди, вставайте с постели!
Прячется вся темнота по углам,
Солнце встает и идет по делам.
Дети стоят в кругу. Педагог предлагает детям сказать друг другу «Доброе утро!»
П.
Как нужно говорить эту фразу? (Радостно, улыбаясь, весело.) Почему?
Желательно, чтобы все дети сказали эту фразу.
П.
Посмотрите на дерево прилетели птицы. Педагог и дети называют перелетных и зимующих птиц.
Физкультминутка.
Маленькие птички,
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают, (машем руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)
Там не тронет их никто.
Педагог раздает детям картинки с изображением перелетных и зимующих птиц, предлагает детям рассмотреть их и выполнить задание. Картинки с изображением зимующих птиц поместить на ковролин, а картинки с перелетными птицами положить на стол.
Воспитатель предлагает загадку:
Особа всем известная,
Она крикуха местная,
Увидит тучку темную -
Взлетит на ель зеленую.
И смотрит словно с трона.
Кто она? (Ворона.)Дети показывают таблички.
Дети находят ее на ковролине, отмечают, что ворона - самая большая среди городских птиц. Педагог читает вторую загадку:
Птичка-невеличка,
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок -
Получается прыжок.
Кто это? (Воробей.) Дети показывают таблички.
П.
Посмотрите и расскажите, воробей какой? (Маленький, шустрый, коричневый...)(описание по схеме)
Как мы его ласково назовем? (Воробышек, воробьишко...)
А теперь сравните ворону и воробья.
Лапки у воробья какие? (Маленькие лапки, малюсенькие.)
А у вороны лапы какие? (Большие, большущие лапищи.)
У воробья голова какая? (Маленькая головка, малюсенькая.)
А у вороны? (Большая голова - головища.)
У воробья клюв какой? (Маленький клювик.)
А у вороны? (Клюв большой, черный - клювище.)
У воробья глаза какие? (Глазки маленькие - бусинки.)
А у вороны? (Глаза большие - глазищи-чернищи).
У воробья хвост какой? (Малюсенький хвостик.)
А у вороны? (Большой черный - хвостище.)
Педагог предлагает пальчиковые игры.
1. «Птичка».
Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, как бы цепляются друг за друга, большие пальцы - голова, остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими. Дети вместе с педагогом выполняют движения и читают стихотворение.
Птичка крылышками машет
И летит к себе в гнездо.
Птенчикам своим расскажет,
Где она взяла зерно.
2. «Птенчики в гнезде».
Дети обхватывают пальцы правой руки левой ладонью и ими шевелят.
Птички в гнездышке сидят,
Маму ждут и есть хотят.
П.
Как называются детеныши птиц вороны, воробья? (Птенцы вороны - воронята, птенцы воробья - воробьишки.)
Педагог предлагает детям послушать слова поговорку и повторить их с разной силой голоса - сначала тихо, затем громче и наконец громко:
«Где птица не летает, а свое гнездо знает.»
Затем предлагает детям маски-интонации. На этот раз эту поговорку произнести:
- вопросительно;
- удивленно;
- испуганно (использование мнемоквадратов «эмоции»).
Релаксация «голоса птиц»
Педагог предлагает детям лечь на ковер, закрыть глаза, расслабиться и послушать пение птиц в аудиозаписи.
Музыка меняется на бодрую. Дети встают.(пока дети лежали педагог выставляет перелетных птиц.
П. Посмотрите, пока мы отдыхали к нам прилетели и другие птицы. Как они называются (ласточка, грач, кукушка). Подберите к ним таблички. А что делают птицы весной (ответы детей). Как можно назвать этих птиц одним словом? (перелетные птицы) А птиц, которые были с нами всю зиму? (зимующие птицы).
П. Ребята, что мы делали на занятии?(Ответы детей).
П. Молодцы ребята. Много знаете про птиц. А тут мне птички тоже просили вам что-то передать. (дети получают шоколадные яйца).
Занятие закончено.
Конспект занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе на тему: "Зимующие птицы"
Автор работы: Науменко Светлана Васильевна, воспитатель МКДОУ ДС "Солнышко"с. Голубинка Бахчисарайского Республика КрымТема: «Зимующие птицы»
Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Зимующие птицы».Данный материал может быть использован воспитателями старших групп на занятиях по ознакомлению с природой и на занятиях по развитию речи. Это занятие направлено на воспитание у детей чувство сострадания к птицам и всему живому. Учит детей составлять описательный рассказ о птице. Развивает слуховое и зрительное внимание, пространственное восприятие и мелкую моторику.
Цель:
Закрепление и уточнение знаний по теме: «Зимующие птицы».
Программные задачи:
Уточнить название зимующих и перелетных птиц. Совершенствовать диалогическую речь детей, учить давать полные ответы на вопросы. Учить детей составлять описательный рассказ о птице. Развивать слуховое и зрительное внимание, пространственное восприятие и мелкую моторику. Обогащать словарь по теме «Птицы». Продолжать учить определять количество слогов в слове. Воспитывать чувство сострадания к птицам и всему живому.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие.
Оборудование:
демонстрационный материал - картинки с изображением зимующих птиц; пособие – разрезные картинки птиц; изображение Короля птиц; грамзапись с голосами птиц, видео для дошкольников «Зимующие птицы»
Предварительная работа:
беседа воспитателя с детьми о зимующих птицах, отгадывание загадок, наблюдение за птицами на прогулке.
Ход занятия.
Воспитатель: - Дети, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие в «сказочный зимний лес».(слышна музыка вьюги, скрип снега, воспитатель выходит за дверь и возвращается со снеговиком).
Воспитатель: Ребята,к нам в гости пришел « снеговик»,он проводит нас в зимний лес, но прежде снеговик задаст вам несколько вопросов.
(Закрепление пройденного материала.)
- Какое сейчас время года? (ответы детей)
- Давайте вспомним, куда улетают птицы осенью? (ответы детей)
- Почему улетают птицы в теплые края? (ответы детей)
- Как мы называем птиц, улетающих осенью в теплые края? (ответы детей) Перечислите их.
- Все ли птицы улетают в теплые края? (ответы детей)
Снеговик: ребята, я как раз принес вам письмо,от тех птиц которые остались зимовать, от самого «Короля птиц -Горного Орла».
Читаем письмо: «Злая Баба Яга украла и заколдовала моих подданных – птиц. Помочь мне могут только маленькие, но умные, смелые и добрые дети. Снеговик пообещал мне найти таких детей.- Ребята, может, мы с вами сможем помочь Королю птиц?
- Чтобы догадаться, каких птиц похитила Баба Яга, нужно отгадать загадки:
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.
(Клёст)
Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут!
(Снегирь)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это...
(Снегири)
Найдешь её в своём дворе,
Она на радость детворе.
Ты обижать её не смей!
Эта птичка - ...
(Воробей)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её ...
(Cорока)
Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло.
(Сова)
Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(Дятел)
Воспитатель:
- Как мы назовем всех этих птиц одним общим словом? (зимующие). Почему же их так назвали? (потому что эти птицы не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас)
воспитатель:
- Дети, а сейчас вместе со снеговиком мы пойдем по зимнему лесу (Звучит фонограмма записи птичьих голосов, дети идут по группе)Слышите, здесь кто то есть.(Ответы детей) Давайте послушаем, какие голоса у птиц, как красиво они поют, даже зимой.
Игра: «Кто как голос подает»
(дети прослушивают голос птицы, отгадывают ее и говорят, как птица голос подаёт)
Воробей – чирикает
Ворона – каркает
Сорока – стрекочет
Синица – щебечет
Снегирь – посвистывает
Дятел – трещит
Сова – ухает
Клест – клекочет
- Ребята, голоса птиц мы слышим,но их спрятала и заколдовала Баба Яга. Пойдемте их искать. (Отправляемся на поиск птиц. Дети и воспитатель со снеговиком идут по импровизированным следам Бабы Яги, вырезанные из бумаги и разложены по группе)
Дыхательная гимнастика:
Воспитатель:
Ой детки,посмотрите на нашем пути сугроб.(нарезанные из бумаги снехинки,под которыми спрятан конверт).
Упражнение: «Подуй на снежинки».
(вырабатываем длительный и плавный выдох)- Давайте подуем на снег, посмотрим, что под ним. (дети дуют, «снежинки» разлетаются, под ними обнаруживается конверт)- Молодцы, дети, вы не только умные, но и сильные.
- Посмотрите, что это за конверт? В конверте разрезанные на части картинки.- Это проделки Бабы Яги! Баба Яга заморозила птиц, превратила их в ледяные частички, если вы соедините части, то освободите птиц. (Дети складывают картинки).
Дидактическая игра: «Освободи птичку»
(составление из разрезных картинок целых изображений птиц)
- Чтобы птички наши совсем оттаяли и разлетелись по домам, нужно выполнить еще одно задание: сосчитать, сколько слогов в названии этих зимующих птиц.
Игра: «Сколько слогов в слове?»
- Молодцы дети, что помогли освободить птичек. Улетели птицы по домам. А мы с вами поиграем, отдохнем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили.
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.
С горки все домой пришли,
воспитатель:
Птичек мы освободили, они разлетелись по домам голодные, Присаживайтесь на стульчики и мы посмотрим, как они долетели домой (просмотр видеофильма «Зимующие птицы» и беседа по просмотренному видео).
Птички дома, но как вы думаете, что мы забыли сделать с вами,когда птички улетали.(ответы детей).Правильно покормить.
- Чем можно угостить птиц:
Воробья – хлебными крошками
Снегиря – ягодами рябины, боярышника
Синичка – любит сало
Ворона, сорока – всеядные Кому не хватило угощения? (сове, дятлу)
Сова – хищная птица, питается мышами, а дятел добывает себе насекомых из-под коры деревьев.
- Зимой птицам трудно добывать корм, мы повесим кормушку за окно и будем подкармливать птиц.
Снеговик очень рад, что в нашей группе дети такие добрые, храбрые и умные. Он всем лесным жителям расскажет о наших детках. А мы ему в мешочек насыпим зернышек, чтобы снеговик угостил своих друзей птиц.(снеговик уходит)
Заканчиваем занятие стихотворением:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна.
Горсть одна –
И не страшна будет им зима.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
4. Итог занятия.