Наблюдение за животными на прогулке старшая группа. Наблюдения на прогулке на каждый день для старшей группы
Прогулка №1 «Наблюдение за майским жуком»
Цели:
— расширять знания и представления об особенностях внешнего вида майского жука;
— воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.
Ход наблюдения
Чок-чок-чок-чок!
Прилетел в сад жучок.
На березу сел —
Все листочки съел.
Позову скворцов
Со всех концов,
Позову грачей —
Летите скорей!
Жука проглотите
И мой сад спасите!
♦ Как выглядит майский жук?
♦ Как он передвигается?
♦ Где живет майский жук?
♦ Чем питается майский жук?
♦ Почему майских жуков называют вредителями лесов и садов?
♦ Какие враги есть у майских жуков?
♦ Где зимуют майские жуки?
Майские жуки крупные, похожи на гладкие коричневые желуди. Майские жуки опасные вредители. Особенный вред приносят их личинки: они живут в почве и питаются корнями растений. Живут личинки майских жуков долго — три- четыре года. А вот век майских жуков короткий. Весной они откладывают яйца и вскоре погибают.
У майских жуков в природе есть враги: летучие мыши и совы ловят их, а вороны, скворцы и грачи уничтожают личинок в почве.
Помогают лесам в борьбе с вредителями лисы, медведи, ежи — все они не прочь полакомиться жирными личинками и жуками.
Трудовая деятельность
Посадка семян гороха.
Цели:
— формировать навыки посадки гороха (разложить семена в бороздки, присыпать землей, полить);
— воспитывать интерес к труду.
Подвижные игры
«Кати в цель», «Догони мяч».
Цель : развивать глазомер и точность.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель : совершенствовать приемы игры с мячом у стенки.
Прогулка №2 «Наблюдение за цветником»
Цели:
— продолжать наблюдение за ростом и развитием цветов;
— закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать.
Ход наблюдения
Мне не нужен огород, ягода клубника —
Лучше клумбы разобью, пусть растет гвоздика.
Посажу тюльпан, нарцисс, розу, незабудку.
Ты зайди, не поленись, в сад мой на минутку.
Первый опыт у меня не совсем удачен,
Но тюльпаны, посмотри, выросли на даче!
Быть садовником хочу, когда стану взрослым,
Буду разводить цветы, хоть это и непросто.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Ребята, как называются цветы, которые мы посадили?
♦ Что надо сделать, чтобы наши семена взошли?
♦ Почему некоторые растения называют однолетними, двулетними и многолетними?
Трудовая деятельность
Посадка цветов.
Цели:
— формировать умение коллективно работать, выполнять поручения воспитателя;
-— закреплять знания о росте и развитии растений.
Подвижная игра
«Ловишки».
Цели:
— упражнять в беге в разных направлениях;
— тренировать быстроту, выносливость.
Индивидуальная работа
«Попади в обруч».
Цели:
— формировать умение метать в горизонтальную цель, вдаль на расстояние не менее 5 — 9 м;
— совершенствовать координацию движений.
Прогулка №3 «Наблюдение за божьей коровкой»
Цели:
— расширять знания и представления об особенностях внешнего вида божьей коровки;
Ход наблюдения
Божья коровка, алая спинка,
Уцепилась ловко коровка за травинку.
Вверх неспешным ходом
Ползет по стебельку
К пахнущему медом
Яркому цветку.
Поедает быстро
Коровка вредных тлей,
И цветок душистый
Спасибо скажет ей!
Воспитатель загадывает детям загадку и предлагает ответить на вопросы.
Всех жуков она милей,
Спинка алая у ней,
А на ней кружочки —
Черненькие точки. (Божья коровка.)
♦ Как выглядит божья коровка?
♦ Как она передвигается?
♦ На кого охотятся божьи коровки?
♦ Где они живут?
♦ Какую пользу приносят божьи коровки?
♦ Где зимуют?
♦ Какие стихи, загадки, песни вы знаете о божьей коровке?
У божьей коровки выпуклое овальное тело, ярко-красная или оранжевая спинка, украшенная черными точками. Божья коровка умеет ловко ползать, а может и летать, даже на большие расстояния: у нее есть маленькие крылышки, а под ними жесткие коричневые полупрозрачные подкрылья.
Окраска божьей коровки — предостерегающая. Птицы знают, что насекомые с такой окраской — несъедобные.
Божьи коровки поедают огромное количество тли, любят угоститься червеедами, паутинными клещиками, личинками жуков-листоедов.
Божья коровка — хищник, она поедает других насекомых, очень вредных для сельского хозяйства, и поэтому приносит людям большую пользу.
На зиму божьи коровки прячутся в щелках коры деревьев, в сухих корягах или зарываются в землю.
Трудовая деятельность
Высадка рассады цветов в цветник.
Цель: совершенствовать навыки и умения посадки рассады в открытый грунт.
Подвижные игры
«Пингвины с мячом», «Не наступи».
Цель : усложнять прыжки на двух ногах с продвижением вперед с зажатым предметом между ступнями.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: совершенствовать прыжки на двух ногах с зажатым предметом между ступнями.
Прогулка №4 «Наблюдение за одуванчиком»
Цель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, применения.
Ход наблюдения
Желтая головушка,
Розовая ножка.
Одуванчик-солнышко
Подержу в ладошке.
Появилось солнышко
В мае на лугу,
На него любуюсь,
Очень берегу.
Жаль, недолго солнышко
Будет золотым,
Побелеет солнышко —
И расстанусь с ним.
В. Мирясова
Одуванчик назван солнышком, потому, что его цветок желтого цвета, круглый и похож на солнышко. Сначала появляется зеленый бутон, который раскрывается в желтый цветок, затем на месте лепестков появляются белые пушинки — зонтики, с помощью которых ветер разносит семена цветка.
Одуванчик лекарственный — многолетнее травянистое растение, произрастает по всей территории нашей страны. Сырьем являются корни. Отвар корней одуванчика применяется в качестве горечи для возбуждения аппетита и улучшения пищеварения. Корни и корневища можно заготавливать только после созревания и осыпания семян, часть корней и корневищ желательно оставлять в земле для возобновления растений.
Трудовая деятельность
Уборка участка от сухих веток.
Цель : воспитывать положительное отношение к труду, ответственность при выполнении поручений.
Подвижные игры
«Спящая лиса».
Цель : упражнять в беге, подбрасывании и ловле мяча.
«Перелет птиц».
Цель : учить выполнять действия по сигналу.
Индивидуальная работа
Прыжки вверх с места.
Цель : развивать прыгучесть, сочетая силу с быстротой.
Прогулка №5 «Наблюдение за комаром»
Цели:
— расширять представления об особенностях внешнего вида комара;
— формировать реалистические представления о природе.
Ход наблюдения
Очень маленький на вид,
Надоедливо звенит.
Прилетает вновь и вновь,
Чтобы выпить нашу кровь. (Комар.)
♦ Как выглядит комар?
♦ Как он передвигается?
♦ Есть ли у комаров уши?
♦ Чем питаются комары?
♦ Почему возле рек, прудов и болот всегда много комаров?
♦ Почему комаров называют вредными насекомыми?
♦ Какие враги есть у комаров?
♦ Какие загадки и сказки о комарах вы знаете?
Надо мной комарик вьется
И звенит, звенит, звенит,
Кровушки моей напьется
И в окошко улетит.
У комара тонкое тело, слабые ноги и два брюшка. На голове комара есть хоботок, которым он прокалывает тело жертвы и сосет кровь, а также пара маленьких усиков. У комаров есть «уши», которые находятся в усах.
Комары-самцы питаются сладким нектаром цветов и соком растений, а самки сосут кровь.
Комары — вредные насекомые, так как разносят опасные болезни.
Лягушки и жабы помогают побеждать кровожадных насекомых, питаются комарами стрекозы и птицы.
Трудовая деятельность
Уборка петрушки.
Цель: учить правильно и аккуратно срывать веточки петрушки, не повреждая корневую систему.
Подвижные игры
«Пронеси, не урони», «Пожарные».
Цель: учить перелезанию «перекатом» через препятствие.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: совершенствовать навыки лазания по гимнастической лестнице.
Прогулка №6 «Наблюдение за облаками»
Цели:
— побуждать к высказыванию собственных догадок, предположений о причинах тех или иных явлений;
— закреплять знания о неживой природе.
Ход наблюдения
Могу я бесконечно
Смотреть на небеса,
Но шлепнул дождик в речку,
И скрылись чудеса.
А. Сиголаев
По состоянию облаков можно предсказать погоду. Когда они плывут высоко в небе и имеют небольшие размеры — жди хорошую погоду.
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облака.)
♦ Из чего состоят облака?
♦ Всегда ли они бывают одинаковыми?
♦ Чем отличаются облака в солнечную погоду?
Трудовая деятельность
Работа граблями и метлой.
Цель : учить видеть результат своего труда.
Подвижные игры
Цель : продолжать учить преодолевать полосу препятствий, прыгать легко, беззвучно.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цели:
— воспитывать с помощью движений бережное отношение к природе;
— упражнять в перепрыгивании через бревна, камни, пни;
— развивать силовые качества.
Прогулка №7 «Наблюдение за стрекозой»
Цели:
— расширять знания о внешнем виде стрекозы;
— воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому.
Ход наблюдения
Склонились низко лозы
Над гладью тихих вод,
Мы, быстрые стрекозы,
Здесь водим хоровод.
Без всякого усилья
Скользим мы над водой,
Сверкают наши крылья
Прозрачною слюдой.
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие-большие глаза.
Называют ее... (стрекоза).
♦ Как выглядит стрекоза?
♦ Как она передвигается?
♦ Почему у стрекозы огромные глаза и короткие усики?
♦ Где живет стрекоза?
♦ На кого она охотится?
♦ Чем питается?
♦ Есть ли враги у стрекозы?
♦ Какие стихи, загадки, сказки о стрекозе вы знаете?
У стрекозы четыре сетчатых крыла, длинное стройное брюшко. Стрекоза летает быстро, ловко, увертливо, а ее удлиненное тело, словно руль, помогает ей сохранить нужное направление в полете. У стрекозы огромные глаза, помогающие ей высматривать добычу, а усики короткие, почти незаметные. Они большой роли в их жизни не играют.
Стрекоза — хищное насекомое. Она питается мошками, комарами, жучками, которых хватает на лету цепкими лапками.
Осенью стрекозы прячутся под сухой листвой, забиваются в щели коры или старые гнилые коряги, спят до весны.
Трудовая деятельность
Посадка картофеля.
Цель: совершенствовать навыки и умения посадки клубней картофеля в лунки.
Подвижные игры
«Сумей вскочить», «Лягушки в болоте».
Цель: продолжать обучать прыжкам с разбега.
Индивидуальная работа
Цель: совершенствовать технику прыжка (сильный толчок, энергичный взмах рук).
Прогулка №8 «Наблюдение за мать-и-мачехой»
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения.
Ход наблюдения
Мать-и-мачеха обыкновенная — многолетнее травянистое растение. Растет на береговых обрывах, в оврагах. Сырьем являются листья. Настой листьев мать-и-мачехи применяется как отхаркивающее средство.
Пригрело весеннее солнышко и рассыпались на проталинках круглые золотые монетки. «Весну цветов открывает сверхранний первенец — мать-и-мачеха. Этот золотой подснежник растет на солнечных глинистых оврагах и распускается раньше всех трав — до выставки ульев, вылета первых пчел, до ледохода». Так высказывался о мать-и-мачехе фенолог и писатель Д. Зуев. Почему же цветок получил такое название? Да потому, что нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. Если погладишь ее рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала тебя ласковая матушка. А верхняя часть листа — гладкая, холодная, словно прикосновение суровой мачехи.
Нельзя вырывать растение с корнями, так как такие «заготовки» ведут к полному уничтожению растений. Нельзя срывать или срезать полностью листья с одного куста. Лекарственные растения следует собирать строго в указанные календарные сроки.
Трудовая деятельность
Посадка семян лекарственных трав.
Цель : учить правильному посеву семян.
Подвижные игры
«Догони свою пару».
Цель: учить бегать по сигналу воспитателя, не оглядываясь назад.
«Попади в цель».
Цель : учить бросать мяч в цель, соблюдать правила игры.
Индивидуальная работа
«Веселые прыжки».
Цель : закреплять прыжки через два предмета.
Прогулка №9 «Наблюдение за разными видами транспорта»
Цели:
— закреплять знания о том, что человек пользуется велосипедом, который не требует бензина;
— человек, вращая педали, передвигается.
Ход наблюдения
Велосипед — это вид транспорта. Слово «велосипед» обозначает «быстрые ноги». Для того чтобы на нем ездить, нужно ногами крутить педали, а рулем удерживать равновесие.
Предложить детям рассмотреть велосипед.
С самых первых детских лет
Служит мне велосипед.
Лучше он любой машины,
Не нуждается в бензине!
Я педалями кручу —
Птицею с горы лечу.
Но на горку, между прочим,
Забираться трудно очень!
Я недолго унываю,
На педали нажимаю.
Пусть немного и устану,
Но зато сильнее стану!
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Чем отличается велосипед от машины? (Машину заправляют бензином.)
♦ Почему становятся сильнее, когда катаются на велосипеде? (Развиваются мышцы спины и ног.)
На двух колесах я качу,
Двумя педалями верчу,
За руль держусь, гляжу вперед,
Я знаю — скоро поворот.
Мне подсказал дорожный знак:
Шоссе спускается в овраг.
Качусь на холостом ходу
У пешеходов на виду.
Трудовая деятельность
Подметание дорожек на участке, сбор мусора.
Цель : воспитывать желание трудиться.
Подвижная игра
«Шалтай-Болтай».
Цели:
— выполнять движения согласно тексту;
— учить расслаблять мышцы рук, спины и груди.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: совершенствовать ориентацию в пространстве, чувство равновесия.
Прогулка №10 «Наблюдение за бабочкой»
Цели:
— на основе непосредственного восприятия формировать знания о характерных особенностях внешнего вида бабочки;
— воспитывать доброе отношение к живым объектам, выделяя признаки живого.
Ход наблюдения
Звенят ручьи в апреле,
Ласкает солнце нас.
На луг мы прилетели
И здесь танцуем вальс.
Мы крылышки расправим —
Красив на них узор.
Мы кружимся, порхаем —
Какой кругом простор!
Душистыми цветами
Весна встречает нас,
И кажется, что с нами
Весь луг танцует вальс!
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (Бабочка.)
♦ Как выглядит бабочка?
♦ Как она передвигается?
♦ Чем питается бабочка?
♦ Какую пользу приносит?
♦ Есть ли дом у бабочки?
♦ Есть ли у нее враги?
♦ Какие стихи, загадки, песни, сказки о бабочке вы знаете? У бабочки две пары крыльев, покрытых мелкими чешуйками. Тело бабочки тоже покрыто чешуйками и волосиками. У нее короткие усики и большие глаза. Спирально свернутый прозрачный хоботок бабочки — ее рот. Перелетая с цветка на цветок, бабочки собирают нектар и опыляют растения. Маленьких бабочек называют мотыльками. У бабочек есть враги — птицы и пауки.
Трудовая деятельность
Расчистка огорода от мусора.
Цель: воспитывать желание трудиться сообща, доводить начатое дело до конца.
Подвижные игры
«Ловкая пара», «Мяч сквозь обруч».
Цель: учить бросать мяч под углом.
Индивидуальная работа
Цель: совершенствовать навыки метания предметов вдаль и в цель.
Прогулки осенью в детском саду с целями, с играми и наблюдениями.
Карточка 1
Тема: Осень наступила - тепло забрала
Цель
Дать детям понятие о том, что когда наступает осень, изменяется высота стояния солнца, оно перестает прогревать воздух, дни становятся короче, а ночи - длиннее, люди одеваются теплее.
Наблюдение
Незаметно пролетело лето, и вот уже на пороге осень. Первые ее проявления едва заметны, утром и вечером становится прохладнее. И поэтому мы одеваемся теплее, хотя днем еще тепло, как и летом. А солнышко, которое согревало нас своими лучами все лето, стало ласковым. Утром оно позже всходит, а вечером раньше садится за горизонт - дни становятся короче, а ночи длиннее. Первый месяц осени называется сентябрь.
Словарь. Прохладнее, всходит, садится, короче, длиннее.
Художественное слово
Пословицы об осени
Всякому лету конец, а осени - начало.
Не жди от осени солнца.
Этот месяц - самый прекрасный,
Появляется лист первый красный,
Остывает немного земля,
Урожай украшает поля.
Воздух будто наполнен добром,
Этот месяц зовут сентябрем.
Н. Григорьева
Подвижная игра «Земля, вода, воздух, огонь»
Дети берутся за руки, образуя круг, ведущий - в центре. Он бросает мяч ребенку и говорит при этом одно из слов: «земля», «вода», «воздух», «огонь». Если ведущий сказал «земля», то йгрок, поймав мяч, должен быстро назвать какое-нибудь животное. На слово «вода» нужно назвать рыбу, на слово «воздух» - птицу. Если ведущий скажет «огонь», все, взмахивая руками, должны кружиться на месте. Невнимательные игроки выбывают из игры.
Ходить по бревну, ставя ногу с носка;
Спрыгивать с бревна.
Карточка 2
Тема: Дары осени
Цель
Закреплять знания детей о том, что осенью созревают овощи, фрукты, люди собирают урожай и сберегают его для употребления зимой.
Наблюдение
В народе осень называют «щедрой» именно потому, что она приносит богатый урожай.
Какие овощи собирают? Какие фрукты и ягоды созревают? Выращенный урожай осенью собирают и стараются сберечь на зиму, потому что овощи и фрукты содержат много витаминов и их употребление зимой полезно.
Как сохраняют овощи и фрукты?
Словарь: Овощи, фрукты, созревают, «щедрая» осень.
Художественное слово
Объясните, почему так говорят
Август еду готовит, а сентябрь подает ее к столу.
Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь - капустой.
Кто целый год ленится, тот и в сентябре голодает.
В огороде много гряд,
Есть и репа, и салат.
Тут и свекла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
Нас прокормит целый год.
А. Прокофьев
Подвижная игра «Разбитая тыква»
Тыкву прикрепляют на колышке выше плеч играющих. Колышек вставляют в землю.
На расстоянии 10 шагов проводят линию, на которую становится игрок лицом к тыкве, держа в руках палку длиной 1 м и толщиной около 3 см в диаметре.
Игроку завязывают глаза платком, несколько раз оборачивают на месте, после этого он должен угадать, где находится тыква, подойти к ней и ударить палкой.
Выигрывает тот, кто с первого раза попадет по тыкве.
Основные движения во время прогулки:
Подбрасывать и ловить мяч;
Лазить по лестнице переменным шагом.
Карточка 3
Тема: Сентябрьские паутинки
Цель
Показать детям паучков, рассказать, как они приспособились к условиям существования, обосновать их пользу в природе.
Наблюдение
Вы заметили, что осенью появляется много паучков? Они расселяются, перелетая на паутинках: ищут место повыше. Для этого поднимают брюшко и выпускают нитку паутинки. Струя теплого воздуха подхватывает довольно длинную нить и таким образом переносит паучка. После приземления паучок прячется под листья или сухую траву и засыпает там до весны. А паутинки летают над полями, садами - и блестят под лучами солнца. Это время называют «бабье лето», потому что это последние теплые осенние дни.
Словарь. Паук, паучок, паутинка.
Художественное слово
Приметы сентября
Если в сентябре много паутинок и пауков - осень будет ясной, а зима морозной.
Чем теплее и суше сентябрь, тем позже наступит зима.
Когда на растениях много паутинок - погода долго будет теплой.
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетают журавли.
Е. Трутнева
Подвижная игра «Камешки»
Каждый участник должен иметь по десять камешков, причем один отличающийся по цвету. Игрок невысоко подбрасывает камешки и подставляет руки в том месте, где они должны упасть.
Те камешки, что упали на кисти рук, игрок вновь подбрасывает и старается поймать их на лету.
Если пойманное количество камешков не парное, один откладывается, и игрок снова подбрасывает камешки. Может случиться так, что игрок не поймает ни одного. Тогда право хода и оставшиеся камешки он передает следующему игроку. Считается, что игрок проиграет и тогда, когда поймает парное количество или вместе с другими камешками поймает и меченый. Когда все камешки будут на руках у игроков, подсчитывают, кому сколько досталось. Выигрывает тот, у кого окажется больше всего камешков.
Основные движения во время прогулки:
Прыгать на двух ногах с продвижением вперед;
Пролезать в обруч.
Карточка 4
Тема: Осенние туманы
Цель
Познакомить детей с явлением, характерным для осени, - туманом, рассказать, как он образуется, наблюдать за ним.
Наблюдение
Сегодня утром как будто туча опустилась на землю и окутала все вокруг: дома, деревья, дороги. Очень трудно что-либо рассмотреть вдали. А если долго держать ладонь раскрытой - она станет влажной.
Это оседают мелкие капли воды, которые висят в воздухе. Такие же капельки заметны на траве, листьях. Это - туман. Но как только взойдет солнце - он рассеется. Погода станет солнечной и ясной, небо - высоким и бездонным - таким оно бывает только ранней осенью. В ноябре чаще всего бывают туманы, потому что воздух охлаждается быстрее, чем вода и грунт.
Словарь. Туман, стелиться, рассеивается.
Художественное слово
Проверь, бывает ли так
Утром туман поднимается, образуя тучи, - на дождь; падает на землю - на сухую погоду.
Загадка
Кто-то ночью утащил лес.
Был он вечером, а утром исчез.
Не осталось ни пенька, ни куста,
Только белая кругом пустота.
Где же прячется птица и зверь?
И куда за грибами теперь?
И. Токмакова
Подвижная игра «Серый кот»
Все участники игры «мышки», ведущий - «серый кот». Все игроки становятся цепочкой и, держа друг друга за руки, ходят по площадке в разных направлениях: по прямой, по кругу или по какой-нибудь кривой линии. Первым в цепочке стоит «серый кот».
Во время движения он спрашивает:
— А мыши есть?
— Есть! — отвечают «мышки».
— Кота они боятся?
— Нет! — отвечают «мышки».
— Вот и проверим, берегитесь!
С этими словами «мышки» бросаются врассыпную, а «серый кот» ловит их. Пойманный игрок становится «серым котом», а его предшественник-«мышкой».
Основные движения во время прогулки:
Подлезать под шнур левым и правым боком;
Метать мешочек с песком из-за спины через плечо вдаль.
Карточка 5
Тема: Разноцветная клумба
Цель
Обратить внимание детей на изменения, которые происходят осенью в цветнике, учить собирать семена, различать, с каких они цветов; показать форму и строение семян.
Наблюдение
Все лето мы любовались красотой нашей клумбы.
Какие цветы росли на ней? Пришла осень, цветы завяли, но всем хочется, чтобы и в следующем году они вновь выросли, распустились и радовали нас своим разноцветьем. Для этого цветы сохраняют свои семена в коробочках, соцветиях - это бархатцы, мак, астры. Георгины и хризантемы просят выкопать их корешки и сберечь до следующей весны в прохладном помещении.
А что же лилии и ирисы (петушки)? Им, оказывается, не страшны зимние холода. Они укроются своими стеблями и листочками и будут спать до прихода весеннего тепла.
Словарь. Цветник, семена, грунт, собирать, сберегать.
Художественное слово
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
А. Плещеев
Подвижная игра «Найди цветок»
Дети собираются все вместе.
Взрослый предлагает им повернуться спиной и закрыть глаза. В это время он прячет искусственный цветок. По сигналу взрослого: «Можно искать!» дети открывают глаза и начинают искать цветок. Брать его в руки или показывать взглядом свою находку нельзя. Тот, кто найдет цветок, подходит ко взрослому и тихо говорит ему об этом, а потом возвращается на свое место.
Игра продолжается, пока все дети не найдут цветок.
Основные движения во время прогулки:
Бросать мяч об землю и ловить его двумя руками;
Ходить по бревну левым и правым боком.
Карточка 6
Тема: Насекомые спрятались
Цель
Обратить внимание детей на то, что осенью исчезают насекомые, объяснить, что связано это с осенними изменениями в природе.
Наблюдение
Проходят осенние дни, и мы перестаем находить насекомых. Они приготовились пережить холодную зиму и дождаться весеннего тепла. Вот на листочке, который вот-вот сорвет ветер и забросит в сухую траву, прикреплены маленькие яйца - из них весной вылупятся насекомые. Гнезда полосатых шмелей находятся в земле. Остаются зимовать только молодые шмели, которые весной построят новые гнезда. Муравьи забираются как можно глубже в муравейник, закрывают вход в него и там зимуют. Насекомые зимуют в земле, сухой траве, под листьями, в щелях строений.
Словарь . Прятаться, откладывать яйца, зимовать.
Художественное слово
Что бывает осенью?
Большие муравейники - к холодной зиме.
Появление комаров поздней осенью - на теплую зиму.
Подвижная игра «Звоночек»
Из желающих игроков выбирают «звоночек». Остальные игроки, взявшись за руки, становятся вокруг него. «Звоночек» грудью с разбега или, налегая на руки двух соседних игроков, весом собственного тела старается разорвать «цепь», которая окружает его. Разорвав «цепь», он убегает, а все участники игры ловят его. Тот, кто поймает, становится «звоночком».
Основные движения во время прогулки:
Прыгать через шнур с места, отталкиваясь двумя ногами;
Ходить с мешочком на голове.
Карточка 7
Тема: Птицы улетают
Цель
Обратить внимание детей на то, что осенью птицы собираются стаями, готовятся улетать в теплые края; закрепить знание о том, каких птиц называют перелетными.
Наблюдение
Осенние тихие небеса время от времени оживают от веселых птичьих голосов - это перелетные птицы собираются лететь в теплые края. Они проведут там зиму, потому что в наших краях им не выжить. Первыми в полет собираются белогрудые ласточки, стрижи, скворцы, потому что прячутся насекомые, которыми они питаются. Позже улетают жители водоемов: утки, гуси, лебеди. Иногда в небе слышно тоскливое курлыканье журавлей: курлы-курлы... На участках чаще появляются воробьи, сороки, вороны - они остаются зимовать с нами. Ох, и трудно им будет.
Словарь . Собираться стаями, улетать в теплые края.
Художественное слово
Приметы о птицах
Журавли летят низко и быстро, молча - скоро наступит плохая погода.
Галки собираются большими стаями и очень кричат- на ясную погоду.
Грачи улетели - жди снега.
Загадка
Листья падают с осин,
В небе мчится острый клин (Журавли.)
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет -
Улетает, улетел!
Е. Благинина
Подвижная игра «Лесные птицы и кукушка»
На площадке дети чертят мелом небольшие круги вокруг себя и становятся в них. Это - «гнезда птиц». Один ребенок - «кукушка», она не имеет гнезда и стоит в стороне. Взрослый говорит:
«Птицы полетели!», дети выбегают из «гнезд» и бегают-«летают» по всей площадке. «Кукушка» летает вместе с ними. Взрослый дает команду: «Птицы, домой!», и все бегут к своим гнездам! «Кукушка» тоже старается занять какое-нибудь «гнездо». Ребенок, который остается без «гнезда», становится «кукушкой».
Основные движения во время прогулки:
Метать мешочек с песком в вертикальную цель;
Ходить по веревке, положенной на дорожку.
Карточка 8
Тема: Деревья осенью
Цель
Учить детей находить, различать и называть плоды разных деревьев, сравнивать листья, находить в них сходства и различия.
Наблюдение
Посмотрите, какая красавица рябина растет у нас на площадке.
Ее ягоды осенью стали красными и выглядывают из-под листочков. Они привлекают птиц и станут чудесным кормом поздней осенью и зимой. Каждое дерево имеет свой плод или семена. Посмотрите в эту большую корзину. Давайте назовем, что в ней лежит. Желуди и каштаны - это семена деревьев, если их посадить, вырастут новые деревья. Посмотрите, какие симпатичные шапочки-беретики у желудей! А каштаны? Они на дереве были похожи на ежиков, а когда упали, то покатились по дорожке блестящие коричневые шарики. Какие еще семена есть в корзине? (Крылышки ясеня, шишечки ольхи). А вот тополь не имеет семян - его плоды еще весной разлетелись в виде пуха во все стороны.
Словарь . Каштан, желудь, рябина.
Художественное слово
Гуляй и наблюдай
Если на дубе много желудей - зима будет суровой.
Много рябины - осень заплачет дождями, зима - снегами.
Шишки выросли на ели снизу - к ранним морозам, а сверху- к раннему окончанию зимы.
Загадка
Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.
Подвижная игра «Корзинка»
Группа детей делится на две команды.
Каждой команде дают корзинку. По условию в нее можно положить: цветы, листья и плоды с разных деревьев, игрушки, а также устно добавлять пословицы, стихотворения, у загадки и т. п.
Команды все это собирают. Потом проверка: достают по одному предмету, называя его. Если хотят победить, а предметов не хватает, - переходят к чтению стихотворений, пословиц, загадок. Проигрывает тот, у кого раньше заканчиваются все предметы и загадки, стихотворения, пословицы.
Основные движения во время прогулки:
Прыгать через шнур боком с места;
Перекатывать мяч друг другу.
Карточка 9
Тема: Золотая осень
Цель
Учить различать и называть деревья, их листья, любоваться красотой осенних деревьев, понимать, почему осень называют «золотой».
Наблюдение
Осенью деревья празднуют свой последний бал. Осень называют «золотой», когда деревья надевают свой осенний наряд. Он очень красив и многоцветен. Вот березка и липа имеют листочки только желтого цвета, на клене - желтые, красные, багряные, на дубе только бурые. А вот на тополе листья зеленые.
Какое же дерево самое красивое? Остановимся возле него и полюбуемся его красотой. После холодных дней листья начнут быстро менять цвет. Давайте насобираем красивых листьев и вместе составим осенний букет. Из листьев каких деревьев мы сложили букет? «Золотая осень» наступает во втором месяце осени - октябре.
Художественное слово
Проверь народные приметы
Если в октябре листья с березы и дуба опадают полностью - будет теплая зима, а если не полностью - зима будет суровой.
С верхушек деревьев осыпались листья - на раннюю зиму.
Листья с липы осыпались рано - будет холодная зима.
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый
Утешает осень:
- Не жалейте лета!
Посмотрите - роща золотом одета!
3. Федоровская
Подвижная игра «Найди себе пару»
Дети становятся парами, кто с кем хочет.
По условному сигналу взрослого (используется бубен, звоночек и т. п.) дети разбегаются по площадке и находят листок какого-нибудь дерева. По команде: «Найди себе пару» ребенок ищет пару с таким же листочком, как у него. Когда пары собрались, дети называют, с какого дерева у них листочки. Потом по условному сигналу дети снова разбегаются врассыпную и по команде «Найди себе пару» вновь спешат стать парами так, как стояли раньше. Игру повторяют несколько раз.
Основные движения во время прогулки:
Бросать мяч в парах снизу двумя руками;
Приседать с мешочком на голове.
Карточка 10
Тема: Осенний дождь
Цель
Обратить внимание детей на то, что осенью много пасмурных дней и часто идут дожди, воздух - влажный, лужи не высыхают, при первых морозах-замерзают.
Наблюдение
Иногда можно услышать, что осень - печальная пора.
Да, бывают дни, когда тучи плывут низко и надолго прячут солнышко. А еще очень часто идут дожди, и мы видим, как капли стекают по стеклу. Осенние дожди называют грибными, потому что после них в лесу появляются грибы. Осенние дожди, в отличие от весенних и летних, часто бывают с мелкими капельками, моросят, все вокруг становится мокрым: крыши домов, деревья, кусты, дорожки. Воздух тоже влажный, лужи под ногами не сохнут без солнышка. И вот когда наступают первые морозы, они замерзают маленькими озерцами.
Словарь. Пасмурно, дождит, моросит.
Художественное слово
Народные приметы о дожде
В сентябре дождь, который начался с утра, долго идти не будет.
Ветер ночью - завтра жди дождя.
Гром в сентябре напоминает о долгой теплой осени, а в октябре - о малоснежной зиме.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
А. Плещеев
Подвижная игра «Дождик»
Игроки с помощью считалки выбирают ведущего. Он с горшочком и деревянной ложкой становится в центре, ходит по кругу и «варит» кашу, «вымешивая» ее ложкой.
Дети, взявшись за руки, ходят вокруг него и приговаривают:
Иди, иди, дождик,
Сварим тебе борщик.
Тебе каша, а нам - борщ,
Чтоб сильнее пошел дождь.
Дети останавливаются, ведущий, закрыв глаза, поворачивается, поднимает руки с горшочком вверх. Потом идет к детям. Не раскрывая глаз, вручает кому-то горшочек, и тот становится ведущим, ведет игру дальше.
Когда игра заканчивается, дети со словами: «Дождик, дождик, перестань!» подпрыгивают на одной ноге и разбегаются.
Основные движения во время прогулки:
Запрыгивать в обруч и выпрыгивать из него;
Подбрасывать и ловить мяч двумя руками.
Карточка 11
Тема: Поздняя осень
Цель
Показать детям, что после первых заморозков над землей образуется иней: на сухой траве, на кустах, а когда пригревает солнышко, он тает. Учить определять, есть ли ветер, используя вертушки.
Наблюдение
Сейчас у нас поздняя осень. И что это за чудеса у нас с утра: будто кто-то припорошил траву мукой. Да, это пришли первые заморозки, поэтому утром на траве мы увидели иней - маленькие замерзшие капельки воды. Выглянуло солнышко - и иней растаял. Заморозки уже не сильно вредят растениям, так как их стебли уже потеряли свой цвет и высохли, для них главное - сохранить до весны корешки. А весной они пробудятся, и снова зелено будет вокруг. Ветер осенью сердитый - холодный, пронизывающий. Он срывает с деревьев последние листья, качает их ветки, будто предупреждая: готовьтесь, зима не за горами. И тучи слушаются ветра: двигаются быстро, но низко. Мы можем поиграть с ветром, используя вертушки.
Словарь . Иней, заморозки, качаются, гнутся.
Художественное слово
Приметы
Если осенью рано принесет снег, то и весна ранней будет.
Первый снег выпал на мокрую землю - будет лежать, на сухую - скоро растает.
От первого снега до санного следа - полтора месяца.
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
А. Плещеев
Подвижная игра «Не намочи ноги»
На площадке кладут две параллельные веревки на расстоянии 4-5 м одна от другой. Между ними - большой «ручей». По «ручью» на расстоянии одного шага разложены маленькие обручи или круги из картона - «кочки». Каждый ребенок по очереди перескакивает по «кочкам» на противоположную сторону «ручья». Выигрывает тот, кто ни разу не «намочит» ноги, не оступится.
Основные движения во время прогулки:
Передавать мяч в колонне назад и вперед прямыми руками;
Подлезать под шнур.
Карточка 12
Тема: Листопад
Цель
Наблюдать вместе с детьми за листопадом, объяснить это явление, обратить внимание на то, с каких деревьев листья облетают раньше, а на каких держатся дольше, любоваться красотой листопада.
Наблюдение
Как разноцветный дождь, осыпаются листья поздней осенью. Падая, листок чуть шелестит. И когда ходишь по опавшим листьям, слышен их шелест. Явление листопада мы видим, когда становится холодно и дерево не может поглощать корнями много воды и питательных веществ, не может напоить все листочки, поэтому они постепенно отмирают и опадают. Дерево как будто засыпает до весны, но оно живое и его нужно оберегать. Последний месяц осени называется ноябрь. Но не все деревья остаются без убранства.
Вот посмотрите: ель и сосна так и будут зеленеть и осенью, и зимой. Их листочки-иголочки (хвоя) не осыпаются.
Художественное слово
Запомни, это интересно
Поздний листопад - к суровой и затяжной зиме.
Ноябрь зиме ворота открывает.
Ноябрь - не февраль, а спросит: одет ли ты, обут.
Ни листочка, ни травинки!
Тихим стал наш сад.
И березки, и осинки
Скучные стоят.
Только елочка одна
Весела и зелена.
Видно, ей мороз не страшен,
Видно, смелая она!
О. Высотская
Подвижная игра «Лис»
Взявшись за руки, дети образуют круг.
Считалкой выбирают «лиса». Он становится в центре круга. Дети двигаются по кругу, приговаривая:
Ха-ха-ха, хи-хи-хи,
Смейтесь, куры, воробьи,
И летите вверх и вниз -
В наш капкан попался лис.
Всполошился птичий двор:
Вырвался на волю вор.
Убегайте кто куда,
Если поймает - будет беда.
Когда дети заканчивают проговаривать слова - разбегаются, а «лис» ловит их. Кого поймает - тот становится «лисом» и игра начинается сначала.
Основные движения во время прогулки:
Прыгать в длину с места через «ручеек»;
Ходить приставным шагом (левым и правым боком).
Галина Бубнова
Картотека наблюдений в природе (старшая группа)
Картотека наблюдений в природе
Старшая группа
Сентябрь
Наблюдение в природе
Деятельность детей на участке
1. Учить детей самостоятельно определять состояние погоды и её влияние на растительный и животный мир (сильный ветер срывает листья с деревьев, воробьям прыгать тяжело, перья от ветра так и раздуваются и т. д.)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье ,
В багрец и золото одетые леса…
2. Наблюдение за солнцем . Посмотреть по ориентиру на своем участке за движением солнца утром, днем и вечером. Отметить существенные изменения : солнце уже не поднимается так высоко, как летом; сделать вывод : его путь укорачивается, а день уменьшается.
3. Обратить внимание детей на то, что в сентябре еще бывают грозы, сверкает молния, гремит гром, но это уже последние осенние грозы. Проверить народную примету : «Гром в сентябре предвещает теплую осень» .
4. Наблюдение за туманом . Объяснить детям, что это охлажденные капельки воды, повисшие в воздухе.
5. Обратить внимание на первые заморозки на почве. Утром крыши домов, трава, дорожки припорошены инеем – все белое. Понаблюдать , как он быстро исчезает под лучами солнца, останутся только блестящие капли.
6. Наблюдение за деревьями и кустарниками . Полюбоваться красотой окраски листвы : клен окрашивается в желто – красный цвет, краснеют листья рябины, стал ярко – красным наряд осины, береза и липа золотистого цвета. Предложить детям назвать деревья, вспомнить, чем отличаются их лист
7. Обратить внимание на появление серебристой сети паутины. Откуда она берется? Это расселяются молодые паучки. Напомнить детям, что паучки полезные, не надо им мешать, пусть летят на новое место.
8. После первых заморозков жизнь насекомых замирает. Спросить детей, куда они делись?
9. В начале осени показать детям отлет журавлей. Они летят углом, двумя расходящимися рядами. Прочитать стихотворение М. А. Познанской «Журавли» .
Журавли летят, курлычут
Шлют последнее «прощай»
За собою лето кличут
Забирают в теплый край.
Жалко мне цветных полянок
И журавликов моих!
Только я тужить не стану
Я весною встречу их.
10. Обратить внимание детей на частые порывистые холодные ветры. Понаблюдать , как ветер срывает с деревьев листья и кружит их в воздухе.
Деятельность детей в уголке природы
1. Работа с растениями в уголке природы . Наблюдение за их ростом .
2. Перенос растений с участка в группу (ноготки, маргаритки, астры)
3. Заготовка и сушка растений для зимних букетов.
4. Заготовка семян арбуза, дыни, желудей, каштанов, шишек, листьев для поделок из природного материала .
Народные пословицы и поговорки
3. Холоден сентябрь да сыт.
4. Осень идет и дождь с собой ведет.
5. Коли ясно, то и осень прекрасна.
6. Красна весна цветами, а осень плодами.
Познакомить детей с народными приметами, понаблюдать и проверить их на своем природном окружении и деятельности человека.
1. Много желудей на дубе – к суровой зиме.
3. Гром в сентябре предвещает теплую осень.
4. Большие муравьиные кучи – на суровую зиму.
5. Обильная ночная роса – к ясной погоде.
6. Утренний сентябрьский туман – к ветру.
1. Воздух и способы его обнаружения (в воде, в земле) .
2. Потребность растений в воде (признаки оживления растений с зарисовки) .
3. «Много – мало» : выяснить, почему растения с крупными листьями необходимо поливать чаще, чем с мелкими.
Работа с родителями
2. Оформить папку – раскладушку «Город Кропоткин. День Семьи в нашем городе» .
3. Провести родительское собрание (организационное) . Тема : «Подготовка к новому учебному году, оздоровительные мероприятия для детей в детском саду; выбор родительского комитета, ответы на вопросы.
Наблюдения в природе
Деятельность детей на участке
1. С помощью воспитателя уметь определять погоду, отмечать состояние растений, животных, деятельность человека. Наблюдения сопровождать отрывками из классической поэзии :
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Ф. Тютчев
2. Осмотр участка. Отметить, где еще держаться листья на деревьях и кустарниках . Поискать семена липы, клена, дуба на участке. Рассмотреть желуди. Прочитать стихотворение С. Маршака :
С колпаком на голове
Будто в путь готовый,
Он скрывается в листве
Дуба золотого.
В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета.
3. Прогулка на огород. Посмотреть в каком виде оставили огород к зиме, что надо еще доделать.
4. Осмотр цветника. Какие цветы еще цветут, какие зацветут и что можно выкопать для цветения в группе (маргаритки, ноготки, анютины глазки, какие уже отцвели.
5. Заготовка веток, листьев, плодов для игры «С чьей ветки детки?»
6. Наблюдение на прогулке за трудом взрослых (перекопка огорода, цветника) . Помощь в сборе ботвы.
7. Наблюдать за посадкой деревьев и кустарников . Показать детям кустарник с корнями , опутанными пыреем. Показать надземные стебли пырея. Вспомнить пословицу : «Пырей – огонь полей» . Попросить объяснить.
Деятельность детей в уголке природы
1. Введение календаря погоды, зарисовки в альбом.
2. Полив, опрыскивание, обрезание сухих листьев у цветов в вазах.
3. Ставить в воду последние цветы осени, принесенные с прогулки, следить за их свежестью, менять воду.
4. Устроить в уголке природы выставку : «Дары осени» .
5. Наблюдение за комнатными растениями, пересадка, знакомство с новыми растениями.
Пословицы и поговорки
2. Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.
3. Синица пищит – зиму вещает.
4. Осенью птицы летят низко – к холодной зиме, высоко – к теплой.
1. «Может ли растение дышать?» - выявить потребности растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. (книга «Неизведанное рядом» , стр. 55)
2. Есть ли у растений органы дыхания – определить, что все части растений участвуют в дыхании.
3. Нужен ли корешкам воздух? – выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растения дышать всеми частями.
4. Что выделяет растение? – установить, что растения выделяют кислород.
Работа с родителями
1. Оформить родительский уголок «Знакомые незнакомцы»
2. Подготовить консультацию для родителей «Развивающая среда для гиперактивных детей»
3. Посетить на дому Левкович Н. - выяснить, где мальчик играет, чем занимается, как помогает дома.