Международные конфликты: понятие и типология. Типы и функции международных конфликтов
Международный конфликт -- один из видов политических конфликтов. Политические конфликты обусловлены несовпадением интересов, ценностей или идентификаций политических субъектов, соответственно выделяют конфликты интересов, ценностные конфликты и конфликты самоидентификаций. В соответствии с наиболее распространенными представлением международный конфликт можно определить как открытое политическое столкновение двух и более государств (или иных международных акторов) на основе несовпадения или противоречия их интересов. Интересы государств могут сталкиваться из-за принадлежности той или иной территории, из-за прохождения линии государственной границы. Интересы могут быть экономического характера, что связано с доступом к использованию каких-либо ресурсов либо контролю над ними. Практика международных отношений знает различные типы и виды международных конфликтов. Наиболее часто в классификациях международных конфликтов встречается их разделение на симметричные и асимметричные. К симметричным относят такие конфликты, которые характеризуются примерно равной силой вовлеченных в них сторон. Асимметричные же конфликты -- это конфликты с резким различием потенциала конфликтующих сторон. Международный конфликт -- основа международных отношений в традиционной геополитике. Различаются военно-политические, экономические, национальные, цивилизационные, конфессиональные и другие конфликты.
В современном мире угроза потенциальных конфликтов возрастает из-за увеличения численности и разнообразия участников международных отношений. Международный конфликт рассматривается как особое политическое отношение двух или нескольких сторон - народов, государств или группы государств, - концентрированно воспроизводящее в форме косвенного или непосредственного столкновения экономические, социально-классовые, политические, территориальные, национальные, религиозные или иные по природе и характеру интересы. Международный конфликт возникает в любом случае, когда одно государство или группа государств стремится навязать свои интересы другим, объявляет и добивается их монополии, ущемляя или вообще не принимая во внимание иные интересы. Международные конфликты, таким образом, являются разновидностью международных отношений, в которые вступают различные государства на почве противоречий интересов. Субъекты международного конфликта: к ним относятся коалиции государств, отдельные государства, а также партии, организации и движения, борющиеся за предотвращение, завершение и разрешение различных видов конфликтов, связанных с отправлением властных функций.
Атрибутом, основной характеристикой субъектов конфликта до последнего времени является сила. Под ней понимается способность одного субъекта конфликта заставить или убедить другого субъекта конфликта сделать то, что в другой ситуации он делать не стал бы. Понятие силы государства не сводится только к его военной силе. Пожалуй, первым комплексную характеристику силы дал Г.Моргентау. Он выделял в этом понятии девять факторов: географическое положение; естественные ресурсы; промышленные возможности; военный потенциал, национальный характер, национальную мораль, степень поддержки населения; качество дипломатии; качество правительства. Вторым атрибутом субъекта конфликта является его положение. Под этим понимаются позиции субъекта конфликта в общей системе отношений. Велика роль в конфликтах (прямая или косвенная) поддержка субъектов конфликта со стороны других субъектов международных отношений, а также условий реализации потенциала субъектов конфликта. Объект конфликта: под ним понимается интерес, оспариваемый субъектами конфликта, выраженный в их обоснованном или ложном праве на что-то. Конфликтные отношения. По своему характеру отношения между политическими субъектами делятся на союзные, партнерства, противоборства и враждебные. Для конфликта свойственны отношения противоборства и враждебности. Так как основным субъектом международных конфликтов являются государства, выделяют следующие виды международных конфликтов:
- 1. межгосударственные конфликты (обе противостоящие стороны представлены государствами или их коалициями);
- 2. национально-освободительные войны (одна из сторон представлена государством): антиколониальные, войны народов, против расизма, а также против правительств, действующих в противоречии с принципами демократии;
- 3. внутренние интернационализированные конфликты (государство выступает помощником одной из сторон во внутреннем конфликте на территории другого государства).
Исходя из интересов, отстаиваемых в конфликте, выделяют следующие международные конфликты:
- 1. конфликт идеологий (между государствами с различными общественно-политическими системами);
- 2. конфликты между государствами с целью политического господства в мире или отдельном регионе;
- 3. конфликты, где стороны отстаивают экономические интересы;
- 4. территориальные конфликты, основанные на территориальных противоречиях (захват чужих или освобождение своих территорий);
- 5. религиозные конфликты; история знает немало примеров межгосударственных конфликтов на этой основе.
Международные конфликты могут различаться и по своему пространственно-временному масштабу. В данном случае можно выделить глобальные конфликты, затрагивающие интересы всех участников международных отношений; региональные, локальные, которые включают в качестве сторон конфликта ограниченное число участников, двусторонние. В зависимости от длительности международные конфликты могут быть затяжными, средней длительности, краткосрочными. В зависимости от применяемых средств обычно выделяют вооруженные международные конфликты и конфликты с применением только мирных средств. Наука дала следующее определение конфликту: «Конфликт - противостояние - оппозиция - столкновение индексно-противоположных целей, интересов, мотивов, позиций, мнений, замыслов, критериев или же концепций субъектов - оппонентов в процессе общения - коммуникации» Сегодня проблемой конфликта занимается не одна область научного знания. Это и социология, история, педагогика, военные науки, философия и, конечно же, психология. Каждая область рассматривает конфликт со своей точки зрения и поэтому существует множество видов понятий: международный конфликт, региональный, этнический, военный, педагогический, конфликт в коллективе, социальный, трудовой, конфликт между супругами, конфликт отцов и детей и т.д.Международно-политические конфликты также неотделимы от международных отношений, как международные отношения от человеческой истории. Если они и могли когда-то существовать друг без друга, то очень давно и недолго. Тем не менее, повторяющийся на протяжении многих тысяч лет на различной цивилизационной, социальной, геополитической основе международно-политический конфликт изучен еще далеко не полно. Не только методологическая, но и политическая позиция исследователей заставляет их по-разному отвечать на, казалось бы, самые простые вопросы. Так, ученые в области международных отношений отмечают, что «понятие «конфликт» употребляется применительно к ситуациям, в которых одни группы людей (племенная, этническая, лингвистическая или какая-либо другая) находится в сознательном противостоянии к другой группе (или другим группам), поскольку все эти грппы преследуют несовместимые цели»
Соответственно и понятие «международный конфликт» выводится или из социального взаимодействия развертывающегося в конкретно-исторических условиях или из психологического состояния в группах. Двигаясь в этом направлении, ученые пытаются сопоставить и по возможности объединить некоторые из наиболее удачных определений. Важно подчеркнуть, что понятию «власть» при этом отводится центральное место.
В отечественных исследованиях международного конфликта, его роли и места в системе международных отношений, на протяжении нескольких последних десятилетий неизменно подчеркивается его политический характер. Более того, любой международный конфликт определялся как «политическое отношение двух или нескольких сторон, воспроизводящие в острой форме лежащие в основе этого отношения противоречия его участников».
Существуют три основных подхода, или, иначе говоря, три основных направления в изучении международных конфликтов: «стратегические исследования», «исследования конфликта», «исследования мира». Главное, что их объединяет, - это стремление осмыслить роль данного социального феномена в функционировании международной системы, в отношениях между ее различными составными частями и сформулировать на этой основе выводы, имеющие практическое значение. В то же время между ними имеются и различия, касающиеся методологических оснований и содержательной проблематики исследований, характера их связи с практикой международных отношений и т.п. Известный американский ученый Л. Озер определял социальный конфликт как «столкновение между коллективными акторами по поводу ценностей, статусов, власти или редких ресурсов, в котором цели каждой из сторон состоят в том, чтобы нейтрализовать, ослабить или устранить своих соперников» . Соглашаясь с таким пониманием, одна часть исследователей международных отношений исходит из того, что конфликт имеет объективное содержание. Так, с точки зрения К. Оулдинга, это - «ситуация соперничества, в которой стороны осознают несовместимость возможных позиций и каждая сторона стремится занять положение, несовместимое с тем, которое хочет занять другая». Иначе говоря, речь идет о противоположности интересов, одновременная реализация которых участниками международного взаимодействия невозможна именно ввиду их объективности.
Напротив, с точки зрения Дж. Бертона, «конфликт носит в основном субъективный характер... Конфликт, который как будто затрагивает «объективные» расхождения интересов, может быть преобразован в конфликт, имеющий позитивный результат для той и другой сторон, при условии такого «переосмысления» ими восприятия друг друга, которое позволит им сотрудничать на функциональной основе совместного использования оспариваемого ресурса»
Центральная задача стратегических исследований состоит в попытке определить, каким должно быть наиболее адекватное поведение государства в конфликтной ситуации, способное оказывать влияние на противника, контролировать его, навязывать свою волю. С появлением ядерного оружия перед специалистами в области таких исследований появляется ряд принципиально новых вопросов, поиски ответов на которые придали новый импульс стратегической мысли.
Одной из приоритетных проблем стратегических исследований является проблема войны, ее причин и последствий для того или иного государства, региона и международной (межгосударсгвенной) системы в целом. При этом если раньше война рассматривалась как, хотя и крайнее, но все же «нормальное» средство достижения политических целей, то огромная разрушительная мощь ядерного оружия породила парадоксальную, с точки зрения традиционных подходов, ситуацию. С одной стороны, обладающее им государство получает новые возможности для проведения своей внешней политики и обескураживающие любого потенциального агрессора способности обеспечить свою национальную безопасность (в военном значении этого понятия). А с другой стороны, избыток мощи, который дает ядерное оружие, делает абсурдными всякие мысли о его применении, о перспективе прямого столкновения между его обладателями.
Окончание «холодной войны», развал Советского Союза и крушение биполярной структуры глобальной международной системы знаменуют поворот к новой фазе в разработке «большой стратегии». На передний План выдвигаются задачи адекватного ответа на вызовы, которые диктуются распространением в мире новых типов конфликтов, генерируемых ростом децентрализованного политического насилия, агрессивного национализма, международной организованной преступности и т.п. Более того, сложность указанных задач, приобретающих особую актуальность в условиях все большей доступности новейших видов оружия массового уничтожения как ядерного, так и «обычного» характера, снижает возможности их решения на пути стратегических исследовании с традиционной для них «точкой зрения «солдата», пытающегося избрать наилучшее поведение перед лицом противника, и не задающегося вопросами о причинах и конечных целях конфликтов». Это получают другие подходы и, в частности, те, которые находят применение в рамках такого направления, как «исследования конфликтов».
Центральными для этого направления являются как раз те вопросы, которые не ставятся в рамках «стратегических исследований» - то есть вопросы, связанные, прежде всего с выяснением происхождения и разновидностей международных конфликтов. При этом по каждому из них существуют расхождения.
Так, в вопросе о происхождении международных конфликтов могут быть выделены две позиции. В рамках одной из них международные конфликты объясняются причинами, связанными с характером структуры международной системы. Сторонники второй склонны выводить их из контекста, то есть внутренней среды системы межгосударственных отношений.
Й. Галтунг, например, предложивший «структурную теорию агрессии», считает причиной международных конфликтов разбалансирование критериев, позволяющих судить о том месте, которое занимает данное государство в международной системе, когда его высокое положение в этой системе, в соответствии с одними критериями, сопровождается недостаточным или непропорционально низким положением в каком-либо другом отношении.
«Возникновение агрессии, - утверждает Галтунг, - наиболее вероятно в ситуации структурного разбалансирования». Это касается и глобальной международной системы с наблюдающимся в ее рамках «структурным угнетением», когда индустриально развитые государства, уже в силу самих особенностей функционирования присущего им типа экономики, выступают в роли угнетателей и эксплуататоров слаборазвитых стран. Однако само по себе наличие структурного разбалансирования еще не означает, что вытекающие из него конфликты обязательно достигнут своей высшей степени - военного противостояния. Последнее становится наиболее вероятным при двух условиях: во- первых, когда насилие превращается в неотъемлемую и привычную черту жизни общества; во-вторых, когда исчерпаны все другие средства восстановления нарушенного баланса.
Еще одной разновидностью «структурного» подхода к вопросу о происхождении международного конфликта является стремление объединить предложенный К.Уолцем анализ трех уровней - индивида, государства и международной системы. На первом уровне исследование причин международного конфликта предполагает изучение естественной природы человека и его психологии - прежде всего особенностей психологического облика государственных деятелей (отражаемых, например, в теориях инстинктов, фрустрации, агрессии и т.п.). На втором рассматриваются детерминанты и факторы, связанные с геополитическим положением государств, а также специфика господствующих в них политических режимов и социально-экономических структур. К структурным представлениям о происхождении международных конфликтов могут быть отнесены и господствовавшие в советской литературе взгляды на их характер и природу. Происхождение конфликтов объяснялось неоднородностью глобальной международной системы со свойственным ей разделением на мировую капиталистическую систему, мировой социализм и развивающиеся страны, в среде которых, в свою очередь, усматривались процессы размежевания на классовой основе. Причины же конфликтов, их основной источник выводились из агрессивной природы империализма.
По существу, в рамках названного направления речь идет о широком комплексе вопросов, связанных с поисками урегулирования международных конфликтов. При изучении современных международных конфликтов и путей их урегулирования, необходимо учитывать процессы, происходящие в современном мире. Одним из таких процессов является глобализация, которая, несомненно, оказывает огромное влияние на международные конфликты и их характер. Как указывает Довженко М.В. после рассмотрения процесса глобализации, можно выделить несколько глобальных тенденций «непосредственно влияющих на специфику современных международных конфликтов» Во-первых, качестве одной из таких тенденций можно назвать размывание границ между внутренней и внешней политикой. Применительно к конфликту это может обозначать то, что сегодня в значительной степени стираются границы между внутренними и международными конфликтами.
В качестве причин этого Можно назвать тот факт, что конфликт в современном мире возникнув как внутренний, становится международным в результате своего расширения. К нему подключаются другие участники, и он выходит за рамки национальных границ. Но даже если до этого дело не доходит, внутренний конфликт, как правило, воздействует на соседние страны, в том числе вследствие перехода границ беженцами. В иных случаях внутренний конфликт может, оставаясь по сути внутренним, приобретать международную окраску из-за участия в нем представителей других стран. Кроме того, некоторые внутренние конфликты превращаются в международные в результате присутствия в стране конфликта иностранных войск, а нередко и их прямой интервенции. К тому же в последние годы в процесс урегулирования внутренних конфликтов все больше вовлекаются посредники из третьих стран и представители международных организаций, что также придает внутренним конфликтам международный оттенок
Во-вторых, в качестве еще одной глобальной политической тенденции можно назвать демократизацию, как международных отношений, так и внутриполитических процессов. Влияние данной тенденции на специфику современных конфликтов может выражаться, в том, что на сегодняшний день существует целый ряд стран с парламентскими формами правления, в которых не только не решены межнациональные и территориальные проблемы, но и наблюдается их актуализация. Другими словами, создается ситуация, когда не все государства, которых коснулось влияние данной тенденции, сегодня оказались способными решить проблему необходимости достижения национального единства (включая вопрос о территориальных границах) и национальной идентичности переговорными (т. е. демократическими) средствами. Как указывает Довженко, в таких случаях «особое внимание следует обратить на проблему необходимости достижения национального единства (включая вопрос о территориальных границах) и национальной идентичности в качестве обязательного предварительного условия демократизации. Очевидно, что процесс этот весьма затруднителен, поэтому в реальности мы зачастую становимся свидетелями подъема национализма и активности националистических движений из-за наличия острых национальных разногласий и противоречий в различных регионах мира»
С тенденцией демократизации сегодня связано и такое явление как всемирное развитие и распространение новейших систем массовой коммуникации, а главное - их доступность для любого гражданина современного демократического общества. Это приводит к тому, что международные отношения и внешняя политика перестают быть уделом узкой группы специального государственного ведомства, становясь достоянием совокупности самых разнообразных институтов, как правительственных, так и независимых, как политического, так и неполитического характера.
В результате круг непосредственных участников современных политических отношений сегодня значительно расширяется. И в этом зачастую видят еще одну глобальную политическую тенденцию. Возросшее число участников международных отношений становится «источником абсолютной случайности в этой сфере» То, что наблюдается в наши дни в международных отношениях, - это переход от ситуации риска, свойственной периоду холодной войны, к ситуации сомнения. Так как зачастую поведение новых акторов (таких как религиозные движения, ТНК, политические объединения), способных оказывать непосредственное влияние на ход событий без оглядки на национальные правительства, непредсказуемо и не всегда ясно. В результате в систему МО внесена теперь большая неуверенность, порожденная чрезвычайно широкой палитрой интересов, стремлений и целей
Такое активное участие негосударственных акторов в современных конфликтах выявляет еще одну их особенность. Эти конфликты порождают особые трудности при урегулировании их традиционными средствами дипломатии, которые включают в себя официальные переговоры и посреднические процедуры.
Практика международных отношений знает различные типы и виды международных конфликтов. Политическая наука активно их изучает. Однако единая, признаваемая всеми исследователями типология международных конфликтов отсутствует. Наиболее часто в классификациях международных конфликтов встречается их разделение на симметричные и асимметричные. К симметричным относят такие конфликты, которые характеризуются примерно равной силой вовлеченных в них сторон. Асимметричные же конфликты - это конфликты с резким различием потенциала конфликтующих сторон. Выделение симметричных и асимметричных конфликтов важно с практической точки зрения. Если конфликт перейдет в стадию вооруженной борьбы, то от соотношения потенциалов принимающих участие в конфликте сторон будет зависеть его продолжительность и во многом конечный результат.
Проиллюстрировать это можно на примере ситуации, складывающейся вокруг Ирака в последнее десятилетие. В 70-е гг. XX в. режим Саддама Хусейна благодаря доходам от нефтедобычи и нефтеэкспорта смог создать значительный военный потенциал. Сам С. Хусейн мнил себя «Сталиным Ближнего Востока» и стремился показать всему миру силу своей страны и армии. Как показалось иракскому лидеру, такая возможность предоставилась после победы «исламской революции» в Иране в 1979 г. Между Ираном и Ираком существовал давний территориальный спор из-за линии границы в устье реки Шатль-эль- Араб. Этот спор подогревался наличием на данном участке больших запасов нефти. В 1975 г. между правительством Шаха в Иране и иракскими властями был подписан пограничный договор, который как будто бы устранил все спорные вопросы. Но когда после свержения Шаха в Иране наступила полоса хаоса и дестабилизации, С. Хусейн решил воспользоваться ситуацией и захватить приграничные иранские территории.
Развязывая войну против Ирана, С. Хусейн учел степень дезорганизации и развала иранской армии, но не учел того, что в целом потенциалы противоборствующих сторон были сопоставимы. В этом симметричном конфликте столкнулись два средних по размерам территории и численности населения ближневосточных государства, имевших крупные запасы нефти и большие доходы от ее экспорта. Ни одна из сторон не имела явного перевеса над другой, поэтому полная победа кого-либо из участников в данном конфликте была невозможна. Так в итоге и случилось. После почти десяти лет военных действий, в ходе которых стороны потеряли один миллион человек убитыми, Ирак и Иран вернулись к соглашению 1975 г. Война истощила золотовалютные запасы Ирака, и С. Хусейн принял решение пополнить их за счет соседнего маленького, но очень богатого запасами нефти Кувейта, тем более что иракская сторона всегда считала Кувейт незаконно отторгнутой от Ирака территорией.
В данном случае вооруженный конфликт был асимметричным, поскольку размеры и военный потенциал сторон были несоизмеримы. Иракская армия в течение суток оккупировала территорию Кувейта, и он был объявлен иракской провинцией. Хусейн принимал во внимание только потенциал непосредственных участников конфликта, не учитывая общую ситуацию в международных отношениях в целом. Действия Ирака вызвали создание широкой антииракской коалиции во главе с Соединенными Штатами Америки. Эта коалиция получила санкцию Совета безопасности ООН на использование силы для прекращения иракской оккупации Кувейта. Структура конфликта вновь приняла асимметричный характер, но уже не в пользу Ирака. Иракское руководство это обстоятельство проигнорировало. Итогом операции «Буря в пустыне» в начале 1990 г. стало поражение иракской армии, которая вынуждена была уйти из Кувейта. Режим С. Хусейна в тот раз устоял, но был подвергнут международным санкциям. Однако уроки из вооруженного столкновения 1989-1990 гг. иракское руководство не извлекло: своими непоследовательными и противоречивыми действиями режим С. Хуссейна сам создал условия для вторжения вооруженных сил США уже без соответствующей санкции Совета Безопасности ООН. Но в этот раз просчиталась администрация президента США Дж. Буша-младшего. Американцы верно оценили предстоящий конфликт как асимметричный, в котором у США будет преимущество. При проведении военной операции так и получилось. Ослабленная иракская армия не оказала серьезного сопротивления, а режим С. Хусейна быстро рассыпался на фоне военного поражения. Однако теперь уже в Вашингтоне не учли того, что в современной мировой политике международная и внутриполитическая сферы не отделены друг от друга «китайской стеной», а тесно между собой связаны. Начиная военную операцию против режима С. Хуссейна, американское руководство надеялось, что вслед за военной победой оно сможет быстро привести Ирак к демократии и процветанию, заложить основы для «демократизации Большого Ближнего Востока». Однако реальная ситуация оказалась иной. Иностранное военное присутствие в Ираке вызвало вооруженное сопротивление.
Кроме этого, Ирак, раздираемый внутренними этническими и религиозными конфликтами, стал очагом терроризма. Непродуманная политика завела вашингтонские власти в ситуацию, из которой простых и легких выходов быть не может.
Для типологии международных конфликтов можно использовать предложенную А. Раппопортом классификацию политических конфликтов, критериями для которой служат характеристики процесса протекания конфликта и мотивация поведения его участников. Исходя из названных критериев, Раппопорт выделяет такие модели конфликтов: сражение, дебаты, спор.
Наиболее опасен для мира и безопасности конфликт, развивающийся в форме «сражения». Само название его говорит о том, что стороны, вовлеченные в конфликт, изначально воинственно настроены по отношению друг к другу и стремятся нанести противнику максимальный урон, невзирая на возможные последствия для себя. Поведение участников такого конфликта можно определить как иррациональное, так как они ставят перед собой зачастую недостижимые цели, неадекватно воспринимают международную ситуацию и действия противоположной стороны.
Напротив, в конфликте, который разворачивается в форме «игры», поведение участников определяется рациональными соображениями. Несмотря на внешние проявления воинственности, стороны не склонны доводить обострение отношений до крайности. Решения принимаются на основе учета всех факторов и обстоятельств, на основе объективной оценки ситуации.
Для конфликта, развивающегося как «дебаты», изначально присуще стремление участников разрешить возникшие противоречия путем достижения компромиссов. «Дебаты» - это такое состояние конфликта, когда открываются перспективы для поиска приемлемого всеми сторонами компромиссного решения. Лучший путь выхода из конфликтной ситуации - переход от «сражения» через «игру» к «дебатам». Однако возможен и противоположный путь: от «дебатов» перейти к «игре», для того чтобы добиться уступок, а от «игры» незаметно для себя перейти к настоящему «сражению», исключающему возможность достижения компромиссов.
Данная типология также важна для практической деятельности по мирному урегулированию международных конфликтов.
В конце 1950-х гг., когда математические подходы и методы стали весьма активно применяться в гуманитарных исследованиях, из математической теории игр было заимствовано деление конфликтов на конфликты с нулевой и не нулевой (положительной) суммой. Затем к ним добавили конфликты с отрицательной суммой.
Конфликт с нулевой суммой - это конфликт, в котором интересы сторон полностью противоположны и победа одной из них означает поражение другой и наоборот. Компромисс здесь невозможен. Конфликт с положительной суммой - это конфликт, где есть реальная возможность найти приемлемое для всех решение. В результате достигаемого компромисса в какой-то степени удовлетворяются интересы всех участников. В конфликте с отрицательной суммой негативные последствия наступают для всех его участников. Примером такого конфликта в международных отношениях служит ядерная война, в которой, как известно, победителей не бывает.
С точки зрения количества участников международные конфликты можно разделить на двусторонние и многосторонние.
Еще одна классификация международных конфликтов основана на пространственно-географическом факторе, т. е. учитывает уровень охвата конфликтом системы международных отношений. Глобальные международные конфликты не имеют пространственных границ, от их исхода в той или иной степени зависят судьбы практически всех государств, направления и тенденции мирового развития. Примеры глобальных конфликтов - Первая и Вторая мировые войны. Глобальным характером отличалась и холодная война, поскольку определяла тенденции развития международных отношений на протяжении нескольких десятилетий - с конца 40-х до конца 80-х гг. XX в.
Региональные конфликты затрагивают международные отношения в пределах одного политико-географического региона. Число его участников ограниченно по сравнению с глобальными конфликтами, а последствия - менее масштабные. Локальные конфликты развиваются на субрегиональном или местном уровне. Как правило, они касаются конкретных проблем и территорий. К ним относится большая часть двусторонних, а также интернационализировавшихся внутренних конфликтов. Поскольку на практике провести границу между региональным и субрегиональным уровнем международных отношений сложно, региональные и локальные конфликты часто выделяют в общую группу. В этом есть смысл, так как они явно отличаются по масштабам и последствиям от конфликтов глобального характера. В современных условиях, когда возможность глобального международного конфликта крайне мала, региональные и локальные конфликты представляют собой основную угрозу всеобщему миру и безопасности.
Американо-российские отношения в конце XX-XXI вв.
Проблема региональных конфликтов в современном мире представляет собой совокупность трудноразрешимых вопросов, имеющих жизненно важное значение для всех регионов планеты...
Безопасность в АТР
В данном пункте для дальнейшего расширения понимания контекста, в котором происходит эволюция военной стратегии КНР, будут рассмотрены ключевые конфликты в регионе, в которые вовлечен Китай...
Влияние религиозного фактора на региональные конфликты
Темой данного реферата является религиозный фактор в региональных конфликтах. Следует понимать, что не всегда религия будет единственным фактором к образованию конфликтной ситуации. Необходимо рассмотреть региональные конфликты...
Газовые конфликты между Россией и Украиной
КИЕВ, 17 февраля. Президент Украины Виктор Ющенко больше всех ответственен за газовый конфликт с Россией. Об этом, как передает «Новый Регион»...
По данным Центра оборонной информацииCenter of Defense Information, 1 января 2009 года в мире протекало 14 крупных вооруженных конфликтов (столько же, сколько годом раньше, но вдвое меньше, чем в 2003 году). Крупным конфликт считается в том случае...
География вооруженных конфликтов в современном мире
Кроме этих, в мире насчитывается несколько десятков конфликтов, острота которых по разным причинам снизилась, однако при определенном стечении обстоятельств, они могут вновь вспыхнуть. Европа Грузия против Абхазии и Южной Осетии...
Конфликт как международная проблема
В настоящее время в России отсутствует стратегия развития межэтнических отношений. Действия федерального центра напоминают пожарную команду, которая пытается тушить уже вспыхнувший пожар...
Как уже отмечалось, вооруженный конфликт определяется как борьба между вооруженными силами двух сторон, одной из которых является правительство какого-либо государства, за установление контроля над правительством и/или территорией...
Милитаризация как негативное мировое явление
Негосударственный конфликт определяется как применение вооруженных сил между двумя организованными группами (при этом ни одна из них не является правительством какого-либо государства)...
Многонаправленная дипломатия по урегулированию региональных конфликтов
Особым видом региональных конфликтов можно назвать «центропериферийные", т.е. конфликты между центросиловыми и периферийными государствами. Центропериферийные конфликты, в отличие от глобальных...
Организация договора о коллективной безопасности
Конфликт -- столкновение, серьезное разногласие, спор . Сейчас на территории бывшего СССР существуют государства, на территории которых имеют место военные конфликты. Чаще всего это происходит в государствах...
Роль ООН, Совета Безопасности ООН в урегулировании международных конфликтов
Роль ООН, совета безопасности ООН в урегулировании международных конфликтов
Всю историю международных конфликтов, решаемых ООН, можно условно поделить на два периода. Начиная с момента своего основания и до 1990х годов, ООН решала в основном межгосударственные конфликты...
Специфика внешнеполитической доктрины Франции как наиболее активного участника международных отношений
Особое внимание Франции к ближневосточному конфликту объясняется тем, что он развивается в зоне ее особых интересов - в средиземноморском регионе. Франция всегда стремилась играть активную роль в урегулировании этого конфликта...
Территория
Морские пространства земного шара соединяются, как правило, между собой проливами и искусственными каналами. Режим каждого пути определяется в зависимости от его положения в системе морских путей и значения для международного мореплавания...
Международный конфликт – столкновения субъектов политики в их взаимном стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные, прежде всего, с достижением власти или ее перераспределением, а также с изменением их политического статуса.
Этапы конфликта: противоречия, спор, кризис, конфронтация, урегулирование.
Типы конфликтов:
– количество участвующих сторон (двух- и многосторонние конфликты);
– международно-правовой статус сторон. межгосударственные, в которых все участники являются субъектами международного права, и внутренние, в которых статусом субъекта обладает лишь одна
– территориальный охват (локальные, региональные и глобальные конфликты);
– предмет спора (территория, ресурсы, сферы влияния);
– наличие идейной стороны (этнические, религиозные, идеологические);
– соотношение интересов сторон. конфликты с нулевой суммой, в которых интересы сторон полностью противоположны и выигрыш одной из них точно равен проигрышу другой, и конфликты с ненулевой суммой, не имеющие столь однозначной зависимости.
– легальность: конфликты, разрешенные правом (антиколониальные, национально-освободительные, оборонительные) и запрещенные им (агрессивные, превентивные войны);
– степень применения силы (террористические акты, использование обычного вооружения, ограниченная или глобальная ядерная война);
– характер протекания: конфликты низкой интенсивности (протекающие в форме массового терроризма, партизанских войн против правящей политической элиты, движений сепаратистского типа, приграничных конфликтов из-за спорных территорий) и высокой интенсивности (уровень войны);
– участие великих держав (периферийные, внутриблоковые, региональные, мировые войны).
Функции конфликтов:
Положительные: предотвращение стагнации в международных отношениях; стимулирование созидательных начал в поисках выходов из сложных ситуаций;определение степени рассогласованности интересов и целей государств;предотвращение более крупных конфликтов и обеспечение стабильности путем институционализации конфликтов малой интенсивности.
Отрицательные : вызывают беспорядок, нестабильность и насилие; усиливают стрессовое состояние психики населения в странах-участницах; вызывают неблагоприятные демографические процессы; порождают возможность неэффективных политических решений.
Особенности современных конфликтов: интернационализация локальных и региональных конфликтов; расширение состава и рост многообразия участников международных конфликтов; неравенство сил участвующих в конфликтах сторон; увеличение тяжести последствий конфликтов для гражданского населения; возрастание трудности урегулирования конфликтов традиционными дипломатическими средствами.
В рамках политических методов предупреждения и урегулирования конфликтов различают традиционные и институциональные методы.
Традиционные методы. Наиболее распространенными методами урегулирования конфликтов являются переговоры, использование услуг третьей стороны и посредничества с целью помочь сторонам прийти к согласию. Гаагские Конвенции 1899 г . сделали в этом отношении шаг вперед, создав комиссии по расследованию с целью установления фактов, которые могли лежать в основе межгосударственного конфликта и быть его причиной. метод примирения характерен тем, что элементы спора становятся предметом разбирательства смешанной комиссии под председательством «третьей стороны».
Институциональные процедуры. странам - членам ООН вменяется в обязанность до любого применения силы использовать только мирные средства урегулирования. В соответствии с Уставом ООН конфликтующие стороны должны сначала прибегнуть к одной из традиционных процедур урегулирования конфликта. использование институциональных механизмов позволило придать таким механизмам коллективный характер. Теперь развести противников пытается не представитель «третьего» государства, а межправительственная организация.
Механизмы урегулирования сейчас. в условиях уменьшения роли государства-нации наблюдается снижение эффективности дипломатических методов урегулирования конфликтов, растет роль экономических механизмов и финансовых средств. Все более заметную роль в составе механизмов урегулирования конфликтов играют гуманитарные операции. Растет роль информационного элемента.
Остается бесспорной роль военного элемента в предупреждении, урегулировании конфликтов и осуществлении над ними контроля со стороны международного сообщества (ООН). Во-первых, это участие в военных операциях. Вторая задача формулируется как оказание помощи местной гражданской администрации и включает в себя обеспечение правопорядка в зоне поддержания мира. Третья задача - оказание гуманитарной помощи населению при стихийных бедствиях, поддержка НПО. четвертая задача связана со спасением насильственно удерживаемого персонала, по эвакуации мирного населения.
миротворческие операции:
1. Собственно миротворество (или установление мира) - дипломатические усилия, связанные с организацией посредничества и/или переговоров.
2. Поддержание мира -операции небоевого характера, осуществляемые с согласия сторон в целях выполнения достигнутых соглашений.
3. Принуждение к миру - боевые операции или угроза применения силы по принуждению или сдерживанию воюющих сторон.
4. Построение мира - деятельность, осуществляемая после завершения боевых действий и направленная на восстановление экономики и политической стабильности в регионах конфликта.
Проблемы: Малая эффективность международного регулирования конфликтов. разрыв между военной стороной операции и политическим урегулированием приводил к затягиванию процесса постконфликтного миростроительства. Несоблюдение принципа непредвзятости в урегулировании конфликтов. Отсутствуют четкие правовые критерии для определения случаев, когда возможно применение силы для достижения мира. Таким образом, операции по международному вооруженному вмешательству с целью принуждения к миру не могут не рассматриваться лишь как крайняя мера.
Регионализация в МО
Необходимо отличать регионализацию от регионализма: если регионализм, как особая стратегия региональных элит и политических партий, говорит о намерении перераспределить власть, то регионализация описывает реальный процесс ее перераспределения.
Регионализа́ция - процесс перераспределения властных компетенций от национального на региональный уровень, появление и развитие новых институциональных форм, отвечающих новой роли регионов в процессе принятия решений на национальном и наднациональном уровнях. Наглядным примером процесса регионализации является Европейский союз.
Важной вехой на пути совершенствования механизмов координации региональных политик стали Маастрихтский и Лиссабонский договоры. Центральным моментом в этом контексте явилось создание Комитета регионов. Комитет регионов – это консультативный орган Европейского Союза. В него входят представители местных и региональных органов власти. В 2007 г. Европейская Комиссия подготовила Белую книгу о надлежащем управлении. большое внимание уделяется созданию так называемых Европейских групп по трансграничному сотрудничеству. Естественное развитие процесса регионализации в Европейском союзе привело к выработке концепции «Европы регионов», отражающей возросшее значение регионов и имеющей целью определить их место в ЕС. Во второй половине 90-х годов Европейским союзом началась разработка инициативы INTERREG в целях развития межрегионального сотрудничества и стимулирования полноценного участия приграничных регионов в экономике Европы.
Первопроходцем новой архитектуры региональной парадипломатии стал в 1984 году Бирмингем. Муниципальный совет этого города принял тогда решение открыть свое представительство в Брюсселе. В 1985 г. в Брюсселе появились офисы федеральных земель Германии.
постепенно к регионам переходит роль факторов международных отношений, в частности посредством заключения рамочных международных договоров о сотрудничестве. Появляется такое понятие, как международный маркетинг региона
Для признания организации региональной необходимо: пространственное единство государств-членов; пространственное ограничение целей, задач и действий.
Одна из особенностей ОБСЕ - ее сложный состав. В формировании СБСЕ наряду с европейскими государствами участвовали Соединённые Штаты Америки и Канада. Противоречивыми, с позиций регионального регулирования, являются черты НАТО. Сформированный в 1949 г. блок объединил как государства Северной Америки, так и Западной Европы; а затем и Юго-Восточной Европы. Судьба НАТО тесно соприкасается с состоянием ОБСЕ.
региональная интеграция является игрой с положительной суммой. региональное объединение выделяется из остального мира и обосабливается от него. региональная интеграция - сознательный и добровольный процесс. интеграция охватывает внутреннюю и внешнюю политику государств-членов. региональная интеграция охватывает многие сферы общественной жизни. обычно региональная группировка имеет общие органы и нормативную базу. региональная интеграция базируется на представлении об общей будущей судьбе ее участников.
Наиболее распространенное определение трактует интеграцию как постепенное сращивание национальных рынков и формирование на основе этого целостного хозяйственного комплекса, а потом и политического союза. Сторонники федерализма полагают, что интеграция должна вести к созданию сверхгосударства. В теории коммуникации интеграция рассматривается как сплоченное и безопасное сообщество, исповедующее общие ценности. Неофункционалисты полагают, что интеграция - процесс формирования нового сообщества, полезного для его членов, с центральными органами власти. региональная интеграция представляет собой модель сознательного и активного участия группы стран в процессе глобальной стратификации мира. Ее главная общая цель - создание максимально успешной страты.
Под региональными конфликтами мы будем понимать конфликты, которые возникают на основе противоречий, складывающихся между отдельными государствами, коалициями государств, и охватывают большие географические и социальные пространства. Региональные конфликты непосредственно связаны с глобальными. В основе региональных конфликтов лежат противоречия в сфере экономики, политики, религии и идеологии, и они, как правило, протекают в русле национально-этнических и религиозных столкновений. Региональные конфликты отличаются составом субъектов, в качестве которых выступают административно-территориальные образования или этнические группы внутри государства. Региональные конфликты отличаются также зонами распространения и влияния. Региональные конфликты носят затяжной характер.
В настоящее время складывается принципиально новое качество влияния региональных процессов на глобальный уровень международных отношений. Региональные процессы могут выдаваться за глобальные или альтернативные глобальным.
66. Понятие, типы и функции конфликта в международных отношениях. Особенности международных конфликтов в эпоху «холодной войны».
Конфликт – это столкновение между участниками международных отношений по поводу ценностей, статусов, власти или ресурсов, в котором цели каждой и сторон состоят в том, чтобы нейтрализовать, ослабить или устранить соперника.
Внешние конфликты:
- дипломатические споры
- территориальные притязания
- экономические противоречия
- вооруженный конфликт (в т.ч. война)
классический межгосударственный к. – война (нац.-освободит., территориальн.)
территориальный к. – отделение / присоединение территории
нетерриториальный к. – этнич., националистич., религиозню, идеологич.
межгосударственные конфликты (обе противостоящие стороны представлены государствами или их коалициями);
национально-освободительные войны (одна из сторон представлена государством): антиколониальные, войны народов, против расизма, а также против правительств, действующих в противоречии с принципами демократии;
внутренние интернационализированные конфликты (государство выступает помощником одной из сторон во внутреннем конфликте на территории другого государства).
их субъектами выступают государства или коалиции;
в основе межгосударственных конфликтов лежит столкновение национально-государственных интересов конфликтующих сторон;
межгосударственный конфликт является продолжением политики государств-участников;
современные межгосударственные конфликты одновременно локально и глобально влияют на международные отношения;
межгосударственный конфликт сегодня несет опасность массовой гибели людей в странах-участницах и во всем мире.
Исходя из интересов, отстаиваемых в конфликте, выделяют:
конфликт идеологий (между государствами с различными общественно-политическими системами); к концу XX в. их острота резко снизилась;
конфликты между государствами с целью политического господства в мире или отдельном регионе;
конфликты, где стороны отстаивают экономические интересы;
территориальные конфликты, основанные на территориальных противоречиях (захват чужих или освобождение своих территорий);
религиозные конфликты; история знает немало примеров межгосударственных конфликтов на этой основе.
Позитивные:
разрядка напряженности между конфликтующими сторонами
получение новой информации об оппоненте
сплочение народа при противоборстве с внешним врагом
стимулирование к изменениям и развитию
снятие синдрома покорности у народа
диагностика возможностей оппонентов
большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте
ухудшение социально-психологического климата в стране, регионе
представление о побежденных группах, как о врагах
после завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между группами народов
сложное восстановление деловых отношений (“шлейф конфликта”).
Один из главных теоретиков и практиков ХВ – Дж. Фостер Далльс.
Особенности:
Противостояние двух сверхдержав - СССР и США - и возглавляемых ими блоков было ведущим фактором политического развития мира в период «Холодной войны» и до некоторой степени «снимало» конфликты более низкого уровня. Эти конфликты нередко использовались сверхдержавами в их военно-политическом противостоянии. В то же время сверхдержавы старались держать региональные конфликты под контролем, понимая, что в противном случае они могут стать неуправляемыми и перерасти в глобальную войну. Поэтому в наиболее опасных случаях лидеры биполярного мира, несмотря на жесткое противостояние, координировали свои действия по снижению напряженности, чтобы избежать прямого столкновения. Несколько раз такая опасность, например, возникала при развитии арабо-израильского конфликта в период холодной войны. Тогда каждая из сверхдержав оказывала влияние на своего союзника с тем, чтобы снизить накал конфликтных отношений. В период холодной войны были ситуации и прямой жесткой конфронтации СССР и США. Одним из таких наиболее острых моментов стал в 1962 г. Карибский (Кубинский) кризис, когда и США, и СССР всерьез рассматривали возможность нанесения ядерных ударов. В связи с этим в 1970-е годы обеими сторонами были предприняты усилия по «разрядке » международной напряжённости и ограничению вооружений.
Одной из главных составляющих конфронтации была идеология . Глубинное противоречие между капиталистической и социалистической моделями является основной причиной холодной войны. Две сверхдержавы - победительницы во Второй мировой войне пытались перестроить мир согласно своим идеологическим установкам. Со временем конфронтация стала элементом идеологии двух сторон и помогала лидерам военно-политических блоков консолидировать вокруг себя союзников «перед лицом внешнего врага». Новое противостояние требовало сплоченности всех членов противоположных блоков.
Ведение массированной «психологической войны », целью которой была пропаганда собственной идеологии и образа жизни, а также дискредитация в глазах населения «вражеских» стран и «третьего мира» официальной идеологии и образа жизни противоположного блока. С этой целью создавались радиостанции, вещавшие на территорию стран «идеологического противника».
Основоположник – У.Черчилль (выступление в Фултоне 1946г.): призвал к созданию военно-политического союза, чтобы противостоять социалистической системе.
1946-1953: начало противостояния
1953-1962: на грани ядерной войны
1962-1979: «Разрядка»
1979-1986: новый виток противостояния
1987-1991: «новое мышление» Горбачёва и завершение противостояния
Итогом этого берлинского кризиса стало резкое ухудшение общественного мнения западных стран о СССР, а также ускорение подготовки к объединению в мае 1949 г. земель, находившихся в западной зоне оккупации, в Федеративную Республику Германия (ФРГ), при этом Западный Берлин стал автономным самоуправляемым городом, связанным наземным транспортным коридором с ФРГ. В ответ на это в октябре 1949 г. в советской зоне оккупации была создана Германская Демократическая Республика (ГДР).
Мармеладный бунт : берлинский кризис 1953 года. Причина – повышение цен на товары первой необходимости. Начало кризиса в ГДР. Противостояние жителей ГДР и советских властей и войск.
Венгерский кризис 1956г . Массовые убийства коммунистов, работников МВД, Госбезопасности. Выступления против советского режима на территории страны. Хотели выйти из Варшавского договора. Многие повстанцы были репрессированы, убиты.
Берлинский кризис 1961г . – один из самых напряженных моментов ХВ. СССР требовал вывода амер., брит. войск с территории Зап. Берлина. Массовые миграции населения из ГДР в ФРГ. Социалистическая партия приняла решение о закрытии всех пропускных пунктов между ГДР и ФРГ. 15 августа 1961г. – возведение Берлинской стены. Эта стена породила противостояние военных сил Запада и Востока. Только 3 сент. 1971 подписано соглашение по Берлину, признававшее его самостоятельным государством, независимым от ФРГ (Великобрит., СССР, США, Франция).
Карибский кризис 1962г. Связан с вступлением Ф. .Кастро в должность президента Кубы, желанием строить социализм. США планировали операции по свержению режима, включ. экономическую, политическую изоляцию, организацию внутренней подрывной деятельности, военное вторжение. СССР разместил военные базы на Кубе, в т.ч. ядерные ракеты. Советское оружие поставлялось на Кубу бесплатно. 1962г. – морская блокада Кубы Америкой и усилия для нормализации отношений с СССР. В результате кризиса достигнута договоренность: СССР убирает ракеты с Кубы, США – из Турции.
Корейская война (1950-1953) часто рассматривается как опосредованное противостояние СССР и США.
Ввод советских войск в Афганистан (1979) – новый виток противостояния. На Западе восприняли как нарушение геополитического равновесия и переход СССР к политике экспансии. Обострение достигло пика осенью 1983 г., когда советскими силами ПВО был сбит южнокорейский гражданский авиалайнер, на борту которого, по сообщениям СМИ, находилось около 300 человек. Именно тогда президент США Рональд Рейган назвал СССР «империей зла». В 1983-1986 гг. советские ядерные силы и система предупреждения о ракетном нападении находились в состоянии повышенной боевой готовности.
Разрядка. В 1988 году начинается вывод советских войск из Афганистана. В декабре того же года Горбачёв, выступая на сессии Генеральной Ассамблеи ООН с «программой ослабления противостояния», заявил о сокращении советских вооруженных сил.
страница 1