Класс земноводные. Внешнее строение и образ жизни озерной лягушки
Лягушка - типичный представитель земноводных. На примере этого животного можно изучить характеристики всего класса. Данная статья подробно описывает внутреннее строение лягушки.
Начинается пищеварительная система ротоглоточной полостью. На её дне прикреплен язык, который лягушка использует для ловли насекомых. Благодаря необычному строению он способен с большой скоростью выбрасываться изо рта и приклеивать к себе жертву.
На нёбных костях, а также на нижней и верхней челюсти земноводного имеются небольшие зубы конической формы. Служат они не для пережёвывания, а прежде всего для удержания добычи в пасти. Это ещё одно сходство амфибии с рыбами. Секрет, выделяемый слюнными железами, увлажняет ротоглоточную полость и пищу. Это облегчает её проглатывание. Пищеварительных ферментов слюна лягушки не содержит.
Пищеварительный тракт лягушки начинается глоткой. Далее следует пищевод, а затем - желудок. За желудком находится двенадцатиперстная кишка, остальная часть кишечника уложена в виде петель. Заканчивается кишечник клоакой. У лягушек есть и пищеварительные железы - печень и поджелудочная.
Пойманная с помощью языка добыча оказывается в ротоглотке, а затем через глотку попадает по пищеводу в желудок. Клетки, расположенные на стенках желудка, выделяют соляную кислоту и пепсин, которые способствуют перевариванию пищи. Далее полупереваренная масса следует в двенадцатиперстную кишку, в которую также изливаются секреты поджелудочной железы и впадает желчный проток печени.
Постепенно двенадцатиперстная переходит в тонкую кишку, где и всасываются все полезные вещества. Остатки пищи, которая не переварилась, попадают в последний отдел кишечника - короткую и широкую прямую кишку, оканчивающуюся клоакой.
Внутреннее строение лягушки и её личинки отличается. Взрослые особи являются хищниками и питаются в основном насекомыми, а вот головастики - самые настоящие травоядные. На их челюстях расположены роговые пластинки, с помощью которых личинки соскребают мелкие водоросли вместе с живущими в них одноклеточными организмами.
Дыхательная система
Интересные особенности внутреннего строения лягушки касаются и дыхания. Дело в том, что наравне с легкими, огромную роль в процессе газообмена играет наполненная капиллярами кожа амфибии. Легкие представляют собой тонкостенные парные мешки с ячеистой внутренней поверхностью и разветвленной сетью кровеносных сосудов.
Как дышит лягушка? Амфибия использует клапаны, способные открывать и закрывать ноздри, и движения дна ротоглотки. Для того чтобы сделать вдох, ноздри открываются, а дно ротоглоточной полости опускается, и воздух оказывается в пасти лягушки. Чтобы он прошел в легкие, ноздри закрываются, а дно ротоглотки поднимается. Выдох производится благодаря опаданию легочных стенок и движениям брюшных мышц.
У самцов гортанную щель окружают специальные черпаловидные хрящи, на которые натянуты голосовые связки. Высокая громкость звука обеспечивается благодаря голосовым мешкам, которые образованы слизистой оболочкой ротоглотки.
Выделительная система
Внутреннее строение лягушки, вернее, её тоже весьма любопытно, так как продукты жизнедеятельности амфибии могут выводиться через легкие и кожу. Но все же большая их часть выделяется почками, которые расположены у крестцового позвонка. Сами почки представляют собой продолговатые тела, прилегающие к спине. В этих органах есть специальные клубочки, способные отфильтровывать из крови продукты распада.
Моча по мочеточникам выводится в мочевой пузырь, где накапливается. После наполнения мочевого пузыря мышцы у брюшной поверхности клоаки сокращаются и жидкость выбрасывается через клоаку наружу.
Кровеносная система
Внутреннее строение лягушки более сложное, чем у взрослой лягушки трехкамерное, состоящее из желудочка и двух предсердий. Из-за единственного желудочка артериальная и венозная кровь частично смешивается, два круга кровообращения разобщены не полностью. Артериальный конус, имеющий продольный спиральный клапан, отходит от желудочка и распределяет смешанную и артериальную кровь в разные сосуды.
В правом предсердии собирается смешанная кровь: венозная поступает от внутренних органов, а артериальная - от кожи. В левое предсердие от легких поступает артериальная кровь.
Сокращаются предсердия одновременно, и кровь из обоих попадает в единственный желудочек. Благодаря строению продольного клапана поступает в органы головы и мозг, смешанная - к органам и частям тела, а венозная - к коже и легким. Школьникам может быть тяжело понять внутреннее строение лягушки. Схема кровеносной системы амфибии поможет наглядно представить, как работает кровообращение.
Кровеносная система головастиков имеет только один круг кровообращения, одно предсердие и один желудочек, как у рыб.
Строение крови лягушки и человека отличается. имеют ядро, овальную форму, а у человека - двояковогнутая форма, ядро отсутствует.
Эндокринная система
В эндокринную систему лягушки входят щитовидная, половая и поджелудочная железы, надпочечники и гипофиз. Щитовидная железа продуцирует гормоны, необходимые для завершения метаморфоза и поддержания обмена веществ, половые железы отвечают за размножение. Поджелудочная железа участвует в переваривании пищи, надпочечники помогают регулировать обмен веществ. Гипофиз вырабатывает ряд гормонов, влияющих на развитие, рост и окраску животного.
Нервная система
Нервная система лягушки характеризуется невысокой степенью развития, она схожа по характеристикам с нервной системой рыб, но имеет более прогрессивные черты. Головной мозг подразделяется на 5 отделов: средний, промежуточный, передний, продолговатый мозг и мозжечок. Передний мозг хорошо развит и разделяется на два полушария, каждое из которых имеет боковой желудочек - специальную полость.
В связи с однообразными движениями и в общем малоподвижным образом жизни, мозжечок имеет небольшой размер. Продолговатый мозг крупнее. Всего из головного мозга лягушки выходит десять пар нервов.
Органы чувств
Значительные изменения в органах чувств земноводных связаны с выходом из водной среды на сушу. Они уже сложнее, чем у рыб, так как должны помогать ориентироваться и в воде, и на суше. У головастиков развиты органы боковой линии.
В слое эпидермиса скрыты болевые, осязательные и температурные рецепторы. Сосочки на языке, небе и челюстях выполняют функцию органов вкуса. Органы обоняния состоят из парных обонятельных мешков, которые открываются как наружными, так и внутренними ноздрями, в окружающую среду и ротоглоточную полость соответственно. В воде ноздри закрыты, органы обоняния не действуют.
В качестве органов слуха развито среднее ухо, в котором находится аппарат, усиливающий звуковые колебания благодаря барабанной перепонке.
Строение глаза лягушки сложное, ведь ей необходимо видеть и под водой, и на суше. Защищают глаза взрослых особей подвижные веки и мигательная перепонка. У головастиков век нет. Роговица лягушачьего глаза выпуклая, хрусталик - двояковыпуклый. Амфибии видят довольно далеко и обладают цветным зрением.
Среда обитания лягушки
Лягушки обитают в сырых местах: в болотах, влажных лесах, на лугах, по берегам пресноводных водоемов или в воде. Поведение лягушек во многом определяется влажностью. В сухую погоду некоторые виды лягушек прячутся от солнца, зато после его захода или в мокрую, дождливую погоду наступает время их охоты. Другие виды живут в воде или у самой воды, поэтому они охотятся и днем.
Питаются лягушки различными насекомыми, главным образом жуками и двукрылыми, но поедают также пауков, наземных брюхоногих моллюсков, а иногда и мальков рыб. Свою добычу лягушки подстерегают, неподвижно сидя в укромном месте.
При охоте главную роль играет зрение. Заметив какое-либо насекомое или другое мелкое животное, лягушка выбрасывает изо рта широкий липкий язык, к которому и прилипает жертва. Лягушки хватают только подвижную добычу.
Рисунок: Движение языка лягушки
Активны лягушки в теплое время года. С наступлением осени они уходят на зимовку. Например, травяная лягушка зимует на дне незамерзающих водоемов, в верховьях рек и ручьев, скапливаясь десятками и сотнями особей. Остромордая лягушка на зимовку забирается в трещины почвы.
Внешнее строение лягушки
Тело лягушки короткое, большая плоская голова без резких границ переходит в туловище. В отличие от рыб голова земноводных подвижно сочленена с туловищем. Хотя у лягушки и нет шеи, она может чуть наклонять голову.
Рисунок: Внешнее строение лягушки
На голове заметны два больших выпученных глаза, защищенные веками : кожистым - верхним и прозрачным подвижным - нижним. Лягушка часто мигает, при этом влажная кожа век смачивает поверхность глаз, предохраняя их от высыхания. Эта особенность развилась у лягушки в связи с ее наземным образом жизни. Рыбы, глаза которых постоянно находятся в воде, век не имеют. Впереди глаз на голове заметна пара ноздрей. Это не только отверстия органов обоняния. Лягушка дышит атмосферным воздухом, который попадает в ее организм через ноздри. Глаза и ноздри расположены на верхней стороне головы. Когда лягушка прячется в воду, она выставляет их наружу. При этом она может дышать атмосферным воздухом и видеть то, что происходит вне воды. Позади каждого глаза на голове лягушки заметен небольшой кружок, затянутый кожей. Это наружная часть органа слуха - барабанная перепонка . Внутреннее ухо лягушки, так же как и у рыб, помещается в костях черепной коробки.
У лягушки хорошо развиты парные конечности - передние и задние ноги. Каждая конечность состоит из трех главных отделов. В передней ноге различают: плечо , предплечье и кисть . У лягушки кисть заканчивается четырьмя пальцами (пятый палец у нее недоразвит). В задней конечности эти отделы называются бедром , голенью , стопой . Стопа заканчивается пятью пальцами, которые у лягушки соединены плавательной перепонкой. Отделы конечностей подвижно сочленены между собой при помощи суставов . Задние ноги значительно длиннее и сильнее передних, они играют главную роль при движении. Сидящая лягушка опирается на слегка согнутые передние конечности, задние при этом сложены и находятся по бокам тела. Быстро распрямляя их, лягушка совершает прыжок. Передние ноги при этом предохраняют животное от удара о землю. Плавает лягушка подтягивая и выпрямляя задние конечности, а передние при этом прижимает к телу.
Кожа у всех современных земноводных голая. У лягушки она всегда влажная благодаря жидким слизистым выделениям кожных желез.
Вода из окружающей среды (из водоемов, дождевая или роса) попадает в организм лягушки через кожу и с пищей. Лягушка никогда не пьет.
Скелет лягушки
Скелет лягушки состоит из тех же основных отделов, что и скелет оку ня , однако в связи с полуназемным образом жизни и развитием ног он отличается рядом особенностей.
Рисунок: Скелет лягушки
В отличие от рыб у лягушки имеется шейный позвонок. Он подвижно сочленен с черепом. За ним следуют туловищные позвонки с боковыми отростками (ребра у лягушки не развиты). Шейный и туловищный позвонки имеют верхние дуги, защищающие спинной мозг. На конце позвоночника у лягушки и у всех других бесхвостых земноводных помещается длинная хвостовая кость. У тритонов и других хвостатых земноводных этот отдел позвоночника состоит из большого числа подвижно сочлененных между собой позвонков.
В черепе лягушки меньше костей, чем в черепе рыб. В связи с легочным дыханием у лягушки нет жабр.
Скелет конечностей соответствует их расчленению на три отдела и связан с позвоночником посредством костей поясов конечностей. Пояс передних конечностей - грудина , две вороньи кости , две ключицы и две лопатки - имеет вид дуги и расположен в толще мускулатуры. Пояс задних конечностей образован сросшимися тазовыми костями и прикрепляется плотно к позвоночнику. Он служит опорой задним конечностям.
Внутреннее строение лягушки
Мышцы лягушки
Строение мышечной системы лягушки много сложнее, чем у рыбы. Ведь лягушка не только плавает, но и передвигается по суше. Благодаря сокращениям мышц или групп мышц лягушка может совершать сложные движения. Особенно хорошо у нее развиты мышцы конечностей.
Пищеварительная система лягушки
Пищеварительная система земноводных имеет почти такое же строение, как у рыб. В отличие от рыб задняя кишка у нее открывается не прямо наружу, а в особое ее расширение, называемое клоакой . В клоаку открываются также мочеточники и выводные протоки органов размножения.
Рисунок: Внутреннее строение лягушки. Пищеварительная система лягушки
Дыхательная система лягушки
Лягушка дышит атмосферным воздухом. Для дыхания служат легкие и кожа. Легкие имеют вид мешков. Их стенки содержат большое количество кровеносных сосудов, в которых совершается газообмен. Горло лягушки несколько раз в секунду оттягивается вниз, благодаря чему в ротовой полости создается разреженное пространство. Тогда воздух проникает через ноздри в ротовую полость, а оттуда в легкие. Обратно он выталкивается под действием мускулатуры стенок тела. Легкие лягушки развиты слабо, и кожное дыхание для нее так же важно, как и легочное. Газообмен возможен только при влажной коже. Если лягушку поместить в сухой сосуд, то вскоре кожа ее высыхает и животное может погибнуть. Погруженная в воду, лягушка целиком переходит на кожное дыхание.
Рисунок: Внутреннее строение лягушки. Кровеносная и дыхательная системы лягушки
Кровеносная система лягушка
Сердце лягушки помещается в передней части тела, под грудиной. Оно состоит из трех камер: желудочка и двух предсердий . Сокращаются поочередно то оба предсердия, то желудочек.
В сердце лягушки правое предсердие содержит только венозную кровь , левое - только артериальную , а в желудочке кровь до известной степени смешанная.
Особое расположение сосудов, берущих начало от желудочка, приводит к тому, что только головной мозг лягушки снабжается чистой артериальной кровью, а все тело получает смешанную кровь.
У лягушки кровь из желудочка сердца протекает по артериям во все органы и ткани, а из них по венам оттекает в правое предсердие - это большой круг кровообращения . Кроме того, из желудочка кровь поступает в легкие и в кожу, а из легких обратно в левое предсердие сердца - это малый круг кровообращения . У всех позвоночных животных, кроме рыб, два круга кровообращения: малый - от сердца к органам дыхания и обратно в сердце; большой - от сердца по артериям ко всем органам и от них обратно в сердце.
Обмен веществ у земноводных на примере лягушек
Обмен веществ у земноводных протекает медленно. Температура тела лягушки зависит от температуры окружающей среды: повышается в теплое время и понижается в холод. Когда на воздухе становится очень жарко, температура тела лягушки понижается за счет испарения влаги с кожи. Как и рыбы, лягушка и другие земноводные - холоднокровные животные. Поэтому при похолодании лягушки становятся малоактивными, стремятся забраться куда-нибудь потеплее, а на зиму и совсем залегают в спячку.
Центральная нервная система и органы чувств земноводных на примере лягушки
Центральная нервная система и органы чувств земноводных состоят из тех же отделов, что и у рыб. Передний мозг развит сильнее, чем у рыб, и в нем можно различить два вздутия - большие полушария . Тело земноводных близко к земле, и им не приходится поддерживать равновесие. В связи с этим мозжечок, управляющий координацией движений, развит у них слабее, чем у рыб.
Рисунок: Внутреннее строение лягушки. Нервная система лягушки
Строение органов чувств соответствует наземной среде. Например, мигая веками, лягушка удаляет приставшие к глазу пылинки и смачивает поверхность глаза.
Как и у рыб, у лягушки имеется внутреннее ухо. Однако в воздухе звуковые волны распространяются значительно хуже, чем в воде. Поэтому для лучшего слышания у лягушки развито еще среднее ухо . Начинается оно воспринимающей звуки барабанной перепонкой - тонкой круглой пленочкой позади глаза. От нее звуковые колебания через слуховую косточку передаются во внутреннее ухо.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
- Стратегия « Кубизм»
1.Ботаника.
2.Регенерация.
3.Зоология.
4.Гельминтология.
5.Параподии.
6.Лихенология.
7.Микология.
8.Гирудин.
9.Кутикула.
10.Фотосинтез
11.Заповедник.
14.Ихтиология.
- «Загадочные рыбки
Вопросы на «5»:
1.Чем костные рыбы отличаются от хрящевых?
2.Покажите отделы тела и плавники рыб.
3.Перечислите особенности размножения рыб.
4.Какие приспособления к водной среде обитания имеются у рыб?
Вопросы на «4»:
1.Перечислите представителей костных рыб.
2.Перечислите представителей хрящевых рыб.
3.Почему осетровые рыбы очень ценятся?
Вопросы на «3»:
1.Каково хозяйственное значение рыб?
2.Каких рыб своей местности вы знаете?
- Блиц-опрос
3.Рыбы … животные. нерест,
Актуализация знаний учащихся
III. Изучение нового материала
«Издревле и до нынешних дней ни одно семейство животных не вызывало всеобщего отвращения, ни одно не преследовалось столь беспощадно, но и столь несправедливо, как семейство жаб» (Альфред Брем).
Оба названия класса, «земноводные» (рус. Земля и вода) и «амфибии» (с греч. Двоякодышащие), подчёркивают главную особенность этих животных. Большинство из них одинаково хорошо чувствуют себя и на суше, и в воде. Земноводные появились на Земле более 350 млн. лет назад.
Учитель:
1.Амфибии
2.Отделы тела
3.Дыхание
4.Кровеносная система -
5.Температура тела
6.Размножение : раздельнополые, оплодотворение внутреннее или наружное. В воде. Развитие с превращением: икра -> личинка (головастик) -> взрослое животное.
7.Среда обитания - суша, вода
Задание 1 группе Скелет лягушки
Задание 2группе. Внутреннее строение
І?Лабораторная работа,
(Видеоролик)
?,Проблемные задачи:
1.Если кожу лягушки смазать растительным маслом или обсыпать крахмалом, то через некоторое время она погибнет. Чем это можно объяснить?
2.Голодная лягушка отказалась, есть помещенных в аквариум умерщвленных насекомых. Почему? (Лягушки реагируют только на движущуюся добычу).
3. «Чёрный ящик».
В нем находятся два предмета, которые изобрел человек, наблюдая за особенностями строения земноводных: 1-й используют в плавании, а 2-й - особый вид одежды. Угадайте, что в черном ящике.
?І, Охрана Земноводных
Спи, царевич мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Я тебе на сон грядущий
Песенку спою
Я спою о том, как гибнет
Наш несчастный род,
Проживая жизнь в болотах,
Полную невзгод.
Бьют камнями нас мальчишки -
Просто так, зазря.
Убежать от них, укрыться
Нам почти нельзя.
Нет зубов, не можем бегать,
Нам нельзя летать.
Вынуждены мы громко квакать
И лишь мух хватать.
Часто губят нас напрасно,
Не думая о том,
Что Земля - планета наша -
То наш общий дом.
V ІІ. Закрепление изученного материала
Задание 1. Игра «Верю - не верю!»:
5. У взрослых земноводных два круга кровообращения, а у личинок - один. (Да)
6. Органы дыхания взрослых земноводных - легкие и кожа. (Да)
Задание 2.
1. обтекаемая форма тела,
2. жаберное дыхание,
3. два круга кровообращения,
4. слизистая кожа,
5. легочное дыхание,
6. развитие яиц в воде,
8. развитие с метаморфозом,
9. пятипалая конечность,
10. наличие внутреннего уха,
11. слюнные железы
Признаки рыб
Признаки земноводных
Задание 3.
Открытый урок по биологии.
(7рус.кл)
ТЕМА
Учитель биологии :Чанчарова Ж.Ж.
2014-2015уч.год
Просмотр содержимого документа
««Общая характеристика класса земноводные. Внешнее и внутреннее строение лягушки. »
ТЕМА : «Общая характеристика класса земноводные. Внешнее и внутреннее строение лягушки.
Цель урока: раскрыть особенности строения и жизнедеятельности земноводных как первых наземных животных, обитающих в водной и наземной среде.
Задачи:
Образовательные : сформировать понятие об образе жизни, особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных на примере лягушки в связи со средой обитания; познакомить с многообразием, значением земноводных и необходимостью их охраны.
Развивающие : развивать познавательный интерес, логическое мышление, биологическую речь, умение анализировать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умение высказывать собственное мнение и его обосновывать.
Воспитательные : способствовать экологическому и нравственному воспитанию на примере показа значения земноводных в природе и необходимости бережного, гуманного отношения к ним; воспитание коммуникативных качеств, навыков взаимооценки.
Тип урока : комбинированный.
Методы, используемые на уроке : наглядный, практический, частично-поисковый, словесный, проблемный.
Используемые формы обучения : групповая, коллективная, индивидуальная,дифференцированный подход.
Оборудование : интерактивная доска.
таблицы «Тип Хордовые. Класс Земноводные. Травяная лягушка
схемы,карточки, плакаты.
Ход урока:
I . Организационный момент
Приветствие учителя, пожелание здоровья, хорошего настроения на уроке, собранности, отличной работоспособности. (Муз. клип «Друзья»)
II . Проверка домашнего задания
Стратегия « Кубизм»
1.Ботаника.
2.Регенерация.
3.Зоология.
4.Гельминтология.
5.Параподии.
6.Лихенология.
7.Микология.
8.Гирудин.
9.Кутикула.
10.Фотосинтез
11.Заповедник.
14.Ихтиология.
« Загадочные рыбки » - дифференцированное задание.
Вопросы на «5»:
Чем костные рыбы отличаются от хрящевых?
Покажите отделы тела и плавники рыб.
Перечислите особенности размножения рыб.
Какие приспособления к водной среде обитания имеются у рыб?
Вопросы на «4»:
Перечислите представителей костных рыб.
Перечислите представителей хрящевых рыб.
Почему осетровые рыбы очень ценятся?
Вопросы на «3»:
Каково хозяйственное значение рыб?
Каких рыб своей местности вы знаете?
Блиц-опрос
2.Органом дыхания для рыб служит боковая линия
3.Рыбы … животные. нерест,
4.Период размножения рыб называется … раздельнополые
5.Из скольких отделов состоит тело рыбы? жаберными крышками
6.Все ли рыбы откладывают икру? голова, туловище, хвост.
8.Почему тяжело держать в руках живую рыбу? плавательный пузырь
9.С помощью какого органа большинство рыб может менять глубину погружения? китовая акула
10.Чем прикрыты жабры рыб снаружи? Чешуя покрыта слизью
Актуализация знаний учащихся
Запись учащимися темы урока: «Класс Земноводные, или Амфибии.
Ребята, какие чувства вызывают у вас лягушки, жабы и другие земноводные? (Ответы детей). Посмотрим, изменится ли у вас отношение к ним в конце урока.
Что вы знаете о земноводных? (Класс делится на 2 группы, каждая из которых записывает всё, что знает о земноводных. Заслушивается одна из групп, а вторая добавляет то, что не было сказано первой, таким образом, формируется коллективное мнение).
III . Изучение нового материала
Трудно назвать другую группу животных, которые вызывали бы у человека такое чувство настороженного интереса и, пожалуй, даже некоторого суеверного страха и вместе с тем отвращения, как земноводные.
«Издревле и до нынешних дней ни одно семейство животных не вызывало всеобщего отвращения, ни одно не преследовалось столь беспощадно, но и столь несправедливо, как семейство жаб» (Альфред Брем)..
Общая характеристика
Оба названия класса, «земноводные» (рус. Земля и вода) и «амфибии» (с греч. Двоякодышащие), подчёркивают главную особенность этих животных. Большинство из них одинаково хорошо чувствуют себя и на суше, и в воде.. Земноводные появились на Земле более 350 млн. лет назад.
Учитель:
1.Амфибии - это животные, приспособленные к жизни и на суше, и в воде.
2.Отделы тела - голова, туловище, конечности.
3.Дыхание - легкие (кислородом воздуха), кожа (кислородом, растворенным в воде)
4.Кровеносная система - 2 круга кровообращения, сердце - 3 камеры.
5.Температура тела - непостоянная, зависит от окружающей среды
6.Размножение : раздельнополые, оплодотворение внутреннее или наружное. В воде. Развитие с превращением: икра - личинка (головастик) - взрослое животное.
7.Среда обитания - суша, вода
Задание 1 группе Скелет лягушки
Изучите строение скелета лягушки. Подпишите кости, обозначенные цифрами 1-13.
Задание 2группе . Внутреннее строение
Рассмотрите внутренне строение лягушки. Используя учебник и рисунок, ответьте на вопросы.
1. В каких органах происходит обогащение крови кислородом?
2.Перечислите органы пищеварительной системы.
3.Сколько камер в сердце амфибий? Назовите их.
4.Сколько кругов кровообращения?
5Чем представлена выделительная система?
ІҮЛабораторная работа, Изучение внешнего и внутреннего строения лягушки,
(Видеоролик)
Ү, Проблемные задачи:
Если кожу лягушки смазать растительным маслом или обсыпать крахмалом, то через некоторое время она погибнет. Чем это можно объяснить?
Голодная лягушка отказалась, есть помещенных в аквариум умерщвленных насекомых. Почему? (Лягушки реагируют только на движущуюся добычу).
3. «Чёрный ящик».
В нем находятся два предмета, которые изобрел человек, наблюдая за особенностями строения земноводных: 1-й используют в плавании, а 2-й – особый вид одежды. Угадайте, что в черном ящике.
ҮІ, Охрана Земноводных
А теперь, ребята, послушайте такое стихотворение:
Спи, царевич мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Я тебе на сон грядущий
Песенку спою
Я спою о том, как гибнет
Наш несчастный род,
Проживая жизнь в болотах,
Полную невзгод.
Бьют камнями нас мальчишки –
Просто так, зазря.
Убежать от них, укрыться
Нам почти нельзя.
Нет зубов, не можем бегать,
Нам нельзя летать.
Вынуждены мы громко квакать
И лишь мух хватать.
Часто губят нас напрасно,
Не думая о том,
Что Земля – планета наша –
То наш общий дом.
Численность многих земноводных в последнее время сокращается, поэтому их необходимо охранять.
V ІІ . Закрепление изученного материала
Задание 1. Игра «Верю – не верю!»:
1. У земноводных постоянная температура тела. (Нет)
2. Земноводные живут в морях. (Да)
3. Тело земноводных покрыто влажной слизистой кожей. (Да)
4. Сердце взрослых земноводных двухкамерное. (Нет)
5. У взрослых земноводных два круга кровообращения, а у личинок – один. (Да)
6. Органы дыхания взрослых земноводных – легкие и кожа. (Да)
7. Конечности земноводных имеют пальцы. (Да)
8. Развитие яиц земноводных происходит в воде или влажной среде. (Да)
9. Личинки земноводных дышат лёгкими. (Нет)
10. Лягушки ловят добычу, выбрасывая липкий язык. (Да)
Задание 2 . Впишите в таблицу перечисленные ниже признаки:
1. обтекаемая форма тела,
2. жаберное дыхание,
3. два круга кровообращения,
4. слизистая кожа,
5. легочное дыхание,
6. развитие яиц в воде,
7. наличие барабанных перепонок,
8. развитие с метаморфозом,
9. пятипалая конечность,
10. наличие внутреннего уха,
11. слюнные железы
Признаки рыб | Признаки земноводных |
Ответ: 1, 2, 6,10 Ответ: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,11
Задание 3. Решите кроссворд. В клетках нужно записать названия тех земноводных, которые заканчиваются на букву «а»:
Ответы: 1. аабж 2. шаквак. 3. гукаляш. 4ернкжляа. 5. драманла са
Задание 4. Биологическая задача.
Экологи в последнее время любят говорить про одну особенность лягушки: если ее посадить в таз с горячей водой, она мигом выпрыгнет оттуда, но если ее посадить в холодную воду и медленно нагревать, то лягушка сварится, даже не осознав этого. В связи, с чем именно экологи упоминают эту особенность?
(Ученые предупреждают человека об опасности постепенного умирания в отравленной окружающей среде. Ведь если нас поместить сразу в ядовитую атмосферу, мы начнем рваться и возмущаться, но если все будет медленно ухудшаться, то человек может погибнуть, даже не осознав этого).
А старец Паисий Святогорец сравнивает эту особенность лягушки с человеком в другом отношении. Если на человека вылить «грязь» духовную, он убежит, а если постепенно отравлять словами и дурными поступками в компании, он постепенно начнет привыкать и скоро сам станет таким. Подобно тому, как человек должен стараться избегать загрязнять природу, должен избегать засорения и своего духовного мира, «не свариться»).
Рекорды Земноводных
Из бесхвостых земноводных самая крупная – лягушка-голиаф. Она достигает в длину 33 см и может достигать вес – 3,66 кг.
Самая большая жаба – жаба-ага, обитающая в тропической зоне Южной Америки и Австралии. Масса среднего экземпляра составляет 450 г.
Самое крупное современное земноводное, достигающее длины 1,5 м в длину, - исполинская саламандра. Живет в горных ручьях и реках Восточного Китая и Японии.
Интересные сообщения о лягушках.
Рисунки с изображением Амфибий.
VI . Рефлексия - Изменилось ли ваше отношение к земноводным?
Что вам запомнилось больше всего? - Что вызвало у вас трудности?
Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Учитель: Закончить наш урок мне хочется стихотворением с глубоким смыслом:
Лягушек спросили: «О чем вы поете? Ведь вы же, простите, сидите в болоте».Лягушки сказали: «О том и поем, Как чист и прозрачен родной водоем»!
– Давайте любить родную природу, не засорять водоемы и охранять земноводных, которые играют такую большую роль в природе!
Открытый урок по биологии.
(7рус.кл)
ТЕМА : «Общая характеристика класса земноводные.
Внешнее и внутреннее строение лягушки.
Учитель биологии :Чанчарова Ж.Ж.
11 января 2018Лягушка является типичным представителем земноводных. На примере этого существа можно с легкостью изучить наиболее важные характеристики класса. Для этого мы рассмотрим внутреннее и внешнее строение озерной лягушки, что в дальнейшем поможет нам понять особенности строения всех земноводных.
Внешнее строение
Внешнее строение лягушки и среда обитания - это два неразрывно связанных звена единой цепи. Ведь не секрет, что внешний вид и строение обусловлено местом и образом жизни животного.
Озерная лягушка обитает на берегах и в водоемах, отчего и получила свое название. Однако в качестве места жительства может выступать и река, болото, пруд и прочие места.
Внешнее строение лягушки очень простое. Широкая плоская голова переходит в небольшое тело с редуцированным хвостом. Лягушка имеет очень короткие передние конечности, снабженные четырьмя пальцами. Задние конечности, напротив, удлинены и имеют пять пальцев.
Покровы животного
Говоря о внешнем строении лягушки, необходимо обратить внимание на ее кожные покровы. Тело земноводного существа покрыто гладкой кожицей, на поверхности которой располагается внушительное количество желез, которые постоянно выделяют слизь. Секрет смазывает поверхностные покровы, помогая удержать влагу, способствуя газообмену. Слизь также оберегает животное от проникновения в тело вредоносных микроорганизмов.
Тонкая кожа земноводного защищает тело, а также участвует в газообмене. Особенности внешнего строения лягушки связаны с образом ее жизни. Так, например, вода в организм животного поступает только через кожу. Именно по этой причине лягушка должна большую часть времени находится в сырости или в воде.
Видео по теме
Характеристика внешнего строения лягушки: отделы тела
Говоря о внешнем строении лягушки, можно выделить следующие отделы тела - задние и передние конечности, голова и туловище. Одной из особенностей земноводного является практически полное отсутствие шеи. Вообще граница разделения между туловищем и головой не четкая, а точнее, ее практически нет. Тело лягушки чуть больше головы. У животного напрочь отсутствует хвост.
Крупная голова имеет большие глаза навыкате. Их прикрывают прозрачные веки, предназначенные для предотвращения повреждений, пересыхания и засорения.
Ниже глаз располагаются ноздри. Вообще, стоит отметить, что глаза и ноздри неспроста расположены близко друг к другу в верхней части головы. Дело в том, что во время плавания они постоянно находятся над поверхностью воды. Благодаря этому животное может дышать и видеть все то, что происходит над озером.
Верхняя челюсть лягушек вооружена рядом мелких зубов. А вот ушей у них нет. В их роли вступают барабанные перепонки, расположенные за глазами животного.
Окрас животного
Описывая внешнее строение лягушки, обратим внимание на ее окрас, который во многом определяется средой обитания. Большинство земноводных представителей мимикрируют под внешнюю природу. А некоторые разновидности даже имеют специальные клеточки, которые способны менять окрас кожных покровов в зависимости от условий окружающей среды. Поэтому часто окрас животного повторяет рисунок тех мест, где обитает существо.
В тропиках встречаются земноводные, имеющие яркую расцветку. Это говорит о том, что животное очень ядовитое. Именно это и отпугивает от таких лягушек врагов.
Конечности земноводного
Приводя внешнее строение озерной лягушки, мы упомянули о необычных конечностях животного. Особенность их строения связана с тем, что передние лапки используются для приземления и для опоры в сидячем положении. Задние конечности намного сильнее и длиннее передних. Для движения по воде или же по суше используются именно задние лапки. На конечностях животного присутствуют перепонки, значительно облегчающие передвижение в воде. Внешнее строение лягушки таково, что оно дает возможность животному передвигаться не только в воде, но и по суше.
Некоторые представители даже могут лазить по деревьям или планировать в воздухе. Лягушки имеют массу приспособлений в зависимости от места обитания. Некоторых природа одарила специальными присосками, благодаря чему они прилипают к любой поверхности, другие могут длительное время находиться под толщей песка или почвы. Во всех этих случаях передвигаться земноводным помогают их сильные конечности.
Скелет лягушки, по мнению биологов, очень похож на скелет окуня. Однако из-за особенности образа жизни имеются значительные отличия. Как мы знаем, лягушки имею конечности. Передние крепятся к позвоночнику при помощи своеобразных костей. А вот задние соединены с позвоночником при помощи тазобедренных костей. Строение черепа земноводного представителя намного проще, нежели у рыб, поскольку имеет меньшее количество костей.
Позвоночник лягушки в общей сложности состоит из девяти позвонок. При этом он разделен на четыре отдела: шейный, крестцовый, хвостовой и туловищный. А вот ребра у животного отсутствуют.
Пищеварительная система
Лягушки и жабы питаются насекомыми и мелкими беспозвоночными. Такие животные относятся к хищникам. Иногда они даже гнушаются своими сородичами. Свою добычу лягушки стерегут в укромном месте неподвижно. Как только жертва приблизится, они выстреливают языком и поглощают добычу.
Пищеварительная система лягушек имеет свои особенности. Дело в том, что в ротоглоточной полости животного располагается длинный язык. Именно им лягушка ловит свою жертву. После того как добыча прилипла к поверхности языка, она попадает в ротовую полость. Зубами животное для пережевывания пищи не пользуется, они ей нужны лишь для удержания жертвы. Далее пища сразу попадает в пищевод и желудок. А после масса перемещается в двенадцатиперстную кишку, которая переходит в тонкую кишку. Остатки непереваренной пищи попадают в толстый кишечник.
Внутреннее строение зеленой лягушки более сложное, нежели у рыб. Дело в том, что животное имеет трехкамерное сердце. Располагается оно в передней части тела. Состоит из двух предсердий и желудочка. Происходит постепенное поочередное сокращение то обоих предсердий, то желудочка.
В правом предсердии находится лишь венозная кровь, а в левом - артериальная. А вот как раз в желудочке происходит их смешение.
Своеобразное расположение сосудов привело к тому, что голова животного снабжается артериальной кровью, а вот все остальное тело получает уже смешанную кровь. Лягушки имеют два круга кровообращения.
Кровь земноводного
Кровь - это соединительная ткань, которая выполняет очень важную роль в любом организме. Именно она переносит продукты обмена и питательные вещества. Как известно, кровь состоит из эритроцитов и лейкоцитов.
Внешнее строение и форма эритроцитов лягушки отличается от человеческих эритроцитов. У животного они овальные и имеют ядра. А вот у людей эритроциты двояковогнутые и лишены ядер. Это увеличивает площадь, которую занимают молекулы кислорода. А значит, кровеносная система людей более совершенна. Кроме того, эритроциты лягушек более крупные, и их намного меньше, чем в крови человека. Все это говорит о том, что земноводным необходим кислород в гораздо меньших количествах, нежели млекопитающим. А причиной тому является умение усваивать часть необходимого кислорода поверхностью кожи.
Свои особенности имеет и дыхательная система лягушек. Дышат земноводные не только при помощи легких. В этом процессе активное внимание принимает и кожа. Как вы могли убедиться, внешние покровы играют важнейшую роль в жизни земноводных. Легкие животного - это тонкостенные парные мешочки, которые имеют ячеистую внутреннюю структуру и сильно разветвленную сеть сосудов.
Каким образом происходит дыхание? Амфибии используют клапаны, которые закрывают и открывают ноздри. Во время вдоха происходит открывание ноздрей и опускание ротоглоточной полости. Так воздух попадает внутрь. Для того чтобы он дальше попал в легкие, ноздри закрываются, а дно ротоглотки, наоборот, поднимается. Выдох осуществляется благодаря работе стенок легких и движению мышц брюха.
Органы чувств
Органы чувств земноводных имеют свои особенности, благодаря тому что животные обитают в том числе и на суше. Ориентироваться в пространстве лягушке помогают органы боковой линии. Наибольшее их количество располагается именно на голове. Внешне они напоминают две полоски, которые проходят вдоль тела.
На коже земноводных располагаются температурные и болевые рецепторы. Нос в качестве осязательного органа работает только в том случае, если расположен над водой. В воде же ноздри всегда закрыты. Даже дыхательная система полностью адаптирована к обитанию земноводного как в воде, так и на суше.
Нервная система лягушки
А вот нервная система земноводных не слишком развита. Она во многом схожа на нервную систему рыб. В этом отношении амфибии недалеко ушли по эволюционной лестнице. Головной мозг земноводных состоит из пяти отделов: передний, средний, промежуточный, продолговатый мозг, мозжечок. Кстати, последний слабо развит из-за малоподвижного образа жизни животного. А вот передний мозг состоит из двух полушарий и, наоборот, достаточно развит.
Юрина Александра Викторовна
Место работы, должность: МАОУ «Гимназия №1» г. Сыктывкара, учитель биологии и химии
Регион: Республика Коми
Конспект урока на тему: «Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки»
Задачи:
Образовательные:
Сформировать знания у учащихся об особенностях внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных в связи с наземно-водным образом жизни;
Развивающие:
Развитие любознательности и познавательного интереса;
Развитие внимательности;
Сформировать умения сравнивать класс земноводных с классом рыб.
Воспитывающие:
Эстетическое воспитание;
Воспитание бережного отношения к природе.
Методы обучения:
Словесные: рассказ.
Наглядные: печатные таблицы «Тип хордовые. Класс Земноводные», «Тип Хордовые. Класс Земноводные. Лягушка», скелет лягушки.
Оборудование: ксерокопии лягушек
Тип урока: Изучение нового материала
Структура (элементы) урока с указанием времени:
Организационное начало урока – 1 мин
Изучение нового материала - 20 мин
Лабораторная работа – 15 мин
Организация домашнего задания – 3 мин
Организованный конец урока – 1 мин
Литература для учителя:
Наумов С.П. Зоология позвоночных: Учебник для студентов пед. институтов по биол. спец. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1982;
Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология. 7-8 класс: Поурочные разработки к учебникам Никишова А.И., Шаровой И.Х.; Латюшина В.В. Шапкина В.А.; Константинова В.М. и др. – М: ВАКО, 2004
Я иду на урок биологии: Зоология: Рыбы и Земноводные: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Откройте тетради, запишите число и тему сегодняшнего урока «Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки».
Ребята, сегодня мы приступаем к изучению нового класса позвоночных животных – Земноводные.
Земноводные, или Амфибии, - первая немногочисленная группа примитивных наземных животных, сохранивших тесную связь с водной средой и насчитывающая более 2800 видов животных. Слово «Земноводное» («амфибия») означает «две жизни», так как эти существа могут проводить жизнь как на суше, так и в воде. Записывают в тетрадь.
Места обитания земноводных различны, так как я уже отметила выше, что они сохранили тесную связь с водой. Например, некоторые лягушки летом встречаются по берегам водоёмов, здесь они подкарауливают насекомых, пауков и т.д. Лягушки питаются только подвижными насекомыми. В случае опасности лягушка прыгает в воду и ныряет. Через некоторое время она всплывает и если всё спокойно она выбирается на берег. Активны земноводные лишь в теплое время, а с наступлением холодов они опускаются на дно водоёмов, закапываются в ил и впадают в оцепенение.
Тритоны и жабы зимуют в наземных укрытиях – древесной трухе, норах грызунов, в углублениях почвы.
При освоении новой среды обитания амфибиям пришлось очень сильно изменить строение организма. Тело земноводного, как и человека, на 70% состоит из воды, но их кожа, в отличие от нашей, пропускает воду.
Земноводные нарушили закон: у живущих на суше кожа должна быть сухой. Непочтение к законам, как известно, чревато последствиями. Ждала кара и амфибий.
Какая? Как они справляются с этим испытанием?
Кожа с чешуёй – никудышный аппарат для дыхания. Дышать кожей можно лишь когда она влажная. И обзавелись амфибии железами, которые вырабатывают слизь. У жаб и других земноводных кожные железы выделяют ядовитую слизь, предохраняющую их от врагов. А в результате стали они теми, кто нарушил закон. Кара заключается в том, что они попали в заколдованный круг. Их влажная кожа – словно открытая водная поверхность, с которой легко испаряется вода. Испаряясь, вода уносит с собой тепло. Всегда мокрые, амфибии теряют тепла в сотни раз больше, чем вырабатывают. Вот и живут они в пограничной зоне двух сред, воды и суши. Держатся у водоёмов, в сырых местах – там испарение невелико.
Однако кожа, так осложняющая жизнь амфибий, имеет и огромное достоинство: пополняет запасы воды она мастерски. Амфибиям нет нужды пить воду ртом. Те, что живут в ручьях, болотах, озёрах, впитывают влагу всей кожей. А у сухопутных доставкой воды занимаются определённые участки кожи. Ни жабам, ни другим бесхвостым искать пруд не надо. Припадут они брюшком к влажной земле или прогуляются по траве, мокрой от росы, - и наберут воды.
А ещё оказывается, русская сказка «Царевна-лягушка», в которой лягушка сбрасывает кожу, - не вымысел, а если и вымысел, то очень правдивый. Кожа – единственная одежда амфибий. В ней они зарываются в землю, заползают в дупла, по камни. И как не берегут амфибии свои платья, они становятся старыми, снашиваются. Не сказочные, обычные лягушки меняют свою одежду не менее четырёх раз.
В воде лягушка передвигается с помощью задних конечностей, между пальцами которых натянута плавательная перепонка, которая служит земноводным тем же, чем ласты водолазам, - они помогают им быстрее плавать, так как при резком вытягивании, выпрямлении задних конечностей лягушка делает сильные толчки. Ребята, а для чего тогда лягушке нужны передние конечности?
Ученик: Лягушка приземляется на передние лапы, а задние тем временем складывает.
Учитель: Правильно. Заметьте, что конечности лягушек слабые и не вполне наземного типа.
Ребята, обратите внимание, что амфибии первыми встали на ноги. Ноги земноводных имеют суставы и закреплены в теле с помощью поясов конечностей. Они первыми начали мигать – чтобы защитить глаза от повреждения и высыхания, у них появились подвижные веки. Как и у всех наземных позвоночных, имеются слезные железы, секрет которых смачивает глаза, смывает пылинки и обладает бактерицидным действием. Обратите внимание, что роговица глаз выпуклая (а не плоская как у рыб) и линзовидный хрусталик (а не круглый как у рыб). Интересно, что в воде роговица у амфибий становится плоской.
Чтобы лучше слышать в воздушной среде, у амфибий появился новый орган – среднее ухо, закрытое гибкой мембраной - барабанной перепонкой – снабженное специальными косточками для усиления и передачи возникающих колебаний.
Амфибии первыми из наземных позвоночных приобрели голосовой аппарат. У самцов в углах рта располагаются голосовые мешки (или резонаторы), которые при кваканье раздуваются как пузыри, усиливая звуки. У самок усилителей звука нет. Они лишь тихонько попискивают.
Ребята, запишем в тетрадь вывод: Особенности внешнего строения земноводных зависят от выхода их на сушу и от того, что земноводные ведут водный и наземный образ жизни.
Ребята, самые главные изменения произошли в скелете земноводных. И для того чтобы нам лучше разобраться в этих изменениях проведём лабораторную работу. Записываем в тетрадь название лабораторной работы «Изучение скелета лягушки». Далее начертите в тетради таблицу, которая называется «Особенности строения и значение скелета лягушки». Чертят таблицу.
Отделы скелета
Название костей
Значение
Череп
Мозговая часть
Кости челюстей
Защита головного мозга
Шейный – 1 позвонок
Туловищный – 7 позвонков
Крестцовый – 1 позвонок
Скелет передних конечностей
Участвуют в передвижении
Пояс передних конечностей
Опора передних конечностей
Скелет задних конечностей
Участвуют в передвижении
Пояс задних конечностей
Опора задних конечностей
Вывод:
Домашнее задание: Параграф 36. Выучить записи в тетради, разукрасить скелет лягушки и вклеить в тетрадь, закончить таблицу.
Лист ученической тетради
«Места обитания и внешнее строение земноводных.
Внутреннее строение земноводных на примере лягушки»
«Земноводное» («амфибия») означает «две жизни», так как эти существа могут проводить жизнь как на суше, так и в воде.
Особенности внешнего строения и образа жизни в связи с наземно-водным образом жизни:
Кожа пропускает воду;
Тело покрыто слизью;
Имеются особые железы, предохраняющие кожу от высыхания;
Передвигаются с помощью задних конечностей, между пальцами которых перепонка;
Подвижные веки;
Среднее ухо;
Барабанная перепонка;
Выпуклая роговица глаз.
Лабораторная работа
«Изучение скелета лягушки»
«Особенности строения и значение скелета лягушки»
Отделы скелета
Название костей
Значение
Череп
Мозговая часть
Кости челюстей
Защита головного мозга
Позвоночник (нет грудной перегородки)
Шейный – 1 позвонок
Туловищный – 7 позвонков
Крестцовый – 1 позвонок
Хвостовой позвонок - уростиль
Защита спинного мозга и опора внутренних органов
Скелет передних конечностей
Плечо, предплечье, кисть (запястье, пясть, фаланги пальцев)
Участвуют в передвижении
Пояс передних конечностей
Парные лопатки, парные ключицы, парные каракоиды
Опора передних конечностей
Скелет задних конечностей
Бедро, голень, стопа (предплюсна, плюсна, фаланги пальцев)
Участвуют в передвижении
Пояс задних конечностей
Тазовые кости
Опора задних конечностей
Вывод: в связи с жизнью на суше и передвижениями с помощью прыжков скелет лягушки отличается относительно широким черепом, коротким позвоночником, наличием поясов конечностей, длинными задними и короткими конечностями.