Ба 10 чертежи. Боевое применение средних бронеавтомобилей
Разработке колесной бронетехники в предвоенный период большое внимание уделялось во многих странах мира, Советский Союз не был исключением. В стране было создано огромное количество бронеавтомобилей с аббревиатурой БА в названии. Одной из самых массовых и узнаваемых советских бронемашин был БА-10 (броневой автомобиль, модель 10) - советский средний бронеавтомобиль 1930-х годов.
История среднего советского бронеавтомобиля БА-10 берет свое начало еще в 1927 году, когда был подготовлен технический проект бронемашины под индексом БА-27 (бронеавтомобиль 1927 года). Выпускать бронеавтомобиль собирались на Ижорском заводе, где в 1928 году первая партия БА-27 прошла серию успешных испытаний. Первоначально боевая машина производилась на базе советского грузового автомобиля АМО-Ф-15, а с лета 1928 года на базе современного по тем меркам шасси грузового автомобиля Форд-АА.
До конца 1931 года Ижорский завод собрал более 200 бронеавтомобилей. Из-за довольно тонкой брони - 3-8 мм и слабого вооружения (37-мм пушка Гочкиса), данные бронеавтомобили были очень уязвимы на поле боя и не могли эффективно бороться с бронетехникой противника, поэтом в 1934 году на Ижорском заводе стартовали работы по модернизации бронемашины. Среди прочего планировалось повысить боевую мощь бронеавтомобиля, результатом этих работ стала бронемашина БА-3, на который была установлена башня от легкого танка Т-26 с 45-мм орудием.
Через год, в 1935 году на Горьковском автозаводе было освоено производство нового трехосного шасси для грузового автомобиля ГАЗ-ААА. В этом же году из цехов Ижорского завода вышел новый трехосный бронеавтомобиль БА-6, бронирование которого было доведено уже до 10 мм. Едва было налажено серийное производство новой бронемашины, как в КБ Ижорского завода стартовали работы над его модифицированным вариантом, получившим обозначение БА-6М. База от трехосного грузовика ГАЗ-ААА была сохранена, однако в конструкцию было внесено значительное количество изменений. Основные из них были направлены на то, чтобы снизить массу боевой машины. Так раму шасси в средней части укоротили на 200 мм, а в задней - на 400 мм. Передняя часть бронеавтомобиля была усилена за счет установки новых рессор, а также двух гидравлических амортизаторов от легкового автомобиля ГАЗ М-1, которые крепились к лонжеронам рамы.
Специально для бронеавтомобиля БА-6М была создана новая башня конической формы, с углом наклона стенок - 10 градусов, двумя смотровыми щелями со стеклами типа «Триплекс» по бортам башни, а также двумя револьверными отверстиями. В задней части башни имелся люк, предназначенный для монтажа и демонтажа орудия с револьверным отверстием в центре. В люке на крыше башни находились отверстия для перископического прицела ПТ-1, вентилирования боевого отсека и флажковой сигнализации.
Грузовой автомобиль ГАЗ-ААА
Параллельно с этим прорабатывался вариант бронеавтомобиля, который должен был быть вооружен одним крупнокалиберным 12,7-мм пулеметом ДК. Пулемет устанавливался в башне вместо спаренной пушечно-пулеметной установки. Данный бронеавтомобиль получил обозначение БА-9 и проходил испытания весной 1937 года. Бронемашину планировалось направить на вооружение кавалерийских частей. Но по причине отсутствия необходимого количества крупнокалиберных пулеметов выпуск БА-9 так и не был налажен.
Средний бронеавтомобиль БА-10 стал дальнейшим развитием и модернизацией уже выпускающихся бронемашин БА-6М. Машина была создана группой конструкторов Ижорского завода в 1937 году, а уже в 1938 году бронеавтомобиль был принят на вооружение РККА. Его производство также было налажено на мощностях Ижорского завода, где с 1938 по 1941 год было выпущено 3413 бронеавтомобилей БА-10А и БА-10М, что сделало его наиболее массовым советским средним бронеавтомобилем.
Корпус бронеавтомобиля БА-10 изготавливался из листов катаной стали, имеющих толщину 10 мм, днище корпуса изготавливалось из листов толщиной 4 мм, корма и крыша корпуса также имели толщину 10 мм. Башня бронеавтомобиля имела круговое бронирование 10 мм, крыша башни - 6 мм. Листы стали крепились к корпусу с помощью сварки и клепки, они имели рациональные углы наклона, что должно было повысить пулестойкость корпуса и соответственно увеличить степень защиты экипажа и важных узлов и агрегатов боевой машины. Экипаж пушечного бронеавтомобиля БА-10 состоял из 4 человек: командира, механика-водителя, наводчика и пулеметчика.
Средний бронеавтомобиль был выполнен по классической компоновочной схеме с передним расположением силовой установки, передними управляющими колесами и двумя задними ведущими мостами. Была использована колесная формула 6х4. Позади отделения управления располагалось боевое отделение, крыша которого находилась ниже уровня крыши кабины механика-водителя. За счет использования ступенчатой формы крыши корпуса создателям бронеавтомобиля удалось снизить общую высоту боевой машины.
Над боевым отделением была расположена сварная башня кругового вращения конической формы с большим полукруглым люком на крыше, крышка данного люка откидывалась вперед. Через люк можно было попасть в бронеавтомобиль или покинуть его, а также вести наблюдение за местностью. Помимо этого обзор в боевой обстановке обеспечивали смотровые щели, расположенные по бортам башни.Для посадки экипажа в бронеавтомобиль в бортах в средней части корпуса были расположены прямоугольные двери с окнами небольшого размера, оборудованными бронекрышками со смотровыми щелями. Для навешивания дверей конструкторы применили внутренние петли вместо наружных, что должно было избавить внешнюю поверхность корпуса бронемашины от лишних мелких деталей. Обзор механику-водителю обеспечивало лобовое окно, которое было оборудовано откидной бронекрышкой с узкой смотровой щелью, а также небольшое прямоугольное окно аналогичной конструкции, расположенное в двери с левого борта машины. Аналогичное окно имелось и в правой двери, которая была расположена со стороны пулеметчика.
В передней части корпуса бронеавтомобиля был расположен карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-М1 объемом 3,3 литра, развивавший мощность 36,7 кВт (50 л.с.) при 2200 оборотах в минуту. Такого двигателя бронеавтомобилю, масса которого превышала 5 тонн, хватало, чтобы разогнаться по дорогам с твердым покрытием до максимальной скорости 53 км/ч. Двигатель работал в связке с трансмиссией, в состав которой входили: однодисковое сцепление сухого трения, 4-ступенчатая короба переключения передач (4 скорости вперед, одна назад), карданная передача, главная передача, демультипликатор, механические тормоза, которые достались бронеавтомобилю от грузовика ГАЗ-ААА.
Для своей массы бронеавтомобиль обладал достаточно неплохой проходимостью. Он мог преодолевать 20-градусный подъем, а благодаря наличию низко подвешенных по бокам корпуса и свободно вращающихся запасных колес, мог преодолевать даже траншеи. Вброд машина могла преодолевать водные преграды глубиной до 0,6 метра.
Доступ к двигателю бронемашины с целью проведения технического обслуживания и ремонта обеспечивали откидная крышка бронекапота, которая крепилась к неподвижной части крыши моторного отсека с помощью шарнирных петель, и специальные эксплуатационные люки, расположенные в боковых стенках корпуса. Радиатор был размещен перед двигателем, его защищал V-образный в поперечном сечении бронелист толщиной 10 мм, в этом бронелисте были расположены два люка с подвижными створками, они были предназначены для регулирования притока охлажденного воздуха к двигателю и радиатору. Рычаг открывания бронезаслонок радиатора находился на месте механика-водителя. Улучшению вентиляции и охлаждения моторного отсека бронеавтомобиля способствовали также щелевые жалюзи, расположенные в бортах моторного отсека, они были прикрыты плоскими бронекоробами.
Для повышения проходимости по пересеченной местности средний бронеавтомобиль БА-10А комплектовался быстросъемными гусеничными лентами типа «Оверолл», которые превращали колесную боевую машину в полугусеничную. На модификации БА-10А они крепились на бортах боевого отделения над задними крыльями, на модификации БА-10М они располагались на корме. Передние колеса бронемашины прикрывали крылья обтекаемой формы, задние - широкие и плоские, они образовывали над колесами своеобразные полки, на которых размещались металлические ящики с запчастями, инструментом и иным штатным снаряжением.
В расположенной в задней части бронеавтомобиля башне была установлена 45-мм танковая пушка 20К образца 1932 года с длиной ствола 46 калибров и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ-29. Башня бронеавтомобиля поворачивалась в ручном режиме при помощи специального двухскоростного редуктора. Для поиска целей использовались перископический прицел ПТ-1 образца 1932 года и телескопическим прицелом ТОП образца 1930 года. Наведение орудия на цель в вертикальной плоскости осуществлялось в секторе от -2 до +20 градусов. Боекомплект орудия состоял из 49 выстрелов, а также 2079 патронов к двум пулеметам ДТ. 45-мм орудие 20К было предназначено для борьбы с танками и другой бронетехникой противника. Для второй половины 1930-х годов бронепробиваемости ее снарядов было достаточно для борьбы с большинством существовавших танков и бронемашин. На расстоянии 500 метров снаряд 45-мм орудия пробивал 40-мм броню, расположенную под прямым углом.
Вестовой на мотоцикле передает сообщение экипажу советского бронеавтомобиля БА-10. Задние колеса машины «обуты» в съемные гусеничные ленты типа «Оверолл». Карельский перешеек.
На ранней модификации бронеавтомобиля под обозначением БА-10А топливные баки были прикреплены к крыше, они находились почти над головами мехвода и стрелка, что было далеко не оптимальным решением и серьезно ухудшало пожароопасность боевой машины и выживаемость экипажа в боевых условиях. Позднее в модификации БА-10М, выпуск которой был налажен в СССР уже в конце 1939 года, были использованы бензобаки новой конструкции емкостью 54,5 литра каждый. Они были вынесены на крылья задних колес и прикрыты дополнительными бронекожухами. Стоит также отметить, что бензопроводы были проложены под днищем бронемашины в специальных бронированных планках. Все это повысило живучесть бронемашины в боевых условиях и положительным образом сказалось на выживаемости экипажей. В случае повреждения в бою горючее теперь выливалось наружу корпуса.
Помимо новых бензобаков, на модернизированном среднем бронеавтомобиле БА-10М была введена броневая защита пулеметной установки, расположенной в лобовом листе корпуса, был использован новый поворотный механизм башни, изменено расположение глушителя, установлен стандартный ящик для запасных радиоламп, а также новый ящик ЗИП. Инструментальный ящик размещался теперь под полом, лом убрали внутрь корпуса боевой машины, уменьшили высоту спинок сидений в башне и изменили место крепления ракетницы и аптечки, также внутри появилась сумка, предназначенная для ручных гранат. Масса бронеавтомобиля возросла при этом до 5,5 тонн, однако на динамических качествах БА-10 это почти никак не отразилось.
Часть бронеавтомобилей оборудовалась радиостанциями 71-ТК-1 или 71-ТК-3 «Шакал». Последняя обеспечивала дальность связи телефоном: на ходу - до 15 километров, с места - до 30 километров, телеграфом на стоянке - до 50 км. Стоит отметить, что радиофицированными было достаточно большое количество бронемашин. К примеру, в 1940 году из 987 выпущенных БА-10М 410 (41,5%) были радиофицированными.
Помимо обыкновенных БА-10А и БА-10М в 1939-1941 годах в Советском Союзе было выпущено порядка 20 железнодорожных вариантов боевой машины, которые получили обозначение БА-10ЖД. Такие машины оборудовались домкратом для установки железнодорожных скатов на переднюю и заднюю ось. Масса железнодорожного варианта бронеавтомобиля выросла до 5,78 тонн, а скорость по железнодорожному полотну выросла до 90 км/ч.
БА-10ЖД в Верхней Пышме
В предвоенный период бронеавтомобили БА-10 стали самым массовым средним бронеавтомобилем РККА. Первоначально эти боевые машины находились на вооружении 7-й, 8-й и 9-й мотобронебригад, а также входили в состав моторизованных и танковых частей. В разведывательных подразделениях данные машины достаточно скоро вытеснили устаревшие БА-3 и БА-6. Впервые данный бронеавтомобиль использовался в боевых условиях в 1939 году в боях на Халхин-Голе (безвозвратные потери составили 39 БА-10), при этом бронеавтомобиль показал, что в состоянии бороться с японскими танками. Особенно хорошо свои противотанковые свойства они раскрывали при действии из засад. В дальнейшем бронеавтомобили БА-10 использовались во всех операциях и военных конфликтах с участием Красной Армии.
Так к моменту начала Великой Отечественной войны в составе РККА и войск НКВД имелось порядка 2870 бронеавтомобилей БА-10, из них непосредственно в воинских частях находилось примерно 2800 боевых машин. Остальные были либо в пути, либо на заводе в стадии ожидания отгрузки. Средний пушечный бронеавтомобиль БА-10 использовался на всем протяжении Великой Отечественной войны, а также во время войны с Японией в августе 1945 года.
Во время первых месяцев войны было потеряно огромное количество бронеавтомобилей БА-10, при этом большое количество бронемашин было брошено частями Красной Армии при отступлении из-за поломок или отсутствия горючего. Такие машины стали трофеями вермахта. Немцы захватили более 100 средних бронеавтомобилей, которые активно использовались ими без каких-либо существенных переделок под обозначением Panzerspahwagen BA 203(r). Основная их масса использовалась в тыловых районах для поддержания порядка на оккупированных территориях и ведения противопартизанской борьбы.
На первом этапе Великой Отечественной войны советские войска достаточно активно использовали бронеавтомобили БА-10. Из-за больших потерь бронетехники, в первую очередь танков, РККА часто использовала их не только для решения традиционных для них задач: разведки, связи и боевого охранения, но и для непосредственных атак совместно с пехотой и поддержки частей огнем на поле боя. Решение несвойственных для них задач вело к тяжелым потерям данных бронеавтомобилей. При этом при грамотном применении, особенно из засад и с хорошо замаскированных позиций они могли бороться и с немецкими танками.
Начиная с 1943 года, данные бронеавтомобили использовались на фронте все больше эпизодически. К концу войны БА-10 все еще сохранялись лишь в ротах охраны и связи. Вероятно, последние из них использовались в Великой Отечественной войне в частях 2-го Белорусского фронта, в котором на 14 апреля 1945 года числилось 17 пушечных бронеавтомобилей, в том числе 14 БА-10М и 3 БА-3М.
Тактико-технические характеристики БА-10:
Габаритные размеры: длина корпуса - 4450 мм, ширина - 2100 мм, высота - 2470 мм, клиренс - 230 мм.
Колесная формула - 6х4.
Боевая масса - 5,1 тонны.
Бронирование - от 4 мм (днище корпуса) до 10 мм (лоб и борта корпуса/башни).
Силовая установка - 4-цилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-М1 мощностью 50 л.с.
Максимальная скорость - 53 км/ч (по шоссе), 20 км/ч (по пересеченной местности).
Запас хода - 260 км (по шоссе).
Вооружение - 45-мм пушка 20К образца 1938 года и 2х7,62-мм пулемета ДТ-29.
Боекомплект - 49 выстрелов к орудию, более 2000 патронов к пулемету.
Экипаж - 4 человека.
Историю советского среднего бронеавтомобиля можно начать с 1927 года, когда был готов технический проект бронемашины под индексом БА-27 (бронеавтомобиль 1927 года). Выпускать машину решено на Ижорском автомобильном заводе, где в 1928 году первая БА-27 прошла серею успешных испытаний. Первоначально машина выпускалась на базе советского грузовика АМО-Ф-15, а с лета 1928 года ставилась на современное по тем меркам шасси от Форд-АА. До конца 1931 года было произведено около сотни таких машин. Из-за тонкой брони 4-7 мм, этот бронеавтомобиль был абсолютно беспомощен при борьбе с танками противника. И в 1934 году на Ижорском заводе начались работы по модернизации бронемашины, с целью увеличит ее огневую мощь. В результате армия получила бронеавтомобиль с индексом БА-3, на которой стояла башня от легкого танка Т-26.
Через год в 1935 году на Горьковском автозаводе освоили новое трехосное шасси для грузовика ГАЗ-ААА. В этом же году ворота Ижорского завода покидает новый трехосный бронеавтомобиль БА-6, бронирование которого было увеличено и достигало 10 мм. Едва было развернуто серийное производство БА-6, как в конструкторском бюро Ижорского завода начались работы над его модифицированным вариантом, получившем обозначение БА-6М. База от грузового автомобиля ГАЗ-ААА, сохранялась, но с внесением целого ряда значительных доработок. Основные мероприятия были направлены на уменьшение массы машины. Раму шасси укоротили в средней части на 200 мм и на 400 мм в задней. Передняя часть машины была усилена за счет установки новых рессор и двух гидравлических амортизаторов от автомобиля ГАЗ М-1, которые крепились к лонжеронам рамы. Для БА-6М была разработана новая башня конической формы, с углом наклона стенок 10, двумя смотровыми щелями со стеклами типа «Триплекс» по бортам и двумя револьверными отверстиями. В задней части башни был сделан люк для установки и демонтажа пушки с револьверным отверстием в центре. В люке на крыше башни располагались отверстия для перископического прицела ПТ-1, флажковой сигнализации и вентилирования боевого отсека.
Параллельно был создан вариант бронеавтомобиля, вооруженный одним пулеметом ДК калибра 12,7-мм, установленным в башне вместо спаренной пушечно-пулеметной установки. Эта машина получила обозначение БА-9 и проходила испытания весной 1937 года. Однако из-за отсутствия крупнокалиберных пулеметов, производство БА-9 развернуто не было.
В апреле 1937 года, Главный военный совет РККА принял решение о начале производства БА-6М на Ижорском заводе под обозначением БА-10. Корпус бронемашины изготавливался из листов катаной стали толщиной 10 мм, для днища использовались листы толщиной 4 мм, крыша и корма корпуса также имели толщину 10 мм. Башня по кругу имела толщину брони 10 мм, крыша башни – 6 мм. Листы крепились клепками и сваркой, и имели наклон, что повышало пулестойкость бронекорпуса и соответственно степень защищенности экипажа.
Бронеавтомобиль был выполнен по классической компоновочной схеме с передним расположением двигателя, передними управляющими колесами и двумя задними ведущими мостами. Двигатель на БА-10 устанавливался ГАЗ-М1 объемом 3280 куб.см, и выдавал мощность в 50 л.с., что не мешало машине весом более чем 5 тн развивать скорость до 53 км/ч. Бронеавтомобиль обладал хорошей проходимостью. Он преодолевал 45-градусный подъем, а благодаря, низко подвешенным и свободно вращающимся запасным колесам, мог преодолевать даже траншеи. Трансмиссия была четырех ступенчатой, с сухим однодисковым сцеплением и колесной формулой 6х4. Тормоза, как и на ГАЗ-ААА, были механическими.
Для повышения проходимости БА-10А комплектовался быстросъемными гусеничными лентами –«овероллами», крепившимися в модификации БА-10А - на бортах боевого отделения над задними крыльями и на корме у БА-10М в специальных кронштейнах посредством натяжения специальной гайки-«барашка».
Экипаж БА-10 состоял из 4 человек: командира, водителя, наводчика и пулеметчика. Длина бронеавтомобиля составляла 4665 мм, ширина – 2070, а высота – 2210 мм. При боевой массе в 5,14 т он с 50-сильном двигателем от «эмки» развивал 53 км/ч. В расположенной в задней части бронеавтомобиля башне устанавливалась 45-мм танковая пушка 20К образца 1932 года и спаренный с ней пулемет 7,62 ДТ. Поворот башни осуществлялся в ручную, специальным 2-х скоростным редуктором. Башня была оснащена перископическим прицелом ПТ-1 обр.1932 года и телескопическим прицелом ТОП обр.1930 года. Боекомплект машины состоял из 49 выстрелов к орудию и 2079 патронов к 2-м пулеметам ДТ. Пушка предназначалась для борьбы с танками, самоходками и бронемашинами противника. Для своего времени бронепробиваемость её снаряда была вполне достаточной – по нормали на 500 м она пробивала 40-миллиметровую броню. Тогда этого было достаточно для борьбы с любой бронетехникой.
На левом фото - место наводчика. Хорошо видна боеукладка, узел наведения пушки, педали механического выстрела, сумка стреляных гильз башенного пулемета ДТ. На правом фото - вид в башню через открытый люк, на люке «барашковая» гайка открывания лючка вентиляции боевого отделения, справа виднеется машинка поворота башни. На правом фото – внутренняя сторона двери бронекорпуса с внутренними петлями и накладками по периметру двери, на среднем фото – вид изнутри на дверной смотровой люк стрелка. Люк имеет рычажок-стопор и смотровую щель с задвижкой и стопорной гайкой. На правом фото – задняя дверка башни. Дверка служит для демонтажа пушки 20К. Открывается также на внутренних петлях. На дверке хорошо видны пистолетный порт с гайкой-фиксатором и рычажок закрывания дверки изнутри.На ранней модификации БА-10А топливные баки крепились к крыше, практически над головами механика-водителя и стрелка, что вызывало повышенную пожароопасность броневика. Позже в модификации БА-10М, выпуск которой наладили уже в конце 1939 года, бензобаки новой конструкции емкостью 54 литра каждый, были вынесены на крылья задних колес и защищены дополнительными броневыми кожухами, что позволило обеспечить защиту экипажа от горящего бензина при пробитии бензобаков в бою.
Кроме того, на модернизированном бронеавтомобиле ввели броневую защиту пулеметной установки в лобовом листе корпуса, новый поворотный механизм башни, изменили расположение глушителя, установили стандартный ящик для запасных радиоламп и новый ящик ЗИП, лом убрали внутрь корпуса, инструментальный ящик разместили под полом, установили сумку для ручных гранат, уменьшили высоту спинок сидений в башне и, соответственно, изменили крепление аптечки и ракетницы. При этом масса машины возросла до 5,5 тн, но динамические качества практически не изменились.
Для посадки экипажа в машину в бортах средней части корпуса имелись прямоугольные двери с небольшими окнами, оборудованными бронекрышками со смотровыми щелями. Для навешивания дверей были использованы внутренние петли вместо наружных, что избавило внешнюю поверхность корпуса от излишних мелких деталей. Обзор водителю обеспечивало лобовое окно, оборудованное откидной бронекрышкой с узкой смотровой щелью, и небольшое прямоугольное окно аналогичной конструкции в двери левого борта. Такое же окно имелось и в правой двери со стороны пулеметчика.
Кроме обычных БА-10, в 1939-1941 годах было изготовлено около 20 железнодорожных вариантов броневика, получивших обозначение БА-10ЖД. Они оборудовались домкратом для установки железнодорожных скатов на переднюю и заднюю ось. Масса БА-10ЖД составляла 5,78 тн, скорость по железнодорожному полотну – до 90 км/ч.
В 1940 году в КБ Ижорского завода изготовили бронеавтомобиль БА-10Ц с бронекорпусом из цементованной брони. Никаких внешних отличий от БА-10М эта машина не имела. Однако в связи с трудностями, возникшими при изготовлении бронекорпуса, эта работа осталась экспериментальной.
Боевое крещение бронеавтомобили БА-10 прошли во время конфликта у реки Халхин-Гол в 1939 году, где великолепно себя зарекомендовали. К началу боев в этом районе БА-10 составляли примерно половину всего парка средних броневиков ок.200 единиц.
В первые месяцы войны при отступлении Красной Армии большая часть бронемашин БА-10 была брошена из-за поломок и отсутствия топлива.
В связи с приближением фронта непосредственно к Ижорскому заводу, производство бронеавтомобилей БА-10 в сентябре 1941 года было переведено на Балтийский завод в Ленинград. На этом предприятии из оставшегося задела Ижорского завода изготовили несколько десятков броневиков, которые восполняли потери БА-10 и сыграли большую роль в обороне Ленинграда. Они активно использовались и при прорыве блокады.
В небольшом количестве бронеавтомобили БА-10 использовались на центральных фронтах в решающих боях кампаний 1943 года. Накануне Курской битвы - в танковых частях Воронежского фронта числилось 8 бронемашин БА-10 - по 3 в составе 6-й гвардейской армии и 6-го танкового корпуса. Отдельные экземпляры средних бронемашин были в войсках вплоть до окончания войны. Как правило, их использовали в ротах охраны штабов фронтов и армий, а также как командирские машины и машины связи в некоторых танковых и стрелковых частях.
Заключительным этапом для бронеавтомобилей БА-10 стала советско-японская война 1945 года - в войсках, стоявших на Дальнем Востоке оставалось некоторое количество бронеавтомобилей БА-10, где с успехом использовались против японцев, а по окончании боевых действий часть машин была поставлена китайским коммунистам, которые применяли его против войск Чан-Кайши. Единичные экземпляры применялись даже во время войны в Корее.
Немецкие войска в ходе первых же боев на территории Советского Союза захватили большое количество бронемашин БА-10, брошенных при отступлении Красной Армией. В Вермахте бронеавтомобили БА-10 получили обозначение Panzerspahwagen BA 203(r) и в основном применялись в качестве штабных и связных машин, поступали на вооружение некоторых пехотных частей, сил полиции и учебных подразделений, применялись в тылу для поддержания порядка на оккупированных территориях. Часть бронемашин также была передана подразделениям SS. Довольно охотно немцы эксплуатировали железнодорожный вариант БА-10ЖД, поскольку при движении по рельсам такой недостаток советской машины, как ограниченная проходимость, уже не имел значения. Захваченные БА-10ЖД немцы использовали для охраны железных дорог и даже включали в состав своих бронепоездов.
В ходе Зимней войны и последующих боевых действий финские войска захватили несколько десятков броневиков БА-10. В 1943 году броневики прошли модернизацию - на них установили двигатели «Форд» V-8 мощностью 95 л.с. В качестве учебных два бронеавтомобиля БА-10 эксплуатировались в финской армии вплоть до 1959 года. В 1962 году один из списанных броневиков был переоборудован в самоходный кран и под обозначением BA-10N использовался в техническом центре танковых войск до 1978 года.
В 1942 году представители Швеции, начали переговоры с финами о закупке у нескольких советских бронемашин. Им были предоставлены только бронекорпуса и башни, снятые с разбитых советских машин, после чего их установили на шасси трехосного Ford и присвоили обозначение Pansarbil m/31. Соответственно были внесены конструктивные изменения. Вместо советской 45-мм пушки 20К и пулемета ДТ установили шведскую Bofors калибра 20-мм, а также перископ от легкого танка Strv m/41. Все бронемашины Pansarbil m/31 F поступили на оснащение пехотной школы в Розерсберге, недалеко от Стокгольма, и использовались только для обучения экипажей. Как и в Финляндии шведская модификация БА-10 пошла на слом с начала 1950-х гг. Последний Pansarbil m/31 F был списан в 1955 году, так что до наших дней ни одна машина этого типа не сохранилась.
Небольшое количество трофейных БА-10 также имелось в составе армий Венгрии и Румынии.
БА-10 серийно выпускался с 1938 года по 1941 год, всего было выпущено 3392 бронеавтомобиля БА-10А и БА-10М, что позволило ему стать самым массовым средним бронеавтомобилем.
БА-10 – это шестиколесная бронемашина среднего класса, разработанная в 1938 году и принятая на вооружение РККА (Рабоче-Крестьянская Красная Армия). Машина использовалась во всех военных конфликтах, которые вел СССР в период с 1939 по 1945 год.
Отличительной особенностью было наличие танкового орудия, позволявшего противодействовать таким танкам противника, как Т-2 и Т-3.
Разработка
В 1927 году началась разработка перспективного бронированного автомобиля для поддержки пехоты. Модель получила наименование БА-27. Оснащалась она приличной, по тем временам, защитой и 37-мм пушкой во вращающейся башне.
Но к 1934 году стало понятно, что хотя аппарат и имел ряд положительных качеств, но вооружение уже не могло полностью удовлетворить потребности армии. Тем не менее, именно БА-27 стал первенцем в череде массовых разведывательных машин СССР.
Следующими моделями стали трёхосные бронеавтомобили БА-И, БА-3 и БА-6, вооружённые танковой, длинноствольной 45 мм пушкой 20К.
Расположена она во вращающейся башне цилиндрической формы, с развитой кормовой нишей. Базой для машин послужила автомашина ГАЗ-ААА, эти бронеавтомобили неплохо показали себя во время службы.
Но и эти машины не устраивали военных, слишком слабой была рама, кроме того, внутренняя компоновка была слишком опасной в эксплуатации. Была предпринята следующая попытка создать броневик.
Заказ на новую бронемашину поступил конструкторам Ижорского завода. Разработка броневика БА-10 завершилась в 1938 году. В основе ходовой части была заложена укороченная рама от БА-6(ГАЗ-ААА), усилена передняя часть рамы, для улучшения плавности хода введены амортизаторы рулевой передней балки шасси.
В ходе испытаний в машину были внесены дополнительные изменения, в основном касающиеся технологичности производства и надёжности ходовой части. В серию поступил вариант с индексом БА-10А. Производство велось с 1938 по 1941 год. Выпушено 3400 единиц.
- БА-10А, первые серийные машины этой модели;
- БА-10М – улучшенный вариант линейной машины. Изменения коснулись в первую очередь топливной системы: бензобаки перенесены глубже в корпус, топливопроводы обзавелись бронированием. Кроме этого изменили шаровую установку в переднем бронелисте кабины и улучшили поворотный механизм башни. Установили дополнительные топливные баки на крыльях задних колес;
- БА-10ЖД модель бронеавтомобиля предназначенная для действий на железной дороге, для этого обычные колеса заменялись на колесные пары под ж/д колею.операций. Представляла собой бронедрезину. Поступила в части РККА и НКВД.
Конструкция
Бронеавтомобиль БА-10 выполнен по классической схеме с передним расположением двигателя и задними ведущими мостами, усилие на мосты передаётся через карданный вал, расположенный под днищем БА.
Моторное отделение находится в передней части автомобиля, полностью закрыто броневой сталью, для охлаждения впереди имеются две подвижные броневые створки, которые могли быть закрыты изнутри кабины БА во время боя.
Доступ для обслуживания осуществлялся через съёмные боковые панели. Двигатель 4-х цилиндровый, карбюраторный, мощность 50 л.с. Коробка передач механическая, пятиступенчатая.
Ходовая часть заимствована от бронеавтомобиля БА-6 с внесением технологических и прочностных изменений. Фактически это укороченная рама автомобиля ГАЗ ААА, с усиленными мостами и подкреплёнными передними балками.
Для улучшения проходимости на задние колеса автомобиля могли навешиваться цепные гусеницы, состоявшие из замкнутых цепей в два ряда и расположенных между ними редких грунтозацепов, они известны как тип «оверолл».
Стоит отметить интересное решение инженеров, на бронекузове автомобиля, перед отделением управления установлено два свободно вращающихся запасных колеса. Они могли помочь перебраться БА-10 через гряду или помочь выбраться из канавы. Сегодня это решение, пусть и эволюционировавшее в техническом плане, применяется на БРДМ-2.
Экипаж БА-10 состоял из 4-х человек: механика, стрелка-радиста, командира и наводчика.
В отсеке управления предусмотрены посадочные места для водителя и стрелка-радиста. Место стрелка радиста оборудовано шаровой установкой пулемёта ДТ. Для посадки и обзора при движении в бортах кабины расположены двери, с бронешторками и смотровыми щелями.
За отделением управления располагается боевое(БО).
В нем оборудованы стеллажи и ящики для и укладки для дисков пулемётов ДТ. Сверху БО установлена башня округлой формы, в которой установлена 45 мм пушка 20К и спаренный 7,62 мм пулемёт ДТ.
Прицеливание происходило при помощи телескопического и перископического прицела.
В башне находились места командира (он же заряжающий орудие), и наводчика. Ближе к днищу машины оборудованы протектированные топливные баки по 50 литров каждый.
Связь между членами экипажа осуществлялась через танковое переговорное устройство. На части машин устанавливали радиостанции, антенна только штыревого типа.
Основные характеристики:
Характеристики | БА-10 | БА-10М |
---|---|---|
Длина, мм | 4450 | 4450 |
Ширина, мм | 2100 | 2100 |
Высота, мм | 2470 | 2510 |
Клиренс, мм | 230 | 240 |
экипаж | 4 | 4 |
вооружение | 1х45 мм 20К, 2х7,62 мм ДТ | 1х45 мм 20К, 2х7,62 мм ДТ |
Скорость, км/ч | 52/20 по бездорожью | 52/20 |
Дальность, км | 200 | 280 |
Бронирование корпуса, мм | 10/10/8 | 10/10/10 |
Использование в бою
БА-10 применялся в бою, как средство огневой поддержки пехоты. На начальных этапах Второй Мировой Войны броневик мог эффективно бороться с легкой бронетехникой противника. Благодаря высокой мобильности часто выступал в качестве разведывательного автомобиля.
Партия БА-10 была передана Монгольской армии. Они составили бронедивизион шестой кавалерийской дивизии.
Применялся силами РККА в операции на Халхин-Голе, эти машины участвовали в Зимней войне 1939-1940 гг в Финляндии. В ходе боевых действий несколько бронеавтомобилей было захвачено финской стороной. Использовались ими, как тренировочная машина для обучения экипажей.
После окончания ВОВ часть была продана шведам, где подверглась модернизации, после чего использовался для тренировки экипажей.
Отдельного упоминания заслуживает факт применения захваченных немцами (трофейных) БА-10. Эти БА использовались достаточно широко: в охранных частях, для контрпартизанской борьбы, в частях и подразделениях СС для разведки и в частях вермахта, как средство охраны и сопровождения.
Как большинство созданной в Советской период техники, бронеавтомобиль БА-10 представлял из себя простую и надежную боевую машину. Она довольно неплохо воевала на полях сражений того времени, нанося ощутимый урон противнику. Сейчас бронеавтомобиль занимает свое почетное место в музеях страны.
Видео
На вооружении Красной Армии бронеавтомобили появились гораздо раньше танков. Процесс создания броневых частей начался вскоре после Октябрьской революции. Так, уже 20 декабря 1917 года открылся 2-й «Броневой съезд», депутаты которого в основном придерживались большевистской ориентации и представляли далеко не все броневые части Русской армии. Съезд избрал из своего состава исполнительное бюро, которое 31 января 1918 года распоряжением Совнаркома было преобразовано в Центральный совет броневых частей - Центробронь - для управления всеми броневыми силами РСФСР и создания красных бронеотрядов. С этой целью Центробронь занялся демобилизацией бронедивизионов и инвентаризацией их имущества.
Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»
Средний бронеавтомобиль БА-10 разработали и изготовили на Ижорском заводе под руководством А.Д.Кузьмина в 1938 году. Эта машина представляла собой дальнейшее развитие семейства бронеавтомобилей БАИ/БА-З/БА-6 и являлась наиболее совершенным образцом. БА-10 был принят на вооружение Красной Армии и состоял в серийном производстве с 1938 по август 1941 года.
Машина имела бронекорпус и башню по типу опытного БА-6М, но в качестве базы использовалось специально укороченное шасси ГАЗ-ААА. Рама в средней части и карданный вал были укорочены на 200 мм, а хвостовая часть - на 400 мм. Кроме того, на БА-10 установили усиленную переднюю ось с гидроамортизаторами, центральный тормоз в трансмиссии, улучшенную систему вентиляции и охлаждения двигательного отсека.
В конической башне устанавливалась 45-мм танковая пушка 20К (боекомплект 49 выстрелов) и спаренный с ней пулемет ДТ. Второй пулемет ДТ устанавливался в шаровой установке в лобовом листе корпуса. Боекомплект пулеметов состоял из 2079 патронов. Для стрельбы использовались телескопический танковый прицел ТОП и перископический - ПТ-1.
Боевая масса бронеавтомобиля составляла 5,14 т. Экипаж - четыре человека. Толщина брони: лоб и башня 10- 15 мм, борт 10 мм, корма 6-10 мм, крыша 6 мм. Четырехцилиндровый карбюраторный двигатель ГАЗ-М1 мощностью 50 л.с. позволял машине развивать максимальную скоростью 53 км/ч. Запас хода по шоссе достигал 305 км, по проселочной дороге - 200 км.
Новая схема расположения двигателя, агрегатов и узлов трансмиссии, позволившая сократить колесную базу бронеавтомобиля, обеспечила значительное снижение его боевой массы, но при этом уменьшились размеры боевого отделения.
Колеса бронеавтомобиля имели пулестойкие шины ГК. Проходимость могла быть повышена за счет гусеничных лент типа "Оверолл", надеваемых на задние колеса. На БА-10 устанавливалась радиостанция 71-ТК-1 со штыревой антенной.
Выпускался и железнодорожный вариант бронеавтомобиля - БА-10 жд. Перестановка машины на железнодорожный ход производилась путем одевания металлических бандажей с ребордами на автомобильные покрышки. Бандажи с торцов крепились к ступицам колес. Причем с задних осей снималось только одно колесо с каждой стороны для достижения требуемой ширины колеи при надевании бандажа. Средние оси приподнимались и фиксировались в этом положении, чтобы не мешать движению по рельсам. Руль блокировался в нейтральном положении. Масса бронеавтомобиля БА-10 жд составляла 5,8 т.
С 1940 года Ижорский завод перешел на выпуск модели БА-10М с наружным расположением бензобаков, усиленной бронезащитой передней пулеметной установки и радиостанцией 71-ТК-З. Кроме того, применялись усовершенствованное рулевое управление и усиленная бронезащита радиатора.
БА-10 был самым массовым броневиком Красной Армии в предвоенные годы. С 1938 года по 22 июня 1941 года было изготовлено 2980 машин, а в июле - августе 1941 года войска получили еще 331 бронемашину этого типа.
Свое боевое крещение бронеавтомобили БА-10 прошли во время конфликта у р.Халхин-Гол. К началу боев в этом районе БА-10 составляли примерно половину всего парка средних броневиков (203 единицы). Они вступили в бой уже на ранней фазе конфликта. Так, 20-25 июня 3-й батальон 149-го стрелкового полка при поддержке роты броневиков 234-го автобронебатальона 8-й мотобронебригады и батареи 175-го артиллерийского полка вел бои с японо-маньчжурскими частями северо-восточнее Халхин- Гола в районах Халхин-Сумэ и Дебден- Сумэ. Причем последний находился уже на территории Маньчжурии.
В районе Дебден-Сумэ советские войска обнаружили японский военный городок, в котором находились до батальона японцев, маньчжурский кавполк и две артиллерийские батареи (75-мм полевых и 37-мм противотанковых пушек). Завязался бой, в ходе которого японцы, засев на крышах казарм, огнем прижали к земле пехоту 149-го полка. Однако командир бронероты зашел в тыл противнику, поставил броневики и два 76-мм орудия на прямую наводку и начал громить японские казармы, которые вскоре загорелись. В городке поднялась паника, которой и воспользовалась наша пехота для выхода из боя. Потери броневиков составили три машины: два БА-10 и один БА-3. Все эти машины были подбиты и оставлены на территории противника. Еще пять БА-10 получили повреждения от вражеского артогня.
Мощное вооружение советских бронеавтомобилей позволяло им почти на равных вести бой с японскими танками. В этом плане наиболее удачно действовали БА-10 из состава 9-й мотоброневой бригады. Утром 3 июля 1939 года около 40 японских танков атаковали позиции разведбатальона бригады, где стояла одна рота из 12 БА-10. При виде такого количества танков рота начала отход, но подоспевшими командиром и комиссаром бригады была остановлена и "поставлена на позицию с башнями, выдвинутыми из-за укрытия.
Тем временем танки противника подошли к нашей обороне на 800-1000 м. Броневики открыли сильный огонь бронебойными гранатами по танкам. Противник, в свою очередь, открыл огонь из 57-мм пушек осколочной гранатой. Завязался артиллерийский бой, который длился более двух часов. Противник, оставив девять танков, отошел. На участке 149-го стрелкового полка противник также понес потери и его атака была неудачной. Всего японцы потеряли 19 танков, не имея ни малейшего успеха и не нанося потерь нашим войскам".
К 20 июля в частях 1-й армейской группы насчитывалось 80 бронеавтомобилей БА-10. Общие же потери машин этого типа к концу операции составили 41 единицу. В отчетах по результатам боев отмечалось, что броня БА-10 не пробивается огнем 13,2-мм крупнокалиберного пулемета и представляет собой достаточно эффективную защиту.
БА-10 широко применялись Красной Армией в ходе "освободительного похода" в Западную Украину и Западную Белоруссию и Зимней войны. С первых дней Великой Отечественной войны они участвовали в боях с немецкими войсками.
В связи с приближением фронта непосредственно к Ижорскому заводу, производство бронеавтомобилей БА-10 в сентябре 1941 года было переведено на Балтийский завод в Ленинград. На этом предприятии из оставшегося задела Ижорского завода изготовили несколько десятков броневиков, которые восполняли потери БА-10 и сыграли большую роль в обороне Ленинграда. Активно они использовались и при прорыве блокады.
Утром 18 января 1943 года в атаку на г. Шлиссельбург вместе с пехотой двинулся Отдельный разведывательный батальон под командованием Л.Легезы. Выкрашенные в белый цвет 19 БА-10 устремились вперед, перемалывая снег широкими гусеничными лентами "Оверолл", надетыми на задние колеса. К 10 часам утра огнем броневиков были уничтожены три орудия, несколько пулеметов и свыше 120 немецких солдат. К полудню город был взят.
Во время Великой Отечественной войны эти машины использовались в войсках до 1944 года, а в некоторых подразделениях до конца войны. Они хорошо зарекомендовали себя как средство разведки и боевого охранения, а при грамотном применении успешно боролись и с танками противника. Бронеавтомобили БА-10 жд входили в штат бронепоездов.
В отличие от своих предшественников - БА-3 и БА-6, бронеавтомобили БА-10 за рубеж почти не поставлялись. Насколько известно автору, единственной страной, которая получила эти машины, была Монгольская Народная Республика. В монгольской армии БА-10 эксплуатировались до начала 1950-х годов.
В качестве трофейных БА-10 использовались немецкими, румынскими и финскими войсками. В Вермахте БА-10 получили обозначение Panzerspahwagen BA 203(г) и в основном применялись в качестве штабных и связных машин теми частями, которые их захватили.
Довольно охотно немцы эксплуатировали вариант БА-10 жд, поскольку при движении по рельсам такой недостаток советской машины,как ограниченная проходимость, уже не имел значения. В составе германского бронепоезда № 102 (Pz.Sp.Zug.102), например, в августе 1941 года имелись четыре бронеавтомобиля БА-10 жд.
В ходе Зимней войны финны захватили десять броневиков БА-10. После начала так называемой Продолжительной войны (так в Финляндии официально именуются боевые действия против в 1941-1944 годах) их число увеличилось - по состоянию на 1 июля 1943 года в войсках имелись 24 машины этого типа. В 1943 году броневики прошли модернизацию - на них установили двигатели "Форд" V-8 мощностью 95 л.с. В качестве учебных два бронеавтомобиля БА-10 эксплуатировались в финской армии вплоть до 1959 года.
В 1962 году один из списанных броневиков был переоборудован в самоходный кран и использовался в техническом центре танковых войск до 1978 года! В настоящее время Финляндия - единственная страна, где сохранился экземпляр бронеавтомобиля БА-10. Его можно увидеть в танковом музее в Пароле.
Бронеавтомобиль БА-10
Сергей Шумаков
БА-10: Боевая масса, т – 5,14. Экипаж, чел. – 4. Вооружение – 45-мм танковая пушка обр. 1932 года 20К, два 7,62-мм пулемета ДТ. Бронирование, мм – лоб и башня – 10-15, борт – 10, корма – 6-10, крыша – 6. Двигатель – бензиновый, четырехцилиндровый. Мощность двигателя, л.с. – 50-52. Максимальная скорость, км/ч – 53. Запас хода, км – 260-305 по шоссе, 180-200 по проселку. Габариты, мм – 465
1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу. Причиной войны стало то, что после первой мировой войны Польша получила часть германский земель. В числе прочего Польше был предоставлен так называемый польский коридор – узкая полоска территории, отделяющая Германию от Восточной Пруссии и дающая Польше кусочек Балтийского побережья с портом Гдыня и военно-морской базой Вестерплятте. Для польской экономики этот коридор был чрезвычайно полезен, чего нельзя было сказать об экономике германской. Перед подписанием пакта Молотова-Риббентропа Гитлер определял цель Польской кампании как возвращение Познанского, Силезского, Поморского, части Лодзинского, Варшавского и Келецкого воеводств – то есть тех территорий, которые входили в состав Германии по состоянию на 1914 год. Однако за Польшу вступились англичане, стремившиеся превратить обычный территориальный спор в новую мировую войну.
Title="Бронеавтомобиль БА-10 переходит польскую границу. 17 сентября 1939 года.">На другой день Англия и Франция объявили Гитлеру войну, но уже 16 числа польское правительство бежало из Варшавы. На другой день советские войска перешли польскую границу. Медлить было нельзя – за день до этого в румынском порту Констанца начал высадку англо-французский экспедиционный корпус, который через территорию Румынии был должен войти в Восточную Польшу. Для того, чтобы опередить вступление в Польшу ее западных союзников, двигаться следовало быстро. Начался Освободительный поход. В целях быстрого продвижения была создана конно-механизированная группа комкора Болдина. В состав группы вошли два кавалерийских, один танковый, один стрелковый корпуса и отдельная танковая бригада.
Однако во всех этих соединениях танков было лишь 265 штук. Основу же материальной части составляли бронеавтомобили БА-10 . Именно благодаря их скоростным качествам к 20 сентября были заняты города ок, Барановичи.
История этого бронеавтомобиля началась в 1926 году на заводе АМО. К лету 1927 года был готов технический проект. Будущей машине присвоили наименование : «бронеавтомобиль 1927 года». Затем шасси и всю документацию передали на Ижорский завод, где построили броневой корпус. После успешных испытаний в декабре 1928 года машину приняли на вооружение под названием «бронеавтомобиль БА-27 образца 1928 года».
Бронеавтомобиль БА-10 М финской армии. Лето 1955 года. В ходе модернизации машина приобрела ряд заметных отличий от оригинала.