Высоцкий биография личная жизнь. Владимир высоцкий - биография, информация, личная жизнь
Владимир Высоцкий всю жизнь страдал от двух зависимостей. Он много курил, а с возрастом стал все чаще выпивать, периодически уходя в самый настоящий запой.
От острой алкогольной интоксикации у известного актера и барда развились сердечная и почечная недостаточности. Родные Высоцкого пытались справиться с проблемой и периодически уговаривали его лечиться.
Наркотическая зависимость
Врачи, чтобы вывести Владимира Семеновича из особо критических состояний, нередко применяли мощные стимуляторы наркотического ряда. Этим они оказали Высоцкому настоящую медвежью услугу, превратив сильно поддающегося зависимостям актера в закоренелого наркомана.
С середины 1975-го Высоцкий практически перестал пить. Алкоголь теперь ему заменили более мощные вещества – морфий и амфетамин. Спустя 2 года актер стал употреблять эти препараты уже на постоянной основе, не в силах справляться с ломками. Его здоровье все сильнее ухудшалось. Врачи предрекали Высоцкому скорую смерть, если он не откажется от наркотиков.
Эти предсказания полностью оправдались. В 1979 году Владимир Семенович во время гастролей в Бухаре пережил первую клиническую смерть. Через год у Высоцкого опять случился кризис из-за проблем с покупкой наркотиков.
Ожидаемая смерть
Владимир Высоцкий в последние годы неистово работал и много гастролировал, как будто ощущая, что ему мало осталось. Он буквально не жалел себя, сгорая как свеча. Наркотики сделали свое дело, и в 1980-ом Владимир Семенович умер во сне от обширного инфаркта. По другой версии, он задохнулся (второй диагноз: асфиксия). Все близкие и друзья, как один, сделали вывод: наркотики все-таки убили Высоцкого.
Отец барда не позволил произвести вскрытие, поэтому точная причина смерти так и не была установлена. По свидетельствам близких, Высоцкий в последние дни очень плохо себя чувствовал, жаловался на сильные боли в области сердца и нехватку воздуха. Его нужно было срочно госпитализировать, но врачи почему-то тянули.
Анатолий Федотов, личный врач певца, рассказывал, что его собирались перевести на аппарат искусственного дыхания. Но Владимир Семенович так и не дождался помощи, в которой так сильно нуждался. Он очень мучился, но получил только укол снотворного, от которого впал в умиротворяющий сон. Через несколько часов, глубокой ночью 25 июля он скончался.
Сегодня годовщина смерти Владимира Высоцкого 25 июля 1980 года. Похороны Владимира Семеновича Высоцкого состоялись 28 июля 1980 года.
"...Он не вернулся из боя ..."...
2 июня 1980 года состоялся один из последних концертов Высоцкого (в Калининграде), на котором ему стало плохо. 3 июля 1980 года состоялось выступление Высоцкого в Люберецком городском дворце культуры в Московской области, где, по словам очевидцев, он выглядел нездоровым, говорил, что неважно себя чувствует, но на сцене держался бодро и, вместо полутора запланированных часов, отыграл двухчасовой концерт. 14 июля 1980 года во время выступления в НИИЭМ (Москва) Владимир Высоцкий исполнил одну из своих последних песен — «Грусть моя, тоска моя... Вариация на цыганские темы». 16 июля он провёл свой последний концерт в подмосковном Калининграде (ныне Королёв). 18 июля 1980 года В. Высоцкий последний раз появился на публике, в своей самой известной роли в Театре на Таганке, в роли Гамлета.
В ночь на 25 июля 1980 года Владимир Высоцкий скончался во сне в своей московской квартире. Непосредственная причина смерти остаётся спорной, так как вскрытие не производилось. По мнению одних (в частности, Станислава Щербакова и Леонида Сульповара), причиной смерти стала асфиксия, по мнению других — острый инфаркт миокарда. Анатолий Федотов, которого разные люди характеризуют по-разному — и как личного врача Высоцкого, человека, спасшего его 25 июля 1979 года в Бухаре от клинической смерти (факт которой, впрочем, оспаривается), и — как врача, «проспавшего» Высоцкого 25 июля 1980 года, свидетельствует: «23 июля при мне приезжала бригада реаниматологов из Склифосовского.
Они хотели провести его на искусственном аппаратном дыхании, чтобы перебить дипсоманию. Был план, чтобы этот аппарат привезти к нему на дачу. Наверное, около часа ребята были в квартире, решили забрать через день, когда освобождался отдельный бокс. Я остался с Володей один — он уже спал. Потом меня сменил Валера Янклович. 24 июля я работал... Часов в восемь вечера заскочил на Малую Грузинскую. Ему было очень плохо, он метался по комнатам. Стонал, хватался за сердце. Вот тогда при мне он сказал Нине Максимовне: „Мама, я сегодня умру...“ Он метался по квартире. Стонал. Эта ночь была для него очень тяжёлой. Я сделал укол снотворного. Он всё маялся. Потом затих. Он уснул на маленькой тахте, которая тогда стояла в большой комнате. ...Между тремя и половиной пятого наступила остановка сердца на фоне инфаркта. Судя по клинике — был острый инфаркт миокарда». Владимир Высоцкий умер во время проходивших в Москве XX летних Олимпийских игр. Сообщений о смерти Владимира Высоцкого, кроме двух сообщений в «Вечерней Москве» (о смерти и дате гражданской панихиды) и некролога в газете «Советская культура» (и уже после похорон — статья Аллы Демидовой памяти В.Высоцкого в «Советской России») в советских средствах массовой информации практически не печаталось. Над окошком театральной кассы было вывешено простое объявление: «Умер актёр Владимир Высоцкий». И, тем не менее, у Театра на Таганке, где он работал, собралась огромная толпа, которая находилась там в течение нескольких дней (в день похорон были также заполнены людьми крыши зданий вокруг Таганской площади). При этом ни один из купивших билеты назад их не сдал. 28 июля 1980 года в здании Театра на Таганке прошла гражданская панихида, церемония прощания и похороны на Ваганьковском кладбище Москвы (участок № 1, справа от входа). Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва.
Похороны В.С.Высоцкого, 28.07.1980. Видео.
Владимир Семёнович Высоцкий (25 января 1938, Москва — 25 июля 1980, Москва) — советский поэт, актёр и автор-исполнитель песен. Лауреат Государственной премии СССР (1987, посмертно) .
Владимир Высоцкий сыграл десятки ролей в театре, в том числе Гамлета («Гамлет» У. Шекспира), Галилея («Жизнь Галилея» Б. Брехта), Лопахина («Вишнёвый сад» А. Чехова). Наиболее примечательными работами в кинематографе являются его роли в фильмах «Место встречи изменить нельзя», «Маленькие трагедии», «Интервенция», «Хозяин тайги», «Вертикаль», «Служили два товарища», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», «Короткие встречи», «Плохой хороший человек». Актёр Театра драмы и комедии на Таганке в Москве.
Владимир Высоцкий вошёл в историю как автор-исполнитель своих песен под акустическую семиструнную «русскую» гитару. По итогам опроса ВЦИОМ, проведённого в 2010 году, Высоцкий занял второе место в списке «кумиров XX века» после Юрия Гагарина. Опрос, проведенный ФОМ в середине июля 2011 года, продемонстрировал, что, несмотря на снижение интереса к творчеству Высоцкого, абсолютному большинству (98 %) россиян знакомо имя «Владимир Высоцкий», а около 70 % ответили, что его песни нравятся, и считают его творчество важным явлением отечественной культуры XX века.
Отец — Семён Владимирович (Вольфович) Высоцкий (1915—1997) — уроженец Киева, военный связист, ветеран Великой Отечественной войны, кавалер более чем 20 орденов и медалей, почётный гражданин городов Кладно и Праги, полковник.
Дядя — Алексей Владимирович Высоцкий (1919—1977) — писатель, участник Великой Отечественной войны, артиллерист, кавалер трёх орденов Красного Знамени, полковник.
В настоящее время исследователи сходятся на том, что род Высоцких происходит из местечка Селец Пружанского уезда Гродненской губернии, ныне — Брестской области, Белоруссия. Фамилия, вероятно, связана с названием города Высокое Каменецкого района Брестской области.
Мать — Нина Максимовна (урождённая Серёгина, 1912—2003). Окончила Московский институт иностранных языков, работала переводчиком-референтом немецкого языка в иностранном отделе ВЦСПС, затем гидом в «Интуристе». В первые годы войны служила в бюро транскрипции при Главном управлении геодезии и картографии МВД СССР. Закончила трудовую деятельность начальником бюро технической документации в НИИхиммaше.
"Баллада о детстве"
Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года, в 9 часов 40 минут в Москве в роддоме № 8 Дзержинского района Москвы на Третьей Мещанской улице (теперь это ул. Щепкина, дом 61/2; здание принадлежит МОНИКИ имени М. Ф. Владимирского, на здании прикреплена доска с датой рождения поэта). Раннее детство он провёл в московской коммунальной квартире на 1-й Мещанской улице, 126 (дом снесен в 1955 г., на его месте в 1956 г. построен новый, адрес которого с 1957 года проспект Мира, 76): «…На 38 комнаток всего одна уборная…» — написал в 1975 году Высоцкий о своём раннем детстве. Во время Великой Отечественной войны в 1941 — 1943 годах жил с матерью в эвакуации в селе Воронцовка, в 25 км от райцентра — города Бузулук Чкаловской (ныне — Оренбургской) области. В 1943 году возвратился в Москву, на 1-ю Мещанскую улицу, 126. В 1945 году Высоцкий пошёл в первый класс 273-й школы Ростокинского района Москвы. Здание бывшей школы находится по адресу проспект Мира, 68 с3.
После развода родителей, в 1947 году, Владимир переехал жить к отцу и его второй жене — Евгении Степановне Высоцкой-Лихалатовой (урождённая Мартиросова) (1918—1988 гг.), которую сам Высоцкий называл «мама Женя» и позже даже крестился в армянской апостольской церкви, чтобы подчеркнуть особое к ней отношение. В 1947 — 1949 годах они проживали в г. Эберсвальде (Германия), по месту службы отца, где юный Володя научился играть на фортепиано.
В октябре 1949 года он вернулся в Москву и пошёл в 5-й класс мужской средней школы № 186 (в настоящее время там, по Большому Каретному переулку, дом 10а, располагается главный корпус Российской правовой академии Минюста). В это время семья Высоцких жила на Большом Каретном переулке, 15, кв. 4. (На доме установлена мемориальная доска, выполненная московским архитектором Робертом Рубеновичем Гаспаряном, — первая, ещё в советское время, памятная доска всенародного кумира). Этот переулок увековечен в его песне «Большой Каретный».
С 1953 года Высоцкий посещал драмкружок в Доме учителя, руководимый артистом МХАТа В. Богомоловым. В 1955 году закончил среднюю школу № 186, и, по настоянию родственников, поступил на механический факультет Московского инженерно-строительного института им. Куйбышева, из которого ушёл после первого семестра.
С 1955 по 1963 гг. Высоцкий жил у матери сначала на 1-й Мещанской 126, а затем, в построенном в 1956 г. на этом месте новом доме, на проспекте Мира 76, в квартире 62 на четвёртом этаже. Владимир также проводил много времени на Большом Каретном в компании друзей. Он посвящал им эпиграммы. По воспоминаниям об этом времени в 1964 г. им была написана песня со словами «Ведь в Каретном ряду первый дом от угла — Для друзей, для друзей».
Одна из легенд о Владимире Высоцком повествует, что решение об уходе из МИСИ было принято в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год. Вместе со школьным другом Высоцкого, Игорем Кохановским, было решено провести новогоднюю ночь весьма своеобразным манером — за исполнением чертежей, без которых их не допустили бы к сессии. Где-то во втором часу ночи чертежи были готовы. Но тут, якобы, Высоцкий встал и, взяв со стола банку с тушью (по другой версии — с остатками крепко заваренного кофе), стал поливать её содержимым свой чертёж. «Всё. Буду готовиться, есть ещё полгода, попробую поступить в театральный. А это — не моё…». Заявление Высоцкого об отчислении из института по собственному желанию было подписано 23 декабря 1955 года.
С 1956 по 1960 год Высоцкий — студент актёрского отделения Школы-студии МХАТ им. В. И. Немировича-Данченко. Он занимается у Б. И. Вершилова, затем у П. В. Массальского и А. М. Комиссарова. 1959 год ознаменовался первой театральной работой (роль Порфирия Петровича в учебном спектакле «Преступление и наказание») и первой ролью в кино (фильм «Сверстницы», эпизодическая роль студента Пети). В 1960 году произошло первое упоминание о Высоцком в центральной печати, в статье Л. Сергеева «19 из МХАТ» («Советская культура», 1960, 28 июня).
Во время учёбы на первом курсе В.Высоцкий познакомился с Изой Жуковой, на которой женился весной 1960 года. В 1960—1964 годах Высоцкий работал (с перерывами) в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина. Сыграл роль Лешего в спектакле «Аленький цветочек» по сказке С. Т. Аксакова, а также ещё около 10 ролей, в основном — эпизодических. В 1961 году на съёмках кинофильма «713-й просит посадку» познакомился с Людмилой Абрамовой, ставшей его второй женой (официально брак был зарегистрирован в 1965 году). В конце 1963 года Высоцкий с матерью получили квартиру на улице Шверника, дом 11, корпус 4, квартира 41, где у Владимира и Людмилы родился второй сын Никита (дом был снесен при перестройке микрорайонов из пятиэтажек в 1998 году). Когда в 1968 году супруги расстались, Высоцкого уже знала вся страна по песням из кинофильма «Вертикаль», в котором он снимался.
Своё первое стихотворение «Моя клятва» Высоцкий написал, будучи учеником 8 класса, 8 марта 1953 года. Оно было посвящено памяти Сталина. В нём поэт высказывал чувство скорби по недавно умершему вождю. В начале 1960-х годов появились первые песни Высоцкого. Песня «Татуировка», написанная 27 июля 1961 года в Ленинграде, многими считается первой. Неоднократно таковой её называл и сам Высоцкий. Эта песня положила начало циклу «блатной» тематики. Однако существует песня «49 дней», датируемая 1960 годом, о подвиге четырёх советских солдат, дрейфовавших и выживших в Тихом океане. Отношение автора к песне было весьма критичным: в автографе ей дан подзаголовок «Пособие для начинающих и законченных халтурщиков», с пояснением в конце, что «таким же образом могут быть написаны» стихи на любые актуальные темы. «Надо только взять фамилии и иногда читать газеты». Но, несмотря на то, что Высоцкий как бы исключал эту песню из своего творчества (называя «Татуировку» первой), известны фонограммы её исполнений в 1964—1969 гг.
Проработав менее двух месяцев в Московском театре миниатюр, Владимир безуспешно попытался поступить в театр «Современник». В 1964 году Высоцкий создал свои первые песни к кинофильмам и поступил на работу в Московский театр драмы и комедии на Таганке. Поэтическое и песенное творчество, наряду с работой в театре и кино, стало главным делом его жизни. В театре на Таганке В. С. Высоцкий проработал до конца жизни. В июле 1967 года Владимир Высоцкий познакомился с французской актрисой русского происхождения Мариной Влади (Мариной Владимировной Поляковой), ставшей его третьей женой (декабрь 1970 года).
Летом 1969 года у Высоцкого был тяжёлый приступ, и тогда он выжил только благодаря Марине Влади, которая в это время была в Москве. К счастью, врачи привезли Высоцкого в Институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского вовремя, ещё несколько минут задержки — и он бы не выжил. Врачи боролись за его жизнь 18 часов. Выяснилось, что причиной кровотечения явился лопнувший в горле сосуд, но в театральных кругах некоторое время ходили слухи о его другой тяжёлой болезни.
Он не вернулся из боя...
Вечная и светлая память Владимиру Семёновичу!
Высоцкий Владимир Семёнович (1938-1980) – гениальный поэт, живший и творивший в Советском Союзе, киноактёр, автор прозаических произведений; был ведущим актёром в театре на Таганке, исполнял собственные написанные песни на русской семиструнной гитаре. В 1987 году посмертно удостоен Государственной премии СССР.
Родители
Родился Владимир 25 января 1938 года. Это произошло в 9 ч. 40 мин. утра в Дзержинском районе столицы СССР, на Третьей улице Мещанской находился роддом № 8. Теперь многое поменяло своё название, сейчас это улица Щепкина, а здание родильного дома принадлежит институту МОНИКИ. Но там всё равно есть табличка, что 25 января здесь появился на свет великий человек ─ Владимир Высоцкий.
Его папа, Высоцкий Семён Владимирович, родом был из украинской столицы, города Киева. Он был военным связистом, прошёл Великую Отечественную войну, имел около 20 медалей и орденов, дослужился до звания полковника. Дедушку Высоцкого по отцовской линии тоже звали Владимир Семёнович, родом он был из Бреста и в своё время получил сразу три высших образования – юриста, химика и экономиста. Бабушка поэта, Дарья Алексеевна, работала медсестрой, позднее косметологом, она обожала своего внука Владимира и была страстной поклонницей его творчества.
Мама, Нина Максимовна (девичья фамилия Серёгина), имела диплом Московского института иностранных языков о высшем образовании. Трудилась референтом-переводчиком с немецкого языка, позднее в «Интуристе» гидом.
И отец, и мать намного пережили своего гениального ребёнка. Семён Владимирович умер в 1997 году, Нина Максимовна в 2003.
Семья Высоцких жила в громадной коммуналке, располагавшейся в старом доме на 1-ой Мещанской улице. Через много лет в «Балладе о детстве» поэт напишет о своей первой квартире: «На 38 комнаток всего одна уборная».
Детство
С началом войны папа пошёл на фронт, а маленький Володя с мамой эвакуировались в село Воронцовка возле города Бузулук Оренбургской области. Там они прожили два года и в 1943 вернулись в Москву.
Отец Владимира на фронте познакомился с молодой вдовой Евгенией Лихалатовой, а когда вернулся домой, родители Высоцкого развелись. Мама в скором времени второй раз вышла замуж, но у маленького Володи не заладились отношения с отчимом, а у самой Нины Максимовны из-за занятости на работе совсем не оставалось времени на воспитание сына.
Тогда отец принял решение увезти ребёнка с собой в Германию, куда он был направлен на службу. Володя по родной матери, конечно, скучал, но и мачеха ему очень нравилась. Евгения Степановна по национальности – армянка и, чтобы показать, как уважительно он к ней относится, Владимир принял крещение в армянской апостольской церкви. Он звал её мамой Женей, а женщина практически одна занималась воспитанием пасынка, потому что Семён Владимирович целыми сутками пропадал на службе. В будущем именно она встанет на защиту Володи, когда он решит связать свою судьбу с творчеством, родные мать и отец будут категорически против этого.
Школьное обучение Владимир начинал в московской школе № 273, где отучился два года. Потом обучение проходил в немецком городе Эберсвальде, где служил отец. Тут же он впервые начал осваивать езду на велосипеде и игру на фортепиано. Осенью 1949 года он приехал с отцом и мамой Женей в Москву, где пошёл учиться в среднюю мужскую школу № 186. Он продолжил учёбу в 5-ом классе по месту проживания, а расположились отец и мама Женя на Большом Каретном переулке, о котором он потом напишет свою известнейшую песню. Именно здесь, на доме № 15, будет установлена первая мемориальная доска всенародному кумиру.
Учёба в институтах
Артистические данные проявились в Володе ещё в школьные годы, он занимался в драматическом кружке под руководством актёра МХАТ В. Богомолова. А в подростковом возрасте все вечера Владимир проводил в компаниях дворовой молодёжи, основным развлечением которых в то время было брынчание на гитаре и исполнение душещипательных песен про Колыму, Мурку и Воркуту.
В 1955 году Володя получил аттестат о среднем образовании и по настоянию родителей стал студентом механического факультета в Московском инженерно-строительном институте. Но здесь он не проучился и года. В новогоднюю ночь, когда все студенты отмечали праздник, Володя с другом Кохановским Игорем делал чертежи, без которых не было бы допуска к экзаменам. Когда всё было начерчено, Владимир взял чернила и вылил на ватман с готовым чертежом, сказав при этом: «Хватит. У меня в запасе 6 месяцев, чтобы подготовиться к поступлению в театральный. А это всё – не по мне…» . Он написал в деканат заявление, и его отчислили из учебного заведения по собственному желанию.
Летом 1956 года Володя поступил на актёрское отделение в школу-студию МХАТ. На третьем курсе он впервые сыграл на театральной сцене. Это была учебная постановка «Преступления и наказания», ему досталась роль Порфирия Петровича. На это же время приходится и его первая работа в кино. В картине «Сверстницы» Владимир играл небольшую роль студента Пети.
Театр
Окончив МХАТ, Высоцкий поступил на работу в театр имени Пушкина. Здесь он играл немного, около 10 персонажей, в большей части второстепенных. Самой значительной ролью был Леший в «Аленьком цветочке».
Следующим местом работы Высоцкого стал театр миниатюр, но и тут он не получал особой радости, роли ему давали эпизодические либо и вовсе задействовали в массовках. Многие откровенно посмеивались над его низким голосом с хрипотцой, который впоследствии стал его фирменной штучкой. Здесь актёр проработал менее двух месяцев.
Пытался Владимир пробиться и в театр «Современник». С 1960 по 1964 годы он находился в поиске, пока не попал в театр на Таганке. Отныне два слова «Таганка» и «Высоцкий» будут навсегда связаны между собой неразрывно, здесь он проработает до самой смерти, несмотря на то, что не всегда складывались у него отношения с руководителем театра Юрием Любимовым.
Прошло совсем немного времени, и уже люди шли в театр на Таганке только из-за Высоцкого. Он неистово заводил публику, до стона и изнеможения, так как это могут сделать только величайшие актёры.
Переиграть его невозможно, исполненные им роли так и останутся лучшими навсегда:
В театре на Таганке у Высоцкого были завистники, но были и настоящие верные друзья –Филатов Лёня, Демидова Алла, Валерий Золотухин. Вместе с коллективом Владимир часто выезжал за границу на гастроли: в Болгарию и Польшу, Венгрию и Германию, Францию и Югославию.
Кино
Особенно любили и продолжают любить зрители роли Высоцкого в кино.
Он сыграл почти в 30-ти кинокартинах, в 6 фильмах пел свои собственные песни, а ещё в 11-ти его песни исполняли другие люди.
В каком году фильм вышел на экраны? | Название фильма | Роль Высоцкого В. С. |
1961 | «Карьера Димы Горина» | Софрон (монтажник-высотник) |
1962 | «713-й просит посадку» | американский моряк |
1963 | «Штрафной удар» | Юрий Никулин (гимнаст) |
1965 | «Стряпуха» | Андрей Пчёлка |
1965 | «На завтрашней улице» | Пётр Маркин (бригадир) |
1967 | «Короткие встречи» | Максим (геолог) |
1967 | «Вертикаль» | Володя (радист) |
1968 | «Интервенция» | Воронов/Бродский |
1968 | «Хозяин тайги» | Рябой (бригадир сплавщиков) |
1968 | «Служили два товарища» | Брусенцов |
1975 | «Бегство мистера Мак-кинли» | Билл Сигер (певец) |
1976 | «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» | Ибрагим Ганнибал |
1979 | «Маленькие трагедии» | Дон Гуан |
Ну, и, конечно же, самый знаменитый фильм «Место встречи изменить нельзя», где Владимир блистательно сыграл капитана московской милиции Глеба Жеглова. Режиссёру Станиславу Говорухину было непросто работать с актёром. Владимир не любил вторых дублей, если он уже один раз сыграл, то пронёс всё через себя, уже пережил эти эмоции и повторять их снова не собирался. И партнёров своих заводил так, что те тоже всё отыгрывали с первого дубля.
Песни
Высоцкий написал более 850 поэтических произведений (стихов и песен).
Трудно назвать ту сторону жизни, которую бы он не затрагивал в своём творчестве. Он писал про любовь и политику, юмористические и сатирические стихи, в которых резко критиковал общественный строй, он сочинял баллады, песни-сказки, песни-монологи. Он пел о том, как относятся к жизни простые смертные люди, об их чести и достоинстве, о силе человеческого характера, о тяжестях судьбы.
В советских квартирах в то время стали появляться бобинные магнитофоны, и не было, наверное, ни одной семьи, в которой бы не слушали записи Высоцкого. Его запрещало правительство, а народ делал из Владимира кумира. Особенно задевали душу его «песни на надрыве»:
- «Про райские яблоки»;
- «Две судьбы»;
- «Кони привередливые»;
- «Жираф»;
- «Банька по-белому»;
- «Я не люблю»;
- «Бег иноходца»;
- «Парус»;
- «Охота на волков»;
- «Песня о друге»;
- «Большой Каретный»;
- «Он не вернулся из боя»;
- «Спасите наши души»;
- «Корабли».
К сожалению, признали великого поэта уже после его смерти. В 1981 году увидел свет сборник поэтических произведений Высоцкого «Нерв».
Личная жизнь
Со своей первой супругой Изой Жуковой Владимир познакомился в студенческие годы. Они сыграли свадьбу в 1960 году, но совместная жизнь оказалась совсем непродолжительной.
В 1961 году Высоцкий познакомился с самой красивой артисткой Советского Союза, так он описал тогда будущую супругу своему другу. Это была Людмила Абрамова. В их союзе родилось двое сыновей – в 1962 году Аркадий и в 1964 году Никита.
С Людмилой Абрамовой Владимир развёлся в 1968 году. Тем не менее через много лет после его смерти она основала и является хранительницей мемориального музея В. С. Высоцкого.
Его третьей супругой и музой стала Марина Влади, актриса из Франции.
Владимир знал её по фильму «Колдунья», в котором она сыграла в 17 лет. Тогда мужчины всего мира были влюблены в красавицу Марину. Влади также была наслышана об актёре Высоцком и о его песнях от своих французских коллег.
Их встреча состоялась в 1967 году. Марина по работе приехала в Советский Союз, пришла в театр на Таганке, на спектакль «Пугачёв», где так неистово Высоцкий кричал и рвался, закованный в цепи, играя на сцене Хлопушу. Её потрясла эта мощь. После спектакля они первый раз встретились друг с другом в ресторане.
Она уехала в Париж, но непонятная тоска не давала ей покоя, сначала Марина не могла сообразить, отчего так ноет сердце. Когда раздался телефонный звонок, и она услышала на том конце провода голос с хрипотцой, то поняла сразу, почему ей было так плохо. Марина Влади пропала, потому что влюбилась.
Советское руководство было к ним благосклонно и разрешило пожениться в 1970 году. Но у них не хватало времени, чтобы быть счастливыми. Марина постоянно изыскивала какие-то лазейки, чтобы приехать к мужу в СССР. Уехать в Советский Союз на постоянное жительство для неё было невозможно, в Париже у неё жили сыновья от предыдущих браков.
Бесконечные визы и огромные расстояния мучили их, но те дни, когда они были вместе, становились для Володи и Марины настоящим праздником. Омрачало лишь то, что с каждым разом она замечала, как сильно Высоцкий попадает в алкогольную зависимость. Влади постоянно боролась за него, пыталась отвоевать его у этой пагубной привычки. У неё почти получилось: в последний свой приезд в Париж Владимир пообещал ей, что завяжет с этим делом навсегда.
Да, он завязал. Навсегда… 25 июля 1980 года в Париже в квартире Марины раздался телефонный звонок в 4 часа утра. Она сразу почувствовала, что сейчас услышит; на том конце провода сказали: «Володя умер».
Смерть и похороны
Он умер в своей московской квартире во сне. Родные отказались делать вскрытие, поэтому точной причины смерти никто не знает (инфаркт или асфексия).
В стране проходила летняя олимпиада. Было запрещено сообщать о смерти великого поэта и музыканта. На кассовом окошке театра на Таганке повесили небольшой листок бумаги, где написали, что спектакль не состоится, актёр Высоцкий Владимир умер. Ни один человек, купивший билет на спектакль, не сдал его обратно.
Несмотря на то, что о смерти поэта не сообщили ни радио, ни телевидение, узнала вся страна, а на Ваганьковское кладбище, казалось, пришла вся Москва. Народ нёс огромные охапки живых цветов и в палящий июльский день прятал их под зонтиками, чтобы не завяли. Высоцкий искренне любил и жалел простых людей, а они его за это боготворили.
Владимир Семенович Высоцкий - знаковая личность своего времени, поэт, актер и автор песен, исполняемых на семиструнной гитаре. Он был кумиром миллионов в нашей стране, и до сих пор его песни знают и любят. Он награжден посмертно Государственной премией СССР.Детство и юность Владимира Высоцкого
Владимир Высоцкий родился в Москве, в большой коммунальной квартире на 1-ой Мещанской улице. Его отец был родом из Киева, полковник и ветеран Великой отечественной войны. Мама работала переводчиком-референтом.В возрасте четырех лет, когда началась война, Владимир вместе с мамой уехал в Оренбургскую область, где они прожили два года. После эвакуации, Владимир Высоцкий с Урала вернулся в Москву. Через два года после окончания войны родители Владимира Семеновича развелись, прожив в браке всего 5 лет.
Отец снова женился, и в 9-летнем возрасте вместе с отцом Владимир попал в оккупированную послевоенную Германию. Впечатления артиста даже издалека не напоминали жизнь его сверстников в послевоенной столице. Здесь он брал уроки игры на фортепьяно.
Мама музыканта также вышла замуж во второй раз. Владимир Высоцкий общался и с отчимом, и с мачехой. Однако отношения с первым сложились хуже, чем со второй. В 1949 году, вернувшись из Германии, Владимир Семенович поселился в центре Москвы с новой супругой отца на Большом Каретном переулке.
Там то Высоцкий и «спелся» с компанией городской молодежи 50-х годов, чье детство протекало в военные годы. В юности Высоцкого в моде была блатная романтика. В каждой дворовой компании была гитара и под нее пели душещипательные песни о Воркуте, Колыме, Мурке. И именно в это время у Высоцкого начался «роман» с гитарой.
Учеба Владимира Высоцкого
10-классник Владимир Высоцкий начал ходить в драматический кружок в Доме учителя. Но он не сразу понял, что хочет стать актером. После школы будущий артист поступил в Московский Инженерно-Строительный институт, и бросил его через полгода. Неожиданное решение он принял в новогоднюю ночь 1956 года.Он вместе со школьным другом Игорем Кохановским решил встретить Новый год за рисованием чертежей, без которых они не смогли бы сдать сессию. Сразу после боя курантов студенты принялись за дело и за два часа покончили с чертежами. И тут Высоцкий внезапно стал поливать тушью свои бумаги со словами: «Все. Буду готовиться, есть еще полгода, попробую поступить в театральный. А это - не мое...».
Владимир Высоцкий поступил в Школу-студию при МХАТе на актерское отделение. Через три года он сыграл свою первую роль в учебном спектакле «Преступление и наказание» и впервые попал на телеэкран. Он сыграл небольшую роль в картине «Сверстницы».
Театральная карьера Владимира Высоцкого
После окончания МХАТА Высоцкий работал в театре имени Пушкина. Правда недолго. Потом он перешел в Театр миниатюр. Играл в эпизодах, массовке и особой радости от сцены не получал. Он также пытался пробиться в театр «Современник»«Свой» театр Владимир Семенович нашел в 1964 году. Им стал Театр на Таганке. Именно в этом театре Владимир Семенович проработал до самой смерти.
Юрий Любимов вспоминал, как Высоцкий пришел к нему устраиваться на работу. Артист предложил послушать несколько своих песен и Любимов, вместо плановых пяти минут, слушал барда полтора часа.
На Таганке Высоцкого ждала целая палитра образов – Гамлет, Пугачев, Галилей, Свидригайлов. В театре, впрочем, дела шли не очень гладко. Любимов часто по-отечески закрывал глаза на проступки Высоцкого, чему завидовали коллеги. Но здесь у него были и друзья - Валерий Золотухин , Леонид Филатов и Алла Демидова .
Вместе с актерами Театра на Таганке Высоцкий ездил с гастролями за границу: в Болгарию, Венгрию, Югославию (БИТЕФ), Францию, Германию, Польшу.
За неделю до своей смерти Владимир Высоцкий сыграл свою последнюю роль - образ Гамлета в одноименной постановке по Шекспиру.
Творчество и песни Владимира Высоцкого
Владимир Семенович считал своим учителем Булата Окуджаву . Именно его творчество пробудило у Высоцкого интерес к авторской песне. После он посвятит Окуджаве «Песню о Правде и Лжи».Владимир Высоцкий - Баллада о Любви
Первые композиции артист написал в начале 60-х. Это была «дворовая романтика». Ее не воспринимал всерьез ни сам Высоцкий, ни первые слушатели. Считается, что первая песня, написанная Высоцким, была «Татуировка». Год ее создания - 1961, место - Ленинград. Но только через несколько лет после этого творчество музыканта приобрело более зрелые формы. В 1965 году певец написал свою знаменитую песню «Подводная лодка», которая, по заявлению его друга Игоря Кохановского, ознаменовала окончание творческой юности поэта.
Владимир Высоцкий написал множество песен к кинофильмам, в которых снимался. Как человек разносторонний и творческий он принимал активное участие в создании кинолент. Его песни звучат в таких фильмах как «Вертикаль», «Бегство мистера Мак-Кинли», «Опасные гастроли», «Я родом из детства» и другие.
Репертуар Владимира Высоцкого состоит из более 600 песен и 200 стихов, которые до сих пор остаются популярными и не теряют актуальности. На его концерты приходило огромное количество людей. Он заряжал всех своей энергетикой, искренностью, его песни были близки почти всем слоям общества и не оставляли никого равнодушным. Он для всех был «своим человеком», в его песнях отражались разные темы - военные, блатные, юмористические, сказочные, романтические и лирические, песни сказки или песни-диалоги.
Владимир Высоцкий - Кони привередливые
При жизни артиста было выпущено всего 7 мини-альбома по 4 песни, а так же где-то 11 пластинок со сборниками песен разных исполнителей, на которых были записаны и его композиции, в основном саундтреки к фильмам.
Уже после смерти Владимира Семеновича с 1987 года была выпущена серия грампластинок «На концертах Владимира Высоцкого» на 21 диске. А в 1993-1994 годах компания «Апрелевка Саунд Инк» записала 4 пластинки с редкими и ранее не издававшимися песнями.
Владимир Высоцкий и съемки в фильмах
Кино и театр шли в жизни Высоцкого параллельно. В 1961 году Владимир Семенович сыграл небольшую роль в картине «Карьера Димы Горина».В то время актеру доставались небольшие серые роли второго плана, пустые и скучные. Утешение Высоцкий начал находить в пьянстве. Это стало причиной разлада на работе и в семье.
Успех пришел к Высоцкому в 1967 году. На экраны вышла картина «Вертикаль». Особенно полюбились зрителям песни из фильма, написанные артистом.
Владимир Высоцкий в конце 60-х годов много снимался. Он работал над фильмами «Короткие встречи», «Интервенция», «Служили два товарища», «Хозяин тайги», «Опасные гастроли».
В это время по СССР начали распространяться магнитофоны. Неофициальные записи Высоцкого стали появляться практически в каждом доме. Артист стал настоящим кумиром, но он стал неугоден советской власти. Высоцкого часто не утверждали на роли, а песни не допускались на радио.
Поэтому в 70-е годы Высоцкий снимался мало. Но все же на экранах можно было услышать его песни и песни на его стихи: в драме «Сыновья уходят в бой», фильмах «Контрабанда» и «Одиножды один», драме «72 градуса ниже нуля». Были и роли в кино: «Плохой хороший человек», «Сказ про то, как царь Петр Арапа женил».
В театре на Таганке Высоцкому то достаются главные роли, то выгоняют с работы за пьянку. Артист не раз побывал на волоске от смерти – он попадает в реанимацию из-за напряженной нервной деятельности, больного сердца и злоупотребления алкоголем.
Владимир Высоцкий и Глеб Жеглов
Самую значительную роль Владимир Высоцкий сыграл в 1979 году. Это был Глеб Жеглов в сериале «Место встречи изменить нельзя». Это была и самая любимая роль актера. Однако от нее Владимир Семенович отказывался, говоря, что ему мало осталось и не хочется тратить год жизни на Жеглова. Кстати, в «Месте встречи» Высоцкий попробовал себя и в качестве режиссера. Он занял место Станислава Говорухина , когда тот уехал на фестиваль.Фильм с Владимиром Высоцким «Место встречи изменить нельзя» - спор Жеглова и Шарапова
В этом фильме Владимир Семенович не поет, хотя изначально хотел. Против был режиссер, который считал, что образ певца затмит образ оперативного работника.
Несостоявшиеся роли Владимира Высоцкого
У Владимира Высоцкого достаточно не сыгранных ролей. Так, он мог бы сыграть Степана в «Андрее Рублеве» Андрея Тарковского . Когда режиссер собирал информацию о Рублеве, то узнал, что он учился иконописи в монастыре Высоцком. Тарковский любил мистические совпадения и решил снимать в картине Высоцкого. Однако, этого не случилось. По одной версии, не разрешили чиновники Госкино, по другой – Высоцкий запил.Не утвердили Высоцкого и на роль в картинах «Над Тисой» и «Аннушка». В 1969 году Высоцкий сам попросился к Эльдару Рязанову в «Сирано де Бержерак». Однако тот отказал, ссылаясь на то, что ему надо снимать поэта, а не актера.
Пытался Высоцкий попасть и в картину «Софья Перовская», приключенческий фильм «Дерзость» и мелодраму «Дорога домой». Режиссеры разными способами пытались пробить в Госкино разрешение снимать актера. Однако чиновники боялись артиста как огня.
Личная жизнь Владимира Высоцкого
На первом курсе Владимир Семенович познакомился со студенткой Изой Жуковой. Она стала его первой женой, они поженились весной 1960 года. Правда брак был недолгий, с супругой артист поссорился, и она покинула Москву.Через год Высоцкий на съемках фильма познакомился с актрисой Людмилой Абрамовой. Она стала его второй женой и родила Высоцкому двоих детей – Аркадия и Никиту. В 1968 году они разошлись.
Третьей супругой Владимира Высоцкого стала Марина Влади (Марина-Катрин Владимировна Полякова-Байдарова). Она появилась в жизни артиста в 1967 году. Владимир Семенович влюбился в нее после фильма «Колдунья». Смотрел ленту несколько раз в день и мечтал об актрисе многие годы.
Знакомство произошло в ресторане ВТО, куда Высоцкий пришел после спектакля. Молча взял руку Марины Влади, сел напротив и не сводил глаз с возлюбленной. Через несколько лет, в 1970 году они поженились. И были вместе 10 лет.
Марина Влади ввела супруга в круг европейских знаменитостей. На западе Высоцкий выпустил несколько пластинок. Она была его музой и надежной опорой.
Смерть Владимира Высоцкого
Жизнь Владимира Семеновича неожиданно оборвалась 25 июля 1980 года в 4:10 утра. Артист умер во сне, в своей московской квартире. Точная причина смерти не установлена до сих пор, потому что не было произведено вскрытие по просьбе близких. По одной версии причиной смерти был инфаркт миокарда, по другой - асфиксия, удушье, как следствие чрезмерного применения седативных средств.
В это время в Москве проходили летние Олимпийские игры, поэтому были напечатаны всего лишь две статьи о смерти артиста. Над окошком театральной кассы было вывешено объявление: «Умер актёр Владимир Высоцкий».
Актер похоронен на Ваганьковском кладбище. Казалось, на кладбище пришла вся Москва, люди собирались у театра, чтоб проститься со своим кумиром.
Как это зачастую бывает, признание к Высоцкому пришло уже после его смерти. В 1986 году Владимиру Семеновичу было посмертно присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. А еще через год присуждена Государственная премия СССР за образ Жеглова в телевизионном художественном фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен.
В 1989 году было принято решение открыть музей Владимира Высоцкого в Москве при поддержке Советского фонда культуры, Министерства культуры СССР, Мосгорисполкома и общественности.
Владимир Семёнович Высоцкий (25 января 1938, Москва - 25 июля 1980) - советский поэт, музыкант, актёр, автор многих сотен песен на собственные стихи. В качестве автора и исполнителя песен собственного сочинения под гитару завоевал широкую популярность. В начале 1960-х годов появились первые песни Высоцкого. Песня «Татуировка», написанная в 1961 году в Ленинграде, многими считается первой. Неоднократно таковой её называл и сам Высоцкий. Эта песня положила начало цикла «блатной» тематики.В 70-е годы XX века граждане СССР покупали магнитофоны (дорогая по тем временам покупка, более месячной зарплаты) специально для того, чтобы слушать песни Владимира Высоцкого. Многие его песни стали народными (то есть их знало практически всё население СССР), а имена героев этих песен стали нарицательными. И это несмотря на то, что ни его песни, ни само его имя в официальных средствах массовой информации СССР практически не упоминались. Высоцкий написал около 700 песен и стихов, сыграл около тридцати ролей в фильмах, играл в театре, объездил с концертами всю страну и мир. Высоцкий затрагивал в годы строгой цензуры запретные темы (например, в ранние годы исполнял блатные песни), пел о повседневной советской жизни и о Великой Отечественной Войне - всё это и принесло ему широкую популярность.
Владимир Высоцкий родился в Москве, «Дом на Первой Мещанской, в конце» - согласно его же свидетельству из песни «Баллада о детстве». После пребывания в эвакуации на Урале, а затем вместе с отцом в послевоенной Германии, Высоцкий поселяется в Большом Каретном переулке («Где твои семнадцать лет? На Большом Каретном…»), где и сложился дружеский круг, которому Владимир Семенович показывал свои первые песни.
Высоцкий не сразу определил, что хочет быть актером. После окончания школы он поступает в московский инженерно-строительный институт, но проучившись в нем полгода, бросает его. Это решение он принял в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год. Они с Игорем Кохановским, школьным другом Высоцкого, решили встретить Новый год весьма своеобразно: за рисованием чертежей, без которых их просто не допустили бы к экзаменационной сессии. После боя курантов, выпив по бокалу шампанского, они принялись за дело. Где-то к двум часам ночи чертежи были готовы. Но тут Высоцкий встал, взял со стола баночку с тушью, и стал поливать ее остатками свой чертеж. «Все. Буду готовиться, есть еще полгода, попробую поступить в театральный. А это - не мое…», - сказал тогда Владимир Семенович.
Среди бардов Владимир Высоцкий до сих пор остается немеркнущей звездой. Интерес к авторской песне у Высоцкого пробудился после знакомства с творчеством Булата Окуджавы, которого Владимир Семенович считал своим учителем. Позже он напишет «Песню о Правде и Лжи», посвященную Окуджаве.
Свои первые песни Высоцкий начал писать в начале 60-х годов. Это были песни в стиле «дворовой романтики» и не воспринимались всерьез ни Высоцким, ни теми, кто был их первыми слушателями. Спустя несколько лет, в 1965-м, он напишет знаменитую «Подводную лодку», о которой Игорь Кохановский впоследствии скажет: «Подводная лодка - это было уже всерьез.И я думаю, что именно эта песня заявила о том, что пора его творческой юности кончилась.»
Примерно в это время Владимир Высоцкий приходит в Театр на Таганке, который по выражению самого Высоцкого, стал для него «своим театром». «Ко мне в театр пришел наниматься молодой человек. Когда я спросил его, что он хочет прочитать, он ответил: «Я несколько своих песен написал, послушаете?» Я согласился послушать одну песню, то есть, фактически, наша встреча должна была продлиться не более пяти минут. Но я слушал, не отрываясь, полтора часа», - вспоминает Юрий Любимов. Так начался творческий путь Высоцкого в Театре на Таганке. Гамлет, Галилей, Пугачев, Свидригайлов - целая палитра образов, созданных вместе с Юрием Любимовым. Любимов поставит и последний спектакль с Высоцким - прощание Владимира Семеновича со зрителями…
Параллельно с работой в театре были киноработы. Самая известная и самая любимая роль - Жеглов в телесериале «Место встречи изменить нельзя». Тем не менее, этой роли могло и не быть… Майским вечером 78-го года, на даче в Одессе Высоцкий, Влади и Говорухин собрались, чтобы обсудить сценарий будущего фильма. И вдруг Марина Влади со слезами на глазах берет Говорухина за руку и уводит из комнаты. «Отпусти Володю, снимай другого артиста!». Ей вторил Высоцкий: «Пойми, мне так мало осталось! Я не могу год жизни тратить на эту роль.» «Как много потеряли бы зрители, если бы я сдался в тот вечер», - вспоминает Говорухин.
«Работать надо!» - была его любимая поговорка. Если бы он мог, он работал бы круглые сутки. Сон - 3-4 часа, остальное - работа. Песни свои он писал в основном ночью. Приходил домой после спектакля, и садился за работу. Марина ставила перед ним чашку с обжигающим чаем, и тихо садилась в углу. Иногда она засыпала, и тогда, уже под утро, Высоцкий будил ее, чтобы прочесть строки, написанные за ночь.
Песни Высоцкого принято делить на циклы: военный, горный, спортивный, китайский… Надо было прожить несколько жизней, чтобы прочувствовать все персонажи, обрисованные в песнях. Фронтовики, слушавшие его песни о войне, были уверены, что он лично пережил все то, о чем писал в песнях. Люди, слушавшие его песни «с криминальным уклоном», были уверены, что он сидел. Моряки, альпинисты, шоферы-дальнорейсовики - все считали его своим. В каждой песне была правда жизни.
…25 июля 1980 года. Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва, хотя официального сообщения о смерти не было - в это время проходила московская Олимпиада. Только над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: «Умер актер Владимир Высоцкий.» Ни один человек не сдал обратно билет - каждый хранит его у себя как реликвию…
«Кому сказать спасибо, что - живой!» - написал Высоцкий в своем известном стихотворении. Высоцкий жив и сегодня, благодаря людской памяти, питавшейся и питающейся по сей день его стихотворениями, драматургическими произведениями, киноролями, песнями…
- Мы диалектику учили не по гегелю Включение категории практики в диалектику
- Украинцы в СС и Вермахте или «Наши герои лежат под Бродами Котел под бродами
- Книга: Штейнберг Марк «Евреи в войнах тысячелетий Летопись военной доблести евреев
- Третья мировая война может начаться совсем скоро Возможность 3 мировой войны