Ттх авиационных нурс малой дальности. Неуправляемая авиационная ракета
НЕУПРАВЛЯЕМЫЕ РЕАКТИВНЫЕ СНАРЯДЫ (РАКЕТЫ) вид авиационного боеприпаса классов «воздух-поверхность» и «воздух-воздух», достигающего цели без коррекции траектории в процессе полёта. Советский Союз, как наследник Российской империи, страны, имеющей богатый опыт боевого использования ракетного оружия в период XVIII XIX вв., одним из первых государств принялся за разработку авиационного ракетного оружия.
В начале 1930-х гг. были произведены первые опыты с 82-мм и 132-мм авиационными ракетами (в т. ч. и турбореактивными). Первое в мире боевое применение нового ракетного оружия было осуществлено нашими ВВС в 1939 г. на Халхин-Голе против японцев. В 1940 г. на вооружение ряда авиационных частей РККА были приняты снаряды РС-82 и РС-132. В 1940 г. заводы Наркомата боеприпасов выпустили 125,1 тыс. ракет РС-82 и 31,68 тыс. ракет РС-132.
Во время Второй Мировой войны НУРС и НАР широко применялись ВВС Германии и СССР как против воздушных целей, так и против наземных. В Германии приоритет был отдан созданию противосамолетных и противотанковых ракет, в отличие от СССР, где в основном создавались неуправляемые авиационные ракеты с осколочно-фугасными боевыми частями, предназначенными для поражения живой силы и небронированной техники.
В начале 1930-х гг. были произведены первые опыты с 82-мм и 132-мм авиационными ракетам. Эти калибры были выбраны не случайно. Дело в том, что опыты велись с пороховыми шашками диаметром 24 мм. Их размерами и обусловливаются 2 основных калибра ракетных камер 82 мм и 132 мм, которые сохранились потом на долгое, время. Если 7 шашек диаметром 24 мм плотно уложить в цилиндрическую камеру сгорания, то внутренний диаметр последней будет равен 72 мм. Толщина же стенок камеры равна 5 мм, отсюда диаметр, или калибр снаряда 82 мм. Таким же образом возник калибр ракеты 132 мм.
Естественно, сразу встал вопрос о стабилизации ракет. Было проведено много опытов по созданию турбореактивных ракет калибра 82 мм и 132 мм. В конце ноября 1929 г. были проведены наземные стрельбы 82-мм турбореактивными снарядами РС-82. Через несколько месяцев летчик-испытатель С. И. Мухин произвел воздушные стрельбы ТРС-82 с самолета У-1. Кучность турбореактивных снарядов оказалась неудовлетворительной. Кроме того, при таком методе стабилизации около 28-30 % веса ракетного заряда расходовалось на вращение снаряда, а поступательная скорость и дальность полета в результате этого уменьшались.
В связи с этим было решено перейти к крыльевой стабилизации ракет без их вращения. Вначале испытывались 82-мм снаряды с кольцевым стабилизатором, не выходящим за габариты снаряда. Однако опытные стрельбы и продувки в аэродинамической трубе ЦАГИ показали, что с помощью кольцевого стабилизатора добиться устойчивого полета невозможно. Затем отстреляли 82-мм реактивные снаряды с размахом четырехлопастного оперения в 200, 180, 160, 140 и 120 мм. Результат был вполне определенным: с уменьшением оперения ухудшалась устойчивость полета и кучность.
Далее в ходе экспериментов выяснилось, что при размахе менее 120 мм устойчивого полета не получалось снаряды начинали кувыркаться сразу после прекращения работы двигателя. Оперение размахом более 200 мм оказалось слишком тяжелым и перемещало центр тяжести снаряда назад, что также приводило к ухудшению устойчивости полета. Облегчение оперения за счет уменьшения толщины лопастей стабилизатора вызывало сильные колебания лопастей вплоть до поломки их в воздухе. В конце концов, были найдены оптимальные габариты стабилизаторов: размах 200 мм для 82-мм ракет и 300 мм для 132-мм ракет.
В 1935 г. с истребителя И-15 были проведены пуски ракет РС-82. В 1935-1936 гг. ракеты РС-82 запускали с авиационных пусковых устройств бугельного типа, которые имели большое лобовое сопротивление и заметно снижали скорость самолета. В 1937 г. в РНИИ была разработана направляющая желобкового типа с одной планкой, имеющей Т-образный паз для направляющих штифтов снаряда. Для повышения прочности направляющую прикрепляли к силовой балке, выполненной из трубы. Эта конструкция получила название «флейта». Позднее в пусковых устройствах для РС-132 от опорной балки-трубы отказались и заменили ее П-образпым профилем.
Применение пусковых установок желобковго типа значительно улучшило аэродинамические и эксплуатационные характеристики снарядов, упростило их изготовление, обеспечило высокую надежность схода снарядов. К 1942 г. были созданы следующие основные авиационные пусковые установки:
На самолетах И-153, И-16 и Ил-2 для снарядов РС-82 и РБС-82 (бронебойные) применялись пусковые установки длиной 1007 мм. Длина направляющих их составляла 835 мм, число направляющих-8. Вес всей ракетной системы 23 кг. На самолетах СБ для снарядов РС-132 и РБС-132 применялись пусковые установки длиной 1434 мм. Длина их направляющих составляла 130 мм, число направляющих 10. Вес всей ракетной системы 63 кг.
На самолетах Ил-2 для снарядов РС-132 и РБС-132 применялись пусковые установки длиной 1434 мм. Длина их направляющих составляла 130 мм. Число направляющих-8. Вес всей ракетной системы 50 кг. Здесь не зря сказано «основные типы пусковых установок». Дело в том, что в ВВС, как, впрочем, и в армии, и в ВМФ, изготавливалось значительное число полукустарных пусковых установок для 82-мм и 132-мм реактивных снарядов.
Первое в мире боевое применение нового ракетного оружия состоялось в 1939 г. При разгроме японских войск на реке Халхин Гол с 20 по 31 августа успешно действовало первое в истории авиации звено истребителей-ракетоносцев. В его состав входило 5 истребителей И-16, вооруженных реактивными снарядами РС-82. 20 августа 1939 г. в 16 часов советские летчики И. Михайленко, С. Пименов, В. Федосов и Т. Ткаченко под командованием капитана Н. Звонарева вылетели на выполнение боевого задания по прикрытию наших войск. Над линией фронта они встретились с японскими истребителями. По сигналу командира все пятеро произвели одновременный ракетный залп с расстояния около километра и сбили два японских самолета.
Советские истребители-ракетоносцы участвовали в четырнадцати воздушных боях и сбили при этом тринадцать японских самолетов. Звено капитана Звонарева не потеряло ни одной машины. В ходе советско-финляндской войны (1939-1940 гг.) 6 двухмоторных бомбардировщиков СБ были оснащены пусковыми установками для ракет РС-132. Пуски ракет РС-132 производились по наземным целям. В 1940 г. на вооружение ряда авиационных частей РККА были приняты снаряды РС-82 и РС-132. В 1940 г. заводы наркомата боеприпасов выпустили 125,1 тыс. ракет РС-82 и 31,68 тыс. ракет РС-132. В 1942 г. авиационные снаряды РС-82 и РС-132 были модернизированы и получили индексы М-8 и М-13.
Для борьбы с танками в 1942 г. в РНИИ были разработаны авиационные реактивные бронебойные снаряды РБС-82 и РБС-132. Эти снаряды были созданы на базе РС-82 и РС-132 и оснащены бронебойными боевыми частями. Кроме того, РБС-82 имел более мощный двигатель, его вес увеличился до 15 кг. Бронепробиваемость снаряда РБС-82 составила до 50 мм по нормали, а РСБ-132-до 75 мм. Снарядами РБС-82 и РБС-132 вооружали штурмовики Ил-2.
В 1943 г. в НИИ-3 НКБ под руководством Е. А. Печерского были разработаны авиационные турбореактивные снаряды ТРС-82 и ТРС-132 в традиционных для отечественных ВВС того времени калибрах 82 и 132 мм. Снаряды не имели оперения, а стабилизировались вращением. Так, скорость вращения ТРС-132 доходила до 204 об/сек. Для стрельбы по воздушным целям ракеты ТРС-82 и ТРС-132 комплектовались дистанционными трубками: АГДТ-а (авиационная головная дистанционная трубка с капсюлем детонатором), ТМ-4а и ТМ-24а. При стрельбе по наземным целям применялись головные контактные взрыватели: ГВМЗ-1 и AM.
С.В. Гуров (Россия, г.Тула)
Блоки (блоки орудий) и неуправляемые авиационные ракеты (НАР), в основном, известны, как типы авиационных пусковых устройств и боеприпасов соответственно. Их носителями являются боевые самолёты и вертолёты .
Однако, блоки также применялись в конструкциях боевых машин (БМ) и наземных пусковых установок (ПУ) реактивных систем залпового огня (РСЗО) как созданных в рамках официальных работ (т.е. работ, выполненных организациями, имеющими разрешительные документы от государства на ведение работ в области вооружений и военной техники), так и созданных в ходе ведения боевых действий самостоятельно (в инициативном порядке) представителями вооружённых сил, повстанческих групп (группировок) и (или) террористических организаций. Известно об одном самодельном морском варианте ПУ с блоком для НАР (Абхазия) .
Направляющие блока использовались в конструкции, по крайней мере, одного официально разработанного образца БМ (Аргентина) , самодельной пусковой установки в Афганистане , самодельной морской пусковой установки в Абхазии , самодельных пусковых установок в Чеченской Республике и, наиболее вероятно, в конструкциях самодельных БМ в Ливии и Сирии.
НАР также применялись для пуска из выше указанных типов наземных пусковых устройств (с блоками для НАР и с направляющими от блоков для НАР) и их вариантов со специально созданными пакетами направляющих.
Официально разработанная ПУ с блоками иностранной разработки была принята на вооружение армий (сухопутных войск) Великобритании, Канады, Норвегии . Предположительно, официально разработанная ПУ с блоками советской разработки была принята на вооружение в Гвинеи-Бисау (см. рис. ) .
Официально разработанная боевая машина с пакетом направляющих для НАР была принята на вооружение армии Италии и морской пехоты Мексики .
Официально разработанные (буксируемые) ПУ c пакетами направляющих для НАР и ракет (реактивных снарядов) на их основе были приняты на вооружение армий Бразилии , Индонезии , Хорватии .
Анализ имеющихся данных (точные данные неустановленны) приводит к выводу, что ПУ и БМ с пакетами направляющих для НАР также были проработаны в США (ПУ , ранее 80-х годов ХХ века) , Швейцарии (ПУ (см. рис.1 , рис.2 ) и БМ (50-е - начало 60-х годов ХХ века, см. рис. ) , Бельгии (см. , , ) , Египте (см. рис. , Турции (см. рис.1 , рис.2 , рис.3 , Южной Корее (БМ) и Ираке (см. рис.БМ ) .
Временные рамки проведения работ по основным образцам представлены ниже в обзорной части.
Открытые данные о боевом применении боевых машин с блоками и со специально созданными пакетами для НАР, разработанными специалистами конструкторских бюро (отделов) организаций, в ходе проведённого открытого исследования неустановленны. Установлены только факты наличия и, как правило, боевого применения самодельных боевых машин и пусковых установок рассмотренного типа в ходе войн и военных конфликтов в Абхазии, Ираке (см. рис. ), Афганистане (БМ и ПУ), бывшей Югославии, Грузии, Приднестровье, Украине, Южной Осетии (БМ) (образцы с блоками), а также Ливии и Сирии (образцы с блоками и специально созданными пакетами направляющих). Как правило, стрельба велась из одиночных БМ и ПУ .
Таким образом, рассматриваемые системы могут быть полезны в так называемых “особых условиях”, когда, в основном, существует нехватка вооружения или воевать приходится тем, что имеется в наличие.
По мнению академика Н.А. Макаровца, конкурентами изученных систем являются мобильные противотанковые ракетные комплексы (ПТРК) . По мнению кандидата технических наук Б.В. Манчука, до сих пор не решены вопросы их тактики применения и организационно-штатной принадлежности. При необходимости проектирования таких систем надо будет учитывать тот факт, что все последние военные конфликты и войны носили локальный характер, во время которых не было широкого применения армейских соединений.
Каких-либо открытых данных о необходимости создания изученных типов систем для сухопутных войск, воздушно-десантных войск и сил специального назначения на официальном уровне за последние 13 лет автором неустановленно.
Возможно, наиболее перспективными могут быть системы для стрельбы модификациями НАР с блоками управления, а также в сочетании с противотанковыми ракетами . При этом должен быть решён вопрос использования шасси с малошумными двигателями для ведения ближнего боя и использования фактора неожиданности.
Прообразом современных блоков, т.е. связки трубчатых направляющих в корпусе (обшивке, кожухе), для НАР можно считать метательный аппарат в виде митральезы ракетной, представленный Иваном Валентиновичем Воловским 19 апреля 1912 года в докладной записке Военному Министру вместе с другими проектами военного назначения. Его крепление должно было выполняться на аэропланах с возможностью во время полёта производить стрельбу по аэропланам и по неприятельской позиции (см. рис. ) .
Первые блоки для НАР, в современном их понимании, создавались с 40-х годов XX века .
В ходе исследования данные об их использовании как вооружения класса "земля-земля" (блоков и НАР) и их составляющих (блоков и НАР) для наземного и морского применений до 70-х годов ХХ века неустановленны.
В рамках официальных работ, в начале 70-х годов ХХ века на Филиппинах была создана Rancudo Rocket Gun - реактивная пусковая установка Rancudo. Боевая машина и пусковая установка были собраны с идентичными блоками для 24-х НАР калибра 70 мм (2.75"). С 1949 года такой блок являлся вооружением американского перехватчика F-84D Sabre Dog. В 1958 году 20 таких перехватчиков были экспортированы на Филиппины. В 1972 году бригадный генерал Jose Rancudo предложил использовать такой блок для создания установки (боевой машины), дав ей свою фамилию. Имеющаяся фотография стрельбы из БМ, якобы, являющаяся оригинальной, свидетельствует об аномальном полёте НАР. Это объясняется тем, что при стрельбе при большом угле возвышения пакета направляющих начавшие работу ракетные двигатели при создавшейся силе тяги обеспечивали начальный полёт ракет с недостаточной скоростью для придания им правильного направления полёта. НАР успевали существенно опустить носовую часть (т.е. совершить клевок) прежде чем вышедшие на режим двигатели их разгоняли. (см. рис. ) . Подобное явление - полёт НАР вниз вскоре после пуска - имело место при стрельбе из самодельных БМ с пакетами направляющих для НАР в Сирии и на Украине при стрельбе прямой наводкой из БМ с БО .
В 70-х годах в Аргентине специалисты компании EDESA создали боевую машину Yarara (по имени одной весьма ядовитой змеи) на доработанном шасси автомобиля Chevrolet C-10. В качестве направляющих использовались направляющие для БО LAU32/A или другой модификации для НАР калибра 70 мм. Для ведения стрельбы БМ вывешивалась на четыре домкрата, за счёт регулирования которых выполнялось и горизонтирование БМ.
Были собраны три боевые машины, экспортированные в Никарагуа.
Утверждалось, что для стрельбы применялись 70 мм универсальные ракеты “Альбатрос”, которые были либо НАР, либо созданы на основе НАР (см. рис. ) .
В 1976 году в Италии началась разработка будущей Полевой реактивной системы FIROS 6 для НАР калибра 51 мм от специалистов фирмы SNIA BPD, широко применявшимися в авиации. В октябре 1981 года система была готова к производству.
Артиллерийская часть БМ могла быть смонтирована на доработанных шасси автомобилей 4×4 Land Rover, FIAT Campagnola, FIAT 40 РМ10 и бронетранспортёра FIAT-OTO 6614. В её состав входил пакет из 48 трубчатых направляющих. Механизмы вертикального и горизонтального наведения были с ручными приводами. Стрельба могла выполняться залпом, частью ракет (2, 4, 8, 16, 24, 36) с интервалами между пусками или одиночными ракетами. Скорострельность - 10 НАР в секунду. Пуск выполнялся непосредственно из боевой машины или через кабель с удаления от БМ до 30 метров (возможно из ровика). Время ручного перезаряжания - 5 минут. (см. рис. ) .
В начале 80-х годов ХХ века в Аргентине были проведены работы по пусковой установке в конструкцию которой входили три вертолётных 19-ствольных блоков М261 для НАР Hydra калибра 70 мм. Аргентинские военные, готовившиеся в обороне Фолклендских/Мальвинских островов от английского флота продемонстрировали её корреспонденту (см. рис. ) .
Во время войны за Фолкленские острова (1982 год) блок для НАР был смонтирован на верхней части игрового аттракциона "Горка" на территории детской площадке в поселение Goose Green напротив водоёма (см. рис. ) . Этот образец можно отнести к первому или одному из первых самодельных образцов стационарных пусковых установок с блоками для НАР.
К первой половине 80-х годов ХХ века можно отнести работы специалистов бразильской компании AVIBRAS, которые создали пусковую установку LM-07/36 с возможностью пуска до 36 ракет залпом. Артиллерийская часть ПУ монтируется на одноосном прицепе, являющимся модернизированным вариантом прицепа Х2А1. Вес незаряженной пусковой установки составляет 700 кг и приблизительно 1000 кг - заряженной. Длина установки составляет 3170 мм, ширина - 1670 мм, высота - 1190 мм. База составляет 1470 мм. Угол возвышения - от 0 до +50 град, угол горизонтального обстрела - ±12 град. Стрельба осуществляется посредством прибора управления огнём, подсоединённого к установке через 50-метровый кабель. Установка принята на вооружение сухопутных войск Бразилии и экспортирована в ряд стран.
Для стрельбы предназначены ракеты SBAT-70 калибра 70 мм со складывающимися лопастями блока стабилизатора, которые, наиболее вероятно, являются или переименованными, или модернизированными НАР калибра 70 мм. Типы головных частей: осколочная AVC-70/AC, осколочно-фугасная AVC-70/AР, кумулятивно-осколочная AVC-70/AC/АР, кассетная со стреловидными поражающими элементами AVC-70/F, дымокурящая (снаряженная белым фосфором) AVC-70/FB, дымокурящая практическая AVC-70/EF, практическая с инертным снаряжением AVC-70/Е. (см. рис. ) .
В 80-х годах ХХ века для сил быстрого развёртывания специалистами сухопутных войск США и BEI Defence Systems Company Ink (Форт Уорс, штат Техас, США) была разработана интегрированная ракетная (реактивная) система быстрого развёртывания RADIRS (Rapid Dеployment Integrated Rocket System). Она разрабатывалась как экономичное средство (адаптация) для наземного пуска НАР HYDRA 70 калибра 70 мм армии США с целью обеспечения тяжёлой огневой мощи среди систем малого калибра для наземных сил.
В целом, проводились работы по ПУ и БМ с 7 и 19 ствольными легковесными блоками и специально созданными пакетами для (модифицированных) НАР со складывающимся оперением. Среди них:
- боевая машина с двумя 7 ствольными блоками на доработанном шасси быстроатакующего автомобиля (см. рис. справа);
- боевая машина с тремя 19 ствольными блоками на доработанном шасси высокомобильного многоцелевого колёсного автомобиля;
- боевая машина с шестью 19 ствольными блоками на доработанном шасси 2,5-т грузового автомобиля;
- боевые машины с двумя 7- или 19 ствольными блоками на доработанном шасси автомобиля малой грузоподъёмности;
- ПУ с 7 ствольными М260 или 19 ствольными М261 блоками на треножных станках или доработанных шасси серийных военных автомобилей;
- буксируемая ПУ с четырьмя 19 ствольными блоками на лафете М42 или платформе счетверённой установки М55 для 12,7-мм пулемёта;
- буксируемые ПУ с (до) шестью 19 ствольными блоками на лафете 105-мм гаубицы М102 или на базе ПУ М91 для пуска химических реактивных снарядов;
- ПУ с пакетом направляющих с конфигурацией 5 рядов по 5 направляющих в каждом для монтажа на доработанных шасси серийных военных автомобилей;
- 4-х ствольная ПУ для специальных сил или применения пехотой;
- 25 ствольная ПУ на универсальной установке.
Монтаж БО также выполнялся в конструкциях различных башенных установок, смонтированных на доработанных бронированных транспортных средствах.
Расчёт для больших (стоит понимать с несколькими блоками) систем состоял из 4-х номеров. Для перезаряжания обычного варианта с 6-ю блоками требовалось 10 минут. Скорострельность при стрельбе из одного 19-ти ствольного блока составляла приблизительно 0,5 с.
Для стрельбы предназначались ракеты со следующими типами головных частей: кассетной М261, снаряжаемой девятью кумулятивно-осколочными боевыми элементами; фугасной М151 весом 4,5 кг, комплектуемой многофункциональным взрывателем М433; кассетной со стреловидными поражающими элементами; кассетной М247 с кумулятивной ГЧ; осветительной М262; дымокурящей М264 (см. рис. ) .
Также в 80-х годах в США разрабатывалась ракетно-артиллерийская установка LAV AD (Light Armored Vehicle for Air Defense), которая оснащалась следующими видами вооружений: 25-мм пятиствольная пушка GAU-12/U, ПУ для ЗУР Stingerи ПУ для НАР Hydra70. Установка была выбрана КМП (вероятно командование морской пехоты) США для вооружения своих подразделений. По данным 1987 года, КМП аннулировал свой запрос по данному предложению ввиду высокой стоимости образца .
В тот же период, специалисты сухопутных войск США проводили работы по роботизированным машинам. Первой роботизированной машиной в программе разработки демонстрационного образца была машина PROWLER, испытание которой проходило в Форт-Левис - месте дислокации 9-й экспериментальной дивизии сухопутных войск. Один из вариантов оснащался боевым оружием к которому относились: химический датчик, две пусковые установки для 70 мм НАР (в источнике НУР) (9 направляющих в конфигурации три ряда по три направляющие в каждом см. рис. ) и противотанковые ракеты Spike. Во время его испытания оператор находился на вспомогательной машине - станции управления. По его команде была выдвинута мачта с телевизионной камерой (на высоту 8,5 м), обнаружена и идентифицирована цель (танк) и осуществлён пуск 70 мм НАР по цели. Из шести ракет четыре поразили цель. При более поздних испытаниях машина PROWLERбыла снабжена датчиком обнаружения ОВ. Машина использовалась и для боевых пусков противотанковых ракет Spike при радиоуправлении .
По данным начала второй половины 80-х годов ХХ века в Бразилии был неуправляемый реактивный снаряд SBAT-127 являвшийся усовершенствованным вариантом неуправляемой авиационной ракеты калибра 127 мм, развивающей высокую начальную скорость. Артиллерийская часть с пакетом направляющих из 12 рельсовых направляющих могла быть смонтирована как на прицепе, так и на доработанном шасси автомобиля. Разработаны два типа фугасной головной части. Веса головных частей составляли, соответственно, - 22/35 (19/32) кг. Полётное время снарядов составляло, соответственно, 70 и 68 с. Длины активных участков траектории, соответственно, - 350 и 275 метров. Максимальная скорость полёта снарядов, соответственно, - 600/430 (690/680) м/с. Максимальные дальности полёта достигались при угле возвышения пакета установки в 47 градусов .
По данным того же периода, специалистами акционерного общества с ограниченной ответственностью Oerlikon, расположенного в Цюрихе, в Швейцарии была разработана боевая машина с пусковой установкой RWK-014 для стрельбы НУРС калибра 81 мм.
Артиллерийская часть могла быть смонтирована на доработанных шасси бронированных транспортных средств, таких как М113 или БМП Tornado фирмы MOWAG. В её состав входили два пакета по 15 трубчатых направляющих каждый. Вес заряженной установки составлял 1410 кг, вес башенной установки - 820 кг, диапазон углов возвышения - от -10 до +50°, диапазон углов горизонтального обстрела - 360°, максимальная скорость наведения ручным приводом по углу возвышения - примерно 0,8 град/с на оборот маховика, а по азимуту - 8 град/с на оборот маховика. Наведение установки осуществлялось посредством ручных приводов. Время залпа - 3 секунды, время перезаряжания - около 6 минут (см. рис ).
Для стрельбы применялись НУРС SNORA (см. рис. ), состоящие из головной части, твёрдотопливного ракетного двигателя и блока стабилизатора со складывающимися лопастями. Для НУРС были разработаны различные типы головных частей. Снаряды также использовались как ракетные боеприпасы класса “воздух - земля”, т.е. как НАР. Разработка неуправляемого реактивного снаряда SNORA являлась совместной между специалистами акционерного общества с ограниченной ответственностью Oerlikon и фирмы SNIA BPD SpA из Италии. Длина снаряда со взрывателем составляла 1800 мм, вес - 15,7 или 19,6 (19,7) кг в зависимости от типа головной части, максимальная скорость полёта снаряда - 520-670 м/с. К снаряду были разработаны следующие типы головных частей: осколочная SSK 029 весом 7 кг, снаряжаемая 1,9 кг взрывчатого вещества; осколочная SSK 032 весом 11 кг, снаряжаемая 2,9 кг взрывчатого вещества и головная часть для учебно-тренировочного снаряда .
В середине 80-х годов ХХ века встал вопрос о создании боевой машины поддержки танков (БМПТ), предназначенных предназначены для действия в составе танковых формирований с целью поражения танкоопасных средств противника. Необходимость создания этой концептуально новой машины возникла во время войны в Афганистане. Опыт ведения боевых действий показал, "что легкобронированные БМП-1 и БМП-2 не могут в полной мере справляться с танкоопасной живой силой, а танки не обладают достаточным углом подъема пушки. Основным требованием к новой машине было мощное вооружение, с высоким углом подъема и уровень защиты корпуса на уровне основного боевого танка, также применялся комплекс мер по повышению защиты от пехотных противотанковых средств ближнего боя". В середине 80-х годов ХХ века работой над этой темой занялись специалисты Конструкторского бюро Челябинского тракторного завода (ЧТЗ). Были собраны три варианта машины, которая получила наименование "горный танк".
В конструкцию первого варианта входили корпус и башня танка Т-72А с установленными по бортам башни двумя 30 мм пушками 2А72 и блоками для неуправляемых ракет (по другим данным для НАР C-8 калибра 80 мм) по 6 направляющих с каждого борта (см. рис.1 , рис.2 , рис.3 , рис.4 ). Конфигурация пакета направляющих: три ряда по три направляющие в каждом. Также на танке устанавливался НкДЗ "Контакт-1", а на его бортах устанавливались экраны с контейнерами ДЗ полностью их прикрывающие. В конструкциях двух других вариантов БМПТ пакеты направляющих для неуправляемых ракет (НАР) не предусматривались .
В конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века специалисты греческой компании Advanced Technolodgy Errlications совместно с разработчиками из США и с Дальнего Востока (см. рис. ) проводили работы по лёгкой реактивной пусковой установке наземного базирования. В конструкцию буксируемой пусковой установки входили шесть блоков LAU-68. Вес ПУ с незаряженными блоками составлял 520 кг. Её ширина - 1650 мм, а высота 1810 мм. Из установки можно было вести огонь до 84 ракет за 4 секунды. Максимальная дальность полёта ракеты составляла более 16 000 м. Специалисты компании предлагали автоматизированную систему управления огнём, в состав которой входил лазерный дальномер и баллистический вычислитель. Имеется информация о возможноcти использования наземных установок рассматриваемого типа (буксируемые или самоходные варианты) для вооружения ударных кораблей и батарей береговой обороны, а также специальными силами (см. рис. ) .
Одни их первых установленных работ по использованию блоков в конструкциях самодельных боевых машин и пусковых установок были выполнены во время войны в Афганистане (1979-1989 годы). В ча-стности, “на БТР устанавливали вертолетный блок 80-мм НУРС “С-8”. … Этот бое-вой гибрид несколько раз использовался в бою, и весьма успешно” .
В сети интернет опубликованы следующие данные: "Так, в 370 ооСпН (Лашкаргах) старшим водителем БТРа РГСпН № 631 Юрием Денисовым совместно с другими энтузиастами на его машину был установлен вертолетный блок 80-мм НУРС «С-8» (неуправляемый ракетный снаряд) на 16 выстрелов. Тяга была подсоединена к кожуху ствола КПВТ. Её регулировали по прицелу пулемета. Во время пристрелки на стрельбище линии прицеливания приблизительно выровняли. Вот только при стрельбе необходимо было поворачивать башню, чтобы реактивная струя при выстреле не попадала в двигатели. В боевых операциях удалось использовать эту установку несколько раз. Минусом этого нововведения была невозможность использования данной установки с имеющимся на борту десантом.
Подобная «установка залпового огня» была на одном из постов в Баракинской долине.Вспоминает разведчик 668 ооСпН:
«Установка с НУРСами была приспособлена вместо башни БРДМ (историю потери башни выяснить мы не успели, сняли свою группу и ушли). Кнопка электроспуска была выведена на панель приборов у командира вместо кнопки предохранителя стрельбы КПВТ. БРДМ стояла в капонире с радиальными стенами. Стены капонира были размечены, местность пристреляна по этим меткам».
Частые обстрелы выносных застав (точек) заставляли несущих там службу также проявлять выдумку и смекалку. Так, близ Асадабада на одной из таких точек был установлен вертолетный блок 80-мм НУРС «С-8» наподобие того, как описано выше. Но не на броне или автомашине, а на стационарной станине.
Вот строки из письма очевидца тех событий: «Кто точно установил этот блок — пехота или «спецы» (имеется в виду 334 ооСпН. — Д.Р.), к сожалению, выяснить не удалось. Известно, что первоначально попробовали вытащить трубу из блока и, закрепив её на обыкновенной палке, вести огонь таким образом.Но из этой затеи ничего толкового не вышло. Тогда подошли к процессу творчески: сварили из автомобильного диска и железа регулируемую станину. Утяжелили ее. Начали пристрелку. Отлично! Но штатный аккумулятор из вертушки не «тянул». Взяли камазовский - совсем другое дело! «Площадные» цели накрывает хорошо! Но опять же только короткими очередями. От длинных (станок-то все равно легкий) его сильно раскачивало. С помощью этой установки достаточно удачно обстреляли «духов»." .
Также, по крайней мере, во второй половине 80-х годов ХХ века, у военнослужащих Советской армии в Республике Афганистан была самодельная стационарная подземно-надземная установка с блоками для НАР серий С-5 (минимум три блока из четырёх) . Основанием для монтажа служил корпус бронемашины, частично закопанный в грунт в горной, малолесистой местности (см. рис. ) . Стоит отметить, что как в то время, так и в настоящее время такая установка может быть легко уничтожена в результате стрельбы по ней из ручных противотанковых гранатомётов, противотанковых и других видов ракетных комплексов, а также посредством пушечного и бомбового вооружений. Среди вооружения 56-й бригады была самодельная БМ “Метла-2”, предложенная Александром Михайловичем Метлой. В кузове грузового автомо-биля, “фронтового трудяги” Урал-4320Н была установлена срезанная башня от подби-той БРДМ-2 с пулемётом и на неё была наварена станина, служившая для монтажа 32-ствольного блока, снятого с подбитого вертолёта советской разработки. В ходе примене-ния в первых боях враг почувствовал её эффективность и разрушительную силу .
В конце 80-х годов прошлого века в ЦБП под руководством полковника В. Арчегова были разработаны два экспериментальных образца боевой машины авианаводчика (известны сокращения БМА, БМАН, БОМАН (последнее не путать с одноимённой машиной на базе БТР-80 с лазерной станцией подсвета (подсветки) “Клён”), предназначенной для точного целеуказания боевым вертолётам и самолётам-штурмовикам. Каждый танковый и мотострелковый батальон планировалось вооружить БМА. Её серийное производство было налажено на заводе в городе Алма-Ате (ныне Алматы, Республика Казахстан ). После выпуска 20 машин оно было прекращено по причине распада СССР.
В конструкцию БМ входили два блока БКП-Б812 для НАР С-8 калибра 80 мм. Количество направляющих в каждом блоке - 12 шт. По имеющимся данным, образец можно увидеть в 344 ЦБП (Торжок) (см. рис.1 , рис.2 , рис.3 , рис.4 ), рис.5 .
В 80-х - начале 90-х годов ХХ века в Канаде специалистами канадского департамента национальной обороны была разработана реактивная система CRV 7 (Canadian Rocket Vehicle) для НАР калибра 70 мм. Производство системы выполнялось специалистами общества с ограниченной ответственностью Bristol Aerospace Limited. Возможно, это были или работы со специалистами из США, или попытка копирования американских образцов, упомянутых выше.
В состав основной системы входил заменяемый 19 ствольный блок LAU-5003 весом 240,5 кг в заряженном состоянии или 19 ствольный блок BAL19 многократного применения.
Блоки могли монтироваться в конструкциях следующих образцов: шесть 19 ствольных блоков в конструкции буксируемой пусковой установки на базе модернизированной гаубичной установки (вероятно лафете гаубицы) или два 19 ствольных блока, смонтированных по обеим сторонам башенной установки, закреплённой на задней части доработанного высокомобильного многофункционального колёсного автомобиля.
Для стрельбы применялись НАР калибра 70 мм. Двигатель развивал тягу 998 кг, время его работы составляло 2,2 с. Для заряда использовалось высокоэнергетическое (смесевое) твёрдое топливо НТРВ с 88% твёрдого состава хлорнокислого аммония (перхлората аммония, (NH4)ClO4) и окиси железа. При наземном пуске максимальная дальность полёта НАР составляла от 7500 до 14 000 м в зависимости от типа её головной части и угла возвышения блока.
По данным начала 90-х годов ХХ века, она предлагалась на экспорт. Находилась на вооружении сухопутных войск Канады, Норвегии, Великобритании (см. рис. ) .
К началу сентября 1990 года специалисты аргентинской компании Direccion General de Fabricaciones Militares (DGFM) успешно провели испытания боевой машины Pampero с 16-ю направляющими для стрельбы неуправляемыми реактивными снарядами Slam Pampero калибра 105 мм.
Артиллерийские части испытывавшегося образца и последующего варианта были смонтированы на доработанном шасси 1,5-тонного автомобиля UNIMOG 4×4 повышенной проходимости (см. рис. ). Стрельба велась реактивными снарядами Slam Pampero (см.рис. ), которые также могут запускаться из блока Yaguarete (“Ягуар”), смонтированного под крылом или крыльями (несколько БО) самолёта. Также установлены данные, что специалисты института CITEFA разрабатывали неуправляемую ракету Pampero для применения с вертолётов "Хьюи" и штурмовиков "Пукара". Артиллерийская часть, вероятно, может быть смонтирована на прицепе. Реактивный снаряд Slam Pampero оснащается ракетным двигателем на баллиститном твёрдом топливе PHE-2 с зарядом, снаряжаемым методом прессования и блоком стабилизатора с четырьмя лопастями. Он был разработан на основе неуправляемой авиационной ракеты Pampero AS калибра 105 мм. Были разработаны несколько типов головных частей .
В ходе военного конфликта в Приднестровье (в Бендерах) в 1992 году, на крыше бронированного тягача (возможно БАТ-М см. рис.1 , примерный вид см. рис.2 ) на шасси среднего танка был установлен вертолётный блок для НАР С-8 калибра 80 мм советской раз-работки. Использование этой машины приносило не только боевой, но и достаточно сильный психологический эффект .
Во время Грузино-абхазского вооружённого конфликта (1992-1993 годы) у бойцов Атарского батальона (абхазская сторона) была ПУ с блоком для НАР С-5 советской разработки, снятым со сбитого грузинского вертолёта Ми-24 также советской разработки. В качестве основания для крепления блока, предположительно, служил самодельный треножный станок (см. рис.1 , рис.2 ) .
В общем целом, рассматриваемые типы пусковых установок были как самодельными, так и со стандартными авиационными блоками УБ-32 или Б-8 (самолётного и вертолётного образцов), которые устанавливались на шасси грузовиков или на самодельных лафетах. Попадали они на вооружение разными путями. Например на Восточном фронте как минимум два блока УБ-32 для стрельбы снарядами С-5 попали на вооружении со сбитого грузинского вертолёта Ми-24 в январе 1993 года.
На Гумистинском фронте 2 или 3 самодельные реактивные установки на шасси грузовых автомобилей использовались на протяжении всей войны. Это были установки с блоками Б-8 для пуска неуправляемых авиационных ракет С-8.
Как минимум 3 ПУ Б-8 и 2 ПУ УБ-32 были на вооружении ВМФ Абхазии, так же они использовали и самодельные ПУ для стрельбы снарядами С-5 (стоит понимать опубликованный электронный облик фотографии ) .
Установлены данные о вариантах самодельных БМ и у грузинской стороны. Один из них на шасси боевой машины пехоты БМП-1 советской разработки с артиллерийской частью с блоком Б-8М1 для неуправляемых авиационных ракет серий С-8 также советской разработки. Он находился в городе Поти (Грузия, 20.01.1992 года) (см. рис. ) и на территории Абхазии в 1992 году у сторонников грузинской стороны (см. рис.1 , рис.2 , рис.3 .
Другой вариант самодельной БМ на шасси боевой машины пехоты БМП-1 с артиллерийской частью, в конструкцию которой входил остаток блока для НАР, соединённый механической связью со стволом орудия башни для обеспечения изменения угла возвышения. Изменение по углу горизонтального обстрела выполнялось за счёт поворота башни или БМП (см. рис. 1 , рис. 2 ) .
Во время военных действий в Югославии в 90-х годах ХХ века имелись самодельные боевые машины и железнодорожная установка (армия Республики Сербская Краина) (см. рис. ) , в конструкциях которых выходили блоки. Ходовые части самодельных БМ - доработанные шасси двухосных грузовых автомобилей (см. рис. ) , автомобиля серии “УАЗ” советской разработки (см. рис.1 , рис.2 ) и бронемашин . Одним из вариантов в единственном экземпляре был вариант самодельной боевой машины югославской армии на базе бронетранспортёра М-60 с дополнительным вооружением - блоком УБ-32 для неуправляемых авиационных ракет С-5 (см. рис.1 , рис.2 , рис.3 ). Образец получил название "штурмовой танк". Данные о боевом применении неустановленны .
В начале 90-х годов ХХ века во время конфликта в Хорватии, ополчение Республики Сербская Краина эксплуатировала самодельную БМ с артиллерийской частью с одним блоком УБ-32-57 для НАР калибра 57 мм советской разработки. Ходовая часть - доработанное шасси двухосного грузового автомобиля серии ТАМ-110 (см. рис. ) .
В середине 90-х годов ХХ века военнослужащими войск Сербской Республики в Боснии и Герцеговине эксплуатировалась самодельная боевая машина также на доработанном шасси грузового автомобиля серии ТАМ-110. В конструкции артиллерийской части можно выделить два блока семейства УБ-16-57 для НАР калибра 57 мм советской разработки, стойку, основание, люльку, представлявшую из себя стальной лист, прибор управления огнём и ряд других неидентифицированных конструктивных элементов (см. рис.1 , рис.2 ) .
В конструкцию железнодорожной установки самодельного бронепоезда входили два блока L57-12 для НАР калибра 57 мм (см. рис.1 , рис.2 , рис.3 ) .
В неточно установленное время (80-е - 2000-е годы) в Афганистане находились следующие типы самодельных БМ с блоками:
- на доработанном шасси автомобиля типа “открытый УАЗ” с артиллерийской частью с основанием, люлькой, приводом или приводами наведения, прицельными приспособлениями и 2-мя блоками советской разработки (см. рис. ) .
- на доработанном шасси БРДМ с артиллерийской частью с основанием, блоком советской разработки и механической связью с пулемётом башни для изменения угла возвышения. Изменение угла горизонтального наведения могло обеспечиваться за счёт поворота башни или поворота самой боевой машины (см. рис. ) .
Во время Чеченской войны (Первой или Второй в источнике заимствования неуказано) широко применялись как блоки для НАР С-8, так и отдельные НАР С-8 для стрельбы по бронированной технике, вертолётам и т.д. Вот что писал Томас Гольц. "В качестве примера можно привести Сулеймана Хаджимурадова, которого нашел корреспондент Лоуренс Шитс. Хаджимурадов был вооружен довольно оригинальным зенитным оружием: ракетой длиной примерно 180 см. (С-8), снятой со сбитого российского ударного вертолета по прозвищу "Крокодил" (Ми-24). "Когда вертолет заходит на тебя на малой высоте, не так уж и трудно сбить его с помощью вот такой штуковины, - рассказывал Шитсу Хаджимурадов. - Всякий раз, когда мы сбиваем вертолет, у нас появляется возможность раздобыть еще такие вот ракеты. С их помощью можно легко уничтожать также и танки". Чтобы удерживать ракету во время прицеливания и пуска, Хаджимурадов сконструировал специальный пусковой станок с прикладом и деревянной рукояткой. Во избежание поражения выхлопными газами реактивного двигателя ракеты стрелок надевал маску." . Предположительно, речь идёт о пусковой установке на изображении .
Основу конструкции пусковых установок для пуска НАР в Чечне, применяемых боевиками в больших количествах, составляли направляющие от блоков для НАР. К направляющей с помощью хомутов и даже иногда изоленты прикреплялись деревянные рукоятки и пусковая кнопка с проводами. В качестве питающего электрического элемента использовалась батарейка «Крона», которая находилась внутри одной из рукояток, а провода от него присоединялись к имеющимся на трубе точкам контактов с НАР. На некоторые пусковые трубы устанавливались прицельные приспособления от имеющихся в большом количестве пусковых контейнеров РПГ-22, РПГ-26 или от огнемёта "Шмель".
Стрельбы из самодельнй пусковой установки велась с плеча. Дальность эффективной стрельбы - 100-250 м. Грохот выстрела из такой "шайтан-трубы" был просто ужасным и при отсутствии средств защиты грозло долговременной потерей слуха. Рискнуть вести стрельбу из него мог разве что обкурившийся наркоман. Впрочем, боевики редко когда считались с подобными мелочами. Многие образцы были изготовлены ими в полном противоречии с законам оружейной науки и эргономики. Вместе с тем, при всей своей примитивности эти пусковые устройства были грозным и черезвычайно мощным оружием. Взрыв НАР калибра 57 мм или даже 76 мм вполне сопоставим с взрывом артиллерийского снаряда соответствующего калибра, и при удачном стечении обстоятельств такое оружие может вывести из строя даже танк .
Согласно данным второй половины 90-х годов ХХ века, специалисты хорватской фирмы RH ALAN d.o.o. занимались сборкой мобильной, буксируемой ПУ М93А2 Caplja (Цапля) для стрельбы НАР класса “воздух - земля” калибра 127 мм с фугасной головной частью.
Артиллерийская часть монтировалась на шасси одноосного прицепа. В её состав входили два пакета, в конструкцию каждого из которых входили направляющие, расположенные в пять рядов по четыре трубы в каждом. Максимальный вес системы - приблизительно 2000 кг. Расчёт - три-пять номеров. В наземном варианте максимальная дальность полёта НАР составляла 8000 м.
Система находилась и до сих пор может находиться на вооружении хорватских сухопутных войск и хорватского Совета по обороне .
В 1998 году на военной базе вооружённых сил Грузии в городе Кутаиси находилась самодельная боевая машина с артиллерийской частью, смонтированной на пулемётной башенке тягача МТ-ЛБ. В её состав входил блок семейства УБ-16-57 для неуправляемых авиационных ракет калибра 57 мм советской разработки (см. рис.1 , рис.2 , рис.3 ) . В неустановленное время (по другим данным 1992 год), подобные работы проводились и в Азербайджане. В состав артиллерийской части, смонтированной на колёсном шасси боевой машины (БРДМ), входил блок УБ-32М для НАР калибра 57 мм (см. рис. ) .
По данным на начало 2000-х годов, специалистами государственного научно-технического центра артиллерии и стрелкового оружия Украины были разработаны боевые машины с 32 ствольным блоком УБ-5-32 и 20 ствольным блоком УБ-8-20 для НАР С5М1 калибра 57 мм и С-8М калибра 80 мм соответственно. Веса блоков составляли 100 и 200 кг соответственно. Ходовая база БМ - доработанное шасси лёгкого грузового автомобиля с колёсной формулой 4×4 (см. рис. ).
Для НАР могла быть применена фугасная или кумулятивная головная часть .
Согласно данным на начало 2000-х годов и позже, специалисты компании Avibras Industria Aerospacial S/A разработали семейства неуправляемых реактивных снарядов AV-SF-70 Skyfire (“Небесный огонь”) калибра 70 мм. В конструкцию РС входит ракетный двигатель на смесевом твёрдом топливе, складывающиеся ножевые стабилизаторы и увеличенная головная часть. За основу конструкции была взята неуправляемая авиационная ракета. Снаряд имеет более высокую точность, дальность и эффективность при воздушном или наземном применении. Время залпа составляет менее 12 с. Площадь поражения составляет 200 000 м 2 .
НУРС может иметь одну из следующих головных частей, которые также применяются в НУРС SBAT-70:
- осколочную, AVC-70/AC;
- осколочно-фугасную, AVC-70/AР;
- кумулятивно-осколочную, AVC-70/AC/АР;
- кассетную со стреловидными поражающими элементами, AVC-70/F;
- дымокурящую (снаряженную белым фосфором), AVC-70/FB;
- дымокурящую практическую, AVC-70/EF;
- с инертным снаряжением AVC-70/Е для учебно-тренировочного снаряда,
а также головные части с более высокими характеристиками:
- кассетную AVC-70/HE M2, весом 6 кг, снаряжаемую кумулятивно-осколочными боевыми элементами;
- кассетную AVC-70/MW, укомплектованную электронным дистанционным взрывателем;
- кассетную AVC-70FE со стреловидными поражающими элементами, укомплектованную электронным временным взрывателем.
Данные НУРС семейства SKYFIRE-70
Для сухопутных войск для стрельбы указанными снарядами предназначена (реактивная) пусковая установка AV-LM-SS-12/36 (см. рис. 1 , рис. 2 ), разработанная специалистами бразильской компании AVIBRAS. Вес незаряженной пусковой установки составляет 950 кг и 1500 кг в заряженном состоянии. Она может буксироваться автомобилем с колёсной формулой 4×4 или транспортным средством грузоподъёмностью ¼ т. Для операций на неподготовленных позициях она может транспортироваться вертолётом (Bell UH-1H или его вариантом) и ударным самолётом или другим видом транспорта (см. рис. ) .
В первой половине 2000-х годов на вооружении специальных сил индонезийской армии находилась буксируемая пусковая установка NDL-40 для НАР калибра 70 мм, разработанная во второй половине 80-х годов ХХ века. В качестве ходовой базы могло использоваться доработанное шасси грузового автомобиля. ПУ также могла быть смонтирована на борту быстроходного патрульного корабля. В конструкцию пусковой установки входили 20 трубчатых направляющих. Конфигурация пакета направляющих: четыре ряда по пять направляющих в каждом. При необходимости, направляющие могли бы быть демонтированы и смонтированы на треножном станке пусковой установки Легкой переносной реактивной системы. Посредством прицельных приспособлений обеспечивалась стрельба прямой и непрямой наводкой. В конструкцию ракеты входили твёрдотопливный ракетный двигатель FZ-68 и головная часть FZ-71. Максимальная дальность полёта НАР при наземном применении - 8500 м. В результате одного полного залпа накрывалась площадь размером 200 × 300 м. Установка буксировалась грузовым автомобилем с колёсной формулой 4×4 малой грузоподъёмности (см. рис. ) .
К первой половине первого десятилетия 2000-х годов относятся отечественные работы по разработке и испытанию системы “Гром”. В её состав входил опытный образец будущей БМ на доработанном шасси боевой машины десанта БМД-1. В конструкцию пакета направляющих (явно одна из составляющих отечественного блока БКП-Б812 ) входили 12 трубчатых направляющих: два ряда по шесть труб в каждом. Опытный образец был предназначен для запуска НАР типа С-8. Известно о трёх собранных опытных образцах и о двух предприятиях-разработчиках - ОАО “Авиаагрегат” (Россия, г. Самара) и ФГУП “ГНПП “Сплав” (Россия, г. Тула). Образцы установки были продемонстрированы во время проведения учений (см. рис. ) .
По данным первой половины 2000-х годов специалистами южно-африканской компании Mechem Developments были разработаны переносная пусковая установка с шестью трубчатыми направляющими и неуправляемый реактивный снаряд RO 68 калибра 68 мм. Они специально предназначались для использования специальными силами. Вес установки без снарядов составлял 45 кг. Длина установки в боевом положении составляла 1400 мм. Угол возвышения составлял от 0 до 55 град, угол горизонтального наведения - ±8 град (см. рис. ).
В качестве ракетного двигателя снаряда был использован ракетный двигатель неуправляемой авиационной ракеты калибра 68 мм. Для снаряда разработана осколочно-фугасная головная часть с готовыми поражающими элементами в виде стальных шариков в количестве 3200 штук, каждый из которых способен пробить стальной лист толщиной 3 мм с расстояния 15 м от точки детонации. Головная часть комплектовалась дистанционным взрывателем, который срабатывал на высоте 3 метра над целью. Возможность поражения живой силы при комплектации данным взрывателем в четыре раза выше по сравнению с обычной головной частью, комплектуемой контактным взрывателем. В конструкцию снаряда входили восемь ножевых стабилизаторов. Максимальная дальность полёта снаряда - 6500 м.
Было производство по требованию. Находились на вооружении в некоторых странах. Насколько известно, реактивные установки RО 68 не применялись в Южной Африке. Производством занимались специалисты компании Mechem Developments, являвшейся членом группы Denel .
По данным 2004 года, на вооружении абхазских военно-морских сил находились сторожевые катера "Гриф" с установками (по одной установке на катере) с блоками Б8М1 (один блок в конструкции одной установки), взятых со сбитых грузинских штурмовиков Су-25 (см. рис.1 , рис.2 , рис.3 , рис.4 , рис.5 .
По данным 2004 года, со ссылкой на рекламный проспект Института прикладной физики (г.Новосибирск) за 2002 год, предлагалось в качестве вооружения боевой машины поддержки танков (БМПТ-2) использовать две пусковые установки для неуправляемых авиационных ракет типа С-8. Конфигурация пакета направляющих каждой пусковой установки: пять рядов по три направляющие в каждом (см. рис. ). Согласно одному из предложений, на борту БМПТ можно было бы разместить пусковые установки с 30 … 40 направляющими. 30-ствольный вариант был бы российским аналогом швейцарской установки (см. рис. ) . Все ракеты должны были быть готовы к немедленному применению, включая залповую стрельбу. Применение неуправляемых ракет позволило бы значительно упростить систему управления огнём. Для применения в антитеррористических операциях на БМПТ можно было бы установить упрощённый прицел наводчика, в котором не будет лазерного канала управления ракетой и дорогостоящей тепловизионной камеры. Далее, в новом абзаце в источнике заимствования, приводятся данные образца БМПТ для антитеррористических операций без использования вооружения для пуска НАР .
Согласно данным на 2006 год, в армии и силовых структурах непризнанной республики Южная Осетия находились самодельные боевые машины с универсальными блоками для стрельбы неуправляемыми авиационными ракетами С-5 и С-8 калибров 57 мм и 80 мм соответственно. Ходовыми базами БМ были доработанные шасси грузовых автомобилей .
По данным первого десятилетия ХХI века специалистами Южной Кореи проводились и до сих пор могут проводиться работы по модернизации варианта Реактивной пусковой установки LAU97 бельгийской разработки с целью создания модернизированной боевой машины и управляемого реактивного снаряда (УРС), который мог поступить на вооружение в 2015 году.
Планировалась эксплуатация УРС на территориях островов Baeknyeong и Yeonpyeong в акватории Западного моря. Для пуска УРС предназначалась установка, из которой можно вести стрельбу 20 боеприпасами данного типа одновременно (вероятно в залповой последовательности). Дальность полёта УРС - 5-8 км. По словам военных, применение таких боеприпасов способно нанести ущерб 70 северокорейским судам на воздушной подушке, которые находятся на западном побережье .
Самодельные боевые машины с блоками широко изготавливались и применялись ливийскими повстанцами во время военного конфликта в Ливии в 2011 году. Шасси их самодельных БМ - грузовые автомобили-пикапы (Toyota и др). В конструкции артиллерийских частей БМ входили БО для НАР калибра 57 мм, 68 мм и других типов, основные элементы орудийной установки, а чаще стойка с лотком или основание с лотками (люлькой) для крепления блока, ручные механизмы вертикального и горизонтального (не всегда) наведения, пульт управления огнём с кабелем для ведения огня из кабины, или вне кабины автомобиля (см.
Неуправляемая авиационная ракета R4M - R4M (здесь R нем. Rakete, 4 масса снаряженной ракеты в кг, а М нем. Minenkopf (с фугасной боевой частью)) неуправляемая авиационная ракета класса «воздух воздух». Разработана в Германии в конце Второй мировой войны и … Википедия
Авиационная неуправляемая ракета - Су 25, хорошо видны блоки с НАР под крылом. НАР неуправляемая авиационная ракета. В литературе можно встретить обозначение авиационных ракет как НУРС, однако эта аббревиатура имеет более широкое значение и относится как к ракетам воздушного… … Википедия
Ракета авиационная - оружие боевой авиации для поражения воздушных и наземных целей, использующее для доставки боеприпаса к цели реактивный двигатель. Существуют неуправляемые и управляемые Р. Неуправляемая авиационные Р. (НАР) состоит из боевого снаряжения (заряд… … Энциклопедия техники
ракета Энциклопедия «Авиация»
ракета Энциклопедия «Авиация»
ракета - Рис. 1. Аэродинамические схемы управляемых авиационных ракет. ракета авиаци … Энциклопедия «Авиация»
ракета - Рис. 1. Аэродинамические схемы управляемых авиационных ракет. ракета авиац … Энциклопедия «Авиация»
С-25 ракета - С 25 неуправляемая авиационная ракета. Разработана в КБ Точмаш. С 25 предназначены для уничтожения техники и живой силы противника. Ракета принята на вооружение в ВВС СССР в июне 1975 г. Данными ракетами оснащаются различные типы самолетов.… … Википедия
). У НУРС отсутствуют системы управления полётом снаряда, прицеливание осуществляется заданием первоначального угла запуска, обычно с помощью направляющей балки или трубы, а также иногда с помощью задания времени работы двигателя. НУРС используются в системах залпового огня , переносных пусковых установках и в вооружении летательных аппаратов (НАР).
Неуправляемые ракеты - один из старейших видов артиллерийского оружия, который впервые начал применяться еще в средневековом Китае против монгольских захватчиков. Однако наибольшее применение реактивные снаряды получили в XX веке с развитием новых типов вооружений.
Системы залпового огня
Одним из таких направлений стали системы залпового огня, которые сочетали в себе невероятную огневую мощь с мобильностью пусковых установок, чего не могли позволить себе традиционные артиллерийские орудия. Такие установки, будучи установленными на шасси автомобилей, могли вплотную приблизиться к линии фронта, выстрелить весь боезапас за считанные минуты и отступить назад к безопасным позициям. Недостаточная точность единичной ракеты компенсировалась массированным огнём. К типичным представителям данных систем можно отнести системы БМ-13 («Катюша»), БМ-21 («Град»), M270 MLRS .
Переносные пусковые установки
С появлением танков появилась необходимость в переносном комплексе для пехоты, способных поражать хорошобронированные цели. Образцы такого оружия появились во время Второй мировой войны - это немецкий «Панцершрек », американские «Базуки ». Послевоенные разработки наращивали дистанцию поражения, и в конце концов эволюционировали в ПТУР , однако относительно дешёвые и хорошо зарекомендовавшиеся себя системы, основанные на неуправляемых снарядах (например, РПГ-7), до сих пор находятся на вооружении стран всего мира.
Напишите отзыв о статье "Неуправляемый реактивный снаряд"
Примечания
Это заготовка статьи о ракетном оружии . Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
Отрывок, характеризующий Неуправляемый реактивный снаряд
Сам он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра.– Ну, Матвевна, матушка, не выдавай! – говорил он, отходя от орудия, как над его головой раздался чуждый, незнакомый голос:
– Капитан Тушин! Капитан!
Тушин испуганно оглянулся. Это был тот штаб офицер, который выгнал его из Грунта. Он запыхавшимся голосом кричал ему:
– Что вы, с ума сошли. Вам два раза приказано отступать, а вы…
«Ну, за что они меня?…» думал про себя Тушин, со страхом глядя на начальника.
– Я… ничего… – проговорил он, приставляя два пальца к козырьку. – Я…
Но полковник не договорил всего, что хотел. Близко пролетевшее ядро заставило его, нырнув, согнуться на лошади. Он замолк и только что хотел сказать еще что то, как еще ядро остановило его. Он поворотил лошадь и поскакал прочь.
– Отступать! Все отступать! – прокричал он издалека. Солдаты засмеялись. Через минуту приехал адъютант с тем же приказанием.
Это был князь Андрей. Первое, что он увидел, выезжая на то пространство, которое занимали пушки Тушина, была отпряженная лошадь с перебитою ногой, которая ржала около запряженных лошадей. Из ноги ее, как из ключа, лилась кровь. Между передками лежало несколько убитых. Одно ядро за другим пролетало над ним, в то время как он подъезжал, и он почувствовал, как нервическая дрожь пробежала по его спине. Но одна мысль о том, что он боится, снова подняла его. «Я не могу бояться», подумал он и медленно слез с лошади между орудиями. Он передал приказание и не уехал с батареи. Он решил, что при себе снимет орудия с позиции и отведет их. Вместе с Тушиным, шагая через тела и под страшным огнем французов, он занялся уборкой орудий.
– А то приезжало сейчас начальство, так скорее драло, – сказал фейерверкер князю Андрею, – не так, как ваше благородие.
Князь Андрей ничего не говорил с Тушиным. Они оба были и так заняты, что, казалось, и не видали друг друга. Когда, надев уцелевшие из четырех два орудия на передки, они двинулись под гору (одна разбитая пушка и единорог были оставлены), князь Андрей подъехал к Тушину.
– Ну, до свидания, – сказал князь Андрей, протягивая руку Тушину.
– До свидания, голубчик, – сказал Тушин, – милая душа! прощайте, голубчик, – сказал Тушин со слезами, которые неизвестно почему вдруг выступили ему на глаза.
Справочник "Отечественное ракетное оружие" содержит сведения о 520 боевых, опытных и экспериментальных ракетных комплексах, ракетах, реактивных системах залпового огня и их модификациях, состоявших или состоящих на вооружении Советской Армии и Российской Армии, а также о ракетных проектах, созданных в 38 ведущих конструкторских бюро (головных предприятиях-разработчиках) СССР, РФ и Украины. Включены данные о межконтинентальных баллистических ракетах, баллистических ракетах подводных лодок, ракетах средней дальности, оперативно-тактических, тактических, крылатых, аэробаллистических, зенитных, противотанковых, противолодочных ракетах и противоракетах по следующим пунктам: краткая история создания, год принятия на вооружение, тактико-технические характеристики, данные о носителях, пусковых установках, серийном производстве и эксплуатации в войсках.
Разделы этой страницы:
НЕУПРАВЛЯЕМЫЕ АВИАЦИОННЫЕ РАКЕТЫ
РС -82
Авиационный твердотопливный реактивный снаряд (авиационная неуправляемая ракета для борьбы с воздушными и наземными целями). Один из первых в стране и в мире серийных боевых реактивных снарядов. Разработан в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ) под руководством Ивана Клейменова, Георгия Лангемака, Юрия Победоносцева. Испытания проходили в 1935-1936 гг. Принят на вооружение ВВС в 1937 г. Снарядами оснащались истребители И-15, И-153, И-16, штурмовики ИЛ-2. В августе 1939 г. РС-82 впервые в отечественной истории были применены в боевых действиях у реки Хапхин-Гол с истребителей И-16. Максимальная дальность стрельбы – 5,2 км. Масса снаряда – 6,82 кг. Максимальная скорость – 350 м/с. Масса ВВ – 0,36 кг. Калибр – 82 мм. Снят с вооружения.
РС-132
Авиационный твердотопливный реактивный снаряд (авиационная неуправляемая ракета для борьбы с наземными целями). Разработан в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ) под руководством Ивана Клейменова, Георгия Лангемака, Юрия Победоносцева. Принят на вооружение ВВС в 1938 г. Снарядами оснащались бомбардировщики "СБ". Максимальная дальность стрельбы – 7,1 км. Масса снаряда – 23,1 кг. Масса ВВ – 1 кг. Калибр – 132 мм. Снят с вооружения.
С -1
Авиационный неуправляемый оперенный твердотопливный турбореактивный снаряд. Разрабатывался в НИИ-1 (Московский институт теплотехники) для самолетов штурмовой авиации. Принят на вооружение ВВС в середине 50-х гг., но серийно не выпускался в связи с прекращением производства штурмовиков. Калибр – 212 мм.
С -2
Авиационный неуправляемый оперенный твердотопливный турбореактивный снаряд. Разрабатывался в НИИ-1 (Московский институт теплотехники) для самолетов штурмовой авиации. Принят на вооружение ВВС в середине 50-х гг., но серийно не выпускался в связи с прекращением производства штурмовиков. Калибр – 82 мм.
С -3
Авиационный неуправляемый оперенный твердотопливный турбореактивный снаряд. Разрабатывался в НИИ-1 (Московский институт теплотехники) для самолетов штурмовой авиации. Принят на вооружение ВВС в середине 50-х гг., но серийно не выпускался в связи с прекращением производства штурмовиков. Калибр – 132 мм.
С -3К
Авиационный неуправляемый противотанковый твердотопливный реактивный снаряд. Разрабатывался в НИИ-1 (Московский институт теплотехники) под руководством конструктора З.Бродского для самолетов СУ-7Б в 1953-1961 гг. Максимальная дальность стрельбы – 2 км. Бронепробитие – 300 мм. Масса снаряда – 23,5 кг. Масса БЧ – 7,3 кг. Имеет кумулятивный осколочно – фугасный заряд. Принят на вооружение в 1961 г. Выпускался серийно до 1972 г. Снят с вооружения.
С -21 (АРС-212)
Тяжелый авиационный неуправляемый твердотопливный реактивный снаряд класса "воздух-воздух". Усовершенствованный РС-82. Первоначальное название – АРС-212 (авиационный ракетный снаряд). Разрабатывался в НИИ-1 (Московский институт теплотехники) под руководством конструктора Н.Лобанова для самолетов МИГ-15бис и МИГ-17. Принят на вооружение в 1953 г.
Калибр – 210 мм. Имеет осколочно-фугасную ГЧ. Снят с вооружения в начале 60-х гг..
С -24
Авиационный неуправляемый твердотопливный оперенный реактивный снаряд для поражения защищенных наземных целей. Разрабатывался в НИИ-1 (Московский институт теплотехники) под руководством конструктора М.Ляпунова в 19531960 гг. Принят на вооружение в середине 60-х гг. Предназначен для самолетов и вертолетов фронтовой авиации ИЛ- 102, МИГ-23МЛД, МИГ-27, СУ-17, СУ-24, СУ-25, ЯК-141. Дальность стрельбы – 2 км. Масса снаряда – 235 кг. Длина снаряда – 2,33 м. Калибр – 240 мм. Масса осколочно-фугасной БЧ – 123 кг. При разрыве снаряда образовывалось до 4000 осколков.
Применялся во время войны в Афганистане. Находится на вооружении.
С-24Б
Авиационная неуправляемая ракета для поражения защищенных наземный целей. Модификация С-24. Имеет измененный состав топлива. Осколочно-фугасная БЧ весом 123 кг содержит 23,5 кг ВВ. При подрыве образуется 4000 осколков с радиусом поражения 300-400 м. Оснащена неконтактным радиовзрывателем.
Ракеты применялись во время войны в Афганистане и в ходе боевых действий в Чечне.
С -5 (АРС-57)
Авиационный неуправляемый ракетный снаряд класса "воздух – поверхность". Первоначальное название – АРС-57 (авиационный ракетный снаряд). Разработан в 60-е годы в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана) под руководством главного конструктора Александра Нудельмана. Принят на вооружение в 60-е г. БЧ осколочно-фугасного типа. Калибр – 57 мм. Длина – 1,42 м. Масса – 5,1 кг. Масса БЧ – 1,1 кг. Дальность стрельбы – 2 – 4 км. Имеет РДТТ.
Разрабатывалось опытное применение С-5 для стрельбы по воздушным целям. Опытный истребитель Павла Сухого П-1 должен был нести 50 ракет С-5. С-5 с УБ-32 устанавливались также на танк T-62.
С-5 поставлялись во многие страны мира, участвовали в арабо-израильских войнах, в войне Ирана с Ираком, в боевых действиях в Афганистане, в ходе боевых действий в Чечне.
С -5М
Авиационный неуправляемый ракетный снаряд класса "воздух – поверхность". Модификация С-5. Разработан в 60-е годы в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана) под руководством главного конструктора Александра Нудельмана. Калибр – 57 мм. Длина – 1, 41 м. Масса – 4,9 кг. Масса БЧ – 0,9 кг. Дальность стрельбы – 2 – 4 км. Имеет РДТТ.
Предназначен для борьбы с живой силой, слабозащищенны- ми целями, артиллерийскими и ракетными позициями противника, самолетами на стоянке. БЧ осколочного типа образует при разрыве 75 осколков массой от 0,5 до 1 г.
С-5МО
Авиационный неуправляемый ракетный снаряд класса "воздух – поверхность". Модификация С-5 с БЧ усиленного осколочного действия. Разработан в 60-е годы в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана) под руководством главного конструктора Александра Нудельмана. Калибр – 57 мм. При взрыве дает до 360 осколков массой 2 г. каждый. Имеет РДТТ.
С-5К
Авиационный неуправляемый ракетный снаряд класса "воздух – поверхность". Модификация С-5. Разработан в 60-е годы в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана) под руководством главного конструктора Александра Нудельмана. Калибр – 57 мм. Предназначен для борьбы с бронетанковой техникой (танки, БТР, БМП). Имеет БЧ кумулятивного действия. Имеет РДТТ. Бронепробитие – 130 мм.
С-5КО
Авиационный неуправляемый ракетный снаряд класса "воздух – поверхность". Модификация С-5. Разработан в 60-е годы в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана) под руководством главного конст-
руктора Александра Нудельмана. Имеет БЧ комбинированного кумулятивно-осколочного действия. Калибр – 57 мм. Имеет РДТТ. При разрыве образует 220 осколков массой по 2 г.
С-5С
Авиационный неуправляемый ракетный снаряд класса "воздух – поверхность". Модификация С-5. Разработан в 60-е годы в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана) под руководством главного конструктора Александра Нудельмана. Имеет БЧ, которая имеет 1000 стреловидных поражающих элемента (СПЭЛ). Калибр – 57 мм. Имеет РДТТ. Для уничтожения живой силы противника.
НАР С-8 в контейнере Б8В20 (фото из журнала "Военный Парад")
НАР С-8 в контейнере Б8М1 (фото из журнала "Военный Парад")
С-8А, С-8В, С-8АС, С-8ВС
Авиационные неуправляемые твердотопливные ракеты класса "воздух-поверх-ность". Модификации С-8, имеющие усовершенствованные РДТТ, состав топлива и стабилизаторы.
С-8М
Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С-8. Имеет БЧ усиленного осколочного действия и РДТТ с увеличенным временем работы.
С -8С
Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С-8. Имеет БЧ, снабженную 2000 стреловидными поражающими элементами.
С-8Б
Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С-8. Имеет бетонобойную БЧ проникающего действия.
С-8Д
Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С-8. Содержит 2,15 кг жидких компонентов взрывчатого вещества, смешивающихся и образующих аэрозольное облако объемно-детонирующей смеси.
С-8КОМ
Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С-8. Разработана в новосибирском Институте прикладной физики. Принята на вооружение. Предназначена для самолетов и вертолетов фронтовой авиации СУ-17М, СУ-24, СУ-25, СУ-27, МИГ-23, МИГ-27, МИ-28, КА-25. Для поражения современных танков, легкобронированной и небронированной техники. Максимальная дальность стрельбы – 4 км. Масса ракеты – 11,3 кг. Длина ракеты – 1,57 м. Калибр – 80 мм. Масса БЧ – 3,6 кг. Масса ВВ – 0,9 кг. Бронепробитие – 400 мм. Имеет кумулятивный заряд. Находится на вооружении.
С-8БМ
Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С-8. Бетонобойная ракета с проникающей БЧ. Разработана в новосибирском Институте прикладной физики. Принята на вооружение. Предназначена для самолетов и вертолетов фронтовой авиации СУ- 17М, СУ-24, СУ-25, СУ-27, МИГ-23, МИГ-27, МИ-28, КА-25. Для поражения материальной части и живой силы в фортификационных сооружениях.
Максимальная дальность стрельбы – 2,2 км. Масса ракеты – 15,2 кг. Длина ракеты – 1,54 м. Калибр – 80 мм. Масса БЧ – 7,41 кг. Масса ВВ – 0,6 кг. Находится на вооружении.
С-8ДМ
Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность" с объемно-детонирующей смесью. Модификация С-8. Разработана в новосибирском Институте прикладной физики. Принята на вооружение. Предназначена для самолетов и вертолетов фронтовой авиации СУ-17М, СУ- 24, СУ-25, СУ-27, МИГ-23, МИГ-27, МИ-28, КА-25. Для поражения целей, находящихся в окопах, траншеях, блиндажах и прочих подобных укрытиях.
Максимальная дальность стрельбы – 4 км. Масса ракеты – 11,6 кг. Длина ракеты – 1,7 м. Калибр – 80 мм. Масса БЧ – 3,8 кг. Масса ВВ – 2,15 кг. Находится на вооружении.
С-8Т
Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С-8. Разработана в новосибирском Институте прикладной физики. Принята на вооружение. Предназначена для самолетов и вертолетов фронтовой авиации СУ-17М, СУ-24, СУ-25, СУ-27, МИГ-23, МИГ-27, МИ-28, КА-25.
Масса ракеты – 15 кг. Длина ракеты – 1,7 м. Калибр – 80 мм. Масса ВВ – 1,6 кг. Бронепробитие – 400 мм. Имеет тандемный кумулятивный заряд. Находится на вооружении.
С-13
С -13
Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Разработана в новосибирском Институте прикладной физики. Принята на вооружение в 1985 г. Предназначена для самолетов Су-25, СУ-27, СУ-30, МИГ-29. Для уничтожения самолетов в железнодорожных укрытиях, а также военной техники и живой силы в особо прочных укрытиях. Имеет БЧ бетонобойного типа. Максимальная дальность стрельбы – 3 км. Масса ракеты – 57 кг. Длина ракеты – 2,54 м. Калибр – 122 мм. Масса БЧ – 21 кг. Масса ВВ – 1,82 кг.
Ракеты С-13 различных модификаций применялись во время войны в Афганистане. Находится на вооружении.
С -13Т
Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С-13. Разработана в новосибирском Институте прикладной физики. Принята на вооружение в 1985 г. Предназначена для самолетов Су-25, СУ- 27, СУ-37, МИГ-29. Для уничтожения самолетов, находящихся в укрытиях усиленного типа, командных пунктов и пунктов связи, вывода из строя взлетно-посадочных полос аэродромов. Имеет две разделяющиеся автономные БЧ, первая из которых является проникающей, вторая – осколочно-фугасной. Максимальная дальность стрельбы – 4 км. Масса ракеты – 75 кг. Длина ракеты – 3,1 м. Калибр – 122 мм. Масса БЧ – 37 кг. Находится на вооружении.
С-13ОФ
Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С-13. Разработана в новосибирском Институте прикладной физики. Принята на вооружение в 1985 г. Предназначена для самолетов Су-25, СУ- 27, СУ-37, МИГ-29. Имеет осколочно-фугасную БЧ с заданным дроблением на осколки (дробится на 450 осколков массой 25-35 г). БЧ укомплектована донным взрывателем, срабатывающим после заглубления в грунт. Способна пробить броню БТР или БМП.
Максимальная дальность стрельбы – 3 км. Масса ракеты – 69 кг. Длина ракеты – 2,9 м. Калибр – 122 мм. Масса БЧ – 33 кг. Масса ВВ – 7 кг. Находится на вооружении.
С-13Д
Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С-13. Разработана в новосибирском Институте прикладной физики. Принята на вооружение в 1985 г. Предназначена для самолетов Су-25, СУ- 27, СУ-37, МИГ-29. Имеет БЧ с объемно – детонирующей смесью.
Максимальная дальность стрельбы – 3 км. Масса ракеты – 68 кг. Длина ракеты – 3,1 м. Калибр – 122 мм. Масса БЧ – 32 кг. Находится на вооружении.
С -25-О
Авиационная особо тяжелая неуправляемая ракета класса "воздух – поверхность". Пришла на смену С-24. Разработана в 70-е гг. в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана) под руководством главного конструктора Александра Нудельмана. Поставляется в ВВС в одноразовом контейнере ПУ-0-25 – деревянной пусковой трубе с металлической обшивкой. Имеет осколочную БЧ. Предназначена для уничтожения живой силы, транспорта, самолетов на стоянке, слабозащищенных целей. РДТТ имеет 4 сопла и заряд весом 97 кг смесевого топлива. Прицельная дальность стрельбы – 4 км. Масса БЧ – 150 кг. БЧ при взрыве дает до 10 тысяч осколков. При удачном попадании одна ракета может вывести из строя до батальона пехоты противника.
С-25ОФ
Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С-25. Разработана в конце 70-х гг. в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана) под руководством главного конструктора Александра Нудельмана. Эксплуатируется в войсках с 1979 г. Предназначена для самолетов фронтовой авиации. Для борьбы с легкой бронетехникой, сооружениями и живой силой противника. Максимальная дальность стрельбы – 3 км. Масса ракеты – 381 кг. Длина ракеты – 3,3 м. Калибр – 340 мм. Масса БЧ осколочно-фугасного типа – 194 кг. Масса ВВ – 27 кг. Находится на вооружении.
С-25ОФМ
Модернизированная авиационная управляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С- 25. Разработана в 80-е годы в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана) под руководством главного конструктора Александра Нудельмана. Предназначена для самолетов фронтовой авиации. Для уничтожения одиночных укрепленных наземных целей. Имеет упрочненную БЧ проникающего действия для пробивания прочных укрепленных сооружений. Максимальная дальность стрельбы – 3 км. Масса ракеты – 480 кг. Длина ракеты – 3,3 м. Калибр – 340 мм. Масса БЧ – 190 кг. Находится на вооружении.
С-25Л
Авиационная твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность" с лазерным наведением. Модификация С-25ОФМ. Разработана в конце 70-х гг. в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана). Главный конструктор – Борис Смирнов. Эксплуатируется в войсках с 1979 г. Предназначена для самолетов фронтовой авиации как управляемая ракета с лазерным наведением. Лазерная ГСН разработана в НПО "Геофизика". Максимальная дальность стрельбы – 3 км. Масса ракеты – 480 кг. Длина ракеты – 3,83 м. Калибр – 340 мм. Масса БЧ – 150 кг. Находится на вооружении.
С-25ЛД
Модернизированная авиационная управляемая твердотопливная ракета увеличенной дальности класса "воздух-поверхность" с лазерным наведением. Разработана в 80-е годы в Конструкторском бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана. Главный конструктор – Борис Смирнов. Эксплуатируется в войсках с 1985 г. Предназначена для штурмовиков СУ-25Т.
Максимальная дальность стрельбы – 10 км. Находится на вооружении.
- Чебуреки с картошкой и грибами Картофельные чебуреки
- Блины роти. Блины тайские с бананом. “Роти клуай” или тайские блинчики с бананом: рецепт традиционный
- Рецепт: Чебуреки с картофелем - "экономные" Рецепт как приготовить чебуреки с картошкой
- Рецепт: чебуреки с картошкой Чебуреки с картошкой на сковороде